Проверки казначейства будут проходить по инструкции

С 14 августа вступило в силу постановление правительства №1193 от 06.08.2020, которое утвердило новый порядок проведения контроля по ч. 5 и 5.1 ст. 99. В проекте постановления указано, что проверяет казначейство по 44-ФЗ у заказчиков:

  • планы-графики;
  • извещения о закупках;
  • протоколы определения поставщиков;
  • условия проектов контрактов.

Эти документы проверяются по двум показателям:

  • непревышение объема финансового обеспечения для проведения закупок;
  • соответствие ИКЗ.

В новых правилах контроль казначейства разделяется на:

  • ручной (глазной), выполняемый органами контроля (ч. 5 ст. 99);
  • автоматический, который осуществляет казначейство посредством ЕИС (ч. 5.1 ст. 99).

Кого контролируют

Все субъекты контроля остаются прежними.

Контролер Субъект контроля
Территориальные органы казначейства Федеральные заказчики, в том числе бюджетные и автономные учреждения
Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований Региональные и муниципальные заказчики, в том числе бюджетные и автономные учреждения
Органы управления государственными внебюджетными фондами (ПФР, ФСС, ФФОМС) Госзаказчики, осуществляющие закупки за счет средств внебюджетных фондов и подведомственные им

В какой форме проводят казначейскую проверку

Контроль проводится автоматически в электронной форме в ЕИС, если проверяемая информация подлежит размещению в системе.

Это касается:

  • извещений;
  • протоколов определения поставщика;
  • проектов контрактов.

В новых правилах сроки контроля извещения в ЕИС не прописываются. Извещение, протокол или проект контракта автоматически публикуются в ЕИС после прохождения быстрой проверки данных в случае их соответствия.

В ряде случаев придется направить сведения контролерам на бумаге и (при наличии технической возможности) на съемном машинном носителе, например, при закупке, связанной с гостайной. Перечень таких ситуаций приведен в п. 11 проекта правил.

В некоторых случаях контроль не осуществляется. Например, при закупках на территории иностранного государства для обеспечения заказчиков, которые осуществляют там свою деятельность, или для избирательных комиссий всех уровней. Об этом говорится в п. 12 правил.

В каком порядке проверяют

Контролеры проверят информацию, указанную в п. 13—15 ПП №1193.

Как и прежде, по итогам проверки заказчики получают положительное либо отрицательное заключение. В постановлении указаны случаи, когда наступает дата публикации закупки с даты прохождения контроля по 44-ФЗ для заказчика.

Если сведения будут соответствовать требованиям, то проверенный документ получит отметку о прохождении проверки и автоматически опубликуется в ЕИС. В противном случае заказчику направят протокол с указанием выявленных нарушений, которые необходимо исправить.

При автоматизированной проверке информацию не разместят в ЕИС до устранения нарушений и прохождения повторной проверки сведений.

Если у документов, которые не размещаются в ЕИС, отсутствует отметка об успешном прохождении проверки, их не направят участникам закупок.

В п. 16 проекта постановления указано, в течение какого времени осуществляется контроль по ч. 5 ст. 99 и когда информация публикуется в ЕИС. Для большинства сведений этот срок составляет 1 рабочий день с момента получения информации финансовым органом. Для сведений, составляющих гостайну, срок составляет 3 рабочих дня.

Из правил исключается информация о контракте, сведения об исполнении, изменении или расторжении. Данные документы проходят проверку казначейства исключительно по правилам постановления Правительства №1084 от 28.11.2013.

Казначейский контроль в сфере закупок

В ФЗ «О контрактной системе» №44 от 5 апреля 2013 года указано, что сфера закупок – это сфера, которая тщательно проверяется. Осуществляется контроль различными органами. Основная структура, ответственная за проверку, – казначейство.

Какие органы осуществляют контроль в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ?

Полномочия казначейства

Правила в области закупок установлены Постановлением №1367 от 12 декабря 2015 года. Соответствующее положение содержится в части 5 статьи 99 ФЗ №44. Казначейство проверяет эти аспекты деятельности:

  • Соблюдение объектом контрольных мероприятий бюджетного законодательства и прочих актов, касающихся бюджетного законодательства.
  • Достоверность отчетности о выполнении различных программ.
  • Соблюдение норм, касающихся формирования плана закупок (статья 18 ФЗ №44).
  • Нормирование в области закупок, соответствие статье 19 ФЗ №44.
  • Установление начальной стоимости контракта.
  • Наложение ответственности на поставщика, если последний не выполнил условия контракта.
  • Соответствие исполненной работы или предоставленной услуги тем положениям, которые содержатся в контракте.
  • Своевременность фиксирования выполненной работы и ее результатов в документах.
  • Соответствие работы и ее результатов целям, заявленным в контракте.
  • Отсутствие фактов ненадлежащего расходования.

Как осуществляется ведомственный контроль в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ?

В части 27 статьи 99 ФЗ №44 указаны полномочия представителей казначейства, актуальные в рамках проверки:

  • Запрашивание всех сведений и документов, нужных для достижения целей проверки.
  • Беспрепятственное посещение помещений, которые связаны с деятельностью предпринимателя.
  • Требование о предъявлении продукции от поставщика, итогов исполненных работ.
  • Осуществление экспертизы.
  • Оформление предписаний об устранении обнаруженных правонарушений.
  • Оформление протокола о нарушении.
  • Подача иска в суд с целью аннулирования контракта.

В части 3 статьи 269.2 БК РФ указано, что проверка представителями казначейства осуществляется в соответствии с ФЗ, предписаниями правительства.

Как осуществляется общественный контроль за закупками заказчиков по Закону N 44-ФЗ?

Кого именно проверяют

С начала 2017 года проверка казначейством осуществляется в отношении этих лиц:

  • Госзаказчики, выполняющие закупки от имени РФ за счет денег из бюджета.
  • Бюджетные учреждения, выполняющие закупки на основании части 1 статьи 15 ФЗ №44.
  • Автономные или унитарные субъекты, осуществляющие закупки на основании части 4 статьи 15 ФЗ №44.

Этот перечень не является исчерпывающим. То есть он может дополняться. Актуально это в том случае, если казначейство выполняет функции финансовых органов или структур по управлению внебюджетными структурами.

Перемены в 2018 году

Контроль регламентируется ст. 99 ФЗ №44. Процесс осуществления мероприятий регламентируется Правительственным Постановлением №1367 от 12 декабря 2015 года. Это Постановление действует давно, однако до начала 2018 года действие некоторых его положений было приостановлено.

Связано это с тем, что в реальности механизм проверки и получения результатов был плохо налажен. Сведения несвоевременно размещались в единой системе, что приводило к возникновению проблем. По этой причине действие ряда условий было остановлено до 1 января 2018 года.

Но теперь федеральные заказчики должны исполнять все положения Постановления.

Порядок осуществления мероприятий

Представители казначейства проверяют эту информацию:

  • Лимиты обязательств на закупку.
  • Выплаты на закупку, их размер и дату операции.
  • Размер денежного обеспечения капитальных вкладов, предусмотренный соглашением о субсидиях на эти вложения.
  • Значительное увеличение начальной стоимости контракта, переход за установленные лимиты.
  • Соответствие кода закупки, прописанного в протоколе об установлении поставщика, коду, указанному в бумаге о закупке.
  • Соответствие начальной стоимости контракта, указанной в проекте, цене, указанной в протоколе установления поставщика.
  • Соответствие стоимости контракта и кода в реестре контрактов стоимости и коду, прописанных в условиях контракта.

Это основные этапы проверки. Контроль обычно заключается в анализе документов, сверке сведений из разных бумаг. Однако иногда перечень мероприятий может быть расширен.

Контрольное мероприятие базируется на сочетании работы Единой системы и системы «Бюджет». Сначала госзаказчику нужно разместить все требуемые сведения в онлайн-кабинете Единой системы. Затем требуется нажать на кнопку «На контроль».

После этого шага все нужные документы идут в Казначейство. Специалисты проверяют документацию на протяжении рабочего дня. Данные, отправленные в реестр, проверяются на протяжении 3 суток.

То есть все операции можно проделать в режиме онлайн.

Результаты контрольных мероприятий

По итогам проверочных мероприятий обязательно предпринимаются какие-либо действия. К примеру, они могут быть следующими:

  • Составление протокола, в котором перечисляются обнаруженные правонарушения. Если обнаружены нарушения, лицо, участвующее в закупке, не вносится в информационную систему вплоть до выполнения предписаний.
  • Проставление отметки о несоответствии информации/документов закону.
  • Если в рамках проверки никаких нарушений не выявлено, субъект вносится в систему.

Проверяемую компанию должны в течение 3 часов уведомить о результатах контрольных мероприятий. Этот срок отсчитывается с момента получения этих результатов.

ВАЖНО! Об итогах мероприятия можно узнать в кабинете ЕС. Если представленная информация соответствует всем нормам, она автоматически помещается в ЕИС. Если же обнаружены несоответствия, заказчик получает протокол о нарушениях. Контрактный орган обязан убрать все нарушения, прислушаться к замечаниям. Затем следует отправлять документы на новое контрольное мероприятие.

Стандартные ошибки при прохождении казначейской проверки

Рассмотрим документы, с которыми наиболее часто возникают проблемы:

  • Планы закупок. Размер спланированных трат не должен выходить за пределы обеспечения. В этом документе следует правильно перечислить все коды.
  • Планы-графики. Начальная максимальная цена контракта не должна быть больше расходов, зафиксированных в плане закупок.
  • Итоговый протокол. Стоимость контракта не должна быть больше начальной максимальной стоимости контракта, указанной в извещении.
  • Контракт. Информация из контрактов (цены и коды) сверяется с той же информацией из итогового протокола.

Основная ошибка госзаказчика – это несовпадение положений. К примеру, в одном документе указан один код, а во втором – другой.

Ответственность за нарушения

За нарушения, обнаруженные в процессе мероприятия, может накладываться дисциплинарная, административная или уголовная ответственность. Рассмотрим нарушения и формы наказания:

  • Нарушение в сфере оформления документов по закупке. Лицо привлекается к ответственности на основании статей 7.29-7.32 КоАП РФ.
  • Обнаружение ненадлежащих и неразумных трат предоставленных денег. Накладывается взыскание на базе статьи 15.14 КоАП РФ или 285.1 УК РФ.

Административная ответственность может накладываться и за несвоевременное размещение данных в Единой системе. Степень тяжести наказания определяется степенью тяжести нарушения.

Полномочия УФК при проверках

Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия УФК при проверках (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Полномочия УФК при проверках

Судебная практика: Полномочия УФК при проверках

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Подборка судебных решений за 2018 год: Статья 19.7.2 «Непредставление информации и документов или представление заведомо недостоверных информации и документов в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» КоАП РФ(В.Н. Трофимов)Суд разъяснил, что финансирование судов производится из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия (ст. 124 Конституции РФ, ст. 33 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 N 1-ФКЗ), следовательно, контрольные функции Федерального казначейства по отношению к Судебному департаменту и судам не могут рассматриваться как внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль (ст. 269.2 БК РФ). Таким образом, по мнению суда, следует прийти к выводу об отсутствии у Федерального казначейства, являющегося федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), находящимся в ведении Минфина РФ, полномочий по проведению проверок правомерности использования средств федерального бюджета Судебным департаментом при ВС РФ и неправомерности привлечения должностных лиц Судебного департамента к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.2 КоАП РФ.

Читайте также:  Где найти вариант устава с одним учредителем?

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Полномочия УФК при проверках

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:«Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ «О национальной платежной системе»(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Костюк И.В., Малунова З.А., Пушкин А.В., Ротко С.В., Рябова Е.В., Хоменко Е.Г., Байтенова А.А., Тимошенко Д.А.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)

Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов РФ, осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные подразделения.

Часть 5 Положения устанавливает перечень полномочий Федерального казначейства, в числе которых федеральная служба осуществляет функции удостоверяющего центра для обеспечения участников электронного взаимодействия в установленной сфере деятельности сертификатами ключей проверки электронных подписей; ведет реестр государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов.

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Статья: Управленческая деятельность государства как элемент механизма осуществления бюджетных расходов (финансово-правовой анализ)(Шорин С.А.)

(«Финансовое право», 2019, N 2)

Оптимизация финансового контроля возможна за счет ограничения отдельных полномочий проверяющих органов по принятию решений на основе административного усмотрения. Инспекторы Счетной палаты Российской Федерации в соответствии со ст. 36 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации», п. 7.4 Стандарта организации деятельности Счетной палаты Российской Федерации и п. 6.1.

4 Общих правил проведения контрольного мероприятия в ходе контрольного мероприятия вправе требовать от любых работников проверяемой организации всевозможные объяснения и расширять утвержденную программу проверки, также имеется возможность продлить установленный срок проверки . У сотрудников Федерального казначейства в соответствии с п. п.

4, 10 и 11 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере имеются аналогичные полномочия, за исключением возможности оперативного расширения плана проверки . В то же время конкретные условия, при которых следует применять указанные нормы, в нормативных правовых актах не предусмотрены.

То есть их применение поставлено в зависимость от административного усмотрения контрольных органов.

Нормативные акты: Полномочия УФК при проверках

Какие аудиторы попадают под проверку Федерального казначейства в 2021 году?

26 Апреля 2020

Новости в мире

Накануне прошло заседание Совета по аудиторской деятельности. По итогам встречи был составлен протокол, который содержит в себе критерии выбора претендентов на проверку, проводимую Федеральным казначейством.

При разработке плана ВККР на следующий год использовался риск-ориентированный подход для определения аудиторских компаний, которые станут объектами проверочных мероприятий.

В первую очередь планируется проверить аудиторские организации, осуществляющие аудит бухгалтерской отчётности в компаниях:

  • Утративших платёжеспособность.
  • Осуществляющих деятельность, которая подлежит лицензированию, с дальнейшим отзывом разрешающей лицензии.
  • Работающих в сфере страхования и кредитования.

Также в планах провести обновление документа, на основании которых происходит планирование проверки Федеральным казначейством. В настоящий момент оно придерживается внутренних методических рекомендаций.

Помимо этого, протокол был дополнен планом мероприятий, направленных на развитие и совершенствование сферы аудита в России, который рассчитан на реализацию до 2024 года.

Он включает в себя пункты, которые могут серьёзным образом повлиять на работу аудиторов в будущем. К ним относятся:

  • постепенная интеграция расширенного формата аудиторского заключения, предоставляемого разного рода групп аудируемых компаний;
  • ужесточение требований, предъявляемых к лицам, назначаемых руководителями аудиторской проверки, проводимой в отношении общественно значимых организаций.

Без внимания не останется «антиотмывочная» и «антикоррупционная» тема, роль аудиторов в которой планируется значительно расширить.

Гарантия. Несколько вариантов сотрудничества для Вашего удобства. Вы платите только за результат! Ответственность каждого нашего оценщика застрахована по договору страхования.

Оперативность. Позвонив в нашу компанию, Вы напрямую выходите на связь со специалистом. Вам не нужно по несколько раз объяснять Вашу проблему и бесконечно долго слушать мелодии в Вашем телефоне. На любом этапе взаимодействия с компанией – от первого звонка специалистам до проведения оценки – Заказчик может рассчитывать на быстрое и эффективное решение своих вопросов.

Удобство. Именно Вы выбираете день и время осмотра объекта оценки. Вам не нужно переносить какие-либо дела. Мы приедем, когда Вам будет удобно.

Качество. В нашей компании каждое заключение – отчёт об оценке – перед печатью проходит двух-этапную проверку на соответствие стандартам экспертной деятельности – проверяется ведущим экспертом и руководителем организации.

Репутация. Зачем верить на слово? Посмотрите отзывы наших Клиентов. Может быть, среди них есть Ваш партнёр?

Профессионализм. У нас работают дипломированные специалисты, которые состоят в саморегулируемой организации, имеют лицензию.

Положительная практика. Более 300 выигранных дел.

Проверка УФК: чего ожидать заказчикам?

После расформирования в 2016 году Росфиннадзора и перехода части его полномочий по осуществлению финансового контроля (в т.ч. по соблюдению законодательства о контрактной системе в сфере закупок) в Федеральное казначейство, изменился подход и вопросы, изучаемые проверяющим в ходе проведения таких проверок. Впрочем, незначительно.

В данной статье рассмотрим – по какой схеме проходит проверка со стороны территориальных органов Федерального казначейства, и на что делают упор их проверяющие. Статья составлена по планам и результатам реально проведенных в 2017 году выездных проверок.

Отмечу, что проверка может проводится как в отношении одной закупки, так и в отношении ряда их. Имеет место практика, когда в теме контрольного мероприятия не указывается конкретная закупка, а конкретный проверяющий уже сам на месте определяет фронт работ по этому направлению в соответствии с вопросами программы.

Не заостряя внимание на общих вопросах (общие сведения об организации, должностных лицах, контрактной службе), перейдем непосредственно к рассмотрению проверяемых вопросов.

1. Обоснование закупок

1.1. Правомерность осуществления закупки

Проще говоря – на каком основании планируете покупать трактор, если вы городская школа? Так что если ваша закупка на какой-то общеупотребительные ТРУ по этой части вероятность возникновения вопросов у проверяющего близка к нулю. Если же нет – готовьтесь обосновывать необходимость проведения такой закупки.

1.2. Соблюдение порядка и формы обоснования закупок ТРУ

Вопрос тоже не из сложных, отсылает нас к Постановлению Правительства РФ от 05.06.2015 № 555. Здесь преимущественно проверяется соответствие форм и данных, по которым вы проводили обоснования формам, установленным данным постановлением.

Для тех, кому это может оказаться актуальным, есть вопрос по соблюдению порядка, сроков проведения, возможного внесения изменений по результатам общественного обсуждения закупки (при наличии необходимости такового). Тут схема проверки проста, как и в случае проверки сроков размещения любых других документов по 44-ФЗ, главная тактика тут – выдерживать установленные сроки.

2. Соблюдение правил нормирования

Этот вопрос уже интересней для изучения. Касается это далеко не всех заказчиков, а только тех, для кого установлены т.н. «нормы положенности» (часто устанавливаются для автотранспорта, реже – оргтехники, мебели, канцтоваров, продуктов питания), регламентирующие предельное количество для закупок такого товара, а также предельную цену.

Далеко не каждый проверяющий обладает базой, по которой может отследить наличие этих всех норм, поэтому в подавляющем большинстве случаев ориентируются на данные плана закупок, где указывается ссылка на документ, определяющий характер нормирования данной закупки. При наличии таких данных проверка соблюдения установленных норм гарантирована.

Обратите внимание, что документы о нормировании могут носить и неявный характер.

Так, например, установленные нормы пробега автотранспорта вкупе с использованием положений Распоряжения Минтранса РФ от 14.03.

2008 №АМ-23-р вполне могут послужить основанием для проверки соответствия количества приобретаемого ГСМ с его предельно допустимой потребностью, рассчитанной на основании этих документов.

Предоставлять ли по своей инициативе документы по нормированию ваших закупок, не указанные там – вопрос исключительно на усмотрение проверяемого.

3. Обоснование НМЦК

3.1. Наличие документов, обосновывающих НМЦК

Да, это про коммерческие предложения, тарифные планы, сметы и т.п. Они просто должны быть предъявлены, а вы должны быть готовы доказать правомерность их использования.

3.2. Правильность выбора метода для расчета НМЦК

Опять же ничего сложного – приоритетность и применимость этих методов достаточно четко изложена в ст.22 44-ФЗ.

3.3. Правомерность информации, используемой для расчетов НМЦК

Следите за тем, чтоб по имеющимся коммерческим предложениям было видно, что давались они на один и тот же товар под одни и те же условия. Или чтоб показатели сметы на ремонт не превышали технические характеристики здания. Ну и не забываем про коэффициент вариативности при учете коммерческих предложений.

3.4. Соответствие рассчитанной и примененной НМЦК и точность выполненных расчетов

Обычная проверка арифметики в расчетах.

4. Применение мер ответственности к поставщику (подрядчику, исполнителю – далее по тексту просто «поставщику»)

4.1. Наличие условий об ответственности поставщика в контракте

Просто проверка наличия этого условия в контракте и проверка его соответствия нормам 44-ФЗ.

4.2. Своевременность и полнота выполнения поставщиком обязательств по контракту

Этот вопрос касается не cтолько факта поставки ТРУ, сколько своевременности их исполнения, а также исполнения других обязательств поставщика, содержащихся в контракте, не выраженных в техническом задании или спецификации (например, о привлечении СМП к исполнению контракта, или необходимость монтажа поставляемого оборудования).

Справочно: как правило, проверка наличия или правомерности применения и размера обеспечения исполнения контракта ревизорами ТОФК не проводится, т.к. относится к действиям, произошедшим ДО заключения контракта. Своевременность возврата обеспечения, впрочем, могут проверить.

4.3. Принятие заказчиком мер при нарушении поставщиком условий контрактов

Тут все несложно – если нарушения у поставщика были выявлены предыдущим пунктом проверки – какие меры принимали и чем можете подтвердить. И насколько эти меры соответствуют условиям контракта.

Читайте также:  Хочу открыть ИП, какие налоги надо платить в 2022 году?

4.4. Правильность расчета штрафов и пеней при их наличии

Продолжение предыдущего пункта – если требовали штрафы/пени, насколько они соответствуют условиям контракта. А вот если не требовали, а основания были – считайте, что этот вопрос вы не сдали. А вот вопрос ли это к КУ или экспертам – будет устанавливаться в ходе проверки.

5. Соответствие поставленных ТРУ условиям контрактов

5.1. Соответствие объемов

А вот тут уже начинается рассмотрение вопроса – насколько заказчик выполнил свои обязательства, указанные в техническом задании (спецификации) к контракту.

Самое простое, что тут может быть – это проведение инвентаризации (для товаров), проведение осмотров-замеров-экспертиз (для работ и услуг). Но это далеко не все.

Дотошный проверяющий будет рассматривать информацию, прямо или косвенно подтверждающую факт поставки ТРУ и время его исполнения.

Например, к акту о приемке услуг по освидетельствованию водителей – все путевые листы с отметкой об исполнении.

Или, если у вас пропускная система – отметки в пропускных журналах о том, что представители исполнителя посещали вас в период исполнения контракта.

Вариантов таких непрямых проверок – множество, заслуживает отдельной статьи, и зависит только от того, насколько полно проверяющий поймет вашу систему документооборота.

5.2. Соответствие характеристик

Продолжение предыдущего вопроса с уклоном в учет.

Тут рассматривается не соответствие поставленных ТРУ условиям контрактов, а соответствие поставленных ТРУ представленным и отраженным документам-основаниям, подтверждающим исполнение.

Тут же рассматривается и вопрос оплаты по этим документам, именно на основании рассмотрения этого вопроса, как правило, выводятся суммы нарушений за ТРУ, поставленные не в соответствии с условиями контракта.

Тут же – проверка сертификатов качества, лицензий исполнителя и т.п., если это предусмотрено условиями контракта. В некоторых случаях – даже если это и не было предусмотрено условиями контракта, но предусмотрено законодательством.

5.3. Как проведена экспертиза предыдущих пунктов – ее правомерность и качество

Тут все просто – если по 44-ФЗ нужна сторонняя экспертиза, нужен ее акт. При его наличии проверяется, то ли было проверено, что поставлено, или нет, и его результат. Если результат положительный – вопрос закрыт, если нет – возвращаемся к вопросу о штрафах и пенях.

Учтите, что в случае выявления исполнения проверяемых контрактов не в соответствии с их условиями, членам внутренней экспертизы задается вопрос «На каком основании приняли?», на который придется писать объяснение.

6. Отражение результатов в учете

6.1. Наличие первичных документов, либо мотивированного отказа от их подписания

Переходим к чистому учету. Первая половина этого вопроса, как правило, раскрывается еще на 5 этапе проверки, вторая, при наличии таких фактов, возвращает нас к вопросу штрафов и пеней.

6.2. Своевременность и достоверность отражения в учете

Тут контрактная служба может вздохнуть относительно спокойно. Все вопросы к бухгалтерии. Никаких подводных камней, только Закон о бухгалтерском учете. Нецелевое и неправомерное расходование, а также нарушение условий авансирования — это тоже оттуда.

Справочно: в рамках данного вопроса могут проверить не только бухгалтерскую отчетность, но и отчетность в рамках 44-ФЗ. Впрочем, вглубь отчетов об исполнении ревизоры ТОФК обычное не лезут, даже если и доходят до них.

7. Использование результатов закупки

И последний вопрос – для чего вы использовали поставленные ТРУ? Сложнее всего с этим вопросом тем, в чьи функции входит раздавать приобретенное – как правило, это заказчики социальной направленности, особенно если передача уже осуществлена, приходится обосновывать, что передача законно прошла в рамках выполнения функций заказчика. Для остальных, как правило, достаточно обоснования в плане закупок и демонстрации того, как поставленные ТРУ используются в данное время.

При осуществлении давней (субъективно, на усмотрение ревизора) закупки и неиспользовании ее результатов – есть риск выводов о неэффективном использовании средств.

На этот случай лучше иметь объяснение – почему до сих пор не использовали.

Только помните, объяснение «купили, и не подошло» гарантирует больший шанс на обвинение в неэффективности расходования, чем «купили и отложили до лучших времен».

Вот такая в общих чертах схема проверки соблюдения законодательства о контрактной системе ревизорами ТОФК. Субъективно – не так страшно, как ФАС или Счетная палата, а по факту… удачи при проверках!

02.08.2018

Автор статьи: Аноним

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Переход на казначейское обслуживание и новый функционал «АЦК-Финансы» в 2021 году

В рамках образовательного проекта «Эксперт БФТ» прошел вебинар о модернизации функционала автоматизированной системы «АЦК-Финансы» в соответствии с новыми НПА в 2021 году.

На онлайн-встрече обсудили основные изменения бюджетного законодательства в 2021 году и соответствующие изменения в функционале системы, основная масса которых связана с переходом на систему казначейских платежей и казначейское обслуживание бюджета.

Были представлены проведенные доработки и рекомендации по настройке «АЦК-Финансы» для пользователей.

ИЗМЕНЕНИЯ В БЮДЖЕТНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ В 2021 ГОДУ

Основные изменения в законодательстве связаны с вступлением в силу с 1 января 2021 года Федерального закона № 479-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей». В Бюджетный кодекс вводятся новые главы: «Система казначейских платежей» и «Казначейское обслуживание». Термин «кассовое обслуживание» заменяется на «казначейское обслуживание». Появляются новые понятия:

  • казначейское обслуживание;
  • система казначейских платежей (СКП);
  • единый казначейский счет;
  • казначейский счет;
  • временно свободные средства.
  • В связи с данными изменениями также вступает в силу ряд нормативно-правовых актов, регулирующих порядок работы системы казначейских платежей и казначейского обслуживания.
  • Именно с этими нормативными изменениями связаны основные доработки в функционале системы «АЦК-Финансы».
  • ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ УЧАСТНИКИ СИСТЕМЫ КАЗНАЧЕЙСКИХ ПЛАТЕЖЕЙ (СКП)

Согласно статье 242.7 Бюджетного кодекса РФ в редакции 479-ФЗ система казначейских платежей – это совокупность участников и оператора казначейских платежей.

Оператором системы казначейских платежей является Федеральное казначейство, которое обеспечивает приём и исполнение распоряжений, осуществляет операции по казначейским счетам участников.

Взаимодействие между участниками происходит в порядке, установленном приказом Федерального казначейства № 20н «Об утверждении Правил организации и функционирования системы казначейских платежей».

В зависимости от участия в осуществлении операций по казначейским счетам участники системы казначейских платежей могут быть прямыми или косвенными.

 Прямые участники системы казначейских платежей – это организации, которым открыты лицевые счета в Федеральном казначействе.

 Косвенные участники системы казначейских платежей – организации, которым открыты лицевые счета в финансовом органе.

К КОНЦУ 2021 ГОДА НЕОБХОДИМО ВЫБРАТЬ ВАРИАНТ КАЗНАЧЕЙСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Согласно приказу Федерального казначейства № 21н «О порядке казначейского обслуживания» высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (местная администрация), орган управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации вправе выбрать один из следующих порядков казначейского обслуживания исполнения бюджета, а также принять решение о его изменении:

  • с открытием лицевого счета бюджетафинансовому органу субъекта Российской Федерации (муниципального образования), органу управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации;
  • в случае обращения – с осуществлением территориальным органом Федерального казначейства функций финансового органасубъекта Российской Федерации (муниципального образования), органа управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации.

При передаче территориальному органу Федерального казначейства функций финансового органа, передаются такие функции как:

  • открытие и ведение лицевых счетов,
  • доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов оплаты денежных обязательств,
  • учет бюджетных и денежных обязательств получателей бюджетных средств,
  • санкционирование операций, связанных с оплатой денежных обязательств получателей бюджетных средств.
  1. При этом передача части функций не предусмотрена.
  2. Порядок направления и рассмотрения обращений установлен в приказе Минфина России № 50н «Об утверждении Порядка направления обращений высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), органов управления государственными внебюджетными фондами о передаче (прекращении осуществления) отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органов управления государственными внебюджетными фондами в Федеральное казначейство и их рассмотрения Федеральным казначейством»
  3. Отметим, что текущие соглашения, которые заключены с Федеральным казначейством, действуют еще весь следующий год, но к концу 2021 года нужно выбрать порядок казначейского обслуживания, который будет использоваться в дальнейшем.
  4. К НАЧАЛУ 2021 ГОДА НЕОБХОДИМО ПЕРЕЙТИ НА КАЗНАЧЕЙСКИЕ СЧЕТА

В соответствии с письмом Минфина России № 09-01-10/66747, Банка России № 04-45-7/5526, Казначейства России № 07-04-05/05-14880 от 29.07.2020 г.

«О закрытии банковских счетов в связи с переходом на казначейское обслуживание» – с 1 января 2021 года все операции финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований будут осуществляться на казначейских счетах.

Согласно статье 242.14 Бюджетного кодекса РФ для казначейского обслуживания открываются казначейские счета.

Казначейский счет – это счет, открытый в Федеральном казначействе отдельному участнику системы казначейских платежей для осуществления и отражения операций с денежными средствами.

Счета открываются в валюте Российской федерации или в иностранных валютах в порядке, установленном Федеральным казначейством согласно приказу Федерального казначейства № 15н «О Порядке открытия казначейских счетов».

На казначейских счетах будут учитываться:

  • денежные средства бюджетов;
  • денежные средства, поступающие во временное распоряжение получателей бюджетных средств;
  • денежные средства автономных и бюджетных учреждений;
  • денежные средства юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными бюджетными учреждениями, и иных юридических лиц, которым открыты лицевые счета в Федеральном казначействе.

Казначейские счета федерального бюджета и казначейский счет для отражения и осуществления операций по учету и распределению поступлений открывается Федеральным казначейством. Все остальные виды казначейских счетов открываются финансовым органом субъекта РФ (местной администрацией).

  • Казначейский счет – аналог банковского счета, то есть банковский счет трансформировался в казначейский.
  • Структура казначейского счета отличается от структуры банковского счета, главное отличие – казначейский счет всегда начинается с цифры «0».
  • На официальном сайте Казначейства России представлена таблица соответствия банковских счетов казначейским.
  • При казначейском обслуживании учет операций участников системы казначейских платежей будет осуществляться на лицевых счетах, открытых прямым участникам системы казначейских платежей в территориальных органах Федерального казначейства.
  • ПОЭТАПНОЕ ВВЕДЕНИЕ РАСПОРЯЖЕНИЙ О СОВЕРШЕНИИ КАЗНАЧЕЙСКИХ ПЛАТЕЖЕЙ
Читайте также:  Указывается ли сокращение ИП в названии организации?

При казначейском обслуживании прямые участники системы казначейских платежей представляют в территориальные органы Федерального казначейства распоряжения о совершении казначейских платежей, составленные в соответствии с правилами организации и функционирования системы казначейских платежей, утвержденных в приказе Казначейства России № 20н «Об утверждении правил организации и функционирования системы казначейских платежей». Виды и формы распоряжений, предоставляемых прямыми участниками системы казначейских платежей, утверждены приказом Казначейства России от 14.05.2020 г. № 21н «О Порядке казначейского обслуживания». Документы будут вводиться поэтапно.

НОВЫЕ ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ ПЛАТЕЖНЫХ ПОРУЧЕНИЙ

Финансовая проверка в школе: что смотрят, как подготовиться

Проверка финансово-хозяйственной деятельности школы обычно вызывает бурный интерес не только со стороны администрации и сотрудников образовательного учреждения, но и со стороны общественности, в том числе родителей учеников. Разбираемся, как проходит мероприятие и как школе к нему подготовиться.

Порядок проведения финансовой проверки в школе

О том, какие бывают проверки, мы уже рассказывали здесь. Сегодня остановимся на финансовом мониторинге. 

Первым делом стоит сказать, что организаций, уполномоченных контролировать финансово-хозяйственную деятельность (ФХД) образовательного учреждения, существует несколько:

  • Федеральное казначейство РФ;
  • Счетная палата РФ;
  • финансовые органы субъектов РФ или муниципальных образований;
  • региональные органы образования;
  • в крайнем случае – прокуратура, управление по борьбе с экономическими преступлениями, контрольно-ревизионное управление и другие. 

С одной стороны, каждое из них выполняет свою функцию. С другой стороны, служебные обязанности некоторых из них пересекаются, что вполне ожидаемо. Поэтому часто бывает так, что сотрудники контролирующих ведомств плотно общаются между собой, чтобы не дублировать работу друг друга и не надоедать поднадзорным организациям одними и теми же вопросами. 

Проверки могут быть разнородными по сути. Они отличаются:

а) по срокам проведения:

  • плановые – проводятся не один раз в три года (как это обычно бывает), а один раз в два года (в соответствии с 944-м постановлением российского правительства от 23 ноября 2009 года об утверждении перечня видов деятельности, в отношении которых требуется особая периодичность плановых проверок. Сады и школы в этом списке);
  • внеплановые – могут быть вызваны чьей-то жалобой либо желанием ревизоров проверить, исправила ли школа ошибки, на которые ей было указано во время предыдущей проверки.

б) по месту проведения:

  • выездные, или инспекционные – проходят непосредственно в школе;
  • камеральные – ревизоры изучают документы образовательного учреждения у себя в офисе.

В любом случае мониторинг не может продолжаться больше двадцати рабочих дней. Уведомление о грядущей плановой ревизии школа должна получить как минимум за три рабочих дня, о внеплановой – за 24 часа либо вообще без предупреждения, если есть информация о причинении вреда людям, природе, объектам культурного наследия. 

Список организаций, которым предстоит в этом году проверка, размещается в открытом доступе на сайте контролирующих органов не позднее 31 декабря прошедшего года. Также эту информацию можно найти на официальном сайте Генеральной прокуратуры России, введя в поисковой строке название школы либо ее ИНН. 

Перед началом мониторинга проверяющие должны предъявить школьной администрации служебные удостоверения и прочую документацию, в том числе план-задание проверки с подписью руководителя. 

В свою очередь ревизоры имеют полное право:

  • запрашивать любую информацию о ФХД, все необходимые материалы и документы (в том числе внутришкольные нормативные акты, распорядительные, бухгалтерские, финансовые бумаги) и проводить их экспертизу;
  • наблюдать за деятельностью учебного заведения;
  • осматривать здание школы и прилегающую территорию;
  • проводить опрос сотрудников и учеников школы;
  • требовать в ходе проверки письменные объяснения у работников образовательной организации.  

В то же время контролеры не могут:

  • устраивать проверку в отсутствие администрации образовательного учреждения;
  • запрашивать документы, не имеющие отношения к предмету мониторинга;
  • изымать оригиналы документов. 

По итогам составляют акт проверки финансово-хозяйственной деятельности школы. В этом документе отражают:

  • полное наименование образовательного учреждения, его ИНН;
  • информацию о проверяющей организации;
  • дату начала и окончания мониторинга;
  • обнаруженные нарушения и их суть;
  • предписания об их устранении с указанием сроков и конкретных действий;
  • препятствия, чинимые администрацией школы (если они имели место), в том числе непредоставление документов и прочей информации;
  • итоги мониторинга.

Если ни одного нарушения обнаружено не было, акт все равно составляется. Документ оформляют в двух экземплярах: по одному для администрации школы и для проверяющей организации. На втором из них обязательно должна стоять подпись директора школы.

Если он не согласен с какими-либо фактами в итоговом акте, следует тут же письменно отметить это, аргументировав свою позицию копиями соответствующих документов.

Иначе потом, в процессе судебного разбирательства, доказать ошибку проверяющих будет сложнее. 

Важный момент: акты проверки финансовой деятельности школы после каждого мониторинга должны оперативно размещаться на сайте образовательного учреждения для свободного ознакомления.

Что проверяют

В ходе проверки финансовой деятельности школы основное внимание уделяется: 

  • прозрачности ведения бюджета;
  • законности приобретения материальной базы, в том числе принятия спонсорской помощи (как ее правильно оформить, мы рассказывали здесь); 
  • обоснованности и экономическому смыслу бухгалтерских операций;
  • качеству выполнения государственного задания, в том числе информации о количестве учеников (подробно о подушевом финансировании читайте в этой статье);
  • соответствию предоставленных отчетов реальному положению вещей;
  • проверке подлинности всех выполненных работ и проведенных сделок (бывает, что ревизоры сталкиваются со случаями, когда школьная администрация заключает и оплачивает контракт на стрижку и полив газонов в зимнее время);
  • сверке записей о банковских операциях и информации, полученной непосредственно от банка;
  • системе хозяйственного учета и информации о хозяйственных процедурах.

Также в процессе мониторинга ревизоры контролируют:

  • организацию питания учеников и сотрудников;
  • проведение текущего ремонта;
  • материально-техническое оснащение и финансовую обеспеченность школы;
  • фактическое наличие и состояние муниципального имущества, которым управляет образовательное учреждение;
  • соответствие внутришкольной правовой документации требованиям законодательства и порядок ее соблюдения.

Перечень документов

Какие документы к прибытию проверяющих потребуются от бухгалтерии и администрации? Вот список, и он немаленький:

а) для проверки ФХД: 

  • устав;
  • лицензия;
  • свидетельство об аккредитации;
  • коллективный договор;
  • отчет об исполнении бюджета;
  • должностные инструкции сотрудников;

б) для проверки сметы:

  • договора о хоздеятельности;
  • акты сверки с поставщиками;
  • смета расходов за отчетный период с полной расшифровкой и объяснением причин ее корректировки;
  • дебиторская и кредиторская задолженности за проверяемый отрезок времени;

в) для проверки кассовых операций:

  • журналы регистрации приходных и расходных ордеров, а также депонированных средств;
  • акты инвентаризации кассы, ее лимит;
  • приказ о назначении кассира, его должностная инструкция;

г) для проверки начисления заработной платы:

  • списки сотрудников с учетом совместительства;
  • штатное расписание и тарификация;
  • приказы об аттестации сотрудников;
  • табели и графики учета рабочего времени;
  • протоколы совещаний по назначению стимулирующих выплат (подробно об этом мы рассказывали здесь);
  • приказы по личному составу. 

д) для проверки материального обеспечения детей-льготников:

  • списки льготников;
  • личные дела льготников и подтверждающие документы, в том числе справки из органов соцзащиты;

е) для проверки питания:

  • акты проверки столовой;
  • меню на десять дней;
  • контракты с поставщиками;
  • оборотная ведомость продуктов;
  • приказы о назначении материально ответственных лиц;
  • документы об инвентаризации;

ж) для проверки основных средств, в том числе материальных:

  • оборотная ведомость забалансовых счетов;
  • описи инвентаря;
  • приказы о назначении материально ответственных лиц.

Ответы на основные вопросы

1. Ясно, что в случае обнаружения проблем отвечать будет директор образовательного учреждения. Даже если сам он, что называется, ни сном ни духом. Как директору обезопасить себя?

Первым делом следует обратить особое внимание на профессиональные и личностные качества сотрудников, допущенных к денежному потоку в школе. Разумеется, подавляющее большинство бухгалтеров – честные люди.

Но, увы, бывают и исключения.

К примеру, в прошлом году в новостных лентах появилось сообщение о том, что в Ростове-на-Дону школьный бухгалтер втайне от руководства присвоила себе 14,5 миллионов рублей (подробнее об этом мы рассказывали здесь).

Отдельного упоминания заслуживает ЭЦП (электронная цифровая подпись). Директор, и только директор может иметь к ней доступ. Иначе он просто перестанет контролировать ситуацию со школьным бюджетом. Да и не только с ним, поскольку «дополнительный» владелец ЭЦП сможет по-тихому издать любой документ от имени школьного руководства. 

2. В ходе мониторинга комиссия обнаружила административное нарушение и выписала штраф. Кто будет его оплачивать?

Все зависит от того, кого или что оштрафовала комиссия. Если юридическое лицо, то есть школу, то денежную компенсацию выплачивает само образовательное учреждение из своего бюджета. Если же санкции наложены на физическое лицо (директора, бухгалтера, кого-то из педагогов и т. д.), то человек оплачивает штраф за счет своих личных средств. 

3. Где выявляется наибольшее количество нарушений при проведении мониторинга ФХД?

Служба финансового контроля органа управления предупреждает, что чаще всего проблемы возникают при проверке:

  • выполнения государственного задания (неверное количество учеников и т. д.);
  • оплаты труда («мертвые души», оплата неподтвержденной работы и т. д.); 
  • процесса учета и хранения материальных ценностей (списание имущества без фиксации этого в соответствующих документах, неотражение централизованно полученного имущества и т. д.);
  • использования казенной собственности (нецелевое использование помещений и т. д.);
  • проведения закупок (оплата нецелесообразных работ, намеренное ограничение конкуренции и т. д.). 

А значит, именно на эти пункты следует обратить особое внимание школьной администрации. Ответственным за организацию ВФК (внутреннего финансового контроля) является директор школы. 

4. Кто может быть членом комиссии ВФК?

Обычно в нее входят:

  • контрактный управляющий или зам по управлению ресурсами;
  • бухгалтер или кадровик;
  • кто-либо материально ответственный (завхоз, лаборант);
  • заместитель по учебно-воспитательной работе или кто-то из педагогов;
  • кто-либо из управляющего совета школы или из первичного профсоюза.

Важно: члены комиссии не имеют права мониторить свою собственную деятельность. В то же время каждый объект должны контролировать как минимум два члена комиссии ВФК.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *