Закупки в 2022 году будут преимущественно для организаций ОПК

Закупки в 2022 году будут преимущественно для организаций ОПК

  © пресс-служба Совета Федерации

К 2027 году сотрудники промышленных организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в среднем должны зарабатывать 73 тысячи рублей в месяц, а работники научных учреждений ОПК — на 20 тысяч больше.

При этом доля высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения, выпускаемой организациями ОПК, должна вырасти с 25,6 до 40 процентов.

Каковы самые последние изменения в госпрограмме по развитию ОПК и как государство намерено помогать продвижению на рынке гражданской продукции, выпущенной предприятиями оборонно-промышленного комплекса? Об этом «Парламентской газете» рассказал первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Сергей Мартынов

— Сергей Александрович, в этом году в госпрограмму по развитию оборонно-промышленного комплекса внесены изменения — они касаются параметров, к которым в нашем ОПК должны прийти через несколько лет. В чём их суть?

— Речь идёт об увеличении объёма финансирования и корректировки решаемых задач. Так, объёмы бюджетных ассигнований госпрограммы увеличились с 99,8 миллиарда рублей до более чем 125 миллиардов рублей.

Один из акцентов делается на создании условий, которые помогут увеличить долю высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в общем объёме выпускаемой оборонными предприятиями ОПК продукции.

Этот показатель должен вырасти до 40 процентов к 2027 году, что на два процента больше ранее установленного ориентира (в 2015 году он составлял 15,9 процента, по итогам 2020 года — 25,6 процента. — Прим. ред.).

Закупки в 2022 году будут преимущественно для организаций ОПК

Путин заявил о выполнении гособоронзаказа на 99,8%

— Выпуск гражданской продукции на предприятиях ОПК — лишь первый этап. Необходимо продвигать её на рынке. Какие-то льготы для отечественного ОПК в сфере закупок товаров предусмотрены?

— Безусловно. По инициативе, предложенной вице-премьером Юрием Борисовым, в настоящее время при участии в закупках на любые виды товаров и услуг госкомпаний действует ценовая преференция — на конкурсах российские товары сразу считаются на 15% дешевле, чем указано в заявке. Но в случае победы договор заключается по цене заявки.

Кроме того, в июле 2021 года в законодательство о госзакупках внесены долгожданные изменения, которые оптимизируют процедуры выбора поставщика.

Так, количество конкурентных способов закупки сокращено до трёх (это конкурс, аукцион и электронный запрос котировок), а обеспечение заявок надо будет устанавливать при любых закупках с начальной максимальной ценой контракта более одного миллиона рублей.

При этом заказчики будут принимать независимые гарантии, выданные не только банками, но также и региональными гарантийными организациями.

Закупки в 2022 году будут преимущественно для организаций ОПК

© Петр Ковалев/ТАСС

Необходимо сказать и о шагах по финансовому оздоровлению предприятий ОПК. Прежде всего это связано с погашением проблемных кредитов, с их реструктуризацией на длительный срок по льготной ставке.

С января 2021 года Правительство расширило программу льготного кредитования предприятий ОПК — их «дочки» смогут получать займы на выпуск высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения по сниженной ставке — от пяти процентов годовых.

Это обеспечит компании долгосрочным финансированием и поможет достичь целей, которые стоят перед ОПК по диверсификации производства.

— Помимо базовых ориентиров госпрограммы по развитию ОПК, скорректированы и её показатели по конкретным направлениям. Например, по стимулированию промышленной деятельности предприятий ОПК. К чему здесь теперь необходимо стремиться в ближайшие несколько лет?

— Мы говорим о вполне конкретных цифрах. В частности, рост выработки на одного работника организации ОПК должен вырасти через шесть лет в 2,45 раза по сравнению с уровнем 2015 года.

Размер среднемесячной зарплаты сотрудников предприятий ОПК к 2027 году должен составить 73 тысячи рублей.

До 93 тысяч рублей к среднем должны вырасти ежемесячные заработки людей, занятых в научной работе оборонных НИИ.

  • Подчеркну, что обеспечение технологической независимости ОПК, его инновационное развитие, а также сохранение лидерства в разработке и производстве новых перспективных вооружений, военной и специальной техники — одна из задач, реализуемых в рамках Стратегии национальной безопасности, утверждённой указом президента в июле текущего года.
  • • Порядок выделения средств на мониторинг кадрового состава оборонки изменят • Почему у половины регионов главной стратегической деятельностью стали автоприцепы
  • — Каковы приоритеты развития отечественного ОПК на ближайшее будущее?

— Сегодня у нас есть мощный технологический и инновационный задел в сфере вооружений. К примеру, в стратегических ядерных силах доля современного вооружения — свыше 80 процентов! Это больше, чем в США, Китае, других ядерных странах мира.

Отечественный ОПК, обладая огромным потенциалом, постоянно развивает свои возможности, удерживая второе место в мире по экспорту продукции военного назначения — даже в «ковидный» 2020 год экспортные поставки наших вооружений не упали, а выросли.

Главные направления развития предметно обсуждались недавно на заседании секции по военно-промышленной политике и бюджету Экспертного совета Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.

Выделю здесь работу над использованием в ОПК технологий искусственного интеллекта — благодаря разработкам наших учёных, чей авторитет в мире очень высок, такие технологии уже сейчас применяются при разработке систем управления, навигации, наведения и распознавания целей.

Также требуется внимательное отношение к подготовке кадров: необходимо вести постоянную работу с коллективами и со студентами, которые планируют работать на предприятиях ОПК. Отмечу, что сегодня в сфере ОПК действуют более 120 научно-технических корпоративных университетов, в них обучаются свыше 80 тысяч человек.

Минфин раскритиковал законопроект об обязательном 50%-ном авансировании госконтрактов с предприятиями ОПК

  • Минфин раскритиковал законопроект о введении обязательного авансирования в размере 50% по госконтрактам с предприятиями оборонно-промышленного комплекса (ОПК), сообщил «Интерфаксу» источник, знакомый с позицией ведомства.
  • По его словам, Минфин подготовил и направил на согласование заинтересованным ведомствам проект заключения правительства РФ на этот законопроект.
  • Как сообщалось, документ предусматривает внесение в Бюджетный кодекс РФ поправки, по которой 2021-2022 годах в государственные контракты будет включаться условие об обязательной выплате аванса в размере не менее 50% от цены контракта в случае осуществления закупки у организации оборонно-промышленного комплекса.

«В настоящее время Бюджетным кодексом РФ не предусмотрена обязанность государственных заказчиков устанавливать авансирование при заключении государственных контрактов (федеральные органы исполнительной власти и субъекты Российской Федерации), – отмечается в пояснительной записке к законопроекту. – При этом установление указанной обязанности может являться дополнительной мерой поддержки для развития отечественного производства и повышения конкурентоспособности российских товаров предприятиями ОПК».

В свою очередь Минфин в проекте правительственного заключения на законопроект отмечает, что Бюджетный кодекс не может дополняться «частной» нормой, «поскольку такой подход концептуально противоречит предмету правового регулирования Бюджетного кодекса».

Кроме того, Минфин указывает на то, что предприятия ОПК являются исполнителями по госконтрактам в рамках гособоронзаказа и их деятельность во многом регулируется законом «О Гособоронзаказе» (275-ФЗ). Последний содержит норму, по которой правительство РФ при утверждении ГОЗ может устанавливать размер авансовых платежей по государственному контракту.

В проекте правительственного заключения министерство отмечает также, что в апреле текущего года было подписано правительственное постановление, корректирующее или приостанавливающее действие различных нормативных правовых актов в условиях пандемии коронавирусной инфекции. Одно из положений этого документа позволяет в 2020 году увеличивать предельный размер авансовых платежей по госконтрактам (любым, а не только с предприятиями ОПК – ИФ) до 50%.

«Предприятия и компании, занимающиеся поставкой товаров, выполнением работ и оказанием услуг для госнужд, смогут получить в качестве аванса до 50% от цены контракта», – говорилось в сообщении на сайте правительства.

Кроме того, в апреле текущего года были приняты поправки к закону «О контрактной системе» (44-ФЗ). Одна из новых норм этого закона предполагает возможность выплаты аванса в размере более 30% от цены контракта.

Но при этом оговаривается, что размер обеспечения исполнения контракта должен соответствовать размеру аванса – за исключением случаев, когда контракт находится на казначейском сопровождении (размер обеспечения составляет до 10%).

Читайте также:  Как правильно зарегистрировать ИП по доверенности?

Более того, размер обеспечения контракта при казначейском сопровождении аванса уменьшается и исчисляется от цены контракта, уменьшенной на размер такого аванса.

Ранее вопрос увеличения авансирования по госконтрактам до 50% от цены контракта поднимался Минпромторгом в отношении закупок продукции российской промышленности, включая гражданскую продукцию предприятий оборонно-промышленного комплекса. После начала пандемии коронавирусной инфекции и введения в РФ режима самоизоляции стали говорить об увеличении авансирования по всем госзакупкам.

Системный оператор опубликовал предварительный перечень проектов модернизации на 2022-2024 годы | Министерство энергетики

В соответствии с Регламентом проведения отбора проектов модернизации генерирующего оборудования тепловых электростанций (Приложение № 19.3.1 к Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка) Системный оператор опубликовал предварительный перечень проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций на 2022 – 2024 годы.

Прием ценовых заявок для участия в отборе проектов модернизации (КОММод) на 2022 – 2024 годы осуществлялся в период с 1 по 2 апреля 2019 г.

В указанный период подано 127 ценовых заявок (в т.ч. на 2022 год – 45 заявок, на 2023 год – 37 заявок, на 2024 год – 45 заявок) 28 участниками отбора в отношении 64 электростанций. В отношении 35 условных ГТП, допущенных к отбору, ценовые заявки не поданы либо заявлен отказ от оформления заявки.

Сводные по ценовым зонам данные о количестве и установленной мощности генерирующих объектов, в отношении которых поданы ценовые заявки для участия в КОММод на 2022-2024 годы, с разбивкой по типам проектов модернизации (модернизация турбинного и (или) котельного оборудования), опубликованы на специализированном технологическом сайте «Конкурентный отбор мощности (отбор проектов модернизации)».

В Предварительный перечень проектов и генерирующих объектов, подлежащих отбору в КОММод на 2022 – 2024 годы, включено 30 проектов (из 127 заявленных) суммарной установленной мощностью 8610 МВт, в т.ч.:

на 2022 год:

  • в 1 ценовой зоне – 5 проектов суммарной установленной мощностью 1660 МВт;
  • во 2 ценовой зоне – 3 проекта суммарной установленной мощностью 504 МВт;

на 2023 год:

  • в 1 ценовой зоне – 7 проектов суммарной установленной мощностью 3006 МВт;
  • во 2 ценовой зоне – 4 проекта суммарной установленной мощностью 635 МВт;

на 2024 год:

  • в 1 ценовой зоне – 6 проектов суммарной установленной мощностью 2185 МВт;
  • во 2 ценовой зоне – 5 проекта суммарной установленной мощностью 620 МВт.

Диапазон изменения коэффициента эффективности отобранных генерирующих объектов – показателя, по которому осуществлялся отбор проектов модернизации, и характеризующего уровень одноставочной цены на электрическую энергию в период поставки, составил:

  • в 1 ценовой зоне – от 1600 до 1782,77;
  • во 2 ценовой зоне – от 1640,13 до 2227,07.

В соответствии с требованиями Правил оптового рынка предварительный график реализации мероприятий по модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций, сформированный по результатам отбора на 2022 – 2024 год с учетом оценки возможности одновременной реализации включенных в него мероприятий, будет опубликован на специализированном технологическом сайте «Конкурентный отбор мощности (отбор проектов модернизации)» и представлен в Минэнерго России не позднее 30 апреля 2019 года.

Экспертный совет Госдумы предложил ввести квоты на закупку гражданской продукции ОПК для нацпроектов

18.07.2019

Обязательные квоты при государственных закупках гражданской продукции предприятий ОПК в рамках национальных проектов должны стать действенным механизмом поддержки отечественной промышленности.

В этом убеждены представители экспертного совета по развитию электронной и радиоэлектронной промышленности при комитете Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству.

Заседание совета под руководством члена Бюро Лиги содействия оборонным предприятиям, индустриального директора радиоэлектронного кластера Ростеха Сергея Сахненко и при поддержке Координационного совета разработчиков и производителей радиоэлектронной аппаратуры, электронной компонентной базы и продукции машиностроения Союза машиностроителей России состоялось на площадке Научно-производственного предприятия «Торий» (входит в холдинг «Росэлектроника» ГК «Ростех»). Сформированный членами совета проект постановления в ближайшее время будет отправлен на рассмотрение в Правительство РФ.

Ранее в Министерстве промышленности и торговли сообщали, что радиоэлектронный комплекс России существенно сократил разрыв с мировыми технологическими лидерами. Объемы отрасли увеличились в 5 раз и в 2018 году составили 1 трлн рублей, пятикратно увеличен экспорт, освоены новые компетенции и номенклатурные позиции.

Тем не менее, для наращивания выпуска гражданской продукции и массового выхода на внешние рынки необходимы новые механизмы стимулирования промышленности. В частности, утверждение квот по закупке гражданской продукции предприятий оборонно-промышленного комплекса в рамках нацпроектов.

Такие меры дадут импульс развития внутреннему рынку и предопределят рост экспортной базы.

«Эксперты отрасли считают, что выход на новые рынки, а тем более на рынки будущего (технологии 5G, нейросети, искусственный интеллект), возможен только при условии завоевания нами твердых позиций на традиционных внутренних рынках. Без изменений в нормативном поле – это сделать невозможно», — подчеркнул Сергей Сахненко.

Ранее на расширенном заседании Бюро Союза машиностроителей России и Бюро Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» по вопросам диверсификации ОПК на предприятиях радиоэлектронной промышленности первый заместитель председателя Союза машиностроителей России, президент Лиги содействия оборонным предприятиям Владимир Гутенев отмечал: «Отечественные производители радиоэлектроники должны иметь преимущества. Мы также готовы поддержать и проработать законодательную инициативу о приоритетности закупок отечественных разработок. Действительно, необходимо помочь нашим производителям на первых порах для выхода на рынок и его завоевания, создав специальные условия для промышленности».

Экспертный совет активно участвует в подготовке нормативно-правовых актов и предложений по увеличению спроса на отечественную продукцию радиоэлектронного комплекса, от которых будет зависеть масштаб участия отрасли в национальных проектах.

Так, к 1 сентября 2019 года будет сформирован и вступит в действие единый реестр отечественного электронного оборудования, который должен стать обязательным при закупках для государственных и муниципальных нужд.

Аналогичный подход предлагается реализовать и в отношении закупок по 223-ФЗ.

Практика предоставления преференций собственным производителям не нова, отметила президент Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов Светлана Аппалонова. Ее до сих пор используют мировые-гиганты радиоэлектроники — США, Китай, Япония.

Перед доминированием на внешних рынках страны активно развивали потенциал рынков внутренних. Отечественные компании они поддерживали созданием заточенных под их разработки технических стандартов, регламентов, облегченным налогообложением, нередко и прямыми ограничениями в адрес иностранных конкурентов.

Все эти меры проводились в рамках долгосрочной стратегии развития отрасли.

Экспертный совет активно участвует в обсуждении отраслевой стратегии, которая в настоящее время находится на этапе доработки в Министерстве промышленности и торговли РФ, и в ближайшее время будет внесена на рассмотрение в Правительство.

Заместитель директора Департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга Андрей Исаев поддержал вовлеченность Союза машиностроителей России в процесс разработки документа.

В дальнейшем на площадке Союза запланировано обсуждение ряда пунктов разрабатываемой стратегии. В частности, эксперты отмечают необходимость создания производственно-технологических консорциумов, которые объединят всех участников жизненного цикла конкретного продукта.

Это позволит создать матрицу отраслевых проектов, определить наиболее приоритетные и осуществить их точечное финансирование.

«Без дизайн-центров в области микроэлектроники говорить об импортозамещении или даже об импортонезависимости просто невозможно. Сегодняшнее количество реальных дизайн-центров в области микроэлектроники ничтожно мало.

А между тем, по оценкам экспертов, потребности в ключевых компонентах электроники в России порядка 2000 наименований в год, а удовлетворяются они всего лишь на 10%», — заключил заместитель генерального директора по развитию ЗАО «НТЦ «Модуль» Алексей Мохнаткин.

Консолидированные экспертные мнения и предложения будут проанализированы, доработаны и направлены на рассмотрение в рабочую группу Госсовета РФ по направлению «Промышленность», профильные ФОИВы, а также коллегию Военно-промышленной комиссии РФ.

Также в рамках заседания Экспертный совет утвердил свой новый состав, а его председатель Сергей Сахненко вместе с заместителем исполнительного директора Союза машиностроителей России Натальей Поповой поздравил сотрудников НПП «Торий» с 60-летием предприятия. Ответственный секретарь совета Арсений Брыкин сообщил о текущих вопросах деятельности коллегиального органа, в частности рассказав о работе экспертов в рамках Международного военно-технического форума «Армия-2019».

Читайте также:  Новый законопроект о такси: больше требований и ответственности

Основные изменения участия в закупках в 2022 году

В начале июля 2021 года были приняты поправки в закон о контрактной системе (44-ФЗ) и в закон о закупках отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ). Все подробности читайте здесь >>>

Начиная с 1 января 2022г. законодатели вносят существенные изменения в порядок проведения закупочных процедур и участия в них. Участникам закупок уже сейчас необходимо подготовиться к участию в процедурах в соответствии с новыми правилами.

Что изменится в закупках после вступления в силу оптимизационных изменений 44-ФЗ

(для подробного просмотра нажмите на крестик):

Сокращение конкурентных способов закупок и изменения «внутри» самих процедур
В правовых источниках отмечено, что, когда начнёт действовать новый закон о контрактной системе, останется только 3 процедуры. В реальности со всеми «подвидами» закупок процедур гораздо больше. С 2022 года способ закупки «запрос предложений», а также такие «подвиды» способов закупок, как конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, перестанут существовать. Эти изменения внесены Законом № 360-ФЗ.

Приводим сравнительную таблицу существующих способов закупок и тех способов, которые предусмотрены с начала 2022 года.

Процедуры до 31.12.2021 г. Процедуры с 01.01. 2022 г.
  • Конкурентные закупки
  • Неконкурентные закупки (закупка у единственного поставщика)
  • Конкурентные закупки
  • Неконкурентные закупки (закупка у единственного поставщика)
Конкурентные:

  1. Аукцион:
    • электронный аукцион
    • закрытый аукцион​
  2. Конкурс:
    • открытый конкурс
    • конкурс с ограниченным участием
    • двухэтапный конкурс
    • закрытый конкурс
    • закрытый конкурс с ограниченным участием
    • закрытый двухэтапный конкурс
  3. Запрос котировок
  4. Запрос предложений
Конкурентные:

  1. Аукцион:
    • электронный аукцион
    • закрытый аукцион
    • закрытый аукцион в электронной форме
  2. Конкурс:
    • открытый конкурс в электронной форме
    • закрытый конкурс
    • закрытый конкурс в электронной форме
  3. Запрос котировок в электронной форме

Как видно из таблицы, с 2022 года способ закупки «запрос предложений», а также такие «подвиды» способов закупок, как конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, перестанут существовать. Эти изменения внесены Законом № 360-ФЗ.

Сравнение действующих требований к проведению и участию в эл.аукционе с новым положением с 2022г.

Кроме изменений количества способов закупок предусмотрены и нововведения внутри самих процедур. Рассмотрим их на примере электронного аукциона.

В настоящее время С 01.01.2022 г.
Структура заявки на участие Состоит из двух частей Единая форма заявки без разделения на части
Указание наименования страны происхождения товара Наименование страны происхождения товара включается в первую часть заявки Наименование страны происхождения товара с учетом классификатора стран мира включается в заявку
Декларирование принадлежности к СМП, СОНКО Требуется в составе второй части заявки продекларировать принадлежность к СМП, СОНКО (при наличии преимуществ участия для СМП, СОНКО) В составе заявки не требуется декларирования принадлежности к СМП
Основания для отклонения заявки При установлении запрета на поставку иностранных ТРУ заявки направляются на рассмотрение заказчику, в том числе те заявки, которые содержат предложение о поставке иностранных ТРУ. Автоматическое отклонение не предусмотрено Заявка будет автоматически отклонена оператором электронной площадки, если установлен запрет на поставку иностранных ТРУ, а участник предлагает иностранные ТРУ (с использованием классификатора стран мира указана иностранная страна (страны) происхождения товара)
Причина отклонения заявки, связанная с обеспечением заявки Отсутствие основания для отклонения заявки при несоответствии банковской гарантии требованиям ст. 45 Закона № 44-ФЗ Несоответствие независимой гарантии, предоставленной в качестве ОЗ, требованиям ст. 45 Закона № 44-ФЗ
Сроки внесения изменений в извещение Не позже чем за 2 рабочих дня до окончания срока подачи заявок Не позже чем за один рабочий день до окончания срока подачи заявок
Продление срока подачи заявок на участие в электронном аукционе при внесении изменений До окончания срока подачи заявок должно оставаться:

  • не менее 15 дней, если НМЦК превышает 300 млн руб. 
  • не менее 7 дней, если НМЦК не превышает 300 млн руб. либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает 2 млрд руб.
До окончания срока подачи заявок должно оставаться:

  • не менее 7 дней, если НМЦК превышает 300 млн руб.
  • не менее 3 дней, если НМЦК не превышает 300 млн руб. либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает 2 млрд руб.
Начало проведения торгов Днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ проектной документации проводится через 4 часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе Электронный аукцион проводится через 2 часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке
Участие в торгах: время для подачи ценового предложения 10 минут 4 минуты
Общее время для проведения торговой сессии Неограниченно 5 часов с момента начала торгов

Структурные изменениями в сфере закупок
Сейчас извещения и документация закупок проводятся по всем видам процедур, кроме запроса котировок. С 1 января 2022 г. предусмотрено только извещение о закупке со стандартными требованиями и условиями. Но извещение в виде обязательных условий всё равно включает документацию.
Нужно включить следующие документы:

  • Обоснование НМЦК с информацией о валюте.
  • Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по её заполнению. Не разрешается устанавливать требования, ограничивающие количество участников закупки.
  • Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах по настоящему ФЗ.
  • Проект контракта.

Только для закрытых закупок предусмотрена документация о закупке в стандартном виде.
С начала 2022 г. на всех этапах проведения закупки будет применяться электронный документооборот (ЭДО). Серьёзные изменения начались уже в 2021-ом, но на некоторых этапах проведения закупки использование ЭДО необязательно.

Сейчас электронные документы применяются в тестовом режиме. Например, с 5 июля 2021-го участник может направить жалобу в электронном виде, используя новый функционал личного кабинета ЕИС.
Все стадии закупок с 2022г.

планируется оформлять в электронном виде, включая оплату по контрактам, которая будет проводиться по электронным актам в ЕИС, подписанным с 2-х сторон.

Сокращение сроков оплаты по контрактам
Сейчас при закупке на общих основаниях, в которой участвуют все поставщики, независимо от категории организации, оплата по контракту, т. е. после подписания закрывающих документов, осуществляется в течение 30-ти календарных дней.

Если закупка проводилась по особым требованиям ст. 30 44-ФЗ для СМП и СОНКО, оплата осуществляется в течение 15-ти рабочих дней.

  • С 1 января 2022г. сроки оплаты по контрактам сократятся:
  • 10 дней – закупка для СМП и СОНКО;
    15 дней – закупка для иных участников.
  • С 2023 г. предусмотрен еще более короткий срок оплаты:
  • 7 дней – закупка для СМП и СОНКО;
    10 дней – закупка для иных участников.

Если поставщик нарушит обязательства, заказчики смогут уменьшать сумму оплаты на размер штрафа. Но условие об этом должно быть обязательно включено в контракт.

Увеличение доли закупок среди МСП
Увеличится доля закупок, проводимых среди СОНКО (44-ФЗ) и СМП (223-ФЗ), с 15% до 25% от общего объёма закупок. В дальнейшем доля закупок среди СМП и СОНКО (44-ФЗ) и среди МСП (223-ФЗ )будет расти.

Произойдет увеличение доли (процента) закупок, которые проводятся среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций с 15% до 25% от совокупного объема закупок. В дальнейшем запланирована еще большая доля закупок среди СМП и СОНКО (44-ФЗ) и среди МСП в соответствии с 223-ФЗ.

Новые виды обеспечения закупок
C 1 января 2022г. заказчик будет обязан установить в извещении требование о необходимости предоставить обеспечение заявки на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 млн до 3 млн руб. Обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн руб. Сейчас у заказчиков нет обязанности требовать обеспечение заявки в запросе котировок.

Читайте также:  Какой код ОКВЭД подходит для информационно-консультационных услуг?

Также появится новая форма обеспечения в виде независимой гарантии. Сейчас участники предоставляют обеспечение в виде банковской гарантии или денежных средств, которые необходимо перечислить на счет заказчика до подписания контракта. В отдельных случаях для СМП и СОНКО при выполнении условия наличия опыта обеспечение исполнения контракта можно не предоставлять.

В 2022 году участники закупок смогут приобретать независимые гарантии в государственной корпорации «ВЭБ РФ», также можно получить такую гарантию у региональных гарантийных организаций. Участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогут предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.

В закупках на заключение контрактов жизненного цикла появится раздельное предоставление обеспечения. При заключении контракта поставщикам необходимо будет предоставлять обеспечение на поставку товаров, а после того как поставка состоялась — обеспечение на последующее обслуживание. В контракте будет прописана стоимость каждого из этапов отдельно.

Также вводится понятие «этап исполнения контракта». Минфин разъяснил, что цель поправок – сделать обеспечение исполнения контрактов жизненного цикла более доступным для участников.

Новые требования по ст. 31 44-ФЗ
Если при применении конкурентных способов НМЦК цена контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет 20 млн руб. и более, заказчик, за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 44-ФЗ, устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пени), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее 20% НМЦК.

Исключение информации об участниках из открытого доступа
Из открытого доступа в 2022г. исключат сведения по зарегистрированным в ЕРУЗ участникам закупок.

Изменения в основаниях возврата заявки участнику
Оператор может отклонить заявку:

Если заказчик запретил доставку иностранных ТРУ, а участник указал в заявке иностранное государство с использованием классификатора стран мира.
Если закупка проводится для СМП, СОНКО, а участник не относится к СМП. Участник декларирует свою принадлежность только к СОНКО, а статус СМП определяется автоматически.

К. Долгов: Для поддержки ОПК и его диверсификации необходимо внесение поправок, предлагаемых Советом Федерации, в законы о госзакупках, о промышленной политике и в целый ряд других законов

Сенаторы предложили на два года наделить госзаказчика
правом закупать товары у предприятий из реестра ОПК как у единственного
поставщика. Профильные ведомства разошлись в оценке законопроекта.

На площадке РБК прошло многовекторное обсуждение данной
проблемы и путей ее решения.

ФАС и Минпромторг занимают противоположные позиции в отношении разработанного группой сенаторов проекта изменений к закону «О контрактной
системе».

Поправки предлагают наделить государственного и муниципального заказчика с 1 июля 2020 года по 1 июля 2022 года правом
заключать контракт с организацией из реестра оборонно-промышленного комплекса
(ОПК) как с единственным поставщиком. По данным Минпромторга, сегодня в сводный
реестр организаций ОПК включено около 1300 организаций. Предполагается, что
закон вступит в силу 1 июля.

Законопроект
направлен президенту по решению Совета Думы в соответствие с регламентом.

Документ
был внесен в Госдуму 13 марта, но еще не рассматривался нижней палатой
парламента.

Речь идет о закупке у предприятий ОПК высокотехнологичной
гражданской продукции, пояснил один из авторов законопроекта, сенаторКонстантин Долгов.

Основная цель
законопроекта — это создание дополнительных возможностей для ускорения
диверсификации предприятий ОПК, учитывая установки, которые дал Президент
России.

В пояснительной записке к документу указано, что ОПК в рамках осуществления
мероприятий по диверсификации не сможет «в краткосрочной перспективе
осуществить переход на выпуск гражданской продукции» и нуждается в поддержке. А закон о контрактной системе не обязывает госзаказчика закупать гражданскую
продукцию у оборонных предприятий, говорится в записке.

К. Долгов подчеркнул, что поправки не предлагают введение запрета на закупку зарубежных товаров (кроме тех, на которые уже распространяется запрет по другим федеральным законам). «Наши
инициативы направлены на расширение возможности для закупок у российских производителей», —
отметил парламентарий.

«Федеральная
антимонопольная служба не поддерживает данный законопроект», — заявил заместитель
руководителя ФАС Михаил Евраев.

«Мы
против внесения таких поправок, поскольку непонятно, почему одни отечественные
предприятия должны иметь приоритет по закупкам в ущерб другим отечественным
предприятиям. Отдельные вопросы вызывают стоимость и качество предлагаемой без
конкурентных процедур продукции», — подчеркнул заместитель главы
Федеральной антимонопольной службы.

  • Минпромторг,
    напротив, «концептуально поддерживает» разработанные сенаторами поправки к 44-ФЗ, отметив, что установление механизмов, предусмотренных законопроектом,
    позволит создать стимулы для интенсификации выпуска продукции гражданского
    назначения.
  • В министерстве уверены, что возможность осуществления закупок товаров у организаций ОПК без проведения конкурентных процедур будет способствовать более
    четкому планированию этими предприятиями процесса производства гражданской
    продукции.
  • Это
    также поспособствует выделению денежных средств на обеспечение
    научно-технического задела и создаст долговременный механизм развития
    российского производства в целях стимулирования уровня экономического роста на отдельных отраслевых рынках, подытожили представители Минпромторга.

Преимущество
работы с единственным поставщиком для заказчика заключается в том, что это
существенно упрощает процедуру закупки и ускоряет ее, пояснила директор
Института управления закупками и продажами им. Соловьева НИУ ВШЭ Наталья Маслова. Кроме того, снижаются
риски нарушения законодательства, добавила она.

Однако
такой подход противоречит принципам контрактной системы, которые сводятся к тому, чтобы развивать конкуренцию, обеспечивать и расширять возможности доступа
участников рынка, подчеркнула эксперт.

По словам Н. Масловой, важно также
понимать, каким образом будет сформирован перечень товаров, которые можно будет
таким образом закупить.

«Одно дело, если речь идет о закупке продукции, которая
не представлена на функционирующем рынке, например, о новых разработках.

Тогда
мы исключаем случаи, когда заказчики вынуждены проводить бесполезную
конкурентную процедуру, потому что в любом случае производитель данной
категории товара всего один», — объяснила она.

Если же
речь идет о гражданской продукции, которая широко представлена на рынке, то возможности остальных участников, которым сейчас весьма нелегко, будут
существенно ограничены, уверена эксперт. Некоторые компании, для которых
возможность продажи определенной продукции связана с тендерами, автоматически
лишатся выхода на рынок, говорит эксперт.

«Кроме
того, не совсем понятно, почему организации ОПК не могут конкурировать, как другие
участники рынка, например, предлагая продукцию лучшего качества по лучшей
цене», — отметила Н. Маслова.

Предлагаемые
меры поддержки ОПК довольно простые, но как раз в таких простых решениях и заключается опасность, считает директор Института повышения конкурентоспособности
Алексей Ульянов.

«Она
заключается в том, что при заключении контракта с единым поставщиком на большие
суммы могут возникнуть коррупционные риски», — пояснил он. По словам
эксперта, формула с единым поставщиком хороша, но для небольших тендеров.

Кроме
того, непонятно, как предполагается регулировать ценообразование, добавил А. Ульянов. «Потому что пока все‑таки
сам рынок регулирует этот вопрос», — подытожил эксперт.

Предлагаемый
членами Совета Федерации законопроект — это одна из комплекса мер по поддержке ОПК. Ранее группа сенаторов внесла в Государственную Думу другие
поправки в закон о госзакупках. Они подразумевают предоставление преимущества в отношении цены контракта при осуществлении закупок всех товаров, произведенных
в странах ЕАЭС, в размере 15%.

Помимо
поправок к закону о госзакупках в нижнюю палату парламента внесен законопроект
об изменениях закона «О банках и банковской деятельности».

Он дает полномочия Правительству
утверждать перечень ключевых показателей эффективности для государственных
кредитных учреждений.

Речь идет, в том числе, об объемах текущего
финансирования оборотных активов и инвестиций, предоставленных предприятиям из реестра организаций ОПК на производство гражданской продукции.

Парламентарии
также предлагали внести изменения в закон «О промышленной политике в Российской
Федерации», которые предусматривают утверждение перечня ключевых показателей
эффективности для организаций ОПК. По их мнению, темпы роста диверсификации
оборонно-промышленного комплекса зависят от мотивирующей системы для
менеджмента предприятий ОПК.

Еще
один внесенный в Государственную Думу законопроект, касающийся изменений закона
«О промышленной политике», предлагает Правительству ежегодно утверждать план
объема и список гражданской продукции, которую станут выпускать предприятия ОПК
в рамках программы диверсификации.

Сенатор
Константин Долгов отметил в разговоре с РБК, что этими предложениями инициативы Совета Федерации по поддержке ОПК не ограничиваются и парламентарии уже «прорабатывают
дополнительные шаги».

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *