Новый законопроект о такси: больше требований и ответственности

Каким станет законодательство в сфере такси в 2022 году? Какие изменения уже приняты, и чего нам ожидать? Известно, что Минтранс планирует провести масштабные реформы в транспортной отрасли, в том числе и среди таксопарков. В этой статье мы постараемся ответить на самые актуальные вопросы и помочь вам подготовиться к новым изменениям в сфере такси.

У вас бизнес такси?

Скачайте бесплатный комплект из 14 материалов и узнайте, как увеличить его эффективность

Новый законопроект о такси: больше требований и ответственности Новый законопроект о такси: больше требований и ответственности

Какие законы регулируют отрасль сейчас

Работу в сфере пассажирских перевозок регулируют три действующих нормативных документа:

  • ФЗ № 69 «О такси».
  • ФЗ № 259 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
  • ФЗ № 54 «Об онлайн-кассах».

Изменения будут внесены преимущественно в эти законы.

С 2019 года изменения в законе о пассажирских перевозках 2019 года устанавливают ряд требований к работе водителей и таксопарков. В частности:

  • Работать таксопарки и водители могут только при наличии лицензии;
  • Все расчеты с пассажирами проводятся при помощи онлайн-кассы;
  • Увеличен срок действия лицензии службы такси – до 5 лет;
  • Региональные органы осуществляют контроль за деятельностью таксопарков и перевозчиков.

Новые положения закона о такси в 2022 году

Прежде всего, изменения касаются деятельности агрегаторов и самозанятых водителей. Пройдемся по основным пунктам изменений:

  1. В России будет создан единый реестр таксопарков и транспортных перевозчиков – так называемый «Кодекс таксиста». Чтобы попасть в этот реестр, водителю придется получить персональный ID и соответствовать определенным требованиям, устанавливаемых законодательством о пассажирских перевозках.

  2. Заявку на внесение своей службы такси в единый реестр перевозчик будет подавать самостоятельно.

  3. Повышается ответственность таксистов и перевозчиков за жизнь и здоровье пассажиров, а также за сохранность их имущества.

  4. Антимонопольным законодательством планируется ограничивать рост цен на пассажирские перевозки и создать здоровую конкуренцию агрегаторам. И все же предварительно ожидается рост стоимости поездки примерно на 10-15%. Увеличится и комиссия агрегаторов по отношению к водителям, которые работают с их приложением. Именно поэтому многим водителям будет выгоднее работать с таксопарками

  5. Все водители такси, судимые по уголовным статьям, будут отстранены от работы. Уже в сентябре 2022 года начнутся масштабные проверки, таких водителей перестанут допускать к поездкам, а до 2023 года планируется проверить всех таксистов на наличие непогашенной судимости.

  6. Самозанятые водители смогут работать только при условии заключенного договора с одним из таксопарков или с агрегатором. При этом именно таксопарк или агрегатор будет нести ответственность за вред, причиненный самому пассажиру или его имуществу.

  7. Мобильное приложение можно будет использовать в качестве таксометра, для расчета расстояния, пройденного такси за один заказ. Показания приложения могут быть узаконены.

Закон о такси: требования к таксопаркам

1. Работа таксопарка должна быть лицензирована. Лицензию или разрешение на работу можно получить в Минтранспорте или в Департаменте дорожного хозяйства, контролирующем область или регион. Кроме того, лицензию можно оформить на сайте Госуслуг:

Новый законопроект о такси: больше требований и ответственности

(о том, как подать заявление на лицензию на сайте Госуслуг подробно написано в статье № ФЗ-69)

Лицензия действительна в течение 5 лет и должна храниться в каждой машине таксопарка – ее может запросить для проверки сотрудник ДПС или другого контролирующего органа.

2. Работа службы такси ведется в соответствии с договором фрахтования. Он предусматривает обязательное фиксирование данных о поездке: время, номер заказа, место подачи машины. Также клиент должен получить уведомление о подаче машины.

Например, «Едет черный Хендай X342VU265» 3 км около 2 минут. Водитель – Остапов Петр Федорович». В спорной ситуации, согласно условиям договора фрахтования, пассажир или водитель могут поднять данные заказа и прояснить все детали и нюансы.

В соответствии с этим договором:

3. Все автомобили такси должны быть оформлены определенным образом: на борту – контрастные «шашечки», на крыше – оранжевый опознавательный фонарь, в салоне – краткая информация о таксопарке, номер, ФИО водителя. Каждый автомобиль должен быть оборудован таксометром.

4. Все службы такси с 2021 года в обязательном порядке работают с онлайн-кассами и выдают пассажирам чек по окончании поездки. Для работы таксопарк заключает договор с оператором фискальных данных, и вся информация о платеже передается в органы Федеральной Налоговой Службы. Подробнее об онлайн-кассах в такси читайте в нашей статье.

Новый законопроект о такси: больше требований и ответственности Онлайн-касса в автомобиле такси

Закон о такси: требования к водителям

Большая часть требований к водителям такси сейчас находится на рассмотрении. В настоящий момент в отношении таксистов действуют следующие требования:

  • Наличие действующей лицензии;
  • Водительский стаж не менее 3 лет;
  • Возраст от 21 года;
  • Владение русским языком;
  • Гражданство СНГ.

Если водитель выполняет работу на собственном автомобиле, требований больше:

  • Автомобиль не старше 6 лет;
  • Оборудован рулем для левостороннего движения и датчиками ГЛОНАСС;
  • С российскими номерами;
  • С оформленным полисом ОСАГО.

Кроме того, перед выходом на работу, водитель должен ежедневно проходить медицинский осмотр и проводить техосмотр автомобиля, а также своевременно осуществлять ремонтные и профилактические работы транспортного средства.

В настоящее время законодательство в сфере пассажирских перевозок постоянно дорабатывается и ужесточается, но все его требования направлены на повышение безопасности пассажиров и их имущества, а также за введение новой ответственности к перевозчикам. Снижение монополии агрегаторов, работа с проверенными и надежными водителями и хорошее техническое состояние автомобилей – вот конечный результат, на который направлены изменения закона о такси в 2022 году.

У вас бизнес такси?

Скачайте бесплатный комплект из 14 материалов и узнайте, как увеличить его эффективность

Новый законопроект о такси: больше требований и ответственности Новый законопроект о такси: больше требований и ответственности

Новый закон о такси может заработать уже в сентябре

Новый законопроект о такси: больше требований и ответственности

  © АГН Москва

Ответственность служб заказа такси за жизнь и здоровье пассажира может быть усилена, к перевозкам предполагается допустить самозанятых, а регионы предложат вести реестр водителей и авто.

Такие положения содержатся в разработанном Минтрансом проекте закона об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси.

Документ, по информации «Парламентской газеты», могут внести в Госдуму в ближайшее время.

Езда по правовому полю

Новый закон о такси не могут принять уже больше десяти лет. За это время было предложено несколько версий регулирования, но ни одна из них в конечном счете не была принята. В частности, внесенный в 2018 году группой депутатов законопроект Госдума отклонила на заседании 23 марта.

В 2021 году Минтранс разработал новый документ, попытавшись учесть интересы всех сторон — агрегаторов, таксопарков, водителей, пассажиров. Похоже, эта версия регулирования и станет основной. По информации председателя общественного Совета по развитию такси Ирины Зариповой, в ближайшее время кабмин внесет документ на рассмотрение Госдумы.

Новый законопроект о такси: больше требований и ответственности

Автомобилистов предложили разделить на любителей и профессионалов

Законопроект прошел согласования в ряде федеральных ведомств, в том числе в Минэкономразвития, Минфине, Минтруде, Минпромторге, Федеральной налоговой службе и других. Замечания к документу предъявили Роспотребнадзор, ФАС и МВД.

Основные новеллы законопроекта: повышение ответственности служб заказа — агрегаторов, допуск к работе в такси самозанятых граждан и создание в регионах реестров перевозчиков и автомобилей такси. Предполагается, что вступать в силу документ будет постепенно: основные положения заработают уже с 1 сентября этого года, а часть, касающаяся ответственности агрегаторов, — с 1 марта 2023 года.

Ответственность как победа

Службы заказа будут обязаны обеспечивать самозанятым таксистам возможность прохождения предрейсового и послерейсового медосмотра, техосмотра автомобиля. В Совете по развитию такси сообщили, что это даст возможность вывести из тени несколько миллионов человек, подрабатывающих перевозками.

По новым правилам агрегатор будет нести ответственность за жизнь и здоровье пассажира такси во время поездки. «Если эту ответственность получится ввести, это будет большой победой», — прокомментировал зампред комиссии по безопасности Общественной палаты РФ Александр Холодов.

  • По мнению сенатора Ирины Рукавишниковой, ведение регионального реестра перевозчиков и автомобилей такси существенно повысит прозрачность рынка и безопасность поездок.
  • «Цифровой вид реестра сделает его доступным с любого электронного устройства», — отметила она.

Новый законопроект о такси: больше требований и ответственности

Ирина Рукавишникова © Игорь Самохвалов/ПГ

Участники рынка такси высказались о необходимости упрощения процедуры легализации, поскольку законопроект предусматривает расширение списка документов для получения разрешения на деятельность.

Они также отметили, что стандарты предрейсовых медосмотров устарели и занимают много времени, хорошей альтернативой могли бы стать телемедицинские технологии — удаленные осмотры с помощью автоматизированных аппаратов.

Рост цен предрешен

В условиях, когда в стране дорожает почти все, цены на услуги авто с шашечками не могут остаться прежними, и это не зависит от регулирующего их работу закона.

Пока перевозки пассажиров такси, кажется, остаются островком стабильности. В некоторых регионах даже фиксируют минимальное снижение цен.

Это, по словам Ирины Зариповой, объяснимо: водителей становится все больше, а пассажиров — меньше.

«Так бывает при любой нестабильности: такси — это всегда лазейка для тех, кто лишился работы или стал получать меньше, — объяснила эксперт. — В то же время снижается покупательная способность людей, и они все меньше пользуются такси. Поэтому цены пока замерли».

Но их рост все же предрешен, уверена председатель Совета по развитию такси, и это было ясно еще до начала спецоперации России на Украине. Бензин в прошлом году серьезно прибавил в стоимости, при этом цены на перевозки почти не росли. Теперь на это наложились новые трудности: обслуживать некоторые иномарки стало невозможно из-за отсутствия запчастей.

«Даже если комплектующие есть на складе, дилеры их придерживают, ожидая, когда цены еще вырастут», — прокомментировала Ирина Зарипова.

Еще одна проблема — повышение тарифов лизингодателей, ведь рынок такси, по данным Совета по его развитию, на 80 процентов состоит из арендованных автомобилей.

На фоне роста ключевой ставки Центробанка компании увеличили тарифы на услуги лизинга на 40—45 процентов, сообщила Зарипова. В перспективе на столько же могут подорожать поездки в такси.

«В этих условиях отрасли потребуется поддержка, о чем мы уже написали в Минпромторг», — сказала эксперт.

Можно с собакой и багажом

С 1 января 2021 года действуют новые Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, в том числе такси. По ним перевозчик обязан зафиксировать принятый заказ в журнале регистрации. После того, как водитель приедет к месту заказа, пассажиру должны сообщить точное местонахождение такси, госномер, марку и цвет авто, а также ФИО водителя.

Читайте также:  По какой форме вносят изменения для НКО?

• Процедуру техосмотра упростят с 1 сентября • Как будут ремонтировать машины по ОСАГО • Угон авто предложили считать тяжким преступлением

Отмечается, что маршрут перевозки легковым такси определяется пассажиром, в противном случае водитель должен выбрать кратчайший путь с наименьшими затратами времени. Пассажир в качестве ручной клади может провозить вещи, свободно проходящие через дверные проемы, при условии, что они не загрязняют и не портят сидений, не мешают водителю ехать и пользоваться зеркалами.

Если же пассажир едет в такси с собакой, то на ней должны быть поводок и намордник, у хозяина с собой должна быть подстилка. Мелких животных и птиц нужно провозить в клетках с глухим дном.

Как сообщили в пресс-службе Роспотребнадзора, на передней панели легкового такси справа от водителя перевозчик должен разместить информацию: полное или сокращенное наименование, адрес и телефон перевозчика, номер разрешения и срок его действия. Кроме того, там должны быть размещены тарифы за пользование такси.

Чем обернется госрегулирование тарифов такси? Эксперты комментируют законопроект

Агрегаторы и члены ОНФ предложения уже раскритиковали. А вот столичный департамент транспорта инициативу поддержал

Новый законопроект о такси: больше требований и ответственности depositphotos.com

В законопроекте о такси предложили установить регулируемые тарифы на поездки в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Также документ предлагает ставить в машинах датчики контроля усталости и проверять водителей на знание города. Агрегаторы и члены ОНФ предложения уже раскритиковали. А вот столичный департамент транспорта инициативу поддержал.

Закон о такси дорабатывается уже шестой год. Пять раз его вносили в Госдуму и пять раз отзывали. В разное время выходили три резолюции, почему этот закон неприменим на практике. За шесть лет текст законопроекта сократился на треть.

Депутаты обсуждали, как регулировать работу агрегаторов, делать ли обязательной установку тахографов и таксометров, как должен выглядеть автомобиль такси.

Пока самое громкое новшество — запрет на работу в такси водителям без российских прав и гражданства.

В ноябре 2020 года в документ внесли предложение обязать всех таксистов подключаться к агрегаторам. А сейчас депутаты предлагают ввести фиксированные тарифы на поездки в трех городах, включая Москву.

В столичном департаменте транспорта пояснили, что мера позволит не снижать зарплаты водителям.

В компании «Ситимобил» считают, что регулируемые тарифы приведут к росту цен на поездки, говорит глава пресс-службы агрегатора Полина Ломоносова.

Полина Ломоносова руководитель пресс-службы «Ситимобил»

В «Яндекс.Такси» назвали регулирование тарифов «медвежьей услугой» водителям, которая может только ухудшить ситуацию на рынке: тариф больше — поездок меньше, а значит, и работы тоже меньше. В ОНФ также раскритиковали проект.

Среди аргументов там привели и такой: если в Москве установить минимальный тариф на поездку, например в 250 рублей, то объем перевозок упадет на 30%, а заработок водителей снизится на 10–15%.

В этих расчетах общественники сослались на экспертов рынка.

С другой стороны, гарантии у водителей все же должны быть, считает гендиректор «Формулы такси» Богдан Коношенко.

Богдан Коношенко генеральный директор «Формулы такси»

Кроме регулирования тарифов законопроект предлагает запретить таксистам выходить на линию с тремя неоплаченными штрафами, установить в салоне датчики контроля усталости водителя, а также разрешить регионам проводить аттестацию таксистов на знание города. Вопросов нет только к идее со штрафами, говорит таксист, председатель общественного движения «Форум такси» Олег Амосов.

Предложение об установлении минимальной планки тарифов несколько лет назад вносил столичный Дептранс, но идею отклонила Федеральная антимонопольная служба. Ведомство заявило, что не может быть ни нижней, ни высшей планки тарифов. Считалось, что рынок сам все отрегулирует. Он так и сделал. И неясно, зачем его нужно ограничивать сегодня.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

В россии предложили прописать особые требования к легковым машинам такси и агрегаторам

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности рассмотрела резонансный законопроект: предлагается детально прописать правила работы агрегаторов такси, а также требования к водителям такси и их машинам.

Например, в машине такси обязательно должны будут устанавливаться системы, контролирующие состояние водителя. Усталый таксист работать не сможет.

А нарушителя, регулярно не оплачивающего штрафы, отстранят от работы. И т. п.

Но, пожалуй, главное в том, что планируется законодательно прописать, какую ответственность несет агрегатор такси (то есть фактически посредник) перед пострадавшим в аварии пассажиром.

«Подготовленный законопроект направлен на совершенствование регулирования деятельности служб заказа такси. Инициатива содержит ряд кардинальных новаций. За последние годы в России произошел резкий рост рынка перевозок пассажиров такси.

Причем, по данным ФАС, рынок растет только благодаря увеличению заказов через мобильные приложения. 78 процентов заказов такси осуществляются через приложения. 21,5 процента — по телефону.

0,5 процента составляют заказы такси через сайты в сети Интернет», — рассказал председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев.

Для работы в такси самозанятый должен будет заключить договор с агрегатором, который устанавливает цены за перевозки. То есть договор найма

Он также напомнил, что вследствие перетекания заказов к агрегаторам традиционные таксопарки изменили свою работу, существенно снизив или прекратив деятельность своих диспетчерских. Однако на законодательном уровне функционирование служб заказа такси, в том числе агрегаторов, не урегулировано. Подготовленный масштабный законопроект исправляет данную ситуацию.

Кроме того, данный документ устанавливает требования как к перевозчикам, так и к самому легковому такси. В частности, в машине такси предлагается в обязательном порядке устанавливать устройства контроля за вниманием и усталостью (сонливостью) водителя.

«Для водителей же планируется установить перечень оснований, по которым им будет запрещен допуск к управлению легковым такси. Например, запретят работать таксистом гражданам, имеющим более трех неуплаченных штрафов за нарушение Правил дорожного движения», — подвел итог Владимир Груздев.

Битва за закон о такси длится уже более восьми лет. Много проектов было, и ни один из них так и не был принят. А все дело в том, что такой документ должен предусматривать интересы всех участников. А их много.

Это таксопарки и сами таксисты, которые оказывают услугу. Это агрегаторы, которые якобы только связывают между собой таксиста и потребителя, но при этом ни за что не отвечают. Кстати, именно на этом рынке у нас образовалась монополия. Осталось только два агрегатора.

Причем один с минимальной долей, а второй правит бал.

И, наконец, третий участник событий — сам потребитель, права которого должны защищаться в полном объеме. И ни один из законопроектов, в том числе и этот, не выдерживает критики с какой-либо из сторон.

Главное для нас — защита прав потребителя, каждого из нас, кто волей-неволей пользуется услугами этого транспорта. Законопроект, по сути, освобождает агрегатора от ответственности за перевозку пассажира.

Он ставит перед ним задачи по сбору данных о водителе такси, собственнике машины, разрешении таксиста на работу до начала поездки, чего обычный потребитель сделать не может, да и не должен.

А без этих данных пассажир, пострадавший в аварии, рассчитывать на компенсацию не сможет.

Как пояснила «РГ» эксперт Союза безопасности дорожного движения Елена Гращенкова, статья об ответственности перевозчиков и служб заказа легкового такси противоречит действующим законам. Законопроект значительно ущемит права граждан.

«На данный момент легковым такси в РФ пользуются 60 миллионов человек, — поясняет Елена Гращенкова. — По действующему законодательству, а также в соответствии с позицией Верховного суда служба заказа такси является агентом перевозчика, а его правоотношения с пассажирами регулируются законом о защите прав потребителей».

То есть, если служба заказа такси приняла на свой расчетный счет плату за провоз и выбрала на свое усмотрение перевозчика для данного конкретного пассажира, она автоматически становится ответственной за все, что с ним произойдет в этой поездке. Вне зависимости от того, имелись ли технические возможности получить сведения о перевозчике из реестра или нет, был пассажир проинформирован о наименовании перевозчика или нет.

— Когда вы приходите в супермаркет, вы видите, что молоко называется «Буренка» и производится в такой-то области, — продолжает эксперт. — Однако ответственность супермаркета за качество товара при этом не отменяется. В законопроекте о такси авторы пытаются отменить или ограничить ответственность супермаркета.

Напоминаю, по текущему законодательству пассажир такси, попавший в ДТП, очень хорошо защищен. Суммы компенсаций, на которые он может претендовать, могут быть ограничены только его текущим доходом, и никакими иными условиями.

Причем все эти суммы он имеет право взыскивать непосредственно с юридического или физического лица, с которым он заключил договор о поездке. Если позвонил в таксопарк, претензии к таксопарку. Если взял «от борта», а водитель не был трудоустроен — к водителю. В случае наличия трудового договора — к работодателю.

Если нажал на кнопку приложения службы заказа такси — к ней. Таким образом, совершенно определенно данный законопроект пассажиру-потребителю навредит.

СПЧ предлагает запретить работать в такси по иностранным правам

Смешно звучит допуск до управления такси самозанятых. Очень подробно объяснили эти положения минюст и минфин. Самозанятый должен заключить договор с тем же агрегатором, который называется службой заказа такси. При этом он не может устанавливать цены.

Их может устанавливать юридическое лицо — автопарк, или служба заказа такси, или они совместно по согласованию. Таким образом самозанятый получает договор найма, согласно действующему законодательству.

Какой же он после этого самозанятый? И тут же возникают вопросы от минфина: почему самозанятый, заключивший договор найма, платит налоги по упрощенной схеме?

Кстати, о тарифах. У нас тарифы на такси давно устанавливает не таксопарк, а именно агрегатор. И стоимость этого заказа может не соответствовать реальным условиям его выполнения.

При появлении естественного монополиста на рынке стоимость его услуг должна регулироваться государством. Однако в данной ситуации стоимость услуг монополиста пока не относится к стоимости услуг такси. А проект закона еще больше разделяет эти две сферы.

Хотя для городов федерального значения он предусматривает возможность установления ими минимальной планки за эту услугу.

Читайте также:  Как российскому малому и среднему бизнесу удалось пережить коронакризис

Таксисты притормозили у Госдумы

Крупнейшие агрегаторы такси направили в Госдуму поправки к законопроекту о регулировании рынка, который уже полтора года дожидается второго чтения.

Они готовы взять на себя субсидиарную ответственность в случае ДТП, но не согласны на обязательную установку таксометров, которая обойдется отрасли в 100 млрд руб.

Большинство разногласий с рынком по поводу документа уже устранено, настаивают в Госдуме.

Агрегаторы такси направили в комитет по транспорту Госдумы поправки к законопроекту о такси, который был принят в первом чтении в декабре 2018 года и готовится к рассмотрению — во втором.

“Ъ” ознакомился с документом, его отправку подтвердили в «Яндекс.Такси», «Ситимобиле», Gett и ГК «Везет».

Предложения сформировала рабочая группа при Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП), в нее вошли представители агрегаторов и деловых объединений.

Агрегаторы хотят уточнить свои зоны ответственности. Предполагается, что они готовы нести ее в случае ДТП и выплачивать до 2 млн руб. (все крупные агрегаторы уже добровольно страхуют пассажиров на ту же сумму).

Служба заказа такси также несет ответственность за передачу заказа лицу без водительского удостоверения, но только в случае технической возможности проверки информации онлайн, указано в поправках агрегаторов.

Агрегаторы выступили против установки таксометров в автомобилях, поскольку, по их подсчетам, это обойдется в 100 млрд руб. Взамен они предлагают закрепить в законе возможность использования в качестве таксометров приложений, в которые уже встроена такая механика.

Кроме того, участники рынка выступают против регулирования тарифов такси на уровне регионов, так как это «противоречит принципам конкурентного рынка».

Ключевым же для них стал вопрос легализации работы самозанятых таксистов. Сейчас, по данным агрегаторов, уже 170 тыс. самозанятых в России работают в этой индустрии.

Но, чтобы получить разрешение на таксомоторные перевозки, самозанятый должен оформить статус ИП или арендовать автомобиль с таким разрешением. Агрегаторы настаивают, что самозанятые тоже должны иметь возможность получать это разрешение.

«Масштабирование модели самозанятых может привести к дополнительным налоговым поступлениям до 15 млрд руб. в год»,— обещают компании.

Это не первая попытка агрегаторов такси продавить свою позицию в Госдуме, депутаты которой, напротив, предлагали ввести жесткую ответственность для участников рынка и усилить требования к водителям. Ранее агрегаторы поддержали альтернативный законопроект группы сенаторов, но в феврале он был снят с рассмотрения профильным комитетом Госдумы.

До этого субсидиарную ответственность предлагали закрепить в законе депутаты Курганской облдумы, те поправки разработал сервис «Максим» (см. “Ъ” от 15 февраля 2019 года).

Сейчас же с привлечением РСПП и других бизнес-объединений наблюдается «беспрецедентная лоббистская кампания», считает руководитель центра компетенций Общественного института развития такси Станислав Швагерус.

Позиция агрегаторов обсуждалась на совещании 25 сентября, по большинству вопросов достигнуто взаимопонимание, заявил “Ъ” первый зампред комитета по транспорту Виталий Ефимов. Но, по его словам, есть и «болевые точки», такие как выделение регионами квот на количество машин в каждой службе такси.

«Агрегаторы против: для них чем больше машин, тем лучше. Но за то, чтобы дороги не были забиты, отвечает глава региона»,— говорит господин Ефимов.

Законопроект, по его словам, будет доработан на этой неделе. В частности, премьер-министр Михаил Мишустин через Минэкономики, которое участвует в разработке, поручил проработать вопрос о самозанятых, пояснил депутат.

Все инициативы, которые выдвигают агрегаторы, не учитывают интересов других участников рынка, например перевозчиков и водителей, уверен Станислав Швагерус.

«О каком сбалансированном решении тут можно говорить, когда нет состязательности в экспертном анализе?» — говорит он.

По его словам, по ряду инициатив агрегаторы выступают за уменьшение полномочий государства, но «вряд ли оно пошло бы навстречу в плане ограничений собственных полномочий».

Дмитрий Шестоперов

Моральные принципы: таксистам предоставят собственный кодекс

Правительство предложило третий вариант закона о такси. Эксперты отзываются о нем как об одном из самых долгожданных в отрасли. Водителей и автомобили внесут в онлайн-реестры, а агрегаторов заставят отвечать в случае ДТП. Что еще появится в «кодексе таксиста», разбирались «Известия».

Принять соответствующий современным реалиям закон о такси пытались уже дважды, в 2018 и 2019 годах. Оба раза законопроекты не выдержали общественной критики.

О новом тексте говорят осторожно — даже на открытом обсуждении в Совете Федерации некоторые представители отрасли жаловались, что до сих пор не видели ни одной редакции проекта.

При этом окончательный текст уже готов и скоро будет опубликован на сайте проектов нормативных правовых актов для общественного обсуждения. Ожидается, что он будет принят в начале следующего года.

«Мы отходим от бумажных носителей»

— Законопроекты о такси рассматриваются уже на протяжении нескольких лет. Но в прошлом году произошло перераспределение полномочий между Федерацией и регионами.

В отношении такси все полномочия теперь отданы регионам, оставляя Федерации полномочия по регулированию информационных систем, то есть деятельности агрегаторов, — комментирует руководитель центра компетенций Международного евразийского форума «Такси» Станислав Швагерус.

«Кодекс таксиста» — именно так называют авторы законопроекта этот документ. По их словам, в нем будет отражено большинство проблем, с которыми сталкивается почти каждый житель мегаполиса, пользующийся этим видом общественного транспорта. Одним из самых важных нововведений авторы законопроекта считают всероссийскую цифровизацию и внесение в реестр всех автомобилей и водителей такси.

Представители отрасли жалуются, что рынок до сих пор функционирует без определенного закона, а понятие «агрегатор» и вовсе отсутствует.

Предлагаемый законопроект не только регулирует деятельность перевозчиков, но и переводит большую часть регулирования в онлайн.

Например, в нем предлагается создать три цифровых реестра: водителей, автомобилей и агрегаторов, которые будут круглосуточно доступны всем исполнительным органам для соответствующих проверок. Порядок ведения реестров будет стандартизован.

— Еще один очень важный момент нового законопроекта — это «отрыв» транспортного средства от перевозчика. Это значит, что разрешение не будет привязано к конкретному автомобилю, а, по аналогии с лицензированием, его будет получать перевозчик.

В свою очередь, транспортное средство, на котором осуществляется конкретная перевозка, будет «привязано» к перевозчику.

Получить выписку из реестра сможет любой перевозчик, а базы будут храниться в информационных системах уполномоченных органов, — отметил директор департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Алексей Бакирей.

Агрегаторов заставят отвечать

Еще одна статья посвящена равной ответственности агрегатора и водителя за вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу пассажира при перевозке легковым такси. Таком образом, служба заказа такси автоматически переходит из разряда посредников в полноценные участники процесса. С таким подходом согласны и общественники.

— Такси в настоящий момент очень конфликтная отрасль. Пассажиры в случае ДТП вынуждены буквально бороться за то, чтобы компенсировать ущерб, и судятся за это годами. Отрасли просто необходимо серьезное законодательное регулирование.

Случайные люди не должны возить пассажиров в такси, поэтому разрешение на конкретного водителя вводить уже давно пора, и это пойдет отрасли только на благо. Тут возникает закономерный вопрос о том, кто должен это контролировать и нести ответственность.

Логичнее всего возложить это на агрегаторов, так как до 95% заказов в такси сейчас осуществляется именно через них.

Такой подход будет отвечать интересам и водителей такси, и самих пассажиров, позитивно повлияет на повышение уровня безопасности этого вида перевозок, — отмечает координатор движения «Синие ведерки» Юлия Каблинова,

О важности ответственности агрегаторов говорит и вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.

— Как только в отраслевом законодательстве появится четко обозначенная роль агрегаторов, это логичным образом повлечет за собой и другие важные регуляторные нововведения. Так, необходимо вводить требования по обязательной страховке пассажира, помимо ОСАГО.

Совершенно неприемлема ситуация, когда одни агрегаторы имеют такие страховые программы, другие не имеют, а таксопарки чаще всего даже не задумываются об этой проблеме.

Необходимо определить сумму такой ответственности перевозчика по аналогии с другими видами пассажирских перевозок — в размере 2 млн рублей, — заявляет эксперт.

При этом, по словам Шапарина, взаимные обязательства между организатором перевозки и конкретным перевозчиком должны быть жестко зафиксированы. Водитель должен иметь право голоса и должен быть уверен, что завтра агрегатор не поднимет тарифы и не отключит его от сервиса. Раз поездку организует агрегатор, он показывает стоимость поездки и потребителю, и водителю.

Минимальные тарифы и невозможность легализации из-за ОСАГО

Но и есть в документе и несколько спорных новелл. Так, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) назвала лишним требование присутствия представителя агрегатора в каждом из регионов. Также ФАС смутил ввод минимального тарифа.

— ФАС России выступает против квотирования такси, так как эта процедура является ограничением предложения на рынке и вмешательством в формирование его свободной конъюнктуры.

Минимальный тариф на такси, по мнению антимонопольной службы, искажает спрос и предложение на рынке.

Такая ситуация может законодательно ограничить возможность водителей предложить пользователям короткие поездки, которые являются наиболее популярными у пассажиров такси и агрегаторов.

Также ФАС России полагает, что физическое нахождение представителя агрегатора в каждом регионе повлечет за собой рост их административных затрат. Это может напрямую сказаться на ценах для пассажиров. Кроме того, в этом вопросе важно учитывать, что агрегаторы занимают существенную долю на рынке, — прокомментировали «Известиям» в пресс-службе ведомства.

Также эксперты отрасли сетуют на слишком высокие цены на ОСАГО для такси, считая, что это мешает полной легализации рынка.

По словам председателя Общественного совета по развитию такси Ирины Зариповой, ни в одном законе нет обязательных требований об отдельных тарифах для такси, однако страховщики ввели повышающий коэффициент и теперь минимальная стоимость полиса — 50 тыс. рублей, что достаточно много для большинства таксистов. Однако РСА такие тарифы не смущают.

Читайте также:  Когда платить единый налог на УСН Доходы?

— Частота ДТП с такси сейчас по нашим данным очень высока и составляет 32,2%, тогда как в среднем по стране частота ДТП находится на уровне около 5%.

Проблему убыточности такси необходимо решать комплексно и в первую очередь заниматься повышением безопасности этого вида транспорта, ведь это не только убытки страховщиков, это жизни и здоровье других участников дорожного движения.

Не может идти речи о снижении тарифов для такси при том, что этот вид транспорта генерирует почти на порядок больше ДТП, чем остальной транспорт, — отметили в РСА.

Еще одна проблема, по словам Зариповой, заключается в невозможности актуализировать все реестры по стране, так как они ведутся с нарушениями: не обновляются, отсутствует часть информации о разрешениях, формат файла не подлежит автоматической или ручной обработке. Проверить разрешение такси невозможно как минимум в 23 субъектах Федерации.

— Мы часто слышим, что необходимо обязать агрегаторов проверять наличие разрешений на деятельность такси, эта мера позволит повысить безопасность перевозок.

Но выполнение этой функции зависит не только от служб заказа такси, а в первую очередь от органов власти в регионах, на которые возложена обязанность по ведению реестров.

По нашим данным, в значительной части субъектов России документы ведутся так, что по ним невозможно проверить автомобиль вручную, не говоря уже об автоматизации процесса, — отметила Зарипова.

Мнение участников рынка

Представители двух крупнейших агрегаторов заявили, что до заседания в Совете Федерации не видели ни одной редакции законопроекта, хотя, по словам авторов, он активно обсуждался в отрасли.

— Мы внимательно следим за ходом законотворческого процесса по разработке законопроекта о такси, но, к сожалению, все версии проекта проходили без обсуждения с бизнес-сообществом, что в итоге негативно сказывается на разрабатываемых положениях ФЗ и непосредственно на бизнесе при их реализации. Мы не принимали участие в обсуждении нового закона, но уже сейчас видим обеспокоенность наших партнеров и таксопарков, — заявили в пресс-службе сервиса «Ситимобил».

Вызывают недоумение у игроков рынка и отдельные предложения по законопроекту.

— Недавно от представителя Минтранса, например, вновь прозвучала новелла о региональных реестрах служб заказа такси. Никому не приходит в голову требовать от других цифровых платформ включения в какие-либо реестры субъектов РФ. Почему и зачем этого хотят от цифровых платформ в сфере такси — непонятно, — отметили в пресс-службе сервиса заказа такси «Максим».

Источник в бизнес-сообществе подтвердил, что в обсуждении федерального законопроекта принимал участие только один агрегатор — «Яндекс.Такси». Остальным участникам рынка, скорее всего, текст будет предоставлен по факту его согласования.

Сможет ли обезопасить пассажиров новый закон о такси

В Госдуму внесли законопроект, регламентирующий работу легкового такси и вводящий ответственность за перевозку для агрегаторов. Одним из главных нововведений станет «солидарная ответственность» агрегатора за вред, причиненный здоровью или жизни пассажира в случае аварии. Рассказываем, что еще изменяет новый законопроект о такси и поможет ли это улучшить безопасность перевозок.

Агентство «Москва»

Агрегаторы в ответе

18 декабря группа сенаторов и депутатов во главе с заместителем председателя Совета Федерации Андреем Турчаком внесла на рассмотрение Госдумы законопроект, регламентирующий работу такси и агрегаторов.

Согласно документу, главным условием работы агрегаторов должно стать введение «солидарной ответственности» за вред, причиненный здоровью или жизни пассажира в случае аварии. Причем максимальный размер возмещения ограничивается двумя миллионами рублей.

«Возмещение службой заказа легкового такси ущерба может осуществляться с использованием механизма добровольного страхования рисков своей ответственности или добровольного страхования рисков причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров», – говорится в законопроекте.

Помимо этого, новый закон позволит работать в такси также самозанятым гражданам. Кроме того, всем водителям придется пройти аттестацию на знание улично-дорожной сети в субъекте страны, в которой он будет работать.

Проходить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водители смогут дистанционно с помощью телемедицины.

А таксисты с иностранными правами или имеющие неснятую или непогашенную судимость по тяжким статьям больше не смогут перевозить пассажиров. В документе говорится:

Не допускать управление легковым такси на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений.

Также в каждом регионе смогут устанавливать максимальное количество легковых такси, однако это число не сможет быть меньше 30 авто на каждую тысячу жителей региона. Если количество поданных заявлений на выдачу разрешений превысит установленную планку, то разрешения будут разыгрывать на аукционе.

Один из соавторов законопроекта, член комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Старовойтов пояснил Москве 24, что новый документ «учитывает современный уровень развития сферы такси».

«Новый законопроект в отличие от предыдущего, более года находившегося на рассмотрении Госдумы, учитывает, в частности, высокую степень проникновения IT-технологий и агрегаторов», – говорит депутат.

Отдельно отмечу, что в законопроекте учли предложение о введении ограничения на число выдаваемых разрешений на деятельность такси – не менее 30 на тысячу жителей населенного пункта. Эта мера необходима для того, чтобы добиться баланса спроса и предложения на рынке такси.

Александр Старовойтов

депутат Госдумы

Агентство «Москва»

Еще один соавтор документа, депутат Госдумы Александр Васильев добавил, что законопроектом предлагается также создать единые правила ведения регионами реестров разрешений такси.

«К реестрам обязана будет подключиться каждая служба и проверять по ним факт наличия действительного разрешения у водителя. Реестры станут машиночитаемыми. Также законопроект закладывает основу для появления цифрового профиля таксиста.

В перспективе цифровой профиль даст перевозчикам возможность в каждый момент времени «видеть», имеет ли конкретный водитель право на управление автомобилем и на перевозки такси.

Если нет, то такого водителя можно немедленно убирать с линии», – подчеркнул собеседник Москвы 24.

Законопроект, устанавливающий требования для легковых такси, 13 декабря 2018 года был принят Госдумой в первом чтении. Инициатива предполагала обязательное нанесение «шашечек» на кузов. Авторы документа также предложили обязать перевозчиков размещать опознавательный оранжевый фонарь на крыше, использовать таксометр и регистрировать машины на территории РФ.

В законопроекте также было прописано, что использовать в качестве такси следует только транспортные средства, которые допущены к участию в дорожном движении.

Кроме того, юрлицам и ИП нужно обеспечивать техобслуживание, проводить ремонт и предрейсовый контроль технического состояния такси и отправлять водителей на медосмотры.

Возить пассажиров, согласно документу, могут лишь те, чей водительский стаж не менее трех лет. Перевозка легковым такси должна осуществляться на основании публичного договора фрахтования. Помимо прочего, законопроект предусматривает, что юрлица и ИП могут использовать в качестве легкового автомобиля конкретное ТС только после получения соответствующего разрешения.

Причем это право не может быть передано третьим лицам. Однако подготовка поправок ко второму чтению затянулась.

Также с 1 июня 2017 года в России вступил в силу закон, запрещающий водителям такси работать с иностранными водительскими удостоверениями. Всем, кто хочет продолжить работу, нужно заново сдавать на права (теоретический и практический экзамены). С национальными правами ездить имеют право только иностранные водители из четырех стран – Белоруссии, Киргизии, Армении и Казахстана.

Станет ли такси безопаснее?

По мнению председателя Союза пассажиров России Кирилла Янкова, агрегаторы такси должны нести более серьезную ответственность перед пассажирами, чем сейчас. Такое нововведение позволит решить множество споров между пассажиром и службой заказа такси.

«При это главную ответственность все-таки должен нести перевозчик, а агрегатор – субсидиарную ответственность в том случае, если перевозчик не может выплатить эту компенсацию или не застраховал пассажира на случаи ДТП», – подчеркнул собеседник Москвы 24.

Есть судебные решения, которые возлагают ответственность на агрегатора при решении споров, но закон пока на них никакой ответственности не возлагает, это неправильно.

Кирилл Янков

председатель Союза пассажиров России

Однако требование об обязательной аттестации на знание улично-дорожной сети эксперт считает уже неактуальным.

«Сейчас водители обычно пользуются навигаторами. Мало кто может знать на память, например, улично-дорожную сеть Москвы, которая к тому же каждый год расширяется и меняется», – добавил Янков.

Агентство «Москва»/Мобильный репортер

По данным столичного управления ГИБДД, ДТП с участием автомобилей такси в Москве чаще всего происходят по вторникам, понедельникам и воскресеньям. На вторник приходится 15,2 процента аварий, в понедельник такси сталкиваются в 14,8 процента случаев, в воскресенье – 14,5 процента.

В основном аварии случаются в период с полудня до девяти часов вечера (42 процента) и с полночи до семи часов утра (24 процента).

К самым распространенным причинам аварии относятся неправильный выбор дистанции, несоблюдение очередности проезда, нарушения правил перестроения и сигнала светофора, а также проезд пешеходных переходов.

Председатель комитета МТПП по вопросам развития транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым автомобильным транспортом Богдан Коношенко считает, что в документе должно быть четко прописано, в каком случае возникает ответственность агрегатора перед пассажиром.

«Если агрегатор нарушил определенный свод правил, то он несет материальную ответственность, если не нарушал, то нет. Этот вопрос также может быть решен через страхование, если это таким образом будет сделано и будут предусмотрены механизмы реализации, то это однозначно хорошо», – пояснил собеседник Москвы 24.

При этом эксперт не согласен с требованием об ограничении по выдаче разрешений водителям такси.

Если ввести ограничения, то возможно большая часть разрешений может оказаться в руках очень узкой группы лиц, близкой к агрегаторам, и вряд ли это требование сможет пройти антикоррупционную экспертизу.

Богдан Коношенко

председатель комитета МТПП по вопросам развития транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым автомобильным транспортом

«Если посчитать, то получается, что более 300 тысяч разрешений может быть выдано в Москве. Вроде бы ограничение вводится, но по факту даже сейчас столько разрешений нет, но уже наблюдается переизбыток. По этому поводу есть разные точки зрения, есть много вопросов, однако подавляющее большинство перевозчиков против», – добавил Коношенко.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *