Казначейский контроль по 44-фз в 2022 году

Казначейский контроль по 44-фз в 2022 году

Содержание

1. Поставщики по 44-ФЗ – объекты финансового контроля

2. Исполнители финансовой проверки поставщиков

3. Изменения в контрактах по 44-ФЗ

4. Виды ответственности за неисполнение требований контролирующих органов

  С 6 августа 2019 года начал действовать 199-ФЗ, включивший исполнителей государственных контрактов в перечень объектов финансового контроля. Для корректировки законодательных норм министерство финансов изменило 44-ФЗ, и с 1 января 2020 года эти изменения вступили в силу. Что ждет поставщиков? Кто кого и как будет проверять? Ответы на эти вопросы в нашей статье

Поставщики по 44-ФЗ – объекты финансового контроля

  • С 2020 года будет осуществляться финансовый контроль за юридическими лицами, ИП и физическими лицами:
  • 1)получающими бюджетные средства по сделкам, обеспеченным государственными гарантиями;
  • 2)исполняющими субподряды, подписанные для исполнения государственных контрактов.
  • В перечень попадут те поставщики, кто имеет лицевой счет в ФК, региональной или муниципальной финансовой структуре.
  • И, конечно, как мы любим, список исключений из закона, даже более длинный, чем сам перечень. Исключат из проверок:
  • 1)государственные учреждения;
  • 2)ГУПы и МУПы;
  • 3)государственные корпорации;
  • 4)публично-правовые компании;
  • 5)хозяйственные товарищества;
  • 6)общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах;
  • 7)коммерческие организации со вкладом вышеназванных товариществ и обществ в их складочных капиталах.

  Хотите выиграть в запросе котировок?

            Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!

  Выиграть котировку

2. Исполнители финансовой проверки поставщиков

  1. Заниматься контролем деятельности поставщиков в контрактной системе будут два типа финансовых институтов:
  2. 1)внешние: Счетная палата, региональные и муниципальные контрольно-счетные органы;
  3. 2)внутренние: ФК РФ, региональные и местные финансовые структуры.

Правовой базой для контролирующих органов стали пункт 1 статьи 268.1 и пункт 1 статьи 269.2 Бюджетного Кодекса.

  • Что изменится для поставщиков по 44-ФЗ?
  • В соответствии с частью 3 статьи 266.1 Бюджетного Кодекса России, объекты финансового контроля, а также их должностные лица обязаны:
  • 1) своевременно и без купюр предоставлять инспекторам государственного финансового контроля согласно их требованиям любые необходимые сведения, документы и материалы, нужные для осуществления проверки, а также не препятствовать их допуску в помещения, исполняя их законные требования на территории подконтрольных объектов.

  Хотите выиграть в запросе котировок?

            Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!

  Выиграть котировку

3. Изменения в контрактах по 44-ФЗ

Министерство финансов РФ требует от заказчиков в обязательном порядке вставлять в тексты контрактов согласие поставщиков на осуществление проверочной деятельности финансовым контролем. Еще одной добровольной обязанностью заказчиков станет предъявление исполнителям требований компенсации ущерба, выявленного проверяющими.

Хотите гарантированно побеждать в тендерах?

         Отправьте запрос и получите в распоряжение целый штат экспертов с оплатой за результат!

Выиграть в тендере

4. Виды ответственности за неисполнение требований контролирующих органов

При отказе исполнения предписания проверяющих органов, или бездействия, вопреки их требованием, согласно части 20 статьи 19.5 кодекса административных правонарушений, должностное лицо подвергнется штрафу от двадцати до пятидесяти тысяч рублей, либо дисквалификации сроком от одного до двух лет.

Скачать проект изменений в 44-ФЗ

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства.

Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера.

Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Обратно к списку

За что заказчиков штрафуют?

Контроль закупочной деятельности – за что отвечает заказчик, за чем следят контрольные органы, как осуществляется надзор прокуратуры, за что штрафуют и как это можно оспорить. А также типовые ошибки заказчиков в статье от эксперта ЭТП ГПБ.

Контроль закупочной деятельности в рамках Закона № 44-ФЗ — оценка результативности осуществления закупочной деятельности, соблюдения законодательства о контрактной системе

Каждый уровень проверки, проверяющий орган — имеет четкую область проверки, установленные в рамках контроля и полномочия.

Хотите знать больше о том, что изменится в закупках с 01.01.2022 года? Посетите вебинар от эксперта-практика ЭТП ГПБ.

Виды контроля:

КАЗНАЧЕЙСКИЙ КОНТРОЛЬ:

Данный вид контроля установлен в ч.5, 5.1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ. Порядок контроля обновлен с 01 июля 2021 г. по ПП РФ № 1193. Специалисты Казначейства осуществляют в ручном формате, а также путем автопроверки размещенной информации в ЕИС.

Порядок осуществления контроля ч. 5 ст. 99 Закона № 44-ФЗ Порядок осуществления контроля ч. 5.1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ
Орган контроля Территориальные органы Федерального Казначейства, Межрегиональное операционное УФК Финансовые органы, органы управления государственными внебюджетными фондами ЕИС (Федеральное Казначейство)
Субъекты контроля Федеральные заказчики o ФОИВ, ФКУ o ФБУ, ФАУ o ФБУ, ФАУ, которым переданы полномочия заказчика o *Региональные и муниципальные заказчики в соответствии с ч. 7 ст. 99 44-ФЗ Субъектовые и муниципальные заказчики и ГВФ соответственно o ОИВ, КУ o БУ, АУ o БУ, АУ, которым переданы полномочия заказчика Федеральные заказчики Региональные заказчики Муниципальные заказчики ГВФ
Объекты контроля Планы-графики закупок, Извещения (приглашения), Проекты контрактов Извещения в ЕИС Протокол определения поставщика, подрядчика, исполнителя (далее — Протокол ОППИ) в ЕИС Проекты контрактов в ЕИС

Иные объекты контроля:

Объекты контроля Форма контроля
Извещения, приглашения принять участие в ОППИ в закрытых процедурах (ст. 84, 111 Закона № 44-ФЗ)[1] Контроль в личном кабинете
Закупки, содержание сведения, составляющую гос. тайну: планы-графики, приглашения принять участие в закрытых способах ОППИ, условия проектов контрактов[2] Контроль на бумаге
Проекты контрактов с ед. поставщиками (за исключением контрактов, заключенных по результатам несостоявшейся закупки)

Исключения из перечня субъектов контроля по части 5 и части 5.1 статьи 99 Закона 44-ФЗ, отметим, что с 01.04.2020 НЕ контролируются:

  • закупки Центральной избирательной комиссии РФ, избирательных комиссий субъектов РФ и МО, избирательных комиссий МО, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ;
  • закупки иных получателей бюджетных средств, осуществляющих операции с бюджетными средствами на счетах, открытых в Банке России или кредитной организации;
  • закупки товаров (работ, услуг) за счет средств бюджета Союзного государства.
  • закупки товаров (работ, услуг) на территории иностранного государства;

Алгоритмы осуществления контроля по части 5.1 статьи 99 Закона № 44-ФЗ:

  1. Проверяется соответствие Извещения и позиции, включенной в план-график:
  • — Соответствие ИКЗ в извещении и в позиции плана-графика закупок;
  • — Непревышение НМЦК очередного извещения над свободным остатком бюджета по позиции плана-графика, за вычетом ФО по уже размещенным извещениям;
  • — А также соответствия объема ФО, содержащегося в извещении, в разрезе планируемых платежей на текущий финансовый год и плановый период, НМЦК в извещении.

2. Проверяется соответствие Извещения и Протокола ОППИ:

— Соответствие ИКЗ в протоколе и в извещении;

— Непревышение цены победителя в протоколе над НМЦК в извещении.

3. Проверяется соответствие Протокола ОППИ и Проекта контракта:

— Соответствие ИКЗ в проекте контракта и в протоколе;

 — Непревышение цены проекта контракта и цены победителя в протоколе.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ:

В рамках ст. 99 Закона № 44-ФЗ государственные ведомства обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе, распределение по полномочиям и зоне ответственности следующие:

  • Исполнительный орган федерального уровня, субъектов РФ, осуществляющий контроль закупок (ФАС России и его территориальные органы) – осуществляют плановые и внеплановые проверки;
  • Контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа (Рособоронзаказ) – осуществляет проверку закупок, содержащих сведения о государственной тайне;
  • Казначейство РФ, различные финансовые структуры субъектов РФ и муниципальных образований – осуществляют контроль закупок в части указания ИКЗ, информации финансового обеспечения, проектов контракта и информации отраженной в протоколах закупки;
  • Росфиннадзор — осуществляет контроль соблюдения правил нормирования, методологии обоснования НМЦК с учетом правоприменительной практики, применения ответственности при нарушениях, соответствие результата закупки его описанию закрепленном в контракте, соответствие использования объекта закупки и целей;
  • органы местного самоуправления в муниципальных образованиях, финансовые структуры регионов, муниципальных образований, органы управления внебюджетными фондами федерального значения, органы внутреннего финансового контроля – контроль за проведением закупочных процедур на региональном и муниципальном уровнях.
Читайте также:  Введение новых участников ООО

ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ:

В соответствии со ст. 100 Закона № 44-ФЗ данный вид контроля установлен за государственными ведомствами.

«Государственные органы, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы осуществляют ведомственный контроль за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных им заказчиков в  порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией»[3].

КОНТРОЛЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ ЗАКАЗЧИКОМ (ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ):

Заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением обязательств по контрактам, привлечением субподрядчиков из числа СМП и СОНО.

Могут быть установлены такие способы контроля, как проверка закупочной документации на соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ, правильность формирования лота, корректность описания объекта закупки, правильность установления критериев оценки и сопоставления заявок, а также корректность осуществления такой оценки заявок. Систематический аудит закупочной деятельности и отдельных этапов проведения закупки внутренними специалистами (аудиторами) позволяет выявить, например, ошибки при определении НМЦК на этапе формирования закупочной документации, что позволяет избежать завышения НМЦК.

Заказчикам стоит помнить о приоритете прозрачности проведения закупочной процедуры и эффективности в части экономии бюджетных средств.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ:

Установлен в рамках ст. 102 Закона № 44-ФЗ, который осуществляется со стороны граждан и общественных организаций, а также через механизм общественного обсуждения. Федеральным законом № 212 «Об основах общественного контроля в РФ» определен перечень структур, осуществляющих данную форму контроля, это:

  • Общественные палаты, общественные советы;
  • Общественные инспекции, общественные наблюдательные комиссии;
  • Советы при федеральных и субъектовых органах власти;
  • Группы общественного контроля;
  • иные организационные структуры общественного контроля.

Для информационного обеспечения деятельности по общественному контролю могут создаваться различные специализированные сайты.

Субъекты общественного контроля вправе запрашивать необходимую для осуществления контроля информацию, подготавливать по результатам осуществления общественного контроля итоговый документ и направлять его на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, обращаться в суд в защиту прав неопределенного круга лиц, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций и т.д.

Также ФЗ № 212 установлена отдельная статья, исключающая конфликт интересов со стороны общественного инспектора, общественного эксперта или иного лица субъекта общественного контроля при осуществлении контроля.

Вышеуказанные субъекты контроля помогают минимизировать нарушения в сфере закупок, злоупотребления со стороны заказчиков, вправе направлять предложения по совершенствованию законодательства в сфере закупок, запрашивать информацию о закупках у заказчиков, осуществлять общественный мониторинг закупок, общественную экспертизу закупок и их результатов, обращаться в правоохранительные и контрольные органы в целях проверки закупочной деятельности заказчиков.

ПРОКУРОРСКИЙ КОНТРОЛЬ:

Противоправной деятельностью заказчиков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по Закону № 44-ФЗ занимается Генеральная прокуратура, проводя плановые и внеплановые (на основании обращения, жалобы) проверки закупок заказчиков.

Проверка проводится согласно методическим рекомендациям, касающихся организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о контрактной системе, установленных в письме Генпрокуратуры №7-16-2019 от 14.01.2019г.

Также прокуратура осуществляет надзор за законностью принятых НПА в сфере закупок ТРУ и за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

Проверки могут проводиться с выездом на место проверки либо в формате документарном, осуществляя проверку документов на бумажном носителе либо в электронной форме в органах прокуратуры.

Сотрудники прокуратуры проверяют:

  • Законность принятия НПА;
  • Определение НМЦК (включая проверку расчетов и первоисточников), описание объекта закупки (на наличие избыточных/необоснованных требований);
  • Законность заключения контрактов;
  • Наличие признаков дробления закупочных процедур;
  • Законность выбора победителя закупки;
  • Законность заключения контрактов с едпоставщиком;
  • Фикцию при заключении контракта, а также при приемке ТРУ;
  • Нарушение сроков оплаты и т.д.

По итогам проверки Прокурор (или его заместитель) может:

  • согласно ст. 23 Закона «О прокуратуре РФ» принести протест на противоречащий закону акт в орган или должностному лицу, которые издали данный акт;
  • согласно ст. 24 Закона «О прокуратуре РФ» внести представление об устранении нарушений закона;
  • согласно ст. 25 Закона «О прокуратуре РФ» вынести постановление о возбуждении дела;
  • согласно ст. 25.1 Закона «О прокуратуре РФ» направить предостережение о недопустимости нарушения закона.

По вышеуказанным документам предусмотрено право на обжалование, путем обращения к вышестоящему прокурору, так и в судебном порядке.

Ответственность заказчиков и должностных лиц:

Предусмотрена административная ответственность (ст.7.29, 7.29.1, 7.29.3, 7.30, 7.31, 7.31.1, 7.32, 7.32.5, 9.16, 19.5, 19.7.2 КоАП РФ), распространяющаяся на юридических и должностных лиц.

А также уголовная:

  • ст. 159, 169, 200.4 «Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд»;
  • 200.5 «Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок»;
  • 204, 285, 285.1, 286, 290, 291.1 УК РФ.

При неисполнении своих должностных обязанностей, ненадлежащем исполнении и в случае, если будет установлен факт наличия возможности для соблюдения норм законодательства, но лицом не были предприняты соответствующие меры – то ответственность несет должностное лицо (например, руководитель контрактной службы, контрактный управляющий, сотрудник контрактной службы, член закупочной комиссии и т.д.).

У должностного лица, в отношении которого вынесено постановление есть право на обжалование такого постановления об административном правонарушении.

Срок давности по административному правонарушению составляет 1 год с момента его совершения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Типовые ошибки заказчиков при осуществлении закупочной деятельности:

  • Нарушены сроки размещения документов в ЕИС согласно Закону №44-ФЗ;
  • Нарушен выбор метода обоснования НМЦК;
  • Осуществление закупок, не предусмотренных планом – графиком;
  • Неуказание или некорректное указание источника финансирования в заключаемом контракте;
  • Неуказание, неверное указание ИКЗ в заключаемом контракте;
  • Отсутствие условия указывающего, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта;
  • Нарушение правил установления размера аванса по заключаемым контрактам;
  • Нарушены нормы ч. 2 ст. 34 Закона 44-ФЗ, по невозможности продления срока действия контракта;
  • Сумма фактического исполнения не соответствует сумме контракта, но при этом отсутствует расторжение на сумму неисполненных обязательств;
  • По заключенному контракту срок поставки оборудования указан ранее даты заключения контракта;
  • В заключенном контракте сумма цифрами не соответствует сумме прописью;
  • При заключении контакта не указан ассортиментный перечень и цена товара;
  • В заключенном контракте предусмотрена пролонгация;
  • В заключенном контракте срок действия контракта выходит за рамки финансового года;
  • Невыполнение объема по закупкам у СМП, СОНО;
  • Не размещение, либо несвоевременное размещение отчетности в ЕИС об объеме закупок у СМП, СОНО;
  • Нарушение ч.6 ст. 94 Закона 44-ФЗ в части порядка создания комиссии по приемке товаров, работ, услуг (например, у одного заказчика такая комиссия была создана из трех человек).[4]

Хотите разобраться в изменениях в закупках с 01.01.2022 года, включая изменения в части обжалования, контроля, работы с НРП?

Рекомендуем посетить вебинар:

Изменения в законодательстве о закупках с 2022 года

В 2022 году вступают в силу масштабные изменения в законодательстве о контрактной системе в сфере закупок. Поправки затронули практически все этапы закупочного процесса, начиная с размещения извещения и заканчивая исполнением контракта.

Участники вебинара познакомятся с основными новациями закона, получат практические советы по его применению.

Спикер: Царев Валентин — юрист-практик в сфере государственных и коммерческих закупок, опыт работы в закупках более 10 лет.

 

[3] Ст. 100 Закона № 44-ФЗ

[4] Нарушения указаны из актов плановых проверок контрольного органа на соблюдение требований законодательства РФ и иных нормативно-правовых актов о контрактной системе

Читайте также:  Инструкция по подготовке договора поставки

Для обсуждения этой статьи и оперативного получения информации по теме закупок
присоединяйтесь к нам в соц. сетях

О казначейском сопровождении контрактов по 44-фз | контур.закупки

Минфин внес поправки в закон 44-ФЗ, которые обяжут поставщиков в рамках госзаказа открывать счета в Казначействе. Так что, возможно, вскоре расширится перечень ситуаций, в которых необходимо казначейское сопровождение. В статье расскажем о том, что это такое, как работает и зачем нужно?

На кого распространяется казначейское сопровождение

По действующим сегодня нормам законодательства сопровождение Казначейства применяется при исполнении контрактов по гособоронзаказу (закон № 275-ФЗ).

Поставщик, победивший в закупке, должен открыть счет в одном из уполномоченных банков. Все поступления в рамках контракта будут осуществляться именно на него.

Это позволяет заказчику и контролирующим органам отследить цепочку платежей от бюджета до субподрядчика.

Порядок казначейского сопровождения в текущем году утвержден постановлением Правительства от 30 декабря 2016 г. № 1552. Оно же регулирует правила сопровождения на два последующих года.

Распространяется этот порядок на некоторые категории госзакупок, условия которых предусматривают внесение аванса. А именно, если сумма аванса превышает 100 млн рублей и если на него нет обеспечения.

Также под сопровождение попадают субконтракты с авансами, которые заключаются в рамках госконтракта с сопровождением.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Условия госконтракта с казначейским сопровождением

Госконтракты, на которые распространяется требование о сопровождении Казначейством, налагает на исполнителя дополнительные обязанности. Поставщик по такому госконтракту должен:

  • определить субподрядчиков;
  • открыть в Казначействе счета на свою компанию и на субподрядчиков;
  • предоставлять в Казначейство подтверждающие первичные документы по целевым расходам (акты, накладные);
  • указывать идентификатор госконтракта в платежных и расчетных документах.

Все получаемые в ходе исполнения госконтракта денежные средства поставщик и его подрядчики будут получать на счета в Казначействе. На свои обычные расчетные счета они смогут получить денежные средства в строго оговоренных случаях.

Суть сопровождения

Поставщик, победивший в закупке, а также субподрядчики, которые будут привлекаться в ходе исполнения контракта, открывают счета в территориальных подразделениях Казначейства.

Каждое из таких подразделений имеет собственный счет в Центральном банке РФ. На эти счета переводится аванс, предусмотренный контрактом.

Далее по запросу исполнителя Казначейство переводит денежные средства на счета в территориальных подразделениях (убедившись в целевом расходовании).

По специальному номеру — идентификатору контракта — отслеживается весь путь связанных с ним денежных средств. Идентификатор должен быть указан во всех расчетных документах.

Как происходит процесс

После заключения госконтракта в течение 21 дня выпускается акт о том, на какое конкретно подразделение Казначейства возложено его сопровождение. Поставщик обращается туда с государственным контрактом и собственным заявлением. В течение одного-двух рабочих дней ему открывается счет.

Предусмотренные госконтрактом суммы хранятся на счетах Казначейства. На счет, открытый исполнителю или его подрядчикам в территориальном органе, средства переводятся по запросу. При этом оплачиваются только расходы на определенные цели, которые прописаны в контракте. Например, на закупку материалов, заработную плату сотрудникам и прочие.

Полученные средства должны быть потрачены по назначению. Их нельзя положить на депозит, внести в качестве вклада в уставный капитал или имущество иной организации.

Также указанные средства нельзя перевести на банковские счета подрядчика или субподрядчика, за исключением определенных целей. Так, на счет подрядчика можно перевести средства для оплаты заработной платы либо суммы, причитающиеся в качестве оплаты за исполненные работы.

Субподрядчикам такие средства переводятся, например, для оплаты коммунальных услуг и на приобретение проездных документов.

Оплата может производиться как авансом, так и по факту расходов. В первом случае поставщик предъявляет договор и выставленный ему счет, а Казначейство производит его оплату.

При постоплате вместе с контрактом поставщик предоставляет в Казначейство документы, которые подтверждают поставку товара, исполнение работ или оказание услуг.

В этом случае средства могут быть выведены на расчетные счета.

Роль Казначейства

Казначейство занимается не только финансовым сопровождением контракта, но и выполняет контролирующие функции. Служба имеет право проверить:

  • соответствует ли объем фактически исполненных обязательств заявленному в документах;
  • соблюдены ли предусмотренные контрактом сроки;
  • был ли товар поставлен;
  • соответствует ли фактический размер прибыли указанному в контракте;
  • соответствует ли цена товара его себестоимости.

Что может измениться для заказчика

Итак, пока казначейское сопровождение — удел лишь части закупок. Но если законопроект, который мы упомянули в начале статьи, будет принят, это может стать заботой каждого поставщика, участвующего в госзакупках.

Правда, из проекта закона непонятно, на кого будут распространяться его требования. Возможно, под них попадут наиболее крупные и/или стратегически важные закупки.

Тем не менее со временем казначейское сопровождение, скорее всего, будет распространено на большинство закупок.

Понятно, что новые требования будут связаны с дополнительной нагрузкой на поставщика. А именно, увеличится документооборот, ведь чтобы получить денежные средства, нужно будет подтверждать расходы.

Кроме того, для многих территориальных подразделений Казначейства сопровождение контрактов пока процесс не слишком хорошо отработанный, поэтому у поставщиков могут быть сложности в процессе взаимодействия со службой.

К тому же представительства Казначейства распространены не так повсеместно, поэтому поставщикам из небольших населенных пунктов придется тратить дополнительное время на поездки. Хотя решением последней проблемы может стать электронный документооборот.

Будет ли положительный эффект от казначейского сопровождения для поставщиков? На первый взгляд, плюсов можно насчитать целых три. Во-первых, снизится конкуренция. Некоторых участников, в особенности недобросовестных, новые правила попросту отпугнут. Во-вторых, целевые расходы будут оплачиваться безо всяких отговорок.

Если сегодня заказчик может посетовать на то, что деньги еще не перечислены из бюджета, то при казначейском сопровождении это исключено. В-третьих, исполнение контракта станет более прозрачным. Если поставщик привлекает множество субподрядчиков, то зачастую отслеживать процесс исполнения контракта непросто.

Введение казначейского сопровождения должно существенно улучшить эту ситуацию.

Казначейский контроль в сфере закупок

В ФЗ «О контрактной системе» №44 от 5 апреля 2013 года указано, что сфера закупок – это сфера, которая тщательно проверяется. Осуществляется контроль различными органами. Основная структура, ответственная за проверку, – казначейство.

Какие органы осуществляют контроль в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ?

Полномочия казначейства

Правила в области закупок установлены Постановлением №1367 от 12 декабря 2015 года. Соответствующее положение содержится в части 5 статьи 99 ФЗ №44. Казначейство проверяет эти аспекты деятельности:

  • Соблюдение объектом контрольных мероприятий бюджетного законодательства и прочих актов, касающихся бюджетного законодательства.
  • Достоверность отчетности о выполнении различных программ.
  • Соблюдение норм, касающихся формирования плана закупок (статья 18 ФЗ №44).
  • Нормирование в области закупок, соответствие статье 19 ФЗ №44.
  • Установление начальной стоимости контракта.
  • Наложение ответственности на поставщика, если последний не выполнил условия контракта.
  • Соответствие исполненной работы или предоставленной услуги тем положениям, которые содержатся в контракте.
  • Своевременность фиксирования выполненной работы и ее результатов в документах.
  • Соответствие работы и ее результатов целям, заявленным в контракте.
  • Отсутствие фактов ненадлежащего расходования.

Как осуществляется ведомственный контроль в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ?

В части 27 статьи 99 ФЗ №44 указаны полномочия представителей казначейства, актуальные в рамках проверки:

  • Запрашивание всех сведений и документов, нужных для достижения целей проверки.
  • Беспрепятственное посещение помещений, которые связаны с деятельностью предпринимателя.
  • Требование о предъявлении продукции от поставщика, итогов исполненных работ.
  • Осуществление экспертизы.
  • Оформление предписаний об устранении обнаруженных правонарушений.
  • Оформление протокола о нарушении.
  • Подача иска в суд с целью аннулирования контракта.
Читайте также:  Госдума планирует создать условия для более лёгкого старта бизнеса и его комфортного ведения

В части 3 статьи 269.2 БК РФ указано, что проверка представителями казначейства осуществляется в соответствии с ФЗ, предписаниями правительства.

Как осуществляется общественный контроль за закупками заказчиков по Закону N 44-ФЗ?

Кого именно проверяют

С начала 2017 года проверка казначейством осуществляется в отношении этих лиц:

  • Госзаказчики, выполняющие закупки от имени РФ за счет денег из бюджета.
  • Бюджетные учреждения, выполняющие закупки на основании части 1 статьи 15 ФЗ №44.
  • Автономные или унитарные субъекты, осуществляющие закупки на основании части 4 статьи 15 ФЗ №44.

Этот перечень не является исчерпывающим. То есть он может дополняться. Актуально это в том случае, если казначейство выполняет функции финансовых органов или структур по управлению внебюджетными структурами.

Перемены в 2018 году

Контроль регламентируется ст. 99 ФЗ №44. Процесс осуществления мероприятий регламентируется Правительственным Постановлением №1367 от 12 декабря 2015 года. Это Постановление действует давно, однако до начала 2018 года действие некоторых его положений было приостановлено.

Связано это с тем, что в реальности механизм проверки и получения результатов был плохо налажен. Сведения несвоевременно размещались в единой системе, что приводило к возникновению проблем. По этой причине действие ряда условий было остановлено до 1 января 2018 года.

Но теперь федеральные заказчики должны исполнять все положения Постановления.

Порядок осуществления мероприятий

Представители казначейства проверяют эту информацию:

  • Лимиты обязательств на закупку.
  • Выплаты на закупку, их размер и дату операции.
  • Размер денежного обеспечения капитальных вкладов, предусмотренный соглашением о субсидиях на эти вложения.
  • Значительное увеличение начальной стоимости контракта, переход за установленные лимиты.
  • Соответствие кода закупки, прописанного в протоколе об установлении поставщика, коду, указанному в бумаге о закупке.
  • Соответствие начальной стоимости контракта, указанной в проекте, цене, указанной в протоколе установления поставщика.
  • Соответствие стоимости контракта и кода в реестре контрактов стоимости и коду, прописанных в условиях контракта.

Это основные этапы проверки. Контроль обычно заключается в анализе документов, сверке сведений из разных бумаг. Однако иногда перечень мероприятий может быть расширен.

Контрольное мероприятие базируется на сочетании работы Единой системы и системы «Бюджет». Сначала госзаказчику нужно разместить все требуемые сведения в онлайн-кабинете Единой системы. Затем требуется нажать на кнопку «На контроль».

После этого шага все нужные документы идут в Казначейство. Специалисты проверяют документацию на протяжении рабочего дня. Данные, отправленные в реестр, проверяются на протяжении 3 суток.

То есть все операции можно проделать в режиме онлайн.

Результаты контрольных мероприятий

По итогам проверочных мероприятий обязательно предпринимаются какие-либо действия. К примеру, они могут быть следующими:

  • Составление протокола, в котором перечисляются обнаруженные правонарушения. Если обнаружены нарушения, лицо, участвующее в закупке, не вносится в информационную систему вплоть до выполнения предписаний.
  • Проставление отметки о несоответствии информации/документов закону.
  • Если в рамках проверки никаких нарушений не выявлено, субъект вносится в систему.

Проверяемую компанию должны в течение 3 часов уведомить о результатах контрольных мероприятий. Этот срок отсчитывается с момента получения этих результатов.

ВАЖНО! Об итогах мероприятия можно узнать в кабинете ЕС. Если представленная информация соответствует всем нормам, она автоматически помещается в ЕИС. Если же обнаружены несоответствия, заказчик получает протокол о нарушениях. Контрактный орган обязан убрать все нарушения, прислушаться к замечаниям. Затем следует отправлять документы на новое контрольное мероприятие.

Стандартные ошибки при прохождении казначейской проверки

Рассмотрим документы, с которыми наиболее часто возникают проблемы:

  • Планы закупок. Размер спланированных трат не должен выходить за пределы обеспечения. В этом документе следует правильно перечислить все коды.
  • Планы-графики. Начальная максимальная цена контракта не должна быть больше расходов, зафиксированных в плане закупок.
  • Итоговый протокол. Стоимость контракта не должна быть больше начальной максимальной стоимости контракта, указанной в извещении.
  • Контракт. Информация из контрактов (цены и коды) сверяется с той же информацией из итогового протокола.

Основная ошибка госзаказчика – это несовпадение положений. К примеру, в одном документе указан один код, а во втором – другой.

Ответственность за нарушения

За нарушения, обнаруженные в процессе мероприятия, может накладываться дисциплинарная, административная или уголовная ответственность. Рассмотрим нарушения и формы наказания:

  • Нарушение в сфере оформления документов по закупке. Лицо привлекается к ответственности на основании статей 7.29-7.32 КоАП РФ.
  • Обнаружение ненадлежащих и неразумных трат предоставленных денег. Накладывается взыскание на базе статьи 15.14 КоАП РФ или 285.1 УК РФ.

Административная ответственность может накладываться и за несвоевременное размещение данных в Единой системе. Степень тяжести наказания определяется степенью тяжести нарушения.

Новые правила казначейского контроля: что меняется в 2020 году

С 14 августа вступило в силу постановление правительства №1193 от 06.08.2020, которое утвердило новый порядок проведения контроля по ч. 5 и 5.1 ст. 99. В проекте постановления указано, что проверяет казначейство по 44-ФЗ у заказчиков:

  • планы-графики;
  • извещения о закупках;
  • протоколы определения поставщиков;
  • условия проектов контрактов.

Эти документы проверяются по двум показателям:

  • непревышение объема финансового обеспечения для проведения закупок;
  • соответствие ИКЗ.

В новых правилах контроль казначейства разделяется на:

  • ручной (глазной), выполняемый органами контроля (ч. 5 ст. 99);
  • автоматический, который осуществляет казначейство посредством ЕИС (ч. 5.1 ст. 99).

Кого контролируют

Все субъекты контроля остаются прежними.

Контролер Субъект контроля
Территориальные органы казначейства Федеральные заказчики, в том числе бюджетные и автономные учреждения
Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований Региональные и муниципальные заказчики, в том числе бюджетные и автономные учреждения
Органы управления государственными внебюджетными фондами (ПФР, ФСС, ФФОМС) Госзаказчики, осуществляющие закупки за счет средств внебюджетных фондов и подведомственные им

В какой форме проводят казначейскую проверку

Контроль проводится автоматически в электронной форме в ЕИС, если проверяемая информация подлежит размещению в системе.

Это касается:

  • извещений;
  • протоколов определения поставщика;
  • проектов контрактов.

В новых правилах сроки контроля извещения в ЕИС не прописываются. Извещение, протокол или проект контракта автоматически публикуются в ЕИС после прохождения быстрой проверки данных в случае их соответствия.

В ряде случаев придется направить сведения контролерам на бумаге и (при наличии технической возможности) на съемном машинном носителе, например, при закупке, связанной с гостайной. Перечень таких ситуаций приведен в п. 11 проекта правил.

В некоторых случаях контроль не осуществляется. Например, при закупках на территории иностранного государства для обеспечения заказчиков, которые осуществляют там свою деятельность, или для избирательных комиссий всех уровней. Об этом говорится в п. 12 правил.

В каком порядке проверяют

Контролеры проверят информацию, указанную в п. 13—15 ПП №1193.

Как и прежде, по итогам проверки заказчики получают положительное либо отрицательное заключение. В постановлении указаны случаи, когда наступает дата публикации закупки с даты прохождения контроля по 44-ФЗ для заказчика.

Если сведения будут соответствовать требованиям, то проверенный документ получит отметку о прохождении проверки и автоматически опубликуется в ЕИС. В противном случае заказчику направят протокол с указанием выявленных нарушений, которые необходимо исправить.

При автоматизированной проверке информацию не разместят в ЕИС до устранения нарушений и прохождения повторной проверки сведений.

Если у документов, которые не размещаются в ЕИС, отсутствует отметка об успешном прохождении проверки, их не направят участникам закупок.

В п. 16 проекта постановления указано, в течение какого времени осуществляется контроль по ч. 5 ст. 99 и когда информация публикуется в ЕИС. Для большинства сведений этот срок составляет 1 рабочий день с момента получения информации финансовым органом. Для сведений, составляющих гостайну, срок составляет 3 рабочих дня.

Из правил исключается информация о контракте, сведения об исполнении, изменении или расторжении. Данные документы проходят проверку казначейства исключительно по правилам постановления Правительства №1084 от 28.11.2013.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *