Сведения о цепочке собственников контрагента, включая конечных бенефициаров в 2022 году

Сведения о цепочке собственников контрагента, включая конечных бенефициаров в 2022 году Максим Иванов Автор статьи Практикующий юрист с 1990 года

Бенефициар — это лицо, которое по договору получает доход от денежных средств или имущества, находящихся у него во владении.

При этом для получения прибыли могут заключаться различные соглашения. В качестве бенефициара может выступать физическое и юридическое лицо, которое в результате деятельности компании должно получить деньги или прибыль (выгоду, доходы). В частности, получение доходов возможно при владении акциями фирмы.

Бенефициар, владеющий компанией, обязан представлять информацию о себе по запросам, направленным контролирующими органами, а также при заключении договоров и контрактов с предприятиями, собственником которых является государство.

Сбор этой информации необходим для получения сведений, касающихся наибольшей прозрачности деятельности самой компании и установления ее законных собственников. Справка, содержащая информацию о бенефициарах, также должна предоставляться банкам.

Обратите внимание!

Обязанность по предоставлению указанной информации возложена на собственников компаний с 2013 года.

При непредоставлении этой информации компании могут отказать в сотрудничестве. Тогда возникнет больше сложностей, связанных с репутацией и гарантией прозрачности деятельности организации.

Наделение собственника лишь правом подписания документов будет служить основанием для возникновения особых подозрений. Поскольку в этом случае владелец будет считаться номинальным, а не истинным бенефициаром. При этом поиск настоящего конечного собственника не составит труда, так как для этого достаточно изучить цепочку владельцев счетов.

Предоставление в справках заведомо ложной информации — наказуемо.

При подписании компанией контрактов с государственными организациями или банками потребуется предоставление следующих сведений о собственниках (в том числе конечных бенефициарах):

  • паспортные данные;
  • фактический адрес, по которому проживает бенефициар;
  • индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН);
  • полная анкета лица.

В случае непредоставления необходимых сведений о конечных бенефициарах, требуемых справок договор заключить невозможно.

Права бенефициара

Сведения о цепочке собственников контрагента, включая конечных бенефициаров в 2022 году

В соответствии с законодательством РФ бенефициары имеют право обратиться в суд при ущемлении их интересов и нарушении прав. Противоправные действия в отношении данных лиц могут совершаться руководством компаний и выражаться в:

  • несоблюдении условий договора;
  • незаконном ведении деятельности или отсутствии лицензии;
  • ограничении прав на осуществление контроля за работой компании;
  • сокрытии руководством компании факта ущемления интересов бенефициара в процессе работы;
  • возникновении других обстоятельств, при которых создаются препятствия для получения прибыли в соответствии с условиями договора.

Обратите внимание!

При заключении соглашения доверительного управления бенефициар может защитить себя от незаконных действий номинальных руководителей и прекратить сотрудничество.

При правильном составлении контракта руководители будут обязаны возместить ущерб, который ими был нанесен намерено или в результате их непрофессиональных действий.

Правоотношения между бенефициаром и контрагентом формируются с учетом интересов каждой из сторон. Цепочка сотрудничества такова, что в случае неисполнения обязательств контрагентом, выступающим в качестве должника перед кредитором, они возлагаются на третью сторону, принимающую на себя его обязательства.

Обратите внимание!

Банковскую гарантию в виде письменного обязательства выдает банк или другое кредитное учреждение.

Также по просьбе контрагента предоставить защиту может страховая организация, когда необходимо уплатить бенефициару денежную сумму в соответствии с условиями обязательства.

В таком случае, чтобы цепочка правоотношений между сторонами замкнулась, для получения денег кредитор должен предоставить соответствующее требование в письменном виде.

Образцы таких требований и порядок их предъявления, как правило, предварительно согласуются сторонами.

Условия предоставления банковской гарантии заключаются в:

  • невозможности отзыва (если не предусмотрено другое условие);
  • возмездности (выплата вознаграждения);
  • независимости.

Банковская гарантия выгодна для каждой из сторон. В случае невыплаты кредитных средств контрагентом они выплачиваются кредитным учреждением.

При невозможности выполнения обязательств контрагентом им может использоваться дополнительная страховка для полного или частичного погашения его долгов.

Чтобы предупредить все возможные риски — оформите банковскую гарантию.

Обычно гарантия оформляется по инициативе контрагента, который в соответствии с основным договором выступает в качестве должника. На него возлагаются обязательства, в соответствии с которыми он должен выполнить условия договора в установленные сроки, включая требования, предъявляемые к качеству оказания услуг.

Участвуя в сделке, бенефициар получает компенсацию на основании заключенного основного договора, образец которого утверждается до подписания.

Обратите внимание!

По закону брать на себя гарантийные обязательства может только коммерческая компания. Контрагентом-должником и кредитором могут быть не только компании, но также индивидуальные предприниматели и даже физические лица, которые выполняют работу или оказывают услугу на основании договора подряда.

Цепочка обязательств контрагента-должника перед кредитным учреждением и бенефициаром

Стороны взаимоотношений связаны между собой договором, который предусматривает выполнение работ или оказание определенных услуг. Обеспечением выполнения соглашения будет гарантия банка.

Контрагент бенефициара обязан банку следующим:

  • выплатить вознаграждение за оказанные услуги в виде дополнительной комиссии;
  • возместить сумму, которую в конечном итоге банк выплатит бенефициару, если это не будет противоречить действующему законодательству.

Контрагент-должник обязан надлежащим образом и своевременно выполнять взятые на себя обязанности.

Обязательства бенефициара перед контрагентом

Выполняя по поручению кредитора работу или оказывая услугу, контрагент вправе претендовать на возмещение своих убытков, которые возникли по вине бенефициара по причине:

  • предоставления недостоверной информации, находящейся в документах, в том числе справках;
  • необоснованных требований, которые были предъявлены к кредитному учреждению об уплате денежной суммы по договору банковской гарантии.
  • В некоторых случаях недобросовестное лицо, получившее надлежащее исполнение по основному обязательству, может с целью собственного обогащения потребовать от кредитного учреждения произвести выплаты по банковской гарантии.
  • В этом случае действия бенефициара будут направлены на причинение вреда банку и своему контрагенту, что может быть оспорено заинтересованными сторонами сделки в судебном порядке.
  • Получатель выгоды отвечает вместе с банком перед контрагентом бенефициара в случае необоснованного невыполнения установленных соглашением условий.

Резюме

Бенефициар предоставляет возможность второй стороне — контрагенту — выполнить по его поручению работу или оказать за его деньги услугу. При неисполнении порученных обязательств они покрываются гарантией банковского учреждения.

Бенефициар по запросу банка или контролирующих органов обязан предоставлять справки о себе и других участниках сделки.

В случае нарушения обязательств он несет ответственность своими средствами. Если в процессе выполнения договора бенефициар нарушил ваши права, помощь в этой ситуации окажет квалифицированный юрист нашей компании.

Сведения о цепочке собственников контрагента, включая конечных бенефициаров в 2022 году Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года

Как налоговики ищут конечных бенефициаров

Госдума приняла в первом чтении законопроект № 965365-6, который вводит обязанность юридических лиц устанавливать своих бенефициарных владельцев и допускает возможность получения этой информации инспекторами.

После его принятия процесс получения таких сведений для налогового органа максимально упростится. Ведущий юрист «Пепеляев Групп» Владимир Воинов разбирался, зачем налоговикам эта информация и как они будут ее использовать.

 

  • Суть законопроекта № 965365-6 видна уже из его названия: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности юридических лиц по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах». 
  • Содержание этой обязанности состоит из нескольких элементов, в частности:
  • обязанность юридических лиц устанавливать своих бенефициарных владельцев;
  • обязанность регулярно обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать эту информацию;
  • обязанность предоставлять информацию о своих бенефициарных владельцах по запросам Росфинмониторинга и иных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством РФ.

Таким образом, после вступления закона в силу налоговики смогут получать информацию непосредственно от проверяемых организаций.

Практика показывает, что в ходе налоговых проверок повышенный интерес вызывают сделки налогоплательщика с контрагентами, которые тем или иным образом связаны с плательщиком.

При описании подобных ситуаций налоговые органы и суды используют самые различные термины – аффилированные/взаимозависимые лица, подконтрольные организации, группы компаний и т.п.

Однако в подавляющем большинстве случаев речь идет о том, что одна сторона сделки может прямо или косвенно контролировать действия другой, либо существует еще одно лицо, которое может контролировать (прямо или косвенно) действия обеих сторон.

В российском налоговом законодательстве пороговое значение для признания наличия такого контроля установлено в размере 25% участия в капитале соответствующей организации (п. 2 ст. 105.1 НК РФ). Значит, если физическое прямо или косвенно владеет более 25% капитала организации, то это физическое лицо и есть конечный бенефициар этой организации.

Если налоговый орган установит конечного бенефициара, он сможет определить, являются ли плательщик и его контрагент взаимозависимыми лицами. А это в свою очередь расширяет возможности налоговых органов при доказывании получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Для поиска конечного бенефициара налогоплательщика используют в первую очередь ЕГРЮЛ. При этом ведут его сами же налоговые органы. Подавляющее большинство российских юридических лиц действуют в форме ООО. Именно для таких компаний Федеральный закон от 08.08.

2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусматривает необходимость внесения в ЕГРЮЛ сведений о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале участников общества.

Таким образом, получив сведения об участниках налогоплательщика и его контрагентах, инспекторы могут идти дальше «по цепочке», устанавливая «участников участников» и т.д. В конечном итоге они устанавливают физических лиц, контролирующих налогоплательщика и его контрагента. 

В некоторых случаях, следуя по цепочке участников, налоговые органы могут увидеть, что в ЕГРЮЛ внесены сведения об иностранном юридическом лице. А о его участниках ничего не известно. В связи с этим при поиске конечного бенефициара возникает вопрос о получении необходимой информации от иностранных государственных органов. 

Читайте также:  Нужно составлять промежуточный баланс ООО при отсутствии задолженности перед кредиторами?

Примером такого успешного для налоговых органов поиска конечного бенефициара российской компании стало Постановление АС Северо-Западного округа от 17.06.2015 № Ф07-3426/2015. В этом деле налоговый орган ссылался на выявление им «схемы», направленной на минимизацию налогообложения в РФ.

Суть схемы, как утверждали налоговики, состояла в переносе налогооблагаемой прибыли с одной российской организации – арендатора на другую российскую организацию – арендодателя за счет завышения арендной платы.

При этом совокупная налоговая нагрузка двух организаций уменьшалась за счет того, что арендодатель был освобожден от уплаты налога на прибыль в соответствии с действующим законодательством.

За счет полученной прибыли арендодатель выплачивал дивиденды, в том числе, зарегистрированной в Нидерландах иностранной компании. Налоговая служба в рамках ст.

27 Соглашения об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и Королевством Нидерландов сделала запрос иностранным налоговым органам с просьбой предоставить информацию о владельце этой компании.

Из ответа следовало, что «конечным бенефициаром» иностранной компании был российский гражданин.

Суд пришел к выводу, что этот гражданин мог оказать влияние на условия и результаты арендных сделок, и с учетом информации, полученной из-за рубежа, установил взаимозависимость арендатора и арендодателя. В результате он поддержал версию налоговиков о получении необоснованной налоговой выгоды. Таким образом, информация, полученная от иностранного налогового органа, была использована против российского плательщика. 

Органы иностранного государства предоставят информацию, интересующую российских налоговиков, только при наличии соответствующего международного договора между РФ и соответствующим иностранным государством, который предусматривает такой обмен. Статья об обмене налоговой информацией есть в каждом соглашении об избежании двойного налогообложения. 

В соглашениях обычно прописано, что возможен обмен информацией необходимой для выполнения норм внутренних законодательств соответствующих государств.

Другими словами, наша налоговая служба может получить из-за рубежа те сведения, которые имеют значение исключительно для «внутреннего» налогообложения в РФ, и при этом не интересны для иностранных налоговых органов.

Упомянутое постановление АС Северо-Западного округа – яркий пример получения такой информации. Ведь она была использована в типично российском налоговом деле о необоснованной налоговой выгоде. 

Получить информацию наша налоговая служба также может с помощью Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам.

Действие Конвенции распространяется и на некоторые территории, подконтрольные Великобритании и Нидерландам, в частности, такие как: Ангилья, Аруба, Британские Виргинские острова, острова Кайман, Кюрасао и Сен-Мартен, Гибралтар, острова Гернси и Джерси, остров Мэн, острова Теркс и Кайокс.

Все эти территории включены в Перечень офшорных зон (утв. Приказом Минфина России от 13.11.2007 № 108н).

Понятно, что вопрос о получении российскими налоговыми органами информации из этих офшорных зон требует дополнительного анализа в каждом конкретном случае (какую информацию они будут представлять, в отношении каких налогов, за какие периоды и т.д.). 

Конвенция предусматривает различные формы налоговой помощи, включая обмен информацией.

Общий принцип состоит в том, что стороны обмениваются любыми сведениями, которые предположительно являются важными для администрирования или обеспечения соблюдения законодательства в отношении налогов, на которые распространяется Конвенция (ст. 4 Конвенции).

В Конвенции сказано: если информации, имеющейся в налоговых делах запрашиваемого государства, недостаточно для удовлетворения запроса, это государство принимает все необходимые меры для обеспечения запрашивающего государства запрашиваемой информацией. 

У налоговиков теперь есть мощный инструмент, позволяющий получать информацию от иностранных налоговых органов по самому широкому кругу вопросов, имеющих значение для налогообложения в РФ. В том числе по конечным бенефициарам российских компаний.

Источник — «Налоговые споры»

Кто такой бенефициар и выгодоприобретатель — права и обязанности бенефициарного владельца

Здравствуйте, дорогие читатели «Biznesmenam.com»! В этой статье я расскажу, кто такой бенефициар, бенефициарный владелец и выгодоприобретатель.

Кстати, пока ты сидишь и читаешь это, я торгую на бирже и зарабатываю на разнице курсов валют. Подробнее смотри здесь!

Данные понятия в сознании большинства наших соотечественников плотно ассоциируется с коррупцией.

Бенефициар и выгодоприобретатель – это термины, определяющие физическое или юридическое лицо как получателя прибыли от инвестиционной деятельности, от передачи своего имущества в доверительное управление, от сдачи в аренду недвижимости и т.п. Более подробно вы узнаете, дочитав статью до конца.

О том, что такое бенефициар, кто такой бенефициарный владелец и чем он отличается от выгодоприобретателя, какие права и обязанности они имеют- читайте в этой статье

1. Кто такой бенефициар (бенефициарный владелец) — определение и значение ????

Бенефициарный владелец — кто это такой?

Бенефициарный владелец (от фр. benefice — польза, прибыль) и бенефициар — это человек или компания, получающая доход от активов (в виде арендной платы, дивидендов по акциям, страховых выплат).

То есть в собственности бенефициара есть какое-либо имущество: недвижимость, пакет акций, трастовый фонд или иной актив. Являясь владельцем, он передает его в пользование третьим лицам, при этом не участвует в деловой жизни, но получает прибыль.

Бенефициар может состоять в совете директоров, иметь право голоса и участвовать в принятии решений.

Официальное определение согласно федеральному законодательству звучит так:

Бенефициарные владельцы – это лица, имеющие долю в 25 и выше процентов в юридическом лице и возможность контролировать его деятельность.

Их деятельность регулирует ФЗ №115 от 07.08.2001 года, и там же сказано о выгодоприобретателях, как о лицах, для выгоды которых работают его собственные активы, управляемые на основании доверительного управления или договора комиссии. О том, что такое доверительное управление читайте в одной из наших прошлых публикаций.

Приведем примеры бенефициаров или выгодоприобретателей:

  • наследники, принимающие какое-либо имущество согласно завещанию;
  • арендодатели, сдающие собственное имущество в аренду за определенное вознаграждение;
  • владельцы банковских вкладов;
  • лица, предоставившие собственное имущество или денежные средства в доверительное управление с целью получения регулярного дохода;
  • владельцы контрольных пакетов акций;
  • лица, получающие страховые выплаты;
  • владельцы собственных компаний.

Обычно собственник того или иного актива не афиширует свое состояние во избежание угроз личной безопасности. При этом в уставных документах бенефициарные владельцы могут не упоминаться, либо их деятельность официально сведена к минимуму. Как правило, об их участии знают только банковские служащие или контрагенты.

ВАЖНО! Бенефициары юридического лица принимают участие в собрании акционеров, их голос является решающим при распределении прибыли. Решение инвестировать также принимают бенефициары.

Сохранение инкогнито реальных владельцев юридического лица объясняется следующими случаями:

  • бизнес ведется в оффшорных зонах;
  • легализация денежных средств, полученных не совсем законно, для снижения налогового бремени.

Для того, чтобы бенефициар смог оставаться анонимным, обычно используют следующие организационные структуры компаний:

  • номинальный директор осуществляет деятельность на основании доверенности;
  • бенефициар создает трастовый фонд, который передает в доверительное управление;
  • бенефициар использует акции на предъявителя.

Благодаря таким схемам бенефициар имеет доступ к управлению через номинальных управляющих.

Есть еще такое понятие как конечный бенефициар. Это лицо, замыкающее цепочку выгодоприобретателей и получающее конечную прибыль от работы своих активов.

2. Кто такой выгодоприобретатель и чем он отличается от бенефициарного владельца ????

В российском законодательстве эти два понятия немного разнятся.

Кто такие выгодоприобретатели и бенефициары, в чем между ними различие?

Бенефициар – это лицо, имеющее влияние на деятельность организации с при помощи своей доли в 25%. Это может быть пакет акций или часть уставного капитала.

Выгодоприобретатель — это более широкое понятие, включающее в себя рантье, арендодателей и прочих лиц, получающих какой-либо доход.

3. Кому необходимо знать конечного бенефициара ????

Контролирующие государственные органы так или иначе пытаются выйти на бенефициара и промониторить его деятельность на предмет противоправных действий, таких как:

  • легализация доходов, полученных с нарушением законов;
  • финансирование терроризма;
  • уход от налогов;
  • отток капитала за рубеж.

Помимо пресечения незаконных действий информация нужна государству при организации тендеров на госзакупки.

В случае предоставления крупных займов банки тоже могут заинтересоваться реальными владельцами активов, с целью прозондировать платежеспособность и уменьшить риск невозврата. Банки в свою очередь, должны передать сведения в Росфинмониторинг.

Так что в эти структуры подать сведения придется согласно действующему законодательству по установленной форме. Форма называется «Сведения о цепочке собственников, включая конечных бенефициаров» и в нее вносятся исчерпывающие сведения, вплоть до адресов проживания.

4. Права и обязанности бенефициаров

Права бенефициарного владельца:

  • полное распоряжение своей долей, вплоть до продажи;
  • контроль за деятельностью руководства;
  • право назначить или уволить руководящих работников;
  • участие в собраниях акционеров;
  • влияние на принимаемые решения;
  • получение дохода от деятельности компании.

Обязанности бенефициара состоят в следующем:

  1. выполнение заключенных соглашений с контрагентами;
  2. погашение кредитов и займов;
  3. своевременное предоставление сведений в государственные органы контроля.

5. Роль выгодоприобретателя при выплатах

Если наступило страховое событие, оговоренное в полисе, то страховую выплату получает выгодоприобретатель. При этом выгодоприобретатель может и не быть бенефициаром, то есть владельцем имущества, например, если страхуется ипотека.

Или вот еще пример: супруг застраховал свою жизнь, и при наступлении страхового события выгодоприобретателем будет супруга, но бенефициаром тут является все же супруг. Подробнее о страховании жизни и здоровья читайте здесь.

В наследственных делах круг бенефициаров определяется волей наследодателя. Таким образом, лица, указанные в завещании, или претендующие на наследство согласно закону, будут являться выгодоприобретателями в деле наследования.

6. Принципал и бенефициар в банковской гарантии ????

В такой услуге как банковская гарантия участвуют 3 стороны:

  1. принципал (сторона, которой нужна банковская гарантия);
  2. бенефициар (лицо, кому предназначен конечный платеж или перевод);
  3. гарант (лицо или организация, гарантирующая соответствующий платеж или перевод).
Читайте также:  Где открыть расчётный счет для ООО (в каком банке и на каком тарифе выгодней)

Принципал и бенефициар здесь являются контрагентами. Например, принципал должен оплатить бенефициару поставленное оборудование. Если платеж не будет внесен вовремя, отвечать за это будет гарант.

В каких случаях нужна банковская гарантия:

  • перечисление платежей согласно договорам;
  • возврат авансов по несостоявшимся сделкам;
  • исполнение взятых на себя кредитных обязательств;
  • растаможивание товара;
  • исполнение работ по государственным тендерам и контрактам.

Правом давать банковскую гарантию в России монопольно владеют банки. Размер вознаграждения за гарантию составляет от 2 до 10 процентов от гарантированного платежа.

Здесь банк является бенефициаром, а выгодоприобретателем та сторона, которой должен поступить платеж.

7. Оффшоры и бенефициары ????????

Оффшорные зоны — это страны или отдельные территории в государстве с упрощенными условиями ведения бизнеса.

Упрощенный режим регистрации предприятий и предоставления отчетности позволяет легко сохранять инкогнито конечным бенефициарам.

Ранее бенефициар назывался контролирующим лицом, и должен был иметь минимум 50

Эксперт прокомментировал нововведения, касающиеся бенефициарных владельцев

Контекст

Совфед обязал юрлиц раскрывать данные о бенефициарах

21 декабря нынешнего года вступит в силу ФЗ N215 от 23 июня 2016 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Принятие данного закона стало очередным шагом Правительства РФ в рамках реализации национального плана по деофшоризации и повышению прозрачности экономики. Нормативно-правовой акт коснется всех без исключения организаций, включая субъектов малого и среднего бизнеса. О том, чем обернутся для российских предпринимателей указанные нововведения, рассказала руководитель проекта Департамента налоговой практики и бухгалтерского учета IPT Group Елена Порохова.

Согласно ФЗ N215, юридические лица будут обязаны располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев следующих сведений: фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая); гражданство; дата рождения; реквизиты документа, удостоверяющего личность; данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации; адрес места жительства (регистрации) или места пребывания; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии). Данная информация должна быть документально зафиксирована. Кроме того, ее необходимо обновлять не реже одного раза в год и хранить не менее 5 лет со дня ее получения. Под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое, в конечном счете, прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 % в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия.

Во исполнение обязанности о раскрытии информации о бенефициарных владельцах, юридические лица вправе запрашивать у своих учредителей и участников (как физических, так и юридических лицах) информацию, необходимую для установления бенефициаров. Учредители и участники юридического лица в свою очередь обязаны представлять имеющуюся у них информацию. Кроме того, законом определено, что передача такой информации не является нарушением законодательства РФ о персональных данных.

По запросу уполномоченного органа, налоговых органов или иного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ, организации обязаны представлять имеющуюся у них документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению требуемых сведений. Порядок и сроки представления информации о бенефициарных владельцах юридического лица и о принятых мерах по установлению сведений в отношении таких бенефициарных владельцев должно определить Правительство РФ.

Неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Если юридическое лицо не располагает необходимой информацией о своих бенефициарных владельцах, то оно должно представить подтверждение, что предприняло «обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев» необходимых сведений. В этом случае организация будет освобождена от штрафов. Стоит обозначить, что указанная формулировка закона достаточно неопределенна, поэтому трудно предположить, что будет признано в сложившихся обстоятельствах обоснованными и доступными мерами по установлению сведений в отношении своих бенефициарных владельцев.

Согласно новому закону организация может запросить требуемую информацию о бенефициарных владельцах у своих учредителей или участников, а те в свою очередь обязаны предоставить юридическому лицу запрашиваемую информацию. Стоит учитывать, что данная норма работает, если ваш учредитель – российская организация.

А как реализовать данную норму закона, если учредителем является иностранная организация? Если она оставила направленный вами запрос без ответа? Признает ли налоговый орган, что организация предприняла меры по установлению необходимой информации о своих бенефициарных владельцах? Думаю, что на данный вопрос сейчас ни у кого нет однозначного ответа.

Можно предположить, что реализацию нового закона, как и прежде, будет формировать судебная практика.

Эксперт отметила, что ФЗ N215требует документального подтверждения полученной информации, но что понимать под данной формулировкой – не раскрывает.

Достаточно ли будет получить письмо – ответ на запрос, в котором отражена вся необходимая информация о бенефициаре в соответствии с законом, или необходимо получить заверенную копию выписки из ЕГРЮЛ? В каком виде должна быть представлена документально подтвержденная информация от иностранных организаций? Это еще один пункт, который, на наш взгляд, не раскрыт в данном законе в полной мере.

Форма, порядок и сроки представления организациями, имеющейся у них в распоряжении документально подтвержденной информации, по запросу налоговых органов или иных контролирующих органов, имеющих право на получение такой информации, должны быть разработаны Правительством РФ.

Согласно ФЗ N215, информация о бенефициарных владельцах юридического лица раскрывается в его отчетности в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» в финансовой отчетности организации должна быть раскрыта информация по связанным сторонам, а если организация проводила операции со связанными сторонами (включая бенефициарных владельцев), то и раскрыта информация по каждой такой операции.

Данные сведения раскрываются в пояснительной записке отдельным разделом. Вместе с тем действие Положения не распространяется на организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, т.е. организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства.

Важно отметить, что ФЗ N215 не ограничивает своего применения в отношении субъектов малого предпринимательства. Таким образом, все без исключения российские юридические лица обязаны располагать и предоставлять по запросу уполномоченных органов информацию о своих бенефициарных владельцах, даже если они не раскрывают ее в своей отчетности.

Следует напомнить, что российский бизнес уже не в первый раз сталкивается с темой раскрытия бенефициарного владельца.

Государство на протяжении многих лет пытается внедрить мероприятия, которые бы позволили ему получать и аккумулировать сведения о конечных владельцах бизнеса.

Анализ совокупности внесенных изменений в законодательство за последние несколько лет свидетельствует о планомерной политике государства по реализации программы деофшоризации российского бизнеса, приостановления бегства капитала за рубеж и возврата капитала в Россию.

Первой такой попыткой стало поручение председателя Правительства РФ от 28 декабря 2011 года N ВП-П13-9308.

В начале 2012 года многие предприятия (преимущественно компании с государственным участием) стали направлять своим контрагентам запросы о предоставлении информации в отношении всей цепочки собственников, включая конечных бенефициаров.

Такие требования в отношении государственных организаций и организаций с государственным участием содержало указанное выше Поручение. Суть его можно изложить в четырех пунктах:

  • 1) обеспечить безусловное раскрытие контрагентами по действующим договорам информации в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров;
  • 2) при заключении новых договоров обеспечивать получение от контрагентов указанной информации;
  • 3) разработать внутренние механизмы по расторжению договоров с теми контрагентами, которые не представили информацию;
  • 4) регулярно информировать Росфинмониторинг и ФНС России о составе собственников своих контрагентов и в случае изменения такого состава – также сообщать об этом.

Можно долго дискутировать о юридической грамотности и правовой основе данного Поручения, поскольку представление подобной информации было не предусмотрено ни одним из действующих на тот момент законов.

Как бы то ни было, тенденция очевидна – государство уже на протяжении многих лет пытается внедрить мероприятия, которые бы позволили ему получать и аккумулировать сведения о конечных владельцах бизнеса.

Следующим шагом стало принятие Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям» от 28 июня 2013 года N134-ФЗ, в соответствии с которым банки стали обязаны самостоятельно устанавливать всю цепочку реальных собственников денег, размещенных на счетах, а клиенты – предоставлять банкам информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах. Замечу, что это первый серьезный шаг государства на пути решения вопроса бенефициарного собственника.

Инструментом решения стал механизм, основанный на банковской структуре. Логика законодателя была проста: ни одна организация не в состоянии вести свою деятельность без расчетного счета в банке. Таким образом, банки будут предъявлять требования к организациям в соответствии с предписаниями законодательства, и, соответственно отвечать за их выполнение перед ЦБ РФ (вплоть до отзыва лицензии).

С 2015 года вводится новая обязанность налогоплательщиков – резидентов РФ. Отныне они обязаны уведомлять налоговый орган о своем участии в иностранных организациях в случаях: если доля такого участия превышает 10 процентов, при учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также контроле над ними или фактическом праве на доход, получаемый такой структурой.

Читайте также:  Можно ли в частном доме открыть кафе и работать на ЕНВД?

Очередным шагом стало внесение изменений в п. 1 ст. 312 НК РФ, касающихся порядка применения российскими организациями, выплачивающими доходы иностранным организациям, международного договора (соглашения об избежании двойного налогообложения).

С 1 января 2017 российская организация – налоговый агент для применения положений международных договоров РФ должна получить от иностранной организации, в адрес которой выплачивается доход, подтверждение, что эта иностранная организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода. Наконец, финальный аккорд прозвучал летом 2016 года, когда законодатель обязал все российские организации иметь и раскрывать информацию о бенефициарном собственнике.

Можно поразмышлять о том, какой объем сведений станет доступен налоговым органам. Учитывая, что с 2018 года Россия присоединяется к системе автоматического обмена налоговой информацией между налоговыми органами разных стран, то это позволит налоговым органам получать данные о финансовых счетах налогоплательщиков от более чем 80 юрисдикций, в том числе и из офшоров.

Подводя итог, хочется отметить, что первых результатов принятия ФЗ N215 стоит ожидать после 2018 года.

В настоящий момент у российских организаций есть еще немного времени, чтобы получить информацию или предпринять необходимые меры для ее получения.

Это позволит избежать возможных штрафов, а также в очередной раз задуматься над вопросом – отвечает ли ваша структура бизнеса новым российским реалиям.

Сведения о цепочке собственников включая бенефициаров образец

Главные статьи (понятия бенефициар и бенефициарный владелец не равнозначны):

Сведения о цепочке собственников, включая бенефициаров нужно заполнять с левой части таблицы, где указываем ИНН, ОГРН и другие сведения о компании, в том числе ОКВЭД (не забываем, что он в 2016 году у всех был изменен). В правой части таблицы указываем данные о своих учредителях, акционерах или бенефициарах. Для индивидуальных предпринимателей и физических лиц информации с левой части таблицы дублируется в правую.

Иные условия раскрытия информации по бенефициарам

Необходимо помнить, что раскрыть информацию по бенефициарам (о цепочке собственников) нужно до последнего собственника, т.е.

в случае если у нашего потенциального контрагента, в числе учредителей (акционеров) имеются юридические лица, то их также необходимо раскрыть с приложением тех же подтверждающих документов , которые перечислены выше.

Пример: Юридические лица, являющиеся собственниками Контрагента — далее — Юридические лица, являющиеся собственниками собственников Контрагента — далее — Юридические лица, являющиеся собственниками Контрагента следующих уровней (до конечных бенефициаров).

Форма предоставления сведений о цепочке собственников контрагента, включая бенефициаров (в том числе конечных собственников, выгодоприобретателей — физических лиц), а также о лицах, входящих в исполнительные органы контрагента[1]

  • к договору теплоснабжения от «___» ___________________ 20___ г. № ___
  • Форма предоставления сведений о цепочке собственников контрагента, включая бенефициаров (в том числе конечных собственников, выгодоприобретателей — физических лиц), а также о лицах, входящих в исполнительные органы контрагента[2]
  • Наименование контрагента (ИНН, вид деятельности)
  • Договор (реквизиты, предмет, цена, срок действия, и иные существенные условия договора)
  • Информация о цепочке собственников контрагента, включая бенефициаров (в том числе конечных собственников, выгодоприобретателей — физических лиц)
  • Сведения о составе исполни-тельных органов

Ф. И.О. руководителя

Серия, № документа, удостоверяющ-его личность руководителя

Иные существенные условия

Наименование/ Ф. И.О.

  1. Серия, № документа, удостоверяющего личность (для физических лиц)
  2. Информация о подтверждающих документах
  3. Настоящим подтверждается наличие согласия субъектов персональных данных, содержащихся в настоящем документе, на их раскрытие путем их предоставления , а также последним в органы государственной власти.
  4. (должность руководителя Контрагента)

(Ф. И.О.) (М. П.) (подпись)

к договору теплоснабжения

  • №___________ от __________
  • от «_____» _____________20___г.
  • Теплоснабжающая организация: _______________________________

Раскрытие информации о собственниках организации

  • Раскрытие информации о собственниках организации
  • Как получить реестр акционеров
  • Как проверить существование фирмы

В правую часть таблицы вносим сведения о цепочке собственников контрагента, включая бенефициаров (в том числе конечных).

Консультация юриста

УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

Для физических лиц, являющихся акционерами или участниками организации, заполняются поля: ФИО, адрес регистрации, серия и номер документа, удостоверяющего личность, правовой статус лица (руководитель, участник, акционер, бенефициар), информация о подтверждающих документах с указанием даты и номера (выписка из ЕГРЮЛ, протокол общего собрания и т.д.).

Для юридических лиц необходимо указывать ИНН, ОГРН, полное или сокращенное наименование, адрес местонахождения, правовой статус лица, информацию о подтверждающих документах.

Колосков Дмитрий · 10.09.2019 2019-09-10

Пример заполнения справки о цепочке собственника

Пример заполнения справки о цепочке собственника

Инструкция по заполнению справки о цепочке собственников

  • Ф.И.О. руководителя;
  • Ф.И.О. или наименование акционера (участника) 1;
  • Ф.И.О. или наименование акционера (участника) 2 (в случае, если акционером (участником) является юридическое лицо необходимо по выше описанной форме раскрывать информацию по цепочке его акционеров (участников).
  1. Прилагается пример заполнения справки о цепочке собственника участника закупки.

Кто должен представлять справку о бенефициарных обладателях и кто вправе ее настоятельно просить

Схемы для определения бенефициарного обладателя нет, вследствие этого, не обращая внимания на различие в терминологии (бенефициарные обладатели и юридическое лицо в законе № 115 — взаимозависимые лица в Налоговом кодексе России), возможно, предложить применить способ, конкретный в ст. 105.2 Налогового кодекса России.

Список субъектов, обязанных беречь обозначенные сведения, находится в ст. 5 закона № 115. Список юридических лиц из всего перечня освобождены от прямых обязанностей производить учет бенефициарных обладателей (абз. 2–5 подп. 2 п. 1 ст. 7 закона № 115):

  • органы государственной власти;
  • фирмы и учреждения, в коих долю больше 50% имеют РФ, ее ареалы или же городские образования, и др.

Цепочка собственников контрагента включая бенефициаров образец

Колосков Дмитрий · 10.09.2019 2019-09-10

Название Информация о цепочке собственников контрагента, включая бенефициаров (в том числе, конечных)
Тип Документы

filling-form.ru > Договоры > Документы

Сведения о цепочке собственников,

включая бенефициаров (в том числе конечных)

Дата______________

Наименование и адрес Участника: _____________________________________________________________________________

п/п Информация об участнике Информация о цепочке собственников контрагента, включая бенефициаров (в том числе, конечных) Информация о подтверждающих документах (наименование, реквизиты и т.д.)
ИНН ОГРН Наименование краткое Код ОКВЭД Фамилия, Имя, Отчество руководителя Серия и номер документа, удостоверяющего личность руководителя ИНН ОГРН Наименование/ ФИО Адрес регистрации Серия и номер документа, удостоверяющего личность (для физического лица) Руководитель / участник / акционер / бенефициар

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

(Ф.И.О. руководителя предприятия)

МП (подпись, печать)

[1]

ИНСТРУКЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ:

В столбце 15 указываются юридический статус и реквизиты подтверждающих документов, например учредительный договор от 23.01.2008.Примечание:

Документами, подтверждающими сведения о цепочке собственников, в частности, являются:

а) в отношении акционерных обществ:

  • если доля участия в уставном капитале составляет 100 % – выписка из реестра владельцев именных ценных бумаг (с указанием информации о процентном соотношении к уставному капиталу) либо справка о процентном соотношении по счету зарегистрированного лица к уставному капиталу;
  • если доля участия в уставном капитале составляет менее 100 % – список зарегистрированных лиц в реестре владельцев именных ценных бумаг.

б) в отношении остальных лиц-резидентов – выписка из единого государственного реестра юридических лиц;

в) в отношении лиц-нерезидентов – соответствующие документы, аналогичные указанным в пунктах 1 и 2 настоящей сноски, в соответствии с правом страны юрисдикции такого лица.

Справка о бенефициарах – образец предлагается нами для субъектов, которые обязаны представлять такую справку по правилам закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее — закон № 115). Указанная справка является одним из инструментов борьбы с отмыванием денег через подставные компании.

Кто обязан представлять справку о бенефициарных владельцах и кто вправе ее требовать

Сведения о бенефициарных владельцах, под которыми в ст. 3 закона № 115 понимаются физлица, владеющие компаниями или оказывающие влияние на их управление (напрямую или через других лиц), являются обязательной частью документации юридического лица, совершающего операции с деньгами или имуществом. Под владением понимается не менее чем 25%-е участие.

Схемы для определения бенефициарного владельца нет, поэтому, несмотря на отличие в терминологии (бенефициарные владельцы и юрлицо в законе № 115 — взаимозависимые лица в Налоговом кодексе РФ), можно предложить использовать метод, определенный в ст. 105.2 НК РФ.

Перечень субъектов, обязанных хранить указанные сведения, содержится в ст. 5 закона № 115. Ряд юрлиц из этого списка освобождены от обязанности вести учет бенефициарных владельцев (абз. 2–5 подп. 2 п. 1 ст. 7 закона № 115):

  • органы госвласти;
  • предприятия и учреждения, в которых долю более 50% имеют РФ, ее регионы или муниципальные образования, и др.

Список необходимо вести постоянно и 1 раз в год обновлять, самостоятельно выясняя личные данные владельцев. Юрлицо обязано представлять его по правилам, утв. постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 № 913, по запросу:

  • ФНС и ее подразделений;
  • Росфинмониторинга и его межрегиональных управлений.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *