Появится еще один наблюдатель за госзакупками

20 Декабря 2021 10:25 20 Дек 2021 10:25 |

Стал известен размер откатов при проведении российских госзакупок. Он почти достиг 6,6 трлн руб., а это треть доходной части бюджета всей страны. За победу в тендере компании «откатывают» вплоть до 65% суммы контракта, притом в схеме может участвовать как непосредственный заказчик, так и другие участники тендера. Им выплачиваются так называемые «отступные».

Коррупция в России при госзакупках достигла колоссальных масштабов. Как пишет РБК со ссылкой на исследование Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ, объем откатов в этой сфере исчисляется триллионами рублей.

Суммарный объем коррупционных выплат при госзакупках достиг почти 6,6 трлн руб. Для сравнения, это равно трети доходной части всего российского бюджета. Коррупция и госконтракты настолько тесно переплетены, что с ней сталкивается абсолютное большинство компаний, пожелавших принять участие в гостендерах.

С коррупцией при прохождении госконкурсов имели дело около 71% поставщиков. Размер взятки тоже немаленький – в среднем он составляет 22,5% от суммы государственного контракта.

Все оценки, приведенные в отчете об исследовании ВШЭ, основаны на опросе более 1200 российских компаний, участвующих в госзакупках. Среди респондентов 7% относятся к крупному бизнесу, 34% — к среднему, а оставшиеся 53% являются представителями малого бизнеса.

Насколько все серьезно

Объем взяток при госконтрактах, почти достигший 6,6 трлн руб., сопоставим с 6,2% ВВП России за весь 2020 г. Также это приблизительно 35,3% доходной части всего федерального бюджета страны.

Появится еще один наблюдатель за госзакупками

В ряде случаев компании платят более 50% от стоимости госконтракта ради победы в тендере

В отчете ВШЭ прямым текстом говорится, что суммарные объемы откатов при госзакупках настолько велик, что уже превышает расходы консолидированного бюджета на фундаментальные сферы государства, например, на образование или здравоохранение.

Далеко не все респонденты, принявшие участие в опросе, давали прямые ответы на прямые вопросы о коррупции, поскольку само по себе это явление в России уголовно наказуемо. Не исключено, что без этого результаты исследования были бы еще более впечатляющими. Аналитики ВШЭ задавали участникам и косвенные вопросы, к примеру, «от чего зависит, платят ли компании неформально при госзакупках».

Методика исследования

Как сообщил РБК один из авторов исследования, замдиректор Института государственного и муниципального управления ВШЭ Константин Головщинский, участники опроса рассказали в сумме о 2300 случаев выполнения госконтрактов, в которых фигурировал откат. Они называли различные суммы выплат, включая нулевые.

Исследователи складывали все названные суммы, затем отдельно складывали все размеры госконтрактов после делили первое значение на второе. Итогом вычислений стал средний процент неформальных выплат, составивший 22,5% от суммы контракта.

Также исследователи учли суммарный размер затрат на госзакупки в рамках 44-ФЗ (регулирует закупки госорганов) и 223-ФЗ (регулирует закупки госкомпаний) по итогам всего 2020 г. Они составили 29,1 трлн руб. «Экстраполировав процентное значение среднего размера взятки на все множество госзакупок, ученые оценили рынок коррупционных выплат в 6,56 трлн руб.», – пишет РБК.

Сколько платят компании

На косвенные вопросы аналитиков ВШЭ о наличии так называемых «неформальных выплат» при госзакупках положительно ответили около двух третей респондентов. 28% или затруднились с ответом, или отказались что-либо комментировать.

Цифровая трансформация вносит большой вклад в эффективность бизнеса, но не терпит спешки

ИТ в банках Появится еще один наблюдатель за госзакупками

Размеры взятки в госконтрактах не фиксированы. Кому-то повезло заплатить лишь 3% или 5% от суммы контракта, кто-то был вынужден «поделиться» 10%, кому-то указали на 20%. Наименее везучие отдавали вплоть до 65%, и лишь минимальное число респондентов, 14%, заявили, что не давали никаких откатов.

Что толкает бизнесменов на преступление

83% опрошенных заявили, что всячески осуждают коррупцию. В то же время, исходя из итогов исследования, российские бизнесмены вынуждены прибегать к откатам из-за слишком высокой конкуренции в гостендерах.

«В текущих условиях поставщику выгоднее вступать в сговор, чем работать над уникальностью или инновационностью товаров, работ или услуг», – говорится в отчете об исследовании.

Сложившаяся в сфере госзакупок ситуация настолько плоха, что для 37% компаний, участвовавших в опросе, откат является главным фактором получения контракта. Они выделяют два вида сговора – вертикальный, когда поставщик напрямую договаривается с заказчиком, и горизонтальный. В этом случае коррупционная схема осуществляется между непосредственными участниками торгов.

Что нужно знать при выборе ВКС

Рынок видеоконференцсвязи 2021 Появится еще один наблюдатель за госзакупками

Как пишет РБК, подобные махинации имеют вполне очевидные последствия в виде крайне низкого качества оказываемых услуг и проводимых работ по «откатным» госконтрактам. В качестве примера издание приводит строительство больниц и детских садов, а также закупку лекарств.

Как решить проблему

Константин Головщинский сообщил изданию, что для решения проблемы откатов в госконтрактах следует в первую очередь предоставить «большую свободу заказчику».

«Любое законодательное регулирование не нужно перегружать несвойственными ему антикоррупционными функциями. Задача такого регулирования одна — обеспечить поставку качественных товаров в срок, а не бороться с коррупцией», — рассуждает эксперт.

По его мнению, нужно контролировать не саму процедуру госконтракта, а результаты выполнения закупок по нему.

Счетная палата, по информации издания, регулярно проводит аудит сферы госзакупок. Однако пока что она не проводила мероприятий, посвященных именно вопросам коррупции, хотя в обозримом будущем это может измениться.

«В настоящее время проводится экспертно-аналитическое мероприятие “Анализ проблем, связанных с выявлением правонарушений и преступлений при осуществлении аудита и контроля в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также с использованием угрозы административной и уголовной ответственности как инструмента обеспечения законности поведения участников федеральной контрактной системы”. Оно будет завершено в следующем году (в 2022 г. – прим CNews», – сообщили представители Счетной палаты.

Усилить надзор за госзакупками собирается и Генпроратура, Еще в начале 2021 г.

российский генпрокурор Игорь Краснов издал приказ «Об организации прокурорского надзора в сфере закупок» с целью формирования «единообразной правоприменительной практики и применение всех прокурорских полномочий по обеспечению законности в сфере закупок».

Для примера, по итогам 2020 г. силами прокуроров было выявлено около 150 тыс. различных коррупционных нарушений в госконтрактах. Это послужило причиной заведения более 700 уголовных дел и привлечения к ответственности свыше 40 тыс. человек.

Эльяс Касми

Появится еще один наблюдатель за госзакупками

Минкомсвязь разработал требования к программному комплексу, который должен обеспечить непрерывное отслеживание действий участников закупок в ЕИС и на ЭТП. Разбираемся, когда новая программа заработает в полноценном формате и какие у нее возможности.

20.03.2018 на официальном портале проектов нормативных актов Минкомсвязь опубликовал проект Постановления Правительства об установлении требований к ГИС «Независимый регистратор». Планируется, что оно детализирует пункт 4 части 14 статьи 4 Закона о контрактной системе.

В настоящее время ГИС уже работает, об этом мы писали в статье «Программа «Независимый регистратор»: пошаговая инструкция по работе».

При этом после вступления в силу Постановления будет создана нормативная база для работы. Будут утверждены требования к эксплуатации, порядку формирования, хранения и использования информации, которая содержится в ГИС «Независимый регистратор». К числу таких требований относятся:

  • наличие средств, которые будут собирать, обрабатывать, хранить и использовать сведения в ГИС;
  • связь с ЕИС и электронных площадок;
  • порядок и периоды хранения, а также алгоритм предоставления информации;
  • правомочия и обязательства лиц, которые являются получателями сведений;
  • установление алгоритма связи программ участников контрактной системы с ГИС;
  • обеспечение конфиденциальности.

После утверждения Постановления Правительства «Независимый регистратор» с учетом новых требований начнет функционировать с 01.10.2019.

Возможности «Независимого регистратора»

Система должна обеспечивать возможность:

  • отслеживания работоспособности ЕИС, электронных площадок и доведения информации о работоспособности до органа, который контролирует;
  • установления факта, в том числе и в видеоформате в режиме live, действий (бездействий) участников контрактной системы в ЕИС и на ЭТП;
  • сбора, хранения, обработки и аналитики сведений о действиях (бездействии) участников контрактной системы в ЕИС и на ЭТП, в т. ч. сведений о документах в электронной форме, которые формируются ими и подписаны усиленной ЭЦП (при условии, что другие правила не устанавливает 44-ФЗ);
  • доступа к сведениям в электронной форме, которые содержатся в ГИС «Независимый регистратор»;
  • взаимодействия с ЕИС и ЭТП, а также органами контроля.

О других возможностях вы можете прочитать в самом Постановлении.

Постановление

Появится еще один наблюдатель за госзакупками

Скачать

Признаки картельного сговора

Свободная конкуренция — важное условие развития рыночной системы и экономики страны. Только в условиях честной конкуренции у хозяйствующих субъектов есть мотивация оптимизировать производства, повышать эффективность, работать над снижением стоимости ТРУ и повышением их качества.

В том, чтобы принципы свободной конкуренции повсеместно соблюдались, заинтересованы как сами участники рынков, так и потребители ТРУ, поэтому на защиту конкуренции направлены усилия и законодателя, и уполномоченных государственных органов.

Участники картельного — это игроки одного и того же рынка, которые, вместо того чтобы честно конкурировать на нем, формируют договоренности, которые позволяют им работать на этом рынке, реализовывать ТРУ и получать прибыль, не прилагая усилий, чтобы на нем удержаться. Договоренность направлена на:

  • поддержание определенного уровня цен на рынке;
  • устранения отдельных участников с рынка;
  • передел сфер влияния на рынке.
Читайте также:  Нотариальное заверение заявлений в Федеральную налоговую службу (ФНС)

Картельный сговор возможен на рынке любых ТРУ и всегда незаконен, но особого внимания заслуживают картели, работающие в сфере госзакупок; к таковым относятся:

  • картельный сговор между заказчиком и подрядчиком, когда заказчик стремится отдать контракт на исполнение не выбранному на честном тендере победителю, а компании, с которой заранее достигнута договоренность;
  • договоренность между несколькими участниками тендера.

Говоря о том, что такое картельный сговор по 44-ФЗ и чем он опасен, важно помнить, что по закону о контрактной системе расходуются не собственные средства заказчика, а бюджетные деньги.

Конкуренция на тендерах — это не только способ для заказчика получить наилучший товар, работу или услугу, но и сэкономить государственные деньги.

Картельный сговор на госзакупках способствует не только снижению качества поставляемых ТРУ, но и неэффективному расходованию бюджетных средств, что наносит ущерб как экономической, так и политической системам страны.

В сфере госзакупок изобретено множество схем картельного сговора:

  • широко известна форма картельного сговора «таран», предполагающая договоренность двух участников тендера против остальных. Первый участник сильно снижает сумму будущего контракта относительно НМЦК, заставляя добросовестных участников покинуть торги, поскольку для них это становится невыгодно. В конце торга свою цену предлагает второй участник договоренности, который относительно НМЦК снижает незначительно. В итоге в тендере остается два участника, заявки которых поступают на рассмотрение заказчику. В результате рассмотрения выясняется, что заявка первого, «тарана», не соответствует требованиям, и победителем признается второй заговорщик, чье предложение незначительно ниже НМЦК. В результате заказчик вынужден заключить контракт с не самым лучшим из претендентов, да еще и не по самой оптимальной цене;
  • нередко участники тендера договариваются между собой не снижать значительно цену тендера, из-за чего не достигается одна из задач закупочной системы — экономия бюджетных средств;
  • некоторые договоренности реализуются еще до начала непосредственно тендера: компании, работающие на одном рынке, договариваются, что не станут подавать заявки на одни и те же тендеры — это фактический передел рынка на сферы влияния.

Нередко участником становится сам заказчик:

  • манипулирует с закупочной документацией, формулируя ее таким образом, что «случайная» компания заведомо не выполнит предъявленные условия;
  • на этапе проведения тендера отсеивает неугодные компании по надуманным поводам.

Как распознать сговор: признаки картеля

Распознать признаки картеля на торгах не всегда просто: схемы взаимодействия заговорщиков модернизируются, и часто совершаемые ходы не очевидны для стороннего наблюдателя. Заказчик подозревается в сговоре с одним из участников при наличии таких маркеров, как:

  • документация о закупке сформулирована витиевато, в ней много мелких, не вполне обоснованных и нетривиальных требований к заявкам;
  • наличие требований, которые в области применения закупаемых ТРУ не являются обычными и обязательными, особенно важно обращать внимание на требования или сочетания требований, которые объективно способна выполнить только одна компания — верный признак того, что ее интересы заказчик лоббирует;
  • сложные условия исполнения контракта, например, заказчик заявляет слишком маленькие сроки исполнения — нередко это говорит о том, что по факту ТРУ заказчику уже поставлены, и теперь он стремится только легализовать это с помощью формальной процедуры;
  • слишком маленькая НМЦК — расчет на то, что добросовестные участники не заинтересуются процедурой и не придут на нее.

Уличить участников в договоренности можно, если имеются такие признаки картельного сговора в госзакупках, как:

  • значительное снижение НМЦК в начале процедуры — признак «тарана»;
  • странные действия игроков, невыгодные решения с их стороны;
  • необоснованно отсеиваются добросовестные участники;
  • одна и та же команда участников кочует из одного тендера в другой.

Борьба с картелями — важный аспект государственной политики, и российский законодатель это осознает. В настоящий момент рассматривается инициатива по ужесточению этой борьбы, в частности, созданию цифрового реестра картелей.

Компании, внесенные в него, не смогут участвовать в государственных тендерах.

Картели — это не специфическая российская проблема, для противодействия картельным сговорам на торгах за рубежом создаются специальные госорганы, такие как Федеральное ведомство по картелям в Германии.

Как пожаловаться в ФАС

Первым органом государственной власти, который рассмотрит дело о картельном сговоре, является Федеральная антимонопольная служба; борьба с картелями — это сфера ее непосредственной компетенции.

Сообщать в ФАС об обнаруженном картеле можно:

  • с помощью официального письменного обращения, отправленного по почте или принесенного лично в приемную госоргана. Особых требований к такому обращению не предъявляется, оно составляется в свободной форме, важно указать в нем адресата, заявителя, подробно изложить факты и подозрения и подкрепить документами, если таковые имеются;
  • воспользоваться формой обратной связи на сайте ведомства, такие обращения рассматриваются как официальные.

Пример жалобы в ФАС на картельный сговор:

Появится еще один наблюдатель за госзакупками

Если пропущен срок обращения в ФАС, либо если решение ФАС не устраивает кого-то из участников дела, вопрос передается на рассмотрение арбитражного суда — судебная практика по картельному сговору по 44-ФЗ велика и разнообразна. Суды решают вопрос о наличии или отсутствии картельной договоренности между компаниями по ряду прямых или косвенных признаков:

  • анализируются IP-адреса, с которых компании подают заявки, если адреса совпадают, это один из аргументов в пользу наличия картели;
  • история взаимоотношений: если компании часто участвуют в одних и тех же закупках и ведут себя схожим образом — это настораживает;
  • настораживают и денежные транзакции между подозреваемыми компаниями или обнаружение документов одной из них в офисе другой.

Например, вынося решение по делу №А10-3052/2018, суд усмотрел в действиях фигурантов признаки схемы «таран».

Суд пришел к выводу, что три участника закупки вступили в картельный сговор: двое из них изобразили видимость борьбы и снизили цену контракта на 90%, но их заявки содержали ошибки, из-за чего контракт с ними не заключили. Победителем стал третий участник, который получил контракт при минимальном снижении НМЦК.

Еще одно показательное решение вынес Арбитражный суд Свердловской области по делу №А60-47465/2018. В процессе была рассмотрена история 17 аукционов, в которых принимали участие компании, подозреваемые в сговоре.

По итогам анализа всех процедур суд пришел к выводу, что в каждом из них фигуранты действовали сообща и в интересах друг друга. Мало того, установлено, что участники действовали с одного и того же IP-адреса и одним и тем же сотрудником.

Такое поведение признано картельным сговором.

Штрафы за картель

Участникам картельного сговора грозит административная, а в некоторых случаях и уголовная ответственность. Административная предусмотрена ст. 14.32 КоАП РФ:

  • для должностных лиц штраф от 20 000 до 50 000 рублей или дисквалификация от одного года до трех лет;
  • на юридических лиц — от 0,03 до 0,5 размера суммы НМЦК, но не менее 100 000 рублей.

Уголовная ответственность наступает по ст. 178 УК РФ в случаях, если действия заговорщиков повлекли крупный или особо крупный ущерб. В этом случае в качестве санкции возможны:

  • принудительные работы до 5 лет;
  • лишение права занимать определенные должности до 3 лет;
  • лишение свободы до 6 лет с лишением права занимать определенные должности от 1 до 3 лет, либо без него;
  • штраф до 1 000 000 рублей или без него.

Если ущерб причинен в крупном размере, срок давности картельного сговора — 2 года с момента совершения преступления; для особо крупных размеров срок давности составляет 6 лет.

Процедура электронного аукциона в вопросах и ответах | Контур.Закупки

Тех поставщиков, кто только собирается принять участие в аукционе, волнуют многие вопросы. Как узнать количество конкурентов? Как определяется шаг цены? Можно ли для начала последить за процедурой со стороны, не принимая в ней участия? Попробуем ответить на эти и другие вопросы.

Моей заявке присвоен номер 10. Это значит, что кроме меня уже зарегистрировалось 9 участников?

Совсем не обязательно. Ведь заявки могут отзываться и подаваться вновь. При этом нумерация будет продолжаться. Точное количество участников аукциона до торгов известно заказчику.

Можно ли наблюдать за ходом аукциона, если не принимаешь в нем участие?

Да, это возможно в открытом разделе электронной торговой площадки. Например, если это «Сбербанк-АСТ», то нужно в меню «Аукционы» выбрать «Аукционный зал». Выйдет список всех активных процедур. Можно войти в интересующую и понаблюдать за ходом торгов.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Интересует история аукционов определенного заказчика. Где ее можно посмотреть?

Это доступно на официальном сайте ЕИС. Здесь размещены итоги всех электронных аукционов. По интересующим процедурам можно посмотреть протоколы торгов и подведения итогов, а также информацию о контракте.

Читайте также:  Специалисты ФНС пояснили, чтобы продавать кофе в магазине, ИП нужен патент на услуги общепита

Как подается первое ценовое предложение? Может ли оно быть равным НМЦК?

Первое предложение должно быть подано в течение 10-ти минут после начала аукциона. Если этого не последовало, он будет признан несостоявшимся. Предложение должно быть меньше начальной цены контракта — соответствовать ей оно не может. При этом оно должно отличаться от НМЦК на шаг цены.

Как определяется шаг цены?

Диапазон шага цены установлен законом — это 0,5-5% от НМЦК. Чтобы улучшить текущую цену аукциона, участник должен подать предложение с шагом в этом диапазоне.

Можно ли подавать предложение вне шага цены?

Первое предложение должно быть в любом случае в шаге цены. Далее участники могут предлагать цену вне шага. Правда, нужно учесть, что такое предложение не улучшит цену аукциона.

Раз предложение вне шага не учитывается, зачем тогда его подавать?

У участника, сделавшего такое предложение, могут быть свои резоны. Например, он борется за второе место. Такая тактика имеет место. Ведь после торгов оцениваются вторые части заявок, и если на этом этапе победителя отклонят, то контракт будет заключен с участником №2.

Цена второго и последующего предложений уменьшается на шаг от цены лидера или от НМЦК?

Шаг цены, то есть процент ее снижения, рассчитывается от НМЦК. Полученное значение вычитается из цены лидера.

Участник подает предложение, уменьшающее цену лидера на значение меньше шага цены. Кто будет признан победителем в этой ситуации?

Победит участник, подавший лучшее предложение в шаге цены. Предложение вне шага учитываться не будет и не уменьшит цену лидера. Это предложение может улучшить только текущее предложение самого участника и никак не повлияет на лидера торгов.

Можно ли подать предложение, равное цене лидера?

Да, это уместно в конце аукциона. Участник, который первым подаст предложения по той же цене, что и лидер, станет вторым в Протоколе аукциона.

Электронный аукцион: подготовка к участию и тактики для победы

Бессмысленно подавать заявки на участие во всех аукционах подряд. Первостепенная задача — выбрать закупку, в которой есть высокие шансы на победу, а у участника в случае победы будут ресурсы и возможности для выполнения всех обязательств по её контракту.

Для расчёта перспектив необходимо проанализировать и оценить закупочную документацию, требования к участникам и параметры закупки, а также возможный ход торгов и накал борьбы.

Обязательно нужно определить:

  1. «Стоп-лайн» — минимальную граница цены, до которой разумно снижаться. То есть ниже этого уровня контракт уже не будет выгодным для участника, поэтому снижать цену дальше нет смысла.
  2. «Подвал» — уровень цены, который ниже «стоп-лайна», но допустим для участника, если победа в аукционе очень важна, пусть и не на столь выгодных условиях, которые даёт «стоп-лайн». «Подвал» рассчитывается исходя из «стоп-лайна» — как допустимое процентное или ценовое отклонение от этого уровня. Он не обязательно понадобится, потому что победу может принести «стоп-лайн» или цена выше «стоп-лайна». Но если накал борьбы будет высок и конкуренты пойдут ниже «стоп-лайна», нужно понимать, до какого уровня и на сколько шагов вы готовы опуститься в ценовом предложении.

Ход торгов и накал борьбы можно оценить по требованиям и другим параметрам госзакупки. Чем жёстче требования и параметры, тем меньше будет участников. Большое количество участников говорит о том, что понижение цены, скорее всего, будет большим.

При такой перспективе лучше действовать аккуратно или выжидательно.

Если участников мало, поведение вполне может быть агрессивным, но при этом крайне важно, чтобы точно были рассчитаны и соблюдались «стоп-лайн» и «подвал», а эмоции не помешали следовать намеченной стратегии.

Поскольку предварительный анализ и оценки всегда носят приблизительный характер, в подготовку к аукциону желательно включить этап моделирования различных вариантов хода торгов.

Необходимо прикинуть, как, вероятно, будут действовать другие участники, как отвечать на их шаги, и к чему это может привести.

Моделирование помогает оценить перспективы более точно и заранее подготовиться к ситуациям, при которых аукцион пойдёт не так, как хотелось бы и планировалось.

Ключевые правила участия в аукционе

Не существует «рецептов победы» в электронном аукционе. Но есть ряд правил поведения, которые помогают в конкурентной борьбе, предупреждают ошибки и способствуют быстрому реагированию на действия других участников:

  1. Тщательная подготовка к аукциону.
  2. Своевременное вступление в аукцион без опозданий.
  3. Быстрый интернет и надёжное оборудование — чтобы исключить технические проблемы.
  4. Действующая электронная подпись и рабочая система ЭДО — чтобы не проиграть из-за мелочей.
  5. Самостоятельное обновление страницы, на которой отображается ход аукциона — чтобы исключить «запаздывание» или «подвисание» системы торгов.
  6. Рациональные, взвешенные действия.
  7. Чёткое следование намеченному плану и выбранной тактике, но при этом готовность в любой момент по ходу аукциона скорректировать тактику или применить контрмеры по отношению к действиям других участников.
  8. Первый ход — это всегда минимально доступное снижение цены, потому что пока неясно, как поведут себя другие участники, будет ли борьба и насколько острой она будет. Исключение — заранее просчитанная и избранная агрессивная тактика.
  9. Если по ходу аукциона появляется перспектива занять второе место, а сейчас вы находитесь на третьей или четвёртой позиции, стоит побороться за вторую позицию, но только при условии, если позволяют «стоп-лайн» и «подвал». Дело в том, что первое место не гарантирует заключение контракта. У победителя, например, могут отклонить вторую часть заявки, тогда ваше второе место превратится в первое.

Основные тактики в аукционах

На практике в электронных аукционах применяются тактики:

  1. Агрессивная. Обычно используется, если участников очень много, а потенциальная прибыль от контракта позволяет серьёзно снижать цену уже с самого начала аукциона.
  2. Аккуратная. Используется, в частности, когда не имеет смысла сразу задавать большое или среднее снижение цены, а число участников невелико. Тактика затягивает время проведения аукциона, поэтому в данном случае используется нетерпеливость других участников.
  3. Выжидательная тактика. Она работает по принципу минимального шага снижения цены за максимальное время. Напоминает аккуратную тактику, но зачастую в итоге переходит в агрессивную — после «изматывания» соперников идёт резкое снижение цены, которое они уже не осилят. Однако иногда резко снижать цену бывает не нужно — другие участники устали и выбыли из борьбы.
  4. Умеренная. Тактика основана на использовании среднего шага снижения цены с переходом к минимальному за средний промежуток времени. Такое поведение редко используется как основная модель поведения, чаще служит для определения тактик других участников и на основе этих данных — для перехода к другой, самой эффективной в текущих условиях тактике участия в аукционе.
  5. Гибкая тактика. Сводится к реагированию на действия других участников и работает на том, что конкуренты не могут просчитать и определить, как поведёт себя участник.
  6. Смешанные тактики. Это комбинация разных моделей поведения, в том числе их смена по ходу торгов.

Наряду с тактиками используются и контртактики — как ответные шаги на те или иные тактики участников. Если участников много и высок накал борьбы, часто приходится применять разные контртактики по отношению к разным конкурентам.

https://www.youtube.com/watch?v=haI1hfqKkDc\u0026t=90s

Грамотное применение тактик и контртактик предполагает хорошее владение теорией и практикой этого вопроса. Поэтому нужно либо самостоятельно разобраться в теме, либо привлекать специалиста.

Ответные действия на самые распространённые шаги конкурентов

Если проанализировать тактики, используемые в электронном аукционе, то наиболее часто поведение конкурентов сводится:

  • к агрессивному и быстрому снижению цены — сразу же заявляется нацеленность на победу и уверенность в ней;
  • к пассивному или малоактивному поведению — заявка на аккуратные действия, выжидательную позицию с целью затягивания процедуры и изматывания конкурентов;
  • к смешанному поведению, смене тактик по ходу торгов — обычно для того, чтобы запутать конкурентов, сбить их с выбранного пути, заставить сделать ответный ошибочный шаг.

Если такое поведение было просчитано, то ответный шаг — действовать согласно своему плану и применять ту или иную контрактику. Но если шаг конкурента оказался внезапным, главное — не паниковать и продолжать следовать своему курсу.

Достаточно часто участники используют тактику выставления круглой цены, когда близится подача последних предложений и достаточно одного понижения, чтобы результат торгов был предрешён.

В таком случае нужно понимать, что такое поведение конкурента — не всегда тактика. Круглая цифра может оказаться стоп-лимитом, а не рычагом психологического давления.

В любом случае останавливаться не стоит, можно сделать небольшое снижение, например на 0,5%, и посмотреть, что будет дальше.

Ничто не может на 100% гарантировать победы, но правильная подготовка, заранее сделанные расчёты, продуманные тактики и контртактики значительно повышают шансы на победу в аукционе. Кроме того, важно не поддаваться на приёмы, которые может использовать конкурент, а действовать согласно своему плану.

Читайте также:  Может ли ИП выдавать сертификаты о прохождении курсов, не имея лицензии?

Общественные наблюдатели помогают делать объекты нацпроектов более полезными и удобными для людей

В 2019 году Приморский край одним из первых в России внедрил новый способ контроля за реализацией национальных проектов. Оценивать итоги работы по ним и давать свои рекомендации теперь могут общественные наблюдатели – люди, которым не безразлично качество жизни в их городе или районе. О том, как на их появление отреагировали чиновники в муниципалитетах и подрядчики на объектах, в интервью рассказал руководитель агентства проектного управления Приморского края Николай Стецко.

– Как родилась идея привлечь общественность к наблюдению за ходом реализации национальных проектов? Когда первые общественные наблюдатели в Приморье приступили к работе?

– Старт этому проекту осенью 2019 года дала председатель Правительства Приморского края Вера Щербина. Речь идет общественном контроле за созданием объектов, которые возводятся в регионе в рамках нацпроектов. В прошлом году был проведен пилотный отбор общественных наблюдателей – ими стали 44 человека из разных муниципальных образований.

В 2020 году деятельность общественных наблюдателей получила продолжение. В марте-мае мы провели дополнительный отбор. Желание стать общественными наблюдателями по нацпроектам изъявили более 400 человек, и стало понятно, что наша инициатива оказалась интересна людям.

Комиссия, в которую входили профильные органы власти – агентство проектного управления, департамент информационной политики, департамент внутренней политики Приморского края, а также муниципалитеты отобрали (с учетом прошлого года) 187 наблюдателей. Кроме того, были расширены география и количество объектов, которыми занимаются общественные наблюдатели.

На сегодняшний день они работают во всех 32 муниципалитетах Приморья, где создаются объекты по нацпроектам.

Нами проведена большая организационная работа.

Необходимо было наладить координацию между общественниками и представителями муниципальных органов власти – всего около 300 человек, что мы и сделали, лично прозвонив каждого и определив координаторов в каждом из муниципальных образований. Кроме того, агентство проектного управления сформировало карту объектов, строящихся в Приморье в рамках национальных проектов.

– Каковы функции общественных наблюдателей за национальными проектами?

– В каждом муниципальном образовании есть проектные комитеты, в которые включены наблюдатели.

Общественники вместе с представителями местных администраций выезжают на строящиеся объекты, дают свои комментарии и рекомендации, которые учитываются подрядчиками.

Кроме того, на объекте наблюдатели делают фотографии и видео, потом делятся впечатлениями в социальных сетях. Могу сказать, что эти материалы изучают министры краевого правительства и его председатель.

Также по итогам каждого выезда на объект наблюдатель заполняет анкету, аккумулируя всю полученную информацию. Ключевые вопросы – это качество объекта, соответствие графику, культура проведения работ. «Обратная связь» от наблюдателей дает нам возможность оценивать состояние дел на каждом из объектов в реальном времени.

– Есть ли какие-либо специальные требования к людям, которые хотели бы стать общественными наблюдателями?

– Изначально мы не выдвигали каких-то критериев. Главными условиями были проживание в Приморском крае, интерес к мониторингу создания важных для страны и края объектов.

При новом наборе также учитывался опыт участия в реализации проектов, конструктивная позиция и профессиональные знания в сфере, к которой относится объект мониторинга.

Если человек руководит спортивной федерацией, то понятно, что его мнение будет наиболее компетентным при оценке нового спортплощадки. Если состоит в ТОСе, то это проекты по созданию комфортной городской среды.

С каждым из прошедших отбор наблюдателей мы переговорили лично. Важно было понять мотивацию человека – если такой мотивацией являлось желание помочь своему региону, поделиться своим опытом, то это только приветствовалось. Были, конечно, и те, кто хотел придать своей деятельности политическую, оппозиционную окраску. Но, думаю, для таких людей существуют иные форматы работы.

– Какие из национальных проектов вызывают у наблюдателей наибольший интерес?

– Это объекты по проектам «Формирование комфортной городской среды», «Спорт – норма жизни» и «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Логично, что общественные пространства, спорт и дороги – наиболее близкие и понятные для людей вещи.

– Может ли один человек быть наблюдателем по нескольким нацпроектам?

– Да, может, мы этому не препятствуем. Некоторые общественные наблюдатели настолько активны, что мониторят несколько проектов в нескольких муниципалитетах.

– Как строится работа общественных наблюдателей с региональными и муниципальными органами власти?

– Руководство края обращает личное внимание на деятельность общественных наблюдателей. Расширенное совещание, посвященное первым итогам работы наблюдателей в 2020 году, провел Губернатор Олег Кожемяко. «Народным контролерам» была предоставлена возможность высказаться: они рассказали, слышат ли их власти на местах, дали свои предложения.

Одна из главных задач, которую мы решаем – это прямой диалог, повышение взаимного доверия между общественниками и органами власти.

Есть очень хороший пример: глава Артемовского городского округа Вячеслав Квон собрал в одном зале своих заместителей и общественных наблюдателей, чтобы все познакомились друг с другом, обменялись контактами. Представители администрации дали информацию по строящимся объектам, а наблюдатели озвучили свои ожидания.

Понятно, что в дальнейшем каких-то сложностей в координации совместной работы не возникало: есть совместные выезды на объекты, по итогам которых рекомендации общественных наблюдателей сразу идут в работу.

Конструктивная работа между чиновниками и наблюдателями выстроена в Арсеньеве, очень хорошее взаимодействие складывается сейчас во Владивостоке – в том числе, по такой острой теме, как ремонт дорог. Вопросы, которые появляются, решаются с участием заместителей главы города и начальников профильных управлений.

Подчеркну: дать указание муниципалитетам быть открытыми несложно. Но для того, чтобы научиться учитывать предложения извне в своей работе, требуется время. Ведь мы фактически меняем культуру управления, и на разных территориях она меняется с разной скоростью. Везде разные стили управления, но каких-то серьезных сбоев в работе с общественными наблюдателями мы не видим.

– Есть ли примеры, когда на основе предложений от общественных наблюдателей корректировались проекты?

– Хороший пример был по улице Бестужева во Владивостоке, где по совету общественных наблюдателей с тротуара был перенесен фонарный столб. Конструктивное взаимодействие с наблюдателями выстроено в Артеме, Арсеньеве, Шкотовском и Надеждинском районах.

– Контролируют ли общественники такие мероприятия, как реализация губернаторской программы «1000 дворов», текущий ремонт краевых и муниципальных дорог, проведение капитального ремонта МКД?

– На данный момент нет.

Общественное наблюдение за нацпроектами началось сравнительно недавно, и на первом этапе важно было понять, насколько активны будут люди, какое количество человек потребуется для координации работы общественных наблюдателей.

Мы четко определили границы, и пока занимаемся только тем, что касается национальных проектов. Не исключаю, что со временем формат общественного наблюдения может быть распространен и на другие сферы.

– Еще одна сторона в любом проекте – это подрядчики. Не восприняли ли они общественных наблюдателей как дополнительных контролеров, мешающих работе?

– Безусловно, позиция тех людей, которые непосредственно работают на объектах, – один из важных факторов в деятельности наблюдателей. Поэтому мы предусмотрели формат, при котором наблюдатели выезжают на объект организованно, вместе с представителями заказчика – то есть муниципальной администрации.

А на некоторых территориях в таких выездах участвуют еще и депутаты. За полтора месяца активной работы общественных наблюдателей в этом году я не слышал негативных отзывов со стороны подрядчиков по поводу подобного формата работы.

Единственное, что эпидемия коронавируса и связанные с ней ограничения отодвинули некоторые планы по коллективным выездам на объекты на более поздний срок.

– Будет ли как-то формализовано участие общественных наблюдателей в приемке объектов?

– На данном этапе – нет, поскольку для этого потребуется корректировка нормативной базы. Мне известно, что такие предложения есть у Общественной палаты Приморского края. Повторюсь, важно выстраивать работу поэтапно: сейчас мы взяли почти 200 человек, ранее не посвященных в работу органов власти, и чиновников, которые ранее не работали с общественностью в таком формате и масштабе.

– Можно ли выделить муниципалитеты, где общественность наиболее активна в плане наблюдения за национальными проектами?

– Наибольшее количество наблюдателей сегодня работает во Владивостоке – 60 человек, на втором месте Уссурийск – 13 человек. В сельских районах, как правило, действуют по 3-4 общественных наблюдателя. Кстати, в 10 муниципалитетах края все работающие там общественные наблюдатели уже посетили все строящиеся по нацпроектам объекты.

– Как Приморский край в целом выглядит на фоне других регионов в плане общественного наблюдения за национальными проектами?

– Знаю, что масштабные проекты по общественному наблюдению есть в Московской области и ряде регионов европейской части России. По Дальнему Востоку мне о подобных форматах неизвестно.

Но важнее, на мой взгляд, другое: деятельность общественных наблюдателей – это не разнарядка из Москвы, а инициатива руководства Приморского края.

Надеюсь, что такая форма работы общества и власти позволит сделать строящиеся объекты еще более полезными и удобными для приморцев.

Все новости на сайте

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *