ФАС отчиталась об итогах торгов на вывоз ТКО

ФАС отчиталась об итогах торгов на вывоз ТКО

Уполномоченный по защите правпредпринимателей в Иркутской области

Лабыгин Андрей Николаевич

8 (3952) 48-85-35, 48-85-34

irkutsk@ombudsmanbiz.ru ФАС отчиталась об итогах торгов на вывоз ТКО

Логичным и закономерным продолжением круглого стола по проблемам «мусорной реформы», состоявшегося 4 октября на площадке бизнес-омбудсмена, стало его обращение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области.

— В работе круглого стола приняло участие более тридцати предпринимателей, выразивших недовольство регионального бизнес-сообщества нынешним положением дел в сфере вывоза ТКО. Их предложения по урегулированию проблемы я направил в адрес губернатора Иркутской области.

Кроме того, юристы аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области провели правовой анализ проблем, озвученных бизнесом, и по результатам этого анализа я, как Уполномоченный, счел необходимым направить обращение в Иркутское УФАС, — поясняет Андрей Капитонов.

Предметом обращения Уполномоченного в Иркутское УФАС стал отказ регионального оператора ООО «РТ-НЭО Иркутск» производить учет твердых коммунальных отходов, исходя из их фактического количества и объема.

Позиция регоператора, в очередной раз озвученная на круглом столе, заключается в том, что фактический учет вывезенного мусора возможен лишь при наличии у предпринимателя собственной контейнерной площадки с контейнерами для раздельного накопления – иначе однозначно действуют нормативы, принятые министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области. Однако учет ТКО по нормативам увеличивает расходы бизнесменов на вывоз мусора в десять и более раз. К слову сказать, эти нормативы сейчас оспариваются в областном суде в рамках иска, который подали к минЖКХ предприниматели из Иркутска, Ангарска и Усолья-Сибирского.

В свою очередь, юристы аппарата Уполномоченного полагают, что позиция регионального оператора говорит о злоупотреблении им доминирующим положением на рынке и нарушении антимонопольного законодательства.

Об этом, как сказано в обращении бизнес-омбудсмена, свидетельствует формулировка раздела 5 типовой формы договора на оказание услуг по обращению с ТКО, размещенной на официальном сайте ООО «РТ-НЭО Иркутск», согласно которой  учет объема ТКО производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», расчетным путем только исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.

При этом типовая форма договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», содержит иную формулировку раздела 5, позволяющую выбрать форму учета. Пункт 5 Правил № 505 устанавливает, что коммерческий учет ТКО осуществляется: а) расчетным путем исходя из: — нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; — количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО; б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения. При осуществлении расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет осуществляется в соответствии с подп. «а» п. 5 Правил (п. 6 Правил № 505), то есть только двумя способами: по нормативам накопления или исходя из количества и объема контейнеров (по фактическому объему). То есть, каких-либо ограничений по применению того или иного способа учета ТКО Правила № 505 не содержат. И это – не только точка зрения юристов бизнес-омбудсмена Приангарья. Ее вполне разделяет и Федеральная антимонопольная служба. К примеру, схожая с иркутской ситуация имела место и в Чувашии, где регоператор в своей деятельности опирался на Письмо председателя кабинета министров Чувашской республики. В нем было сказано, что фактический учет вывоза ТКО может осуществляться лишь с предпринимателями, осуществляющими свою деятельность в отдельных нежилых зданиях, у которых имеются собственные места накопления ТКО, и исключена возможность использования мест накопления ТКО иных потребителей. Однако эта установка была в пух и прах разбита местным УФАС, а затем позицию чувашских антимонопольщиков поддержали и в центральном ведомстве. ФАС пришла к следующему выводу: «В письме председателя Кабинета Министров Чуваш¬ской Республики от 13.11.2018 № 02/01–121 содержится несоответствие нор¬мам действующего законодательства, что может привести к созданию дискриминационных условий для собственников нежилых помещений в многоквартирном доме», — порекомендовав напоследок отозвать Письмо и сообщить о выполнении своего предупреждения. — Благодаря вмешательству моей коллеги, Уполномоченного по защите прав предпринимателей Республики Карелия Елены Гнётовой, в Республике уже удалось решить аналогичную проблему с региональным оператором, которому в итоге пришлось внести  изменения в типовую форму публичного договора с хозяйствующими субъектами – собственниками ТКО, что предоставило им возможность выбирать способ учёта. И в этом нет ничего удивительного: в законе четко и недвусмысленно изложены «правила игры», которые должны соблюдать все региональные операторы, — говорит Андрей Капитонов. — К слову сказать, наш второй регоператор зоны Север Иркутской области – ООО «Региональный Северный оператор» (ранее – ООО «Братский полигон ТБО») вполне допускает для своих потребителей свободный выбор формы учета – об этом недвусмысленно свидетельствует типовой договор, который размещен на его сайте.

Полезные ссылки

ФАС отчиталась об итогах торгов на вывоз ТКО
ФАС отчиталась об итогах торгов на вывоз ТКО
ФАС отчиталась об итогах торгов на вывоз ТКО ФАС отчиталась об итогах торгов на вывоз ТКО
ФАС отчиталась об итогах торгов на вывоз ТКО
ФАС отчиталась об итогах торгов на вывоз ТКО
ФАС отчиталась об итогах торгов на вывоз ТКО

В торгах на вывоз тко в зауралье «усматривается сговор депприроды и «чистого города», а рынок ждет фас

Стали известны итоги знакового конкурса на транспортировку ТКО в муниципалитетах Курганской области. Общая сумма контрактов по результатам процедуры по восьми лотам составила более 792,7 млн рублей.

Отметим, что начальная максимальная цена контрактов превышала 1,31 млрд рублей, в то время как в минувшем году составляла лишь чуть более 791,3 млн.

ФАС отчиталась об итогах торгов на вывоз ТКО

Как и ранее, большую долю рынка получило ООО «Компания «Экосистема», которую принято считать «аффилированной с «Чистым городом». Ей досталось шесть лотов на сумму порядка 601 млн.

Стоит отметить, что учредителем этой фирмы, базирующейся в Екатеринбурге, является Евгений Клевцов.

Он же, наряду с Дмитрием Елизаровым, выступает в качестве совладельца еще одного екатеринбургского ООО «Баркас+», а сам Елизаров значится единственным учредителем «Чистого города».

Вопросы об аффилированности касаются и большинства других участников торгов. Так, к примеру, по двум лотам победу одержало ООО «ПТК» из Сургута.

Компания претендует на заключение контрактов на сумму около 192 млн рублей на вывоз ТКО из Шадринска, а также Шадринского, Далматовского, Катайского, Каргапольского районов и Шатровского муниципального округа.

Гендиректором и учредителем «ПТК» является все тот же Евгений Клевцов.

Вторым номером по семи из восьми лотов проходит АО «Ситиматик» (бывшее АО «Управление отходами», подконтрольно Сергею Котляренко через АО «Диджиталтех») из Москвы.

Эта компания работает в целом ряде регионов России, в первую очередь, в Поволжье, как регоператор, а принадлежащее Елизарову ООО «Транссервис» выступает в качестве его субподрядчика.

«Ситиматик» также получила скандальную известность по конфликту «вокруг поставок несоответствующего проекту оборудования для мусоросортировочного комплекса в Магнитогорске», возводимого в рамках концессии, и разногласиям с Ростехнадзором в Югре.

  • Единственным независимым участником торгов выступало курганское ООО «Новый ресурс», претендовавшее на лот по Белозерскому и Кетовскому районам, но в итоге его также выиграла «Компания «Экосистема».
  • Таким образом, отмечают наблюдатели, весь мусорный рынок Зауралья в сфере транспортировки отходов остался подконтролен «Чистому городу» и его бенефициарам, как, впрочем, и в прошлом году. Тогда сумма контрактов после процедуры, к слову, составила 762,5 млн рублей,
  • Добавим, что и ранее ситуация складывалась похожим образом, а торги на 2020 год привели к длительным судебным тяжбам, наряду с вмешательством ФАС России и прокуратуры, потребовавших снижения тарифов на вывоз ТКО, благодаря которым регоператор необоснованно получал выручку.
  • Комментируя итоги новых торгов, собеседники издания уделяют внимание примечательным деталям.

«Цена на торгах значительно упала. Это означает, что тариф должен быть снижен примерно на 30-40%, так как транспортирование в тарифе составляет 70-80%. И еще интересные цифры.

В этом году падение на торгах составило 40%, но начальная максимальная цена контрактов на транспортирование в этом году в 1,66 раза выше прошлогодних, и это притом что количество отходов в 2022 году снижается на 20%», – отмечают эксперты сферы.

ФАС отчиталась об итогах торгов на вывоз ТКО

Собеседники агентства сравнивают итоги нынешних и прошлогодних торгов и акцентируют внимание на значительном сокращении тоннажа вывозимых ТКО. Однако логично ожидаемого снижения НМЦ не произошло.

«Она, напротив, выросла в 1,7 раза. На каком основании? Обоснование расценок должен контролировать Департамент природных ресурсов во главе со Станиславом Носковым.

Если он этого не делает из-за отсутствия компетентности, значит, ему там не место, а если идет на это осознанно, напрашиваются подозрения в сговоре, а это уже предмет интереса для компетентных органов.

Разница в 600 миллионов! Да, было снижение, но итоговая цена все равно на 30 миллионов выше, чем по 2021 году», – отмечают специалисты из Курганской области.

При этом, по мнению отраслевиков, на расценки не могло повлиять ни подорожание бензина, который в общей массе составляет «максимум пару процентов», ни рост зарплат персонала, «о котором в Зауралье говорить вообще не приходится». По версии чиновников, увеличились объемы накопления отходов, которые и учитывались в новой редакции терсхемы, продавленной Депприроды на фоне шквальной критики участников рынка, Дептарифов и Минпромторга.

Читайте также:  Запрещено ли барам продавать пиво на вынос, а магазинам в розлив?

«Пусть теоретически они увеличились, но в местах их накопления. Но все это попадает, как и раньше, в одни и те же мусоровозы с одним и тем же коэффициентом уплотнения. А по весу стало меньше. Или мусоровозы теперь идут пустыми, чтобы поднять НМЦ? Главный вопрос, на каком основании была так увеличена НМЦ с полного согласия Депприроды?» – подчеркивают в профсообществе.

Отметим, новые торги прошли на фоне инициированной ФАС антикартельной проверки в отношении регоператора, а также транспортировщиков – «Компании «Экосистема» и «Транссервиса» – по предыдущим соглашениям.

«Стремление самого бизнеса преумножить доходы понятно. Но следует учесть, что это сфера коммунальная и социально-значимая, и здесь присутствует целый перечень механизмов регулирования. По терсхеме контроль – у Депприроды, по расценкам – у Дептарифов.

А в этом случае при фактическом и прогнозном уменьшении образования ТКО чиновникам удалось за счет изменений в схеме обеспечить рост стоимости перевозки. По терсхеме объемы увеличились на 20%, и в конкурсной документации учет идет именно по кубам, которые зачастую – фактически «воздух». Операция в стиле Остапа Бендера. Этого чиновники и не скрывали.

А расплатятся за все, как всегда, потребители», – констатируют источники издания.

Со своей стороны «Правда УрФО» адресовала запрос в ФАС с просьбой проверить итоги торгов на соответствие ФЗ.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Статьи

ФАС отчиталась об итогах торгов на вывоз ТКО Источник фото: https://www.pexels.com/

Понятие твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) приведено в Федеральном законе об отходах № 89-ФЗ.

К ТКО относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО относятся также аналогичные виды отходов, образуемых у организаций и индивидуальных предпринимателей.

В отношении крупногабаритных отходов разъяснения давало Минприроды РФ:

Не помещающиеся в контейнеры для сбора отходов бытовая техника, мебель и иные отходы от текущего ремонта жилых помещений также относятся к ТКО (группа отходов от жилищ — код 7 31 110 02 21 5). Такой мусор региональный оператор (далее – регоператор) обязан вывозить в рамках единого тарифа.

Судебный спор, о котором расскажу в данной статье, касается принадлежности к ТКО уличного смета (растительные отходы в виде листвы).

История началась с того, что регоператор в Челябинской области отказался в рамках единого утвержденного тарифа вывозить с придомовой территории опавшие листья деревьев, собранные в период субботников в мусорные мешки.

Посчитав, что смет не относится к ТКО, регоператор обратился в Администрацию города Челябинска с указанием необходимости заключения отдельных договоров на данный вид работ по другой цене.

Органы местного самоуправления, в свою очередь, направили письмо регоператора в ТСЖ и управляющие организации.

По причине отказа регоператора, такие отходы стали вывозить иные организации, что фактически привело к двойной оплате услуги по вывозу смета собственниками помещений в многоквартирных домах (далее – МКД) – не только в составе платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, но и за содержание общего имущества МКД в качестве услуги по вывозу ТКО за период санитарной очистки города.

Данная позиция была расценена Антимонопольным органом как незаконная, а отказ в вывозе смета признан нарушением пункта 4 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26 июля 2006 года, поэтому орган исполнительной власти потребовал:

  • злоупотребление доминирующим положением прекратить (далее не допускать);
  • вывозить отходы, образовавшиеся во время санитарной очистки придомовых территорий, в рамках единого утвержденного тарифа;
  • отозвать письмо, адресованное ТСЖ и управляющим организациям;
  • предоставить доказательства исполнения в установленный срок.

Не согласившись с позицией УФАС, регоператор с целью обжалования предписания обратился в суд.

Арбитражный суд Челябинской области (дело № А76-17113/2020) наряду с апелляционной инстанцией в удовлетворении требований отказали:

«…С учетом положений Постановления № 290 под отходами, образующимися при уборке придомовой территории, понимаются отходы, которые образуются в результате уборки, осуществляемой в рамках содержания общего имущества в многоквартирных домах, а именно: подметание и уборка придомовой территории, очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, уборка и выкашивание газонов, прочистка ливневой канализации, уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд, а также очистка…

Полная версия доступна только подсписчикам

«О проблемных вопросах в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами»

«О проблемных вопросах в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами»

С 1 января 2019 года в России начала работать новая схема обращения с твердыми коммунальными отходами. По замыслу авторов реформы, она должна коренным образом изменить всю систему вывоза и утилизации твердых коммунальных отходов. Однако первый год реализации мусорной реформы показал, что количество вопросов у населения по поводу введения и оплаты новой коммунальной услуги не снижается.

Кто же теперь и за что отвечает? Куда пожаловаться, если мусор не вывозят? Кто теперь устанавливает новые тарифы на ТКО для жителей? Можно ли не платить за вывоз мусора, если не живешь, а только прописан?

Какие отходы относятся к твердым коммунальным?

Твердые коммунальные отходы или сокращенно ТКО — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими и юридическими лицами в целях удовлетворения личных и бытовых нужд (ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральный классификационный каталог отходов, утверждённый приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242).

Обращение с иными видами отходов (биологическими, медицинскими и др.) необходимо осуществлять в рамках заключения отдельных договоров с организациями, имеющими лицензионно-разрешительные документы на такой вид деятельности.

  • Обязаны ли граждане заключать договор на вывоз мусора?
  • Такой договор должны заключать собственники частных жилых домов, нежилых помещений в многоквартирных домах (магазинов, офисов), управляющие компании, ТСЖ, собственники помещений и квартир в МКД.
  • Прямой договор в обязательном порядке заключают юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Жителям многоквартирных домов (МКД) и частного сектора услуга может предоставляться в рамках договора публичной оферты или путем совершения конклюдентных действий (постановление Правительства РФ от 06.05.

2011 N354), то есть если стороны без заключения письменного договора фактически совершают обусловленные согласием сторон действия: жители складируют ТКО в установленных местах накопления, а региональный оператор (оператор) осуществляет вывоз ТКО из этих мест накопления. А надо ли платить, если нет мусора?

Необходимо осознать, что сегодня безотходное хозяйствование — это миф. Упаковка и тара от продуктов, хозтоваров, самый элементарный домашний и другой мусор не могут бесследно исчезнуть. Значит, отходы либо сжигаются, либо закапываются на участке, либо пополняют несанкционированные свалки, нанося огромный ущерб окружающей среде.

Чаще всего такая ситуация возникает у жителей частного сектора, которые никогда не заключали договор с коммунально-бытовыми организациями.

Однако теперь в силу положений части 5 статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором.

Плату за оказанные и не оплаченные услуги региональный оператор взыскивает в досудебном и судебном порядке.

Кому предъявлять претензии по некачественному вывозу мусора?

К региональному оператору по обращению с ТКО. Ответственность регионального оператора начинается с момента погрузки отходов в мусоровоз на местах сбора и накопления ТКО (контейнерных и специальных площадках).

  1. К управляющей компании, органу местного самоуправления -направляются претензии по содержанию и чистоте мест (площадок) накопления ТКО.
  2. Куда жаловаться на регионального оператора по обращению с ТКО?
  3. На нарушения закона, связанные с экологией и охраной окружающей среды — в территориальный орган Росприроднадзора.
  4. На нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил — в территориальный орган Роспотребнадзора.

На нарушение региональным оператором условий соглашения по обращению с ТКО — в Министерство ЖКХиЭ РС (Я). Кроме того, поскольку при предоставлении указанной коммунальной услуги затрагиваются жилищные права граждан — в УГЖСН РС (Я).

  • В случае несогласия с величиной тарифа на услуги регионального оператора — в Государственный комитет по ценовой политике РС (Я).
  • В случае несогласия с результатами рассмотрения обращений вышеуказанными ведомствами — районному (городскому) прокурору, затем в прокуратуру республики.
  • Если в квартире (жилом доме) зарегистрировано и проживает 2 человека, а плату начисляют за 3, что делать?

Если плата за обращение с ТКО начислена неправильно, то вы можете обратиться к региональному оператору. Для корректировки необходимо предоставить подтверждающие документы. В данном случае — справку о составе семьи, выписку из домой книги или домовую книгу.

Какую ответственность несут люди, создающие несанкционированные свалки мусора? В каком порядке они должны ликвидироваться? Или, например, общественники собирают мусор возле дачных участков в лесу, а этот мусор не вывозится. Куда обращаться, кто должен за этим следить?

Читайте также:  Результаты экспертизы по 44-ФЗ оформляйте по новым правилам

В соответствии со статьей 12 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» установлен запрет на захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесных, водоохранных зонах. Запрещается размещение отходов на свалках, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

За нарушение законодательства в сфере охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления предусмотрена административная ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ, в том числе на юридических лиц, виновных в организации несанкционированной свалки, может быть наложен административный штраф в размере до 250 тысяч рублей.

За уборку незаконных свалок, в т.ч. в дачных и лесных зонах отвечают муниципальные власти. Но если земельный участок находится в частной собственности, то вся ответственность ложится на правообладателя.

В случае обнаружения таких фактов нужно обращаться в орган местного самоуправления, а также подать обращение в органы Росприроднадзора. Во всех заявлениях в органы власти надо обязательно указывать точное место, описание свалки, дату обследования, по возможности, приложить фотографии. Это можно сделать и электронно.

Как узнать — правомерно ли УК установила тариф и производит начисление? Куда обращаться?

Тарифы на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Саха (Якутия) утверждены постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 17.12.2019 № 217.

В силу положений статьи 155 Жилищного кодекса РФ организация, которой вносится плата за коммунальные услуги, вправе самостоятельно осуществлять расчеты с собственниками жилых помещений либо взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов (управляющих компаний).

Таким образом, региональный оператор по обращению с ТКО, вправе принимать плату за эту коммунальную услугу в пределах установленных тарифов от собственников жилых помещений, как самостоятельно, так и через платежных агентов, к примеру УК, с которыми заключен соответствующий агентский договор. При этом, управляющая компания не вправе изменять утвержденный тариф.

В случае несогласия с размером утвержденных тарифов граждане могут обратиться в Государственный комитет по ценовой политике РС (Я). Органами прокуратуры республики на постоянной основе дается оценка законности установления тарифов.

Что с раздельным сбором? На какой стадии внедрение? Уже есть такая обязанность или нет?

12.11.2016 постановлением Правительства РФ № 1156 утверждены Правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Пунктом 19

данных Правил предусмотрено, что потребители обязаны осуществлять разделение твердых коммунальных отходов по видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов. Вопрос за регоператорами.

Следует отметить, что с начала реформирования системы обращения с твердыми коммунальными отходами в республике стали развиваться отдельные гражданские инициативы и предпринимательская активность, в том числе и во вторичном производстве. В Якутске действует несколько организаций, специализирующихся на приеме картона, пластика, батареек.

Каковы сроки завершения реформы?

Реформа носит длительный характер. Приказом Министерства ЖКХиЭ РС (Я) утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе и твердыми коммунальными. Прогнозные сроки завершения 1 этапа, которым предусмотрено обустройство санитарных точек накопления отходов, определены до 2023 года.

Аукцион для операторов ТКО: допустимость объединения территорий в один лот — новости Право.ру

Реформирование «мусорной» отрасли в России началось с поправок в ФЗ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в 2018 году. Тогда и появился Институт регионального оператора твёрдых коммунальных отходов. Сегодня этот закон является основным в области обращения с ТКО.

Аукционы региональных операторов проводятся в соответствии с Правилами проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию ТКО для регионального оператора. Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2016 года № 1133.

Во многих субъектах РФ у региональных операторов есть большая проблема – территориальные схемы по обращению с отходами, по которым транспортируются потоки ТКО, актуальны по состоянию на 2016 год, поэтому зачастую содержат недостоверные сведения о местах размещения полигонов для захоронения таких отходов и их мощности.

Например, на территории Псковской области по иску областной прокуратуры территориальная схема этого региона признана частично недействительной, одной из причин удовлетворения иска в пользу прокуратуры явилось обстоятельство, что наполняемость отходами восьми полигонов близка к предельной: полигон захоронения ТКО в д. Бахново Дедовичского района заполнен на 94,37%, полигон в д. Дольшино Новосокольнического района – на 81,93%, полигон в д. Голощапы Опочецкого района – на 89,44 %, полигон в д. Буравцы Печорского района – на 88,21%, полигон в д. Жарки Пушкиногорского района – на 98,25%, полигон в д. Шелино Пыталовского района – на 92,2%, полигон в д. Новоселье Себежского района – на 78,5%, городская свалка в г. Великие Луки – на 95,8%. Наполняемость полигона в Большой Пожне Новоржевского района составляет 104%.

Во избежание нарушений положений, закрепленных в территориальных схемах, Псковский региональный оператор при формировании лотов вынужден объединять несколько районов в зоне своей деятельности в целях использования для захоронения ТКО свободные мощности соседних полигонов. Это допускается соглашениями, заключаемыми Псковским региональным оператором и правительством Псковской области.

Подход контролирующего органа

Однако этот фактор не учитывается со стороны территориальных управлений ФАС России. На практике антимонопольный орган считает, что величина лота (объединение в один лот нескольких муниципальных образований в зоне деятельности регионального оператора) ограничивает конкуренцию на торгах. 

По мнению территориальных управлений ФАС, региональный оператор должен проводить торги по принципу «одна территория – один лот». При этом под «территорией» имеются в виду «муниципальный район, городской округ, указанные в Соглашениях об организации деятельности по обращению с ТКО в зоне деятельности региональных операторов».

Ошибочная трактовка

Наши юристы считают, что такой принцип невозможен. П. 7 ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ установлено, что зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта РФ, на которой оператор работает на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта РФ.

Таким образом, «зона деятельности» не противопоставляется законодателем «территории», а сама по себе является определённой территорией. Причём не отдельно взятого муниципального образования, а всего субъекта или его части. И зависит всё от количества региональных операторов ТКО, работающих в одном субъекте РФ. 

Территориальные управления ФАС России ошибочно считают, что Правила № 1133 под «определённой территорией» в зоне деятельности оператора понимают именно территорию отдельно взятого муниципального образования субъекта РФ. При этом территориальные органы постоянно разделяют понятия «зона деятельности» и «определенная территория».

Вместе с тем в п. 9 Правила № 1133 услуги по транспортированию ТКО на определённой территории в зоне деятельности регионального оператора выделяются в отдельный лот. С целью формирования лотов территория, в отношении которой региональный оператор обязан провести аукцион, разбивается не менее чем на три лота (территории).

По мнению наших юристов, исходя из комплексного толкования изложенных выше норм Закона № 89-ФЗ и Правил № 1133, законными и обоснованными будут такие действия регионального оператора по проведению торгов, по результатам которых будут сформированы определённые цены на услуги по транспортированию ТКО. Региональный оператор должен выделить в отдельный лот территорию (или часть территории, если в субъекте РФ присутствует несколько региональных операторов), то есть разбить зону его деятельности не менее чем на три лота.

Таким образом, региональный оператор не обязан проводить отдельный аукцион для каждого района в отдельно взятом субъекте РФ, где он осуществляет полномочия регионального оператора.

Судебное разбирательство

В настоящее время наши юристы подготовили и направили исковое заявление в Арбитражный суд Псковской области о признании незаконными и отмене решения и предписания Псковского УФАС России от 18 ноября 2019 года по делу № 060/01/17-46/2019 о нарушении антимонопольного законодательства. Спор касается ООО «ЭКОПРОМ», которое входит в ГК «Мехуборка» (крупнейший российский холдинг, работающий в сфере обращения с отходами).

В этом процессе наши юристы пытаются доказать незаконность и необоснованность ненормативных правовых актов, вынесенных антимонопольным органом Псковской области. Мы убеждены в правоте действий нашего клиента. Оснований несколько:

  • Согласно позиции Псковского УФАС, региональный оператор обязан был провести аукцион в отношении территории каждого муниципального образования отдельно, а территорию Пскова дополнительно разделить не менее чем на три лота, что следует из пп. «а» п. 10 Правил № 1133.
  • Кроме того, АС Псковской области при рассмотрении дела о признании незаконными и отмене решения и предписания Псковского УФАС России считает данную позицию Псковского УФАС России ошибочной. Поскольку в этом случае положения п. 10 Правил № 1133 должны рассматриваться в совокупности с п. 3 Правил № 1133 и означают лишь необходимость проведения торгов в форме аукциона. Сами по себе Соглашения № 1 и № 2 к территориальной схеме не определяют и не регулируют вопросы формирования лотов.
  • Мы считаем, что анализ причинно-следственных связей между действиями нашего клиента и предполагаемым ограничением конкуренции, необходимый для принятия обоснованного решения, антимонопольный орган Псковской области не приводит.
  • Факт укрупнения лотов не является ни необходимым, ни достаточным условием ограничения конкуренции, поэтому не может рассматриваться как прямое и бесспорное доказательство нарушений требований антимонопольного законодательства. Наличие в регионе 30 потенциальных участников рынка обращения ТКО ещё не говорит о том, что все они соответствуют обязательным требованиям, предъявляемым к участникам торгов.
Читайте также:  Несет ли учредитель за действия директора?

Псковский антимонопольный орган провёл довольно формальный анализ товарного рынка ТКО на территории Псковской области. Результаты этой работы являются основными доказательствами, на которые опирается Псковское УФАС. Поэтому наши юристы инициировали в Институте анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ повторное исследование рынка ТКО не только в Псковской области, но и по России в целом. 

Согласно заключению экспертов, доводы, сформулированные нашими юристами, подтверждены: связи между размером лота и числом участников не прослеживаются в российских данных и в данных по закупкам Псковской области, а также до введения Института регионального оператора и после реформы сектора рынка перевозок ТКО. 

Сейчас дело в стадии судебного обжалования указанных ненормативных правовых актов Псковского УФАС (апелляционная инстанция).

Обращение с ТКО 2020: рассматриваем новые правила и штрафы

08.06.2020

С 2020 года порядок обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) претерпел изменения. Напомним, к ТКО относятся непосредственно отходы, производимые физическим лицом и товары, утратившие характеристики. Утилизация таких отходов регламентируется федеральным законом 89-ФЗ.

Утилизацией твердых бытовых отходов: что изменилось в законодательстве

Закон №89-ФЗ должен был изменить существующую систему сбора, утилизации и хранения бытовых отходов. Новый порядок обращения с ТКО осуществляется через единого регионального оператора, а не через управляющую компанию.

Оплата за вывоз мусора теперь считается обязательной коммунальной услугой. Платеж в большинстве регионов с 2020 года зависит от количества проживающих. До реформы расчет осуществлялся по площади помещения. Место для сбора ТКО в 2020 году для каждого дома определяется индивидуально.

Региональные органы управления должны рассчитывать норму потребления и количество контейнеров, расположенных на придомовой территории. В новые тарифы заложены расходы на утилизацию ТКО, постройку перерабатывающих заводов и новых полигонов, меры по защите экологии и озонового слоя.

По новому регламенту коммунальные отходы должны сортироваться и утилизироваться отдельно по категориям. На данный момент раздельный сбор мусора осуществляется не во всех регионах. Переход на такой сбор оказался технически сложным.

Противоречия в законе: что относится к ТКО

В перечень коммунальных отходов не включен мусор, образующийся на придомовой территории. В Федеральном классификаторе каталога отходов есть перечень, утвержденный Росприроднадзором. Он регламентируется приказом №242 и включает в себя:

  • уличный мусор;
  • отходы растительные, образующиеся при уходе за зелеными насаждениями;
  • мусор и смет от уборки объектов благоустройства, скверов, парков, зон отдыха.

В законе №89-ФЗ отсутствует упоминание о мусоре, который образуется на придомовой территории. В связи с этим возникает противоречие, и региональные операторы отказываются вывозить уличный мусор и смет. Верховный суд и антимонопольная служба однозначно относят такой мусор к твердым коммунальным отходам. Вывоз и утилизация придомовых отходов входит в обязанности региональных операторов.

Что содержит новая форма отчетности по ТКО

Статистическая форма отчетности по отходам утверждена приказом Росстата №766 от 12.12.2019.

Содержит следующие сведения об отходах:

  • образование;
  • обработка;
  • вывоз;
  • утилизация;
  • размещение;
  • обезвреживание.

Новая форма 2-ТП предоставляется региональным оператором, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами каждый отчетный период, но не позднее 1 февраля.

Штрафы за нарушение экологических норм при обращении с ТКО

Фас про нарушения со стороны региональных операторов по обращению с тко

Федеральная антимонопольная служба направила своим территориальным органам разъяснения по вопросу применения закона «О защите конкуренции» в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (письмо от 11.08.2021 №ВК/67016/21). Они содержат указания на возможные нарушения региональным оператором законодательства о защите конкуренции.

Доминирующее положение регионального оператора

Учитывая, что региональный оператор является лицом, оказывающим решающее влияние на общие условия рынка услуг по обращению с ТКО и (или) способным устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, или затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, к нему могут применяться меры антимонопольного реагирования.

Распространенными нарушениями в сфере обращения с TKO являются нарушения, связанные с порядком заключения договора:- навязывание невыгодных условий договора, — уклонение/отказ от заключения договора, — нарушение сроков заключения договора,и исполнения договора:- отказ от вывоза TKO, — отказ в изменении способа коммерческого учета TKO,

— необоснованное изменение периодичности вывоза TKO.

  • Само по себе включение региональным оператором в договор условий, которые не предусмотрены Типовым договором, но относятся к целям и предмету договора, и по которым стороны достигли согласия, не является нарушением антимонопольного законодательства.
  • Оценка действий регионального оператора по включению условий договора, не предусмотренных Типовым договором, на предмет наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства осуществляется с учетом всех обстоятельств, установленных антимонопольным органом в каждом конкретном случае.
  • Действия оператора, выразившиеся в несоблюдении при заключении договора формы Типового договора (например, исключение или изменение существенных условий договора), могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства (пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

ФАС России обращает внимание: пунктом 3 Правил № 1156 установлено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются с учетом экологического законодательства РФ и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Предусмотрено, что осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО должно быть безопасным для населения и окружающей среды.

  1. Законодательство РФ в сфере обращения TKO устанавливает императивные требования для регионального оператора, как лица, осуществляющего деятельность по обращению с TKO, в части соблюдения санитарно-эпидемиологических норм.
  2. Периодичность вывоза TKO региональным оператором должна соответствовать срокам временного накопления несортированных TKO, установленным санитарными правилами и нормами.

Фас возбудила против регоператора дело о незаконном укрупнении лотов на транспортирование тко

Управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области 10 июля 2019 года возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении регионального оператора по обращению с ТКО ООО «ЭКОПРОМ» по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Регоператор проводил торги (в форме аукциона) на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию ТКО. Один лот подразумевал транспортирование ТКО на территории г. Пскова (целиком). Другие лоты подразумевали оказание услуг по транспортированию ТКО сразу на территории нескольких районов области.

— Реклама —

Заявитель, который обратился в УФАС с жалобой, указал на факты формирования лотов таким образом, чтобы транспортные пробеги были максимальные.

Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 5 статьи 24 Федерального закона от 05.04.

2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

При этом заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки, отметили в ФАС.

Услуги по транспортированию ТКО на определенной территории в зоне деятельности регионального оператора выделяются в отдельный лот. В целях формирования лотов территория, в отношении которой региональный оператор обязан провести аукцион, разбивается не менее чем на 3 лота (территории).

Это следует из пункта 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2016 г. № 1133 «Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора» (Правила № 1133).

Пунктом 10 Правил № 1133 установлено, что региональный оператор обязан провести аукцион в случаях, установленных:

  • а) подпунктом «а» пункта 3 настоящих Правил, — в отношении территорий, на которых образуется не менее 50 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора;
  • б) подпунктом «б» пункта 3 настоящих Правил, — в отношении территорий, указанных в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора и соглашении с субъектом Российской Федерации.

На территории деятельности регоператора № 1 объем образования отходов составляет 67% от общего объема образования отходов (по массе отходов) на территории Псковской области.

На территории деятельности регоператора № 2 — 33% от общего объема образования отходов (по массе отходов) на территории области.

При этом объем образования отходов на территории г. Пскова составляет 59% от общего объема образования отходов в зоне деятельности регоператора № 1.

ФАС считает, что при формировании аукционов в отношении г. Пскова, необходимо разбивать его территорию не менее чем на 3 лота.

Как было упомянуто выше, услуги по транспортированию ТКО на определенной территории в зоне деятельности регоператора выделяются в отдельный лот (пункт 9 Правил № 1133).

Под территорией подразумевается территория муниципального образования, что свидетельствует о необходимости проведения электронных аукционов по транспортированию ТКО в отношении каждого муниципального образования. К такому выводу приходит ФАС на основании норм пунктов 9, 10 Правил № 1133, а также пункта 8.3 Территориальной схемы обращения с отходами в Псковской области.

Вывод ФАС:

Формирование лотов путем объединения муниципальных образований, а тем более, объединения муниципальных образований, которые не имеют общей границы в один лот, имеют признаки действий, которые ограничивают или могут ограничить количество потенциальных участников торгов и привести к необоснованному росту затрат на осуществление деятельности по транспортированию твердых коммунальных отходов в отдаленных друг от друга муниципальных образованиях.

УФАС по Псковской области на 30 июля назначило к рассмотрению дело № 060/01/17–46/2019.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *