Как попасть в реестр добросовестных поставщиков в 2022 году

Сейчас в сети ведется много дискуссий на тему Национального реестра надежных поставщиков. Пользователи спорят о том, нужен ли сертификат НРНП, чем он может помочь бизнесу, и насколько сложно его получить.

Поскольку я совсем недавно прошел эту процедуру, то решил тоже высказаться по этому поводу, и без лишней воды рассказать: что, зачем и как. Вполне возможно, моя статья окажется кому-то полезной и поможет принять решение.

Итак, все по порядку…

{«id»:252543}

Раньше я работал в банковской структуре, но из-за рискованной кредитной политики организации решил уйти. Я владелец небольшой строительной компании, оформлен как ИП. Строительством занимаюсь уже давно.

Крупных объектов не строим, но в портфолио есть несколько торговых точек, ресторанов, зон отдыха и т.п. Несколько раз мы участвовали в тендерах и пару раз даже их выигрывали.

Однако последний год-два при размещении тендера многие заказчики стали требовать сертификат Национального реестра надежных поставщиков. У нас его не было, поэтому мы автоматически пролетали.

В связи с кризисом количество заказов итак сократилось, а тут еще и новые требования… Я стал разбираться, что это за сертификат, и зачем он вообще нужен. В поисках я наткнулся на сайт НРНП и, собственно, там и нашел всю нужную информацию.

Почитал, конечно, и отзывы предпринимателей, которые уже прошли процедуру и попали в реестр. Мнения встречаются разные, но большинство все-таки положительные.

Особенно меня воодушевило то, что многие реально стали выигрывать в тендерах и нашли новых клиентов.

В общем, я принял решение, что нам тоже пора расти и выходить на более высокий уровень, поэтому запустил процедуру получения сертификата.

В общем-то вся информация о том, как получить сертификат, есть на официальном сайте Национального реестра надежных поставщиков, но я все-таки опишу вкратце все этапы.

Первое, что я сделал, – выбрал центр сертификации (полный список организаций есть на оф. сайте НРНП) и написал им о своем желании пройти процедуру проверки. Я настоятельно рекомендую вам выбирать аккредитованной орган из указанного списка, иначе есть шанс нарваться на мошенников или просто недобросовестных исполнителей. А это в лучшем случае – время и нервы, в худшем – потеря денег.

Сотрудница центра ответила мне в этот же день и прислала список документов, который нужен для получения сертификата соответствия. Не скажу, что он прям огромный, но неделя на сбор бумаг у нас ушла. Потом какое-то время понадобилось на проверку документов, но мы прошли ее успешно.

Затем я написал заявление в НРНП (форма есть на сайте), согласие на обработку персональных данных, выслал сканы всех необходимых документов. После проверки ИП было внесено в реестр, а я получил электронное свидетельство о внесении в НРНП сроком на 3 года. В свидетельстве указан номер и дата его выдачи, название, юридический адрес и реквизиты ИП.

Вся процедура от начала и до конца заняла не более месяца. Проверка в центре сертификации была платной (сумму и название центра не пишу, дабы не сочли за рекламу). При желании всю информацию вы сможете найти сами. Это не коммерческая тайна. За внесение в реестр и получение сертификата НРНП я ничего не платил. Эта услуга бесплатная.

В целом, все прошло довольно гладко. Учитывая наши бюрократические традиции, я думал, будет дольше и сложнее, поэтому морально подготовился. Но, к счастью, мой негативный настрой не оправдался. И это радует.

На следующей неделе планирую подать заявки на участие в двух тендерах, ведь теперь с документами полный порядок, и ИП внесено в Национальный реестр надежных поставщиков, так что у нас есть все шансы на выигрыш.

В заключение, я хотел бы резюмировать все «за» и «против» сертификата НРНП, чтобы быть полностью объективным и полезным)

Начну с плюсов, так как, на мой взгляд, их существенно больше. Преимущества составил на основе личного опыта и отзывов тех, кто уже получил сертификат. Аргументы «за»:

  • Сертификат НРНП без преувеличения расширяет возможности для бизнеса, особенно для небольших компаний. Например, в моей сфере конкуренция зашкаливает, и тендеры дают реальный шанс найти новые заказы.
  • Процедура получения сертификата максимально упрощена. Не нужно бегать по инстанциям, собирать кучу бумаг, ждать. Все просто и сравнительно быстро.
  • Стоимость проверки невысокая, особенно если сравнивать, например, со стоимостью заказов, которые я смогу получить, благодаря сертификату. Я бы даже сказал: это капля в море. Внесение в реестр и вовсе бесплатное.
  • Сайт НРНП сделан очень качественно. На нем легко можно найти всю нужную информацию.
  • Ну и, наконец, доверие заказчиков не купишь ни за какие деньги. Сертификат является лучшим подтверждением того, что с моей компанией можно иметь дело.

Это мои аргументы «за». Возможно у вас есть свои, буду рад, если напишите их в х к статье.

Честно, я долго думал по поводу аргументов «против». Но в голову пришел только один – центры сертификации не работают бесплатно, поэтому за проверку придется заплатить. Но ведь и вы не работаете даром, так что согласитесь, тут все справедливо.

В целом, я остался доволен и не жалею, что получил сертификат. Думаю, что теперь заказов станет больше, а тендеры мы будем выигрывать чаще. Всем доброго дня! Надеюсь, статья вам понравилась.

Как подтвердить добросовестность поставщика по 44-ФЗ: способы и формы

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Зачем подрядчику подтверждать свою надежность
  • Какие изменения в области подтверждения добросовестности поставщика начали действовать по 44-ФЗ в июле 2019
  • Как поставщик может подтвердить свою надежность
  • Что поставщику требуется сообщить в письме, подтверждающем его добросовестность

Как подтвердить добросовестность поставщика по 44-ФЗ? В условиях контрактной системы добросовестность участника закупки является одной из самых эффективных антидемпинговых мер. Самому поставщику это позволяет не увеличивать обеспечение, ведь сведения об исполненных им ранее обязательствах в реестре контрактов видны всем участникам закупки.

Чтобы подтвердить свою добросовестность, участнику закупки нужно заполнить соответствующую форму. Ее, а также полную информацию о других способах, вы найдете в нашей статье.

Что представляет собой добросовестность по 44-ФЗ

Объявляя тендер на закупки, заказчики, конечно, хотят сэкономить. Но, кроме того, для них важно, чтобы победитель мог выполнить свою работу на высоком уровне или предоставить продукцию хорошего качества.

Статья 37 44-ФЗ с 01.01.2019 теряет свою двусмысленность, если начальная максимальная стоимость договора составляет сумму до 15 000 000 рублей. Это означает, что поставщик должен иметь гарантию исполнения контракта в полтора раза больше или обеспечить его исполнение в однократном размере, доказав свою добросовестность.

Необходимо понимать, что теперь подрядчик не может просто подтвердить добросовестность, не подкрепляя её финансовыми средствами или банковской гарантией.

Кроме того, вышеупомянутые правила действуют для новых электронных закупок, а именно:

  • для открытых конкурсов в онлайн-формате;
  • для конкурсов с ограниченным участием в онлайн-формате;
  • для двухэтапной конкурсной программы в электронной форме.

Как поставщику подтвердить добросовестность по 44-ФЗ в этом случае? Предоставлять сведения о добросовестности необходимо таким же образом, как и при участии в электронном аукционе, то есть победитель конкурса должен направить сведения заказчику вместе с заверенным проектом договора.

Информация, подтверждающая добросовестность поставщика 44-ФЗ

  • Заказчик может понять, надежен ли поставщик, при наличии следующей информации:
  • 1. Отсутствие поставщика в РНП 

При отказе подписать привлекательный контракт участника вносят в этот реестр. Также в списке оказываются те, кто нарушил условия договора. Раньше поставщики сами заполняли декларацию отсутствия в РНП и заказчики не всегда могли проверить достоверность данных.

Однако сегодня онлайн-сервисы делают такую проверку автоматически, поэтому подрядчик, который состоит в реестре, не сможет подать заявку на конкурс.

2. Обеспечение контракта

Большинство существующих сегодня вариантов закупок в формате конкурса позволяют поставщику устанавливать обеспечение контракта. Согласно ч.6 ст 96 44-ФЗ, если сумма закупки до 50 000000 рублей, то обеспечение может составлять от 5 до 30 % НМЦ, если больше 50 млн – 10-30 % от НМЦ или же равна авансу, если он предусмотрен договором.

Обеспечение возвращается после завершения контракта. Не забывайте, что если услуги будут оказаны поставщиком ненадлежащим образом или же не в срок, то он обязан будет выплатить из суммы обеспечения штраф или пени.

3. Меры против демпинга

Читайте также:  Как ввести адрес, в котором есть этаж, помещение, комната, офис?

44-ФЗ позволяет снижать цены, но рекомендуется придерживаться суммы в пределах 25 % от НМЦ. В противном случае поставщику нужно будет подтвердить свою добросовестность, что само по себе является способом регулирования демпинга.

Почти все виды закупок, кроме тех, что связаны с товарами первой необходимости, требуют от исполнителя подтверждения надёжности.

Как поставщику подтвердить добросовестность по 44-ФЗ СМП? Для этого не всегда нужно предоставлять благополучно завершенные контракты из Реестра по 44-ФЗ. Достаточно будет показать документы по 44-ФЗ и 223-ФЗ или по коммерческим торгам:

  • Копии соглашений, в которых прописан предмет договора и срок исполнения.
  • Копии актов приемки выполненных работ и других документов, подтверждающих оплату, в них должен быть указан объем оказанных услуг.
  • Прочие бумаги, которые являются доказательством успешно завершенных контрактов.

Хотя в законодательстве об этом говорится размыто, по решению Арбитражного суда заказчик вправе требовать от подрядчика соблюдение следующих условий:

  • Выполненные работы должны соответствовать предмету нынешней закупки. Например, если заказ в сфере строительства, то и завершенные договоры обязаны быть на строительство.
  • Контракты не должны иметь нарушений со стороны поставщика.

Если арбитражные суды принимают соответствующее решение, заказчик не имеет права требовать от подрядчика:

  • Более узкой специализации, чем сфера проводимого тендера.
  • Контрактов, которые выполнялись в конкретном регионе.

Антидемпинговым мерам не подчиняются тендеры на поставку продуктов питания, лекарств, топлива и оказания скорой медицинской помощи. В этом случае если конкурсант снижает стоимость больше чем на 25 %, то он обязан сопроводить заявку гарантийным письмом от производителя или же другими бумагами, которые могут подтвердить возможность исполнения договора по предложенной им цене.

Антидемпинговые меры также не практикуются, если условиями конкурса не предусмотрено обеспечение исполнения контракта.

Как подтвердить добросовестность поставщика по 44-ФЗ с 01.07.2019

Данные, необходимые для подтверждения добросовестности поставщика, можно взять из ЕИС, а точнее из реестра контрактов, которые заключались с государственными заказчиками. Все сделки должны быть успешно завершены, то есть иметь статус «Исполнение прекращено».

Как поставщику подтвердить добросовестность по 44-ФЗ? Нужно доказать, что им было выполнено хотя бы одно из условий:

  • В течение года до подачи заявки поставщик благополучно закрыл не менее 3 контрактов. Штрафы при этом отсутствуют.
  • За два года до подачи заявки поставщик не менее 4 раз становился победителем конкурса и успешно выполнил все контракты. Только 25 % из них имеют штрафные санкции.
  • В течение 3 лет до участия в данном тендере поставщик завершил 3 и более контрактов, штрафов нет.

Каждое из этих условий предполагает, что минимум в одном контракте сумма не была меньше 20% от предложенной поставщиком цены в текущем тендере. Кроме того, участнику не нужно подтверждать факт завершения контрактов в аналогичной сфере, то есть предмет выполненной ранее сделки может быть каким угодно.

Чтобы принять участие в тендере, бумаги, доказывающие надежность исполнителя, должны подаваться вместе с заявкой.

Однако как поставщику подтвердить добросовестность по 44-ФЗ, если нет контрактов? Заказчик может подписать сделку, только если поставщик предоставит обеспечение, в 1,5 раза превышающее указанную в контракте сумму.

А если в соглашении есть пункт об авансе, то размер обеспечения должен быть не меньше этой цифры.

Заказчик или же комиссия тендера проверяют указанную информацию в реестре контрактов. Если будут выявлены неточности в предоставленных данных или обнаружится, что они поддельные, поставщик устраняется от участия в конкурсе.

Если же заявка была подана на аукцион, то исполнитель признается нарушившим условия сделки и сведения об этом оформляются в протокол ЕИС. Тогда право заключить контракт получает следующий по цене конкурсант.

На него распространяется та же политика антидемпинга, в случае, если он предлагает цену, сниженную от НМЦК на 25 % и больше.

Как поставщик предоставляет информацию, чтобы подтвердить свою добросовестность по 44-ФЗ в 2019 году

Желающие принять участие в конкурсе должны подтвердить в заявке свою надежность. Если это аукцион, то необходимо предоставить заверенный проект контракта. Действия заказчика варьируются исходя из ситуации.

  1. Комиссия конкурса выявила, что данные о добросовестности являются поддельными.

    В этом случае заявка поставщика отклоняется, и комиссия делает пометку в протоколе. Обязательно указывается причина отказа. После подписания протокола от заказчика требуется в течение 1 рабочего дня сообщить участнику конкурса об отклоненной заявке.

  2. Победитель конкурса не подтвердил в заявке добросовестность.

    Как поставщику подтвердить добросовестность по 44-ФЗ, если нет контрактов? Заявка принимается при условии, что участник предоставит обеспечение контракта, которое по размеру превосходит первоначальную сумму в 1,5 раза. Только в этом случае заключается соглашение. Если есть условия об авансе, то обеспечение должно быть не меньше этой суммы.

  3. Участник не подал сведения о добросовестности или комиссия выявила недостоверность указанной информации.

    Поставщика объявляют уклонившимся от сделки и оформляют это в виде протокола, который подписывают и в течение одного дня публикуют в ЕИС. Заказчик может заверить контракт подписью, только если вторая сторона сможет подтвердить свою надежность достоверными данными. Когда такая информация отсутствует, поставщик вправе предоставить по контракту обеспечение.

В законодательстве отсутствуют четкие правила о том, как должна быть оформлена такая информация. По этой причине предъявляемые бумаги могут быть составлены произвольно.

Требуя от подрядчика подтверждения добросовестности, законодательство имеет в виду предоставление сведений из реестра контрактов. Это открытые данные, доступные для любого пользователя. Другими словами, поставщику не нужно собирать какие-либо документы, а достаточно лишь продемонстрировать обобщенную информацию из реестра.

Сведения о надежности могут быть оформлены в любом виде. Например, как декларация, гарантийное или информационное письмо.

Как бы ни была представлена информация о надежности, она должна содержать:

  • наименование заказчика и его индивидуальный номер налогоплательщика;
  • реестровый номер завершенного контракта;
  • стоимость контракта;
  • предмет договора;
  • дату заключения контракта и срок его исполнения;
  • указание на штрафные санкции, если они были.

Советуем собирать все документы не накануне заключения контракта, а заблаговременно. Участника, который не успел вовремя предоставить все бумаги, комиссия может занести в реестр ненадежных исполнителей.

Реестр надежных поставщиков

  1. 1

    В последнее время участились случаи, когда потенциальный поставщик получает от заказчика письмо на электронную почту или звонок с целью приглашения поучаствовать в выгодном тендере.

    Зачастую у поставщика нет ни электронной подписи, ни регистрации на электронной площадке, о чем он прямо заявляет заказчику. Более того, нет никакого опыта участия в торгах.

    Но это нисколько не смущает представителя заказчика, который чаще всего является либо огромной госкорпорацией, либо ее дочерней фирмой. Электронная подпись не нужна. Сам тендер, со слов заказчика, является тайным и засекреченным. Размещаться на электронных торговых площадках данная процедура не будет.

    И вообще, о ней знаете только вы и сам заказчик. То есть цена снижаться не будет, и у вас будет возможность взять тендер по самой лучшей цене. Нужно только заполнить стандартную анкету и прислать пакет учредительных документов.

  2. 2

    На начальном этапе ничего не вызывает подозрений. Участник, скорее всего, вообще не понимает, как устроены электронные торги.

    Да и как может его обмануть огромная государственная корпорация, такая как «Ростех» или «Роснефть»? В списке документов (обычно где-то в середине) участник находит документ, с которым раньше никогда не сталкивался.

    Он может называться по-разному: сертификат доверенного поставщика, сертификат надежного поставщика и так далее. На вопрос о том, как и где получить документ участник получает ответ, что это обязательный документ для участия в госзакупках.

    Получить его можно у специальных фирм, входящих в особый реестр, само собой, на платной основе. Сумма обычно вращается около 40 000 рублей. Скорее всего, заказчик порекомендует вам обратиться в конкретную организацию, где все сделают со скидкой, а главное быстро, ведь сроки поджимают.

  3. 3

    Далее возможны несколько вариантов развития событий. Участник покупает сертификат у фирмы, которую посоветовал представитель заказчика. Скорее всего, больше вы данного заказчика не услышите, а писем от него вы не увидите. Потому что по итогу он является не представителем госкомпании, а представителем той самой компании, продавшей вам липовый сертификат.

    Если участник решил поискать фирму сам и купит такой сертификат у другой организации, то при предоставлении документов он узнает, что организация выдавшая сертификат не имела права его выдавать по той или иной причине, и, ему нужно срочно переоформить сертификат в «правильной» организации, возможно доплатив за срочность.

    После этого представитель заказчика также предсказуемо пропадет.

  4. 4

    Есть несколько признаков «заказчика-мошенника», на которые нужно обратить внимание при первом контакте с ним:

    1. Почта. Обратите внимание, что идет после знака «@». Здесь должно быть доменное имя сайта компании, от лица которой он обращается к вам. Например, @rosneft.ru, @rostec.ru и так далее. Никаких бесплатных почтовых клиентов типа mail.ru или yandex.ru.
    2. Заказчик утверждает, что тендер проводится по 44-ФЗ или 223-ФЗ, но не будет выложен на сайте zakupki.gov. Такого не может быть. Даже если тендер секретный, а ваша сфера связана косвенно с оборонкой, то такой тендер все равно будет выложен на площадке гособоронзаказа «АСТ-ГОЗ».
    3. Сроки сильно поджимают. До конца подачи заявки осталось пару дней. Нужно все делать быстро. Это делается для того, чтобы вывести поставщика из морального равновесия и не дать ему время подумать над ситуацией и все взвесить.
    4. Зайдите на сайт компании-заказчика, убедитесь, что такая компания вообще существует. Найдите ее в ЕГРЮЛ. Если в ЕГРЮЛ вы видите, что компания, являясь «дочкой» госкорпорации, имеет уставной капитал 10000 рублей, постоянно является ответчиком в судах, то это верный признак мошенников.
    5. По закону заказчик всегда обязан предоставить контакты лица, ответственного за закупку. Это лицо обязано дать все разъяснения по документации. Если такой номер есть, то попробуйте найти ответственное лицо не через эти контакты, а просто через интернет. Найдите номер отдела закупок и узнайте, работает ли вообще там такой специалист.
    6. Задайте себе несколько вопросов: почему крупная корпорация, так сильно заинтересованная в поставщиках, сама их ищет путем телефонного обзвона, ставит барьер в виде невозвратной, пусть и сравнительно небольшой, суммы? А есть ли вероятность, что какая-нибудь фирма не получит такой сертификат, так как не является достаточно надежной? По каким критериям проверяется добросовестность поставщика?
  5. Реестр надежных поставщиков

    Национальный реестр надежных поставщиков представляет собой платформу для сбора и обобщения информации о наиболее надежных и добросовестных организациях, участвующих в государственных и коммерческих закупках на территории РФ.

    Главной новацией Национального реестра является создании единой базы поставщиков с максимально широким отраслевым охватом и прозрачными методиками включения. В реестр попадают только проверенные и сертифицированные организации.

    Инициативная группа с 2016 года вела работы по подготовке и запуску проекта.  За это время были сформированы основные цели, принципы ведения и структура реестра.

    Обязанность по ведению и формированию национальной базы поставщиков возложена на АНО «НРНП».

    Так, основными целями создания Национального реестра поставщиков товаров, услуг и работ являются:

    • объединение информации о наиболее эффективных и надежных компаниях-поставщиках в рамках одного проекта;
    • поддержка наиболее добросовестных организаций, путем предоставления информации потенциальным заказчикам, осуществляющим поиск надежных партнеров;
    • повышение качества способов отбора организации и индивидуальных предпринимателей для участия в поставках товаров и услуг для государственных и коммерческих нужд.

    Основными принципами формирования и ведение Национального реестра являются:

    • формирование единого реестра субъектов предпринимательской деятельности, подтвердивших свою добросовестность, надежность и деловую репутацию;
    • функционирование на федеральном и региональном уровнях;
    • добровольная инициатива организаций и ИП о вступлении в реестр поставщиков;
    • взаимодействие с государственными и частными заказчиками по предоставлению информации об участниках реестра;
    • соблюдение прав и охраняемых законом интересов членов реестра;
    • ведение реестра на безвозмездной основе.

    Реестр состоит из трех уровней:

    3-й Уровень содержит информацию о компаниях и предпринимателях, не прошедших сертификацию, но показавших достаточно высокий уровень надежности. Такие компании являются первыми претендентами на внесение.

    2-й Уровень содержит информацию и поставщиках, прошедших процедуру сертификации на соответствие требованиям стандартов, разработанных держателем реестра и государственных стандартов ГОСТ Р ИСО (ISO) системы: менеджмента качества, экологического менеджмента и условий труда.

    1-й Уровень (высший) содержит информацию об организациях, прошедших сертификацию 2-го уровня и имеющих оценку опыта и деловой репутации согласно стандартам ГОСТ Р 66.

    База компаний постоянно обновляется и является открытой. Национальный реестр надежных поставщиков товаров, работ и услуг расположен в интернете по адресу: https://national-reestr.ru/

    Кто и почему попадает в реестр ненадежных поставщиков

    Статья 5 223-ФЗ предусматривает наличие в ЕИС реестра недобросовестных поставщиков (далее – РНП), ознакомление с которым доступно всем заинтересованным лицам без взимания платы. Ведение РНП осуществляется Федеральной антимонопольной службой согласно п.5.3.4. Положения о ФАС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331. 

     

    Что такое РНП и почему не стоит в него попадать?

    РНП представляет собой список ненадежных контрагентов, которые своими действиями (или бездействиями) не исполнили возложенных на них в силу закона обязанностей перед заказчиками. Сведения о недобросовестности поставщика содержатся в РНП в течение двух лет со дня их внесения в такой «черный список», после чего исключаются из реестра.

    Попадая в РНП, участники не только портят себе деловую репутацию на рынке товаров (работ или услуг), но и лишаются возможности принимать участие в закупочных процедурах.

    223-ФЗ не обязывает заказчиков устанавливать ограничение к допуску участников, запись о которых содержится в РНП (как по 223-ФЗ, так и по 44-ФЗ). Организатор закупок вправе не указывать подобного требования при проведении процедур.

    В таких случаях контрагенты из «черного списка» могут принять участие в закупке товаров, работ, услуг и даже стать ее победителем.

    Однако, таких процедур в настоящее время очень мало, поскольку заказчики стараются максимально обезопасить себя от недобросовестных поставщиков, вовремя заключить договор и обеспечить себя необходимой продукцией. Поэтому поставщикам не стоит пренебрегать РНП, уповая и надеясь на закупки, где отсутствуют запреты для поставщиков из списка ненадежных контрагентов.

    Проверить нахождение участника закупки в РНП можно в разделе «Мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок» в ЕИС, указав ИНН поставщика. Свою добросовестность и отсутствие в таком реестре участнику закупки лучше всего задекларировать, предоставив в составе заявке соответствующий документ.

    • 223-ФЗ содержит исчерпывающий перечень случаев, когда сведения вносятся в РНП:
    • — об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров;
    • — о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
    • В любых иных случаях заказчик не вправе направить об участнике сведения в РНП.

    Предоставление информации о недобросовестности контрагента в центральный аппарат ФАС или ее территориальные подразделения по месту нахождения организатора закупок является обязанностью заказчика, в противном случае ему грозит административная ответственность, предусмотренная ст.19.7.2.-1 КоАП РФ.

    Постановление Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» регламентирует порядок и процедуру подачи информации о ненадежных поставщиках в антимонопольную службу РФ (и ее территориальные подразделения).

    Следует обратить внимание на то, что в соответствии с 223-ФЗ сведения об участнике закупочной процедуры, который уклонился от подписания договора, вносятся в РНП тогда, когда его заключение было обязательным итогом закупки (как правило, при конкурсе или аукционе).

    При иных способах закупок заказчик может указать и в Положении , и в закупочной документации, к примеру, следующее: «…процедура запроса предложений не является конкурсом, либо аукционом на право заключить договор, не регулируется ст. 447 — 449 ч. 1 ГК РФ.

    Эта процедура также не является публичным конкурсом и не попадает под действие ст. 1057 — 1061 ч.2 ГК РФ.

    Таким образом, проведение запроса предложений не накладывает на заказчика соответствующего объема гражданско-правовых обязательств по обязательному заключению договора с победителем или иным участником».

    Поэтому, перед тем как инициировать направление сведений в антимонопольный орган о недобросовестности поставщика, заказчику следует внимательно просмотреть собственное Положение и закупочную документацию, а также оценить целесообразность своих действий. В любом случае, перед тем как отправить данные о поставщике в реестр, ФАС осуществляет проверку представленной информации о неблагонадежных контрагентах в соответствии Правилами ведения РНП.

    В практике бывают случаи, когда препятствием для заключения договора являются технические трудности закупочного процесса. В таком случае поставщик должен предоставить в антимонопольный орган документы, подтверждающие его добросовестность и стремление подписать договор с заказчиком.

    Пример

    Global Expert Group Сертификация и регистрация продукции

    Система Федерального реестра добросовестных поставщиков продукции и услуг «РОСПОСТАВЩИК» создана с целью оценки и регистрации организаций, способных оказывать услуги по производству и поставке товаров и услуг на установленного уровня и официально зарегистрирована Федеральным агенством по техническому регулированию и меторологии.

    Включение юридического лица или индивидуального предпринимателя в Федеральный реестр «РОСПОСТАВЩИК» позволяет организациям выполнять требования конкурсной документации, а также продемонстрировать заказчикам высокий уровень своей работы и способность выполнять условия договоров.

    ООО «Глобал Эксперт Груп» уполономочено проводить работы для включения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Федеральный реестр «РОСПОСТАВЩИК» (аттестат нотификации № РОСС RU.31760.04РПК0.А00001).

    Подробную информацию о правилах и критериях включения в Реестр «РОСПОСТАВЩИК» можно получить на официальном интернет ресурсе

    WWW.ROSPOSTAVSHIK.RU.

    Порядок регистрации в Федеральном реестре «РОСПОСТАВЩИК»

    • Подача Заявки на включение юридического лица или индивидуального предпринимателя в Реестр,
    • Рассмотрение Заявки, заключение договора на проведение оценки,
    • Получение от Заявителя необходимой информации, принятие решения о включении в Реестр.
    • Включение информации о заявителе в Реестр, выдача Сертификата и Свидетельства о включении в Реестр, а также прав использования Заявителем знака соответствия «РОСПОСТАВЩИК».

    Стоимость и сроки выполнения работ

    Работы по оценке и включению информации о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в Федеральный реестр добросовестных поставщиков «РОСПОСТАВЩИК» выполняются на основании утвержденных правил и нормативов:

    • Длительность выполнения работ  — от 3 рабочих дней с момента поступления от Заявителя информации для оценки,
    • Стоимость выполнения работ — в соответствии с едиными утвержденными руководителем Системы тарифами и нормативами (запросить).
    • Срок действия Сертификата и Свидетельства — 3 года в случае выполнения зарегистрированной в Реестре организацией правил и процедур.

    Зарегистрироваться в Федеральном реестре добросовестных поставщиков «РОСПОСТАВЩИК» может юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, работающий  в любой сфере деятельности, в том числе производители, дилеры, поставщики, услуговые организации и т.д.

    • В соответствии с положениями законодательства, организаторы закупок могут включать в требования к участникам  положения, касательно их репутации и способности выполнять взятые на себя обязательства.
    • Включив требования к необзодимости регистрации участников в реестре добросовестных поставщиков   заказчик может быть уверен в том, что отбор смогут пройти только действительно ответстсвенные компании, способные выполнить работы качественно и в срок.
    • Мы будем рады проконсультировать организаторов закупок по вопросу использования в своей деятельности  Федерального реестра «РОСПОСТАВЩИК».

    Реестр недобросовестных поставщиков: как в него не попасть и как добиться исключения

    Реестр публикуется в Единой информационной системе (ЕИС) и содержит следующие сведения:

    1. Наименование, местонахождение, ИНН (для юридических лиц), ФИО и ИНН (для ИП и физических лиц).
    2. Наименование, ФИО, ИНН всех учредителей юридического лица, его единоличного органа управления и членов коллегиальных органов управления.
    3. Информацию о контракте и (или) закупке, нарушение условий которых послужило поводом для внесения в РНП.
    4. Дату внесения в РНП.

    Основания и порядок включения в РНП

    В реестр недобросовестных поставщиков попадают:

    • участники закупок, которые уклонились от заключения контрактов;
    • поставщики (исполнители, подрядчики), с которыми контракты были расторгнуты в судебном порядке;
    • поставщики (исполнители, подрядчики), которые существенно нарушили условия контракта, что вынудило заказчика отказаться от сделки.

    Инициатором включения в РНП всегда является заказчик. Он направляет в ФАС информацию и документы.

    Порядок включения в РНП:

    1. Заказчик направляет в ФАС сведения о нарушителе и документы о нарушении в течение трёх рабочих дней с даты признания участника уклонившимся от заключения контракта или с даты расторжения контракта. Если причина включения в РНП — односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, обязательно представляется письменное обоснование такого решения. Если контракт расторгнут судом, прикладывается копия судебного решения. Сопроводительное письмо и материалы направляются в бумажной или электронной форме, в том числе через ЕИС.
    2. В течение трёх дней ФАС проверяет полноту представленных сведений и документов — формальное соблюдение требований ст. 104 44-ФЗ. Если чего-то не хватает, материалы возвращаются заказчику для устранения нарушений.
    3. В течение пяти дней ФАС проверяет представленные сведения — оценивает достоверность информации и наличие основания для включения в РНП. Для рассмотрения вопроса и принятия решения назначается заседание комиссии, куда приглашаются представители заказчика и участника (поставщика). Стороны вправе делать заявления, обосновывать свою позицию, представлять доказательства своей правоты и оспаривать доводы противоположной стороны. Неявка сторон не препятствует рассмотрению вопроса. По итогам заседания принимается решение о включении или невключении в РНП.

    Подробнее об основаниях включения в РНП

    Федеральный закон №44-ФЗ предусматривает три основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков. Однозначным поводом для включения считается только одна ситуация — судебное решение о расторжении контракта. Два других основания требуют от заказчиков обоснования позиции. Участник торгов или поставщик вправе её оспорить, представив свои аргументы.

    Уклонение от заключения контракта

    Признание участника закупки уклонившимся от заключения контракта — право заказчика. Но оно ограничено положениями №44-ФЗ, в частности статьёй 82.3.

    Заказчик вправе признать победителя процедуры уклонившимся от заключения контракта (составить соответствующий протокол), если он:

    • не направил заказчику в установленный срок проект контракта, подписанный надлежащим лицом, или протокол разногласий;
    • не внёс обеспечение в сроки, указанные в документации о закупке, или внёс в неполном объёме;
    • Не выполнил требования ст. 37 №44-ФЗ об антидемпинговых мерах — не внёс дополнительный размер обеспечения или не представил подтверждение своей добросовестности.

    Отказ заказчика от исполнения контракта

    Если поставщик существенно нарушает условия контракта — это основание для одностороннего отказа заказчика от сделки. Такая ситуация служит поводом для внесения поставщика в РНП.

    Возможны две процедуры — если контракт был расторгнут в судебном порядке, после чего заказчик обратился в ФАС, или же заказчик сразу обратился в ФАС для включения поставщика в РНП.

    В первом случае всё однозначно: поставщика включат в РНП на основании судебного решения. Но если заказчик сразу же обращается в антимонопольный орган, ему нужно будет доказать и существенное нарушение условий контракта, и то, что оно — основание для одностороннего отказа от сделки. Разумеется, поставщик вправе оспорить все доводы заказчика и привести свои аргументы.

    Последствия включения в РНП

    Формально включение в РНП не влечёт негативных последствий для компаний и предпринимателей. Проблема — сам факт присутствия в «чёрном списке»:

    1. При формировании закупочной документации заказчики вправе устанавливать требование для участников закупки — отсутствие в реестре.
    2. Если предприниматель или компания попали в РНП, не стоит надеяться на победу и в коммерческих тендерах. В них также может быть поставлено условие об отсутствии в РНП.
    3. Ограничения на участие в госзакупках могут коснуться не только самой компании, которая попала в реестр, но и её учредителей, а также руководителя. Например, если в закупке участвует предприниматель, который является учредителем юридического лица, включённого в РНП, заказчик вправе не допустить предпринимателя к закупке. Суды считают такие решения правомерными (Постановление Арбитражный суд Уральского округа от 20.04.2017 года №Ф09-1846/17).
    4. РНП — общедоступный источник информации, которым легко могут воспользоваться предприниматели для проверки контрагентов и сделать соответствующие выводы.

    Порядок исключения из РНП

    Период нахождения в РНП — 2 года. По истечении этого срока компания или ИП исключаются из реестра. Процедура досрочного исключения из РНП законом не предусмотрена. Единственный вариант — обжаловать решение ФАС в арбитражном суде. Это можно сделать в течение трёх месяцев с момента принятия обжалуемого решения.

    Поводом для отмены решения ФАС могут быть:

    1. Доказанная в суде добросовестность участника или поставщика при заключении или исполнении контракта.
    2. Отсутствие намерений уклоняться от заключения контракта, несмотря на формальное нарушение процедуры и сроков.
    3. Нарушение процедур и сроков по техническим причинам, которые не зависели от участника закупка.
    4. Процессуальные нарушения, допущенные ФАС при рассмотрении обращения заказчика и принятии решения.
    5. Нарушение заказчиком процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта.
    6. Неправомерные действия заказчика, за которыми последовали нарушения со стороны участника закупки или поставщика.
    7. Вина заказчика в допущенном участником или поставщиком нарушении.
    8. Формальность проведенной ФАС проверки, при которой не были установлены и проверены фактические обстоятельства дела, степень вины каждой из сторон.
    9. Нарушение заказчиком сроков и порядка обращения в ФАС для включения участника в РНП.

    Обращение в суд — достаточно эффективный способ обжалования решений ФАС. Арбитражные суды часто встают на сторону участников закупки и поставщиков. Но свою правоту придётся доказывать, а судебный процесс зачастую длится не один месяц. Поэтому лучше, конечно, в РНП не попадать. Не нарушайте процедуры и сроки, а если нарушили, постарайтесь договориться с заказчиком до его обращения в ФАС.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *