ФАС разъяснила, как заключать контракты по гособоронзаказу

В чем вообще разница между стандартным расчетным счетом компании в банке и лицевым счетом в казначействе? Разница в том, что деньги с расчетного счета можно переводить на нужды компании в свободном режиме, в то время как деньгами с казначейского счета можно пользоваться только при строгих условиях и далеко не на все цели. Средства, находящиеся на казначейском счете бюджетные, по закону они не принадлежат Поставщику (подрядчику, исполнителю), он ими только распоряжается. Расходовать средства бюджета можно на строго определенные цели.

Основная задача казначейского счета – контроль целевого расходования бюджетных средств. Разберем поподробнее все этапы расчетов с казначейством.

1. Поставщик (подрядчик, исполнитель) не вправе самостоятельно распоряжаться денежными средствами, находящимися на его казначейском счете. Разрешение на перевод средств с казначейского счета дает Федеральное казначейство. Расходовать денежные средства можно только на ограниченный перечень направлений. Данный перечень во вложении.

При заключении контракта с Заказчиком компании необходимо четко знать структуру расходов на которые пойдут средства от контракта. Все эти расходы должны быть реальными и документально подтвержденными. На первом этапе мы бы рекомендовали сформировать перечень направлений на которые будут расходоваться средства, учитывая долю прибыли.

Размер прибыли может определяться в самом контракте при его заключении. По государственному оборонному заказу, например, установлено, что норма прибыли не может превышать 20% от цены контракта. Важно то, что документально неподтвержденные расходы Поставщика (подрядчика, исполнителя) перечислению не подлежат, даже если контракт им исполнен.

Остатки средств с казначейского счета в таком случае переводятся в доход бюджета.

2. После распределения всех направлений расходов, с возможностью их документального обоснования, Поставщик (подрядчик, исполнитель) формирует документы, являющиеся основанием для распоряжения средств с казначейского счета. Основанием для осуществления платежей с казначейского счета являются следующие документы:

1) Контракт. Его можно не предоставлять, если он был предоставлен в казначейство при открытии лицевого счета.

2) Товарные накладные, акты выполненных работ (оказанных услуг).

Документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров должны быть подписаны уполномоченными лицами со стороны Заказчика и со стороны Поставщика (подрядчика, исполнителя) – эти лица должны быть указаны в контракте и в карточке образцов подписей, которая была передана в казначейство для открытия казначейского счета.

3) Сведения об операциях с целевыми средствами, код формы по ОКУД 0501213. Данная форма отображает направление расходов, на которые будут направлены денежные средства. Перечень расходов, как говорилось выше, жестко ограничен. Деньги с казначейского счета разрешено переводить на:

  • оплату фактически поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  • возмещение произведенных расходов;
  • оплаты обязательств по накладным расходам;
  • заработную плату, командировочные расходы работников;
  • расчеты по налогам, страховым взносам;
  • приобретение услуг связи, коммунальных услуг, электроэнергии, аренды, услуг по организации и осуществлению перевозки грузов и пассажиров;
  • перечисления прибыли.

4) Платежное поручение. В платежном поручении обязательно должен присутствовать аналитический код раздела лицевого счета и детализированный код и наименование выплат согласно Перечню направлений расходования бюджетных средств.

5) Дополнительно, в качестве обоснования, может быть запрошена справка о распределении накладных расходов (форма в учетной политике) и выписка из регистров аналитического учета (Приложение N1 к Приказу № 4н от 10.01.19г.).

По каждому из вышеперечисленных документов нужно проверить, чтобы обязательно был указан уникальный идентификатор контракта – это обязательный реквизит для казначейства, по которому происходит отслеживание бюджетных средств.

3. Документы направляются в казначейство на проверку через Портал СУФД.

4. Казначейство во время проверки может запросить дополнительные документы, подтверждающие раздельный учет доходов, расходов, активов и обязательств. К таким документам согласно Приказа Минфина России от 25.12.

2019 N 255н относятся Расчет накладных расходов и Расходная декларация. Ведение раздельного учета – обязанность получателя бюджетных средств.

За нарушение ведения предусмотрена серьезная административная ответственность.

5. Перевод денежных средств Казначейством.

До момента полного исполнения контракта и подписания окончательных Товарных накладных, актов выполненных работ (оказанных услуг) переводить на свой расчетный счет прибыль запрещается.

Федеральное казначейство переводит с казначейского счета прибыль компании только после получения подписанных с обеих сторон товарных накладных, актов выполненных работ (оказанных услуг). Как уже было сказано выше – компании обязательно соблюдать установленную норму прибыли.

Если остатков на счете после выполнения контракта будет больше, чем норма прибыли – никто эти деньги компании не вернет.

Обязанности соисполнителя по ГОЗ

Компания выступает соисполнителем в рамках 275-фз. Закуп поставленной продукции производился по обычному договору (без ИГК), оплата Поставщику производилась собственными средствами с обычного расчетного счета, до поступления денежных средств на особый счет от Покупателя. Обязаны мы уведомить Поставщика о поставках в рамках 275-ФЗ И если да, то какие штрафы за нарушение.

По нашему мнению соисполнитель обязан уведомить поставщика о том, что поставка товара осуществляется в рамках 275-ФЗ. Организация может быть привлечена к ответственности предусмотренной частью 1 статьи 14.55.2 КоАП РФ.

  • Обоснование:
  • В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона N 275-ФЗ головной исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу (далее — головной исполнитель) — юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу.
  • В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона N 275-ФЗ исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу (далее — исполнитель), — это лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем.

Как составить протокол собрания жильцов

В соответствии с подпунктом 4.

1 статьи 3 Закон N 275-ФЗ кооперацией головного исполнителя признается совокупность взаимодействующих между собой лиц, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемых сделок.

В кооперацию входят головной исполнитель, заключающий государственный контракт с государственным заказчиком, исполнители, заключающие контракты с головным исполнителем, и исполнители, заключающие контракты с исполнителями.

  1. Таким образом, поставщик исполнителя также является исполнителем по государственному оборонному заказу.
  2. В соответствии с требованиями части 2 статьи 8 Федерального закона N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» исполнитель обязан
  3. — уведомить (до заключения контрактов) других исполнителей о необходимости заключения с уполномоченным банком договора о банковском сопровождении, предусматривающего в том числе обязательное условие открытия для каждого контракта отдельного счета (п. 3)
  4. — определить в контрактах, заключаемых с другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов по таким контрактам с использованием для каждого контракта отдельного счета, открытого в уполномоченном банке (п. 6)
  5. — информировать исполнителей о том, что контракты заключаются, исполняются в целях выполнения государственного оборонного заказ (п. 12)

Согласно части 1 статьи 14.55.

2 КоАП РФ, совершение исполнителем действий (бездействия), запрещенных законодательством Российской Федерации в сфере ГОЗ, если такие действия (бездействие) приводят или могут привести к неисполнению или ненадлежащему исполнению государственного контракта по государственному оборонному заказу влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Важные изменения в госзакупках в 2021 году

—> —>

ФАС разъяснила, как заключать контракты по гособоронзаказу

Изменения в госзакупках в 2021 году — новшества, внесенные или планируемые к внесению в 44-ФЗ или в подзаконные акты по теме ФКС. В текущем году такие новшества вступают в силу постепенно на протяжении всего года — в январе, феврале, апреле, июле и октябре.

Изменения в закупках с января 2021 года

Как работать с гособоронзаказом: основные требования и отчётность

08.06.2021

Гособоронзаказ (ГОЗ) знаком многим представителям бизнеса. Это контракты, к исполнению которых Министерство обороны для закрытия своих нужд привлекает коммерческие организации.

К ГОЗ относятся контракты, которые покрывают нужды армии: от приобретения вооружения и военной техники, до организации питания военнослужащих.

ГОЗ следует отличать от госзакупок

Госзакупки по 44-ФЗ предусматривают конкурентную форму размещения контрактов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ. А заказчиками являются коммерческие организации.

В гособоронзаказе закрываются федеральные нужды на товары и услуги, в целях обеспечения гособороны. Заказчиком здесь выступает Правительство РФ. Проводить закупки в рамках ГОЗ могут Минобороны РФ, «Роскосмос» и «Росатом». Средства на исполнение контрактов по гособоронзаказу выделяются из федерального бюджета и контролируются Правительством и Министерство обороны.

При проведении закупок по ГОЗ заказчики должны руководствоваться Федеральным законом 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» от 29 декабря 2021 г., гражданским кодексом, нормативными правовыми актами федерального уровня, приказами Минобороны, Минфина, Минпромторга, Минэкономразвития, Центробанка, Федерального казначейства, МЧС, ФАС.

Закон № 275-ФЗ

275-ФЗ регламентирует выполнение контрактных обязательств по ГОЗ, отражает этапы проектирования, отражения и порядок контроля.

Кто может участвовать в ГОЗ

Участвовать в гособоронзаказе могут юридические лица, зарегистрированные согласно законодательству РФ. Юрлицо, с которым заказчик заключает контракт ГОЗ является головным исполнителем (исполнителем первого уровня).

Для выполнения контракта ГОЗ головной исполнитель может сформировать кооперацию. Участники, входящие в её состав, именуются исполнителями второго и третьего уровня. Это могут быть как организации, так и ИП и физические лица.

Для головных исполнителей и участников прописаны обязанности. В частности, головной исполнитель должен:

  • заранее подобрать исполнителей;
  • для каждого члена кооперации подготовить обоснование по участию;
  • определиться с ответственным банком;
  • предоставить госзаказчикам возможность контролировать исполнение обязательств;
  • обосновать цену контракта.

Также организация должна соответствовать ряду требований:

  • не иметь задолженности по налогам;
  • отсутствовать в реестре недобросовестных поставщиков;
  • не должны быть зарегистрированы в офшорах.

Как работать со спецсчетами ГОЗ

Все расчёты в рамках ГОЗ проводятся через специальные счета. Исполнитель переводит обеспечение заявки на спецсчет, открытый для торгов по закону 44-ФЗ.

Читайте также:  Регистрация ИП была в декабре 2022. Как заполнять первый бланк декларации?

В случае победы в тендере и подписания контракта, для него открывают счёт в Казначействе, на который будет делать перечисления заказчик.

Счета открываются на каждый контракт для головного исполнителя, а также исполнителей второго и третьего уровней. Распоряжаться средствами на счёте можно только после исполнения контракта.

В период исполнения направлять средства допускается только на определённые, связанные с исполнением контракта, цели.

Ключевую роль играет соответствие товара или услуги условиям и требованиям договора.

Одно из важнейших условий участия в ГОЗ — раздельный учёт (персональная фиксация затрат.

По требованию заказчика поставщик в течение 5 рабочих дней обязан предоставить сведения о каждом субподрядчике, подключённом к работам по контракту. По запросу организация должна предоставлять в Минобороны документацию и отчёты о расходах.

Сведения об исполнении ГОЗ должны подавать предприятия, на базе которых открыты военные представительства Минобороны.

Отчёт о выполнении контрактных обязательств согласно Постановлению № 47 от 19.01.1998 следует направить до 10 числа следующего месяца, до которого были выполнены работы. Компании без военных представительств направляют отчетную информацию по запросу Министерства обороны.

Правила формирования отчётов:

  1. Отчёт готовится персонально по каждому контракту.
  2. Следует указывать временной промежуток со дня заключения договора до даты формирования отчета.
  3. Составлять форму следует по нарастающему принципу.

    Предприятие описывает всю хозяйственную деятельность, каждое движение финансовых средств, взаиморасчеты, фактические расходы и итог затрат.

  4. Отчеты подаются вплоть до исполнения обязательств.

  5. Стоимостные значения нужно указывать в рублях и копейках, а проценты — до десятых долей.

Как участвовать в ГОЗ

Закупки по гособоронзаказу проводятся открытым и закрытым способами. Документацию по открытым закупкам можно найти в единой информационной системе ЕИС. Её следует изучить, а затем подать заявку обычным способом на указанной электронной торговой площадке.

Документация по закрытым закупкам предоставляется по запросу приглашённым участникам или размещается на специализированной электронной площадке — АСТ ГОЗ. Здесь без регистрации документация недоступна.

Регистрация занимает порядка 10 дней. Для некоторых закупок требуется лицензия ФСБ России на работу с гостайной.

Как работать с гособоронзаказом в 2021 году, условиях контракта по ГОЗ, ценообразовании, банковском и казначейском сопровождении, вы узнаете на семинарах и курсах в Учебном центре «Финконт».

Прокурор разъясняет — Прокуратура Хабаровского края

Какие организации обязаны предоставлять в ФАС России отчетность о выполнении гособоронзаказа?

В силу ч. 1 ст. 15.3 Федерального закона от 29.12.

2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее — Закон № 275-ФЗ) юридические лица обязаны представлять в контролирующий орган (его должностным лицам) в установленный срок по мотивированному требованию необходимые контролирующему органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе содержащую сведения, составляющие государственную, налоговую, банковскую, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, а также персональные данные), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.

  Контролирующим органом в области гособоронзаказа является Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (далее — ФАС России) и его территориальные органы в области государственного оборонного заказа, полномочия которых закреплены в ст.ст. 15.1 и 15.2 Закона № 275-ФЗ.

  Обязанность по ежеквартальному предоставлению в ФАС России отчетов по форме 1-ГО3 о ходе выполнения и финансирования заданий государственного оборонного заказа (далее — ГОЗ) возложена на хозяйствующие субъекты, включенные в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса (далее — реестр ОПК), имеющим на исполнении государственные контракты и/или контракты с государственными заказчиками ГОЗ, головными исполнителями и исполнителями ГОЗ. Заполнение отчета по форме 1-ГОЗ регламентировано ФАС России.

  Отчетная форма состоит из трех страниц, на первой и второй страницах отражаются данные отчитывающейся организации, а также сведения о выполнении и финансировании работ по ГОЗу, сведения о проблемах, возникших при выполнении контрактов, таких как срыв сроков поставки или оплаты, противоречия на стадии заключения договора или дополнительных соглашений к нему и др. Сведения в форме указываются в разрезе каждого заключенного контракта.

  Третья страница предусмотрена для отражения данных бухгалтерского баланса, численности работников и объема выпущенной продукции. Показатели заполняются с нарастающим итогом с начала года в тыс. руб. Каждая страница отчета подписывается уполномоченным должностным лицом.

  Если у организации, включенной в реестр ОПК, отсутствуют обязательства по исполнению заданий ГОЗ, предусмотренных государственными контрактами и/или контрактами, то она не освобождается от ежеквартального представления в ФАС России в установленные сроки отчета, в таких случаях не нужно заполнять страницы №№ 1 и 2 формы отчета, а в установленные сроки направляется информационное письмо об отсутствии обязательств в рамках ГОЗ, при этом страница 3 отчета по форме 1-ГОЗ должна представляться организацией ОПК ежеквартально в установленные сроки.

  На официальном сайте ФАС России (fas.gov.ru) на главной странице в разделе «Контроль гособоронзаказа» в подразделе «Документы» во вкладке «Разъяснения» размещены формы отчета 1-ГОЗ для предприятий ОПК в 2019 году, отражены сроки представления отчета по форме 1-ГОЗ в ФАС России и пояснения по его заполнению, которые доступны для просмотра и скачивания.

  За непредставление или за несвоевременную сдачу отчетности по форме 1-ГОЗ в ФАС России установлена административная ответственность п. 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ, в виде административного штрафа: на должностных лиц в размере 15 000 рублей, а на юридических лиц — от 100 000 до 500 000 рублей.

  Разъясняет Хабаровская прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах

​​​​​​​

Аст гоз: пошаговая инструкция для поставщиков и заказчиков

2 000 ₽Купить ЭЦП

АСТ ГОЗ (Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа) — единственная электронная торговая площадка, отобранная Правительством РФ для проведения закупок для гособоронзаказа и торгов закрытого типа по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Площадка была создана специалистами ПАО «Сбербанк» и государственной корпорации «Ростех».

Обмен конфиденциальной информацией и документами на АСТ ГОЗ проходит по защищенным каналам связи. Проверку надежности защиты данных на АСТ ГОЗ проводили ФСБ, МВД и Минобороны РФ.

Работать на площадке могут юридические и физические лица, ИП и самозанятые. Однако принимать участие в некоторых закупках, например, для государственного оборонного заказа, могут только юрлица.

На площадке есть 2 секции — с заказами по 44-ФЗ (44.astgoz.ru) и 223-ФЗ (vpn.astgoz.ru).

По 223-ФЗ проводятся закупки госкомпаний, работающих в сфере оборонно-промышленного комплекса. Среди них госкорпорации «Ростех», «Росатом» и «Роскосмос», концерны «Тактическое ракетное вооружение», «Калашников», Объединенная судостроительная корпорация, Объединенная авиастроительная корпорация.

Из госзакупок по 44-ФЗ — заказы Министерства обороны, Федеральной службы безопасности и Службы внешней разведки РФ.

Большинство торгов, которые публикуются на АСТ ГОЗ, закрытые — информацию о них нельзя найти в ЕИС или других источниках. Некоторые из них содержат государственную тайну. Как правило, в таких закупках заказчик заранее определяет круг поставщиков, которые будут участвовать в его закупке, и отправляет им приглашения.

Однако часть опубликованных закупок посмотреть все-таки можно — это открытые аукционы и конкурсы, которые проводятся в рамках гособоронзаказа.

Используйте СБИС Поиск и анализ закупок, чтобы искать закупки на АСТ ГОЗ и других электронных площадках. СБИС мониторит более 500 источников и уведомляет о появлении подходящих закупок по телефону, электронной почте или смс.

АСТ ГОЗ — закрытая площадка. Это значит, что без регистрации и ее подтверждения (аккредитации) нельзя увидеть опубликованные на ЭТП закупки, подать заявку на участие и выиграть контракт.

Получить доступ на площадке АСТ ГОЗ немного сложнее, чем зарегистрироваться на любой другой площадке. Основное отличие заключается в покупке и установке специального программного обеспечения.

На практике весь процесс занимает от 6 до 25 рабочих дней и укладывается в 5 шагов:

  1. Получить ЭЦП для АСТ ГОЗ
  2. Зарегистрироваться на АСТ ГОЗ
  3. Получить и установить ПО ViPNet
  4. Подключиться к защищенной сети
  5. Пройти аккредитацию на АСТ ГОЗ

Мы разберем каждый шаг, чтобы сделать его максимально простым и понятным. На сайте АСТ ГОЗ можно найти подробные инструкции для каждого этапа.

Для регистрации и работы на АСТ ГОЗ нужна квалифицированная электронная подпись (КЭП). КЭП имеет такую же юридическую силу, как собственноручная подпись с печатью, и защищает документы от подделки.

Закажите ЭЦП для торгов в УЦ «Тензор». Потребуются только СНИЛС и паспорт. Подпись выпустят в течение часа, получить можно в одном из центров выдачи в вашем городе или заказать доставку на дом.

После получения ЭЦП настройте компьютер для работы с подписью.

Перейдите на главную страницу АСТ ГОЗ (astgoz.ru) и нажмите «Регистрация» на панели слева. Выберите сертификат ЭЦП и нажмите «Продолжить». В открывшейся форме заполните поля ИНН, КПП и ОГРН организации. Нажмите «Далее», затем — «Подписать и отправить».

Откроется форма заявки на регистрацию. Заполните поля, подпишите и отправьте. Сразу после этого на площадке сформируется ваш личный кабинет. Все дальнейшие действия и обмен документами с оператором ЭТП АСТ ГОЗ совершаются из ЛК.

Как войти в личный кабинет

Чтобы войти в личный кабинет на площадке, нажмите «Вход» на панели слева. Выберите сертификат ЭП, которой подписывали заявку на регистрацию личного кабинета, и нажмите «Войти».

Программное обеспечение ViPNet устанавливается на компьютер, чтобы подключиться к защищенной сети, через которую происходит обмен информацией и документами на АСТ ГОЗ. Установка ViPNet — необходимое условие для доступа к функционалу площадки.

Отправить запрос на подключение

В личном кабинете выберите раздел «Подключение к защищенной сети» — «Запрос на подключение». Заполните форму и подпишите ее сертификатом ЭП.

Запрос обрабатывается не более 3 рабочих дней с момента отправки запроса. В это время оператор проверяет верность данных, введенных пользователем.

Если оператор отклонит запрос, пользователю в личном кабинете придет уведомление об отклонении с указанными причинами. Изучите, исправьте ошибки и отправьте запрос снова.

Если оператор одобрит запрос, пользователю придет счет на оплату комплекта ПО ViPNet.

Оплатить ПО ViPNet

Оплатить счет, выставленный оператором АСТ ГОЗ, нужно в течение 30 календарных дней. В ином случае запрос на подключение и счет будут аннулированы.

После оплаты отправьте оператору платежное поручение.

Установить ПО ViPNet

В течение 15 рабочих дней с момента зачисления средств на счет площадки оператор пришлет пользователю комплект ПО ViPNet и архив, содержащий набор ключей и пароль для активации ПО ViPNet.

Устанавливать программное обеспечение нужно строго по инструкциям.

Для получения доступа к защищенной сети АСТ ГОЗ нужно отправить заявку на подключение оператору площадки, дождаться одобрения заявки и подключиться с помощью ViPNet и пароля из архива, присланного оператором.

Отправить заявку на подключение

Заполните форму заявки на подключение в личном кабинете АСТ ГОЗ и прикрепите к ней копии следующих документов:

  • внутренние нормативные документы (ВНД) по использованию средств криптозащиты информации (СКЗИ) в организации,
  • журнал учета СКЗИ,
  • акт установки СКЗИ,
  • информацию о бенифициарных владельцах (для юрлиц),
  • копию выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (для юрлиц и ИП),
  • копии документов, подтверждающих полномочия руководителя (для юрлиц),
  • копию паспорта (для ИП и физлиц).

Документы составляются по шаблонам, утвержденным площадкой (раздел «Инструкции» — «Шаблоны документов»). Подпишите заявку электронной подписью и отправьте.

Дождаться одобрения заявки

В течение 3 рабочих дней оператор проверяет поступившие документы. За это время он может запросить дополнительные документы и сведения по своему усмотрению.

Оператор уведомит о принятом решении и в случае отклонения заявки укажет причину. Заявку можно будет подать снова, исправив все ошибки.

Подключиться к защищенной сети

Запустите ViPNet Монитор. В открывшейся форме введите имя пользователя и пароль, который получили от оператора площадки вместе с набором ключей для ViPNet. Нажмите «ОК» — подключение защищенной сети будет установлено. Инструкцию можно посмотреть здесь.

После получения доступа к защищенной сети нужно пройти процедуру аккредитации на АСТ ГОЗ.

Запустите браузер Mozilla Firefox. Введите в поисковой строке адрес нужной секции АСТ ГОЗ:

  • 44.astgoz.ru — для доступа к закрытым торгам по 44-ФЗ,
  • vpn.astgoz.ru — для доступа к закрытым торгам по 223-ФЗ.

Перейдите в раздел «Главная» — «Инструкции» и пройдите аккредитацию на площадке согласно указаниям.

    • ОС Windows 7/8/8.1/10, ALT Linux СПТ 7.0, Astra Linux 1.4, SLES Linux 11 SP3, ALT Linux 6.0 Server, ALT Linux 6.0 KDesktop;
    • антивирусная программа, сертифицированная по требованиям ФСТЭК;
    • интернет-браузер Mozilla FireFox;
    • СКЗИ КриптоПро CSP версии 4 и выше;
    • КриптоПро Browser plug-in версии 2.0 и выше;
    • СКЗИ ViPNet Client версии 4 или выше;
    • Microsoft Office, LibreOffice, WordPad, Adobe Acrobat Reader;
    • архиваторы RAR, ZIP, WINZIP, 7ZIP.
    • исполните несколько госконтрактов без просрочек и штрафов,
    • получите лицензию ФСБ на работу с гостайной,
    • зарегистрируйтесь на ЭТП АСТ ГОЗ,
    • свяжитесь с потенциальным заказчиком.

Закупка в рамках гособоронзаказа

Гособоронзаказ – закупки для федеральных нужд, которые необходимы, чтобы обеспечить оборону и безопасность России. В рамках гособоронзаказа поставляют продукцию и в области военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами.

Об этом сказано в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ (далее – Закон № 275-ФЗ).
Порядок, в котором размещают, выполняют и контролируют гособоронзаказ, права и обязанности участников сделки устанавливает Закон № 275-ФЗ.

Государство повышенно контролирует гособоронзаказ, поэтому обратите внимание:

  • на правила, по которым заключают контракт;
  • идентификацию госконтрактов и платежей по нему – уникальный код;
  • специальные банковские счета, которые необходимо открыть под каждый госконтракт.

Участники гособоронзаказа приведены в таблице.

Госзаказчик
  • Федеральный орган исполнительной власти;
  • Росатом;
  • Роскосмос
Головной исполнитель2 Организация, которая заключила госконтракт с госзаказчиком
Исполнитель1 Организация (предприниматель), которая:

  • входит в кооперацию головного исполнителя;
  • заключила контракт с головным исполнителем или исполнителем.

Над одним гособоронзаказом работают несколько исполнителей. Одни производят, другие поставляют. Государство обязывает головного исполнителя раскрыть госзаказчику всю сеть исполнителей. Для этого головной исполнитель объединяет всех исполнителей по гособоронзаказу в кооперацию. После чего заказчику легко проконтролировать финансирование и исполнение гособоронзаказа на каждом его этапе по всей цепочке исполнителей. Ведь у госзаказчика есть полный доступ к сведениям о кооперации (п. 5 ст. 6 Закона № 275-ФЗ)

Уполномоченный банк1 Банк, который выбрал головной исполнитель. Это банк из числа тех, которые утвердило государство

Это следует из пунктов 2–4.2 статьи 3 Закона № 275-ФЗ.

Гособоронзаказ проходит несколько этапов под государственным контролем. В частности, гособоронзаказ:
1. Формируют. Государство формирует гособоронзаказ на основе военной доктрины, планов строительства и развития Вооруженных сил РФ, государственной программы вооружения.
2. Утверждают. Правительство РФ утверждает гособоронзаказ и определяет госзаказчиков.

3. Размещают. Госзаказчик размещает гособоронзаказ на официальном сайте ЕИС zakupki.gov.ru в порядке, который установлен Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ).
4. Оформляют госконтрактом и контрактами. Госзаказчик от имени Российской Федерации заключает госконтракт с головным исполнителем.

А головной исполнитель заключает контракты с исполнителями других уровней.
5. Выполняют. Головной исполнитель и исполнители производят гособоронпродукцию (работы, услуги) и поставляют заказчику.
6. Надзирают и контролируют. ФАС России контролирует конкуренцию и ценообразование в военной сфере, а также планирование, размещение и исполнение гособоронзаказов.

Это следует из глав 2, 5 и 5.1 Закона № 275-ФЗ.

Контракт на гособоронзаказ заключают через госзакупки на официальном сайте ЕИС zakupki.gov.ru. Порядок, в котором стороны заключают контракт, установлен Законом № 44-ФЗ.

Исполнителя определяют по результатам торгов.
Есть случаи, когда исполнителя просто утверждают и заключают с ним госконтракт на гособоронзаказ. Торги не проводят, а исполнитель не вправе отказаться от госконтракта.

Отказаться от госконтракта не вправе:

  • единственный исполнитель, если гособоронзаказ прибыльный;
  • организации, которые занимают доминирующее положение на рынке гособоронзаказа (только если на торгах нет претендентов или по результатам конкурентной процедуры не определили головного исполнителя);
  • организации, которые занимают доминирующее положение по статье 14 Закона № 275-ФЗ (когда у организации нет обоснованных экономических или технологических причин, чтобы отказаться заключать контракт).

Такие особенности установлены пунктами 6 и 6.1 статьи 6 Закона № 275-ФЗ.
В госконтракт включите условие о том, что заказчик должен возместить компании расходы за счет собственных средств на запасы необходимой продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Это возможно только по согласованию с госзаказчиком, головным исполнителем, исполнителем и только в пределах цены госконтракта. Об этом сказано в статье 7.1 Закона № 275-ФЗ. Ситуация: должен ли поставщик заключать договор по гособоронзаказу и открывать счет в Казначействе, если поставляет покупателю товар для изготовления продукции в рамках гособоронзаказа

Да, должен. Заключать договор в рамках гособоронзаказа и открывать счет в Казначействе должны все исполнители в цепочке по гособоронзаказу.

Исполнитель, который поставляет продукцию по государственному оборонному заказу, входит в кооперацию головного исполнителя и должен заключать договоры с головным исполнителем или исполнителем. Расчеты по договорам, заключенным в рамках государственного оборонного заказа, проходят на отдельном счете, открытом в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем. Об этом сказано в пункте 4 статьи 3, пункте 3 части 1 статьи 8 Закона № 275-ФЗ. Ситуация: по какому закону ФГУП заключить контракт с соисполнителем гособоронзаказа – по 44-ФЗ или 275-ФЗ, если ФГУП – соисполнитель гособоронзаказа третьего звена

Контракт заключите по Закону № 44-ФЗ, но с учетом требований Закона № 275-ФЗ. Например, прежде чем провести закупку или заключить контракт, заказчик должен определить и обосновать начальную цену такой закупки или контракта согласно статье 22 Закона № 44-ФЗ.

Однако если закупка проходит в рамках гособоронзаказа, то рассчитать и обосновать цену закупки заказчик должен по правилам из части 4 статьи 6 Закона № 275-ФЗ. Вывод следует из части 2.

1 статьи 15, части 21 статьи 22, части 6 статьи 33, части 3 статьи 34, части 25 статьи 95, части 10 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.

Чтобы рассчитать базовую стоимость продукции по гособоронзаказу, применяйте расширенный индексный подход. Стоимость вооружения, военной и специальной техники будут устанавливать раз в шесть лет с ежегодным уточнением на индекс-дефлятор. Минпромторг, Роскосмос и Росатом по согласованию с ФАС разрабатывают методические рекомендации по ценообразованию в профильных отраслях. Расчет базовой стоимости продукции по ГОЗ утвердили постановлением Правительства от 02.12.2017 № 1465.
Ситуация: в каком документе урегулирована прибыль поставщика по гособоронзаказу и каким документом поставщик может подтвердить расчет цены

Прибыль поставщика урегулирована в разделе IV Положения о государственном регулировании цен из постановления Правительства от 02.12.2017 № 1465.

Прибыль не должна превышать 1 процент плановых привнесенных затрат и 20 процентов плановых собственных затрат организации на поставку, включая производство продукции с учетом пункта 55 Положения. Организации – исполнители государственного оборонного заказа также применяют Порядок из приказа Минпромэнерго от 23.08.

2006 № 200, чтобы определить состав затрат на производство продукции оборонного значения. Подтвердить расчет цены поставляемой продукции поставщик может, например, сметами и калькуляцией цен.

Техническая особенность госконтракта на гособоронзаказ – это его идентификация. Госзаказчик присваивает госконтракту, который заключает с головным исполнителем, специальный код – идентификатор.

В дальнейшем этот код проставляют на всех контрактах, которые заключают в рамках данного гособоронзаказа. Код действует на протяжении всего периода, пока стороны исполняют контракт.

Код госконтракта содержит:

  • способ, которым определяют исполнителя;
  • год, в котором заключен госконтракт;
  • год, в котором госконтракт заканчивает действовать;
  • порядковый номер госконтракта;
  • код госзаказчика.

Это следует из пункта 13 статьи 3, статьи 6.1, пункта 5 статьи 7, подпунктов 4 и 9 пункта 1, подпунктов 4 и 9 пункта 2 статьи 8, подпункта 1 пункта 1 статьи 8.3, подпункта 1 пункта 1 статьи 8.5 Закона № 275-ФЗ.
Порядок, в котором заказчик формирует идентификатор, утвержден приказом Минобороны, Казначейства от 11.08.2015 № 475/13н.

Все платежи по гособоронзаказу госзаказчики, головные исполнители, исполнители проводят через специальные счета. Открыть счета обязаны головной исполнитель и исполнители. Головной исполнитель выбирает банк из перечня уполномоченных банков, который предусмотрен частью 3 статьи 8.1 Закона № 275-ФЗ. Банк России ежемесячно размещает перечень банков, которые соответствуют критериям, на своем официальном сайте (ст. 8.1 Закона № 275-ФЗ).
Под каждый гособоронзаказ открывают отдельный счет. Расходовать деньги с этих счетов можно только на нужды гособоронзаказа. Операции, которые не связаны с исполнением гособоронзаказа, запрещены. Например, запрещено предоставлять займы и кредиты, покупать иностранную валюту (п. 10 ст. 3, ст. 8.1–8.6 Закона № 275-ФЗ).
В распоряжениях на перечисление денег указывают код конкретного госконтракта. В платежном поручении код контракта прописывают в поле 22, которое предусмотрено для уникального идентификатора платежа (письмо Казначейства от 04.12.2015 № 07-04-05/05-822). Ситуация: открывать ли федеральному бюджетному учреждению второй счет в Казначействе для расчетов по контракту в рамках ГОЗ

Нет, открывать второй счет не нужно. Спецсчета открывают только головной исполнитель, исполнители гособоронзаказа.

Для контрактов в рамках гособоронзаказа применяют банковское или казначейское сопровождение. Если контракт подпадает под казначейское сопровождение, то операции по зачислению и списанию денег проходят на счетах, которые открывают в территориальных органах Казначейства. Счета открывают головной исполнитель или исполнители гособоронзаказа. О том, что нужно открыть счет, заказчик уведомляет исполнителей до того, как заключить контракт. Государственный заказчик перечисляет деньги на счета, которые Казначейство открыло в ЦБ. Затем Казначейство переводит деньги на спецсчет исполнителей.
Если контракт подпадает под банковское сопровождение, то счета открывают в уполномоченном банке. Головной исполнитель, исполнители выбирают банк из перечня уполномоченных банков, который предусмотрен частью 3 статьи 8.1 Закона № 275-ФЗ. Условие о том, что расчеты проходят на спецсчетах в уполномоченном банке, заказчик включает в контракт.
Об этом сказано в пункте 6 статьи 7, части 3 статьи 8.1 Закона № 275-ФЗ, пункте 2 раздела 1 Правил, которые Правительство утвердило постановлением от 28.12.2017 № 1680. Ситуация: как взыскать с заказчика деньги по исполнительному листу с отдельного счета, который открыт в рамках гособоронзаказа

Получить деньги с отдельного счета по исполнительному листу можно после того, как контракт будет закрыт.

На операции по отдельному счету, который открыт в рамках гособоронзаказа, действуют ограничения. Например, банк откажет в списании с отдельного счета денег по исполнительным листам. Ограничения прекращают действовать после того, как заказчик уведомит банк, где открыт счет, об исполнении контракта. Поэтому списать деньги по исполнительному лицу с отдельного счета исполнитель гособоронзаказа сможет после того, как контракт будет закрыт, а ограничения со счета сняты. Вывод следует из пункта 9 статьи 8.4, части 2 статьи 8.3 Закона № 275-ФЗ. Позицию подтвердил Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 16.05.2017 по делу № А40-206396/15.

За нарушения в сфере гособоронзаказа предусмотрена административная и уголовная ответственность. Это следует из статьи 15 Закона № 275-ФЗ.
Виды нарушений и размеры штрафов смотрите в таблице.
Внимание: с 9 января 2018 года за попытку извлечь личную выгоду и нанести ущерб интересам общества или государства, руководителя организации накажут:

  • штрафом от 1 до 3 млн руб. или штрафом в размере дохода за период от одного до трех лет и лишат права занимать руководящие должности или вести определенную деятельность на срок до 10 лет;
  • штрафом от 500 000 до 1 млн руб. или в размере дохода за период от трех до четырех лет, лишением свободы на срок от четырех до восьми лет и права занимать руководящие должности или вести определенную деятельность на срок до трех лет.

Если злоупотребление по гособоронзаказу совершит организованная группа, ее участникам грозит лишение свободы на срок от пяти до 10 лет.

В течение пяти лет нарушители не смогут занимать руководящие должности или вести определенную деятельность.

Такое же наказание с конфискацией имущества предусмотрено за злоупотребление должностными полномочиями при выполнении гособоронзаказа (ст. 201.1 и 285.4 УК).

Пять распространенных вопросов о гособоронзаказе

У предприятий, начинающих или планирующих выполнять гособоронзаказ (ГОЗ), возникает много вопросов: что такое отдельный счет, что можно и что нельзя оплачивать, как оплатить кредит.

 Отвечаем на самые частые из них вместе со специалистами ПСБ — опорного банка для оборонно-промышленного комплекса.

Можно ли исполнять ГОЗ без использования отдельного счета?

Использование отдельного счета прописано в Федеральном законе №275-ФЗ.

Министерство обороны, выступая государственным заказчиком, выделяет головному исполнителю деньги для выполнения госконтрактов, и они поступают головному исполнителю на отдельный счет, который имеет четко прописанный режим использования. Дальнейшее движение таких денежных средств идет от головного исполнителя по цепочке кооперации — исполнители могут тратить их только на разрешенные операции.

Однако в отдельных случаях на любом уровне кооперации могут возникать ситуации, когда участники исполнения ГОЗ, имея открытый отдельный счет, используют собственные или заемные денежные средства для оперативной оплаты поставщикам срочной продукции с использованием расчетных счетов. Такое исполнение ГОЗ не запрещено.

Более того, если организация исполнила контракт «смешанным» способом (частично с использованием отдельного счета, а частично — расчетного) и имеет подтверждение (акт) от своего заказчика по контракту о полной поставке продукции, то, предоставив в ПСБ подтверждающие документы, она вправе получить прибыль по контракту и возмещение ранее понесенных расходов на задел.

При этом исполнение финансовых обязательств по контрактам зачетом запрещено и не позволит получить прибыль по контракту и возмещение ранее понесенных расходов до полного выполнения госконтракта. Такие разъяснения предоставил Банк России в начале этого года.

Положения ФЗ «О государственном оборонном заказе» позволяют брать и погашать кредиты с отдельных счетов. Кредит должен быть получен на отдельный счет для выполнения государственного контракта или контракта по государственному оборонному заказу.

Что такое идентификатор государственного контракта (ИГК)?

ИГК — это номер, который присваивается контракту один раз и не может быть изменен. Присвоение контракту нескольких ИГК также не допускается.

Если говорить простыми словами, отдельный счет открывается под контракт с ИГК-1, и все платежи по этому контракту и, соответственно, отдельному счету должны быть с ИГК-1.

Если договор не содержит ИГК, он не может быть признан контрактом в силу требований Федерального закона «О государственном оборонном заказе».

В соответствии с разъяснением Банка России об использовании ИГК, которое согласовано с Министерством обороны, ФАС и Росфинмониторингом, указание ИГК в платежном поручении, а также в контракте с поставщиком требуется вне зависимости от вида расчетов — с использованием отдельного счета или без.

Если сделки с поставщиком осуществляются с использованием не контрактов, а гражданско-правовых договоров (в том числе в форме счетов на оплату), то такой договор не может служить основанием для совершения операции по отдельному счету в рамках лимитов 3 и 5 млн рублей в месяц.

Если заключен, например, договор лизинга техники, необходимой для выполнения ГОЗ, такие платежи осуществляются в общем порядке, т.е. либо на отдельный счет лизингодателю, либо на его расчетный счет в рамках разрешенных лимитов. При этом договор лизинга также должен соответствовать требованиям к контрактам по государственному оборонному заказу, включая наличие в нем одного ИГК.

Правомерно ли участие агентов в сделках при исполнении ГОЗ?

В контракте не может быть больше двух сторон. В соответствии с Федеральным законом «О государственном оборонном заказе», контрактами по ГОЗ являются только «прямые договоры», заключенные между заказчиком и непосредственным поставщиком продукции (товаров, работ, услуг) без участия посредников. Агенты как раз и являются посредниками.

В ряде случаев в сделке участвует третье лицо: например, при доставке продукции для исполнения ГОЗ — служба доставки. Грузополучателю или грузоотправителю необходим дополнительный контракт именно на оказание услуг по доставке продукции, если привлекается иное лицо для оказания этой услуги.

Как поступить, если после исполнения контракта на отдельном счете остались денежные средства?

Режим отдельного счета позволяет осуществлять закупку продукции (прямые и косвенные затраты), выплату заработной платы, уплату налогов, возмещение ранее понесенных расходов, получение прибыли и другие процедуры. То есть списывать деньги, необходимые для выполнения ГОЗ.

После исполнения контракта режим отдельного счета позволяет осуществить разрешенные платежи, необходимые для обеспечения жизнедеятельности организации, — оплатить коммунальные услуги, выплатить заработную плату, уплатить налоги и т.д. до тех пор, пока ГОЗ не будет исполнен.

Есть мнение, что после исполнения контракта отдельный счет можно закрыть и остатки перевести на свой расчетный счет. Это неверно. Отдельный счет закрывается, когда заказчик уведомляет о том, что продукция от головного исполнителя принята, государственный контракт (с соответствующим ИГК) исполнен.

Такое уведомление получает уполномоченный банк и рассылает информацию по всей цепочке кооперации, участвующей в выполнении государственного контракта. После уведомления режим отдельного счета снимается, и все остатки денежных средств можно забрать на свой расчетный счет при закрытии отдельного счета.

Другой возможный способ закрыть отдельный счет — полное его «обнуление», т.е. если на отдельном счете нет денежных средств и его дальнейшее использование не планируется, то такой счет можно закрыть. По такой схеме повторное открытие «нулевого» отдельного счета по одному и тому же контракту будет невозможно.

Что делать, если заказчик не оплачивает продукцию?

Исполнение ГОЗ, помимо специальных правил, установленных Федеральным законом «О государственном оборонном заказе», регулируется общими требованиями гражданского законодательства. Стороны могут обжаловать действия контрагента в судебном или досудебном порядке.

Но нужно помнить, что режим отдельного счета не позволяет проводить исполнительные документы, за исключением возмещения вреда жизни и здоровью, оплаты выходного пособия и оплаты труда, взыскания в пользу государства.

Таким образом, если заказчик — это коммерческая организация, суд обяжет ее выплатить в адрес поставщика денежные средства, такой исполнительный документ не будет оплачен с отдельного счета.

При этом отдельный счет может быть заблокирован в случаях, предусмотренных законом, например, судебным приставом или налоговым органом, как и любой банковский счет.

Инструкции для предприятий — участников ГОЗ доступна на сайте ПСБ psbank.ru в разделе «Участникам ГОЗ».

Как начать работу по ГОЗ?

  • Три шага для открытия отдельного счета в Промсвязьбанке
  • ШАГ 1
  • Зарезервируйте номер отдельного счета на сайте банка в разделе «Гособоронзаказ»

Необходимо указать вашу организационно-правовую форму, город открытия счета, офис обслуживания и данные организации.

В течение часа после резервирования вы получите реквизиты счета, которые необходимо будет включить в ваш контракт или дополнительное соглашение к контракту, а также список документов, необходимых для открытия счета в банке. Для вновь заключаемых контрактов сначала отдельный счет открывает заказчик, затем — исполнитель.

Оба счета должны быть открыты для исполнения одного и того же государственного контракта (в рамках одного ИГК).

  1. Средний срок открытия счета — 8 рабочих часов после получения необходимых документов.
  2. Зарезервированный счет еще не активирован, поэтому зачислить на него денежные средства невозможно.
  3. ШАГ 2
  4. Передайте полученные реквизиты заказчику для указания в контракте или в дополнительном соглашении к контракту
  5. ШАГ 3
  6. Откройте отдельный счет в ПСБ, предоставив заключенный контракт и иные документы, необходимые для открытия счета

Список документов, необходимых для открытия счета, находится на сайте банка в разделе «Гособоронзаказ».

Если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, то предоставляется выписка из контракта, оформленная в порядке, установленном Приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 августа 2015 г.

№ 502, и заверенная единоличным исполнительным органом или уполномоченным им должностным лицом (в том числе представителем, обладающим полномочиями на открытие отдельного счета и совершение всех необходимых для этого действий).

Документы предоставляются на бумаге при обращении в офис банка. Действующие клиенты ПСБ, работающие в интернет-банке PSB Corporate, могут открыть отдельный счет дистанционно, без посещения офиса.

  • Открытие и ведение счета, проведение платежей в интернет-банке и многое другое мы предоставляем бесплатно.
  • Бесплатная горячая линия ПСБ
  • Консультации по вопросам банковского сопровождения ГОЗ
  • 8 800 222 00 05

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *