Создадут специальные органы для контроля за работодателями

Из статьи вы узнаете:

Сдавать отчеты в службу занятости — не новая обязанность для работодателей. Уже давно следует сдавать отчеты в определенных случаях (п. 2 и п. 3 ст.

25 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости) от 19.04.1991 № 1032-1). Формы представления сведений утверждены приказом Минтруда от 26.01.

2022 № 24, они действуют с 11 февраля 2022 года.

Вид сведений   Срок подачи
О принятии решения о ликвидации организации или прекращении деятельности ИП, сокращении численности или штата работников и возможном расторжении трудовых договоров (приложение № 1). Если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников (п. 2 ст. 25 Закона о занятости) Не позднее чем за два месяца — организация-работодатель
Не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий — ИП-работодатель
Не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий
О введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также о приостановке производства (приложение № 2) (п. 2 ст. 25 Закона о занятости) В течение трех рабочих дней после принятия решения
Сведения о применении в отношении работодателя процедур банкротства (приложение № 3). Информация для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов (приложение № 4) (п. 3 ст. 25 Закона о занятости) Ежемесячно
Информация о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (приложение № 5) (п. 3 ст. 25 Закона о занятости) Ежемесячно

В конце 2021 года Правительство РФ опубликовало Постановление, а в нем — правила, которые регламентируют, как, когда и какие сведения должен подавать работодатель в службу занятости с 1 января 2022 года (Постановление Правительства РФ от 30.12.2021 № 2576). Рассмотрим, что изменилось.

Утвердили способы подачи сведений из п. 3 ст. 25 Закона о занятости (см. в таблице):

  • размещать на единой цифровой платформе «Работа в России»;
  • представлять непосредственно в службу занятости;
  • подавать почтовым отправлением с описью вложения;
  • отправлять в виде электронного документа.

Утвердили перечень работодателей, которые обязаны размещать сведения из п. 3 ст. 25 Закона о занятости на портале «Работа в России» и не могут передавать их другими способами:

  • работодатели, у которых среднесписочная численность работников за прошлый год превышает 25 человек; 
  • органы госвласти РФ, госвласти субъектов РФ, местного самоуправления;
  • государственные и муниципальные учреждения, унитарные предприятия;
  • юридические лица, в уставном капитале которых есть доля РФ, субъекта РФ или муниципального образования.

Для работодателей из предыдущего пункта добавили обязанность размещать на портале «Работа в России» новые сведения (п. 3.2 ст. 25 Закона о занятости):

  • о потребностях в работниках и об условиях их привлечения;
  • наличии свободных рабочих мест и вакантных должностях;
  • наличии специальных рабочих мест, оборудованных (оснащенных) для работы инвалидов.

С 1 июля 2021 года единой цифровой платформой в сфере занятости населения считается портал «Работа в России» (Федеральный Закон от 28.06.2021 № 219 ФЗ). Он — федеральная государственная информационная система (ст. 16.2 Закона о занятости).

Каждая организация, которая размещает информацию на портале, должна создать «Личный кабинет работодателя». Для этого она может зарегистрироваться непосредственно на сайте «Работа в России» или сделать это через Госуслуги. Воспользуйтесь пошаговой инструкцией для работодателей:

Шаг 1. Зарегистрироваться на портале

В правом углу портала нужно нажать кнопку «Войти и зарегистрироваться». Ввести личные данные: e-mail, фамилию, имя, отчество, придумать пароль. Ниже ввести данные работодателя: ИНН, КПП, ОГРН или ОГРНИП (если есть), наименование организации и полное юридическое наименование организации, для ИП в этой строке указать ФИО. 

Создадут специальные органы для контроля за работодателями

Если компания зарегистрирована на портале Госуслуг, то на сайте «Работа в России» нужно нажать лишь «Войти через Госуслуги». В личный кабинет сразу загрузятся данные с Госуслуг, которые нужны будут для размещения сведений на платформе.

Шаг 2. Ввести сведения о вакансии

Информацию о свободных рабочих местах и вакантных должностях из п. 3.2 ст. 25 Закона работодатель может опубликовать сам либо обратиться за помощью к кадровому агентству, службе занятости или сотрудникам МФЦ. 
 

Чтобы добавить их самостоятельно, нужно нажать кнопку «Добавить вакансию» и заполнить 10 разделов. В некоторых полях можно выбирать сведения из базы данных, в других — следует вносить самим. Затем нажать кнопку «Сохранить и опубликовать». Вакансии не должны содержать информацию и условия, которые бы дискриминировали работника (п. 6 ст. 25 Закона о занятости).

Создадут специальные органы для контроля за работодателями

Для информации о рабочих местах для инвалидов порядок тот же. Дополнительно в разделе «Данные по вакансии» в пункте «Возможность работы для социально незащищенных групп» в виде раскрывающегося списка можно выбрать социально-незащищенные группы, которым будет доступна данная вакансия. Здесь же можно указать, предусматривает ли вакансия трудоустройство инвалидов по квоте или нет.

Вакансия появится в течение одного дня после того, как администраторы портала проверяет введенные данные. 

Шаг 3. Работа с соискателями

Искать работников на портале можно несколькими способами:

  1. Самостоятельно в разделе «Поиск работников»: установить необходимые фильтры и искать среди кандидатов, которые разместили информацию о себе на портале.
  2. В личном кабинете: смотреть, кто заинтересовался вакансией, знакомиться с резюме кандидата, вести переписку, отправить приглашение на собеседование. 
  3. Воспользоваться бесплатной государственной услугой по подбору сотрудников в разделе личного кабинета «Помощь в подборе сотрудников». В инструкции на портале «Работа в России» подробно описано как ее получить. 

Создадут специальные органы для контроля за работодателями

Если работодатель принимает человека, которого направила служба занятости, то в течение пяти дней должен сообщить об этом на цифровой платформе (п. 5. ст. 25 Закона о занятости). Пока эта функция на портале недоступна. Отметку нужно сделать в бумажном направлении, которое кандидату выдала служба занятости.

Нет. Соискатели, которые откликнулись на вакансию на единой цифровой платформе и на любых других площадках по поиску работы имеют одинаковый шанс трудоустройства (п. 1 ст. 26 Закона о занятости).

Однако, когда работодатель отказывает кандидату от службы занятости, то должен ее уведомить на цифровой платформе о дне проведенных переговоров, о вариантах подходящей работы и причине отказа (п. 5 ст. 25 Закона о занятости)

Шаг 4. Публикация отчетов на едином цифровом портале

Как публиковать сведения из п. 3 ст. 25 Закона РФ служба занятости пояснила в конце января 2022 года. Делать это нужно в пункте меню «Формы отчетности» на вкладке «Заполнение отчетов».

Формы отчетности утверждены Приказом Министерства труда и соцзащиты РФ «О проведении оперативного мониторинга в целях обеспечения занятости населения» от 26.01.

2022 № 24 и размещены на Портале «Работа в России».

После того, как работодатель заполнит все необходимые данные, отчет проверят сотрудники службы центра занятости. Если они найдут недочеты или неточности, то рядом с отчетом отобразится статус «Отправлено на корректировку» и станет доступна кнопка «Отредактировать». Если у ведомства вопросов нет, то появится статус «Принято». 

Перед подачей отчета в ваш центр занятости, уточните его требования, так как в каждом регионе правила отличаются: некоторые разрешают не подавать сведения при отсутствии данных, а другие требуют ежемесячно сдавать нуевые отчеты. В то же время, поскольку законом предусмотрено ежемесячное представление сведений, отчеты можно подать с нулевыми показателями и это не будет ошибкой. Центр занятости может принять или отклонить его, если он будет не нужен.

Игнорировать новую обязанность опасно, так как специалисты Роструда могут узнать о вакансиях работодателя через другие платформы. Если работодатель не предоставит эти данные, сделает это несвоевременно, неполно или искаженно, то может получить штраф от 3 000 до 5 000 рублей (ст. 19.7 КоАП).

Ольга Касмынина, ведущий менеджер по кадровому учету
Ирина Алексеенко, специалист по документообороту

Проверки Роструда: новое Положение

В статье мы проанализируем новое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Разъясним, какие новшества оно привнесло в деятельность ГИТ и что необходимо учитывать в работе специалистам по охране труда.

ПОЧЕМУ ПОТРЕБОВАЛОСЬ МЕНЯТЬ ПОЛОЖЕНИЕ?

Мы продолжаем раскрывать тему реформы контрольно-надзорной деятельности, начатую в прошлом номере[1]. В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства ведет ГИТ. Положение об этом виде контроля утверждает Правительство.

С 1 июля 2021 года действует Федеральный Закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ[2], поэтому правительству пришлось разработать новое Положение о проведении проверок ГИТ. С 23 июля 2021 года ГИТ применяет новое Положение[3] взамен прежнего[4].

Старое Положение действовало почти 9 лет, новому Положению отведен срок менее 2 лет.

Создадут специальные органы для контроля за работодателями

Документом установлено, что предметом контроля и надзора является соблюдение нанимателями норм трудового законодательства, включая законодательство в сферах СОУТ и обеспечения доступности специальных рабочих мест и условий труда для инвалидов. Контролирующим органом по-прежнему является Роструд и его подразделения.

На контрольно-надзорные правоотношения распространяются нормы недавно вступившего в силу Федерального закона № 248-ФЗ, а также положения ст. 353-365 ТК РФ.

Как и раньше, полномочия федеральной инспекции труда закреплены в разделе II Положения о Роструде[5]. Основные права и обязанности государственных инспекторов труда приведены в пп. 6, 8 Административного регламента[6].

Полномочия государственных инспекторов труда в сфере рассмотрения дел об административных правонарушениях предусмотрены ст. 23.12 КоАП РФ.

Разберемся, изменится ли наша работа в плане взаимодействия с ревизорами. А если изменится, то как?

Обратите внимание

Организация, проведение и оформление результатов проверок, иных контрольных (надзорных) мероприятий, не завершенных до 1 июля 2021 г.

, осуществляются в соответствии с положениями нормативных правовых актов, действовавших на дату начала этих проверок, мероприятий (ч. 8 ст. 98 Федерального закона № 248-ФЗ).

Следовательно, такие проверки осуществляются согласно требованиям, установленным Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ[7].

ЧТО ПОМЕНЯЛОСЬ И ПОМЕНЯЛОСЬ ЛИ?

Новым Положением актуализирован предмет контроля 

Согласно новому Положению предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение работодателями требований трудового законодательства, включая законодательство о СОУТ, иных НПА, содержащих нормы трудового права, в том числе оценка соблюдения обязательных требований к обеспечению доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда.

Читайте также:  При оплате страховых взносов через онлайн банк установился неправильный период

Старое Положение ограничивало предмет плановых проверок проверочными листами.

  • Новое Положение определило объектами госконтроля:
  • • деятельность, действия (бездействие) работодателей — юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей — физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работниками, и иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее — контролируемые лица);
  • • деятельность организаций, осуществляющих проведение СОУТ.
  • Акцентируем внимание специалистов и ответственных лиц, у которых под контролем трудятся люди с ограниченными возможностями здоровья, на второй части определения, поскольку охрана труда инвалидов для многих вещь не понятная.

Изучите и осмыслите новое Положение о проверках в сфере труда. Доведите информацию о новшествах или отсутствии таковых до своих коллег и совместно скорректируйте работу по исполнению обязательных требований и выстраиванию взаимоотношений с Рострудом и ГИТ.

[1] См. в статье: Подберезина С. Г. Новый закон о госконтроле: что изменится после 1 июля 2021 года// Санэпидконтроль. Охрана труда. — 2021. — № 4. — С. 11–23.

[2] Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ (в ред. от 11 июня 2021 г.) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»; далее – Федеральный закон № 248-ФЗ.

[3] Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2021 г. № 1230; далее — новое Положение.

[4] Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875; далее — старое Положение.

[5] Положение о Федеральной службе по труду и занятости, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324.

[6] Административный регламент осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Приказом Роструда от 13 июня 2019 г. № 160.

[7] Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (в ред. от 11 июня 2021 г.) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

С. Г. Подберезина, эксперт, консультант по ОТ, главный редактор журнала «Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы и ответы»

Контрольно-надзорные органы и должностные лица органов контроля и надзора с 2021 года по Закону № 248-ФЗ

Согласно ст. 26 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» (далее – Закон № 248-ФЗ), контрольные (надзорные) органы – это наделенные полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля соответственно:

  • федеральные органы исполнительной власти;
  • органы исполнительной власти регионов;
  • органы местного самоуправления;
  • государственные корпорации, публично-правовые компании – в случаях, предусмотренных федеральными законами (например – Росатом, саморегулируемые организации (СРО)).

При этом отдельные виды контроля (надзора) или отдельные полномочия по их осуществлению могут быть возложены на государственные или муниципальные учреждения (ГУПы и МУПы) – в случаях, установленных федеральными законами о видах контроля, законами субъектов РФ.

Также см. “Новый подход к проверкам с 1 июля 2021 года: основные изменения“.

Порядок определения органов контроля (надзора) и их полномочий

ВОПРОСЫ КАКОЙ ОРГАН РЕШАЕТ ДОКУМЕНТ-ОСНОВАНИЕ
Определение федеральных органов исполнительной власти, полномочных осуществлять федеральный госконтроль (надзор)
Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка деятельности
Определение перечня должностных лиц указанных органов и их полномочий
Президент и Правительство России Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве РФ»
Определение органов исполнительной власти субъекта РФ, наделенных полномочиями по осуществлению регионального госконтроля (надзора)
Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка их деятельности
Определение перечня должностных лиц указанных органов и их полномочий
Высший исполнительный орган госвласти субъекта РФ Конституция (устав) регионы и его законы
Определение органов местного самоуправления, полномочных осуществлять муниципальный контроль
Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка деятельности
Определение перечня должностных лиц этих органов местного самоуправления и их полномочий
Местная власть Устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты

Если осуществление отдельного вида федерального госконтроля (надзора) возложено на публично-правовую компанию, федеральный закон о виде контроля устанавливает, что такая компания или федеральный орган исполнительной власти принимает нормативные правовые акты как контрольный (надзорный) орган.

Федеральные законы о видах контроля, законы регионов, предусматривающие возложение контрольно-надзорных полномочий на ГУП или МУП, определяют органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, которые могут принимать нормативные правовые акты как контрольные (надзорные) органы.

Кто проводит проверки

На основании ст. 27 Закона № 248-ФЗ от имени контрольного (надзорного) органа госконтроль (надзор), муниципальный контроль вправе осуществлять следующие должностные лица:

  1. Руководитель (зам. руководителя) такого органа.
  2. Инспектор – это должностное лицо контрольного (надзорного) органа, в должностные обязанности которого в соответствии с положением о виде контроля, должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий по виду контроля (надзора), в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных).

Кстати, с 1 июля 2021 года слово «инспектор» в наименовании должности лица обязательно.

Инспекторов, которые вправе проводить конкретные профилактические или контрольные (надзорные) мероприятия, определяет решение контрольного (надзорного) органа о проведении соответствующего мероприятия.

В Положении о виде контроля может быть запрет на проведение контрольного (надзорного) мероприятия в отношении объектов контроля инспекторами, которые проводили профилактические мероприятия в отношении этих же объектов.

Также см. «Что такое Положение о виде контроля с 2021 года: его структура и содержание».

По общему правилу инспекторы государственных и муниципальных учреждений, полномочные осуществлять вид контроля, не вправе:

  • составлять акты контрольных (надзорных) мероприятий;
  • выдавать предписания.
  • Но иное может быть установлено федеральным законом о виде контроля, законом региона.
  • Президент РФ по представлению Правительства России, высший исполнительный орган госвласти региона, представительный орган муниципального образования вправе устанавливать особый порядок оплаты труда должностных лиц контрольного (надзорного) органа – в зависимости от показателей служебной деятельности, определяемых служебным контрактом (трудовым договором).
  • На должностных лиц госкорпораций, публично-правовых компаний, ГУПов и МУПов, которые наделены всеми или отдельными полномочиями по организации и осуществлению вида контроля, в полном объеме распространяются права, обязанности и ответственность, установленные Законом № 248-ФЗ в отношении должностных лиц контрольных (надзорных) органов.

Чем занимаются органы контроля (надзора)

Их деятельность направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований посредством:

  • профилактики их нарушений;
  • оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований;
  • выявления их нарушений;
  • принятия мер пресечения выявленных нарушений обязательных требований;
  • устранения их последствий;
  • восстановления правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Контрольные (надзорные) органы вправе заключать соглашения между собой, а также с иными органами госвласти и органами местного самоуправления. В том числе для совместного проведения профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.

  1. Сведения о видах контроля и осуществляющих их контрольных (надзорных) органах, их территориальных органах и подразделениях обязательно должны быть в Едином реестре видов контроля.
  2. В свою очередь, в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отражают все проводимые мероприятия и принятые меры, решения и действия инспекторов.
  3. Все документы, оформляемые контрольным (надзорным) органом, составляют в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью.

Также см. «Новые принципы госконтроля и надзора при проверках с 2021 года».

Портал «Работа в России» – новое в размещении сведений работодателями

09.11.2021

С 1 января 2022 года ряд положений Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» (далее «Закон о занятости») будет изменен и дополнен новыми требованиями. В частности, согласно новому пункту 3.2 ст.

25, работодатели обязаны размещать на портале «Работа в России» или ином общедоступном цифровом ресурсе сведения об открытых вакансиях и условиях привлечения сотрудников, а также информацию о наличии специальных мест, оборудованных для работы инвалидов.

Тех, кто не будет соблюдать новые правила, ждут штрафы.

  • Кого затронет новое законодательство
  • Данная обязанность касается следующих категорий работодателей: — органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и унитарные предприятия; — юридические лица, в уставном капитале которых имеется доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования; — работодатели, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 25 человек;
  • — вновь созданные (в том числе в результате реорганизации) компании, где работают более 25 человек.
  • Что именно придется делать компаниям
Читайте также:  Как ИП получить налоговые вычеты

Минтруд РФ уже подготовил проект «Порядка предоставления работодателями сведений и информации в целях содействия обеспечения занятости населения», который уточняет и конкретизирует порядок исполнения работодателями требований, установленных ст. 25 Закона о занятости.

В соответствии с проектом Минтруда, работодатели, указанные в п. 3.2 ст. 25 Закона о занятости в будущей редакции, обязаны размещать в электронном виде на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» следующую информацию:

1. Не позднее, чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий:

  • Сообщения о принятии решения о ликвидации организации либо о прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников и возможном расторжении трудовых договоров;
  • Сведения о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также о приостановке производства;

2. Ежемесячно, в срок не позднее десяти рабочих дней, следующих за отчетным месяцем:

  • Данные о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве);
  • Информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
  • Сведения о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных требованиях

на примечание 13 к информации о реабилитации и содействию занятости инвалидов: Закон о занятости и проект Порядка не раскрывают, какого рода информация необходима для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов, и какие сведения должны предоставляться работодателями в этой части. На уровне регионального законодательства, в частности, в Москве, соответствующие требования также не установлены, в связи с чем многие работодатели эти сведения не предоставляют. Возможно, ясность внесет Минтруд в ходе разработки форм для предоставления данного вида информации.

3. На следующий день после того, как в компании открылась вакансия, необходимо опубликовать информацию о потребностях в работниках и об условиях их привлечения. В случае, если соответствующие сведения в текущем месяце не изменились, либо на предприятии отсутствуют вакантные должности, то соответствующие данные размещаются не позднее последнего календарного дня этого месяца.

В отношении остальных работодателей проект содержит указание на то, что они от предоставления указанной информации не освобождаются, однако вправе самостоятельно решить, как это делать. Есть два варианта: размещать их на цифровой платформе «Работа в России» или передавать в органы службы занятости в виде бумажного или электронного документа.

Какие штрафы ждут компании за неисполнение новых правил

Непредоставление, в том числе предоставление сведений не в полном объеме или предоставление недостоверных сведений, а также несвоевременное предоставление сведений государственным органам, если соответствующая обязанность предусмотрена законом, является административным правонарушением.

На сегодня ответственность за непредоствление работодателями сведений, предусмотренных ст. 25 Закона о занятости и на которые распространяется проект Порядка, регулируется общей статьей 19.7 КоАП РФ.

Данная статья предусматривает оплату штрафа в размере до 5 тысяч рублей, и пока установление других новых видов административной ответственности за нарушение требований Закона о занятости и Порядка не предусмотрено.

Тем не менее, чтобы избежать административной ответственности как для самой компании, так и для ее должностных лиц, а также не создавать себе лишних сложностей с кандидатами, направляемыми органами занятости, настоятельно рекомендуется следить за тем, чтобы штатное расписание соответствовало фактической ситуации на предприятии. Из этого документа важно своевременно исключать ненужные вакантные должности, а также те, прием на которые требует длительного и тщательного подбора кадров.

Завершая обзор планируемых нововведений, обращаю внимание предприятий на действующий п. 5 ст. 25 «Закона о занятости».

Согласно ему уже сегодня каждый работодатель, отказавший в трудоустройстве кандидату, направленному службой занятости, обязан направить в данное ведомство сведения о дате собеседования с соискателем, а также о причинах отказа в приеме на работу.

Напоминаю, что необоснованный отказ в приеме на работу может быть обжалован кандидатом в судебном порядке, в связи с чем своевременное исключение из штатного расписания ненужных компании вакансий приобретает особую значимость.

РБК PRO

Как контролировать соблюдение трудового законодательства внутри компании?

Все предприятия проходят внешний контроль трудовой инспекции за соблюдением трудового законодательства. Однако несколько лет назад появился внутренний контроль. Дело это добровольное, поэтому не все работодатели его организовывают, а зря. Благодаря внутреннему контролю пройти внешний контроль значительно легче.

Внутренний контроль: его сущность и цели

Минтруд 28 декабря 2016 г. утвердил Методические рекомендации для работодателей по добровольному внутреннему контролю (самоконтролю) соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее — Рекомендации).

Согласно Рекомендациям, внутренний контроль означает добровольную оценку работодателем соответствия своей деятельности обязательным требованиям трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, посредством организационных мер, процедур и инструментов.

Роструд попытался внедрить Рекомендации:

  • утвердил проверочные листы, которые расположены на сайте Роструда;
  • разместил на электронном портале «Онлайнинспектор.рф» на сайте Роструда сервис «электронный инспектор».

И только после этого Рекомендации были доведены для применения всем работодателям.

В Рекомендациях в первую очередь отмечено, что внутренний контроль осуществляется на добровольной основе. Проводить его рекомендуется не реже одного раза в год на основании разработанного локального нормативного акта.

Внедрение внутреннего контроля предполагает следующие цели:

  • обеспечить соблюдение требований;
  • сформировать «инструменты «самооценки» соблюдения требований;
  • подтвердить соответствие деятельности предприятия требованиям;
  • прогнозировать мероприятия по обеспечению соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;
  • обеспечить открытость принятия управленческих решений внутри организации-работодателя.

В рекомендациях предусмотрены два вида организации системы внутреннего контроля:

  • создание службы внутреннего контроля и (или) назначение контролера при численности сотрудников свыше 250 человек;
  • «самоинспектирование» с использованием интерактивного сервиса «Электронный инспектор».

Служба внутреннего контроля

Реализовать службу внутреннего контроля можно в виде двух структурных подразделений:

  • отдел по контролю за соблюдением требований по охране труда;
  • отдел по контролю за иными требованиями.

Кроме того, должна быть создана комиссия, состоящая из представителей этих отделов, руководства организации, профсоюзов и отдельных представителей работников.

Можно заменить два отдела одним структурным подразделением, выполняющим одновременно все необходимые функции. Если же нет возможность организовать ни один, ни два отдела, то руководитель может утвердить просто должность контролера, чтобы тот проводил постоянный мониторинг состояния законности внутри предприятия.

Основными задачами Службы внутреннего контроля являются:

  • установление фактического состояния организации посредством анализа состояния и причин нарушений работодателем трудового законодательства;
  • сопоставление фактических данных и требований действующего трудового законодательства в ходе проведения специальной оценки условий труда;
  • анализ найденных отклонений и степени их влияния на параметры функционирования организации, анализ последствий установленных отклонений и утверждение на их основании разрабатываемой в организации проектной, технологической и другой документации по обеспечению соблюдения трудового законодательства;
  • выявление причин установленных отклонений, разработка планов, программ по выявлению и предупреждению нарушений законодательства;
  • отслеживание выполнения плана, фиксация проведения деятельности хозяйствующего субъекта в соответствии с требованиями законодательства, оказание организационно-методической помощи по выполнению планов;
  • установление порядка профилактических работ по предупреждению нарушений трудового законодательства;
  • информирование и консультирование руководства и рядовых сотрудников о порядке выполнения отдельных положений трудового законодательства;
  • увеличение эффективности и повышение качества управления предприятия с помощью внедрения инструментов внутреннего контроля.

Для формирования сведений о результатах мероприятий внутреннего контроля в Рекомендациях предлагается следующая таблица:

Номер п/п Проверяемый период Наименование мероприятия внутреннего контроля Выявленные нарушения Рекомендации по устранению выявленных нарушений Степень выполнения рекомендаций по устранению выявленных нарушений

Сервис «Электронный инспектор»

Провести «самоинспектирование» по проверочным листам, представляющими собой список критериев в тестовой форме, по которым работодатель может самостоятельно осуществлять оценку соответствия требованиям законодательства, можно через сервис «Электронный инспектор» на интернет сервисе «Онлайнинспекция.рф».

Также сервис предоставляет возможность получить рекомендации по устранению нарушений до проведения ГИТ с приложением правового обоснования и необходимых форм документов.

На сегодняшний день Рострудом утверждено 133 проверочных листа согласно Приказу от 10.11.2017 № 655.

Перед началом работы с сервисом работодатель приказом должен назначить уполномоченное должностное лицо, ответственное за осуществление предварительной проверки соблюдения требований законодательства, из состава кадровой службы или службы внутреннего контроля, имеющего высшее образование (юридическое или экономическое), опыт работы и обладающего знаниями трудового законодательства.

Процедура самоинспектирования не предусмотрена для проверки в отношении государственных и муниципальных служащих, служащих ОВД и других правоохранительных органов.

В данный момент сервис работает в тестовом режиме, поэтому достаточно ввести даже условное наименование организации и начать проверку с последующей электронной регистрацией уполномоченным работником.

Читайте также:  Складская деятельность (52.10) попадает под этот отчет?

При регистрации необходимо указать основные сведения об организации (наименования учреждения, ОГРН/ИНН, наименование структурного подразделения и ФИО уполномоченного на проведение предварительной проверки лица, контактной информации и электронного адреса пользователя).

Рабочий кабинет ответственного работника, в котором будут хранится сведения о паспорте пользователя и уведомления о сообщениях, поступивших на имя этого пользователя, будет доступен только ему и оператору сервиса.

Так как проверке подлежит соблюдение прав каждого работника, то предварительно нужно определить сотрудника, в отношении которого будет осуществиться проверка.

Прежде чем ее начать, надо подготовить и положить перед собой ряд документов, например, трудовой договор, приказ о приеме на работу, трудовую книжку, заявление об увольнении и т. д.

После этого вносится условное или реальное наименование организации и проводится тест.

Результаты самоинспектирования

Если по результату проверки нарушений не было обнаружено, автоматически формируется соответствующая системная отметка. Если же были, работодателю предложат перечень мероприятий и инструментов для их устранения, что нужно будет сделать незамедлительно, привести документацию в соответствии законодательству.

По окончании проверки сервисом «Электронный инспектор» формируется акт проверки работодателем трудового законодательства.

Практика осуществления внутреннего контроля не нова, длится не один год, однако это не значит, что, если работодатель не внедрил ее на начальных этапах, то не сможет внедрить никогда — совершенно нет.

Важно понимать, что нарушения лучше не допустить, чем исправлять, или же исправить, чем попасть под штрафные санкции, которые нельзя назвать «символическими».

Однако это не отменяет того, что выбор остается за работодателем, ведь проведение внутреннего контроля не носит обязательный характер.

На основании ранее изложенного можно сделать вывод, что не затратным, как в финансовом аспекте, так и в отношении времени, способом самопроверки является использование сервиса «Электронный инспектор», прохождение которого даже в тестовом режиме выявит и поможет исправить все допущенные нарушения.

Гость, внимание! Закрываем набор на курс по всем ФСБУ В связи с окончанием сроков сдачи годового отчета набираем последнюю группу на комплексный курс повышения квалификации по всем новым ФСБУ: «Аренда», «Запасы», «ОС», «Капвложения» и «Документооборот».

На курсе узнаете, как новые стандарты влияют на налоги, научитесь избегать ошибок, поймете, что придется изменить в учете и как его настроить по-новому.

Занятия с 1 по 30 апреля. Места в группе пока есть.

Государственное управление охраной труда в РФ. Как осуществляется

Охрана труда – меры по предоставлению гражданам оптимальных условий выполнения трудовых функций, не несущих опасности для здоровья трудящихся. Эта задача настолько важная, что входит в компетенции политики нашего государства.

Проследим, какие цели преследует управление охраной труда, выполняемое государственными органами, как именно распределяются полномочия и функции державы в трудоохранной деятельности.

Тревожные тенденции изменения трудового законодательства в области охраны труда.

В чем смысл управления охраной труда

Государственное управление охраной труда – это активность госорганов, призванных исполнять надзорные и контролирующие функции в трудоохранной деятельности согласно принятой государственной политике. В сферу интересов политики державы по гарантированию безопасных и благоприятных трудовых условий входят:

  • принятие спецпрограмм по оптимизации и увеличению безопасности возможности трудиться;
  • актуализация нормативных актов, призванных гарантировать безвредность для трудящихся условий, в которых они должны исполнять свои трудовые обязанности;
  • формулирование адекватных требований к способам организации производства, технологической деятельности, основным используемым средствам и другим условиям труда;
  • профилактические меры и исправление нарушений сформулированных предписаний.

Защита трудовых прав работников федеральной инспекцией труда.

Зачем державе руководить трудоохранными процессами

Стремление к реализации в рамках государственной деятельности системы по охране труда, или же, другими словами, цель законодательства о труде – обеспечение соблюдения прав трудящихся граждан на возможность осуществлять трудовые функции в безопасности, а также защита интересов нанимателей и персонала. Она реализуется в таких задачах:

  • обеспечение преимущественного значения сбережения жизни и сохранности здоровья работающих граждан;
  • разработка, принятие и введение в силу нормативных актов и целевых программ, направленных на усовершенствование условий и оптимизацию охраны труда;
  • проверки соблюдения принятых правил, законов и предписаний по охране труда;
  • экспертная оценка производственной среды;
  • принятие процедур оценивания рабочей обстановки;
  • способствование профилактике аварийных ситуаций и несчастных случаев на работе;
  • помощь наемным работникам и членам их семей, чье здоровье пострадало в процессе профессиональной занятости;
  • выяснение обстоятельств и ведение учета фактов нанесения урона здоровью на производстве;
  • финансовая поддержка трудоохранных мероприятий;
  • обучение и аттестация инспекторов по охране труда;
  • работа со статистикой по несчастным производственным случаям, профзаболеваниям и выплаченным по ним компенсациям;
  • систематизация информации, касающейся оптимизации производственной среды и ее охраны;
  • введение эффективных налоговых практик, призванных обеспечить максимальные усилия нанимателей по созданию и поддержке безопасной трудовой среды;
  • установление стандартов относительно обеспечения работников защитными и профилактическими средствами, медицинским обслуживанием, соответствующими санитарно-бытовыми условиями и др.;
  • усвоение положительного международного опыта в трудоохранной сфере.

Государственное регулирование охраны труда: риск-ориентированный подход.

Кто в государстве управляет охраной труда

Правительство Российской Федерации стоит во главе федеральных органов исполнительной власти, именно оно стоит во главе управления охраной и безопасностью труда. Эту функцию оно может осуществлять непосредственно или поручить ее Министерству труда или другим федеральным органам, уполномоченным на такую работу (согласно ст. 216 ТК РФ).

Правительство РФ распределяет полномочия между ветками федеральных властей и закрепляет в соответствующих нормативных актах: положениях, регулирующих деятельность соответствующих федеральных органов, актах, уточняющих взаимодействие и взаимоподчиненность госорганов между собой.

Уполномоченным на управление охраной труда федеральным органам разрешено осуществлять такие функции:

  • разрешительные;
  • надзорные;
  • контрольные;
  • исполнительные;
  • координирующие и др.

ВНИМАНИЕ! Федеральные исполнительные власти обязаны согласовывать свои действия в области охраны труда с Министерством труда и соцразвития РФ.

На территории всех субъектов РФ руководство охраной труда осуществляется федеральными исполнительными властями в рамках возложенных на них полномочий. Те или иные конкретные полномочия органы власти могут передать местному самоуправлению, если это не противоречит законодательным актам (общегосударственным и местным).

Структура органов государства, управляющих охраной производственной среды

Структура управления охраной труда в нашем государстве регламентируется ст. 216 ТК РФ «Государственное управление охраной труда».

В Российской Федерации сложилась следующая иерархия государственного управления:

  1. Федеральный (общегосударственный) уровень – Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России), восстановленное по Указу Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21 мая 2012 года № 636. Вырабатывает правовую основу всех властных органов по охране труда, а также управляет этой деятельностью как в долгосрочной экономической перспективе, так и оперативно.
  2. Региональный (уровень субъекта РФ) – конкретные функции по охране труда в законодательстве не расшифрованы. Предполагается, что это самостоятельное право и задача региональных органов исполнительной власти. Необходимо лишь согласовывать позиции с веткой власти более высокого уровня. Главное, адаптировать законодательную базу с учетом региональной специфики и администрировать эту деятельность.
  3. Муниципальный (местный уровень) – принимает на себя права, переданные ему «старшими» ветками власти, уточняет нормативно-правовую базу по охране труда, администрирует эту деятельность на местах.
  4. Корпоративный (индивидуальный, частный уровень) – обеспечение выполнения законодательных требований на каждом отдельно взятом предприятии путем издания внутренних нормативных актов.

Контролирующие государственные органы по охране труда

Управляющей деятельности в сфере охраны труда посвящена глава 57 Трудового кодекса РФ. Органы управления в этой области также подчиняются иерархии:

  1. Прокуратура РФ – высший надзорный орган нашей страны, обеспечивающий исполнение законов о трудовой деятельности. Главное лицо этой организации – Генеральный прокурор РФ, на местах ему подконтрольны региональные прокуроры. Прокуратура следит за неукоснительным исполнением трудового законодательства подчиненными ветками исполнительной власти и их должностными лицами, а также за соответствием правовых актов, издаваемых ими, нормами государственного права.
  2. Роструд – специально уполномоченный орган контроля над исполнением законодательства о труде и других нормативных документов, касающихся охраны труда. Это федеральный орган, подведомственный Минтруда и соцзащиты РФ. Его руководителя, который одновременно выполняет функции главного инспектора по охране труда в стране, назначать и увольнять может только представитель Правительства по рекомендации Министерства труда.
  3. Государственные инспекции по труду (территориальные представительства Роструда) – органы, через которые федеральная служба по охране туда осуществляет администрирование и контроль.
  4. Муниципальные структуры по охране труда – органы, посредством которых Роструд взаимодействует с частными работодателями. К ним могут относиться:
    • органы местного самоуправления;
    • профессиональные союзы работников и их объединения;
    • интеграции работодателей;
    • другие организации, уполномоченные на эту деятельность по ст. 365 ТК РФ.

Таким образом, можно выделить две ветки в структуре государственного управления охраной труда:

  1. Правительство РФ вкупе с федеральными исполнительными органами власти обеспечивают функционирование государственной политики в области охраны труда.
  2. Органы исполнительной власти субъектов РФ реализуют принятые решения на региональном и муниципальном уровне, а также берут на себя полномочия по охране труда, предоставленные им федеральными органами.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *