Изменения 2022 года в 275-фз о государственном оборонном заказе

Изменения 2022 года в 275-ФЗ о государственном оборонном заказе

Изменения в действующий Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»(далее – Закон № 275-ФЗ) вносятся двумя новыми федеральными законами:

Закон № 275-ФЗ дополняется новыми положениями, в частности полномочиями контролирующего органа на выдачу хозяйствующему субъекту требования о прекращении действий (бездействий), содержащих признаки нарушения законодательства в сфере гособоронзаказа. Так, указанное требование должно включать:

  • наличие оснований для его выдачи;
  • признаки нарушения;
  • перечень действий для устранения нарушений.

Срок исполнения такого требования устанавливается самим документом и должен быть не меньше 10 дней с момента его получения.

Требование будет выдаваться только в случае неисполнения обязанности хозяйствующего субъекта заключить контракт по государственному оборонному заказу в соответствии с ч. 6.1 ст. 6 действующей редакции (ст. 15.

9-1 Закона № 275-ФЗ в новой редакции). Ранее предусматривалась только выдача предписаний в случаях, установленных ст. 15.2 указанного закона.

После вступления в силу новых положений контролирующий орган сможет продлить срок исполнения предписания по ходатайству хозяйствующего субъекта, если у такового были объективные причины пропуска.

Срок продления исполнения предписания можно будет продлить не более чем на 180 календарных дней (ч. 3.1, ч. 3.2 ст. 15.9 Закона № 275-ФЗ в новой редакции).

В настоящий момент контролирующий орган лишен такой возможности.

Также предусматриваются изменения в части обеспечения исполнения госконтракта.

Так, при размещении гособоронзаказа на создание, поставку, модернизацию, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, в том числе космической техники и объектов космической инфраструктуры, обеспечение не требуется, если осуществляется банковское или казначейское сопровождение (ч. 2.1 ст. 6 Закона № 275-ФЗ в новой редакции).

Изменения коснутся и содержания документов (ч. 2 ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ), которые предоставляются для составления распоряжения о списании денежных средств с отдельного счета, открытого для расчетов по гособоронзаказу. Так, в них можно будет не делать ссылку на идентификатор госконтракта (ч. 2.1 ст. 8.5 Закона № 275 в новой редакции)

Поправки в части расширения полномочий контрольного органа и обеспечения госконтракта вступят в силу с 30 июня, а в части идентификатора – с 11 мая.

Основные изменения в закон о гособоронзаказе (ГОЗ) 275-ФЗ

Головной исполнитель обязан в первую очередь открыть спецсчет в территориальном казначействе. 

Это необходимо для того, чтобы была возможность указать в гос. контракте реквизиты для отправки аванса и выплат.

  •        Дальше два варианта: 
  • можно выбрать сделать весь объем работ 
  • поставить товар за свой счет
  • Подрядчики, у которых имеется головной исполнитель с договорами более 100 тысяч рублей – имеют возможность открыть счета. 
  • В данном случае оплату за товары и услуги казначейство до момента поставки или после нее. 

Как получить личные денежные средства. Каждый год появляется приказ о санкционировании оплат. В том случае, если вы хотите нужно внести предоплату, необходимо в платежном поручении указать назначение платежа.

Подробнее о данной возможности смотрите в приказе под номером 259н. Акты подрядчиком уже должны иметь подпись. 

      Отменяют все секреты. 

Нужно быть очень внимательным, в любое время могут потребовать по запросу государственных органов (в теч. 5 дней) Подготовьте следующие документы, это важно:

  • Документация в рамках контракта
  • Сведения обо всех привлеченных исполнителях, а именно: наименование, адрес, номер телефона руководителя,
  • ИНН, КПП и другие данные.

Из практики за последние месяцы можем с уверенностью сказать: запросы документы с исполнителей стал носить повсеместный характер.

        Выполнение ГОЗ:

При исполнении контрактов требуется выполнить действия: 

Осуществлять сохранность сведений, которые будут выступать в качестве гостайны, а также при отсутствии лицензии ФСБ; Главным составляющим будет являться идентификатор контракта Стоит обратить внимание на то, что необходимо будет вносить идентификатор госконтракта во все документы, которые имеют отношение к его исполнению, к их числу будут относиться договоры с субисполнителями, счет-фактуры и остальные бухгалтерские документы. В Противном случае могут возникнуть проблемы с получением денежных средств от заказчика. 

  1. Необходимо завести два спецсчета 
  2. Один – для обеспечения заявок, 
  3. другой – для расчетов с заказчиком. 
  4.  Пока контракт не будет выполнен, денежные средства, полученные по СГОЗ не могут применяться для удовлетворения нужд юр лица, то есть они могут применяться лишь на исполнение контракта или зарплату

Многие поставщики и исполнитель опасаются принимать участие в закупках ГОЗ, т.к на первый взгляд, все процедуры очень громоздкие и сложные. 

Рекомендуем пройти доступное и простое обучение в нашем университете, и вас не будет проблем с участием в закупках по ГОЗ. 

Заявку можете оставить на сайте Университета госзакупок.

Распродажа! Изменения 2022 года в 275-ФЗ о государственном оборонном заказе 12,000 ₽ 9,500 ₽

курс Курс 275-ФЗ ГОЗ Удостоверение – 72 часа  предназначен как для специалистов со стороны заказчика: Министерство обороны и Росатом, так и для специалистов со стороны исполнителей.

На курсе слушатели получат подробные разъяснения от экспертов особенности по вопросам казначейского и банковского сопровождения, разберут расчет трудоемкости, методы проверки обоснованности затрат на оплату труда.

Будут рассмотрены основные признаки нарушений, судебную практику по делам о превышении нормативов в сфере ГОЗ, разберут порядок учета трудоемкости, ознакомятся с инструкциями по учету себестоимости продукции на предприятиях ОПК.
После успешного прохождения итоговой аттестации слушатели получают удостоверение установленного образца.

275-ФЗ о государственном оборонном заказе в 2020 году — подводные камни, федеральный закон, изменениями

Изменения 2022 года в 275-ФЗ о государственном оборонном заказе

8   0   2515

Читайте также:  Может ли учредитель без доверенности действовать от имени ООО, например, открыть расчетный счет?

Зная особенности Федерального закона № 275 можно снизить вероятность возникновения недопонимания в области формирования государственных заказов в сфере обороны, а также при заключении соответствующего договора.

Закон о государственном оборонном заказе считается специальным по отношению к ФЗ-44, поскольку именно в нем указаны правила формирования, размещения и выполнения государственного оборонного заказа. Именно по этой причине целесообразно рассмотреть подробней Закон № 275-ФЗ.

Изначально необходимо знать, что под государственным оборонным заказом подразумевается реализация поставленной задачи в вопросе:

  • поставок;
  • исполнения обязанностей по выполнению работ;
  • предоставления конкретных услуг в сфере обеспечения безопасности страны;
  • поставки различного военно-технического сотрудничества с иными государствами.

275-ФЗ о государственном оборонном заказе в нынешнем году регулирует такие основные сферы, как:

Формирование Статья 5 Закона указывает на месячный период после утверждения Президентом России бюджета федерального уровня
Публикация 6 статья указывает на то, что Правительство России оставляет за собой право установить срок размещения гособоронзаказа
Исполнение В данном случае речь идет непосредственно о правах и обязанностях, которыми наделены стороны сделки
Наблюдение и контроль 15 статья Закона предусматривает возможность привлечения к дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в частности, непосредственно для виновных в нарушениях норм ГОЗ

Согласно с нормами Закона, сторонами-участниками оборонного заказа являются:

  • заказчик;
  • головной исполнитель, которым может выступать юридическое лицо, сформированное в четком соответствии с требованиями российского законодательства и подписавшее соответствующий контракт;
  • исполнитель, в роли которого может выступать лицо, взявшее на себя ответственность по исполнению гособоронзаказа и подписавшее контракт уже с головным исполнителем.

Стороны должны быть указаны в тексте соглашения. Обращая внимание на указанные особенности можно существенно снизить вероятность возникновения различного недопонимания.

Какие существуют подводные камни

Необходимо помнить, что создание государственного оборонного заказа основывается на:

  • военной доктрине России;
  • установленных обоснованных планов развития вооруженных сил;
  • разработанных целевых программ в сфере обороны государства и так далее.

В состав оборонного заказа может быть включено:

  • многочисленные работы в вопросе разработки нового технического вооружения, в том числе и во время модернизации;
  • поставки оружия и различной военной техники в качестве комплектующих к ним;
  • предоставление качественных квалифицированных услуг по ремонту и модернизации оружия и уже имеющейся на вооружение техники;
  • работы, которые направлены на уничтожение химического оружия;
  • строительство, реконструкция и дальнейшая утилизация имеющихся военных объектов и так далее.
  • Одновременно с этим нужно обращать внимание на то, что подробный порядок и правила разработки государственного оборонного заказа закреплены за Постановлением Правительства России № 1255 от декабря 2013 года.
  • Уже созданный заказ подлежит обязательному утверждению Правительством России в течении 30 календарных дней после утверждения госбюджета.
  • Государственные закупки в сфере оборонного заказа осуществляются в четком соответствии с правилами Закона № 44, беря во внимание такие немаловажные положения, как:
Во время размещения конкретного государственного оборонного заказа на производство (изготовление) Модернизацию и возможную ликвидацию вооружения, по отношению к которому будет осуществляться соответствующее банковское сопровождение, причем обеспечение исполнения работ по подписанному государственному контракту не требуется
Документы относительно закупки Должны включать в себя полное наименование и товарные знаки в частности конкретного вооружения
Подписание государственного контракта непосредственно по гособоронзаказу Является обязательным для единственных поставщиков, установленного нормами России при условии, что подобное соглашение дает возможности гарантировать достаточный уровень дохода, на основании Постановления Правительства России № 208
Подписание соответствующего договора относится к обязательной процедуре Непосредственно для государственных унитарных компаний и иных уполномоченных юридических лиц, которые занимают лидирующие положения на рассматриваемом рынке, вследствие чего иные потенциально возможные исполнители не были установлены по завершению открытых торгов
Формирование шаблона и его дальнейшее подписание является обязательной процедурой для юридических лиц и компаний из иных форм собственности Которые в четком соответствии со статьей 14 Федерального закона № 275 занимают лидирующие позиции. При этом к единственному условию принятия решения об отказе относят технологические либо экономические основания
Период формирования заказа В рассматриваемом направлении определяется федеральной исполнительной властью

Необходимо также обращать пристальное внимание на то, что регулирование цен заказов в рассматриваемой области происходит с помощью:

Определения списка товаров по конкретному заказу На которые распространяются нормы регулирования. В четком соответствии с принятым Распоряжением исполнительной власти в лице Правительства в июне 2013 года, в него были включены не только самолеты, но и разные виды танков, средства связи, ракеты и многое другое
Утверждение отдельных правил расчета первоначальной стоимости договора Такое Положение устанавливается Правительством России № 407 от апреля 2015 года
Применение многочисленных видов цен
Учет в стоимости продукции Осуществление в пределах оборонного заказа расход, осуществляемых на основании его формирования и реализации
Регистрация стоимости Непосредственно при оборонном заказ
Иными способами Которые разработаны и закреплены нормами рассматриваемого Закона

Следует обращать внимание на то, что во время формирования заказа у уполномоченных поставщиков могут применяться такие разновидности цены, как:

Уточняемая В данном случае речь идет об использовании, если отсутствуют сведения для возможности применения фиксированного размера стоимости. В качестве примера такой ситуации, может послужить возможная поставка товара, цикл которого превышает отметку в 3 года
Стоимость, которая дает возможность говорить о возмещении затрат Которые напрямую связаны с оформлением соответствующего соглашения – может быть задействовано в том случае, если же на период заключения юридически значимой сделки невозможно было установить полную сумма расходов. При этом она может быть еженедельная
Читайте также:  Продление патента по каникулам

Следует обращать внимание на возможность применения фиксированной суммы в иных ситуациях.
Последние внесенные изменения

Изначально нужно помнить, что последние поправки были внесены в сентябре 2017 года (последняя редакция), в частности:

Были добавлены сведения о том, что во время формирования заказа вооружения, военной и различной спецтехники А также ракет и космических аппаратов, нет необходимости в обеспечении соответствующим договором. Однако такое возможно при наличии банковского сопровождения
Была изменена, а точнее, конкретизирована обязанность заказчика отправлять в банк оповещение По факту исполнения обязанность на основании подписанного ранее соглашения
Повышен лимит суммы оплаты затрат до 5 миллионов рублей в месяц При условии использования отдельного расчетного счета в случае банковского сопровождения
  1. Обращая внимание на указанные поправки можно исключить вероятность возникновения различного недоразумения.
  2. Напоследок можно сказать — рассматриваемый законодательный акт играет немаловажную роль в вопросе формирования государственных заказов в сфере обороны.
  3. Именно в нем подробно изложен порядок и правил подписания соглашений между заказчиком и исполнителем, а также иные немаловажные особенности.
  4. Видео: о сложностях в работе с государственным оборонным заказом

Обзор изменений законодательства о гособоронзаказе с мая 2021 года

Изменения в правилах предоставления обеспечения контракта, контроля гособоронзаказа и составления документов исполнителей и другие поправки вступили в силу с мая 2021 года. Мы сделали краткий обзор нововведений. 

30 июня 2021 года вступил в силу Федеральный закон № 132-ФЗ, и он изменил законодательство о гособоронзаказе.

В частности, перестали требовать обеспечения контракта на создание, поставку, модернизацию, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и спецтехники, в т. ч.

космической техники и объектов космической инфраструктуры, для которых проводится не только банковское, но и казначейское сопровождение. Это прописано в ч. 2.1 ст. 6 Закона о ГОЗ в последней версии.

Еще законодатели скорректировали положения о контроле в сфере государственного оборонного заказа, добавили новые нормы о полномочиях контролирующего органа.

Ему предоставили право требовать от хозяйствующего субъекта прекратить действия (бездействие), в которых есть признаки правонарушения законодательства о гособоронзаказе.

Это будет выражаться в специальном документе — требовании. В этом документе содержится такая информация:

  • поводы для его составления;
  • признаки нарушения;
  • перечень действий, чтобы устранить нарушения.

Срок для выполнения пропишут в требовании, но как минимум 10 дней с момента его получения будет у исполнителя для устранения.

Требование исполнитель получит, только если не исполнил обязанность подписать контракт по ГОЗ по ч. 6.1 ст. 6 в последней редакции (ст. 15.9-1 № 275-ФЗ в новой редакции).

До вступления в силу нововведений законодательством о гособоронзаказе предписания выдавались только в случаях, которые установлены:

Все эти изменения распространяются на правоотношения, которые возникли между сторонами с 1 января 2021 года.

Что изменилось в мае 2021 года

С 11 мая 2021 года заработали изменения по федеральному закону № 133 от 30 апреля 2021 года.

Этот закон исключил из 275-ФЗ избыточные требования к документам, которые передаются, чтобы составить распоряжения о списании денег с отдельного счета, который открыт для расчетов по ГОЗ.

Прописали, что в этих документах можно не указывать идентификатор контракта. Это закреплено в ч. 2.1 ст. 8.5 275-ФЗ в последней редакции.

С 26 мая 2021 года вступил в силу Федеральный закон № 156-ФЗ от 26.05.2021, который дополнил законодательство о гособоронзаказе положением о том, что правительство для обеспечения и стимулирования выполнения государственного оборонного заказа вправе в числе прочего устанавливать порядок организации сервисного обслуживания вооружения и военной техники.

Закупки гособоронзаказа по 275-ФЗ

Предприятия российского оборонного комплекса при проведении закупочных процедур должны строго следовать 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». 

Закон о государственном оборонном заказе регулирует условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и реализацию военно-технической продукции на международные рынки.

Иными словами, он удовлетворяет федеральные нужды оборонного комплекса с соблюдением требований законодательства, обеспечивая тем самым безопасность страны. Закон определяет порядок государственного регулирования цен на производимую продукцию в рамках заказов для области обороны.

Заказчики по 275-ФЗ нуждаются в разного рода продукции: начиная от канцтоваров и заканчивая закупкой секретных приборов, но рынок испытывает нехватку субподрядчиков для выполнения подобных контрактов. Многих отпугивают особенные условия участия и их отличие от классической процедуры госзакупки.

Заказчик

  • Государственный заказчик в рамках исполнения государственного оборонного заказа — это Министерство Обороны РФ, МВД, ФСБ, ФСИН, Роскосмос, Росатом.
  • На первый взгляд процедура ничем не отличается: как и другие госзаказчики, они публикуют закупку на сайте, выбирают способ определения поставщика, назначают начальную максимальную цену.
  • Но существует ряд принципиальных отличий:
  • цена контракта должна быть строго обоснована;
  • сделка отличается прозрачностью в финансовых операциях между участниками;
  • исполнитель должен предоставлять отчетность по первому запросу заказчика и Федеральной антимонопольной службы.

Для качественного исполнения требований закона заказчик наделен рядом обязанностей:

  • он разрабатывает с привлечением головного исполнителя перечни продукции по государственному оборонному заказу и предложения по их объему;
  • проводит организационные мероприятия по размещению соответствующей закупки;
  • рассчитывает НМЦК в рамках конкурентных закупок и закупок по гособоронзаказу у единственного поставщика;
  • непосредственно заключает госконтракты и контролирует их исполнение;
  • в обязательном порядке присваивает каждому контракту его идентификатор, с помощью которого далее будет осуществляться контроль по договорному исполнению;
  • использует для расчетов только спецсчет, открытый в уполномоченном банке;
  • контролирует целевое использование средств из бюджета, полученных исполнителем в рамках исполнения гособоронзаказа.
Читайте также:  Документы на регистрацию ИП в сервисе 1С-Старт

Поставщик

В закупках оборонного комплекса могут участвовать любые юридические лица, если они:

  • не имеют задолженности перед Федеральной налоговой службой;
  • не числятся в перечне оффшоров;
  • не относятся к потенциально опасным предприятиям, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду.

Исполнителями гособоронзаказов не могут быть индивидуальные предприниматели, физические лица и иностранные компании.

Исполнители государственных контрактов бывают двух уровней:

  • головные исполнители — это юридические лица, с которыми непосредственно заключен контракт;
  • исполнители второго уровня — это привлеченные субподрядчики.

Исполнителей первого и второго уровней принято называть кооперацией.

Головной исполнитель и исполнитель второго уровня имеют ряд обязанностей. Функции первых:

  • определяют состав исполнителей по контрактам и обосновывают с ними подробности государственного оборонного заказа, контрактов с ориентировочной ценой;
  • определяют основные условия финансирования: наличие авансов и выбор банка для открытия специального счета;
  • до подписания контракта раскрывает состав кооперации;
  • обеспечивает возможность контролировать процесс заказчику;
  • предоставляет любую информацию по запросу государственного заказчика и обосновывает изменения цен.

В обязанности исполнителей второго уровня входит:

  • обеспечить необходимые поставки продукции по государственному оборонному заказу;
  • соблюдать режим открытия спецсчета;
  • предоставляет информацию по запросам государственного заказчика, органам финансового мониторинга или головного исполнителя;
  • предоставляет головному исполнителю сведения о каждом случае привлечения в рамках кооперации контракта новых исполнителей.

Особенности банковского сопровождения

Основным требованием и главным отличием закупки по 275-ФЗ является открытие специальных счетов в уполномоченных банках. Такие жесткие условия созданы для усиленного контроля со стороны заказчика.

Все расчеты между исполнителем и заказчиком будут проводиться с помощью такого счета, а открыть его можно только лишь в определенных банковских учреждениях.

Вот перечень банков от сайта Центробанка:

  • Банк ВТБ (ПАО);
  • ПАО Сбербанк;
  • Банк ГПБ (АО);
  • ОАО «АБ «Россия»;
  • АКБ «Российский капитал» (ПАО);
  • АО АКБ «Новикомбанк»;
  • ОАО «Банк Москвы»;
  • АО «Россельхозбанк»;
  • Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

В рамках исполнения каждого контракта открывается отдельный счет.Тоже самое применимо и к субподрядчикам.

Все счета в рамках контракта обозначены общим идентификатором. Так банк и ФАС будут отслеживать все манипуляции с деньгами. Банк, в свою очередь, обязан отправлять сведения по счету в единую информационную систему гособоронзаказа. По исполнению контракта счета закрываются.

Для обеспечения целевого использования число операций ограничено. С помощью такого счета можно:

  • выводить прибыль по окончании госконтракта на основании подтверждающих документов;
  • возмещать затраты от поставщика в случае приобретения материалов за свой счет;
  • оплачивать налоги и сборы;
  • перечислять заработную плату работникам;
  • оплачивать расходы чрезвычайного характера до 3 000 000 рублей в месяц. К ним относят незапланированные командировочные и транспортные обязательства.

ФЗ запрещает использовать полученные деньги на цели, которые не имеют отношения к исполнению государственного оборонного заказа. Распоряжаться по своему усмотрению вы ими сможете исключительно после завершения контракта.

Государственное регулирование цен

Для более эффективного использования бюджетных средств и учета интересов государственного заказчика и исполнителя, цены на продукцию в рамках гособоронзаказа регулируются государством. Здесь у вас не будет возможности завысить цену и предлагать более дорогостоящие сопутствующие исполнению договора услуги. На любое отличие цены от рыночной, необходимо предоставлять разумное обоснование.

Текст договора должен раскрывать информацию о планируемом размере прибыли с указанием точной себестоимости продукции и понесенных затратах.

Надзор и проверка

275-ФЗ открывает для Федеральной антимонопольной службы неограниченные возможности.

ФАС предоставляется возможность полностью контролировать процесс выполнения гособоронзаказа.

У вас могут затребовать абсолютно любую информацию вплоть до персональной.

Служба может выдавать предписания и накладывать штрафы на нарушителей. На самом деле, если вы работаете честно, своевременно оплачиваете налоги и не состоите в родственных связях с заказчиком, бояться нечего.

Для своевременного исполнения и контроля за качеством произведенной продукции непосредственно на предприятиях существуют Военные представительства Министерства обороны РФ, которые осуществляют приемку товара. Также они участвуют в подготовке и согласовании проекта контракта на поставку военной продукции, следят за выполнением научно-исследовательских работ и выдают заключения об обоснованности цены.

Ответственность и штрафы

Департаментом государственного оборонного заказа при правительстве Российской Федерации разработана система наказания за ненадлежащее исполнение договорных обязательств.

Любые нарушения и несоблюдения условий контракта приведут к его досрочному расторжению. К ним относят срыв сроков и порядка оплаты товаров, работ и услуг исполнителей гособоронзаказа.

Должностные лица за подобные нарушения могут быть оштрафованы на сумму 50-100 тысяч рублей и такая практика предусмотрена действующим законодательством. Срок исковой давности для рассмотрения дел такой категории увеличен до 3 лет с момента выявления факта правонарушения.

Изменения с 2020 года

2020 год ознаменован большим количеством нововведений. Так, изменения затронули и 275-ФЗ. В новой редакции они вступили в законную силу с 8 января.

  1. Расширился список уполномоченных банков . ПАО «Промсвязьбанк» признан опорным для проведения расчетов и операций по оборонно-промышленному комплексу.
  2. Дополнены обязанности заказчика. Теперь они обязаны согласовывать банк с головным исполнителем и заключать соответствующие договоры, а также обеспечивать заключение контрактов на определенную сумму.
  3. Правительство РФ получило расширенные полномочия в финансировании программ гособоронзаказа для их качественной реализации.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *