Требования к участникам закупки по 223-ФЗ и 44-ФЗ в 2022 году

Кроме установленных ч.1 статьи 31 Закона о контрактной системе единых требований, в соответствии с частью 2.1 ст.31 Правительство РФ вправе установить дополнительные требования к участникам закупок аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также консультационных услуг.

Кроме этого, в соответствии с частью 2 статьи 31 Правительство РФ вправе установить дополнительные квалификационные требования в том случае, если закупаются товары, работы, услуги по результатам конкурсов открытых или закрытых, а также конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных и также конкурса аукциона.

Какие квалификационные требования могут быть установлены

Требования к участникам закупки по 223-ФЗ и 44-ФЗ в 2022 году

По отношению требований части 2 статьи 31 во исполнение этой нормы принято Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 года № 99, в соответствии с которым устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки.

В соответствии с Постановлением №99 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению №1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждаются документами, предусмотренными в этом приложении.

Кроме этих требований, в Постановлении №99 установлены случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием согласно приложению №2 и документы, которыми такое соответствие необходимо подтверждать.

Рассмотрим в качестве примеров несколько случаев установления дополнительных требований по Постановлению № 99.

Реставрация музейных предметов

При закупке работ по проведению реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав музейного фонда РФ, дополнительными требованиями установлены:

  • Наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта либо договора. Достаточно одного контракта или договора, чтобы подтвердить свой опыт, но при этом такой контракт или договор должен соответствовать объекту закупки, то есть он должен соответствовать проведению работ по реставрации музейных ценностей, редких предметов и коллекций.
  • Стоимость одного такого контракта или договора составляет не менее 20% начальной максимальной цены договора (цены лота) на право заключить который проводится закупка.

Также установлены документы, которые будут подтверждать соответствие дополнительным требованиям:

  • копия исполнительного контракта (договора),
  • копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполнительного контракта (договора).

Указанные документы должны быть подписаны не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Работы по строительству и реконструкции

При закупке работ по строительству, реконструкции, за исключением линейного объекта если начальная максимальная цена или цена лота для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн рублей, для обеспечения нужд субъектов РФ, муниципальных нужд — 5 млн рублей.

Постановлением №99 устанавливается следующее требование.

Необходимо подтверждение опыта за последние 5 лет до даты подачи заявки. Достаточно одного контракта или договора на работы по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта.

Стоимость исполнительного контракта или договора составляет не менее:

  • 50% НМЦК — если НМЦК (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн рублей; для обеспечения нужд субъектов РФ, муниципальных нужд — 5 млн рублей,
  • 40% — если НМЦК превышает 100 млн рублей,
  • 30% — если НМЦК превышает 500 млн рублей.

Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:

  • Копия исполненного контракта и акта выполненных работ;
  • Копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Услуги по организованной перевозке групп детей

Если закупается такая услуга, заказчик будет устанавливать требование, в соответствии с которым необходимо подтвердить наличие права собственности или иного законного основания на автобус.

При этом с 1 июля 2021 года будут действовать ограничения — год выпуска такого автобуса должен быть не более чем 10 лет.

Такие автобусы должны соответствовать по конструкции и назначению техническим требованиям к осуществлению перевозок пассажиров. Также с мая 2021 года по оснащению должна применяться навигация Глонасс.

Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:

  • копия документов, подтверждающих наличие права собственности или иного законного основания на автобусы, технику, которая предполагается для перевозки детей,
  • копия документов, подтверждающих государственную регистрацию таких транспортных средств,
  • копия паспортов транспортных средств либо выписки из электронных паспортов,
  • копии диагностических карт, подтверждающих допуск таких ТС к участию в дорожном движении на территории РФ и в соответствии с международными договорами РФ, а также за ее пределами,
  • копии документов, подтверждающих наличие на таких транспортных средствах тахографов
  • когда вступит в силу требование об обязательном оснащении техники навигацией Глонасс, то будут предоставляться копии документов, подтверждающих идентификацию соответствующей аппаратуры,
  • копии договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Определение кадастровой стоимости

Для кадастровой оценки, согласно Приложению к пункту 2 Постановления №99, установлены следующие требования:

  • подтвердить наличие персонала с соответствующей квалификацией (копии диплома, трудовых книжек, сведения о трудовой деятельности). Документы могут быть предоставлены в электронном виде;
  • предоставить подтверждение членства саморегулируемой организации либо письменное подтверждение, либо выписку из реестра,
  • в обязательном порядке при таких закупках идет подтверждение опыта в аналогичных работах и услугах (подтверждается копиями контрактов, актами).

Предоставление и проверка документов при закупке с дополнительными требованиями

Законом о контрактной системе предусмотрены особенности предоставления и проверки документов по ч.2-2.1 ст.31.

В соответствии с ч.12 статьи 24.

2 с целью обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров и услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования в соответствии с ч.1 ч.

2 и 2.1 статьи 31, участники закупки, аккредитованные на ЭП, направляют оператору этой ЭП в отношении каждого такого вида электронные документы (или их копии), предусмотренные Постановлением №99.

При закупке с дополнительными требованиями участники, которые не загрузили документы по дополнительным требованиям на ЭП, подать свою заявку не смогут. Такое ограничение установлено в п.30 Постановления Правительства РФ от 08.06.2018 №656.

Такой порядок взаимодействия оператора электронной площадки и участников закупки утвержден для обмена, предоставления документов и для подтверждения соответствия дополнительным требованиям.

Порядок взаимодействия оператора электронной площадки и участника закупки

Требования к участникам закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Требования к участникам закупки по 44-ФЗ были определены законодательством РФ, где прописаны все условия и нормативно-правовые акты в области контрактной сферы, которые позволяют исполнителям участвовать в электронных аукционах. Среди основных требований:

Минстрой опубликовал законопроект приказа об обязательных требованиях к участникам по квалификации, связанных с оказанием услуг, доставкой продукции или исполнением работ участниками закупок. Минстрой требует предъявлять наличие:

Чтобы взять участие в госзакупке, исполнитель должен отвечать требованиям к участникам торгов, указанным в ст. 31 ФЗ №44 ФЗ. В нем указан регламент проведения закупочной деятельности, а также система обязательных требований, предъявляемых к участникам закупки, которые можно разделить на единые, дополнительные и иные.

Скачать проект приказа Минстроя об установлении обязательных квалификационных требований к участникам закупок

Скачать законопроект об изменении ст. 31 44-ФЗ о дополнительной проверке на соответствие требованиям — это фрагмент статьи с портала Госконтракт.

Единые требования к участникам закупок

Доверитель должен помнить, что участник должен отвечать требованиям к заявке участника закупки, согласно с п.1 ч.1 ст. 31 44 ФЗ, что потребует от исполнителя документального подтверждения. По остальным пунктам этой статьи прилагаются декларации. К единым требованиям к участникам закупки 44-ФЗ относятся следующие условия:

  1. Участники госзакупки, осуществляющие поставку продукции и услуг, обязаны соответствовать требованиям участников закупок, согласно ч. 1 ст. 31 44 ФЗ. Покупатель должен изучать и анализировать требования в саморегулируемых компаниях и их лицензии.
  2. В арбитражной судебной инстанции не должно быть открыто дело о банкротстве потенциального партнера по закупке. Проверить участника по этим требованиям заказчик может на портале базы данных: bankrot.fedresurs.ru.
  3. Участника госзакупки не должна касаться ликвидация, что чревато прекращением прав, согласно ст. 61 ГК РФ.
  4. Участник закупки не должен иметь недоимки и долгов по оплате в бюджет РФ, налоговым задолженностям и сборам, согласно с п. 5 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ. Учитывается годовая задолженность, превышающая 25% цены активов за последний период. Если налоговый долг есть, но было подано обжалование, такой участник отвечает требованиям. Также если был предоставлен кредит или отсрочка, которые были реструктурированы, то при определении долгового размера эти средства не учитываются.
  5. На день подачи заявки в админ. порядке временно не была прекращена деятельность участника закупки, согласно ч. 1 ст. 31 44 ФЗ.
  6. Отсутствие уголовной судимости за правонарушения в экономической сфере, коррупционные действия, а также за незаконную предпринимательскую деятельность.
  7. Отсутствует конфликт интересов, когда договор заключен с физ. лицом или единственным исполнителем (п. 9 ч. 1 ст. 31 44 ФЗ).
  8. Требование к закупкам по 44-ФЗ, предъявляемое юр. субъектам о не привлечении к админ. ответственности за незаконное обогащение от имени юр. лица (п. 7.1 ч. 1 ст. 31 31 44 ФЗ).
  9. Участник госзакупки не должен иметь отношение к оффшорным компаниям, в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 31 44 ФЗ.
Читайте также:  Как сообщить в налоговую об изменении гражданства учредителя? Подойдет ли форма Р14001?

Новые требования для проверки подрядчиков

Министерство финансов выпустило законопроект, согласно которому госзаказчики закупок должны проверять исполнителей на привлечение к ответственности за коррупционные правонарушения, чтобы не допустить к закупкам юр.

субъектов, нарушивших законодательство по ст. 19.28 КоАП за два года до подачи заявления на участие в торгах. В Единой информационной системе автоматически формируется список юр. лиц, которые привлекались к админ.

ответственности, согласно Постановлению Правительства №917.

Условия для участия в закупках по 44-ФЗ

Участниками закупки считаются любые физ. или юр. лица, а также частные предприниматели, согласно п. 4 ст. 3 44-ФЗ. У подрядчиков закупок должны быть регистрационные данные, такие как юридический адрес, ОПФ, место происхождения капитала, вид собственности. Условия соответствия обозначены в ст. 31 Федерального закона 44-ФЗ.

Для освидетельствования соответствия к заявке по закупкам должны прилагаться копии сертификатов, свид-в или гослицензий. Отсутствие факта ликвидации или банкротства потенциальный поставщик должен подтвердить заявлением о соответствии. Сведения об отсутствии недоимки также подтверждаются декларированием.

Кроме отсутствия судимости за экономические правонарушения, у подрядчика не должно быть дисквалификаций по административным наказаниям, что подтверждается декларацией. Чтобы подтвердить свою непринадлежность к офшорной организацией, необходимо приложить выписку из ЕГРЮЛ.

Соответствие всем требованиям к участникам закупки электронного аукциона подтверждается декларацией п. 3-9 ч. 1 ст. 31 44 ФЗ.

Согласно ч. 1.1 ст. 31 44-ФЗ, доверитель имеет право установить требование, что организация потенциального поставщика не состоит в базе недобросовестных исполнителей и об отсутствии информации о них в РНП. Если участник закупок соответствует вышеуказанным требованиям, его могут принять в Ассоциацию участников закупок.

Образец декларации о соответствии участника 2020 года

Требования к участникам закупки по 223-ФЗ и 44-ФЗ в 2022 годуСКАЧАТЬ

Условия по 223-ФЗ

По закону о закупках 223-ФЗ нет точного определения требований к исполнителю, на законодательном уровне покупатели должны устанавливать их в документации аукциона и в Постановлении, где можно детально ознакомиться о нормах, сроках и методах закупки. Законом закреплены только общие положения проведения аукциона, без четких требований к участникам закупки по 223-ФЗ.

Одно из основных требований — недопущение лимита допуска к участию в торгах путем установления несоизмеримых условий к поставщикам. Чтобы принять участие в электронном аукционе, исполнитель должен соответствовать желаниям доверителя, имея достаточный опыт работы, деловую репутацию, финансовые и технические возможности. Список закупок можно узнать на: https://rutend.ru/tenders.

Дополнительные требования

Заказчик должен знать, что при госзакупке товаров из позиций 3-29 Положения Правительства РФ № 1072, доп. условием является применение материалов, страной изготовления которых является Россия или государство, принадлежащее к членству экономического союза Евразии.

Требования заказчика к участникам закупки были установлены решением Правительства РФ №99, которое имеет право устанавливать доп. требования. К ним относится опыт выполнения аналогичного договора в предыдущие 3 года (в сфере строительства), а также недвижимое имущество, тех. средства и оборудование.

При установлении требований к участникам закупок сведения должны быть указаны в приложенной документации.

Иные требования к участникам

К этой категории требований относятся условия, оговоренные в ч. 2.1 ст. 31 44 ФЗ. Правительство России может установить иные требования к участникам закупки услуг по аудиту и консультациям.

Если доверитель покупает права собственности на интеллектуальную деятельность (кроме оформления договоров на создание литературных произведений или шедевров искусства), то в отношении участника возможно установление исключительных прав, согласно п. 8 ч. 1 ст. 31 44 ФЗ.

Покупатель может установить требование запросить сведения об участнике в базе недобросовестных субъектов.

Отказ от заключения договора с победителем торгов может произойти до заключения соглашения, если госзаказчик обнаружит, что участник не предоставил достоверную информацию о товаре, услугах или не соответствует требованиям. Протокол об отстранении может быть обжалован, согласно Федеральному закону 44-ФЗ.

При отказе от оформления договора с победителем, составляется и размещается протокол в Единой информационной системе не позднее 1 рабочего дня. В течение 2 рабочих дней он направляется победителю тендера по закупкам. Решение с требованием должно содержать сведения о:

Читать другие статьи:

Все услуги компании Rutend

Отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ для чайников, в чем разница между 44-ФЗ и 223-ФЗ

Самым наглядным отличием №44-ФЗ от №223-ФЗ, бросающимся в глаза, становится объем законодательного акта: текст первого закона примерно в 10 раз больше, чем второго. На этом различия между документами не заканчиваются. А потому имеет смысл рассмотреть более внимательно и подробно, в чем состоят основные различия между №44-ФЗ и №223-ФЗ, причем для большей наглядности – в табличной форме.

  1. Базовые отличия
  2. Заказчики закупочных мероприятий
  3. Поставщики товаров или услуг
  4. Привилегированные участники
  5. Виды торгов
  6. Этп для проведения закупок
  7. Временной регламент закупочных мероприятий
  8. Способы идентификации участников
  9. Отчетность, обязательная для заказчиков
  10. Варианты обеспечения обязательств исполнителя/поставщика
  11. Возможность и порядок изменения/расторжения договора
  12. Процедура обжалования действий заказчика
  13. Часто задаваемые вопросы
    1. В чем состоит разница между №44-ФЗ и №223-ФЗ?
    2. Какой из Федеральных законов регламентирует порядок закупки более жестко?
    3. На какие виды закупок распространяются требования каждого из указанных Федеральных законов?

Базовые отличия

№44-ФЗ №223-ФЗ
Действие законодательного акта регламентирует закупки, которые проводятся всеми государственными и муниципальными организациями. Положения №44-ФЗ устанавливают жесткие требования к каждому из этапов процедуры.Любое нарушение, допущенное участниками госзакупки предусматривает серьезные санкции, прежде всего – для исполнителей, которые заносятся в реестр недобросовестных поставщиков. Четкое соблюдение требований закона гарантирует заключение госконтракта и своевременную оплату поставленных товаров или услуг. Содержит общие правила проведения закупок компаниями с государственным участием. Подробные условия реализации мероприятия разрабатывает сам заказчик. Поэтому торги, проводимые разными организациями, достаточно серьезно отличаются по многим параметрам – от требований к участникам до критериев определения победителя.

Заказчики закупочных мероприятий

№44-ФЗ №223-ФЗ
Заказчиками при проведении госзакупок становятся бюджетные учреждения двух видов – государственные и муниципальные. Перечень заказчиков для закупок по №223-ФЗ включает:

  • компании в собственности государства на половину или больше, а также их дочерние предприятия любого статуса;
  • естественные монополии, в числе которых РЖД, Газпром и другие корпорации;
  • хозяйствующие субъекты, ведущие деятельность в регулируемых государством сферах, например, водоснабжении или энергетике;
  • бюджетные учреждения, которые проводят закупки, финансируемые из грантов, собственных средств или в рамках субподряда.

Поставщики товаров или услуг

№44-ФЗ №223-ФЗ
Один из немногих пунктов, общих для обоих Федеральных законов. Поставщиками выступают хозяйствующие субъекты, имеющие статус юрлица, ИП или самозанятого.

Привилегированные участники

№44-ФЗ №223-ФЗ
Правила проведения госзакупок предусматривают предоставление различных льгот и преференций следующим категориям поставщиков:

  • организации инвалидов;
  • предприятия УИС;
  • субъекты, отнесенные к малому предпринимательству;
  • социально ориентированные НКО;
  • поставщики товаров из стран ЕАЭС.

Например, доля закупок у социально ориентированных НКО и субъектов малого предпринимательства должна составлять не менее 15% для каждого государственного заказчика.

Положения №223-ФЗ устанавливают преференции и льготы двум категориям участников:

  • поставщики товаров и услуг из стран ЕАЭС;
  • самозанятые и субъекты, отнесенные к малому или среднему предпринимательству.

Доля последней группы поставщиков должна составлять не менее 20% от ежегодного объема закупок.

Виды торгов

№44-ФЗ №223-ФЗ
Положения ФЗ допускают проведения закупки одним из 10 способов:

  • пять видов конкурсов: открытые, с ограничением участия, закрытые, закрытые с ограничением участия, двухэтапные;
  • электронные аукционы;
  • закрытые аукционы;
  • два вида запросов – котировок цены и предложений;
  • закупки у единственного поставщика (ограничены жесткими требованиями).
Федеральный закон требует от заказчика четко прописать формат проведения закупки – конкурентный или неконкурентный. К первым относятся:

  • конкурсы;
  • аукционы;
  • запросы котировок или предложений.

Вторые предусматривают закупки у единственного поставщика. Их проведение регламентируется необходимостью соблюдения ряда дополнительных условий.Для проведения закупок с участием представителей малого и среднего бизнеса используются только конкурентные формы торгов и восемь аккредитованных ЭТП.

Этп для проведения закупок

№44-ФЗ №223-ФЗ
Государственные закупки организуются и проводятся на восьми аккредитованных ЭТП (электронных торговых площадках). Их актуальный перечень размещается в свободном доступе на специализированном интернет-ресурсе ЕИС Закупки. Участие в торгах в качестве заказчика и поставщик предусматривает обязательную регистрацию в этой Единой информационной системе. Организация и проведение закупок осуществляется на полутора сотнях ЭТП. Многие из них созданы ключевыми заказчиками.Как и для предыдущего пункта действует ограничение, касающееся закупок с участием субъектов, отнесенных к малому или среднему бизнесу. Подобные торговые процедуры проводятся исключительно на восьми ЭТП, аккредитованных в соответствии с требованиями №44-ФЗ.

Временной регламент закупочных мероприятий

№44-ФЗ №223-ФЗ
Все процедура проведения государственной закупки, включая сроки каждого из этапов — публикации извещения, приема заявок, их последующего рассмотрения, заключения государственного контракта с победителем – жестко регламентирована положениями Федерального закона. Сроки проведения каждого из этапов закупки определяет заказчик при разработке тендерной документации. Положения №223-ФЗ регламентируют только самые общие требования к реализации мероприятия, в том числе – в отношении длительности отдельных стадий.

Способы идентификации участников

№44-ФЗ №223-ФЗ
Заявка и ценовые предложения участника госзакупки в обязательном порядке подписываются КЭП или квалифицированной электронной подписью. Других вариантов идентификации поставщика или заказчика Федеральный закон не допускает. Требования к идентификации поставщика или заказчика устанавливаются внутренними правилами электронной торговой площадки. На законодательном уровне допускается использование разных видов цифровой подписи – квалифицированной (КЭП), квалифицированной с расширением для конкретной ЭТП, неквалифицированной (НЭП).

Отчетность, обязательная для заказчиков

№44-ФЗ №223-ФЗ
Заказчик размещает на интернет-портале ЕИС Закупки следующие виды отчетности:

  • документация о правилах приемки работ, услуг или товаров;
  • годовой отчет о произведенных объемах закупок у привилегированных категорий поставщиков: социально ориентированных НКО и субъектах малого и среднего бизнеса;
  • отчет, документально подтверждающий обоснованность и законность проведения закупки у единственного поставщика.
В обязательства заказчика входит размещение на ЕИС Закупки до 10 числа месяца, следующего за отчетным, данных об итоговой стоимости:

  • оформленных договоров;
  • договоров, подписанных с единственным поставщиком;
  • договоров по закупкам, информация о которых относится к государственной тайне.

По итогам года до 1 февраля следующего размещается еще два отчета:

  • о закупках, произведенных у представителей малого и среднего бизнеса;
  • о закупках, произведенных у представителей малого и среднего бизнеса в области инновационных и высокотехнологичных товаров и услуг.

Варианты обеспечения обязательств исполнителя/поставщика

№44-ФЗ №223-ФЗ
Поставщик предоставляет три вида обеспечения:

  1. Заявки. Сумма банковской гарантии или денежного взноса – от 0,5 до 5% (в зависимости от максимальной цены). Срок – на 2 месяца дольше последней даты приема заявок.
  2. Исполнения обязательств по государственному контракту (ОИК). Сумма БГ или денежного взноса на специальный счет – от 5% до 30% от начальной цены, но не ниже авансовых выплат. Для МСП предусматриваются льготы – расчет обеспечения от итоговой цены или полное освобождение от обеспечения. Срок действия гарантии – на месяц дольше длительности заключаемого государственного контракта.
  3. Исполнения гарантийных обязательств (ОГО). Сумма поручительства банка или денежного взноса не превышает 10% от начальной цены. Продолжительность – на месяц дольше установленного договором гарантийного срока.
В зависимости от правил проведения закупки возможны два вида обеспечения:

  1. Заявки. Не требуется при начальной цене торгов ниже 5 млн. руб. При превышении указанной суммы максимальное значение обеспечения – 5%.
  2. ОИК. Устанавливается заказчиком на условиях, указанных в тендерной документации.

Возможность и порядок изменения/расторжения договора

№44-ФЗ №223-ФЗ
Основанием для расторжения государственного контракта становится обоюдное согласие сторон. Еще одной причиной подобных действий становится наличие в договоре возможности расторжения в одностороннем порядке. Изменения существенных условий контракта прямо запрещено положениями №44-ФЗ. Урегулирование спорных ситуаций происходит в суде. Условия, вынесенные в подзаголовок статьи, определяются заказчиком, подробно расписываются в договоре и в обязательном порядке указываются в тендерной документации.

Процедура обжалования действий заказчика

№44-ФЗ №223-ФЗ
Федеральный закон содержит подробное описание процедура подачи жалобы в органы ФАС. Срок для ее составления и подачи – 2 дня. На рассмотрение и принятие решения отводится следующие 5 рабочих дней. Жалоба на нарушение положений №223-ФЗ или правил тендерной документации на проведение закупки направляется в органы ФАС. Срок рассмотрения – 7 рабочих дней или месяц (при нарушении антимонопольного законодательства).

Часто задаваемые вопросы

В чем состоит разница между №44-ФЗ и №223-ФЗ?

Первый ФЗ регламентирует, причем очень жестко, порядок проведения закупок на удовлетворение государственных нужд. Второй касается более общих правил реализации закупок, которые проводятся компаниями с серьезным государственным участием.

Намного более строгие требования к участникам закупок содержатся в №44-ФЗ. Это подтверждается и заметно более внушительным, превышающим примерно в 10 раз, объемом законодательного акта.

№44-ФЗ определяется требования к закупочным процедурам, осуществляемым государственными и муниципальными учреждениями. №223-ФЗ регламентирует аналогичные закупки, которые проводятся компаниями, на половину или более принадлежащими государству.

Отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ: таблица сравнения на 2021 год

  • В чем главное отличие?
  • Таблица сравнения 44-ФЗ и 223-ФЗ

Правила проведения торгов, права и обязанности заказчиков и поставщиков различаются для 44-ФЗ и 223-ФЗ. Первый подробно описывает и строго регламентирует правила закупок, а второй устанавливает общие принципы и основные требования к торгам. Статья поможет разобраться, чем различаются эти законы.

В чем главное отличие?

№ 44-ФЗ

Закон действует на закупки всех госзаказчиков, строго описывает этапы торгов: от планирования до заключения контракта, регламентирует порядок, сроки госзакупок, требования к участникам и действия государственных организаций на каждом этапе. У заказчиков по 44-ФЗ есть четкий план проведения тендера, а у поставщиков — уверенность, что с победителем заключат сделку и оплатят контракт в срок.

Нарушение закона для госзаказчиков грозит административными взысканиями и отменой уже проведенной закупки, а для участников — включением в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) с запретом участвовать в госзакупках на два года.

№ 223-ФЗ

Закон устанавливает только общие особенности проведения торгов и обязывает заказчиков составить свое положение о закупках, которое регулирует закупочную деятельность. В положении заказчик прописывает, какими способами будет проводить торги, в какие сроки, устанавливает требования к участникам, к форме заявки и т.д.

Закон дает заказчику определенную свободу действий. Чтобы поставщику участвовать в торгах по 223-ФЗ, сначала нужно ознакомиться с положением о закупке конкретного заказчика.

Таблица сравнения 44-ФЗ и 223-ФЗ

Рассмотрим принципиальные различия двух законов и их сходства в таблице.

44-ФЗ 223-ФЗ
Кто является заказчиком
  • госкорпорации и компании, в которых более 50 % имущества принадлежит государству, их дочки и внучки,
  • естественные монополии, например, РЖД,
  • организации, которые занимаются регулируемой деятельностью, например, энергетикой, теплоснабжением, обращением с твердыми бытовыми отходами,
  • бюджетные и унитарные учреждения, которые проводят закупку за счет грантов, средств субподряда, подаренных и собственных денег.
Кто поставщик
Юридические и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых. В 223-ФЗ самозанятые имеют те же преимущества, что и субъекты малого и среднего предпринимательства. То есть, они могут участвовать в торгах, которые проводят только для малого и среднего бизнеса.
Для кого могут установить преимущества
Некоторые закупки проводят с преимуществом для:

  • организаций инвалидов,
  • уголовно-исполнительных учреждений,
  • поставщикам товаров из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС),
  • субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНКО).

Госзаказчики должны каждый год 15 % всего объема закупок проводить среди СМП и СОНКО.

Установить приоритет могут:

  • субъектам малого и среднего бизнеса (СМП),
  • поставщикам российской продукции и товаров из других стран ЕАЭС.

Малому и среднему бизнесу должны отдавать 20 % годового объема всех договоров.

Какими способами проводят закупки
  • конкурентными:
    • конкурсы: открытый, с ограниченным участием, двухэтапный, закрытый, закрытый с ограниченным участием, закрытый двухэтапный;
    • аукционы: электронный, закрытый;
    • запрос котировок;
    • запрос предложений;
  • закупки у единственного поставщика.
Заказчик прописывает в своем положении конкурентные и неконкурентные способы закупок, в том числе описывает случаи проведения закупок у единственного поставщика. Конкурентные закупки с преимуществом для СМП можно проводить только в виде:

  • конкурсов,
  • аукционов,
  • запросов котировок,
  • запросов предложений.

В остальных случаях заказчик сам выбирает способы закупок и устанавливает их в положении.

На каких площадках проводят электронные торги
Госзакупки проводят на восьми электронных торговых площадках (ЭТП): Сбербанк-АСТ, РТС-тендер, Росэлторг, НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП Газпромбанка. Извещение и документы обязательно публикуют в ЕИС — сайт zakupki.gov.ru. Участники должны зарегистрироваться в ЕИС, чтобы попасть в единый реестр участников закупок (ЕРУЗ). Регистрация бесплатная и действует три года. Список ЭТП для закупок по 223-ФЗ не регламентирован. Заказчик по своему усмотрению может выбрать любую из действующих площадок или организовать свою. Закупки публикуют в ЕИС, если

  • начальная максимальная цена (НМЦ) больше 100 тыс. рублей;
  • НМЦ больше 500 тыс. рублей при годовом обороте заказчика выше 5 млрд рублей.

Закупки по 223-ФЗ для МСП размещают в ЕИС независимо от цены и на тех же восьми федеральных площадках, что и тендеры по 44-ФЗ.

Какая электронная подпись (ЭП) нужна для участия
Квалифицированная электронная подпись (КЭП):

  • на руководителя компании, чтобы зарегистрироваться в ЕИС и назначить полномочия на сотрудников,
  • на сотрудников, которые будут заниматься закупками при наличии доверенностей.

Получить КЭП можно в аккредитованном удостоверяющем центре (УЦ).

Требования к ЭП устанавливает ЭТП, на которой проходит закупка. Для участия в торгах по 223-ФЗ для МСП подойдет обычная КЭП. Для закупок на общих основаниях некоторые площадки требуют ЭП со специальным платным расширением — OID-ом. Можно получить обычную КЭП, а OID добавить позднее. Иногда достаточно неквалифицированной электронной подписи (НЭП).
Финансовое обеспечение
Обеспечение заявки (ОЗ) Заказчик может не требовать ОЗ в закупках до 1 млн рублей. В зависимости от НМЦ требование составляет от 0,5 до 5 %. Точный размер заказчик указывает в извещении о закупке. Участники до даты окончания подачи заявок переводят деньги на спецсчет или оформляют банковскую гарантию. Банковская гарантия должна соответствовать требованиям ст. 45 44-ФЗ и документации закупки. Обеспечение исполнения контракта (ОИК) и гарантийных обязательств В конкурсах и аукционах заказчик обязан требовать обеспечение договора независимо от цены контракта. Размер ОИК может быть от 5 до 30 % от начальной цены. В закупках среди СМП и СОНКО обеспечение рассчитывается от итоговой цены контракта. Победитель может предоставить ОИК:

  • путем перевода денег на счет заказчика,
  • в виде банковской гарантии (БГ).

СМП и СОНКО могут вместо ОИК предоставить справку о добросовестности, если у них есть опыт исполнения трех контрактов без нарушений, и сумма цен этих контрактов должна быть выше НМЦ. Обеспечение гарантийных обязательств (ОГО) заказчик устанавливает по своему усмотрению. Размер его не может превышать 10 % от НМЦ. Исполнитель контракта предоставляет ОГО деньгами или БГ в момент подписания закрывающих документов по договору.

Обеспечение заявки В закупках с НМЦ меньше 5 млн рублей ОЗ не требуется. Если начальная цена выше 5 млн рублей, то заказчик может требовать ОЗ — не больше 5 % от НМЦ. Способы ОЗ заказчик прописывает в положении. Это может быть:

  • банковская гарантия,
  • перевод денег на счет заказчика или ЭТП.

Если закупка среди МСП, ОЗ переводят на тот же спецсчет, который используется для 44-ФЗ. Обеспечение контракта В законе нет требований к ОИК и ОГО. Наличие, размер, способ предоставление устанавливает сам в заказик в положении и документации закупки.

Стоимость участия в торгах
Победитель закупки платит площадке за победу:

  • 1 % от суммы контракта, но не больше 5 000 рублей,
  • 1 % от суммы контракта, но не больше 2000 рублей, если закупка проходит среди СМП и СОНКО.
В закупках среди МСП победитель платит ЭТП 1 % от НМЦ, но не более 2000 рублей. В остальных случаях сумму устанавливает площадка: иногда для доступа к закупкам нужно оплатить тариф или перечислить единоразовую сумму на счет ЭТП или заказчика.
Антидемпинговые меры
Если участник снизил цену больше, чем на 25 %, он предоставляет обеспечение контракта в полуторном размере либо платит обычное обеспечение и подтверждает свою добросовестность исполненными контрактами. В законе требований нет. Заказчик вправе установить меры против демпинга в положении о закупках.
Сроки проведения закупки
Сроки каждого этапа прописаны в законе: подача заявки, внесение изменений в документацию, рассмотрение заявок, подача запроса на разъяснение, подписание контракта. Нарушение сроков заказчику грозит штрафами, а поставщику — попаданием в РНП. В 223-ФЗ прописаны лишь некоторые сроки конкурентных торгов: срок публикации извещения в ЕИС, сроки запроса о даче разъяснений и ответа на него. Остальные сроки заказчик прописывает в положении и документации о закупке.
Изменение и расторжение договора
В контрактах по 44-ФЗ нельзя менять существенные условия договора. Подавая заявку, участник соглашается со всеми условиями проекта контракта. Расторгнуть договор можно: по соглашению сторон, в одностороннем порядке — условия должны быть прописаны в контракте, по решению суда. Все условия изменения и расторжения контракта заказчик указывает в положении о закупках.
Какие отчеты составляют заказчики
Госзаказчики размещают в ЕИС:

  • годовые отчеты по закупкам у СМП и СОНКО,
  • обоснования закупки у единственного поставщика,
  • документы об исполнении отдельных этапов контрактов.
Заказчики по 223-ФЗ публикуют на сайте госзакупок:

  • ежемесячные отчеты по общей стоимости: всех договоров, контрактов с единственными поставщиками и договоров с гостайной,
  • отчеты о закупках инновационной, высокотехнологичной продукции,
  • годовые отчеты закупок среди МСП.
Обоснование цены
Госзаказчики должны обосновать начальную максимальную цену каждого контракта. Заказчик прописывает в положении случаи, когда нужно обосновывать начальную цену контракта. Если заказчик не опубликует вовремя положение о закупке или не проведет требуемый годовой объем закупок у МСП, то он должен будет обосновывать НМЦ по требованиям 44-ФЗ.
Требования к образованию сотрудников заказчика
  • При годовом объеме закупок более 100 млн рублей заказчик создает контрактную службу.
  • Если объем меньше 100 млн рублей, то закупками занимается должностное лицо — контрактный управляющий.
  • Все сотрудники должны иметь высшее образование или дополнительное профобразование в сфере закупок.
Нет требования создавать специальную службу или назначать контрактного управляющего. Сотрудникам, которые занимаются закупками, не требуется специальное образование.
Можно ли жаловаться на заказчика
В закупках 44-ФЗ подать жалобу в ФАС можно:

  • на документацию закупки,
  • на действие или бездействие заказчика,
  • на оператора ЭТП.

Жалобу разместят в ЕИС в течение двух дней, а рассмотрят за пять рабочих дней. Как правильно подать жалобу в ФАС мы писали в статье.

На заказчика можно жаловаться в ФАС, если он нарушил 223-ФЗ или свое положение о закупках. Жалобы за нарушение закона рассмотрят за 7 дней. Остальные — за месяц (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).

сравнение 44-фз и 223-фз 223-фз 44-фз

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *