Затратный метод ценообразования по 44-ФЗ в 2022 году

Как заказчику понять, что поставщик предлагает товар по действительно адекватной цене? Как определять цену контракта, который заключается с единственным поставщиком? О методах определения и обоснования НМЦК читайте в этом материале.

Вводная часть

Существует 5 методов определения НМЦК, которые применяются зависимости от вида закупок. Все они перечислены в статье 22 закона 44-ФЗ:

  1. Метод анализа рынка или сопоставимых рыночных цен.
  2. Нормативный метод.
  3. Тарифный метод.
  4. Проектно-сметный метод.
  5. Затратный метод.

Также существуют методические рекомендации Минэкономразвития № 567 от 2 октября 2013 года. В них сказано, что для определения цены контракта с единственным поставщиком заказчик должен:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  1. Определиться с тем, что ему необходимо — какой товар, работа или услуга.
  2. Определиться с требованиями к закупаемому объекту.
  3. Проанализировать всю имеющуюся в свободном доступе информацию — контракты из реестра в ЕИС, каталоги и прочие рекламные материалы, статистику, сведения из официальных источников муниципальных и прочих уполномоченных органов и так далее.
  4. Сделать описание объекта закупки, как того требует статья 33 закона 44-ФЗ.
  5. Определиться с тем, распространяются ли на объект закупки какие-либо акты о нормировании, тарификации или иные акты, требующие применять конкретный метод расчета цены.
  6. Определиться, какими методами будет рассчитываться НМЦК.
  7. Собственно, произвести расчет цены и привести ее обоснование.

Итак, методов существует всего пять. Расскажем о каждом из них отдельно.

Метод сопоставимых рыночных цен

Этот метод также называют методы анализа рынка. Он является приоритетным.

Прежде всего заказчик должен изучить рынок на предмет предложения товаров, работ и услуг, подходящих под его потребности. Далее нужно выбрать то, что подходит больше всего. При этом выбранные объекты делятся на идентичные и однородные:

  1. Идентичные объекты имеют одинаковые с необходимым заказчику объектом общие характеристики и признаки. Однако они могут незначительно отличаться по некоторым параметрам, что не принимается в расчет.
  2. Однородные объекты обладают сходными характеристиками и состоят из похожих компонентов с объектом, который необходимо закупить заказчику. Они предназначаются для исполнения тех же функций, что и предмет потребности заказчика, и могут быть взаимозаменяемыми. В отношении товаров при определении однородности также учитывается их качество, репутация и страна происхождения. В отношении услуг и работ имеет значение качество, объем, вид, уникальность и взаимозаменяемость.

Далее заказчику нужно получить информации о ценах выбранных объектов. Методика следующая:

  1. Выбирается 5 поставщиков, информация о которых содержится в свободном доступе. Они должны обладать определенным опытом. Этим поставщикам направляются запросы коммерческого предложения.
  2. Запрос о коммерческом предложении размещается в ЕИС.
  3. В реестре контрактов ищется информация об исполненных контрактах за последние 3 года. В расчет берутся контракта, которые выполнены без штрафов и неустоек.
  4. Анализируются общедоступные источники, в которых публикуются цены.

Что включить в запрос о предоставлении коммерческого предложения

Целесообразно включить в запрос описание объекта закупки, причем максимально подробное. Кроме того, нужно включить условия контракта и сроки, в которые заказчик хотел бы получить ценовую информацию от поставщика. Также следует указать, что предоставление информации не влечет для сторон никаких последствий и обязательств.

Цены получены. Что дальше?

Итак, в итоге заказчик получил некоторые цены от поставщиков, из ЕИС и открытых источников. Эти ценовые данные нельзя считать окончательными — их можно изменить в большую сторону.

Цены, которые получены из реестра контрактов, увеличиваются в зависимости от вида процедуры, посредством которой был этот контракт заключен:

К прочим ценовым данным можно применять различные коэффициенты для учета влияния разных факторов, в частности, изменение курса валюты, условий налогообложения, гарантии, доставки и так далее. Можно применить коэффициент, базирующийся на изменении индекса потребительских цен:

Затратный метод ценообразования по 44-ФЗ в 2022 году

где:

  • kпп – коэффициент для пересчета цен прошлых периодов к текущему уровню цен;
  • tф – срок формирования ценовой информации, используемой для расчета;
  • t – месяц проведения расчетов НМЦК;
  • ИПЦt – индекс потребительских цен на месяц в процентах к предыдущему месяцу, соответствующий месяцу в интервале от до включительно, установленный Федеральной службой государственной статистики.

Также можно использовать всевозможные калькуляторы для расчета подобных коэффициентов, чтобы не тратить время на ручной подсчет

Расчет коэффициента вариации

Закон требует от заказчика использования в расчете НМЦК не менее трех цен. Для того чтобы определить однородность выборки, нужно рассчитать коэффициент вариации:

Затратный метод ценообразования по 44-ФЗ в 2022 году

где:

  • V – коэффициент вариации;
  • ц – средняя арифметическая величина цены единицы товара, работы, услуги;
  • Затратный метод ценообразования по 44-ФЗ в 2022 году

среднее квадратичное отклонение, где цi – цена единицы закупаемого товара, работы или услуги, указанная в источнике с номером i, а n – количество значений, используемых в расчете.

Если коэффициент не выше 33%, анализ можно считать удовлетворительным. Если коэффициент превышает это значение, рекомендуется анализировать рынок дальше.

Расчет цены

НМЦК рассчитывается по формуле:

Затратный метод ценообразования по 44-ФЗ в 2022 году

где:

  • НМЦКрын – НМЦК, определяемая методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  • v – количество или объем закупаемого товара, работы или услуги;
  • n – количество значений, используемых в расчете;
  • i – номер источника ценовой информации;
  • цi – цена единицы товара, работы, услуги, указанная в источнике с номером i, скорректированная с учетом коэффициентов или индексов.

Нормативный метод

Если в соответствии со статьей 19 закона 44-ФЗ для объекта закупки установлено требование к предельным ценам, то расчет должен производиться по формуле:

Затратный метод ценообразования по 44-ФЗ в 2022 году

где:

  • V — количество закупаемого товара либо объем работ услуг;
  • Ц — предельная цена.

Тарифный метод

Этот метод применяется для закупки объектов, стоимость которых регулируется государственными или локальными правовыми актами. Формула следующая:

Затратный метод ценообразования по 44-ФЗ в 2022 году

где:

  • V — количество товара или объем работ / услуг, которые закупаются;
  • Ц — установленная цена в соответствии с тарифом.

Проектно-сметный метод

Суть метода в том, что цена определяется в соответствии с проектной документацией и сметой. Такой метод используется для закупок на работы по строительству, ремонту, реконструкции зданий, по сохранению объектов культурного наследия.

Затратный метод

Этот метод допустимо применять лишь в том случае, если все прочие не подходят. Он основывается на расчете общей суммы затрат и обычной прибыли в той или иной сфере, к которой относится объект закупки.

При этом в затраты включают прямые и косвенные издержки производственного характера, а также на приобретение или реализацию объекта закупки, вспомогательные затраты — на доставку и т. д.

Что касается обычной прибыли, то такую информацию берут из реестра контрактов или открытых источников.

Как искать ценовую информацию в ЕИС

В ЕИС целесообразно выбирать контракты, заключенные в своем регионе или ФО. Помимо цены, из реестра контрактов можно подчеркнуть и другую полезную информацию — наименования поставщиков, условия контрактов и прочее.

Как пользоваться реестром контрактов для расчета цены:

  1. Зайти в ЕИС и перейти в раздел «Информация о контрактах и договорах».
  2. Перейти в раздел «Реестр контрактов, заключенных заказчиками».
  3. Открыть расширенный поиск (ссылка под строкой). Он дает гораздо больше возможностей найти сопоставимые контракты.
  4. Применить разные фильтры. В первую очередь, нужно отметить статус контракта «Исполнение завершено». Можно указать диапазон дат, а также ограничить поиск по географическому признаку. Объект можно искать по наименованию, по коду ОКПД2. Если это лекарство, необходимо отметить галочкой соответствующий пункт.
  5. Когда все фильтры установлены, нужно произвести поиск. Система выдаст список контрактов, соответствующих установленным требованиям.

Как определяется начальная максимальная цена закупки (НМЦК) в 2022 году?

Заказчик любой конкурентной закупки по 44 ФЗ прописывает верхнее ограничение цены закупаемого товара — НМЦК. Показатель фиксируют в извещении о закупке и закупочной документации.

Если стоимость, предложенная поставщиком, окажется выше НМЦК, заказчик исключит его из списка претендентов на участие в закупке.

Разъясняем госзаказчику, как правильно исчислить определение начальной максимальной цены закупки , как поступать, если цена будет отличаться от среднерыночных показателей и каких изменений ждать в 2022 году.

На что влияет НМЦК

Величина НМЦК прямо воздействует на конечную цену закупаемых товаров и услуг в договоре. Но есть и прочие показатели тендеров, которые тоже будут зависеть от цены контракта. К примеру:

  1. Тип закупки. При НМЦК свыше 500 тыс. руб. заказчик теряет возможность провести запрос котировок, свыше 300 тыс. руб. — закупку у единственного поставщика. Порог цены подобных закупок выше (максимум 600 тыс. руб.) только для культурных учреждений — от зоопарков до ДК, театров и библиотек.
  2. Период подачи заявок. Для тендеров с НМЦК более 3 млн. руб. с момента размещения извещения до закрытия приема заявок проходит 15 и более дней. Для тендеров с ценой контракта ниже 3 млн. руб. аналогичный срок составляет от 7 дней.
  3. Наличие обеспечения. Когда цена в контракте превышает 1 млн. руб., заказчик вправе требовать от поставщика, чтобы он обеспечил заявку на участие залогом или гарантией банка.
Читайте также:  Узнать долги в налоговой онлайн

Методы определения начальной максимальной цены закупки

Алгоритм и разрешенные методы определения НМЦК перечислены в 44 ФЗ (ст. 22). Допускается одновременное применение нескольких методик определения цены на торгах, а в отдельных случаях и применение дополнительных расчетных способов по согласованию с органами власти в конкретных регионах. Рассмотрим каждый из них детально и объясним, как работают расчеты.

Как не попасть в РНП

Метод сопоставления цен рынка

Этот способ применяется чаще других и заключается в следующем:

  1. Сравнение заказчиком стоимости на нужную для его целей продукцию, услуги и работы у потенциальных исполнителей по контракту. Данные для анализа берут из доступных всем материалов — из каталогов, с интернет-площадок и т.п.
  2. Запрос у подрядчиков или производителей продукции детальных коммерческих предложений. В процессе сравнении стоимости учитывают только полностью одинаковые или хотя бы сходные товары с учетом показания отклонений.
  3. Публикация в ЕИС ценового запроса и анализ стоимости из реестра контрактов.

Предложенные участниками цены не принимаются госзаказчиком во внимание в следующих ситуациях:

  • данные поставщика есть в РНП;
  • предложенные цены опубликованы в анонимном порядке;
  • нет подробного механизма по расчету цен от поставщика;
  • есть сомнения в том, что предложенная стоимость является адекватной и в полной мере соответствует описанию товара.

Есть возможность увеличить цену из реестра контрактов, приняв во внимание тип закупочной процедуры, в которой была найдена информация о стоимости услуги, товара или работы:

  • для конкурса — максимум на 10%;
  • для запросов котировок и предложений — на 17%;
  • для аукциона — на 13%.

Нельзя увеличить цену только для закупки у единственного поставщика.

Вычисление коэффициента отклонения

Метод расчета предельной стоимости закупки подразумевает контроль однородности цен с вычислением показателя отклонения. В расчет включают цены товаров, полученные у различных поставщиков:

  • от трех стоимостей при получении цен в запросах коммерческих предложений;
  • от пяти стоимостей при рассмотрении завершенных контрактов.

Сперва нужно вычислить среднеквадратическое отклонение. Расчет производят по так:

Затратный метод ценообразования по 44-ФЗ в 2022 году

где:

  • σ — среднеквадратическое отклонение;
  • i — номер источника цены;
  • Ц — среднее арифметическое всех цен;
  • n — общее количество цен;
  • Цi — собственно, цена.
  • Сам коэффициент отклонения считают так:
  • V=(σ /)*100
  • Чтобы цены можно было применить для расчета НМЦК, конечный результат не должен превышать 33%.

Расчёт по методу анализа рынка

После того, как цены отобраны и проверена их однородность, расчет НМЦК производят так:

Затратный метод ценообразования по 44-ФЗ в 2022 году

где:

  • V — количество закупаемого товара;
  • n — количество используемых в расчете цен;
  • Цi — цена, используемая для расчета.

Нормативный метод

Его используют только когда товар или услуга, которые являются объектом закупки, имеет свою границу стоимости и норматив потребления. Принципы нормирования в госзакупках изложены на онлайн-портале ЕИС.

Определение начальной цены аукциона с указанием предела стоимости позволяет запретить государственному заказчику приобретение лишних товаров или предметов класса люкс.

Расчет очень простой: нужно умножить предельную стоимость единицы товара на его общее количество в закупке.

Затратный метод ценообразования по 44-ФЗ в 2022 году

где:

  • Ц — предельная цена;
  • V — объем работ или количество товара.

Что, если назначенная цена не соответствует рыночной

Бывает, что назначенная в результате расчета цена находится не в рынке, а превышает рыночную стоимость или напротив, сильно ниже. Расскажем, на что в этих случаях нужно обратить внимание поставщику товаров и услуг.

Заниженная НМЦ

Если для поставщика важно собрать протфолио из выполненных заказов для дальнейшего участия в муниципальных и госторгах, есть смысл подать заявку на участие в такой закупке. Конкурентов будет немного, поэтому повысятся шансы на победу.

Завышенная НМЦ

Когда НМЦ закупки завышена, ее несложно снизить до среднерыночного показателя, если в торгах примут участие много компаний. Обратная сторона такого предложения — повышенный интерес к торгам со стороны органов правопорядка, финконтроля и прокуратуры. Если заказчик не сможет аргументировать корректность своих ценовых расчетов, высока вероятность, что закупку отменят.

Снижение НМЦ на 25% и более по завершении процедуры торгов

Если участник аукциона или конкурса понизит цену закупки более чем на 25%, ему нужно будет доказать свою добросовестность. Вот какие антидемпинговые меры может применить к нему госзаказчик:

  • при НМЦК от 15 млн. руб. заказчик может просить увеличение обеспечения по контракту на 75%;
  • при цене договора до 15 млн. руб. обеспечение исполнения контракта увеличивается на 75% или требуется подтверждение исполнения минимум 3-х контрактов участником за 3 предыдущих года с ценой свыше НМЦК на 20% хотя бы одного из них.

Для МСП требования значительно смягчены:

  • поставщику потребуется предоставить подтверждение, что общая сумма исполненных за 3 года контрактов превышает цену госзакупки;
  • обеспечение контракта увеличится на 75% от его итоговой цены, а не от НМЦК.

Такие данные участник закупки из реестра МСП должен предоставить до момента подписания контракта.

В новом 2002 году изменятся некоторые правила госзакупок, которые коснутся и НМЦК — прямо или косвенно. Рассмотрим наиболее важные изменения:

  1. Новшества в запросах котировок. Требование к обеспечению станет обязательным для торгов, начальная цена которых от 1 до 3 млн. руб.
  2. Обновление антидемпинговых мер. Будет актуально для закупок, где начальная цена свыше 15 млн. руб. уменьшится по итогам торгов как минимум на ¼. Минимальный размер обеспечения в таких торгах составит 10% НМЦК.
  3. Универсальная стоимостная предквалификация. Ее установит заказчик для допуска участников в госзакупках дороже 20 млн. руб. Участник, должен будет подтвердить практику положительного исполнения контракта по Закону 44-ФЗ и / или 223-ФЗ. Объект закупки роли не играет, а  объем исполненных обязательств должен составлять от 20 % НМЦК. Это позволит отсечь недобросовестных участников и фирмы-однодневки от доступа к госзакупкам.

Инструкция: считаем НМЦК затратным методом

Существует пять основных способов обоснования начальной максимальной цены контракта (НМЦК), для каждого установлены правила применения. Затратный метод по 44 ФЗ применяется в случае, когда невозможно использовать другие способы, или в дополнение к ним, то есть только в исключительных ситуациях.

Образование цены по затратному методу состоит в определении не только затрат поставщика, но и его маржи, наценки для получения доходов. Закон учитывает, что процедура определения поставщика должна быть не только эффективной в плане расходования бюджетных средств, но и выгодной для участников рынка.

Заказчик самостоятельно рассчитать затраты, связанные с исполнением контракта, учитывая прямые и косвенные расходы (производство, приобретение, реализация товаров, транспортировка, хранение, страхование и иные расходы) и размер прибыли.

Основанием для применения затратного способа определения цены являются случаи:

  1. Индивидуальный заказ, когда общедоступные источники не содержат нужной заказчику информации. К примеру, изготовление оборудования с индивидуальной составляющей.
  2. Наличие такой методики расчета цены, которая предусмотрит нормы расходов и доходов. К примеру, определение стоимости проектных работ.
  3. Научно-исследовательские, опытно-конструкторские или технологические работы.
  4. Концертная, театральная деятельность и др.

Изначально заказчику необходимо исследовать рынок, установить невозможность применения иных способов, и если результат исследования не позволит осуществить расчет, применять методы затратного подхода.

Когда использовать методику

Чтобы воспользоваться затратным методом определения НМЦК, заказчику необходимо обосновать невозможность применить способы, которые перечислены в ч. 1 ст. 22 44-ФЗ. Для этого придется указать, что не применяются способы:

  • сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) — поскольку продукция является индивидуальной и касается исключительно данного объекта закупки;
  • нормативный — поскольку стоимость на данную продукцию не нормируется в соответствии с действующим законодательством РФ;
  • тарифный — поскольку цена на данную продукцию не подлежит государственному регулированию в соответствии с действующим законодательством РФ;
  • проектно-сметный — поскольку отсутствует проектная документация.

Достоинства и недостатки методов затратного ценообразования

Положительным моментом использования данного способа расчета является то, что калькуляция затрат и прибыли выполняется исключительно заказчиком. В связи с этим исключается возможность необоснованного завышения стоимости, как, к примеру, при получении коммерческих предложений. Корректно выполненный расчет учитывает полное покрытие всех затрат поставщика.

Однако заказчику, чтобы получить информацию о прибыли, необходимо проанализировать контракты, размещенные в Единой информационной системе, данные информационно-ценовых агентств, или произвести иное изучение рынка определенной сферы деятельности, что является трудозатратным процессом. Также следует заметить, что суммирование обычных затрат является упрощенным способом и не всегда отражает специфику выполнения работ.

Неверно учтенные расходы и прибыль исполнителя и, как следствие, некорректно обоснованная цена закупки являются нарушением закона о контрактной системе и влекут наложение административного штрафа на должностных лиц (ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП).

Читайте также:  Госдума решила ужесточить правила продажи алкоголя

Пример расчета

Приложение 4 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567, содержит пример расчета затратным методом определения цены по 44 ФЗ, в котором стоимость работ определена умножением стоимости единицы рабочего времени специалиста на трудоемкость работ. Также в нем учтены необходимые отчисления на социальные нужды, накладные расходы и инфляция.

Затратный метод ценообразования по 44-ФЗ в 2022 году

Скачать

Обоснование цены по 44-ФЗ: ключевые методы расчета

Из этой статьи вы узнаете:

  • 8 задач обоснования цены контракта по 44-ФЗ
  • Обоснование начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ
  • Методология обоснования цены контракта по 44-ФЗ
  • 5 методов расчета обоснования цены по 44-ФЗ
  • 5 ошибок при обосновании цены договора 44-ФЗ методом сопоставимых рыночных цен
  • Онлайн-калькулятор для обоснования цены по 44-ФЗ
  • Ответственность заказчика за некорректное обоснование предлагаемой цены контракта 44-ФЗ

Обоснование цены по 44-ФЗ позволяет рассчитать и документально оформить стоимостные характеристики закупаемых ТРУ. В госзакупках цена контракта (НМЦК) является одним из ключевых понятий. Именно она определяет предельную стоимость, превышение которой означает невозможность заключения госконтракта заказчика с исполнителем.

Конечно, вопрос расчета НМЦК занимает заказчика. Однако эта тема будет интересна и поставщикам. В этой статье мы разберемся в том, какие методы обоснования цены по 44-ФЗ существуют и какими документами оно регулируется.

8 задач обоснования цены контракта по 44-ФЗ

В сфере государственных закупок большое значение придается такому показателю, как начальная максимальная цена контракта.

Заказчик не может взять эту сумму с потолка, по каждой закупке должны быть соответствующие документы с обоснованием цены контракта по 44-ФЗ.

Поставщикам необходимо понимать, как формируется это значение, чтобы на основе анализа существующей на рынке ситуации составить собственное конкурентоспособное предложение на тендер.

В зависимости от НМЦК определяется метод выбора поставщика и устанавливаются требования относительно самой закупки. Далее разберем эти моменты подробнее.

  1. Определение закупочной процедуры в зависимости от НМЦК. Изначально в п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ было установлено, что сделку с единственным поставщиком заказчик мог проводить в том случае, если предоставлял обоснование цены по 44-ФЗ до 100 тысяч рублей. После принятых 1 июля 2019 года поправок минимальный порог был увеличен до 300 тысяч руб.
  2. Сделки с представителями среднего и малого предпринимательства возможны, если НМЦК не превышает установленного законом порога.
  3. Заказчик устанавливает сумму обеспечения, ориентируясь на НМЦК.
  4. Решение о необходимости применения антидемпинговых мер принимается на основе сравнения реальной цены сделки и НМЦК. Если разница между ними превышает 25 %, то вводятся антидемпинговые меры.
  5. При определенных значениях НМЦК заказчик вправе предъявить особые требования к потенциальным поставщикам.
  6. НМЦК является наибольшей суммой, по которой может быть совершена сделка.
  7. Выгода от закупки для заказчика определяется на основании сравнения НМЦК и реальной цены сделки. Об этом прямо прописано в законе.
  8. Принимая решение об участии в тендере, потенциальный поставщик оценивает собственную выгоду, рассматривая обоснование цены по 44-ФЗ.

Для скачивания есть шаблон обоснования НМЦК.

Обоснование начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ

Затратный метод обоснования НМЦК

При проведении госзакупки заказчик должен не только указать начальную максимальную цену контракта, но и обосновать ее. Рассмотрим один из способов это сделать — затратный метод ценообразования.

Затратным методом ценообразования по 44-ФЗ является метод, при котором НМЦК определяется как сумма затрат и обычной для той или иной сферы прибыли.

При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство, приобретение и реализацию товаров, затраты на транспортировку, хранение, страхование и прочие расходы.

Информацию о средней прибыли для нужной ему сферы деятельности заказчик может получить, анализируя контракты, которые размещены в ЕИС или в других источниках информации.

Затратный метод применяется в случае, когда для заказчика выполняется индивидуальный заказ.

При этом ответы на запросы коммерческих предложений не были получены, а общедоступные источники не содержат информации с идентичными потребностями.

Такое случается, например, в случае изготовления оборудования по индивидуальному заказу или при выполнении работ или оказании услуг по индивидуальному запросу для конкретного заказчика.

Кроме того, методы затратного подхода можно применить, когда существует некая рекомендательная методика расчета цены, которая предусматривает нормы прямых и косвенных затрат, размеры прибыли и т.д. Например, на вывоз ТБО или на определение стоимости услуг по проектированию, тогда заказчик, при отсутствии рыночной информации о ценах, может рассчитать и обосновать НМЦК таким способом.

Образование цены по затратному методу состоит в суммировании прибыли и затрат на:

  • оплату труда за выполнение работ, которые предусмотрены техническим заданием;
  • покупку материалов, комплектующих, которые необходимы для выполнения контракта;
  • накладные расходы.

При применении этого способа важно понимать, что в первую очередь заказчику необходимо исследовать рынок, а затем, если результат исследования не позволит рассчитать стоимость, применить затратный способ расчета НМЦК.

Недостатки методов затратного ценообразования

  1. НМЦК может не совпасть с ценой, которую поставщики готовы предоставить за данный товар, так как при обосновании цены не принимаются во внимание внешние по отношению к поставщику факторы.
  2. Заказчики могут игнорировать факт, что цена может не находиться в прямой зависимости от издержек производства.

Пример расчета НМЦК таким способом

В качестве примера рассмотрим контракт на проведение научно-исследовательских работ по теме: «Как повысить эффективность государственных закупок».

Содержание работ (услуг) Трудоемкость, чел./мес. Стоимость единицы рабочего времени специалистов, руб./мес. Стоимость, руб.
Вид работ № 1: Анализ законодательства Российской Федерации в сфере закупок 8 40 000,00 320 000,00
Вид работ № 2 Анализ правоприменительной практики реализации законодательства РФ в сфере закупок 8 22 000,00 176 000,00
Вид работ № 3 8 30 000,00 240 000,00
Вид № 4 6 15 000,00 90 000,00
Вид № 5 20 45 000,00 900 000,00
Вид № 6 12 45 000,00 540 000,00
Вид № 7 16 45 000,00 720 000,00
Затраты на оплату труда работников, непосредственно занятых созданием научно-технической продукции (фонд оплаты труда) 78 2 986 000,00
Отчисления на социальные нужды 1 015 240,00
Материалы, руб 0,00
Спецоборудование для научных (экспериментальных) изысканий, руб. 0,00
Прочие прямые расходы (0%) 0,00
Накладные расходы (40%) 1 194 400,00
Себестоимость 5 195 640,00
Прибыль (5%) 259 782,00
Сметная стоимость контракта 5 455 422,00
Сметная стоимость контракта, скорректированная с учетом среднегодового индекса потребительских цен (1,06) 5 782 747,32

Итого, суммируя все затраты, получили НМЦК 5 782 747,32 рубля.

Инструкция по обоснованию НМЦК методом сопоставимых рыночных цен

Для определения цены контракта по нормам 44-ФЗ применяется комплекс методов. Рассчитанная цена подлежит обоснованию. Изменение цены контракта на 10%.

Коммерческие предложения

Ценовое предложение (руб./ед.изм)

От размера НМЦК зависит не только стоимость товара, но и другие особенности закупки, например:

  • Вид закупки
    • Заказчик не может проводить запрос котировок, если НМЦК больше 500 000 рублей.
    • Заказчик не может провести закупку у единственного поставщика, если НМЦК больше 300 000 рублей. У учреждений культуры или других муниципальных учреждений, например зоопарков, библиотек и дворцов культуры, порог таких закупок выше — 600 000 рублей.
  • Срок подачи заявки
    • Если НМЦК больше трех млн рублей, с момента, когда заказчик разместил извещение, до окончания приема заявок должно пройти не меньше 15 дней.
    • Если НМЦК меньше трех млн рублей, с момента, когда заказчик разместил извещение, до окончания приема заявок должно пройти не меньше семи дней.
  • Установление обеспечения заявки
    • В закупках с НМЦК больше одного млн рублей заказчик может потребовать, чтобы поставщик внес обеспечение заявки.
  • Вид антидемпинговых мер

Антидемпинговые меры заказчик применяет, когда поставщик снизил НМЦК больше, чем на 25%. В этом случае:

  • Если НМЦК больше 15 млн рублей, заказчик увеличивает обеспечение исполнения контракта в 1,5 раза.
  • Если НМЦК меньше или равна 15 млн рублей, заказчик увеличивает обеспечение исполнения контракта в 1,5 раза или просит поставщика подтвердить добросовестность. Этот поставщик должен доказать, что за три предыдущих года он исполнил три контракта, цена одного из которых больше НМЦК на 20%.

Для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) правительство установило более мягкие требования. В этом случае заказчик должен:

  • попросить поставщика доказать, что за последние три года общая сумма контрактов, которые он исполнил, была больше НМЦК закупки.
  • увеличить обеспечение контракта в 1,5 раза, но рассчитать его не от НМЦК, а от итоговой цены контракта.

Нмцк калькулятор on-line

Обоснование НМЦК заключается в расчете цены с приложением справочной информации и документов, на основании которых был выполнен расчет.

При этом, в обосновании НМЦК, которое в обязательном порядке подлежит размещению в открытом доступе на официальном сайте закупок, не указываются наименования поставщиков, которые предоставили информацию о цене.

Оригиналы использованных при определении, обосновании НМЦК документов, снимки экрана, содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования, целесообразно хранить с иными документами о закупке, подлежащими хранению в соответствии с требованиями 44-ФЗ.

  • Полезная информация? Поделись:
  • Бесплатная
  • On-line
  • консультация

Как использовать калькулятор, если неизвестен объем закупки

Минстрой разработал механизм изменения госконтрактов из-за роста цен — РБК

Проект постановления распространяется на контракты 35 заказчиков, среди которых министерства (Минздрав, Минкультуры, Минобразования, Минпромторг, Минпросвещения, Минсельхоз, Минспорта, Минстрой, Минтранс, Минэк, Минэнерго, Минфостокразвития), ведомства (Ростуризм, Роспотребнадзор и др.), ряд вузов (РАНХиГС, МГУ), а также Управделами президента, Генпрокуратура, Верховный суд, Единый заказчик в сфере строительства, «Росатом» и «Роскосмос».

Читайте также:  Как правильно учесть страховые платежи?

Новый порядок изменения контрактов касается федеральных проектов, при этом в документе рекомендуется принять подобные меры и властям регионов. Госкомпаниям, которые делают закупки по 223-ФЗ («О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») также рекомендуется учитывать положения проекта постановления для договоров, затрагивающих цели национальных проектов.

Почему Минстрой предлагает пересматривать контракты

Минувшей весной Минстрой разработал законопроект, которым предлагается сделать возможным изменение условий госконтрактов, если из-за роста стоимости строительных ресурсов общая стоимость строительных или реставрационных работ изменилась более чем на 5%. Против этого документа выступил Минфин: там настаивали, что предложения Минстроя дублируют уже существующие в законе положения.

О необходимости изменения стоимости госконтрактов власти задумались после резкого роста цен на металл в конце прошлого года. Первые жалобы на подорожание металлопроката и арматуры на 50% за месяц поступили в декабре.

В июне правительство приняло решение о вводе временных пошлин на экспорт металла: они заработали 1 августа и будут действовать до конца года. В первом полугодии цены на сталь во всем мире были на максимумах с 2008-го.

Это произошло на фоне восстановления спроса в США, Китае и Индии.

В июле к президенту Владимиру Путину обратились главы восьми строительных компаний, включая «СГМ-Мост» Аркадия Ротенберга (строила Крымский мост), «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко и «Автобан».

Они охарактеризовали состояние строительной отрасли как «кризисное», а совокупные убытки компаний за последние пять лет, с 2015-го, оценили в 137 млрд руб.

Одна из причин такого положения бизнеса — система ценообразования в бюджетном строительстве не соответствует рыночным реалиям, указывали обратившиеся.

Вслед за металлом выросли цены и на другие строительные материалы. В июле ФАС начала проверки крупных строительных организаций и производителей бетона, кирпича, древесных материалов, ПВХ-продукции.

В пресс-службе ведомства сообщили РБК, что проверки продолжаются и в случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства будут приняты соответствующие меры реагирования.

ФАС поручила также своим территориальным органам раз в две недели проводить мониторинг цен на основные строительные материалы, добавили в службе.

Формирование и обоснование начальной максимальной цены государственного контракта

  • 7 февраля 2019 г.
  • юрист Юридической фирмы «BRACE» Анна Иванова
  • младший юрист Юридической фирмы «BRACE» Ольга Гусева

Согласно положениям Федерального закона от 05.04.

2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) заказчики обязаны не просто указать начальную (максимальную) цену контракта (далее – НМЦК) в извещении и документации о закупке, но и обосновать её.

Обоснованию подлежит цена не только по конкурентным закупкам, но и цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

НМЦК – это предельное значение цены, которое указывается в извещении о проведении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Такая цена устанавливается при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) конкурентным способом.

Порядок обоснования закупок и форма такого обоснования согласно ч. 7 ст. 18 Закона № 44-ФЗ устанавливаются Правительством РФ.

В настоящее время постановлением Правительства РФ от 05.06.

2015 № 555 утверждены Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила) и Формы обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана закупок (далее – Форма плана закупок) и при формировании и утверждении плана-графика закупок (далее – Форма плана-графика).

Обоснованием выбора способа определения контрагента могут служить ссылки на нормы Закона № 44-ФЗ, определяющие применение конкретного способа, а в случаях, когда выбор зависит от воли заказчика, также указания на обстоятельства, определяющие предпочтительность выбранного способа (сроки проведения процедуры, возможность предъявления тех или иных требований и (или) критериев оценки предложений участников закупки и т.п.). Обоснованием НМЦК, рассчитанной с применением методов, предусмотренных ст. 22 Закона № 44-ФЗ, является сам ее расчет.

В соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона № 44-ФЗ оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе мониторинга закупок, аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

По результатам аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной (ч. 5 ст. 18 Закона № 44-ФЗ). В силу ч. 6 ст.

18 Закона № 44-ФЗ в случае признания планируемой закупки необоснованной органы контроля, указанные в п. 3 ч. 1 ст.

99 Закона № 44-ФЗ, выдают предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе и привлекают к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях требований Закона № 44-ФЗ.

Таким образом, подходить к обоснованию НМЦК необходимо основательно, учитывая, что за несоблюдение данных норм частью 2 статьи 7.29.

3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение порядка или формы обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки) предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере 10 тысяч рублей.

В качестве примера можно привести следующий случай.

Для обоснования НМЦК в устной форме был сделан запрос о рыночной цене предмета аукциона. При этом, информация запрашивалась исключительно о цене на конкретный автомобиль – Газ 32212-244. Поставка автомобиля эквивалентного Газ 32212-244 Заказчиком не рассматривалась.

Заказчик нарушил порядок формировании НМЦК, так как в нарушение ч. 1, 2 ст.

22 Закона о контрактной системе для обоснования начальной (максимальной) цены контракта была использована информация о цене автомобиля только одной марки без использования информации о ценах на идентичный или однородный товар.

Заказчиком при обосновании НМЦК использована только информация о цене автомобиля «Toyota Camry», а не идентичного или однородного ему автомобиля. Использовав для обоснования НМЦК информацию о цене автомобиля только одной марки без использования информации о ценах на идентичный или однородный товар, заказчик нарушил требования ч. 2 ст. 22 Закона № 44-ФЗ1.

  1. Для того чтобы правильно определить НМЦК, необходимо предварительно совершить следующие действия:
  2. • определить потребность в конкретном товаре, работе или услуге и их технические характеристики, в том числе путём использования Каталога товаров, работ, услуг. Важно обратить внимание на то, что для ряда товаров/работ/услуг предусмотрены некоторые особенности определения НМЦК;
  3. • проверить, имеются ли принятые уполномоченными органами нормативы в отношении предполагаемых к закупке товаров, работ, услуг;
  4. • осуществить проверку верности выбора способа определения НМЦК;
  5. • определить и обосновать НМЦК.
  6. Последняя процедура заключается в применении одного или нескольких методов обоснования НМЦК, которые перечислены в части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе.
  7. К методам обоснования начальной максимальной цены контракта относятся:
  8. 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  9. 2) нормативный метод;
  10. 3) тарифный метод;
  11. 4) проектно-сметный метод;
  12. 5) затратный метод.
  13. При этом согласно нормам части 12 статьи 22 Закона о контрактной системе, вправе применить иные методы определения НМЦК при условии, что он включит в документацию о закупке обоснование невозможности использовать методы, предусмотренные законом.

Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.09.

2018 № 1074 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на установление порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин» в отношении закупки таких товаров как моторное топливо, включая автомобильный и авиационный бензин, порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливается Федеральной антимонопольной службой по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Законодательством также предусмотрена возможность органов государственной власти устанавливать особенности определения НМЦК при осуществлении особых закупок – например, включаемых в состав государственного оборонного заказа, или при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения.

В целях оказания помощи заказчикам в определении НМЦК методами, установленными в Законе о контрактной системе, Минэкономразвития России утвердило приказом от 02.10.2013 № 567 Методические рекомендации по применению методов определения НМЦК (далее – Приказ № 567).

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *