Куда жаловаться на фас в 2022 году

10 сентября 2021 г.

Закупка ТРУ при изменении цены по ФЗ № 223. Корректировка договора. Возможные риски

Подробнее

27 августа 2021 г.

Банки отказались выдать гарантию — УФАС не включило данные о победителе госзакупки в РНП

Подробнее

29 апреля 2021 г.

Как происходит обмен документами при обращении в ФАС с жалобой по ФЗ №44

Подробнее

26 апреля 2021 г.

Как происходит обмен документами при обращении в ФАС с жалобой на действия (бездействия) заказчика по ФЗ №223

Подробнее

11 июня 2020 г.

Онлайн-конференция «ГОСЗАКАЗ: НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ» приглашает к участию профессионалов закупок

Подробнее

15 мая 2020 г.

Приглашаем на онлайн-конференцию «Участие в закупках в условиях коронакризиса»

Подробнее

10 апреля 2020 г.

ЭТП ГПБ – полный функционал в условиях карантина

Подробнее

06 апреля 2020 г.

ФАС РОССИИ ПОДГОТОВИЛА РАЗЪЯСНЕНИЕ ЗАКАЗЧИКАМ И ПЛОЩАДКАМ О РАБОТЕ ДО 30 АПРЕЛЯ

Подробнее

16 марта 2020 г.

Изменения в 223-ФЗ размещены для обсуждения

Подробнее

12 сентября 2019 г.

Неисполнение поставщиком обязательств по контракту — практика ФАС и судов

Подробнее

29 октября 2018 г.

ФАС предлагает ужесточить требования для приобретения технологий и нематериальных активов

Подробнее

24 октября 2018 г.

Госзаказчиков призывают помогать бороться с картелями на торгах

Подробнее

22 августа 2018 г.

Мнение экспертов рынка о новых мерах ФАС в борьбе с картельными сговорами

Подробнее

13 августа 2018 г.

ФАС запретил закупку лекарств вместе с другими товарами

Подробнее

06 июля 2018 г.

Отдельная ЭТП для госзакупок лекарств

Подробнее

04 июля 2018 г.

ФАС изменит закон для развития конкуренции в ГОЗ

Подробнее

02 июля 2018 г.

Доступ к непубличной информации реестра договоров по 223-ФЗ будет расширен

Подробнее

25 июня 2018 г.

К чему приведут изменения на рынке закупок

Подробнее

18 июня 2018 г.

ФАС изменила правила описания лекарственных препаратов

Подробнее

27 апреля 2018 г.

ФАС предлагает перевести госкомпании на закупку топлива по рыночным ценам

Подробнее

06 апреля 2018 г.

ФАС планирует создать реестр работ только для субъектов малого бизнеса

Подробнее

16 марта 2018 г.

Глава ФАС акцентировался на проблеме картельных сговоров

Подробнее

14 марта 2018 г.

90% закупок Москвы проходит в электронном виде

Подробнее

26 февраля 2018 г.

Бумажные конкурсы останутся в прошлом

Подробнее

16 февраля 2018 г.

ФАС зафиксировала рост количества жалоб по 44-ФЗ в 2017 г.

Подробнее

09 февраля 2018 г.

ФАС использует современное ПО для борьбы с картельным сговором

Подробнее

30 января 2018 г.

Минфин и ФАС рассказали о специфике закупок аудиторских услуг

Подробнее

29 января 2018 г.

Законопроект об унификации госзакупок без торгов принят в первом чтении

Подробнее

22 января 2018 г.

Эксперт ФАС объяснил условия рассмотрения жалоб

Подробнее

07 декабря 2017 г.

Поможет ли бизнесу Нацплан развития конкуренции ФАС

Подробнее

04 декабря 2017 г.

ФАС даст доступ банкам к блэклисту поставщиков

Подробнее

15 ноября 2017 г.

Госзакупки в строительстве станут проще

Подробнее

14 ноября 2017 г.

Число крупнейших заказчиков у малого бизнеса вырастет в 3 раза в 2018 г.

Подробнее

10 ноября 2017 г.

ФАС приведет к единому нормативному стандарту импортозамещение в госзакупках

Подробнее

02 ноября 2017 г.

ФАС готовит масштабный проект по расширению полномочий для борьбы с картелями

Подробнее

04 октября 2017 г.

Госзаказ и закупки госкомпаний — один из ключевых элементов экономической поддержки МСП

Подробнее

09 сентября 2017 г.

ФАС изменит порядок рассмотрения жалоб по 223-ФЗ

Подробнее

25 августа 2017 г.

ФАС выявила более 2 тысяч нарушений на закупках в сфере дорожного строительства

Подробнее

17 августа 2017 г.

ФАС расширил доступ к госконтрактам на оказание услуг общепита

Подробнее

17 июля 2017 г.

Внедрение комплаенс-контроля снизит риски нарушения организациями ОПК требований 44-ФЗ и 223-ФЗ

Подробнее

14 июля 2017 г.

ФАС предлагает допускать иностранных поставщиков к госзакупкам лекарств

Подробнее

29 июня 2017 г.

В ФАС не согласны с методикой расчёта цен на лекарства

Подробнее

19 июня 2017 г.

Недобросовестный поставщик примет участие в госзакупках

Подробнее

Обжаловать решения чиновников станет сложнее

Теперь до обращения в суд юрлицам и ИП обязательно нужно будет пожаловаться на решение контрольного органа или действия чиновника в вышестоящий орган власти или руководителю должностного лица. Но ведомственная солидарность может добавить проблем

1 июля 2021 г. вступит в силу Закон о государственном и муниципальном контроле1, который изменит порядок обжалования решений контрольных органов и действий или бездействия должностных лиц. Их обжалование в суде будет возможно только после досудебного обжалования.

Сегодня при несогласии с решением органа власти или действиями должностного лица в большинстве случаев можно сразу обратиться в суд с жалобой и потребовать отменить решение как незаконное или признать действия чиновника противоправными. Лишь по некоторым категориям дел до обращения в суд необходимо подать жалобу в вышестоящий орган власти.

Так, если межрайонная налоговая инспекция неправильно посчитала размер транспортного налога, требуется обратиться в управление налоговой инспекции по региону, и только после отказа в удовлетворении жалобы можно идти в суд.

Обязательное досудебное обжалование применяется по спорам с Росреестром, например в случае отказа в совершении регистрационных действий.

Новый порядок распространяется только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Рядовые граждане по-прежнему смогут обжаловать решения органов власти и действия чиновников сразу в суд. Кроме того, нововведения коснутся только контрольно-надзорной деятельности, в других сферах споры с властными инстанциями будут решаться по-старому.

Хотя Закон о государственном и муниципальном контроле вступает в силу в июле текущего года, полностью порядок обжалования решений чиновников изменится только 1 января 2023 г.

С этой даты по всем без исключения спорам с органами власти, в том числе с местными, перед обращением в суд необходимо будет подать жалобу в вышестоящий орган.

Лишь после вынесения им решения об отказе в удовлетворении требований можно идти в суд.

Однако по некоторым делам досудебный порядок станет обязательным уже с 1 июля 2021 г., например в области государственного пожарного надзора.

Все виды контроля, для которых досудебный порядок должен применяться уже в этом году, Правительство РФ определило в Постановлении от 28 апреля 2021 г. № 663.

В перечень включены 62 вида федерального госконтроля (надзора), который осуществляют 19 ведомств, в том числе ФНС, ФССП, МЧС, Ростехнадзор, Ростуризм, Роструд, Росреестр, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Минпромторг, Рособрнадзор и др.

Закон устанавливает срок подачи жалобы на решение органа власти или действия его должностного лица – 30 дней. Этот срок исчисляется с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав. Более короткий срок установлен для обжалования предписаний контролирующих органов – 10 рабочих дней с момента получения предписания.

Пропуск срока подачи досудебной жалобы не дает права на обращение в суд. Все равно ее прежде придется направить и получить решение об отказе в рассмотрении жалобы из-за несвоевременной подачи. При этом для суда не будет иметь значения, по какой причине истец опоздал. Он может оценивать уважительность причин пропуска срока обращения в суд, но не в какие-либо другие органы.

Поэтому главное – подтвердить соблюдение досудебного порядка.

Жалобы вышестоящему должностному лицу отныне должны подаваться только в электронном виде – еще одно существенное нововведение. Это можно сделать через федеральный или региональный портал госуслуг.

Жалобу обязательно нужно подписать электронной подписью, причем юридические лица должны использовать усиленную квалифицированную электронную подпись. Сейчас почти у всех коммерческих организаций такая подпись оформлена.

У индивидуальных предпринимателей проблем также не возникнет, поскольку они могут обращаться с жалобами на решения контролирующих органов со своих аккаунтов физических лиц на портале госуслуг.

Жалоба всегда подается в адрес вышестоящего органа или должностного лица. Например, при оспаривании действий пожарного инспектора жалоба будет рассматриваться руководителем территориального органа МЧС России, в котором этот инспектор работает.

Чтобы жалоба была принята, в ней необходимо указать:

  • наименование органа власти или должностного лица, чьи действия обжалуются;
  • Ф.И.О. или наименование заявителя, его место жительства или юридический адрес;
  • если жалоба подается представителем – сведения о нем и доверенности;
  • какие именно решения или действия обжалуются;
  • доводы заявителя;
  • его требования.

Заявитель не должен доказывать незаконность обжалуемых решений или действий. Бремя доказывания возлагается на орган или должностное лицо, на которых жалуется заявитель.

К жалобе можно прикладывать документы. Во время ее рассмотрения у заявителя могут запросить дополнительные материалы. При этом установлен запрет на истребование у заявителей документов, которые имеются в распоряжении органов власти.

Правила рассмотрения жалобы могут различаться в зависимости от сферы контроля, так как они должны предусматриваться в положениях о порядке контрольной деятельности уполномоченных органов, а в каждой сфере имеется свое такое положение. Именно в этих положениях будут установлены сроки рассмотрения жалоб – они не могут быть больше 20 рабочих дней.

Очевидным достоинством преобразований является приведение к единству досудебного порядка обжалования решений государственных органов и действий их должностных лиц. Теперь процедура подачи всех жалоб руководству чиновников и порядок их рассмотрения регулируются одним законом.

Это очень удобно: не нужно перечитывать многочисленные разрозненные законы и постановления, чтобы понять, как и куда обращаться с жалобой. И все же необходимость оперирования несколькими нормативными документами отчасти сохранится.

Читайте также:  Как заполнить ССЧ, если единственный учредитель ООО не получает зарплату и нет работников?

В любом случае потребуется обращаться к положениям о конкретных видах государственного контроля – в основном в них будут содержаться правовые нормы о досудебном оспаривании.

Добавит комфорта электронное взаимодействие с государственными органами. Однако ощутимым недостатком могут стать последствия ведомственной солидарности. Как показывает практика, руководство редко отменяет решения своих подчиненных.

В таких случаях для восстановления нарушенных прав все равно придется обращаться в суд.

И тут досудебное обжалование лишь задержит решение проблем, приведет к затруднениям при судебном рассмотрении дела из-за давности событий и меньшей эффективности защиты прав.

В заключение рекомендуем всем, на кого распространяются изменения, уже сейчас задуматься о создании и настройке личного кабинета гражданина или юридического лица на портале госуслуг. При частом взаимодействии с региональными и местными контролирующими органами следует организовать работу с региональным порталом государственных и муниципальных услуг.

1 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Порядок обжалования

Порядок судебного обжалования решений, предписаний, действий (бездействия) антимонопольных органов ФАС России, их должностных лиц

Согласно статье 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. В случае подачи заявления в суд или арбитражный суд исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления решения суда в законную силу.

Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия. При этом решение должно быть изготовлено в полном объеме в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения. Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства, принятое комиссией, подлежит оглашению по окончании рассмотрения дела.

Копии такого решения немедленно направляются или вручаются лицам, участвующим в деле.

Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства изготавливается одновременно с решением. Копия предписания немедленно направляется или вручается лицу, которому предписывается совершить определенные решением действия.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. 

  • Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) антимонопольного органа, а также должностных лиц ФАС России
  • Информация для заинтересованных лиц об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, принятых (осуществляемых) в ходе исполнения государственной функции  
  • Заинтересованные лица вправе обжаловать действия (бездействие) антимонопольного органа, их должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения государственной функции, в досудебном (внесудебном) порядке.  

Предмет досудебного (внесудебного) обжалования Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются решения и действия (бездействие) антимонопольного органа, его должностных лиц. Исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы и случаев, в которых ответ на жалобу не дается. Оснований для приостановления рассмотрения жалобы законодательством Российской Федерации не предусмотрено. В случае, если в жалобе не указаны имя и фамилия гражданина, направившего жалобу, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на жалобу не дается. Жалоба, в которой обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается заявителю, направившему жалобу, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения. Антимонопольный орган при получении письменной жалобы, в которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить жалобу без ответа по существу поставленных в ней вопросов и сообщить заявителю, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом. В случае, если текст письменной жалобы не поддается прочтению, ответ на жалобу не дается и она не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщается заявителю, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению. В случае, если в письменной жалобе заявителя содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель (заместитель руководителя) антимонопольного органа вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу. О данном решении уведомляется заявитель, направивший жалобу. Если причины, по которым ответ по существу поставленных в жалобе вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, заявитель вправе вновь направить жалобу в антимонопольный орган.

Если ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю, направившему жалобу, заявителю сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в ней вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

 

  1. Основания для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования  

Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является обращение (жалоба), направленная в антимонопольный орган. Заявители имеют право направить жалобу в письменной форме или в форме электронного документа. Жалоба может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе портала государственных и муниципальных услуг (функций), а также может быть принята при личном приеме заявителя. Заявитель в письменной жалобе в обязательном порядке указывает либо наименование антимонопольного органа, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также наименование юридического лица, подающего жалобу, адрес его местонахождения, контактный телефон, либо фамилию, имя, отчество (последнее при наличии) (в случае подачи жалобы от имени физического лица), почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ на жалобу, уведомление о переадресации жалобы, излагает суть жалобы, ставит подпись и дату. В подтверждение своих доводов заявитель вправе приложить к жалобе документы и материалы либо их копии. В жалобе, поступившей в антимонопольный орган в форме электронного документа, заявитель в обязательном порядке указывает наименование юридического лица, подающего жалобу, адрес его местонахождения, контактный телефон, либо свои фамилию, имя, отчество (в случае подачи жалобы от имени физического лица), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Заявитель вправе приложить к такой жалобе необходимые документы и материалы в электронной форме. При рассмотрении жалобы руководитель антимонопольного органа рассматривает: — документы, представленные заявителем; — материалы объяснения, представленные должностным лицом;

— результаты исследований, проверок.

 

  • Права заинтересованных лиц на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы
  • Граждане имеют право получать информацию по следующим вопросам:
  • — о входящем номере, под которым зарегистрирована в системе делопроизводства жалоба;
  • — о нормативных правовых актах, на основании которых ФАС России исполняет государственную функцию;
  • — о требованиях к заверению документов и сведений;

— о месте размещения на официальном сайте ФАС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» справочных материалов по вопросам исполнения государственной функции.

Граждане имеют право отозвать жалобу до момента вынесения решения по данной жалобе.

Органы государственной власти и должностные лица, которым может быть направлена жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке На нарушения  антимонопольным органом, должностными лицами ФАС России может быть подана жалоба в ФАС России. На нарушения настоящего Регламента должностными лицами территориального органа ФАС России может быть подана жалоба в соответствующий территориальный орган.

Жалоба, с подтверждающими документами направляется получившим ее антимонопольным органом в течение десяти рабочих дней со дня ее регистрации в соответствующий антимонопольный орган с уведомлением заявителя о переадресации жалобы.

  1. Срок рассмотрения жалобы
Читайте также:  Что пообещал Президент малому бизнесу в 2022 году?

Поступившая жалоба рассматривается антимонопольным органом в течение тридцати дней со дня регистрации. Срок рассмотрения жалобы может быть продлен в случае принятия руководителем антимонопольного органа решения о необходимости проведения проверки по жалобе, запроса дополнительной информации, но не более чем на тридцать дней.

Решение о продлении срока рассмотрения жалобы сообщается заявителю в письменном виде с указанием причин продления.

  • Результат досудебного (внесудебного) обжалования

Решение по жалобе на решение, действие (бездействие) должностного лица территориального органа ФАС России принимает руководитель соответствующего территориального органа. Решение по жалобе на решение, действие (бездействие) территориального органа ФАС России, должностного лица ФАС России принимает руководитель ФАС России. По результатам рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) антимонопольного органа, его должностного лица руководитель антимонопольного органа принимает одно из следующих решений: — признать действия (бездействие) антимонопольного органа, его должностного лица соответствующими настоящему Регламенту и отказать в удовлетворении жалобы; — признать действия (бездействие) антимонопольного органа, его должностного лица не соответствующими настоящему Регламенту полностью или в части и удовлетворить жалобу полностью или в части. В этом случае ответственным исполнителем по жалобе в целях установления факта нарушения законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации и применения дисциплинарного взыскания, либо принятия решения о других видах ответственности, представляется руководителю антимонопольного органа служебная записка с изложением сути нарушения и указанием должностных лиц, его допустивших, для принятия решения о проведении в отношении государственных гражданских служащих служебной проверки. Решение руководителя антимонопольного органа оформляется в письменной форме. Копия решения направляется заявителю в течение трех рабочих дней с даты изготовления в полном объеме. Служебная записка с резолюцией руководителя ФАС России направляется в Управление государственной службы ФАС России не позднее одного рабочего дня, следующего за днем изготовления решения в полном объеме. Служебная записка с резолюцией руководителя территориального органа ФАС России направляется должностному лицу, ответственному за работу по противодействию коррупции, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем изготовления решения в полном объеме.

Действия по исполнению решения руководителя антимонопольного органа должны быть совершены в течение десяти дней со дня принятия решения по жалобе, если в решении не установлен иной срок для их совершения.

Обжалование решений территориальных управлений по статье 18.1 Закона о защите конкуренции

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 27 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в редакции Федерального закона от 05.10.

2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 275-ФЗ) (далее – Закон о защите конкуренции) заключение между хозяйствующими субъектами-конкурентами соглашения о совместной деятельности на территории Российской Федерации осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа при превышении установленных пороговых значений. Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Таким образом, требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа не распространяются на соглашения о совместной деятельности на территории Российской Федерации, заключенные до вступления в силу Закона № 275-ФЗ (до 5 января 2016). При этом, по мнению ФАС России, внесение изменений в такие соглашения потребует предварительного согласия антимонопольного органа в соответствии со статьей 27 Закона о защите конкуренции в случае превышения указанных в пункте 8 части 1 данной статьи пороговых значений.

  1. Контакты для досудебного обжалования в ФАС России здесь
  2. Контакты для досудебного обжалования в территориальные органы можете найти здесь
  3. Порядок обжалования решений, действий (бездействия) единый вне зависимости от места подачи жалобы.

Блокирование и разблокирование тендерных процедур ФАСом

ЗАКАЗАТЬ ЖАЛОБУ В ФАСЗашита Ваших законных интересов

Ваш личный тендерный отдел!

Звоните +7 (903) 798-43-96.

Особенности блокирования/разблокирования тендерных процедур ФАСом после поступления жалоб (44-ФЗ, 223-ФЗ)

Любой участник закупки имеет право обжаловать действие/бездействие заказчика тендерной процедуры в ФАСе, арбитражном суде, а также прокуратуре.

Поскольку алгоритмы подачи жалоб изложены на сайтах соответствующих органов, приводить их в данной статье нет необходимости.

Автор ограничился в данной статье рассмотрением двух важнейших операций, предпринимаемых ФАСом в рамках реагирования на жалобы участников: приостановки процесса определения поставщика и его возобновления.

При поступлении от участника жалобы в ФАС она регистрируется канцелярией этой федеральной службы (если соответствует требованиям, предъявляемым к содержанию жалобы и подписана ЭЦП), после чего ФАС направляет в ЕАИС информацию о жалобе.

Также информация направляется на ЭТП, где проводится обжалуемая процедура, причем в письме ФАС требует приостановления определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения договора (контракта).

Это особенно актуально, когда жалоба подана в последний день регламентного срока (не более 5 дней со дня публикации обжалуемого участником протокола).

Ведь после того как контракт будет подписан ФАС потеряет свои полномочия в отношении обжалуемой процедуры и решения вынести не может.

Как только процедура будет заблокирована в ЕАИС появится соответствующее уведомление, выделенное красным шрифтом

Информация о приостановке процедуры также будет отображаться и на соответствующей ЭТП. Тогда только участник, подавший жалобу может вздохнуть с облегчением: его труд не пропал зря: заказчик уже не сможет заключить контракт, проигнорировав жалобу.

Может ли ФАС проигнорировать жалобу, поданную по всем правилам и в срок? Законным способом не может, по крайней мере сразу. Случаи, когда жалоба оставляется без рассмотрения, составляют в процентном отношении 10-12% всех жалоб.

Но принять решение об оставлении жалобы без рассмотрения ФАС может только в течении двух рабочих дней с момента регистрации и при наличии какой-то уважительной причины (например, если участник не укажет в жалобе номер своей заявки).

Если они истекли и участнику не пришло письмо об оставлении жалобы без рассмотрения, он может вздохнуть с облегчением: его жалоба, по крайней мере, будет рассмотрена по существу.

По факту рассмотрения жалобы комиссия ФАС выносит решение. В зависимости от того, что решила комиссия, она может выдать заказчику обязательное к исполнению предписание. Далее возможны варианты.

  • — заказчик исполнил предписание в полном объеме.
  • — заказчик частично исполнил предписание, то есть исполнил, но не надлежащим образом.
  • — заказчик вообще не исполнил предписание или сразу обратился в арбитражный суд.

Последний вариант наблюдается весьма редко, поскольку прежде чем обжаловать предписание заказчик должен его сначала исполнить, а уже суд отменит, если сочтет доводы заказчика убедительными. Так что заказчик может быть оштрафован на внушительную сумму.

Закон 44-ФЗ в рамках которого выдается предписание не предполагает его автоматической приостановки в случае обращения заказчика в суд. С другой стороны, при обращении в суд, если только он примет к рассмотрению заявление действие предписания автоматически останавливается, в соответствии с ч. 2 ст. 152 закона 135-ФЗ.

Такую позицию занимают некоторые суды и решения по подобным делам бывают разные. А вот предписание, выданное по устранению нарушений в процедуре, проводимой в соответствии с законом 223-ФЗ заказчик может, не исполняя обжаловать в суде. Тут уже нет коллизии – действует только ч. 2 ст. 152 закона 135-ФЗ.

Исполнение ненадлежащим образом заказчику может сойти с рук, но, если кто-то из участников снова пожалуется, комиссия ФАС обязательно заставит заказчика выполнить предписание в полном объеме.

При точном исполнении предписания (заказчик еще должен уложиться в срок, предписанный ФАС) ФАС уведомляет ЕАИС, а также присылает на ЭТП письмо о разблокировании процедуры. Получив такое письмо оператор ЭТП разблокирует в течение одного дня процедуру и заказчик

Разблокирование процедуры осуществляется не сразу. Сначала заказчик должен отчитаться перед ФАСом, что исполнил предписание, выслав туда соответствующие материалы.

Только после этого ФАС отправит письмо о разблокировании оператору ЕАИС, а также уведомит ЭТП. Получив уведомление ЭТП разблокирует процедуру, и только тогда заказчик сможет заключить контракт (договор) с победителем.

А если ФАС такое письмо не отправит? Cколь долго процедура может оставаться заблокированной? Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Предписание об устранении нарушений изготавливается ФАСом одновременно с решением.

В предписании указывается, согласно, административному регламенту фас два срока: срок исполнения самого предписания и срок отчетности перед фасом о его исполнении.

На практике это правило почти никогда не исполняется: в предписании указывается один срок, не позднее которого заказчик должен успеть выполнить предписание и отчитаться о его выполнении. Допустим, что заказчик выполнил все, что требовало предписание, отправил материалы в ФАС, отправил также туда письмо с просьбой об ускорении разблокирования, но нет ни ответа, ни привета.

Читайте также:  Надо ли в СЗВ-М включать сведения о самом индивидуальном предпринимателе?

Этому бездействию можно найти объяснение.

Ведь в ФАСе за блокирование/разблокирование конкретных процедур отвечают выделенные-специалисты.

Этот специалист может уйти в отпуск, заболеть, умереть или погибнуть, наконец. И как тогда добиться разблокирования процедуры, если письмо о разблокировании не приходит и телефон выделенного специалиста не отвечает? А в подразделениях (или филиалах) ждут с нетерпением поставки товаров, исполнения работ, оказания услуг.

Да и победитель бесится. Он уже не верит, что договор (контракт) когда-либо будет заключен, не знает закупать ли ему товар для поставки или нет; начинать ли исполнение работ (указание услуг) под честное слово заказчика.

А если еще окажется, что заказчик не выполнил предписание ФАС должным образом, победитель может беспокоиться, что тогда контракт вообще будет аннулирован. На самом деле этого не произойдет.

Если предписание ФАС не предполагало отмену процедуры, а устранение нарушений, то даже при повторном неисполнении предписания она не будет отменена. Но в этом случае заказчик не минует суда, а руководитель его организации будет дисквалифицирован сроком на один год.

Поскольку от бездействия ФАС в случае ее запаздывания с разблокированием процедуры страдают и заказчик, и победитель им целесообразно действовать сообща, хотя могут добиться успеха, действуя и независимо друг от друга

Они могут написать коллективную жалобу в прокуратуру (на ФАС можно подавать жалобу только в генеральную прокуратуру) в суд или в центральный аппарат (ФАС России). Генеральная прокуратура, скорее всего передаст жалобу в ФАС России, ФАС России постарается замять дело, поскольку проштрафилось его подразделение. И процесс разблокирования не ускорится.

Подача жалобы на бездействие ФАС в арбитражный суд – вероятнее всего окажется самой эффективной. Заказчику не следует забывать, что если он пожалуется куда-либо на свою территориальную ФАС, то отношения с ней будут надолго испорчены. Да и победителю тоже, если он часто участвует в процедурах, проводимых заказчиками того же города, где проводилась обжалуемая процедура.

Поэтому в случае если подписание контракта затянется по вине ФАС, автор советует проявить терпение. Даже если с момента публикации решения и предписания истек установленный законом срок – один месяц. Рано или поздно ответственный специалист появится на работе и разблокирование процедуры состоится.

А срок действия договора (контракта) будет продлен с учетом дней просрочки и победитель успеет его исполнить.

Почему не нужно бояться подачи жалобы в ФАС

Жалоба в ФАС – эффективный инструмент борьбы поставщика за выгодные закупки. Получили необоснованное отклонение заявки, нашли сомнительное требование в документации или попали в “серую” схему – смело составляйте жалобу и отстаивайте свои права.

Какие причины для подачи жалобы в ФАС на заказчика?

  • проведение закупки, которая ранее не была включена в план-график;
  • отсутствие размещения в ЕИС положения и информации о закупке, о договорах или заказчик опубликовал документы без соблюдения сроков;
  • предъявление требований, которые не были закреплены в положении;
  • отсутствие опубликованного отчета об объеме закупок у МСП.

Что обязательно нужно знать о жалобе в ФАС?

  • Подать жалобу в ФАС можно как на заказчика, комиссию по закупкам, так и торговую площадку.
  • Составленную жалобу необходимо направить в территориальный ФАС по месту регистрации заказчика или его филиала. Если цена контракта больше 1 млрд. рублей или вы хотите составить жалобу на оператора ЭТП – обращаться нужно в Центральное управление ФАС.
  • Подать жалобу до окончания срока подачи заявок может каждый, после – только участники торгов.
  • В случае, если закупка состояла из нескольких лотов, то поставщик имеет право обжаловать нарушение только по тому лоту, в котором принимал участие.  

Но даже зная все основы и тонкости жалобы в ФАС, поставщики зачастую не решаются обращаться в антимонопольный орган. Самая популярная причина – страх испортить отношения с государственным заказчиком и остаться без закупок в целом. 

Почему не нужно бояться подавать жалобу в ФАС, мы узнали у ведущего тендерного специалиста ITCOM, эксперта по антимонопольному законодательству, Мишаковой Кристины.

— Кристина, почему большинство поставщиков отказываются писать жалобу в ФАС, если их отклоняют без причин? 

Некоторые поставщики просто боятся последствий, которые сами себе и придумывают. Например, что они могут  испортить себе репутацию или заказчики увидят, что они жаловались в ФАС и не захотят с ними работать. 

Другая часть поставщиков боится санкций. Этот страх самый необоснованный, потому что исходит от незнания порядка подачи жалобы и требований к содержанию. 

В результате надуманных опасений большинство поставщиков остаются ни с чем.  Важно помнить, что обжалование неправомерных действий заказчика дает высокий шанс на повторное участие в очень выгодной для поставщика закупке.

— Сразу ли нужно подавать жалобу в ФАС?

Всегда рекомендуется для начала направлять заказчику запрос разъяснений, в том случае, если вы заметили несоответствие или расхождение с действующими нормами. Например, если заказчик предъявил избыточные требования в техническом задании или поставил сроки выполнения работ, которые невозможно выполнить.

  • Если заказчик не ответил вам на этот запрос, либо ответ вас не устроил, а также в случае, если без запроса разъяснений очевидно, что нарушения приводят к ограничению конкуренции, то смело направляйте жалобу в ФАС.
  • — Это действия до подачи заявок, а что делать с жалобой после окончания подачи заявок? 
  • При отклонении первой или второй части заявки до момента заключения контракта, если ваши права и интересы нарушены, сразу в ФАС – без каких-либо запросов, раздумий и боязни получить «клеймо жалобщика».
  • — Может ли ФАС вернуть жалобу?
  • Без серьёзного подхода к оформлению и содержанию – еще как может. ФАС возвращает жалобу без рассмотрения в нескольких случаях: 
  • если документ не соответствует требованиям закона (нет подписи уполномоченного лица или его представителя, отсутствуют документы, подтверждающие полномочия и т.д.);
  • пропущен срок подачи жалобы;
  • если уже было принято решение по жалобе на те же действия (бездействие) заказчика или оператора электронной площадки.
  1. Возвращение жалобы заявителю по перечисленным обстоятельствам, кроме повторного направления уже рассмотренной жалобы, не препятствует повторной подаче, при учете соблюдения сроков.
  2. — Могут ли быть санкции для поставщика, если ФАС признает жалобу необоснованной?
  3. Нет, никаких санкций за это не предусматривается. 
  4. — Что делать, если клиент знает, что прав, но жалобу признали необоснованной? 

Если так вышло, что вы не смогли «восстановить справедливость» в ФАС, у вас есть право обжаловать решение в течение трех месяцев в арбитражном суде. Процесс судебного разбирательства долгий, но если вы уверены в своей правоте, то смело отстаивайте свои интересы.

— А если клиент не знает, в какой именно ФАС нужно подавать жалобу? 

Жалобу на действие или бездействие заказчика, нужно направить в территориальное Управление ФАС по месту нахождения заказчика. Если жалоба на оператора торговой площадки, то это всегда ФАС России.

  • Не страшно, если вы вдруг совершите ошибку и отправите жалобу “не по адресу”, в течение одного дня вашу жалобу перенаправят в рамках компетенции в правильное учреждение.
  • Конечно, есть один нюанс, если контракт уже подписан, то не старайтесь писать жалобу, пишите сразу заявление в суд.
  • — То есть жалоба в ФАС является единственным путем для повторного участия в той закупке, которая наиболее выгодна для поставщика?

Верно. Поставщики этим часто пренебрегают, а потом жалеют, что не сделали этого вовремя и упустили закупку, которая бы принесла им неплохой доход. Как многолетний практик, хочу сказать, что отстаивать свои права и интересы просто необходимо. Если вы не можете сделать это сами, обратитесь к специалисту, который вам с этим поможет. 

Кристина, основываясь на вашем опыте, какой результат стоит ожидать поставщикам, которые решились подать жалобу в ФАС? Есть ли статистика?

Если говорить про результат обжалования, всё очевидно – довольный поставщик, повторная закупка, есть шансы на победу.

Но нужно помнить, что жалобу могут признать необоснованной. Поэтому важно анализировать целесообразность подачи жалобы и с этим пунктом не всегда можно справиться без помощи юриста. Я работала с поставщиками, которым приходилось доказывать необоснованность жалобы в ФАС, так как она была заведомо «проигрышной».

Из своего опыта я могу сказать, что ни одна компания не пожалела о подаче жалобы в ФАС или об участии в судебном разбирательстве. Если говорить в цифрах, то за 6 лет работы – это более 100 обоснованных жалоб и более 50 выигранных дел в суде.

Мне очень хочется донести до поставщиков, что за свои права нужно и можно бороться, главное – перестать бояться необоснованных последствий, а лучше всего, для предотвращения наступления негативных последствий, обращаться в специализированную компанию тендерного сопровождения. Цену ОФД вы можете уточнить у наших менеджеров или на нашем сайте. По ссылке вы можете ознакомиться с электронной подписью для Уральской ЭТП.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *