Правительство пообещало бизнесу регуляторную гильотину

Новые нормы, по замыслу премьера, должны заработать с февраля 2020 года. Антон Силуанов уже сказал, что число требований может сократиться в два раза

Правительство пообещало бизнесу регуляторную гильотину Дмитрий Медведев. Сергей Бобылев/ТАСС

Обновлено в 18:59

Премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая на пленарном заседании Гайдаровского форума, указал на проблему избыточной нагрузки со стороны контрольно-надзорных органов на российский бизнес. По его словам, задачу можно решить с помощью механизма «регуляторной гильотины».

Ранее вопрос о сокращении устаревших требований к бизнесу неоднократно поднимался предпринимателями, в частности на прошедшей в конце декабря встрече крупного бизнеса с президентом Владимиром Путиным. В опросе Business FM, проведенном перед беседой, он был ключевым.

Дмитрий Медведев председатель правительства РФ

Бизнес устал слушать обещания и ждет, когда от слов перейдут к делу, но вряд ли это произойдет в ближайшее время, считает вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс:

Игорь Юргенс президент Всероссийского союза страховщиков, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей

Российский бизнес скептически относится к очередным обещаниям властей. Такую картину показала опрос, проведенный Business FM. Ресторатор, владелец сети ресторанов Мясо & Рыба, директор агентства «РестКонсалт» Сергей Миронов отмечает коррупцию контроль-надзорных органов:

  • Сергей Миронов владелец сети ресторанов Мясо & Рыба, директор агентства «РестКонсалт»
  • Председатель совета директоров группы компаний «Обухов» Дмитрий Амелин уверен, что дальше разговоров предложение премьера не пойдет:
  • Дмитрий Амелин председатель совета директоров группы компаний «Обухов»
  • Самая опасная вещь для бизнеса — это постоянно меняющиеся правила, говорит глава «НДВ Групп» Александр Хрусталев:
  • Александр Хрусталёв глава компании «НДВ-Недвижимость»
  • Сооснователь онлайн-сервиса бытовых и бизнес услуг YouDo.com Денис Кутергин считает, что государство должно, наконец, услышать представителей бизнеса:
  • Денис Кутергин сооснователь онлайн-сервиса бытовых и бизнес-услуг YouDo.com

По словам министра финансов Антона Силуанова, оптимизация надзорного законодательства сократит требования к бизнесу вдвое. «Это серьезный шаг на пути к тому, чтобы сделать реновацию в мышлении предпринимателей. Это очень важное решение, будем им заниматься. Надеюсь, что половина требований сократится», — сказал он.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Гильотина от правительства: как власти хотят снизить требования к бизнесу — РБК

Готовить «дорожную карту» по «гильотине» поручено аппарату правительства.

Как и когда порежут лишние нормы

«Все те ранее действовавшие положения актов, которые содержат обязательные требования и которые не будут специальным образом одобрены или изменены, автоматически утрачивают силу», — объяснил Медведев принцип российской «гильотины».

«В соответствии с таким механизмом к 1 февраля следующего года можно было бы пересмотреть все эти требования с точки зрения современных реалий», — заявил он.

Такой методический подход в целом соответствует зарубежному опыту ретроспективной оценки действующих нормативно-правовых актов, отмечает директор Центра оценки регулирующего воздействия НИУ ВШЭ Дании​л Цыганков: и при применении «регуляторной гильотины», и еще ​раньше приговор для конкретной нормы или акта предполагал три исхода: оставить как есть, изменить или отменить.

Пресс-служба Минэкономразвития пояснила, что непересмотренные требования признают утратившими силу, а затем отменят. Пересмотр будет плановым — для этого регулирующие органы в установленный срок «составят исчерпывающий перечень своих нормативных актов с учетом этапности их пересмотра».

Чиновники введут новый подход к классификации актов. «Если раньше шли от требований ведомств (пожарной инспекции, СанПиН и пр.), то теперь требования будут классифицированы по видам бизнеса: ресторанный, отельный и т.д.

Если предприниматель хочет открыть новый бизнес в какой-либо сфере, то он должен видеть все требования, с которыми ему предстоит столкнуться, а также понимать, какие из них носят обязательный характер, а какие — рекомендательный», — заявил министр экономического развития Максим Орешкин.

Речь идет о гайдлайне — перечне требований, которые могут быть предъявлены к работе конкретного предприятия, пояснил бизнес-омбудсмен Борис Титов. «В одной отрасли упор делается на одни виды контроля, в другой — на другие. Но бизнес должен четко понимать, чего от него хотят», — резюмировал он.

Какие акты попадут под «гильотину»

В первую очередь гильотина затронет наиболее зарегулированные отрасли, следует из слов премьер-министра, а именно:

  • транспорт;
  • экологию;
  • промышленную безопасность;
  • ветеринарию;
  • санитарно-эпидемиологический надзор.

Правительство пообещало бизнесу регуляторную гильотину

Сергей Савостьянов / ТАСС

Дерегулирование должно коснуться всех сфер — от санитарных до противопожарных требований, подчеркивает Андрей Назаров. «При этом понятно, что безопасность никто не отменяет», — добавляет он.

Минэкономразвития уже разработало параллельные меры по снижению нагрузки на бизнес.

План «Трансформация делового климата», который предусматривает периодический анализ и пересмотр законов, мешающих бизнесу, действует с 2018 года, писал РБК.

Еще одна форма дерегулирования, которую применяет министерство, — план по сокращению обязательств регионов, но пока он встретил сопротивление других ведомств.

Что нужно для эффективной работы «гильотины»

Выявлять избыточные требования к бизнесу должны не чиновники правительства или Минэкономразвития — комиссия по дерегулированию должна стать новой структурой, подотчетной председателю правительства, считает Цыганков, выступавший одним из основных авторов доклада ЦСР о регуляторной политике в России. Обеспечить выявление и монетизацию избыточных норм можно, например, посредством госзадания, которое получат «фабрики мысли» и профильные вузы, полагает он.

Эффективной «регуляторная гильотина» будет лишь при правильной методологии, добавляет Цыганков: это предполагает, что комиссия выносит на отмену пакет избыточных требований, а профильному ведомству, которое настаивает на их сохранении, предстоит доказать с конкретными цифрами в течение 30–45 дней необходимость этих норм.

До сих пор попытки отмены избыточных требований происходили в обратной логике: эксперты и бизнес, которые предлагали отменить барьеры, обосновывали необходимость такого шага, и, как правило, госорган твердил, что «все нормы нужны», отмечает эксперт.

Третий вопрос — реальная скорость дерегулирования, говорит Цыганков. Например, в Южной Корее за 11 месяцев проанализировали свыше 11 тыс. актов, в Хорватии — только порядка 1,4 тыс. Медведев говорил о существующих 9 тыс. актов, устанавливающих обязательные требования, и вопрос в том, сколько из них удастся изучить к 1 февраля 2020 года, отмечает собеседник РБК.

Четвертая проблема — подпадают ли под регуляторную секиру нормы, инициаторами которых выступают ведомства, подчиняющиеся напрямую президенту, то есть ФСБ, МВД, МЧС и т.д.

Транспортная и пожарная безопасность составляют «львиную долю издержек», подчеркивает Цыганков.

При этом Медведев, выступая на Гайдаровском форуме, привел МЧС в качестве положительного примера: ведомство перешло на подобные принципы пересмотра актов еще в 2008 году.

В 2014 году власти Украины пытались внедрить механизм «регуляторной гильотины», однако уже в 2015 году отказались от этой идеи. Глава Министерства экономического развития и торговли Айварас Абромавичус после консультаций с европейскими чиновниками заявил, что «гильотина» «может привести к регуляторному вакууму в определенных секторах, что негативно скажется на качестве регулирования.

«Всем хочется жить радикально лучше здесь и сейчас, в связи с чем идея «регуляторной гильотины» так отлично прижилась в наших умах.

Но де-факто с самого начала концепция, предложенная американской компанией Jacobs, Cordova & Associates, только называлась «гильотиной», а на самом деле была планом ползучей дерегуляции на три-пять лет (средний показатель по другим странам).

Одним словом, «гильотина» — скорее маркетинговое название, которое не отражает истинной сути вещей», — отмечала заместитель министра Юлия Клименко. В результате Украина перешла на «концепцию лучшей регуляции», предусматривающую фильтр на новые нормативные акты.

Медведев пообещал бизнесу «регуляторную гильотину»

Правительство пообещало бизнесу регуляторную гильотину

Правительство планирует провести регуляторную гильотину до 1 февраля 2020 года. Александр Кулаковский © URA.RU

Число обязательных требований к бизнесу необоснованно завышено. Об этом 15 января на Гайдаровском форуме заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, сообщает с мероприятия корреспондент «URA.RU». Он пообещал предпринимателям в этой связи так называемую «регуляторную гильотину», которая «отсечет» ряд устаревших и утративших смысл требований.

«Только установленных нормативных актов — более 9 тысяч. Многие создавались еще в советские времена и устарели не только морально, но и технологически», — рассказал он.

Для примера Дмитрий Медведев привел норму приготовления омлета, которая регламентирует, сколько сантиметров масла должно быть намазано на противень и какая температура должна быть в духовке. «Иначе по нормам омлет жарить нельзя», — заявил он.

По его словам, правительство планирует провести «регуляторную гильотину» до 1 февраля 2020 года. «Те нормы, которые до этого времени не будут одобрены или изменены, автоматически утратят свое значение», — заявил он.

По его словам, эта мера коснется транспорта, экологии, промышленной безопасности, санэпидемнадзора.

«На выходе мы должны должны получить современные нормы, которые будут понятны как для бизнеса, так и для надзорных органов», — заметил премьер.

Читайте также:  Может ли ИП получить декретные выплаты, если на учете в ФСС не вставал?

Напомним, 15—17 января в Москве проходит Гайдаровский форум. Мероприятие ежегодно становится площадкой для обсуждения социально-экономического развития регионов России и других государств. На нем выступают министры, губернаторы, эксперты.

Число обязательных требований к бизнесу необоснованно завышено. Об этом 15 января на Гайдаровском форуме заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, сообщает с мероприятия корреспондент «URA.RU». Он пообещал предпринимателям в этой связи так называемую «регуляторную гильотину», которая «отсечет» ряд устаревших и утративших смысл требований.

«Только установленных нормативных актов — более 9 тысяч. Многие создавались еще в советские времена и устарели не только морально, но и технологически», — рассказал он. Для примера Дмитрий Медведев привел норму приготовления омлета, которая регламентирует, сколько сантиметров масла должно быть намазано на противень и какая температура должна быть в духовке.

«Иначе по нормам омлет жарить нельзя», — заявил он. По его словам, правительство планирует провести «регуляторную гильотину» до 1 февраля 2020 года. «Те нормы, которые до этого времени не будут одобрены или изменены, автоматически утратят свое значение», — заявил он.

По его словам, эта мера коснется транспорта, экологии, промышленной безопасности, санэпидемнадзора.

«На выходе мы должны должны получить современные нормы, которые будут понятны как для бизнеса, так и для надзорных органов», — заметил премьер. Напомним, 15—17 января в Москве проходит Гайдаровский форум. Мероприятие ежегодно становится площадкой для обсуждения социально-экономического развития регионов России и других государств. На нем выступают министры, губернаторы, эксперты.

Расскажите о новости друзьям

Механизм «регуляторной гильотины» | Министерство экономического развития Российской Федерации

  • «Регуляторная гильотина» — инструмент масштабного пересмотра и отмены нормативных правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат и регуляторную среду.
  • Целью реализации «регуляторной гильотины» является тотальный пересмотр обязательных требований, в соответствии с которым нормативные акты и содержащиеся в них обязательные требования должны быть пересмотрены с широким участием предпринимательского и экспертного сообществ.
  • Задача «гильотины» – создать в сферах регулирования новую систему понятных и четких требований к хозяйствующим субъектам, снять избыточную административную нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности, снизить риски причинения вреда (ущерба) охраняемым ценностям.

В соответствии с поручением Президента, в рамках его послания Федеральному Собранию, Правительству Российской Федерации необходимо обеспечить отмену с 1 января 2021 г.

всех нормативных правовых актов, устанавливающих требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора), и введение в действие новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанных с учетом  риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах (подпункт «б» пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации (№ Пр-294 от 26 февраля 2019 г.) по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г.).

Работа по реализации «регуляторной гильотины» проводится в соответствии с утвержденной Правительством Российской Федерации «дорожной картой» с обязательным привлечением всех заинтересованных сторон – представителей предпринимательского, экспертного, научного сообществ.

В рамках исполнения пункта 2 Дорожной карты Минэкономразвития является ответственным за разработку проекта Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», который призван определить понятие обязательного требования, регламентировать процесс разработки и принятия таких требований, установить цели и основные принципы их закрепления в законодательстве, обеспечить закрепление на законодательном уровне механизма отмены с 1 января 2021 г. ранее действовавших обязательных требований.

В целях реализации реформы Подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти утверждены составы 41 рабочей группы по реализации механизма «регуляторная гильотина».

Деятельность рабочих групп будет направлен на участие в формировании новых структур регулирования, подготовке проектов нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, а также других документов в соответствующих сферах общественных отношений.  

Подробнее на сайте: knd.ac.gov.ru

Правительство определило ведомства, которые попадут под регуляторную гильотину

Андрей Гордеев / Ведомости

Правительство опубликовало список 33 министерств и ведомств – почти половины госорганов, – контрольные полномочия которых будут проверены в первую очередь. До 2021 г. их требования к бизнесу должны быть проанализированы и необоснованные – отменены.

Но чиновники готовы бороться за свои полномочия. В начале июня 12 ведомств попросили правительство избавить их от регуляторной гильотины – они были уверены, что у бизнеса нет к ним претензий. Пока избежать гильотины удалось лишь двум – Росфинмониторингу, который сам не проверяет компании, и ФСБ, которая следит за выполнением антитеррористических требований.

Но список не окончательный.

Контрольные полномочия пяти органов еще прорабатываются, указано в опубликованном комментарии замруководителя аппарата правительства Юрия Любимова, в том числе ФСБ и Росфинмониторинга, а также Минюста, Росгвардии, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.

До 8 августа правительство ждет отзывов Минэкономразвития, Минюста и Аналитического центра при правительстве об изменении перечня, указано в письме премьера Дмитрия Медведева, с которым ознакомились «Ведомости». После утверждения список будет обновляться раз в полгода.

Требования некоторых ведомств пойдут под нож лишь частично. У ФНС, например, требования при контроле за кассами и надзоре за азартными играми и лотереями.

Перечень формировался с бизнесом и экспертами, отмечает представитель Минюста, предложений его изменить у министерства пока нет. Его может изменить правительство, лаконичен представитель Минэкономразвития. Его коллега в Аналитическом центре при правительстве не ответил на запрос.

Исключений для ведомств делать не стоит, настаивает участник обсуждения в правительстве: требования всех контролеров избыточны. В России действует около 2 млн требований и 221 вид контроля. Регуляторная гильотина позволит сократить их число вдвое, оценивал первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов.

Но пока, обещая отменить старые требования, чиновники не устают устанавливать новые, например для пивоваров: введение реестра производителей и минимальных розничных цен, распространение ЕГАИС на розницу.

С одной стороны, сокращаются избыточные требования СанПиНов в общепите, с другой – ужесточаются требования к деятельности этих же заведений, которые сами производят пиво, писал в письме руководителю аппарата правительства Константину Чуйченко президент «Опоры России» Александр Калинин.

Контроль должен быть основан на принципе «выявить очевидные риски и управлять ими», а пока основывается на «быстрее найти нарушение и оштрафовать», считает президент «Деловой России» Алексей Репик, пока список не полный, правительство начинает с тех, кто сильнее влияет на жизнь бизнеса.

Реформа контроля обсуждается так давно, что компании относятся к таким инициативам равнодушно, рассказывал президент группы компаний «Диана» Дмитрий Несветов: «Все признают, что требований гигантское количество и их надо отменять, но ничего не происходит».

В октябре 2016 г. Медведев оценивал потери бизнеса из-за неэффективного контроля в 5% ВВП, обещая сократить их к 2018 г. на 20%, а к 2024 г. – на 50%. Президент Владимир Путин в каждом послании Федеральному собранию с 2012 по 2016 г. призывал реформировать систему контроля.

Григоренко заявил, что кабмин продолжит сокращать бюрократические проволочки для бизнеса

МОСКВА, 14 марта. /ТАСС/. Правительство РФ продолжит актуализацию обязательных требований для бизнеса, в том числе сокращая бюрократические проволочки и донастраивая процедуры контроля и надзора. Об этом сообщил в понедельник вице-премьер — руководитель аппарата правительства РФ Дмитрий Григоренко на встрече с президентом страны Владимиром Путиным.

«Мы продолжаем работу как по актуализации обязательных требований, включая исключения или минимизацию бюрократических проволочек, так и точную донастройку уже процедур контроля и надзора», — сказал он.

Григоренко напомнил, что на законодательном уровне принята норма, которая ввела механизм обязательного досудебного обжалования. Предприниматель через портал госуслуг в цифровом виде может подать жалобу на действия представителей контрольных органов. Максимальный срок ее рассмотрения — 20 рабочих дней. Также через портал госуслуг заявитель получает результаты о рассмотрении жалобы.

«И уже при полномасштабном запуске системы досудебного обжалования, видя ее первые результаты, мы, естественно, будем и дальше совершенствовать этот механизм, надеясь на то, что весь этот комплекс мер приведет к тому, что жаловаться, если вообще будут, то, как минимум, будут разово и максимально не часто», — отметил Григоренко.

«Регуляторная гильотина»

Григоренко на встрече с президентом РФ рассказал, что в 2019 году был запущен механизм «регуляторной гильотины». Его суть заключается в инвентаризации всех существующих обязательных требований и их актуализация, отмена избыточных либо неактуальных, и переутверждение существующих.

«Докладываю, что эта работа нами завершена, сделана. В результате этой работы мы проинвентаризировали все существующие обязательные требования. Их в Российской Федерации чуть более 318 тыс. штук.

В результате чуть более 143 тыс. обязательных требований было отменено как неактуальные, избыточные либо уже потерявшие свою необходимость и состоятельность.

Читайте также:  Как при регистрации ООО заполнить лист Н заявления по форме Р11001 для ООО с двумя учредителями?

Оставшиеся обязательные требования были актуализированы и переутверждены», — отметил вице-премьер.

Он подчеркнул, что эта работа была проведена «не отдельно правительством, а совместно с бизнесом» — были созданы 43 отраслевые группы, которые на две трети состояли из представителей бизнес-сообществ и бизнес-объединений.

На законодательном уровне утверждено положение, в соответствии с которым все существующие в РФ обязательные требования подлежат переутверждению раз в шесть лет. Также введены две даты в течение календарного года, когда обязательные требования могут быть введены: это 1 марта и 1 сентября.

«На самом деле это очень удобно, причем удобно как для бизнеса, так и для государства.

Почему? Потому что государство дисциплинируется в случае необходимости издания каких-то обязательных требований, мы понимаем сроки.

А для бизнеса — уж тем более, потому что, во-первых, понятно, когда ожидать издания требований. А во-вторых, максимально есть возможность подготовиться к введению этих требований», — пояснил Григоренко.

Число проверок

Помимо механизма «регуляторной гильотины» проводилась реформа процедур контроля и надзора.

Так, по словам Григоренко, полтора года назад принят федеральный закон о контроле и надзоре, который, помимо установления общих единообразных правил, стандартов, понятийного аппарата для всех надзорных органов, ввел на законодательном уровне, и «это сейчас применяется уже на практике, обязанность применения риск-ориентированного подхода».

«Это важно, потому что это, по сути, поменяло вообще всю процедуру, весь подход к контролю и надзору.

Потому что теперь проверка назначается не исходя из букв алфавита или наличия плана, а исходя из тех рисков и соответствия максимальным либо минимальным рискам, которые применяются каждым надзорным ведомством.

Проще говоря, для бизнеса, если он попадает в минимальную зону риска с точки зрения соблюдения обязательных требований, вероятность проведения проверки сводится фактически к нулю», — отметил вице-премьер.

Он рассказал, что правительство уже видит положительные результаты этой работы. «Дело в том, что у нас уже по сравнению с 2019 годом количество проверок снизилось более чем в два раза.

Если по итогам 2019 года у нас было проведено чуть более 1,5 млн проверок, то по итогам 2021 года — чуть более 700 тыс., это более чем в 2,1 раза [меньше].

Я умышленно не сравниваю с 2020 годом, потому что он пандемийный, там, вы помните, у нас мораторий был», — добавил Григоренко.

Какие ведомства попадут под «регуляторную гильотину» | Точка отсчёта

Согласно списку, опубликованному на сайте правительства, под «регуляторную гильотину» попадают, в частности:

  • МВД, МЧС, Минюст, Минздрав, Минкультуры, Минприроды, Минпромторг, Минсельхоз, Минстрой, Минтранс, Минтруд, Минфин, Минкомсвязь, Минэкономразвития, Минэнерго, Минобрнауки, Минпросвещения;
  • Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Рособрнадзор, ФАС, ФССП, Росздравнадзор, Федеральное медико-биологическое агентство, Росгидромет, Росприроднадзор, Рослесхоз, Росстандарт, Россельхознадзор, Росрыболовство, Ространснадзор, Росавиация, Роструд, ФНС, Росалкогольрегулирование, Роскомнадзор, Росаккредитация, Росреестр, Роспатент.

По словам заместителя руководителя аппарата правительства Юрия Любимова, в перечень попали те ведомства, в отношении которых механизм «регуляторной гильотины» применят в первоочерёдном порядке. При этом ещё остались отдельные виды контроля, по которым нужно решить, подходит ли для них общий формат «гильотины» или нужен индивидуальный подход.

«Это такие органы, как ФСБ – в части контроля за рыболовством в морских водах, Минюст – в части регулирования деятельности НКО, Росгвардия – в части оборота оружия и контроля безопасности на объектах ТЭК, Росфинмониторинг – в отношении контроля легализации доходов, ФСТЭК – в отношении объектов критической информационной инфраструктуры», – пояснил Любимов.

Под вопросом пока также и межведомственный блок требований к антитеррористической защищённости в части полномочий ФСБ и Росгвардии, добавил Любимов.

Запустить «регуляторную гильотину» премьер-министр Дмитрий Медведев предложил зимой 2019 года. Председатель правительства пообещал избавить бизнес от устаревших требований со стороны государства.

В июле заместитель председателя правительства – руководитель аппарата правительства Константин Чуйченко заявил, что «гильотина» затронет большинство видов контроля, хотя многие ведомства пытаются «оставить механизмы контрольно-надзорной деятельности без изменений».

Что такое «регуляторная гильотина»?

Премьер-министр России Дмитрий Медведев, выступая на Гайдаровском форуме, сообщил о новом проекте властей – «регуляторной гильотине».

Что это за мера, для чего она необходима, когда заработает и будет ли полезна бизнесу, разбиралась Кира Гин, управляющий партнер юридической фирмы «Гин и партнеры».

Со слов премьера, «регуляторная гильотина» необходима России для экономического рывка, а также для снижения нагрузки на предпринимателей. По плану властей государством будут инвентаризованы все действующие и обязательные для бизнеса требования.

Цель проверки – узнать, соответствуют ли требования к бизнесу современным реалиям. Если да, то нормы можно оставить, если же они устарели, то государство их отменит.

Новая попытка Это не первая попытка правительства привести в порядок нормативно-правовые акты и законы в отношении предпринимательского сообщества, чтобы «нигде не жало, ничего не мешало, старое в утиль, новое на флаги и вперед к развитию экономики».

У многих коммерсантов, как занимающихся крупным бизнесом, так и «ходящих по земле», новые предложения правительства о модернизации требований почему-то вызывают не энтузиазм, а усталость. О необходимости изменений чиновники говорят почти два десятилетия.

Бизнес привык к словам о важности снижения административной нагрузки, а также к тому, что после подобных заявлений ситуация меняется, но ненадолго или непринципиально.

С чего начать? Правительство, стремясь совершить экономический рывок, считает необходимым снизить нагрузку на предпринимателей и пересмотреть сложившуюся систему требований.

В первую очередь, по мнению премьера, сделать это необходимо в наиболее зарегулированных секторах, таких как транспорт, экология, промышленная безопасность, ветеринария и санитарно-эпидемиологический надзор. В чем заключается задача, на которой сфокусирован глава правительства?

По словам Дмитрия Медведева, в России действует свыше 9000 нормативных актов, устанавливающих обязательные требования к бизнесу, причем многие из них были созданы еще в СССР.

Механизм «регуляторной гильотины» – это масштабный анализ и пересмотр действующих нормативно-правовых актов, которые будут одобрены, изменены или утратят силу.

Это позволит избавиться от неэффективных и избыточных требований.

К 1 февраля 2020 года правительство хочет завершить пересмотр всех требований с точки зрения современных реалий. Один нюанс: чтобы механизм «регуляторной гильотины» сработал, он должен иметь сильную политическую поддержку на самом высоком правительственном уровне.

Исторический процесс Сам метод «регуляторной гильотины» был разработан еще 15 лет назад международной консалтинговой компанией «Джейкобс, Кордова и Партнеры» (Jacobs, Cordova & Associates).

Но и эксперты компании придумывали механизм, основываясь на удачном опыте, проведенном в 1980-е годы в Швеции и Южной Корее, эти государства раньше других прошли путь отсечения устаревших законодательных норм.

На сегодняшний день этот структурированный процесс с французским названием применили в своей практике уже более 100 стран, в том числе Хорватия, Великобритания, Мексика, Вьетнам, Египет и другие. Были заявления о внедрении «регуляторной гильотины» в Украине, Армении, успешнее всего она «заработала» в Казахстане.

Процедура отбора Алгоритм работы «гильотины» выглядит так. Правительство формирует реестр всех регуляций и административных формальностей, прямо или косвенно влияющих на бизнес. На основе созданного списка создается база данных.

Во многих странах само появление такого реестра – это уже прорыв и большое достижение, я полагаю, что Россия не будет особого рода исключением.Каждая норма или административная процедура оценивается на трех уровнях: государственными служащими в министерствах, представителями бизнеса, оператором реформы, т.

е. органом, который будет отвечать за реализацию «регуляторной гильотины».

Каждая норма или административная процедура должна будет пройти через простые фильтры.

Для принятия решения о будущем закона аналитики дают ответы на следующие вопросы применительно к каждому закону: законен ли он, есть ли в нем необходимость, благоприятна ли норма для бизнеса, необходимы ли и обоснованы ли платежи и сборы, установленные этим законом. После такой оценки норма или административная процедура распределяется в одну из трех категорий: сохранить, упростить или отменить.

Далее органы законодательной власти – Правительство, Государственная Дума и Совет Федераций предпримут необходимые шаги для устранения ненужных и упрощения запутанных нормативно-правовых актов.

Нормы и административные процедуры, которые в результате этой реформы «уцелеют», будут занесены в действующий реестр, в котором представители бизнеса и граждане страны смогут найти нужную информацию, загрузить необходимые формы и подать заявки на получение разрешений.

Читайте также:  Нужно ли обособленному подразделению вставать на учет в ФСС?

Напомню, что в России выход на конечную точку по «регуляторной гильотине» намечен на 1 февраля 2020 года, т. е. через год.

В Южной Корее за 11 месяцев проанализировали свыше 11 000 актов, в Хорватии – около 1500 тысяч. В нашей стране, напомню, около 9000 актов, устанавливающих обязательные требования.

Сколько из них удастся изучить и после изучения подсунуть под «гильотину» к намеченной дате? Системная трансформация Если все пройдет успешно, то, как обещают создатели этого механизма, издержки и риски ведения бизнеса будут значительно сокращены, что приведет к повышению конкурентоспособности, привлечению инвестиций и созданию новых рабочих мест. Готовить «дорожную карту» для работы «гильотины» на российской почве поручено аппарату правительства. Я надеюсь, что сотрудники аппарата будут способны преодолеть бюрократические трения и борьбу за полномочия, которые неизбежно возникнут на этапе «отсекай, упрощай и сохраняй».

Иначе «гильотина» превратится в очередной эпизод, когда ни одно министерство не захочет «рубить» часть своих полномочий, даже если это будет однозначно выгодно гражданам, бизнесу и стране в целом. Чиновники планируют новый подход к классификации актов.

По словам министра экономического развития Максима Орешкина, если раньше в России отталкивались от требований ведомств (пожарной инспекции, СанПиН и пр.), то теперь требования будут классифицированы по видам бизнеса: ресторанный, отельный, авторемонт и т. д.

Если предприниматель захочет открыть бизнес, то он сможет увидеть все требования, с которыми ему предстоит столкнуться, а также будет понятно, какие из них обязательные, а какие – рекомендательные.

Такие требования, которые могут быть предъявлены к работе конкретного предприятия, должны быть написаны понятным языком и удобны для предпринимателей.

Мне как юристу, который ежедневно решает проблемы предпринимателей и общается с коммерсантами, видится, что есть три вещи, которые беспокоят бизнес. Первое – невозможность планировать свою деятельность на годы вперед (все в очередной раз и постоянно меняется).

Второе – сложно решать проблемы с чиновниками в рамках закона и рассчитывать на независимый суд. Третье – это отсутствие в стране, в отличие от других государств, традиций уважать и защищать частную собственность. Поможет ли «гильотина» в решении этих системных проблем? Я думаю, что на данном этапе – нет.

Но если государство сделает прозрачными правила игры для бизнеса на законодательном уровне, избавив компании от «спама» устаревших требований и обязательств, это однозначно «разгрузит» коммерсантов. А любой большой путь по трансформации экономики, как мы все знаем, начинается с малых шагов.

Пожелаем удачи властям в освоении французского механизма!

Гильотиной по советскому: какие акты отменило правительство — Газета.Ru

Правительство Михаила Мишустина поддержало инициативу по очищению законодательства от морально устаревших норм, тормозящих развитие бизнеса. Под регуляторную гильотину попали 3700 актов.

В частности, постановление «О мерах борьбы с проказой» и декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О взимании прямых налогов».

Но правительство не успеет зачистить правовое поле от советских норм к 2021 году, как было запланировано, считают эксперты.

Михаил Мишустин, едва вступив в должность премьера, отменил 3 700 устаревших нормативных актов и отдельных положений правительства РСФСР и РФ.

Еще 30 января премьер признал утратившими силу 79 актов. 3 февраля Мишустин подписал еще одно постановление о признании не действующим на территории Российской Федерации 3 621 акт СССР и их отдельных положений, сообщили «Газете.Ru» в четверг, 13 февраля, в правительстве.

В начале этого года теперь уже бывший премьер Дмитрий Медведев упразднил 1 259 актов.

Новый премьер явно ускорился с ликвидацией советским норм, загрязняющих правовое поле и мешающих бизнесу развиваться. Всего Мишустин за месяц утвердил отмену 3 700 советских и российских регуляторных документов.

Хотя понятно, что готовились они к отмене преимущественно правительством Медведева. В список утративших силу вошли, например, постановление Совета народных комиссаров СССР «О мерах борьбы с проказой» от 1923 года и декрет Совета народных комиссаров РСФСР от 1917 года «О взимании прямых налогов».

Некоторые советские акты, впрочем, не будут действовать только со следующего года. Например, постановление «О музейном фонде Союза ССР» от 1965 года или постановление «О мерах по дальнейшему укреплению пожарной безопасности в стране», принятое Советом министров СССР в 1988 году.

«Принятое правительством решение должно помочь упорядочить и систематизировать законодательство, а также обеспечить единообразную правоприменительную практику», — рассчитывают в правительстве.

Рано радоваться, товарищ

Общее количество отмененных актов составило почти 5 тысяч. Но радоваться бизнесу, похоже, рано.

Всего в стране существуют порядка 220 видов госконтроля на федеральном уровне и около 50 видов на региональном. А также свыше 600 видов разрешительной деятельности. Сколько под этими «видами контроля» документов, преимущественно запретительных, судя по всему, не знает никто. Их так много, что сосчитать практически не возможно.

Один только Минюст ранее говорил о том, что готов признать утратившими силу почти 1300 правовых актов РФ и РСФСР и их отдельных положений.

Но сколько всего избыточных регуляторных требований остаются действительными и нуждаются в кардинальной переработке или полной отмене?

Президент РФ Владимир Путин в феврале 2019 года в послании Федеральному собранию предложил прекратить действие устаревших актов в сфере контроля и надзора, сохранив лишь те документы, которые отвечают современным требованиям. Эта инициатива получила неофициальное название «регуляторной гильотины».

Предполагается, что все действовавшие ранее обязательные требования, которые не будут одобрены властями или изменены, автоматически утратят силу. Это должно произойти уже с 1 января следующего года. Взамен должна быть сформирована четкая система требований, исключено дублирование полномочий органов исполнительной власти, ограничены основания для внеплановых проверок.

Тогдашний руководитель аппарата правительства Константин Чуйченко так пояснял смысл административной реформы: необходимо перейти от «карательной» сущности проверок к сотрудничеству бизнеса и власти.

В декабре прошлого года глава РСПП Александр Шохин жаловался, что чиновники не всегда советуются с бизнесом при принятии новых регуляторных норм. Не удовлетворены процессом «гильотинирования» бюрократического наследия прошлых лет и в «Деловой России» и в ОПОРе.

Новый СанПин для столовых, кафе и ресторанов, подготовленный регулятором отрасли общепита, — Роспотребнадзором — не одобрили ни правительство, ни бизнес. Даже чиновники Минэкономразвития отметили «необоснованное ужесточение отдельных норм».

По 12 надсмотрщиков над каждым

При постановке задачи об отмене избыточных функций изначально подошли неправильно. Это было поручено ведомствам. А они пошли самым примитивным путем, отмечает Анастасия Алехнович, руководитель экспертного центра при уполномоченном при президенте РФ по защите прав предпринимателей.

«Взяли откровенно устаревшие нормы, сверив их по датам в системе «Гарант», реально уже не действующие, и обрезали их. На самом деле логично идти не по ведомствам, а по видам бизнеса», — говорит Алехнович.

Сейчас практически над каждым видом бизнеса стоят по 7-12 надсмотрщиков. Верным был бы иной подход. «Выделить порядка 10 групп бизнеса. Например, аптечный, ресторанный, торговый, транспортный и прочие. И не изобретая велосипед, имплементировать в наши законы, в КоАП, западные регуляторные нормы, которые действуют там уже десятки лет и доказали свою эффективность», — считает Алехнович.

По ее словам, новые регуляторные нормы, которые будут приниматься взамен устаревших, должны быть прозрачными, понятными, «бизнес должен рассчитывать по ним свои риски и затраты».

А простая отмена морально устаревших правил ведения бизнеса не решит главной задачи, ради которой они вводились, а именно стимулирования экономической активности.

Одиозные акты отменят, это хорошо. Но они все равно уже были не актуальными в силу изменившихся условий деятельности предприятий, отмечают эксперты.

К сожалению, после отмены советских избыточных норм власти не гарантируют уменьшения фискальной нагрузки на бизнес, напоминает Алисен Алисенов, доцент кафедры экономики и финансов факультета экономических и социальных наук РАНХиГС.

«Отказаться от чрезмерного регулирования бизнеса, отменить избыточные требования, сократить количество плановых и внеплановых проверок — все это важно. Но еще важнее провести реформу правоохранительной и судебной систем, а еще необходима конкурентоспособная налоговая системы, поощряющая инвестиции в основной капитал», — заключает эксперт.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *