За год закрылось 668 тысяч организаций МСП

5083

За год закрылось 668 тысяч организаций МСП

За последний год из-за ухудшения экономических условий в России закрылось почти 668 тысяч юридических лиц. Об этом сообщили в пресс-службе Министерства экономического развития РФ.

В частности, по мнению МЭРа, негативно на предприятия повлияло повышение НДС, окончание действия пониженных тарифов страховых взносов для плательщиков ряда налогов и внедрение контрольно-кассовой техники.

В министерстве не исключают, что бизнес продолжит закрываться, когда будет отменён единый налог на вменённый доход.

При этом риска невыполнения нацпроекта по развитию малого и среднего предпринимательства в ведомстве не видят.

За последний год в результате реорганизаций, ликвидаций, банкротств и других причин больше всего фирм закрылось в Москве, Санкт-Петербурге, Татарстане, Московской области и Краснодарском крае, следует из данных на сайте ФНС. Прирост компаний зафиксирован только в одном регионе страны – в Чукотском округе.

Минэкономразвития оценило количество закрывшихся юридических лиц с августа 2018 года по август 2019-го в 667,9 тысячи единиц. Все предприятия относились к категории малого и среднего предпринимательства (МСП). По данным ФНС, за четыре года их число уменьшилось на 5,2%, таким образом к началу сентября в России действовало 2,4 миллиона юрлиц.

На прекращение их работы повлияли повышение с этого года НДС с 18% до 20%, отмена пониженных тарифов страховых взносов для предприятий, работающих на упрощённой и патентной системах налогообложения или едином налоге на вмененный доход (ЕНВД). Также бизнес подкосило внедрение контрольно-кассовой техники.

При этом в МЭРе подчеркнули, что по сравнению с зарубежными странами в России всё равно достаточно высокое число предпринимателей на одну тысячу граждан.

Однако это не даёт качественной характеристики сектора малого и среднего предпринимательства, так как значительная доля предпринимателей фактически не ведёт деятельность и не даёт вклада в показатели занятости и ВВП, посетовали в министерстве.

Предприятия, которые закрываются, уже имеют низкие показатели занятости: на компанию приходится менее одного работника. Поэтому важно оценивать бизнес по обеспечению им рабочих мест и вкладу в ВВП, предупредили в Минэкономразвития.

И всё же там считают преждевременным делать выводы о невыполнении цели нацпроекта по развитию МСП в части увеличения количества занятых в сфере малого и среднего бизнеса до 25-ти миллионов человек к концу 2024 года. Там пояснили, что нацпроект стартовал лишь в 2019-м, поэтому оценивать его влияние на показатели сектора можно будет только в следующем году.

Однако представители малого и среднего бизнеса считают, что существуют риски недостижения показателей в рамках нацпроекта по поддержке МСП. По мнению первого вице-президента «Опоры России» Владислава Корочкина, улучшений и изменений в бизнес-среде предприниматели не видят, а налоговая нагрузка на них растёт.

Многие бизнесмены в регионах работают только на налоги и зарплату сотрудников, посетовал он. С отменой ЕНВД с 2021 года – ситуация ухудшится. Для такого сегмента бизнеса выгодные условия должны сохраниться, уверен он.

По мнению эксперта, компенсировать потери в рядах юрлиц могла бы перерегистрация в индивидуального предпринимателя или самозанятых.

Источник: Известия

28.10.2019 в 13:05

В россии сократилось число малых и средних предприятий

За год закрылось 668 тысяч организаций МСП

Евгений Егоров / Ведомости

Число индивидуальных предпринимателей (ИП) и юридических лиц, входящих в реестр малого и среднего бизнеса, сократилось за месяц на 7,6%, или на 461 900, следует из данных Единого реестра субъектов МСП, публикуемого Федеральной налоговой службой (ФНС). По состоянию на 10 августа 2020 г. количество субъектов малого и среднего бизнеса составило 5,6 млн, 10 июля данный показатель был на уровне 6,05 млн.

Из 5,6 млн существующих в России компаний малого и среднего бизнеса 3,3 млн составляют ИП, остальные 2,3 млн – юридические лица. Число ИП за указанный период сократилось на 214 300, число юрлиц – на 247 500.

При этом количество работников, занятых в малом и среднем бизнесе, выросло за отчетный период на 251 000 до 15,52 млн человек.

Больше всего сокращение наблюдается среди микропредприятий (годовая выручка до 120 млн руб., число работников не превышает 15 человек) – на 459 700. Еще на 3400 сократилось число малых предприятий (выручка не более 800 млн в год, число работников не превышает 100 человек).

Количество средних компаний (годовая выручка до 2 млрд руб., число сотрудников не превышает 250 человек), наоборот, увеличилось впервые с августа 2018 г. на 497 – до 17 562.

Также, согласно данным реестра МСП, наблюдается и значительное снижение числа компаний за год – на 246 800 по сравнению с данными на 10 августа 2019 г. Число ИП сократилось на 115 900, а число юрлиц – почти на 131 000.

Рост числа занятых в малом и среднем бизнесе говорит о правильности и своевременности решений о снижении страховых взносов, выплате прямых субсидий на МРОТ работников, налоговых каникулах и реструктуризации кредитов, рассказал в беседе с «Ведомостями» президент «Опоры России» Александр Калинин.

«По сути, все принятые меры поддержки позволили частично «обелить» бизнес, и многие компании официально оформили часть своих сотрудников для того, чтобы претендовать на большие субсидии и льготы.

Важно отметить, что количество средних предприятий в стране впервые за много лет выросло – на 5,2%.

Этому поспособствовало увеличение доли госзакупок для субъектов МСП и упрощение механизмов выхода компаний на экспорт», – объяснил Калинин.

Он отметил, что на статистику по предпринимательской активности мог повлиять специальный налоговый режим самозанятых. «В августе 2019 г. их количество не превышало 200 000, год спустя я прогнозирую, что их число достигнет 900 000 человек», – сказал он.

Как сообщили «Ведомостям» в пресс-службе ФНС, доля субъектов малого и среднего предпринимательства в общем количестве действующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по-прежнему выше, чем в 2016–2018 гг.

«По состоянию на 10 августа 2020 г. эта цифра составляет 73,4%.

По сравнению с показателями прошлого года (74,1%) снижение составило менее 1%, несмотря на ограничения, связанные с пандемией, и снижение деловой активности», – отметили в ведомстве.

В начале 2019 г. правительство утвердило паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Идея нацпроекта заключается в помощи бизнесу на каждом цикле его развития: от официальной регистрации до расширения бизнеса с выходом на зарубежные рынки.

Основными целями нацпроекта являются увеличение доли малого и среднего бизнеса в ВВП страны до 32,5% (в 2019 г. этот показатель составлял 8,56%), а также увеличение численности работников в секторе МСБ до 25 млн человек. По состоянию на 10 августа текущего года в этом секторе работают всего 15,5 млн человек.

Сроки его исполнения были определены до конца 2024 г., а бюджет – 481,5 млрд руб.

В середине июля Владимир Путин предложил скорректировать работу по нацпроектам «с учетом реальной ситуации и в России, и в глобальной экономике». Премьер Михаил Мишустин в свою очередь заявил, что сроки достижения национальных проектов возможно продлить до 2030 г., но скорректировать ключевые параметры этих проектов нужно осенью, к формированию проекта бюджета на ближайшие три года.

Малый бизнес теряет миллион

ЦСР оценил масштаб сокращений в секторе частного предпринимательства

Численность потерявших работу сотрудников малых и средних предприятий может достичь 1,1 млн человек по итогам года, подсчитали в ЦСР. Для сохранения рабочих мест бизнес просит новые налоговые льготы и отсрочки

За год закрылось 668 тысяч организаций МСП

Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Численность занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса (МСП) сократится на 1,1 млн человек по итогам года. К таким выводам пришли эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР) по итогам опроса бизнеса (исследование есть у РБК). По их оценкам, свыше трети новых безработных в России составят бывшие работники МСП.

Несмотря на отсутствие повторного локдауна, в России продолжают действовать ограничения, и бизнес работает не в полную мощность. Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин допустил закрытие трети предприятий малого и среднего бизнеса из-за COVID-19.

ЦСР ожидает сокращения 2,9 млн рабочих мест в целом по экономике, из них 38% придется на малый и средний бизнес. «Подводя предварительные итоги 2020 года, количество занятых в МСП может уменьшиться на 1,1 млн человек», — привела оценку директор центра социально-экономических исследований ЦСР Лора Накорякова.

На предприятиях из реестра МСП заняты более 15,5 млн работников. ЦСР оценил общую численность занятых в МСП (включая самозанятых) в 19,5 млн россиян.

Безработица в октябре второй месяц подряд сохраняет уровень 6,3% от рабочей силы, следует из данных Росстата. По данным Минтруда по состоянию на октябрь, официально на биржу труда встали 4,8 млн безработных.

ЦСР собирал данные путем структурированных и глубинных личных интервью в рамках мониторинга настроений бизнеса. На сегодняшний день в выборке 5 тыс. компаний различных секторов экономики, 63% из них — предприятия малого и среднего бизнеса.

Риск «отложенных» увольнений

  • Треть (33%) опрошенных ЦСР компаний сообщили, что антикризисные меры поддержки (в частности, отсрочка по уплате налогов) позволили им сохранить оборотные средства.
  • 25% предприятий сообщили, что господдержка помогла им сохранить штат.
Читайте также:  Какие документы подтверждают разработку продукции в 2022 году

Бессрочное снижение страховых взносов вдвое — с 30 до 15% — для всех предприятий МСП позволило бизнесу сэкономить сотни миллиардов рублей, рассказал заместитель исполнительного директора «Опоры России» Иван Ефременков. Антикризисные меры, по его мнению, дали бизнесу больше, «чем тот объем финансирования, который предусмотрен в национальном проекте развития МСП».

Отдельные меры поддержки предоставлены только предприятиям из определенного правительством списка пострадавших отраслей. Как показал опрос ЦСР, меньше трети компаний МСП (31%) вошли в этот перечень.

Для поддержки бизнеса государство запустило сразу две программы льготного кредитования — под 0% на выплату зарплат и под 2% на возобновление деятельности.

Кредит под 2% спишут вместе с процентами, если предприятие до 1 апреля 2021 года сохранит не менее 90% сотрудников по сравнению с численностью на 1 июня 2020 года.

При сохранении от 80 до 90% штата бюджет покроет половину долга.

Если же сохранить штат не получится, деньги придется отдавать, причем тремя платежами, а не в течение нескольких лет, а проценты начислят не по льготной ставке, а по обычной.

По данным Минэкономразвития, свыше 220 тыс. предприятий получили льготные кредиты под 2% на общую сумму более 400 млрд руб., что помогло защитить свыше 5 млн рабочих мест. Кредиты под 0% выданы 39 тыс. организаций на сумму около 102 млрд руб.

Компании охотно брали кредиты летом при благоприятной эпидемиологической обстановке, когда большинство административных ограничений снималось, отмечает Ефременков.

Сейчас же регионы вводят дополнительные ограничения, но предприятия с кредитами не могут уволить сотрудников, иначе будут вынуждены возвращать займы.

«Компании попали в тиски: с одной стороны, должны платить зарплаты и не увольнять сотрудников, с другой — нет возможности вести полноценный бизнес», — отметил эксперт.

Количество увольнений может вырасти после 1 апреля 2021 года — до этого срока компании с льготными кредитами обязаны сохранить занятость. «Если компании выдержат, им спишут кредиты и в апреле у них окажутся развязаны руки в плане обязательств по сохранению занятости», — предупредил Ефременков.

  • Четверть (25%) опрошенных ЦСР предприятий опасаются невозможности платить по обязательствам.
  • Выше всего доля таких компаний в сегменте легкой и пищевой промышленности (29%) и сфере услуг (28%).

Продление моратория на банкротства до 7 января 2021 года является «временной заплаткой», считает вице-президент ЦСР Екатерина Папченкова.

«По окончании моратория мы можем увидеть взрывную волну банкротств», — предупредила эксперт.

Одна из ключевых задач, по ее словам, — продумать эффективный механизм оздоровления проблемных предприятий «без костылей в виде моратория». Сейчас Минэкономразвития готовит масштабную реформу банкротств в России.

Дополнительно продлен мораторий на проверки малого бизнеса до 2021 года. Но если ранее мораторий распространялся на плановые и значительную часть внеплановых проверок, то в следующем году он затронет плановые проверки, при том что порядка 80% проверок проходят в формате внеплановых, подчеркивает Ефременков.

  • Каждое десятое предприятие планирует перейти с общей системы налогообложения на упрощенную (УСН) в 2021 году.

У компаний снизилась выручка, штат, поэтому они стали подпадать под критерии для перехода на УСН.

Это внесет негативный вклад в сокращение доходов бюджета: ставка налога на УСН не только ниже, чем налог на прибыль, но плательщики УСН также не начисляют налог на добавленную стоимость (НДС) на продажи.

«С учетом затянувшейся борьбы с коронавирусом и продления ограничений снижение налоговых поступлений от таких компаний может затронуть не только 2021-й, но и 2022 год», — констатировал руководитель направления «Налоговая политика» ЦСР Левон Айрапетян.

Для восстановления бизнесу больше всего нужны новые налоговые льготы (об этом заявили 45% предприятий), новые отсрочки по налогам и страховым взносам (32%), упрощение бюрократических процедур (29%).

В россии за год закрылись почти 700 тысяч предприятий

За последний год из-за ухудшения экономических условий в России закрылось 668 тыс. юридических лиц. Об этом «Известиям» рассказали в пресс-службе Минэкономразвития.

В частности, негативно на предприятия повлияло повышение НДС, окончание действия пониженных тарифов страховых взносов для плательщиков ряда налогов и внедрение контрольно-кассовой техники. В министерстве не исключают, что бизнес продолжит закрываться, когда будет отменен единый налог на вмененный доход.

За последний год в результате реорганизаций, ликвидаций, банкротств и других причин больше всего фирм закрылось в Москве, Санкт-Петербурге, Татарстане, Московской области и Краснодарском крае, следует из данных на сайте ФНС. Прирост компаний зафиксирован только в одном регионе страны — в Чукотском округе.

Минэкономразвития оценило количество закрывшихся юридических лиц с августа 2018 года по август 2019-го в 667,9 тыс. единиц. Все предприятия относились к категории малого и среднего предпринимательства (МСП). По данным ФНС, за четыре года их число уменьшилось на 5,2%, таким образом к началу сентября в России действовало 2,4 млн юрлиц.

На прекращение их работы повлияли повышение с этого года НДС с 18 до 20%, отмена пониженных тарифов страховых взносов для предприятий, работающих на упрощённой и патентной системах налогообложения или едином налоге на вмененный доход (ЕНВД). Также бизнес подкосило внедрение контрольно-кассовой техники, рассказали в ведомстве.

Ожидаемая отмена ЕНВД приведет к дальнейшему снижению количества предпринимателей, которые не найдут приемлемой альтернативы, констатировали в министерстве.

— Как показывают данные различных исследований предпринимательского сообщества, именно изменения в налоговом законодательстве оказывают наибольшее влияние на настроения предпринимателей, — заявили там.

ЕНВД — это налог, при исчислении которого размер реально полученного дохода значения не имеет. Налогоплательщики руководствуются размером вмененной им прибыли. ЕНВД применяется в отдельных видах бизнеса, в частности, в розничной торговле, общественном питании, сдаче в аренду жилья или земли и других.

По словам доцента РАНХиГС Дмитрия Тихонова, учитывая уровень налоговой нагрузки, предприниматели идут по наиболее выгодному пути и регистрируются в статусе ИП. Он отметил, что этот режим с точки зрения ведения бизнеса, налоговых ставок и бухгалтерского учета наиболее удобен и выгоден, особенно если речь идет о малом бизнесе.

Чтобы первыми узнавать о главных событиях в Ленинградской области — подписывайтесь на канал 47news в Telegram

За год закрылось почти 700 тыс. предприятий

Без юрлица: в России за год закрылось почти 700 тыс. предприятий Это произошло из-за роста налоговой нагрузки, заявили в Минэкономразвития.

За последний год из-за ухудшения экономических условий в России закрылось 668 тыс. юридических лиц. Об этом «Известиям» рассказали в пресс-службе Минэкономразвития.

В частности, негативно на предприятия повлияло повышение НДС, окончание действия пониженных тарифов страховых взносов для плательщиков ряда налогов и внедрение контрольно-кассовой техники.

В министерстве не исключают, что бизнес продолжит закрываться, когда будет отменен единый налог на вмененный доход. При этом риска невыполнения нацпроекта по развитию малого и среднего предпринимательства в ведомстве не видят. Экономика подкосила

За последний год в результате реорганизаций, ликвидаций, банкротств и других причин больше всего фирм закрылось в Москве, Санкт-Петербурге, Татарстане, Московской области и Краснодарском крае, следует из данных на сайте ФНС. Прирост компаний зафиксирован только в одном регионе страны — в Чукотском округе.

Минэкономразвития оценило количество закрывшихся юридических лиц с августа 2018 года по август 2019-го в 667,9 тыс. единиц. Все предприятия относились к категории малого и среднего предпринимательства (МСП). По данным ФНС, за четыре года их число уменьшилось на 5,2%, таким образом к началу сентября в России действовало 2,4 млн юрлиц.

На прекращение их работы повлияли повышение с этого года НДС с 18 до 20%, отмена пониженных тарифов страховых взносов для предприятий, работающих на упрощённой и патентной системах налогообложения или едином налоге на вмененный доход (ЕНВД). Также бизнес подкосило внедрение контрольно-кассовой техники, рассказали «Известиям» в ведомстве.

При этом в Минэке подчеркнули, что по сравнению с зарубежными странами в России всё равно достаточно высокое число предпринимателей на 1 тыс. граждан.

— Однако это не даёет качественной характеристики сектора малого и среднего предпринимательства, так как значительная доля предпринимателей фактически не ведет деятельность и не дает вклада в показатели занятости и ВВП, — посетовали в министерстве.

Предприятия, которые закрываются, уже имеют низкие показатели занятости: на компанию приходится менее одного работника. Поэтому важно оценивать бизнес по обеспечению им рабочих мест и вкладу в ВВП, предупредили в Минэке.

И всё же там считают преждевременным делать выводы о невыполнении цели нацпроекта по развитию МСП в части увеличения количества занятых в сфере малого и среднего бизнеса до 25 млн человек к концу 2024 года. Там пояснили, что нацпроект стартовал лишь в 2019-м, поэтому оценивать его влияние на показатели сектора можно будет только в следующем году.

Справка «Известий» Нацпроект по развитию МСП и индивидуальной предпринимательской инициативы предполагает, что количество занятых в этом секторе вырастет с нынешних примерно 15 млн человек до 25 млн к 2025 году.

Также за этот период планируется увеличить вклад малого и среднего бизнеса в ВВП страны до 32,5% и нарастить долю несырьевого экспорта таких компаний. Для достижения этих показателей будет выделено 481,5 млрд рублей.

Из юрлица в ИП

Ожидаемая отмена ЕНВД приведет к снижению количества предпринимателей, которые не найдут приемлемой альтернативы, констатировали в министерстве. Одна из задач Минэкономразвития — сделать «переходный» период наименее болезненным, предложить выгодную замену такому режиму.

Читайте также:  Как учитывать доходы на УСН, полученные после закрытия ИП?

— Как показывают данные различных исследований предпринимательского сообщества, именно изменения в налоговом законодательстве оказывают наибольшее влияние на настроения предпринимателей, — заявили в министерстве.

Там добавили, что большая часть мероприятий по снижению регуляторной нагрузки на бизнес намечена на первые годы реализации национального проекта в сфере МСП. Результаты таких мероприятий будут иметь отсроченный эффект, «поскольку большая их часть ориентирована на «структурные» изменения сектора, изменение условий ведения предпринимательской деятельности».

Однако представители малого и среднего бизнеса считают, что существуют риски недостижения показателей в рамках нацпроекта по поддержке МСП. По мнению первого вице-президента «Опоры России» Владислава Корочкина, улучшений и изменений в бизнес-среде предприниматели не видят, а налоговая нагрузка на них растет.

Многие бизнесмены в регионах работают только на налоги и зарплату сотрудников, посетовал он. С отменой ЕНВД с 2021 года — ситуация ухудшится. Для такого сегмента бизнеса выгодные условия должны сохраниться, уверен он.

По мнению эксперта, компенсировать потери в рядах юрлиц могла бы перерегистрация в индивидуального предпринимателя или самозанятых.

ЕНВД — это налог, при исчислении которого размер реально полученного дохода значения не имеет. Налогоплательщики руководствуются размером вмененной им прибыли. ЕНВД применяется в отдельных видах бизнеса, в частности в розничной торговле, общественном питании, сдаче в аренду жилья или земли и других.

По словам доцента РАНХиГС Дмитрия Тихонова, учитывая уровень налоговой нагрузки, предприниматели идут по наиболее выгодному пути и регистрируются в статусе ИП. Он отметил, что этот режим с точки зрения ведения бизнеса, налоговых ставок и бухгалтерского учета наиболее удобен и выгоден, особенно если речь идет о малом бизнесе.

При этом снижения числа юрлиц в России не помешало вхождению страны в топ-30 рейтинга Doing Business. Всемирный банк оценивает лишь показатели в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург.

Кроме того Doing Business ориентирован в первую очередь на оценку стандартных процедур.

В их числе, например, регистрация предприятий и собственности, получение разрешения на строительство, кредитов, подключение к системе электроснабжения.

Песков: Данные о закрытии в РФ 700 тыс. юрлиц не подтвердились

 В Кремле изучили данные СМИ о закрытии в РФ за последний год 700 тыс. компаний малого и среднего бизнеса, и данные эти не подтвердились. Так прокомментировал ситуацию пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

По словам Пескова данные СМИ «абсолютно не совпадают с данными», которые Кремль получил из корпорации по малому и среднему бизнесу и из налоговой службы. «Там другие данные», — сказал Песков — «более благоприятные», хотя и «не без проблем».

Песков привел пример: существует целый ряд налогоплательщиков, сначала плативших налоги по «упрощенке», но затем они «прошли потолок оборота» и из «малого» бизнеса сместились в категорию «среднего».

«Разнонаправленные процессы. Где-то количество сокращается, а где-то — увеличивается», — уточнил Песков. И заверил, что в целом данные СМИ не подтверждаются тем, что получил Кремль.

Малый бизнес «умирает», но нацпроект чиновники обещают выполнить | Новости экономики

Почти 700 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса прекратили свое существование в России;

О том, что из-за ухудшения экономической обстановки и увеличения налоговой нагрузке в стране закрылось 668 тысяч предприятий «Известиям» рассказали в пресс-службе Министерства экономического РФ.

Специалисты ведомства отметили, на компании негативно повлияли: повышение НДС, окончание действия пониженных тарифов страховых взносов для плательщиков ряда налогов и внедрение контрольно-кассовой техники.

При этом Минэкономразвития прогнозирует дальнейшее сокращение доли малого и среднего бизнеса в стране в том случае, если не будет отменен единый налог на вмененный доход.

При этом чиновники уверены, что выполнят национальный проект по развитию малого и среднего предпринимательства.

Напомним, прошлом году также закрылись около 600 тысяч предприятий малого бизнеса. Этот показатель превысил в 2,14 раза количество зарегистрированных компаний.

«Наиболее важный вопрос для предпринимателей — это постоянный процесс развития их бизнеса, — пояснил «Московской газете» коммерческий директор Торгового дома «Альянс» Сергей Лысенко. — Связан он, в первую очередь, с наличием строго регламентированных правил со стороны государства.

Нужны гарантии правительства о том, что эти правила будут действовать достаточно долго во времени и пространстве без изменений.

Если невозможен такой гарантированный и длительный период, — стратегически важный и для бизнеса и для государства, то любая зарождающая платформа стабильности для роста бизнеса может перерасти в стагнацию с последующим закрытием юридических лиц как формы осуществления коммерческой деятельности и возможным уходом в тень экономики. Невозможно будет в этом случае отследить дальнейшую историю и путь предпринимателей, закрывших юридическое лицо и продолжающих своё дело в лучшем случае в виде самозанятых, в худшем, в виде незарегистрированных предприятий, уходящих от налоговой нагрузки. И уж, если стратегически невозможен этот период законодательной стабильности, то со стороны государства должен быть продуман хотя бы компенсаторный механизм, который позволит тактически выживать предпринимателям в условиях периодических изменений правил».

В свою очередь, член Общественной палаты РФ Иосиф Дискин считает, что пока не будет изменена экономическая модель в стране, ждать улучшения в сегменте малого и среднего бизнеса не стоит.

«Прежде всего, сказывается усиление работы налоговой службы. Большая часть закрывшихся компаний существовали формально. Соответственно, когда начались налоговые проверки и требование отчетности, то руководители этих предприятий предпочли закрыться.

Еще одна категория: те, кто ждали улучшения ситуации и роста доходов населения, но так пока и не дождались. Люди создали компании и надеялись на лучшие времена. Конечно, сейчас не лучшее время для развития малого и среднего бизнеса. Еще одна категория в доле закрывшихся фирм, это те кто рассчитывал на государственные заказы.

Было объявлено, что 10% государственного муниципального заказа будет распределяться между компаниями малого и среднего бизнеса. Однако этого так и не произошло. Я думаю, что все-таки каким- то образом национальные проекты начнут «дышать». Есть надежда, что повысятся доходы населения.

При существующей экономической политике не стоит рассчитывать на улучшение ситуации», — пояснил «Московской газете» Иосиф Дискин.

Не вижу зла: малый бизнес закрывается, а в официальных цифрах — только рост

Официальные СМИ привыкли кормить нас только положительными новостями. Но статистика говорит обратное — по свежим данным, за год закрылось около 700 тысяч организаций. Разбираем в статье, почему статистические показатели такие плохие и можно им верить.

Парадоксальная статистика

Минэкономразвития предоставил статистику, что за последний год закрылось 668 тысяч организаций. Эта информация заинтересовала Кремль, и пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков прокомментировал ситуацию. Он заявил, что данные не совпадают: в Кремле имеется информация о благоприятных процессах, происходящих в секторе МСП.

При этом Дмитрий Песков предположил, что часть предпринимателей решили перейти в категорию более крупного бизнеса, что привело к таким показателям статистики. То есть закрываются не потому что бизнесмены складывают с себя полномочия предпринимателей, а потому что переквалифицировались — в более крупные предприятия, например, ИП стали ООО.

Больше новостей о малом бизнесе читайте здесь. В нашем блоге вы найдёте всю актуальную и важную информацию для владельцев бизнеса.

Мнение экспертов

Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа компаний «ФБК», поделился свои мнением: статистику необходимо смотреть в целом, нужно учитывать не только, сколько закрылось организаций, но и то, сколько открылось.

Кроме того, Игорь Николаев связывает высокий процент закрытия организаций с экспериментальным налоговым режимом для самозанятых.

В четырёх регионах на сегодняшний день можно стать самозанятым и платить всего 4-6 % от дохода в налоговую. Некоторые предприниматели, у которых нет наёмных рабочих и доход не превышает 200 тысяч в месяц, закрыли ИП и стали самозанятыми. Соответственно, это также сказалось на статистике.

Сами бизнесмены считают, что организации закрываются из-за тяжёлых условий работы. Предприниматели жалуются в интернете на высокие налоги, введение новой контрольно-кассовой техники (новые затраты) и отсутствие покупателей.

А вы как считаете, в чем причина «плохой» статистики в сфере малого и среднего бизнеса? Поделитесь своим мнением в х.

Друзья, если вы хотите поделиться своей историей или мнением на темы, которые мы поднимаем в нашем канале, пишите нам на почту 301@online-kassa.ru. Мы свяжемся с вами, и, возможно, героем следующей статьи станете именно вы.

Подписывайтесь на канал ЗДЕСЬ, так вы не пропустите новое и важное!

Малое предприятие: какие критерии для его определения действуют в 2022 году

Фраза «субъекты МСП» расшифровывается как «Субъекты малого и среднего предпринимательства». К ним относятся средние, малые и микропредприятия. Также на практике для обозначения данной категории лиц применяется другая аббревиатура — СМП. Она расшифровывается как «Субъекты малого предпринимательства». В дальнейшем мы будем использовать данные термины как синонимы.

Проверить, относится ли ваша организация/ИП к малому или среднему бизнесу

Все субъекты малого и среднего предпринимательства должны быть включены в специальный реестр, который ведет ФНС. Этот реестр находится в открытом доступе на сайте налоговой службы по адресу https://rmsp.nalog.ru.

Критерии малого предприятия 2022: таблица

Основные критерии СМП приведены в Федеральном законе от 24.07.07 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ). Согласно статье 4 этого закона, ими могут быть как индивидуальные предприниматели, так и организации — ООО, кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства.

Читайте также:  Новые КБК по страховым взносам

В таблице приведены показатели деятельности, при выполнении которых налогоплательщик становится субъектом малого и среднего предпринимательства.

Категория Среднесписочная численность за предыдущий год Доход за предыдущий год без НДС по данным налогового учета Прочие ограничения
Микропредприятие не более 15 человек не более 120 млн руб.
  • не менее 51% капитала (акций) должно принадлежать физлицам, или другим СМП;
  • доля организаций, не являющихся СМП, не может быть больше 49%;
  • доля государства, субъектов РФ и (или) НКО — не более 25% (суммарно)
Малое предприятие не более 100 человек не более 800 млн руб.
Среднее предприятие не более 250 человек (для отдельных видов деятельности — до 1500 человек) не более 2 млрд руб.

Общие для всех субъектов малого и среднего бизнеса показатели по доле участия определяются ежегодно. Их нарушение сразу же приводит к утрате соответствующего статуса.

Ограничения по доходу и среднесписочной численности применяются кумулятивно за три года.

Это означает, что изменение категории субъекта МСП или утрата статуса происходит только в том случае, если как минимум один из этих критериев не соблюдается на протяжении трех лет подряд (п. 4 ст.

 4 Закона № 209-ФЗ, п. 1 письма ФНС от 18.08.16 № 14-2-04/0870@, письмо Минэкономразвития от 11.04.16 № Д28и-913). 

Например, компания или ИП утратит статус СМП (перейдет в другую категорию) с 2022 года, если в течение каждого из трех предыдущих лет (2019, 2020 и 2021 гг.) были превышены показатели по доходу и (или) численности работников. Если хотя бы в одном из перечисленных годов соблюдались оба параметра, то статус в 2022 году сохраняется.

Узнать ОКВЭДы, систему налогообложения и доходы вашего контрагента

Что дает статус субъекта малого предпринимательства

Включение организации или ИП в реестр субъектов малого бизнеса дает возможность пользоваться различными льготами и мерами государственной поддержки. Данные привилегии установлены на федеральном, региональном и местном уровнях.

Причем, речь идет не только о налоговых льготах. Перечень преференций, которые полагаются субъектам малого предпринимательства, гораздо шире. К ним относятся льготы при сдаче отчетности и ведении бухгалтерского учета, дополнительная защита денежных средств на счетах и др.

Льготы для малых предприятий

Рассмотрим основные послабления и преимущества, которые предоставляются субъектам малого и среднего бизнеса.

Бухгалтерский учет и отчетность

Значительная часть льгот касается бухгалтерского учета. Так, практически все малые предприятия (кроме тех, кто подлежит обязательному аудиту, микрофинансовых организаций, жилищных кооперативов и прочих субъектов, названных в п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.

11 № 402-ФЗ о бухучете) могут вести упрощенный бухучет и сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность. В ее состав в большинстве случаев входит всего две формы (бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах).

Некоторые организации (НКО и получатели бюджетных средств) должны также заполнять отчет о целевом использовании средств.

При ведении упрощенного бухучета предусмотрен целых ряд послаблений (информация Минфина № ПЗ-3/2015). Перечислим наиболее важные.

Так, можно не создавать резерв на оплату отпусков; исправлять как несущественные любые ошибки в бухучете, даже если они выявлены после утверждения отчетности; не применять ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» и ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»; не переоценивать основные средства и нематериальные активы и не отражать обесценение НМА; не переоценивать финансовые вложения и не проверять их на обесценение. Также при данном способе бухучета можно учитывать проценты по любым займам, в том числе полученным для покупки инвестиционных активов, как прочие расходы, а запасы оценивать на отчетную дату по фактической себестоимости. 

Также см. «Учетная политика организации: образцы на 2022 год, как составить, примеры».

Бесплатно получить образец учетной политики и вести бухучет в веб‑сервисе для небольших ООО и ИП

Вести упрощенный бухучет может непосредственно руководитель организации. Для этого ему надо издать соответствующий приказ (п. 3 ст. 7 Закона № 402-ФЗ о бухучете).

Помимо этого, малое предприятие может принять решение об использовании для целей бухучета кассового метода (п. 20 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. приказом Минфина от 21.12.98 № 64н).

Индивидуальные предприниматели в принципе не обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухотчетность, даже в упрощенном виде (подп. 1 п. 2 ст. 6 Закона № 402-ФЗ о бухучете).

Кассовые операции

Указанием Банка России от 11.03.14 № 3210-У для малых предприятий установлен упрощенный порядок ведения кассовых операций. Он предполагает освобождение таких организаций и ИП от необходимости утверждать лимит остатка наличных.

На основании этого же указания ЦБ РФ индивидуальные предприниматели имеют дополнительные «кассовые» льготы — они могут не оформлять приходные и расходные кассовые ордера и не вести кассовую книгу.

Также см. «Кассовые операции: как небольшой фирме организовать учет наличных денег» и «Кассовая дисциплина у ИП: как предпринимателю работать с наличными деньгами».

Бесплатно вести кассовую книгу в электронном виде

Налоговые льготы

Налоговые преференции для СМП устанавливаются на региональном и местном уровнях. Возможно введение льгот по уплате региональных и местных налогов (налога на имущество, земельного и транспортного налогов), а также льготных ставок по налогу на прибыль (в части, зачисляемый в региональных бюджет), единому налогу в рамках УСН. 

Кроме этого, продолжают действовать временные послабления, установленные для СМП в связи с COVID-19. В частности, на выплаты работнику сверх МРОТ данные организации начисляют страховые взносы по пониженным тарифам, А именно: по пенсионным взносам 10%, по медицинским — 5%, по взносам «на больничные» — 0%. Подробнее см. «Малый бизнес может платить взносы по сниженной ставке и в 2021 году».

Трудовые отношения

Субъекты малого бизнеса, у которых работают не более 35 (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания — не более 20) человек, могут заключать с ними срочные трудовые договоры (ст. 59 ТК РФ).

 Переоформлять эти договоры в бессрочные при утрате работодателем статуса МСП, или при превышении указанного числа работников не нужно.

В последнем случае с новыми работниками (36-м (21-м) и последующими) следует заключать договоры на неопределенный срок.

Составить и распечатать трудовой договор

Микропредприятия вправе не составлять правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании и другие локальные нормативные акты, а также график сменности.

Условия, которые обычно прописываются в этих документах, нужно включить непосредственно в трудовой договор. Для этого лучше применить специальную типовую форму договора (постановление правительства РФ от 27.08.

16 № 858).

Административная ответственность

Для субъектов МСП установлена привилегия, обязывающая контролеров заменять практически любой административный штраф на предупреждение.

Льгота действует, если нарушение совершено впервые и им не был причинен имущественный вред, а также вред (либо угроза его причинения) жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, историческим и культурным памятникам, безопасности государства и при этом не было угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ). Виды правонарушений, при совершении которых невозможна замена штрафа на предупреждение, перечислены в пункте 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Страхование вкладов

Счета и вклады микропредприятий и малых предприятий включены в систему обязательного страхования (п. 1 ст. 5.1 Федерального закона от 23.12.03 № 177-ФЗ).

Если банк, в котором находятся деньги такой компании или ИП, лишится лицензии, либо Центробанк введет мораторий на удовлетворение требований кредиторов данного банка, можно будет получить страховое возмещение. Его размер равен сумме, которая была на счетах, но не более 1 400 000 руб.

по всем счетам в одном банке. Подробнее см. «Деньги в «проблемном» банке: когда и как ИП, малые предприятия и физлица смогут вернуть деньги со счетов и вкладов».

Статистическая отчетность

Для субъектов малого и среднего предпринимательства значительно сокращено количество форм, представляемых в органы статистики. В частности, они не сдают Сведения о неполной занятости и движении работников, Сведения о просроченной задолженности по заработной плате, Сведения об объеме платных услуг населению по видам и многие другие.

Некоторое формы статистической отчетности предназначены специально для субъектов МСП. Например, № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия». А вот форму № П˗5(м) «Основные сведения о деятельности организации» субъекты МСП не сдают, хотя распространено заблуждение, что данная форма является чуть не основным статистическим отчетом для небольших организаций. 

Остальную статистическую отчетность субъекты малого и среднего предпринимательства сдают в особом порядке. Соответствующая обязанность возникает в рамках сплошного (в отношении всех СМП) или выборочного (в отношении указанных Росстатом организаций и ИП) статистического наблюдения.

При этом сплошное исследование малого бизнеса проводится один раз в 5 лет (п. 2 ст. 5 Закона № 209-ФЗ). Так, в 2021 году СМП должны были отчитаться о своей деятельности за 2020 год (см.

«Сплошное статистическое наблюдение за малым бизнесом: Росстат напомнил, когда и как надо отчитываться»).

Заполнить и сдать всю отчетность в Росстат по актуальным на сегодня формам через интернет

Выборочное статистическое наблюдение проводится в отношении тех субъектов, которые попали в перечень, ежегодно определяемый Росстатом (п. 3 ст. 5 Закона № 209-ФЗ).

Информацию о том, нужно ли конкретному субъекту сдавать статотчетность, по каким формам и с какой периодичностью, можно уточнить на сайте Росстата (https://websbor.gks.ru/online/info). Также см. «Отчетность в статистику (Росстат) по ИНН: как узнать, какие отчеты сдавать».

Государственный заказ

Компании и ИП, получившие статус субъектов малого и среднего предпринимательства, могут участвовать в госзакупках на особых условиях. Для них проводят специальные тендеры. Сумма обеспечения заявки для малых и средних предприятий ниже, а продавцы — субъекты МСП с хорошей репутацией могут и вовсе не обеспечивать контракт. 

Кроме того, срок оплаты контракта, стороной которого выступает малое или среднее предприятие, меньше, чем для «обычных» участников закупок.

Деньги нужно выплатить не позднее 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору или его этапу (п. 14(3), 28 и 32(1) Положения, утв. постановлением правительства РФ от 11.12.

14 № 1352). За нарушение этого срока заказчик может быть оштрафован на сумму до 100 тыс. руб. (ч. 9 ст. 7.32.3 КоАП РФ).

Также см. «Госзакупки по 44‑ФЗ: что малому бизнесу с июля 2019 года надо учитывать при участии в торгах» и «Как участвовать в тендерах начинающему».

Получать уведомления о торгах для малого и среднего бизнеса

Особенности деятельности малого предприятия

Законодательство не устанавливает каких-либо особенностей деятельности субъектов МСП. Соответственно, такие нюансы могут возникать только из-за применения налогоплательщиком тех или иных льгот.

Например, если малое предприятие решит использовать кассовый метод при ведении бухучета, то в этом случае в учете фактически не будет отражена дебиторская задолженность. А значит, следить за данным параметром придется на основании информации из других источников.

Кроме того, нужно помнить, что кассовый метод в бухучете вовсе не равнозначен кассовому методу для целей УСН.

Так, полученные суммы авансов не формируют бухгалтерские доходы, тогда как при УСН они будут доходом в момент поступления на счет или в кассу (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Соответственно, такие расхождения тоже нужно учитывать, чтобы не занизить сумму налога или авансовых платежей по нему.

В заключение отметим, что все субъекты малого и среднего предпринимательства должны периодически проверять наличие информации о них в специальном реестре, который ведет ФНС.

Исправить неверные сведения можно через форму на сайте службы.

И, конечно, необходимо отлеживать основные критерии, которые дают право считаться СМП в 2022 году — выручку, среднесписочную численность и ограничения по составу участников.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *