Новые правила применения запретов в госзакупках иностранной продукции

В первой части статьи мы рассказали об одной из мер национального режима — ограничении закупки. Вторая мера — запрет на закупку некоторых товаров, которые производятся за границей.

Как и в первом случае, страны-участницы евроазиатского экономического содружества (ЕАЭС) не попадают под этот запрет. Напомним, что в состав содружества помимо России входят: Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия.

Заказчик не может заключить контракт на поставку зарубежных товаров, работ или услуг (ТРУ), если на них действует запрет. Он должен рассматривать только те заявки на участие, в которых поставщики предлагают российские товары или товары стран-партнеров.

Например муниципальный детский сад проводит закупку на 60 рулонов хлопчатобумажной ткани. В документации заказчик указал, что на закупаемую ткань действует нацрежим. Заявки на участие подали три поставщика: первый предложил ткани из России, второй — из Белоруссии, а третий — из Индии.

В двух заявках предлагаемые товары произведены не в России, но заказчик отклонил только одну из них. Белоруссия входит в состав ЕАЭС, поэтому на местные товары запрет не распространяется.

Не позднее, чем через десять дней после того, как заказчик заключит контракт, он должен передать информацию об итогах закупки в Государственную информационную систему промышленности (ГИСП).

При этом после подписания поставщик может заменить поставляемый товар, только если товар на замену произведен в ЕАЭС.

Правила применения запретов для разных категорий товаров правительство прописало в пяти постановлениях. Рассмотрим особенности каждого из них.

Запреты товаров машиностроения

Нормативный документ: Постановление Правительства (ПП) № 656

Как действует запрет

При закупке автомобилей, машин общественного транспорта и спецтехники, которые правительство перечислило в приложении, заказчик отклоняет все заявки с заграничными товарами.

Также заказчик не может заключать договор лизинга, если после окончания срока действия этого договора он должен выкупить товар.

Как подтвердить страну происхождения

Поставщик предоставляет сертификат о происхождении товара, который выдал уполномоченный орган государства-участника ЕАЭС. Например в России этот сертификат можно получить в Торгово-промышленной палате, а в Казахстане — в Национальной палате предпринимателей республики.

Когда запрет не действует

  • Если закупаемые товары производят по специальному инвестиционному контракту. Чтобы это подтвердить, поставщик предоставляет копию контракта.
  • Если производитель — юридическое лицо — который до 1 января 2015 года ввозил автокомпоненты для сборки машин по соглашению с Минэкономразвития. Если производитель не соблюдал условия соглашения, эти исключение к нему применить нельзя. Исключение действует до июля 2020 года.
  • Если производитель — хозяйствующий субъект, который до 1 апреля 2016 года работал по Соглашению от 18.06.2010 года и выполнял как минимум одну из работ перечня. Например, сваривал, окрашивал или собирал кузова. Это исключение действует до 1 июля 2020 года.
  • Если заказчик проводит закупку по одной из программ трансграничного сотрудничества. Чтобы это подтвердить, заказчик запрашивает специальное заключение в Министерстве промышленности и торговли.
  • Если заказчик проводит закупку для дипломатических представительств и консульств России в иностранных государствах.

Запреты программного обеспечения

Нормативный документ: ПП № 1236

Как действует запрет

Запрет действует не только на само программное обеспечение (ПО), но и на исключительные права на его эксплуатацию.

Заказчик может закупить только то ПО, которое есть:

Как подтвердить страну происхождения

Поставщик заполняет декларацию о стране происхождения товара и прикладывает ее к заявке.

Когда запрет не действует

  • Если в реестрах нет ПО нужного класса или ПО нужного класса не подходит по функциональным, эксплуатационным или техническим характеристикам. В обоих случаях заказчик должен подготовить документ-обоснование. Это документ нужно утвердить и опубликовать в тот же день, что и извещение о закупке.
  • Если заказчик закупает товары для дипломатических представительств и консульств России за рубежом.

Запрет устройств хранения данных

Нормативный документ: ПП № 1746

Как действует запрет

Под действие постановления попадают все товары, которые относятся к коду ОКПД2 26.20.2. Заказчик не должен допускать заявки с зарубежными товарами, если:

  • закупает программно-аппаратных комплексов систем хранения данных;
  • закупает работы или услуги, чтобы выполнить которые нужно поставить такие товары;
  • закупает лизинг или аренду таких товаров.

Запрет действует до 26 декабря 2021 года.

В контракте заказчик должен указать номер записи закупаемого товара в реестре. Этот номер поставщик прописывает в заявке на участие.

Как подтвердить страну происхождения

С помощью декларацию о том, что предлагаемые товары есть в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции. Эту декларацию поставщик готовит в свободной форме.

Запрет по Постановлению Правительства № 616

В мае 2020 года вступило в силу Постановление № 616. В нем правительство отменило шесть старых актов, которые накладывали запрет на отдельные виды товаров. Например ПП № 791, действовавшее на товары легкой промышленности. Новое постановление объединило в себе старые акты и частично изменило порядок действия запрета.

Как действует запрет

Запрет действует сразу на несколько категорий товаров. Полный список опубликован в приложении к постановлению. В него вошли, например:

  • одежда;
  • ткани;
  • токарные станки;
  • бульдозеры, грейдеры и погрузчики;
  • мебель.

Заказчики не могут закупать:

  • товары из списка зарубежного изготовления;
  • работы или услуги, для которых поставляют зарубежные товары из списка;
  • аренду или лизинг зарубежных товаров из списка.

Это правило по-прежнему не применяют к товарам, произведенным в странах-участницах ЕАЭС.

При производстве некоторых товаров должны использовать только материалы или полуфабрикаты из стран ЕАЭС. Это правило действует на:

  • ткани и текстильные изделия;
  • одежду;
  • выделанную кожу, сумки и чемоданы;
  • обувь;
  • защитные головные уборы.

Однако если в странах ЕАЭС не производят необходимые материалы или полуфабрикаты это правило не применяют.

Запрет не действует, если

  • В России не производят нужные товары. В этом случае заказчик получает в Минпромторге специальное разрешение на закупку зарубежных товаров. Единственное исключение — закупка для нужд обороны и безопасности, в этом случае разрешение брать не нужно.
  • Заказчик закупает один товар дешевле 100 000 руб., или несколько таких товаров, которые стоят меньше 1 000 000 руб. Это исключение нельзя применить к некоторым пунктам из списка, например к тканям, одежде и обуви.
  • Заказчик закупает товар определенной торговой марки потому, что только он может взаимодействовать с уже имеющимся товаром. Это исключение нельзя применять при закупке легковых, пассажирских или грузовых автомобилей, тракторов, автокранов и оборудования для обработки пищи.
  • Заказчик закупает запчасти или расходные материалы к имеющимся металлообрабатывающим станкам, а также к станкам для обработки камня, дерева и твердых материалов.
  • Заказчик — федеральная служба безопасности или обороны, МВД, служба или органы внешней разведки, служба войск нацгвардии, управление делами или специальными программами президента.
  • Заказчик — ФСО — закупает товары для обеспечения государственной охраны.
  • Заказчик — МВД — закупает транспорт для обеспечения безопасности объектов госохраны.

Как подтвердить страну происхождения

В заявке на участие поставщик предоставляет выписку из реестра российской или евразийской промышленной продукции. При этом Минпромторг не вносит в реестры данные:

  • об оружии;
  • военной или специальной технике;
  • образцах вооружения или военной техники.

Поэтому при поставке таких товаров выписка не нужна.

Таблица всех запретов и ограничений по 44-ФЗ

Как подтвердить страну происхождения

В заявке поставщик прописывает наименование страны происхождения и ее цифровой код, которые можно найти в Общероссийском классификаторе стран мира.

Чтобы быстро организовать закупку без ошибок, воспользуйтесь сервисом для госзаказчиков Контур.Снаб. Он подберет актуальные коды в классификаторах ОКПД-2 и КТРУ, рассчитает НМЦК и спланирует сроки закупки.

Подробнее

Все запреты и ограничения в госзакупках на 2021 год

Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной

Запреты и ограничения по 44-ФЗ

Какие иностранные товары запрещено закупать заказчикам по 44-ФЗ Ограничения
Программное обеспечение Лекарственные средства
Программно-аппаратные комплексы систем хранения данных Медицинские изделия
Промышленная продукция Радиоэлектроника
Турецкие продукты питания Продукты питания
Промтовары

Сферы действия запретов

Ст. 14 Закона о контрактной системе предусматривает, что правительство РФ выпускает нормативные правовые акты, которые запрещают допуск иностранной продукции, работ и услуг, которые исполняют иностранные лица. Вот по каким документам заказчики устанавливают запрет на допуск промышленных товаров по 44-ФЗ:

Если заказчик проводит заказы, на которые распространяется действие перечисленных актов, то он отклоняет заявки, которые предлагают к поставке зарубежные изделия. Исключение сделано только для стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Армения, Киргизия, Казахстан).

Программное обеспечение под запретом

Правительством установлен запрет на закупку иностранного программного обеспечения. Министерство связи и массовых коммуникаций ведет Единый реестр российских программ и евразийского программного обеспечения для электронных вычислительных машин и баз данных.

Если заказчик планирует закупить программное обеспечение и в этом реестре содержится информация о российских и евразийских программах, которые по функциональным характеристикам полностью соответствуют требованиям заказчика, запрещено закупать аналоги иностранного производства.

Подтверждающим документом является декларация поставщика. Актуальный Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных размещен на официальном сайте Минсвязи.

Нормативный акт

Когда применять

Как применять

Что прикладывают к заявке на участие

Можно ли включить в закупку изделия как не из НПА, так и из НПА

ПП РФ № 1236 от 16.11.2015
В любых конкурентных процедурах и в закупках у единственного поставщика. Исключение: заказчик подготовил и включил в документацию обоснование невозможности соблюсти запрет.
Запрещено приобретать иностранную продукцию.
Ничего. Подтверждается происхождение ПО сведениями из реестра российского программного обеспечения или реестра ПО ЕАЭС.
Не запрещено, но не рекомендуется. При совмещении будьте готовы подтвердить технологическую и функциональную взаимосвязь.

Программно-аппаратные комплексы систем хранения данных

Постановлением Правительства РФ № 1746 от 21.12.2019 установлен запрет на приобретение иностранных программно-аппаратных комплексов систем хранения данных, в том числе на изделия, которые являются предметом закупки работ (услуг), при выполнении которых предусмотрена поставка таких товаров и на комплексы, которые являются предметом аренды или лизинга.

Читайте также:  Юридический и фактический адрес ООО

Ограничения и запрет иностранных товаров — постановления Правительства РФ

В законодательстве РФ в сфере закупок для стимулирования поставки товаров российского происхождения Правительством были разработаны Постановления, которые предоставляют преимущества таким товарам.

В этой статье мы расскажем о нюансах Постановлений, вводящих запреты и ограничения на допуск иностранных товаров. У каждого из них свои особенности.

Приказ Минфина 126н — изменения с 1 октября 2020! Приоритет товаров российского происхождения

Минфин внес изменения в приказ 126н.

Теперь у приказа два приложения. Из старого Приложения, которое теперь номер 1, исключили 10 позиций, еще несколько заменили, добавили более 30 новых. В новое Приложение номер 2 вошло больше 40 кодов ОКПД 2.

Для продукции из Приложения 1 преференция по цене контракта остается 15%.

Для товаров из второго Приложения, которые приобретаются в рамках нацпроектов, преимущество по цене будет составлять 20%. 

Для торгов в форме конкурса, запроса котировок, запроса предложений: если товар Российского производства, то при оценке поданных заявок, цена, указанная участником, будет рассматриваться как будто она ниже на 15% (20%) (например, участник указал цену в заявке 100 000 руб, при рассмотрении и оценке будет учитываться, как будто он подал цену 85 000 руб (80 000 руб). При этом, контракт будет заключен с победителем по указанной им цене в заявке (в нашем примере – это 100 000 руб).

Для закупок в форме аукциона: заявки рассматриваются по той цене, которую участники указали в своей заявке.

НО! Если победит участник, предложивший хотя бы 1 иностранный товар, то контракт с ним заключается на 15% (20%) ниже от предложенной им цены (например, такой участник предложил цену контракта 100 000 рублей и выиграл аукцион, но если он предлагает к поставке иностранный товар, то контракт с ним заключается на 85 000 (80 000) руб).

При участии в аукционе в 1 и 2 частях заявки необходимо обязательно декларировать страну происхождения товара!

Не применяется приоритет товаров российского происхождения если:

  • закупка не состоялась
  • у всех участников страна происхождения товара России
  • у всех участников товар иностранный

Постановление Правительства №102

  • Данное Постановление предписывает участникам предоставлять сертификат СТ-1, а также декларирование страны происхождения в 1 и 2 частях заявки.
  • Если в такой закупке принимают участие минимум 2 поставщика с российским товаром разных производителей, то к закупке применяется приказ 126н.
  • Если участник не предоставляет СТ-1, то его товар автоматически рассматривается, как иностранный.
  • Данное постановление на запрет и ограничение иностранного товара не применяется, если закупка проходит в рамках госпрограмм (они перечислены в самом постановлении).

Постановление Правительства №1236

Устанавливает запрет на допуск иностранных товаров. Чтобы подтвердить товар российского происхождения, никаких дополнительных документов прикладывать не надо. Наличие товара должно быть в соответствующем реестре – это и является подтверждением страны.

Постановление Правительства №832

В данном постановлении условия похожи на ПП 102 с ограничением иностранного товара:

  • если минимум у двух участников российский товар разных производителей, то к закупке применяется 126н.
  • в первой и второй частях заявки необходимо продекларировать страну происхождения и производителя.

Если поставщик не декларирует страну происхождения товара и производителя – к нему применяется Приказ 126н и он участвует как поставщик иностранного товара.

Постановление Правительства №925

Конкурс или любая другая процедура с критериями оценки: если товар Российского производства, то при оценке поданных заявок, цена, указанная участником, будет рассматриваться как будто она ниже на 15%. А контракт заключается по цене, предложенной в заявке участника (аналогично Приказу Минфина 126н).

Конкурс или любая другая процедура с критериями оценки на поставку радиоэлектроннной продукции: если товар Российского производства, то при оценке поданных заявок, цена, указанная участником, будет рассматриваться как будто она ниже на 30%. Контракт заключается по цене, предложенной в заявке участника.

Аукцион или любая другая процедура, где проходит пошаговое снижение цены: если поставщик предлагает товар не российского происхождения, то контракт заключается на 15% меньше от предложенной цены в заявке.

Если в ходе аукциона цена упала до 0, то участники начинают предлагать свою цену за право заключить контракт. Т.е. поставщики называют цену, которую они готовы заплатить заказчику. Победитель, предлагающий иностранный товар, заключает контракт на 15% больше от предложенной им суммы.

Аукцион или любая другая процедура, где проходит пошаговое снижение цены на поставку радиоэлектроннной продукции: если товар Российского производства, то при рассмотрении поданных заявок, цена, указанная участником, будет оцениваться как будто она ниже на 30%.

Если в ходе аукциона цена упала до 0,то участники начинают предлагать свою цену за право заключить контракт. Т.е. поставщики называют цену, которую они готовы заплатить заказчику. Победитель, предлагающий иностранный товар заключает контракт на 30% больше от предложенной им суммы.

Согласно ПП № 925 для получения приоритета необходимо подтвердить страну происхождения товара декларированием в заявке. Если этого не будет, то товар будет оцениваться как иностранный. Для подтверждения услуг необходимо предоставить документ, указывающий на место регистрации участника.

Постановление на ограничение и запрет допуска иностранных товаров №925 не дает приоритет российским товарам, если:

  • закупка не состоялась;
  • у всех участников товары/услуги российского производства;
  • у всех участников иностранный товар или иностранная регистрация;
  • в заявке на конкурс стоимость товаров из России менее 50%;
  • в заявке на аукцион стоимость товаров из России более 50%.

Постановление Правительства №616

Данное постановление регламентирует запрет на допуск иностранного товара. Чтобы доказать российское происхождение товара, необходимо предоставить выписку из реестра промышленной продукции с реестровыми номерами товара во второй части заявки.

Если указываемый в заявке товар иностранного производства или российского, но в реестре его нет – то такую заявки должны отклонить.

Постановление Правительства №617

  1. Ограничивает допуск иностранного товара, а именно:заказчик должен отклонить все заявки с иностранными товарами, если подано минимум 2 заявки, где весь товар производства РФ или стран Евразийского союза разных производителей.

  2. В случае, если предложенный товар производства РФ, то необходимо предоставить реестровый номер товара из реестра промышленный продукции.
  3. Если товар произведен в стране, входящей в Евразийский союз, то участнику необходимо предоставить сертификат СТ-1.

  4. В случае, если поставщик не предоставляет номер из реестра промышленной продукции или не предоставляет СТ-1, а также если товар иностранный, то к таким участникам (если заявки не были отклонены) применяется ограничение иностранного товара согласно приказу Минфина 126н.

Постановление Правительства №878

Постановление, устанавливающее полный запрет на допуск иностранного товара, в случае, если подано минимум 2 заявки с производством товара РФ или стран Евразийского союза. А этом случае заявки с иностранным товаром не допускаются.

Для подтверждения страны происхождения необходимо предоставить реестровый номер из реестра радиоэлектронной продукции. Других условий допуска нет.

Национальный режим в госзакупках по 44-ФЗ и подтверждение страны происхождения

Из нашей статьи вы узнаете:

Одна из мер поддержки российских производителей государством — это использование национального режима в госзакупках. В данном случае правила торгов различны для отечественных и зарубежных поставщиков. О применении нацрежима и нововведениях по 44-ФЗ — читайте в статье.

Что такое национальный режим

Национальный режим — это правила по 44-ФЗ, дающие преимущества производителям и импортёрам в госзакупках, которые произвели свои товары, работы и услуги (ТРУ) на территории РФ или государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Применение правил необходимо для развития национальной экономики, обеспечения обороны и безопасности страны, защиты и поддержки внутреннего рынка РФ.

Когда применяется национальный режим

  • В государственных закупках нельзя приобрести товары иностранного производства, если это:
  • Правила национального режима по 44-ФЗ могут быть упразднены, если у поставщиков нет требуемых аналогов ТРУ.
  • Это касается:
  • Запреты, ограничения и допуск устанавливают отдельные документы правительства РФ.
Читайте также:  Что входит в определение кассы?

Какие документы нужны для соответствия страны происхождения

Для подтверждения страны происхождения поставщику необходимо предоставить специальную документацию:

Поставщик несёт ответственность за достоверность указанной информации по 44-ФЗ.

Для подписи электронных документов и возможности их отправки контрагентам понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись. Только такая подпись является юридически значимой и приравнивается к рукописной. Астрал-ЭТ и 1С-ЭТП от ГК «Астрал», используют не только для отправки электронной документации, но и для сдачи отчётности в государственные органы или для участия в госзакупках.

Случается, что в требованиях к закупке не указано, какой документ необходимо предоставить для подтверждения происхождения ТРУ. Тогда поставщик ищет информацию в соответствующих постановлениях.

Постановление или приказ по национальному режиму Документ, подтверждающий страну происхождения
Запрет на допуск программного обеспечения — постановление № 1236 Перечень доступного к госзакупкам программного обеспечения, созданного на территории государств ЕАЭС и РФ, указан в специальном реестре.
Запрет на закупку некоторых иностранных промтоваров — постановление № 616 Выписка из реестра российской или евразийской промышленной продукции, где указан реестровый номер.
Ограничение на допуск радиоэлектронной продукции — постановление № 878 Декларация о том, что ТРУ находится в реестре промышленной продукции, произведённой на территории Российской Федерации. Если ТРУ произведены в странах ЕАЭС — акт экспертизы, полученный от уполномоченного органа.
Ограничение на допуск пищевых продуктов — постановление № 832 Декларация о стране происхождения. Страна классифицируется в соответствии с Постановлением Госстандарта России от 14.12.2001 N 529-ст.
Ограничение на допуск отдельных видов промышленных товаров — постановление № 617 Вместе с заявкой на участие в торгах — декларация о том, что ТРУ находятся в реестре промышленной продукции, произведённой на территории РФ. При исполнении госконтракта — выписка из реестра и копия сертификата СТ-1.
Ограничение на допуск медицинских изделий — постановление № 102 Сертификат СТ-1, акт экспертизы торгово-промышленной палаты с указанием доли стоимости иностранного материала в одной единице изделия.
Ограничение на допуск жизненно необходимых лекарств — постановление № 1289 Сертификат СТ-1, решение Минпромторга подтверждающее производство ТРУ на территории РФ.
Специальные условия допуска — приказ № 126н Декларация о стране происхождения товара в свободной форме.

Какие изменения ждут национальный режим

30 апреля 2020 года вступили в силу два законодательных акта, которые поменяли порядок госзакупок по 44-ФЗ в сфере национального режима.

Изменения закупок с запретами

Постановление Правительства №616 — изменения в запретах на допуск иностранной промышленной продукции в госзакупках.

Что меняется Суть изменения
Список товаров Обновлён список товаров, запрещённых к госзакупке. Удалены и добавлены новые позиции. В актуальном перечне 158 товаров.
Основания не применять данный законодательный акт Заказчики вправе сделать госзакупку товара иностранного производителя, если покупается одна единица товара стоимостью не выше 300 тыс. рублей. Осуществляется госзакупка совокупности таких товаров на сумму не выше 1 млн. рублей, кроме продукции лёгкой промышленности. Запрет покупки товаров иностранного производителя не применим к аварийным и экстренным госзакупкам.Также установлен новый запрет на закупку запчастей и расходных материалов к станкам.
Подтверждение происхождения товара Упразднено предоставление выписки из реестра Минпромторга. Поставщик будет обязан указать в заявке:

  • номер записи из реестра российской или евразийской промышленной продукции;
  • для российских товаров — сведения о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций на территории РФ;
  • для товаров из ЕАЭС — сведения о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций на территории ЕАЭС.

При госзакупке у единственного поставщика исполнителю необходимо будет предоставить номер сертификата происхождения во время выполнения обязательств перед заказчиком. В случае если поставщик ТРУ является предприятием уголовно-исполнительной системы или организацией инвалидов, то вместе с заявкой достаточно отправить сертификат о происхождении товара.

Изменения закупок с ограничениями

Постановление Правительства №617 — изменения в ограничении допуска иностранной промышленной продукции.

Что меняется Суть изменений
Список товаров Обновлён список товаров, запрещённых к госзакупке. Удалены и добавлены новые позиции. В актуальном перечне 158 товаров.
Список госзакупок с ограничениями для иностранной продукции Список продукции с ограничениями изменён. После добавления и исключения некоторых позиций, в актуальном перечне осталось 185 товаров.
Основания для неприменения ограничений Добавлены новые основания не применять ограничения для таких товаров, как:

  • запчасти и расходные материалы к оборудованию, указанные в технической документации госзакупки;
  • продукция определённого товарного знака для совместимости с товаром, который заказчик имеет в наличии.
Подтверждение соответствия ограничениям Ограничения не применяются, если:

  • продукция содержится в российском или евразийском реестре промтоваров;
  • имеет сертификат СТ-1, подтверждающий изготовление в РФ или ЕАЭС.

На этапе подачи заявки или исполнения контракта участнику необходимо предоставить декларацию о стране происхождения или иные документы, подтверждающие такую информацию. Упразднено предоставление выписки из реестра Минпромторга.

Заключение

Новые законодательные акты в сфере национального режима созданы для обеспечения безопасности страны и поддержки большего числа российских производителей.

Подготовиться и выиграть в госзакупках можно только при наличии специальных знаний и опыта. «Астрал.Тендер» — это комплекс услуг для участия в торгах. Специалисты компании смогут провести обучение руководителей и сотрудников для самостоятельной работы или примут участие в электронных торгах за клиента.

Закупка импортного оборудования по 44-ФЗ: запреты, ограничения, допуски

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Запрет на закупку импортного оборудования по 44-ФЗ
  • Случаи, в которых не применяется запрет за закупку импортного оборудования
  • Ограничения на закупку импортного оборудования
  • Порядок получения разрешения на закупку импортного оборудования по 44-ФЗ
  • 3 часто задаваемых вопроса о закупке импортного оборудования по 44-ФЗ

Закупка импортного оборудования по 44-ФЗ тесно связана с положениями закона, прописанными в статье 14. В ней говорится о запрете и ограничениях, действующих на процедуры закупок, а также условиях допуска к участию в торгах оборудования, произведенного за границей.

В этом вопросе важно знать про последние изменения 44-ФЗ, вступившие в силу, правильное оформление допуска и какое именно импортное оборудование ни при каких условиях не может участвовать в торгах. Нюансов много, но в них легко разобраться.

Запрет на закупку импортного оборудования по 44-ФЗ

По закону запрещается:

  • приобретение товаров импортного производства (товары производителей стран – членов ЕАЭС сюда не относятся), включенных в перечни, для своих нужд государственным и муниципальным учреждениям;
  • приобретение товаров импортного производства (товары производителей стран – членов ЕАЭС также являются исключением), в том числе включенных в перечни, выполнение работ (услуг) гражданами других государств (кроме стран Евразийского экономического союза), если контракт заключается в целях обеспечения безопасности и обороны России.

Закупка импортного оборудования по 44-ФЗ регулируется статьей 14 данного закона, а также иными нормативными документами, которые издает Правительство России. В целом контрактная система устанавливает запрет на закупку некоторых позиций импортных товаров, а также работ и услуг, исполнителями которых являются субъекты других государств.

Таким образом, если объект закупки подпадает под действие вышеуказанных нормативных актов, то заказчик не может принять заявку, если участник предлагает импортный товар. Эта норма не относится к продукции стран – членов ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Армения, Киргизия, Казахстан).

Случаи, в которых не применяется запрет за закупку импортного оборудования

Что делать заказчику, если он нуждается в закупке импортного оборудования по 44-ФЗ, так как отечественные аналоги отсутствуют? Законом предусмотрены следующие обстоятельства, когда запрет не действует:

  • нужный заказчику товар не производится на территории России. Этот факт должен быть подтвержден:
  • если объект закупки входит в перечень, то необходимо оформить разрешение на закупку импортного промышленного товара. Это делается в соответствии с правилами, разработанными Министерством промышленности и торговли Российской Федерации посредством функционала государственной информационной системы промышленности;
  • если закупка осуществляется с целью обеспечения обороны и безопасности государства и объект не входит в перечень либо приобретаются работы (услуги), выполняемые иностранными субъектами, то заказчик делает обоснование самостоятельно;
  • объект закупки представляет собой единичный товар ценой не более 100 тыс. рублей либо партию таких товаров на сумму до 1 млн руб. (исключение составляют товары из перечня по позициям 1–7, 124 и 125);
  • требуется обеспечить совместимость закупаемого оборудования с имеющейся в эксплуатации у заказчика техникой (исключение составляют товары из перечня по позициям 67–71);
  • приобретаются запасные части и расходные материалы к имеющемуся в эксплуатации у заказчика оборудованию, для которого необходимо соблюдать требования технической документации (для товаров из перечня по позициям 47–51);
  • заказчиком является один из следующих субъектов: Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, орган внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, Управление делами Президента Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (исключение делается при закупке товаров, указанных в пунктах 1–7, 52–57, 73–75, 81 перечня; при закупке одной единицы товаров, указанных в пунктах 47–51 перечня, если ее цена не превышает 2 млн рублей);
  • заказчиком является Федеральная служба охраны Российской Федерации, осуществляющая закупку для целей государственной охраны; приобретение Министерством внутренних дел Российской Федерации транспортных средств для обеспечения безопасности объектов государственной охраны.

Установленные на допуск к торгам запреты для импортной продукции применяются не только к самим объектам закупки, но также и к тем товарам, которые поставляются при выполнении работ или услуг. Это же положение распространяется на объекты аренды и лизинга.

Ограничения на закупку импортного оборудования

jpg»>

Применение национального режима в сфере госзакупок предполагает функционирование параллельно двух механизмов – запрет и ограничения.

В отношении последних установлены определенные условия, когда заказчики имеют право приобретать товары с ограниченным допуском. Поэтому инициатор закупки обязан учитывать все эти нормы. Продукция, на которую распространяются ограничения:

  • лекарственные средства;
  • медицинские изделия;
  • радиоэлектроника;
  • продукты питания;
  • промтовары.

Ограничения при закупке радиоэлектроники.

Национальный режим в госзакупках | Статья Seldon.Price

Национальный режим — это правила, которые регулируют закупки иностранных товаров, работ и услуг. Они направлены на обеспечение поддержки отечественных производителей.

Режим предоставляет преимущества поставщикам, которые поставляют товары из стран Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС): России, Белоруссии, Армении, Киргизии, Казахстана.

В закупках предусмотрено 3 варианта применения нацрежима. Далее о них.

Запрет допуска товаров из иностранных государств

Ограничения закупки иностранной продукции

Специальные условия допуска иностранных товаров

Приказ Минфина №126н от 4 июня 2018 года (условия допуска на некоторые продукты питания, мебель, посуду и другие товары).

Правила применения запретов

Применение ПП №1236:

Заказчики отклоняют заявки тех участников, которые предлагают иностранное ПО, и допускают заявки с предложением ПО из реестра отечественного ПО или реестра евразийского ПО.

Применение ПП №616:

Заказчик отклоняет все заявки, которые содержат предложение иностранной продукции, если объект закупки входит в перечень из постановления и включен в реестр российской промышленности. Товары из перечня и товары, не входящие в перечень, не могут быть объединены в один контракт.

Правила применения ограничений

Ограничения работают при наличии объекта закупки в перечне товаров из постановления. В таком случае действует правило «Третий лишний». Заказчик отклоняет заявку с иностранным товаром, если:

  • Поступило не менее двух заявок с товарами из ЕАЭС
  • Обе заявки не содержат предложения одного и того же вида продуктов одного производителя

Для ПП №878 данное правило изменено с 01.09.2021 (далее в статье мы подробно рассмотрим эти изменения).

Правила применения условий допуска

Применение приказа № 126н:

Заказчик устанавливает в закупке условия допуска, если объект закупки попадает в перечень товаров из приложения к приказу. Документ описывает, какие преимущества получают заявки с предложением товаров из стран ЕАЭС. Конкретные виды преимуществ определяются в зависимости от способа определения поставщика:

  • Запрос котировок, запрос предложений, конкурс При рассмотрении и оценке заявок заказчик применяет понижающий коэффициент 15% к финальной цене участников, предложивших товары из стран ЕАЭС. При этом контракт заключается по цене, которую предложил участник.
  • Аукцион В случае с аукционом особые условия применяются к цене контракта. Если победитель предлагает товар из стран ЕАЭС, то контракт заключается по предложенной цене. Если победитель предлагает иностранный товар, то контракт заключается по цене, сниженной на 15 % от предложенной.

Последние изменения

Как известно, с 1 сентября 2021 года Постановление Правительства №1432 внесло ряд изменений в несколько НПА, касающихся нацрежима:

  • В ПП №102 из перечня мед.изделий №1 были исключены 44 позиции (перенесены в ПП № 878)
  • В ПП №878 добавили исключенные из ПП №102 позиции. Теперь постановление действует бессрочно — для того, чтобы не применять ПП №878 при обосновании, нужно официальное разрешение Минпромторга. 1 октября 2021 года опубликовано письмо, согласно которому будет разработан порядок выдачи таких разрешений. Пока его нет, подтверждение Минпромторга не нужно. Также для ПП № 878 изменили правило отклонения заявок: теперь достаточно одной заявки с товаром из ЕАЭС (ранее требовалось 2 таких заявки для отклонения всех остальных)
  • В ПП №616 добавили возможность закупать запасные части и расходные материалы к электронике, минуя запрет на допуск иностранной продукции. А также добавили в перечень семь новых позиций: ноутбуки, компьютеры, смарт-карты, серверы, светотехническая продукция, интегральные микросхемы, планшеты

В связи с этими нововведениями закупка радиоэлектронной и промышленной продукции стала в разы сложнее для заказчиков.

Читайте подробнее о минимальной доле закупки российских товаров в других материалах Seldon.

Вооружаем знаниями.
Команда Seldon.Price

Источник: Price

Правительство распространило запрет на госзакупку импортной продукции на компьютеры

Правительство РФ распространило запрет на госзакупку иностранной промпродукции (введен правительственным постановлением №616) на компьютерную технику, следует из правительственного постановления, опубликованного на портале правовой информации.

В перечень «запретной» промпродукции вошли различные виды компьютеров: начиная от планшетных ПК и ноутбуков и заканчивая терминальными компьютерами, предназначенными для использования в системах автоматической обработки данных. Всего четыре позиции.

Под запрет подпали микросхемы, смарт- или чип-карты, а также «светильники и осветительные устройства прочие».

Документ уточняет положение ПП№616, определяющее порядок отнесения «запретной» продукции к российской.

Теперь такой может считаться только та продукция, информация о которой внесена в Реестр российской промпродукции или в Реестр российской радиоэлектронной продукции.

Соответственно в заявке на участие в госзакупке, например, поставщик ноутбуков должен будет представлять выписку из этих реестров.

При необходимости закупки импортной продукции, включенной в «запретный» перечень, госзаказчики должны будут обращаться с обоснованием такой закупки в министерство, которое и будет выдавать или не выдавать соответствующее разрешение (аналогичный механизм действует в отношении «запрещенной» импортной промышленной продукции – ИФ).

С принятием этого документа перечень «запретной» продукции увеличился до 132 позиций со 125 ранее.

«Этот акт – логическое продолжение принципиальной политики импортозамещения, которую ведет Минпромторг России», – сказал заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Шпак, слова которого приводятся в сообщении ведомства по поводу выпуска этого постановления. – Акт шел тяжело, на пути встретил огромное сопротивление, но в итоге нам удалось это сделать. В дальнейшем мы будем продолжать создавать благоприятные условия и возможности для развития и укрепления позиций российских производителей электроники».

Минпромторг подготовил предложение о значительном расширении «запретного» перечня еще в конце прошлого года.

Тогда министерство предлагало распространить запрет на госзакупку импортной промпродукции на все «оборудование компьютерное, электронное и оптическое» (за исключением нескольких десятков позиций, наподобие «весов точных; инструментов для черчения, расчетов, приборов для измерения линейных размеров и т.п.», «часов всех видов» и т.п.

), а также волоконно-оптические кабели, «провода и кабели электронные и электрические», «оборудование электрическое осветительное», «приборы бытовые электрические», «оборудование электрическое прочее», «машины офисные и оборудование, кроме компьютеров и периферийного оборудования» и т.д.

При этом в предложении Минпромторга оговаривался запрет на госзакупку перечисленной импортной техники не только в виде отдельных товаров, но и в составе закупаемых госзаказчиками работ или услуг.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *