Поставщики электроэнергии будут проводить закупки по-новому

 Реальное времяРеальное время

Разница между основными игроками ОРЭМ

По материалам Центра финансовых расчетов, на 21 июля текущего года в России задолженность потребителей оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ) перед поставщиками составляет более 80 млрд рублей. Согласно опубликованным данным, основное ухудшение расчетов по итогам 7 месяцев зафиксировано в Южном и Северо-Кавказском федеральном округах.

Вообще же приобретать электроэнергию на оптовом рынке могут три покупателя: гарантирующие поставщики (ГП), энергосбытовые компании (ЭСК) и крупные потребители электроэнергии, удовлетворяющие условиям ОРЭМ.

Гарантирующие поставщики покупают электроэнергию и мощность на ОРЭМ и реализуют ее на розничном рынке для нужд населения и других потребителей, обратившихся к ним за заключением договора энергоснабжения или договора купли-продажи электроэнергии.

Гарантирующие поставщики покупают электроэнергию и мощность на ОРЭМ и реализуют ее на розничном рынке для нужд населения. pravdaurfo.ru

Энергосбытовые компании как участники оптового рынка реализуют электроэнергию и мощность на розничном рынке для потребителей, с которыми у них заключены договоры энергоснабжения или договоры купли-продажи электроэнергии и мощности.

К категории крупных потребителей относят компании, удовлетворяющие условиям ОРЭМ и самостоятельно покупающие электроэнергию и мощность на ОРЭМ для нужд собственного производства. Они имеют возможность обойтись без услуг ГП или ЭСК и, соответственно, экономить на сбытовой надбавке.

Так в чем же разница между гарантирующим поставщиком и энергосбытовой компанией? Можно выделить несколько главных отличий.

Энергосбытовые компании могут отказать в заключении договора энергоснабжения или купли-продажи электроэнергии и мощности обратившемуся к нему потребителю. Они также вправе разорвать договор в случае неоплаты со стороны потребителя.

Энергосбытовая организация может устанавливать сбытовые надбавки для каждого потребителя индивидуально, надбавки же гарантирующему поставщику устанавливаются комитетом по тарифам. Энергосбытовая компания не обслуживает население.

Выгодное положение ЭСК и долги ГП на оптовом рынке

Таким образом, энергосбытовые компании оказываются в более выгодном положении. Они вправе переманивать у гарантирующих поставщиков платежеспособных потребителей, предлагая более низкую сбытовую надбавку.

Гарантирующие поставщики, в свою очередь, не могут отказаться от договора энергоснабжения или договора купли-продажи электроэнергии и мощности.

Они остаются с потребителями с низкой платежной дисциплиной и населением, которые тоже не всегда оплачивают потребленную электроэнергию в полном объеме.

Договоры, заключаемые гарантирующими поставщиками с потребителями, носят публичный характер. В качестве гарантирующего поставщика компании выступают в рамках определенной зоны деятельности. Вне ее гарантирующий поставщик может действовать как энергосбытовая организация. Зоны деятельности гарантирующих поставщиков не пересекаются.

Введение требования о запрете совмещения конкурентных и монопольных видов деятельности в электроэнергетике привело к разделению деятельности по передаче электроэнергии и деятельности по ее продаже и производству.

Энергосбытовые компании вправе переманивать у гарантирующих поставщиков платежеспособных потребителей, предлагая более низкую сбытовую надбавку. pravdaurfo.ru

Если компания не оплачивает покупку электроэнергии и мощности, то механизм оптового рынка может лишить ее статуса субъекта ОРЭМ. Это влечет за собой потерю статуса гарантирующего поставщика, поскольку без него она не может покупать электроэнергию и мощность на оптовом рынке электроэнергии и мощности. К сожалению, этот механизм не гарантирует 100% оплату обязательств.

Гарантирующие поставщики часто лишаются статуса субъекта ОРЭМ за неплатежи. Компания заранее знает, что потеряет статус, и прекращает исполнение любых обязательств, накапливая задолженность сразу за 2—3 месяца. Так, по состоянию на 21 июля 2020 года задолженность на ОРЭМ по компаниям, лишенным статуса субъекта ОРЭМ, составляет более 66 млрд рублей.

«Голландский аукцион» для гарантирующего поставщика

Что же происходит после лишения ГП статуса субъекта ОРЭМ? Так как функции гарантирующего поставщика должны выполняться непрерывно, после потери статуса его передают местной сетевой компании, но не более чем на год, для проведения конкурса на статус ГП. Конкурс проводит Минэнерго РФ. Компании-претенденты должны соответствовать требованиям ОРЭМ и погасить задолженность ОРЭМ предыдущего гарантирующего поставщика.

Конкурсы проводятся по принципу «голландского аукциона». Сначала условием является погашение 100% задолженности предыдущего ГП. Если желающих не находится, то следующим этапом предлагается погасить 80%, затем 60% и т. д. до 20 %. Затем круг снова повторяется. Все это время функции ГП выполняет местная сетевая организация.

Такой механизм приводит к ситуации, когда в регионах с высокой платежной дисциплиной конкурсы проходят на 100% и компания, желающая стать новым ГП в регионе, полностью погашает задолженность предыдущего ГП перед поставщиками ОРЭМ, а в регионах с традиционно низкой платежной дисциплиной процесс становится практически бесконечным, поскольку мало компаний, желающих получить статус ГП, в регионе с большим количеством неплательщиков.

К таким регионам традиционно относится Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО). По данным Центра финансовых расчетов, на компании СКФО приходится более 82% задолженности на ОРЭМ. Функции гарантирующих поставщиков там исполняют компании, подконтрольные ПАО «Россети».

В 2020 году ПАО «Россети» совместно с генерирующими компаниями и инфраструктурными организациями ОРЭМ провело большую работу по урегулированию задолженности компаний СКФО.

В соответствии с достигнутыми договоренностями часть задолженности компаний, возникшая до 1 января 2020 года, реструктуризирована.

Закупки электроэнергии по 44-ФЗ

Каждый заказчик – потребитель электрической энергии. Закон № 44-ФЗ предусматривает особые основания для заключения договоров энергоснабжения, купли-продажи электроэнергии, а также услуг по ее передаче.

Однако заключение и исполнение таких договоров регулируется не только законодательством о контрактной системе, но и специальным законодательством об электроэнергетике.

В статье расскажем, как заказчикам учитывать это в своей работе.

Очевидный ответ — п. 29 «заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии». Но чтобы пользоваться этим пунктом правильно, нужно знать разницу между договором энергоснабжения и договором купли-продажи электроэнергии.

По договору энергоснабжения гарантирующий поставщик не только продает электрическую энергию, но и обеспечивает ее передачу до электроприемных устройств заказчика (П. 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв.

постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442). А по договору купли-продажи электроэнергии заказчик приобретает только электроэнергию, услуги электросетевой организации по передаче электроэнергии в этом случае закупаются отдельно. Основанием для такой закупки будет уже не п.

 29, а п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Первый пункт ч. 1 ст. 93 используется для закупки услуг, относящихся к сфере деятельности естественных монополий. Услуги по передаче электрической энергии относятся к числу таковых в силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Неправильный выбор основания для осуществления закупки грозит должностному лицу заказчика административной ответственностью по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ (штраф 50 тыс. руб.).

Нужно ли включать в договор условие о твердой цене контракта?

При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения (ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта могут быть определены заказчиком в документации о закупке лишь в случаях, установленных Правительством РФ.

Закупка электроэнергии — это закупка у единственного поставщика, документация о закупке в данном случае не составляется. Поэтому Правительство РФ и не включает электроэнергию в перечень случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта (постановление Правительства РФ от 13.01.

2014 № 19).

Получается, что заказчикам следует понуждать гарантирующих поставщиков электроэнергии ко включению в договоры условия о твердой цене контракта (См. письма Минэкономразвития России от 21.02.2017 № Д28и-846, от 06.04.2017 № ОГ-Д28-4031, от 15.07.2015 № Д28и-2159). С этой целью заказчики составляют протоколы разногласий к договорам, полученным от гарантирующих поставщиков.

Однако суды указывают, что делать этого не нужно.

Пример При заключении договора энергоснабжения заказчик настаивал на установлении конкретного объема энергоресурса и фиксированной (твердой) цены договора на весь срок его исполнения.

Не соглашаясь с этим, гарантирующий поставщик предлагал редакцию договора с указанием ориентировочного объема электроэнергии и предварительной цены договора.

Правовая оценка Верховного Суда РФ: из положений законодательства об электроэнергетике следует, что цена не является существенным условием договора энергоснабжения.

При этом окончательная цена единицы электроэнергии за месяц устанавливается после завершения расчетного периода в рамках предельных уровней нерегулируемых цен. Таким образом, определить твердую стоимость электрической энергии на момент заключения договора не представляется возможным. Следовательно, невозможно и установить твердую цену договора.

Нормы Закона об электроэнергетике являются специальными по отношению к Закону № 44-ФЗ. В связи с этим условия договора энергоснабжения о количестве товара и его цене, а также о цене договора определяются на основании норм законодательства в сфере электроэнергетики (Определение Верховного Суда РФ от 12.05.2017 № 304-ЭС17-4309 по делу № А70-4027/2016).

Можно ли установить в договоре возможность изменения количества электроэнергии с пропорциональным изменением цены договора?

Получатели бюджетных средств (органы государственной власти, казенные учреждения и т.д.

Читайте также:  Как учитывать в бухгалтерском учёте дополнительный взнос в уставный капитал?

) отражают ориентировочный объем энергопотребления в приложении к договору с гарантирующим поставщиком («соглашении о бюджетном финансировании»), где указываются доведенные заказчику «натуральные» (кВт·ч) и «денежные» (тыс. руб.

) лимиты. Такие лимиты формируются главным распорядителем бюджетных средств с учетом данных о потреблении электроэнергии в предшествующие годы.

Разумеется, фактическое потребление электроэнергии никогда не совпадает с «натуральными» и «денежными» лимитами.

Чтобы хоть как-то решить эту проблему в рамках Закона № 44-ФЗ, заказчики настаивают на включении в договор с гарантирующим поставщиком условия, восходящего к подп. «б» п. 1 ч. 1 ст.

95 Закона № 44-ФЗ («по предложению заказчика предусмотренное контрактом количество товара может быть увеличено не более чем на 10%, с пропорциональным изменением цены контракта»).

Но мы уже разобрались ранее, что количество электроэнергии и ее цена в принципе не могут быть зафиксированы. А раз так, то и условие об увеличении количества товара в пределах 10% от первоначального объема не имеет смысла.

Пример Заказчик настаивал на включении в договор энергоснабжения условия о возможности применения подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Гарантирующий поставщик отказывался это сделать, ссылаясь на несоответствие спорного условия Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии (постановление Правительства РФ от 04.05.

2012 № 442), а также самой природе отношений в сфере энергоснабжения. Правовая оценка суда: сторонами договора согласован лишь ориентировочный годовой объем электропотребления. В сфере энергоснабжения абонент имеет право на произвольное (одностороннее) сокращение / увеличение количества принимаемого и оплачиваемого им ресурса.

Для этого законодательство в сфере электроснабжения не требует заключать дополнительное соглашение. Абонент не может знать, какое именно количество электроэнергии ему потребуется в определенном расчетном периоде. Электропотребление зависит от деятельности абонента и может меняться под воздействием каких-либо обстоятельств.

По договору энергоснабжения абонент вправе потреблять энергию в любом необходимом ему количестве, при условии оплаты за фактическое потребление.

Гарантирующий поставщик, в свою очередь, не может понудить абонента к выборке из присоединенной сети именно того количества ресурса, которое ориентировочно согласовано в договоре энергоснабжения, и в отсутствие законных оснований не может ограничить абонента в потреблении необходимого ему количества электроэнергии.

Таким образом, разумные и законные основания для включения в договор спорного пункта отсутствуют (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.06.2016 по делу № А42-3555/2015).

Каков размер ответственности заказчика за просрочку оплаты электроэнергии?

Если заказчик просрочил исполнение своих обязательств по контракту, поставщик вправе потребовать уплаты пени. Согласно ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ размер пени устанавливается контрактом в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Банка России от не уплаченной в срок суммы.

Однако ч. 2 ст. 37 Закона об электроэнергетике устанавливает иное. А именно, потребитель электрической энергии, который несвоевременно и / или не полностью оплатил электрическую энергию, обязан уплатить гарантирующему поставщику пеню в размере 1/130 ставки рефинансирования Банка России от не выплаченной в срок суммы.

Как и в случае с «твердой ценой контракта», суды отдают приоритет законодательству об электроэнергетике, а не Закону № 44-ФЗ.

Пример Заказчик нарушил срок оплаты за потребленную электроэнергию. Гарантирующий поставщик рассчитал неустойку исходя из 1/130 ставки рефинансирования Банка России. Заказчик не согласился с этим: по его мнению, неустойка должна исчисляться исходя из 1/300 ставки рефинансирования, как это предписано ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

Правовая оценка Верховного Суда РФ: положения Закона об электроэнергетике носят специальный характер по отношению к Закону № 44-ФЗ.

Последний устанавливает лишь общие особенности участия заказчиков в гражданско-правовых отношениях и не учитывает специфику отношений в сфере энергоснабжения, в т.ч. конкретные особенности исполнения договоров в данной сфере.

В связи с этим при расчете неустойки следует исходить из 1/130 ставки рефинансирования Банка России (Определение Верховного Суда РФ от 18.05.2017 № 303-ЭС16-19977 по делу № А37-499/2016).

Таким образом, договоры с гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями должны заключаться и исполняться с учетом положений законодательства об электроэнергетике. Формальные требования Закона № 44-ФЗ в данном случае отступают на второй план.

Как устроен рынок электроэнергии в России

Многим покажется вопрос об устройстве рынка электроэнергии довольно странным, ведь каждый знает: расходуешь электричество, в следующем месяце получаешь квитанцию и остается лишь зайти в онлайн сервис/банк, оплатить квитанцию и сделка купли-продажи электроэнергии завершена.

Однако вся сложность процесса скрыта от рядовых потребителей. На деле все несколько сложнее. Есть оптовый рынок электроэнергии, мощности, есть генерирующие и сетевые компании. Последние бывают федеральные и региональные, в конце концов есть известные всем сбытовые организации. Попробуем разобраться, как устроен рынок электроэнергии в России.

Как производят электроэнергию

Электричество в наших с вами розетках и на предприятиях «рождается», как правило на достаточно большом удалении от мест потребления, на генерирующих заводах электроэнергетических компаний. Способов получения электрической энергии есть несколько, перечислим основные:

1. Невозобновляемая энергетика. Сжигание ископаемого топлива, в основном угля, нефтепродуктов или газа.

2. Возобновляемая энергетика. Гидрогенерация, ветряные и солнечные установки и т.д.

3. Атомная энергетика (АЭС).

В России преобладают электростанции на газовом топливе (около 50%). Существенную часть составляют АЭС (порядка 16%) и гидрогенерация (порядка 18%). На долю угля приходится около 15%. Доля произведенной электроэнергии из нефти и возобновляемых источников очень невелика.

Генераторы России

Производящих электроэнергию компаний в России много. Например, даже нефтяная компания Лукойл имеет генерирующие структуры в группе, которые в сумме обеспечивают мощность порядка 5,7 ГВт. Некоторые из генерирующих компаний не представлены на бирже. Так, например, единственный оператор АЭС Росатом является непубличной госкомпанией.

Итак, основные генерирующие компании, акции которых представлены на Московской Бирже:

1. Русгидро. Тикер HYDR. Установленная мощность 39,1 ГВт. В активах как гидрогенерирующие мощности, так и станции на углеводородном топливе. Тепловая генерация представлена субгруппой РАО ЕЭС Востока. 2. Интер-РАО. Тикер IRAO. Установленная мощность 32,7 ГВт.

В основном станции на газотурбинных и парогазовых установках. Экспортер электроэнергии. По данным 2017 г. порядка 12% выработанной электроэнергии пошло на экспорт, что частично сказывается на зависимости котировок от курса национальной валюты. Также является оператором импорта энергии. (6,2 ТВт*ч в 2017 г.) 3. Евросибэнерго.

Крупнейшая частная электроэнергетическая компания РФ мощностью 19,5 ГВт. В состав входят как генерирующие мощности, так и сбытовые компании, а также сетевые подразделения. Компания входит в Группу En+ вместе с Русалом. Тикер ENPL. 4. ОГК-2. Тикер OGKB. Установленная мощность 18 ГВт.

В составе тепловые электростанции, работающие преимущественно на газе. Контролируется Газпром энергохолдингом — 100%-ой дочкой Газпрома. 5. Иркутскэнерго. Тикер IRGZ. Дочка Евросибэнерго. Установленная мощность 12,98 ГВт. Имеются угольные активы, ГЭС и ТЭС. 6. Мосэнерго. Тикер MSNG. Установленная мощность 12,8 ГВт.

В составе 15 электростанций, работающих преимущественно на газе. Контролируется Газпром энергохолдингом — 100%-ой дочкой Газпрома. 7. Юнипро. Тикер UPRO. Установленная мощность 11,2 ГВт. Используется преимущественно газ в качестве топлива. 8. Энел Россия. Тикер ENRU. Установленная мощность 9,4 ГВт.

В качестве актива присутствует самая большая угольная электростанция в РФ — Рефтинская ГРЭС. Сейчас ведутся переговоры о ее продаже.9. ТГК-1. Тикер TGKA. Установленная мощность 7 ГВт. В активах есть как гидрогенерирующие объекты, так и тепловые станции. Небольшая часть выработанной энергии поставляется на экспорт в Норвегию и Финляндию.

Контролируется Газпром энергохолдингом — 100%-ой дочкой Газпрома. 10. ТГК-2. Тикер TGKB. Установленная мощность 2.5 ГВт. В качестве топлива используется преимущественно природный газ. 11. ТКГ-14. Тикер TGKN. Установленная мощность 0,7 ГВт. Генерирующие активы расположены в Забайкальском крае и республике Бурятия.

В качестве топлива используется уголь. 12. Квадра. Тикер TGKD. Установленная мощность 0,7 ГВт. В качестве топлива используется преимущественно газ.

Сбытовые компании

Генерирующие компании не продают электроэнергию напрямую населению. Этим занимаются сбытовые компании. Законодательные нормы противоречат совмещению деятельности сбыта, транспорта и генерации электроэнергии. Это позволяет реализовать рыночные механизмы и способствует развитию конкуренции, тем самым оптимизируя цену и качество для конечного потребителя.

Но в случае совмещения деятельности по транспорту и сбыту электроэнергии исчезает мотивация к сокращению издержек. Затраты, которые можно и нужно было сокращать, перекладываются на неконкурентный вид деятельности. В итоге это может привести к росту тарифов, повышению цен, инфляционному давлению и прочим негативным последствиям для граждан и экономики в целом.

Однако по ряду причин сейчас существуют временные коллизии, когда сбытовые компании так или иначе связаны с сетевыми холдингами или генераторами. Это позволяет несколько снизить негативный эффект от ухода с рынка гарантирующих поставщиков в связи с низкой платежной дисциплиной в ряде регионов.

Стоит отметить, что из всех составляющих цепочки производства, поставки и продажи электроэнергии, последняя является самым слабым звеном с точки зрения инвестора.

Проблемы с оплатой поставок электричества и фиксированные тарифы для ряда потребителей увеличивают риски для сбытовой компании в случае роста издержек генерации и соответственно повышения цен на электроэнергию на оптовом рынке.

Более строгие требования к гарантирующим поставщикам негативно влияют на рентабельность.

Гарантирующий поставщик — это такой участник оптового и розничного рынка, который обязан заключить договор на поставку электроэнергии любому обратившемуся к нему потребителю.

В общем и целом гарантирующий поставщик несет на себе большую ответственность и должен соответствовать ряду требований, в частности предоставлять банковские гарантии под поставку электроэнергии.

Подробнее требования описаны в постановлении правительства РФ.

Генераторы для сбыта произведенного «товара» используют оптовый рынок электроэнергии и мощности (ОРЭМ). Более подробно схема функционирования рынка приведена в материале, посвященном программе ДПМ-2. Покупателями на этом рынке выступают сбытовые компании, а также напрямую крупные промышленные потребители.

Читайте также:  УСН в 2022 году: изменения и свежие новости

Принципиальная схема функционирования рынка электроэнергии в РФ.

На Московской бирже представлено несколько сбытовых компаний, но бывает, что они входят в состав распределительных сетевых компаний.

Наиболее ликвидные акции сбытовых компаний, представленных на Мосбирже:

  1. Волгоградская энергосбытовая компания. Тикер VGSB.2. ДЭК — Дальневосточная энергетическая компания. Дочка Русгидро. Тикер DVEC.3. Якутскэнерго. Дочка РАО ЭС Востока. Тикер YKEN.4. Магаданэнерго. Дочка РАО ЭС Востока. Тикер MAGE5. Камчатскэнерго. Дочка РАО ЭС Востока. Тикер KCHE6. Ставропольэнерго. Тикер STSB.7. Самараэнерго. Тикер SAGO.8. Дагэнергосбыт. Тикер DASB.9. Липецкая энергосбытовая компания. Тикер LPSB.10. Пермэнергосбыт. Тикер PMSB.11. Красноярскэнергосбыт. Тикер KRSB.12. РАО ЭС Востока. Входит в группу Русгидро (HYDR) и объединяет дальневосточные активы.13. Сахалинэнерго. Входит в группу РАО ЭС Востока. Тикер SLEN.14. Челябэнергосбыт. Тикер CLSB.15. Калужская сбытовая компания. Тикер KLSB.16. Костромская сбытовая компания. Тикер KTSB.17. Саратовэнерго. Тикер SARE.18. Мордовская энергосбытовая компания. Тикер MRSB.19. Рязанская энергосбытовая компания. Тикер RZSB.20. Группа компаний ТНС Энерго. Одна из крупнейших независимых энергосбытовых компаний. Представлена филиалами в центральной и южной части РФ, которые также которые также являются публичными компаниями и представлены на Московской бирже. Тикер TNSE.21. Владимирэнергосбыт. Тикер VDSB.
  2. 22. Тамбовэнергосбыт. Тикер TASB.

Большинство сбытовых компаний и некоторые сетевые представлены на бирже не только обыкновенными, но и привилегированными компаниями. Иногда из-за особенностей устава и дивидендной политики рядовому розничному инвестору могут быть интересны как раз именно «префы». Тикер по привилегированным акциям отличается наличием на конце буквы P. Например за префами Ленэнерго закреплен тикер LSNGP.

Сетевые компании

Кроме генераторов и отдельных сбытовых компаний в качестве субъектов на ОРЭМ присутствуют и сетевые компании.

Во-первых, таким образом они компенсируют (через сбытовые компании) потери электроэнергии, которые неизбежны при ее передаче, особенно на дальние расстояния.

Во-вторых, многие сбыты, несмотря на законодательные ограничения, все же входят в состав сетевых холдингов (временно).

После того как электроэнергия была получена на электрической станции, ее необходимо довести до конечных потребителей. Ими могут являться как частные физические или юридические лица, заводы и предприятия, так и государственные объекты. Для этих целей и существуют сетевые компании, которые в текущей ситуации в основном представлены холдингом Россети и ФСК ЕЭС.

Федеральная сетевая компания

ФСК занимается передачей электроэнергии по Единой национальной электрической сети (ЕНЭС). Проще говоря, ФСК передает электроэнергию по магистральным высоковольтным линиям и является субъектом естественной монополии. Тарифы регулируются государством.

Нужно отметить перманентно высокую инвестиционную программу. Ключевым акционером ФСК являются Россетти (80,13%). По этой причине ФСК поддерживает относительно высокие дивидендные выплаты.

Это помогает распределению средств внутри Россетей на инвестиционные программы других дочерних компаний.

Российские сети

ПАО Россети без учета доли в ФСК являются оператором энергетических сетей и смежного оборудования (подстанций, трансформаторов). По сути это холдинг, который контролирует 15 межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК). То есть это те линии электропередач и другая инфраструктура, которые мы привыкли видеть в городской инфраструктуре.

Контролирующим акционером ПАО Россети является государство с долей 88,04%.

Ниже представлены наиболее ликвидные эмитенты сетевых компаний на Московской бирже.

1. ФСК ЕЭС. Тикер акции на Московской бирже FEES.2. Россети. Тикер акции RSTI.3. МОЭСК. Тикер MSRS4. МРСК Центра и Приволжья. Тикер MRKP.5. МРСК Центра. Тикер MRKC.6. МРСК Северо-Запада. Тикер MRKZ.7. Ленэнерго.

Тикер LSNG.8. МРСК Урала. Тикер MRKU.9. МРСК Волги. Тикер MRKV.10. МРСК Юга. Тикер MRKY.11. МРСК Северного Кавказа. Тикер MRKK.12. Кубаньэнерго. Тикер KUBE.13. ТРК — Томская распределительная компания. Тикер TORS.14. МРСК Сибири.

Тикер MRKS.

  • Особенности инвестирования в акции сектора электроэнергетики
  • В заключении отменим несколько важных моментов при инвестировании в акции электроэнергетики.
  • Начнем с позитивных

1) Рынок электроэнергии более-менее стабилен. Потребление устойчиво и растет по мере развития экономики. Даже в кризисные годы потребление электроэнергии, как правило падает на 2-3% и восстанавливается буквально на протяжении 1-2 лет. Этим обусловлены «защитные» свойства сектора во время кризисных явлений в экономике и на финансовых рынках. То есть рынок не эластичный.

2) В устоявшихся относительно развитых экономиках сектор является дивидендным. Отсутствие роста рынка и стабильная отлаженная инвестпрограмма способствует увеличению выплат акционерам. В развивающихся экономиках акцент больше смещен в пользу роста потребления, поэтому энергетические компании там являются «историями роста», а не «денежными коровами».

3) По крайней мере на российском рынке электроэнергетики инвестиционную активность генераторов стимулируют программами гарантированного возврата инвестиций, на подобие ДПМ. Повышенные платежи за мощность и рост тарифов позитивно сказывается на показателе возврата на инвестиции в таком консервативном секторе.

4) Относительная защита от инфляции. Тарифы на покупку электроэнергии для физлиц и на передачу электроэнергии, как правило индексируют в пределах инфляции или выше ее значений.

Некоторые компании могут рассматриваться в качестве защитных.

Однако для принятия инвестиционного решения необходимо рассматривать все аспекты эмитента, включая долговую нагрузку и инвестиционную программу.

Теперь о негативных моментах

1) Из-за высокой зарегулированности отрасли, в том числе относительно тарифов на продажу и передачу электроэнергии, компании не сразу отвечают на рост топливных издержек, на рост капзатарат по причине ослабления рубля. Рентабельность снижается.

2) Кроме того, из-за перманентно высоких капзатрат компании с высокой долговой нагрузкой чувствительны к ужесточению денежно кредитных условий в экономике. Быстрый рост ставок, как правило, больно бьет по акциям электроэнергетики.

3) Переходим к особенностям российской энергетики. Компании сектора в основном оперируют на внутреннем рынке. Прибыль получают в рублях.

Это не очень интересно инвестору в моменты девальвации нацвалюты. Кроме того, часть издержек, капзатрат у компаний валютные. Во время ослабления рубля акции большинства электроэнергетиков спросом не пользуются.

Исключение могут составлять экспортеры электроэнергии.

4) Выше уже отмечалось, что наименее привлекательными являются акции сбытовых компании. Некоторые из них находятся в трудном финансовом положении из-за законодательных моментов относительно платежной дисциплины и оплаты энергии и мощности на ОРЭМ.

Если субъективно, то выстроенная система взаимоотношений в российской электроэнергетике больше благоволит производителям электроэнергии и тепла. Они являются ключевыми потребителями угля и газа в стране. От генераторов также во многом зависит устойчивость всей энергосистемы.

5) Если акцентировать внимание на устойчивости поставок электроэнергии, то обязательно стоит упомянуть электросетевой комплекс (ФСК, Россети), а именно перманентно высокую инвестиционную программу.

Учитывая российскую реальность, в плане возраста оборудования, расстояний, климата и культуры потребления, скорее всего, высокие капзатраты будут сопровождать сетевые компании еще достаточно долго. Это значит, что дивиденды компаний будут зависеть от решения по инвестиционной программе ФСК ЕЭС и Россетей.

Что касается дочек Россетей, то временами компании начинают платить высокие дивиденды, перераспределяя таким образом инвестиционные ресурсы между различными МРСК.

6) Большое количество генерирующих и сетевых компаний являются государственными или квазигосударственными. Это может влиять на стремление совета директоров и менеджмента обеспечить рост стоимости бизнеса и капитализации. Приоритетом перед ростом прибыли и дивидендами справедливо являются стабильность поставок, социальная ответственность и поддержка локального рынка труда.

Открыть счет

БКС Брокер

Что такое гарантирующий поставщик

  • Гарантирующий поставщик – это участник оптового и розничных рынков электрической энергии, который обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем, который расположен в границах зоны его деятельности.
  • Гарантирующие поставщики работают на всей территории России, то есть потребитель электроэнергии, находящийся в любом регионе, может заключить договор с гарантирующим поставщиком.
  • К началу работы розничных рынков (Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 529 «О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)») статус гарантирующих поставщиков получили компании – действующие участники розничных рынков, в частности:
  • энергосбытовые компании, образованные в результате реорганизации региональных электроэнергетических компаний (АО-энерго),
  • оптовые предприятия-перепродавцы, соответствующие критериям, которые определены в Правилах розничных рынков, например, такие предприятия обязаны разделить сбытовые функции и функции по передаче электроэнергии.

Зоны деятельности гарантирующих поставщиков в каждом регионе установлены региональным органом власти, исходя из сложившихся территориальных зон обслуживания назначенных гарантирующих поставщиков.

Если к началу работы розничных рынков статус гарантирующего поставщика получили компании – действующие участники рынка, то в дальнейшем этот статус можно будет получить по конкурсу.

До 1 января 2008 года на всей территории Российской Федерации должны быть проведены первые конкурсы на получение статуса гарантирующего поставщика. Конкурс предполагается проводить не реже, чем один раз в три года.

Процедура смены гарантирующего поставщика будет публичной. Информация о смене гарантирующего поставщика будет публиковаться в местных печатных издания, размещаться в пунктах приема платежей за электроэнергию, а также в сети Интернет (в том числе, на сайтах отраслевых ведомств и их региональных подразделений).

При смене гарантирующего поставщика потребителям – юридическим лицам нужно будет заключить договоры с новым гарантирующим поставщиком. Для населения при смене гарантирующего поставщика изменятся только платежные реквизиты, информация о которых будет размещена во всех пунктах приема платежей (в том числе, в отделениях Сберегательного банка России и «Почта России»).

  1. Присвоение статуса гарантирующего поставщика
  2. Статус гарантирующего поставщика присваивается по результатам открытого конкурса.
  3. До первого конкурса гарантирующими поставщиками на соответствующих территориях субъектов Российской Федерации с момента введения в действие Правил розничного рынка Правительством РФ назначаются:
  • неразделенные АО-энерго и (или) энергосбытовые организации, созданные в результате реорганизации АО-энерго;
  • оптовые предприятия-перепродавцы и созданные на их базе сбытовые компании, поставляющие электроэнергию населению и финансируемым из бюджета потребителям в объеме не менее 50 млн.кВтч в год;
  • энергосбытовые организации, обслуживающие потребителей, присоединенных к электрическим сетям ОАО «Российские железные дороги»;хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты электросетевого хозяйства или генерирующие объекты, не имеющие электрических связей с Единой энергетической системой России, и изолированными энергосистемами (так называемые «острова» — типичный пример — предприятия по добыче нефти со своей дизельной электростанцией). В отношении таких гарантирующих поставщиков сделано исключение — передача статуса гарантирующего поставщика будет происходить вместе с соответствующим имуществом, без проведения конкурса.
Читайте также:  Как происходит налогообложение по валютным операциям ИП на ПСН?

Конкурс на получение статуса гарантирующего поставщика организуется и проводится уполномоченным региональным органом исполнительной власти (или, в особых случаях, при наличии задолженности регионального и местных бюджетов перед гарантирующим поставщиком, — федеральным органом исполнительной власти).

В случае признания очередного конкурса несостоявшимся, следующий конкурс проводится через каждые три месяца, вплоть до определения победителя конкурса или присвоения статуса гарантирующего поставщика единственному участнику конкурса. При этом действующий гарантирующий поставщик сохраняет свой статус и продолжает выполнять возложенные на него обязательства вплоть до присвоения статуса новому гарантирующему поставщику.

К участникам конкурса предъявляются следующие требования:

  • наличие лицензии на осуществление деятельности по продаже электрической энергии гражданам;
  • наличие собственного капитала в размере 5% среднемесячной стоимости электрической энергии либо банковской гарантии;
  • информационно-технологическое взаимодействие с Системным оператором и НП «АТС»;
  • отсутствие просроченной задолженности перед поставщиками электроэнергии и услуг.
  • Победителем конкурса является участник, в заявке которого указано наименьшее значение необходимой валовой выручки, включающей все расходы, связанные с производством товаров и услуг, и необходимую прибыль.
  • При возникновении ряда обстоятельств, в которых действующий гарантирующий поставщик не может дальше исполнять свои обязательства, а также, если он добровольно отказывается от продолжения деятельности, проводится внеочередной конкурс.
  • В случае, если внеочередной конкурс не проведен или признан несостоявшимся, статус гарантирующего поставщика присваивается территориальной сетевой организации – до даты присвоения статуса гарантирующего поставщика сбытовой организации по итогам конкурса.
  • Победитель конкурса обязан:
  • получить статус субъекта оптового рынка, если победитель конкурса не является участником оптового рынка электроэнергии (мощности);
  • зарегистрировать на оптовом рынке группу точек поставки, соответствующей зоне деятельности гарантирующего поставщика;
  • не допускать ухудшения своего финансового состояния по отношению к контрольным показателям;
  • не допускать снижения размера собственного капитала более чем на 20% от величины, указанной в его конкурсной заявке (или надлежащим образом исполнять договор банковской гарантии или страхования предпринимательских рисков гарантирующего поставщика);
  • осуществлять деятельность в качестве гарантирующего поставщика за вознаграждение, равное сбытовой надбавке;
  • осуществлять информационное взаимодействие с Системным оператором и Администратором торговой системы оптового рынка;
  • надлежащим образом исполнять обязательства перед поставщиками электрической энергии на оптовом и розничных рынках, сетевыми организациями, Системным оператором, Администратором торговой системы оптового рынка электрической энергии, не допускать просрочки оплаты приобретаемой им электрической энергии и (или) оказываемых услуг;

  • в случае досрочного прекращения по собственной инициативе деятельности оплатить расходы на организацию и проведение внеочередного конкурса; осуществить разделение по видам деятельности (если это не было сделано до получения статуса).

Гарантирующие поставщики (оптовые потребители-перепродавцы, победитель конкурса либо территориальная сетевая организация — если ей присвоен статус гарантирующего поставщика) должны получить статус участника оптового рынка. При этом для них существует ряд особенностей:

  • в отношении таких организаций предусматривается льготный (четырехлетний) срок для приведения систем коммерческого учета в соответствие с требованиями договора о присоединении к торговой системе оптового рынка (в соответствии с Правилами оптового рынка).
  • на гарантирующих поставщиков не распространяются количественные требования, предъявляемые к субъектам оптового рынка.

  1. Таким образом, от них требуется только заключение необходимых для участия в торговле на оптовом рынке договоров и получение балансового решения ФСТ России, а все технические мероприятия, которые, как правило, занимают существенный период времени, могут быть выполнены позднее.
  2. Границы зоны деятельности гарантирующего поставщика
  3. Границы зоны деятельности гарантирующего поставщика определяются уполномоченными органами региональной исполнительной власти в течение 45 дней с даты вступления в силу Правил функционирования розничных рынков (дата вступления: 1 сентября 2006 года).
  4. Границами зоны деятельности гарантирующего поставщика-участника оптового рынка, являются группа (группы) точек поставки на оптовом рынке, которые соответствуют территориям субъектов Российской Федерации.
  5. Для гарантирующего поставщика, не являющегося участником оптового рынка, границы определяются в зависимости от балансовой принадлежности электрических сетей, к которым присоединены потребители, обслуживаемые гарантирующим поставщиком.
  6. Изменение границ зоны деятельности гарантирующих поставщиков может произойти только в ходе очередного конкурса на получение статуса гарантирующего поставщика.
  7. Изменение границ возможно при соблюдении следующих существенных условий:
  • количество потребителей в новой зоне должно составлять не менее 25% потребителей на территории данного субъекта Российской Федерации, а объем поставки электроэнергии населению и другим бюджетным категориям потребителей должен быть не менее 50 млн. кВтч в год;
  • сбытовая надбавка для новых зон деятельности не превышает исходную величину сбытовой надбавки гарантирующего поставщика.

Заключение и исполнение договора с гарантирующим поставщиком

Гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии. Особенность публичного договора состоит в том, что гарантирующий поставщик обязуется заключить договор с с каждым потребителем, который к нему обратится.

Между прочими сбытовыми компаниями (производителями электроэнергии) и потребителем условия договоров определяются по усмотрению сторон.

В соответствии с договором, гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии и/или оказывать услуги по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению, а потребитель обязуется оплачивать потребляемую электроэнергию и предоставленные услуги.

  • Гарантирующий поставщик может заключать два вида договоров с потребителем: договор купли-продажи, если потребитель заключил самостоятельный договор на передачу электроэнергии; договор энергоснабжения, включающий в себя как условия купли-продажи электроэнергии, так и все существенные условия по передаче электроэнергии.
  • Последний вариант договора является приоритетным вследствие своей комплексности.
  • Срок начала поставки электроэнергии по договору купли-продажи должен совпадать с началом оказания услуг по передаче электроэнергии.
  • Действующие договоры энергоснабжения приводятся в соответствие с Правилами функционирования розничных рынков.
  • Населению нет необходимости заключать письменный договор с гарантирующим поставщиком – заключением договора считается факт оплаты счета за электрическую энергию.
  • Другие потребители заключают договор в письменной форме, и должны представить информацию:
  • о присоединении энергопринимающих устройств потребителя к электрической сети сетевой организации, их надлежащем техническом состоянии;
  • о планируемом объеме потребления электроэнергии с помесячной детализацией не позднее двух месяцев до начала очередного периода регулирования. Стоимость разницы между фактическим объемом потребления и запланированным (договорным) объемом оплачивается в соответствии с правилами определения стоимости поставки электроэнергии на розничных рынках (проект правил разрабатывается и утверждается Федеральной службой по тарифам России).

Гарантирующий поставщик может отказаться от исполнения обязательств по поставке, если покупатель не оплатил электроэнергию и услуги по ее поставке суммарно за два и более расчетных периода, а также исказил данные о фактическом потреблении электроэнергии.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *