О потерях бизнеса от коронавирусных ограничений

В начале апреля правительство утвердило список пострадавших отраслей, в который внесло девять направлений, в том числе туризм, авиаперевозки, общепит, гостиницы, дополнительное образование. Позже перечень дополнили стоматологической практикой и демонстрацией фильмов, деятельностью по организации конференций и выставок, а также непродовольственным ретейлом.

В действующей редакции список включает 11 пострадавших отраслей, в каждой указан один или несколько кодов видов деятельности в соответствии с ОКВЭД. Как сообщал министр экономического развития Максим Решетников, всего пострадавших видов деятельности 42, в них занято более 6 млн человек.

При этом предприниматели жалуются, что не могут получить поддержку, хотя фактически работают в пострадавших от пандемии отраслях. Причина в том, что код ОКВЭД, указанный при регистрации и записанный в государственных реестрах индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и юридических лиц (ЕГРЮЛ) как основной вид деятельности, не соответствует виду реально осуществляемой деятельности.

Для таких случаев Минэкономразвития предложило разрешить малым и средним предприятиям уточнить код основного вида деятельности до 1 июля внутри класса (подкласса), группы (подгруппы), которые включают код ОКВЭД пострадавших отраслей. По данным ведомства, это потенциально расширит список получателей господдержки более чем на 200 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса.

Поддержку получили треть пострадавших компаний

По данным бизнес-омбудсмена, только 26% опрошенных в ходе мониторинга компаний входит по основному коду ОКВЭД в перечень пострадавших отраслей. Из них лишь 35% смогли воспользоваться мерами поддержки — это порядка 10% всех компаний в России.

Так, например, зарплатные гранты в размере МРОТ на каждого сотрудника за апрель и май могут получить примерно 1,2 млн малых и средних предприятий, или 29% от всех нуждающихся, указано в докладе на основании анализа открытых данных ФНС и данных региональных бизнес-омбудсменов. Ранее правительство сообщало, что воспользоваться такой мерой поддержки сможет более 970 тыс. организаций. По оценке ФНС, на субсидию могут претендовать 1,26 млн потенциальных получателей с 4,05 млн сотрудников.

Кроме того, большинство мер поддержки не затрагивает вновь созданные малые и средние предприятия, которых только в официально признанных пострадавшими отраслях более 416 тыс., отмечает Титов. Он предлагает исключить требование о существовании бизнеса более года для предоставления мер поддержки.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил журналистам, что долю компаний, которые смогли воспользоваться господдержкой, еще предстоит уточнить.

«Вы знаете, что поддержка в основном направлена на тех, кто прежде всего сохранил рабочие места, работает вбелую, не имеет задолженностей и так далее, и тому подобное. Очевидно, что не все под эти критерии могут подпадать», — сказал он.

При этом возможность для получения господдержки, по словам представителя Кремля, предоставлена всем, «кто этого хочет и подпадает под эти параметры».

Общая стоимость антикризисных мер поддержки экономики и граждан составляет на сегодняшний день порядка 3,26 трлн руб., следует из данных Минэкономразвития. В частности, 835,5 млрд руб. выделено на помощь малому и среднему бизнесу, 597,2 млрд — на поддержку наиболее пострадавших отраслей и системообразующих предприятий, 960,8 млрд — на социальную поддержку граждан.

О потерях бизнеса от коронавирусных ограничений О потерях бизнеса от коронавирусных ограничений

Малый бизнес пожаловался на отказы в выплате коронавирусных субсидий

О потерях бизнеса от коронавирусных ограничений

В отдельных регионах, где вводятся жесткие ограничения, компании испытывают серьезные сложности / Андрей Гордеев / Ведомости

Малый и средний бизнес, пострадавший от ограничений из-за коронавируса, сталкивается с отказами в выплате зарплатных субсидий, сообщил бизнес-омбудсмен Борис Титов в письме премьер-министру Михаилу Мишустину.

Копия письма есть в распоряжении «Ведомостей», его подлинность подтвердил представитель Титова.

В нем, в частности, говорится, что подразделения Федеральной налоговой службы могут отказать в выплате на основании того, что ограничения введены региональными властями или штабом по борьбе с коронавирусом, а не федеральным оперштабом.

Согласно действующей редакции постановления правительства о выдаче зарплатных субсидий (№ 1513), компенсации в размере от 0,5 до 1 МРОТ на каждого работника предусмотрены для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), работающих в муниципалитетах, где были введены коронавирусные ограничения. При этом одно из условий предоставления поддержки – согласование антикоронавирусных ограничений на уровне федерального оперштаба.

С формальной точки зрения у подразделений налоговой есть основания для отказа, соглашается бизнес-омбудсмен Титов. Но, по сути, программа направлена на поддержку компаний, пострадавших от коронавирусных ограничений в принципе, вне зависимости от того, были они одобрены на федеральном или на региональном уровне, уверен он.

Постановление правительства от 7 сентября 2021 г. № 1513 утверждает правила предоставления в 2021 г. субсидий из федерального бюджета субъектам МСП и СОНКО в размере от 0,5 до 1 МРОТ на каждого работника.

Субсидии предоставляются организациям, ведущим деятельность в пострадавших из-за ухудшения ситуации с распространением коронавируса муниципалитетах, в отношении которых оперштабом принято решение о введении ограничительных мер с 1 августа 2021 г.

Для получения субсидии организация направляет заявление в налоговый орган в течение двух месяцев со дня принятия оперштабом решения о введении ограничительных мер. Средства на данные субсидии на 2021 г. заложены в объеме 8 млрд руб.

«В аппарат Бориса Титова поступили многочисленные жалобы от предпринимателей, которые не получили запланированные зарплатные субсидии, поскольку решение о введении ограничительных мер было принято региональными оперштабами, а не федеральным», – уточнил «Ведомостям» представитель уполномоченного.

В большинстве случаев региональные и муниципальные ограничения вводятся не федеральным, а региональным оперштабом, губернатором или территориальным органом Роспотребнадзора, констатировали в общественной организации МСП «Опора России». Таким образом, получение пострадавшими субъектами субсидий, по действующей редакции постановления, фактически невозможно, согласились там.

Титов предложил Мишустину скорректировать постановление правительства таким образом, чтобы у властей не было оснований отказывать в выдаче субсидий субъектам МСП, которые столкнулись с «региональными», а не федеральными коронавирусными ограничениями. Аналогичное письмо направила и «Опора России» от лица президента объединения Александра Калинина («Ведомости» с ним ознакомились).

На данном этапе поддержка субсидиями все еще востребована, указывают в «Опоре России». Прошлогодние меры поддержки МСП позволили многим предпринимателям удержать бизнес на плаву.

В этом году ситуация не столь драматична на уровне всей страны, но в отдельных регионах, где действуют или вводятся жесткие ограничения, компании все еще испытывают серьезные сложности, уточнил Калинин «Ведомостям».

Глава «Опоры» подчеркнул, что перечень оснований, позволяющих получать субсидии, предусмотренные постановлением, необходимо расширить оперативно, так как в связи с распространением коронавирусной инфекции ожидается рост числа региональных ограничений.

«Ведомости» направили запросы в ФНС, Минэкономразвития, Минфин и аппарат правительства.

Коронавирусные убытки бизнеса: кому рассчитывать на господдержку?

Бизнес из-за борьбы с новым вирусом терпит огромные убытки. Власти пообещали помочь некоторым отраслям, но каким — пока неизвестно

«Убытки, которые мы уже понесли — 15 млрд рублей», рассказывает руководитель «Союза выставочных застройщиков» Андрей Амбарцумян. В эту организацию входят 40 компаний, которые занимаются возведением стендов для форумов и выставок.

И сейчас эта отрасль остается без работы. Мероприятия массово отменяются. Соответственно, клиенты не вносят деньги.

И если так будет продолжаться и дальше, то суммы убытков могут возрасти в два и даже в три раза, говорит Андрей Амбарцумян.

Андрей Амбарцумян руководитель «Союза выставочных застройщиков»

Вышеупомянутый туризм тоже несет большие убытки, и там тоже ожидаются сокращения штата. Крупные компании, скорее всего, устоят, переориентируются на внутренние поездки, где продажи пока не падают.

Что же касается мелких и средних региональных компаний, то 30% могут уйти с рынка — это прогноз Ассоциации туроператоров.

На господдержку отрасль не надеется, говорит генеральный директор туристической компании «Роза ветров» Ирина Глазкова.

Ирина Глазкова генеральный директор туристической компании «Роза ветров»

Больше всего, конечно, страдает авиация. Закрытые европейские направления для перевозчиков — одни из самых прибыльных. Как писало РБК со ссылкой на источник в Росавиации, убытки авиакомпаний из-за коронавируса составят не менее 70 млрд рублей. По нынешнему курсу — около 1 млрд долларов.

Самое страшное для перевозчиков — удар по глубине продаж. Люди не бронируют перелеты заранее, соответственно, у компаний начинаются проблемы с оборотными средствами. А кредиты и лизинговые платежи при этом никто не отменял, продолжает бывший пресс-секретарь Росавиакосмоса Сергей Горбунов.

Сергей Горбунов бывший пресс-секретарь Росавиакосмоса

В правительстве уже сообщили, что готовы поддержать отрасли, пострадавшие из-за коронавируса. Но кому дадут деньги и сколько, пока неизвестно. И это точно не те 600 млрд рублей, которые власти выделят из Фонда национального благосостояния.

Они пойдут на покрытие дефицита бюджета и на покупку Сбербанка у ЦБ. Тем же авиакомпаниям до сих пор не дали обещанные компенсации из-за закрытия Грузии в прошлом году.

И, в отличие от нефтяников, им не выделили деньги из-за подорожавшего авиакеросина.

Что касается туриндустрии, то источник «Интерфакса» в Минфине сообщал, что ведомство не планирует выделять этой отрасли средства. Потому что наша большая цель — это развитие внутреннего, а не внешнего туризма. Авиаотрасли государство, наверное, поможет.

Если посыпятся авиакомпании, то начнутся проблемы у кредиторов, то есть у банков. А вот тем, кто из-за борьбы с вирусом останутся на улице, власти вряд ли чем-то смогут помочь.

Максимальное пособие по безработице у нас составляет 8 тысяч рублей, на 4 тысячи меньше среднего прожиточного минимума.

Кому в России коронавирус принес сверхдоходы

Спустя полтора года после начала пандемии можно утверждать, что катастрофические ожидания российского бизнеса на старте кризиса оправдались лишь отчасти.

Потери, несомненно, велики: больше всех пострадали сервисные сектора экономики, где свести личную коммуникацию с клиентами до минимума очень сложно (к примеру, рестораны и гостиницы), но список отраслей, получивших существенные прибыли, довольно внушителен.

Примечательно, что главным образом это сектора, занимающиеся непосредственным материальным производством.

Звездный час для производства

Самый очевидный пример – это, конечно же, фармацевтические компании, производство медицинских товаров и услуги здравоохранения. По данным Минпромторга, только выпуск медицинских масок вырос с начала пандемии более чем в 30 раз – до 19 млн штук, а количество предприятий по производству масок увеличилось с 18 до 86. Такой же взрывной спрос на свою продукцию испытали производители вакцин.

Читайте также:  Можно ли использовать фискальные регистраторы без блока ЭКЛЗ для заполнения БСО?

В связи с появлением новых штаммов коронавируса нет сомнений, что фармацевтическая отрасль и дальше будет инвестировать в разработку и производство новых препаратов для профилактики и лечения различных инфекций, отмечает независимый эксперт-экономист Елена Строгонова. По ее мнению, можно с абсолютной уверенностью говорить о том, что этот сектор будет развиваться дальше только в сторону роста.

Специалист по социальным технологиям Роман Алехин добавляет, что фармация и медицина относятся к тем направлениям, где у граждан сформировано ожидание роста цен – и бизнес эти ожидания оправдывает.

Поэтому, считает эксперт, тенденция к повышению маржинальности в этих сферах сохранится, причем не только из-за монополизации рынков крупными компаниями, но и в силу постоянного повышения спроса на их продукцию и услуги.

«Люди напуганы коронавирусом, с каждым чихом бегут к доктору, а поскольку госучреждения работают все менее эффективно, граждане идут к частникам», – констатирует эксперт.

Среди секторов, которые за последние год-полтора смогли получить сверхдоходы, комментаторы также часто называют российскую металлургию, которая воспользовалась ростом цен на металлы на мировом рынке.

Показательным примером служит взлет акций «Северстали» на 112% за год, приводит пример Гульнара Ручкина, декан юридического факультета Финансового университета при правительстве.

Ставки инвесторов на металлургический сектор, по ее словам, связаны с глобальным трендом возобновления интереса к сырьевым рынкам.

В самом большом выигрыше во время кризиса оказались золотодобывающие компании, считает Карман Гуламов, генеральный директор компании AKFA Group.

В прошлом году, по его словам, лидером по доходности российских акций стал крупнейший производитель золота «Полюс» – его ценные бумаги показали рост 116%, также в пятерке лидеров оказалась компания «Полиметалл» (+73%).

Кроме того, добавляет эксперт, в лидерах в прошлом году значились акции «Яндекса» (+89%) и фармхолдинга «Биннофарм-групп», занимающегося производством препаратов для лечения коронавируса и вакцины «Спутник V».

В список самых доходных бумаг также вошли акции продуктовых сетей «Магнит» (+58%) и Х5 Retail Group(+29%) – их котировки подтолкнул вверх повышенный спрос на продукты питания в условиях пандемии и приостановка работы кафе и ресторанов.

Переход россиян на более дешевые продукты и товары стимулировал развитие нового сегмента ретейлеров – супердисканутеров наподобие сети «Светофор», которая демонстрирует бурный рост, добавляет глава группы «ВБЦ» Семен Теняев.

По его мнению, подобный подход – минимизировать расходы на обслуживание потребителей и за счет этого держать самые низкие цены – сейчас крайне востребован не только в продовольственной рознице, но и в самых разных других сферах.

В списке отраслей, успешно переживающих кризис, предсказуемо оказались и сельское хозяйство, и пищевая промышленность.

Что бы ни происходило в российской экономике, спрос на продовольствие будет сохраняться всегда, а его производители стремительно адаптируются к новым реалиям – эта закономерность хорошо известна и не раз подтверждалась практикой.

«Работа аграрного и пищевого секторов не останавливалась, в отличие от других отраслей экономики, – напоминает Елена Строгонова. – Несмотря на падение потребительского спроса, оба они за счет повышения цен на свою продукцию чувствуют себя весьма неплохо. Даже при падении доходов потребитель будет выбирать продукты питания в масштабах своей корзины».

Дополнительным стимулом для производственных компаний, тех же металлургов и пищепрома с АПК, стал повышенный спрос на их продукцию на внешних рынках. Поэтому, отмечает специалист Консультационного центра по экономическим проблемам Ирина Зезюкова, особенно сильно выросли доходы тех отраслей российской экономики, которые имеют продажи на экспорт.

Одновременно из-за изменения образа жизни россиян и роста социальных проблем в стране, добавляет эксперт, выросли доходы производителей товаров – заменителей санкционной продукции (например, сыров и рыбы), музыкальных инструментов, спортивных тренажеров, климатического оборудования, стройматериалов для ремонта и т. д. Вырос спрос и на алкоголь: его производители, отмечает Карман Гуламов, увеличили объемы продаж, в том числе за счет экспорта в Европу, на уровне 10–20%.

Прибыль уходит в онлайн

О том, насколько мощным стимулом для роста коронавирусный кризис оказался для российского ИТ-сектора, сказано немало, но не стоит забывать, что он по-прежнему остается в рамках сферы услуг, обеспечивая новыми инструментами развития «традиционные» сектора.

В конечном итоге успехи ИТ сигнализируют о перестройке реальной экономики, в которой в любом случае будет занято гораздо больше людей, чем в высокотехнологичных компаниях.

Впрочем, некоторые давно сложившиеся сектора за последние полтора года сами сделали решительные шаги по превращению в главного заказчика инноваций.

Характерный пример – финансовый сектор, который в период пандемии оказался в безусловном плюсе как по валовым доходам, так и по прибыли, отмечает Виктор Миронов, управляющий директор консультационной группы «ТИМ».

Переход транзакций в электронную форму, увеличение операций с картами позволили банками и инвестиционным компаниям как повысить доходы, так и снизить издержки, сократив лишний персонал и закрыв ненужные при повсеместной удаленке офисы, отмечает эксперт.

По данным рейтингового агентства Fitch, в прошлом году российский банковский сектор увеличил прибыль более чем на 20% – до 1,6 трлн рублей.

Еще один пример трансформации традиционных сегментов экономики – развитие сервисов доставки еды и продуктов, которые стремительно расширяют свой бизнес.

Сеть Delivery Club отрапортовала о росте в 1,8 раза по итогам первого квартала, а сервис доставки продуктов «Сбермаркет» вырос в шесть с половиной раз, приводит примеры сооснователь сервиса promkod.ru Андрей Приображенский.

В этой сфере, по его словам, полученные прибыли будут активно инвестироваться в развитие – например, «Яндекс» в этом году планирует вложить до 500 млн долларов в свои продукты «Маркет», «Лавка» и «Еда».

«То, что можно сделать бесконтактно, приходит во все направления бизнеса, – комментирует новый тренд Маргарита Былинина, глава «Диджитал академии маркетинга».

– Пандемия показала, что быть только офлайн для бизнеса невозможно, отсюда и популярность онлайн-решений – облачных сервисов, CRM-систем, цифрового маркетинга и продвижения в интернете.

Это особенно актуально для малого и среднего бизнеса, которому нужно быть ближе к аудитории, поэтому здесь на первое место выходят социальные сети, а также для коммуникации с клиентами и настройки рекламы нередко используются искусственный интеллект и нейросети.

Прогресс в этих направлениях сохранится надолго, как минимум до 2030 года. Кризис создает ситуацию, когда парадигма поведения не может оставаться прежней: правила игры меняются, и новую реальность придется принять всем».

Устойчивый рост ИТ-рынка будет наблюдаться еще в течение как минимум трех-пяти лет, добавляет Оксана Покровская, директор по развитию инвестиционной компании GLS INVEST.

В качестве примеров новых перспективных заказчиков ИТ-компаний она приводит крупные клиники, которые активно развивают телемедицину, языковые школы, уходящие в онлайн, поскольку это позволяет расширять географию клиентской базы и набирать больше учеников, и розничную торговлю.

В прошлом году интернет-магазины добавили к своей клиентской базе покупателей старше 55 лет, и даже после смягчения ограничений не все возрастные покупатели вернулись в обычные магазины и торговые центры. Любому бизнесу необходимо помнить об этом тренде – а он останется максимально устойчивым – и цифровизироваться, резюмирует Покровская.

Куда девать сверхдоходы?

Наконец, заработать на кризисе удалось всем, кто так или иначе имеет отношение к сфере жилой недвижимости – от строительных компаний и производителей стройматериалов до граждан, промышляющих ремонтом, и частных инвесторов в квадратные метры. Резкий рост стоимости жилья, который произошел в последние месяцы в силу комплекса причин – от девальвации рубля до программы льготной ипотеки, привел к повышению цен во многих связанных с этим рынком сегментах товаров и услуг.

Но именно здесь, полагают эксперты, полученные прибыли могут оказаться разовыми, а бурный рост уже скоро может смениться спадом.

Прошлогодний пакет антикризисных мер правительства привлек в строительную отрасль более 2 трлн рублей, а дальнейшая динамика цен на жилье будет зависеть от новых стимулов, отмечает Дмитрий Бурмистров, основатель инвестиционно-залоговой платформы «Красный Джин».

Если существенных мер не будет, то вероятность, что до конца годы темпы роста стоимости квартир снизятся из-за падения спроса, велика. В этом году сопоставимого с прошлогодним роста объемов выручки в секторе недвижимости не ожидается, однако вряд ли произойдет значительное снижение прибыли или резкое снижение цен на жилье, соглашается Елена Строгонова.

Эффективное вложение заработанного во время кризиса вообще становится одним из важнейших вопросов российской экономической политики.

То обстоятельство, что некоторые компании смогли получить сверхдоходы в результате резкого роста мировых экспортных цен, стало для руководства страны поводом задуматься о стимулах для принятия руководством этих компаний стратегических решений в пользу реинвестирования полученной прибыли, а не выплаты дивидендов акционерам, напоминает Дмитрий Панов, председатель Санкт-Петербургского регионального отделения «Деловой России». Самый явный пример – металлургия: достаточно вспомнить, что не так давно первый вице-премьер российского правительства Андрей Белоусов поставил на вид представителям отрасли слишком большие прибыли из-за роста мировых цен на металлы.

Однако на практике распорядиться сверхдоходами оказывается не так-то просто.

Те же металлурги, констатирует глава Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич, не видят перспективы в реализации проектов внутри собственной отрасли.

Чтобы производить в два раза больше металла, в стране должно быть в два раза больше строек, да и экспорт так просто не нарастить. Именно поэтому металлурги в последнее время инвестируют в ретейл, туризм, сельское хозяйство и другие отрасли.

Из всех отраслей, которые смогли заработать в кризис, устойчивые тенденции к росту доходов наблюдаются только в ИТ и фармацевтике, считает Манкевич.

Читайте также:  Какой закон лицензирует консультации граждан по трудоустройству за рубежом?

Первая из этих отраслей стала эпицентром мировой технологической революции – коронакризис только ускорил тотальную цифровизацию, а вторую поддерживают глобальный и российский тренды к старению населения.

Что же касается хорошо заработавших в последний год строительства и банков, то они, напоминает эксперт, зависят от программы поддержки льготной ипотеки и в целом политики российского ЦБ, которые идут по пути ужесточения: ставки по кредитам растут, ипотека сворачивается – и отрасли идут к новому циклическому кризису.

1. Анализ социально-экономических последствий распространения коронавирусной инфекции. Ограничения, риски и новые возможности

Текущая ситуация: социально-экономические последствия распространения коронавирусной инфекции

Экономическое развитие России, как и мировой экономики, в первой половине 2020 года определялось, прежде всего, эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции.

Главной стратегией борьбы с эпидемией стало сглаживание пика за счет мер по самоизоляции, социальному дистанцированию, максимальному переходу на удаленную работу и обучение, прекращению или ограничению работы значительной части предприятий и организаций, длительному периоду нерабочих дней с конца марта по середину мая 2020 года. Одновременно разворачивались мощности системы здравоохранения: масштабы тестирования, оборудованный коечный фонд, производство средств индивидуальной защиты. Жесткие ограничения, введенные в России, своевременно спланированные и реализованные противоэпидемические меры позволили существенно замедлить распространение эпидемии и не допустить высокого уровня смертности.

В результате распространения коронавирусной инфекции экономика России одновременно столкнулась и с ограничением предложения, и с ограничением спроса.

Индекс закрытия региональных экономик (соотношение числа работников предприятий, приостановивших деятельность, к общему числу работающих) в апреле составил в среднем по России 28%. Часть отраслей (сфера бытовых услуг, туризм, авиаперевозки и ряд других) были закрыты полностью.

Помимо непосредственного закрытия производства экономика понесла и косвенные потери, определяемые эффектом межотраслевых связей, проявляющимся в других отраслях, ограничением возможностей сбыта конечной продукции (снижение выпуска в результате ограничения ресурсов промежуточного потребления, снижение как конечного спроса на товары и услуги, так и на товары и услуги промежуточного потребления в отраслях, приостановивших деятельность).

Экономическая ситуация в России усугубилась рецессией мировой экономики, связанной с карантинными ограничениями.

В крупнейших развитых странах, где первоначальный пик заболеваемости пришелся на II квартал 2020 г. наблюдались рекордные темпы падения ВВП: так, экономика США продемонстрировала рекордное за всю историю наблюдений падение на -9,1% г/г в этот период.

ВВП еврозоны в апреле — июне составил -15,0% г/г, при этом наибольший спад наблюдался в экономиках, которые ввели наиболее жесткие карантинные меры (Испания: -22,1% г/г, Франция: -18,9% г/г; Италия: -17,3% г/г).

В то же время в китайской экономике, где основная часть ограничений была снята в апреле, во II квартале наблюдалось восстановление роста (+3,2% г/г).

По данным Росстата, под влиянием всех перечисленных выше факторов снижение ВВП России во II квартале 2020 г. составило -8% к аналогичному периоду прошлого года.

В целях поддержки бизнеса и населения Правительством Российской Федерации были приняты и реализуются пакеты антикризисных мер, направленные, прежде всего, на поддержание доходов населения, как работающего, так и временно оставшегося без работы, а также семей с детьми.

Программы поддержки бизнеса в период действия жестких ограничений были направлены на максимальное снижение текущих издержек бизнеса, чтобы высвободить средства на выплату заработной платы, максимально сохранить занятость.

Были предоставлены отсрочки по налогам и социальным взносам, аренде имущества, выплате кредитов, введен мораторий на проверки, продлены лицензии и разрешительные документы, организовано предоставление льготных кредитов субъектам малого и среднего бизнеса и системообразующим предприятиям, начата реализация специальных программ поддержки наиболее пострадавших отраслей.

Необходимость реализации масштабных программ, направленных на борьбу с распространением коронавирусной инфекции и смягчение экономических последствий от введения ограничительных мер, потребовала существенного смягчения бюджетной политики.

В условиях ожидаемого снижения доходов бюджетные расходы не сокращаются, а наоборот — за счет реализации антикризисных программ — увеличиваются.

Для финансового обеспечения текущих расходов и антикризисных мероприятий были задействованы средства ФНБ, заимствования, а также проведена приоритизация части расходов федерального бюджета. В части региональных финансов также наблюдается существенное смягчение бюджетной политики.

Регионы могут воспользоваться средствами, высвобождаемыми в результате реструктуризации долговых обязательств, и дополнительными трансфертами со стороны федерального бюджета.

По итогам 2020 года размер дефицита и объем госдолга, в том числе по рыночным заимствованиям, субъектов Российской Федерации могут превысить установленные соглашениями показатели из-за вынужденных расходов, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации в регионе.

Меры социальной поддержки и поддержки бизнеса позволили частично компенсировать сокращение денежных доходов населения вследствие остановки деловой активности и мер работодателей по оптимизации издержек.

Принятые меры позволили замедлить высвобождение рабочей силы, но не исключить полностью рост безработицы. Регистрируемая безработица, по данным Минтруда России, на 26 августа 2020 г. составила 3,6 млн. человек.

В отпусках без сохранения заработной платы, в простое или на неполной занятости на пике находилось 1,2 млн. человек.

Вследствие роста пособий по безработице произошло сближение регистрируемой безработицы и безработицы по методологии Международной организации труда.

Ограничения, риски и новые возможности

На стадии постепенного открытия и восстановления экономика России сталкивается со следующими ограничениями.

Санитарно-эпидемиологические ограничения снимаются постепенно и неравномерно по регионам в зависимости от эпидемиологической ситуации и мощностей системы здравоохранения.

Часть санитарно-эпидемиологических требований к условиям работы предприятий и организаций будет носить долгосрочный характер.

Именно санитарно-эпидемиологическая обстановка, прежде всего, будет определять скорость открытия и восстановления экономики.

Рецессия в мировой экономике. На высокую неопределенность развития мировой экономики указывает широкий диапазон прогнозов аналитиков и международных организаций по глобальному росту на текущий и следующий год: от -3 до -5% на 2020 год и от 3,5% до 6,5% на 2021 год.

Восстановление мировой экономики существенно затруднено неравномерностью выхода стран из карантина, что приводит не только к сохранению ограничений со стороны спроса, но и к сохранению разрывов в глобальных цепочках создания добавленной стоимости.

Значительные запасы нефти, накопленные за карантинный период, будут ограничивать восстановление нефтяных цен. Сделка ОПЕК+ позволила стабилизировать ситуацию, но не сможет кардинально изменить баланс спроса и предложения на рынке нефти и нефтепродуктов.

Таким образом, внешние условия ограничивают потенциал роста спроса на товары российского экспорта. Сохраняется также вероятность нарушения цепей поставок.

Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике (далее — Общенациональный план), реализуется в ситуации сокращения как нефтегазовых, так и ненефтегазовых доходов консолидированного бюджета.

В условиях базового сценария развития экономики ожидается расширение дефицита федерального бюджета в 2020 году в размере до 4,4% ВВП.

В целом по бюджетной системе смягчение фискальной политики в текущем году ожидается в размере более 9% ВВП (с учетом корректировки на поступление разовых доходов (перечисление прибыли Банка России от сделки по продаже акций ПАО «Сбербанк России»), забалансовой докапитализации ВЭБ.

РФ и ПАО «Сбербанк России», учета в 2020 году эффекта от субсидий на кредитную поддержку занятости для организаций наиболее пострадавших отраслей со списанием кредита, а также перехода к дефицитному бюджету после профицита в размере 1,9% ВВП в прошлом году), что превосходит бюджетные стимулы в большинстве развивающихся и многих развитых странах.

В целях обеспечения макроэкономической и финансовой стабильности параметры бюджетов бюджетной системы по мере стабилизации экономической ситуации будут приводиться к устойчивому уровню. Параметры федерального бюджета в 2022 году будут формироваться в соответствии с действующими бюджетными правилами.

При этом в целях обеспечения постепенности подстройки бюджета к новым условиям уровень предельных расходов в переходный период 2021 года будет осуществляться с учетом переходных положений.

На региональном уровне также будет осуществляться постепенная адаптация бюджетной политики — в течение 2021 года регионы вернутся к бюджетному процессу, действовавшему до введения ограничительных мер.

Основные вызовы при реализации Общенационального плана связаны со следующим.

Закрытие и сжатие наиболее пострадавших отраслей образовали «навес» безработицы, а также людей, формально занятых, но находящихся в неоплачиваемых отпусках, в простое или неполной занятости.

Прекращение временных мер поддержки занятости, а также объективно происходящее изменение структуры экономики могут привести к дальнейшему росту безработицы.

Кроме того, традиционно особенностью российского рынка труда остается адаптация к изменениям не только за счет высвобождения рабочей силы, но и за счет сокращения рабочего времени и оплаты труда при сохранении занятости.

Совокупно эти факторы создают серьезный вызов, связанный со снижением доходов населения и, как следствие, платежеспособного спроса. Требуется набор мер по активной политике занятости и восстановлению доходов населения для решения этой проблемы, а также восстановлению и развитию сектора индивидуального предпринимательства и МСП как существенно пострадавшего и крайне важного для обеспечения дальнейшего экономического роста и занятости населения.

Закрытие экономики, сокращение выручки бизнеса объективно ведут к сокращению инвестиционной активности.

Высокая неопределенность относительно продолжительности пандемии и ограничительных мер и, как следствие, возросшая неопределенность относительно платежеспособности контрагентов и клиентов финансовых институтов, является фактором, способным негативно повлиять на скорость восстановления экономики и инвестиционную активность. Соответственно, необходим запуск нового инвестиционного цикла и комплекс мер, стимулирующий инвестиции.

С целью борьбы с распространением коронавирусной инфекции временно были закрыты некоторые отрасли (туризм, бытовые услуги, пассажирские перевозки и другие). Восстановление этих отраслей не произойдет автоматически при открытии экономики.

За период приостановки деятельности в экономике сформировался «навес» реструктурированных кредитов и отложенных платежей, а также новых кредитных обязательств.

Это создает риски увеличения доли «плохих» долгов, разворачивания цепочки неплатежей в экономике, что может привести к проблемам в отраслях, продолжающих работу, дополнительного снижения налоговых поступлений.

Кроме того, структурные изменения потребительского спроса, как мирового, так и внутрироссийского, могут оказывать замедляющее влияние на восстановление ряда секторов (развлечение и досуг, туристическая сфера, индивидуальные услуги населению). Характер таких структурных изменений в настоящий момент до конца непонятен. Соответственно, меры по восстановлению пострадавших секторов должны учитывать эти факторы.

В то же время экономические ограничения в целях борьбы с распространением коронавирусной инфекции и состояние мировых рынков создали и ряд новых возможностей для экономики России.

Читайте также:  Можно ли будет ип стать самозанятым в 2022 году?

Развитие новых форм занятости и обучения, прежде всего, дистанционных, создает потенциал для кардинальных структурных изменений на рынке труда, в сфере образования и переквалификации.

Возможно существенное повышение гибкости рынка труда и образования как со стороны спроса, так и со стороны предложения, быстрая и во многом саморегулируемая подстройка системы образования и переквалификации к потребностям экономики, снятие территориальных барьеров и объединение региональных рынков труда и образования для многих профессий в один федеральный рынок с усилением конкуренции, повышением качества оказания услуг, ростом производительности труда. Для ускоренного развития этих процессов необходимо создание соответствующей инфраструктуры для удаленного общения и взаимодействия, соответствующая настройка правового регулирования взаимоотношений в данных сферах. Дистанционный труд в связке с дистанционной системой переподготовки персонала может стать основой решения проблемы эффективной занятости населения в целом по стране.

Принятые в период жестких ограничений меры по упрощению административных процедур, отмене или переносу сроков вступления в силу регуляторных норм, создали хорошую основу для дальнейшей оптимизации регулирования во многих секторах экономики.

Переход предприятий и организаций на удаленную работу, требования по самоизоляции привели к ускоренной цифровизации как в государственном, так и в частном секторе. Цифровизация может стать драйвером технологического прорыва, роста производительности труда во многих секторах экономики.

Меры по стимулированию технологического развития в целом и цифровизации различных отраслей и сфер экономики как важнейшего элемента такого развития будут не просто способствовать ускорению восстановления экономики, но и принципиально новому качеству устойчивого экономического роста за пределами периода восстановления.

Регионализация мировой экономики, временные разрывы в цепях поставок совокупно с ослаблением рубля создали благоприятные условия для импортозамещения, а также потенциально создали новые экспортные ниши.

Реализация мер по поддержке импортозамещения и экспорта, в том числе оптимизация регулирования в этой сфере, также позволит обеспечить как скорейшее восстановление, так и дальнейшее развитие экономики.

В условиях ограничений на межстрановые перемещения усиливается спрос на безопасный и качественный отдых внутри страны.

Распространение коронавирусной инфекции сформировало новые требования к устойчивости как сферы здравоохранения, так и экономики в целом к внешним шокам.

Были выявлены сильные и слабые стороны российской системы здравоохранения.

Это создает возможности для существенного улучшения сферы здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, развития связанных отраслей.

Новая коронавирусная субсидия для МСП за нерабочие дни и карантин

Правила утверждены постановлением Правительства РФ от 07.09.2021 № 1513. А с 1 ноября 2021 года к нему применяются поправки, утвержденные постановлением № 1849 от 28.10.2021. Они значительно изменили порядок предоставления субсидии и ответили на многие вопросы.

Получить субсидию смогут субъекты МСП и социально ориентированные некоммерческие организации. Это касается только тех, кто попал под коронавирусные ограничения:

  • карантин, введенный губернатором;
  • нерабочие дни, введенные президентом.

Условия для получения субсидий на нерабочие дни и карантин практически не отличаются. Получатель должен соответствовать следующим критериям

  • Входит в реестр МСП на 10 июля 2021 года;
  • Не находится в процессе ликвидации, банкротства, не принято решение об исключении из ЕГРЮЛ, не прекращена деятельность ИП и он не снят с учета;
  • Работает в отрасли, требующей поддержки — определяют по основному ОКВЭД из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) на 10 июля 2021 года;
  • На 1 июля 2021 года нет задолженности по налогам и страховым взносам, превышающей 3 000 рублей (если погасили до подачи заявления на субсидию, налоговая это учтет).

Чтобы получить субсидию на карантин, нужно вести деятельность из перечня отраслей, требующих поддержки в условиях введения карантина (приложение № 3), а для субсидии по нерабочим дням в отрасли из перечня тех, что нуждаются в поддержке в условиях ухудшения эпидемиологической ситуации (приложение № 5).

Дополнительно, чтобы взять субсидию на региональный карантин, получатель по данным ЕГРЮЛ (ЕГРИП) должен находиться в муниципальном образовании, на территории которого губернатор ввел ограничения.

Подключитесь к Экстерну на 14 дней бесплатно и проверьте онлайн, есть ли у вас задолженность по налогам.

Отправить заявку

Перечень подходящих кодов ОКВЭД дан в приложениях № 3 и № 5 к правилам.

Сфера деятельности Код ОКВЭД2
Демонстрация кинофильмов 59.14
Творчество, искусство, организация развлечений 90
Музеи 91.02
Зоопарки 91.04.1
Санаторно-курортные организации 86.90.4
Спорт, отдых и развлечения 93
Турагентства и прочие организации сферы туризма 79
Предоставление мест для временного проживания 55
Предоставление продуктов питания и напитков 56
Организация конференций и выставок 82.3
Сухопутный пассажирский транспорт 49.3
Грузовой транспорт и услуги по грузоперевозкам 49.4
Внутренний водный пассажирский транспорт 50.3
Автовокзалы и автостанции 52.21.21
Дополнительное образование для детей и взрослых 85.41
Дневной уход за детьми 88.91
Ремонт компьютеров, бытовой техники и пр. 95
Стоматология 86.23
Розничная торговля в неспециализированных магазинах 47.19*
Розничная торговля информационным и коммуникационным оборудованием 47.4*
Розничная торговля прочими бытовыми изделиями 47.5*
Розничная торговля культурно-развлекательными товарами 47.6*
Розничная торговля прочими товарами в специализированных магазинах 47.7*
Розничная торговля в нестационарных торговых точках и на рынке текстилем, одеждой, обувью 47.82*
Розничная торговля в нестационарных торговых точках и на рынке прочими товарами 47.89*
Стирка и химчистка изделий из текстиля и меха 96.01
Парикмахерские и салоны красоты 96.02
Физкультурно-оздоровительная деятельность 96.04

*Важно! В соответствии с приложением № 5 субсидию на нерабочие дни не смогут получить организации и предприниматели из сферы розничной торговли (коды ОКВЭД 47.ХХ). Но если карантин будет введен губернатором региона, они смогут рассчитывать на поддержку.

Для социально ориентированных некоммерческих организаций условия установлены в п. 4 Правил. Они почти такие же, но размер бизнеса и код ОКВЭД значения не имеют. Вместо этого компания должна на 1 июля 2021 года попадать в один из реестров: 

Сколько денег выплатят 

Порядок расчета суммы субсидии на карантин и на нерабочие дни отличается.

Субсидия на карантин

Размер субсидии рассчитывается по формуле:

Субсидия = МРОТ на 1 января 2021 × Количество работников в июне 2021 года × Коэффициент

  • МРОТ берем федеральный — 12 792 рубля;
  • Количество работников за июнь равно числу, указанному в заявлении на субсидию;
  • Коэффициент зависит от срока ограничительных мер. Он равен «0,5», если их вводили на срок менее 4 недель, хотя бы 2 из которых приходится на 2021 год, и «1» — если карантин был введен минимум на 4 недели, хотя бы 4 из которых приходится на 2021 год.

Субсидию дадут не более одного раза за каждые две недели действия региональных ограничений, введенных высшим должностным лицом субъекта РФ на основании предложений государственных санитарных врачей. Но не более чем за максимальный период — четыре недели.

Отдельно остановимся на количестве работников. В заявлении на субсидию нужно указывать только тех, кто работает в муниципалитете с ограничениями. Количество работников не должно быть больше их числа за июнь 2021 года в отчетности за полугодие:

  • в общем случае — раздел 3 расчета по страховым взносам;
  • если часть обособленных подразделений (головная организация), место осуществления предпринимателем деятельности на ПСН находится в другом муниципальном образовании — раздел 2 по ставке 13% расчета 6-НДФЛ.

Предприниматели без работников тоже могут получить субсидию. Если получить выплату хочет ИП с работниками, он прибавляет самого себя к их количеству, увеличив его на единицу.

Пример. Елена — предприниматель, у нее своя стоматологическая клиника. Она лечит людей сама и еще в прошлом году взяла на работу ассистента и администратора, а 1 августа наняла еще одного помощника.  С 28 октября 2021 года в городе ввели ограничения на 2 недели, поэтому Елена обращается за субсидией.

В заявлении она укажет 3 сотрудника — себя, ассистента и администратора. Помощника приняли на работу только в августе, поэтому учесть его нельзя.

Сумма субсидии = 12 792 рубля × 3 человека × 0,5 = 19 188 рублей.

Субсидия на нерабочие дни

Размер субсидии на нерабочие дни рассчитывается по формуле

Субсидия = МРОТ на 1 января 2021 × Количество работников в июне 2021 года

  • МРОТ берем федеральный — 12 792 рубля;
  • Количество работников за июнь определяется налоговой на основании числа, указанного в налоговой отчетности за полугодие 2021 года;
  • ИП может получить субсидию еще и на себя. Дополнительная выплата составит 12 792 рубля на предпринимателя.

Субсидию за нерабочие дни можно получить один раз.

Для начала проверьте в сервисе ФНС свое право на субсидию по нерабочим дням. Ранее был аналогичный сервис для проверки права на субсидию по карантину, но на данный момент он удален.

Чтобы получить субсидию, нужно направить в налоговую заявление по форме.

Вид субсидии Форма заявления Срок подачи
На карантин Приложение № 2 к постановлению  Два месяца со дня, когда в управление ФНС по субъекту РФ было направлено решение о введении ограничений
На нерабочие дни Приложение № 4 к постановлению С 1 ноября по 15 декабря

Подать заявление можно в электронной форме по ТКС, через ЛК налогоплательщика или почтой. Обращайтесь в инспекцию по месту нахождения организации или по месту жительства ИП (п. 3 правил). В заявлении указываются основные сведения: наименование организации или Ф.И.О. ИП, ИНН, КПП, ОКТМО, численность работников в июне 2021 года (+ ИП) и данные банковского счета.

В течение пяти рабочих дней со дня направления заявления ФНС рассчитает сумму субсидии и включит вас в реестр получателей. Деньги придут из казначейства в течение трех рабочих дней после того, как налоговая передаст туда всю информацию (п. 10–11 правил).

Заявления на обе субсидии можно подать через Экстерн. Для этого следуйте инструкции:

  1. Зайдите в раздел ФНС;
  2. Выберите «Создать новый»;
  3. Найдите в поиске форму по КНД:
    • карантин — КНД 1150126 «Заявление о предоставлении субсидии на карантин»;
    • нерабочие дни — КНД 1150127 «Заявление о предоставлении субсидии на нерабочие дни».
  4. После отправки заявления в Экстерн придет уведомление о приеме или отказ в рассмотрении заявки. Когда казначейство переведет деньги, от налоговой поступит еще одно сообщение. Если будет решено не давать субсидию, ФНС направит отказ.

Могут ли отказать в предоставлении субсидии

В субсидии могут отказать. Для этого есть пять причин (п. 9 Правил):

  • несоответствие условиям получения;
  • представление неполных и (или) недостоверных сведений, их несоответствие данным налоговой;
  • нарушение срока подачи заявления;
  • неправильное оформление заявления;
  • несданные РСВ и 6-НДФЛ за полугодие 2021 года.

Деньги заберут, если после выплаты субсидии выяснится, что получатель не имел на нее права или исказил данные о сотрудниках в РСВ и 6-НДФЛ за полугодие (п. 15 правил).

Эти субсидии можно будет не учитывать в доходах при расчете налога на прибыль, УСН, НДФЛ у ИП. Кроме того Госдума освободила зарплату, выплаченную за счет субсидии, от НДФЛ и страховых взносов, но только в пределах 12 792 рублей.

В письме от 02.02.2022 № БС-4-11/1156@ ФНС разъяснила, как отражать необлагаемую часть зарплаты в 6-НДФЛ. Она должна быть учтена в поле 130 раздела 2 расчета 6-НДФЛ, а в справке о доходах физлица эта сумма указывается с кодом вычета 620.

Подробнее об этом читайте в статье «Правила налогообложения коронавирусных субсидий изменятся».

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *