В Госдуме будут рассмотрены поправки в проект закона об автоматизированной УСН

16 февраля Госдума сразу во втором и третьем чтении рассмотрела и приняла внесенный правительством законопроект о специализированном режиме «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (АУСН) и его новеллы-спутники. Инициатива призвана упростить отчетность для предпринимателей, которые используют контрольно-кассовую технику.

В этом сюжете

Эксперимент по введению АУСН предлагают провести в Москве, Московской и Калужской областях и в Татарстане. Он продлится до 2027 года. Новым налоговым режимом смогут воспользоваться организации и ИП, годовой доход которых не превышает 60 млн руб.

, стоимость основных средств не превышает 150 млн руб., а количество сотрудников не превышает пять человек.

Им не придется подавать декларацию о доходах, вместо этого налоговый орган рассчитает их сам на базе учета доходов и расходов через кассовый аппарат.

Уплата такого налога будет ежемесячной.

Оплачивать труд сотрудников участники эксперимента должны будут через уполномоченную кредитную организацию, которая будет исчислять НДФЛ и перечислять соответствующие суммы в бюджет.

Страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование в режиме АУСН уплачивать не придется. Выпадающие доходы соответствующих фондов будут финансировать из бюджета.

Это регулируют законопроекты-спутники.

Председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров отметил, что эта новелла продолжает и развивает рассмотренный накануне в первом чтении законопроект о едином налоговом платеже. Она тоже направлена на снижение административной, бухгалтерской нагрузки на бизнес. «По существу, «упрощенщикам» вообще не понадобится своя бухгалтерия», — заявил Макаров.

Кроме того, в поправки к Налоговому кодексу внесли уточнения о допуске российских компаний в специальные административные районы (САР).

Ранее европейский регулятор внес Россию в «серую» зону по налоговому регулированию из-за создания таких зон, куда формально закрыт доступ национальным компаниям.

При этом, согласно поправкам, чтобы перейти в САР, фирмам потребуется согласие того региона, в котором они были зарегистрированы раньше.

Депутат от КПРФ Михаил Щапов призвал в будущем сделать требования для АУСН менее строгими или ввести переходный период на случай, если развитие предприятия не позволит ему больше соответствовать этим критериям. Макаров подтвердил, что закрепленные сейчас в законопроекте нормы предназначены именно для эксперимента.

Снижение гарантий или «обеление»?

Законопроект логично продолжает политику ФНС по получению практически неограниченного прямого доступа к данным налогоплательщика без предусмотренных сейчас НК контрольных процедур, считает Галина Акчурина, партнер Федеральный рейтинг.

группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)
в России и СНГ.

Эта новелла приведет к ослаблению гарантий защиты прав налогоплательщика от незаконного списания налогов.

«Сейчас, если вы сдаете налоговую декларацию и налоговый орган не согласен с вашим расчетом налога, он должен провести камеральную проверку, составить акт, а у вас есть право направить возражения в течение месяца и оспорить решение до списания денег», — отмечает Акчурина.

Эта и другие инициативы, которая передает исчисление налогов государству, ведет к утрате таких гарантий. Так, на предоставление возражений у налогоплательщика будет только семь дней.

«Государство гораздо больше защищает свои интересы, чем интересы предпринимателей», — уверена Акчурина.

В Госдуме будут рассмотрены поправки в проект закона об автоматизированной УСН

Пока законопроект предполагает добровольный переход на этот экспериментальный режим и только на ограниченной территории. Но, учитывая амбиции ФНС, если ведомство признает эксперимент удачным, то этот режим с высокой степенью вероятности станет обязательным.

Галина Акчурина

Эксперимент может затронуть очень небольшой круг бизнесменов, полагает Владлена Варшавская, старший партнер юридической фирмы Федеральный рейтинг.

При этом ставки налога при АУСН выше, чем при обычной упрощенной системе налогообложения (УСН).

Видимо, так законодатель стремится компенсировать бюджетные затраты от уплаты страховых взносов по работающим сотрудникам, полагает Варшавская.

Не исключено, что число запросов из налоговых органов при введении АУСН станет меньше: все и так на виду, отметил Николай Андреев, руководитель налоговой практики ЮК Федеральный рейтинг.

группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Цифровая экономика группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) Профайл компании
Но сейчас условия для применения такой системы кажутся стимулом, скорее, для дробления бизнеса.

Отличные возможности предусмотрены только для сравнительно небольших компаний или компаний с «серой» занятостью, полагает Андреев.

АУСН в целом направлен на обеление заработной платы людей, трудоустроенных на микропредприятиях и у ИП, отмечает Ксения Пантелеева, заместитель Управляющего партнера Федеральный рейтинг.

группа Санкционное право группа Уголовное право группа ГЧП/Инфраструктурные проекты Профайл компании
Вместе с тем нерешенным остался вопрос о предоставлении такими налогоплательщиками остальной отчетности, уточняет она.

Так, Пантелеева считает излишним любой бухгалтерский учет на микропредприятиях с учетом подразумеваемой новеллой полной прозрачности всех финансовых операций.

Мнимая выгода?

При выборе режима налогообложения по доходам налогообложение для бизнеса однозначно вырастет в сравнении с УСН даже с учетом страховых взносов, подсчитала Владлена Варшавская.

В режиме «доходы минус расходы» ставка сейчас составляет 15%, а в АУСН — 20%.

Поскольку налог по АУСН будут взыскивать каждый месяц, бизнесу придется платить за полученные авансы, что также составит значительную нагрузку, отмечает эксперт.

«Таким образом, говорить, что новый налоговый режим станет более легким, преждевременно», — подытожила Варшавская.

Инициатива перекладывает функцию по исчислению налогов на коммерческие банки, указывает Акчурина. Привязка налогоплательщика к конкретному банку может стать сильно обременительной или даже кабальной, опасается она.

С высокой долей вероятности список банков, которые смогут выполнять такую функцию, будет ограничен, а ее выполнение будет для бизнеса не бесплатным.

Владлена Варшавская

Система еще будет обкатываться, значит, нас ждут постоянные изменения, отмечает Андреев. К тому же далеко не всегда то, что получит налоговая, будет соответствовать реальности. Часто финансовые операции не в полной мере проводят через кассу, подчеркнул эксперт.

  • Законопроект № 20281-8 «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения»
  • Законопроект № 20492-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» и в части отдельных вопросов налогообложения международных холдинговых компаний)»
  • Законопроект № 20283-8 «О внесении изменений в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации (об установлении нормативов распределения доходов от применения специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения»)»
  • Госдума
  • Законопроект
  • Налоги

В госдуму внесен законопроект с поправками по усн

В Госдуме будут рассмотрены поправки в проект закона об автоматизированной УСНhttp://souzdp.ru/wp-content/uploads/2019/06/5bc5167c3e409-full.jpghttp://souzdp.ru/wp-content/uploads/2019/06/5bc5167c3e409-full.jpg

На рассмотрение в Госдуму внесен законопроект № 875580-7, содержащий поправки в главу 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения». Документ предусматривает введение переходного периода для организаций и ИП, которые по итогам года превысили лимит по доходам или среднесписочной численности.

1. Действующие ставки по УСН

Действующие ставки налога (ст. 346.20 НК РФ):

  • по УСН с объектом «доходы» — 6%;
  • по УСН с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов» — 15%.

Местные власти могут уменьшить налоговые ставки — по УСН-«доходы» до 1%, по УСН «доходы — расходы» — до 5%.

2. Действующие лимиты по УСН

Сейчас право на применение упрощенки теряется при при выполнении хотя бы одного из условий (п. 4 ст. 346.13 НК РФ):

  • доходы превысили 150 миллионов рублей в год;
  • среднесписочная численность превысила 100 человек.
Читайте также:  Надзорные каникулы для малого бизнеса продлили ещё на два года

Если эти показатели превышены, налогоплательщик теряет право на применение УСН с начала того квартала, в котором было допущено превышение. Величина превышения предельных показателей значения не имеет.

3. Новые лимиты и ставки налога

Законопроектом же предложено сохранить право на применение УСН при соблюдении следующих условий:

  • сумма выручки превысила 150 млн. руб. в год но составила не более 200 млн. руб.;
  • среднесписочная численность превысила 100 чел., но составила не более 130 чел.

Если доходы за год превысили 150 млн. руб., но составили не более 200 млн. руб. или среднесписочная численность не превысила 130 человек, платить налог нужно по повышенной ставке:

  • по УСН с объектом «доходы» — 8%;
  • по УСН с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов» — 20%.

4. Порядок применения новых ставок и лимитов

Налог по новой повышенной ставке нужно платить с того квартала, в котором произошло превышение.

Если по итогам следующего налогового периода выручка не превысит 150 млн. руб. в год, и среднесписочная численность не более 100 человек, налогоплательщик сможет начислять и платить налог по стандартным ставкам — 6 или 15% в зависимости от объекта обложения.

Если же доход не превысил 200 млн. руб. , а среднесписочная численность — 130 человек, налог нужно начислять по повышенной ставке.

Если выручка за год превысила 200 млн. руб. или среднесписочная численность превысила 130 человек, право на применение УСН теряется.

5. Когда будут введены повышенные ставки и лимиты?

Поправки вступят в силу в течение месяца после опубликования закона, но не ранее следующего налогового периода по УСН.

Декларацию по УСН отменят? С 2020 года изменятся лимиты и ставки налога по УСН. Лимит по УСН могут повысить до 300 млн. руб. ФНС решила упростить УСН.

Спасибо за внимание! Хотите больше полезных статей? Подпишитесь на канал, ставьте лайки и делитесь в соцсетях.

Проекты о начале применения автоматизированной УСН прошли третье чтение в Госдуме

В Информации от 17.02.2022 ФНС сообщила, что Законопроекты о начале эксперимента по применению автоматизированной УСН прошли третье чтение в Госдуме, а это значит, что скоро они отправятся на подпись Президенту.

Эксперимент начнется с 1 июля 2022 года пока только в четырех регионах  (в Москве, Московской и Калужской областях, Татарстане) и продлится до конца 2027 года.

Новый налоговый режим рассчитан на организации и ИП, у которых работает не более пяти человек и чей годовой доход не превышает 60 млн рублей. Отметим, что есть и другие требования для перехода на новый спецрежим.

ФНС разъясняет, что для вновь зарегистрированных и действующих организаций и ИП планируют установить разные сроки начала действия автоматизированной УСН:

 с 1 июля 2022 года применять режим смогут вновь зарегистрированные организации и ИП.

Для этого нужно подать соответствующее уведомление или через банк, в котором открыт счет (банк должен был включен в перечень уполномоченных банков, который будет размещен на сайте ФНС), или самостоятельно через личный кабинет налогоплательщика. Уведомление следует подать не позднее 30 дней с момента регистрации;

с 1 января 2023 года применять новый режим смогут остальные организации и ИП. Для этого через уполномоченный банк или личный кабинет следует направить уведомление до 31 декабря 2022 года.

Объект налогообложения организация или ИП выбирают сами и указывают в уведомлении. Ставка для объекта «доходы» планируется в размере 8%, «доходы минус расходы» — в размере 20%. 

По мнению ФНС, основное преимущество нового спецрежима в том, что при его применении не нужно подавать декларации.

Налог будет рассчитываться налоговыми органами по данным, которые получены от ККТ, банков и сведений о доходах, которые налогоплательщик внесет в личном кабинете. В личном кабинете будут учитываться и отражаться все его доходы и расходы.

При этом расходы учитываются при условии, что они осуществлены в безналичной форме или зафиксированы с применением ККТ.

В рамках нового режима банк, через который выплачивается заработная плата сотрудникам организации или ИП, будет исчислять НДФЛ.

При применении автоматизированной УСН не придется платить страховые взносы на ОПС, ОМС и ВНиМ, а также сдавать РСВ. При этом работники будут иметь право на получение пособий и пенсий – из федерального бюджета за счет уплачиваемого налога фондам будут выделяться средства на компенсацию их выпадающих доходов.

Подробнее узнать про условия применения автоматизированной УСН можно в Обзоре «Госдума приняла в третьем чтении проекты о новом налоговом режиме» (КонсультантПлюс, 2022).

Читайте подробнее

Экспериментальная «упрощёнка» — Госдума одобрила в I чтении новый автоматизированный налоговый режим для малого бизнеса

Накануне Госдума приняла в первом чтении законопроекты, предусматривающие введение нового режима для малого бизнеса с автоматическим расчётом налога. С 1 июля 2022-го планируется провести 5-летний эксперимент в Москве, Подмосковье, Калужской области и Татарстане.

В минувший вторник Госдумой были рассмотрены три законопроекта, принятие которых сделает возможным запуск нового налогового режима для субъектов малого предпринимательства. Речь об автоматизированной упрощённой системе налогообложения (АУСН), которая станет доступна в четырёх российских регионах с июля будущего года.

В рамках экспериментального режима предприятия с численностью работников до 5 человек и выручкой за год, не превышающей 60 млн рублей, смогут в обмен на некоторое увеличение нынешних ставок полностью отказаться от предоставления налоговой отчётности – расчёт налогов ФНС произведёт им сама.

Какие изменения вносят законопроекты

В базовом законопроекте о проведении эксперимента до конца 2027-го прописаны порядок и условия использования налогового режима.

Налоговую ставку установят на уровне 8% от доходов или 20% с доходов, из которых вычли расходы.

На сегодняшний день малый бизнес зачастую применяет упрощённую систему налогообложения и уплачивает 6% и 15% соответственно (у регионов есть право снижать размер ставок).

В обмен на повышение налогового бремени для микропредприятий снизят административную нагрузку – расчёт налогов ляжет на ФНС, которая будет брать за основу данные ККТ и операции по счетам в уполномоченных банках.

Кроме того, по словам замглавы Минфина Алексея Сазанова, представившего проекты в ГД, таких налогоплательщиков освободят от обязанности уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды.

Ещё два проекта вносят поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы. Первый предусматривает введение равного распределения (50% на 50%) между федеральным центром и субъектами доходов, которые будут поступать в ходе эксперимента.

Второй устанавливает ответственность в случае налоговых нарушений со стороны компаний, участвующих в эксперименте, и уполномоченных банков. Речь о нарушении порядка предоставления информации об их доходах и расходах.

Размер штрафа будет равен 20% от суммы неуплаченного налога (минимум – 200 рублей).

Реакция депутатов

Депутаты решили поддержать такой способ «обеления» сектора, однако ко II чтению Минфину предстоит доработать проекты. В ведомстве должны учесть высказанные опасения относительно рисков для бюджетов субъектов РФ и сомнения в реализации эксперимента на практике.

Читайте также:  Взносы ИП при совмещении режимов

В частности, беспокойство парламентариев вызвал неурегулированный статус банков, которые фактически будут выполнять функции налоговых агентов во взаимоотношениях налогоплательщиков и ФНС. Также депутаты призвали не допустить выпадающих доходов региональных бюджетов.

В Минфине уже пообещали изменить ко II чтению распределение доходов в пользу субъектов (54% на 46%).

Отмечается, что отсутствие уплаты страховых взносов на этом режиме не повлияет на право работников на пенсии. Выпадающие доходы фондов планируется покрыть за счёт самого налога при АУСН, а также трансфертов из бюджета РФ.

Госдума рассмотрит законопроект об автоматизированной упрощенной системе налогообложения — новости экономики РФ за 18 ноября 2021 г

Кабмин внес в Госдуму законопроект о проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения». Документ размещен в электронной базе данных нижней палаты парламента.

Законопроектом предлагается провести до 2027 года в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан эксперимент по введению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения». Новым налоговым режимом смогут воспользоваться организации и индивидуальные предприниматели, годовой доход которых не превышает 60 млн рублей, с численностью наемных работников до пяти человек.

Налогоплательщики, изъявившие желание перейти на применение нового налогового режима, через личный кабинет налогоплательщика уведомляют налоговый орган о таком переходе с указанием выбранного объекта налогообложения («доходы» или «доходы, уменьшенные на величину расходов»). Налоговым периодом признается календарный месяц.

Налогоплательщики, применяющие новый налоговый режим, освобождаются от обязанности подачи в налоговый орган декларации. Налог будет рассчитываться налоговыми органами по данным учета доходов и расходов.

Учет будет вестись налогоплательщиком в личном кабинете: налогоплательщик будет отражать сведения о доходах и расходах при осуществлении расчетов, по которым применяется контрольно-кассовая техника, а также о доходах и расходах при осуществлении расчетов по своим счетам, открытым в уполномоченной кредитной организации.

При этом расходы учитываются при условии, что они осуществлены в безналичной форме или зафиксированы налогоплательщиком с применением ККТ.

В рамках нового режима налогоплательщики будут осуществлять оплату труда наемных работников через уполномоченную кредитную организацию, на которую возлагаются обязанности по исчислению, удержанию и перечислению НДФЛ, подлежащего уплате в бюджет.

Тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на обязательное медицинское страхование устанавливаются в размере 0%.

При этом обязанность предоставлять расчет по страховым взносам в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту жительства индивидуального предпринимателя, производящего выплаты и иные вознаграждения физлицам, отсутствует.

Для обеспечения пенсионных прав и прав на получение пособий по обязательному социальному страхованию работников, занятых у налогоплательщиков, применяющих новый налоговый режим, финансирование государственных внебюджетных фондов предлагается осуществлять за счет исчисленного налога и трансферта из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов.

Правительство также внесло в Госдуму корреспондирующие поправки в Бюджетный кодекс, которые устанавливают нормативы распределения доходов от налога, который будет взиматься в связи с применением нового налогового режима: в федеральный бюджет — в размере 50%, в бюджеты субъектов Российской Федерации — в размере 50%.

а—аАаКаОаНаОаПб€аОаЕаКб‚ аОаБ аАаВб‚аОаМаАб‚аИаЗаИб€аОаВаАаНаНаОаЙ бƒаПб€аОб‰аЕаНаНаОаЙ баИбб‚аЕаМаЕ аНаАаЛаОаГаОаОаБаЛаОаЖаЕаНаИб аВаНаЕбаЕаН аВ а“аОбаДбƒаМбƒ

аšаАаБаМаИаН аВаНаЕб аВ а“аОбаДбƒаМбƒ аЗаАаКаОаНаОаПб€аОаЕаКб‚ аО аПб€аОаВаЕаДаЕаНаИаИ баКбаПаЕб€аИаМаЕаНб‚аА аПаО бƒбб‚аАаНаОаВаЛаЕаНаИбŽ баПаЕб†аИаАаЛбŒаНаОаГаО аНаАаЛаОаГаОаВаОаГаО б€аЕаЖаИаМаА ТЋааВб‚аОаМаАб‚аИаЗаИб€аОаВаАаНаНаАб бƒаПб€аОб‰аЕаНаНаАб баИбб‚аЕаМаА аНаАаЛаОаГаОаОаБаЛаОаЖаЕаНаИбТЛ. а”аОаКбƒаМаЕаНб‚ б€аАаЗаМаЕб‰аЕаН аВ баЛаЕаКб‚б€аОаНаНаОаЙ аБаАаЗаЕ аДаАаНаНб‹б… аНаИаЖаНаЕаЙ аПаАаЛаАб‚б‹ аПаАб€аЛаАаМаЕаНб‚аА.

а—аАаКаОаНаОаПб€аОаЕаКб‚аОаМ аПб€аЕаДаЛаАаГаАаЕб‚бб аПб€аОаВаЕбб‚аИ аДаО 2027 аГаОаДаА аВ аœаОбаКаВаЕ, аœаОбаКаОаВбаКаОаЙ аИ аšаАаЛбƒаЖбаКаОаЙ аОаБаЛаАбб‚бб…, аА б‚аАаКаЖаЕ аВ а аЕбаПбƒаБаЛаИаКаЕ аЂаАб‚аАб€бб‚аАаН баКбаПаЕб€аИаМаЕаНб‚ аПаО аВаВаЕаДаЕаНаИбŽ баПаЕб†аИаАаЛбŒаНаОаГаО аНаАаЛаОаГаОаВаОаГаО б€аЕаЖаИаМаА ТЋааВб‚аОаМаАб‚аИаЗаИб€аОаВаАаНаНаАб бƒаПб€аОб‰аЕаНаНаАб баИбб‚аЕаМаА аНаАаЛаОаГаОаОаБаЛаОаЖаЕаНаИбТЛ. ааОаВб‹аМ аНаАаЛаОаГаОаВб‹аМ б€аЕаЖаИаМаОаМ баМаОаГбƒб‚ аВаОбаПаОаЛбŒаЗаОаВаАб‚бŒбб аОб€аГаАаНаИаЗаАб†аИаИ аИ аИаНаДаИаВаИаДбƒаАаЛбŒаНб‹аЕ аПб€аЕаДаПб€аИаНаИаМаАб‚аЕаЛаИ, аГаОаДаОаВаОаЙ аДаОб…аОаД аКаОб‚аОб€б‹б… аНаЕ аПб€аЕаВб‹бˆаАаЕб‚ 60 аМаЛаН б€бƒаБаЛаЕаЙ, б б‡аИбаЛаЕаНаНаОбб‚бŒбŽ аНаАаЕаМаНб‹б… б€аАаБаОб‚аНаИаКаОаВ аДаО 5 б‡аЕаЛаОаВаЕаК.

ааАаЛаОаГаОаПаЛаАб‚аЕаЛбŒб‰аИаКаИ, аИаЗбŠбаВаИаВбˆаИаЕ аЖаЕаЛаАаНаИаЕ аПаЕб€аЕаЙб‚аИ аНаА аПб€аИаМаЕаНаЕаНаИаЕ аНаОаВаОаГаО аНаАаЛаОаГаОаВаОаГаО б€аЕаЖаИаМаА, б‡аЕб€аЕаЗ аЛаИб‡аНб‹аЙ аКаАаБаИаНаЕб‚ аНаАаЛаОаГаОаПаЛаАб‚аЕаЛбŒб‰аИаКаА бƒаВаЕаДаОаМаЛббŽб‚ аНаАаЛаОаГаОаВб‹аЙ аОб€аГаАаН аО б‚аАаКаОаМ аПаЕб€аЕб…аОаДаЕ б бƒаКаАаЗаАаНаИаЕаМ аВб‹аБб€аАаНаНаОаГаО аОаБбŠаЕаКб‚аА аНаАаЛаОаГаОаОаБаЛаОаЖаЕаНаИб («аДаОб…аОаДб‹ТЛ аИаЛаИ ТЋаДаОб…аОаДб‹, бƒаМаЕаНбŒбˆаЕаНаНб‹аЕ аНаА аВаЕаЛаИб‡аИаНбƒ б€аАбб…аОаДаОаВ»). ааАаЛаОаГаОаВб‹аМ аПаЕб€аИаОаДаОаМ аПб€аИаЗаНаАаЕб‚бб аКаАаЛаЕаНаДаАб€аНб‹аЙ аМаЕббб†.

аŸаАб€аАаМаЕб‚б€б‹ аНаАаЛаОаГаОаВаОаГаО б€аЕаЖаИаМаА

ааАаЛаОаГаОаПаЛаАб‚аЕаЛбŒб‰аИаКаИ, аПб€аИаМаЕаНббŽб‰аИаЕ аНаОаВб‹аЙ аНаАаЛаОаГаОаВб‹аЙ б€аЕаЖаИаМ, аОбаВаОаБаОаЖаДаАбŽб‚бб аОб‚ аОаБбаЗаАаНаНаОбб‚аИ аПаОаДаАб‡аИ аВ аНаАаЛаОаГаОаВб‹аЙ аОб€аГаАаН аДаЕаКаЛаАб€аАб†аИаИ.

ааАаЛаОаГ аБбƒаДаЕб‚ б€аАббб‡аИб‚б‹аВаАб‚бŒбб аНаАаЛаОаГаОаВб‹аМаИ аОб€аГаАаНаАаМаИ аПаО аДаАаНаНб‹аМ бƒб‡аЕб‚аА аДаОб…аОаДаОаВ аИ б€аАбб…аОаДаОаВ.

аЃб‡аЕб‚ аБбƒаДаЕб‚ аВаЕбб‚аИббŒ аНаАаЛаОаГаОаПаЛаАб‚аЕаЛбŒб‰аИаКаОаМ аВ аЛаИб‡аНаОаМ аКаАаБаИаНаЕб‚аЕ — аНаАаЛаОаГаОаПаЛаАб‚аЕаЛбŒб‰аИаК аБбƒаДаЕб‚ аОб‚б€аАаЖаАб‚бŒ баВаЕаДаЕаНаИб аО аДаОб…аОаДаАб… аИ б€аАбб…аОаДаАб… аПб€аИ аОббƒб‰аЕбб‚аВаЛаЕаНаИаИ б€аАбб‡аЕб‚аОаВ, аПаО аКаОб‚аОб€б‹аМ аПб€аИаМаЕаНбаЕб‚бб аКаОаНб‚б€аОаЛбŒаНаО-аКаАббаОаВаАб б‚аЕб…аНаИаКаА (аšаšаЂ), аА б‚аАаКаЖаЕ аО аДаОб…аОаДаАб… аИ б€аАбб…аОаДаАб… аПб€аИ аОббƒб‰аЕбб‚аВаЛаЕаНаИаИ б€аАбб‡аЕб‚аОаВ аПаО баВаОаИаМ бб‡аЕб‚аАаМ, аОб‚аКб€б‹б‚б‹аМ аВ бƒаПаОаЛаНаОаМаОб‡аЕаНаНаОаЙ аКб€аЕаДаИб‚аНаОаЙ аОб€аГаАаНаИаЗаАб†аИаИ. аŸб€аИ бб‚аОаМ б€аАбб…аОаДб‹ бƒб‡аИб‚б‹аВаАбŽб‚бб аПб€аИ бƒбаЛаОаВаИаИ, б‡б‚аО аОаНаИ аОббƒб‰аЕбб‚аВаЛаЕаНб‹ аВ аБаЕаЗаНаАаЛаИб‡аНаОаЙ б„аОб€аМаЕ аИаЛаИ аЗаАб„аИаКбаИб€аОаВаАаНб‹ аНаАаЛаОаГаОаПаЛаАб‚аЕаЛбŒб‰аИаКаОаМ б аПб€аИаМаЕаНаЕаНаИаЕаМ аšаšаЂ.

а’ б€аАаМаКаАб… аНаОаВаОаГаО б€аЕаЖаИаМаА аНаАаЛаОаГаОаПаЛаАб‚аЕаЛбŒб‰аИаКаИ аБбƒаДбƒб‚ аОббƒб‰аЕбб‚аВаЛбб‚бŒ аОаПаЛаАб‚бƒ б‚б€бƒаДаА аНаАаЕаМаНб‹б… б€аАаБаОб‚аНаИаКаОаВ б‡аЕб€аЕаЗ бƒаПаОаЛаНаОаМаОб‡аЕаНаНбƒбŽ аКб€аЕаДаИб‚аНбƒбŽ аОб€аГаАаНаИаЗаАб†аИбŽ, аНаА аКаОб‚аОб€бƒбŽ аВаОаЗаЛаАаГаАбŽб‚бб аОаБбаЗаАаНаНаОбб‚аИ аПаО аИбб‡аИбаЛаЕаНаИбŽ, бƒаДаЕб€аЖаАаНаИбŽ аИ аПаЕб€аЕб‡аИбаЛаЕаНаИбŽ аа”аЄа›, аПаОаДаЛаЕаЖаАб‰аЕаГаО бƒаПаЛаАб‚аЕ аВ аБбŽаДаЖаЕб‚. аЂаАб€аИб„б‹ бб‚б€аАб…аОаВб‹б… аВаЗаНаОбаОаВ аНаА аОаБбаЗаАб‚аЕаЛбŒаНаОаЕ аПаЕаНбаИаОаНаНаОаЕ бб‚б€аАб…аОаВаАаНаИаЕ, аОаБбаЗаАб‚аЕаЛбŒаНаОаЕ баОб†аИаАаЛбŒаНаОаЕ бб‚б€аАб…аОаВаАаНаИаЕ аНаА баЛбƒб‡аАаЙ аВб€аЕаМаЕаНаНаОаЙ аНаЕб‚б€бƒаДаОбаПаОбаОаБаНаОбб‚аИ аИ аВ баВбаЗаИ б аМаАб‚аЕб€аИаНбб‚аВаОаМ, аА б‚аАаКаЖаЕ аНаА аОаБбаЗаАб‚аЕаЛбŒаНаОаЕ аМаЕаДаИб†аИаНбаКаОаЕ бб‚б€аАб…аОаВаАаНаИаЕ бƒбб‚аАаНаАаВаЛаИаВаАбŽб‚бб аВ б€аАаЗаМаЕб€аЕ 0 аПб€аОб†аЕаНб‚аОаВ. аŸб€аИ бб‚аОаМ аОаБбаЗаАаНаНаОбб‚бŒ аПб€аЕаДаОбб‚аАаВаЛбб‚бŒ б€аАбб‡аЕб‚ аПаО бб‚б€аАб…аОаВб‹аМ аВаЗаНаОбаАаМ аВ аНаАаЛаОаГаОаВб‹аЙ аОб€аГаАаН аПаО аМаЕбб‚бƒ аНаАб…аОаЖаДаЕаНаИб аОб€аГаАаНаИаЗаАб†аИаИ аИ аПаО аМаЕбб‚бƒ аЖаИб‚аЕаЛбŒбб‚аВаА аИаНаДаИаВаИаДбƒаАаЛбŒаНаОаГаО аПб€аЕаДаПб€аИаНаИаМаАб‚аЕаЛб, аПб€аОаИаЗаВаОаДбб‰аЕаГаО аВб‹аПаЛаАб‚б‹ аИ аИаНб‹аЕ аВаОаЗаНаАаГб€аАаЖаДаЕаНаИб б„аИаЗаЛаИб†аАаМ, аОб‚ббƒб‚бб‚аВбƒаЕб‚.

а”аЛб аОаБаЕбаПаЕб‡аЕаНаИб аПаЕаНбаИаОаНаНб‹б… аПб€аАаВ аИ аПб€аАаВ аНаА аПаОаЛбƒб‡аЕаНаИаЕ аПаОбаОаБаИаЙ аПаО аОаБбаЗаАб‚аЕаЛбŒаНаОаМбƒ баОб†аИаАаЛбŒаНаОаМбƒ бб‚б€аАб…аОаВаАаНаИбŽ б€аАаБаОб‚аНаИаКаОаВ, аЗаАаНбб‚б‹б… бƒ аНаАаЛаОаГаОаПаЛаАб‚аЕаЛбŒб‰аИаКаОаВ, аПб€аИаМаЕаНббŽб‰аИб… аНаОаВб‹аЙ аНаАаЛаОаГаОаВб‹аЙ б€аЕаЖаИаМ, б„аИаНаАаНбаИб€аОаВаАаНаИаЕ аГаОббƒаДаАб€бб‚аВаЕаНаНб‹б… аВаНаЕаБбŽаДаЖаЕб‚аНб‹б… б„аОаНаДаОаВ аПб€аЕаДаЛаАаГаАаЕб‚бб аОббƒб‰аЕбб‚аВаЛбб‚бŒ аЗаА бб‡аЕб‚ аИбб‡аИбаЛаЕаНаНаОаГаО аНаАаЛаОаГаА аИ б‚б€аАаНбб„аЕб€б‚аА аИаЗ б„аЕаДаЕб€аАаЛбŒаНаОаГаО аБбŽаДаЖаЕб‚аА аНаА аКаОаМаПаЕаНбаАб†аИбŽ аВб‹аПаАаДаАбŽб‰аИб… аДаОб…аОаДаОаВ аГаОббƒаДаАб€бб‚аВаЕаНаНб‹б… аВаНаЕаБбŽаДаЖаЕб‚аНб‹б… б„аОаНаДаОаВ.

аŸб€аАаВаИб‚аЕаЛбŒбб‚аВаО б‚аАаКаЖаЕ аВаНаЕбаЛаО аВ а“аОбаДбƒаМбƒ аКаОб€б€аЕбаПаОаНаДаИб€бƒбŽб‰аИаЕ аПаОаПб€аАаВаКаИ аВ а‘бŽаДаЖаЕб‚аНб‹аЙ аКаОаДаЕаКб, аКаОб‚аОб€б‹аЕ бƒбб‚аАаНаАаВаЛаИаВаАбŽб‚ аНаОб€аМаАб‚аИаВб‹ б€аАбаПб€аЕаДаЕаЛаЕаНаИб аДаОб…аОаДаОаВ аОб‚ аНаАаЛаОаГаА, аКаОб‚аОб€б‹аЙ аБбƒаДаЕб‚ аВаЗаИаМаАб‚бŒбб аВ баВбаЗаИ б аПб€аИаМаЕаНаЕаНаИаЕаМ аНаОаВаОаГаО аНаАаЛаОаГаОаВаОаГаО б€аЕаЖаИаМаА: аВ б„аЕаДаЕб€аАаЛбŒаНб‹аЙ аБбŽаДаЖаЕб‚ аВ б€аАаЗаМаЕб€аЕ 50 %, аВ аБбŽаДаЖаЕб‚б‹ ббƒаБбŠаЕаКб‚аОаВ а аОббаИаЙбаКаОаЙ аЄаЕаДаЕб€аАб†аИаИ аВ б€аАаЗаМаЕб€аЕ 50 %.

а˜аНб„аОб€аМаАб†аИаОаНаНаОаЕ аАаГаЕаНб‚бб‚аВаО а аОббаИаИ аЂааЁаЁ

«Определимся, будем рассматривать или нет». 21 марта Дума решит, нужно ли менять правила призыва

Третьего чтения может не быть

«Пока я не могу ничего сказать по этому поводу. Совет Госдумы будет только в понедельник. Там и определят будущее законопроекта: будем ли мы его рассматривать или нет», — сказал RTVI депутат Андрей Краснов, один из авторов инициативы. По версии другого источника RTVI, сроки могли сдвинуться по просьбе комитета Госдумы по обороне.

Изменения в Федеральный закон «‎О воинской обязанности и военной службе» разработали в Госдуме еще в январе 2018 года. Больше четырех лет авторам инициативы из партии «‎Единая Россия» потребовалось на доработку и согласование всех поправок с Минобороны и МВД.

К рассмотрению документа по существу депутаты вернулись лишь в этом году — незадолго до начала военной спецоперации на Украине. При этом, по словам Краснова, который является первым замглавы думского комитета по обороне, возвращение к этой теме закономерно.

«Мы готовили этот законопроект во втором чтении задолго до начала проведения спецоперации и практически подготовили его в конце прошлого созыва.

Но из-за думских выборов мы не успели окончательно его рассмотреть на комитете, и эта работа продолжилась с новыми депутатами», — пояснял ранее Краснов.

Всплеск общественного интереса к теме призыва произошел на фоне спецоперации на Украине. Несмотря на приказ Владимира Путина не привлекать к ней срочников, нарушения были зафиксированы уже в первые дни боевых действий.

Сначала информация о пленении российских призывников начала поступать из украинских СМИ, но ее довольно быстро подтвердили и в Минобороне России.

Читайте также:  Перейти с ЕНВД на другой налоговый режим станет проще

Сейчас по поручению президента военная прокуратура проводит проверку в отношении всех должностных лиц, по чьей вине солдаты оказались в точке боевых действий.

Что изменится

Главное нововведение — повестку с требованием явиться в военкомат призывнику можно будет вручать заказным письмом с уведомлением. Отправлять его военкоматы будут по адресам, указанным в личном деле и документах воинского учета — в том числе по месту работы или учебы. Повестка будет считаться полученной под расписку в день доставки заказного письма.

После того как призывник получит на руки документ, он будет обязан явиться в военкомат в двухнедельный срок. Если повестка не дошла до адресата, он все равно должен будет сам прийти в комиссариат в течение двух недель со дня следующего призыва — для «‎сверки данных воинского учета».

Таким образом, человек, отказавшийся расписываться в получении повестки, все равно будет считаться получившим этот документ.

Если военнообязанный не явится в военкомат без уважительной причины, к которым законодатели предлагают относить заболевания или увечья, связанные с утратой трудоспособности, болезнь близкого родственника или участие в его похоронах, препятствия, возникшие в результате действия непреодолимой силы или иные, не зависящие от воли призывника обстоятельства, то он будет автоматически считаться уклонистом — сейчас эта процедура устроена гораздо сложнее, а сам процесс занимает много времени.

«Корешок повестки с подписью призывника долгие годы служил доказательством того, что человек был своевременно извещен о проведении призывных мероприятий.

Это позволяло привлекать его к административной и уголовной ответственности, — пояснил RTVI ведущий юрист центра «Антипризыв» Артем Мугунянц. — Заказное письмо фактически заменит этот корешок.

Это упростит процедуру доказывания административного правонарушения и уголовного преступления. Не явился — сам виноват. Отговорки перестанут работать».

Фотография: Андрей Никеричев / Агентство «Москва»

Кроме того, гражданин, подлежащий призыву на военную службу, должен в обязательном порядке лично уведомлять военкомат о смене места жительства сроком более чем на три месяца.

Тех, кто попытается избежать призыва в армию, будет разыскивать полиция, как только будет заведено соответствующее уголовное дело.

Если в отношении призывника возбуждено административное дело за уклонение от воинского учета или от медицинского освидетельствования, то полиция должна будет доставить его в отделение.

Как устроен призыв сейчас

Призыв проходит дважды в год — с 1 апреля по 15 июля (весенний) и с 1 октября по 31 декабря (осенний).

Президент издает специальный указ перед началом каждой призывной кампании, в котором прописано необходимое количество срочников.

В первый раз число новобранцев появилось в указе Бориса Ельцина от 1994 года — тогда призвали примерно 216 тысяч человек. Последняя осенняя кампания 2021 года коснулась 127,5 тысяч россиян.

По действующему законодательству военный комиссариат обязан вручать призывникам повестку под расписку лично в руки.

Если она по какой-то причине не дошла до адресата, то призывник может не идти в военкомат — такой обязанности у него сейчас нет. Именно этим раньше и пользовались для уклонения от службы.

Одни, например, постоянно меняли место жительства и регистрации, другие — просто не открывали двери, когда к ним приходили сотрудники военкомата.

Отсутствие подписи в повестке долгие годы служило защитой от административной и уголовной ответственности. Умысел в действиях уклониста нужно было еще доказать — и с такой задачей справлялись далеко не все военкоматы.

Как показывает практика, суды в таких делах часто вставали на сторону призывников, обосновывая это тем, что нельзя наказывать граждан за неисполнение военным комиссариатом своих обязанностей, а оповещение всех о том, что началась очередная призывная кампания — одна из них.

Так, в 2020 году Верховный суд пояснил, что только подписанную повестку можно считать правомерным и достаточным извещением призывника — никакие ориентировочные даты, указанные в приписном или в любом другом документе, не имеют законной силы.

По достижению 27 лет вне зависимости от того, служил ли человек или нет, он отправляется в запас.

За уклонение от военной службы при отсутствии законных на то оснований предусмотрена уголовная ответственность — лишение свободы сроком до двух лет по статье 328 УК РФ.

Однако на практике эта статья почти не применяется: в 2020 году по ней было осуждено 562 человека, это минимальное значение за всю историю России. Практически все осужденные были приговорены к штрафу.

По данным Судебного департамента при Верховном суде, с 2011 года количество уклонистов в стране постоянно уменьшается, а само наказание за это преступление становится мягче. С середины 2014 года суды перестали давать реальные сроки, условные дают в единичных случаях, а в основном назначают штраф.

«‎Новый закон существенно расширяет полномочия военного комиссариата.

Не исключено, что будет больше уголовных и административных дел, связанных с уклонением, так как не все люди следят за повестками, за тем, какие законодательные изменения в стране происходят, поэтому прогнозировать, что будет дальше — сложно.

Как показывает сложившаяся за последние годы судебная практика, вероятно, что и тут могут пойти волной оправдательные приговоры», — считает Александр Передрук, адвокат правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга».

Аналогично дело обстоит с административной ответственностью, предусмотренной сразу несколькими статьями КоАП: 21.5 («‎Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету»), 21.6 («‎‎‎Уклонение от медицинского обследования»), 21.7 КоАП («‎Умышленные порча или утрата документов воинского учета»). Правонарушения в сфере воинского учета фиксируются значительно реже — в единичных случаях.

«Какой-то большой проблемы с уклонением от службы в России сейчас нет, статистика лишь это подтверждает. Не такое большое количество правонарушений регистрируется в этой сфере, потому что в принципе таких людей не так много. К тому же сотрудники военкоматов часто загружены работой, им просто не хватает рук на то, чтобы контролировать все», — уверен Передрук.

По словам юриста центра «Антипризыв» Артема Мугунянца, не так давно в российских военкоматах специально была создана отдельная должностная единица. Сотрудник занимается исключительно тем, что привлекает призывников к ответственности по всем возможным поводам.

Например, за то, что они не сообщили комиссариату о том, что получили диплом об образовании, изменили место жительства или семейное положение. «Как массово на поток поставлены штрафы ГИБДД, так и тут произошла некая реформа. Не сообщил, что женился — штраф от 500 рублей до двух тысяч рублей, поменял работу и не сказал — штраф», — пояснил Мугунянц.

По его мнению, новый законопроект, в случае принятия Госдумой, эту практику только закрепит.

Дарья Баева

Подписывайтесь на телеграм-канал RTVI

По теме:

Новости партнеров

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *