Изменили правила составления смет для госконтрактов на строительство, реконструкцию объектов капстроительства

Изменили правила составления смет для госконтрактов на строительство, реконструкцию объектов капстроительства

Содержание

1. Новые правила обоснования НМЦК

2. Новые правила изменения контрактов

3. Новая методика составления смет

4. Видео инструкция «Тендеры, госзакупки (строительство): общие вопросы, плюсы и минусы работы. Участие в тендерах»

       Министерство строительства разместило проект приказа, утверждающего новый регламент для закупок на подготовку проектной документации или выполнение инженерных изысканий, выполнение строительных работ, реконструкции или капремонта объектов капитального строительства для реализации нацпроектов.

Скачать проект приказа Министерства строительства об утверждении новых правил для тендеров на разработку проектной документации

Скачать приложение № 1 к проекту приказа об определении НМЦК

Скачать приложение № 2 к проекту приказа об изменении цены контракта

Скачать приложение № 3 к проекту приказа о методике составления сметы

  Хотите выиграть в запросе котировок?

            Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!

  Выиграть котировку

1. Новые правила обоснования начальной (максимальной) цены контракта

Отныне начальную (максимальную) цену контракта будут определять по ценам на период исполнения контракта с применением укрупненных нормативов цены строительства (НЦС).

При отсутствии таковых следует воспользоваться стоимостными показателями, принятыми в сметной документации и указанными в проектных документах объекта капитального строительства, аналогичного по назначению, проектной мощности, конструктивным решениям, природным и прочим условиям территории, на которой планируют строить (далее — стоимостные показатели объектов-аналогов).

Сметная документация должна иметь положительное заключение после проверки достоверности сметной стоимости. Главное условие: по ч. 2 ст. 8.3 Гражданского Кодекса, сметную стоимость строительства таких объектов обязаны проверить соответствующие органы.

При отсутствии НЦС и стоимостных показателей объектов-аналогов, НМЦК формируется при помощи стоимостных показателей отдельных видов затрат или конструктивных решений объектов капитального строительства, идентичных по техническим, технологическим, конструктивным характеристикам, специфическим особенностям и условиям строительства соответствующим видам затрат или конструктивным решениям объекта строительства, который планируется создать (далее — стоимостные показатели конструктивных решений-аналогов). Сметная документация, используемая для вычисления стоимостных показателей конструктивных решений-аналогов, должна иметь положительное заключение после проверки на достоверность определения сметной стоимости. Главное условие: по ч. 2 ст. 8.3 Гражданского Кодекса, сметную стоимость строительства таких объектов обязаны проверить соответствующие контролирующие органы.

Определить и обосновать НМЦК по новым правилам можно любым из указанных способов. В расчет НМЦК в целом по объекту закупки включают траты на подготовку проектной документации или выполнение инженерных изысканий, затраты на строительные работы, реконструкцию или капремонт объекта капстроительства и издержки на поставку медоборудования (при наличии в проекте обязательства поставки).

1) Определяют НМЦК с использованием показателей НЦС при условии сопоставимости назначения, проектной мощности и других характеристик объекта-представителя, который учтен в показателе НЦС и планируется к возведению объекта капстроительства.

2) Определяют и обосновывают НМЦК путем составления расчетов на основе стоимостных показателей объектов-аналогов, принимают объекты-аналоги, которые соответствуют критериям по приказу Министерства строительства № 662/пр от 16 октября 2018 г.

3) Определяют НМЦК с показателями НЦС в уровне цен периода выполнения контракта, применяют главу IV методики разработки и применения укрупненных НЦС. Эта методика утверждена приказом Министерства строительства № 314/пр от 29 мая 2019 г.

  • 4) Определяют НМЦК со стоимостными показателями конструктивных решений-аналогов учитывают условие идентичности (сопоставимости) конструктивных решений-аналогов и конструктивных решений объекта капитального строительства, который планируют построить.
  • Основные критерии идентичности:
  • — состав (структура) затрат,
  • — ресурсы,
  • — условия для работы.
  • 4) Определяют начальную цену контракта со стоимостными показателями объектов-аналогов и одновременно стоимостными показателями конструктивных решений-аналогов пересчитывают стоимостные показатели объектов-аналогов или конструктивных решений-аналогов применительно к условиям возведения объекта капитального строительства.
  • Для пересчета стоимостных показателей объектов-аналогов и конструктивных решений-аналогов из уровня цен на дату утверждения проектной документации в уровень на дату определения НМЦК, применяют индексы цен Росстата на продукцию инвестиционного назначения по видам экономической деятельности.

Также используются индексы фактической инфляции, установленные региональными властями при закупках на средства регионального бюджета.

Для пересчета стоимостных показателей объектов-аналогов и конструктивных решений-аналогов из уровня цен на дату определения НМЦК в уровень периода исполнения контракта, применяются индексы-дефляторы по строке «Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования», размещенные Министерством экономики и развития в базовом варианте социально-экономического прогноза развития России в течение планового периода.

Помимо этого, используют прогнозные индексы инфляции, установленные региональными властями, при закупке на средства регионального бюджета. НМЦК определяется с учетом налога на добавленную стоимость (НДС). Исключением являются случаи, когда в рамках налогового законодательства данный налог не взимается. Итоги определения НМЦК заносят в протокол.

2. Новые правила изменения контрактов

  1. Изменять контракты на возведение объектов капитального строительства «под ключ» в рамках национальных проектов станут когда:
  2. — сметная стоимость строительства, реконструкции, капремонта объекта капитального строительства, определенная по итогам проверки на достоверность в ходе государственной экспертизы проектной документации, превышает цену контракта;
  3. — цена контракта превышает сметную стоимость строительства, реконструкции, капремонта объектов капитального строительства, определенную в результате проверки на достоверность ее определения в ходе государственной экспертизы проектной документации.

Цена контракта будет изменяться после выполнения обязательств, связанных с подготовкой проектной документации либо выполнением инженерных изысканий, и получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и проверки достоверности определения сметной стоимости. Оформление поправки производится при помощи дополнительного соглашения.

Цена, согласно новым правилам останется неизменной при выполнении строительных работ, реконструкции или капремонту объекта капитального строительства. В случае изменении цены контракта придется применять: статистические сведения об индексах цен Росстата на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения по видам экономической деятельности (строительство).

Еще используют индексы фактической инфляции (если есть), которые установлены региональными властями, если закупают на деньги из регионального бюджета.

Эти индексы фактической инфляции применяются, когда пересчитывают сметную стоимость строительства из уровня цен на дату утверждения проектной документации в уровень на дату определения НМЦК; индексы-дефляторы Минэкономразвития по строке «Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)» или прогнозные индексы инфляции (если есть), которые установлены региональными властями, если закупка осуществляется на средства регионального бюджета. Данные индексы прогнозной инфляции применяются при пересчете сметной стоимости строительства из уровня цен на дату определения НМЦК в уровень соответствующего периода реализации проекта.

Изменять будут по следующей формуле: стоимость договора уменьшат по формуле для изменения контракта, если цена контракта, которую определили по итогам закупки после выполнения обязательств по контракту, связанных с подготовкой проектной документации или выполнением инженерных изысканий, получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и проверки достоверности сметной стоимости, превышает сметную стоимость строительства, реконструкции, капремонта объекта капстроительства, которая определена в ходе проверки на предмет достоверности ее определения.

3. Новая методика составления смет

Смета контракта будет составляться и оформляться дополнительным соглашением после получения положительного заключения экспертизы проектной документации и изменения цены контракта по новому порядку.

Составлять смету контракта будет нужно на основе ее проекта, который составят согласно правилам раздела VI порядка определения НМЦК в закупках в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования). Данный регламент утвержден приказом Министерства строительства № 841/пр от 27 декабря 2019 г.

Готовую смету надо будет составлять и изменять по методике составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капстроительства. Данная методика утверждена тем же приказом министерства.

Хотите участвовать в тендерах с авансом от заказчика?

         Для вас — самая полная база государственных и коммерческих тендеров с авансированием от 30% до 100%!

Заключить контракт с авансированием

4. Видео инструкция «Тендеры, госзакупки (строительство): общие вопросы, плюсы и минусы работы. Участие в тендерах»

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Читайте также:  Новая статья Трудового кодекса регулирует правила кадрового ЭДО

Обратно к списку

Минстрой России утвердил изменения в Методике составления сметы контракта

Приказом Минстроя России №728/пр от 7 октября 2021 г. установлены особенности внесения изменений в смету контракта в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы.

Документ определяет порядок внесения изменений в смету контрактов, заключенных до 1 октября 2021 г. Приказ был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru и вступил в силу 13 декабря 2021 года.

Приказ Минстроя России «О внесении изменений в Методику составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2019 г.

№ 841/пр» направлен на реализацию механизмов поддержки строительной отрасли. Использование таких механизмов позволяет участникам рынка корректировать цену контракта в условиях существенного удорожания строительных ресурсов и тем самым обеспечить выполнение крупных государственных инвестпроектов без сбоев и задержек.

Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1315 от 9 августа 2021 года подрядчики получили право по согласованию с заказчиками увеличивать цену госконтрактов в пределах 30%. Эта мера поддержки распространялась на действующие контракты, заключенные до 1 июля 2021 года.

Позднее Правительством было принято решение об увеличении срока действия механизма компенсации затрат застройщиков в связи с удорожанием стоимости строительных ресурсов.

В Методике изложены правила и алгоритмы расчета изменения (увеличения) цены контракта в связи с существенным возрастанием стоимости строительных ресурсов поставки подрядчика.

Согласно новой редакции Методики внесение изменений в смету контракта осуществляется при условии, что контракт заключен до 1 октября 2021 года и обязательства по нему не исполнены на дату заключения соглашения об изменении его условий.

При этом существенное возрастание стоимости строительных ресурсов поставки подрядчика не приводит к увеличению цены контракта более чем на 30 процентов, а физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения не меняются. 

В соответствии с изменениями в пункте 14 Методики обоснование существенного возрастания стоимости строительных ресурсов, оказывающего влияние на увеличение цены контракта, оформляется подрядчиком в письменной форме в виде предложения подрядчика с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение в соответствии с объемами работ и затрат, предусмотренными контрактом.

Минстроя России от 15.10.2020 N 41307-ИФ/09

  • МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
  • ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ПИСЬМО
  • от 15 октября 2020 г. N 41307-ИФ/09
  • Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по вопросу разграничений функций и определения затрат на осуществление строительного контроля и авторского надзора сообщает.
  • Согласно части 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 53 Кодекса установлено, что строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

Порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» (далее — Положение N 468).

В соответствии с частью 1 статьи 53 Кодекса проверка соответствия выполняемых работ проектной документации является одной из составляющей строительного контроля.

Проведение указанных работ является в силу статьи 53 Кодекса обязательным, тогда как привлечение лица, осуществляющего подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (авторский надзор), согласно части 2 статьи 53 Кодекса осуществляется по инициативе застройщика или технического заказчика.

В отношении отдельных объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, Правительством Российской Федерации в установленных им случаях принимается решение о проведении строительного контроля Минстроем России или подведомственным Минстрою России государственным (бюджетным или автономным) учреждением (ч. 2.1 ст. 53 Кодекса).

Согласно пункту 41 Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г.

N 716 (далее — Правил формирования ФАИП) для осуществления строительства объектов капитального строительства производственного назначения, а также крупных объектов капитального строительства непроизводственного назначения по индивидуально разрабатываемым проектам может быть создана дирекция строительства (далее — дирекция), которая выполняет функции технического заказчика.

Согласно пункту 40 Правил формирования ФАИП функции государственного заказчика (технического заказчика) осуществляются в пределах средств, предусмотренных на его текущее содержание.

Приказом Минстроя России от 2 июня 2020 г. 297/пр утверждена Методика определения затрат на осуществление функций технического заказчика (зарегистрирован в Минюсте России 16 июля 2020 г.

за N 58980), которая предназначена для применения при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в соответствии с частью 1 статьи 8.

3 Кодекса (далее — Методика N 297).

Согласно пункту 4 Методики N 297 Затраты на осуществление функций технического заказчика в случае финансового обеспечения его деятельности за счет капитальных вложений, выделяемых на строительство объектов капитального строительства, определяются расчетом, согласованным застройщиком, с учетом численности работников технического заказчика и включаются в графы 7 и 8 главы 10 «Содержание службы заказчика. Строительный контроль» сводного сметного расчета стоимости строительства в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации на строительство объекта капитального строительства в составе проектной документации, без учета налога на добавленную стоимость.

В случае, если функции технического заказчика по объекту капитального строительства осуществляет уполномоченная застройщиком организация, деятельность которой финансируется за счет целевых средств, выделяемых на ее текущее содержание на основании утвержденной в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке в рамках лимитов бюджетных обязательств, и иных средств, не предусмотренных в абзаце первом настоящего пункта, затраты на осуществление функций технического заказчика в сводный сметный расчет стоимости строительства не включаются.

В силу статьи 12 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон N 169-ФЗ) архитектор и юридическое лицо на основании договора с застройщиком имеют право осуществлять авторский надзор за строительством архитектурного объекта.

Положениями градостроительного законодательства установлено, что осуществление строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте обязательное, а проведение авторского надзора возможно только в том случае, если в проектной документации имеется архитектурная часть.

При этом застройщик либо подрядчик вправе не привлекать автора архитектурного проекта с его согласия к разработке документации для строительства и к авторскому надзору за строительством архитектурного объекта при условии реализации архитектурного проекта без изменений (статья 20 Закона N 169-ФЗ).

Читайте также:  Как правильно отражать совместителей на поставки у одного работодателя в отчете П 4 для статистики?

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 39 и частью 1 статьи 41 Федерального закона от 30 декабря 2009 г.

N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Технический регламент) строительный контроль является обязательной формой оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса), а авторский надзор — добровольной.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 2 Технического регламента авторский надзор — это контроль лица, осуществившего подготовку проектной документации, за соблюдением в процессе строительства требований проектной документации.

В соответствии с пунктом 4.6 СП 48.13330.2019 «СНиП 12-01-2004 Организация строительства», утвержденного приказом Минстроя России от 24 декабря 2019 г. N 861/пр (далее — СП 48.13330.

2019), в базовые функции застройщика на период строительства входят как проведение строительного контроля застройщика (технического заказчика), так и привлечение для авторского надзора за строительством объекта лица, осуществляющего подготовку проектной документации, либо лица, обладающего соответствующими квалификационными требованиями в области подготовки проектной документации.

В силу пункта 9.2 СП 48.13330.

2019 лицо, осуществляющее подготовку проектной документации (проектная организация), осуществляет авторский надзор согласно положениям Свода правил «Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений», утвержденным приказом Минстроя России от 19 февраля 2016 г. N 98/пр (далее — СП 246.1325800.2016). Кроме того, установлено, что при строительстве опасных производственных объектов, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также при приспособлении объекта культурного наследия для современного использования осуществляется обязательный авторский надзор проектной организации. В остальных случаях он осуществляется по решению застройщика (технического заказчика). Порядок осуществления и функции авторского надзора установлен СП 246.1325800.2016.

Следует отметить, что СП 246.1325800.2016 включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный приказом Росстандарта от 2 апреля 2020 г. N 687.

Авторский надзор, выполняемый проектной организацией, осуществляется во взаимодействии со специалистами, осуществляющими строительный контроль в соответствии с пунктом 3 Положения N 468 (пункт 4.7 СП 246.1325800.

2016), на основании договора (контракта), заключенного между застройщиком, заказчиком, техническим заказчиком и проектировщиком, или организационно-распорядительного документа в случае, если проектировщиком является одно из структурных подразделений заказчика или подрядчика (пункт 6.1 СП 246.1325800.2016).

В соответствии с требованиями, установленными пунктом 31 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г.

N 87 (далее — Положение N 87), средства на строительный контроль входят в состав сводного сметного расчета стоимости строительства (глава 10 сводного сметного расчета), являющегося неотъемлемой частью сметы на строительство объектов капитального строительства, включаемой в раздел 11 проектной документации.

Порядок составления сметной документации и определения сметной стоимости регламентирован Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. N 15/1 и действующей в части, не противоречащей градостроительному законодательству.

В соответствии с пунктами 4.89 и 4.91 МДС 81-35.

2004 в главу 12 «Проектные и изыскательские работы, авторский надзор» включается проведение авторского надзора проектных организаций за строительством (капитальным ремонтом), а средства на его проведение рекомендуется определять расчетом исходя из текущего (прогнозного) уровня цен, но не более 0,2% от полной сметной стоимости, учтенной в главах 1 — 9 сводного сметного расчета, и включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета, а объем средств, необходимый для осуществления строительного контроля, рассчитывается в порядке, установленном Положением N 468.

Дополнительно сообщается, что приказом Минстроя России от 4 августа 2020 г.

N 421/пр утверждена Методика определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 сентября 2020 г., регистрационный N 59986) (далее — Методика N 421), который вступил в силу с 5 октября 2020 года.

  1. Методика N 421 определяет единые методы формирования сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства.
  2. Пунктами 162 — 168 Методики N 421 предусмотрено, что:
  3. — затраты на содержание технического заказчика и затраты заказчика на проведение строительного контроля при строительстве включаются в главу 10 сводного сметного расчета в графы 7 и 8;
  4. — средства на содержание технического заказчика определяются на основании расчета в соответствии с положениями сметных нормативов, сведения о которых включены в Федеральный реестр сметных нормативов (ФРСН);
  5. — при осуществлении строительного контроля техническим заказчиком к средствам на содержание технического заказчика дополнительно включаются расходы на проведение строительного контроля;
  6. — затраты на содержание технического заказчика не учитываются в сводном сметном расчете в случае, если функции технического заказчика осуществляет уполномоченная застройщиком организация, деятельность которой финансируется за счет целевых средств, выделяемых на ее текущее содержание, на основании бюджетной сметы, утвержденной в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке в рамках лимитов бюджетных обязательств;
  7. — размер затрат на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяется исходя из общей стоимости строительства с применением нормативов, приведенных в приложении к Положению N 468;
  8. — расчет затрат на осуществление строительного контроля осуществляется в текущем уровне цен от итогов глав 1 — 9 сводного сметного расчета стоимости строительства (графы 4, 5, 6) (за исключением расходов на приобретение земельных участков), и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой «Строительный контроль» (графы 7, 8);
  9. — при применении ресурсного и ресурсно-индексного методов для определения нормативов расходов на осуществление строительного контроля сметная стоимость строительства в базисном уровне цен рассчитывается как отношение сметной стоимости в текущем уровне цен к соответствующим индексам изменения сметной стоимости, примененным при составлении сметной документации.

Включение затрат на осуществление авторского надзора согласно пункту 173 Методики N 421 допускается по объектам, обязательное проведение авторского надзора по которым предусмотрено законодательством Российской Федерации, а также по решению заказчика при согласовании с главным распорядителем средств соответствующего бюджета (за исключением случаев, когда заказчиком является главный распорядитель бюджетных средств). Лимит затрат на проведение авторского надзора определяется в размере 0,2 процентов от итога графы 8 глав 1 — 9 сводного сметного расчета и включается в графы 7 и 8.

При этом пунктом 174 Методики N 421 установлено, что лимит затрат на проведение авторского надзора не учитывает стоимость проезда лиц, осуществляющих авторский надзор, на объект строительства и обратно. Данные затраты определяются дополнительно в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации, и включаются в главу 12 сводного сметного расчета (графы 7 и 8).

И.Э.ФАЙЗУЛЛИН

С 2022 года bim-методики станут обязательными для госзаказчиков

 Российская ГазетаРоссийская Газета

«Масштабные задачи и их достижение невозможно без внедрения инновационных методов, и, конечно, приоритетное значение здесь имеет в том числе цифровизация», — отмечает заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Александр Козлов.

С января 2022 года формирование и ведение информационной модели объекта становится обязательным для заказчика, застройщика, технического заказчика и эксплуатирующей организации. Это ставит перед профессиональным сообществом целый ряд задач, которые предстоит выполнить в сжатые сроки.

Сегодня по всей стране происходит обучение проектировщиков, обновление технического оборудования и внедрение соответствующего программного обеспечения. А для оптимизации экспертных процедур формируется единая система Главгосэкспертизы на базе единой цифровой платформы. К концу года она заработает почти для всех государственных экспертных организаций.

Читайте также:  Можно ли будет ип стать самозанятым в 2022 году?

Кроме того, весь прошлый год шла подготовка необходимой нормативной правовой базы.

В частности, были утверждены понятия цифровой модели объекта капитального строительства, выпущено очередное обновление классификатора строительной информации (КСИ).

В его создании активное участие принимают представители профессионального сообщества.

Как рассказал председатель Общественного совета при Минстрое России Сергей Степашин, внесение поправок и изменений в КСИ стало важным этапом на пути развития BIM-проектирования в России.

В строительном сообществе существуют и опасения, связанные с тем, что переход на BIM-моделирование не удастся осуществить в положенные сроки

«В 2021 году проводится работа по применению классификатора на пилотных моделях в строительстве жилого, промышленного, дорожного назначения, — рассказал он.

— Также Общественный совет принял активное участие в формировании нормативного поля для внедрения BIM-поправок в Градостроительной кодекс РФ, ряда постановлений правительства РФ и методических рекомендаций, которые заложили основы применения BIM».

Уже сейчас эту технологию активно используют ведущие строительные компании страны. В портфеле инвестиционно-строительных проектов таких крупнейших компаний, как «Мостотрест», «Газпром нефть», Росавтодор, «РЖД», Госкорпорация «Росатом», технологии BIM представлены в полном объеме.

Крупнейшими реализованными проектами в России с их использованием стали олимпийские объекты в Сочи, футбольные стадионы к ЧМ по футболу 2018 года, космодром Восточный и другие.

С помощью BIM российской компании «Горпроект» удалось спроектировать самое высокое здание в Европе — башню «Лахта-Центр» в Санкт-Петербурге.

Разработка проектных решений в информационной модели с последующим автоматизированным выпуском необходимых чертежей началась в 2019 году и в рамках программы реновации Москвы. Согласно сообщениям представителей столичных властей, первый такой дом по реновации сдадут в Москве в начале 2023 года.

Однако в строительном сообществе существуют и опасения, связанные с тем, что переход на BIM-моделирование для бюджетного строительства едва ли удастся осуществить в положенные сроки.

Так, в Национальном объединении строителей (НОСТРОЙ) по итогам тематических «круглых столов» и встреч с членами СРО отмечают, что в профессиональном сообществе сформировалось два основных взгляда на перспективы внедрения ТИМ.

Представители одной точки зрения полагают, что поставленная задача по переходу гособъектов на BIM с января 2022 года практически невыполнима: крайне мало времени для обучения людей, а программное обеспечение не приведено к единому стандарту.

При этом дороговизна оборудования и ПО делает BIM труднодоступным для значительной части небогатых региональных компаний. Представители второй позиции считают, что задача отчасти уже решена — отдельные проектировщики и строители уже используют элементы информационного моделирования, нужно лишь активизировать темпы работы.

По оценкам НОСТРОЙ, в числе потенциальных участников этого единого информационного пространства — около 460 тысяч исполнителей работ — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Однако, по словам президента НОСТРОЙ Антона Глушкова, процессу создания единого информационного пространства мешает ряд системных проблем.

«Среди них — отсутствие взаимодействия различных информационных систем в строительстве, законодательно определенного порядка взаимодействия участников в цифровой среде на всех этапах жизненного цикла объектов капстроительства, дефицит необходимых компетенций у ключевых участников процесса», — отмечает он.

Отдельные проектировщики и строители уже используют элементы информационного моделирования, нужно лишь активизировать темпы работы

Впрочем, подобные лакуны во взаимодействии участников рынка существовали задолго до появления самой идеи цифровизации. Решению застарелых проблем призвано помочь широкое освоение новых компетенций. Обучение специалистов идет практически во всех профильных ведомствах, компаниях и организациях.

К концу года по программе повышения квалификации «Осуществление функций государственного заказчика при реализации инвестиционно-строительных проектов с использованием технологий информационного моделирования» обучение пройдут более 360 государственных и муниципальных служащих и других участников госзаказа.

Обучение проводится на площадке Университета Минстроя НИИ строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук. Очередной этап программы обучения экспертизе проектной документации, подготовленной в форме информационной модели, пройдет и на площадке Главгосэкспертизы в августе-сентябре этого года.

Планируется участие более 450 работников и представителей 74 региональных организаций госэкспертизы.

Первый этап этой программы уже завершили 193 сотрудника Главгосэкспертизы, при этом для обмена опытом привлекались 124 работника из 11 региональных организаций государственной экспертизы Сахалинской, Пензенской, Тверской областей, Республики Марий Эл, Омска, Новосибирска и других субъектов РФ. Это особенно важно при той нехватке специалистов, которая есть на местах.

Как отмечает депутат Законодательной Думы Томской области, генеральный директор ГК «Карьероуправление», президент СРО «Томские строители» Екатерина Собканюк: «Томской области нужны сотни специалистов в сфере BIM. Мы полагаем, что в регионе будет разработана соответствующая «дорожная карта», где будут прописаны все вопросы, в том числе вопросы финансирования обучающих программ».

Повышенный спрос не остается без ответа со стороны академического сообщества. Так, например, Томский государственный архитектурно-строительный университет разрабатывает программы обучения для работы с информационными моделями.

Часть программ уже работают, выпущены соответствующие специалисты.

А на площадке Новосибирского ГАСУ (Сибстрин) недавно создан научно-образовательный консорциум, который должен способствовать комплексному внедрению в отрасли инноваций, в том числе и технологий информационного моделирования.

Таким образом, широкое внедрение технологий информационного моделирования уже вызвало активную перестройку отрасли. Сегодня такая работа ведется при участии профильных ведомств, профессиональных объединений, отраслевых вузов.

Минстрой разработал механизм изменения госконтрактов из-за роста цен — РБК

Проект постановления распространяется на контракты 35 заказчиков, среди которых министерства (Минздрав, Минкультуры, Минобразования, Минпромторг, Минпросвещения, Минсельхоз, Минспорта, Минстрой, Минтранс, Минэк, Минэнерго, Минфостокразвития), ведомства (Ростуризм, Роспотребнадзор и др.), ряд вузов (РАНХиГС, МГУ), а также Управделами президента, Генпрокуратура, Верховный суд, Единый заказчик в сфере строительства, «Росатом» и «Роскосмос».

Новый порядок изменения контрактов касается федеральных проектов, при этом в документе рекомендуется принять подобные меры и властям регионов. Госкомпаниям, которые делают закупки по 223-ФЗ («О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») также рекомендуется учитывать положения проекта постановления для договоров, затрагивающих цели национальных проектов.

Почему Минстрой предлагает пересматривать контракты

Минувшей весной Минстрой разработал законопроект, которым предлагается сделать возможным изменение условий госконтрактов, если из-за роста стоимости строительных ресурсов общая стоимость строительных или реставрационных работ изменилась более чем на 5%. Против этого документа выступил Минфин: там настаивали, что предложения Минстроя дублируют уже существующие в законе положения.

О необходимости изменения стоимости госконтрактов власти задумались после резкого роста цен на металл в конце прошлого года. Первые жалобы на подорожание металлопроката и арматуры на 50% за месяц поступили в декабре.

В июне правительство приняло решение о вводе временных пошлин на экспорт металла: они заработали 1 августа и будут действовать до конца года. В первом полугодии цены на сталь во всем мире были на максимумах с 2008-го.

Это произошло на фоне восстановления спроса в США, Китае и Индии.

В июле к президенту Владимиру Путину обратились главы восьми строительных компаний, включая «СГМ-Мост» Аркадия Ротенберга (строила Крымский мост), «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко и «Автобан».

Они охарактеризовали состояние строительной отрасли как «кризисное», а совокупные убытки компаний за последние пять лет, с 2015-го, оценили в 137 млрд руб.

Одна из причин такого положения бизнеса — система ценообразования в бюджетном строительстве не соответствует рыночным реалиям, указывали обратившиеся.

Вслед за металлом выросли цены и на другие строительные материалы. В июле ФАС начала проверки крупных строительных организаций и производителей бетона, кирпича, древесных материалов, ПВХ-продукции.

В пресс-службе ведомства сообщили РБК, что проверки продолжаются и в случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства будут приняты соответствующие меры реагирования.

ФАС поручила также своим территориальным органам раз в две недели проводить мониторинг цен на основные строительные материалы, добавили в службе.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *