Утвердили показатели, которые используют для формирования цен в рамках гоз

Утвердили показатели, которые используют для формирования цен в рамках ГОЗ

Евгений Разумный / Ведомости

В Госдуму 11 августа правительством были внесены поправки в закон о гособоронзаказе (ГОЗ), которые устанавливают нормы для работы информационно-аналитической системы (ИАС ГОЗ).

Эта система для сопоставления цен на однородную продукцию при закупках по гособоронзаказу разрабатывается, как сообщается в пояснительной записке, согласно распоряжению правительства от июля 2019 г. и на ее создание на 2019–2020 гг. выделено 1,59 млрд руб.

По закону о гособоронзаказе закупки производит не только Министерство обороны, но и другие силовые ведомства: МВД, Росгвардия, ФСБ, СВР, МЧС и ФСИН.

Как говорится в законопроекте, из ИАС ГОЗ будет исключена информация о закупках материальных средств, которые касаются обеспечения разведывательной деятельности СВР, антитеррористической деятельности ФСБ, а также изготовления и утилизации ядерного оружия «Росатомом».

Поставщики, желающие участвовать в поставках по гособоронзаказу, должны будут размещать информацию в этой системе и отвечать за ее полноту и достоверность. При этом должна размещаться информация как о ценах на вооружение, военную и специальную технику и операции с ней, включая ремонт, так и на обычную продукцию, подпадающую под закон о госзакупках.

В последнем случае речь идет о горюче-смазочных материалах (ГСМ), продовольствии, предметах вещевого довольствия, мебели, бытовой технике и т. д.

По словам источника, близкого к Минобороны, большая часть систем вооружений выпускается единственным исполнителем – речь идет о крупных боевых кораблях, боевых и транспортных самолетах и вертолетах, ракетной и космической технике.

Даже большая часть вооружений для Сухопутных войск – например, бронетанковой техники и артиллерии – поставляется единственным заказчиком. Поэтому ИАС ГОЗ не будет касаться большей части поставок новых систем вооружений. Иная ситуация складывается в сфере ремонта военной техники и особенно поставок продовольствия, ГСМ и обмундирования.

Только на продовольствие и только Вооруженные силы тратят примерно 70 млрд руб. в год и здесь важно следить за ценами, говорит он.

Юрист «Трансперенси интернешнл – Р» Дмитрий Сухарев считает, что идея создания подобного портала по своей концепции не сможет быть полезной в нынешних условиях. Он полагает, что Минобороны способно закупать продукты по ценам оптовым и даже ниже оптовых без использования специального инструментария.

Он добавляет, что портал, скорее всего, будет разрабатываться в закрытом режиме, при этом на его создание запланировано потратить значительные суммы, а его разработка может быть доверена заинтересованным лицам по завышенной стоимости.

Сухарев добавил, что колоссальные объемы закупок продовольствия, ГСМ и другой продукции для Минобороны интересуют почти любого крупного поставщика продуктов, поэтому ведомству стоит использовать такие возможности тщательнее.

Инструкция для бухгалтеров, которым предстоит работать по ГОЗ

К нам все чаще поступают вопросы о государственных оборонных заказах (ГОЗ). Министерство обороны и их ведомства привлекают коммерческие организации для участия в своих проектах, поэтому бизнес все чаще сталкивается с термином «гособоронзаказ».

Что такое гособоронзаказ

Госзакупки, которые регулируются 44-ФЗ, и гособоронзаказ — это разные понятия. Не стоит приравнивать одно к другому.

Государственные закупки (госзакупки) — конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Государственный оборонный заказ (ГОЗ) — это заказы Правительства РФ на поставки товаров, выполнения работ и оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны страны.

Само понятие «гособоронзаказ» является очень обширным. К товарам и услугам по ГОЗ можно отнести не только оружие, танки и так далее, но и продукты питания для солдат. Все, что идет для нужд армии, можно признать ГОЗ.

Заказчиком ГОЗ может быть Министерство обороны РФ, а также госкорпорации, например, «Роскосмос» и «Росатом». Финансовое обеспечение гособоронзаказа осуществляется федеральным бюджетом. Формирование происходит на основе планов развития Вооруженных сил. Целевое использование выделяемых средств контролируется банковским сопровождением, государственным надзором и Министерством обороны.

К нормативным документам по ГОЗ можно отнести Гражданский кодекс, федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства РФ. Кроме этого, различные ведомственные приказы (Минобороны, МЧС, Минпромторга, Минэкономразвития, Минфина, Центробанка, Федерального казначейства, ФАС).

Но основным документом, регулирующим все отношения в рамках ГОЗ, является Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ (далее — № 275-ФЗ).

Закон № 275-ФЗ

В первую очередь закон определяет правовые основы регулирования отношений и контроля в сфере ГОЗ, регулирует формирование, размещение и исполнение контракта, отношения между участниками сделки, а также полномочия контролирующих органов.

Для начала важно понять, кто же может участвовать в гособоронзаказе.

В 275-ФЗ четко сказано, что головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу. Также в законе применяется термин «исполнитель ГОЗ» — это участник кооперации, созданной головным исполнителем, для осуществления гособоронзаказа. Кооперация представляет собой взаимодействие лиц, участвующих в заказе в рамках сопровождаемых сделок.

  • Необходимо выделить основные обязанности для головных исполнителей и участников коопераций.
  • В соответствии с законом, головной исполнитель для начала должен определить состав исполнителей, обосновать участие каждого из них в ГОЗ, выбрать уполномоченный банк, предоставить возможность государственным заказчикам осуществлять контроль за исполнение госконтракта и обосновать формирование цен.

Конечно же, одним из главных пунктов является соответствие товара или же оказание услуги требованиям контракта.

При запросе заказчика исполнитель должен предоставить информацию о каждом контрагенте, которого привлекает для исполнения контракта. Срок предоставления данной информации ограничен пятью рабочими днями.

Ко всему прочему, предприятия обязаны предоставлять по требованию всю отчетность и информацию о затратах, а также каждый месяц сдавать в Министерство обороны регламентированный отчет по исполнению контракта. Также условием участия является ведение раздельного учета.

Банковское сопровождение ГОЗ

Выше было упомянуто, что головному исполнителю следует определиться с уполномоченным банком и соответственно открыть отдельный счет для исполнения госконтракта. Открытие счета является одним из основных условий для участия в гособоронзаказе.

К тому же, если у организации несколько контрактов, то для каждого из них открывается собственный счет. То же самое предстоит сделать субподрядчикам, которые привлекаются к исполнению.

Все счета в рамках контракта связаны одним идентификатором, по которому банк и ФАС отслеживают денежные транзакции, а затем отправляет информацию в систему контроля гособоронзаказа. Сделано это с целью отслеживания целесообразного использования денежных средств.

Целевые деньги должны быть направлены на конкретные затраты по ГОЗ, любое использование не по назначению является правонарушением.

Уполномоченный банк контролирует назначение платежа, разрешенные и запрещенные операции. В случае незаконных списаний банк может приостановить операции.

Если возникает ситуация, что на специальном счете нет денежных средств, а требуется срочная оплата, то в таких случаях заказчик может пополнить счет своими средствами, а в последующем их возместить.

Перечислить денежные средства со специального счета на обычный расчетный можно только после полного выполнения заказа.

Для этого вам потребуется предоставить в банк контракт, акт-приема-передачи товара, платежные поручения, которые подтверждают расход, и иные документы, а также сопроводительные письма, необходимые банку. После исполнения контракта счет закрывается.

Что такое раздельный учет и как его организовать

Сначала может показаться, что раздельный учет — это довольно просто и никаких трудностей с этим возникнуть не должно, но есть ряд существенных моментов, которые отличают учет по ГОЗ от бухгалтерского и налогового учета. Например, другой состав затрат, финансовый результат и т.д.

Правильное ведение раздельного учета в случае необходимости поможет подтвердить и обосновать целесообразность использования денежных средств и установки цен. Отсутствие такового или же выявление ошибок может грозить организации и ее руководителям санкциями, начиная с ответственностью по КоАП РФ и штрафами от 300 000 руб.

до 1 млн, и заканчивая уголовной ответственностью и лишением свободы на срок от пяти до десяти лет (ст. 201.1 УК РФ).

Предприятию необходимо подтвердить наличие раздельного учета по контрактам ГОЗ. При интеграции раздельного учета в бухгалтерский требуется закрепление правил и методов ведения учета.

Каким образом должен быть организован раздельный учет, законодательство не устанавливает.

Предприятие самостоятельно принимает решение и выбранный способ прописывает в своей учетной политике или иных положениях организации.

Первым шагом будет определение метода учета затрат, калькулирования себестоимости, оценка продукции, распределение расходов и т.д.

Далее стоит определить первичные учетные документы, убедиться, что во всех них проставлены обязательные реквизиты, например, для ГОЗ одним из таких является идентификатор государственного контракта.

Необходимо помнить о составлении плановой калькуляции и предполагаемой прибыли. И один из самых важных шагов, помогающих в раздельном учете, это выбор программного обеспечения для ведения учета по контрактам ГОЗ.

Отчетность по гособоронзаказу

Не стоит упускать и тот момент, что организации, в которых созданы военные представительства Минобороны РФ, обязаны предоставлять отчет об исполнении государственного оборонного заказа.

Ежемесячно, не позднее 10 числа календарного месяца, следующего за отчетным, предоставляют Отчет об исполнении государственного контракта (Постановление от 19.01.1998 г. № 47).

Организации, не имеющие военных ведомств, предоставляют отчет по требованию Минобороны.

Правила заполнения отчета содержат следующие основные положения:

  1. Отчет составляется по каждому контракту отдельно.
  2. Отчетным является весь период с даты заключения контракта по дату составления формы.
  3. Составление отчета ведется нарастающим итогом. Организация должна отразить все хозяйственные операции, любые движения денежных средств, взаиморасчеты, понесенные затраты и финансовый результат.
  4. Отчет предоставляется вплоть до исполнения контракта.
  5. Отражение стоимостных показателей производится в рублях и копейках, а процентные до десятых долей.

Как реализовано в программах «1С»

На данный момент только в двух конфигурациях реализовано ведение раздельного учета по гособоронзаказу: «1С:Комплексная автоматизация 8», ред. 2.4 и «1С:ERP Управление предприятием 2».

Если вы выбираете для ведения учета по ГОЗ «1С:Бухгалтерию 8», ПРОФ или КОРП, то будьте готовы, что автоматически отчеты по ГОЗ заполняться не будут. Кроме этого, раздельный учет придется организовывать самостоятельно.

Для этого можно создать отдельные номенклатуры и склады под каждый контракт ГОЗ, здесь уже предприятие самостоятельно находит способы для того, чтобы отразить свой учет в программе.

Если же говорить о «1С:Комплексная автоматизация 8», ред. 2.4 и «1С:ERP Управление предприятием 2», то эти программы полностью отвечают всем параметрам для ведения раздельного учета. Для ведения раздельного учета в этих программах необходимо включить все функциональные опции в разделе «НСИ и администрирование» — «Настройка НСИ разделов»:

1. «Финансовый результат и контроллинг» — «Финансовый результат» — Финансовый результат по направлениям деятельности«.

Направление деятельности — главный инструмент для ведения учета, который и обеспечивает ту самую сквозную аналитику, которая впоследствии помогает собрать отчетность по всему контракту.

2. «Казначейство» — установить флажок «Поддержка платежей в соответствии с 275-ФЗ».

3. «Финансовый результат и контроллинг» — выбрать «Учет товаров», так как применяется партионный учет.

Также в карточке учетной политики организации стоит определить метод оценки стоимости запасов по ФИФО.

Для применения сквозной аналитики и соответственно ведения раздельного учета по ГОЗ используется классификация направления деятельности по типу деятельности.

Для выбора доступно два типа: «Контракт ГОЗ» и «Иная (деятельность)». Выбирая значение «Контракт ГОЗ», появляется гиперссылка «Параметры контракта», в которой указываются планы по выполнению контракта.

Данные показатели попадут в отчет «Исполнение контрактов ГОЗ».

Утвердили показатели, которые используют для формирования цен в рамках ГОЗ

Форма отчета об Исполнение контракта ГОЗ

РАЗБОР ФСБУ 6/2020, 26/2020

Какие конкретные действия предпринять бухгалтеру, чтобы выполнить переход на новые ФСБУ правильно и своевременно? Какие проводки сделать в бухучете?

Только 31 января (понедельник) пошаговый разбор перехода на новые стандарты на трехчасовом вебинаре с Сергеем Верещагиным.

Читайте также:  Надо ли получать патент ИП для салона красоты?

Записаться>>>

Минэк указал на риск срыва сроков по указу Путина для оборонки — РБК

В связи с низкой рентабельностью контрактов ГОЗ Минэкономразвития предлагает скорректировать правила регулирования цен на продукцию для гособоронзаказа. Свой план поддержки предприятий ОПК предложил РСПП

Утвердили показатели, которые используют для формирования цен в рамках ГОЗ

Алёна Кондюрина / РБК

Текущая рентабельность исполнения контрактов гособоронзаказа (ГОЗ) в среднем составляет не более 3–4%, что не позволяет предприятиям оборонно-промышленного комплекса инвестировать достаточные средства в расширение производственной базы, ее модернизацию и диверсификацию, то есть увеличение выпуска гражданской продукции. Об этом говорится в письме заместителя министра экономического развития Ильи Торосова (есть у РБК), направленном 28 июля в Минпромторг и коллегию военно-промышленной комиссии (ВПК) России.

В аппарате курирующего оборонную отрасль вице-премьера Юрия Борисова, возглавляющего коллегию ВПК, подтвердили РБК получение письма, добавив, что в ближайшее время пройдет заседание совета коллегии ВПК по вопросам ценообразования и финансово-кредитной политики при выполнении ГОЗ с участием всех заинтересованных сторон, в том числе Минэкономразвития, которое ответственно за расчет индексов, применяемых при пересчете цен на оборонную продукцию, поставляемую в рамках ГОЗ.

Низкая рентабельность контрактов ГОЗ создает «риски невыполнения предприятиями ОПК установленных темпов диверсификации», подчеркивает Торосов.

Владимир Путин в декабре 2016 года поручил к 2025 году довести долю гражданской продукции на оборонных предприятиях до 30% от общего производства, а к 2030-му — до 50%.

«Банки могут финансировать проекты в сфере диверсификации в объеме до 70–80%, а остальные 20–30% предприятия ОПК должны предоставить из собственных средств, которых они не могут заработать (накопить) по причине низкой рентабельности контрактов ГОЗ», — говорится в письме замминистра.

Он также отметил, что ситуация аналогична возникшей в строительной сфере, урегулированием проблем которой в настоящее время занимаются федеральные власти.

(В 2021 году в России резко выросла стоимость стройматериалов, что грозит подрядчикам по госконтрактам потерями на десятки миллиардов рублей. Минстрой в марте предложил разрешить пересматривать стоимость господрядов при значительном изменении цен на стройматериалы.

Правительство готовит механизм компенсации роста цен на стройматериалы для госзаказа, сообщал вице-премьер Марат Хуснуллин в конце июля.)

В связи с низкой рентабельностью контрактов ГОЗ Минэкономразвития считает целесообразным скорректировать постановление правительства, определяющее правила регулирования цен на продукцию, поставляемую в рамках гособоронзаказа, но как именно, в письме Торосова не говорится.

Как РСПП предложил изменить механизм ценообразования по контрактам ГОЗ

Письмо Торосова в Минпромторг и коллегию военно-промышленной комиссии стало ответом на поручение Борисова рассмотреть предложения Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по поддержке предприятий ОПК, направленные вице-премьеру в конце июня. В пресс-службе Минпромторга и Минэкономразвития подтвердили РБК, что ознакомились с этими предложениями и рассмотрели их.

Одно из предложений комиссии РСПП по оборонно-промышленному комплексу — установить метод индексации базовой цены как основной при формировании цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ.

Соответственно, из предложений РСПП следует, что целесообразно отказаться от преобладающего сейчас метода пересчета цены на военную продукцию через индексацию затратных статей головных исполнителей.

Метод индексации базовой цены, как заявляли ранее в Федеральной антимонопольной службе (ФАС), стимулирует предприятия снижать издержки.

Что еще предлагает РСПП

  • Обязать государственные предприятия на законодательном уровне закупать станки с числовым программным управлением российской разработки, а не импортные — при аналогичных характеристиках.
  • Сформировать на базе государственной информационной системы промышленности специальный перечень мер финансовой и нефинансовой поддержки диверсификации предприятий ОПК с возможностью консультирования по подбору оптимальных мер поддержки для конкретного предприятия.
  • Предоставить предприятиям ОПК возможность заключать договоры на поставку материалов и комплектующих для продукции гражданского назначения без соблюдения требований закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  • Скорректировать процедуру экспертизы подтверждения российского происхождения продукции, в частности установить конкретный порядок подсчета по всем группам составных частей оборудования.
  • Увеличить срок действия документов о подтверждении производства промышленной продукции на территории России с одного года до двух лет.
  • Оставить право на использование иностранной элементной базы для производства отечественных систем устройств числового программного управления и считать их российскими, если программная и аппаратная часть производится и/или адаптирована российской компанией вне зависимости от страны-производителя аппаратной части и использования элементной базы.

Как сейчас формируется прибыль контрактов по ГОЗ

Рентабельность контрактов ГОЗ регулируется правительством согласно так называемому «правилу 20+1»: прибыль исполнителя (то есть цена контракта без учета НДС минус расходы) не должна превышать 20% от суммы собственных затрат и 1% от суммы так называемых привнесенных расходов (на приобретение комплектующих и полуфабрикатов, сторонних услуг и т.д.). Есть и ограничение снизу: прибыль по оборонному контракту не может быть меньше 5% плановых собственных затрат исполнителя.

Действующая нормативная база позволяет использовать два метода пересчета цен на военную продукцию в случае многолетних контрактов: метод индексации базовой цены и метод индексации по статьям затрат исполнителя.

Первый применяется при ценообразовании серийной военной продукции, на которую изначально была определена базовая цена, — она ежегодно корректируется в соответствии с индексами, рассчитываемыми Минэкономразвития.

Второй метод используется, когда технологический цикл производства составляет три и более года.

Ежегодное распределение ассигнований в рамках десятилетней госпрограммы вооружений (ГПВ), которую в 2018 году утвердил Владимир Путин, засекречено, известен только ее общий объем.

На реализацию ГПВ с 2018 по 2027 год предусмотрено 20 трлн руб.

, из них 19 трлн — на закупки, ремонт и разработку вооружений, военной и специальной техники и 1 трлн — на строительство соответствующей инфраструктуры, приводили данные в Минобороны.

В сентябре 2020 года власти одобрили сокращение на 5% госпрограммы вооружений в 2021–2023 годах.

Ежегодный объем гособоронзаказа составляет примерно 1,5 трлн руб., говорил в интервью РБК вице-премьер Юрий Борисов три года назад. После 2020 года этот объем должен был начать сокращаться, говорил в 2018 году на военных совещаниях в Сочи Владимир Путин.

Кому выгодна индексация базовой цены

Источник РБК — специалист в сфере формирования цен на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу, — утверждает, что редко где в мире применяется практика использования общих ценовых индексов для пересчета цен на оборонную продукцию.

«Минэкономразвития при расчете индексов учитывает макроэкономические показатели, но макроуровень — это расчет прогнозных значений, которые никакого отношения к производству на конкретном предприятии не имеют», — полагает источник.

Например, на 2021 год индексы Минэкономразвития (.pdf), которые нужно применять для пересчета цен на продукцию ГОЗ, не превышают 5%. Более того, индексы зачастую формируются «котловым методом», продолжает источник: «Написано: сталь.

А сталь имеет марки, есть сталь со специальными свойствами, и ее цена растет более быстрыми темпами — не на 5%, а в разы».

В результате у предприятий — головных исполнителей контрактов ГОЗ образуются многомиллиардные долги, продолжает собеседник РБК.

«Диверсификация в этой части точно невозможна: источников нет, обоснованные затраты предприятию не компенсируют. Гражданская продукция будет неконкурентоспособна», — уверен он.

Кроме того, на практике стоимость контрактов для исполнителей ГОЗ почти никогда не пересматривают в большую сторону — только в меньшую, добавил источник РБК.

«Метод индексации базовой цены имеет серьезные недостатки, поскольку отталкивается от расчетных показателей индексов цен производителей и не имеет отношения к расходам конкретного предприятия в каждом конкретном случае. При этом индексирование порой не учитывает реальный рост цен поставщиков», — согласен заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин.

Проблема низкой рентабельности выполнения заказов ГОЗ носит для российской промышленности хронический характер с начала 2010-х годов, напомнил он. Это ограничивает возможности привлечения кредитов отраслью и, соответственно, развития производства. При этом бюджет все равно вынужден нести дополнительные затраты, погашая проблемные задолженности предприятий оборонной отрасли, отметил эксперт.

О наличии у оборонных предприятий безвозвратных долгов на сотни миллиардов рублей вице-премьер Юрий Борисов говорил еще летом 2019 года. Он утверждал, что объем кредитов предприятиям ОПК превышает 2 трлн руб.

, и подчеркивал, что из-за большой кредитной нагрузки предприятия «живут впроголодь». Борисов предлагал списать им 600–700 млрд руб.

долгов и отмечал, что 90% долгов приходится на несколько интегрированных структур: Объединенную авиастроительную корпорацию, Объединенную судостроительную корпорацию, «Высокоточные комплексы», «Алмаз-Антей» и Уралвагонзавод.

В марте 2020 года Борисов сообщил, что около 375 млрд руб. долгов ОПК будет списано, еще столько же будет реструктурировано на 15 лет под 3%.

Вместе с тем Минобороны, как единственный заказчик, также действует единственно возможным для него образом, пытаясь удержать цены как можно ниже, продолжает Кашин, а для этого лучше подходит метод индексации базовой цены, а не метод индексации по статьям затрат исполнителя.

«Если вы единственный покупатель — вы склоняете продавца к более выгодной вам цене. Для Минобороны это конкретно выражается в возможности получить за те же деньги больше продукции, улучшив, таким образом, свои показатели по темпам модернизации вооруженных сил, о которых они также отчитываются перед президентом ежегодно.

С точки зрения военных такое поведение единственно правильное и нормальное», — заключил эксперт.

Что думают на этот счет в профильных ведомствах

Минэкономразвития переадресовало запрос РБК по поводу предложений РСПП в Минпромторг и ФАС.

В пресс-службе ФАС напомнили, что метод индексации базовой цены применяется для определения цены на серийную продукцию с циклом производства менее трех лет, а метод индексации по статьям затрат — на продукцию, технологический цикл производства которой составляет три года и более.

По остальным вопросам ФАС переадресовала в РСПП. В РСПП от комментариев отказались. «Роскосмос» и «Росатом» не ответили на запрос. Минфин по ключевым вопросам переадресовал в профильное ведомство — Минпромторг России.

В Минпромторге считают, что действующий механизм регулирования не нуждается в изменениях. Если цена определена затратным методом и выполняются условия для индексации базовой цены (при этом одно из них — отсутствие «существенных изменений условия поставки».

 — РБК), определение цен на будущие периоды будет осуществляться с применением индексов Минэкономразвития, пояснили в Минпромторге.

Определение базовой цены должно быть зафиксировано сторонами госконтракта, в том числе посредством использования форм обосновывающих документов, добавили в ведомстве.

В пресс-службе «Ростеха» сообщили РБК, что метод формирования стоимости продукции путем утверждения базовой цены с последующей индексацией в настоящее время практически не используется.

Читайте также:  Какой установлен штраф за несдачу отчетности ИП?

При этом в «Ростехе» добавили, что производители не против применения этого метода, но хотели бы, чтобы он применялся во всей производственной цепочке гособоронзаказа.

«Головные исполнители ГОЗ неоднократно обращались в федеральные органы исполнительной власти с законодательной инициативой о синхронном установлении базовой цены не только на конечную продукцию, но и на всю цепочку кооперации», — отметили в «Ростехе». Эту проблему отметили и в РСПП.

«В настоящее время, для головных исполнителей ГОЗ устанавливается индекс цен на продукцию, не превышающий 5%, при этом цены некоторых поставщиков превышают более чем в два раза данный индекс», — говорится в письме РСПП Борисову.

Переход на метод индексации базовой цены существенно сократит сроки подготовки обосновывающих документов и процедуру согласования стоимости, что позитивно скажется на сроках размещения и выполнения ГОЗ, считают в «Ростехе», менять методику расчета самих индексов для увеличения рентабельности по ГОЗ нецелесообразно. «Метод индексации по статьям затрат применяется на продукцию с длительным циклом изготовления, и мы не против его использования. Целесообразно сократить его применение, так как он является наиболее трудоемким, сложным и долгим», — заключили в госкорпорации.

Интервью с заместителем руководителя ФАС России Максимом Овчинниковым по вопросу внедрения мотивационной модели ценообразования в сфере государственного оборонного заказа

Необходимость изменения действующей системы ценообразования в сфере государственного оборонного заказа, назрела давно. Одна из основных целей нового подхода к ценообразованию, предлагаемого ФАС России, заключается в стимулировании предприятий к оптимизации и модернизации производства, внедрению современных технологий управления, позволяющих снизить издержки.

О грядущих изменениях в сфере ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, в интервью журналу «Юрист» рассказал заместитель руководителя ФАС России Максим Овчинников.

На момент проведения интервью разработанный ФАС России проект Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, предусматривающий внедрение мотивационной модели ценообразования,еще не был утвержден. Указанный документ утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. № 1465, которое вступило в силу с 1 января 2018 г.

Какие риски (правовые, экономические) видит ФАС России в действующей системе госрегулирования ценообразования на продукцию по государственному оборонному заказу?

— В настоящее время вопросы ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, регулируются значительным количеством[1] отдельных нормативных правовых актов, в которых есть определенные «нестыковки» и которые в ряде случаев не обеспечивают необходимую унификацию и сопряжение друг с другом процессов прогнозирования, регистрации цен и контроля исполнения контрактов в сфере ГОЗ. Это создает избыточные трудозатраты как для организаций оборонно-промышленного комплекса, так и для государственных заказчиков, отраслевых органов и контролирующего органа.

В связи с этим целесообразно утверждение единого нормативного правового акта о государственном регулировании цен на продукцию оборонного назначения, охватывающего этапы формирования, размещения и исполнения государственного оборонного заказа (прогнозирование и регистрация цен на военную продукцию, формирование начальных (максимальных) цен государственных контрактов, перевод цен в фиксированные и т.п.).

Кроме того, действующая система госрегулирования ценообразования на продукцию по ГОЗ не стимулирует предприятия оборонно-промышленного комплекса к снижению затрат и оптимизации производства. Наоборот, в текущих условиях предприятия заинтересованы «раздувать» свои издержки.

В настоящее время преимущественно используется затратный метод определения стоимости продукции, предусматривающий полное возмещение затрат головному исполнителю, исполнителю ГОЗ и обеспечение положительной прибыли в определенном размере.

Прибыль предприятия в указанном случае определяется согласно «правилу 20+1»: плановая прибыль не может превышать уровня 20% от плановой величины собственных затрат и 1% от затрат на покупные комплектующие изделия и работы, выполняемые кооперацией. При этом плановые затраты рассчитываются на основании данных о фактических расходах предприятия на производство продукции в предыдущие периоды.

Можем проиллюстрировать это на примере. Производитель продукции, поставляемой в рамках ГОЗ, определил цену на год, исходя из «правила 20+1». Плановая рентабельность в большинстве случаев составит от 5 до 10%.

В случае если предприятие в течение года снизит издержки производства, то уменьшится и база для расчета цены в следующем году, поскольку она определяется затратным методом, а ограниченный норматив рентабельности даст худший финансовый результат.

Так, 10% со 100 рублей издержек предприятий на производство продукции составят 10 рублей прибыли, в то время как 10% с 50 рублей — всего 5. В этих условиях у производителя возникает вопрос: зачем снижать затраты?

Таким образом, у предприятий оборонно-промышленного комплекса отсутствуют стимулы к снижению себестоимости и к оптимизации производства. Предприятия в настоящее время заинтересованы в том, чтобы искусственно завышать затраты как базу для расчета цены.

При этом горизонт планирования для предприятий составляет, как правило, один год. В этих условиях невозможно планировать инвестиционную деятельность, так как весь эффект от инвестиций в виде роста прибыли может быть изъят при ежегодном пересчете цены в рамках подхода «затраты плюс» с применением фиксированного норматива рентабельности.

В связи с этим инвестиционная привлекательность предприятий оборонно-промышленного комплекса ниже, чем организаций, функционирующих в гражданской сфере.

Для решения указанных проблем нужны прогрессивные методы госрегулирования ценообразования в сфере государственного оборонногозаказа, предусматривающие внедрение определенных стимулирующих механизмов для предприятий оборонно-промышленного комплекса.

— В чем заключаются предложения ФАС России по совершенствованию системы госрегулирования ценообразования в сфере ГОЗ? Какова в целом концепция предлагаемых изменений?

— В целях совершенствования системы ценообразования в сфере государственного оборонного заказа ФАС России с заинтересованными ведомствами и организациями разработан единый нормативный правовой акт — проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

 В указанном документе заложены важные механизмы стимулирования предприятий к повышению эффективности производства и снижению себестоимости продукции.

В первую очередь, проект постановления предусматривает внедрение новой мотивационной модели ценообразования в сфере государственного оборонного заказа.

Указанная модель основана на долгосрочных принципах формирования цен на продукцию по ГОЗ на основе индексации ранее установленной базовой цены изделия.

При этом предприятиям гарантируется сохранение всей экономии, полученной ими за счет мероприятий по оптимизации производства и снижению затрат.

  • Кроме того, проект постановления объединяет в одном документе все основные аспекты и процессы ценообразования в сфере государственного оборонного заказа, содержащиеся в настоящее время в нескольких разрозненных нормативных правовых актах. Проект постановления предусматривает утверждение Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, и устанавливает в том числе:
  • — методы определения цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ, а также условия их применения;
  • — порядок и условия применения видов цен на продукцию по ГОЗ, в том числе порядок перевода цен в фиксированные;
  • — порядок определения рентабельности (прибыли) в цене продукции, поставляемой по ГОЗ;
  • — порядок определения прогнозных цен на продукцию по ГОЗ;
  • — порядок регистрации цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком.
  • Предлагаемые ФАС России изменения позволяют оптимизировать процессы прогнозирования и регистрации цен на продукцию по ГОЗ в части устранения избыточных процедур и сокращения сроков их реализации.
  • Проектом постановления также предусмотрена приоритизация методов определения экономически обоснованного уровня цены продукции по ГОЗ в зависимости от видов и характеристик такой продукции, установлены четкий порядок и условия применения этих методов.

В частности, проект акта предусматривает, что при формировании плановой цены на конечную продукцию по ГОЗ, в случае если цена на какие-то комплектующие изделия и материалы формируется в условиях рынка, то и учитываться должна рыночная стоимость такого комплектующего изделия или материала.

Например, при формировании сметы на производство самолета стоимость алюминия необходимо считать не затратным методом, а исходя из биржевых индикаторов, сложившихся в конкретный момент времени.

Таким образом, цена продукции, обращающейся на конкурентном рынке, будет закладываться в стоимость сметы покупных комплектующих изделий по рыночный стоимости.

Кроме того, проектом постановления предусмотрено поручение Минпромторгу России и заинтересованным федеральным органам исполнительной власти разработать порядок определения состава затрат на производство продукции, поставляемой по ГОЗ.

В настоящее время порядок определения состава таких затрат регламентирован Приказом Минпромэнерго России № 200, изданным еще в 2006 г.

Сейчас этот документ не в полной мере соответствует текущей практике хозяйственной деятельности, поэтому необходима доработка и актуализация указанного порядка.

Мы очень долго работали над проектом постановления. Только концепцию этого документа разрабатывали и согласовывали со всеми заинтересованными ведомствами и организациями почти полгода.

При подготовке проекта постановления мы старались максимально вовлечь в работу всех заинтересованных лиц — и заказчиков, и отраслевые органы, и головных исполнителей ГОЗ.

Не считая сотрудников ФАС России, в работе над проектом акта принимали участие порядка 40 экспертов от 10 организаций, было проведено более 50 совещаний, подготовлено и рассмотрено более 100 редакций документа.

  1. В результате проект постановления был согласован Минобороны России, Минпромторгом России, Минэкономразвития России, Минфином России, Госкорпорациями «Росатом», «Роскосмос» и «Ростех», по проекту акта получено положительное заключение Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия, а также положительное заключение Минюста России.
  2. В настоящее время разработанный ФАС России проект постановления внесен в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.
  3. Что принципиально отличает новую мотивационную модель ценообразования в сфере ГОЗ, предлагаемую ФАС России, от действующей модели?
  4. — Как я уже отметил ранее, мотивационная модель ценообразования основана на долгосрочных принципах формирования цен на продукцию, поставляемую в рамках ГОЗ, с гарантией сохранения предприятиям экономии, полученной за счет снижения затрат на производство и реализацию продукции.
  5. В целом указанная модель предусматривает формирование базовой цены на серийную продукцию «затратным методом» с последующей индексацией такой цены вне зависимости от динамики изменения себестоимости продукции.
Читайте также:  Налоговый бонус для самозанятых, как получить и использовать субсидию от государства плательщикам НПД?

«Базовая» цена для серийного изделия определяется один раз затратным методом по схеме «20+1».

Если экономическая среда устойчива и нет изменений в технических условиях и объемах производства продукции, в течение пяти лет эта цена ежегодно будет индексироваться с учетом индексов из состава показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Затем для шестого календарного года, следующего за базовым годом, предусмотрен мораторий на рост цены в течение года. Далее цена вновь индексируется по аналогичной схеме.

Опять-таки принципиально важным условием является то, что вся экономия, полученная предприятием за счет мероприятий по оптимизации производства и снижению затрат, остается у него.

Проектом постановления предусмотрена также возможность пересмотра «базовой» цены в случае изменения себестоимости продукции более чем на 5% ввиду корректировки существенных условий поставки и производства продукции по ГОЗ (внесения значимых изменений в конструкторскую документацию на изделие по требованию заказчика, существенного колебания валютных курсов и т.п.).

  • При реализации указанных принципов ценообразования предприятия получат четкие правила формирования цены на продукцию по ГОЗ на несколько лет вперед и будут сами заинтересованы снижать затраты, а государство получит предсказуемое изменение цен на продукцию по ГОЗ в пределах индексов дефляторов.
  • — Предполагается ли как-то регламентировать направления использования дополнительной прибыли предприятия, полученной за счет мероприятий по снижению затрат?
  • — Разработанный ФАС России проект постановления предусматривает, что если в результате выполнения государственного контракта (либо контракта) его условия выполнены надлежащим образом и в полном объеме и соблюдены требования законодательства в сфере государственного оборонного заказа, то вся экономия, полученная предприятием за счет проведения мероприятий по оптимизации производства и снижению затрат, сохраняется у этого предприятия.

Регламентировать вопрос о том, как предприятие может расходовать свою прибыль, не предполагается. Прибыль остается на предприятии и используется по его усмотрению, в том числе для того, чтобы компенсировать затраты, связанные с модернизацией производства.

Это позволит создать экономические стимулы к повышению эффективности и снижению себестоимости продукции, а также обеспечить условия функционирования предприятий в сфере ГОЗ на уровне, соответствующем условиям в гражданском секторе.

По нашему мнению, любое ограничение направлений использования прибыли, наоборот, существенно снижает стимулы предприятий и их акционеров к развитию компании. Потенциальные инвесторы не придут в оборонно-промышленный комплекс, если у них не будет возможности вернуть вложенные в предприятия средства.

  1. — Какого положительного эффекта и в течение какого срока планирует добиться ФАС России в результате внедрения новых принципов ценообразования на продукцию по ГОЗ?
  2. — Применение новых принципов ценообразования в сфере государственного оборонного заказа прежде всего создаст долгосрочный горизонт планирования для предприятий оборонно-промышленного комплекса и обеспечит оптимальные и эффективные условия для их функционирования и развития.
  3. Внедрение предлагаемого ФАС России «индексного подхода» к ценообразованию, предусматривающего сохранение у головных исполнителей и исполнителей ГОЗ всей экономии от снижения затрат, позволит достичь следующих положительных результатов:
  4. — повысить инвестиционную привлекательность предприятий оборонно-промышленного комплекса;
  5. — создать стимулы для предприятий к повышению эффективности производства, внедрению современных производственных и управленческих технологий, оптимизации и снижению издержек;
  6. — обеспечить оптимизацию и сопряжение друг с другом процессов прогнозирования и регистрации цен на продукцию военного назначения.
  7. Мы ожидаем, что разработанное ФАС России постановление Правительства Российской Федерации, предусматривающее внедрение новой мотивационной модели ценообразования в сфере государственного оборонного заказа, вступит в силу с 1 января 2018 г.

При этом необходимо учитывать, что системная работа, направленная на модернизацию, повышение эффективности производства и снижение себестоимости продукции военного назначения, требует довольно продолжительного периода времени. Первые результаты внедрения новых принципов ценообразования можно будет увидеть не ранее чем через два-три года с момента вступления в силу соответствующего постановления Правительства Российской Федерации.

  • Беседу вела
  • Ольга Платонова
  • http://lawinfo.ru/catalog/contents/jurist/1/

 

[1] Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2017 г. № 208 № «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2015 г.

№ 407 «О порядке определения начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу»; Постановление Правительства РФ от 25 января 2008 г.

№ 29 «Об утверждении Правил формирования цен на российские вооружение и военную технику, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем»; Постановление Правительства РФ от 13 декабря 2013 г.

№ 1155 «Об утверждении Положения о применении видов цен на продукцию по государственному оборонному заказу» и пр. // СПС «КонсультантПлюс».

Вопрос ГОЗ: что нужно знать о нормировании труда на предприятиях оборонки

НПА в сфере госзаказа. Согласование цен в рамках госзаказа. Расшифровка калькуляции. Обоснование затрат. Ценообразование в госзаказе. Методы определения затрат. Предельные уровни (коэффициенты) изменения затрат

Расчетно-калькуляционные материалы по Гособоронзаказу

Целью формирования комплекта расчетно-калькуляционных материалов (комплекта РКМ) является обоснование цены продукции, выпускаемой по государственному оборонному заказу, а также величины затрат, необходимых для её производства в соответствии с действующим законодательством в сфере государственного оборонного заказа.

Порядок ценообразования на продукцию по ГОЗ

В соответствии с Инструкцией по формированию контрактных цен по ГОЗ цены на продукцию разрабатываются организациями-исполнителями и согласовываются с государственными заказчиками (потребителями) с соблюдением следующих условий:

  • исходная база цен — обоснованные затраты и прибыль, определяемая с учетом установленного предельного норматива рентабельности;
  • основное требование при формировании цен — эффективное использование средств федерального бюджета;
  • при установлении уровня цен на конкретные виды вооружения, военной техники, имущества используются основные технические, экономические нормы и нормативы, учитывающие в том числе специфические особенности производства.

В государственном контракте на продукцию может устанавливаться ориентировочная (уточняемая) цена, фиксированная цена или цена, возмещающая издержки. Самые распространенные — ориентировочные (ОРЦ) и твердофиксированные цены (ТФЦ).

Согласно Положению о применении видов цен по ГОЗ ориентировочная (уточняемая) цена на продукцию применяется при заключении государственного контракта, если нет достаточных исходных данных, чтобы определить фиксированную цену на эту продукцию, в том числе:

  • при поставках продукции с технологическим циклом изготовления свыше 3 лет;
  • при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на развитие и совершенствование продукции по государственному оборонному заказу, продолжительностью свыше 3 лет;
  • при выполнении ремонта, сервисного обслуживания вооружения, военной и специальной техники, если на момент заключения государственного контракта нет точных данных по объему работ.

На стадии заключения государственных контрактов на продукцию целесообразно устанавливать ориентировочные цены, которые могут служить основанием для авансирования, расчетов за выполненные этапы работ.

Выполнение работ в ходе реализации контракта может финансироваться также исходя из стоимости отдельных этапов. В год сдачи продукции на нее устанавливается фиксированная контрактная цена.

Если при заключении государственного контракта устанавливается ориентировочная (уточняемая) цена на продукцию, в нем устанавливаются срок ее действия, условия уточнения и порядок изменения на фиксированную цену.

Организация-исполнитель согласовывает цены на продукцию с представительством государственного заказчика — Военным представительством Министерства обороны РФ (далее — ВП МО РФ), а также с организацией-потребителем и государственным заказчиком или только с государственным заказчиком на поставляемую непосредственно ему продукцию.

Для согласования цены в адрес ВП МО РФ направляются расчетно-калькуляционные материалы на цену, предлагаемую организацией-производителем. После согласования цены ВП МО РФ формирует заключение на цену (возможно, со снижением от предложенной Поставщиком).

Что подразумевается под понятиями «прибыль» и «расходы» по ГОЗ

По 275 ФЗ прибыль по гособоронзаказу рассчитывается еще на стадии планирования стоимости контракта. Для ее определения необходимо знать сумму доходов и расходов по каждому отдельно взятому госконтракту.

Доходом в рамках исполнения ГОЗ признается сумма контракта за вычетом налога на добавленную стоимость. Расходы — это затраты, понесенные в процессе исполнения гособоронзаказа.

Расходы должны быть обоснованными и непосредственно связанными с деятельностью организации по выполнению государственного оборонного заказа.

Федеральный закон 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» вменяет в обязанность госисполнителям и исполнителям ведение раздельного учета доходов и расходов по ГОЗ. Фактическая прибыль по 275-ФЗ определяется как разность между доходами и расходами.

Какие нормативы труда на предприятиях оборонной промышленности существуют

Затраты на оплату труда работников зависят от двух факторов: тарифных ставок и трудоёмкости.

Согласно приказу Минпромторга от 08.02.

2019 N 334 при планировании затрат на оплату труда в ГОЗ можно использовать показатели стоимости единицы труда (нормо-час, человеко-час, человеко-день, человеко-месяц) или среднего размера заработной платы.

Планировать показатели следует опираясь на уровень, достигнутый организацией в отчётном периоде, средний размер оплаты труда по отрасли и средний уровень оплаты труда в субъекте РФ.

Объем произведенной продукции (или выполненных работ) на единицу численности персонала определяют выработку. Нормы выработки устанавливаются как в натуральном (штуки, килограммы, метры и т. д.), так и в стоимостном выражении за определенное время работы (час, смену, сутки, месяц, год). Они необходимы для планирования производственного потенциала и расходов на оплату труда.

Затраты труда рабочего времени на определенный объем выпуска продукции за установленное время определяют трудоёмкость.

Выработку и трудоёмкость не нужно путать.

Таблица 1. Основные нормы труда.

Норма выработки Норма времени
Это определенный объем работы в натуральных показателях (в м2, в см3 и т. д.) или количество единиц продукции, которые работник должен выполнить в единицу времени при определенных технологических и организационных параметрах. Например, сотрудник за 40 минут работы собрать 2 изделия. Это количество рабочего времени, которое должен затратить работник для выполнения определенной работы. Нормы затрат труда могут устанавливаться на операцию, изделие, работу, комплекс работ. Например, работник должен собрать одну деталь за 20 минут.
Норма труда делится на время самой работы и время перерывов.

Нормы времени можно разработать самостоятельно. За исключением установления минимального размера оплаты труда государство нормативы и нормы труда не регламентирует. Межотраслевые и ведомственные типовые и единые нормы времени носят рекомендательный характер.

Типовые формы РКМ ГОЗ

Состав комплекта РКМ, а также используемые формы обосновывающих документов определяются видом продукции (работ, услуг), технологическим циклом изготовления, сроками поставки, требованиями заказчика ГОЗ и условиями контракта.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *