ФНС обновила кодекс вежливости для сотрудников

ФНС сократила сроки камеральной проверки деклараций 3-НДФЛ

ФНС сократила срок проверки деклараций россиян для получения налоговых вычетов до 15 дней, сообщили источники РБК. Мера призвана ускорить возвраты налогов. По итогам 2020 года вычетами воспользовались несколько миллионов человек

ФНС обновила кодекс вежливости для сотрудников

АГН «Москва»

Руководство Федеральной налоговой службы (ФНС) разослало в налоговые инспекции внутреннее распоряжение о необходимости закрывать за 15 дней камеральные налоговые проверки по декларациям 3-НДФЛ, которые граждане подают для получения налоговых вычетов.

Нововведение касается социальных и имущественных вычетов. Раньше на проверки по социальным вычетам давалось три месяца и еще месяц — на перечисление возврата.

По имущественным вычетам с мая 2021 года на проверку отводился один месяц, а еще 15 дней — на зачисление средств.

Об инициативе центрального аппарата ФНС о сокращении сроков процедур РБК сообщили два источника, знакомых с содержанием директивы. Как утверждает один из них, ускорение проверок носит социальное предназначение: так население более оперативно получит возвраты по налогам, что актуально в условиях санкционного давления.

В ближайшее время камеральные проверки действительно будут проводиться в более короткие сроки, подтвердили РБК в пресс-службе ФНС, уточнив, что будет учитываться загрузка сотрудников налоговых органов (ведомство не назвало конкретные параметры сроков). «В текущих экономических реалиях налоговые органы особое внимание уделяют задаче рассмотрения заявлений граждан на получение налоговых вычетов и, как следствие, возврата налога», — сказали в налоговой службе.

Какие бывают налоговые вычеты для физлиц

Налоговый вычет — это сумма, которая уменьшает размер дохода (так называемую налогооблагаемую базу), с которого уплачивается налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Например, налоговый вычет на 1 млн руб. предполагает, что гражданин может либо вернуть 130 тыс. руб. уже уплаченных налогов (по ставке 13%), либо снизить на эту сумму налоговые начисления. Существует несколько типов вычетов:

  • имущественный (полагается при покупке и строительстве жилья и погашении ипотеки, а также при продаже недвижимости). За покупку жилья можно вернуть до 260 тыс. руб., за ипотеку — 390 тыс., при продаже недвижимости — уменьшить НДФЛ на сумму до 130 тыс. руб.;
  • социальные (на благотворительность, лечение, образовательные услуги, занятия спортом, пенсионное страхование и страхование жизни, накопительную пенсию). Совокупно за год максимальный размер вычетов, относящихся к категории социальных, составляет 120 тыс. руб.;
  • инвестиционные (полагаются владельцам индивидуальных инвестиционных счетов, брокерских счетов при долгосрочном владении бумагами и банковских вкладов). Владельцы ИИС могут вернуть по 52 тыс. руб. в год в течение трех лет. Владельцы брокерских счетов получают льготу и могут вывести из-под налогообложения до 3 млн руб. в год. Для банковских вкладов размер вычета зависит от ключевой ставки;
  • профессиональные (можно вернуть часть расходов на ведение частной профессиональной деятельности и создание произведений искусства);
  • стандартные (для льготных категорий граждан и семей с детьми).

На налоговые вычеты имеют право все официально работающие россияне. Но возврату подлежит только сумма уплаченного налога. К примеру, если гражданин претендует на вычет до 120 тыс. руб., но заплатил налогов только на 90 тыс. руб., то именно эта сумма станет предельной.

По данным ФНС за 2020 год (более свежей статистики нет), социальные вычеты разных типов были предоставлены 2,6 млн налогоплательщиков на общую сумму 139 млрд руб.

На получение имущественных вычетов на покупку жилья и по уплате процентов за ипотеку от физлиц было подано 5,3 млн заявлений об уменьшении налоговой базы на сумму 2 трлн руб. По имущественному вычету при продаже имущества подано 1,5 млн заявлений на сумму 1,6 трлн руб.

Общая сумма налога, подлежащая возврату из бюджета по результатам камеральных проверок деклараций о доходах 2020 года по всем типам вычетов, составила 287,7 млрд руб.

Решение налоговых органов о сокращении срока камеральной проверки по предоставлению имущественных вычетов до 15 дней не только актуально и востребовано обществом, но и позитивно для бюджетного процесса, уверен эксперт Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ, директор Ассоциации налоговых консультантов Владимир Саськов. «Таким образом ФНС сокращает срок оборота средств граждан и ускоряет процесс вовлечения их в оборот реального сектора экономики. То есть фактически замороженные в течение одного-трех месяцев средства будут «заходить» в экономику (в частности, в сектор розничной торговли) быстрее», — поясняет собеседник РБК.

С прошлого года ФНС упростила получение имущественных и инвестиционных вычетов (с возникшим на них правом после 1 января 2020 года), сократив процедуру до одного шага — от налогоплательщика требуется лишь заполнить заявление, не направляя декларацию о доходах и другие документы.

Для обоих вычетов сократился срок рассмотрения заявлений и перечисления возврата — с четырех до полутора месяцев.

Нововведение облегчило процедуру тем, кто приобрел жилье по антиковидной программе льготной ипотеки, а также владельцам индивидуальных инвестиционных счетов (в пандемию был инвестиционный бум: по данным ЦБ, число ИИС за 2020 год выросло более чем в два раза, до 3,5 млн штук). На социальные вычеты упрощенная процедура не распространилась.

Те послабления для вычетов вносились через соответствующие поправки в Налоговый кодекс, то есть с прохождением всего законодательного цикла — от внесения в Госдуму до подписания президентом.

Сейчас же ФНС провела инициативу в рамках внутриведомственной директивы, для чего не требуется одобрение парламента. Это обусловлено «стремлением оперативно решить вопрос», полагает Саськов.

Вместе с тем распоряжение не носит временный характер, новые сроки будут соблюдаться постоянно, пояснили источники РБК.

Ранее правительство получило полномочия принимать социально-экономические решения без участия парламента, чтобы быстрее реагировать на вызовы в условиях санкционного давления.

При сокращении срока проверок до 15 дней налоговым инспекциям может не хватить трудовых ресурсов для этих функций, предупреждает ведущий юрист практики «налоговые споры» юрфирмы «Лемчик, Крупский и партнеры» Александр Земченков.

Даже при старых сроках профильные сотрудники часто не успевали получить от налогоплательщиков необходимую информацию. Например, инспекторов могло не устроить качество прикрепленного документа, но была возможность запросить у налогоплательщика более четкую копию, на что требовалось время.

Теперь в подобных случаях инспекторы, рискуя не уложиться в сроки, будут вынуждены закрывать проверку, опасается юрист.

Принимать положительное решение о возврате в спорных ситуациях для инспекторов чревато наказанием в случае ошибки. «При рассмотрении вопроса о вычетах речь идет о возврате денег из бюджета.

За неправомерный возврат сотрудник рискует не отделаться только недовольством руководителя или урезанием премии.

Ошибку могут перевернуть в уголовную плоскость и наказать сотрудника за халатность, злоупотребление должностными полномочиями, если посчитают, что в погоне за соблюдением установленных руководством сроков сотрудник закрыл проверку, [ошибочно] подтвердив право на вычет», — рассуждает юрист.

Чтобы увеличить трудовые ресурсы, налоговые инспекции могут бросать на камеральные проверки работников других отделов, предполагает Земченков.

Это опасно тем, что у непрофильных сотрудников может возникнуть такая логика — откажу в возврате, а если буду не прав, налогоплательщик подтвердит свое право на досудебной стадии спора, говорит эксперт.

«Таким образом, решение об уменьшении срока камеральных проверок при всей социальной направленности этой инициативы может привести к увеличению количества досудебных споров, что вызовет дополнительное недовольство у самих налогоплательщиков», — предполагает он.

Однако Саськов не разделяет эти опасения. По его оценке, основная часть процедуры камеральной проверки осуществляется с помощью цифровых процессов. В пресс-службе ФНС сказали РБК, что расширение сервисов для налогоплательщиков «происходит за счет электронных технологий администрирования».

Регламент вежливости для налоговиков: какой он…

ФНС обновила кодекс вежливости для сотрудников

Вежливость в общении с налогоплательщиками – часть обязанностей контролеров. О том, что ревизоры не могут грубить, игнорировать или, что хуже, угрожать представителям компании, сказано сразу в нескольких законах и документах ФНС. Ирина Михеева, ведущий юрисконсульт ООО «КСК аудит» по просьбе редакции журнала «Расчет» изучила кодекс этики ревизоров и рассказала, что делать, если вы все-таки столкнулись с проявлением грубости.

Налоговым кодексом закреплено основополагающее правило: должностные лица ФНС должны корректно и внимательно относиться к плательщикам, не унижать их честь и достоинство. Об этом прямо говорится в пункте 3 статьи 33 НК РФ.

Кроме этого, существует Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы, документу почти 10 лет.

Кодекс был утвержден приказом ФНС России от 11 апреля 2011 года № ММВ-7-4/[email protected] Этот свод правил служит основой для формирования должной морали в налоговых органах и уважительного отношения к Службе в целом в общественном сознании.

В Кодексе закреплено, что ревизоры должны быть вежливыми, толерантными, беспристрастными и неподкупными.

Кроме прочего, Кодекс обязывает инспекторов воздерживаются от любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений.

Обязывает отказаться от грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений; не использовать угрозы, оскорбительные выражения или реплики, действия, препятствующие нормальному общению или провоцирующие противоправное поведение. Кодекс также запрещает контролерам курение во время служебных совещаний, бесед, иного профессионального общения.

Но на этом список документов, регулирующих правила общения ревизоров с плательщиками налогов, не заканчивается.

В ФНС действует также и Регламент вежливости для налоговых служащих, правила которого изложены в письме ФНС России от 14 июня 2016 года № ОА-4-17/10527 «О повышении качества предоставления государственных услуг».

С этим документом нелишним будет ознакомиться всем представителям бизнеса, кто по роду своих служебных обязанностей встречается с налоговыми инспекторами.

Основные принципы

Предлагаю внимательно изучить письмо, которое упоминалось выше.

Так, например, документ устанавливает следующие основные принципы: общение и разговор по телефону необходимо начинать с приветствия, инспектор должен предложить налогоплательщику представиться и в дальнейшем обращаться к нему исключительно по имени и отчеству, ревизоры должны проявлять вежливость, внимательность, тактичность, доброжелательность и объективность. Ответ инспектора должен быть максимально информативным, подробным и понятным представителю компании. Какие бы то ни было параллельные разговоры инспектора с окружающими людьми во время общения с представителем предприятия запрещены и допускаются только в случае крайней необходимости и максимально оперативно.

Читайте также:  Обучение и выдача сертификатов без лицензии.

Запрещаются высказывания и действия дискриминационного характера в отношении пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений, сотрудникам налоговых инспекций при общении с налогоплательщиками нельзя допускать высокомерный тон, грубить, проявлять заносчивость, некорректность замечаний. Запрещены различные споры, дискуссии и действия, препятствующие вежливому общению с налогоплательщиками.

В случае конфликтного поведения со стороны налогоплательщика должностным лицам, ведущим прием, необходимо принять меры для того, чтобы снять эмоциональное напряжение собеседника, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса.

Если инспектор сам не может ответить на вопросы представителя компании, то он должен перед ним извиниться и направить к тому специалисту, который сможет внятно ответить на вопросы. Это касается не только личных встреч, но и разговоров по телефону. Если для ответа требуется время на подготовку, то инспектор обязан взять номер телефона, извиниться и перезвонить позже с ответом вопрос.

Грубое поведение

За время существования Налоговой службы, несомненно, качество сервиса, предоставляемого ФНС, значительно улучшилось.

Возможность предварительно записаться на прием, наличие просторных операционных залов с автоматической выдачей талонов электронной очереди, переход на электронные сервисы. Эти новации облегчают жизнь бизнеса.

Однако, как и любая бюрократическая машина, работа инспекций время от времени дает сбой и случаются ошибки. Вот неполный список наиболее некорректных действий со стороны налоговиков:

  • не отвечают на телефонные звонки;
  • теряют документы;
  • направляют заявление или исполнительный лист на взыскание налога после того, как компания добровольно уплатила налог;
  • ведут себя грубо;
  • предъявляют незаконные требования по предоставлению сведений и документов, которые не требуются для оказания государственной услуги или иного решения вопроса;
  • отказываются от выполнения должностных обязанностей;
  • требуют оплатить бесплатные услуги и др.

Что бухгалтеру компании делать в одной из ситуаций, описанных выше? Есть ли механизмы воздействия на невежливого инспектора?

Начнем с того, чего делать не надо: рекомендуем не проявлять эмоции, не стоит повышать голос, воздержитесь от оскорблений, старайтесь себя контролировать. Зафиксируйте факт нарушения любым удобным способом.

Сегодня почти у всех есть смартфоны, а аудиозапись и видеосъемка некорректного поведения инспектора не запрещены. Если не получилось снять видео или записать диалог на диктофон, привлекайте свидетелей, если вы находитесь в инспекции, наверняка рядом с вами есть другие посетители.

Кроме того, одним из методов воздействия будет являться подача письменного заявления или жалобы на поведение сотрудника-грубияна. Заявление можно написать в произвольной форме и направить его руководителю территориальной инспекции.

Приложите к заявлению доказательства грубого поведения. Не забывайте, что в своем заявлении нужно избегать высказываний оценочного и оскорбительного характера. Ссылайтесь на пункт 3 статьи 33 НК РФ и письмо ФНС, о котором говорилось выше.

Излагайте только факты, которые должны быть правдивыми.

Ответная реакция

Налоговая служба должна отреагировать на вашу жалобу письменно и принести извинения за действия ревизора, который вел себя грубо.

Если руководитель налогового органа никак не отреагирует на жалобу, то вы можете направить новое заявление, но уже в вышестоящую инстанцию. Если и это не поможет, обратитесь за справедливостью в суд с заявлением о неправомерном действии либо бездействии налоговых органов.

В случае если инспектор требует оплату за бесплатные государственные услуги, необходимо сообщить об этом в правоохранительные органы: прокуратуру, полицию или в ФСБ (по делам о взяточничестве со стороны должностных лиц). Однако для возбуждения дела нужно иметь прямые доказательства: письменные показания свидетелей, аудио- или видеозаписи, копии письменного требования и другие факты.

В настоящее время административный штраф за оскорбление чиновником гражданина по статье 5.61 КОАП РФ составляет от 10 000 до 30 000 рублей. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично показанном произведении или средствах массовой информации, влечет наложение административного штрафа от 30 000 до 50 000 рублей.

Законопроект «антивежливости»

12 сентября 2019 года в Госдуму был внесен законопроект № 792837-7, предусматривающий появление в Уголовном кодексе новой статьи – 286.2. Эта норма закрепляет уголовную ответственность должностных лиц за оскорбление граждан.

Необходимым признаком рассматриваемого состава преступления является совершение преступных действий в момент нахождения чиновника на службе.

Наказание за простой состав преступления: штраф от 500 000 до 800 000 рублей (или в размере заработка чиновника за период от одного года до двух лет); принудительные работы на срок до двух лет; арест на срок до шести месяцев.

В качестве дополнительного наказания к штрафу может применяться также запрет занимать определенные должности (или даже заниматься определенной деятельностью) на срок до трех лет.

За квалифицированный состав предусмотрено более тяжелое наказание. Так, например, если чиновник, оскорбивший гражданина, применил в отношении потерпевшего физическую силу, его ожидает лишение свободы на срок от трех до пяти лет, виновное лицо лишится права занимать свою должность на срок до пяти лет.

На момент подготовки к публикации этой статьи законопроект все еще находился на рассмотрении в нижней палате парламента.

Читать оригинал

Фнс утвердила налоговый этический кодекс

Руководитель ФНС России утвердил Кодекс этики и служебного поведения для сотрудников налоговых органов. Им, в частности, предписано воздерживаться от курения во время служебных совещаний, бесед и общения с гражданами.

Налоговикам велели уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации. Нарушение государственными служащими положений Кодекса «подлежит моральному осуждению».

В России появился Кодекс этики для сотрудников налоговых органов. Он утвержден приказом ФНС России от 11.04.2011 г. № ММВ-7-4/260@. Документ разработан на основании Типового кодекса этики и служебного поведения госслужащих Российской Федерации и муниципальных служащих. Кодекс призван стать основой для формирования должной морали в налоговых органах и уважительного отношения к ФНС России в общественном сознании. Сайт фискального ведомства выделяет ключевые положения кодекса:

…Сотрудники налоговых органов обязаны противодействовать любым проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике.

В частности, один из пунктов документа гласит, что государственному служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

Подарки, полученные государственным служащим в связи с протокольными мероприятиями или со служебными командировками, признаются федеральной собственностью и передаются государственным служащим по акту в налоговый орган, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Кроме этого, сотрудник Федеральной налоговой службы не должен руководствоваться в своих действиях личными, имущественными, финансовыми или иными интересами, которые могут препятствовать добросовестному исполнению им должностных обязанностей. Ему также запрещается использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера.

Госслужащим ФНС России предписывается проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами; воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении ими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, которые могли бы нанести ущерб их репутации или авторитету Федеральной налоговой службы.

Налоговикам велено уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации, а также оказывать им содействие в получении достоверной информации. Сотрудники ФНС должны воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности Федеральной налоговой службы и своего руководителя.

Не допускаются также проявления пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятые замечания и незаслуженные обвинения. Нарушением кодекса будет курение во время служебных совещаний, бесед и служебного общения с гражданами. Отметим, что курение табака на рабочих местах вообще запрещено: об этом говорится в статье 6 Федерального закона от 10.07.

2001 N 87-ФЗ.

Согласно Кодексу, нарушение государственными служащими его положений «подлежит моральному осуждению», а в случаях, предусмотренных федеральными законами, влечет применение мер юридической ответственности.

Вместе с тем, соблюдение положений Кодекса должно учитываться при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.

Если вызывает на допрос налоговый орган — 12 советов от юриста — Право на vc.ru

Советник и адвокат юридического бюро DS Law Денис Зайцев о порядке действий до, во время и после беседы с инспектором.

{«id»:25242,»gtm»:null}

Денис Зайцев

Статистика ФНС и Верховного суда уже какой год рапортует о росте доначислений по результатам налоговых проверок.

Количество контрольных мероприятий уменьшается (в 2016 году проведено 26 тысяч проверок — на 15% меньше показателя предыдущего года), а их результативность растет: по сравнению с 2015 годом по результатам налоговых проверок в бюджет поступило на 103 млрд рублей больше, на 54% вырос средний «ценник» проверки, с 44% до 82% за пять лет увеличился процент решений, принятых в пользу налоговых органов.

При этом один из самых действенных механизмов в выявлении недоимки, который может перечеркнуть все старания собственника бизнеса, привлеченных консультантов и все бумажные доказательства, — это допрос.

Допрашивают топ-менеджеров и собственников, текущий персонал и уволенных сотрудников, руководство и сотрудников контрагентов. Нередко почву для доначислений дают не «отказные» свидетельства и «доносы» обиженных контрагентов и бывших работников, а вполне лояльные бизнесу показания.

Часто сотрудники налогового органа звонят по телефону и высылают приглашения с целью «просто пообщаться». В таких приглашениях часто указывается «просим явиться» и тому подобное.

Здесь следует отметить: единственное основание для приглашения — повестка о вызове на допрос, оформленная в виде официального документа за подписью руководителя и с печатью инспекции со строгим требованием явиться для дачи показаний в качестве свидетеля. От всех остальных приглашений можно отказаться, ответственность за такую «неявку» не наступит.

Также нередко сотрудники инспекции пугают принудительным приводом в случае неявки. Это не так. Налоговый орган вызывает на допрос только в рамках Налогового кодекса, который такой процедуры, как привод, или иной похожей меры не содержит. Привод возможен только в рамках дела об административном правонарушении, о котором вас обязаны предварительно уведомить.

Читайте также:  Центробанк озабочен ростом обналички с корпоративных карт

Даже если вызвали по всем правилам, решение, идти или нет, остаётся за вами. Цена вопроса — штраф в 1000 рублей. Такое решение принимается, как правило, с учетом того, понимаете ли вы цель вызова, готовы ли вы ответить на все вопросы, как такие ответы могут повлиять на вас или, к примеру, на ваших деловых партнеров и допустимы ли такие последствия.

В повестке о вызове на допрос в качестве свидетеля должна быть указана причина вызова. Так вы поймете, для чего вас вызывают и о чём возможно будут спрашивать. Чаще всего вызывают, чтобы получить показания в отношении вас самих как налогоплательщика (организации, акциями или долями которой вы владеете), либо в отношении ваших контрагентов.

Также вызывают работников организации, реже — бывших сотрудников для дачи «уличающих» показаний. Если цель непонятна, вы можете позвонить исполнителю (обычно указывается в повестке) или написать письменное обращение. Не получив вразумительного ответа, можете смело возвращаться ко второй рекомендации.

Если цель вызова ясна, соберите документы по предмету допроса. Эту рекомендацию практически никто не выполняет. И напрасно: ведь на самом допросе документы под рукой помогут точнее вспомнить обстоятельства дела, дать более корректный ответ.

Это поспособствует тому, что вас повторно не вызовут на допрос (а это случается достаточно часто), а также не позволит инспектору додумать что-то за вас. Так, налоговые органы могут сознательно использовать прием по дискредитации показаний в случае, когда вы не можете дать ответ на совершенно очевидный вопрос.

К примеру, отвечая на вопросы вроде «известен ли Вам Иванов Иван Иванович», «подписывали ли Вы документы?» фразами «нет» или «не помню», вы даете налоговому органу шанс заявить о недействительности таких отношений, о создании фиктивного документооборота.

Подобный аргумент может позволить налоговому органу как исключить расходы для целей налогообложения для вашей организации, так и сделать то же самое для вашего контрагента.

Если назначенное для вызова время вас не устраивает, вы можете попросить о переносе. Причина неявки в назначенное время должна быть объяснена, но прикладывать подтверждающие документы не обязательно.

При этом новое время для вызова строго формально должно сообщаться самостоятельно повесткой — её при вашем благосклонном отношении могут вручить непосредственно в инспекции. Однако вы можете потребовать предъявления такой повестки по установленному порядку (почтой, по месту жительства).

Ответ на вопрос о возможности или целесообразности участия юриста на допросе в рамках Налогового кодекса достаточно неоднозначный. Закон прямо не предусматривает, но и не запрещает пользоваться услугами юриста в налоговых правоотношениях.

При этом совершенно точно юрист не может пойти на допрос вместо самого свидетеля, так как здесь важна именно личность вызываемого. По этой же логике юрист не может отвечать вместо свидетеля, но может перед каждой репликой давать слышные только свидетелю советы по каждому из ответов.

Закон не предусматривает и четкой процедуры проведения допроса, что опять же не запрещает представителю свидетеля делать замечания на протоколе от имени своего доверителя (тем более что такая графа в протоколе допроса предусмотрена), а также иным образом защищать его интересы (например, уточняя вопросы сотрудников инспекции, их применимость к цели вызова и тому подобное).

Однако наличие юриста при всей очевидной пользе может сыграть злую шутку:

  • Это может привлечь больший интерес к свидетелю или к предмету допроса.
  • Всё сказанное свидетелем в присутствии представителя (в том числе в интерпретации налогового органа) будет восприниматься как аргумент, имеющий большую доказательственную силу (как «прошедший через юриста»).

Юриста также не стоить брать с собой, если предмет допроса не соответствует уровню ответственности. К примеру, если вызывают, чтобы получить пояснения по контрагенту, с которым заключен договор на незначительную сумму.

Если для этого дела вы приглашаете с собой юриста или адвоката, это может означать, что вы не уверены или даже испытываете страх перед чем-то. Поэтому присутствие юриста в такой ситуации может привлечь больший интерес к свидетелю или к предмету допроса.

Если вы всё-таки приняли решение о привлечении представителя, сделайте следующее: уведомите налоговую о том, что прибудете с представителем, сообщив его ФИО и паспортные данные для пропуска; оформите на представителя нотариальную доверенность (даже если вас вызывают как руководителя организации, который во всех остальных случаях вправе действовать без доверенности).

Здесь поможет использование наиболее коротких фраз. Избегайте оценочных суждений, предположений. Если что-то непонятно — задавайте инспектору уточняющие вопросы. Держите в памяти причину вызова и помните: на вопросы, не относящиеся к предмету вызова, вы вправе не отвечать.

Завершайте свою мысль. Ответы «не помню», «не знаю» лучше не использовать. Вместо этого старайтесь использовать предложения «не знаю, так как это не входит в мои должностные обязанности» или «не могу пояснить, у меня нет перед собой необходимых документов».

Да, вы вправе воспользоваться 51 статьей Конституции РФ и не свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников. Однако это право нельзя использовать повсеместно и по любому поводу.

К примеру, если вас вызвали для допроса в качестве руководителя организации-налогоплательщика и спрашивают про взаимоотношения с контрагентами, которые никак с вами не связаны, пользоваться 51 статьей весьма неуместно.

С другой стороны, если при ответе на вопросы вы каким-либо образом способствуете формированию налоговой претензии, которая может быть ретранслирована на вас лично как на руководителя организации — тогда смело ссылайтесь на Конституцию РФ.

После того, как вопросы у инспектора закончились, не спешите расслабляться, так как далее следует не менее ответственная часть допроса — оформление протокола. Перед тем, как подписать протокол, проверьте текст ваших показаний на предмет правильности и полноты. При необходимости требуйте внести дополнения или изменения.

Подписывайте протокол только в тех местах, на которые укажет сотрудник налогового органа. Не уточняйте, «где ещё нужно подписать».

Важно: получите собственный экземпляр протокола допроса. В некоторых случаях, например, если вас вызвали в качестве руководителя организации-налогоплательщика, протокол допроса не предоставляется. Так у вас на руках останется подтверждение посещения налогового органа.

Бывает так, что сказанное вами и записанное в протоколе искажается в изложении налоговым органом. Чтобы устранить недопонимание, лицо, в отношении которого проводятся мероприятия налогового контроля, может попросить вас пояснить, что означают эти показания. Не отказывайте в такой просьбе — предоставьте письменные пояснение о том, что имелось в виду на самом деле.

Если вас вызвали на допрос по делам вашего контрагента, постарайтесь связаться с представителями контрагента и сообщите о проведенном мероприятии. Это поспособствует налаживанию доверительных связей с вашим контрагентом и создаст позитивную практику b2b-поддержки.

Налоговая вызывает директора и бухгалтера компании на «разговор»: что необходимо знать | Rusbase

Выездных проверок в отношении компаний стало меньше, что заставляет налоговиков использовать новые способы воздействия на бизнес для достижения целевых показателей собираемости. Если раньше вызов в налоговую инспекцию на «разговор» означал вызов на допрос в рамках выездной налоговой проверки, теперь это обыденное событие для налоговиков.

  • Чтобы вызвать налогоплательщика на беседу в отношении него необязательно нужно назначать выездную проверку, достаточно просто пригласить его для дачи пояснений по интересующему проверяющего инспектора вопросу.
  • Какие возможности есть у налоговых органов, если нужно получить устные пояснения у ключевых лиц компании — директора и бухгалтера.
  • Два способа для получения налоговым органом необходимой информации о бизнес-модели и о результатах финансово-хозяйственной деятельности компании при вызове ключевых лиц компаний на «беседу»:
  1. Допрос свидетеля (на основании статьи 90 Налогового кодекса РФ);
  2. Вызов для дачи пояснений (на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ).

Что делать и что необходимо знать?

Налоговый орган вправе вызывать свидетеля (например, директора или бухгалтера) на допрос при проведении в отношении вашей компании следующих контрольных мероприятий:

  • камеральная проверка;
  • выездная проверка;
  • вне рамок налоговой проверки.

На допрос вызывают тогда, когда налоговым органом в рамках предпроверочного анализа деятельности вашей компании установлены факты, свидетельствующие об искусственном занижении размера налогов, которые вы на самом деле должны были уплатить в бюджет. Допрос — в данном случае один способов «цементирования» проверяющим налоговым инспектором доказательственной базы.

Вызывать могут и по иным причинам. Выбор должностным лицом применяемого в отношении компании конкретного контрольного полномочия не всегда может быть основан на правильном понимании принципов работы закона.

Иногда такой выбор может быть продиктован личными корыстными интересами «нечистых на руку» должностных лиц налогового органа. Сбор в отношении бизнеса так называемого «компромата» — стандартная практика проверяющих налоговых инспекторов.

Что такое допрос свидетеля и чем он регламентирован

Допрос — это одно из самых строго регламентированных мероприятий налогового контроля. Речь о том, что при проведении допроса налоговые инспекторы должны четко следовать порядку, установленному Налоговым кодексом, нарушение которого впоследствии может привести к признанию недопустимыми доказательствами, показания опрошенных лиц, связанных с компанией (проверяемым налогоплательщиком).

Важно знать, что на допрос в налоговый орган вызывают только конкретных физических лиц и только по повестке. Крайне необходимо знать права свидетеля при допросе в налоговом органе и последствия неявки на допрос или отказа от дачи показаний, чтобы правильно выбрать тактику поведения при общении с налоговым инспектором.

Основной правовой инструментарий налогового инспектора при допросе свидетеля предусмотрен ст. 90 Налогового кодекса. Разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №57 и актуальная арбитражная практика подскажет, правильно ли налоговым инспектором применяются положения.

Идти или не идти на допрос, последствия отказа от дачи показаний или неявки

Выбор идти или не идти на допрос в налоговую или в итоге прийти и отказаться от дачи показаний есть всегда. Здесь важно понимать последствия того или иного решения.

От дачи показаний в налоговом органе освобождены только лица, указанные в пункте 2 статьи 90 Налогового кодекса.

Остальным остается выбор, явиться для дачи показаний или отказаться от нее, неся риск наступления негативных последствий в виде привлечения к ответственности по статье 128 Налогового кодекса за неправомерный отказ от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний или за неявку либо уклонение от явки без уважительных причин.

  1. Уважительную причину неявки на допрос не рассматриваем — она не отменяет допрос, а лишь отодвигает дату его проведения.
  2. В последнее время проверяющие налоговые инспекторы очень часто стали путать и смешивать между собой положения уголовно-процессуального и налогового законодательства и подменять последнее нормами первого.
  3. Мы держим в уме один немаловажный момент, если при допросе в налоговом органе присутствует сотрудник полиции, вы вправе отказаться от дачи объяснений в его присутствии на основании пункта 3 части 1 статьи 13 Закона о полиции либо на основании статьи 51 Конституции.
  4. Важно об этом помнить и дать понять проверяющему налоговому инспектору о том, что вы в курсе, как правильно применяется закон и что возлагать свои полномочия на сотрудников полиции путем дачи им отдельного поручения об осуществлении мер налогового контроля (в рассматриваемом случае — допроса) по Налоговому кодексу РФ является недопустимым.
Читайте также:  ЦБ признал проблему незаконной блокировки счетов бизнеса

Для справки: Свидетеля нельзя привлечь к уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний или за отказ от дачи показаний в рамках налоговой проверки. Об этом говорится в статьях 307 и 308 Уголовного кодекса РФ. Указанные статьи применяется только в случаях, когда свидетель дает показания в суде или в ходе производства по уголовному делу о налоговом преступлении.

Сама ФНС подтверждает это в своем Письме от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 (с изм. от 15.01.2019): «Необходимо учитывать, что административная ответственность (КоАП РФ) и уголовная ответственность (Уголовный кодекс) свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены».

Еще одно исключение, которое имеем в виду — недопустимость вызова свидетеля на допрос после завершения налоговой проверки. Так как суд с большей долей вероятности признает протокол такого допроса недопустимым доказательством, привлечение к ответственности за неявку или отказ от дачи показаний можно будет оспорить.

Рекомендации

Если вызова на допрос в налоговую избежать не удастся, лучше подготовиться к нему так, чтобы не оставить проверяющему налоговому инспектору простора для возможных злоупотреблений. Ни в коем случае не рекомендуется недооценивать сотрудников налогового органа.

Необходимо заранее быть готовым к возможному противодействию возможным психологическим манипуляциям, давлению и ухищрениям со стороны проверяющих в отношении допрашиваемых лиц. И не так важно, кого вызывают на допрос в налоговый орган, директора и бухгалтера компании или ее обычных работников.

Если не уверены, что справитесь сами, лучше воспользоваться помощью квалифицированного специалиста, имеющего профессиональный опыт общения с сотрудниками налоговых органов. И держим важные выводы из арбитражной практики в уме, чтобы адекватно оценивать возможные негативные последствия выбора соответствующей тактики поведения при общении с проверяющим.

Вызывают для дачи показаний

Итак, вы бухгалтер небольшой компании, ваше утро начинается с прочтения новостей, чая, ну и, конечно, просмотра сообщений в личном кабинете программной среды, которую используете для отправления отчетности и других сообщений и уведомлений в адрес налогового органа.

В одно утро  вы видите уведомление от налогового органа со следующим содержанием:

«Инспекция ФНС № 00 по г. Москве в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ вызывает на основании настоящего уведомления в налоговый орган, находящийся по адресу:…».

«В связи с проведением мероприятий налогового контроля в отношении выявленных расхождений типа разрыв в декларациях НДС за такой-то квартал такого-то года, необходимо явиться Генеральному директору и Главному бухгалтеру ООО „БОЛЬШОЙ БОЛТ“ …».

Вы хватаетесь за голову и бежите к директору со словами: «Шеф, все пропало, все пропало! НДС и расходы снимут! Уголовной ответственностью будут грозить».

Если вы полностью уверены в своей правоте и не совершали ничего плохого, на разговор в налоговый орган для дачи пояснений необходимо обязательно идти.

Что такое вызов для дачи пояснений

Вызов для дачи пояснений — это разговор «по душам», цель которого — заставить вашу компанию заплатить в бюджет больше, чем она на самом деле должна.

Основная причина вызова директора и бухгалтера компании на разговор в налоговую одна — чаще всего контрагент вашей компании не заплатил налог на добавленную стоимость.

Иногда бывают вопросы, связанные с размерами официальных зарплат работников либо спрашивают о финансовом результате.

В последнее время вызов для дачи пояснений на практике выглядит самым обычным побуждением компании к добровольной уплате налогов через вызов для дачи пояснений.

Важно знать, что при вызове для дачи пояснений вызывают налогоплательщика — то есть уполномоченного представителя компании, а не конкретных физических лиц, как при допросе свидетеля по статье 90 Налогового кодекса.

Это важное отличие вызова для дачи пояснений от допроса. Права и обязанности налогоплательщика при вызове для дачи пояснений отличаются.

Право налогового органа на вызов налогоплательщика предусмотрено на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса.

Как правило, под предлогом дачи пояснений компанию будут вежливо просить заплатить в бюджет то, что не заплатил контрагент. Комиссии по легализации (хотя формально ФНС отказалась от использование этого термина в 2020 году) или «вежливое» побуждение на сегодняшний день является действенным инструментом запугивания компаний со стороны налоговых органов.

Рекомендации и правовые последствия неявки в налоговый орган для дачи пояснений

Рекомендации при общении с налоговым инспектором при вызове для дачи пояснений будут отличаться от тех, которые можно было рекомендовать для использования при вызове свидетеля на допрос. Также и последствия неявки для дачи пояснений будут иные, нежели чем при неявке на допрос или отказ от дачи показаний.

В случае отказа от явки в налоговый орган для дачи пояснений предусмотрена административная ответственность (статьей 19.4 Кодекса об административных правонарушениях). Есть конечно и «параналоговые» риски при отказе от явки для дачи пояснений, связанные с последствиями возможного назначения тематической или выездной проверки.

Но если компания действовала добросовестно, не ставила целью получение необоснованной налоговой выгоды и все названное может подтвердить, общаться с проверяющими или нет — на усмотрение лиц, принимающих решения в компании.

О практике побуждений можно говорить много, но остановимся на общих рекомендациях, которые можно дать директорам и бухгалтерам компаний при вызове в налоговый орган для дачи пояснений.

Налоговые инспекторы при вызове директора и бухгалтера компании для дачи пояснений будут применять различные манипуляции и играть на их страхе привлечения к уголовной или субсидиарной ответственности. Никакой «самодеятельности» — явка в налоговую для дачи пояснений только с юристом или адвокатом.

Адвокат — только особый статус, позволяющий участвовать в уголовном производстве. В обычных налоговых правоотношениях статус значения не имеет. Главное — квалификация лица, оказывающего вам правовую помощь при общении с налоговыми инспекторами.

Важно четко понимать, каков потенциальный размер недоимки, которую вам могут вменить и держать в уме основную мысль, что если размер предполагаемого ущерба составляет 15 миллионов рублей и выше, необходимо учитывать риски привлечения к уголовной ответственности по статье 199 УК.

Директору и бухгалтеру также необходимо понимать основания для возможного последующего привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам компании. Обстоятельства, предшествующие возникновению оснований для привлечения директора компании, будут оцениваться судом.

Усмотрит или не усмотрит суд такие основания — вопрос доказывания.

Бухгалтеру в отличие от директора немного проще, на этапе допроса или дачи пояснений от лица компании он может прибегнуть к части 3 статьи 9 ФЗ «О бухгалтерском учете», напомнив проверяющему налоговому инспектору, что на бухгалтера возложено ведение бухгалтерского учета и он не несет «ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни».

Вывод

Адекватная оценка последствий неявки на беседу или отказа от дачи пояснений в последующем поможет избежать негативных последствий для компании при общении с налоговыми органами.

Любые преждевременно принятые решения могут оказаться ошибочными. Как известно, ошибочными являются решения, принятые в условиях неосведомленности или неполной осведомленности, либо ошибочности предположений о возможном варианте развития событий.

 Natee Meepian / Shutterstock

Обязан ли я явиться в налоговую как свидетель, если работодатель против?

Налоговая прислала мне повестку — вызывают свидетелем по выездной налоговой проверке компании, в которой я работаю инженером. Мой работодатель против того, чтобы я туда шел.

Как мне правильно поступить?

А.

Работодатель может быть хоть десять раз против вашего визита в налоговую, но если вы предъявили ему повестку о вызове на допрос, то он обязан не только отпустить вас в назначенный день, но еще и выплатить вам средний заработок за время отсутствия на работе.

В противном случае работодателю грозит штраф от трудинспекции — от 30 000 до 50 000 Р.

Вас же ИФНС наверняка оштрафует на 1000 Р за неявку на допрос без уважительной причины. То, что работодатель не пускает вас в налоговую, такой причиной не является — так считают суды.

Сумма штрафа небольшая, но это не повод игнорировать повестку, ведь налоговики могут направить запрос в полицию об оказании содействия в розыске и приводе необходимого им лица. И тогда вам все равно придется явиться в инспекцию, но уже под конвоем.

  • Расскажу подробнее про допрос: как он должен проходить, как оформляется и как лучше себя на нем вести.
  • Допрос свидетелей входит в перечень мероприятий налогового контроля наравне с истребованием документов, их выемкой, а также осмотром территорий и помещений.
  • Налоговые инспекторы активно практикуют допросы как при выездных и камеральных проверках, так и в ходе встречных проверок контрагентов компании.
  • Вот кого налоговики допрашивать не могут:
  1. Малолетних, то есть детей, которые не достигли 14 лет.
  2. Лиц, которые не могут правильно воспринимать обстоятельства дела из-за физических или психических недостатков. Это, например, слабослышащие или психически нездоровые люди.
  3. Адвокатов, нотариусов, аудиторов и др. — тех лиц, которые получили необходимую налоговикам информацию во время исполнения своих обязанностей, и эта информация относится к профессиональной тайне.

Ищем выходы из сложных ситуацийИ помогаем читателям не потерять деньги. Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить свежие статьи

Инспекторы могут допросить свидетеля:

  1. в помещении налоговой инспекции. На этот вариант ФНС ориентирует своих подчиненных, и в таком случае свидетеля вызывают повесткой;
  2. по месту жительства или пребывания свидетеля. Обычно это происходит в случае его болезни, преклонного возраста, инвалидности или по иной уважительной причине.

Но иногда случается, что налоговики проводят допрос прямо на улице. По мнению Верховного суда, показания, которые они получили таким образом, тоже считаются допустимыми.

Бывает, что нужный свидетель находится в другом регионе, а специально командировать туда налогового инспектора у ИФНС не получается. Тогда проверяющая налоговая может перепоручить провести допрос той ИФНС, к которой относится место проживания или пребывания свидетеля.

Получается, допрос нельзя проводить по телефону или электронной почте.

Общая продолжительность допроса в течение дня не должна превышать 8 часов.

Главное правило поведения на допросе — лучше недоговорить, чем сказать лишнее. Можно просто отвечать «не знаю», «не помню», «не уверен» и т. д. Это не будет считаться отказом давать показания.

Помимо того что работодатель не пускает на допрос, вот еще на что бесполезно ссылаться, оправдывая свою неявку:

  1. Командировка. Например, Нижегородский областной суд счел командировку свидетеля неуважительной причиной неявки на допрос и штраф 1000 Р отменять не стал.
  2. Допрос проходит в ИФНС, где свидетель не состоит на учете, но зарегистрирована организация, руководителем которой он был ранее. То, что свидетель больше не имеет отношения к фирме, не является уважительной причиной неявки на допрос — так считает Мосгорсуд.
  3. Свидетель ранее уже давал свои показания по этому же делу. Эту причину счел неуважительной Суд ЯНАО и также не стал отменять штраф за неявку на допрос.
  4. В повестке не указано, какое именно мероприятие налогового контроля проводится, а сама повестка не соответствует установленной форме. Мосгорсуд считает, что это не влияет на то, что налоговая известила свидетеля о необходимости явиться на допрос, поэтому штраф за неявку правомерный.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *