Утвержден график перехода на отечественное ПО

ИТ в госсекторе

24 Июля 2018 16:02 24 Июл 2018 16:02 |

Минкомсвязи утвердило методические рекомендации по переходу региональных госорганов и органов местного самоуправления на отечественное офисное ПО. Эти рекомендации должны были появится еще год назад, как это предписывалось постановлением Правительства России.

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций издало приказ, утвердивший методические рекомендации по переходу региональных госорганов и органов местного самоуправления муниципалитетов на отечественное офисное ПО, включая ранее закупленные продукты. С текстом приказа, подписанного 4 июля 2018 г., можно ознакомиться на сайте министерства.

Напомним, что в июле 2016 г. вышло распоряжения Правительства России «Об утверждении плана перехода органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного программного обеспечения».

Распоряжение содержало план-график, согласно которому методические рекомендации по переходу на российское офисное ПО для региональных органов власти и самоуправления должны были быть разработаны Минкомсвязи к августу 2017 г.

В июне 2017 г. Минкомсвязи утвердило методические рекомендации по переходу федеральных госорганов и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного ПО.

Однако для региональных госорганов и муниципалитетов команда Николая Никифорова рекомендации так и не выпустила.

Они появились сейчас, после того, как в министерстве начала работать команда нового министра Константина Носкова.

Как будет проходить переход на российское офисное ПО

Согласно рекомендациям, под офисным ПО понимается ОС, коммуникационное ПО, офисный пакет, почтовые приложения, органайзер, средства просмотра, интернет-браузер, редакторы презентаций, таблиц и текста, ПО файлового менеджера, справочно-правовая система, ПО системы электронного документооборота и средства антивирусной защиты.

Замене отечественными аналогами подлежат те офисные программные продукты, которые происходят из иностранных государств. Вместо них следует внедрить продукты из Единого реестра российского ПО, соответствующие также дополнительным требованиям, утвержденным постановлением правительства в марте 2017 г. К внедрению допускается свободное ПО, если оно соответствует этим условиям.

Утвержден график перехода на отечественное ПО

Минкомсвязи с опозданием на год утвердила рекомендации по импортозамещению

Если региональный госорган или орган местного самоуправления будет потреблять выбранное им российское офисное ПО по облачной модели, то это рекомендуется делать с использованием инфраструктуры, которая применяется для предоставления госуслуг и работы госорганов в электронной форме. Но может быть использована и другая инфраструктура — главное, чтобы она соответствовала законодательству России о защите информации, о защите персональных данных и о связи.

Региональным госорганам и органам местного самоуправления рекомендуется выбрать ответственного за переход на отечественное офисное ПО, причем это лицо должно занимать должность не ниже заместителя руководителя ведомства.

Как начать работать с большими данными без капитальных затрат

Облака Утвержден график перехода на отечественное ПО

До конца 2019 г. органам рекомендуется очистить свои правовые акты, документооборот и проектную документацию информационных систем от конкретных наименований разработчиков иностранного ПО, названий их продуктов и связанных с ними проприетарных шрифтов и форматов.

Сроки и объемы замещения

Минкомсвязи советует органам составить планы-графики перехода на период до 2020 г. и разместить их в интернете на своих сайтах и, если есть возможность, во ФГИС координации информатизации. Если такие планы уже были составлены, министерство рекомендуют переработать их в соответствии с настоящими рекомендациями.

Динамику перехода на отечественное офисное ПО органам предлагается рассчитать самостоятельно, предварительно проанализировав, какими продуктами они пользуются сейчас, каковы их требования к новым продуктам, каковы возможности используемой в органах и планируемой к закупке аппаратуры, а также оценив совместимость российского офисного ПО из Единого реестра с прикладным ПО в своих системах и со своей техникой. Если прикладное ПО органов несовместимо с российским офисным ПО, его рекомендуется модернизировать.

Минкомсвязи дает следующие рекомендации по объемам и срокам перехода на российское офисное ПО.

В региональных госорганах доля отечественных продуктов среди редакторов презентаций, таблиц и текстов, коммуникационного ПО, а также ПО файлового менеджера, органайзеров, средств просмотра, офисных пакетов, почтовых приложений и интернет браузеров в 2020 г.

должна составить не менее 80%. Для операционных систем этот показатель указан на уровне не менее 60%, для справочно-правовых систем, ПО систем электронного документооборота и антивирусов — 100%.

10 простых шагов: Как обеспечить безопасность КИИ

Инфраструктура Утвержден график перехода на отечественное ПО

Для органов местного самоуправления доля отечественных продуктов среди редакторов презентаций, таблиц и текстов, коммуникационного ПО, ПО файлового менеджера, органайзеров, средств просмотра, офисных пакетов, и почтовых приложений в 2020 г. должна составить не менее 60%, операционных систем и интернет браузеров — не менее 50%, справочно-правовых систем, ПО систем электронного документооборота и антивирусов — 100%.

Валерия Шмырова

Как перейти на отечественное офисное ПО за 7 шагов — ЛАНИТ

Пожалуй, главный вопрос при смене офисного пакета — используют ли корпоративные информационные системы библиотеки Microsoft для генерации, конвертации или изменения файлов? Например, госорганизации часто экпортируют Word в PDF при подготовке документов для обмена в межведомственной системе электронного документооборота (МЭДО).

Также распространено автоматическое встраивание в документы дополнительных полезных элементов, например штрих-кодов для актов в 1С или штампов в системах электронного документооборота. Много выгрузок или отчетов из систем делается с применением Excel.

Все подобные процедуры с использованием библиотек Microsoft придется переписывать с применением других библиотек. Можно и сами офисные пакеты использовать как библиотеки для реализации функций — любой вариант требует дополнительной разработки.

Она необходима и в том случае, если в организации широко используются макросы и самописные отчеты — их неизбежно придется переписывать на JavaScript или Lua — языки, которые используют офисные пакеты из реестра отечественного ПО.

Острый момент при импортозамещении офиса — способность корпоративных ИТ-систем поддерживать версионность файлов при изменении их форматов.

Поскольку компания уже не сможет работать с проприетарными форматами Microsoft — docx, xls (форматы, которые не находятся в общественном использовании), файлы, полученные из системы электронного документооборота, ERP-системы и других, после редактирования в новом «офисе» будут сохраняться в другом формате.

Важно, чтобы все корпоративные системы «понимали», что в них поступают не новые документы, а новые версии старых документов, пусть и в новом формате. Поддержку версионности файлов нужно тестировать.

Опыт показывает, что в рамках крупной ИТ-системы без доработки ПО не обойтись. При этом во многих случаях проблемы совместимости удается решить точечной доработкой с небольшими бюджетами.

Альтернативой станет исключение сотрудников, использующих проблемную функциональность, из проекта по миграции на отечественный офис.

С помощью сегментации пользователей и тщательного тестирования каждого сегмента можно определить оптимальный сценарий импортозамещения: например, миграция 100% пользователей и 80% пользователей требуют разных работ в процессе перехода. На этом этапе:

  • проведите аудит корпоративного ПО, использующего в своей работе офисный пакет;
  • подготовьте программы испытаний корпоративных информационных систем;
  • сегментируйте пользователей на основе тех корпоративных систем, которые они используют, и выполняемых функций;
  • сформируйте тестовые группы пользователей;
  • проведите испытания офисных пакетов;
  • подготовьте заключения о влиянии смены офисного пакета на процессы, выполняемые в корпоративных информационных системах;
  • примите решение о доработках корпоративных информационных систем.

Утвержден график перехода на отечественное ПО

Любая смена ПО — это всегда стресс для пользователя, поскольку ему придется привыкать к различиям в интерфейсе и функциональности. Предварительное продвижение нового продукта в корпоративной среде, а также обучение способствует лояльности и положительному настрою сотрудников:

  • выберите формат обучения пользователей;
  • подготовьте обучающие материалы;
  • проведите обучение;
  • разместите материалы в корпоративных источниках для доступа всех заинтересованных сотрудников.

Отечественные офисные пакеты, как и любой новый программный продукт, пока еще не успели избавиться от шероховатостей разработки и всех «детских болезней», поэтому не рекомендуется пренебрегать техподдержкой.

Она потребуется для решения проблем и пользователей (показать, как выполнить определенную функцию), и администраторов (объяснить, как установить решение, в том числе в облаке), и ИТ-отдела, который будет собирать требуемые пользователям функции, общаться с разработчиком ПО и включать их в карту дальнейшего развития офисного ПО. Поскольку поддержка офисного ПО может оказаться весьма затратной по ресурсам и по времени, организации необходимо решить, стоит ли привлекать для этой задачи ИТ-аутсорсера (им может быть и интегратор, который внедрял ПО), или она справится своими силами. Итак:

  • выберите схему технической поддержки на этапе внедрения;
  • выберите схему технической поддержки на этапе эксплуатации;
  • подготовьте систему учета заявок, матрицы ролей и регламента работы.

Замена «офиса из коробки» в один день не происходит, поэтому заранее продуманный план действий, четкое понимание объемов предстоящих работ, техническая и постпроектная поддержка помогут выполнить переход на отечественное ПО в заданные сроки и с наилучшим результатом.

Методическое пособие «Эффективное внедрение отечественного офисного ПО»

Переход критической IT-инфраструктуры на отечественный софт и оборудование откладывается

Утвержден график перехода на отечественное ПО

Андрей Гордеев / Ведомости

Сети связи и информационные системы, задействованные в здравоохранении, энергетике, оборонной, ракетно-космической, химической промышленности и т. п., т. е. критическая информационная инфраструктура (КИИ), с 1 января 2024 г.

должны строиться преимущественно на российском программном обеспечении (ПО), а с 1 января 2025 г. – на российском оборудовании. Это следует из проекта указа президента, подготовленного Минцифры и опубликованного на портале правовых актов regulation.gov.ru.

Читайте также:  Электронных конкурсов станет меньше

То есть срок перехода на отечественный софт решено продлить на три года.

Из опубликованного в конце мая проекта указа президента следовало, что переход пользователей КИИ на отечественный софт должен состояться в 2021 г., а на поддерживающее его оборудование – в 2022 г.

Сроки перехода КИИ на отечественное оборудование и ПО решено было продлить в ходе общественного обсуждения указа, в котором участвовало и предпринимательское сообщество, объяснил представитель Минцифры.

Большинство опрошенных «Ведомостями» представителей компаний, владеющих КИИ, не ответили на запросы. Сотовые операторы (их сети законодательно также приравнены к КИИ) поддерживают саму идею перехода на отечественные IT-решения.

Tele2, «Вымпелком» согласны перейти на отечественное оборудование, если оно будет качественным, конкурентоспособным по цене и при этом соответствовать международным стандартам, говорят их представители.

Операторы максимально заинтересованы в сокращении валютной составляющей при закупках, также отметили они.

Участники российского IT-рынка считают, что отсрочка позволит доработать существующее отечественное ПО для КИИ, а также создать новое. За такой период как минимум критические моменты в инфраструктуре действительно можно доработать, ликвидировав существенные риски, говорит технический директор компании Qrator Labs Артем Гавриченков.

Пока нет российских аналогов используемых и планируемых к использованию на объектах КИИ оборудования и софта – например, сетевых экранов, рассказывает директор ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» Ренат Лашин.

Сейчас не у всех классов ПО есть российские аналоги и по некоторым потребуется до пяти лет на создание отечественных продуктов и замещения ими иностранных решений, соглашается генеральный директор компании-разработчика «МойОфис» Дмитрий Комиссаров.

При этом уже сейчас введены экспортные ограничения на использование, например, ПО Microsoft в госкорпорациях, содержащих объекты КИИ, напоминает он.

Если не начать переход прямо сейчас, то в ближайшее время можно будет столкнуться с неработоспособностью IT-систем, предупреждает Комиссаров.

Сложнее всего переход на российское ПО и оборудование будет для структур, у которых значимыми объектами КИИ являются автоматизированные системы управления технологическими процессами: у них, как правило, длительный и сложный цикл внедрения, утверждает ведущий эксперт направления «Информационная безопасность» IT-компании КРОК Евгений Дружинин. Прежде всего это относится к таким отраслям, как энергетика, топливно-энергетический комплекс, металлургическая и химическая промышленность, атомная отрасль, перечисляет он.

Правильнее было бы использовать критерий доверенности оборудования (он характеризует отсутствие внешних каналов управления, а также возможность модифицировать и развивать используемое решение самостоятельно), а не его происхождение, считает директор Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники Иван Покровский. По его словам, критерий «российскости» не показатель его безопасности. Оборудование может быть российским, но в нем могут быть встроены технологические каналы, которые позволяют управлять им из-за рубежа, поясняет он. Также оборудованию может быть присвоен статус российского, оно будет внесено в реестр и при этом построено на иностранных процессорах, утверждает он. Перевести всю инфраструктуру на отечественное оборудование нереально за короткий срок, уверен Покровский. Исполнение указа займет больше времени, чем это предусмотрено сейчас, заключает эксперт.

Банки РФ договорились с властями, что переходить на российский софт будут постепенно

Утвержден график перехода на отечественное ПО По информации «РБК», финансовые учреждения РФ смогут заменять установленное в их IT-системах иностранное ПО и оборудование на отечественные аналоги по мере истечения срока действия лицензий или сроков амортизации программ и устройств. Минцифры разрешило банкам не делать это с определенной даты в ближайшие два-три года, но рекомендует взять за веху начала этого процесса 1 января 2023 года. Минцифры уточнило «РБК», что после после этой даты банки в обязательном порядке должны начать процесс импортозамещения существующего ПО и оборудования. Эксперты издания рассказали, что многие банки закупали иностранное ПО по бессрочной подписке или по срочным лицензиям на три-пять лет, причем частично это сделали в прошлом или этом году, чтобы оттянуть процесс внедрения российского ПО. Эти учреждения, согласно новому решению Минцифры, все равно должны с 2024 года начать развертывать у себя российские решения.

Согласно закону «О безопасности критической информационной инфраструктуры» (N 187-ФЗ) и предложениям правительства, объекты критической информационной инфраструктуры (КИИ) должны перейти на российский софт до 1 января 2024 года и на российское IT-оборудование — до 1 января 2025 года. В список объектов критической инфраструктуры РФ входят: система госорганов, предприятия оборонной промышленности, энергетики, топливной и атомной промышленности, транспорта и кредитно-финансовой сферы (банки, другие кредитные организации и фонды, биржи). Вдобавок банки должны были предоставить и утвердить в Минцифры план перехода на отечественный софт до 1 июля 2021 года.

Представители банков пояснили, что «перевод сложного широкофункционального программного комплекса с одного системного стека на другой (смена СУБД, операционной системы) — это проект сроком на два-три года и даже больше».

По данным Ассоциации банков России (АБР), в среднем доля используемого иностранного ПО и IT-оборудования в банковском секторе составляет 85%. А переход на все отечественное займет не менее шести лет, при наличии такой возможности, включая этапы тестирования и подготовки к опытной эксплуатации.

АБР уточнила, что во многих банках есть информационные системы собственной разработки, не включенные в Реестр отечественного ПО, которые, согласно закону, также нужно будет переводить на разрешенное к использованию ПО. Также в настоящий момент в едином реестре нет нужных аналогов таких программ.

В ноябре 2019 года Минэкономразвитие начало поэтапное планирование процесса перевода объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) РФ на российское оборудование и ПО. В настоящий момент в единый реестр российского программного обеспечения входят более 11 тыс. программных продуктов, причем в последнее время Минкомсвязи ежемесячно добавляет в него несколько десятков новых позиций.

  • В конце мая 2020 года Минкомсвязи предложило обязать владельцев элементов КИИ, «преимущественно использовать» российское ПО с 1 января 2021 года и российское оборудование — с 1 января 2022 года.
  • Летом прошлого года банки оценили затраты на переход на отечественный софт в сотни миллиардов рублей
  • В октябре 2020 года правительство утвердило Минцифры в качестве куратора процесса импортозамещения в финансовых организациях.

Кто и почему должен переходить на российское ПО

Утвержден график перехода на отечественное ПО

Об импортозамещении в России говорили давно, но активное движение в эту сторону началось после 2014 года. Начиная с этого момента для госучреждений и многих российских компаний возник вопрос перехода на отечественное программное обеспечение.

Это повлекло за собой ряд изменений и правил: процесс нужно было регулировать на правовом уровне. Так появился Единый реестр российских программ Минкомсвязи, Программа импортозамещения, нормативные рекомендации и другие законодательные инициативы.

О том, как сейчас происходит переход на отечественные ресурсы, какие компании должны это сделать в обязательном порядке и изменениях в законодательстве «Башинформ» поговорил с экспертом компании «Softline» Александрой Залмановой.

– В какой момент и почему возникла необходимость перехода на отечественное программное обеспечение?

— Среди причин перехода на российское программное обеспечение выделяют несколько основных: обеспечение национальной безопасности, противодействие санкциям и поддержка отечественных разработчиков.

Когда программные продукты разработаны в другом государстве организацией, которая подчиняется законодательству своей страны, существует риск, что обрабатываемая информация или сведения о пользователях, хранящиеся за пределами РФ, могут стать доступны третьим лицам. Для госучреждений это недопустимо.

Кроме того, видом санкционных мер может стать блокировка программ, которые обеспечивают важнейшие процессы российских госкомпаний, этот риск также нужно исключить.

Поэтому государство начало разработку стратегии перехода на отечественное ПО.

– Какое программное обеспечение подлежит замене?

— В первую очередь, это замена привычного пакета Microsoft Office с его табличными, текстовыми редакторами, а также операционной системы Windows и почтовых сервисов на отечественные решения. Для госучреждений замене подлежит 8 категорий программных продуктов.

– Какие компании, кроме госучреждений, должны переходить на отечественное ПО?

— Создаваемая нормативно-правовая база касалась, в первую очередь, учреждений федеральных и региональных органов исполнительной власти РФ, а также корпораций, в уставном капитале которых государственная доля участия превышает 50%. Последние должны выполнить импортозамещение уже по 17-ти категориям системного и 33-м — прикладного ПО.

Однако помимо госучреждений и уже упомянутых компаний с участием государственного капитала, с прошлого года мы отмечаем рост интереса к нашим услугам еще одной категории организаций. Они вынуждены переходить на отечественное ПО в связи с попаданием в санкционные списки.

– Какие ограничения в части программного обеспечения налагает нахождение организации под санкциями того или иного государства?

— Если компания попала в санкционный список, она не может ни приобрести программное обеспечение западных вендоров, ни обновить, ни продлить техподдержку. Учитывая, что в прошедшем 2020 году санкционные списки активно расширялись, таких компаний стало больше.При этом, если в самом начале импортозамещения заказчики интересовались заменой операционных систем, офисных программ, почтовых сервисов, то с конца 2020 года мы наблюдаем увеличение спроса на более сложные продукты, например, отечественные системы виртуализации. Они также подлежат замене в рамках перехода на преимущественное использование российского ПО.

– Что обеспечивают системы виртуализации и с чем связан рост популярности на них?

Читайте также:  Можно ли отправить нулевую декларацию онлайн через почту России

— Интерес к системам виртуализации возник давно, но способствовали его росту события 2020 года: режим самоизоляции и активный переход многих организаций на удаленную работу. Виртуализация – это механизм предоставления виртуальных ресурсов без привязки к аппаратному обеспечению.

Виртуализировать можно серверы, системы хранения данных, сетевые ресурсы, приложения и рабочие столы. Говоря простым языком: виртуализация — это запуск нескольких систем на базе одной вычислительной машины, при этом физические ресурсы этой машины выделяются каждой виртуальной системе независимо.

Допустим, вы работаете удаленно из дома и подключаетесь к рабочему столу со своего рабочего компьютера, или запускаете удаленно какое-либо приложение. Именно системы виртуализации обеспечивают запуск этих программ в удаленном режиме.

– Переход на «удаленку» способствовал взрывному росту популярности приложений для видеозвонков и конференций.

— Сервисы для видеоконференций также относятся к программному обеспечению, которое подлежит замене согласно нормативным рекомендациям, поэтому госструктуры стали активно смотреть в сторону таких систем.

Самой распространенной для коммерческих организаций и госучреждений был Skype for business. Одним из наиболее популярных российских продуктов, уверенно составляющих конкуренцию западным сервисам, сегодня выступает TrueConf – это крупнейший разработчик продуктов и оборудования для видеоконференцсвязи в Восточной Европе.

– В начале 2021 года нормативно-правовая база по импортозамещению была расширена. В частности, новые рекомендации регламентируют покупку отечественного оборудования из реестра электроники Минпромторга. Что здесь имеется в виду?

— Эти изменения коснулись закупок «железа» – персональных компьютеров и ноутбуков, серверов и систем хранения данных. С 1 января 2021 года было введено квотирование. Теперь заказчики должны учитывать долю отечественного оборудования в своих закупках, причем эта доля определяется процентным соотношением.

Последние новости в этой части говорят о том, что количество интересующихся отечественным ПО в ближайшее время может возрасти. Несмотря на действующий указ Президента о переходе на российский софт с 1 января 2021 года, в настоящее время обсуждается вопрос переноса сроков.

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций предложило отложить переход субъектов КИИ на использование российского программного обеспечения до 1 января 2023 года, а до 1 января 2024 – на российское телекоммуникационное оборудование.

– С 1 января 2018 года в силу вступил федеральный закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».

Что понимается под КИИ?

— Говоря простым языком, это стратегически важные для безопасности государства информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления субъектов КИИ, а также сети электросвязи, используемые для организации их взаимодействия, повреждение которых может привести к серьезным экономическим, политическим, социальным и техногенным последствиям.

В свою очередь, субъектами КИИ выступают госорганы и учреждения из наиболее значимых отраслей: здравоохранения, науки, транспорта, связи, финансов, атомной и топливной энергетики, промышленности (горнодобывающей, металлургической, химической, оборонной, ракетно-космической).

К объектам КИИ относятся АСУ ТП и ИТ-системы госорганов, научных и кредитно-финансовых организаций, а также предприятия оборонной топливной и атомной промышленности, транспорта, энергетики и другие компании.

С учетом сложных информационных систем, смена ведущих программных продуктов в таких компаниях занимает от одного до нескольких лет. По данным ФСТЭК России за 2019 год, количество субъектов критической информационной инфраструктуры, зарегистрированных в реестре, составляет 3,5 тыс.

При этом 40% владельцев КИИ ещё не завершили эту процедуру, а остальная часть пока не приступила к выполнению требований 187-ФЗ. Это значит, что число заказчиков «Softline» в этой области довольно велико и будет расширяться.

Промышленности и банкам дадут полгода для перехода на отечественное ПО — РБК

В подготовленных Минкомсвязью проектах говорится, что владельцы КИИ должны провести аудит своего ПО и оборудования и согласовать использование иностранных продуктов с ведомствами. Оставить зарубежный софт или оборудование они смогут в том случае, если эти продукты не имеют аналогов в реестрах отечественного ПО и оборудования.

«Железо» также можно будет сохранить, если российский аналог из-за технических характеристик не позволит выполнить установленные законом цели и задачи.

Однако в этих случаях за техподдержку и модернизацию софта и оборудования должны отвечать российские организации, не находящиеся под прямым или косвенным контролем иностранных компаний или физлиц.

Вице-премьер Юрий Борисов, курирующий оборонную промышленность, еще несколько месяцев назад дал поручение подготовить изменения в закон «О безопасности КИИ», которые позволят поэтапно заместить использование иностранного оборудования на таких объектах.

В ответ на него Минэкономразвития предлагало обязать владельцев элементов КИИ использовать только российское оборудование и софт, а также запретить иностранным компаниям обеспечивать взаимодействие с сетями и информационными системами критической инфраструктуры.

В аппарате вице-премьера Юрия Борисова сообщили РБК, что знакомы с инициативами Минкомсвязи и поддерживают их. «Сам документ пока не видели», — отметил представитель вице-премьера.

Представитель Минпромторга отказался от комментариев. РБК направил запрос в Минкомсвязь, Минэкономразвития, ФСБ и ФСТЭК.

Готовы ли владельцы КИИ к такому переходу

Представители владельцев объектов КИИ из числа топ-5 банков России и крупнейших операторов связи и промышленных компаний не стали комментировать проект Минкомсвязи.

Ранее эксперты рынка предлагали наделить правительство правом устанавливать порядок и правила использования отечественного ПО и оборудования на объектах КИИ.

В частности, с таким предложением в конце апреля выступили участники одной из рабочих подгрупп Госсовета, однако они настаивали, что эти правила должны зависеть от уровня значимости объекта критической инфраструктуры.

«Очевидно, что за безопасностью атомной станции, от взрыва которой пострадают все, и научного подведомственного института, который скорее формально считается КИИ, следить нужно по-разному», — объяснила участница той встречи, председатель совета Ассоциации электронной аппаратуры и приборов Светлана Апполонова.

Эксперт по информационной безопасности Cisco Systems Алексей Лукацкий объяснил, что даже требования безопасности ФСТЭК, основного регулятора в этой сфере, не распространяются на владельцев незначимых объектов КИИ.

«Сейчас к таким объектам относится даже ломбард, потому что он работает в кредитно-финансовой сфере.

И в случае принятия предложенного проекта они, например, тоже должны будут использовать только отечественное оборудование и ПО», — отметил Лукацкий.

Он добавил, что в феврале 2020 года Минпромторг и ФСТЭК разработали проект документа, согласно которому владельцы КИИ должны использовать средства защиты информации только на отечественной аппаратной части и микроэлектронике с 2024 и 2028 года соответственно. «Такие сроки даются на довольно узкий сегмент КИИ. Минкомсвязь же хочет установить для всех одинаковые требования и установить для всех единые и очень сжатые сроки», — размышляет эксперт.

По словам исполнительного директора компании «Акронис Инфозащита» Елены Бочеровой, принятие проекта в текущем виде «может означать качественный поворот в программе импортозамещения, так как выйдет за пределы существующих критериев, которые затрагивают преимущественно госорганы и некоторые госкомпании, на целые секторы экономики».

Возможно ли уложиться в указанные сроки

Руководитель направления «Информационная безопасность» ИТ-компании КРОК Андрей Заикин рассказал, что среди специалистов по информационной безопасности планы по переводу объектов КИИ на отечественное ПО и оборудование обсуждались давно, поэтому для большинства владельцев таких объектов они не должны стать новостью, ставящей в тупик. Он заметил, что сложнее всего их выполнить будет представителям энергетической, металлургической и химической промышленности, а также компаниям ТЭКа и атомной энергетики, поскольку установленные в них системы имеют длительный и сложный цикл, быстро вмешаться в который будет проблематично.

По словам Лукацкого, многие непрерывные производства, например нефтедобывающие или сталелитейные предприятия, не смогут перейти целиком на отечественные продукты в ближайшие пять-десять лет.

Полностью остановить их деятельность для замены оборудования технически невозможно, пока не пройдет его жизненный цикл, который может составлять 10–20 лет. «Кроме того, неизвестно, как на производство повлияет такая замена.

Даже если бы в России было необходимое оборудование и ПО, его нужно было бы предварительно протестировать, не вносит ли оно задержки и ошибки», — считает Лукацкий.

«Мы видим, что многие решения ПО создаются в отрыве друг от друга, что мешает их взаимной интеграции и бесконфликтной работе. Среди иностранных вендоров десятилетиями выстраивались горизонтальные связи.

Сейчас иностранное ПО в большинстве своем представляет экосистемы вокруг операционных систем», — подчеркнул Заикин, отметив, что российские разработчики ОС работают в этом направлении с переменным успехом.

Светлана Апполонова обратила внимание, что в подготовленных проектах не расшифровано, что именно считается российским аналогом, поэтому при проведении аудита ситуация будет аналогичной госзакупкам: компании будут устанавливать требования к оборудованию, под которые будут подходить только конкретные иностранные решения.

Она также указала, что в документе не сказано, на чьи деньги будет проходить переход на российские аналоги, и неизвестно, смогут ли компании выделить на эти цели дополнительные средства.

По словам Лукацкого, в прошлом году представитель одного из крупных госбанков заявил, что полный переход на отечественное ПО обойдется ему в 400 млрд руб.

Представитель пресс-службы ВТБ заявил РБК, что в компаниях со сложной интегрированной информационной системой, непрерывным производственным циклом и высокой транзакционной нагрузкой смена ключевых программных систем, как правило, требует от одного до нескольких лет.

«В основе стратегии ВТБ до 2022 года заложена технологическая трансформация, в рамках которой мы создаем принципиально новую технологическую омниканальную платформу в открытом технологическом стеке с увеличением доли собственной разработки до 80% без вендорозависимости», — заявил представитель банка, отметив, что ключевые клиентские сервисы будут переведены на платформу в ближайшие полтора года.

Читайте также:  Можно ли сэкономить на заявлении Р13001

Документы Статистика по документам и выполнению поручений

27 июля 2016 12:00

Распоряжение от 26 июля 2016 года №1588-р. Федеральные органы исполнительной власти и государственные внебюджетные фонды должны перейти на использование отечественного офисного программного обеспечения с использованием программ, включённых в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

В случае предоставления отечественного офисного программного обеспечения по облачной технологии – с применением инфраструктуры электронного правительства.

Реализация плана позволит сформировать нормативно-правовую, методическую и техническую базы для перехода на использование органами власти отечественного офисного программного обеспечения.

Справка

  • Распоряжение от 26 июля 2016 года №1588-р в действующей редакции

Подготовлено Минкомсвязью
во исполнение решений по итогам заседания
Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения
качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности 5 апреля 2016
года.

Подписанным
распоряжением утверждён план перехода в 2016–2018 годах федеральных органов
исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование
отечественного программного обеспечения (далее – План).

В соответствии с
Планом федеральные органы исполнительной власти и государственные внебюджетные
фонды должны перейти на использование отечественного офисного программного
обеспечения с использованием программ, включённых в единый реестр российских
программ для электронных вычислительных машин и баз данных. В случае
предоставления отечественного офисного программного обеспечения по облачной технологии – с применением инфраструктуры электронного правительства.

  • В рамках Плана
    будет реализован пилотный проект по переводу не менее двух федеральных органов
    исполнительной власти, их территориальных органов и государственного
    внебюджетного фонда на использование отечественного офисного программного обеспечения.
  • Планом, в
    частности, предусмотрено:
  • — утверждение
    порядка и методики подтверждения соответствия отечественного офисного
    программного обеспечения установленным требованиям к функциональным
    характеристикам офисного программного обеспечения;
  • — определение
    правил предоставления офисного программного обеспечения, в том числе по облачной технологии;
  • — утверждение
    требований, предъявляемых к составу и функциональным характеристикам офисного
    программного обеспечения;
  • — отработка
    технологии предоставления отечественного офисного программного обеспечения с
    применением облачной технологии.
  • Реализация плана
    позволит сформировать нормативно-правовую, методическую и техническую базы для
    перехода на использование органами власти отечественного офисного программного
    обеспечения.

ФНС, Минэнерго, Минкомсвязь, Росгвардия, Минздрав, Минкультуры утвердили планы перехода на отечественное офисное ПО в 2018-20 гг

D-Russia.ru проанализировал, какие ведомства утвердили планы-графики перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения (ПО) в соответствии с распоряжением правительства. В открытых источниках удалось обнаружить планы Минэнерго, ФНС, Минкомсвязи, Росгвардии, Управления делами Президента, Минздрава, Минкультуры.

  • Согласно методическим рекомендациям Минкомсвязи, утвержденные государственными органами планы-графики перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения, не содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне или сведения конфиденциального характера, рекомендуется размещать на официальном сайте госоргана и в федеральной государственной информационной системе координации информатизации.
  • Импортозамещение программного обеспечения – новшества, вступившие в силу с 2018 года
  • План-график должен содержать целевые показатели и соответствующие им индикаторы эффективности перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения, сформированные в соответствии с методическими рекомендациями, на планируемый период в отношении каждого типа офисного программного обеспечения.

Напомним, что работу по переходу органов власти и отечественное ПО Минкомсвязь России ведёт во исполнение распоряжения правительства РФ «Об утверждении плана перехода органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного программного обеспечения», которое вышло в июле 2016 года. Переход органов власти на использование отечественного офисного ПО должен быть осуществлён за три года.

Два года импортозамещения ПО: опыт, проблемы и задачи

Методические рекомендации разработаны по результатам прошедшего в первой половине 2017 года пилотного проекта, в ходе которого Минкомсвязь, министерство промышленности и торговли РФ, министерство финансов РФ, Федеральная служба судебных приставов России, Федеральная налоговая служба, Фонд социального страхования России и Пенсионный фонд РФ тестировали российское ПО.

Как писал D-Russia.ru, по итогам тестирования импортозамещающего офисного ПО в госорганах сформулированы более 800 замечаний.

Минэнерго

Соответствующий приказ Минэнерго опубликован 22 января.

В феврале 2018 года ведомство планирует проведение тестовых испытаний рекомендуемого ПО, в апреле – провести анализ ведомственных информационных систем, используемых Минэнерго России в целях определения их совместимости с отечественным офисным программным обеспечением. На декабрь запланирована опытная эксплуатация рекомендуемого к использованию отечественного офисного программного обеспечения на информационной системе одного из структурных подразделений Минэнерго.

Все материалы по теме импортозамещения ПО в органах власти и местного самоуправления

На сегодняшний день министерство полностью использует отечественные справочно-правовые системы, ПО системы электронного документооборота, средства антивирусной защиты (99,5%, на 2018 г планируется 100%).

Отечественные браузеры используются на не менее чем 30% рабочих мест в 2017 году, в 2018 году планируется достичь показателя не менее 50%, в 2019-20 гг. – не менее 80%.

Минкомсвязь

Приказ был опубликован в сентябре 2017 года. Согласно документу, министерство использует отечественные справочно-правовые системы, ПО системы электронного документооборота, средства антивирусной защиты.

Минкомсвязь объявила о закупке 135 лицензий на отечественную ОС для десктопов

Отечественный офисный пакет, включающий текстовый редактор, табличный редактор, почтовое приложение, редактор презентаций, коммуникационное программное обеспечение, органайзер (последние два типа ПО в настоящее время не используются), установлен в 2017 году на не менее чем 50% рабочих компьютеров структурных подразделений Минкомсвязи, в 2018-2020 гг. планируется довести этот показатель до 80%.

В 2017 году в министерстве проходил аудит совместимости с решениями, используемыми в министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, в отношении операционных систем, файлового менеджера, средств просмотра (последние два пока не используются). В 2018 году планируется использовать отечественное ПО этого вида на 50% рабочих мест, в 2019-20 гг. на 80%.

На отечественный интернет-браузер министерство готово перейти на 80% в 2019 году, при условии совместимости с ПО «КриптоПро CSP» для работы c электронно-цифровой подписью и государственными информационными системами.

Федеральная налоговая служба

Приказ подписан 10 января 2018 года. Согласно документу, в январе должны быть утверждена стратегия ФНС России по импортозамещению.

Ведомство рассчитывает перевести к 2020 году 80% рабочих мест на отечественное офисное ПО, включающее текстовый редактор, табличный редактор, редактор презентаций, коммуникационное программное обеспечение, файловый менеджер, органайзер, средства просмотра или офисный пакет, включающий не менее четырёх из указанных категорий программного обеспечения.

ФНС закупает лицензии на Windows 10

Отечественные ОС планируется установить на не менее чем 50% компьютеров центрального аппарата в 2018 году, и на не менее чем 40% компьютеров территориальных налоговых органов. В 2020 году ведомство намерено перейти на отечественные ОС на 80%.

Аналогичные показатели установлены и для интернет-браузеров.

Управление делами президента

План-график был утверждён в ноябре 2017 года.

Согласно документу, из отечественного ПО ведомство использует справочно-правовую систему «Гарант», систему «Консультант» – на 100%, программное обеспечение системы электронного документооборота (программный комплекс «Документооборот», «КриптоПро CSP v.3.9 (v.4.

0) R2» для UNIX, «КриптоАРМ Linux (Trusted eSign)» – на 50% (территориальное управление в Республике Крым на 30%), средства антивирусной защиты («Антивирус Касперского») не менее 99,5%, интернет-браузеры «Яндекс», «Спутник» – не менее 10%.

«Ростелеком» закупает «МойОфис» на 33 млн руб для своих клиентов

В планах ведомства стоит переход на офисный пакет «МойОфис» в 2018 году для 20% рабочих мест, в 2019-20 гг. – для 80%.

Astra Linux Special Edition планируется установить в 2018 году на 20% компьютеров ведомства, в 2019-20 гг. – на 80% (в Крыму на 60%).

Кроме того, планируется на 80% рабочих мест перейти в 2019-20 гг. на отечественные браузеры и – полностью, на 100% — на российские системы электронного документооборота.

  1. Росгвардия
  2. Приказ о плане-графике перехода подписан в декабре 2017.
  3. Росгвардия и структурные подразделения войск национальной гвардии, ФГУП «Охрана» в своей деятельности на 100% пользуются отечественными справочно-правовыми системами, средствами антивирусной защиты.

Российское программное обеспечение системы электронного документооборота использует Росгвардия и структурные подразделения войск национальной гвардии, а в ФГУП «Охрана» проведен аудит совместимости с используемыми решениями. На отечественное ПО в этой категории ФГУП намерено перейти в 2018 году на 60%, в 2019 г. – на 90%, в 2010 г. – на 100%.

Президент России поручил РЖД подготовить план импортозамещения программного обеспечения

В 2017 году произведен аудит отечественной ОС, файлового менеджера, коммуникационного ПО, средств мультимедиа, органайзера. На отечественную ОС ведомство намерено перейти на 50% в 2018 г., на 80% — в 2019-20 гг. Структурные подразделения войск национальной гвардии, ФГУП «Охрана»: на 40% в 2018 г., на 60% в 2019 г., на 80% в 2020 г.

Аналогичные приказы опубликовали Роспотребнадзор, Минпромторг, Минкультуры, Росрезерв, Минздрав, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Росимущество и другие федеральные ведомства.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *