Изменили условия госконтрактов по ГОЗ

Сотрудники отдела продаж часто считают, что если в договоре с заказчиком упоминается Федеральный закон 223 ФЗ или 44 ФЗ, то этот договор не имеет отношения к Федеральному закону от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». И в этом кроется ошибка.

Как сочетаются законы 223 ФЗ, 44 ФЗ и 275 ФЗ

Законы 223 ФЗ и 44 ФЗ регулируют процесс закупок, а закон 275 ФЗ устанавливает правовые основы отношений, связанных в первую очередь с выполнением государственного оборонного заказа (ГОЗ) и государственным контролем, определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги ГОЗ. Таким образом, Договор в гособоронзаказе попадает одновременно под действие двух законов 223 ФЗ (или 44 ФЗ) и 275 ФЗ.

В свою очередь, закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ отличаются перечнем заказчиков.

ФЗ № 44 ФЗ № 223. Постановлении от 11.12.2014 № 1352
государственные и муниципальные органы власти, казенные учреждения предприятия, в уставном капитале которых доля государства составляет более 50 %
орган, управляющий внебюджетным фондом государства юридические лица, имеющие инвестиционные проекты более чем на 500 млн руб. с поддержкой государства
Роскосмос, Росатом естественные монополии
бюджетные организации и унитарные предприятия, если расходуют на продукцию средства из бюджетов унитарные предприятия, бюджетные организации, закупающие продукцию за счет своих собственных средств, в качестве субподряда либо за счет грантов

Закон 44-ФЗ, строго регламентирует проведение закупок государственными и муниципальными заказчиками, внести изменения практически нельзя. Закон 223-ФЗ позволяет заказчикам самостоятельно разрабатывать правила проведения закупочных процедур. Но эти правила должны быть прописаны в Положении о закупке и в дальнейшем учтены при составлении договора.

Изменили условия госконтрактов по ГОЗ

Какие признаки говорят о том, что договор выполняется в рамках гособоронзаказа. Во-первых, наличие Идентификатора государственного контракта (ИГК). Если ИГК состоит из 25 цифр и первые четыре цифры напоминают год начала и окончания контракта (например 2122), это скорее всего гособоронзаказ.

Из 25 цифр может состоять и ИГК договора, финансируемого за счет средств субъекта РФ или местного бюджета, или договора о капитальных вложениях. Договор с ИГК, состоящем из 20 цифр, тоже может быть в рамках ГОЗ, если был заключен ранее 2019 года (при казначейском сопровождении).

ИГК может быть указан в контракте следующими способами (одним или несколькими):

    — через символ «/» перед номером контракта; — непосредственно в тексте контракта путем указания номера ИГК; — указания реквизитов государственного контракта, контракта, содержащих ИГК, в целях выполнения которого заключен представленный контракт; — в разделе контракта «реквизиты».

Во-вторых, прямое указание на то, что договор выполняется в рамках ГОЗ. В-третьих, в реквизитах заказчика присутствует отдельный банковский счет (ОБС), 20-значный счет, содержащий первые 5 цифр – 40706. В-четвертых

Минэк указал на риск срыва сроков по указу Путина для оборонки — РБК

В связи с низкой рентабельностью контрактов ГОЗ Минэкономразвития предлагает скорректировать правила регулирования цен на продукцию для гособоронзаказа. Свой план поддержки предприятий ОПК предложил РСПП

Изменили условия госконтрактов по ГОЗ

Алёна Кондюрина / РБК

Текущая рентабельность исполнения контрактов гособоронзаказа (ГОЗ) в среднем составляет не более 3–4%, что не позволяет предприятиям оборонно-промышленного комплекса инвестировать достаточные средства в расширение производственной базы, ее модернизацию и диверсификацию, то есть увеличение выпуска гражданской продукции. Об этом говорится в письме заместителя министра экономического развития Ильи Торосова (есть у РБК), направленном 28 июля в Минпромторг и коллегию военно-промышленной комиссии (ВПК) России.

В аппарате курирующего оборонную отрасль вице-премьера Юрия Борисова, возглавляющего коллегию ВПК, подтвердили РБК получение письма, добавив, что в ближайшее время пройдет заседание совета коллегии ВПК по вопросам ценообразования и финансово-кредитной политики при выполнении ГОЗ с участием всех заинтересованных сторон, в том числе Минэкономразвития, которое ответственно за расчет индексов, применяемых при пересчете цен на оборонную продукцию, поставляемую в рамках ГОЗ.

Низкая рентабельность контрактов ГОЗ создает «риски невыполнения предприятиями ОПК установленных темпов диверсификации», подчеркивает Торосов.

Владимир Путин в декабре 2016 года поручил к 2025 году довести долю гражданской продукции на оборонных предприятиях до 30% от общего производства, а к 2030-му — до 50%.

«Банки могут финансировать проекты в сфере диверсификации в объеме до 70–80%, а остальные 20–30% предприятия ОПК должны предоставить из собственных средств, которых они не могут заработать (накопить) по причине низкой рентабельности контрактов ГОЗ», — говорится в письме замминистра.

Он также отметил, что ситуация аналогична возникшей в строительной сфере, урегулированием проблем которой в настоящее время занимаются федеральные власти.

(В 2021 году в России резко выросла стоимость стройматериалов, что грозит подрядчикам по госконтрактам потерями на десятки миллиардов рублей. Минстрой в марте предложил разрешить пересматривать стоимость господрядов при значительном изменении цен на стройматериалы.

Правительство готовит механизм компенсации роста цен на стройматериалы для госзаказа, сообщал вице-премьер Марат Хуснуллин в конце июля.)

В связи с низкой рентабельностью контрактов ГОЗ Минэкономразвития считает целесообразным скорректировать постановление правительства, определяющее правила регулирования цен на продукцию, поставляемую в рамках гособоронзаказа, но как именно, в письме Торосова не говорится.

Как РСПП предложил изменить механизм ценообразования по контрактам ГОЗ

Письмо Торосова в Минпромторг и коллегию военно-промышленной комиссии стало ответом на поручение Борисова рассмотреть предложения Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по поддержке предприятий ОПК, направленные вице-премьеру в конце июня. В пресс-службе Минпромторга и Минэкономразвития подтвердили РБК, что ознакомились с этими предложениями и рассмотрели их.

Одно из предложений комиссии РСПП по оборонно-промышленному комплексу — установить метод индексации базовой цены как основной при формировании цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ.

Соответственно, из предложений РСПП следует, что целесообразно отказаться от преобладающего сейчас метода пересчета цены на военную продукцию через индексацию затратных статей головных исполнителей.

Метод индексации базовой цены, как заявляли ранее в Федеральной антимонопольной службе (ФАС), стимулирует предприятия снижать издержки.

Что еще предлагает РСПП

  • Обязать государственные предприятия на законодательном уровне закупать станки с числовым программным управлением российской разработки, а не импортные — при аналогичных характеристиках.
  • Сформировать на базе государственной информационной системы промышленности специальный перечень мер финансовой и нефинансовой поддержки диверсификации предприятий ОПК с возможностью консультирования по подбору оптимальных мер поддержки для конкретного предприятия.
  • Предоставить предприятиям ОПК возможность заключать договоры на поставку материалов и комплектующих для продукции гражданского назначения без соблюдения требований закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  • Скорректировать процедуру экспертизы подтверждения российского происхождения продукции, в частности установить конкретный порядок подсчета по всем группам составных частей оборудования.
  • Увеличить срок действия документов о подтверждении производства промышленной продукции на территории России с одного года до двух лет.
  • Оставить право на использование иностранной элементной базы для производства отечественных систем устройств числового программного управления и считать их российскими, если программная и аппаратная часть производится и/или адаптирована российской компанией вне зависимости от страны-производителя аппаратной части и использования элементной базы.

Как сейчас формируется прибыль контрактов по ГОЗ

Рентабельность контрактов ГОЗ регулируется правительством согласно так называемому «правилу 20+1»: прибыль исполнителя (то есть цена контракта без учета НДС минус расходы) не должна превышать 20% от суммы собственных затрат и 1% от суммы так называемых привнесенных расходов (на приобретение комплектующих и полуфабрикатов, сторонних услуг и т.д.). Есть и ограничение снизу: прибыль по оборонному контракту не может быть меньше 5% плановых собственных затрат исполнителя.

Действующая нормативная база позволяет использовать два метода пересчета цен на военную продукцию в случае многолетних контрактов: метод индексации базовой цены и метод индексации по статьям затрат исполнителя.

Первый применяется при ценообразовании серийной военной продукции, на которую изначально была определена базовая цена, — она ежегодно корректируется в соответствии с индексами, рассчитываемыми Минэкономразвития.

Второй метод используется, когда технологический цикл производства составляет три и более года.

Ежегодное распределение ассигнований в рамках десятилетней госпрограммы вооружений (ГПВ), которую в 2018 году утвердил Владимир Путин, засекречено, известен только ее общий объем.

На реализацию ГПВ с 2018 по 2027 год предусмотрено 20 трлн руб.

, из них 19 трлн — на закупки, ремонт и разработку вооружений, военной и специальной техники и 1 трлн — на строительство соответствующей инфраструктуры, приводили данные в Минобороны.

В сентябре 2020 года власти одобрили сокращение на 5% госпрограммы вооружений в 2021–2023 годах.

Ежегодный объем гособоронзаказа составляет примерно 1,5 трлн руб., говорил в интервью РБК вице-премьер Юрий Борисов три года назад. После 2020 года этот объем должен был начать сокращаться, говорил в 2018 году на военных совещаниях в Сочи Владимир Путин.

Кому выгодна индексация базовой цены

Источник РБК — специалист в сфере формирования цен на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу, — утверждает, что редко где в мире применяется практика использования общих ценовых индексов для пересчета цен на оборонную продукцию.

«Минэкономразвития при расчете индексов учитывает макроэкономические показатели, но макроуровень — это расчет прогнозных значений, которые никакого отношения к производству на конкретном предприятии не имеют», — полагает источник.

Например, на 2021 год индексы Минэкономразвития (.pdf), которые нужно применять для пересчета цен на продукцию ГОЗ, не превышают 5%. Более того, индексы зачастую формируются «котловым методом», продолжает источник: «Написано: сталь.

А сталь имеет марки, есть сталь со специальными свойствами, и ее цена растет более быстрыми темпами — не на 5%, а в разы».

В результате у предприятий — головных исполнителей контрактов ГОЗ образуются многомиллиардные долги, продолжает собеседник РБК.

«Диверсификация в этой части точно невозможна: источников нет, обоснованные затраты предприятию не компенсируют. Гражданская продукция будет неконкурентоспособна», — уверен он.

Кроме того, на практике стоимость контрактов для исполнителей ГОЗ почти никогда не пересматривают в большую сторону — только в меньшую, добавил источник РБК.

«Метод индексации базовой цены имеет серьезные недостатки, поскольку отталкивается от расчетных показателей индексов цен производителей и не имеет отношения к расходам конкретного предприятия в каждом конкретном случае. При этом индексирование порой не учитывает реальный рост цен поставщиков», — согласен заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин.

Читайте также:  Надо ли указывать в форме р21001 данные представителя при подаче по доверенности?

Проблема низкой рентабельности выполнения заказов ГОЗ носит для российской промышленности хронический характер с начала 2010-х годов, напомнил он. Это ограничивает возможности привлечения кредитов отраслью и, соответственно, развития производства. При этом бюджет все равно вынужден нести дополнительные затраты, погашая проблемные задолженности предприятий оборонной отрасли, отметил эксперт.

О наличии у оборонных предприятий безвозвратных долгов на сотни миллиардов рублей вице-премьер Юрий Борисов говорил еще летом 2019 года. Он утверждал, что объем кредитов предприятиям ОПК превышает 2 трлн руб.

, и подчеркивал, что из-за большой кредитной нагрузки предприятия «живут впроголодь». Борисов предлагал списать им 600–700 млрд руб.

долгов и отмечал, что 90% долгов приходится на несколько интегрированных структур: Объединенную авиастроительную корпорацию, Объединенную судостроительную корпорацию, «Высокоточные комплексы», «Алмаз-Антей» и Уралвагонзавод.

В марте 2020 года Борисов сообщил, что около 375 млрд руб. долгов ОПК будет списано, еще столько же будет реструктурировано на 15 лет под 3%.

Вместе с тем Минобороны, как единственный заказчик, также действует единственно возможным для него образом, пытаясь удержать цены как можно ниже, продолжает Кашин, а для этого лучше подходит метод индексации базовой цены, а не метод индексации по статьям затрат исполнителя.

«Если вы единственный покупатель — вы склоняете продавца к более выгодной вам цене. Для Минобороны это конкретно выражается в возможности получить за те же деньги больше продукции, улучшив, таким образом, свои показатели по темпам модернизации вооруженных сил, о которых они также отчитываются перед президентом ежегодно.

С точки зрения военных такое поведение единственно правильное и нормальное», — заключил эксперт.

Что думают на этот счет в профильных ведомствах

Минэкономразвития переадресовало запрос РБК по поводу предложений РСПП в Минпромторг и ФАС.

В пресс-службе ФАС напомнили, что метод индексации базовой цены применяется для определения цены на серийную продукцию с циклом производства менее трех лет, а метод индексации по статьям затрат — на продукцию, технологический цикл производства которой составляет три года и более.

По остальным вопросам ФАС переадресовала в РСПП. В РСПП от комментариев отказались. «Роскосмос» и «Росатом» не ответили на запрос. Минфин по ключевым вопросам переадресовал в профильное ведомство — Минпромторг России.

В Минпромторге считают, что действующий механизм регулирования не нуждается в изменениях. Если цена определена затратным методом и выполняются условия для индексации базовой цены (при этом одно из них — отсутствие «существенных изменений условия поставки».

 — РБК), определение цен на будущие периоды будет осуществляться с применением индексов Минэкономразвития, пояснили в Минпромторге.

Определение базовой цены должно быть зафиксировано сторонами госконтракта, в том числе посредством использования форм обосновывающих документов, добавили в ведомстве.

В пресс-службе «Ростеха» сообщили РБК, что метод формирования стоимости продукции путем утверждения базовой цены с последующей индексацией в настоящее время практически не используется.

При этом в «Ростехе» добавили, что производители не против применения этого метода, но хотели бы, чтобы он применялся во всей производственной цепочке гособоронзаказа.

«Головные исполнители ГОЗ неоднократно обращались в федеральные органы исполнительной власти с законодательной инициативой о синхронном установлении базовой цены не только на конечную продукцию, но и на всю цепочку кооперации», — отметили в «Ростехе». Эту проблему отметили и в РСПП.

«В настоящее время, для головных исполнителей ГОЗ устанавливается индекс цен на продукцию, не превышающий 5%, при этом цены некоторых поставщиков превышают более чем в два раза данный индекс», — говорится в письме РСПП Борисову.

Переход на метод индексации базовой цены существенно сократит сроки подготовки обосновывающих документов и процедуру согласования стоимости, что позитивно скажется на сроках размещения и выполнения ГОЗ, считают в «Ростехе», менять методику расчета самих индексов для увеличения рентабельности по ГОЗ нецелесообразно. «Метод индексации по статьям затрат применяется на продукцию с длительным циклом изготовления, и мы не против его использования. Целесообразно сократить его применение, так как он является наиболее трудоемким, сложным и долгим», — заключили в госкорпорации.

Гособоронзаказ: о чем нужно знать участнику

Статья подготовлена по материалам вебинара «Гособоронзаказ. Как выйти на закупки по 275-ФЗ», который провела эксперт по 44-ФЗ и 223-ФЗ, начальник отдела кадров АО «Тульский патронный завод» Татьяна Руцинская.

Нормативное регулирование ГОЗ

Впервые начав работать с государственным оборонным заказом (ГОЗ), надо понять, каково соотношение двух основных законов, регулирующих эту сферу. Общий порядок госзакупок предусмотрен законом № 44-ФЗ. Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ является по отношению к нему специальным нормативным правовым актом, который вводит условия для ГОЗ, в том числе описывает особенности:

  • планирования закупок;
  • определения начальной максимальной цены контракта и цен контрактов, которые заключаются с единым поставщиком в составе ГОЗ;
  • описания объектов закупок;
  • определения цены госконтракта на товары/работы/услуги;
  • установления дополнительных требований к экспертам и экспертным организациям, которых привлекают для экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
  • принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта;
  • обеспечения исполнения контракта.

Есть еще несколько важных документов, которые регулируют оборонные закупки. Их тоже надо изучить и отслеживать изменения.

Кроме того, в сфере ГОЗ работает своя терминология. Новичкам сложно сразу перестроиться и понять, чем контракт отличается от госконтракта и откуда взялись исполнители второго и третьего уровней. Поэтому мы подготовили полезную памятку, в которой раскрыли основные понятия, используемые при работе с ГОЗ, и сделали обзор нормативно-правовой базы.

В конце статьи есть шпаргалка

Особенности закупок по 275-ФЗ

Одно из значимых отличий гособоронзаказа — ограничения по участникам закупок. Ими могут быть только юридические лица. Индивидуальные предприниматели, иностранные компании, физические лица не будут допущены к участию, даже если подадут заявку, оформленную по всем правилам.

Предметом закупок могут быть самые обычные товары/работы/услуги, как по 44-ФЗ или 223-ФЗ, то есть ГОЗ — это не только про вооружение. Но в зависимости от объекта и условий проведения закупки в рамках гособоронзаказа (ГОЗ) делятся на две группы:

  • Закрытые. Их организуют, когда закупка содержит гостайну или предмет закупки связан с разработкой и производством военной техники и оружия. В этом случае поставщика можно выбрать только из числа специально приглашенных участников. В числе одного из условий может стать наличие лицензии ФСБ на выполнение работ, связанных с гостайной. Информация о закрытых закупках не размещается в ЕИС. Доступ к документации предоставляется по запросу потенциальных исполнителей и размещается на АСТ ГОЗ. Для участия в закрытых закупках необходимо не менее чем за 10 дней зарегистрироваться на электронной площадке.
  • Открытые. Проходят в формате обычной закупки (например, электронного аукциона), которая размещается в ЕИС с уточнением, что это процедура определения поставщика в рамках ГОЗ. Предметом контракта могут быть те же товары/работы/услуги, что и по 44-ФЗ, например, поставка продуктов или строительство хозяйственного здания.

Регистрация участников в ЕИС

Экспресс-курс

ГОЗ: особенности формирования и размещения по 275-ФЗ. Видео. Онлайн-тест. Электронный сертификат

Узнать подробнее

Кроме ограничений по закрытым процедурам, на закупках по ГОЗ действует общий порядок регистрации в ЕИС (ст. 24.2 № 44-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 30.12.2018 № 1725).

При первой регистрации руководитель или уполномоченный сотрудник должен:

  1. Зарегистрировать руководителя организации на портале Госуслуги.
  2. Создать профиль организации на Госуслугах.
  3. Создать профиль организации в ЕИС.
  4. Дождаться регистрации в ЕРУЗ и аккредитации на восьми торговых площадках для госзакупок.

Ранее мы писали подробный материал об общих правилах и необходимых документах для регистрации в ЕИС.

Если организация уже зарегистрирована в ЕИС, аутентифицированную запись можно использовать и для закупок по ГОЗ.

Регистрация в ЕИС дает аккредитацию на три года на всех федеральных торговых площадках. Пройти регистрацию на новый срок надо не ранее чем за 6 месяцев и не позднее чем за 3 месяца до даты окончания срока регистрации.

Одновременно с этим ЕИС вносит организацию в ЕРУЗ — Единый реестр участников закупок.

Порядок открытия лицевых счетов

Для участия в гособоронзаказе головной исполнитель и исполнители второго и третьего уровней по 275-ФЗ должны открыть специальные лицевые счета (Постановление Правительства РФ от 25.12.2019 № 1819) в одном из уполномоченных банков. Через них будут проводиться любые расчеты в рамках ГОЗ. Если госконтрактов несколько, для каждого должен быть отдельный счет.

Исполнитель предоставляет в территориальный орган Федерального казначейства документы, необходимые для открытия счета. В течение двух дней Казначейство проверяет информацию об организации и не позднее следующего рабочего дня после завершения проверки:

  • в случае положительного результата проверки открывает лицевой счет;
  • в случае отрицательного результата приостанавливает открытие и направляет уведомление с указанием причины (ПП № 1819).

Если есть сложности, госзаказчик не позднее двух рабочих дней с момента получения уведомления должен подтвердить открытие лицевого счета или мотивировать отказ. На следующий день Казначейство открывает лицевой счет головному исполнителю или отказывает и возвращает все документы.

Идентификатор как обязательный элемент

Техническая особенность закупок по ГОЗ — наличие идентификатора. Это специальный код, который заказчик присваивает госконтракту с головным исполнителем (Приказ Минобороны, Федерального казначейства от 11.08.2015 № 475/13н), ставится через дробь перед номером госконтракта. С этим номером документ входит в реестр контрактов.

Далее идентификатор проставляют на всех контрактах, платежках, внутренних приказах, которые сопровождают выполнение заказа в рамках одного гособоронзаказа и пр. Это подтверждение затрат и залог того, что денежные средства по ГОЗ будут перечислены. Идентификатор действует на протяжении всего периода, пока стороны исполняют контракт.

Разряды идентификатора означают:

  • способ, которым определяют исполнителя;
  • год, в котором заключен госконтракт;
  • год, в котором госконтракт заканчивает действовать;
  • порядковый номер госконтракта;
  • код госзаказчика.

Идентификатор не может быть повторно присвоен другому госконтракту.

Порядок расчетов по госконтракту

Вне зависимости от того, каков предмет закупки, вы должны помнить об особенностях расчетов в гособоронзаказе:

  • каждая сторона ГОЗ должна открыть отдельный счет в уполномоченном банке и все взаиморасчеты проводить через него;
  • деньги, которые поступают от государственного заказчика, целевые, они направлены на конкретные затраты конкретного заказа, даже если это сухие корма для кинологических центров или уборка помещений;
  • если деньги уйдут не по назначению, это будет признано нарушением;
  • после того как контракт будет исполнен, счет в уполномоченном банке закрывается.

В обычных закупках действует правило невмешательства в финансово-хозяйственную деятельность участника закупки, но в рамках ГОЗ существует четкая законодательная регуляция. Закон № 275-ФЗ дает заказчикам право проверять, как используются перечисленные деньги.

Вывести деньги со спецсчета на обычный расчетный счет можно только после исполнения контракта. Если в рамках госконтракта несколько различных спецификаций, то прибыль можно получить лишь после исполнения всего контракта, а не его отдельной спецификации. Это главное отличие расчетов по 275-ФЗ.

Пример. Организация «А» участвует в закупке на уборку помещений и выступает в роли головного исполнителя. Средства от заказчика она получит после приемки всех работ.

  Организация «Б» участвует в крупной закупке военной техники как исполнитель в рамках кооперации. У нее заключен контракт с головным исполнителем на поставку партии деталей.

Организация «Б» получит деньги по своей спецификации только после того, как заказчик перечислит деньги по всему госконтракту головному исполнителю.

Чтобы перевести деньги со счета в уполномоченном банке на свой счет, исполнитель должен предоставить в банк следующие документы:

  • контракт с дополнительными соглашениями;
  • акт приема-передачи товара или акт выполненных работ (оказанных услуг);
  • документы, которые подтвердят, что исполнитель понес из собственных средств расходы на исполнение контракта по ГОЗ;
  • иные документы, необходимые, чтобы подтвердить целевое расходование средств на госзакупки.
Читайте также:  Ответственность директора ООО: субсидиарная, материальная, уголовная

Списание денег с отдельного счета возможно, только если во всей цепочке документов по закупке будет указан идентификатор. Если его нет, расходы могут быть признаны нецелевыми, и деньги за товар или работу исполнитель не получит, хотя контракт будет выполнен.

Права и обязанности заказчика

Главный принцип взаимодействия заказчика и исполнителей — прозрачность. В отличие от закупок по 44-ФЗ или 223-ФЗ, в системе гособоронзаказа организатор имеет право запрашивать информацию:

  • о финансовых операциях головного исполнителя по всем счетам;
  • о привлеченных головным исполнителем субподрядчиках;
  • о ходе исполнения госконтракта: на каком этапе работа, соответствует ли ход работ техзаданию, нет ли отклонений по качеству и пр.

Более того, это может делать не только заказчик, но и органы финансового мониторинга и прокуратура. В закупке военных средств, техники, боеприпасов к приемке товаров может подключиться военное представительство. Это дополнительная ответственность головного исполнителя и исполнителей.

Заказчик обязан:

  • указывать идентификатор контракта в платежных документах;
  • подтвердить в территориальном органе Федерального казначейства регистрацию лицевого счета головному исполнителю или отказать в оформлении счета;
  • уведомить казначейство, если финансовые операции на счету головного исполнителя приостановили необоснованно, или подтвердить обоснованность таких мер;
  • перечислять средства головному исполнителю, с которым заключен госконтракт.

Еще одна обязанность установлена п. 6 и 6.1 ст. 6 Закона № 275-ФЗ. Это связано с обязанностью Заказчика возместить организации все расходы из собственных средств, связанные с выполнением ГОЗ, включая запасы необходимой продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Это условие должно быть включено в госконтракт, а сумма не должна превышать установленную цену.

Права и обязанности головного исполнителя

Обучение по закупкам

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Подробнее о курсах

Головной исполнитель определяет состав субподрядчиков, обосновывает с их участием цену на продукцию, сроки и условия финансирования поставок продукции. При необходимости госзаказчик формирует кооперацию и уведомляет ее участников о порядке работы, соблюдая требования законодательства РФ о гостайне.

По согласованию с госзаказчиком головной исполнитель определяет уполномоченный банк и уведомляет о своем выборе участников кооперации. Далее вписывает в контракты условие о работе с уполномоченным банком и об использовании отдельного счета для работы по ГОЗ.

По запросу заказчика или банка головной исполнитель в течение пяти рабочих дней предоставляет информацию о каждом исполнителе-субподрядчике и иную информацию согласно Закону 275-ФЗ. Это важное отличие закупок по 275-ФЗ. В госзакупках по 44-ФЗ на субподрядчиков не возлагается ответственность, а исполнителю не надо предоставлять заказчику все документы на привлеченные организации.

Головной исполнитель также обязан:

  • указывать во всех документах идентификатор государственного контракта;
  • вести контроль за исполнением обязательств по каждому из этапов;
  • обеспечить казначейству возможность проверять исполнение контрактов с использованием фото- и видеосъемки;
  • вести раздельный учет затрат по каждому госконтракту — средства, которые пойдут на выполнение ГОЗ, не должны смешиваться с иными финансами, иными контрактами, иными расходами, которые не связаны с ГОЗ.
  • обеспечить качество товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями законодательства и условиями госконтракта;
  • вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту и предоставлять отчет заказчику.

Головной исполнитель вправе:

  • получать информацию о финансовых операциях на своих счетах и счетах субподрядчиков;
  • включить в контракт условие о возмещении головному исполнителю расходов, если издержки возникли до поступления средств на лицевой счет;
  • раскрыть структуру цены государственного контракта в случаях, которые установлены правовыми актами Правительства РФ.

Прибыль поставщика

По поставкам военной техники и техники специального назначения приняты ограничения по прибыли (Постановление Правительства от 02.12.2017 № 1465). Она не должна превышать 1% плановых привнесенных затрат и 20% плановых собственных затрат организации на поставку, включая производство продукции.

В закупках вне ГОЗ то, каким образом распределяется прибыль и какое процентное соотношение она имеет к затратам организации, не регулируется законодательно. В закупках же по 275-ФЗ эта норма распространяется на весь список исполнителей.

Если речь идет о закупках опытно-конструкторских работ или военной техники, то головному исполнителю и другим исполнителям придется использовать калькуляции себестоимости, утвержденные Приказом Минпромторга от 08.02.2019 № 334.

Роль государства

Чтобы обеспечить безопасность и выполнение заказов по 275-ФЗ, Правительство РФ строго контролирует сферу и выдвигает жесткие требования ко всем этапам закупки. Но при этом берет на себя ряд обязательств, которые поддержат исполнителей, например, предоставляет:

  • государственные гарантии РФ по кредитам, которые берут головные исполнители и исполнители, чтобы поставить товар или выполнить работы в рамках закупки;
  • субсидии на уплату процентов по этим кредитам;
  • субсидии, которые помогут предотвратить банкротство головного исполнителя или исполнителя.

Ответственность по ГОЗ

На закупки по ГОЗ распространяется действие КоАП и УК РФ. За нарушения предусмотрена административная и уголовная ответственность — все, как и в закупках по 44-ФЗ. Но есть и свои особенности (ст. 15 275-ФЗ).

Например, предусмотрены отдельные штрафы за отказ от исполнения обязательств по госконтракту. Не вправе отказаться от исполнения обязательств:

  • единственный исполнитель, которому гособоронзаказ принесет прибыль;
  • организации, которые занимают доминирующее положение по ст. 14 Закона №275-ФЗ.

Суммы штрафов за отказ: на должностное лицо — от 30 000 до 50 000 руб., на организацию — от 300 000 до 1 000 000 руб. (ч. 2 ст. 7.29.2 КоАП РФ).

За попытку извлечь личную выгоду и нанести ущерб интересам общества или государства руководителя организации накажут:

  • штрафом от 1 до 3 млн руб. или в размере дохода за период от 1 до 3 лет и лишат права занимать руководящую должность или вести определенную деятельность на срок до 10 лет;
  • штрафом от 500 000 до 1 млн руб. или в размере дохода за период от 3 до 4 лет, лишением свободы на срок от 4 до 8 лет и права занимать руководящие должности или вести определенную деятельность на срок до 3 лет.

Участвовать в закупках в рамках гособоронзаказа сложнее, чем в обычных торгах: есть нюансы в порядке расчетов, отчетности перед заказчиком, работой с банками — их все надо учитывать.

Это может отпугнуть тех, кто только планирует выходить на закупки по 275-ФЗ.

Но сфера ГОЗ хоть и накладывает серьезные ограничения, в то же время дает преимущества, в том числе государственные гарантии в части безопасности сделки и финансовой поддержки.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Гособоронзаказ: нормативная база и основные понятия 429.1 КБ

Скачать

Верховный Суд разъяснил порядок отнесения продукции к оборонной

25 мая Верховный Суд вынес Определение № 310-ЭС20-22195 по делу № А83-13353/2019 об оспаривании привлечения поставщика продовольствия для войск Росгвардии к административной ответственности за нарушение обязательных требований в отношении оборонной продукции из-за несоответствия поставленной кабачковой икры требованиям ГОСТ.

В мае 2018 г. ООО «Мясокомбинат “Дружба народов”» стал поставщиком продовольственных товаров для ФКУ «Северо-Западный центр материально-технического обеспечения федеральной службы войск национальной гвардии РФ» в рамках годового государственного оборонного заказа. В рамках госконтракта общество поставило в эту войсковую часть 100 кг кабачковой икры.

По итогам прокурорской проверки в войсковой части было установлено, что поставленная мясокомбинатом икра из кабачков не соответствует требованиям ГОСТ по показателю «массовая доля сухих веществ».

Эти обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении поставщика дела об административном правонарушении за нарушение обязательных требований к оборонной продукции (выполняемым работам, оказываемым услугам) по ст. 14.49 КоАП РФ.

Далее материалы проверки были направлены в УФАС по Санкт-Петербургу, которое оштрафовало мясокомбинат на 850 тыс. руб.

Поскольку ФАС России оставила без удовлетворения жалобу общества на постановление антимонопольного органа, оно оспорило его в арбитражном суде.

Первая инстанция удовлетворила требование мясокомбината, указав на недоказанность наличия в его действиях состава вменяемого административного правонарушения, поскольку поставленная обществом по госконтракту икра из кабачков не является оборонной продукцией.

Апелляция отменила это решение, но снизила размер штрафа до 350 тыс. руб., отказав в удовлетворении остальной части требований. Вторая инстанция сочла, что икра из кабачков является оборонной продукцией, поскольку поставка была произведена по госконтракту в рамках государственного оборонного заказа. Окружной суд поддержал постановление апелляции.

Мясокомбинат обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ, Судебная коллегия по экономическим спорам которого согласилась с его доводами. Как пояснила Коллегия, ст. 14.49 КоАП, иные положения этого кодекса и Закон о гособоронзаказе не содержат определения «оборонная продукция». Термин «оборонная продукция» указан в ГОСТ РВ 0101-003-2018 «Продукция оборонная.

Термины и определения». В документе указано, что «оборонная продукция – это продукция, создаваемая и/или поставляемая по государственному оборонному заказу. Оборонная продукция включает в себя военную продукцию и продукцию двойного назначения. Видами оборонной продукции являются материальные объекты, научно-техническая продукция, работы и услуги.

Военная продукция – часть оборонной продукции, создаваемая и/или поставляемая по технической документации, утвержденной или согласованной государственным заказчиком государственного оборонного заказа.

Продукция двойного назначения – часть оборонной продукции, создаваемая и/или поставляемая по технической документации производителя для военных и гражданских нужд в едином исполнении».

Вместе с тем, указал ВС, исходя из такого определения, невозможно однозначно отнести к оборонной продукции икру из кабачков, поставленную по госконтракту на поставку продовольствия в рамках гособоронзаказа.

Суд отметил, что общество указывало, а УФАС это не опровергло, что икра из кабачков является обычным продуктом питания и не изготавливалась по технической документации заказчика для военных нужд или военных и гражданских нужд в едином исполнении, в связи с чем ее невозможно отнести к военной продукции или продукции двойного назначения.

Из условий государственного контракта также не следует, что поставляемые продовольственные товары являются оборонной продукцией.

Таким образом, подчеркнул ВС, положения ст. 14.49 и 14.55 КоАП разграничивают административную ответственность в отношении оборонной продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, и товаров, поставляемых по государственному контракту по гособоронзаказу.

Одного того обстоятельства, что продовольственные товары поставлялись по госконтракту в рамках гособоронзаказа, недостаточно для признания любой таковой продовольственной продукции оборонной.

Поскольку неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу последнего, Верховный Суд отменил судебные акты апелляции и кассации, оставив в силе решение первой инстанции.

Партнер АБ «Бартолиус» Евгений Гавриков считает, что позиция судов апелляционной и кассационной инстанций по рассмотренному делу является типичным примером толкования нормы закона не в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности.

«Отсутствие в законе четко сформулированного понятия “оборонная продукция” в данном случае привело к тому, что смысл этого понятия был доведен судами до абсурда.

Кабачковая икра была отнесена к такой продукции только лишь потому, что поставлялась в рамках государственного оборонного заказа», – отметил он.

По словам эксперта, в рассматриваемом деле было очевидно, что икра из кабачков была обычным продуктом питания.

«Однако правовой смысл объективной стороны состава вменяемого правонарушения был намеренно искажен административным органом и судами с целью привлечения мясокомбината к административной ответственности и назначения ему штрафа.

Верховный Суд вынужден был вновь напомнить о правовой позиции Конституционного Суда, согласно которой любое административное правонарушение, а равно санкции за его совершение должны быть четко определены в законе, поскольку иное порождает противоречивую судебную практику, ослабляющую гарантии защиты от произвольного административного принуждения», – пояснил Евгений Гавриков. Он добавил, что рассматриваемый случай неизбежно вызывает вопросы относительно качества судопроизводства по административным делам в судах нижестоящих инстанций.

Читайте также:  Срок уплаты НДС в 2022 году: таблица

Адвокат АБ «Яблоков и партнеры» Александр Тамодлин отметил, что законодатель установил повышенную меру ответственности за нарушение обязательных требований именно в отношении оборонной и некоторых иных видов продукции, которая непосредственно используется в целях обеспечения безопасности, обороны страны. Ее применение при нарушениях в отношении любых товаров (работ, услуг), поставляемых в рамках гособоронзаказа, не отвечает целям существующего правового регулирования, считает эксперт.

«Споры из-за разночтений, что относится к оборонной продукции, в практике встречаются нечасто.

В то же время территориальные органы ФАС и некоторые суды порой квалифицируют нарушения при исполнении государственных заказов по более тяжелым составам.

Высказанная Верховным Судом позиция задает иной вектор и позволяет дифференцировать действия в зависимости от сущности нарушения и назначения предмета заключенного в рамках гособоронзаказа контракта», – подытожил Александр Тамодлин.

Руководитель антимонопольной практики Rights Business Standard (RBS) Анастасия Яремчук добавила, что выводы ВС РФ способны оказать существенное влияние на практику привлечения к ответственности, предусмотренной ст. 14.49 КоАП РФ, поскольку являются редким случаем, когда суды по существу оценили характеристики предмета контракта.

«Практика по большей части исходит из простой зависимости: если закупка проведена по правилам гособоронзаказа и в его рамках, то и продукция является “оборонной”, что свидетельствует о необходимости применения мер соответствующей ответственности. Однако норма ст. 14.

49 КоАП РФ сформулирована таким образом, что позволяет применять менее формальный подход, что и случилось в рассматриваемом деле», – подчеркнула она.

По словам эксперта, заявители по таким делам нечасто прибегают к доводам о том, что поставляемая продукция не является оборонной, поэтому практикообразующие выводы судов встретить сложно. «В связи с этим рассматриваемое дело представляет особый интерес, поскольку фактически указывает судам на необходимость оценки предмета контракта по существу.

Эти обстоятельства также важны, исходя из принципов назначения наказания, поскольку речь в данном случае идет не просто о правильной характеристике предмета, а о применяемых мерах ответственности, которые должны быть соразмерными и справедливыми.

Учитывая внушительные “оборонные” штрафы, данное обстоятельство по анализу предмета контракта играет важнейшую роль», – пояснила Анастасия Яремчук.

По ее мнению, вместе с тем рассматриваемое дело, хотя и указывает корректное направление при рассмотрении дел в дальнейшем, не дает однозначного понимания, как разграничивать оборонную продукцию.

«В данном случае предмет закупки был более простым, нежели встречается в большинстве случаев в рамках гособоронзаказа (когда речь идет о поставке оборудования или сложных товаров).

В связи с этим судебная практика в ближайшие годы все еще будет находиться в процессе формирования опорных точек и критериев для определения и отнесения продукции к оборонной», – подытожила юрист.

По вопросу включения в государственный контракт в целях реализации государственного оборонного заказа территориальными органами МВД России условия об осуществлении расчётов по государственному контракту только с использованием отдельных счетов, открытых в уполномоченном банке

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 5 апреля 2013 г.

№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) особенности регулирования отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, могут быть установлены отдельными федеральными законами.

В силу статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

№ 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон № 275-ФЗ) размещение государственного оборонного заказа осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом особенностей, предусмотренных Законом № 275-ФЗ.

Законом № 275-ФЗ предусмотрена обязанность головного исполнителя (исполнителей) по согласованию с государственным заказчиком выбирать уполномоченный банк и заключать с ним договор о банковском сопровождении, что подразумевает под собой открытие головным исполнителем (исполнителями) отдельного счёта в уполномоченном банке для осуществления расчётов по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта, а также ряд иных обязанностей, в том числе соблюдения режима отдельного счёта.

Согласно статьи 7 Закона № 275-ФЗ к основным обязанностям государственного заказчика относится включение в государственный контракт условия об осуществлении расчетов по государственному контракту только с использованием отдельных счетов, открытых в уполномоченном банке, за исключением государственных контрактов в сфере закупок товаров, работ, услуг в целях обеспечения органов внешней разведки Российской Федерации средствами разведывательной деятельности, в целях обеспечения органов федеральной службы безопасности средствами контрразведывательной деятельности, борьбы с терроризмом, а также в целях обеспечения Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» товарами, работами, услугами по разработке, испытаниям, производству, разборке и утилизации ядерных боеприпасов и ядерных зарядов, обеспечению их надежности и безопасности на всех стадиях жизненного цикла, поддержанию базовых и критических технологий на всех стадиях жизненного цикла ядерных боеприпасов, ядерных зарядов, в том числе обеспечению ядерной и радиационной безопасности, формированию государственного запаса специального сырья и делящихся материалов; использование для расчетов по государственному контракту только отдельного счёта, открытого в уполномоченном банке головному исполнителю, с которым у государственного заказчика заключен государственный контракт, при наличии у такого головного исполнителя договора о банковском сопровождении, заключенного с уполномоченным банком.

В соответствии со статьёй 15.

29 Закона № 275-ФЗ положения Федерального закона, касающиеся включения в государственный контракт, контракт условия об осуществлении расчетов с использованием отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, соблюдения режима использования отдельного счета, порядка взаимодействия головного исполнителя, исполнителя с уполномоченным банком, и иные положения настоящего Федерального закона, регулирующие вопросы банковского сопровождения, применяются только в отношении государственных контрактов, заключенных федеральным органом в области обороны, а также государственных контрактов, которые заключены иными государственными заказчиками и при исполнении которых не осуществляется казначейское сопровождение.

Согласно пункту 7 статьи 5 Федерального закона от 2 декабря 2019 г.

№ 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (далее – Закон № 380-ФЗ) казначейскому сопровождению подлежат целевые средства, направляемые для расчетов по государственным контрактам, заключаемым в целях реализации государственного оборонного заказа на сумму более 300,0 тыс. рублей, а также расчеты по контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения указанных государственных контрактов на сумму более 300,0 тыс. рублей

  • Таким образом, включение в государственный контракт в целях реализации государственного оборонного заказа условия об установлении казначейского или банковского сопровождения в силу прямого указания законодателя (часть 5 статьи 5 Закона № 380-ФЗ и пункта 6 статьи 7 Закона № 275-ФЗ) является для государственного заказчика обязательным.
  • Государственный контракт по государственному оборонному заказу заключается государственным заказчиком от имени Российской Федерации с головным исполнителем на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации и предусматривает обязательства сторон, их ответственность (пункты 1, 6 статьи 3 Закона № 275-ФЗ).
  • Понятие государственного заказчика определено в статье 3 Закона № 275-ФЗ: «государственный заказчик государственного оборонного заказа (далее – государственный заказчик) – федеральный орган исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» или Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», обеспечивающие поставки продукции по государственному оборонному заказу».

Согласно части 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 № 699 (далее – Положение), Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел.

Одним из полномочий МВД России в соответствии с пунктом 88 части 11 Положения является осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Аналогичным полномочием согласно пункта 53 части 13 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 21.12.

2016 № 699, наделены территориальные органы МВД России, которые осуществляют свою деятельность непосредственно и (или) через подчинённые территориальные органы МВД России на районном уровне, а также подразделения и организации, созданные для реализации задач и обеспечения деятельности территориальных органов.

В соответствии с приказом МВД России от 04.02.

2014 № 70 «Вопросы организации размещения заказов за счет средств, выделяемых МВД России в рамках государственного оборонного заказа» руководителям (начальникам) территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации указано осуществлять от имени Российской Федерации и в интересах МВД России действия по вопросам, отнесенным к компетенции органа, организации, подразделения МВД России, по размещению государственного оборонного заказа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом особенностей, предусмотренных Законом № 275-ФЗ, в пределах выделенных органу, организации, подразделению МВД России на эти цели бюджетных ассигнований.

Таким образом, территориальные органы МВД России по субъекту Российской Федерации и на районном уровне при заключении государственных контрактов по государственному оборонному заказу, являясь органом внутренних дел, созданным для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, действуют в интересах и во исполнение полномочий МВД России от имени Российской Федерации, и на них в полном объёме распространяются требования Закона № 275-ФЗ.

Юрисконсульт правового направления Межмуниципального отдела МВД России «Кыштымский» Челябинской области

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *