Штрафы для малого бизнеса планируют увеличить

30 января 2020 года Минюст опубликовал новую редакцию Кодекса об административных правонарушениях, которая пересматривает многие существующие наказания для ИП, организаций и их должностных лиц за нарушения в различных сферах регулирования.

 В настоящее время проект КоАП РФ размещён на портале проектов нормативно-правовых актов для общественного обсуждения. Ряд будущих норм уже вызвал резкую критику общественности, и сейчас вокруг документа ведутся нешуточные споры. Вместе с тем, как показывает практика, большинство законопроектов, предлагаемых к принятию правительством, всё же становится законами.

 Рассказываем о новых штрафах для бизнеса, которые могут начать действовать уже с 1 января 2021 года.

Штрафы для малого бизнеса планируют увеличить

Плюсы нового КоАП РФ

Главным достоинством новой редакции КоАП РФ является то, что статьи стали более конкретизированными, детальными и понятными для толкования по сравнению с действующими.

Например, сейчас за нарушение трудовых прав штрафуют по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ без раскрытия конкретных составов нарушения и их характеристик.

Новый кодекс максимально конкретизирует данную норму, устанавливая 22 отдельных состава правонарушений в сфере труда.

Так, в самостоятельные статьи выделены несоблюдение продолжительности рабочего времени, непредставление персоналу средств индивидуальной защиты, невыплата зарплаты, сокрытие несчастных случаев и т.д.

Плюсом нового кодекса является и то, что он заметно снизил штрафы по некоторым правонарушениям. Например, снижены штрафы за так называемое «зарплатное рабство» и несдачу отчётности в Росстат. 

При этом будет гораздо чаще применяться такой вид наказания, как предупреждение. Оно будет назначаться вместо штрафа за впервые совершенные административные правонарушения.

Наказание в виде штрафа не подлежит замене на предупреждение, только если это прямо предусмотрено соответствующей статьёй.

Сами штрафы ограничены максимальными пределами, которые значительно ниже установленных в настоящее время значений.

По общему правилу, максимальный штраф в новом КоАП РФ будет установлен в следующих размерах:

  • для граждан — 5 000 рублей (сейчас – 500 000 рублей);
  • для должностных лиц – 50 000 рублей (сейчас – 1 млн. рублей); 
  • для ИП – 100 000 рублей (сейчас – 1 млн. рублей); 
  • для организаций — 500 000 рублей (сейчас – 60 млн. рублей). 

Если какой-либо статьёй минимальный штраф будет установлен в указанных размерах, суд будет вправе уменьшить штраф даже ниже установленного КоАП минимума.

Ещё одним плюсом новой редакции КоАП является закрепленное правило о том, что не допускается одновременное привлечение к ответственности за одно и то же административное правонарушение организации и её должностных лиц (ст. 2.10 КоАП РФ). По общему правилу за совершаемые нарушения наказываться будут преимущественно должностные лица организаций, а не сами организации.

В частности, за то же «зарплатное рабство» будут штрафовать только руководителей организаций, а не как в настоящее время – руководителей и сами организации (сейчас для юрлиц предусмотрен штраф до 50 000 рублей). 

Одновременное назначение штрафов должностным лицам и организациям предусматривается только по некоторым составам правонарушений.

Также к плюсам новой редакции стоит отнести заметное смягчение нормы о таком наказании, как административное приостановление деятельности. В новом кодексе этот вид наказания будет носить наименование «административный запрет деятельности», а предельный срок его назначения будет сокращён с 90 до 30 суток.

Ниже рассмотрим подробнее статьи КоАП в новой редакции, по которым ИП, организации и их должностные лица привлекаются к ответственности чаще всего. При этом не будем рассматривать некоторые штрафы (например, за грубое нарушение требований бухучёта или непредставление сведений об открытии и закрытии банковского счёта), которые останутся без изменений.

Штрафы в новом КоАП для организаций и ИП

В новом КоАП РФ будут установлены штрафы за несдачу отчётности по форме СЗВ-ТД.

 Неоднократное непредставление либо представление неполных или недостоверных сведений по форме СЗВ-ТД в целях формирования электронных трудовых книжек повлечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц организаций и ИП в размере от 300 до 500 рублей. Организациям за то же нарушение будет назначаться штраф в размере от 1 000 до 5 000 рублей.

Невыплата зарплаты (ст. 8.2 КоАП РФ)

Невыплата или неполная выплата зарплаты или других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, а также выплата зарплаты в размере ниже МРОТ повлечёт наложение штрафа на должностных лиц организаций в размере от 5 000 до 20 000 рублей (сейчас — от 5 000 до 20 000 рублей). Штрафы для ИП составят от 1 000 до 5 000 рублей, а для организаций — от 30 000 до 50 000 рублей. Таким образом, штрафы по большей части сохранятся на действующем уровне.

Вместе с тем будут введены повышенные штрафы за невыплату зарплаты двум и более сотрудникам. Несвоевременная выплата зарплаты или других выплат двум и более работникам повлечёт наложение штрафа на должностных лиц организаций в размере от 20 000 до 30 000 рублей. Для ИП штрафы составят от 10 000 до 30 000 рублей, а для организаций — от 50 000 до 100 000 рублей.

«Зарплатное рабство» (ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ)

Воспрепятствование работодателем осуществлению сотрудником права на замену банка, в который переводится его заработная плата, будет наказываться предупреждением или наложением штрафа на ИП и должностных лиц организаций в размере от 3 000 до 5 000 рублей. Штрафы для организаций упраздняются.

Напомним, сейчас за то же нарушение штраф для ИП доходит до 5 000 рублей, для должностных лиц – до 20 000 рублей, а для организаций — до 50 000 рублей.

Нарушение работодателем продолжительности рабочего времени сотрудников (ст. 8.3 КоАП РФ)

За данное нарушение штрафы будут повышены. Нарушение работодателем установленной продолжительности рабочего времени сотрудников или непредоставление им отдыха повлечёт наложение административного штрафа на должностных лиц и ИП в размере от 10 000 до 15 000 рублей, а на организации — от 30 000 до 70 000 рублей.

Сейчас за такое нарушение могут привлечь по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Данная норма предусматривает для должностных лиц и ИП штрафы в размере от 1 000 до 5 000 рублей, а для организаций – от 30 000 до 50 000 рублей.

Нарушение срока постановки на налоговый учёт (ст. 29.20 КоАП РФ)

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учёт в налоговом органе повлечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 2 000 рублей. 

Сейчас это нарушение наказывается предупреждением или штрафом в размере от 500 до 1 000 рублей.

Непредставление и несвоевременное представление налоговой отчётности (ст. 29.21 КоАП РФ)

Увеличатся административные штрафы и за нарушение сроков представления налоговой декларации или расчёта по страховым взносам.

По новым правилам данное нарушение повлечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 2 000 рублей (сейчас – от 300 до 500 рублей).

Непредставление документов и сведений, необходимых для налогового контроля (ст. 29.22 КоАП РФ)

Непредставление либо отказ от представления в налоговые органы запрошенных документов и информации, а равно представление таких сведений в неполном объёме повлечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 4 000 рублей (сейчас от 100 до 300 рублей). На должностных лиц организаций за данное нарушение будут налагаться штрафы в размере от 4 000 до 8 000 рублей (сейчас – от 300 до 500 рублей).

Несдача расчёта по форме 4-ФСС (ст. 29.27 КоАП РФ)

Нарушение сроков представления расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальные органы ФСС (4-ФСС) будет грозить должностным лицам административным штрафом в размере от 2 000 до 4 000 рублей. Напомним, сейчас за то же нарушение должностные лица несут административную ответственность в виде штрафа в размере от 300 до 500 рублей.

Таким образом, по большей части по сравнению с действующим КоАП РФ размеры штрафов за нарушения, допускаемые в сфере налогообложения, бухучёта и трудового права, будут увеличены. Но есть и исключения.

Непредставление обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчётности (ст. 29.29 КоАП РФ)

Пожалуй, самое значительное увеличение штрафов в сфере налогообложения и бухучёта касается несдачи обязательного экземпляра годовой бухотчётности. По новым правилам, нарушение сроков сдачи годовой бухотчётности повлечёт наложение штрафа на должностных лиц (бухгалтеров) в размере от 50 000 до 70 000 рублей, а на организации – от 100 000 до 200 000 рублей.

Если организация вообще не сдаст бухотчётность, её должностных лиц оштрафуют на сумму от 80 000 до 100 000 рублей, а саму организацию – на сумму от 200 000 до 300 000 рублей. Если организация не сдаст бухотчётность, которая подлежит обязательному аудиту, штрафы для её должностных лиц составят от 100 000 до 200 000 рублей, а для самой организации — от 1 млн. до 1,5 млн. рублей.

  • Таким образом, штрафы за бухотчётность будут повышены в несколько тысяч раз!
Читайте также:  Образец досудебной претензии на возврат денежных средств в 2022 году

Напомним, в настоящее время в КоАП РФ отсутствует отдельная статья, предусматривающая ответственность за несдачу обязательного экземпляра годовой бухотчётности. За несдачу баланса должностные лица организации несут ответственность по ст. 15.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 300 до 500 рублей. Сами же организации несут ответственность в виде штрафа в размере 400 рублей.

Неприменение контрольно-кассовой техники (ст. 29.31 КоАП РФ)

Повышаются штрафы за неприменение ККТ. За первое нарушение штрафы не изменятся. Они составят от ¼ до ½ размера суммы расчёта, но не менее 10 000 рублей — для должностных лиц и ИП и от ¾ до одного размера суммы расчёта, но не менее 30 000 рублей — для организаций.

Но за повторное неприменение ККТ, если сумма расчётов, осуществлённых без применения ККТ, составила, в том числе в совокупности, 1 млн. рублей и более, штрафы будут увеличены.

Повторное неприменение ККТ повлечёт наложение административного штрафа на ИП в размере от 400 000 до 500 000 рублей, а на организации — от 3 млн. до 5 млн.

рублей (сейчас – приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Непредставление СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ (ст. 29.32 КоАП РФ)

Непредставление в ПФР в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования повлечёт наложение административного штрафа на должностных лиц организаций в размере от 3 000 до 5 000 рублей (сейчас — от 300 до 500 рублей).

Несдача статистической отчётности в Росстат (ст. 34.11 КоАП РФ)

За данное нарушение новая редакция КоАП предусматривает существенное снижение штрафов. Сейчас за непредставление первичных статистических данных в Росстат должностные лица и ИП могут быть оштрафованы на сумму от 10 000 до 20 000 рублей, а организации – на сумму от 20 000 до 70 000 рублей.

По новым правилам это же нарушение повлечёт предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 3 000 рублей, на ИП — от 3 000 до 5 000 рублей, на организации — от 5 000 до 10 000 рублей.

Изучить проект нового КоАП РФ можно на портале проектов нормально-правовых актов.

Штрафы для малого бизнеса планируют увеличить

Источник: Buh.ru

05 февраля 2020

Малый бизнес планируют освободить от штрафов за первое нарушение КоАП

Штрафы для малого бизнеса планируют увеличить

Евгений Разумный / Ведомости

В правительстве сформирован регуляторный пакет поддержки малого бизнеса – комплекс принципиальных изменений по снижению нагрузки на МСП в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП).

В перечень вошли инициативы по существенному снижению штрафов, следует из законопроекта, подготовленного Минэком и корпорацией МСП (копия есть у «Ведомостей», подлинность подтвердили два федеральных чиновника).

  • Отказ от денежных взысканий за нарушения, допущенные впервые. Вместо штрафа предлагается выносить предупреждение – «в качестве единственно допустимого административного наказания» за однократное несоблюдение кодекса.
  • Снижение размера штрафа для социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), микро- и малого бизнеса до уровня наказаний, применяемых к индивидуальным предпринимателям. В пояснительной записке такая мера аргументируется следующим образом. На данный момент около 96% всех субъектов МСП – это микропредприятия, еще 3,7% – малые и лишь 0,3% – средние. Среди первых двух категорий доля юридических лиц не достигает и половины – 39%, остальное – это бизнес в форме ИП, говорится в документе. При этом разница в размере штрафов для индивидуальных предпринимателей и организаций достигает 500-900%, по крайней мере, по их максимальной планке. При этом сумма наказания не зависит от масштаба бизнеса – даже если оборот у ИП существенно выше, чем у юрлица, ведущего аналогичную деятельность, первый заплатит гораздо меньше, следует из документа. Часто это приводит к взысканию, несоразмерному величине бизнеса. Такой подход неактуален, поэтому следует приравнять размер штрафа для микро- и малых предприятий, а также СОНКО к наказанию для ИП.
  • Отмена суммирования штрафов за нарушения одного состава, выявленные в ходе проверки. То есть если компания не выполнила ряд предписаний КоАП, включенных в одну статью кодекса, то наказание накладывается за несоблюдение лишь одного пункта, а не всех. По принципу: одна проверка – один штраф по статье КоАП. 
  • Отказ от дублирования наказаний для компании и ее должностного лица за одни и те же нарушения. Если есть виновное физическое лицо, юрлицо штрафовать не нужно, следует из законопроекта.

Согласно пояснительной записке, чаще всего предприниматели допускают нарушения трудового законодательства (ст. 5.27 КоАП), требований охраны труда (5.27.1), в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (6.

3), санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и транспорта (6.4) и ряд других. Например, за невыплату в срок заработной платы полагается штраф до 50 000 руб. для юрлиц, до 5000 – для ИП (п. 6 ст. 5.

27), за нарушение правил карантина можно получить взыскание в размере до 500 000 руб. (п. 2 ст. 6.3).

По словам одного из собеседников «Ведомостей», в ближайшее время проект поправок будет отправлен на рассмотрение правительственной комиссии, затем в случае одобрения – внесен в Госдуму.

Представители аппарата правительства и Минэка не ответили на запросы «Ведомостей». Представитель Минюста сообщил, что предложения КМСП были рассмотрены и не вызвали концептуальных возражений.

Представитель министерства добавил, что такой подход уже включен в проект новой редакции КоАП, разработка которой находится на завершающей стадии и скоро будет вынесена на общественное обсуждение.

Например, проект КоАП распространяет механизм замены административного штрафа предупреждением на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также их работников, при условии, что нарушение было не грубым.

В декабре 2020 г. министр юстиции Константин Чуйченко в интервью ТАСС говорил, что по многим составам административных правонарушений в новой редакции КоАП будет предусмотрено наказание в виде предупреждения.

«Наша цель была уйти от репрессивности, а кодекс сделать именно регуляторным механизмом. Понятно, в определенных случаях наказание должно быть достаточно жестким.

Но эта жесткость должна соотноситься с той общественной опасностью, которое правонарушение в себе несет», – говорил министр.

Поправки в кодекс прорабатывались на площадке корпорации МСП (КМСП) вместе с предпринимателями – под кураторством первого вице-премьера Андрея Белоусова, передала пресс-служба института развития слова гендиректора Александра Исаевича. Замена штрафа на предупреждение – это новый формат партнерских отношений государства и бизнеса.

У малых и микрокомпаний, как правило, небольшой штат сотрудников, зачастую таким предприятиям крайне сложно отследить все требования и нормативы, добавил он.

После того как проверяющие органы укажут на нарушение, они его устранят – не нужно наказывать рублем за ошибки, допущенные из-за объективной невозможности проанализировать весь массив обязательных предписаний, продолжил Исаевич.

Эти поправки наиболее востребованы у предпринимателей, поэтому важно, чтобы они как можно быстрее заработали, пояснил гендиректор КМСП. «Надеемся, что они получат поддержку Госдумы», – резюмировал Исаевич.

Чем меньше масштаб бизнеса, тем чувствительнее для него административные наказания, отметил заместитель председателя комитета по экономической политике Госдумы Артем Кирьянов. Если по многим видам штрафов крупным предприятиям легче постоянно их уплачивать, не устраняя нарушений, то небольшие компании, микробизнес во многих случаях оказываются на грани закрытия, продолжил он.

Поправки к кодексу – это, по сути, продолжение линии «регуляторной гильотины», ключевая задача которой – простимулировать развитие предпринимательства, полагает депутат.

Гарантия защиты от административных наказаний значительно улучшает деловой климат в стране на уровне малого бизнеса: чем безопаснее себя чувствует потенциальный предприниматель, тем скорее он откроет свое дело, уверен он.

Смягчение КоАП злоупотреблений не вызовет, согласился завкафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Плеханова Дмитрий Завьялов. Например, дробление бизнеса налоговая достаточно хорошо отслеживает, констатировал он.

При этом изменения позитивны не только непосредственно для бизнеса, но и тех институтов, которые выступают в данном случае на противоположной стороне – для контрольных органов, судов и так далее, добавила член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова.

У них снизится нагрузка, спадет напряженность во взаимоотношениях с предпринимателями, уточнила она.

За принятие этих изменений «Опора России» выступала 6 лет, напомнил исполнительный директор делового объединения Андрей Шубин. Недавно инициативы были вновь направлены в адрес министра экономического развития Максима Решетникова, уточнил он.

 В действующей редакции санкции не учитывают размер бизнеса и зачастую предполагают крайне обременительные для микропредприятий и малого бизнеса наказания. В случае принятия поправок штрафы для МСП снизятся кратно.

Например, размер наказания за нарушение требований пожарной безопасности снизится в 7 раз: максимальный штраф (если не было жертв) упадет с 400 000 до 60 000 руб.

Можно прогнозировать, что вследствие данных поправок пойдет на убыль традиция, когда бизнес пытается договориться с проверяющими – то есть уменьшится коррупционный элемент, добавила вице-президент Торгово-промышленной палаты (ТПП РФ) Елена Дыбова.

В целом, все эти изменения позитивные, отметил советник уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей Антон Свириденко. Однако, по его словам, бизнес хотел бы большего – снижения размера штрафов, повышения ответственности контролирующих лиц за допущенные нарушения, дифференциации наказаний в зависимости от категории риска.

Читайте также:  Можно внести уставный капитал имуществом

«Помощь от Госдумы»: налоговые льготы, индексация и наказания для бизнеса — новости Право.ру

Одобрен закон о налоговых льготах для борьбы с последствиями санкционного давления. Эта инициатива подразумевает временное освобождение граждан и бизнеса от ряда налогов.

Законодательство Госдума приняла закон об антикризисных налоговых льготах

Так, физлица не должны будут платить НДФЛ с процентов по вкладам более 1 млн руб., полученных в 2021–2022 годах, а также налоги со средств, которые сэкономили на процентах по займам в 2022 и 2023 годах. Повышенный транспортный налог будут начислять на машины стоимостью от 10 млн руб.

Отели и гостиницы на пять лет освободили от НДС. Для IT-компаний в 2022–2024 годах обнулят ставку налога на прибыль. Законом предусмотрены и другие льготы, в том числе учитывающие резкий скачок валютных курсов.

Кадастровую стоимость недвижимости для целей налогообложения в следующем году зафиксируют на уровне 1 января 2022-го (ко второму чтению эту норму распространили и на физлиц).

Законопроект № 84984-8 принят во втором и третьем чтениях.

Упрощенный доступ в САР

В специальных административных районах (САР) смогут теперь зарегистрироваться компании, которые созданы до 1 марта 2022-го (а не до 2018-го, как раньше). Кроме того, резидентам САР не придется подтверждать деятельность на территории нескольких государств. 

Срок на инвестиции вырос до года, а на представление подтверждающих их документов — до 30 рабочих дней. На исключение переехавших в САР фирм из иностранных реестров юрлиц теперь предоставляют два года.

Кроме того, международным компаниям в САР разрешено применять нормы иностранного корпоративного права до 2039 года, а еще регистрировать в российских «офшорах» международные личные фонды от 5 млрд руб.

Офисы разрешается создавать не только непосредственно на островах Русский и Октябрьский, где расположены САР, но и во Владивостоке, так как площадь островов естественным образом ограничена.

Новые нормы, бесспорно, важны для российского бизнеса с иностранными компаниями, уверен Александр Токарев, партнер Федеральный рейтинг.

группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)
Ранее действовавшие условия делали невозможным для многих использовать режим международных холдинговых компаний. В то же время новые нормы Токарев призывает рассматривать в совокупности с принятыми в прошлом месяце избыточными и чрезмерно жесткими требованиями к уровню присутствия, деятельности и инвестициям таких компаний для получения налоговых льгот. По мнению эксперта, для улучшения режима САР нужно снизить требования к персоналу и офисам на территории этих районов, а еще к объемам инвестирования.

Принятые сегодня льготы для резидентов САР, особенно с учетом введенных ранее требований к сабстенсу и уровню инвестиций, повысят привлекательность САР для российского бизнеса, полагает Анастасия Берман, юрист налоговой практики АБ Федеральный рейтинг.

группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международный арбитраж группа Морское право группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Рынки капиталов группа Санкционное право группа Семейное и наследственное право группа Страховое право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Уголовное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал группа Экологическое право группа Банкротство (включая споры) (high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа Международные судебные разбирательства группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Цифровая экономика группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) 1место По выручке 1место По выручке на юриста (более 30 юристов) 1место По количеству юристов Профайл компании

Законопроекты № 84923-8 и  № 84991-8 приняты во втором и третьем окончательном чтениях.

Поддержка импорта и таможенные послабления

Новелла разрешает ввоз в РФ многокомпонентного товара в рамках нескольких внешнеэкономических сделок в течение шести лет.

Компании, которые занимаются импортом в Россию менее года, освобождены от уплаты налогов и таможенных пошлин.

В случае доначисления пошлины по результатам таможенной экспертизы внесшие залог импортеры освобождаются от пени. Процедура выдачи классификационных решений таможенными органами сокращена и упрощена.

Если сравнивать вариант поправок к первому чтению и то, в каком виде поправки подошли ко второму чтению, то законодатель склонился к большому количеству норм, носящих бланкетный характер, полагает управляющий партнер ЮК Федеральный рейтинг.

Владислав Варшавский. Правительство будет определять конкретные категории лиц, имеющих право на льготы.

Обязанность кабмина установить перечень категорий товаров, которые могут быть заявлены к выпуску до подачи декларации на товары, ко второму чтению стала только его правом.

В любом случае послабления должны положительно отразиться на участниках внешнеэкономической деятельности, полагает Варшавский.

Законопроект № 84933-8 принят во втором чтении.

Смягчение наказаний для субъектов МСП и не только

Депутаты внесли изменения в ст. 3.4 КоАП и обязали заменить для малого и среднего бизнеса штраф предупреждением при первом допущенном правонарушении (ранее формулировка статьи оставляла это на усмотрение суда).

Новелла также установила, насколько можно снизить штрафы для МСП ниже минимального предела: он будет равен штрафу для ИП либо составит не менее 50% минимального и не более 50% максимального размера штрафов по соответствующей статье.

Ранее снижение штрафа ниже минимального размера было предусмотрено только в исключительных случаях, напомнила Ксения Пантелеева, советник, заместитель управляющего партнера, руководитель регионального офиса Федеральный рейтинг.

группа Санкционное право группа Уголовное право группа ГЧП/Инфраструктурные проекты Профайл компании
в Екатеринбурге.

Теперь же размеры снижения штрафов будут нормативно установлены, и применять данную норму можно будет в том числе для статей, где сумма санкции в виде штрафа изначально составляла менее 100 000 руб.

В этом сюжете

Кроме того, бизнес разрешили не привлекать к ответственности, если за то же нарушение уже наказали его должностное лицо. Это возможно, если юрлицом были приняты все предусмотренные законодательством меры для соблюдения правил.

По ряду составов должностные лица не будут отвечать, если наказание уже понесено юридическим лицом.

Диспозиция этой нормы «весьма условна», полагает Пантелеева, поэтому реализация норм будет зависеть от правоприменительной практики; с учетом обвинительного уклона российского правосудия новелла может оказаться фактически нерабочей.

Изначально предлагаемое изменение было рассчитано только на социально ориентированные некоммерческие организации, а также субъекты малого и среднего предпринимательства, напоминает Светлана Виногорова, старший юрист ЮБ Региональный рейтинг.

группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Корпоративное право/Слияния и поглощения 15-16место По количеству юристов 9место По выручке Профайл компании
Ко второму чтению внесли поправку, которая распространяет эту норму на все юрлица. Такое предложение можно назвать революционным, так как оно изменяет один из устоявшихся принципов привлечения к административной ответственности, полагает Виногорова.

Безусловно, преференции субъектам малого и среднего предпринимательства, а также социально ориентированным НКО нужны, но едва ли эти льготы справедливо закреплять в законодательстве об административных правонарушениях, соглашается старший юрист ЮК Федеральный рейтинг.
Владислав Гончаров. Административные наказания все-таки преследуют в первую очередь карательную и превентивную цели.

Кроме того, новелла предусматривает одно наказание за совершение нескольких административных правонарушений, если они выявлены в ходе одного контрольного мероприятия.

Ранее похожие дела доходили до Верховного суда, например дело № А82-12352/2019, где за нарушение лицензионных требований при управлении 16 многоквартирными домами управляющей компании были назначены 16 штрафов, напоминает Пантелеева. Эту норму также распространили с МСП на всех юрлиц.

Таким образом, изначальный проект, который предполагал преференции только для определенной категории, трансформировался в довольно обширные меры поддержки для широкого круга субъектов, подытожила Светлана Виногорова.

Законопроект № 42172-8 принят во втором и третьем чтениях.

Индексация в гражданском процессе

Госдума также ликвидировала правовой пробел, который Конституционный суд выявил больше года назад. Речь идет о порядке индексации присужденных в гражданском процессе сумм, если их не выплачивают в течение длительного времени.

Новелла устанавливает, что индексация проводится по индексу цен на сайте Росстата, а ее период нужно отсчитывать со дня вынесения решения суда либо с предусмотренной им конкретной даты.

В условиях роста цен новая статья процессуального кодекса об индексации может быстро стать очень популярной как единственный механизм защиты для граждан от инфляции, полагает частнопрактикующий юрист Александра Карабутова.

Читайте также:  Какой процент с меня возьмут, чтобы обналичить 500к?

В этом сюжете

По результатам первого чтения в законопроект были внесены неожиданные поправки: из него исключили мораторий на индексацию присужденных сумм, подлежащих взысканию из средств бюджетной системы, на срок до истечения срока исполнения соответствующих бюджетов, указывает Карабутова. Таким образом, законодатель отказался от чрезмерной защиты публичных интересов и уравнял всех должников.

Необходимость изменений назревала давно, поскольку еще в 2018 году КС признавал норму ст. 208 ГПК неконституционной, напоминает Михаил Юрасов, адвокат практики разрешения споров адвокатского бюро Федеральный рейтинг.

группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Уголовное право группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)
Тогда в статью внесли указание на то, что индексация должна производиться в случаях и в размерах, которые предусмотрены федеральным законом или договором, но сам закон так и не был принят. На этот раз законодатель учел свои ошибки и предложил конкретный критерий для индексации присужденных сумм, отмечает Юрасов.

Индекс роста потребительских цен Росстата значительно ниже ставки процентов по ст.

395 ГК и, как правило, ниже декларируемого уровня инфляции, определяемого Центробанком, подчеркивает Ксения Пантелеева, советник, заместитель управляющего партнера, руководитель регионального офиса Федеральный рейтинг. группа Санкционное право группа Уголовное право группа ГЧП/Инфраструктурные проекты Профайл компании
в Екатеринбурге.

Кроме того, новелла не вносит зеркальных поправок в арбитражно-процессуальное законодательство, указывает Юрасов. В пояснительной записке это объясняется отличиями в спорных правоотношениях и субъектном составе участников. Но это едва ли последовательно, так как КС вынес постановление и о закреплении норм об индексации в АПК.

Законопроект № 1207285-7 принят во втором чтении.

Декларирование цифровых активов

Законопроект предусматривает, что кандидаты на выборные государственные и муниципальные должности должны предоставлять информацию о расходах на приобретение цифровых финансовых активов за три года.

Аналогичное требование предъявляется и в отношении сделок супруга и несовершеннолетних детей кандидатов.

При этом необходимо отразить сведения только о расходах по таким сделкам, размеры которых превышают общую сумму доходов кандидатов вместе с супругом за этот период.

Действующее законодательство предусматривает такую обязанность только для лиц, которые уже занимают государственные должности.

Усиление контроля в этой сфере особенно актуально в связи с все более и более широким развитием цифровых финансовых инструментов и электронного финансового рынка, полагает Ирина Панькина, председатель Башкортостанского отделения Ассоциации юристов России.

Законодательство Путин одобрил изъятие неподтвержденных доходов у чиновников

Кроме того, новелла исключает изо всех соответствующих норм слово «акция», так как они являются одним из видов ценных бумаг, которые уже включены в перечень декларируемого имущества.

Но узнать это можно только из пояснительной записки, отмечает Надежда Хан, ведущий юрист практики разрешения споров Адвокатского бюро Федеральный рейтинг.

группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Уголовное право группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)
Целесообразнее было бы вынести термины «долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций» за скобочки и перечислить через запятую после «ценные бумаги», полагает она. В буквальном толковании предложенная в законопроекте формулировка подразумевает, что ценные бумаги декларированию не подлежат.

Законопроект № 1133046-7 принят во втором чтении.

Нотариальные действия в консульствах

Новелла наделяет Министерство иностранных дел и Министерство юстиции правом издавать инструкцию, которая регламентирует нотариальную деятельность в российских консульских загранучреждениях. Законопроект также унифицирует терминологию и заменяет выражение «должностные лица консульских учреждений РФ» словами «консульские должностные лица», которое используется в Консульском уставе.

Согласно действующему законодательству, полномочиями проводить нотариальные действия обладают генеральные консульства, консульства, вице-консульства и консульские агентства.

Но на практике их осуществляют также должностные лица консульских отделов дипломатических представительств РФ, указывает Марина Кельбах, юрист АБ Федеральный рейтинг.

группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Уголовное право группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)
.

Законопроект № 1197897-7 принят во втором чтении

  • Бизнес
  • Госдума
  • Законопроект
  • Налоги

Штрафы для бизнеса повысят в десятки раз

В новой редакции КоАП будет предусмотрено увеличение штрафов для предпринимателей, которые не выполнят предписания МЧС, ФНС, Роспотребнадзора и других контролирующих органов. Новая редакция должна вступить в силу 1.01.2021. Рассказываем, почему чиновники хотят увеличить штрафы. 

Что будет в новой редакции КоАП

Автором правок можно считать премьера Дмитрия Медведева, он распорядился разработать новую концепцию еще в марте этого года. Новая редакция Кодекса подразумевает объединение всех нарушений бизнеса в одну главу «Административные правонарушения». 

Санкции для бизнеса увеличатся на сумму от 20 тыс. до 40 тыс. рублей. Для юрлиц штрафы повысят с 10-20 тыс. до 200-500 тыс. Изменения следующие:

  1. За невыполнение требований госорганов (для физлиц): с 300-500 рублей до 5-7 тыс. Те же нарушения для должностных лиц: с 1-2 тыс. до 50-70 тыс.
  2. За повторное невыполнение требований (для физлиц): до 20-40 тыс. Для ИП: до 50-70 тыс. Для должностных лиц: до 100-150 тыс. Кроме того, для последних предусмотрено наказание в виде запрета занимать должность на срок до трёх лет.
  3. За непредставление данных госорганам (для юр лиц): до 20 тыс.
  4. За неповиновение требованиям контролирующего лица (для юр лиц): 30 тыс. Для должностных лиц: 10 тыс.

Будут введены новые штрафные санкции и для водителей. Если представитель Ространснадзора потребовал предъявить документы, а водитель отказался, то последний должен будет заплатить штраф до 5 тыс. рублей. 

Если же водитель попытается избежать контроля веса, штраф составит до 50 тыс. Данное правило будет касаться, как водителей-экспедиторов (которые работают на конкретную компанию или ИП), так и рядовых автолюбителей. 

В последнем случае штраф придется платить самому водителю, если же он работает на юридическое лицо, данный вопрос решается внутренними документами конкретной компании.

Еще одно нововведение — если должностное лицо отказывается выполнять требование представителя Счетной палаты, санкции составят до 15 тыс. рублей.

Появится и новая статья за правонарушения, которые раньше не выделялись отдельно. Так, если оператор связи не выполнил требование Роскомнадзора, санкция составит до 1/25 выручки (но минимум 100 000 рублей).

Штрафуют не только бизнесменов

Изменения предполагают санкции и для самих представителей надзорных органов. Если был нарушен закон по отношению к должностному лицу, для инспектора штраф повысят с 3-5 тыс. до 5-7 тыс. За вторичное или грубое нарушение: с 5-7 тыс. до 50-70 тыс. 

Основные статьи

Ст.19.5. КоАП РФ — основной правовой документ, в котором прописаны санкции для ИП, должностных, физических и юридических лиц за несвоевременное выполнение требований государственных надзорных органов. Эта статья именно за невыполнение. 

МЧС выписывает штраф за нарушение пожарной безопасности, и в указанный срок предприниматель не выполнил предписания. Значит  ему оформят штраф по статье 19.5. Основные изменения будут внесены в п.1 данной статьи, который отвечает за общий состав нарушений, вне зависимости от конкретного органа надзора, которое это нарушение обнаружил.

Что думают эксперты?

Адвокат Виктория Рыбалко считает, что новая версия КоАП в целом позитивна, с одним большим НО. Бизнес будет защищен только в том случае, если санкции будут оправданы и если начнет действовать «регуляторная гильотина».

Если же ситуация с проверками останется на прежнем уровне и инспектора продолжат злоупотреблять полномочиями, это серьезно ударит по малому и среднему бизнесу.

В любом случае нужно дождаться окончательной редакции документа и посмотреть, как он будет действовать на практике.

Член правления РСПП Алексей Репик считает, что в первую очередь необходимо отменить все устаревшие и противоречивые требования. В противном случае «повышение штрафов будет дополнительным административным давлением». 

Как говорит вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин, предписания контролирующих органов исполняются почти всегда. Однако штрафы не должны быть универсальными и обязаны учитывать оборот предпринимателей. Санкции, незначительные для крупных фирм, для малого бизнеса станут фатальными.

По словам члена экспертного совета при правительстве Александра Сафонова, важно защитить не только представителей бизнеса, но и права обычных граждан. Например, предпринимателю зачастую дешевле заплатить штраф, чем устранить нарушения, а это недопустимо.

Как и любое законодательное решение в России, эффект будет виден от его применения на практике.

Если закон будет действительно работать, инспекторы не будут превышать полномочия, а количество бесполезных проверок снизится — изменения в КоАП пойдут на пользу предпринимателям.

Однако, если не будет проведена большая работа с самими проверяющими органами, нововведения станут очередной нагрузкой на бизнес.

Как думаете, что ждет бизнес из-за увеличения штрафов? И сталкивались ли вы с санкциями от контролирующих органов?

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *