Федеральная антимонопольная служба предлагает разрешить продажу пива в ларьках, киосках и иных нестационарных торговых объектах

Федеральная антимонопольная служба предлагает разрешить продажу пива в ларьках, киосках и иных нестационарных торговых объектах

Артем Геодакян / ТАСС

Сразу несколько новостей на текущей неделе касались оборота пивных напитков в России.

Среди предложений Правительства, парламентариев и экспертов — разрешить торговлю пивом по ночам и в объектах нестационарной торговли, вернуть слабоалкогольные напитки на автозаправки и полностью запретить рекламу безалкогольного пива. «Парламентская газета» разбиралась, насколько жизнеспособны эти инициативы.

В банках доступнее

Запрет на продажу пива в нестационарных торговых точках, а также в ночное время действует в России с 2013 года.

Однако в начале этой недели Минпромторг получил от экспертов торговой отрасли предложение разрешить продажу пива в алюминиевых банках по ночам, а также в ларьках и киосках.

По данным «Коммерсанта», это было сделано в рамках поддержки алюминиевой отрасли, которая находится под санкциями.

Федеральная антимонопольная служба предлагает разрешить продажу пива в ларьках, киосках и иных нестационарных торговых объектах

Послаблений для продажи пива не будет

По мнению первого зампреда Комитета Госдумы по охране здоровья Федота Тумусова, делать исключения из существующих правил нельзя — пусть и ради спасения крупного бизнеса. «Я считаю, что такое предложение не только неправильно, но и крайне вредно, — убеждён депутат. — Понятно, что с точки зрения экономической выгоды такая мера оправданна, но нельзя же продолжать спаивать население!»

С коллегой согласен и зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Николай Говорин: по его убеждению, в антиалкогольном законодательстве нельзя делать никаких послаблений.

«Мы сегодня развиваем превентивную медицину, говорим о здоровом образе жизни, о сохранении нации, о демографических национальных проектах.

Понятно, что всё, что направлено против реализации этих целей, крайне вредно и недопустимо, — сказал «Парламентской газете» законодатель.

Реклама действует исподволь

Зампред думского Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов 4 октября сообщил, что в палате готовится инициатива о полном запрете рекламы безалкогольного пива. По словам депутата, это вопрос решённый, и осталось только понять, как именно ввести такой запрет.

«Мы уже в Государственной Думе об этом говорили неоднократно, сейчас обсуждаем на разных площадках, как правильно это сделать. Не то что делать или не делать — это вопрос решённый; вопрос — как», — сообщил депутат.

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций уже высказалось против этой идеи: по данным представителей ведомства, именно за счёт рекламы безалкогольного пива в России снизилось потребление пива с содержанием алкоголя.

А чиновники Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и вовсе не видят оснований для запрета такой рекламы, поскольку Закон «О рекламе», за исполнением которого следит ведомство, запрещает рекламу продукции с содержанием алкоголя, а безалкогольное пиво такой продукцией не является.

Никто не смотрит на то, алкогольное оно или безалкогольное, а смотрят всегда на бренд.

С такой позицией категорически не согласен член Комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко. «Лично я считаю, что целесообразно полностью запретить рекламу безалкогольного пива, — сказал «Парламентской газете» законодатель.

— Потому что никто не смотрит на то, алкогольное оно или безалкогольное, а смотрят всегда на бренд — будь то «Хайнекен», «Гиннес» и так далее. Таким образом, эта реклама пивных марок, побуждающая людей потреблять в том числе алкогольные напитки».

Депутат надеется, что его коллеги по комитету выступят единым фронтом за запрет рекламы пивной продукции независимо от уровня содержания в ней спиртного.

Пиво для водителей

Среди «пивных» инициатив этой недели и предложение Правительства снять запрет на торговлю слабоалкогольными напитками (крепостью до 16,5 процента) на автозаправочных станциях.

По информации «Ведомостей», предложения по возврату пива и вина на АЗС обсуждались в первых числах октября на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака в контексте стабилизации розничного топливного рынка.

Кстати, соответствующую инициативу сенатора Геннадия Орденова, предложенную ещё в марте 2017 года, поддержали в Минэкономразвития, Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП), а также Российском топливном союзе (РТС).

Федеральная антимонопольная служба предлагает разрешить продажу пива в ларьках, киосках и иных нестационарных торговых объектах

На бутылках с водкой нарисуют «страшные картинки»

«Я считаю, что такая мера совершенно неприемлема, и делать этого ни в коем случае нельзя, — возмущён Николай Говорин.

— Мы, напротив, должны стремиться к тому, чтобы все алкогольные напитки преимущественно продавались в специализированных магазинах.

Как можно продавать пиво и другие слабоалкогольные напитки на автозаправках? Там могут продаваться вода, кофе — всё, что нужно путешественнику в дорогу. Но ни в коем случае не алкогольные напитки!»

Сходного мнения придерживается и Николай Герасименко. «У нас и так магазинов для продажи алкоголя больше всех в мире на душу населения. Ни в одной стране мира такого количества магазинов по продаже алкоголя просто нет! А у нас на каждом углу продаётся этот алкоголь», — негодует парламентарий. По его твёрдому убеждению, число точек, торгующих алкоголем, надо не увеличивать, а сокращать.

Лебедь, рак и щука

По мнению опрошенных «Парламентской газетой» законодателей, позиции Правительства и отдельных его ведомств в отношении регулирования алкогольного рынка напоминают известную басню Крылова: в то время как одни министерства пытаются ограничить оборот спиртного, другие, напротив, ратуют за послабления в этой сфере.

Федеральная антимонопольная служба предлагает разрешить продажу пива в ларьках, киосках и иных нестационарных торговых объектах

ПГ / Геннадий Михеев

«Нам нужно определиться — мы всё-таки будем выполнять Послание Президента об увеличении продолжительности жизни до 78 лет к 2024 году или нет? — задаётся вопросом Николай Герасименко. — Для выполнения этой амбициозной задачи необходима консолидация усилий всех ветвей власти — и исполнительной, и законодательной, и судебной.

Но у нас, к сожалению, идёт явный диссонанс между социальным блоком Правительства, который предлагает для снижения смертности населения увеличить возраст продажи алкоголя, ограничить его рекламу и много чего другого.

В то же время экономический блок Правительства — Минпромторг, Минэкономразвития, ФАС — стоят за то, чтобы увеличивать продажи спиртных напитков».

Сегодня высокая смертность населения во многом связана с пьянством: это и ДТП, и отравления, и утопления, и суициды.

Законодатель напомнил, что смертность людей в трудоспособном возрасте в России в несколько раз превышает европейские показатели. А одна из основных причин смертности — алкоголь, провоцирующий инфаркты, инсульты, цирроз печени, панкреонекроз и другие тяжёлые заболевания.

«Сегодня высокая смертность населения во многом связана с пьянством: это и ДТП, и отравления, и утопления, и суициды, — вторит коллеге Николай Говорин. — Поэтому любые меры, направленные на снижение объёма производимого алкоголя, оправданны. Нужна продуманная государственная политика по борьбе с алкоголизацией населения».

По словам парламентария, при принятии любых решений, касающихся оборота алкоголя, нужно основываться не только на финансовых расчётах. Не менее важно учесть уровень алкогольной смертности и другие социально-медицинские последствия, которые «совершенно несоизмеримы с выгодой, которую получает бизнес».

Минпромторг готов пересмотреть запреты на продажу пива — РБК

  • несовершеннолетним;
  • с 23:00 до 8:00 по местному времени (для отдельных регионов власти субъекта могут установить более жесткие ограничения);
  • дистанционным способом;
  • в ПЭТ-упаковке объемом более 1,5 л;
  • в учебных и медицинских заведениях;
  • на военных объектах;
  • в ларьках;
  • в местах проведения митингов, демонстраций, шествий, пикетов.
  • на прилегающих к стадиону территориях (за исключением того времени, когда там проходят детско-юношеские соревнования);
  • на оптовых и розничных рынках;
  • на общественном транспорте, автозаправочных станциях, на вокзалах и в аэропортах;
  • в учреждениях культуры;
  • в нестационарных торговых объектах.

Источник: ст. 11 закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…»

Производство и потребление пива в России снижалось как минимум с 2011 года, свидетельствуют данные Росстата.

В 2012 году в стране было произведено 994 млн дал пива, а продано в рознице (с учетом импорта) 1 млрд дал. В 2017-м это были, соответственно, 756 млн и 724 млн дал.

В прошлом году, когда Россия принимала ЧМ-2018, отрасль показала рост: производство выросло до 774 млн дал, а продажи — до 792 млн дал.

Ради ЧМ-2018 для пива сделали послабление: во время его проведения AB InBev, коммерческому партнеру FIFA, было разрешено продавать на стадионах напитки под брендами Bud, Bud Alcohol Free и «Клинское».

С 2008 года, когда для пивоваров существенно повысились акцизы, отрасль потеряла порядка 40% объемов и было закрыто не менее десяти крупных заводов, констатирует директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes Ораз Дурдыев.

Деалкоголизация и бюджет

Пивовары инициативу Минпромторга поддерживают. Во многих странах мира пиво не относится к алкоголю, указывает Дурдыев. Отрасль, напоминает он, разработала концепцию раздельного регулирования пива и остального алкоголя, которую одобрила профильная рабочая группа при Минэкономразвития.

Регулирование пивоваренной отрасли в России является одним из самых жестких в мире, сетует вице-президент по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям «Балтики» Алексей Кедрин.

Решение приравнять пиво к алкогольной продукции не было достаточно проанализировано, и хотя потребление пива снизилось и, «казалось бы, задача государства по деалкоголизации реализуется, но по факту мы наблюдаем экономические потери бюджета», отмечает Кедрин.

Больше всего из действующих ограничений отрасли мешают запрет на продажу пива в ПЭТ-упаковке объемом больше 1,5 л и запрет на продажи в ларьках и других нестационарных объектах, считает Дурдыев.

Вернуться к ситуации, когда пиво продавалось в киосках, «вряд ли возможно и целесообразно», но сейчас важно приступить к снижению регуляторной нагрузки на пиво, считает директор по корпоративным вопросам российского офиса Heineken Кирилл Болматов.

Минздрав напомнил о нацпроекте

Как только документ поступит в Минздрав, его внимательно рассмотрят с привлечением экспертов, обещает представитель министерства. Он отмечает, что уже сейчас любые меры, направленные на повышение потребления алкоголя, вызывают обеспокоенность: их нужно внимательно анализировать с участием специалистов на предмет возможного негативного влияния на здоровье граждан.

Читайте также:  Минфин изменил правила по штрафам и пеням

Снижение продаж алкоголя и увеличение числа граждан, ведущих здоровый образ жизни, — одна из задач, зафиксированная в национальном проекте «Демография», напоминают в Минздраве.

Недобросовестная конкуренция с водкой

Президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович заявил РБК, что приветствовал бы эту инициативу, если бы такие же, как для пива, исключения сделали для вина, выращенного из российского винограда. От других комментариев он отказался.

Вся алкогольная продукция должна оборачиваться по единым правилам, категоричен представитель Союза производителей алкогольной продукции, объединяющего Beluga Group, Roust, московский завод «Кристалл» и других крупных производителей крепкого алкоголя. Выведение какой-либо категории из-под единого регулирования в союзе расценивают как «недобросовестную конкуренцию и лоббирование отдельного вида алкоголя».

В Федеральной антимонопольной службе на вопрос РБК, может ли инициатива Минпромторга нарушить права других участников рынка, не ответили, пояснив, что проект стратегии в ведомство пока не поступал.

Табак и пиво вернут в ларьки

Чиновники хотят вернуть сигареты и пиво в ларьки — согласно их расчетам, прибыльность малого бизнеса без этих товаров падает, количество ларьков уменьшается. Противником этой идеи выступает Минздрав, который считает недопустимой такую близость товара к потребителю. Производители сигарет и пива в ответ утверждают, что дистанция между потребителем и товаром не влияет на потребление.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Минпромторг, Минэкономразвития и Минздрав обсуждают идею возвращения табака и алкоголя в ларьки, об этом «Известиям» рассказал источник на рынке. По его информации, с предложением готова выступить ФАС, а Минпромторг поддерживает службу в этом начинании.

  • — Есть аналитика, показывающая, что запрет на продажу этих товаров повлиял на сокращение количества нестационарных торговых объектов в стране, — добавил он.
  • В ФАС и Минздраве «Известиям» подтвердили факт обсуждения этого вопроса.
  • — Мы выступаем за то, чтобы у малых форматов была возможность продавать табачную продукцию и пиво, это должно быть сделано осторожно, с учетом влияния этих товаров на здоровье людей, — сказал «Известиям» начальник контрольно-финансового управления ФАС Владимир Мышеловин.

С соответствующими поправками может выступить Минпромторг, отмечают в службе. Сейчас ведомство оценивает рентабельность продаж товаров в ларьках.

  1. — Эти результаты будут обсуждаться в июне на экспертном совете при ФАС, в который также войдут крупные табачные компании, — сообщил Владимир Мышеловин.
  2. По данным представителя службы, запрет на продажи сказался на количестве нестационарных торговых объектов (НТО).
  3. — Также после выведения этих товаров резко снизилась прибыльность ларьков, хотя ограничения преследовали благую цель — должно было снизиться негативное влияние на здоровье граждан, — пояснил Владимир Мышеловин.  
  4. По его мнению, необходимо защищать малые форматы.
  5. Это допустимо, уверен он, тем более что в Европе есть опыт торговли пивом и табаком в ларьках.
  6. В Минпромторге и Минэкономразвитии вчера не ответили на запрос «Известий».

В Минздраве «Известиям» сообщили, что не поддерживают подобную инициативу. В ведомстве не смогли предоставить данные по количеству курящих и граждан с диагнозом «алкоголизм» в России.

— Поправки Минпромторга по поводу возврата табачной и пивной продукции в ларьки в Минздрав еще не поступали, — отметили в Министерстве здравоохранения.

Согласно исследованию Ernst & Young в сентябре 2015 года, в России курят классические сигареты 39% населения.

Напомним, запрет на продажу сигарет в киосках, как и ограничение на открытую выкладку табачной продукции, вступил в силу с 1 июня 2014 года.

На торговлю в ларьках табачной продукцией у крупных табачных компаний приходилось 6–20% продукции. С 1 января 2013 года в объектах нестационарной торговли запретили продажу пива.

По данным «Союза российских пивоваров», на продажи этого товара в НТО приходилось порядка 20% производимого в России пива.

  • Крупные табачные компании — JTI, «БАТ Россия» и «Империал Тобакко Продажа и Маркетинг» уверены, что запрет на продажи табачной продукции в киосках привел лишь к перераспределению объемов в пользу крупных магазинов и сетевой розницы.
  • Глава департамента по юридическим вопросам и связям с общественностью «Империал Тобакко Продажа и Маркетинг» Андрей Рогов говорит, что возврат сигарет в киоски не окажет влияния на изменение уровня потребления табака.
  • — Хотя такая доработка закона поддержала бы развитие малого бизнеса в России, а также упростила жизнь курящих россиян, — считает он.

Директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Александр Лютый добавляет, что «наивно полагать, что запрет на продажу сигарет в ларьках заставил кого-то бросить курить». По данным розничного аудита БАТ, треть всех работавших в России киосков закрылась в результате запрета на продажи табака в киосках — 10,5 тыс. НТО из 33 тыс. объектов малой розницы прекратили деятельность.

Между тем доходы курильщиков не успевают за ценой товара — из-за повышения акцизов стоимость сигарет растет слишком быстро, а рынок табака падает. В 2014 году он упал на 9,1%, в 2015-м — на 4,5%, по данным БАТ. В прошлом году, по данным Philip Morris International (PMI), табачный рынок России составил 294,5 млрд сигарет.

В пресс-службе Союза российских пивоваров сказали, что инициативы чиновников по возврату пива в НТО считают вполне обоснованными.

— Этот шаг не скажется на уровне потребления, в последние годы культура потребления пива претерпела значительные изменения, пиво пьют дома, а не в общественных местах, — заметили в союзе. По данным Росстата, за первые три месяца 2016 года российские пивовары произвели 1,57 млрд л пива (+5,5%).

Эксперты не раз отмечали, что табак и пиво — якорные позиции для ларьков. Например, президент Ассоциации киоскеров Владлен Максимов говорил, что до 40% курильщиков заходили и заходят в ларьки и павильоны (в последних пока можно торговать сигаретами) исключительно за табаком и лишь попутно покупают другие товары. 

О порядке осуществления розничной продажи алкогольной продукции, пива и напитков, изготовленных на его основе, в стационарных и нестационарных помещениях

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной  и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, являются алкогольной продукцией.

В соответствии  с пунктом 1 статьи 18 указанного федерального закона, лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением пива и пивных напитков. Таким образом, розничная продажа  пива и пивных напитков не лицензируется.

  • I. Розничная продажа алкогольной продукции, пива и пивных напитков  в стационарных торговых помещениях:
  • Согласно абзацу 1 пункта 6 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие  розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков)  в городских поселениях, должны иметь для таких  целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, а также контрольно — кассовую технику.
  • В соответствии с абзацем 3 пункта 6 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ организации  и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, должны иметь для таких целей в  собственности, хозяйственном ведении, оперативном  управлении или в аренде стационарные торговые объекты и складские помещения, а также контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным законом.
  • Таким образом,  для розничной продажи алкогольной продукции, пива и пивных напитков необходимо наличие стационарных помещений, при  этом для продажи пива и пивных напитков требования к размеру площади не предъявляются.
  • Все ограничения, установленные пунктом 2 статьи 16, указанного федерального закона распространяются  на всю алкогольную продукцию, включая пиво и напитки, изготовленные на его основе.

При оказании услуг общественного питания  не применимы ограничения, установленные абз. 3, 5,7 п.2 статьи 16 указанного закона.

  1. II. Розничная продажа алкогольной продукции, пива и пивных напитков  в нестационарных торговых помещениях:
  2. Согласно абзацу 7 пункта 2 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах запрещена.
  3. Этот запрет не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием  этилового спирта  не более чем 16,5 процента объема в готовой продукции, осуществляемую организациями, и на розничную продажу  пива и пивных напитков, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными  предпринимателями  услуг общественного питания,  а также на розничную  продажу алкогольной продукции, осуществляемую магазинами беспошлинной  торговли (абзац 10 пункта 2 статьи 2 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ).
  4. Таким образом, в нестационарных торговых объектах допускается розничная продажа  алкогольной продукции с содержанием этилового спирта  не более чем 16,5 процента объема готовой продукции, пива и пивных напитков  при оказании услуг общественного питания.

В тоже время,  Департамент  торговли  и услуг города  Москвы в рамках полномочий, представленных ему постановлением Правительства Москвы от 03 февраля 2011 г. № 26-ПП,  своим  распоряжением от 21 августа 2012 г.

№ 136 ограничил розничную  продажу пива, пивных напитков и алкогольной продукции  с содержанием этилового спирта не более чем 16,5 процента объема готовой продукции, исключив их из ассортиментного перечня номенклатуры нестационарных торговых объектов общественного питания.

Распоряжением Правительства РФ от 30 января 2021 г. № 208-р органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано продлевать договоры на размещение нестационарных торговых объектов розничной торговли без проведения тор

30 января 2021 года Председателем Правительства Российской Федерации М. Мишустиным подписано распоряжение № 208-р о неотложных мерах по поддержке малых и средних предпринимателей в сфере торговли.

  • Документ издан в целях обеспечения продовольственной безопасности, стимулирования предпринимательской активности и самозанятости граждан, расширения возможностей сбыта продукции отечественных производителей товаров, увеличения доходов и роста благосостояния граждан в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и содержит следующие рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.
  • 1) оказывать содействие в получении юридическими и физическими лицами необходимого количества мест размещения нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, торговых мест на ярмарках и розничных рынках;
  • 2) продлевать договоры на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли без проведения торгов;
  • 3) обеспечить максимальную доступность торговых объектов для населения, увеличение ассортимента и разнообразия товаров, предлагаемых к реализации юридическими и физическими лицами;
  • 4) содействовать открытию юридическими и физическими лицами новых торговых объектов всех форм торговли, обращая особое внимание на необходимость увеличения количества ярмарок, розничных рынков, торговых мест на них, мест размещения нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, а также предоставления компенсационных мест для размещения таких торговых объектов;
  • 5)  обеспечить крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, занимающимся садоводством, огородничеством, осуществляющим заготовку пищевых лесных ресурсов, возможность реализации указанной продукции в местах с высокой проходимостью, специально отведенных органами местного самоуправления, в том числе с использованием объектов для осуществления развозной торговли, для чего обеспечить выделение необходимого количества мест для осуществления торговли;
  • 6)  обеспечить развитие розничных и оптовых рынков как важнейшей инфраструктуры малого торгового и производственного бизнеса, устранив излишнее администрирование их деятельности, в том числе ограничения по ассортименту реализуемой продукции.
  • При реализации вышеуказанных положений Распоряжения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления необходимо разработать и в 2-месячный срок со дня вступления в силу данного распоряжения принять соответствующие нормативные правовые акты, а также обеспечить широкое информирование населения и хозяйствующих субъектов о новых возможностях для розничного сбыта товаров.
  • Помимо вышеперечисленного, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации надлежит в указанные сроки обеспечить проведение следующих мероприятий:
  • а) осуществление координации работы органов местного самоуправления при исполнении настоящего распоряжения;
  • б) представление в Минпромторг России сведений о принятых нормативных правовых актах, указанных в Распоряжении, в течение 10 рабочих дней со дня принятия таких нормативных правовых актов;
Читайте также:  Изменения в процедуре госрегистрации: сокращённые сроки и типовые уставы ООО

в) обеспечение проведения мониторинга реализации нормативных правовых актов, предусмотренных данным распоряжением, со дня их принятия с последующим представлением информации о проведенном мониторинге в Минпромторг России до 1 апреля 2021 г. и далее ежеквартально.

Итогом исполнения Распоряжения станет доклад Минпромторга России о проведении мониторинга реализации субъектами Российской Федерации в Правительство Российской Федерации, который будет представлен в срок до 1 мая 2021 г.

Курганское УФАС России

30 января 2021 года Председателем Правительства Российской Федерации М. Мишустиным подписано распоряжение № 208-р о неотложных мерах по поддержке малых и средних предпринимателей в сфере торговли.

Документ издан в целях обеспечения продовольственной безопасности, стимулирования предпринимательской активности и самозанятости граждан, расширения возможностей сбыта продукции отечественных производителей товаров, увеличения доходов и роста благосостояния граждан в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и содержит следующие рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.

1) оказывать содействие в получении юридическими и физическими лицами необходимого количества мест размещения нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, торговых мест на ярмарках и розничных рынках;

2) продлевать договоры на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли без проведения торгов;

3) обеспечить максимальную доступность торговых объектов для населения, увеличение ассортимента и разнообразия товаров, предлагаемых к реализации юридическими и физическими лицами;

4) содействовать открытию юридическими и физическими лицами новых торговых объектов всех форм торговли, обращая особое внимание на необходимость увеличения количества ярмарок, розничных рынков, торговых мест на них, мест размещения нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, а также предоставления компенсационных мест для размещения таких торговых объектов;

5)  обеспечить крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, занимающимся садоводством, огородничеством, осуществляющим заготовку пищевых лесных ресурсов, возможность реализации указанной продукции в местах с высокой проходимостью, специально отведенных органами местного самоуправления, в том числе с использованием объектов для осуществления развозной торговли, для чего обеспечить выделение необходимого количества мест для осуществления торговли;

6)  обеспечить развитие розничных и оптовых рынков как важнейшей инфраструктуры малого торгового и производственного бизнеса, устранив излишнее администрирование их деятельности, в том числе ограничения по ассортименту реализуемой продукции.

При реализации вышеуказанных положений Распоряжения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления необходимо разработать и в 2-месячный срок со дня вступления в силу данного распоряжения принять соответствующие нормативные правовые акты, а также обеспечить широкое информирование населения и хозяйствующих субъектов о новых возможностях для розничного сбыта товаров.

Помимо вышеперечисленного, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации надлежит в указанные сроки обеспечить проведение следующих мероприятий:

а) осуществление координации работы органов местного самоуправления при исполнении настоящего распоряжения;

б) представление в Минпромторг России сведений о принятых нормативных правовых актах, указанных в Распоряжении, в течение 10 рабочих дней со дня принятия таких нормативных правовых актов;

в) обеспечение проведения мониторинга реализации нормативных правовых актов, предусмотренных данным распоряжением, со дня их принятия с последующим представлением информации о проведенном мониторинге в Минпромторг России до 1 апреля 2021 г. и далее ежеквартально.

Итогом исполнения Распоряжения станет доклад Минпромторга России о проведении мониторинга реализации субъектами Российской Федерации в Правительство Российской Федерации, который будет представлен в срок до 1 мая 2021 г.

полная версия статьи

О направлении методических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования нестационарной и развозной торговли на уровне субъектов российской федерации от 23 марта 2015

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в рамках реализации Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года, утвержденной приказом Минпромторга России от 25.12.2014 N 2733, направляет для руководства в работе Методические рекомендации по совершенствованию правового регулирования нестационарной и развозной торговли на уровне субъектов Российской Федерации.

Прошу организовать работу по оперативной реализации указанных мер, направленных на развитие данных форматоров торговли на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В.Л.Евтухов

Приложениек письму

от 23 марта 2015 года N ЕВ-5999/08

Рекомендуемые изменения (далее — изменения) призваны внести прозрачность и единообразие в общие принципы регулирования субъектами Российской Федерации сегмента нестационарной торговли (или мелкорозничной торговли).

Изменения подготовлены с учетом позиции общественных объединений предпринимателей, хозяйствующих субъектов, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, поступивших в Минпромторг России в процессе обсуждения информационного письма от 27 января 2014 года N ЕВ-820/08.

Необходимость данных изменений была также выявлена в рамках проведения прокурорского надзора (контроля). Данные изменения коррелируют с геополитикой, вырабатываемой Министерством экономического развития Российской Федерации, в сфере устранения существующих излишних барьеров в области ведения бизнеса.

Целью изменений является устранение пробелов в федеральном регулировании, которые, по общему мнению участников рынка, препятствуют развитию малого торгового бизнеса на цивилизованных, долгосрочных и прозрачных началах и создают почти неограниченные возможности для злоупотреблений в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

Основные положения предлагаемых изменений:

1. Уточнение терминологии и приведение ее в соответствие с современными требованиями рынка.

  • — введение понятия мелкорозничной торговли — торговой деятельности, осуществляемой с использованием нестационарных торговых объектов, мобильных торговых объектов, а также развозная и разносная торговля, и торговля на ярмарках, праздничных и иных разовых массовых мероприятиях;
  • — разделение торговых объектов, не являющихся объектами недвижимости, и торговой деятельности вне капитальных магазинов, на:
  • — нестационарные торговые объекты (далее — НТО) — торговые объекты, не являющиеся объектами недвижимости, представляющие из себя сооружения или конструкции без колес и без функции постоянного перемещения:
  • ________________
  • Хозяйствующий субъект вправе изменить тип объекта (для павильонов и киосков) без изменения его площади и внешнего облика.
  • — некапитальные торговые объекты — сооружения, не являющиеся объектами недвижимости, используемые для предпринимательской торговой деятельности, устанавливаемые или возводимые на длительный срок, демонтаж которых невозможен без причинения им такого ущерба, в результате которого теряются свойства объекта;
  • — киоски и торговые автоматы — небольшие (до 20 кв.м) торговые объекты без зала обслуживания покупателей, используемые для предпринимательской торговой деятельности, хотя и занимающие определенное место на длительный срок, но переносимые на другое место посредством технических средств без потери их свойств и качеств;
  • — постоянно действующие лотки, уличные холодильники для мороженого и прохладительных напитков (не на колесах), сезонные кафе, конструкции для продажи плодоовощной продукции при стационарных магазинах, временные конструкции и площадки — торговые объекты, представляющие из себя легкие, в том числе сборно-разборные конструкции с возможностью неоднократного использования в разных местах, используемые субъектами предпринимательской деятельности;
  • — мобильные торговые объекты:
  • — объекты развозной торговли — торговые объекты на колесах (на базе автомобиля, прицепа, велосипеда), предназначенные для неограниченного количества перемещений в пределах срока своей амортизации и технических характеристик и работы в разных местах:
  • — мобильные торговые объекты на базе транспортных средств — поставленные на учет в установленном порядке ТС, специально оборудованные для торговой деятельности (автомагазины, автолавки, автокафе, автоцистерны, автоприцепы);
  • — мобильные торговые объекты, приводимые в движение мускульной силой человека — велосипеды;
Читайте также:  Допустимо ли в уставе прописать максимально возможный срок избрания ЕИО, а в протоколе прописывать меньший срок?

— торговую деятельность без использования торгового объекта — торговлю с рук — вид торговой деятельности, когда торговля ведется исключительно с рук или с использованием простейших приспособлений, которые торгующий держит в руках или на себе и т.д. (с корзиной, сумкой, иным подобным приспособлением и пр.).

  1. 2. Закрепление в законодательстве субъектов Российской Федерации всех вариантов юридического оформления размещения нестационарных торговых объектов и осуществления развозной торговли:
  2. — договор аренды земельного участка — предпочтительный вариант, если земельный участок уже сформирован и договор заключен, а также если оформление земельного участка возможно по градостроительным нормам;
  3. — в случае нового размещения павильонов более 100 кв.м или этажностью свыше одного этажа оформление договора аренды земельного участка обязательно;
  4. — договор на размещение (эксплуатацию) нестационарного торгового объекта.
  5. Данная форма допускается как альтернатива договору аренды земельного участка для киосков, павильонов, торговых автоматов, сезонных кафе, бахчевых развалов, елочных базаров и прочих объектов, являющихся сооружениями, не демонтируемыми и не вывозимыми с места по итогам торгового дня, а также для лотков сезонного и круглогодичного размещения (постоянно размещаемых на одном и том же месте).
  6. Договор на размещение оформляется также в случаях, когда градостроительные нормы и нормы земельного законодательства не позволяют формирование земельного участка и предоставление его в аренду.
  7. При оформлении договора на размещение объекта указывается конкретное место его размещения.

— уведомление об осуществлении развозной торговли с использованием мобильных торговых объектов (автомагазинов, автокафе, автолавок, автоцистерн и пр.).

В данном случае конкретное место (места) дислокации мобильных объектов не указывается.

Общим условием работы является соблюдение действующих ПДД. Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов вправе определить дополнительные зоны, где допускается функционирование мобильных торговых объектов — механических транспортных средств, исходя из особенности соответствующих территорий.

3. Установление прозрачных правил и требований к формированию и изменению Схемы размещения НТО как инструмента развития малого торгового бизнеса в соотнесении с долгосрочными планами по развитию территорий городов и муниципальных образований:

— схема размещения применяется только для собственно НТО (см. п.1). Развозная и разносная торговля осуществляются не на основании Схемы размещения.

— Схема размещения носит бессрочный характер;

— схема размещения — инструмент систематизации размещения объектов исходя из долгосрочных планов развития территорий и создания комфортной среды для граждан, в том числе для удобства осуществления и развития торговой деятельности, а не средство для административного сокращения количества торговых объектов и ограничения предпринимательской активности.

Следовательно, Схема должна формироваться в том числе исходя из удобства торгового процесса и предпринимательской деятельности. НТО, как и всякая другая торговля, должна тяготеть к общественным пространствам с соответствующим трафиком, а не находиться в стороне от покупателей.

— общий принцип формирования и изменения Схемы размещения — обеспечение развития малых форматов торговли и недопущение сокращения торговых объектов приоритетных (социально значимых) специализаций;

— в Схему размещения подлежат включению все НТО, функционировавшие не менее одного года по состоянию на 1 января 2015 года на основании договоров аренды земельных участков, иных договоров, разрешений, решений и документов в соответствии с правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

— субъекты Российской Федерации утверждают технические требования к размещению новых НТО (далее — Требования к размещению) — четкие и прозрачные правила, где и какого типа НТО можно размещать, исходя из противопожарных правил, норм и правил по безопасности дорожного движения и антитеррористической безопасности. Соответственно, хозяйствующие субъекты, желающие начинать торговый бизнес или развивать существующий, подают заявки на включение выбранных ими мест в Схему исходя из Требований к размещению.

  • Требования к размещению не могут быть сформулированы так, чтобы невозможно было получить место в исторически сложившихся (то есть удобных как для потребителей, так и для хозяйствующих субъектов) местах осуществления торговли в нормальном с точки зрения торгового процесса месте.
  • Наличие стационарных магазинов и иных торговых объектов не может являться препятствием для размещения НТО, если имеются соответствующие запросы хозяйствующих субъектов.
  • Утверждение Требований к размещению и внесение в них изменений не могут повлечь пересмотр мест размещения уже функционирующих НТО, установленных на законных основаниях.
  • — Схема размещения подлежит дополнению новыми местами:
  • — по инициативе хозяйствующих субъектов при наличии запросов от них на открытие новых торговых объектов или
  • — по инициативе органов местного самоуправления для развития экономики территорий, торгового предпринимательства и повышения обеспеченности территорий торговыми объектами, в том числе по результатам мониторинга состояния развития торговли.
  • — По инициативе физического или юридического лица, являющегося собственником, арендатором или пользователем земельного участка, на котором предполагается размещение торгового объекта.

Новые места при этом подбираются исходя из Требований к размещению НТО (см. выше).

  1. — Внесение изменений в Схему размещения в части исключения мест размещения объектов не может повлечь за собой прекращение прав на размещение до предоставления компенсационного места и легальных оснований размещения на нем.
  2. — размещение НТО на земельных участках, находящихся в собственности либо аренде физических или юридических лиц, допускается по договору с собственником (арендатором) земельного участка при условии соблюдения целевого назначения и разрешенного использования земельного участка и градостроительного законодательства (если назначение земельного участка допускает установку и эксплуатацию НТО).
  3. Проект внешнего вида объекта подлежит согласованию с органами местного самоуправления.
  4. Включение НТО в Схему размещения в данном случае осуществляется в уведомительном порядке.
  5. — Не допускается невключение в Схему мест размещения НТО, предлагаемых хозяйствующими субъектами, а также исключение из Схемы существующих объектов по соображениям нецелесообразности их функционирования;
  6. — Схема размещения, а также изменения и дополнения Схемы подлежат публичному обсуждению с участием жителей и предпринимательского сообщества.

4. Закрепление принципа «меняется место — сохраняется бизнес» для обеспечения возможности предпринимателю без потерь продолжать бизнес, если место размещения его НТО требуется для целей развития территории.

Суть данного принципа — если место размещения НТО требуется для развития территории, то об этом заблаговременно уведомляется хозяйствующий субъект и ему, по согласованию с ним, предоставляется равноценное компенсационное место. Для реализации данного принципа:

— субъекты Российской Федерации утверждают четкие и исчерпывающие случаи, когда место размещения НТО требуется изъять для нужд развития территории (а не для нужд частных лиц), а также процедуры принятия подобных решений.

О принятии этих решений должно быть заблаговременно (не менее чем за 1 год) опубликовано и сообщено хозяйствующему субъекту с предложением подобрать компенсационные места в соответствии с Требованиями к размещению НТО (см. выше).

— субъекты Российской Федерации утверждают правила предоставления компенсационных мест. Компенсационные места хозяйствующие субъекты подбирают самостоятельно исходя из Требований к размещению НТО. Органы местного самоуправления обязаны также предложить хозяйствующему субъекту альтернативные варианты, равноценные по месту расположения, трафику, платы за размещение и прочим характеристикам.

— договоры и иные документы, оформленные на прежнее место размещения, должны быть переоформлены соответствующим органом власти на компенсационное место.

5. Внешний вид НТО. Субъектами Российской Федерации устанавливаются нормативные требования к внешнему облику НТО, включающие, при необходимости, чертежи, колористические паспорта и иную техническую документацию, необходимую для того, чтобы любой производитель соответствующих конструкций мог их изготовить.

  • — Указанные требования должны исходить из следующего:
  • i. удобства и функциональности осуществления торговой деятельности (удобства как для хозяйствующего субъекта, так и для потребителя);
  • ii. возможности использования типового серийного торгового оборудования, имеющегося на рынке, широко распространенных материалов;
  • iii. минимизации расходов хозяйствующего субъекта, простоты оформления;
  • iv. неприменения вновь утверждаемых требований к ранее согласованным объектам до истечения 10 лет;

v. возможности смены (модернизации) внешнего облика НТО не чаще чем один раз в 10 лет без замены конструктивных элементов (только модернизация внешнего оформления).

— Субъектами Российской Федерации предусматриваются правила контроля за соблюдением установленных требований к внешнему облику НТО.

6. Специализация НТО, объектов развозной торговли. Приоритетные (социально значимые) товарные специализации:

  1. — социально значимыми товарными специализациями при осуществлении нестационарной торговли считается торговля продуктами питания, в том числе сельскохозяйственной продукцией, а также распространение печатной продукции (когда 80% и более от количества всех предлагаемых к продаже товаров (услуг) от их общего количества, представленных на витринах, прилавках, выставленных на продажу в визуально доступных для покупателя местах, составляет товары одной из обозначенной товарной группы, для торговли печатной продукцией — не менее 50%).
  2. — нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления перечень социально значимых товарных специализаций может быть расширен исходя из специфики и потребностей соответствующих территорий;
  3. — особую поддержку органов власти должны получить организации потребительской кооперации, хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность социально значимыми товарами, обслуживающие посредством мобильных торговых объектов на базе транспортных средств (автолавки, автомагазины) отдаленные, труднодоступные, малонаселенные сельские пункты;

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *