Казначейство разрешило проблему с авансами

с изменениями от 28.09.2018

    Казначейство разрешило проблему с авансамиБухгалтеры казенных учреждений постоянно сталкиваются с такими понятиями, как бюджетные и денежные обязательства. Как их правильно принимать и корректировать? Какую роль в этом процессе играет Казначейство РФ?
    В данной статье мы рассмотрим бюджетные и денежные обязательства, а также процедуры, связанных с их исполнением.

    Что такое бюджетные и денежные обязательства?

    Согласно ст. 6 БК РФ бюджетные обязательства – это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Бюджетные обязательства отражают планируемые расходы, ограниченные лимитами бюджетных обязательств (ЛБО).
    В свою очередь, денежные обязательства — обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому (юридическому) лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.
    Также, понятия обязательств закреплены нормой п. 308 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н).
    Казначейство разрешило проблему с авансами

    Как принимать бюджетные и денежные обязательства?

    Реализация бюджетных и денежных обязательств в казенных учреждениях проходит в несколько этапов.
    Бюджетные обязательства принимаются в пределах ЛБО и (или) бюджетных ассигнований путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, а также иных договоров с физическими и (или) юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, или заключенными в соответствии с законами, иными нормативно-правовыми актами, соглашениями (ст. 162, п. 3 ст. 219 БК РФ). Поэтому основаниями для принятия бюджетных обязательств, например, являются такие документы как: заключенный контракт, договор, авансовый отчет, расчетная ведомость, расходный кассовый ордер на выдачу подотчетных средств и т.д.
    Денежные обязательства, как правило, появляются после того, как учреждение принимает бюджетные обязательства. Однако порядок возникновения денежных обязательств может варьироваться в зависимости от положений учетной политики казенного учреждения. Иногда денежное обязательство может быть принято перед бюджетным.
    Денежные обязательства принимаются по факту появления условий, которые требуют от учреждения выполнить принятые бюджетные обязательства. Основания для принятия: акт выполненных работ, оплата аванса поставщику, товарная накладная, платежная ведомость, счет-фактура и иные документы, подтверждающие факт возникновения денежных обязательств.
    Таким образом, в рамках формирования учетной политики казенного учреждения должен быть определен перечень документов — оснований для отражения принятых обязательств на счете 502 00 «Обязательства» (п. 318 Инструкции N 157н). В данный перечень могут быть включены документы, не относящиеся к первичным (счета, универсальные передаточные документы, приказы о направлении в командировку и т.п.). При разработке перечня можно учесть, в частности, положения Приложения N 4.1 к Приказу Минфина России от 30.12.2015 N 221н.
    Предположим, в декабре текущего года до учреждения доводят ЛБО на следующий финансовый год. Затем учреждение принимает бюджетные обязательства в следующем порядке:

    • по статьям, на которые не требуется заключать контракты, на основании доведенных лимитов;
    • по статьям, на которые требуется заключить контракты, по стоимости этих контрактов

    После этого учреждение может перейти к исполнению бюджетных и денежных обязательств.

    Казначейство разрешило проблему с авансами

    Как корректировать принятые бюджетные и денежные обязательства?

    Нередко после выполнения договорных обязательств может измениться сумма принятых бюджетных и денежных обязательств за поставленные материальные ценности, оказанную услугу (выполненную работу). В этом случае учреждению необходимо принять меры по корректировке принятых обязательств.

    Если, например, услуги оказаны на меньшую сумму, чем предполагалось, необходимо составить дополнительное соглашение и скорректировать бюджетные обязательства методом «Красное сторно» на соответствующую сумму.

    В обратном случае, если сумма оказанных услуг по договору оказалась больше и учреждение подтвердило факт получения услуг актами приема-передачи или другими документами, необходимо составить дополнительное соглашение на увеличение цены договора, увеличить бюджетные обязательства и, следовательно, доначислить сумму обязательств по данному договору.

    Однако следует иметь в виду, что такой вариант возможен только тогда, когда у учреждения есть неизрасходованный остаток ЛБО. Это связано с тем, что принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов недопустимо.

    Обратите внимание: изменение цены контракта, как и изменение объемов оказываемых по контракту работ (услуг), должно происходить в соответствии с действующими нормами федерального законодательства, в частности с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

    Казначейство разрешило проблему с авансами

    Роль казначейства в исполнении обязательств

    Если у казенного учреждения появляются те или иные обязательства, оно обязано их исполнить. Для того, чтобы это осуществить, необходимо пройти через процедуру санкционирования оплаты денежных обязательств. По своей сути, санкционирование — это разрешительная надпись (акцепт), осуществляемая казначейскими органами после проверки документов (см. п. 5 ст. 219, п. 5 ст. 267.1 БК РФ).

    Таким образом, за санкционирование отвечает Казначейство России. В это ведомство учреждение предоставляет документы, подтверждающие факт возникновения денежного обязательства.

    Порядок санкционирования денежных обязательств для получателей средств федерального бюджета рассмотрен в Приказе Минфина России от 17.11.2016 N 213н. Согласно п. 5 ст.

    219 БК РФ, порядок санкционирования для получателей средств регионального и местного бюджетов разрабатывают финансовые органы публично-правового образования. В нем устанавливаются документы, необходимые для подтверждения возникновения бюджетных и денежных обязательств.

    Только после получения отметки, подтверждающей санкционирование, учреждение может исполнить свои обязательства. При этом важно подтвердить свои действия платежными документами, согласно п. 6 ст. 219 БК РФ.

    Отражение бюджетных и денежных обязательств в учете

    Как показывает практика, для некоторых бухгалтеров ведение учета по бюджетным и денежным обязательствам становится камнем преткновения. Бюджетный учет по данным обязательствам ведется на следующих счетах:

    Казначейское обеспечение обязательств. Аванс без доверия. Часть 1

    Казначейство разрешило проблему с авансами

    Казначейское обеспечение обязательств. Аванс без доверия.

    Существующие реалии ставят перед руководством страны серьезные задачи, требуют поиска эффективных финансовых инструментов и корректировки существующих бюджетных процессов.

    В качестве механизмов, позволяющих достичь обозначенных целей, применяется казначейское сопровождение целевых средств и казначейское обеспечение обязательств (казначейский аккредитив) (далее – КОО).

     На официальном сайте Правительства РФ, целями разработки указанных инструментов являются — улучшение механизмов реализации положений бюджетного законодательства, в том числе, в части повышения эффективности расходов бюджетов всех уровней, а также, сокращение дебиторской задолженности федеральных органов исполнительной власти.

    Министерство финансов Российской Федерации (далее – Минфин РФ) совместно с Федеральным казначейством Российской Федерации представляют КОО как безболезненную замену авансовым платежам.

    Авансы в классическом виде, зарекомендовали себя не с лучшей стороны потому что в результате авансовых платежей возникает дебиторская задолженность бюджета, а также возникает риск вывода полученных авансов и последующего исчезновения (банкротства) лица, получившего такой аванс.

    В результате чего, существенно снизилось доверие государства  к исполнителям крупных госконтрактов, получающих авансы, и возникла идея разработки механизма КОО.

    В законодательстве отсутствует прямое определение термина «казначейское обеспечение обязательств», что порождает определенные сложности, в первую очередь, для исполнителей госконтрактов, а также соисполнителей и их контрагентов. 

    Хотелось бы сразу отметить, что Минфин РФ, вместо создания прозрачного порядка применения КОО на практике совершенствования указанного порядка, планирует внести изменения в Бюджетный кодекс РФ [1], дополнив его таким понятием как «казначейское обеспечение обязательств».

    Цель законопроекта — закрепление в Бюджетном кодексе Российской Федерации новых положений об осуществлении казначейского сопровождения, бюджетного мониторинга и о применении казначейского обеспечения обязательств. Для чего это нужно? Мне не понятно.

    Можно подумать, что это внесет какую-то ясность, но нет. В общем, давайте продолжим…

    Планируется дополнить Бюджетный кодекс РФ статьей 242.22, часть 1 которой будет содержать следующее:

    «Казначейское обеспечение обязательств является документом (не являющимся ценной бумагой), который выдается Федеральным казначейством для подтверждения обязанности Федерального казначейства обеспечить оплату обязательств получателя бюджетных средств в пределах суммы, необходимой для оплаты указанных обязательств, возникающих при исполнении государственных  контрактов о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, иных договоров (соглашений), источником финансового обеспечения исполнения которых являются средства соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также в иных случаях, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, актами Правительства Российской Федерации».

    Согласно положениям части 8 статьи 5 Федерального закона от 02.12.

    2019 № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (далее – Закон о бюджете на 2020 год), казначейское обеспечение обязательств – это перечисление средств по оплате обязательств Юр.лиц в пределах суммы, необходимой для оплаты фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

    Предоплата по госконтрактам в 2021 году: на что обратить внимание

    Правительство РФ Постановлением № 39 скорректировало правила установления размеров авансовых платежей по государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключаемым федеральными заказчиками (получателями бюджетных средств). В каких пределах проводить авансирование в 2021 году?

    Предельные размеры авансовых платежей по госконтрактам (договорам) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые вправе предусматривать казенные учреждения — получатели средств федерального бюджета, установлены абз. 2 —7 п. 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 (далее — Положение № 1496).

    На региональном и местном уровне предельные объемы авансирования устанавливаются соответствующими нормативными актами (постановлениями правительства субъекта РФ, законами субъекта РФ, распорядительными документами муниципалитетов).

    Согласно п. 1 Постановления № 39, утратил силу абз. 3 пп. «а» п. 18 Положения № 1496, предусматривающий установление аванса в размере свыше 30 %, но не более 80 % суммы госконтракта на выполнение НИОКР, направленных на импортозамещение технологической продукции.

    А на основании п. 2 указанного постановления до 31.12.2021 включительно было приостановлено действие абз. 2 пп. «а», пп. «б» п. 18 Положения № 1496 в части права устанавливать аванс в размере не более 30 % суммы госконтракта.

    При этом закреплено право заказчиков предусматривать в 2021 году размер аванса не более 50 % суммы контракта на закупку товаров, работ, услуг, если иные предельные размеры не установлены федеральными законами, указами Президента РФ или нормативными правовыми актами Правительства РФ (п. 3 Постановления № 39)

    Авансирование по госконтракту осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до казенного учреждения на определенные цели.

    Также аванс не более 50 % можно установить в контрактах на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов государственной (муниципальной) собственности в случае предоставления в 2021 году межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на эти цели (п. 4 Постановления № 39).

    При казначейском сопровождении авансовых платежей их предельный размер может составлять 90 % суммы контракта (п. 1, 4 Постановления № 39).

    Кроме того, до конца 2021 года приостановлено действие п. 20 Положения № 1496, устанавливающего запрет на осуществление авансовых платежей по контрактам о поставке отдельных товаров, об оказании отдельных услуг, включенных в перечень, утверждаемый Распоряжением Правительства РФ от 16.01.2018 № 21‑р (п. 2 Постановления № 39).

    С учетом указанных изменений казенные учреждения вправе предусматривать в заключаемых ими в 2021 году госконтрактах авансовые платежи в следующих размерах:

    Размер аванса Виды госконтактов
    До 100 %
    • Госконтракты (договоры), предметом которых являются:
    • — оказание услуг связи;
    • — подписка на печатные издания и их приобретение;
    • — обучение на курсах повышения квалификации, прохождение профессиональной переподготовки;
    • — участие в научных, методических, научно-практических и иных конференциях;
    — проведение государственной экспертизы проектной документации, включающей проверку достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капремонта объектов капстроительства в случаях, установленных ч. 2 ст. 8.3 ГрК РФ, и результатов инженерных изысканий;

    1. — приобретение авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом;
    2. — оказание гостиничных услуг по месту командирования;
    3. — осуществление грузовых перевозок авиационным и железнодорожным транспортом;
    4. — приобретение путевок на санаторно-курортное лечение;
    5. — проведение мероприятий по тушению пожаров;
    6. — аренда индивидуального сейфа (банковской ячейки);
    7. — ОСАГО владельцев транспортных средств;
    8. — страхование ответственности владельца опасного объекта;
    9. — лечение граждан РФ за границей (если заказчик — Минздрав)
    До 90 % Госконтракты (договоры) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), содержащие условия об осуществлении территориальными органами Федерального казначейства казначейского сопровождения указанных авансовых платежей
    До 50 % По остальным госконтрактам (договорам) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг)

    Что такое казначейское обеспечение обязательств?

    Казначейское обеспечение обязательств — это инструмент для расчета между заказчиком и исполнителем госконтракта при казначейском сопровождении целевых средств.

    Казначейское обеспечение обязательств – это документ, который обязывает заказчика осуществить оплату товаров/работ/услуг головного исполнителя госконтракта. Казначейское обеспечение обязательств оформляет территориальный орган Федерального казначейства (ТОФК) на основании заявления получателя бюджетных средств.

    Для оплаты исполнитель должен выполнить установленные условия. Размер казначейского обеспечения указывается в контракте и не должен превышать сумму средств, выделенных заказчику из бюджета.

    Казначейское обеспечение обязательств используется как для расчетов государственного заказчика с головным исполнителем, так и головного исполнителя с исполнителями следующего уровня и так далее.

    Как выглядит процесс оформления казначейского обеспечения обязательств:

    1. Госзаказчик направляет в ТОФК заявление на выдачу казначейского обеспечения на сумму, не превышающую установленную контрактом.
    2. ТОФК проверяет выполнение следующих требований:
    • контракт содержит условие о казначейском обеспечении обязательств;
    • исполнителю открыт лицевой счет;
    • в заявлении указан ИГК;
    • сумма в заявлении не превышает суммы, установленной контрактом, с учетом осуществленных операций;
    • сумма в заявлении не превышает неиспользованного остатка лимита бюджетных обязательств на лицевом счете заказчика.
    1. При положительном результате проверки ТОФК заказчика:
    • формирует Казначейское обеспечение обязательств и направляет в ТОФК исполнителя;
    • обеспечивает блокировку лимитов бюджетных обязательств.
    1. Исполнитель получает уведомление о предоставлении казначейского обеспечения обязательств.

    Порядок осуществления оплаты:

    1. Исполнитель направляет в ТОФК отчетные документы, Сведения об операциях с целевыми средствами и платежное поручение.
    2. ТОФК исполнителя проверяет документы, соблюдение исполнителем требований казначейского сопровождения целевых средств, а также срок действия казначейского обеспечения обязательств и соответствие ИГК, указанному в платежном поручении и в Казначейском обеспечении обязательств.
    3. При положительном результате проверки ТОФК исполнителя:
    • обеспечивает блокировку остатка Казначейского обеспечения обязательств на сумму платежного поручения;
    • формирует заявление на исполнение Казначейского обеспечения обязательств и направляет в ТОФК заказчика.
    • проверяет остаток бюджетных обязательств;
    • блокирует необходимую сумму на лицевом счете заказчика и направляет уведомление в ТОФК исполнителя;
    • осуществляет оплату обязательств исполнителя;
    • уведомляет заказчика об осуществлении расчетов.

    Если головной исполнитель заключает договор с соисполнителем, в котором установлено казначейское обеспечение обязательств:

    1. Головной исполнитель направляет в ТОФК заявление на перевод казначейского обеспечения обязательств;
    2. ТОФК проверяет выполнение следующих требований:
    • договор содержит условие о казначейском обеспечении обязательств;
    • сумма в заявлении не превышает суммы, установленной договором, с учетом ранее осуществленных операций;
    • сумма в заявлении не превышает суммы неисполненного остатка Казначейского обеспечения обязательств;
    • в заявлении указан ИГК;
    • в договоре и заявлении указаны одинаковые реквизиты;
    • соисполнителю открыт лицевой счет;
    • сумма в заявлении не превышает сумму остатка, указанную в Сведениях об операциях с целевыми средствами.
    1. При положительном результате проверки ТОФК исполнителя:
    • формирует переведенное Казначейское обеспечение обязательств и направляет в ТОФК соисполнителя и уведомляет ТОФК госзаказчика;
    • обеспечивает блокировку остатка средств, указанного в Сведениях.
    1. Соисполнитель получает уведомление о предоставлении переведенного Казначейского обеспечения обязательств.

    Расчеты с соисполнителем осуществляются по аналогии со схемой расчетов между головным исполнителем и заказчиком.

    Казначейское обеспечение обязательств используется как альтернатива авансу. Механизм позволяет сократить размер дебиторской задолженности бюджетных организаций и снижает риск недобросовестного исполнения обязательств исполнителями.

    Для расчетов с использованием казначейского обеспечения обязательств исполнителю требуется строго соблюдать порядок оформления и предоставления документов.

    Мы поможем Вам подготовим требуемые документы, возьмем на себя согласование операций с казначейством, решим спорные вопросы.

    Свяжитесь с нами по номеру +7 (495) 177-36-13 или оставьте заявку в форме под статьей, и мы подключимся к решению Ваших задач на любом этапе казначейского сопровождения.

    Вам необходима консультация ?

    Оставьте заявку на нашем сайте и получите бесплатную консультацию

    Казначейское сопровождение контракта

    Какие контракты по 44-ФЗ сопровождает казначейство? Алгоритм работы казначейского сопровождения госконтрактов. Что контролирует казначейство?

    Часть госзакупок контролирует Федеральное казначейство, чтобы заказчики тратили бюджетные деньги по целевому назначению. В статье расскажем, в каких закупках победителям придется открыть счет в казначействе и как проходит процесс казначейского сопровождения госконтрактов.

    Какие контракты по 44-ФЗ сопровождает казначейство?

    Казначейское сопровождение — это механизм, с помощью которого государство контролирует целевое использование бюджетных средств. Все деньги по контракту в цепочке: «заказчик — исполнитель — субподрядчики» проходят через счета, открытые в территориальных органах Федерального казначейства (ТОФК).

    Правительство РФ ежегодно в декабре утверждает правила, по которым работает казначейское сопровождение. В 2020 году действует Постановление Правительства №1765 и Постановление Правительства №1819 — для контрактов по гособоронзаказу. Эти правила регламентируют, какие бюджетные средства нужно контролировать казначейству в соответствии с законом о федеральном бюджете на 2020 год №380-ФЗ.

    В постановлениях выделены три группы госконтрактов, расчеты по которым контролирует казначейство:

    • контракты в рамках государственного оборонного заказа на сумму более 300 тыс. рублей;
    • госконтракты на сумму более 100 млн рублей;
    • контракты на сумму более 300 тыс. рублей, которые заключили с единственными поставщиками в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

    Но есть исключения. Средства по госконтрактам не подлежат казначейскому сопровождению:

    • в закупках на приобретение услуг связи, коммунальных услуг, перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом и других из списка;
    • в закупках с банковским сопровождением;
    • по контрактам, исполнителем в которых выступает госучреждение.

    Казначейское сопровождение не применяется в закупках Минобороны в соответствии с 275-ФЗ, когда учет бюджетных средств происходит на отдельных счетах, открытых в уполномоченном банке.

    Подробнее об этом мы писали в статье.

    Также казначейское сопровождение не действует в закупках для органов внешней разведки, для корпорации «Росатом», закупках средств контрразведки и других случаях, указанных в п. 3 ч. 3 ст. 5 380-ФЗ.

    Если в закупке действует казначейское сопровождение, заказчик пишет об этом в плане-графике, извещении, документации о закупке и в тексте госконтракта.

    Каждому государственному контракту заказчик присваивает идентификатор (ИГК), который указывают во всех расходных документах.

    По идентификатору ТОФК отслеживают всю цепочку денежного потока по контракту и блокируют расходные операции, которые считают нецелевыми. 

    В госконтракте с казначейским сопровождением заказчики прописывают обязательства для победителей:

    • Указать соисполнителей по договору.
    • Открыть лицевые счета в ТОФК себе и субподрядчикам.
    • Перечислять бюджетные средства на банковские счета юрлица только на разрешенные цели из п. а ч. 6 раздела I Постановления Правительства №1765. Например, можно переводить деньги на зарплату, соцвыплаты, возмещать расходы собственных средств.
    • Вести раздельный финансовый учет.
    • Предоставить в ТОФК документы, которые подтверждают целевое использование средств.
    • Указывать в договорах и расчетных документах ИГК.

    Алгоритм работы казначейского сопровождения госконтрактов

    1. У каждого ТОФК открыт счет в Центральном банке. На него заказчик перечисляет аванс победителю закупки.
    2. После подписания контракта госзаказчик оформляет акт, в котором указывает, какое территориальное подразделение будет сопровождать контракт.

    3. Поставщик обращается в ТОФК с заявлением и госконтрактом, чтобы открыть лицевой счет. 
    4. После полного исполнения контракта казначейство проверяет целевое использование средств и перечисляет деньги на лицевые счета исполнителей и соисполнителей.

    5. Казначейство переводит средства с лицевых счетов на счета юрлиц, открытых в банке после того, как исполнитель предоставит в ТОФК документы о том, что товар поставлен, а работы выполнены.

    Рассмотрим подробнее два основных этапа: открытие лицевого счета и оплата контракта.

    Открытие счета

    Порядок открытия и ведения лицевых счетов ТОФК регулирует приказ №21н. Поставщик предоставляет в ТОФК госконтракт, заявление, карточку образцов подписей по форме, которые установлены в приложениях к приказу, и иные документы юрлица.

    Полный список требуемых документов можно уточнить в ТОФК. Документы подают на бумаге или в электронном виде с использованием электронной подписи.

    Казначейство проведет проверку реквизитов, заполненных форм, документов и в течение 5 рабочих дней откроет счет.

    Оплата по контракту

    Перед тем, как перечислить деньги исполнителю, ТОФК проверит, чтобы расходование было целевым. 

    Нельзя перечислять целевые средства:

    • в качестве взноса в уставной капитал другого юрлица;
    • на депозиты;
    • на банковские счета юрлица, за исключением зарплаты, соцвыплат на работников, возмещения собственных расходов и оплаты фактически поставленных товаров в рамках контракта.

    Средства можно получить как по предоплате, так и после полного исполнения госконтракта. Чтобы получить деньги по предоплате, поставщик предоставляет в казначейство договор с подрядчиком и выставленный ему счет.

    Казначейство оплатит потраченную сумму. После исполнения контракта, в ТОФК нужно предоставить все подтверждающие документы об исполнении контракта: товарные накладные, акты выполненных работ.

    Казначейство перечислит деньги после проверки всех документов.

    Во всех документах от заказчика до конечного исполнителя указывают идентификатор госконтракта, чтобы казначейство могло проследить цепочку денежного потока.

    Что контролирует казначейство

    Территориальные органы Федерального казначейства проверяют в представленных исполнителем платежных документах:

    • соблюдение сроков поставки товаров, выполнения работ;
    • соответствие заявленного количества товаров фактически поставленному;
    • факт поставки товара: иногда требуют фото- и видеосъемку с приемки товара;
    • соответствие реального размера прибыли установленному в контракте;
    • стоимость товара на соответствие его себестоимости по структуре затрат.

    Если сроки поставки товара нарушены, казначейство на следующий день сообщает о нарушении госзаказчику. Если ТОФК выявит нарушения в остальных пунктах, то в течение пяти рабочих дней вернет документы поставщику без исполнения.

    Из-за того, что участие в закупках с казначейским сопровождением кажется сложным и непонятным, конкуренция в них ниже, чем в закупках без сопровождения. Исполнение таких контрактов открытое и прозрачное, что отпугивает от участия в закупках с сопровождением недобросовестных поставщиков.

    Если средства в закупке законодательно требуют казначейского сопровождения, не нужно искать обходные пути и договариваться с заказчиком исключить сопровождение казначейства из контракта, как это сделали поставщик и заказчик в следующем примере. Последствия будут неприятными для обеих сторон.

    Предприятие «Биотехпрогресс» и Государственное казенное учреждение города Севастополя «Городское хозяйство и строительство» заключили контракт на проектирование и строительство очистных сооружений в Севастополе. Изначально заказчик не установил в закупке казначейское сопровождение, но после проверки антимонопольная служба предписала госучреждению включить в контракт условие о сопровождении казначейства.

    На следующий день после подписания контракта, победитель и заказчик заключили допсоглашение, в котором решили исключить из контракта пункт о казначейском сопровождении и обязанность исполнителя открыть лицевой счет в ТОФК.

    Победитель открыл расчетный счет в банке, а в допсоглашении к банковскому счету стороны условились, что этот счет служит для целевых расчетов по контракту. Заказчик перечислил аванс на расчетный счет юрлица. Спустя четыре месяца банк лишился лицензии, средства на счетах заблокировали, и поставщик не смог получить свои деньги.

    В итоге, дополнительное соглашение, которое заключили поставщик и заказчик суд признал недействительным. Подрядчик не получил аванс и не смог выполнить работы в срок. Заказчик расторгнул контракт в одностороннем порядке.

    Казначейский счет. Как открыть, как работать

    Коммерческая компания может заключать государственные контракты. Последние представляют собой заказы, целью которых является удовлетворение государственных нужд.

    К примеру, госконтракты могут касаться строительства дорог, работы над оборонными сооружениями. Если компания получает такой контракт, ей выделяются бюджетные средства на исполнение заказа. Расходование этих средств подлежит особому контролю.

    Для обеспечения контроля над целевым использованием денег открываются казначейские счета.

    Вопрос: Как узнать, в каком органе Федерального казначейства открыты лицевые счета должнику по исполнительному документу?
    Посмотреть ответ

    Что собой представляет казначейский счет

    Казначейский счет – это отдельный лицевой р/с. Для его открытия нужно обратиться в местный отдел казначейства. Главная особенность этого счета: на него помещаются только бюджетные средства. Подобными р/с пользуются получатели выплат из бюджета, участники бюджетных процессов. Во всем остальном счет является совершенно обычным.

    Открывать такой счет нужно только в том случае, если компания получает бюджетные средства по государственному контракту. Просто коммерческой фирме не обязательно иметь казначейский р/с. Нужен он только при наличии конкретных обстоятельств.

    ВАЖНО! Получить бюджетные средства по контракту коммерческая фирма может только через казначейство. КС могут открываться бюджетными и некоммерческими учреждениями, коммерческими субъектами.

    Для чего открывается казначейский счет

    Казначейский счет позволяет увеличить степень контроля над целевым расходованием бюджетных средств. Казначейство обеспечивает полную проверку этих аспектов использования денег:

    • Соответствие положениям контракта.
    • Соответствие законам.
    • Целесообразность, рациональное использование.

    Вопрос: Может ли орган Федерального казначейства перенаправить предъявленный взыскателем исполнительный документ в тот орган Федерального казначейства, в котором должнику открыт лицевой счет?
    Посмотреть ответ

    Казначейство контролирует расходование бюджетных средств, которые предоставляются по следующим основаниям:

    • Государственные контракты стоимостью свыше 100 000 000 рублей.
    • Договоры о выдаче субсидий и бюджетных инвестиций.
    • Соглашения о взносах в уставной капитал.
    • Нормативные акты, в которых указываются право на субсидии и порядок их выдачи.
    • Государственные контракты, оформляемые с бюджетными или автономными субъектами, стоимостью свыше 100 000 000 рублей.
    • Любые соглашения, которые были оформлены в рамках реализации госконтракта.
    • Госзаказы, касающиеся оборонного комплекса.

    Казначейство выполняет эти функции:

    • Проверка соответствия объема реально выполненных обязательств тому, что прописано в документах.
    • Контроль над соблюдением сроков, указанных в контракте.
    • Проверка фактической поставки товара.
    • Соответствие указанной стоимости товара его реальной стоимости.

    Казначейское сопровождение исполняется на основании положений Постановления Правительства №1552 от 30 декабря 2016 года. В этом нормативном акте указано, что получатели бюджетных средств должны открыть р/с в казначействе. Именно на этот счет будут зачисляться целевые средства. Оттуда же они будут списываться.

    Вопрос: Мы бюджетное учреждение, хотим принять участие в аукционе, объявленном в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ. В извещении установлено требование о предоставлении обеспечения заявки. Необходимо ли нам открывать спецсчет, если расчетный счет у нас открыт в казначействе?
    Посмотреть ответ

    Порядок открытия казначейского счета

    Порядок открытия р/с регулируется Федеральным казначейством страны. Он содержится в приказе №21н от 17 октября 2016 года в редакции от 28 декабря 2017 года.

    Для открытия счета нужно сначала подготовить документы. В частности, это заявка на открытие счета и карточка с образцами подписей.

    Если р/с открывается для обособленного филиала компании, то потребуется также ходатайство от центрального офиса. В этом ходатайстве должна содержаться просьба об открытии казначейского счета.

    Составляется документ в свободной форме. Его нужно заверить у управленца компании и главбуха центрального офиса.

    Когда требуется казначейское сопровождение контрактов?

    Следующий важный документ – заявление на открытие КС. Составляется оно по форме 05311752. В документе содержится эта информация:

    • Наименование документа.
    • Дата составления.
    • Наименование компании, которой нужно открыть счет.
    • Наименование других получателей.
    • Отдел Федерального казначейства.
    • Просьба об открытии счета.
    • Различные коды, относящиеся к компании: ИНН, КПП, ОКПО.

    Следующий шаг – заполнение карточки образцов подписей. Составляется документ по форме 05311753. Что это такое? Карточка нужна представителям казначейства.

    Она позволяет известить сотрудников финансового учреждения о том, как выглядит оригинал подписей ключевых лиц компании. В документе также содержится оттиск печати фирмы. Госконтракты обычно предполагают работу с немалыми суммами.

    А потому наличие образцов подписей является необходимой мерой предосторожности. Карточку с образцами нужно заверить у нотариуса.

    Это основной перечень документов. Однако казначейство может попросить дополнительные бумаги. Имеет смысл заранее собрать этот пакет документов:

    • Копия государственного контракта, под который открывается казначейский счет.
    • Выписка из ЕГРЮЛ о регистрации ЮЛ.
    • Копия Устава организации.
    • Копия свидетельства о том, что плательщик поставлен на налоговый учет.
    • Справка из ФСС, подтверждающая уплату страховых взносов.

    Представители казначейства могут сравнить представленные клиентом бумаги с документами, запрошенными в различных государственных структурах. Решение об открытии р/с принимается в течение 5 суток. Через это время компании приходит соответствующее уведомление.

    Особенности расходования средств с казначейского счета

    Итак, компания открыла казначейский счет. Что дальше? На него поступают бюджетные средства, выделенные в рамках государственного контракта. Однако просто так расходовать их не получится. Сначала понадобится направить в отдел казначейства документы, подтверждающие целевой расход. К примеру, это могут быть следующие бумаги:

    • Платежное поручение.
    • Государственный контракт.
    • Прочие бумаги, подтверждающие обязательства (к примеру, накладные).

    ВНИМАНИЕ! В платежных бумагах должен быть указан идентификатор государственного контракта.

    Как правило, по контракту выделяются крупные суммы. Именно этим вызван столь усиленный контроль, а также особые требования к подписям. Для расходования средств ключевые лица в компании ставят свои подписи на документах.

    Последние должны точно соответствовать ранее представленным образцам. Соответствовать образцу должен и оттиск печати. Не допускается неразборчивости. Если подпись не соответствует образцу, сотрудник попросит поставить ее вновь.

    Если и в этом случае обнаружится несоответствие, клиенту отказывают в расходовании.

    Расходовать средства можно только по тем направлениям, которые обозначены в контракте. Это могут быть следующие источники трат:

    • Закупка строительных материалов.
    • Закупка инструментов.
    • Выплата зарплаты сотрудникам.
    • Найм строительной бригады и прочее.

    Средства могут тратиться только по назначению. К примеру, с бюджетными средствами нельзя осуществлять эти действия:

    • Внесение средств в уставной капитал.
    • Приобретение собственности для нужд компании.
    • Перевод денег на банковский счет подрядчика (за рядом исключений).

    Иногда деньги можно переводить на счета подрядчиков и субподрядчиков. Это актуально при переводе зарплат сотрудникам, оплате за выполненные работы. Субподрядчикам средства переводятся для оплаты услуг ЖКХ, покупки проездных. Направлять средства на счета можно авансом.

    Если используется метод аванса, нужно предъявить в казначейство соответствующее соглашение и выставленный счет. Также оплата может проводиться при наличии фактических трат.

    В этом случае нужно предоставить в казначейство бумаги, подтверждающие факт расходов: документы о поставке продукции или предоставлении услуг.

    Авансирование по 44-ФЗ и 223-ФЗ

    Из нашей статьи вы узнаете:

    Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ предусмотрена возможность авансирования контракта.

    То есть при желании заказчик может авансом (частично или полностью) оплатить исполнителю поставку товара, выполнение работ или оказание услуги.

    В статье мы расскажем, как регулируется авансирование, какие у него плюсы и минусы, в каких случаях возможны ограничения по предоплате, а также рассмотрим другие важные вопросы.

    Как авансирование по 44-ФЗ регулируется законодательством

    Условие об авансировании контракта заказчик устанавливает на своё усмотрение — предварительная оплата не является обязательной частью контракта, закон позволяет определиться с этим вопросом самостоятельно.

    Если авансирование было предусмотрено контрактом, то заказчик обязан перечислить его поставщику.

    В соответствии с ст. 487, 711, 781 ГК РФ, предоплата выплачивается в полном размере или частями. Размер аванса может составлять от 50 до 100 процентов от НМЦК.

    При выплате полного аванса заказчик совершает 100% предоплаты по 44-ФЗ до того, как поставщик начнёт исполнять соглашения по контракту.

    Если предоплата частичная, исполнитель получает от заказчика первый платёж перед выполнением контрактных обязательств, а последний — после того, как успешно выполнит все условия контракта по 44-ФЗ (поставка товара, выполнение работ, оказание услуги).

    Авансирование по 44-ФЗ

    Поскольку заказчик применяет авансирование по 44-ФЗ на своё усмотрение, решение о предоплате следует принимать исходя из её целесообразности, а также из ограничений бюджета. Если заказчик готов выплатить аванс, то он должен разместить информацию об авансировании в извещении о закупке (ч. 12 ст. 42 Федерального закона № 44-ФЗ).

    Величина предоплаты влияет на размер обеспечения исполнения контракта (ОИК) — чем больше аванс, тем больше ОИК. Меньше суммы аванса ОИК быть не должен.

    Согласно ч.13 ст.34 Федерального закона № 44-ФЗ, условия об авансировании, включая сумму и сроки выплаты, должны быть прописаны в контракте.

    Отсутствие сроков выплаты аванса в договоре будет нарушением. Чтобы не допустить такой ошибки, необходимо заранее подготовиться к торгам.

    Можно обратиться к специалистам, которые помогут в участии на всех этапах тендера. Это позволит избежать спорных ситуаций.

    На что следует обратить внимание

    Прописывая предоплату в договоре по 44-ФЗ, необходимо точно указывать сумму аванса — использовать минимальные и максимальные интервалы при определении суммы не нужно.

    Кроме того, не следует соотносить требования с целями применения авансового платежа — это может расцениваться как нарушение 44-ФЗ. Об этом говорится в Письме Казначейства № 07-04-05/09-319 от 19 мая 2015 года.

    Если по контракту подрядчик должен выполнить работ поэтапно, в договоре нужно указать сумму аванса в виде процента от общей стоимости работ (товаров) для каждого этапа. Об этом сказано в п. 1 ч. 13 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ.

    Сформулировать условия авансирования можно в свободной форме. Пример формулировки по полной предоплате:

    Пример формулировки по частичной предоплате:

    Преимущества и отрицательные стороны

    Предоплата — неоспоримый плюс для исполнителей. Для некоторых из них наличие аванса может стать определяющим фактором при поиске закупок, поскольку предоплата нередко становится стартовым капиталом, который используется поставщиком в целях исполнения контракта.

    Кроме того, аванс позволяет исполнителю без траты личных средств подготовиться к работам, найти субподрядчика организовать поставку необходимых материалов и тому подобное. В поисках субподряда поможет Астрал.Поставщик.

    Также сервис позволит найти выгодные предложения (в том числе по такому критерию, как авансирование), собрать и проанализировать информацию о заказчике.

    Однако при этом существует высокий риск неисполнения контракта. Так, получив предоплату в полном размере, недобросовестный подрядчик может не выполнить контрактные обязательства.

    Поскольку работы или товар оплачены полностью, исполнитель может нарушить условия контракта, уйдя таким образом от ответственности.

    Для нарушителей законодательством предусмотрены различные меры: пени, штрафы, включение в реестр недобросовестных поставщиков и др.

    Ограничения при определении размера предоплаты

    Предел начисления предоплаты для отдельных категорий товаров установлен в Постановлении Правительства РФ №1496 от 9 декабря 2017 года.

    Постановлением Правительства РФ № 1289 от 26 августа 2020 года в пункты 18, 26.4 и 26.

    8 были внесены поправки, в соответствии с которыми для некоторых групп был увеличен размер предоплаты, а также прописаны условия её предоставления. Изменения начали действовать с начала 2021 года.

    Так для работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту некоторых объектов авансирование увеличили до 90%, но с условием, что предоплата сопровождается Казначейством.

    Новые размеры предоплаты по 44-ФЗ в 2021 году:

    Федеральные заказчики Региональные и муниципальные заказчики
    Связь, подписка, обучение и лечение, экспертиза проектной документации, грузовые перевозки, авиа- и железнодорожные билеты, гостиничные услуги и т.д. До 100%
    В любой закупке с казначейским сопровождением аванса. До 90%
    НИОКР для импортозамещения технической продукции. Требуется казначейское сопровождение и подтверждение Минпромторга о том, что контракт соответствует целям импортозамещения. До 80%
    До конца 2021 года — станки, ручной инструмент и др. Обязательный аванс не менее 80%
    До конца 2021 года — на любые товары и работы, в том числе строительство, реконструкция и капитальный ремонт. До 50%
    Строительство, реконструкция и капитальный ремонт государственной и муниципальной собственности, если получена субсидия на софинансирование из федерального или регионального бюджета. Обязательный аванс не менее 50%

    Изменения по предоплате

    С 1 июля 2020 года вступили в силу поправки в закон о контрактной системе, внесённые Федеральным законом 124-ФЗ от 24 апреля 2020 года, который упростил процедуру госзакупок для предприятий и изменил порядок их проведения. Если авансирование предусмотрено с казначейским сопровождением, ОИК рассчитывается исходя из начальной максимальной цены контракта (НМЦК). При этом НМЦК уменьшается на сумму аванса.

    По новым правилам в торгах для субъектов малого и среднего бизнеса цена контракта в случае авансирования уменьшается на сумму предварительной выплаты (п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ).

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *