Некоторые закупки выведут из сферы действия 44-ФЗ

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Суть закона 44-ФЗ
  • Сферу действия закона 44-ФЗ
  • На кого не распространяется 44-ФЗ
  • 5 видов закупок, на которые не распространяется действие закона 44-ФЗ
  • Распространяется ли 44-ФЗ на автономные учреждения

Людям, занимающимся закупками, нужно четко понимать, на кого не распространяется закон 44-ФЗ, а также в каких ситуациях этот законодательный акт не применим. Вообще, его положениями руководствуются на всех этапах работы: от планирования закупок и определения НМЦК до заключения договора с тем или иным исполнителем.

Однако в ряде случаев нормы закона 44-ФЗ не действуют. И каждому специалисту, работающему в данной сфере, просто необходимо знать как об этих исключениях, так и о всевозможных тонкостях, с ними связанных. Поэтому поговорим об этом более подробно.

Суть закона 44-ФЗ

Закон о госзакупках представляет собой объемный, постоянно корректируемый акт, в котором используется большое количество терминов.

Несмотря на сложность данного документа, каждому поставщику нужно представлять себе его содержание и знать, на кого не распространяется 44-ФЗ.

Дело в том, что именно в нем устанавливается порядок выбора исполнителей, способы осуществления каждого вида тендеров, принцип заключения, выполнения условий договоров и их расторжения.

На самом деле в данном законе рассматривается значительно больше вопросов, но указанные выше темы представляют основную ценность для заказчиков и исполнителей.

Именно их понимание позволяет покупателю найти поставщиков и в дальнейшем выстроить с ними долговременные и выгодные деловые отношения.

В противном случае компания может совершить серьезные, даже фатальные ошибки во время проведения закупки.

Если кратко изложить принцип проведения тендеров по 44-ФЗ, он выглядит таким образом:

  1. Заказчик, в роли которого выступает государственный орган, размещает извещение, где сообщает о своем намерении закупить определенные ТРУ. Также он публикует всю необходимую для проведения мероприятия документацию.
  2. Поставщик, то есть юридическое, физическое лицо либо ИП, направляет заявку на участие в закупке, указывая в ней параметры предлагаемых ТРУ и свои данные.
  3. Заказчик рассматривает заявки, после чего проводит торги в электронном формате, в процессе которых выбирает наиболее выгодный из предложенных вариантов.
  4. Покупатель и продавец подписывают соглашение через ЭТП.
  5. Поставщик выполняет свои обязательства по контракту, не нарушая зафиксированные в документах сроки и предоставляя услуги необходимого качества. Далее он получает заранее оговоренную сумму за поставленные ТРУ.

Заказчиками на торгах, проводимых по закону 44-ФЗ, являются органы и учреждения, бюджетные организации государственного, муниципального уровня. В роли участника может выступать любое юридическое, физическое лицо, ИП.

Права подать заявку на тендер лишены организации, ИП, физические лица, если:

  • они находятся в процессе ликвидации, на стадии банкротства, конкурсного производства;
  • их задолженность превышает 25 % от балансовой стоимости активов;
  • есть судимость за экономические преступления по ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ;
  • они были привлечены за дачу взятки к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ не ранее чем за два года до тендера;
  • они внесены в РНП;
  • их интересы сталкиваются с интересами заказчика либо другого участвующего в торгах исполнителя – могут также быть близкие родственные связи;
  • они являются офшорной компанией;
  • на них действуют ограничения для участия в подобных мероприятиях, установленные Правительством РФ.

Поставщику необходимо подтвердить, что он может участвовать в госзакупке, не входит ни в одну из перечисленных выше категорий. Если он решил подать заявки на торги, проходящие на разных ЭТП, подтверждение нужно будет предоставить на каждой площадке.

Сфера действия закона 44-ФЗ

Закон 44-ФЗ начал действовать в 2013 году. Основной задачей, которую преследовали законотворцы при создании данного акта, была полная регламентация системы государственных закупок. Таким образом планировалось расширить возможности для реализации ТРУ, принадлежащих разным субъектам бизнеса, предпринимательства, государственным организациям и объектам естественных монополий.

Сегодня закон 44-ФЗ используется на всех уровнях власти: от федеральных министерств и ведомств и до муниципальных учреждений, таких как сельские клубы и пр.

Поскольку интересующий нас закон должен применяться для всех одинаково, министерство экономического развития подготовило разъяснения по его толкованию и соответствующие письма во время его внедрения и переходного этапа использования, отметив, на кого не распространяется 44-ФЗ. Таким образом был запущен процесс формирования ключевых механизмов проведения тендеров, которые позволяют в точности следовать принципам, установленным в данном акте.

Но по ч. 2 ст. 1 данный акт может использоваться не во всех случаях – об этом будет сказано далее.

Оговоримся, что для приобретения продукции, произведенной за пределами РФ, закон о госзакупках устанавливает национальный режим.

На кого не распространяется 44-ФЗ

Чтобы понять, на кого не распространяется 44-ФЗ, необходимо сравнить его нормы с установленными в законе 223-ФЗ.

На основании первого закона приобретают ТРУ за счет бюджетных средств, тогда как по 223-ФЗ оплата происходит на внебюджетных деньги.

Это могут быть доходы покупателя, полученные в процессе законной платной деятельности, которые остаются в его собственности и которыми он имеет право распоряжаться по своему усмотрению.

Нормами закона 223-ФЗ руководствуются предприятия, в которых доля государства составляет свыше 50 %. Чтобы организовать торги по данному акту, требуется утвердить специальное «Положение о закупках» – в данном документе фиксируются принципы урегулирования основных вопросов по торгам.

Закон 223-ФЗ является рамочным, то есть общим законодательным актом, в котором прописаны основные положения, но отсутствует жестко установленный принцип действий заказчика.

Если «Положение о закупках» не было утверждено, необходимые ТРУ приобретаются на внебюджетные средства на основании закона 44-ФЗ.

Дело в том, что в данном акте более подробно прописаны действия заказчика, кроме того, он лишает покупателя полной свободы действий во время торгов.

На кого не распространяется 44-ФЗ? На заказчиков, действующих по закону 223-ФЗ, то есть на компании с долей государства более 50 %, их дочерние организации, а также субъекты естественных монополий. Под последними понимают предприятия нефтегазового сектора, РЖД, пр.

Также закон 44-ФЗ не действует на организации, которые осуществляют деятельность в регулируемых сферах, таких как энергетика, водоснабжение.

Нередко под 44-ФЗ не подпадают бюджетные учреждения при условии, что они проводят закупки на собственные деньги, гранты, средства субподряда.

5 видов закупок, на которые не распространяется действие закона 44-ФЗ

Данный закон жестко фиксирует взаимоотношения сторон, участвующих в торгах, на всех этапах: от планирования мероприятия до подписания договора с победителем. Поэтому важно понимать, на кого не распространяется 44-ФЗ и в каких случаях его нормы не могут использоваться:

  1. Приобретение услуг международных финансовых организаций.

    Предметом торгов считается оказание услуг международными финансовыми учреждениями, образованными на основании международных договоров, в которых участвует Россия. Если наша страна сама заключила международный договор с подобной компанией, то закон 44-ФЗ также не действует.

  2. Закупки, целью которых является защита свидетелей и прокуроров.

    Речь идет о приобретении ТРУ, позволяющих обеспечить безопасность людей, подлежащих госзащите: прокуроров, следователей, судей всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, присяжных заседателей, лиц, осуществляющих дознание, представителей ряда внутренних войск МВД.

  3. Покупки для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ.

    Отметим, что данное правило распространяется на федеральный Госфонд и аналогичные учреждения субъектов России.

    Для случаев приобретения драгоценных металлов и камней с целью пополнения госфондов регионов, в пределах которых они были добыты, закон 44-ФЗ также не имеет юридической силы.

  4. Закупка услуг бесплатного адвоката для граждан.

    Закон 44-ФЗ не применяется, если орган дознания, предварительного следствия, суд должен предоставить адвоката для защиты по уголовному делу. Аналогичным образом закупаются услуги адвокатов для представления в суде при рассмотрении гражданских либо административных дел. При приобретении таких услуг для оказания населению бесплатной юридической помощи 44-ФЗ не используется.

  5. Некоторые закупки во время выборов.

    Проведение избирательных компаний предполагает осуществления ряда закупок без опоры на нормы закона 44-ФЗ.

    Речь идет о приобретении товаров, необходимых для проведения выборов, участковыми, территориальными, окружными избирательными комиссиями либо избиркомами муниципальных образований.

    Под это правило не подпадают только избирательные комиссии муниципальных образований, имеющие статус столиц или административных центров субъектов РФ. При этом комиссии должны работать в рамках закона РФ о выборах и референдумах.

    Также закон 44-ФЗ не используется, если избирательные комиссии разного уровня решают пользоваться услугами граждан для выполнения каких-либо работ во время избирательной компании.

    В любых других ситуациях госзаказчики и исполнители должны отталкиваться от норм 44-ФЗ.

Читайте также:  Как применять приказ 126н на практике в 2022 году. Применение постановление правительства 126н по 44-ФЗ

Распространяется ли 44-ФЗ на автономные учреждения

Закупки автономных учреждений отличаются от других тендеров, так как данная категория организаций имеет возможность проводить подобные мероприятия по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ.

По ст. 15 закона 44-ФЗ бюджетные и автономные учреждения могут организовывать госзакупки в соответствии с положениями законодательного акта 223-ФЗ, если соблюдаются установленные законом условия. В результате они получают ряд дополнительных возможностей. А именно в законе 223-ФЗ не указано требование обосновывать торги и НМЦК.

Однако ошибочно полагать, что подобные организации – это те, на кого не распространяется 44-ФЗ, а все тендеры у них проходят на основании закона 223-ФЗ. В 2020 году автономные учреждения осуществляют закупки только по закону 44-ФЗ, если:

  • ТРУ приобретаются на бюджетные средства, которые направлены на проведение капитальных вложений в объекты государственной/муниципальной собственности;
  • государственные/муниципальные заказчики передали свои полномочия таким организациям.

При использовании любых иных средств автономные организации могут упростить себе задачу, используя для закупки положения закона 223-ФЗ.

Некоторые закупки уже сейчас проводятся по закону 44-ФЗ на основании общих правил осуществления подобных публичных процедур. Данный законодательный акт устанавливает перечень действий заказчиков и не требует составления дополнительного акта, то есть «Положения о запланированных торгах».

Изначально автономные учреждения должны были начать пользоваться законом 44-ФЗ в 2017 году. Однако законопроект не был вынесен на рассмотрение в Государственную Думу. Когда органы власти будут готовы к такому шагу, автономные учреждения перейдут на закон о госзакупках точно так же, как это сделали ранее государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Вс защитил подрядчика, разграничив сферу действия законов о госзакупках и закупках отдельными видами юрлиц

11 марта Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ, рассмотрев дело № А33-21242/2018, пришла к выводу о необходимости разграничивать правоотношения, регулируемые Законом о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц № 223-ФЗ, с одной стороны, и Законом о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд № 44-ФЗ, с другой (Определение № 302-ЭС19-16620).

Автономное учреждение отказалось оплатить работы добровольно

В августе 2017 г. Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Красноярский техникум сварочных технологий и энергетики» (заказчик) заключило договор подряда на выполнение строительно-монтажных работ с ИП Галиной Прокопчук (подрядчик). В сентябре 2017 г. стороны подписали акт сдачи-приемки работ на сумму 1,8 млн руб.

Поскольку учреждение не раслатилось, в июле 2018 г. предприниматель направила претензию с требованием погасить задолженность. Ответа не последовало, и Галина Прокопчук обратилась в АС Красноярского края. Сразу после этого техникум подал иск о признании договора, на основании которого возник спорный долг, ничтожной сделкой.

Суды отказались взыскать задолженности, применив нормы Закона № 44-ФЗ

Первая инстанция отказала в удовлетворении требований предпринимателя и, удовлетворив иск учреждения, признала договор подряда недействительным. Третий арбитражный апелляционный суд и АС Восточно-Сибирского округа согласились с такой позицией.

Все три инстанции, руководствуясь ст.

166, 168, 422, 447 Гражданского кодекса и положениями Закона № 223-ФЗ, исходили из того, что предприниматель выполняла подрядные работы в отсутствие обязательства, поскольку договор заключен в нарушение Положения о закупках, утвержденного наблюдательным советом учреждения и регламентирующего закупочную деятельность этой организации, а также без соблюдения конкурентных процедур, предусмотренных Законом № 223-ФЗ. Суды также учли, что изменения в план закупок учреждения на 2017 г. относительно выполненных по договору работ не вносились, сведения о договоре также не были внесены в план закупок на этот год и в единую информационную систему.

Верховный Суд представил Обзор судебной практики по применению законодательства в сфере госзакупок

Дополнительно они сослались на выводы Президиума ВАС РФ, изложенные в постановлениях от 4 июня 2013 г. № 37/13 и 28 мая 2013 г. № 18045/12, а также позицию Верховного Суда, отраженную в Обзоре судебной практики № 3 за 2015 г. от 25 ноября 2015 г.

и Обзоре судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28 июня 2017 г.

Согласно указанным актам при отсутствии государственного контракта, заключенного с соблюдением требований, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, фактическая поставка товара не может повлечь возникновения на стороне заказчика неосновательного обогащения.

Суды пришли к выводу, что привлечение подрядчика без соблюдения процедур, установленных Законом № 44-ФЗ, противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, приводит к необоснованному ограничению числа участников закупок и не способствует выявлению лучших условий поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.

По их мнению, осуществляя работы в отсутствие муниципального контракта, заключение которого является обязательным в соответствии с Законом № 44-ФЗ, предприниматель не могла не знать, что работы производятся при отсутствии обязательства.

При этом выполнение работ в отсутствие государственного или муниципального контракта не порождает у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления.

Юристы высказались об идее создания единого кодекса о госзакупкахТакое предложение озвучила представитель Минфина на всероссийской конференции, посвященной новациям в Закон о контрактной системе

Кроме того, суды высказали мнение об общей направленности целей и задач законов № 223-ФЗ и № 44-ФЗ, указав, что данные акты регулируют сходные правоотношения с различным субъектным составом.

В связи с этим три инстанции посчитали, что подход Закона № 44-ФЗ об отсутствии оснований для оплаты работ, выполненных без заключения государственного или муниципального контракта, следует применять и при разрешении спора о взыскании неосновательного обогащения в виде стоимости работ, выполненных по договору, заключенному с нарушением требований Закона № 223-ФЗ.

ВС разграничил сферу действия законов № 223-ФЗ и № 44-ФЗ

Изучив обстоятельства дела, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ указала, что нижестоящие инстанции пришли к верному выводу о регулировании правоотношений между сторонами спорного договора подряда Законом № 223-ФЗ.

Однако, отказывая в удовлетворении иска предпринимателя, суды, по сути, исходили из отсутствия договора, заключенного по правилам Закона № 223-ФЗ, что, по их мнению, аналогично выполнению работ в отсутствие контракта, подлежащего заключению по правилам Закона № 44-ФЗ.

Такой подход противоречит нормам, содержащимся в этих законах, подчеркнул ВС.

«Цели правового регулирования этих законов в силу прямого на то в них указания нельзя назвать аналогичными.

В случае осуществления закупок для государственных или муниципальных нужд основополагающим является эффективное, зачастую экономное расходование бюджетных средств, а при закупках отдельными видами юридических лиц – эффективное удовлетворение потребностей самого заказчика, который самостоятельно устанавливает правила осуществления им закупок, утверждая соответствующее положение о закупках, определяя виды конкурентных процедур, критерии отбора», – пояснила экономколлегия. Кроме того, основой для разграничения служат также принципы осуществления закупок, которые различны при закупках для государственных нужд и для закупок отдельными видами юридических лиц.

ВС подтвердил арбитрабельность споров по договорам, регулируемым законодательством о закупкахПри этом Суд указал: наличие инвестпрограммы, в рамках которой осуществлялись взаимоотношения сторон, само по себе свидетельствует о том, что их спор не мог быть предметом рассмотрения третейского суда

Суд напомнил о своей позиции, ранее высказанной в Определении от 11 июля 2018 г. № 305-ЭС17-7240, согласно которой ч. 1 ст.

2 Закона № 223-ФЗ, а также организационно-правовые формы и правовой статус субъектов такой закупки свидетельствуют о воле законодателя на регулирование спорных отношений в целом как гражданско-правовых, т.е.

основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. Создавая такие юридические лица или участвуя в их деятельности, государство реализует невластные полномочия, подчеркнул ВС.

«При закупках, осуществляемых субъектами, указанными в нормах Закона № 223-ФЗ, стороны таких отношений выступают как юридически равноправные, никакая сторона не наделена властными полномочиями по отношению к другой стороне, что также свидетельствует о гражданско-правовом характере отношений», – еще раз отметил Суд. Соответственно, различные цели действия указанных законов и принципы осуществления закупок определяют особенности регулирования отношений, возникших при применении этих законов, а также правовые последствия несоблюдения субъектами закупок их требований.

Коллегия напомнила, что для правильного разрешения споров, связанных с применением законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, Президиум Верховного Суда 28 июня 2017 г. утвердил Обзор судебной практики по Закону № 44-ФЗ, а 16 мая 2018 г. – Обзор по Закону № 223-ФЗ.

Читайте также:  Надо ли получать лицензию на деятельность на рынке ценных бумаг?

О правовых позициях ВС по практике применения Закона о закупкахВерховный Суд опубликовал Обзор судебной практики по применению Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

В рассматриваемом деле, признавая спорный договор недействительным, суды применили правовой подход, основанный на положениях ч. 2 ст. 8 Закона № 44-ФЗ, согласно которому указанным в ней лицам запрещается совершать действия, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Между тем, заметил ВС, поскольку Закон № 223-ФЗ не содержит, в отличие от Закона № 44-ФЗ, аналогичного явно выраженного запрета, а также учитывая цели Закона № 223-ФЗ, отраженные в нем принципы закупочной деятельности и гражданско-правовой характер отношений, у судов не было оснований для вывода о нарушении публичных интересов заключенным договором и, соответственно, признания сделки ничтожной.

Относительно несоблюдения действующего для учреждения Положения о закупке и нарушение обязанности своевременного размещения необходимой информации в Единой информационной системе информации о закупке Суд указал: «В связи с тем, что положения Закона № 223-ФЗ возлагают именно на заказчика вышеперечисленные обязанности по соблюдению закупочной деятельности, суды неправомерно возложили последствия нарушения процедуры заключения договора на предпринимателя, лишив его права на получение платы за выполненные работы, принятые учреждением по акту приема-передачи».

Кроме того, как указано в определении, поскольку иск учреждения направлен на оспаривание договора и имеет своей целью уклонение от оплаты переданных заказчику работ, судам следовало учесть, что в соответствии с п. 5 ст.

166 ГК РФ заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в том числе если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки. При этом в п.

20 Обзора по Закону № 223-ФЗ прямо указано, что заявление заказчика о недействительности договора и применении последствий его недействительности не имеет правового значения, если обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование недействительности, вызваны недобросовестными действиями самого заявителя, а предъявление иска направлено на уклонение от исполнения договорного обязательства.

Таким образом, пояснил Суд, правовые последствия для подрядчика, выполнившего работы по договору, заключенному с указанными нарушениями Закона № 223-ФЗ, не идентичны последствиям выполнения работ с нарушениями Закона № 44-ФЗ.

«Оспаривание заказчиком, допустившим собственные неправомерные действия при заключении договора в нарушение правил Закона № 223-ФЗ, не является при установленных по делу обстоятельствах основанием для признания договора ничтожной сделкой и не влечет отказ в иске подрядчика о взыскании задолженности за выполненные работы», – заключила экономколлегия.

На этом основании акты нижестоящих инстанций были отменены, а дело – направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.

Эксперты согласились с позицией ВС

Партнер компании You & Partners Евгения Зусман сообщила, что применение судами к закупкам по Закону № 223-ФЗ положений Закона № 44-ФЗ – не единичная практика. В качестве примера юрист привела Определение ВС РФ от 29 августа 2019 г. по делу № 305-ЭС19-8124, о котором ранее писала «АГ».

Когда исполнитель заплатит неустойку за нарушение договора, заключенного в рамках Закона о закупках?Как пояснил ВС, к заключенным в рамках Закона № 223-ФЗ договорам не применимы правительственные правила о штрафе за ненадлежащее исполнение контрактных обязательств исполнителями, подрядчиками и поставщиками

По слова эксперта, также суды нередко пытаются применить нормы Закона № 44-ФЗ и к другим соглашениям с участием государства, например к концессионным, хотя для их заключения установлена отдельная конкурсная процедура в специальном законодательстве. В частности, такую ошибку допустил АС Северо-Западного округа в постановлении № Ф07-10703/2019 от 10 октября 2019 г. по делу № А05-14459/2018.

«С точки зрения правовой квалификации применимости норм 44-ФЗ к сделкам по 223-ФЗ ситуация не столь однозначна. С одной стороны, эти законы имеют разные цели регулирования, распространяются на разных заказчиков.

В этой связи применение норм 44-ФЗ к правоотношениям по 223-ФЗ создает правовую неопределенность и риски для участников любой сделки по 223-ФЗ, – отметила юрист.

– С другой стороны, с учетом большой диспозитивности 223-ФЗ на практике возникают ситуации, не урегулированные ни нормами 223-ФЗ, ни закупочными регламентами публично-правового субъекта, когда может потребоваться применение аналогии закона.

И если применение норм 44-ФЗ к правоотношениям по концессии точно выглядит необоснованным, поскольку соответствующее законодательство полноценно регулирует вопросы заключения и исполнения концессионных соглашений, то в случае с соглашениями по 223-ФЗ ситуация, повторюсь, не столь однозначна».

Специализация норм УК РФ в контексте нарушений в сфере закупокУсилена ответственность за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

С учетом позиции Верховного Суда РФ Евгения Зусман рекомендует заказчикам, на которых распространяются нормы 223-ФЗ, пересмотреть свои закупочные регламенты и включать в них ясные и однозначные условия осуществления тендерных процедур и заключения соглашений для предотвращения споров между сторонами о применимом законодательстве. Поставщику же, по ее мнению, необходимо дополнительно проверять условия проведения тендерных процедур на соответствие законодательству, конкурсной документации и закупочному регламенту заказчика.

Юрист коммерческой группы юридической фирмы VEGAS LEX Алина Зайцева полагает, что в рамках данного дела Верховный Суд выразил однозначную позицию о том, что при разрешении споров, связанных с применением законов № 223-ФЗ и № 44-ФЗ, необходимо применять различные подходы, учитывающие особенности целей и базовых принципов указанных законов. Она сообщила о том, что аналогичная позиция изложена в Определении ВС от 11 марта 2020 г. № 308-ЭС19-13774 по делу № А32-28627/2015.

Алина Зайцева отметила, что при рассмотрении комментируемого дела Верховный Суд учел факт удовлетворения потребностей заказчика на выполнение строительно-монтажных работ, подтвержденный в том числе подписанным с его стороны актом сдачи-приемки, в связи с чем пришел к выводу, что суды неправомерно возложили последствия нарушения процедуры заключения договора на исполнившего обязательства подрядчика.

«Следует отметить, что Верховный Суд и ранее обращал внимание на то, что при оценке правомерности и обоснованности действий заказчиков-субъектов по Закону № 223-ФЗ, в том числе при формировании ими системы закупок, следует учитывать право последних на своевременное и качественное удовлетворение потребностей. Указанный правовой подход отражен в Определении Верховного Суда от 31 июля 2017 г. № 305-КГ17-2243 по делу № А40-3315/2016, а также в п. 7 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона № 223-ФЗ», – заключила эксперт.

Отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ: таблица сравнения на 2021 год

  • В чем главное отличие?
  • Таблица сравнения 44-ФЗ и 223-ФЗ

Правила проведения торгов, права и обязанности заказчиков и поставщиков различаются для 44-ФЗ и 223-ФЗ. Первый подробно описывает и строго регламентирует правила закупок, а второй устанавливает общие принципы и основные требования к торгам. Статья поможет разобраться, чем различаются эти законы.

В чем главное отличие?

№ 44-ФЗ

Закон действует на закупки всех госзаказчиков, строго описывает этапы торгов: от планирования до заключения контракта, регламентирует порядок, сроки госзакупок, требования к участникам и действия государственных организаций на каждом этапе. У заказчиков по 44-ФЗ есть четкий план проведения тендера, а у поставщиков — уверенность, что с победителем заключат сделку и оплатят контракт в срок.

Нарушение закона для госзаказчиков грозит административными взысканиями и отменой уже проведенной закупки, а для участников — включением в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) с запретом участвовать в госзакупках на два года.

№ 223-ФЗ

Закон устанавливает только общие особенности проведения торгов и обязывает заказчиков составить свое положение о закупках, которое регулирует закупочную деятельность. В положении заказчик прописывает, какими способами будет проводить торги, в какие сроки, устанавливает требования к участникам, к форме заявки и т.д.

Закон дает заказчику определенную свободу действий. Чтобы поставщику участвовать в торгах по 223-ФЗ, сначала нужно ознакомиться с положением о закупке конкретного заказчика.

Таблица сравнения 44-ФЗ и 223-ФЗ

Рассмотрим принципиальные различия двух законов и их сходства в таблице.

44-ФЗ 223-ФЗ
Кто является заказчиком
  • госкорпорации и компании, в которых более 50 % имущества принадлежит государству, их дочки и внучки,
  • естественные монополии, например, РЖД,
  • организации, которые занимаются регулируемой деятельностью, например, энергетикой, теплоснабжением, обращением с твердыми бытовыми отходами,
  • бюджетные и унитарные учреждения, которые проводят закупку за счет грантов, средств субподряда, подаренных и собственных денег.
Кто поставщик
Юридические и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых. В 223-ФЗ самозанятые имеют те же преимущества, что и субъекты малого и среднего предпринимательства. То есть, они могут участвовать в торгах, которые проводят только для малого и среднего бизнеса.
Для кого могут установить преимущества
Некоторые закупки проводят с преимуществом для:

  • организаций инвалидов,
  • уголовно-исполнительных учреждений,
  • поставщикам товаров из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС),
  • субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНКО).

Госзаказчики должны каждый год 15 % всего объема закупок проводить среди СМП и СОНКО.

Установить приоритет могут:

  • субъектам малого и среднего бизнеса (СМП),
  • поставщикам российской продукции и товаров из других стран ЕАЭС.

Малому и среднему бизнесу должны отдавать 20 % годового объема всех договоров.

Какими способами проводят закупки
  • конкурентными:
    • конкурсы: открытый, с ограниченным участием, двухэтапный, закрытый, закрытый с ограниченным участием, закрытый двухэтапный;
    • аукционы: электронный, закрытый;
    • запрос котировок;
    • запрос предложений;
  • закупки у единственного поставщика.
Заказчик прописывает в своем положении конкурентные и неконкурентные способы закупок, в том числе описывает случаи проведения закупок у единственного поставщика. Конкурентные закупки с преимуществом для СМП можно проводить только в виде:

  • конкурсов,
  • аукционов,
  • запросов котировок,
  • запросов предложений.

В остальных случаях заказчик сам выбирает способы закупок и устанавливает их в положении.

На каких площадках проводят электронные торги
Госзакупки проводят на восьми электронных торговых площадках (ЭТП): Сбербанк-АСТ, РТС-тендер, Росэлторг, НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП Газпромбанка. Извещение и документы обязательно публикуют в ЕИС — сайт zakupki.gov.ru. Участники должны зарегистрироваться в ЕИС, чтобы попасть в единый реестр участников закупок (ЕРУЗ). Регистрация бесплатная и действует три года. Список ЭТП для закупок по 223-ФЗ не регламентирован. Заказчик по своему усмотрению может выбрать любую из действующих площадок или организовать свою. Закупки публикуют в ЕИС, если

  • начальная максимальная цена (НМЦ) больше 100 тыс. рублей;
  • НМЦ больше 500 тыс. рублей при годовом обороте заказчика выше 5 млрд рублей.

Закупки по 223-ФЗ для МСП размещают в ЕИС независимо от цены и на тех же восьми федеральных площадках, что и тендеры по 44-ФЗ.

Какая электронная подпись (ЭП) нужна для участия
Квалифицированная электронная подпись (КЭП):

  • на руководителя компании, чтобы зарегистрироваться в ЕИС и назначить полномочия на сотрудников,
  • на сотрудников, которые будут заниматься закупками при наличии доверенностей.

Получить КЭП можно в аккредитованном удостоверяющем центре (УЦ).

Требования к ЭП устанавливает ЭТП, на которой проходит закупка. Для участия в торгах по 223-ФЗ для МСП подойдет обычная КЭП. Для закупок на общих основаниях некоторые площадки требуют ЭП со специальным платным расширением — OID-ом. Можно получить обычную КЭП, а OID добавить позднее. Иногда достаточно неквалифицированной электронной подписи (НЭП).
Финансовое обеспечение
Обеспечение заявки (ОЗ) Заказчик может не требовать ОЗ в закупках до 1 млн рублей. В зависимости от НМЦ требование составляет от 0,5 до 5 %. Точный размер заказчик указывает в извещении о закупке. Участники до даты окончания подачи заявок переводят деньги на спецсчет или оформляют банковскую гарантию. Банковская гарантия должна соответствовать требованиям ст. 45 44-ФЗ и документации закупки. Обеспечение исполнения контракта (ОИК) и гарантийных обязательств В конкурсах и аукционах заказчик обязан требовать обеспечение договора независимо от цены контракта. Размер ОИК может быть от 5 до 30 % от начальной цены. В закупках среди СМП и СОНКО обеспечение рассчитывается от итоговой цены контракта. Победитель может предоставить ОИК:

  • путем перевода денег на счет заказчика,
  • в виде банковской гарантии (БГ).

СМП и СОНКО могут вместо ОИК предоставить справку о добросовестности, если у них есть опыт исполнения трех контрактов без нарушений, и сумма цен этих контрактов должна быть выше НМЦ. Обеспечение гарантийных обязательств (ОГО) заказчик устанавливает по своему усмотрению. Размер его не может превышать 10 % от НМЦ. Исполнитель контракта предоставляет ОГО деньгами или БГ в момент подписания закрывающих документов по договору.

Обеспечение заявки В закупках с НМЦ меньше 5 млн рублей ОЗ не требуется. Если начальная цена выше 5 млн рублей, то заказчик может требовать ОЗ — не больше 5 % от НМЦ. Способы ОЗ заказчик прописывает в положении. Это может быть:

  • банковская гарантия,
  • перевод денег на счет заказчика или ЭТП.

Если закупка среди МСП, ОЗ переводят на тот же спецсчет, который используется для 44-ФЗ. Обеспечение контракта В законе нет требований к ОИК и ОГО. Наличие, размер, способ предоставление устанавливает сам в заказик в положении и документации закупки.

Стоимость участия в торгах
Победитель закупки платит площадке за победу:

  • 1 % от суммы контракта, но не больше 5 000 рублей,
  • 1 % от суммы контракта, но не больше 2000 рублей, если закупка проходит среди СМП и СОНКО.
В закупках среди МСП победитель платит ЭТП 1 % от НМЦ, но не более 2000 рублей. В остальных случаях сумму устанавливает площадка: иногда для доступа к закупкам нужно оплатить тариф или перечислить единоразовую сумму на счет ЭТП или заказчика.
Антидемпинговые меры
Если участник снизил цену больше, чем на 25 %, он предоставляет обеспечение контракта в полуторном размере либо платит обычное обеспечение и подтверждает свою добросовестность исполненными контрактами. В законе требований нет. Заказчик вправе установить меры против демпинга в положении о закупках.
Сроки проведения закупки
Сроки каждого этапа прописаны в законе: подача заявки, внесение изменений в документацию, рассмотрение заявок, подача запроса на разъяснение, подписание контракта. Нарушение сроков заказчику грозит штрафами, а поставщику — попаданием в РНП. В 223-ФЗ прописаны лишь некоторые сроки конкурентных торгов: срок публикации извещения в ЕИС, сроки запроса о даче разъяснений и ответа на него. Остальные сроки заказчик прописывает в положении и документации о закупке.
Изменение и расторжение договора
В контрактах по 44-ФЗ нельзя менять существенные условия договора. Подавая заявку, участник соглашается со всеми условиями проекта контракта. Расторгнуть договор можно: по соглашению сторон, в одностороннем порядке — условия должны быть прописаны в контракте, по решению суда. Все условия изменения и расторжения контракта заказчик указывает в положении о закупках.
Какие отчеты составляют заказчики
Госзаказчики размещают в ЕИС:

  • годовые отчеты по закупкам у СМП и СОНКО,
  • обоснования закупки у единственного поставщика,
  • документы об исполнении отдельных этапов контрактов.
Заказчики по 223-ФЗ публикуют на сайте госзакупок:

  • ежемесячные отчеты по общей стоимости: всех договоров, контрактов с единственными поставщиками и договоров с гостайной,
  • отчеты о закупках инновационной, высокотехнологичной продукции,
  • годовые отчеты закупок среди МСП.
Обоснование цены
Госзаказчики должны обосновать начальную максимальную цену каждого контракта. Заказчик прописывает в положении случаи, когда нужно обосновывать начальную цену контракта. Если заказчик не опубликует вовремя положение о закупке или не проведет требуемый годовой объем закупок у МСП, то он должен будет обосновывать НМЦ по требованиям 44-ФЗ.
Требования к образованию сотрудников заказчика
  • При годовом объеме закупок более 100 млн рублей заказчик создает контрактную службу.
  • Если объем меньше 100 млн рублей, то закупками занимается должностное лицо — контрактный управляющий.
  • Все сотрудники должны иметь высшее образование или дополнительное профобразование в сфере закупок.
Нет требования создавать специальную службу или назначать контрактного управляющего. Сотрудникам, которые занимаются закупками, не требуется специальное образование.
Можно ли жаловаться на заказчика
В закупках 44-ФЗ подать жалобу в ФАС можно:

  • на документацию закупки,
  • на действие или бездействие заказчика,
  • на оператора ЭТП.

Жалобу разместят в ЕИС в течение двух дней, а рассмотрят за пять рабочих дней. Как правильно подать жалобу в ФАС мы писали в статье.

На заказчика можно жаловаться в ФАС, если он нарушил 223-ФЗ или свое положение о закупках. Жалобы за нарушение закона рассмотрят за 7 дней. Остальные — за месяц (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).

сравнение 44-фз и 223-фз 223-фз 44-фз

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *