ФАС проверит заказчиков по новым правилам

ФАС России по 44-ФЗ является органом, уполномоченным контролировать осуществление закупок для государственных и муниципальных нужд. Именно это ведомство и его территориальные подразделения отвечают за формирование и ведение реестра жалоб участников торгов.

Сам реестр представляет собой совокупность записей, по которым можно узнать данные о заявителе и причинах его обращения, а также о результатах рассмотрения претензии контролирующими органами.

Основополагающим документом, регулирующим ведение учета жалоб, является Постановление Правительства от 27 октября 2015 г. N 1148. В нем указано, что доступ к реестру неограничен и бесплатен, а сам он размещается в ЕИС госзакупок. Заинтересованные лица могут найти его по ссылке.

ФАС проверит заказчиков по новым правилам

ФАС Москвы (официальный сайт) реестр жалоб не дублирует. Но на официальной странице всей антимонопольной службы сервис по проверкам рекламаций имеется. В нем содержатся те же самые материалы, что и в ЕИС, поскольку подборка формируется из сведений по всем регионам.

ФАС проверит заказчиков по новым правилам

Правила ведения

Реестр ведется на русском языке. Если есть необходимость, наименования иностранных компаний и физических лиц записывают буквами латинского алфавита.

В бумажном варианте такого списка нет, он создается исключительно в электронной форме.

При этом и информация, которая в него попадает, формируется с помощью специальных веб-форм, а все бумажные документы сначала сканируются и только потом загружаются в систему.

Заявители могут подавать претензии и в форме электронных документов. В таком случае данные нельзя шифровать или каким-то образом защищать, чтобы любой желающий смог ознакомиться с содержанием претензии или ее частью без дополнительного программного или технологического обеспечения.

Поскольку ФАС обязана следить за соблюдением закона о защите государственной тайны, некоторые записи в реестре не делаются. Речь идет о спорных моментах при определении поставщиков закрытыми способами и при проведении закупок, в документации которых имеются секретные данные.

Какие сведения доступны

Правительственное постановление четко регламентирует перечень данных, которые должны указать представители ФАС. В частности, контролирующий орган в течение 2 рабочих дней со дня получения обращения размещает в системе:

  • текст обращения в электронном виде;
  • дату поступления заявления;
  • сформированный автоматически номер реестровой записи;
  • сведения о заявителе и закупке, включая идентификационный код и номер извещения в ЕИС;
  • данные об органе контроля;
  • уведомление о принятии жалобы к рассмотрению, включая дату и время занесения данных в реестровую запись. Из опубликованного должно быть понятно, где, когда и в какое время будет рассматриваться обращение, если оно принято к рассмотрению;
  • информация об отзыве жалобы (в случае ее отзыва заявителем).

Один рабочий день дается на размещение решения о возвращении жалобы без рассмотрения, а также на публикацию уведомления о передаче заявления в иную инстанцию по принадлежности (подведомственности).

В обоих случаях документы должны сопровождаться разъяснением причин и оснований для вынесения соответствующих решений. Кроме того, в ЕИС заносится информация о результатах рассмотрения обращений заявителей.

Это может быть тексты решений или предписаний самой ФАС либо тексты судебных постановлений (определений), вынесенных по итогам оспаривания предписаний и ненормативных актов ведомства.

Как проходят проверки ФАС

Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС) через свои региональные управления осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства в сфере рекламы.

Проверки соблюдения антимонопольного законодательства в первую очередь затрагивают фирмы с доминирующим положением на рынке (ст. 5 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ).

Кроме того, ФАС может проверить, как фирма соблюдает запрет на недобросовестную конкуренцию, например, не распространяет ли ложных сведений о своих конкурентах, не разглашает ли чужую коммерческую тайну.

Такие проверки проводятся в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 25 мая 2012 года № 340.

Контролируя соблюдение законодательства о рекламе, ФАС проверит, является ли она добросовестной и достоверной, соответствует ли она требованиям, предъявляемым к рекламе конкретных видов продукции. При проведении таких проверок применяется Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 4 июня 2012 года № 360.

Процедура проверки

Проверки ФАС бывают плановыми и внеплановыми. Первые проводятся на основании ежегодных планов, которые согласовываются с органами прокуратуры.

Если вы решили, что вас включили в план проверок незаконно, то вы вправе написать заявление об исключении из плана проверок.

Однако большая часть проверок ФАС являются внеплановыми. Чаще всего они проводятся по обращениям граждан или организаций. По общему правилу срок проведения проверки не может превышать двадцати рабочих дней. Сроки проведения проверок ФАС зачастую продляются. Чаще всего это связано с проведением экспертиз в отношении «проблемной» рекламы.

Контрольные мероприятия начинаются с документарной проверки: инспекция, созданная из сотрудников ФАС, анализирует документы, имеющиеся в их распоряжении, и запрашивает дополнительные документы и пояснения у фирмы (предпринимателя).

Их нужно предоставить в течение десяти рабочих дней. Если в полученных материалах инспекция ФАС увидит признаки нарушения законодательства, начнется выездная проверка.

В ее ходе проверяющие осмотрят территории и помещения фирмы и образцы рекламы, назначат необходимые экспертизы.

Оформление результатов

Когда все материалы собраны и проанализированы, инспекторы составляют в двух экземплярах акт проверки. В нем они опишут все нарушения или укажут на их отсутствие. В журнале проверок инспекторы должны сделать запись о проведенной проверке.

Акт проверки вам вручат под расписку. Кроме того, инспекторы ФАС могут выдать предписание об устранении нарушений законодательства.

Руководство проверяющих изучит материалы проверки и может поставить вопрос о возбуждении административного дела, которое будет рассмотрено в порядке, установленном КоАП РФ.

За что штрафует ФАС

Нарушителей законодательства о рекламе (создателя, заказчика, распространителя рекламы) антимонопольщики могут наказать по статье 14.3 КоАП РФ.

Штраф составит:

  • для фирмы – от 100 000 до 500 000 рублей;
  • для руководителя фирмы или предпринимателя – от 4000 до 20 000 рублей.

За другие проявления недобросовестной конкуренции ответственность предусмотрена статьей 14.33 КоАП РФ. Штраф для руководителя фирмы или предпринимателя по части 1 этой статьи – от 12 000 до 20 000 рублей, а для фирмы — от 100 000 до 500 000 рублей.

Если недобросовестная конкуренция выразилась во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации (например, был использован чужой товарный знак), наказание будет строже (ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ):

  • для руководителя фирмы или предпринимателя – штраф 20 000 рублей либо дисквалификация на срок до трех лет;
  • для фирм – штраф от одного до пятнадцати процентов суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), но не менее 100 000 рублей.

Кроме того, фирме, проигнорировавшей решение, предписание антимонопольного ведомства или его управления, грозит штраф: минимум – 100 000 рублей, максимум – 500 000 рублей, а ее директору или предпринимателю – от 8000 до 20 000 рублей либо дисквалификация на срок до 3 лет (ч. 2.1 – 2.6 ст. 19.5 КоАП РФ).

ФАС проверит заказчиков по новым правилам

Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!Подпишитесь на Наши новости в Яндекс Дзен!

Подписаться

Проверка ФАС: что проверяют, этапы, план проверки и как подготовиться

Комменты: 0

ФАС проверит заказчиков по новым правилам

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем, что представляет собой проверка ФАС (Федеральной антимонопольной службы), как она проходит, как к ней подготовиться, как вести себя с инспекторами, и за что можно получить штраф.

Что проверяет ФАС

Федеральная антимонопольная служба контролирует соблюдение на предприятии антимонопольного законодательства и законодательства в сфере рекламы.

В антимонопольном (или иначе – конкурентном) праве речь идет о:

  • Недобросовестной конкуренции;
  • Монопольно высоких или низких ценах на товар;
  • Распространении ложной информации о конкурентах;
  • Нарушение порядка ценообразования;
  • Разглашении чужой коммерческой тайны и так далее.

В сфере рекламы ФАС проверяет: соответствует ли она требованиям закона о рекламе, содержит ли она исключительно правдивую информацию.
Организуется проверка на основании приказа руководителя антимонопольного органа или его заместителя.

Осуществлять антимонопольные проверки могут:

  1. Инспекция центрального аппарата (минимум три человека);
  2. Инспекция территориального органа (минимум два человека);
  3. Совместная инспекция центрального и территориального органов;
  4. Допускается привлечение к проверке правоохранительных органов или необходимых экспертов.

Виды проверок

Проверка антимонопольной службой может быть:

1. Плановой (по заранее утвержденному годовому графику). Плановые проверки проводятся раз в три года. Годовой график можно отследить на официальном сайте.
2. Внеплановой. Например, основаниями для нее могут послужить указания на нарушения, поступившие от:

  • Физических или юридических лиц;
  • Правоохранительных органов;
  • СМИ.

Внеплановые проверки ФАС наиболее распространены и чаще заканчиваются штрафами. Частота и периодичность внеплановых проверок законом никак не ограничивается.

Этапы проверки

Если разложить по ступенькам все этапы проверки ФАС, то мы получим:

  1. Оповещение. О плановой проверке ФАС обязана проинформировать проверяемого минимум за трое суток до инспекции. Сделать это она может заказным письмом с уведомлением или лично. Внеплановая проверка тоже не приходит без предупреждения. О ней проверяемому обязаны сообщить не позднее чем за сутки. «Внезапной проверкой» будет лишь инспекция на соблюдение запрета на картели (ст.11 Закона о защите конкуренции).
  2. Документарная проверка. Все запрашиваемые инспекцией документы необходимо предоставить в течение 10 дней.
  3. Если в документах обнаружены признаки нарушения законодательства — ФАС приезжает с проверкой на предприятие. Будут осмотрены территория, помещения, взяты образцы и назначены экспертизы.
  4. Когда исследования окончены составляется акт проверки в двух экземплярах. Экземпляр проверяемого вручается ему под расписку. Также к акту прилагаются материалы дела (протоколы действий инспекции, показания и объяснения участников).
  5. Если обнаружены нарушения, инспекторы выдают предписание о его устранении. Серьезные или повторные нарушения могут стать поводом для возбуждения административного дела.
  6. В течение 15 дней после получения заключения проверяемый может подать в ФАС свое возражение в письменном виде.
Читайте также:  Какую систему налогообложения выбрать гражданину Казахстана в сфере ИТ?

Проверка длится не более 30 дней.

Продлить ее возможно максимум еще на два месяца, если:

  • Требуется провести экспертизу (например, проверить достоверность рекламы);
  • Необходимо перевести документы;
  • Для вынесения решения нужна дополнительная информация.

Штрафы

Наиболее распространенные штрафы ФАС:

Нарушение Штраф для руководителя или ИП Штраф для юридического лица
Нарушение законодательства о рекламе 4 000 — 20 000 рублей 100 000 — 500 000 рублей
Проявление недобросовестной конкуренции 12 000 — 20 000 рублей 100 000 — 50 000 рублей
Введение в оборот товара с чужим товарным знаком или другим плагиатом 20 000 рублей или дисквалификация на срок до 3 лет 1 — 15% от выручки от реализации товара (не менее 100 000 рублей)
Игнорирование предписания ФАС 8 000 — 20 000 рублей или дисквалификация до трех лет 100 000 — 500 000 рублей

На что имеют право сотрудники ФАС

Служащим антимонопольного органа разрешено:

  1. Проходить на территорию проверяемого лица (кроме его жилища).
  2. Получать документы и необходимую информацию (например, электронную переписку). Даже если информация содержит коммерческую или другую тайну.
  3. Осуществлять осмотр территории, объектов, документов. Присутствовать на осмотре должны как минимум два понятых, а по окончании осмотра обязательно должен быть составлен протокол.
  4. Проводить фото- и видеосъемку, копировать бумаги и электронные документы.
  5. Забирать документы, составив акт приема-передачи.

Как подготовиться к проверке

Чтобы пройти через проверку ФАС без потерь следует хорошо подготовиться.

Предлагаем вашему вниманию список самых необходимых мероприятий:

  1. Для всех сотрудников (а особенно для руководителей), задействованных в хозяйственной деятельности, проводите регулярные тренинги по основам антимонопольного законодательства.
  2. Разработайте свою внутреннюю политику компании, диктующую сотрудникам их действия во время проверки. Кто и что должен делать, какие сторонние лица (например, юристы) должны быть срочно проинформированы, какие права есть у проверяемых и проверяющих.
  3. Проверьте свою готовность к проверке на тренинге-тесте.
  4. Проведите антимонопольный аудит на предприятии — он поможет заранее выявить и исправить слабые места.

Как себя вести во время выездной проверки ФАС

Во время самой проверки соблюдайте несколько рекомендаций:

  1. Проверьте удостоверения проверяющих, совпадают ли они с приказом о проведении плановой проверки или распоряжением о внеплановой. Желательно сделать со всех документов копии или хотя бы переписать основные данные.
  2. Проверяющих должно быть минимум двое.
  3. Тщательно проверьте изначально предъявленные документы. В приказе (или распоряжении) должно быть правильно указано название вашей организации, дата составления не должна быть будущим числом, должна совпадать дата начала проверки. Обязательно наличие на приказе подписи руководителя антимонопольного органа или его заместителя и оттиска гербовой печати.

    Если документы оформлены неверно, или в распоряжении указаны другие инспекторы, вы можете отказать в доступе на свою территорию. В таком случае обязательно оформить акт о воспрепятствовании доступу.

  4. Помимо руководителя, необходимо оповестить о начале проверки бухгалтерию, юридическое и производственное подразделение.
  5. Пригласите юристов для защиты своих интересов. Они могут помогать вам проверять документы и обдуманно отвечать на вопросы.
  6. Содействуйте работе проверяющих, не мешайте им получать необходимые данные, но и не переусердствуйте — не стоит предлагать документов больше, чем было запрошено.
  7. Не оставляйте проверяющих без присмотра. Организуйте сопровождение каждому сотруднику инспекции.
  8. Следите за верным составлением актов и протоколов. Требуйте, чтобы любые действия протоколировались, если что-то изымается — обязательно должен быть составлен акт приема-передачи.
  9. Оставляйте себе копии передаваемых инспекции документов.
  10. Записывайте весь ход проверки, даже собственные ответы на вопросы.

Кто и как проверяет заказчиков и поставщиков по ГОЗ в 2020 году

12.10.2020

Государственный оборонный заказ — 2020 имеет большое значение для укрепления обороноспособности и повышения безопасности государства.

Поэтому его выполнение должно соответствовать строгим нормативам, срокам и условиям, включенным в нормы федерального закона 275-ФЗ. Исполнители гособоронзаказа работают на средства, выделенные из федерального бюджета.

Поэтому контроль за их использованием со стороны банков, государственных органов надзора, Министерства обороны РФ должен быть четким и тотальным.

Кто проверяет исполнение государственного оборонного заказа в 2020 году

Правительство РФ заказывает товары, работы и услуги, необходимые для обеспечения обороноспособности страны, различным государственным и частным компаниям.

Контракты ГОЗ могут заключаться на поставку:

  • оружия, танков, самолетов, снарядов;
  • обмундирования для личного состава;
  • предметов быта для военных частей;
  • продуктов питания и др.

Как и кто контролирует выполнение контрактов ГОЗ, подробно разъяснено в Федеральном законе 275-ФЗ.

Что контролирует ФАС

Главные контролирующие функции исполняет Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Он осуществляет надзор на всех этапах, от планирования до размещения заказов и исполнения контрактов ГОЗ.

В обязанности ФАС входит:

  1. Контроль за ценообразованием на продукцию, товары или услуги ГОЗ.
  2. Надзор за соблюдением закона ГОЗ в процедурах закупки и исполнения как заказчиками, так исполнителями гособоронзаказа.
  3. Контроль за расходованием бюджетных средств.

Формой контроля ФАС являются плановые и внеплановые проверки. Расписание запланированных мероприятий можно посмотреть на официальном сайте ведомства. ФАС обязана сообщить организации о проверке минимум за три рабочих дня.

О проверочных мероприятиях вне плана организация уведомляется минимум за 24 часа до их начала. Сроки проверки установлены законодательством — не более 30 дней, но при необходимости могут быть продлены до 90 календарных дней.

По результатам проверки ФАС выдает акт, а в случаях нарушений — предписание.

Надзор прокуратуры

Аналогичные УФАС контрольные мероприятия осуществляет прокуратура в рамках надзора за исполнением законов. Для проверок исполнения государственного оборонного заказа — 2020 прокуратуре нужно представить документы первичного учета и расходов за любой, запрошенный ею срок. Ведомство может назначить следующие наказания за нарушения:

  • предупреждения и протесты;
  • административное наказание;
  • постановления о возбуждении уголовного дела.

Дополнения в законодательство усиливают строгость надзорных мероприятий прокуратуры по отношению к нарушителям законности.

В 2019 году прокуратура возбудила 502 уголовных дела, раскрыла хищения на 850 млн. руб.

За чем следит казначейство

Казначейство следит за расходами бюджетных средств на контракты ГОЗ. Оно проверяет платежные поручения и контракт по государственному оборонному заказу — 2020.

По результатам проверки ведомство одобряет расходы или требует устранить нарушения. При грубых ошибках казначейство имеет право:

  1. Остановить движение на лицевом счете.
  2. Направить сведения о нарушениях в УФАС или прокуратуру.

Как не стать нарушителем

Для прохождения проверок без наказаний надзорных органов компаниям-исполнителям контрактов ГОЗ следует работать строго по закону о ГОЗ.

  1. Поставщики должны быть осведомлены о том, что вы выполняете ГОЗ.
  2. Договор о поставках должен быть оформлен по особым требованиям.
  3. За целевым расходованием средств должен быть строгий контроль.
  4. Необходимо вести раздельный учет ГОЗ, в который можно включать не все затраты, разрешенные в налоговом и бухгалтерском учетах.

После выполнения контракта ГОЗ исполнитель обязан предоставить отчет. По особым правилам выполняется и банковское сопровождение ГОЗ.

Выполнение требований законодательства обеспечит вашей компании спокойную деятельность по выполнению ГОЗ, принесет планируемую прибыль, укрепит имидж организации.

Вызов заказчика в ФАС на рассмотрение жалобы

Федеральная антимонопольная служба, или как ее чаще сокращенно называют ФАС – это орган исполнительной власти, занимающимся контролем за соблюдением антимонопольного законодательства на территории нашей страны и защитой конкурентного права, в том числе и в сферах государственных и коммерческих закупок, осуществляемых в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ. Именно в ФАС часто обращаются с жалобами на заказчиков участники торгов, защищая свои права и интересы.

Полномочия ФАС в сфере государственных закупок

В сфере государственных закупок ФАС обладает рядом полномочий. Готовясь к проверке или к заседанию, нужно учитывать, что за их рамки они выходить не должны. Итак, ФАС имеет право:

  • контролировать процесс организации и проведения торгов, а также соблюдение норм законодательства на всех этапах;
  • устанавливать тарифы и цены;
  • приостанавливать планы по закупкам товаров, работ и услуг;
  • отменять результаты проведения торгов вплоть до того момента, когда контракт уже заключен.

Проверки ФАС: как подготовиться и вести себя

ФАС может проводить проверки двух видов: плановые (план формируется на полгода и публикуется в ЕИС на официальном сайте www.zakupki.gov.ru) и внеплановые, в случае возникновения конфликтных ситуаций.

Внеплановые проверки

Внеплановые проверки проводятся, как правило, для того чтобы выявить нарушения в рамках какого-то конкретного заказа.

Для заказчика они неприятны в первую очередь своей внезапностью – представитель контролирующего органа может нагрянуть без предупреждения.

Но, как правило, такие проверки проходят дистанционно, заказчику просто высылают требование о необходимости предоставить документы по закупке.

При проведении внеплановой проверки главное — четко и вовремя выполнять все требования ФАС, не нарушая сроков. В противном случае можно «нарваться» на повышенное внимание со стороны контролирующего органа.

Плановые проверки

О том, что ФАС будет проводить плановую проверку организации становится известно еще в начале полугодия. Поэтому у  заказчика бывает достаточно времени для того, чтобы исправить все недочеты и «подчистить хвосты». Что нужно делать?

Читайте также:  Можно ли зарегистрировать ип по адресу общежития?

В первую очередь, за несколько дней до проверки, еще раз пересмотреть все документы, убрать все черновые записи и убедиться в том, что информация четко соответствует той, которая размещена на сайте www.zakupki.gov.ru. Его проверяющие, как правило, просматривают заранее.

Также желательно систематизировать все документы, чтобы можно было быстро найти информацию по требованию представителя ФАС. 

И, наконец, еще один момент. То, что заказчики общаются с представителями поставщиков, подрядчиков и исполнителей, иногда и до заключения контракта, ни для кого не секрет. Но афишировать это перед комиссией не нужно, а «нежелательные» звонки по возможности в дни поверки исключить.

И еще несколько советов, которые могут помочь во время проверок

Вне зависимости от того, какая проверка вас настигла, плановая или внеплановая, во время нее не стоит проявлять излишнюю инициативу и выкладывать перед представителями ФАС все и сразу. Гораздо разумнее – предоставлять только те документы, которые они просят. Так вероятность того, что некоторые ошибки и недочеты останутся незамеченными, существенно возрастет.

То же самое касается общения и разговоров с комиссией – ничего лишнего, только спокойные и уверенные ответы на интересующие их вопросы.

И, наконец, еще один момент. Если комиссия обращает внимание на какие-то ошибки и недочеты, по возможности их нужно исправить. Если нет – согласиться с адекватными замечаниями и принять к сведению в дальнейшей работе. 

Что делать, если на вас подана жалоба

Жалоба, поданная участником в ФАС, для заказчика всегда связана с волнением и беспокойством. Однако это вовсе не значит, что нужно паниковать, особенно если вы уверены в своей правоте. Она вполне может быть признана необоснованной. Главное – аргументированно обосновать свою точку зрения, а если вдруг вы действительно неправы – сразу же признать свою вину.

Как написать возражение

После получения жалобы, ФАС размещает информацию о ней в специальном реестре на сайте www.zakupki.gov.ru, уведомляет все заинтересованные стороны о том, когда и где она будет рассмотрена, приглашает их представителей на заседание и дает возможность ответчику аргументировать свою позицию, написав возражение на жалобу. Подавать его нужно строго в срок, указанный в уведомлении.

Возражение пишется в произвольной форме. Оно в обязательном порядке должно содержать полную информацию и о заявителе (участнике закупки), и об ответчике (заказчике), а также реестровый номер самой закупки и, собственно, доводы, которые будут доказывать, что претензии заявителя не обоснованы. Собственно, грамотно привести доводы и есть самое сложное. 

Главное правило – они должны быть не пустыми словами, а подтвержденными законодательными нормами и иными официальными документами утверждениями.

ФАС рассматривает жалобы и возражения скорее формально, ориентируясь на конкретные доказанные факты, а не на красноречие сторон! Все мысли должны быть сформулированы четко, без какого-либо контекста и двояких трактовок.

Никакие аргументы, не подтвержденные фактами, в расчет при оценке ситуации комиссией не принимаются.  Так же как ее членов не интересует «как вы хотели» (наверное, как лучше…), «что вы думали» и прочие ничем не обоснованные объяснения.

Один из ярких примеров относится к жалобам на ограничение круга участников при проведении торгов на поставку товаров.

Если потенциальный участник утверждает, что заказчик заведомо прописал в требованиях условия, которым соответствует товар единственного производителя, то ответчик должен не просто сказать, что это не так, но и приложить технические паспорта минимум двух аналогичных товаров различных производителей, соответствующих техническому заданию. Идеально, если это будет не просто информация из интернета, а заверенные самим производителем или официальным дистрибьютором документы.

Если вы понимаете, что действительно поступили неправильно, то не стоит искать себе оправданий. Обвести ФАС вокруг пальца и запутать комиссию получится вряд ли — здесь лучше признать свою ошибку и надеяться на то, что наказание будет настолько лояльным, насколько допускает закон.

Как вести себя на заседании

Заседание ФАС проходит в установленном порядке. Явиться на него нужно без опозданий, иначе вас могут просто не пустить в зал. Председатель комиссии в начале заседания зачитывает текст жалобы, предлагает заявителю внести дополнения, если они есть. После этого слово предоставляется ответчику.

Именно в этот момент можно зачитать возражение на жалобу и свои аргументы в защиту. После этого заявитель будет приводить контраргументы. Правда, делать это ему придется спонтанно – времени на подготовку и изучения законодательной и нормативной базы уже не будет.

Кроме того, у него нет возможности ознакомиться с возражением на жалобу заранее.

В случае, если заказчик сам понимает, что он не прав, нужно сразу же и честно (естественно, когда ему дадут слово) об этом сказать комиссии. В таком случае наказание, как правило, становится более лояльным (насколько это позволяет закон, конечно).

Как бы ни хотелось, ни в коем случае не стоит прерывать комиссию, пока вам не дали слова. Заседание идет в соответствии с регламентом, который должны соблюдать все стороны.

После того, как все стороны высказались, ФАС принимает решение – жалоба может быть признана обоснованной, частично обоснованной или необоснованной.

И, соответственно, вместе с решением выносятся предписания – об отмене протоколов, о необходимости внесения изменений в документацию, о возбуждении административного делопроизводства и так далее.

Документально решение оформляется в течение трех рабочих дней, копия документа направляется всем заинтересованным сторонам.

Что делать с решением и предписанием

Решение ФАС и вынесенное в соответствии с ним предписание должно быть исполнено сторонами в полном объеме. В случае несогласия его нельзя молча игнорировать – нужно в установленные законом сроки подавать жалобу в арбитражный суд.

Фас завершает подготовку единых правил осуществления контроля в госзакупках

27 января 2020 15:31

Москва. 27 января. ИНТЕРФАКС — Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России завершает подготовку единого порядка осуществления контроля за проведением госзакупок, заявил начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС Артем Лобов в видеообращении о результатах работы службы (в части контроля госзаказа) в 2019 году, размещенном на сайте ФАС.

«В ближайшее время планируем внести в правительство РФ проект правительственного постановления о порядке проведения плановых и внеплановых проверок, уже согласованный со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти», — сказал Лобов.

При этом Лобов отметил, что в прошлом году число проверок ФАС по соблюдению участниками госзакупок норм закона «О контрактной системе» (44-ФЗ) выросло на 27%. Такой рост он объяснил как ростом собственно числа закупок, проведенных госзаказчиками, так и запуском национальных проектов.

«В прошлом году был усилен контроль по закупкам, проводимым в рамках нацпроектов, — рассказал Лобов. — Территориальным управлениям ФАС были даны указания о проведении выборочных проверок соответствующих закупок, чтобы выявлять ключевые нарушения».

Как сообщалось, в апреле прошлого года были приняты поправки к закону «О контрактной системе» (N44-ФЗ), определяющие порядок организации контроля в сфере госзакупок.

Согласно принятым поправкам, правительство РФ должно было утвердить единый порядок осуществления контроля за проведением госзакупок (предполагалось, что соответствующее постановление будет принято летом 2019 года).

При этом органы контроля должны будут заниматься проверками заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, закупочных комиссий и их членов, уполномоченных органов и учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок.

Новые «контрольные правила» должны определять предмет, форму, сроки, периодичность проведения проверок, порядок оформления результатов таких проверок, сроки направления и исполнения предписаний контрольных органов в сфере закупок, порядок действий контрольных органов и их должностных лиц при неисполнении предписаний и т.п.

Стоит отметить, что ФАС занялась вопросом унификации правоприменительной практики на федеральном и региональном уровнях еще до принятия этого закона.

«Сейчас территориальные управления ФАС часто ориентируются при принятии решений в сфере госзакупок на судебную практику, которая сложилась в том или ином регионе, — говорил в марте заместитель главы ФАС Михаил Евраев в ходе встречи с представителями госкомпаний, организованной аналитическим центром «Интерфакс-ProЗакупки». — Это приводит к тому, что в разных субъектах РФ принимаются разные решения по типовым ситуациям. Наша задача заключается в том, чтобы все территориальные управления придерживались единой позиции по типовым ситуациям».

Одним из шагов по унификации практики УФАС Евраев называл организацию онлайн-совещаний с территориальными управлениями с использованием видеоконференцсвязи по наиболее актуальным вопросам на постоянной основе.

Защита при проверках ФАС

Содержание

С проверкой федеральной антимонопольной службы (ФАС) вне зависимости от вида своей деятельности может столкнуться любой хозяйствующий субъект.

В сферу интересов ФАС России могут попасть как крупные корпорации естественной монополии, производители, занимающие доминирующее положение на своем рынке, так и дистрибьюторы товаров, торговые сети, компании, участвующие в гос. закупках и не только.

Читайте также:  Почему вам откажут в регистрации бизнеса: 7 фатальных ошибок новичков

В функции ФАС России входит контроль и защита российского рынка от недобросовестной конкуренции, в том числе в части ценовой политики, недобросовестных действий конкурентов, нарушения закона. Такие функции антимонопольный орган реализует путем проведения проверок.

В ходе проведения проверки ФАС может  запросить документы и информацию, например, о группе лиц, или пояснения при возникновении подозрений в нарушении антимонопольного законодательства.

Представление информации в форме, не соответствующей требованиям действующего законодательства, может усилить недоверие к Вашей компании.

Чтобы проверка ФАС прошла «безболезненно» и без потерь для Вашего бизнеса, необходимо юридическое сопровождение проверки. Юрист сможет грамотно сформулировать ответы на запросы представителей ФАС, снизив риски привлечения компании к ответственности; сможет пресечь незаконные действия представителей ФАС.

Юристы КГ ЭТАЛОН  обладают опытом взаимодействия с антимонопольными органами и знают, какие действия предпринять для того, чтобы максимально защитить Ваши права.

Наши услуги при сопровождении проверки ФАС:

  • – проведение анализа правомерности запросов антимонопольных органов, разъяснение требований и возможных рисков;
  • – подготовка ответов на запросы УФАС и ФАС России;
  • – разработка запросов в ФАС для получения правовой позиции уполномоченного органа;
  • – проведение аудита деятельности на предмет выявления нарушений антимонопольного законодательства;
  • – подготовка правовой позиции для защиты интересов при проверке антимонопольным органом;
  • – консультирование по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства;
  • – представление интересов и защита Вас в ФАС: при проведении проверки, при рассмотрении материалов административного дела;
  • – обжалование результатов проверки УФАС и ФАС России в административном порядке или в суде;
  • – подготовка сообщений об исполнении предписаний ФАС.

Кого проверяет ФАС? Кто в зоне риска?

Проверка может быть проведена в отношении почти любой организации или ИП.

Ваша компания может заинтересовать ФАС, если Вы регулярно участвуете в закупках,  если  условия участия в закупках и порядок исполнения контрактов вызывают подозрение. Также ФАС будет контролировать Вашу деятельность по определению цены товара, в том числе поставляемого в торговые сети, в случае отказа заключить договор, если есть признаки монополии деятельности.

Если Вы размещаете рекламу товара и услуг, то Вы также находитесь в зоне риска проверок.

 

Особое внимание антимонопольные органы уделяют:

  • деятельности субъектов естественных монополий;
  • участникам исполнения гособоронзаказа;
  • предприятиям в сферах производства и продажи лекарственных препаратов и медицинских изделий;
  • организациям, предоставляющим транспортные и медицинские услуги, услуги связи, жилищно-коммунального хозяйства, транспортировки нефти и нефтепродуктов.

ФАС также проводит проверки деятельности заказчиков по 223-ФЗ и 44-ФЗ, ГОЗ. Основанием для их проведения чаще всего становятся жалобы участников закупок, содержащие сведения о фактах нарушения антимонопольного законодательства.

Комплекс оказываемых юристом услуг будет зависеть от вида проверки. Помните, что к любой проверке вне зависимости от её вида нужно тщательно готовиться.

Какие бывают проверки

Они проводятся в соответствии с ежегодными планами, которые размещены на официальных интернет-сайтах ФАС и Генеральной Прокуратуры. О проведении плановой проверки руководителем ФАС или его заместителем издается приказ.

Наличие плана проверок в открытом доступе не освобождает орган государственного контроля от обязанности уведомить о предстоящей проверке юридическое лицо или индивидуального предпринимателя непосредственно перед её проведением. Такое уведомление должно быть направлено не позднее чем за три рабочих дня до начала проверки.

Периодичность проведения плановых проверок установлена законом:  не чаще одного раза в три года.

При определении плана проверок ФАС России применяет риск-ориентированный подход.

Такие проверки проводятся по факту получения информации о нарушении, при проверке поступившей жалобы. Бесспорно,  внеплановые проверки особенно эффективны.

У проверяемого лица практически отсутствует время на то, чтобы «замести следы» и скрыть признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Поэтому представители ФАС чаще всего обнаруживают нарушения именно в ходе проведения внеплановых проверок.

Законом не установлена допустимая частота проведения внеплановых проверок: они могут проходить в любое время.

Что может стать причиной для внеплановой проверки

  • истечение срока исполнения предписания об устранении выявленных нарушений антимонопольного законодательства;
  • поступление в ФАС материалов, указывающих на нарушения антимонопольного законодательства;
  • поступление сообщений о фактах нарушения антимонопольного законодательства от физических и юридических лиц;
  • поручения  Президента РФ, Правительства РФ;
  • требование прокурора.

Некоторые внеплановые проверки подлежат согласованию ФАС с органами  прокуратуры по месту осуществления деятельности проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя. Так, подлежит согласованию проверка, основанием для проведения которой стало нарушение требований к маркировке товара. Если согласования с прокуратурой не было, результаты проверки можно обжаловать.

По общему правилу о предстоящей проверке юридическое лицо или индивидуального предпринимателя ФАС должна уведомить не позднее чем за 24 часа до её начала. Но из этого правила есть исключения.

Например, не требуется уведомление о проведении внеплановой проверки, если основанием для ее проведения является возникновение угрозы (причинение вреда) жизни, здоровью граждан.

Также о предстоящей проверке не уведомляют проверяемых лиц в случае, если проводится проверка на предмет выявления ограничивающих конкуренцию соглашений.

Формы проверки:  документарные и выездные

Выездная проверка проводится по месту нахождения проверяемого лица и заключается в осмотре его офисов, зданий, территорий и предметов. ФАС вправе при выездной проверке получить (изъять) документы, информацию с электронных носителей. В случае истребования оригиналов документов, обязательно составляйте акты приема-передачи.

Документарная проверка осуществляется по месту нахождения ФАС.

В рамках её проведения антимонопольный орган рассматривает имеющиеся у него документы о деятельности проверяемого лица. Также, ФАС может запрашивать любую информацию, которая может быть необходима для обеспечения полноты проверки.

Представители ФАС, в том числе, могут запросить учредительные документы, бухгалтерский баланс; данные о контрагентах и подконтрольных лицах; о лицах, с которыми проверяемое лицо составляет группу лиц.

Административная  ответственность за  непредставление документов или представление недостоверных сведений:  штраф  в размере от 50 000 до 500 000 рублей.

Сроки проведения проверок

  1. Проверка должна быть завершена в течение 1 месяца с даты начала её проведения, но может быть продлена на два месяца руководителем ФАС.

  2. В отношении малого предприятия общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов в год; в отношении микропредприятия – 15 часов в год.

  3. Выездная проверка не может проводиться во время отсутствия руководителя организации (иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица). 

Как защитить свои интересы при проверке антимонопольного органа 

Когда нагрянула проверка, в первую очередь следует обратить внимание на количество проверяющих лиц. Если проверка проводится территориальным органом ФАС (УФАС), проверяющих должно быть не менее двух; если проверка проводится ФАС РФ – не менее трех.

Следует попросить проверяющих предъявить их служебное удостоверение, а также приказ или распоряжение о проведении проверки. Обратите внимание на то, что такой документ обязательно должен быть подписан руководителем ФАС или его заместителем.

Вы вправе ознакомиться с таким документом и проверить полномочия проверяющих.

Законом установлены требования к содержанию приказа/распоряжения о проведении проверки. В том числе, он должен содержать перечень  должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки; цели, задачи и сроки проведения проверки; перечень  проводимых мероприятий.

Рекомендуем не оказывать сопротивления представителям ФАС при осуществлении ими своих полномочий: за воспрепятствование их деятельности могут привлечь к административной ответственности по ст. 19.4.1. КоАП РФ и применить наказание в виде штрафа в размере до 100 000 рублей.

Результат проверки оформляется актом проверки, который Вам обязаны вручить. На основании акта проверки ФАС рассматривает вопрос о привлечении организации (нарушителя)  к административной ответственности.

Фиксируйте нарушения

Несмотря на то, что регламент проведения проверок четко определен законодательством, представители ФАС зачастую допускают его  нарушения.

Результаты проверки, проведенной с нарушениями, не могут являться доказательствами нарушения требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом. Поэтому результаты проверки, которая была проведена с нарушениями, обязательно нужно обжаловать!

Обжалование возможно как в вышестоящий орган государственного контроля (надзора), так и в суд.

В каком случае можно обжаловать результат проверки

  • проверяемое лицо не было уведомлено о проведении предстоящей проверки;
  • в приказе (распоряжении) о проведении проверки отсутствует подпись руководителя ФАС;
  • на проведение проверки явился инспектор, не указанный в приказе (распоряжении) о проведении проверки;
  • число проверяющих не соответствовало регламенту (например, проверяющий из территориального УФАС проводил проверку один);
  • отсутствовали основания для проведения проверки;
  • внеплановая проверка была проведена на основании анонимного сообщения о нарушениях антимонопольного законодательства.
  • Это процессуальные основания оспаривания действий проверяющих и результатов проверки.
  • Если ФАС в результате проверки исказил информацию, неверно квалифицировал действия и установил нарушения, с совершением которых Вы не согласны, такие результаты проверки также следует обжаловать.
  • Обращаясь за помощью в КГ ЭТАЛОН Вы можете быть уверены в том, что интересы Вашей компании будут максимально защищены при проведении проверки ФАС.

Стоимость услуг

Ведение дел об антиконкурентных соглашениях и действиях в антимонопольной службе

от 58 000 руб.

Позвоните нам по телефону горячей линии 8 (495) 509-41-19

Заполните заявку на бесплатную юридическую консультацию

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *