Указанием Банка России установлены новые правила легализации доходов бизнеса

Ужесточение антиотмывочных требований под микроскопом, с ми председателя правления банка и комплаенс-экспертом IT-компании, поставляющей банкам алгоритмы оценки предпринимателей.

Всем отличной пятницы! Я бренд-директор сервиса Чёрная Бухгалтерия. Для большинства предпринимателей до сих пор остаётся загадкой то, как устроен механизм контроля за оборотом наличных и почему из-за него страдает честный бизнес. Эта статья всё расставит по полочкам у вас в голове, но если останутся вопросы — пишите в комментарии.

Новые правила игры для банков

Центральный Банк разослал банкам письмо, в котором сообщил о новых критериях оценки их работы. По итогам II квартала 2021 года и последующих, признаком высокой вовлеченности кредитной организации в проведение сомнительных операций будет считаться:

Превышение 2 % доли сомнительных операций по дебетовым оборотам клиентов банка, или превышение величины 500 млн. рублей сомнительных операций всех клиентов суммарно.

Раньше этот объём составлял 1 млрд. в квартал.

Требования ЦБ РФ никогда не отличались особой гибкостью и не учитывали реалии российского бизнеса, а допустимая величина сомнительных операций в банках продолжает снижаться с 2014 года. Тогда их объём оставался безнаказанным в пределах 5 % дебетового оборота или 4 млрд. рублей в квартал. Это затягивание гаек обусловлено и тем, что уровень таких операций уверенно снижается все эти годы.

  • Как новые требования регулятора скажутся на работе банков и чего ждать их клиентам в ближайшем будущем? За развёрнутым ответом я обратился к председателю правления Модульбанка:
  • Светлана Годлина
  • предправления банка для бизнеса

— «…

Конечно, для нас эта новость была неожиданностью, но мы недавно проделали большую работу над отладкой скоринг-системы и обновили продукты под категорию тех клиентов, чьи операции в других банках могли бы попасть в число „сомнительных“. Как и раньше, у нас нет возможности просто дистанцироваться и не играть в эту игру.

Если мы не будем анализировать операции и соблюдать требования регулятора, мы просто рискуем потерять лицензию. Раньше мы могли сдерживать объёмы сомнительных операций с помощью плавающих комиссий ПОД/ФТ и пропорционально надёжности клиента устанавливали лимит на переводы без комиссии.

Такая комиссия позволяла не превышать допустимую ЦБ долю переводов и, одновременно с этим, зарабатывать».

Каким образом банкам удаётся проверять 40-50 тысяч операций в сутки и выявлять те, что попадают под определение «сомнительных»?

— «…

Алгоритм присваивает рейтинг надёжности клиентам и автоматически запускает процесс проверки, если такой рейтинг опускается ниже допустимого уровня, а дальше дело переходит в руки специалиста отдела финмониторинга и его задача в том, чтобы оперативно взять комментарии клиента и принять решение о (не)проведении рисковой операции. Такая процедура обычно занимает 3-5 дней».

У скоринг-платформ много названий — светофор, белый бизнес, знай своего клиента и т. д.

Регулярно появляются сервисы комплаенс-поддержки, помогающие снять блокировку со счёта и реабилитироваться после попадания в чёрный список, похожие на наш.

На фоне такого внимания к проблеме, регулятор обещал запустить к 2022 году собственный, централизованный сервис «Знай своего клиента», который бы как раз доносил до банков репутационную оценку их клиентов. Инициативу встретили критикой по ряду тезисов, узнал я из этого поста:

  • Ответственность за решения ЦБ будут нести банки. Банки по-прежнему будут вынуждены следовать предписаниям регулятора. Если оценка рейтинга клиента окажется неверной, оспаривать её в суде он будет явно не в отношении ЦБ: )
  • Вместо экономии — дополнительные расходы. Новый механизм взаимодействия потребует от банков серьезных вложений в доработку систем оценки рисков. Оценивать придется не только самого клиента, но и его контрагентов по каждому платежу.
  • Позиция ЦБ может «вытеснить» собственную оценку банков. Это противоречит рекомендациям Международной группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег.
  • ЦБ создает конфликт интересов внутри себя. ЦБ является надзорным органом и оценивает, как банки соблюдают антиотмывочные нормы. Став «непосредственным участником оценки риска клиента», он будет вынужден контролировать собственную работу.
  • Могут пострадать добросовестные предприниматели. В новой редакции понятие «подозрительных операций» сильно шире, чем «отмывание денег». При отсутствии «правоохранных» знаний и компетенций его легко трактовать неверно.

Новые правила игры для бизнеса

Помочь понять, как новые требования ЦБ скажутся на предпринимателях и какие операции могут привести к блокировке счёта в 2021 году, я попросил комплаенс-специалиста Анастасию Амелькину. Она 6 лет работает над созданием действующих AML и KYC алгоритмов, которыми пользуются банки для бизнеса..

Анастасия Амелькина

сооснователь AML-Technology

— «…

Снижение допустимых величин, думаю, повлияет на нижний порог по сумме в операциях, на которые раньше бы алгоритм даже не обратил внимание. Как следствие, предприниматели с небольшим оборотом, которые раньше не сталкивались с проверками счёта, скорее всего ощутят все прелести ограничений, блокировок, запросов документов.»

А что сейчас чаще всего является причиной срабатывания скоринг-алгоритма и как избежать блокировки?

— «…

Транзитность по прежнему является популярной причиной ограничений и проверок, высокий оборот и низкая налоговая нагрузка по счету, — все признаки необычного характера сделки остались прежними, но если 6 лет назад высоким оборотом мы считали 10 млн в месяц, то теперь эти цифры намного много ниже. Сейчас как никогда важно заниматься финансовой гигиеной, пользоваться специальными сервисами и быть в курсе своего банковского рейтинга.»

Какой прогноз AML-Technology делает на запуск централизованной платформы «Знай своего клиента» от ЦБ РФ? Не означает ли это, что у банков пропадёт потребность в ваших услугах?

— «…

Наша система пересчитывает транзакционный профиль клиента с каждой операцией: сейчас он зеленый, а вот новый платеж и клиент в красной зоне. Как технически будет реализован пересчет и обновление рейтинга в системе Центробанка пока не ясно, ведь за час можно провести операций на такой объем, что он загонит клиента не то что в красную, а прямиком в чёрную зону, не говоря уже про целый операционный день.

Снимет ли запуск системы ответственность с банков за эти операции, если клиент на момент последней оценки был зеленый? Слишком много вопросов к будущей платформе регулятора. Возможно, наши услуги будут еще более востребованы и актуальны с внедрением их системы ;)»

Вот такими разными и живыми оказались мнения экспертов. На наших глазах закон из «противодействия отмыванию и терроризму» окончательно превратился в выявление даже незначительных теневых операций в реальном секторе бизнеса. В инстаграме я скоро выпущу серию постов на тему того, как вести себя во время банковской проверки и что поможет её избежать. Подписывайтесь 😉

Буду рад, если вы поделитесь этой статьёй с другими предпринимателями и они будут знать о проблеме с блокировкой счетов по 115-ФЗ чуть больше.

Спасибо, что дочитали.

Новая версия «антиотмывочного» закона: каким клиентам банки откажут в совершении операций

В «антиотмывочный» закон внесены поправки, согласно которым банки будут обязаны распределить своих клиентов по степени риска совершения подозрительных операций. Тем, кто попадет в группу высокого риска, не разрешат снимать наличные и делать переводы. Кроме того, их могут исключить из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. О том, как не «попасть под санкции», читайте в нашей статье.

Новшества утверждены Федеральным законом от 21.12.21 № 423-ФЗ. Основной блок изменений внесен в Федеральный закон от 07.08.01 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115-ФЗ).

Главное новшество заключается в том, что банковских клиентов распределят по группам, исходя из степени риска совершения подозрительных операций:

  • низкая степень;
  • средняя степень;
  • высокая степень.

Узнать ОКВЭДы, систему налогообложения и доходы вашего контрагента

Подозрительные операции — это операции с деньгами и иным имуществом, предположительно совершаемые с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и с целью финансирования терроризма. Соответствующее определение появится в статье 3 Закона № 115-ФЗ.

Определять группу риска будут дважды. Первый раз это сделает банк, который обслуживает клиента. Такая обязанность появится у кредитных организаций с марта 2022 года. Второй раз — Центробанк (с июля 2022 года).

Как банк оценит степень риска

Начиная с марта 2022 года, кредитные организации станут оценивать степень риска совершения подозрительных операций при приеме клиентов на обслуживание, а также в процессе обслуживания.

Как банки определят степень риска? Четких критериев в законе не прописано. Известно лишь, что банкиры должны проводить оценку клиентов «…в том числе с учетом результатов национальной оценки рисков, характера и видов их деятельности, характера используемых ими продуктов (услуг)…». Об этом сказано в новом подпункте 3.1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ.

Распределять клиентов по группам, исходя из степени риска совершения подозрительных операций, будут не только кредитные организации. В марте 2022 года аналогичная обязанность появится, в частности, у нотариусов и адвокатов. А также у лиц, оказывающих юридические или бухгалтерские услуги.

Им предписано определять степень риска, если они по поручению или от имени клиента совершают определенные сделки. Например, покупают или продают недвижимость, управляют ценными бумагами, банковскими счетами и проч.

Добавим, что в настоящее время обслуживающие бухгалтерии, аудиторские, страховые компании и ряд других организаций обязаны регулярно проверять своих клиентов и отказывать в обслуживании тем, кто попал в «черные» списки ЦБ РФ или Росфинмониторинга.

Проверить потенциального или действующего контрагента можно с помощью сервиса «Контур.Призма». Подробнее см. ««Антиотмывочный» закон: о чем спрашивают бухгалтеры».

Получить демодоступ к сервису Контур.Призма

Как ЦБ оценит степень риска

С июля 2022 года кредитные организации будут обязаны передавать в Центральный банк сведения о клиентах — организациях и предпринимателях с указанием их ИНН. В свою очередь Центробанк проведет собственную оценку степени риска этих лиц и определит одну из трех групп (новая ст. 7.6 Закона № 115-ФЗ).

Читайте также:  Можно ли в договоре об учреждении указать равное распределение затрат между учредителями?

При оценке риска ЦБ учтет, в частности, сведения: о видах и характере деятельности клиентов; операциях по их счетам; их учредителях, участниках и руководителях; аффилированности с другими компаниями или ИП, которые проводят подозрительные операции; количестве счетов, вкладов или депозитов и др. Это следует из новой статьи 9.1 Федерального закона от 10.07.

02 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» (внесена Законом № 423-ФЗ).

Каждая кредитная организация вправе решить, использовать или нет информацию о группах риска, назначенных Центробанком для ее клиентов — юрлиц и ИП. Принятое решение необходимо отразить в правилах внутреннего контроля банка.

Что ожидает клиентов с низкой степенью риска

С марта 2022 года банки не смогут отказывать юрлицам и ИП с низкой степенью риска (присвоенной кредитной организацией):

  • в заключении договора банковского счета или вклада. Данное правило должно выполняться, даже если компанию (ИП) заподозрят в том, что счет (вклад) нужен для отмывания доходов и финансирования терроризма. Сейчас запрещено отказывать в заключении договора только клиентам-физлицам.
  • в расторжении договора банковского счета (вклада), даже если в течение года банк два раза и более отказывал в совершении подозрительной операции. В настоящее время такой запрет действует только в отношении физлиц.

Соответствующие изменения внесены в пункт 5.2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ.

С июля 2022 года кредитные организации в общем случае станут обновлять информацию о клиентах с низкой степенью риска (их представителях, бенефициарах, выгодоприобретателях) один раз в три года. Сейчас подобные сведения обновляются чаще, а именно один раз в год.

Определить вероятность выездной налоговой проверки и получить рекомендации по налоговой нагрузке

С июля 2022 года начнет действовать правило, согласно которому банки в общем случае не смогут отказывать клиентам с низкой степенью риска в осуществлении некоторых переводов (см. табл.).

Нарушить данное правило и отказать в переводе разрешено только при наличии подозрений в отмывании денег или финансировании терроризма. Тогда не позднее следующего рабочего дня банк должен повысить клиенту степень риска (п.

 2 новой статьи 7.7 Закона № 115-ФЗ).

Таблица

Переводы, в осуществлении которых банк не вправе отказать клиенту (в общем случае)

ОтправительПолучатель
Юрлицо или ИП с низкой степенью риска (по оценке кредитной организации) Юрлицо или ИП, открывшее счет, вклад или депозит в этом же банке на территории РФ и отнесенное к группе с низкой степенью риска (по оценке кредитной организации).
Юрлицо или ИП, открывшее счет, вклад или депозит в другом банке на территории РФ и отнесенное к группе с низкой степенью риска (по оценке ЦБ).

Получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи через час

Что ожидает клиентов со средней и высокой степенью риска

Если кредитная организация присвоила компании или ИП средний, либо высокий уровень риска, с июля 2022 года банк вправе (но не обязан):

  • отказать в заключении договора банковского счета (вклада);
  • отказать в совершении подозрительной операции;
  • расторгнуть договор банковского счета (вклада), если в течение календарного года клиенту два раза и более было отказано в совершении подозрительных операций (п. 3 новой статьи 7.7 Закона № 115-ФЗ).

Более жесткие правила установлены для тех, кого и кредитная организация и Центробанк отнесли к группе высокого риска. В отношении таких юрлиц и ИП банк обязательно примет следующие меры.

  1. Не станет: списывать деньги со счета (вклада, депозита); выдавать наличные; уменьшать остаток электронных денежных средств; делать переводы с использованием сервиса быстрых платежей; совершать операции с иным имуществом.
  2. При расторжении договора банковского счета (вклада, депозита) в общем случае не отдаст остаток денег со счета и не переведет его на другой счет клиента, либо иного лица.
  3. Лишит клиента возможности пользоваться электронным средством платежа.

Но предусмотрены исключения. Даже если корпоративный клиент причислен к группе высокого риска (по оценке кредитной организации и ЦБ), некоторые операции ему все же позволят совершать. Например, перечислять налоги, страховые взносы и иные обязательные платежи в бюджет.

Также он сможет переводить работникам зарплату в определенных пределах, погашать расходы на ликвидацию и проч. Предпринимателю разрешат совершать операции для обеспечения себя и членов своей семьи без самостоятельного источника дохода — из расчета 30 тыс. руб. в месяц на каждого.

Но эти и другие операции будут возможны только в том случае, если они не вызовут у банка подозрения. Данные новшества прописаны в пунктах 5 и 6 новой статьи 7.7 Закона № 115-ФЗ.

Рассчитывайте зарплату и пособия с учетом повышения МРОТ в 2022 году Рассчитать бесплатно

Что может предпринять клиент с высокой степенью риска

Организации и ИП с высокой степенью риска могут обратиться с заявлением об отсутствии оснований для применения перечисленных выше ограничительных мер (отказа выдать наличные, списать деньги со счета и проч.). На это отводится 6 месяцев с момента, когда клиент узнал о присвоении ему высокой степени риска.

Заявление нужно направить в специальную межведомственную комиссию. По результатам рассмотрения заявления может быть вынесено решение об отсутствии оснований для применения ограничительных мер. В этом случае банк обязан отменить такие меры и понизить клиенту степень риска.

Если комиссия оставит ограничительные меры в силе, у организации или ИП останется еще одна возможность отстоять свои права — обратиться в суд. Направить иск в суд, минуя процедуру подачи заявления в межведомственную комиссию, нельзя (п. 1 — 3 новой ст. 7.8 Закона № 115-ФЗ).

Заказать электронную подпись для дистанционной подачи документов в суд Получить через час

Кого исключат из реестра юрлиц и ИП

Клиентов с высокой степенью риска могут принудительно исключить из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Это произойдет в случае, если компания (или предприниматель):

  • пропустит срок для обращения в межведомственную комиссию;
  • получит отрицательное решение межведомственной комиссии и не обжалует его в суде;
  • обжалует отрицательное решение, но суд оставит его в силе.

В каждом из перечисленных случаев Центробанк направит в ФНС сведения, необходимые для исключения организации или ИП из соответствующего госреестра. Данная норма новой статьи 7.8 Закона № 115-ФЗ будет применяться с октября 2022 года.

Какой информации о ваших операциях ждет Росфинмониторинг

Екатерина Мирошкина

экономист

Профиль автора

10 января 2021 года вступили в силу новые правила контроля за денежными переводами и сделками. Эти изменения коснулись всем известного федерального закона № 115-ФЗ — того самого, из-за которого блокируют счета в банках и передают данные о сделках в Росфинмониторинг.

Вот что писали СМИ об этом законе:

  • «Власти будут отслеживать все операции свыше 600 тысяч рублей»;
  • «Власти установили тотальный контроль за операциями с наличными»;
  • «Теперь информация абсолютно обо всех операциях с наличными на сумму от 600 тысяч рублей подлежит передаче в Росфинмониторинг».

Что из этого правда — разбираемся на основании закона, а не статей в интернете.

Курс для тех, кто много работает и устает. Цена открыта — назначаете ее сами Начать учиться

Как было раньше. Есть операции, которые подлежат обязательному контролю. То есть информация о них передается в Росфинмониторинг. В числе таких операций покупка валюты, приобретение ценных бумаг за наличные, внесение наличных в уставный капитал. Полный список — в статье 6 ФЗ № 115-ФЗ.

Эти операции привлекают внимание, только если сумма не меньше 600 000 Р. Лимит установлен не в 2021 году, он был таким же и в 2003.

Если фирма снимала наличные со счета, такая операция тоже могла попасть под контроль.

Что изменилось. Контролю подлежат операции по снятию или зачислению наличных на счет организации или ИП. Раньше такое условие тоже было, но с оговоркой: если операция не связана с обычной деятельностью.

Например, на счет лесопилки поступают наличные за консультационные услуги. Или химчистка снимает деньги на покупку бензовоза. С 10 января оговорка отменена — теперь любые операции с наличными по счету юрлица на сумму от 600 000 Р подлежат контролю.

Например, если деньги снимают на зарплату или командировки.

Контролировать операции юрлиц банк должен только в том случае, если деньги снимают или вносят непосредственно в этой кредитной организации. То есть операция должна проходить по счету, открытому в этом банке. Если деньги на счет фирмы зачислены через банкомат или кассу другого банка, контролю они не подлежат.

Но физлиц и самозанятых все это не касается. В законе нет и не было такой нормы, чтобы любое снятие наличных с карты на сумму больше лимита попадало в Росфинмониторинг. Там еще с 2019 года есть условие о контроле за операциями по снятию наличных в банкоматах — но только с карт, выпущенных иностранными банками. Причем не во всех государствах, а только в тех, что есть в специальном перечне.

Это не значит, что банк не может запросить пояснения по другим операциям. Но такой запрос будет инициативой финмониторинга банка, а не федерального ведомства.

Как было раньше. Сделки с недвижимостью контролировались и до поправок. Это касалось сумм от 3 000 000 Р или эквивалента в валюте. Но до 10 января в Росфинмониторинг нужно было сообщать только о тех сделках, что касались перехода права собственности.

Контроль операций по закону № 115-ФЗ не предусматривает участия людей и компаний. То есть владельцу счета или участнику сделки ничего делать не нужно. Информацию должен передавать банк, ломбард, магазин, нотариус, адвокат, организатор азартной игры, страховая компания, почта или оператор связи.

Если вы не отмываете доходы и не занимаетесь запрещенной деятельностью, новый закон ничего не изменит. Даже если информация о сделке попадет в Росфинмониторинг, это совершенно не означает, что дальше будет что-то происходить.

Кроме Росфинмониторинга операции контролируют еще и банки. Они могут отказать подозрительному клиенту в дистанционном обслуживании или запросить у него документы по сделке.

Читайте также:  Таблица КОСГУ и КВР на 2022 год для бюджетных учреждений

Налоговая никакой информации о снятии наличных не получает, и контролировать движение денег по счету новый закон ей не позволяет. Это по-прежнему возможно только в рамках проверки, но не автоматически. А штрафы могут быть, только если удастся доказать незадекларированный доход. Денежные переводы не признаются им по умолчанию, а дарить подарки деньгами в России пока никто не запрещал.

Если все же получаете доход, но хотите сэкономить на налогах и не бояться вопросов о поступлениях — присмотритесь к самозанятости.

Новые «антиотмывочные» правила: что нужно знать — новости Право.ру

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов 10 января вступили в силу поправки в «антиотмывочный» закон № 115-ФЗ. Ужесточились правила по операциям с наличными, они затронут и тех, кто занят в розничной торговле. Закон теперь регулирует и цифровые финансовые активы, и почтовые денежные переводы, и лизинговые сделки. Изменения коснутся как юридических, так и физических лиц. Юристы отмечают, что поправки могут затормозить проведение многих операций и существенно ограничить свободу предпринимательской деятельности, а также предупреждают: новые ограничения уже не за горами.

До 10 января 2021 года «антиотмывочный» закон не действовал для организаций, чья деятельность была связана с наличными денежными средствами. 

Благодаря этой норме некоторые юрлица (например, те, что занимаются розничной торговлей), могли пополнять банковский счет крупными суммами наличных или снимать их и не попадать под контроль 115-го ФЗ.

Операции подобных компаний дороже 600 000 руб. проверялись только в случаях, когда они не были обусловлены характером их деятельности.

Банки выявляли такие операции и передавали информацию о них в Росфинмониторинг – орган, который и проверяет соблюдение «антиотмывочного» закона.

«Теперь же снятие или зачисление наличных денег на счет юридического лица подлежит контролю вне зависимости от характера его деятельности», – объясняет Сергей Водолагин, управляющий партнер Федеральный рейтинг. группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Комплаенс группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Частный капитал
.

Зато теперь сотрудникам банков не придется проверять каждую операцию на предмет соответствия характеру деятельности юридического лица. Поэтому юрист корпоративной практики Федеральный рейтинг.

группа Антимонопольное право (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международные судебные разбирательства группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Рынки капиталов группа Санкционное право группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Цифровая экономика группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Банкротство (включая споры) (high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Международный арбитраж группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Частный капитал 2место По количеству юристов
Ольга Кривошейкина не исключает, что процесс отправки данных в Росфинмониторинг будет автоматизирован, что должно облегчить работу ответственных сотрудников.

С другой стороны, возможно, объем отчетности окажется настолько велик, что банкам придется заниматься исключительно отчетностью в ущерб выявлению сомнительных операций, а бизнесу нести повышенные риски блокировки счетов.

Ольга Кривошейкина

Как подчеркнули в ЦБ, цель изменений – «снизить нагрузку на финансовые институты при информировании финансовой разведки об операциях, подлежащих обязательному контролю». А в Росфинмониторинге заверили: вступление поправок в силу «не повлечет изменения модели отношений юридических и физических лиц с банками и иными уполномоченными организациями».

В прессе встречались заявления о том, что Росфинмониторинг берет под контроль все операции с наличными, включая снятие физическими лицами средств свыше 600 000 руб. в банкоматах, обращает внимание Кривошейкина. Это не так: изменения по контролю за операциями свыше 600 000 руб. касаются только юридических лиц.

Физических лиц  тоже ждут изменения. Росфинмониторинг возьмет под контроль переводы с использованием счетов мобильных операторов. Любая операция по снятию более чем 100 000 руб. с мобильного номера теперь будет проверяться.

Еще власти взяли под контроль почтовые денежные переводы. Пороговая сумма – те же 100 000 руб.

Наконец, еще одно изменение напрямую не связано с «антиотмывочным» законом, но вписывается в общую тенденцию усиления контроля за расчетами граждан. С 6 января 2021 года банки начали делиться с ФНС информацией об открытии и закрытии электронных кошельков.

Изменения касаются пользователей всех крупнейших платежных сервисов, таких как «Яндекс.Деньги», «QIWI Кошелек», WebMoney, PayPal и других.

«Такая практика давно уже распространяется на банковские счета, теперь аналогичные правила ввели и для электронных кошельков», – комментирует Ольга Кривошейкина.

Закон об этом вступил в силу еще 1 апреля 2020-го, но применяться начал только сейчас: без указания ЦБ банки не могли начать передавать данные. 

Отменяются «сделочные коды». Новые требования меняют контроль «сделок» на контроль «операций»: отныне обязательному контролю подлежат именно операции по осуществлению расчетов в рамках сделки, а не сами сделки, как раньше.

Например, в законе есть правило о том, что под правила «антиотмывочного» законодательства попадают сделки с недвижимостью дороже 3 млн руб.

Но если раньше банк без предоставления документов (например, договора купли-продажи) от клиента мог и не узнать, что платеж был как-то связан с недвижимостью, то теперь это и не потребуется.

Проверять смогут все расчетные операции, которые подходят под формальные критерии.

По мнению руководителя уголовной практики Федеральный рейтинг.
Натальи Ушаковой, это позволит «наиболее широко» толковать подозрительные и подлежащие обязательному контролю операции. «У банков будет больше возможностей запрашивать документы, возрастут риски привлечения к ответственности за неисполнение требований «антиотмывочного» законодательства», – рассказывает Ушакова.

Поправка относительно контроля за операциями с недвижимостью породила «особенно много спорных заявлений», комментирует Ольга Кривошейкина.

Теперь контролю подлежат все операции дороже 3 млн руб.

при сделках с недвижимостью, а не только сделки, результатом которых становится переход права собственности на недвижимое имущество (как правило, договоры купли-продажи).

«Но на самом деле, нельзя сказать, что регулирование в этой сфере кардинально изменилось», – отмечает эксперт. Ведь риелторы и раньше отчитывались по сделкам с недвижимостью свыше 3 млн руб.

Некоторые эксперты также говорят о возникшей у покупателей обязанности подтверждать происхождение средств, потраченных на покупку недвижимости дороже 3 млн руб. «Но и в этой части регулирование не поменялось, право финансовых организаций запрашивать подтверждение происхождения средств при крупных операциях было и до вступления в силу поправок», – рассказывает Кривошейкина.

Тем не менее покупателям квартир и земельных участков нужно быть готовыми к тому, что теперь и банки, и Росфинмониторинг могут попросить объяснить, откуда взялись деньги на сделку, которая показалась им подозрительной.

Важное изменение для бизнеса: все операции по договорам лизинга дороже 600 000 руб., будь то списание денег или зачисление денег, будет контролироваться Росфинмониторингом.

Обратить внимание на изменения следует и участникам гособоронзаказа. Порог контроля по операциям для них снизили в пять раз – с 50 до 10 млн руб. По мнению Натальи Ушаковой, это обусловлено прежде всего актуальным дроблением лотов, операций и фактических платежей.

Поправки к «антиотмывочному» закону были приняты в июле. Тогда же президент подписал закон о цифровых финансовых активах, который ввел криптовалюты и аналогичные инструменты в правовое поле.

Одновременно с легализацией цифровые финансовые активы попали под контроль 115-го ФЗ, отмечает Сергей Водолагин. Теперь информацией с Росфинмониторингом должны делиться еще и «операторы обмена цифровых финансовых активов».

Читайте также:  Расторжение алиментного соглашения у нотариуса

Пользователям основных криптовалютных бирж (например, Binance), беспокоиться пока не о чем: они в основном не зарегистрированы в России, а значит, требования «антиотмывочного» закона на них не действуют.

Последние уточнения и расширения «антиотмывочного» закона в целом «существенно ограничат» свободу предпринимательской деятельности и повлекут приостановки по многим операциям, уверена Наталья Ушакова.

«А существующая в настоящий момент тенденция позволяет предположить, что законодатель и далее будет оперативно реагировать на актуальные изменения в структуре проводимых операций и продолжать ужесточать законодательство», – делится ожиданиями эксперт.

Нововведения – не первые и не последние в череде поправок, направленных на борьбу с обналичиванием и отмыванием денег, согласна Ольга Кривошейкина.

Так, уже сейчас на рассмотрении Госдумы находится законопроект № 1064272-7. Его собираются принять уже в весеннюю сессию нижней палаты парламента. Среди прочего, законопроект предусматривает, что Центробанк станет оценивать риски проведения подозрительных операций российскими юридическими лицами и ИП, а также распределять их по группам риска (кроме банков).

С 28 ноября 2021 г. действует новая редакция положения банка россии № 444-п о требованиях к идентификации

Изменения внесены в Положение Банка России № 444-П Указанием Банка России от 5 октября 2021 г.

№ 5965-У «О внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России по вопросам требований к идентификации кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Изменения внесены в Положение Банка России № 444-П Указанием Банка России от 5 октября 2021 г. № 5965-У «О внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России по вопросам требований к идентификации кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

C 28 ноября 2021 г.

идентификация юридического лица, являющегося, представителем клиента, выгодоприобретателем, а также иностранной структуры без образования юридического лица, являющейся представителем клиента, выгодоприобретателем, осуществляется в объеме, предусмотренном для клиентов — юридических лиц и клиентов — иностранных структур без образования юридического лица соответственно, за исключением сведений, предусмотренных подпунктом 1.8 пункта 1 и пунктом 2 приложения 2 к Положению Банка России № 444-П.

  • До 28 ноября уже существовали исключения в перечне сведений для идентификации, которые не устанавливались в отношении юридических лиц, выступающих представителями клиента и выгодоприобретателями.
  • С 28 ноября не устанавливаются и такие сведения как: — состав имущества, находящегося в управлении (собственности), фамилия, имя, отчество (при наличии) (наименование) и адрес места жительства (места нахождения) учредителей (участников), доверительного собственника (управляющего) и протекторов (при наличии) — в отношении трастов и иных иностранных структур без образования юридического лица с аналогичной структурой или функцией; — сведения об органах юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица (структура и персональный состав органов управления юридического лица, за исключением сведений о персональном составе акционеров (участников) юридического лица, владеющих менее чем пятью процентами акций (долей) юридического лица, структура и персональный состав органов управления иностранной структуры без образования юридического лица (при наличии); — номера телефонов и факсов (при наличии); — иная контактная информация (при наличии); — код юридического лица в соответствии с Общероссийским классификатором предприятий и организаций (при наличии);
  • — банковский идентификационный код — для кредитных организаций — резидентов.
  • Таким образом в отношении представителя и выгодоприобретателя, являющихся юридическими лицами снизился объем сведений, который подлежит установлению. С 28 ноября установлены условия, при которых обновление оценки степени (уровня) риска клиента может не проводиться: при наличии в совокупности следующих условий: — некредитная финансовая организация предприняла обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по обновлению сведений об указанных лицах, в результате которых обновление сведений не было завершено;
  • — со дня предпринятия мер по обновлению оценки степени (уровня) риска клиента не проводились операции клиентом или в отношении клиента.

Установлены случаи при которых применение условий возможности не проведения обновления сведений, полученных при идентификации клиента, представителя, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца и не обновления оценки уровня риска клиента не допускается т.е.

обновление информации и оценку риска проводить необходимо в случае совершения следующих операций: — операций в рамках предусмотренных законодательством Российской Федерации мер принудительного исполнения в виде обращения взыскания на денежные средства или иное имущество клиента; — операций в целях недопущения возникновения отрицательного остатка ценных бумаг, учитываемых на счете депо клиента; — операций во исполнение предусмотренных производным финансовым инструментом обязательств при условии отсутствия отдельно поданного клиентом поручения на их проведение; — операций, связанных с выплатой денежных средств (операций по зачислению или списанию ценных бумаг по лицевым счетам клиента (по счетам депо клиента), совершаемых в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в результате корпоративных действий без волеизъявления клиента;

— операций, связанных с принятием брокером мер по снижению размера минимальной маржи и (или) увеличению стоимости портфеля клиента, в случае если норматив покрытия риска при изменении стоимости портфеля клиента, отнесенного брокером в соответствии с Указанием Банка России от 26 ноября 2020 года №5636-У «О требованиях к осуществлению брокерской деятельности при совершении брокером отдельных сделок за счет клиента», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 29 декабря 2020 года № 61923, к категории клиентов со стандартным или повышенным уровнем риска, принимает значение меньше 0). При обращении клиента в некредитную финансовую организацию для проведения операции с 28 ноября необходимо не только обновить сведения об указанном клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце, а также обновить оценку уровня риска клиента до проведения операции.

В части идентификации физических лиц при наличии кода подразделения теперь можно не указывать в анкете (досье) клиента наименование органа, выдавшего документ.

Из требований к идентификации физических лиц удалены сведения о миграционной карте, однако сведения о ней устанавливаются в случае отсутствия иных документов.

В отношении иностранной структуры теперь не устанавливаются сведения о лицензии.

Обязательными сведениями являются Доменное имя, указатель страницы сайта в сети «Интернет», с использованием которых клиентом, за исключением иностранной структуры без образования юридического лица, оказываются услуги (при наличии).

  1. Особо следует отметить, что Центральный Банк обязал некредитные финансовые организации в отношении клиента, являющегося индивидуальным предпринимателем, а так же клиента физического лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, устанавливать доменное имя, указатель страницы сайта в сети «Интернет», с использованием которых клиентом, оказываются услуги (при наличии), хотя Федеральный закон №115-ФЗ обязывает устанавливать такие сведения только в отношении юридических лиц.
  2. Некредитным финансовым организациям необходимо внести изменения в анкеты клиентов, представителей, бенефициарных владельцев, выгодоприобретателей с 28 ноября 2021 года, учесть изменения в Правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ в срок не позднее 28 февраля 2022 года.
  3. Организации, находящиеся на обслуживании МЭЦФМ «Национальное достояние» получат новые формы анкет в срок до 28 ноября и правила внутреннего контроля, в сроки, установленные нормативными актами Банка России.
  4. Автор статьи – Пинигина Елена, эксперт по ПОД/ФТ/ФРОМУ, генеральный директор МЭЦФМ «Национальное достояние».

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *