Роскосмос утвердил новый порядок отчета об исполнении госконтракта по гособоронзаказу в 2022 году

Одно из последствий пандемии — увеличилось количество случаев государственно-частного сотрудничества в сферах госзакупок и гособоронзаказа.

И если при госзакупках юрлицо может стать поставщиком, только выразив соответствующее волеизъявление, то в случае гособоронзаказа производители и официальные дистрибьюторы нередко неожиданно обнаруживают себя участниками кооперации исполнителя по госконтракту.

А это, в свою очередь, влечет дополнительные обязанности. Разберемся, при каких условиях компания входит в кооперационную цепь. 

Ситуация

Юрлицо является поставщиком строительных товаров и, как это часто бывает, не выпускает их, а закупает напрямую у производителя. Оно давно на рынке, имеет сформировавшиеся деловые связи, которые выражаются в том, что есть вполне устоявшийся пул постоянных клиентов.

Один из таких клиентов, размещая заказ на поставку очередной партии товара, сообщил, что приобретает его для целей выполнения гособоронзаказа, и настойчиво просил юрлицо-поставщика открыть отдельный счет в определенном банке. Поставщик задумался: входит ли он в состав кооперации головного исполнителя и распространяются ли поэтому на него требования Федерального закона от 29.12.

2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон о ГОЗ), если он не вступает в договорные отношения непосредственно с самим головным исполнителем или исполнителем, так как его покупателем является субподрядчик? Если да, то входит ли и производитель, у которого приобретается продукция для последующей реализации, в кооперацию, поскольку он также продает юридическому лицу – поставщику товары, которые тот в свою очередь поставит для целей исполнения госконтракта?

Основные понятия

Гособоронзаказ – это задание на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для обеспечения обороны и безопасности страны. Для его выполнения заключается государственный контракт, причем со стороны Российской Федерации выступают Минобороны России, Росатом или Роскосмос, именуемые госзаказчиком, а со стороны исполнителя – российское юрлицо, именуемое головным исполнителем. Так как речь идет об обороне и безопасности страны, предметом госконтракта часто выступает строительство особого объекта, изготовление сложных вещей или поставка товаров, которых не найти в магазине шаговой доступности. Головной исполнитель нередко не может выполнить госконтракт в одиночку, ему нужны субподрядчики. На этот случай законодатель дал ему право привлекать субподрядчиков, которые именуются исполнителями. В свою очередь, исполнители вправе обращаться к своим субподрядчикам, тоже именуемым исполнителями. И головной исполнитель, и исполнитель могут привлекать субподрядчиков на основании заключаемых с ними договоров, предметы которых должны быть непосредственно связаны с выполнением ГОЗ. Например, предметом гособоронзаказа является строительство объекта, предметом договора с субподрядчиком – поставка материалов для строительства. С момента привлечения головным исполнителем субподрядчика, то есть исполнителя, возникает кооперация головного исполнителя. Субподрядчики исполнителей также в нее входят. По Закону о ГОЗ главные критерии для вхождения в кооперацию – наличие договора с головным исполнителем или исполнителем и непосредственная связь предмета этого договора с выполнением гособоронзаказа. С момента образования кооперации головного исполнителя все входящие в нее лица обязаны соблюдать требования и ограничения Закона о ГОЗ. В частности, к таким обязанностям, согласно этому закону, относятся:

  • осуществление расчетов по госконтракту и договорам, заключенным для целей выполнения гособоронзаказа, только с использованием отдельного счета (подп. 7 п. 1, подп. 7 п. 2 ст. 8);
  • соблюдение режима использования отдельного счета (подп. 5 п. 1, подп. 5 п. 2 ст. 8);
  • ведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по договору, заключенному в рамках выполнения гособоронзаказа;
  • соблюдение запрета на включение в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с ее производством (реализацией) (подп. 1 п. 3 ст. 8);
  • соблюдение запрета на установление экономически, технологически и (или) иным образом необоснованной цены на продукцию, поставляемую госзаказчику или головному исполнителю, исполнителю, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке (подп. 2 п. 3 ст. 8).

Их неисполнение влечет административную ответственность в виде штрафа до 1 млн руб. (ст. 14.55.2, 15.37, 15.40 КоАП РФ). Денежные средства, поступившие на отдельный счет, могут быть:

  • перечислены только исполнителям (субподрядчикам исполнителей), входящим в кооперацию, в рамках исполнения заключенных между ними договоров;
  • списаны при осуществлении операций, прямо указанных в ст. 8.3 Закона о ГОЗ. 

В распоряжение владельца отдельного счета денежные средства поступают после того, как банк получил подтверждение от госзаказчика об исполнении госконтракта.

Звенья кооперации

Закон о ГОЗ не дает четкого ответа на вопрос, сколько звеньев субподрядной цепи, начиная с головного исполнителя, образуют кооперацию. В части определения понятия кооперации закон говорит следующее: кооперация головного исполнителя – это совокупность взаимодействующих лиц, участвующих в поставках продукции по гособоронзаказу в рамках сопровождаемых сделок (госконтракт и все договоры, заключенные в целях его исполнения между участниками кооперации). В кооперацию входят головной исполнитель, заключающий госконтракт с госзаказчиком, исполнители, заключающие договор с головным исполнителем, и исполнители, заключающие договоры с исполнителями. Таким образом, исходя из буквального содержания закона, кооперация ограничивается тремя звеньями, иначе должны были бы упоминаться последующие звенья. С одной стороны, логично. Но логика в данном случае «обратная»: если не ограничить число звеньев, то в кооперацию по умолчанию войдут все лица, задействованные вплоть до производства товара и поставки сырья (материалов, оборудования) для производства такого товара, поскольку эти действия осуществляются для целей исполнения госконтракта. Как следствие, головной исполнитель бóльшую часть времени тратил бы не на исполнение госконтракта, а на сбор информации об исполнителях, входящих с ним в кооперацию (подп. 8 п. 1, подп. 8 п. 2 ст. 8 Закона о ГОЗ). При этом отследить всю цепочку до самого последнего звена, не имея властно-распорядительных полномочий, довольно трудно: головной исполнитель и исполнители вправе запрашивать сведения у нижестоящих исполнителей о лицах, с которыми у них заключены договоры для целей исполнения госконтракта, однако у них нет полномочий по проверке полноты и достоверности таких сведений. С другой стороны, если следовать духу и целям Закона о ГОЗ, то можно предположить, что законодатель имел в виду тотальный контроль за составом лиц, участвующих в исполнении госконтракта. Очевидно, что сферы обороны и безопасности страны важны для любого государства. Кроме того, поддержание обороны и безопасности на должном уровне затратно. С учетом того, что любое адекватное государство постоянно поддерживает свою безопасность и оборонительные функции, его желание получить результат гособоронзаказа надлежащего качества и не переплачивая также выглядит здравым. Для этих целей законодательством РФ предусмотрены запреты на включение в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с производством (реализацией), и на установление необоснованных цен на товары, поставляемые участникам кооперации, а также введено госрегулирование цен на продукцию по гособоронзаказу (гл. 4 Закона о ГОЗ; Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»). Для контроля за расчетами по госконтракту применяются единая информационная система по гособоронзаказу и режим использования отдельных счетов, только с использованием которых осуществляются расчеты по госконтракту и по договорам между членами кооперации (п. 11 ст. 3, п. 2 ст. 8.2, ст. 8.3, 8.4 Закона о ГОЗ). Чтобы обеспечить возможность контролировать расчеты по госконтракту, введена обязанность для головного и иных исполнителей использовать для расчетов отдельные счета. С учетом этих обстоятельств не исключено, что контролирующие органы могут придерживаться более широкого толкования границ кооперации. В таком случае их позиция будет понятна. Тем не менее, по нашему мнению, отвечая на вопрос, входит то или иное юрлицо в кооперацию или нет, нельзя руководствоваться лишь определением понятия «кооперация головного исполнителя», закрепленным Законом о ГОЗ. Необходимо принимать во внимание и иные нормы этого закона во взаимосвязи с дефиницией приведенного термина.

Читайте также:  Лицензию надо получать на каждый вид деятельности, внесённый в ЕГРЮЛ?

Использование юрлицом отдельного счета

Если проанализировать особенности расчетов по госконтракту, обязанности головного и иных исполнителей, права и обязанности уполномоченных банков, можно сделать вывод, что немаловажную роль в очерчивании границ кооперации играет факт использования юрлицом отдельного счета. В соответствии с Законом о ГОЗ такой счет можно открыть только при заключении госконтракта или договора для целей его исполнения. Исполнители второго и последующих звеньев при открытии отдельного счета должны представить в банк договор. Причем необходимо, чтобы его предмет был непосредственно связан с исполнением госконтракта, а его положения содержали идентификатор государственного контракта (далее – ИГК), позволяющий уполномоченному банку определить, в рамках исполнения какого госконтракта заключен такой договор (ст. 6.1, подп. 3, 4 п. 1, подп. 3, 4 п. 2 ст. 8 Закона о ГОЗ). При заключении договора о банковском сопровождении исполнитель обязуется соблюдать режим использования отдельного счета (ст. 8.3 Закона о ГОЗ). Такой режим предполагает зачисление на счет денежных средств в рамках исполнения договоров, заключенных в целях исполнения госконтракта, и возможность их списания только для оплаты по аналогичному договору на аналогичный отдельный счет и только при условии указания ИГК (подп. 1, 2 п. 1 ст. 8.3), а также допускает списание только на цели, прямо перечисленные в Законе о ГОЗ (ст. 8.3, 8.4). В свободное распоряжение владельца счета денежные средства поступят лишь после того, как банк получит подтверждение от госзаказчика об исполнении госконтракта (п. 2 ст. 8.3). Отметим, что банки, которые осуществляют сопровождение отдельных счетов, помимо прочего проводят мониторинг расчетов по гособоронзаказу и передают в единую информационную систему ГОЗ сведения обо всех участниках таких расчетов, об исполненных распоряжениях, включая документы, представленные головным исполнителем, исполнителем и являющиеся основанием для составления распоряжений (подп. 2 п. 2 ст. 8.2). Таким образом, если у юрлица открыт отдельный счет, значит, у него заключен договор в целях исполнения госконтракта и этот договор содержит ИГК, поскольку иначе открыть такой счет нельзя. Следовательно, оно будет признаваться входящим в кооперацию головного исполнителя по госконтракту вне зависимости от того, на каком звене кооперационной цепи находится: на третьем, что прямо предусмотрено Законом о ГОЗ, или на 15-м. Этот факт означает, что такое юрлицо должно:

  • вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому договору, заключенному в целях исполнения госконтракта (подп. 16 п. 2 ст. 8 Закона о ГОЗ; Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 47 «О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности»);
  • соблюдать запреты, связанные с ценообразованием на продукцию, поставляемую головному исполнителю или исполнителю, и определением себестоимости производства (реализации) товаров;
  • исполнять иные обязанности, предусмотренные Законом о ГОЗ.

На практике же нередко юрлицо поставляет товар, выполняет работы или оказывает услуги лицу, входящему в кооперацию (то есть заключившему договор с головным исполнителем или исполнителем, расчеты по которому осуществляются с использованием отдельного счета), и фактически товары поставляются для целей исполнения госконтракта. Но юрлицо-поставщик об этом достоверно не знает, поскольку в договоре между ним и его покупателем отсутствует ИГК и нет упоминаний о госконтракте и гособоронзаказе, а расчеты по такому договору проходят в обычном режиме без использования отдельных счетов. В таком случае говорить о том, что юрлицо-поставщик входит в кооперацию, на наш взгляд, нельзя, так как не соблюдается совокупность обстоятельств: заключение договора, имеющего непосредственную связь с исполнением госконтракта и содержащего ИГК, и осуществление расчетов с использованием отдельных счетов.

Итак, с учетом практики в кооперацию головного исполнителя входят головной исполнитель, заключивший госконтракт с госзаказчиком, а также исполнители, которые заключили в целях исполнения госконтракта договоры с головным исполнителем или с исполнителями и осуществляют расчеты по таким договорам с использованием отдельных счетов.

Источник: Конкуренция и право, № 4

Действующие приказы Госкорпорация "Роскосмос" 2020 и 2021

«О внесении изменений в Типовое положение о закупочной комиссии организации, присоединившейся к Положению о закупке товаров, работ, услуг Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», утвержденное приказом Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» от 21 июня 2017 г. N 205″

Читайте также:  Заполнение платежного поручения — образец в 2022 году

«Об утверждении Перечня объектов космической инфраструктуры, находящихся в ведении Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», организаций Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», для обеспечения безопасного функционирования которых создаются запретные зоны закрытых административно-территориальных образований Циолковский Амурской области, городской округ Звездный городок Московской области и поселок Солнечный Тверской области» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.12.2021 N 66586)

«О внесении изменений в Методику определения начальной (максимальной) цены контракта (договора, лота) для конкурентных процедур закупки и цены контракта (договора) при проведении закупки у единственного поставщика, утвержденную приказом Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» от 31 октября 2019 г. N 357″

«Об определении состава мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», организаций Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» и организаций ракетно-космической промышленности, осуществляемых при установлении режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2021 N 66483)

«Об определении порядка и сроков представления организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, в которых созданы военные представительства Министерства обороны Российской Федерации, отчета об исполнении государственного контракта, контракта, предусмотренного Правилами ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 47, а также порядка истребования указанного отчета у иных организаций, выполняющих государственный оборонный заказ, и сроков его представления» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.12.2021 N 66332)

«Об утверждении Порядка определения и применения значений допустимых (возможных) отклонений от значений показателей объема государственной услуги (работы), установленных в государственном задании на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральному государственному бюджетному учреждению «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина», в отношении которого Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» осуществляет функции и полномочия учредителя» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.10.2021 N 65552)

Минфин раскритиковал законопроект об обязательном 50%-ном авансировании госконтрактов с предприятиями ОПК

  • Минфин раскритиковал законопроект о введении обязательного авансирования в размере 50% по госконтрактам с предприятиями оборонно-промышленного комплекса (ОПК), сообщил «Интерфаксу» источник, знакомый с позицией ведомства.
  • По его словам, Минфин подготовил и направил на согласование заинтересованным ведомствам проект заключения правительства РФ на этот законопроект.
  • Как сообщалось, документ предусматривает внесение в Бюджетный кодекс РФ поправки, по которой 2021-2022 годах в государственные контракты будет включаться условие об обязательной выплате аванса в размере не менее 50% от цены контракта в случае осуществления закупки у организации оборонно-промышленного комплекса.

«В настоящее время Бюджетным кодексом РФ не предусмотрена обязанность государственных заказчиков устанавливать авансирование при заключении государственных контрактов (федеральные органы исполнительной власти и субъекты Российской Федерации), – отмечается в пояснительной записке к законопроекту. – При этом установление указанной обязанности может являться дополнительной мерой поддержки для развития отечественного производства и повышения конкурентоспособности российских товаров предприятиями ОПК».

В свою очередь Минфин в проекте правительственного заключения на законопроект отмечает, что Бюджетный кодекс не может дополняться «частной» нормой, «поскольку такой подход концептуально противоречит предмету правового регулирования Бюджетного кодекса».

Кроме того, Минфин указывает на то, что предприятия ОПК являются исполнителями по госконтрактам в рамках гособоронзаказа и их деятельность во многом регулируется законом «О Гособоронзаказе» (275-ФЗ). Последний содержит норму, по которой правительство РФ при утверждении ГОЗ может устанавливать размер авансовых платежей по государственному контракту.

В проекте правительственного заключения министерство отмечает также, что в апреле текущего года было подписано правительственное постановление, корректирующее или приостанавливающее действие различных нормативных правовых актов в условиях пандемии коронавирусной инфекции. Одно из положений этого документа позволяет в 2020 году увеличивать предельный размер авансовых платежей по госконтрактам (любым, а не только с предприятиями ОПК – ИФ) до 50%.

«Предприятия и компании, занимающиеся поставкой товаров, выполнением работ и оказанием услуг для госнужд, смогут получить в качестве аванса до 50% от цены контракта», – говорилось в сообщении на сайте правительства.

Кроме того, в апреле текущего года были приняты поправки к закону «О контрактной системе» (44-ФЗ). Одна из новых норм этого закона предполагает возможность выплаты аванса в размере более 30% от цены контракта.

Но при этом оговаривается, что размер обеспечения исполнения контракта должен соответствовать размеру аванса – за исключением случаев, когда контракт находится на казначейском сопровождении (размер обеспечения составляет до 10%).

Более того, размер обеспечения контракта при казначейском сопровождении аванса уменьшается и исчисляется от цены контракта, уменьшенной на размер такого аванса.

Ранее вопрос увеличения авансирования по госконтрактам до 50% от цены контракта поднимался Минпромторгом в отношении закупок продукции российской промышленности, включая гражданскую продукцию предприятий оборонно-промышленного комплекса. После начала пандемии коронавирусной инфекции и введения в РФ режима самоизоляции стали говорить об увеличении авансирования по всем госзакупкам.

О казначейском сопровождении госконтрактов по гособоронзаказу

4 января 2018 17:00

Постановление от 28 декабря 2017 года №1680.

Казначейское сопровождение средств, предоставляемых в целях выполнения государственного оборонного заказа, при расчётах по государственным контрактам позволит повысить эффективность контроля за расчётами по государственному оборонному заказу, усилить механизмы предотвращения нецелевого расходования бюджетных средств и необоснованного завышения цен на оборонную продукцию.

Справка

  • Постановление от 28 декабря 2017 года №1680 в действующей редакции

Внесено Минфином России.

Федеральным законом
от 5 декабря 2017 года
№362-ФЗ «О
федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» установлено, что
казначейскому сопровождению территориальными органами Федерального казначейства
подлежат расчёты по
государственным контрактам, заключаемым в целях реализации государственного
оборонного заказа на сумму более 100 тыс. рублей, а также расчёты по контрактам
(договорам), заключаемым в рамках исполнения таких государственных контрактов
на сумму более 100 тыс. рублей.

Читайте также:  Нужен ли кассовый аппарат при продаже товаров через интернет-магазин?

Подписанным постановлением утверждены Правила
казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа в валюте
Российской Федерации (далее – Правила).

Правилами установлен порядок
осуществления территориальными органами Федерального казначейства казначейского
сопровождения средств, предоставляемых юридическим лицам и индивидуальным
предпринимателям, являющимся головными исполнителями (исполнителями) в
значении, определённом
Федеральным законом «О
государственном оборонном заказе», при расчётах
по государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ,  оказание услуг, заключаемым в целях
реализации государственного оборонного заказа, а также по контрактам (договорам),
заключаемым в рамках исполнения таких государственных контрактов.

  • Определены порядок приостановления открытия (отказа в
    открытии) лицевых счетов, режим лицевого счёта, санкционирование расходов, порядок
    приостановления (отмены приостановления) операций по лицевым счетам и отказа в
    проведении приостановленной операции территориальными органами Федерального
    казначейства, другие положения, устанавливающие права государственного
    заказчика, права и обязанности головного исполнителя (исполнителя).
  • Казначейское сопровождение средств, предоставляемых в
    целях выполнения государственного оборонного заказа, при расчётах по государственным
    контрактам позволит повысить эффективность контроля за расчётами по государственному
    оборонному заказу, усилить механизмы предотвращения нецелевого расходования
    бюджетных средств и необоснованного завышения цен на оборонную продукцию.
  • Принятые решения направлены на повышение эффективности
    расходования бюджетных средств при выполнении задач по обеспечению Вооружённых Сил современными
    образцами вооружения, военной и специальной техники в соответствии с
    государственной программой вооружения.

Новости. От первого лица. Дмитрий Рогозин об итогах 2021 года и планах на 2022 год

#Роскосмос#итоги#Дмитрий Рогозин

13.01.2022 13:43

В четверг, 13 января 2022 года, генеральный директор Госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин на заседании оперативного штаба подвел итоги работы отрасли в 2021 году и рассказал о планах на 2022 год.

О пусковой кампании прошлого года

«Проведено 25 пусков ракет космического назначения: 14 — с космодрома Байконур, пять — с Восточного, пять — с Плесецка, один — из Гвианского космического центра. Выведено на орбиты 340 космических аппаратов. Безаварийная серия из 76 пусков. Надеемся сохранить тенденцию жесточайшего контроля качества и надежности ракетно-космической техники».

О пусковой кампании 2022 года

«Запланировано около 30 пусков ракет космического назначения, из них более 10 коммерческих».

О завершении строительства российского сегмента МКС

«В 2021 году осуществлены запуски и стыковки многоцелевого лабораторного модуля „Наука“ и узлового модуля „Причал“.

Модуль „Наука“ позволил расширить возможности для проведения экспериментов и герметичный объем российского сегмента.

Это очень важное и волевое достижение, мы сделали то, что не удавалось долгие годы, приняли решения, понимая, что будут большие риски. Модуль „Причал“ позволил увеличить число узлов для стыковки космических кораблей».

О полете российского сегмента МКС

«Осуществлены запуски трех пилотируемых кораблей „Союз МС“, трех грузовых „Прогрессов МС“ и двух модулей. Среди них — полеты в рамках научно-просветительского проекта „Вызов“ и с участием двух туристов из Японии.

По российской программе исследований выполнено более 1200 сеансов в рамках 56 различных экспериментов.

В 2022–2025 годах запланировано проведение более 100 экспериментов, в том числе исследования по разработке инновационных противовирусных препаратов для борьбы с коронавирусом».

О продлении эксплуатации МКС

«С NASA активизировали работу по организации „перекрестных“ полетов, первый из которых планируем во второй половине 2022 года.

Перед Новым годом от NASA получено официальное уведомление о решении США продлить срок эксплуатации МКС до 2030 года, что позволит нам начать подготовку соответствующего решения Правительства РФ.

Срок продления дополнительно определим исходя из технического состояния модулей МКС и готовности к развертыванию работ по Российской орбитальной служебной станции».

О социальном обеспечении космонавтов

«Размеры должностных окладов космонавтов увеличены на 50–70 %, улучшены параметры добровольного медицинского страхования и страхования от несчастных случаев, разработана ипотечная программа для отряда космонавтов — приобретение строящегося и готового жилья на льготных условиях, по ставке 0,1% годовых».

О Российской орбитальной служебной станции

«Разработка эскизного проекта начнется в этом году. По сути дела, она уже началась».

О российской орбитальной группировке

«По состоянию на 1 января 2022 года орбитальная группировка социально-экономического, научного и двойного назначения насчитывает 102 аппарата: 25 „Глонассов“, 25 аппаратов дистанционного зондирования Земли (12 по Федеральной космической программе и 13 малых космических аппаратов), 42 аппарата связи, вещания и ретрансляции, два научных аппарата и восемь модулей МКС».

О проекте «Сфера»

«В 2021 году заключены соглашения на работы по созданию Многоспутниковой системы интернета вещей „Марафон“ с запуском спутника-демонстратора в конце 2023 — начале 2024 годов, а также Системы широкополосного доступа в Интернет „Скиф“ с запуском демонстратора в конце 2022 года. В федеральном бюджете предусмотрено финансирование „Сферы“ в размере 21 млрд рублей на 2022–2024 годы, подготовлен и внесен на согласование федеральный проект на 10-летний период».

О крупных научных миссиях 2022 года

«В 2021 году полностью завершена комплектация и сборка космического аппарата „Луна-25“, проведен большой объем наземной экспериментальной отработки. Аппарат планируется запустить с космодрома Восточный в период с 25 мая по 19 октября 2022 года, но ориентируемся на июль.

В рамках проекта ExoMars совместно с Европейским космическим агентством продолжаются испытания аппарата на предприятии Thales Alenia Space в Турине, ведется отработка бортового программного обеспечения аппарата.

Доставка аппарата на Байконур планируется весной, запуск — в период с 20 сентября по 1 октября 2022 года».

О создании кислородно-водородных ракетных двигателей

«В 2021 году в КБ химавтоматики (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») проведены успешные огневые испытания опытного образца двигателя РД-0146Д-1 № 1 длительностью 100 секунд, предусмотренные графиком создания разгонного блока КВТК. Проведена защита эскизного проекта двигателя РД-0150 тягой 55 тонн для третьей ступени ракеты-носителя «Ангара-А5В».

О космодроме Восточный

«В 2022 году намечаются пять пусков. Выполняется переход на горючее „нафтил“. Разработаны технический проект космического ракетного комплекса (КРК) „Амур“ с ракетой-носителем „Ангара-А5М“ и эскизный проект КРК „Амур“ с ракетой „Ангара-А5В“.

Перед Новым годом получили положительное заключение Главгосэкспертизы на корректировку проектной документации на стартовый комплекс КРК „Амур“ с учетом возможности пусков ракет „Ангара-А5В“.

Мною поставлена задача в конце этого года иметь полную готовность к началу эксплуатации взлетно-посадочной полосы аэропорта, терминал можно сделать чуть позже, до конца 2023 — начала 2024 годов».

О космическом ракетном комплексе «Союз-5»

«Мы ежедневно следим за ходом развертывания производства, началом испытаний элементов ракеты-носителя „Союз-5“. Мы в графике. Предлагаю в марте поехать в Самару для детальной инспекции готовности к испытаниям и серийному производству и работы по первой летной ракете».

О поставках кислорода в медицинские учреждения

«В 2021 году предприятиями Роскосмоса отгружено в медицинские учреждения более 26 тысяч тонн медицинского кислорода.

При создании кислородно-азотного завода на космодроме Восточный увеличим объемы поставок для Дальнего Востока.

По водородной тематике будем не только обеспечивать наши средства выведения на Восточном, но и планируем заняться зеленой энергетикой — эта тема очень перспективная».

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *