Закупки по 44-фз в связи с коронавирусом в 2022 году

  • 13-01-2021
  • Дарья Коровкина
  • 6 минут

Общее понятие об обстоятельствах непреодолимой силы

 

Понятие обстоятельств непреодолимой силы или форс-мажора содержится в гражданском законодательстве (ст. 401 ГК РФ). Это чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, в том числе стихийные бедствия и эпидемии.

Закон 44-ФЗ и ранее содержал положения, учитывающие возможность возникновения таких обстоятельств, и связывал с ними, в первую очередь, возможность не платить неустойки.

Закупка у единственного поставщика в условиях коронавируса

Ситуация с коронавирусом заставила законодателя внести в пункт 9 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ (закупка у единственного поставщика при действии форс-мажорных обстоятельств) корректировки, которые упростили проведение закупок. Возможность оперативно заключить контракт и получить товары, работы или услуги, необходимые для оказания медицинской помощи или для предупреждения неблагоприятного развития ситуации особенно важно в условиях пандемии.

В новой редакции п. 9 ч. 1 ст. 94 Закона 44-ФЗ указано, что закупка может производиться в необходимом объёме при нецелесообразности проведения конкурентной процедуры для определения поставщика, подрядчика или исполнителя.

Какие закупки можно проводить неконкурентным способом из-за пандемии

Как обстоятельство непреодолимой силы расценивается распространение коронавирусной инфекции в совместном письме Минфина России, МЧС России и ФАС России № МЕ/28039/20 от 03.04.2020.

Согласно данному документу, можно закупать у единственного поставщика только те товары (работы, услуги), потребность в которых возникла из-за форс-мажора или если закупка нужна для предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации. Большое значение придаётся тому, чтобы между объектом закупки и его использованием для недопущения распространения коронавируса была причинно-следственная связь.

То есть, фактически, заказчик может определять критерии такой необходимости самостоятельно, каких-либо ограничений по видам товаров, работ или услуг нет. Но нельзя делать закупки у единственного поставщика по основанию п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ,  если это никак не связано с ситуацией форс-мажора.

 Закупки по 44-ФЗ в связи с коронавирусом в 2022 году

В закон № 44-фз внесены поправки в связи с ситуацией с коронавирусом

Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ в Закон № 44-ФЗ внесены изменения, основными из которых являются следующие:

1) порядок закупок при возникновении обстоятельств непреодолимой силы и чрезвычайных ситуаций значительно упрощен:

  • теперь положения п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ распространяются в том числе на закупки для предупреждения чрезвычайной ситуации (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) или ее ликвидации. При этом определено право заказчика закупать любые товары, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для осуществления перечисленных в данном пункте действий, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно;
  • утрачивают силу статьи 80 — 82 Закона № 44-ФЗ о предварительном отборе и о запросе котировок, которые необходимы были для проведения закупок связи с чрезвычайными ситуациями;

2) до 31 декабря 2020 г. при осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства заказчики вправе не требовать от субъектов малого предпринимательства обеспечение исполнения контрактов и гарантийных обязательств (статья 112 Закона № 44-ФЗ дополнена новой частью 64);

3) суммы начисленных неустоек (штрафов, пеней) в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения в 2020 году контрактов подлежат списанию в установленном Правительством РФ порядке (изменения в ч. 42.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ);

4) в случае, если контрактом предусмотрены этапы его исполнения, пеня будет исчисляться не от цены всего контракта, а от цены соответствующего отдельного этапа исполнения контракта (изменения в ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);

5) в 2020 году допускается изменение срока и цены контракта, невозможность исполнения которого обусловлено распространением новой коронавирусной инфекцией, а также в иных дополнительных случаях, которые определит Правительство РФ.

При этом необходимо иметь письменное обоснование такого изменения и решение высшего органа исполнительной власти, а поставщик должен предоставить обеспечение исполнения такого контракта в части новых обязательств, не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением (ст.

112 Закона № 44-ФЗ дополнена новой ч. 65);

6) в положения ч. 55 и 57 ст. 112 Закона № 44-ФЗ об «особых» закупках в сфере строительства внесены следующие изменения:

  • исключено условие о том, что указанная норма распространяется только на закупки в отношении объектов капитального строительства, реализуемых в рамках национальных проектов;
  • правом утверждать перечни объектов капитального строительства, которые можно закупать «под ключ», наделены не только Правительство РФ и высшие исполнительные органы госвласти субъектов РФ, но и местные администрации;
  • установлено, что такие перечни должны быть утверждены до 1 января 2024 г.;
  • определено, что в рамках закупок «под ключ» можно закупать любое, предусмотренное проектной документацией оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации объекта, а не только медицинское оборудование, как это было установлено ранее.

Изменения вступили в силу со дня их официального опубликования, т.е. с 1 апреля 2020 г.

Помимо указанных изменений, пояснения заказчикам, как правильно закупить продукцию у единственного поставщика по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в текущем режиме повышенной готовности в связи с необходимостью предупреждения распространения коронавирусной инфекции, можно посмотреть в видео, подготовленном экспертами Института госзакупок.

Также посмотрите материал, подготовленный экспертами Института в помощь заказчикам: Короткий алгоритм закупок по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ с учетом изменений с 1 апреля 2020 г.

Закупки по 44-ФЗ в связи с коронавирусом в 2022 году

Изменения 44-ФЗ и 223-ФЗ из-за пандемии коронавируса | Контур.Закупки

С марта 2020 года появилось много законодательных нововведений из-за пандемии коронавируса. Рассмотрим, какие изменения в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Читайте также:  Пояснения налоговой по работе в условиях сложной эпидемиологической обстановки

Изменения в закупках по 44-ФЗ

Можно поменять цену и срок выполнения работ

До конца 2020 года срок и цену контракта допускается менять по соглашению сторон, когда коронавирусная пандемия препятствует выполнению обязательств (ст. 65 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ).

Для получения отсрочки поставщик должен обосновать задержку письменно.

Обосновать её можно, к примеру решением правительства России или местной администрации, которое вводит режим повышенной готовности в стране или регионе либо официально объявляет распространение коронавируса обстоятельством непреодолимой силы.

Однако, менять условия контракта допускается только вместе с пропорциональным изменением его обеспечения:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  • когда цена контракта снижается, заказчик обязан вернуть исполнителю часть средств
  • если выросли срок или цена контракта, то уже исполнитель должен выплатить заказчику разницу
  • если обеспечением служила банковская гарантия, исполнителю потребуется отозвать старую гарантию и запросить новую

Малому бизнесу разрешили не обеспечивать контракт и гарантийные обязательства

Данное правило действует до конца 2020 года (ст. 64 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ). Теперь заказчик сам определяет, нужно ли обеспечивать контракт и гарантийные обязательства по закупке, если она отвечает двум требованиям:

  • участвуют исключительно малые предприятия (ст. 30 44-ФЗ)
  • закупка не предполагает аванс

Пени будут рассчитываться от цены каждого отдельного этапа контракта

Данное изменение также оказалось в числе срочных поправок из 98-ФЗ, однако, крайнего срока оно не имеет, то есть, сохранится и после 2020 года.

Доступно больше закупок у единственного поставщика

У заказчиков появилось право покупать товары, услуги или работы у единственного поставщика, чтобы:

  • предотвратить заражение коронавирусом
  • ликвидировать последствия его распространения

Закупки в период распространения коронавирусной инфекции СOVID-19

Распространение коронавирусной инфекции внесло свои коррективы в работу и заказчиков, и поставщиков при осуществлении закупочной деятельности товаров, работ и услуг.

Несмотря на то, что организаторы процедур и потенциальные участники в период пандемии сталкиваются с определенными проблемами, обеспечение заказчиков необходимыми ТРУ приостанавливать нельзя во избежание производственных сбоев, которые негативным образом могут отразиться на экономической обстановке в стране.   

Новая коронавирусная инфекция СOVID-19 активизировала нормотворческую деятельность государства, которое старается оперативно реагировать на все изменения эпидемиологической действительности. В период распространения вируса было принято множество нормативно-правовых актов, касающихся закупок как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ. Рассмотрим некоторые из них.

Рабочие/нерабочие дни

Сведения о том, какие дни являются нерабочими и каков период их действия указаны в следующих документах:

В нерабочих «рабочих» буднях на практике путались не только заказчики и поставщики, но и операторы ЭТП, функционал которых порой давай сбой при подсчете закупочных сроков (при этом стоит отметить, что ЭТП ГПБ с введения мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения действует в штатном режиме при полной функциональности всех систем, за это время не было зафиксировано ни одного сбоя при подсчете сроков и иных ошибок учета новых норм и указаний законодательства).

Пример из практики

В антимонопольный орган поступила жалоба заказчика о включении сведений в отношении победителя закупки в реестр недобросовестных поставщиков.

В обращении организатора процедуры указано, что контрагентом не исполнены требования статьи 83.2 Закона о контрактной системе, в связи с чем, общество признано уклонившимся от заключения контракта на поставку трубок для аппарата аспирации и ирригации.

При рассмотрении дела комиссия УФАС установила, что нарушение срока подписания проекта контракта победителем процедуры на 1 день обусловлено нерабочими днями в РФ, самоизоляцией, в связи с предотвращением распространения коронавирусной инфекции COVID-19, а также неверным информированием о сроках подписания контракта в интерфейсе площадки (размещением оператором ЭТП информации о дате подписания проекта контракта участником позже законодательно установленной), что  ввело участника закупки в заблуждение.

Закупки при чрезвычайных ситуациях по 44-ФЗ: порядок и особенности процесса

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Суть закупок при ЧС по 44-ФЗ
  • 9 этапов проведения закупки при чрезвычайных ситуациях по 44-ФЗ
  • Обоснование НМЦК при закупках во время ЧС
  • Изменения правил закупок во время ЧС в 2020 году в связи с коронавирусной инфекцией

Закупки при чрезвычайных ситуациях по 44-ФЗ проводятся в тех случаях, когда нет времени на полноценную процедуру проведения торгов. В такой ситуации законодательством разрешается провести упрощенную процедуру и закупить ТРУ у единственного поставщика.

Однако срочность таких закупок вовсе не означает, что заказчик освобожден от отчетности и обоснования своих действий. Практика показывает, что значимая часть заказчиков неверно трактует понятие чрезвычайной ситуации, что приводит к многочисленным нарушениям. В нашей статье мы расскажем, как провести закупки при ЧС и какие изменения произошли в связи с пандемией коронавируса.

Суть закупок при ЧС по 44-ФЗ

В законе 44-ФЗ в п. 9 ч. 1 ст. 93 содержатся правила, которые регламентируют условия закупки при возникновении чрезвычайных обстоятельств.

Читайте также:  Какие документы подтверждают разработку продукции в 2022 году

Таковыми считаются события (угроза здоровью и жизни людей, существенный материальный ущерб), требующие срочного вмешательства для предотвращения негативных воздействий на людей и окружающую среду.

Причем меры в этом случае могут приниматься и как превентивные, и уже после событий для устранения их последствий.

Организация, решившая задействовать механизм закупки при чрезвычайных ситуациях по 44-ФЗ, обязана обосновать свои действия и доказать, что прямая закупка была предпринята по причине форс-мажора, в неординарных обстоятельствах и пр. По факту такой сделки заказчик должен на следующий день предоставить информацию в контролирующую инстанцию – антимонопольную службу либо в соответствующий отдел местной администрации.

При наступлении несущих угрозу событий властными структурами различного уровня – от президента России и до мэра города – на соответствующей территории вводится режим чрезвычайной ситуации.

При этом издается официальный акт – распоряжение или постановление главы властной структуры, в котором излагаются обстоятельства, признанные чрезвычайной ситуацией, обосновываются меры, принятые для ее нейтрализации, ликвидации, ограничения.

Также указывается, на какой территории вводится режим, какими силами и средствами обеспечиваются мероприятия, кто ответственен за реализацию режима ЧС.

9 этапов проведения закупки при чрезвычайных ситуациях по 44-ФЗ

Далее подробно разберем, как проводится закупка при чрезвычайных ситуациях по 44-ФЗ. При наступлении форс-мажора, вызванного различными авариями, природными катаклизмами, государственные и муниципальные организации могут приобретать товары, работы и услуги у единственного поставщика, соблюдая следующий алгоритм.

  1. Корректировка плана-графика.

    Законом о контрактной системе предусмотрено обязательное планирование всех закупок. Если возникла потребность в товарах, работах или услугах, но данная позиция отсутствует в плане-графике, то заказчик не имеет права их приобретать (ч. 1 ст. 16 44-ФЗ).

    Из этого следует, что при наступлении чрезвычайных обстоятельств и необходимости провести внеплановую закупку у единственного поставщика первым шагом будет корректировка существующего плана-графика. Изменения в этот документ вносятся в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2019 г. № 1279.

    В ч. 3 ст. 93 44-ФЗ указано, что заказчик, заключая сделку с единственным поставщиком, не должен публиковать извещение о ней в ЕИС. Эта норма в том числе распространяется на закупки при чрезвычайных ситуациях. 44-ФЗ не устанавливает никаких дополнительных требований в этой части для действий в аварийных обстоятельствах, при форс-мажорах и пр.

  2. Объект закупки должен напрямую обеспечивать ее цель.

    Закупки при чрезвычайных ситуациях по 44-ФЗ будут обоснованны в том случае, когда они направлены на ликвидацию последствий техногенных и природных аварий, обстоятельств непреодолимой силы и пр. Поэтому объект сделки должен отвечать именно этим условиям.

    Например, возникла аварийная ситуация, когда во время урагана была разрушена крыша школы. Значит, целью закупки будет ее восстановление, предполагающее приобретение стройматериалов и услуг ремонтной бригады.

    Но в этот список не могут входить другие материалы, например обои, хотя и предназначенные для той же школы.

    Закупка производится строго в том объеме, который необходим для устранения последствий чрезвычайной ситуации, в том числе если речь идет об оказании экстренной медицинской помощи.

  3. Ситуация, вызвавшая необходимость закупки, должна относиться к форс-мажорной.

    Поскольку речь идет о закупках при чрезвычайных ситуациях по 44-ФЗ, то необходимо документально подтвердить, что заказчик действовал именно в аварийных условиях и в обстоятельствах непреодолимой силы.

    То есть нужно иметь доказательства, что заранее нельзя было предвидеть подобное развитие событий, в результате которого понадобилось проводить внеплановую закупку в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ для ликвидации либо предупреждения негативных последствий.

    В частности, если аварийная ситуация (разрушение крыши) возникла из-за стихийного бедствия, например урагана, то нужно взять справку из метеослужбы региона с информацией о данном погодном явлении, имевшем место в конкретный период и в конкретном районе. Такой документ послужит обоснованием для контролирующих служб о правомерности закупки.

  4. Существует потребность в срочной закупке.

    Закупки при чрезвычайных ситуациях по 44-ФЗ производятся в предельно сжатые сроки, потому что того требуют соответствующие обстоятельства.

    Сделка с единственным поставщиком – самая быстрая процедура, поэтому ее выбор вполне оправдан в экстренных случаях в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

    Для поиска исполнителя контракта конкурентным способом понадобится намного больше времени, тогда как ситуация требует неотложного решения.

    Условие срочности поставки должно также быть отражено в тексте контракта. То есть вся процедура имеет целью как можно быстрее устранить последствия аварии, поэтому подрядчик после заключения контракта должен незамедлительно приступать к его исполнению.

  5. Выбор единственного поставщика должен быть обоснован.

    В законе нет четкого требования, что заказчик должен непременно составлять такой документ. Но тем не менее, осуществляя закупки при чрезвычайных ситуациях по 44-ФЗ, следует позаботиться о его наличии.

    Поскольку закон ограничивает возможность применения неконкурентных процедур, то нужно будет иметь доказательства в пользу выбора сделки с единственным поставщиком, потому что в конкретных обстоятельствах проводить тендер было невозможно либо нецелесообразно.

    В документе надо подробно описать все обстоятельства, в результате которых возникла срочная потребность в закупке по п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Из него должно следовать, что целью сделки являлось предотвращение либо ликвидация последствий чрезвычайной ситуации. Содержание документа должно давать ответы на все вопросы контролирующих органов по данной закупке.

  6. Единственный поставщик, выбранный заказчиком, должен удовлетворять нормам закона.

    Закон 44-ФЗ в ч. 1 ст. 31 содержит перечень требований, которые предъявляются к участникам закупки. Эти требования являются едиными, актуальными для всех видов закупок и не предусматривают никаких скидок на форс-мажорные обстоятельства. Это означает, что единственный поставщик в закупке при чрезвычайных ситуациях по 44-ФЗ должен в полной мере удовлетворять данным требованиям.

    Несмотря на то что заказчик действует в срочном порядке в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, он обязан выбирать исполнителя контракта, руководствуясь положениями ст. 31.

  7. Форма контракта.

    Закупки при чрезвычайных ситуациях по 44-ФЗ у единственного поставщика в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ оформляются по общим нормам, предусмотренным ст. 34 44-ФЗ. То есть контракт должен быть обязательно письменным, а его содержание – отвечать требованиям закона.

  8. Направление информации в контролирующие службы по факту заключения контракта.

    Это общее требование для сделок с единственным поставщиком, прописанное в ч. 2 ст. 93 44-ФЗ. После того как подписан контракт, на протяжении одного рабочего дня заказчик обязан уведомить контрольный орган о факте закупки.

    Речь идет о сделках, предусмотренных пп. 6, 9, 34 и 50 части 1 ст.

     93, это в том числе приобретение товаров, работ и услуг при аварийных ситуациях техногенного и природного происхождения, при обстоятельствах непреодолимой силы и пр.

    Следует обратить внимание, что срок направления уведомления ограничивается одним рабочим днем.

    Как быть заказчику, если контракт подписан в пятницу, за которой следуют два выходных? В такой ситуации нужно руководствоваться положениями Гражданского кодекса Российской Федерации: если последний день срока приходится на выходной, то окончательная дата переносится на ближайший рабочий день. Это в нашем примере означает, что уведомление должно быть направлено не позднее понедельника.

    Вместе с контрактом в контролирующую службу заказчик должен предоставить все сопутствующие документы, которые обосновывают закупку и доказывают невозможность или нецелесообразность ее проведения через конкурентную процедуру.

  9. Передача информации в реестр контрактов.

    Положение о реестре контрактов изложено в ч. 1 ст. 103 44-ФЗ. В нем учитываются все контракты, которые заключаются за бюджетные средства.

    Обязанности по ведению реестра возложены на федеральный орган исполнительной власти, в функции которого входит кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

    Но в некоторых случаях сведения в реестр не попадают, это контракты, подписанные в соответствии с п. 4, 5, 23, 42, 44, 45, а также п. 46 (по сделкам с физическими лицами) и п. 52 части 1 статьи 93 44-ФЗ.

    В содержании вышеуказанных пунктов не упоминаются закупки при чрезвычайных ситуациях по 44-ФЗ. Поэтому о заключенном с единственным поставщиком контракте в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ информация должна быть передана заказчиком в исполнительный федеральный орган, который ведет реестр контрактов.

    На это дается 5 рабочих дней после подписания договора, что указано в ч. 3 ст. 103 44-ФЗ.

    Также в законе прописано (ч. 2 ст. 103), какие именно сведения заказчик должен предоставить в реестр. Это стандартный пакет, который в обычном порядке оформляет заказчик, когда проводит выбор поставщика на конкурентной основе.

Читайте также:  Можно ли подать документы на регистрацию ип через нотариуса?

Обоснование НМЦК при закупках во время ЧС

Положения ч. 4 ст. 93 44-ФЗ обязывают заказчика обосновать цену контракта при проведении закупки у единственного поставщика в соответствии с пунктами 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30 — 32, 34, 35, 37 — 41, 46, 49 части 1 настоящей статьи. При этом расчеты, аргументы и выкладки в пользу установленной стоимости сделки включаются отдельным блоком в текст контракта.

Проведение закупки при чрезвычайных ситуациях по п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ в этом плане не отличается от всех прочих. То есть заказчик обязан и в данном случае обосновать цену контракта и прописать эту информацию в тексте договора.

В п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ как раз описаны обстоятельства, когда закупка расценивается как совершенная при чрезвычайных ситуациях, поэтому вполне оправданно ее срочное проведение и выбор единственного исполнителя. Следует лишь проследить, чтобы основание не противоречило содержанию статьи.

Еще один момент, на который следует обратить внимание, это то, что обоснование НМЦК при закупке у единственного поставщика и при помощи конкурентной процедуры имеют отличия.

В Методических рекомендациях по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567, в качестве приоритетной предложена методика сопоставимых рыночных цен (анализ рынка).

То есть метод сопоставимых цен позволяет получить среднее значение ТРУ из существующих на рынке. Он хорошо подходит для определения НМЦК при конкурентной процедуре, так как в дальнейшем ходе торгов участники предложат объект закупки по более низкой стоимости.

При сделке с единственным исполнителем ситуация другая. Поскольку поставщик один, то механизм торга и снижения цены отсутствует. Основной целью контрактной системы является внедрение системы рационального и экономного расходования бюджетных денег.

Поэтому начальная минимальная цена контракта, рассчитанная по средним значениям, противоречит этому принципу. Следовательно, закупки при чрезвычайных ситуациях по п. 9 ч. 1 ст.

93 44-ФЗ у единственного поставщика должны осуществляться по самой низкой цене из имеющихся предложений, которые анализируются с целью обоснования стоимости контракта.

Изменения правил закупок во время ЧС в 2020 году в связи с коронавирусной инфекцией

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *