Поставщиков накажут за дробление закупок

Поставщиков накажут за дробление закупок

Содержание

1. Искусственное дробление закупок по 44-ФЗ2. Ответственность за дробление закупок.

Дробление закупок представляет собой одну из махинаций заказчика, который «дробит» крупную сделку на несколько прямых контрактов, оформляемые с заранее выбранным поставщиком вне конкурентных состязаний.

1. Искусственное дробление закупок по 44-ФЗ

В рассмотренном ниже деле была установлена административная ответственность не только организатора торгов, но и поставщика.

26 октября 2018 на официальном сайте Генеральной прокуратуры было опубликовано извещение о привлечении к административной ответственности за согласие и соучастие в дроблении закупок поставщика.

По итогам судебного расследования соучастники (организатор торгов и подрядчик) были совокупно оштрафованы на сумму, превышающую восемьсот тысяч рублей.

Суд решил, что налицо преступный сговор должностного лица с подрядчиком.

  Хотите выиграть в запросе котировок?

            Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!

  Выиграть котировку

2. Ответственность за дробление закупок

Прокуратура Советского района города Ростова-на-Дону проверила закупки у единственного подрядчика в муниципальном казенном учреждении «Управление по благоустройству Советского района г. Ростова-на-Дону». По факту проверки следователями было установлено нарушение заказчиком законодательных норм, защищающих справедливую конкуренцию.

Суть дела состоит в том, что в 2017 году МКУ «УБ Советского района г. Ростова-на-Дону» и ЗАО «Зеленстрой» без размещения уведомления о закупке в ЕИС, не организуя процедуру государственной конкурентной закупки, подписали муниципальные контракты о выполнении работ по благоустройству территории Советского района г. Ростова-на-Дону на общую сумму более пяти с половиной миллионов рублей.

По совокупности правонарушений части 4 статьи 14.32 Административного кодекса России УФАС по Ростовской области привлекло казенное учреждение вместе с директором к административной ответственности, а прокуратура возбудила судебное дело.

Помимо штрафа было решено дисквалифицировать директора МКУ за картельный сговор, дело передано в Арбитражный суд Ростовской области.

Скачать Определение Арбитражного суда

Поставщиков накажут за дробление закупок

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства.

Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера.

Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Обратно к списку

Как контролеры решают проблемы дробления и аффилированности закупок

Поставщиков накажут за дробление закупок А. В. Кузнецов

Главное контрольное управление города Москвы в рамках предварительного контроля осуществляет анализ и мониторинг закупочных процедур в таких важнейших сферах жизни общества, как здравоохранение, образование, строительство, развитие информационных технологий, транспортное обеспечение и т. д., на предмет выявления возможных нарушений законодательства контрактной системы. Как действуют специалисты Главконтроля для установления рисков неправомерного дробления закупок и пресечения правонарушение еще на этапе планирования закупки, рассказал Артем Васильевич КУЗНЕЦОВ, главный специалист отдела экономического анализа Главного контрольного управления города Москвы.

Одна из основных задач системы организации государственных закупок как для заказчика, так и для поставщика (исполнителя, подрядчика) заключается в упрощении процесса и максимально объективном проведении закупочных процедур. Но, несмотря на постоянное совершенствование порядка закупок, довольно часто возникают ситуации, когда мы наблюдаем нарушение принципов конкурентных процедур.

Дробление закупки

Дробление закупки — это прямое нарушение конкуренции.

Контрольно-надзорные органы сформировали практику выявления таких правонарушений, к которым относятся случаи, когда заказчик заключает одновременно (или в один и тот же период) несколько контрактов (договоров) по схожему предмету закупки или несколько контрактов с одним и тем же поставщиком. Подобные нарушения также ограничивают возможности малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей, препятствуя их участию в торгах.

Законным основанием для дробления является одновременная закупка товаров, входящих в утвержденные Правительством РФ перечни товаров, закупать которые в рамках одного лота запрещено.

Но, разделяя закупки на несколько идентичных процедур, заказчики не всегда руководствуются правовыми нормами.

Усугубляет ситуацию и некоторый правовой вакуум — даже в основных законах (44‑ФЗ и 223‑ФЗ) отсутствует определение понятия «дробление закупки».

Мотивация заказчика для неправомерного дробления закупок может быть разная:

  • нежелание проходить обязательную экспертизу Н(М)ЦК закупки;
  • желание заключить контракт (договор) с уже знакомым поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
  • нежелание направлять закупку на рассмотрение Межведомственной рабочей группы по проверке обоснованности заявленных потребностей, когда необходимо соответствовать более высоким требованиям, предъявляемым к закупкам большого объема;
  • опасение, что в конкурсе или аукционе примет участие организация, которая не сможет гарантировать свою надежность в части полного выполнения своих обязательств по соответствующему контракту.

Законодательством также определены лимиты в части Н(М)ЦК, например обозначены потребности в товарах, работах или услугах на общую сумму до 100 тысяч рублей, в рамках которых можно заключить контракт или договор без проведения закупочной процедуры. Такие законодательные нормы стимулируют недобросовестных заказчиков совершать незаконное дробление закупок, тем самым минуя серьезные требования законодательства о контрактной системе.

Дробя большие закупки, заказчики могут также руководствоваться и другими соображениями:

  • более крупная закупка требует большего времени на организацию и непосредственное проведение торгов, тогда как закупки малого объема могут занять всего несколько дней с момента планирования до момента заключения контракта;
  • упрощение закупочной процедуры путем дробления на более мелкие закупки позволяет заказчику уйти от завышенных требований к составу и содержанию документации, тем самым расширяя или ограничивая круг потенциальных участников закупки;
  • заказчику необходимо, чтобы победителем в конкурсе или аукционе стала уже знакомая организация, с которой можно в определенной степени договориться об исключительных условиях выполнения обязательств по контракту, но такая инициатива влечет за собой уже не только административное, но и уголовное наказание.

Отдельного рассмотрения заслуживают случаи проведения закупок у единственного поставщика.

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2020 года № 961 определяет предельные размеры Н(М)ЦК для таких закупок: 500 миллионов рублей для закупок федерального уровня и 250 миллионов рублей для закупок регионального уровня.

В этих случаях заказчики могут заключать контракты с уже известными организациями на законных основаниях, когда, например, имеется потребность в оказании услуг по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению, газоснабжению, а также в товарах, являющихся продуктом производства естественных монополий, и в ряде других подобных случаев. Закупки у единственного поставщика находятся на особом контроле у контролирующих органов в связи с высоким риском злоупотребления при расходовании бюджетных средств.

Законодательство позволяет проводить закупки у единственного поставщика в следующих случаях:

1) закупка в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы;

2) закупка вследствие аварии, чрезвычайной ситуации, оказания экстренной помощи и т. п.;

3) закупка товаров, работ или услуг у естественных монополий;

4) закупка услуг, цены которых регулируются соответствующими тарифами на законодательном уровне.

Вплоть до уголовного преследования

Дробление закупки является также и нарушением Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», когда заказчик умышленно ограничивает неопределенный круг лиц, формально не допуская до участия в торгах добросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Принцип честной и открытой конкуренции нарушается и в случае установления заказчиком исключительных требований к товарам, работам или услугам, когда выполнить данные требования может единственная организация.

Следует отметить, что умышленное дробление закупок часто приносит заказчику значительную выгоду, не только упрощая саму процедуру проведения закупки, но и обеспечивая определенным потенциальным участникам торгов личные преференции.

Поэтому некоторые заказчики готовы регулярно злоупотреблять положениями законодательства, не учитывая риски даже уголовного преследования.

Главное контрольное управление города Москвы в рамках предварительного контроля осуществляет анализ и мониторинг закупочных процедур в таких важнейших сферах жизни общества, как здравоохранение, образование, строительство, развитие информационных технологий, транспортное обеспечение и т. д.

, на предмет выявления возможных нарушений законодательства контрактной системы. Специалисты Главконтроля ведут комплексную работу с государственными заказчиками столицы, устанавливая риски неправомерного дробления закупок, тем самым пресекая данное правонарушение еще на этапе планирования.

Случаи дробления закупок зачастую по-разному рассматриваются в субъектах РФ (в одном регионе решение может полностью противоречить решению, принятому по аналогичному делу в другом регионе), поэтому данная практика не позволяет объективно сформировать единую нормативную базу, которой можно было бы руководствоваться во избежание повторных нарушений. Но здесь уже стоит вести разговор о корректировке правоприменительной практики.

Отдельного внимания заслуживают учреждения со сравнительно небольшими масштабами ведения хозяйственной деятельности, низкими общими объемами закупок.

Для них закупки малого объема на регулярной основе являются нормой.

Закупочные процедуры таких организаций формально не могут противоречить установленным в законодательстве ограничениям, однако при детальном анализе часто можно сделать вывод, что нарушения все-таки были допущены.

Другой проблемой, которая заслуживает отдельного внимания, является аффилированность между государственными заказчиками и потенциальными участниками торгов.

Нередко представители казенных и бюджетных учреждений стараются привлечь к участию в своих закупочных процедурах уже знакомые коммерческие организации, которые могут быть заранее ознакомлены с соответствующими требованиями к поставляемым товарам (выполняемым работам, оказываемым услугам) или имеют определенную взаимосвязь как друг с другом, так и с сотрудниками или руководством государственного заказчика.

Согласно статье 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» аффилированные лица определяются как физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

В зависимости от организационно-правовой формы потенциальный участник закупки может иметь как одного руководителя и по совместительству владельца компании, так и несколько совладельцев, которые могут быть тесно связаны с другой организацией, которая также может являться возможным участником соответствующих торгов и предоставлять аналогичные товары или услуги.

Аффилированность может подтверждаться участием одного и того же лица в деятельности нескольких организаций в качестве руководителя или совладельца, либо одинаковыми реквизитами у двух и более организаций (контактный телефон, адрес регистрации или фактического нахождения и т. д.

Читайте также:  Надзорные каникулы или запрет на проверки малого бизнеса

), либо причастностью представителей заказчика к деятельности определенной компании в прошлом или настоящем.

В целях недопущения возможной аффилированности между участниками и заказчиками торгов контрольно-надзорные органы в сфере государственных закупок выработали методику установления наличия соответствующих взаимосвязей, используя специализированные информационные системы.

Так, Главное контрольное управление города Москвы в процессе мониторинга и анализа закупок государственных заказчиков выявляет подобные правонарушения еще до момента согласования закупочных процедур для публикации в единой информационной системе в сфере закупок, используя информационно-аналитическую систему СПАРК. В случае установления аффилированных лиц заказчику предъявляется требование об устранении данного нарушения путем исключения компании из списка потенциальных участников закупки или замены на другую организацию, а также проводится разъяснительная работа по недопущению подобных нарушений в будущем.

Какие бывают процедуры закупок (простыми словами)

Поставщиков накажут за дробление закупок Представьте, что вам нужно выбрать поставщика, чтобы он предоставил оборудование для газопровода. Вы точно знаете, что за оборудование вам нужно. Упомянуть производителя в ТЗ вы не можете, но можете назвать технические характеристики. Дальше вы описываете все желаемые параметры оборудования, сроки поставки и прочие условия, рассчитываете начальную цену (обычно среднерыночную в текущем году или цену прошлого года с поправкой на инфляцию) и объявляете торги. И вот тут нужно определить схему выбора поставщика.

Самая простая — запрос котировок. Каждый из участников в закрытом режиме предлагает цену, а затем организатор рассматривает и оценивает котировочные заявки на предмет их соответствия. У кого заявка соответствует всем требованиям, а цена при этом минимальная, тот и поставляет.

В этой процедуре не учитывается ничего, кроме цены и факта соответствия требованиям извещения. Ни требования к оборудованию для работ по монтажу (если есть работы), ни опыт аналогичных работ, ни наличие специалистов — ничего такого можно не предоставлять заказчику. Это приводит к возникновению существенных рисков: могут привезти доступный дешёвый товар, но низкого качества.

И что делать, чтобы защитить себя от некачественной продукции, пусть и по дешёвой цене?

Можно прибегнуть к двум вариантам: усложнить техзадание или выбрать другой способ закупки.

5 типов процедур

Процедуры закупки бывают конкурентными и неконкурентными. Неконкурентные — это закупки у единого поставщика. Например, только одно предприятие в России производит ядерное топливо для атомных электростанций.

Если поставщиков больше и рынок развит (например, рынок молочных продуктов), то компании-производители на рынке нешуточно конкурируют (об этом рассказывал мой коллега в прошлом материале). На таких конкурентных рынках выгодно проводить конкурентные процедуры.

К конкурентным процедурам в 44-ФЗ относятся аукцион, конкурс, запрос предложений, запрос котировок.

Про запрос котировок вы уже знаете: это упрощённый отбор поставщиков по ценовым предложениям за один раунд.

Аукцион — это такая процедура в несколько раундов, где открыто виден ход торгов, и после каждого предложения любой из участников может уменьшить заявку. Когда участники перестают это делать (обычно есть минимальный шаг и время от последней заявки до конца процедуры), аукцион считается отыгранным, контракт достаётся тому, кто назвал минимальную цену.

Конкурс проводится, когда заказчика интересует, помимо экономии средств, качество закупаемых товаров, работ, услуг. На основании конкурсной документации заказчик оценивает поставщиков в несколько этапов. На первом этапе оценивается соответствие самой продукции требованиям документации.

Большое внимание уделяется качеству поставляемых товаров, работ или услуг и гарантиям, которые даёт на этот счёт поставщик. На втором этапе оценивается поставщик: его надёжность и квалификация. На третьем этапе идёт конкуренция по цене.

Поставщику нужно серьёзно постараться, чтобы найти оптимальный баланс между ценой своего предложения, желаниями заказчика, а также взять на себя ответственность по гарантии качества исполнения контракта на несколько месяцев или даже лет.

Бывают конкурсы с ограниченным участием, где надо соответствовать каким-то критериям на входе. Например, когда надо реконструировать музей — объект культурного наследия. Ограничением тут работает факт наличия или отсутствия лицензии на строительные работы на объектах, охраняемых Минкультом России или ЮНЕСКО.

Запрос предложений — это процедура, которая чуть проще конкурса, но сложнее запроса котировок. Этот способ применяется нечасто, например, если, проведя конкурс и аукцион, заказчик так и не смог найти себе поставщика. Отбирается победитель и по критериям, и по цене, но значительное внимание уделяется условиям исполнения контракта.

Правильно прописать критерии конкурса или запроса предложений — отдельное искусство, требующее знаний в предметной области и основ экономики. Поэтому, когда закупка простая, нужна и простая процедура. Аукционы проще и быстрее в разы, чем конкурсы: документации меньше, запуск оперативнее. Например, стоит задача закупить продукты для детского сада. Нужна одна тысяча банок детского питания, я объявляю аукцион в такие-то сроки максимум по такой-то цене. На такую процедуру легко найдётся поставщик — перекупщик или производитель, — которому выгодно быстро сбыть большую партию продукции.

Что в итоге?

Аукционы считаются «золотым стандартом закупок»: они быстрые и простые, с одной стороны, и обеспечивают реальную конкуренцию с понятным результатом и шагами между поставщиками — с другой. Но по факту получается не всегда идеально, потому что установление в качестве критерия только цены — это «бич» госзакупок: качество иногда страдает. Ориентир только на цену вынуждает чиновников закупать дешёвую продукцию, но при этом они отчитываются о высоком уровне экономии, тем самым якобы повышая собственную эффективность. Мы знаем случаи, когда, например, идёт закупка сливочного масла. Выигрывает поставщик с ценой ниже предложенной местными производителями. Они говорят: это ниже себестоимости, то есть вместо масла будет поставляться спред. А в ТЗ — именно масло. Дальше он поставит этот спред, и заказчику надо решать, принять его или нет, ведь нужно будет начинать долгие разбирательства и, возможно, запускать новую процедуру. А предприятие будет стоять вообще без масла всё это время. Или вот пример: как-то залили бетон не той марки в стартовый стол для запуска ракет (непроверенная информация, но похоже на то). Сейчас, конечно, за такое сильно наказывают, но раньше законодательная база была понежнее к нарушителям. Или вот был случай, когда заказчик три года писал в ТЗ устаревший советский ГОСТ на трамвайные рельсы по ошибке, к нему никто не приходил из поставщиков, процедура три года подряд срывалась. Но он игнорировал советы и продолжал писать в ТЗ требования к рельсам по старому ГОСТу. Винить заказчика тут нельзя, ведь не каждый год рельсы покупаются. Но факт остаётся фактом: предметную область изучать нужно. Собственно, вот на этом хрупком балансе между открытостью (может прийти каждый, кто соответствует требованиям), требованиями по закону к процедурам и ТЗ (объективность, полнота и грамотность), ценой и удобством самой процедуры держится система государственных закупок. С начала этого года благодаря практически полному переводу закупок в электронный вид скорость и эффективность проведения закупок должны ожидаемо повыситься. Вот тут есть больше деталей про то, как это всё работает:

Дробление закупок — это нарушение!

25 ноября 2019 в Единой Информационной Системе (ЕИС) в разделе Документы — Разъяснения законодательства размещены три письма ФАС, разъясняющие некоторые положения №44-ФЗ. В частности, в письме от 14.11.2019 № ИА/100041/19, адресованном руководителям Территориальных органов управления, ФАС сообщает о своей позиции относительно, так называемого, «дробления» закупок.

Как известно, №44-ФЗ допускает случаи, в которых заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком, избежав тем самым проведения конкурентных процедур. Самый распространённый из них — так называемые «закупки малого объёма» (в общем случае можно заключить прямой контракт с единственным поставщиком на сумму, не превышающую 300 тыс. руб.).

Суть «дробления» закупок заключается в том, что заказчики делят крупные контракты на части до 300 тысяч и заключают их все с единственным поставщиком.

Читайте также:  Организационно-правовая форма для предприятия по переработке отходов

В результате какой-нибудь ремонт с начальной максимальной ценой в 3 млн. руб., заключённый 10-ю контрактами по 300 тысяч не проходит процедуру аукциона, не имеет снижения, перерасходует бюджетные средства, а подрядчик получает сверхприбыль. На лицо явное несоответствие целям Контрактной системы.

В письме ФАС обращает внимание, что когда-то в №94-ФЗ (действовавшем до 2014 года вместо №44-ФЗ) был установлен запрет на приобретение одноименных товаров, работ, услуг в рамках одной номенклатурной группы.

Современная редакция №44-ФЗ такого запрета не содержит, и само по себе приобретение одноименных товаров у единственного поставщика не является нарушением Закона о контрактной системе, однако может быть квалифицировано как нарушение ст.

16 Закона №135 «О защите конкуренции».

ФАС также отдельно приводит в пример «дробление» контрактов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт, выполнение которых предусмотрено единой проектной документацией, называя это фактическим уходом от проведения конкурентных процедур.

Начиная с вступления в силу №44-ФЗ в 2014 году по настоящее время, по всей стране возникло огромное количество судебной практики (в том числе Решения Верховных судов) и практики УФАС, признающих «дробление» закупок нарушением №135-ФЗ и привлечения недобросовестных заказчиков к ответственности.

В этой связи возникает вопрос: зачем при таком количестве административной практики (в том числе практики собственных управлений) ФАС дополнительно закрепляет свою позицию официальным письмом? Казалось бы, уже давно всем всё понятно.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Пермского края

Об административной ответственности за ограничение конкуренции между участниками контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд представляет собой совокупность уполномоченных участников и осуществляемых ими действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

Закупка товаров, работ, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).

При этом, действующим законодательством установлен запрет на совершение участниками закупок действий, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях, предусмотренных ст.

93 Федерального закона № 44-ФЗ, и по общему правилу осуществление такой закупки возможно на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей.

Вместе с тем, с целью ограничения конкуренции, а также выбора конкретного поставщика участники контрактной системы используют такой способ «уклонения» от проведения конкурентных процедур как «дробление закупки».

«Дробление закупки» характеризуется тождественностью предмета договоров, фактом заключения договоров по окончании периодов действия предыдущих договоров, единой целью договоров, оплатой выполненных работ из одного бюджета, дроблением сумм контракта (договора) на разные части,  что свидетельствует о преднамеренной разбивке стоимости отдельного заказа на несколько мелких договоров, в целях обеспечения формальной возможности не проведения конкурентных процедур и заключения контрактов с единственным поставщиком.

За несоблюдение требований о контрактной системе в сфере закупок при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе и за «дробление закупок», предусмотрена административная ответственность по ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, санкции которой предусматривают штраф в денежном выражении от 30 тыс. до 100 тыс. рублей.

(подготовлено помощником прокурора Октябрьского района Семериковой А.В.)

Незаконные и серые схемы в госзакупках: как это работает и что за это грозит

Более серьёзное расследование проводит ФАС. Нередко проверки занимают несколько месяцев и затрагивают всех предполагаемых участников сговора, независимо от участия и побед в госзакупках.

Другие сговоры

Наиболее распространены следующие сговоры (соглашения):

  1. «Вертикальные» соглашения — между компаниями (предпринимателями) разного уровня в пределах цепочки «производитель — розничный потребитель». Цель — договориться о цене, жестко её урегулировать и не допустить на рынок конкурентов, в том числе потенциальных.
  2. Скоординированный сговор — любая схема, которая организована, управляется и контролируется со стороны, без непосредственного в ней участия. Координатор схемы — конечный выгодоприобретатель, а рядовые участники только выполняют конкретный набор задач, в том числе периодически сменяя друг друга, побеждают и проигрывают в госторгах.
  3. Сговоры с властью, которые создают предпосылки для победы конкретного участника торгов, или сговоры с заказчиком, когда победа конкретного участника предрешена.

Схемы

Картельные и другие антиконкурентные соглашения (сговоры) — фундамент, который создаёт условия и обеспечивает нужный результат. Но его достижение невозможно без применения конкретных схем — практических инструментов для решения задач. Может использоваться как одна, так и сразу несколько схем.

Большой объём работы по выявлению схем, их изучению и систематизации приходится на проект ОНФ «За честные закупки» (работает с сентября 2013 года). Любое заинтересованное лицо может сообщить о нарушении — оно будет проверено независимыми экспертами. На сайте проекта опубликована «Серая книга», в которой даны описания и примеры используемых в госзакупках серых схем (сейчас их 32).

Каждой из схем дано своё название: «Угадай-ка», «Ювелир», «Экстрасенс», «Таланты и поклонники», «Профессор», «Блат», «Ошибочка» и т.д.

Авторы творчески подошли к своей работе, но это не отменяет всю серьёзность проекта и главного — для каждой схемы дано описание и приведён пример её использования в жизни. Разумеется, не для применения, а для понимания — так делать нельзя.

Потому что схема уже известна и изучена, а её признаки заложены в систему мониторинга всех госзакупок. И потому что её применение — прямая угроза ответственности.

Приведём некоторые схемы:

  1. Схема «Промах». Заказчик устанавливает цену контракта по своему усмотрению и сильно её завышает. «Дружественный» участник предлагает относительно реальную цену, что и способствует его победе.
  2. Схема «Кто тут главный». Чтобы избежать обязательного общественного обсуждения закупки, заказчик разбивает её на несколько лотов — каждый по цене в пределах нужного уровня. В закупках побеждает «дружественный» участник.
  3. Схема «Таран». В аукционе участвуют минимум три договорившихся между собой компании. Две вступают в схему с самого начала и, чередуясь, сильно сбавляют цену — так, чтобы добросовестные участники не могли ей что-либо противопоставить. Перед самым закрытием аукциона появляется предложение третьего участника — с минимальным снижением начальной цены. Он в итоге и выигрывает аукцион, поскольку у компаний, предложивших самые низкие цены, «случайно» были допущены ошибки в документах.
  4. Схема «Близнецы». Одинаковая закупка проводится дважды. Первую закупку за счёт максимального демпинга выигрывает «дружественная» компания, но через какое-то время по соглашению сторон контракт расторгается. Далее, зная, что скоро будет вторая закупка, эта компания договаривается с потенциальными участниками о том, что они не будут подавать заявки или активно участвовать в торгах — за это они получат вознаграждение. Вторую закупку снова выигрывает та же самая компания, что и в первый раз. Только теперь цена максимальная и при этом завышена на сумму вознаграждения участникам сговора.

Первичную проверку сомнительных закупок проводит ФАС. Это может быть инициатива самого антимонопольного органа или обращение со стороны, в частности жалоба добросовестного участника торгов.

При выявлении нарушений возможны два вида ответственности:

  1. Административная – по ст. 14.32 КоАП РФ. Санкции варьируются в зависимости от характера правонарушения и статуса нарушителя. Должностным лицам грозит штраф в несколько десятков тысяч рублей или профессиональная дисквалификация на несколько лет. К юридическим лицам применяются штрафные санкции — подлежит уплате определённая доля от суммы выручки.
  2. Уголовная — по ст. 178 УК РФ. Ответственность наступает за действия, связанные с ограничением конкуренции, если они повлекли причинение крупного ущерба (свыше 10 млн рублей) или получение крупного дохода (свыше 50 млн рублей).

Участники торгов (поставщики) рискуют в случае нарушений антимонопольного законодательства попасть в реестр недобросовестных поставщиков, что блокирует их дальнейшее участие в госзакупках.

Поскольку серые схемы бывает сложно выявить и доказать, ФАС и правоохранительные органы могут воспользоваться предусмотренным КоАП и УК инструментом — предложить освобождение от ответственности для того, кто первым даст показания о сущности схемы и её участниках. Многие предприниматели и компании этим пользуются — в проблемных ситуациях о прошлых договоренностях забывают.

Читайте также:  Придется по-новому работать с косгу

Любая схема опасна тем, что добросовестные участники, проигравшие в торгах, могут обратиться в ФАС и правоохранительные органы. И, как правило, пользуются таким правом.

Достаточно только подозрений — доказательства собираются в ходе проверки. Выявленная схема — не только наказание, но и отмена торгов.

Таким образом, добросовестные участники получают ещё один шанс для заключения интересующего их контракта.

«Дробление» закупки таит в себе риски

Главная → Статьи → «Дробление» закупки таит в себе риски

Орган местного самоуправления путем реализации бюджетных инвестиций производит строительство объектов.

Можно ли в данном случае заключить отдельный контракт на приобретение материалов для строительства и отдельный контракт на осуществление работ по строительству с одним и тем же лицом, которое будет выступать по указанным договорам единственным поставщиком и единственным подрядчиком, при этом каждый контракт будет заключен на сумму менее 100 000 рублей, а в совокупности их цена превысит 100 000 рублей?

Прежде всего отметим, что заключение гражданско-правовых договоров, предметом которых являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени муниципального образования регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 2 указанного Закона законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

В свою очередь, как следует из п.п. 1 и 2 ст. 740 ГК РФ, строительство или реконструкция предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ осуществляются на основании договора строительного подряда.

Согласно указанному договору подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (п. 1 ст. 740 ГК РФ).

При этом по общему правилу, установленному п. 1 ст.

745 ГК РФ, обязанность по обеспечению строительства материалами, в том числе деталями и конструкциями, или оборудованием несет подрядчик, если только договором строительного подряда не предусмотрено, что обеспечение строительства в целом или в определенной части осуществляет заказчик. А согласно п. 2 ст. 709 ГК РФ, применяющемуся к отношениям сторон договора строительного подряда в силу п. 2 ст. 702 ГК РФ, цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.

Отсюда следует вывод, что по общим правилам гражданского законодательства материалы для строительства предоставляет подрядчик, а цена договора строительного подряда включает в себя в том числе стоимость указанных материалов (смотрите, например, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2015 № 07АП-11422/15). Однако данный порядок может быть изменен договором.

В связи с этим следует отметить, что ни Закон № 44-ФЗ, ни иные положения законодательства о контрактной системе не содержат ни запрета на включение в договор строительного подряда условия об обеспечении строительства материалами заказчика, ни запрета на приобретение этих материалов по отдельному договору поставки у лица, выступающего одновременно подрядчиком по договору строительного подряда.

Тем не менее следует учитывать, что в ситуации, изложенной в вопросе, как договор поставки, так и договор строительного подряда будут заключаться с одним и тем же лицом как с единственным поставщиком и подрядчиком на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, то есть в связи с тем, что сумма каждого из контрактов в отдельности будет менее 100 000 рублей.

Учитывая, что в совокупности цены указанных контрактов превысят 100 000 рублей, а по общему правилу, как это уже отмечалось выше, цена договора строительного подряда включает в себя обычно и стоимость материалов, мы не исключаем, что такое положение вещей может быть расценено как искусственное дробление предмета заказа.

Формально на сегодняшний день такое дробление законодательством прямо не запрещено, однако необходимо помнить, что закупка у единственного контрагента допускается Законом № 44-ФЗ только в качестве исключения из общего правила о конкурентных способах закупки (ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 48 этого Закона).

В связи с этим мы не исключаем, что с учетом фактических обстоятельств контролирующие органы могут прийти к иному мнению по этому вопросу, приняв во внимание, в частности, правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 12.07.

2011 № 2518/11, исходя из которой искусственное разделение (дробление) единого заказа на группу однородных (или функционально дополняющих друг друга) с целью ухода от проведения торгов недопустимо.

Малые закупки по 223-ФЗ до 100 и 500 тыс. руб

Закупки малого объема в рамках 223-ФЗ не имеют строгих требований и регламентов, в отличии от 44 Федерального закона.

В данной части говорится о том, что заказчик на свое усмотрение принимает решение о размещении в Единой информационной системе сведений о проведении закупок до 100 тысяч рублей. А в случае, если годовая выручка заказчика превышает 5 млрд. руб., то он вправе увеличить цену процедуры до 500 тыс. руб.

Из этого можно сделать вывод, что единственным параметром выявления малых закупок является цена контракта

Правила проведения закупок малого объема до 100 тыс. или 500 тыс. руб

В законодательстве РФ отсутствуют какие-то конкретные требование к суммарному объему прямых торгов до 100 тыс. и 500 тыс. руб. от общего объема проведенных торгов заказчика.

Указаны только общие правила:

  1. основанием проведения процедуры может выступать внутренний документ компании-заказчика;

  2. заказчик вправе на свое усмотрение отражать информацию о проведении торгов малого объема по 223-ФЗ в плане закупок и ЕИС;

  3. заказчик должен в ежемесячных отчетах, в срок не позднее 20 дней следующего за отчетным, отражать такие процедуры.

Крупные компании, проводящие закупки малого объема в рамках 223-ФЗ, разрабатывают собственные регламенты, определяющие данные процедуры. В таких положениях описывается весь процесс организации закупок до 100 тыс. руб. и 500 тыс. руб. 223-ФЗ.

Некоторые крупные торговые площадки, создают специальные разделы на своих порталах исключительно для проведения упрощенных процедур прямых закупок.

Способы проведения закупок малого объема

Такой вид приобретения товаров, работ или услуг значительно упрощает сам процесс и позволяет экономить средства заказчика.

Прямые закупки проводится двумя способами:

  1. направлением предложения конкретному поставщику, подрядчику или исполнителю на заключение контракта;

  2. принятием предложения конкретного исполнителя.

Т.к. закупки малого объема до 100 тыс. руб. (500 тыс. руб) осуществляются у единственного поставщика, то некоторые недобросовестные заказчики идут на обман, разбивая крупные тендеры на несколько более мелких закупок, и проводят их за несколько месяцев.

Таким образом они обходят ограничения по приобретению товаров, работ или услуг у единственного поставщика, которые могут осуществляться только при соблюдении определенных условий.

Ответственность перед ФАС

Многократное искусственное разделение закупок на более мелкие, с дроблением цены до 100 тыс. или 500 тыс. руб., может привести к пристальному вниманию со стороны Федеральной антимонопольной службы.

Уже были прецеденты, когда заказчиков наказывали за это, т.к. подобные действия ведут к нарушению ст. 17 Закона о защите конкуренции, а также противоречат требованиям ч. 1 ст. 1; п. 1 ч. 1 ст. 3 ФЗ № 223-ФЗ, а именно:

  1. развитию добросовестной конкуренции, обеспечению гласности и прозрачности закупки, предотвращению коррупции и других злоупотреблений;

  2. информационной открытости закупки.

Таким образом проведение прямых торгов до 100 тыс. руб. и 500 тыс. руб. всегда должны быть обоснованы и рациональны, для максимальной выгоды заказчика и соблюдения законодательства.

©ООО «РусТендер»

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника — tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *