Лицензию надо получать на каждый вид деятельности, внесённый в ЕГРЮЛ?

Лицензия – это документ установленной формы, подтверждающий право ведения определенного вида деятельности и выдаваемый уполномоченным (лицензирующим) органом.

Лицензирование является инструментом государственного регулирования в отдельных сферах общественной жизни (связанных со здоровьем и жизнью людей, обороноспособностью страны и др.

), который призван обеспечить надлежащий уровень качества и безопасности выполняемых работ, выпускаемой продукции и оказываемых услуг.

В соответствии с действующим законодательством лицензирующим органам вменено в обязанность представление в органы налоговой службы сведений о лицензиях на право ведения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями определенных видов деятельности.

Сведения о выдаче, приостановлении, возобновлении действия, переоформлении (продлении), аннулировании (прекращении действия лицензии по различным обстоятельствам) представляются в течение пяти дней после принятия уполномоченным органом соответствующего решения.

Обязанность лицензирующих органов предоставлять информацию о лицензиях в регистрирующие органы диктуется необходимостью повышения эффективности государственного контроля деятельности субъектов предпринимательства.

Сведения о лицензии представляются в налоговую службу по месту учета юрлица (ИП) в форме сопроводительного письма с приложением копии соответствующего решения или выписки из реестра лицензий, ведущегося лицензирующим органом. Информация может передаваться на бумажных и(или) электронных носителях. Форма и состав передаваемых сведений устанавливается соглашением об информационном взаимодействии между лицензирующим и регистрирующим органом.

За непредставление или несвоевременное представление сведений, а также представление недостоверной информации о лицензиях в регистрирующий орган предусмотрена административная ответственность и санкции в форме предупреждения либо административного штрафа.

Сведения о лицензиях, предоставленные лицензирующими органами, в ЕГРЮЛ и ЕГРИП регистрирующие органы вносят в следующем составе:

  • номер лицензии;
  • наименование лицензирующего органа;
  • дата принятия решения о выдаче (приостановлении, возобновлении, переоформлении, аннулировании, прекращении) лицензии;
  • вид деятельности, на ведение которой была выдана лицензия;
  • срок действия лицензии.

В соответствии с установленными законодательством правилами предоставления информации, содержащейся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, в соответствующих выписках в обязательном порядке указываются сведения о лицензиях, полученных субъектом предпринимательства на право ведения определенных видов деятельности, практически в той же полноте, в которой они были внесены в госреестры юридических лиц и предпринимателей.

Что такое лицензия, для чего она нужна и как ее получить?

Лицензии вводятся государством для того, чтобы защищать жизнь и здоровье граждан страны, их права и законные интересы, безопасность государства, окружающую среду и культурное наследие. Закон запрещает вводить лицензирование с какими-либо другими целями. 

Лицензирование – это инструмент обеспечения контроля со стороны государства за определёнными видами деятельности. Государство задаёт критерии и требования, которым должны в обязательном порядке соответствовать предприятия и предприниматели, осуществляющие ту или иную деятельность. 

Кроме того, государство осуществляет постоянный надзор за соблюдением владельцами лицензий законов и правил. В случае выявления значительных нарушений, государство может отозвать лицензию – это нередко происходит, например, с российскими банками.

Какие виды деятельности лицензируются?

Лицензированию подлежат те виды деятельности, при осуществлении которых может быть нанесён ущерб жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, безопасности государства, окружающей среде и экологии, а также культурному наследию страны.

Исчерпывающий список таких видов деятельности содержится в Федеральном законе №99-ФЗ – он так и называется «О лицензировании отдельных видов деятельности». Этим законом установлены общие принципы лицензирования, а порядок выдачи конкретных лицензий устанавливается соответствующими подзаконными актами. 

Согласно п. 4 ст. 9 ФЗ–99, лицензии выдаются на неограниченный срок. Правда, как уже говорилось выше, за грубые нарушения государство имеет право отозвать лицензию. Действие лицензии распространяется на всю территорию России, то есть вам не придётся получать новую лицензию при выходе в другие регионы.

На момент написания статьи, лицензированию подлежат около пятидесяти видов деятельности. Перечислять все не будем, но обозначить некоторые рамки, на наш взгляд, всё-таки стоит:

  1. Лицензированию подлежит практически любая деятельность, связанная с шифрованием и обработкой конфиденциальной информации – производство шифровальных средств и систем с их использованием, услуги по шифрованию и расшифровке данных, разнообразных шпионских приборов и устройств, а также средств для их обнаружения. 
  2. Без лицензии нельзя производить полиграфическую продукцию с водяными знаками;
  3. Лицензия понадобится для производства, обслуживания и ремонта авиационной техники, а также для её разработки. 
  4. Лицензируется всё, что связано с оружием (в том числе химическим) и боеприпасами, военной техникой и оборудованием – проектирование, производство, хранение, транспортировка и так далее. Сюда же отнесём космическую деятельность.
  5. Нужно получать лицензию, если хотите заниматься пожаротушением, а также монтировать или обслуживать противопожарные системы.
  6. Взрывоопасные и пожароопасные объекты также нельзя эксплуатировать без лицензии.
  7. Лицензируется производство и продажа медикаментов, обслуживание медицинской техники, хранение и использование возбудителей инфекций, использование ГМО. Сюда же отнесём всё, связанное с оборотом наркотических веществ.
  8. Очень многие направления транспорта подлежат лицензированию – авиаперевозки, железнодорожные пассажирские перевозки, перевозки химических и прочих опасных веществ, морские пассажирские перевозки и даже перевозки пассажиров автобусами. Кроме того, лицензия нужна для погрузки и разгрузки опасных грузов, морской буксировки и т.п.
  9. Лицензируется любая деятельность, связанная с отходами I – IV классов опасности, ломом чёрных и цветных, а также драгоценных металлов;
  10. Необходима лицензия для организации и проведения азартных игр, приёма ставок. 
  11. Специальную лицензию нужно получить для занятий сыскной и охранной деятельностью, трудоустройством россиян за границей;
  12. Нужна лицензия для образовательной деятельности, а также телевизионного и радиовещания;
  13.  Подлежит обязательному лицензированию всё, связанное с геодезией, картографией, использованием и разработкой недр, много лицензируемых направлений в строительстве;
  14. С 2014 года лицензируется и управление многоквартирными домами;
  15. Лицензию придётся получить и тем, кто собирается открыть зоопарк, океанариум, дельфинарий или что-то вроде того. 

Если собираетесь заниматься деятельностью, связанной со всем, перечисленным выше – внимательно изучите закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», и проверьте, нужно ли получать лицензию для осуществления задуманного. Имейте в виду, что перечень лицензируемых видов деятельности регулярно обновляется – что-то входит в него, что-то исключается. 

Важно понимать, что в ряде случаев вам понадобится даже не одна лицензия, а несколько. Например, если в аптеке продаются наркотические препараты, нужна отдельная лицензия на продажу фармацевтических препаратов, и отдельная – на продажу наркотиков. То же, например, и с продажей оружия. Чтобы торговать самим оружием нужна одна лицензия, а чтобы продавать боеприпасы – другая. 

Лицензия на продажу алкоголя

Одна из самых востребованных бизнесом лицензий – лицензия на продажу алкогольной продукции. Она нужна не только магазинам, но и барам, ресторанам и кафе. Опять же, для оптовой и розничной торговли спиртным нужны разные лицензии. 

Эта область, кстати, регламентируется отдельным законом – №171-ФЗ от 22 ноября 1995 года. Он называется «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». 

Читайте также:  Можно зарегистрировать ООО по прописке, если планируется открыть магазин?

Кстати, пиво и пивные напитки можно производить, продавать и наливать без лицензии. 

Лицензионные требования

Один из смыслов выдачи лицензий – контроль соответствия предприятий и предпринимателей, осуществляющих те или иные услуги, определённым требованиям, предъявляемым законом. 

Вот, какие требования может предъявлять государство при выдаче лицензий:

  1. Требования к помещениям и объектам, в которых будет осуществляться деятельность;
  2. Требования к наличию определённого оборудования, технических средств и документации;
  3. Требования к сотрудникам (например, может быть необходимо наличие у них определённых знаний, образования, дипломов или других документов, подтверждённого опыта);
  4. Требования к действующим на предприятии системам производственного контроля;
  5. Требования к организационно-правовой форме предприятия;
  6. Требования к размеру уставного капитала предприятия;
  7. Ряд других требований.

Чтобы получить лицензию, предприниматель или представитель юридического лица подаёт в соответствующий орган документы, подтверждающие соответствие требованиям закона. Представители лицензирующего органа могут выехать на будущее место осуществления деятельности с целью проверки соответствия площадки этим требованиям. 

Как получить лицензию?

За лицензией представитель юридического лица (или предприниматель) обращается в лицензирующий орган с заявлением. Оно обязательно должно быть подписано директором или другим уполномоченным им лицом. Индивидуальный предприниматель подписывает заявление о предоставлении лицензии лично.

Какие сведения нужно указывать в заявлении на лицензию?

При подаче заявления о предоставлении лицензии, нужно указать следующие сведения:

  1. Организационно-правовую форму и полное наименование юридического лица (для индивидуального предпринимателя – соответственно, его фамилию, имя и отчество);
  2. Адрес места нахождения юрлица или регистрации предпринимателя, а также перечень адресов, по которым предполагается вести работу;
  3. Номер свидетельства ЕГРЮЛ (для юридических лиц) или ЕГРИП (для индивидуальных предпринимателей), сведения об органе, осуществившем постановку юрлица или ИП на учёт;
  4. Контактный номер телефона, адрес электронной почты (если есть);
  5. Индивидуальный предприниматель предоставляет данные паспорта;
  6. Индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН), сведения о дате постановки на учёт и органе, осуществившем регистрацию в качестве налогоплательщика;
  7. Вид деятельности, на который соискатель хочет получить лицензию – нужно выписать дословно из части 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании»;
  8. Перечень работ и услуг, составляющих деятельность, подлежащую лицензированию (укажите, будете ли производить продукцию, оказывать услуги, осуществлять транспортировку, хранение, переработку и так далее). Всё нужно указывать достаточно подробно, чтобы не возникло (например) ситуации, в которой вы можете производить и продавать продукцию, но не можете её хранить и перевозить;
  9. Подтверждение факта уплаты государственной пошлины за выдачу лицензии (например, копия квитанции или её реквизиты);
  10. Данные документов о соответствии предприятия или предпринимателя лицензионным требованиям (в соответствии с положением о лицензировании соответствующего вида деятельности).

К заявлению необходимо приложить ряд документов – для каждого вида деятельности перечень определяется отдельно, в соответствующем положении о лицензировании. Необходимы и копии уставных документов юридического лица, а также паспорт предпринимателя – всё это нужно удостоверить нотариально. Кроме того, обязательно составляется опись всех приложений. 

Документы можно подать в соответствующий государственный орган лично или отправить по почте заказным письмом с уведомлением. Если комплект собран правильно, лицензия будет выдана в течение 45 дней, если что-то не так – документы вернут, и нужно будет устранить недочёты. На это законодательством отведён тридцатидневный срок. 

За что могут забрать лицензию

Если будут нарушены лицензионные требования, выдавший лицензию орган издаёт предписание об устранении нарушений. Если в установленный срок предписания не будут исполнены – действие лицензии может быть приостановлено.

Лицензия приостанавливается по решению суда. Он же определяет, на какой срок будет приостановлена лицензия. Продление этого срока законом не предусмотрено, после его истечения действие лицензии восстанавливается. 

Впрочем, если нарушения так и не будут устранены, лицензирующий орган вновь обратится в суд – на этот раз с представлением об аннулировании лицензии.

Вот, за что могут прекратить действие лицензии:

  • По заявлению лицензиата – то есть «по собственному желанию»;
  • В связи с ликвидацией юридического лица или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя;
  • По решению суда.

Иных поводов забрать лицензию не существует. 

В каких случаях нужно вносить изменения в лицензию

Как мы уже говорили, лицензия – инструмент контроля за деятельностью со стороны государства. Чтобы этот контроль не терял эффективности, в случае существенных изменений в своих данных предприниматель или руководитель предприятия должен переоформить лицензию. 

Вот перечень случаев, когда переоформление необходимо: 

  • Юридическое лицо преобразовано;
  • Изменилось название юридического лица;
  • Изменился адрес места нахождения предприятия;
  • Изменилось имя или адрес индивидуального предпринимателя;
  • Индивидуальный предприниматель поменял паспорт;
  • Изменился адрес осуществления деятельности;
  • Изменился перечень лицензируемых работ или услуг, оказываемых предпринимателем. 

Можно ли получить лицензию самостоятельно

Юридические компании, специализирующиеся на лицензировании, любят сгущать краски, рассказывая о сложностях, с которыми предстоит столкнуться предпринимателям, собирающимся получать лицензию.

За содействие в этом вопросе просят самые разнообразные суммы – лицензии на образовательную и медицинскую деятельность иногда оцениваются в миллионы рублей.

Параллельно развивается и рынок продажи юридических лиц с лицензией. 

На самом деле, процесс не так сложен, а если хорошенько разобраться – и не так коррумпирован, как принято считать среди бизнесменов.

Несмотря на то, что в каждой отрасли есть определённая специфика, лицензирование в России, в основном, регулируется одним федеральным законом, изучить который вполне под силу даже тому, кто далёк от юридического мира.

Если вы всерьёз намерены заниматься лицензируемым видом деятельности – и собрать необходимые документы не составит для вас большой проблемы. 

Получить лицензию самостоятельно – можно, как можно самому зарегистрировать предприятие, поставить на учёт автомобиль или, например, открыть расчётный счёт. Тут каждый должен сам для себя решить, какой ресурс в настоящее время стоит экономить – своё время или свои деньги. 

Реестровая модель лицензирования

С 01.01.2021 стартовала реестровая модель лицензирования отдельных видов деятельности, но мало кто знает об этом, хотя соответствующие изменения были приняты больше года назад[1].

Реестровая модель отменила выдачу лицензий на привычном бумажном носителе, установив юридическую значимость записи в реестре лицензий: теперь неважно, есть ли у компании лицензия с приложениями к ней, — значение имеет только наличие записи о предоставлении этой компании права на осуществление лицензируемого вида деятельности.

Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности также требует наличия лицензии, поэтому изменения, запущенные Федеральным законом № 478-ФЗ, не могут не затронуть отрасль обращения с отходами. Но как отразится на отрасли отмена выдачи новых лицензий на бумажном носителе и переход к реестровой модели? Понадобится ли лицензиатам переоформлять ранее выданные лицензии или вносить сведения о них в реестр? Попробуем разобраться.

Реестровая модель госуслуги по лицензированию

Во-первых, реестровая модель изменила подход к результату лицензирования: с 01.01.2021 лицензии не выдаются, а предоставляются. Что за чепуха, подумаете вы, и будете неправы.

Читайте также:  Как выглядит книга учета доходов и расходов ИП?

Так, предоставление лицензии предполагает предоставление права на осуществление лицензируемого вида деятельности, в то время как выдача лицензии — лишь получение документа на бумажном или электронном носителе.

Если раньше процесс лицензирования заканчивался выдачей лицензии, то сегодня юридическую значимость имеет факт предоставления права (разрешения) на осуществление лицензируемого вида деятельности: теперь неважно, есть ли у вас лицензия или нет, значение имеет, есть ли у вас право на осуществление деятельности, которая подлежит лицензированию.

Во-вторых, предоставление права на осуществление лицензируемого вида деятельности будет подтверждаться только записью в реестре лицензий, а не бланком лицензии.

Это означает, что для подтверждения наличия права на ту или иную деятельность достаточно самого факта наличия записи в реестре лицензий.

Предоставление лицензии на бумажном носителе не подтверждает права на осуществление лицензируемого вида деятельности, поскольку бумажный носитель не может предоставить ту информацию, которая есть в реестре (например, о том, что лицензия приостановлена или аннулирована).

Любое заинтересованное лицо, в т.ч. сам лицензиат, сможет по запросу получить выписку из реестра лицензий[2]:

• в форме бумажного документа — за плату;

• в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица лицензирующего органа, — бесплатно.

Плата за предоставление выписки из реестра на бумажном носителе составляет 3000 руб.[3] Размер платы весьма внушителен, учитывая, что за предоставление самой лицензии пошлина составляет 7500 руб., но, вероятно, по мнению регулятора, именно бесплатная альтернатива должна стать наиболее востребованной услугой.

Обратите внимание

Компаниям, получившим лицензии на бумажных носителях до 01.01.

2021, не потребуется предпринимать какие-либо действия по включению данных в реестр: сведения о ранее выданных лицензиях и о лицензиатах автоматически будут включены в реестр лицензий без проведения в отношении лицензиатов проверок их соответствия лицензионным требованиям или иных проверок, подтверждающих достоверность сведений, вносимых в реестр.

В-третьих, поменялся и сам порядок подачи заявления о предоставлении государственной услуги по лицензированию. Так, заявления будут подаваться в лицензирующий орган напрямую или через МФЦ (многофункциональные центры) в электронном виде, т.е. без бумажных носителей.

И тут жизнь сыграла на опережение Федерального закона № 478-ФЗ, поскольку пандемия коронавируса сократила личные контакты лицензирующих органов.

Заявители освоили инструменты, используемые при подаче налоговой отчетности, а именно систему идентификации и аутентификации, чтобы лицензирующий орган мог «распознать» заявителя, увидеть данные о нем и соотнести их с теми сведениями, которые заявитель подает для получения государственной услуги.

Уведомление о решении, принятом лицензирующим органом, может предоставляться любым выбранным заявителем способом — в электронном виде или на бумажном носителе почтой.

Решение, принятое лицензирующим органом по факту рассмотрения заявления, будет предоставлено в форме выписки из реестра лицензий, если решение лицензирующего органа было положительным, либо отказа в предоставлении лицензии — если решение отрицательное.

Аналогичным образом осуществляется и переоформление лицензий.

Реестр лицензий

До вступления в законную силу изменений, предусмотренных Федеральным законом № 478-ФЗ, запись о выданных лицензиях на бланках строгой отчетности также вносилась в реестр лицензий, ведение которого было отнесено к компетенции лицензирующего органа. Казалось бы, что же тогда изменилось и изменилось ли вовсе?

Изменения действительно незаметны и скорее связаны с основным акцентом всей реестровой модели лицензирования — юридической значимостью записи в реестре.

Если ранее выданная лицензия на бланке строгой отчетности была главным документом лицензиата, подтверждающим его право на осуществление деятельности, то сейчас, благодаря реестру лицензий, любое заинтересованное лицо может узнать о лицензиате гораздо больше информации в режиме реального времени (а не только те сведения, которые указаны на бланке лицензии и актуальны на дату выдачи). К такой информации можно отнести сведения о приостановлении и возобновлении действия лицензии, об аннулировании лицензии.

Реестры лицензий формируются и ведутся лицензирующими органами в электронном виде путем внесения в них записей.

При этом лицензирующий орган вправе вести реестр только в отношении тех видов деятельности, лицензирование которых он осуществляет.

Следовательно, реестр лицензий на право обращения с отходами ведется Росприроднадзором и его территориальными органами.

Правовое регулирование

Правила формирования и ведения реестра лицензий (далее — Правила) и типовая форма выписки из реестра лицензий утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 № 2343.

В соответствии с Правилами при принятии решения о предоставлении заявителю лицензии в реестр лицензий вносится запись, которой присваивается номер — регистрационный номер лицензии.

Указанный номер является уникальным: он не может повторять регистрационный номер лицензии, предоставленной иному лицензиату.

Все дальнейшие записи в отношении конкретного хозяйствующего субъекта не могут изменять регистрационный номер лицензии.

  • В реестре лицензий указываются следующие сведения:
  • • регистрационный номер лицензии и дата предоставления лицензии;
  • • наименование лицензирующего органа;

• полное и, если имеется, сокращенное наименование, в т.ч.

фирменное наименование, и организационно-правовая форма лицензиата — юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, номер телефона и, если имеются, адреса электронной почты юридического лица;

  1. • фамилия, имя и, если имеется, отчество лицензиата — индивидуального предпринимателя, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, адрес его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, номер телефона и, если имеются, адреса электронной почты индивидуального предпринимателя;
  2. • идентификационный номер налогоплательщика;
  3. • лицензируемый вид деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
  4. • номер и дата приказа (распоряжения) лицензирующего органа о предоставлении лицензии;
  5. • срок действия лицензии в случае, если ограничение срока действия лицензии предусмотрено федеральными законами;
  6. • номер и дата приказа (распоряжения) лицензирующего органа о переоформлении лицензии с указанием причины переоформления лицензии;
  7. • информация о продлении срока действия лицензии в случае, если ограничение срока действия лицензии предусмотрено федеральными законами;
  8. • основания, даты вынесения решений лицензирующего органа о приостановлении (включая срок, на который лицензия приостанавливается), возобновлении действия лицензий и реквизиты таких решений;
  9. • номер и дата приказа (распоряжения) лицензирующего органа о прекращении действия лицензии, основание и дата прекращения действия лицензии;
  10. • основание, дата вынесения решения суда об аннулировании лицензии и реквизиты такого решения;
  11. • основания и даты проведения проверок лицензиатов, предусмотренных Федеральным законом № 99-ФЗ;
  12. • реквизиты актов, составленных по результатам проведенных проверок, предусмотренных Федеральным законом № 99-ФЗ;
  13. • сведения о вынесенных в отношении лицензиата предписаниях об устранении нарушений лицензионных требований;
  14. • даты и реквизиты выданных постановлений о назначении административных наказаний в виде административного приостановления деятельности лицензиатов;
  15. • дата вынесения решения суда об отмене вступившего в законную силу решения суда об аннулировании лицензии и реквизиты такого решения;
  16. • информация о должностном лице лицензирующего органа, внесшем сведения в реестр лицензий;
  17. • даты внесения в реестр лицензий сведений о лицензиате;
  18. • иные сведения, установленные нормативными правовыми актами РФ.
Читайте также:  Каковы санкции за работу без лицензии?

Структура регистрационного номера лицензии устанавливается лицензирующим органом. При этом номера и даты регистрации лицензий, предоставленных лицензирующими органами до 01.01.2021, могут вноситься в реестры лицензий в качестве регистрационных номеров лицензий и дат предоставления лицензий.

К сведению

Технические ошибки в сведениях, внесенных в реестр лицензий, исправляются по решению уполномоченного должностного лица лицензирующего органа в течение не более 5 рабочих дней со дня их обнаружения: в реестр лицензий вносится новая запись со ссылкой на запись, содержащую сведения с технической ошибкой.

Еще до введения в действие реестровой модели лицензиаты неоднократно сталкивались с техническими ошибками, которые, будучи допущенными лицензирующими органами при ведении реестров лицензий, автоматически переносились в ЕГРЮЛ[4] или ЕГРИП[5], вызывая претензии к лицензиатам со стороны как контрагентов, так и контролирующих органов. Именно поэтому крайне важным было установить порядок исправления технических ошибок, порядок их обнаружения и исправления.

С 01.07.2021 сведения о предоставленных лицензиях будут доступны в личном кабинете лицензиата в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Доступ к общедоступной информации, содержащейся в реестрах лицензий, обеспечивается лицензирующим органом, ведущим соответствующий реестр лицензий, посредством ее размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в т.ч. в форме открытых данных.

Вывод

Реестровая модель становится новым удобным инструментом не только для лицензиата, но и для любого заинтересованного лица. В условиях развития отрасли обращения с отходами это крайне необходимо для выстраивания взаимодействия между операторами и потребителями их услуг.

 

[1] См. Федеральный закон от 27.12.2019 № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности» (далее — Федеральный закон № 478-ФЗ).

Как организации внести изменения в ЕГРЮЛ в 2021 году?

Каждая организация хотя бы раз в жизни сталкивалась с необходимостью внесения изменений в ЕГРЮЛ или устав, а организации, стремительно развивающиеся, вносят изменения в реестр несколько раз в год.

В настоящей статье мы поговорим об изменениях в компаниях, которые необходимо зарегистрировать, сроках уведомления налоговой о внесении изменений в ЕГРЮЛ, сроках регистрации, а также о порядке регистрации изменений в ЕГРЮЛ.

Для начала необходимо разделить изменения, происходящие в организации и требующие регистрации, на 2 вида: 

  • изменения, которые подлежат внесению в ЕГРЮЛ
  • изменения, требующие изменения устава организации

Какие изменения должны быть внесены в ЕГРЮЛ?

Какие изменения должны быть внесены в учредительные документы?

  • изменение адреса организации с изменением места нахождения
  • изменение наименования организации
  • смена директора организации (если в уставе прописаны данные директора)
  • изменение кодов ОКВЭД, если виды деятельности не предусмотрены “жестко” в уставе
  • изменение состава органов управления, полномочий органов управления, сроков полномочий, порядка принятия решений
  • изменение порядка и последствий выхода участника общества, порядка перехода доли или части доли в уставном капитале общества к другому лицу, порядка хранения документов общества и порядка предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам
  • изменение размера уставного капитала (увеличение или уменьшение)
  • закрытие филиала (представительства), изменение их наименований или адреса места нахождения, если сведения о филиале (представительстве) содержатся в уставе (с 05.05.2014 года включение сведений о филиалах в устав необязательно)
  • изменение иных сведений, содержащихся в уставе организации

Какие изменения, события, решения в организации не регистрируются?

  • смена директора филиала
  • открытие обособленного подразделения, без открытия филиала/представительства
  • смена фамилии, паспортных данных, адрес места жительства учредителя или директора (за исключением иностранцев)
  • распределение и выплата дивидендов

К отдельному блоку изменений в жизни организации нужно отнести изменение организационно-правовой формы организации, об этом читайте в отдельных статьях:

  • Как перевести АО в ООО?
  • Как перевести ООО в АО?
  • Как перевести АО в ПАО?

Порядку, срокам внесения изменений в учредительные документы посвящена отдельная статья по ссылке “Внесение изменений в устав организации”.

В настоящей же статье мы поговорим о государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ (первый список изменений). По ссылкам на названии изменения в ЕГРЮЛ или устав вы найдете пошаговые инструкции по внесению данного изменения.

Пошаговая инструкция “Как организации внести изменения в ЕГРЮЛ?”

Для того чтобы внести изменения в ЕГРЮЛ, рекомендуем действовать согласно данному алгоритму:

Шаг 1.Примите решение о внесении изменений 

Решение о внесении изменений в ЕГРЮЛ принимает уполномоченный орган фирмы (определяется уставом). Например, в ООО это общее собрание участников общества, его решение оформляется протоколом. Если в обществе один участник, то оформляется решение единственного участника общества.

Обратите внимание! Статьей 67.1 ГК РФ установлены требования к протоколу общего собрания участников: 

  • для ПАО: протокол должен быть удостоверен лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии
  • для НАО: протокол должен быть нотариально удостоверен или удостоверен лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии;
  • для ООО: протокол должен быть нотариально удостоверен, если иной способ (например, подписание протокола всеми участниками или частью участников — председателем и секретарем собрания) не предусмотрен уставом ООО либо решением общего собрания участников общества, принятым участниками общества единогласно. То есть протокол общего собрания ООО не удостоверяется нотариально, если соблюдено одно из условий: а) иной способ удостоверения выбран в уставе (для этого можно 1 раз внести изменения в устав подачей в ИФНС новой редакции устава и заявления по форме Р13001, можно их внести одновременно с внесением иных изменений в устав) или б) иной способ выбран в протоколе общего собрания, принятом единогласно (подписи в этом протоколе должны быть нотариально удостоверены).

Если протокол общего собрания подлежит нотариальному удостоверению, то протокол подписывается участниками собрания при нотариусе, нотариус удостоверяет подписи. Аналогично проходит удостоверение подписей держателем реестра.

Шаг 2.Подготовьте заявление о регистрации изменений в ЕГРЮЛ по форме Р13014 

Приказом ФНС России от 31.08.2020 г. № ЕД-7-14/617@ ФНС утвердила новые формы заявлений для регистрации компаний, внесения изменений в ЕГРЮЛ, учредительные документы и иных регистрационных действий

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *