Что такое редукцион в закупках по 44-ФЗ и по 223-ФЗ

В знаменитой книге Ильфа и Петрова «12 стульев» главные герои пытались купить вожделенный стул на аукционе. Суть происходящего заключалась в поочередном повышении участниками цены на приобретаемый лот. Кто предложил больше остальных, тот и выиграл.

Эту схему подтверждает и ст. 447 ГК РФ. Но 44-ФЗ в это же слово вложил несколько иной смысл: победителем признается поставщик, который предложил наименьшую цену, хотя обычно такая процедура носит название редукцион.

Речь идет о закупке, в которой побеждает тот, кто предложит наименьшую цену.

Заказчики проводят открытые и закрытые закупки. В первом случае организация сообщает о проведении заказа неограниченному кругу лиц, а во втором участвуют только определенные поставщики. Есть два способа проведения: электронный редукцион и «живая» процедура. Электронные торги проходят на электронных торговых площадках. Порядок их проведения таков:

  1. Размещение заказчиком извещения и документации на ЭТП.
  2. Подача заявок аккредитованными участниками с ЭЦП. Каждой заявке присваивается номер.
  3. Оценка поданных заявок комиссией заказчика на соответствие требованиям документации.
  4. Подача ценовых предложений допущенными участниками.
  5. Формирование заказчиком итогового протокола, согласно которому он принимает решение о заключении договора с исполнителем.

Что такое редукцион в закупках по 44-ФЗ и по 223-ФЗ

Если такой аукцион наоборот проводится «вживую», поставщики собираются в назначенном месте. Каждый получает номер, с которым делает предложения для переторжки, то есть изменения своей цены.

После объявления ведущим максимальной цены и шага участники делают ставки, поднимая транспаранты. Ведущий позволяет каждому высказать свое предложение с учетом очереди поднятия транспарантов.

Процесс завершается, когда остается один поставщик, предложивший самую низкую сумму.

Отличие редукциона от других процедур

Пожалуй, это самый частый вопрос на эту тему. Вот ключевое отличие редукциона и аукциона в предпринимательской практике: аукцион — это торги на повышение, а редукцион — на понижение.

Но законодатель, когда принимал закон «О федеральной контрактной системе», в тексте стал использовать термин «аукцион», а торги определил проводить на понижение.

То есть по логике предпринимательского права госзаказчики проводят редукционные процедуры.

Помимо аукционных, заказчики проводят конкурсные конкурентные процедуры. Чем отличаются конкурсы от редукционов и аукционов: победителем конкурса становится тот участник, который предложил наилучшие условия исполнения контракта или договора.

Конкурсная комиссия внимательно изучает и оценивает все предложения. У торгов на понижение иной критерий победы — цена.

Победителем закупки признают участника, предложившего наименьшую цену по условиям, полностью соответствующим аукционной или редукционной документации.

А вот что такое редукцион в закупках по 223-ФЗ: это обратный аукцион. Заказчики, работающие по нормам 223-ФЗ, вправе закупать подобным образом при условии включения редукционного способа в их Положение о закупках. Таким образом, схема проведения этих тендеров идентичная, просто одна применяется в госзаказе и носит название «аукцион», а вторая, обратная процедура — в закупках по 223-ФЗ.

Что такое редукцион в закупках по 44-ФЗ и по 223-ФЗ

Наглядно, что такое редукцион в закупках в электронной форме по закону №223 на примере технической документации заказчика.

Что такое редукцион в закупках по 44-ФЗ и по 223-ФЗ

Но это не все, чем отличается аукцион от редукциона: разница заключается еще и в том, что понятие редукциона не закреплено законодательно. И так как процедура не регулируется ст.

447–449 ГК РФ, она не является торгами. К заказчику не предъявляются требования о сроках размещения извещения и принятия заявок.

Также он освобождается от обязанности заключать контракт с победителем, если это предусмотрено документацией.

Практика проведения редукциона

Закупки со снижением стоимости проводят гораздо реже, чем торги на повышение.

Электронный редукцион — это вид аукциона, доступный для заказчиков в Единой информационной системе и на различных электронных торговых площадках.

Так, в июле 2019 года на официальном сайте ЕИС общее количество редукционов составляло более 3200, причем для подачи заявок открыты лишь 10 госзакупок, у самой дорогой из них сумма контракта более 4 млн рублей.

Для сравнения, в этом же периоде у участников была возможность принять участие более чем в 50 000 аукционных заказах (без учета закрытых процедур). Максимальная же стоимость контракта одной из госзакупок здесь составляет более 5,9 млрд рублей.

Компаний, которые используют редукционные торги, немного. Среди них, например, ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов», Банк ВТБ (ПАО), ФГУП «Почта России», ОАО «Росагролизинг», МУП «Ритуал».

Как показывает практика (по данным сайта ЕИС), эти тендеры часто признают несостоявшимися, потому что подана одна заявка либо участников нет совсем.

Редукцион в государственных закупках 2022 г

Что такое редукцион в закупках по 44-ФЗ и по 223-ФЗ

Содержание

1. Аукцион или редукцион?2. Редукцион в электронной форме3. Редукцион как вид аукциона

       Из фильмов и книг мы знаем, что смысл проводимых аукционов в постепенном повышении цены на очередной предлагаемый организаторами процедуры лот. Выигрывает аукцион участник, предложивший самую большую сумму.

  Хотите выиграть в запросе котировок?

            Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!

  Выиграть котировку

1. Аукцион или редукцион?

Такой же смысл несет понятие «аукцион» и в статье 447 Гражданского Кодекса.

Однако авторы 44-ФЗ «аукционом» назвали торги с противоположным финалом, где победителем становится участник, назвавший минимальную цену.

Изначально подобная процедура называлась (и, в общем-то, в компетентных кругах продолжает называться) «редукцион», т.е., торги, в которых победитель называет самую маленькую цену из предложенных.

Редукционы могут быть открытыми, когда организатор делает уведомление для неограниченного количества участников, и закрытыми, в которых участвуют только избранные заказчиком поставщики.

2. Редукцион в электронной форме

Данная торговая процедура может проводиться на ЭТП, либо при личном участии всех претендентов.

В первом случае, все этапы торгов проходят на ЭТП, во втором, после размещения организаторами на ЭТП извещения о проведении редукциона в открытой форме и проектной документации к нему, происходит приемка заявок участников, получивших аккредитацию на этой ЭТП, каждая заявка получает свой номер.

Далее участники собираются в условленном месте и начинают процесс переторжки.

Организатор объявляет максимальную цену и шаг, участники начинают по очереди делать ставки при помощи транспарантов. В конце торгов остается только один участник, предложивший минимальную цену.

Хотите гарантированно побеждать в тендерах?

         Отправьте запрос и получите в распоряжение целый штат экспертов с оплатой за результат!

Выиграть в тендере

3. Редукцион как вид аукциона

Традиционно аукционом всегда считалась процедура торгов на повышение, редукционом, соответственно, наоборот, на понижение. Но мудрые авторы закона о контрактной системе решили порвать шаблон и назвали торги на понижение аукционом, хотя с точки зрения международного предпринимательского сообщества государственные заказчики на самом деле проводят редукционы.

Беда в том, что в 44-ФЗ понятие «редукцион» вообще не употребляется, а стало быть, в правовом поле не существует, и процедуру эту торгами считать нельзя.

Следовательно, организаторы редукционов не обязаны выполнять законодательные нормы касаемо сроков размещения извещения и принятия заявок, могут не заключать контракт с победителем торгов, если предварительно пропишут такое допущение в проектной документации.

Редукционы – редкие гости в мире государственных контрактов.

Если сравнить количество зарегистрированных на июнь 2019 года в ЕИС редукционов и аукционов, то первых было чуть более трех тысяч, а вторых – более пятидесяти тысяч.

При этом только 10 редукционов были открыты для подачи заявок, и самая высокая цена составляла чуть более четырех миллионов рублей. Для сравнения: максимальная стоимость аукционных торгов была около шести миллиардов.

Очень немногие отечественные государственные заказчики используют на торгах такую форму как редукцион, например, Банк ВТБ (ПАО), ФГУП «Почта России», МУП «Ритуал». Как правило, тендеры, проводимые в формате редукциона обычно признаются несостоявшимися, по причине отсутствия участников.

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства.

Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера.

Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Обратно к списку

Редукцион в госзакупках: понятие, особенности и процедура проведения

Здравствуйте, уважаемые читатели онлайн школы «Азбука тендеров»! Тему, которую мы раскроем в данной статье, нельзя назвать сложной. Однако, от  этого менее важной она не становится. Не все знают, что такое редукцион, ведь этого термина нет в 44-ФЗ и 223-ФЗ. Рассмотрим особенности данной процедуры, виды и порядок ее проведения.

Понятие редукциона в закупках

Каждый человек, даже не связанный с госзакупками, в той или иной мере знает, что такое аукцион. Эта процедура часто встречается нам на экранах телевизора и на страницах литературных произведений. Некоторое количество людей находится в специальном помещении, в руках у них таблички с номерами.

За трибуной стоит ведущий, который выкрикивает наименование лота в ожидании предложения лучшей цены. Участники процесса, поочередно поднимая таблички, показывают, что готовы поднять цену на заранее оговоренную сумму (шаг аукциона).

  Ведущий считает до трех, и после слов «продано» (а также обязательного удара молотком о поверхность трибуны) лот отходит последнему участнику, предложившему самую высокую цену. Это и есть аукцион.

Схема повышения цены описана в ст.447 Гражданского кодекса РФ.

Но 44-ФЗ понимает под аукционом процедуру, при которой сведения о закупке сообщаются заказчиком неограниченному кругу лиц посредством направления и размещения извещения и документации о закупке на сайте Единой информационной системы (zakupki.gov.ru).

При этом к участникам предъявляются единые и дополнительные требования. Победителем становится участник, предложивший наименьшую цену. По сути, этот процесс называется редукционом.

Виды редукциона

  • Редукцион – вид закупки, при которой победителем признается тот, кто предложит наименьшую цену. Названный вид торгов делится на две категории:
  • Открытый – когда информация о проведении сообщается заказчиком неограниченному количеству лиц;
  • Закрытый – поучаствовать могут не все поставщики, а только те, которые получили от заказчика приглашение на участие.
  • По способу проведения редукцион бывает:
  • В электронной форме – это значит, что все этапы данного вида закупки будут проводиться на электронной торговой площадке (ЭТП).
  • Порядок проведения открытого редукциона в электронной форме:
  • Принять участие вправе лица, зарегистрированные на сайте ЕИС, аккредитованные на ЭТП, имеющие усиленную электронную подпись;
  • Проводится на ЭТП в сроки, указанные в извещении. Извещение должно быть доступно всем участникам не менее чем за 5 дней до конца приема предложений. Указываются реквизиты заказчика, описание объекта закупки, начальная цена, сроки принятия заявок и проведения торгов;
  • Заявки, поданные участниками, должны соответствовать требованиям закупочной документации. Обязательным требованием является согласие на условия будущего договора. В противном случае заказчик имеет право отклонить заявку;
  • После подачи предложений заказчик рассматривает и оценивает заявки на соответствие. Торги признаются несостоявшимися, если была подана только одна заявка. Побеждает единственный участник, если его заявка соответствует требованиям закупочной документации;
  • Проводится путем понижения цены контракта;
  • Стоимость закупки понижается на «шаг», значения которого составляют от 0,5% до 5% от НМЦК);
  • Предложение можно подать независимо от «шага», если соблюдены требования ч. 9 ст.68 44-ФЗ;
  • Предложения о цене должны подаваться в строго установленные сроки согласно ч.11 ст.68 44-ФЗ;
  • Оператором ЭТП будут отклонены предложения о цене, не соответствующие требованиям ст.68 44-ФЗ;
  • Протокол проведения размещается на ЭТП в сроки, предусмотренные ч.18 ст.68, 44-ФЗ;
  • В конце заказчиком формируется итоговый протокол для заключения договора с победителем. Указывается хронометраж торгов, наименование всех участников, победитель и его цена. Размещается на ЭТП.
  • Если победивший участник отказывается от контракта, то заказчик вправе заключить его с лицом, занявшим второе место.
Читайте также:  Как подать корректировку декларации по УСН с неверным ОКТМО?

«Вживую» — участники собираются в заранее указанном месте. Им выдаются номера, с помощью которых они будут вносить окончательные ценовые предложения. Когда процедура начинается, участники предлагают цену, поднимая таблички. Побеждает последний человек, предложивший самую низкую цену.

  1. По степени сложности редукцион бывает усложненный и базовый.
  2. Схема усложненного редукциона:
  3. Публикация – прием заявок – рассмотрение первых частей заявок – торги – рассмотрение вторых частей заявок – объявление результатов.
  4. Схема базового редукциона:
  5. Публикация – прием заявок – рассмотрение – торги – объявление результатов.
  6. Как мы видим из схем при базовой разновидности перед проведением торгов рассмотрение первых и вторых частей заявок происходит одновременно.

Обеспечение заявок при редукционе

Участник заранее должен побеспокоиться о сумме, необходимой для обеспечения заявки, на своем спецсчете (с 01.10.2018 г. нужно обязательно иметь такой счет для участия в госзакупках);

Денежная сумма блокируется на спецсчете банком, а после прохождения мероприятия средства возвращаются участникам путем разблокирования в течение не более чем одного рабочего дня в соответствии с ч.8 ст.44 44-ФЗ.

Отличие редукциона от аукциона

Из сказанного мы можем сделать вывод об отличии редукциона от аукциона. Попросту говоря, аукцион – это торги на повышение цены, а редукцион – на понижение. Но в 44-ФЗ принят термин «аукцион», который принято проводить на понижение. На самом же деле заказчики проводят редукционы.

Заказчикам, которые организовывают закупки по 223-ФЗ, разрешено использовать нестандартные способы закупки, т.е. можно применять редукцион. Проводя редукцион по 223-ФЗ, заказчики обязаны включить его в Положение о закупках.

Схема проведения аукциона и редукциона очень похожа, но второй термин не закреплен в ст. 447-449 ГК РФ, а следовательно, не является торгами. К заказчику нет строгих требований о размещении извещения и принятии заявок.

Предъявляются требования о сроках размещения извещения и принятия заявок. Также заказчик не обязан заключать контракт с победителем, если это указано в закупочной документации. Он регулируется только правилами, прописанными в положении о закупках.

Если в покупке товаров и услуг нет необходимости, то договор не оформляется.

Практика проведения редукциона

Статистика показывает, что торги на понижение проводятся намного реже, чем на повышение. Количество редукционов на сайте ЕИС проводилось в 15 раз меньше, чем аукционов. А самая высокая цена редукциона была мизерной по сравнению с самой высокой ценой аукциона.

Заказчик вправе не составлять закупочную документацию. Всю полагающуюся информацию он указывает в извещении.

Данный вид торгов выбирают, когда предлагаемая цена становится главным условием при определении поставщика. Рационально проводить редукцион при покупке большой партии товара с однотипными характеристиками.

Преимущества торгов на понижение цены

Редукцион можно назвать очень выгодным мероприятием, потому что обеспечиваются гарантии, что торги пройдут без нарушений (в отличие других способов закупки и на других площадках). Такие закупки отличаются соревновательным духом между участниками.

В основном заказчики предлагают выгодные условия, касающиеся доставки, дают гарантию на долгий срок. Часто такие условия делают проведение торгов более эффективными.

Также следует отметить, что для участия в них нужно иметь определенные знания и навыки, чтобы не допустить ошибок.

Конечная стоимость зависит от того, сколько участников подали заявки. В ходе мероприятия заказчики изучают различные данные, чтобы понизить цену товара. Такие условия влияют на размер его дохода. Участники в свою очередь стараются перекрыть расходы. При изменении условий по сделке, меняется цена заявки. Но в таких случаях заказчики получат низкую прибыль.

Что такое редукцион по 223-ФЗ и его отличие от аукциона

Заказчикам, которые приобретают товары и услуги в соответствии с нормами 223-ФЗ, разрешено применять нестандартные способы закупки. Одним из которых является редукцион.

Он предполагает заключение контракта с поставщиком, предложившим минимальную цену. Суть редукциона аналогична аукциону, проводимому в рамках 44-ФЗ.

В данной статье мы постараемся разобраться, в чем сходство и отличие этих процедур.

Что представляет собой редукцион

Редукционом называют конкурентный способ проведения закупки, при котором торги проводятся с понижением цены. Шаг снижения предложений участников варьируется в пределах от 0,5% до 5%.

Процедура проведения такой закупки аналогична реализации аукциона. Заказчики оценивают заявки, поданные участниками, при наличии оснований отклоняют некоторые из них.

После определения победителя заказчик может заключить с ним контракт.

Юридически редукцион не относится к закупкам. На него не распространяется действие статей 447 – 449 Гражданского Кодекса России. Извещение о проведении аукциона, размещенное в сети интернет, считается приглашением делать оферты.

Порядок проведения редукциона прописывается в положении о закупках. Заказчик не обязан составлять закупочную документацию. Все необходимые сведения он излагает в извещении. 

Такую форму выбирают в том случае, когда предлагаемая цена становится приоритетным критерием определения поставщика. Целесообразно проводить редукцион при приобретении крупной партии однотипного товара. 

Отличие редукциона от аукциона

Изначально термином редукцион обозначались торги на понижение цены, а аукцион – на повышение цены. При составлении законодательства в сфере государственных закупок проведение торгов на понижение стоимости контракта было обозначено понятием «аукцион». Таким образом, оба термина стали обозначать одно и то же. 

Основным отличием этих процедур становится то, что на редукцион не распространяются нормы Гражданского Кодекса России. Он регулируется только правилами, прописанными в положении о закупках. После проведения редукциона заказчик не обязан заключать контракт с победителем. Если в приобретении товаров и услуг отпала надобность, то договор не оформляется. 

Выделяют два вида редукциона:

  1. Открытый. О проведении закупки заказчик сообщает неограниченному числу потенциальных поставщиков. Открытые редукционы чаще проводятся в электронной форме. 
  2. Закрытый. Участвовать в такой процедуре могут только те компании, которые получили специальное приглашение. Закрытые закупки проводят «вживую». В назначенное место все представители компаний-поставщиков собираются в определенном месте. Каждому присваивается номер, при помощи которого он будет подавать свои предложения. Со стороны заказчика назначается ведущий, который руководит процедурой. Закупка завершается после того, как определяется поставщик, предложивший наименьшую цену. 

Выбор формы проведения редукциона будет зависеть от статуса заказчика и особенностей закупаемых товаров или услуг. Проводить процедуру можно в том случае, если на участие в ней подали заявки. 

Порядок и сроки проведения открытого редукциона

Открытые редукционы чаще проводятся с использованием функционала электронной торговой площадки. Процедуру можно разделить на несколько ключевых этапов:

  1. Заказчик разрабатывает извещение, оно размещается в открытом доступе не менее чем за 5 суток до момента окончания приема предложений. В извещении прописываются реквизиты заказчика, описывается объект закупки, указывается стартовая цена контракта, даты окончания приема заявок и проведения торгов.
  2. Поставщики подготавливают и подают заявки на участие в процедуре. Для этого они должны пройти аккредитацию на ЭТП и внести обеспечение заявки. Обязательной частью любой заявки становится согласие поставщика на условия будущего договора.
  3. Рассмотрение заявок. В течение двух дней со дня окончания подачи предложений заказчик оценивает все заявки на их соответствие установленным требованиям. Если к моменту окончания срока подачи предложений поступила только одна заявка, то процедура признается несостоявшейся. Победителем признается единственный участник в том случае, если его заявка соответствует установленным требованиям.
  4. Проведение редукциона. В день и время, указанные в извещении, открывается доступ к подаче ценовых предложений. Процедура проводится путем понижения стартовой цены договора. Победителем признается участник, предложивший минимальную стоимость контракта.  
  5. Оформление итогового протокола. Результаты проведения редукциона оформляются документально. В протоколе указывается длительность процедуры, перечисляются все участники, обозначается победитель и предложенная им цена контракта. Документ размещается на электронной торговой площадке. 
  6. Заключение контракта. Если надобность в объекте закупки у заказчика сохранилась, он заключает договор с победителем редукциона. Если поставщик отказывается подписывать документ, то заказчик предлагает заключить контракт фирме, занявшей второе место по результатам торгов. 

Редукционы проводят крупные компании, такие как ФГУП «Почта России», ПАО ВТБ, МУП «Ритуал» и другие. Часто такие процедуры признаются несостоявшимися, так как на участие в них подается только одна заявка или вовсе не находится организации, которая захочет подать предложение.

Все способы закупок товаров. Чем отличается аукцион от конкурса?

  • Рассмотрим класификацию способов закупок товаров, работ и услуг, характерные особенности и отличия каждой закупочной процедуры.
  • В первом приближении все способы закупок можно разделить на конкурентные и неконкурентные.
  • Конкурентые закупки строятся по принципу состязательности предложений независимых участников.
  • Неконкурентные – не подразумевают выбор поставщика.

Разновидности конкурентных процедур

Все конкурентные способы закупок могут видоизменяться организатором торгов в зависимости от сложности предмета закупки, имеющегося времени для проведения торгов и других факторов. Поэтому все конкурентные процедуры могут быть:

  • открытыми, закрытыми, с ограниченным участием
  • одноэтапные, двухэтапные, многоэтапные
  • без предварительного отбора, с предварительным отбором
  • без переторжки, с моно-переторжкой, с мульти-переторжкой
  • однокритериальные, многокритериальные
  • без альтернативый предложений, с альтернативными предложениями
  • в электронной, не в электронной форме
  • без переговоров, с разъясняющими переговорами, с переговорами по технике и финансам

Конкурентные закупки

Конкурентные закупки могут быть организованы двумя следующими способами:

  • путем проведения торгов,
  • без проведения торгов.

Проведение торгов предполагает объявление закупочной процедуры с публикацией параметров и требований к поставщикам и их продукции, сбор заявок участников, их анализ, выбор победителя и заключение контракта. Конкурентные торги имеют обширную законодательную базу и достаточно жестко регулируются, накладывая ограничения / требования на заказчиков, участников и сам процесс организации торгов.

Неторговые закупки – менее требовательная, а потому наиболее удобная и часто используемая форма закупочных процедур, сокращающая число требований к заказчикам и потенциальным поставщикам.

Если конкурентные закупки проводятся путем организации торгов, то согласно законодательству Российской Федерации (п. 4 ст. 447 ГК РФ) выделяют две формы конкурентной закупочной процедуры: конкурс и аукцион.
 

Чем отличается конкурс от аукциона?

  1. Начнем с краткого описания этих торговых процедур.
  2. Аукцион – способ отбора предложений, при котором сначала подаются заявки без ценового параметра, потом проводится аукцион, в ходе которого участники озвучивают ценовые предложения и устанавливается лучшая цена.

  3. Конкурс (открытый конкурс) – способ отбора предложений, при котором подаются заявки на участия вместе с ценовыми параметрами, и победитель выбирается по нескольким критериям: цена, потребительские свойства, качество, квалификация участника конкурса, сроки, гарантия.

Читайте также:  Образец доверенности на участие в электронных торгах по 44-фз в 2022 году

Первое различие указанных торговых процедур заключается в критериях отбора победителя: для аукциона критерием отбора является цена, для конкурса – совокупность характеристик, включая цену.

Можно говорить о том, что определение победителя аукциона достаточно прозрачно, а вот в конкурсе может победить заявка не с самой низкой ценой, но с более высоким показателем надежности компании-поставщика или с выгодными условиями обслуживания – это зависит от субъективного решения конкурсной комиссии.

Второе различие состоит в принципе определения победителя. Решающее значение имеет субъект, уполномоченный определять победителя торгов. В точном соответствии с п. 4 ст.

447 ГК РФ “выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу – лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия”.

Таким образом, в случае проведения аукциона – победителя определяет заказчик / организатор торгов; в случае проведения конкурса – победителя определяет конкурсная комиссия, назначенная организатором торгов.

Третье различие – конфиденциальность.

Заявка на участие в аукционе отражает краткую информацию об участнике, запрашиваемую организаторами, иногда копии некоторых документов, но цену, которую участник готов предложить, не содержит, а соответственно не нуждается в конфиденциальности.

Заявка на конкурс, как правильно, очень сложная и должна быть грамотно и детально оформлена. В ней содержится огромное количество сведений о каждом участнике, на основании которых и идет отбор победителя. Вся эта информация является конфиденциальной.

Последнее значимое различие – финансовое обеспечение. Обеспечить заявку на аукцион можно только путем внесения финансовых средств на счет заказчика, в то время как для конкурса можно использовать для этого банковскую гарантию. Однако для обеспечения исполнения контракта в обоих случаях закон разрешает применять официальную банковскую гарантию.
 

Всё упроститься в 2022: госзакупки будущего

Чем отличается аукцион от редукциона?

Важно отметить, что указанная выше статья ГК РФ содержит формулировку “наиболее высокую цену”, описывающую аукцион только как торги на продажу. На таком аукционе победитель определяется путем пошагового повышения цены на товар.

Перед началом торгов объявляется «шаг аукциона» – денежный интервал, на который увеличивается цена предмета торгов на аукционе. Шаг аукциона устанавливается преимущественно в процентном соотношении к начальной (стартовой) цене.

В подобном аукционе каждая последующая оферта по цене превышает предыдущую, и выигрывает последний оферент.

В каких областях торги организуются как аукцион? Активный аукцион чаще всего используется в сфере исполнительного производства, поскольку основной целью продажи имущества (недвижимости) должника является получение судебным приставом-исполнителем наибольшей суммы для покрытия задолженности по исполнительным листам. Также активные аукционы являются распространенным способом приватизации государственного и муниципального имущества, продажи земельных участков для жилищного строительства.

Аукцион с понижением начальной цены – редукцион

В настоящее время огромное количество торгов проводится не только на продажу, но и на приобретение товаров, работ или услуг. В этом случае организатор торгов заинтересован в получении минимальной цены.

Такой аукцион называют редукционом, победитель которого определяется путем пошагового понижения начальной максимальной цены.

Начальная максимальная цена (НМЦ) контракта — это предельная стоимость заключения контракта (договора), которая указывается в информационной карте закупочной документации, либо извещении о закупке. НМЦ постепенно снижается до ее первого акцепта одним из участников, и торги выигрывает первый акцептант.

В каких областях торги организуются как редукцион? Редукционы наиболее распространены в сфере размещения государственных и муниципальных заказов.

Подробнее о конкурсе

Именно конкурс представляется оптимальной формой торгов при заключении договора на управление объектом недвижимости, так как в этом случае наибольшее значение имеют не стоимость услуг такой организации, а условия обслуживания здания и качество оказываемых услуг.
 

Конкурентные закупки без проведения торгов

Конкурентные закупки без проведения торгов обладают очень удобным и потому мега-привлекательным качеством по сравнению с торговыми конкурентными способами закупок.

Речь идет о возможности заказчика отказаться от проведения закупочной процедуры на любом ее этапе, заказчик не обременен обязательством заключить договор с победителем.

Разумеется, данное условие должно быть описано в закупочной документации.

Запрос котировок / запрос цен / мониторинг цен

Запрос котировок используется для закупок типовых, серийных товаров, работ и услуг. Федеральный закон 44-ФЗ “О контрактной системе” (ст. 72) определяет рамки для применения запроса котировок c целью отбора поставщика:

  • НМЦ контракта не должна превышать 500 000 рублей,
  • годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10 % совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 млн. рублей.

Запрос котировок еще называют запросом цен, поскольку цена – единственный критерий отбора поставщика.

С помощью этого способа закупок приобретается типовая и недорогая продукция в короткие сроки, условия котировочных контрактов не сложные, котировочная заявка короткая и простая, в ней содержится лишь согласие участника исполнить условия контракта, основная информация о поставщике, и конечно предложение о цене.

Можно с уверенностью рекомендовать начинающему поставщику стартовать работу в контрактной системе именно с участия в запросах котировок.

Заказчику эта форма торгов также интересна — на запрос котировок он может пригласить интересующих его конкретных участников, что не допускается в иных случаях.

Проведение запроса котировок напоминает конкурс, т.к. заявки подаются в запечатанных конвертах, которые затем вскрываются заказчиком и сразу оцениваются на предмет определения победителя по единственному критерию — цене.

Post Views: 30,238

Чем редукцион отличается от аукциона

В практике предпринимательства аукционом принято называть торги на повышение, а редукционом — торги на понижение.

Однако в законе 44-ФЗ предписывается закупочные торги проводить с применением начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), которую надлежит снижать в ходе торгов именно в аукционной форме. Т. е.

в рамках данного закона термину аукцион придан противоположный смысл, который и был узаконен, хотя с точки зрения предпринимательского права аукционы согласно 44-ФЗ на самом деле являются чистыми редукционами.

Вместе с тем понижающие функции у собственно редукциона не претерпели законодательных изменений и сохранились автоматически. В итоге оба эти изначально разных термина стали обозначать одно и то же. Один из них применяется во время госзакупок по 44-ФЗ, а второй — при закупках по 223-ФЗ.

При этом с юридической точки зрения редукцион — это процесс, который не относится к закупкам, поскольку на него не распространяется действие ст. 447—449 ГК РФ.

Порядок проведения этой формы торгов дополнительно прописывается в закупочных положениях или в извещении о торгах.

А по итогам редукциона заказчик не обязан заключать контракт с победителем.

Именно поэтому и потому, что они дают доступ к торгам по госзакупкам, аукционы заметно популярней редукционов.

Существуют 2 типа редукционов:

  1. Открытый, сообщение о котором заказчик может направлять неограниченному количеству возможных поставщиков. Чаще всего данный вид торгов проводится в электронном виде, когда все его этапы проходят на электронной торговой площадке (ЭТП).
  2. Закрытый, в котором могут принять участие только специально приглашённые участники. Закупки в закрытой форме осуществляются вживую. Это означает, что все приглашённые собираются для торгов в определённом месте. Каждый из них получает индивидуальный номер, посредством которого он подаёт свои предложения. При этом заказчик назначает ведущего редукциона, руководящего процедурой, которая завершается после определения поставщика, предложившего минимальную цену.

Редукцион наиболее целесообразно проводить при торгах больших партий однотипных товаров.

Также редукционы делятся на усложнённые и базовые. Схема усложнённого вида состоит из:

  • публикации;
  • приёма заявок;
  • изучения первых частей заявок;
  • торгов;
  • анализа вторых заявочных частей;
  • объявления результатов.

При схеме базового редукциона рассмотрение первых и вторых частей заявок совмещается.

Отличие редукциона от аукциона проявляется в проведении его как в электронном виде, так и вживую, тогда как последний проводится исключительно в электронной форме.

Также для участников закупочных действий актуален вопрос, чем отличаются конкурсы от редукционов и аукционов. Отличаются конкурсы от редукционов и аукционов тем, что в ходе конкурсов победители определяются по предложениям наилучших условий выполнения контракта. Решение об этом принимает сформированная заказчиком конкурсная комиссия.

Хотя аукционы более популярны и востребованы, редукционы имеют и свои преимущества.

Их главный недостаток базируется на нераспространении на них действия ст. 447-449 ГК РФ, что не позволяет их с юридической точки зрения относить к закупкам, зачастую превращаются в плюс. Данные обстоятельства заставляют организаторов этой формы торгов по 223-ФЗ более ответственно относиться к ним, готовя их тщательно и даже скрупулёзно.

В итоге при редукционе в закупках фиксируется меньше нарушений, чем при прочих видах торгов.

Кроме того, редукционы отличаются более соревновательной атмосферой торгов, во время которых участники предлагают выгодные условия по доставке и дают гарантии на длительные сроки. Это заметно добавляет эффективности закупочным действиям.

Порядок проведения в электронной форме по 223-ФЗ

Редукцион в электронной форме по 223-ФЗ представляет собой процедуру, которая проводится в несколько этапов:

  1. Заказчиком разрабатывается извещение, которое минимум за 5 суток до окончания приёма предложений размещается в открытом доступе. В нём указываются реквизиты заказчика, даётся описание закупочного объекта, обозначается стартовая цена контракта, сроки завершения приёма заявок и проведения торгов.
  2. Поставщиками готовятся и подаются заявки на участие в редукционной процедуре. При электронной форме этому предшествует аккредитация на ЭТП, внесение заявочного обеспечения и получение усиленной электронной подписи. Кроме того, необходимо согласие поставщика с условиями будущего договора, без чего заявка будет недействительной.
  3. На протяжении 2 дней заявки изучаются на предмет их соответствия заявленным требованиям. В случае, если на участие в электронном редукционе поступила всего одна заявка, процедура торгов считается несостоявшейся. Но единственный участник, чья заявка отвечает всем необходимым требованиям, признаётся победителем.
  4. Если корректно оформленных заявок поступило несколько, в сроки, указанные в извещении, открывается доступ к подаче предложений по цене. Редукционный процесс осуществляется посредством снижения стартовой цены договора. То есть побеждает участник, предложивший минимальную цену.
  5. По итогам торгов составляется протокол, в котором фиксируются сроки и длительность состоявшейся процедуры, называется победитель с его предложением цены и перечень всех участников. Протокол направляется для размещения в ЕИС.
  6. С победителем торгов договор заключается по обоюдному желанию сторон, поскольку заказчик не обязан подписывать контракт. Если же поставщик отказывается от заключения контракта, заказчик подписывает договор с участниками, занявшими второе или (в случае повторного отказа) последующие места.

И аукционы, и редукционы при всей их разнице в законодательном признании и обеспечении и при разной частоте использования в закупочной деятельности, тем не менее в ней мирно соседствуют. Редукционы заняли свою нишу в торгах по 223-ФЗ и прекрасно справляются со своими функциями.

Читайте также:  Изменились реквизиты для перечисления налоговых платежей

Закупки по 44 фз и 223 фз

ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаров

В последнее время обсуждение темы конкуренции и ее значения для экономики приобрело небывалый размах. Конкуренция является своего рода хитом в сегодняшней деятельности многих государственных и окологосударственных организаций.

На законодательном уровне, помимо собственно Закона о защите конкуренции, существует и целый ряд других нормативно-правовых актов, целью которых является обеспечение максимально беспрепятственного доступа на различные рынки товаров, работ, услуг как можно большему числу производителей и продавцов.

Законы о закупках

Особое место среди нормативно-правовых актов занимают два мегапопулярных сегодня закона о закупках – «О контрактной системе» (44-ФЗ), регулирующий закупки государственных и муниципальных заказчиков, и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ), устанавливающий рамочные правила закупок для корпоративных и регулируемых заказчиков.

Тендер

  • Понятие «тендер» в целом является достаточно новым для российской экономики, что обусловливает определенные сложности и недоработки в законодательном регулировании сферы закупок.
  • Правовое поле как государственных, так и корпоративных закупок претерпевает постоянные изменения из-за недостаточного соответствия существующих нормативно-правовых актов фактическим потребностям заказчиков и поставщиков, а также из-за невысокой эффективности закупок, причинами которой являются не только коррупционные составляющие, такие, как сговор заказчиков и поставщиков, «заточки» закупочной документации под конкретного поставщика, но и в целом достаточно низкая активность участников закупок, незнание ими законодательства о закупках и способов защиты своих прав.
  • При этом государственные закупки являются важным инструментом регулирования и стимулирования роста всех отраслей экономики, развития конкуренции и увеличения числа субъектов малого и среднего предпринимательства – фундамента любой экономической системы, особенно в период финансового кризиса, очередную волну которого сейчас переживает Россия.
  • Вместе с тем, имеющиеся на сегодняшний день проблемы являются вполне логичными и объяснимыми, учитывая, что развитие сферы закупок находится в нашей стране в зачаточной стадии.

История

При этом следует упомянуть о том, что регулирование конкурсных торгов существовало еще в царской России. Самый ранний документ о подряде датирован 7 июля 1654 г., а первые законодательные акты, послужившие прообразом будущих правил «публичных» торгов, относятся к эпохе петровских реформ.

Дальнейшее развитие регламентация государственных поставок получила в таких документах, как «Положение 1830 г.» и «Документе о подрядах и поставках», действовавшее с 1900 г. до 1917 г.

Однако в советский период потребность в подобном регулировании отсутствовала и зарождавшиеся традиции публичных торгов канули в Лету.

Для сравнения, в США Федеральная контрактная система планомерно складывалась на протяжении не одного столетия: первая законодательная база была сформирована к началу 19 века, и к настоящему времени в стране можно наблюдать достаточно структурированную и отлаженную систему распределения государственных финансов через инструмент заключения контрактов по результатам открытых конкурентных процедур.

Что касается нашей страны, то после нескольких десятилетий плановой экономики и привычки к устоявшимся хозяйственным связям для многих российских чиновников и руководителей крупных корпораций намного более понятной и выгодной является система кулуарных сделок, нежели чем сложная и весьма запутанная система конкурентных закупок.

Однако, несмотря на то, что многие заказчики высказывают уверенность в том, что система закупок в нашей стране в скором времени перестанет существовать по причине своей несостоятельности, происходящие процессы на уровне законодательного регулирования говорят об обратном. Система закупок не только не перестанет существовать, но постепенно будет подвергаться все большей регламентации и контролю.

Законодательство

Весьма наглядно это можно продемонстрировать на примере Закона о корпоративных закупках 223-ФЗ, который с девяти страниц первоначальной редакции увеличился в объеме в три раза.

Плюс для конкретизации отдельных его положений приняты и продолжают приниматься многочисленные постановления и распоряжения Правительства РФ.

20 декабря Государственная Дума приняла очередные поправки к закону, которые должны вступить в силу с 1 июля 2018 года.

Наиболее существенные изменения последнего времени, которые нас интересуют с точки зрения содействия развитию конкуренции, касаются расширения доступа участия к закупкам субъектов малого и среднего предпринимательства. Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г.

№ 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установило в 2015 году обязанность по осуществлению закупок у малого и среднего бизнеса для наиболее крупных заказчиков.

С 1 июля текущего года перечень таких заказчиков пополнился хозяйственными обществами с долей участия субъекта РФ или муниципального образования более 50% и годовой выручкой более 500 млн. рублей.

А с 1 января 2018 года к ним присоединились и все остальные заказчики с указанным объемом выручки, а также крупные автономные учреждения (с годовым объемом договоров свыше 250 млн. рублей).

Из ключевых изменений, принятых Госдумой, следует отметить, что закупки, участниками которых будут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, смогут проводиться только на электронных площадках из утвержденного Правительством перечня и только одним из установленных законом способов (конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок).

Субъекты малого предпринимательства

Следует отметить, что в одной из промежуточных редакций поправок, размещенной на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, предусматривалось установление закрытого перечня для всех закупок, подлежащих размещению в Единой информационной системе, а также проведение в электронной форме на площадке абсолютно всех конкурентных процедур, а не только тех, участниками которых являются субъекты МСП. Именно данные изменения могли бы сделать закупочные процедуры действительно конкурентными и прозрачными. Но, по каким-то причинам, очень даже для всех понятным, от внесения данных поправок законодатели отказались.

Также для закупок среди субъектов МСП установили и ряд дополнительных условий, которые очевидно усложнят жизнь и малому бизнесу, и заказчикам.

В частности, денежные средства для обеспечения заявок участникам закупок придется вносить на специальный банковский счет, открытый в банке из определенного Правительством перечня.

Подача заявок на участие в конкурсе, аукционе и запросе предложений должна будет состоять из двух частей и ценового предложения, на участие в запросе котировок – из одной части и ценового предложения. Требования к составу указанных частей строго регламентированы.

Для остальных же закупок при этом никаких принципиально новых сверхжестких и унифицированных требований по-прежнему не устанавливается. То есть все условия и способы проведения закупок заказчики, как и прежде, смогут прописывать в Положении о закупке.

В целом логично предположить, что усложнение процедур для субъектов МСП приведет к сокращению числа конкурентных закупок и увеличению доли закупок у единственного поставщика. Или такие новшества просто станут дополнительным барьером для потенциальных участников.

Таким образом, внесенные поправки еще больше усилили дифференциацию между Законом о контрактной системе, который традиционно считается «законом для поставщиков», так как строго ограничивает творческие порывы организаторов закупок, и Законом о корпоративных закупках, в который, вопреки ожиданиям, снова так и не внесли поправок, которые бы сделали правила игры по нему максимально прозрачными.

При этом объем денежных средств, распределяемых в рамках данного закона, не сопоставим с 44-ФЗ. По итогам 2016 года, например, в рамках 223-ФЗ было размещено извещений на сумму, почти в 4 раза бо́льшую, чем в рамках 44-ФЗ.

Несмотря на постоянные корректировки, направленные на совершенствование законодательства, по-прежнему остается очень много задач, над которыми нужно работать. При этом необходимо учитывать, что не все зависит только и исключительно от государственных органов.

Большую роль в повышении эффективности и конкурентности закупок играет активная позиция самих предпринимателей — участников закупок. Но пока, к сожалению, приходится констатировать, что активность поставщиков находится на весьма невысоком уровне.

Связано это, в первую очередь, с недоверием бизнеса к тому, что закупки проводятся честно, а также с недостатком у предпринимателей необходимых знаний. Над этой проблемой, на мой взгляд, необходимо очень серьезно работать на региональном и муниципальном уровне.

В целом закупки по закону 223-ФЗ проводятся в настоящее время преимущественно по принципу «Тиха украинская ночь, но сало надо перепрятать», то есть существующий закон и так слабо регулирует систему закупок, а некоторые заказчики, пользуясь и даже злоупотребляя этим, еще всячески пытаются максимально усложнить доступ к своим закупкам, чаще всего, путем установления чрезмерных требований к участникам и составу заявок, а также нереальных сроков оплаты (1 год, например). Заказчиков, конечно, тоже можно понять, они ведь платят деньги. И хотят себя максимально обезопасить от сомнительных исполнителей. Поэтому в данном случае претензии нужно предъявлять не к заказчикам (ведь они по сути просто пользуются теми возможностями, которые им предоставлены), а к законодательству, которое дает им практически полный карт-бланш.

Как проводить закупки по Закону N 223-ФЗ с 1 июля 2018 г

Работать станет сложнее: часть новых правил приближает этот закон к контрактной системе. Обновленное положение нужно разместить в ЕИС до 1 января 2019 года. В противном случае придется перейти на закупки по Закону N 44-ФЗ.

Откладывая изменение положения на конец года, заказчик может лишить себя некоторых преимуществ. Так, если в положении продублированы «старые» правила размещения информации в ЕИС, вы не сможете воспользоваться возможностью полностью отказаться от подачи информации о закупках у единственного поставщика.

Типовое положение о закупке Типовое положение о закупке должно содержать не подлежащие изменению при разработке и утверждении своих положений заказчиками:

  1. порядок подготовки/осуществления закупки;
  2. способы закупок и условия их применения;
  3. срок заключения договора по результатам конкурентной закупки.

Оно также должно предусматривать особенности участия СМСП в закупках

Как проводить закупки, если не изменили положение Минфин и ФАС разъяснили: до конца года можно проводить закупки по положению, в котором не учтены поправки к Закону N 223-ФЗ, вступающие в силу в июле

Если не успели изменить положение, рекомендуем учитывать некоторые нововведения: — описывайте предмет конкурентной закупки в документации по новым правилам; — не отменяйте закупку после окончания срока подачи заявок.

Как изменить положение и проводить закупки по новым правилам Основные моменты, которые важно учесть в новом положении о закупке:

  1. Укажите, какие именно закупки будете проводить не в электронной форме. Если не сделать этого, все ваши закупки будут электронными.
  2. Следует внести в положение о закупке перечень случаев, когда закупку проводят у единственного поставщика. Список признают исчерпывающим. Информацию и документы о закрытых закупках в ЕИС размещать не следует. Информацию и документы о закупке у единственного поставщика можно тоже не размещать, если иного не предусмотрели в положении о закупке.
  3. Включите требования к участникам закупки.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *