«Да ладно, ИП никогда не победить в госзакупке, там всё схвачено», — периодически читаем мы на форумах предпринимателей. А опыт наших клиентов показывает, что это не так.
Запускаем серию статей для ИП, которые никогда не участвовали в закупках. Разберем весь процесс по шагам. На выходе у вас будет полноценная инструкция.
- 1. Теория о госзакупках
- 2. Проверка востребованности ваших товаров и услуг
- 3. Оформление КЭП и аккредитация на электронной площадке
- 4. Открытие спецсчета и банковские гарантии
- 5. Поиск подходящего тендера и подготовка документов
- 6. Подготовка и подача заявки
- 7. Участие в аукционе и исполнение контракта
Ориентируемся на новичков в закупках и рассказываем всё простым языком, чтобы было проще сориентироваться. Поэтому для экспертов в закупках статья может показаться упрощенной.
Какие бывают госзакупки
В разных статьях о госзакупках под одними и теми же словами могут подразумевать разные вещи. Чтобы не запутаться, сначала договоримся о терминах.
В России бюджетные учреждения и госкомпании не могут просто так купить товары или услуги. По закону они должны провести что-то вроде турнира по всем правилам: разработать критерии закупки, провести тендер, выбрать лучшее предложение и определить победителя. Только после этого можно подписать договор и работать.
Все так устроено, чтобы компании работали честно: заказ получил исполнитель с лучшими условиями, а не чей-то родственник. Конечно, там много нюансов.
В зависимости от заказчика, госзакупки можно разделить на два вида. Они регламентируются разными законами. Это важно знать, потому что для каждого вида закупок действуют свои правила:
По способу проведения госзакупки тоже различаются. Там много деталей, вот самое главное:
Если хотите чуть больше углубиться в тему, почитайте статью в Т—Ж про тендеры.
Какую закупку выбрать
Проще начинать с госзакупок по 44-ФЗ. Победителя выбирают с помощью электронного аукциона. О них мы будем рассказывать больше всего.
Может показаться, что раз главное — цена, то заказчик заранее может с кем-то договориться и тогда всем остальным нет смысла участвовать. Но не все так просто.
Аукцион проходит в режиме реального времени на специальном сайте — электронной торговой площадке. Все участники делают ставки анонимно: никто не знает, кто именно снижает цену. Победителем становится тот, чью цену никто не перебил за 10 минут.
Получается, даже если заказчик с кем-то и договорится заранее, на аукционе может появиться участник, который снизит цену и в итоге заберет закупку. Большое и необоснованное снижение цены называют демпингом. Например, в этой закупке на поставку бумаги цена контракта за 6 минут снизилась почти на 1,3 млн рублей:
Госзакупки и малый бизнес
Для малого бизнеса есть ряд преимуществ — они появились, чтобы ИП и небольшим компаниям было выгоднее участвовать в госзакупках. Рассмотрим основные плюсы.
Часть закупок — только для малого бизнеса. По закону государственные учреждения обязаны закупаться у малого бизнеса. По 44-ФЗ эта квота составляет не менее 15% от всего объема закупок в год. Причем часть тендеров должна быть организована только для малого бизнеса.
Схалтурить сложно: школы, больницы и все остальные бюджетные учреждения регулярно отчитываются о проведенных закупках на сайте госзакупок.
Например, многофункциональный центр из Североморска закупил у малого бизнеса и социально ориентированных организаций почти 25% всех товаров и услуг:
Короткие сроки оплаты. Заказчик обязан рассчитаться с представителем малого бизнеса в течение 15 рабочих дней после подписания акта приемки. С исполнителями, которые не относятся к малому бизнесу, заказчик может рассчитываться в течение 30 дней.
Сроки должны быть зафиксированы в контракте, обязательно это проверьте. Если не нашли — попросите добавить, отказать вам не имеют права. Этот пункт в контракте может выглядеть, например, так:
Какие ИП могут участвовать
Чтобы воспользоваться этими льготами, ИП должен относиться к малому бизнесу. Требования здесь такие:
- численность сотрудников не больше 100 человек;
- годовая выручка до 800 млн рублей.
Особых ограничений нет — можно участвовать почти везде, где захочется.
Даже пакет документов для ИП проще, чем для крупных компаний: в большинстве случаев достаточно паспорта и выписки из ЕГРИП.
Для некоторых видов бизнеса нужны лицензии, например для телевещания или частной охранной деятельности. А для строительства — членство в саморегулируемой организации (СРО). В этом случае при закупке у участников проверяют наличие лицензии или членства. Обычно у ИП, работающих в таких сферах, все это есть. А если нет — они могут их оформить.
Если лицензия нужна, это всегда указано в требованиях к участникам. Вот пример из закупки лекарственного препарата:
Изменения в госзакупках с 2022 года: новые правила в законе № 44-ФЗ
В начале июля было принято несколько законопроектов, которые значительно изменят порядок закупок по закону № 44-ФЗ. Главное: закупки станут проще и быстрее. Уменьшатся сроки оплаты, упростится документооборот, изменятся процедуры закупок. Подготовили для вас краткий разбор основных изменений.
Сократятся сроки оплаты по всем контрактам
С 1 января 2022 года у заказчика будет меньше времени на оплату исполненного контракта. Сроки сократятся и для малого бизнеса, и для остальных поставщиков.
Только малый бизнес | 15 дней | 10 дней | 7 дней |
Все | 30 дней | 15 дней | 10 дней |
Увеличится количество закупок для малого бизнеса
Вырастет обязательная доля закупок у СМП и СОНКО — с 15 до 25% совокупного годового объема закупок.
Это хорошо для малого бизнеса, потому что в закупках для этих категорий участников есть льготы по предоставлению обеспечения и по срокам оплаты. Средний и крупный бизнес к таким закупкам не допускается, небольшие компании конкурируют между собой и получают шанс заработать на госконтрактах.
Способов закупки станет меньше
Сократится количество способов закупки. Сейчас действует 11 способов закупок — во всех свои правила для заказчиков и участников. С 2022 года останется три способа: конкурс, аукцион, запрос котировок в электронной форме.
Больше не будет двухэтапного конкурса, конкурсов с ограниченным участием и запроса предложений.
Это удобно для поставщиков: чем меньше способов закупки, тем проще разобраться и меньше шансов запутаться в правилах.
Изменятся процедуры проведения закупок
Все конкурентные процедуры будут радикально перестроены — с нынешними у них только названия останутся общие.
Например, электронный аукцион станет проще и быстрее.
Заявка | Из двух частей | Единая заявка |
Можно внести изменения в извещение | Не позже, чем за 2 рабочих дня до окончания срока подачи заявок | Не позже, чем за 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок |
Время на подачу ценового предложения | 10 минут | 4 минуты |
Общее время торга | Не ограничено | Не больше 5 часов |
Требования к заполнению заявки на участие в электронном аукционе и в электронном запросе котировок будут одинаковыми, отличаться будет только срок и способ подачи ценового предложения.
Документы станут электронными
Часть документов нужно будет оформлять и подписывать в электронном виде. В ЕИС появятся специальные формы, чтобы заполнить и подписать:
- акт приемки товара, работы или услуги;
- односторонний отказ от исполнения контракта;
- обжалование.
Проект контракта тоже нужно будет формировать прямо в ЕИС — тоже в специальной форме. Это нововведение появится 1 апреля 2023 года. Сейчас проект контракта можно посмотреть только в файле в формате .doc — заказчик прикрепляет проект к извещению.
Основная информация по закупке сейчас подгружается отдельными файлами. Скачивать каждый файл — долго и не очень удобно
Документация о закупке будет отменена
Часть документов вообще больше не понадобится. В открытых конкурентных электронных процедурах не будет документации. Требование к заявке и инструкция по ее заполнению станут частью извещения об осуществлении закупки.
В большинстве случаев извещение о закупке станет основным документом, в котором будет вся информация. Сейчас пока не так: в извещении содержится только общая информация, а важные детали нужно искать в закупочной документации, которую заказчик прикрепляет к извещению.
Документация о закупке потребуется лишь для закрытых конкурентных процедур — закрытого конкурса или закрытого аукциона.
Появится универсальная предквалификация
Универсальная предквалификация — это ограничение для участников закупок стоимостью свыше 20 млн рублей. В таких закупках смогут принять участие только поставщики с успешным опытом исполнения контракта стоимостью не менее 20% от начальной максимальной цены контракта.
Заказчик объявляет закупку с ценой 25 млн рублей. К участию в закупке примут заявки только тех поставщиков, которые за последние три года исполнили госконтракты на сумму от 5 млн рублей.
Эта мера удобна не столько для поставщиков, сколько для заказчиков, которые проводят закупки на крупные суммы. В таких закупках важно выбрать надежного поставщика, который не уклонится от подписания контракта и ответственно исполнит его.
Обеспечение заявки будет встречаться чаще
Изменения по обеспечению коснулись запроса котировок: заказчик будет обязан требовать обеспечение заявки на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 млн до 3 млн рублей. А обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн рублей.
https://www.youtube.com/watch?v=V0N5wHSOE3Q\u0026t=9s
Сейчас заказчики не обязаны требовать обеспечение заявки в запросе котировок, это только их право.
Появятся независимые гарантии
Сейчас участники закупки вместо денег могут предоставить для обеспечения контракта банковскую гарантию. Приобрести такую гарантию можно только в банке, у которого есть соответствующая лицензия.
В 2022 году участники закупки смогут приобретать независимые гарантии у государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ». А в закупках для малого бизнеса участники смогут получать гарантии у региональных гарантийных организаций.
Кроме того, участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогу предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.
Это далеко не все изменения в госзакупках, которые начнут вступать в силу с 1 января 2022 года. Но уже сейчас видно, насколько проще и понятнее станут закупки и для поставщиков, и для заказчиков.
Если мы не затронули нововведение, которое вам интересно, но непонятно, — пишите на secrets@tinkoff.ru. Наши эксперты ответят на все вопросы.
Большие закупки у малого бизнеса | Решения на РБК+
ТАСС
Участие малых и средних предприятий в госзакупках — один из самых востребованных форматов господдержки бизнеса. Однако для расширения доступа предпринимателей к госзаказу требуется внедрение дополнительных механизмов.
Одной из наиболее действенных мер поддержки спроса на продукцию малых и средних предпринимателей (МСП) и наращивание ими объемов производства в условиях сниженного платежеспособного спроса населения стал государственный заказ.
«Подрядчики, участвуя в госзакупках, считают себя защищенными от действий недобросовестных контрагентов, как это часто бывает между коммерческими организациями, когда затягиваются сроки оплаты выполненных работ, поставленных товаров, оказанных услуг. В случае с государством все кажется стабильнее: оно не обанкротится, не сбежит, не уклонится», — говорит руководитель антимонопольной практики консалтинговой компании RBS Анастасия Яремчук.
Госзаказ для предприятий МСП реализуется в рамках контрактов по 44-ФЗ (закупки госучреждений) и 223-ФЗ (закупки госкомпаний, в которых не менее 50% принадлежит государству).
Также малым и средним предпринимателям доступны заказы сектора ЖКХ, в том числе на капремонт жилых домов.
Малые предприятия выполняют самые разнообразные виды работ: некрупные строительные и ремонтные работы для федеральных ведомств и муниципалитетов, услуги в сферах ИТ, безопасности и клининга, обслуживания школьных столовых, транспорта, логистики и т.д.
Очевиден прогресс в доступе МСП к госзаказу за последние несколько лет. Так, закупки у МСП в сфере государственного и муниципального заказа в 2018 году (по сравнению с 2017-м), по данным Минфина РФ, увеличились с 15,4 до 29,7% в общей структуре госзаказа.
Согласно данным Корпорации МСП, объем госзакупок у компаний из сегмента МСП за два года вырос с 1,51 трлн руб. в 2016 году до 3,25 трлн руб. в 2018-м. Количество номенклатурных позиций за три последних года также увеличилось в десятки раз.
Косвенным свидетельством расширения участия МСП в системе госзакупок может служить и статистика банковского сектора по выданным гарантиям для участия в них. Так, по оценке сервиса Fintender.
ru (принадлежит Совкомбанку), за последние три года увеличилась доля банковских гарантий бизнесу (для участия в госзакупках по 44-ФЗ) на сумму до 100 тыс. руб. Если в 2016 году она составляла 48% всех гарантий, то уже в 2017-м находилась на уровне 53%, а в 2018-м достигла 54%.
Основная причина, как отмечали в Совкомбанке, увеличение доли более мелких контрактов.
Квоты для МСП
По сравнению с муниципальными и государственными заказчиками компании с госучастием демонстрируют несколько меньшую динамику сотрудничества с МСП. Доля их заказов у малого бизнеса по итогам прошлого года составила 12,1%, что на 0,9% больше, чем годом ранее.
Сразу несколько госкорпораций существенно расширили сотрудничество с малым бизнесом.
Однако так происходит далеко не везде, говорит председатель комитета по финансовым рынкам «Опоры России» Павел Самиев: «Основная цель госзакупок — прежде всего повышение их эффективности, а поддержка МСП — важная, но не первостепенная задача в этой системе».
В некоторых случаях на крупных проектах, по его словам, малый бизнес — даже целым пулом малых предприятий — не всегда может справиться с задачами. «В этих случаях крупный подрядчик может объективно оказаться более эффективным», — говорит Павел Самиев.
При этом, по данным Корпорации МСП, более 67% в общем объеме госзакупок у малых предприятий занимает продукция производственного назначения, в том числе более 12% — инновационная, высокотехнологичная продукция.
Кроме того, предприниматели, опрошенные «Опорой России», заявляют, что более 50% заказов приходится на квалифицированных генподрядчиков, а не на прямых заказчиков, в результате чего значительная часть прибыли по таким заказам остается у них, а не у компаний МСП.
В Минэкономразвития уверены, что повышение с Нового года квот на участие МСП в госзаказе будет способствовать росту участия малого и среднего бизнеса в госзакупках напрямую: «Это позволит увеличить объемы закупаемых товаров, работ и услуг у данной категории лиц, а также будет способствовать прямому доступу к закупкам большего количества предпринимателей».
Сегодня общая стоимость договоров отдельных категорий заказчиков, заключенных по результатам закупок, участниками которых могут быть только субъекты МСП («спецторги»), должна составлять не менее 15% совокупного годового объема; в свою очередь, общая квота для субъектов МСП составляет 18%, отмечают в пресс-службе Минэкономразвития.
Со следующего года, по данным ведомства, общая квота по закупкам у субъектов МСП должна вырасти до 20%, а квоты по «спецторгам» — до 18%.
Соответствующее постановление правительства РФ было принято в рамках реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в августе этого года и вступит в силу 1 января 2020 года.
Утром деньги
Правительство принимает меры и для сокращения сроков оплаты госзаказа. В сентябре этого года было подписано постановление, сокращающее до 15 дней максимальные сроки оплаты и по 228-ФЗ. Документ вступает в силу 1 января 2020 года и будет распространяться на все вновь заключаемые контракты.
Напомним, что в настоящий момент максимальный срок оплаты поставленных в рамках закупок товаров, работ и услуг субъектами малого и среднего предпринимательства не должен превышать 15 дней по 44-ФЗ и 30 дней — по 228-ФЗ.
Однако поставщики от МСП нередко сталкиваются с несвоевременной оплатой выполненных ими обязательств. Заказчики нарушают ее сроки либо предусматривают такие условия, когда поставщик вынужден месяцами ждать денежных средств.
Отсрочка оплаты в 60, 90 дней либо отказ принимать уже исполненные работы или поставленные товары — серьезная проблема для бизнеса, отмечает уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов.
Свою роль в решении проблемы несвоевременной оплаты может сыграть и введение системы эскроу-счетов по аналогии с уже действующей в долевом строительстве, считает Борис Титов.
С инициативой введения схемы расчета, когда заказчик заранее перечисляет полную сумму контракта на специальный эскроу-счет, а исполнитель (малое предприятие) получает доступ к этому счету после выполнения всех работ, выступает аппарат уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей.
- По мнению Минэкономразвития, введение нового финансового инструмента в форме счетов эскроу не решит проблему ненадлежащего исполнения обязательств заказчика по оплате в рамках заключенных договоров.
- При этом данная система существенно усложнит участие в закупочной процедуре как поставщика, так и заказчика, а также может привести к снижению уровня доступа поставщиков к закупкам.
- Рассмотрение вопроса о внедрении счетов эскроу в сфере закупок, считают в ведомстве, возможно после анализа правоприменительной практики данного механизма в сфере долевого строительства.
Госзакупки для малого бизнеса: что нового ждёт тех, кто работает с государством — Торговля на vc.ru
{«id»:328916,»gtm»:null}
С 1 января 2022 году вступят в силу поправки к закону 44-ФЗ. Они существенно изменят процедуру участия в торгах: способы закупок сократятся, доля закупок для малого бизнеса увеличится, а некоторые тендеры смогут выиграть только успешные исполнители. Почитайте о главных изменениях, которые ждут тех, кто работает с государством.
Способов закупок останется всего три
Государство стремится упростить и ускорить процедуру электронных торгов, поэтому останутся наиболее востребованные среди участников торгов способы закупок. Вместо одиннадцати доступных ранее способов будет действовать только три:
- аукцион;
- конкурс;
- запрос котировок.
Такие способы закупок, как двухэтапный конкурс, запрос предложений и конкурс с ограниченным участием, перестанут действовать.
Самый популярный способ закупок, с которым работает большинство предпринимателей, будет проходить быстрее и проще. Ключевые нововведения — в таблице.
На практике это означает, что участники будут быстрее делать ставки и сильнее сбивать цену, а аукцион выиграет тот, кто последним сделает предложение.
У небольших компаний и некоммерческих организаций будет больше шансов выигрывать тендеры. По задумке государства, это поддержит мелкие ИП и ООО в период пандемии, позволит им сильнее конкурировать и больше зарабатывать.
В будущем доля закупок для малого бизнеса станет ещё больше.
Подтверждать статус субъекта МСП дополнительно не придётся: система будет определять его автоматически.
Сроки получения оплаты по контрактам для разных категорий участников сократятся.
Для закупок среди предприятий малого бизнеса и некоммерческих организаций срок составит 10 рабочих дней после подписания закрывающих документов. Для закупок среди всех участников — рабочих 15 дней.
При этом государство планирует ещё больше сократить сроки. Предполагается, что с 2023 года малый бизнес и некоммерческие организации будут получать деньги за работу в течение рабочих 7 дней. Если закупка проводилась для всех участников, то исполнитель получит оплату в течение рабочих 10 дней.
Сейчас участники торгов предоставляют банковскую гарантию, чтобы подтвердить обеспечение контракта. С 2022 года предпринимателей обяжут использовать независимую гарантию.
В отличие от банковской независимую гарантии можно будет получить в некредитных учреждениях, например в госкорпорации развития «ВЭБ.РФ».
Представители малого бизнеса смогут получить независимую гарантию в региональной гарантийной организации. А участники торгов, которые зарегистрированы в странах Евразийского экономического союза, — в Евразийском банке развития.
Действовать независимая гарантия будет один месяц, а не два, как сейчас действует банковская.
Документы, которые оформляют участники торгов на всём жизненном цикле закупки, перейдут в электронный формат. Сейчас электронные документы действуют только на этапах планирования закупок и отбора исполнителей.
Электронные документы нужно будет оформлять и подписывать прямо в ЕИС. К таким документам относятся:
- акт приёмки товара, работы, услуги;
- отказ от исполнения контракта в одностороннем порядке;
- обжалование результатов торгов.
Заказчиков обяжут требовать у исполнителей обеспечение заявки на участие в запросе котировок, если начальная максимальная цена контракта составляет 1-3 млн рублей. То есть право заказчиков, которое есть у них сегодня, с 2022 года станет их обязанностью.
Чтобы получить право исполнить контракт дороже 20 млн рублей, у исполнителя должен быть успешный опыт исполнения контракта, стоимость которого составляет не менее 20% от начальной максимальной цены нового контракта. То есть при закупке на 20 млн рублей нужно будет предоставить исполненный контракт на 4 млн рублей.
Достаточно будет одного такого контракта. При этом он может быть исполнен не идеально, а со штрафами и неустойками — в данном случае это неважно.
Ограничение по участникам торгов будет называться универсальной предквалификацией. Нововведение позволит заказчикам выбирать только успешных исполнителей, которые гарантированно выполнят контракт в срок и не подведут. А фирмы-однодневки и ненадёжные исполнители попросту не смогут принимать участие в таких торгах.
Заказчик сможет в одностороннем порядке изменить объём и вид работ, а также срок по контрактам жизненного цикла и цену. При этом не важно, прописана ли возможность менять эти условия сделки в контракте или документации к нему.
Менять существенные условия можно будет по контрактам, которые отвечают определённым критериям. Подробнее — в статье 95 Закона № 44-ФЗ. Например, заказчик сможет поднять стоимость контракта жизненного цикла со стройкой и капитальным ремонтом, если сметная стоимость по результатам государственной экспертизы превышает цену контракта. В этом случае цена может увеличиться до 30%.
Если заказчик расторгнет контракт, исполнитель автоматически получит решение в ЕИС в тот же день. Отправлять решение заказным письмом с уведомлением о вручении или по электронной почте, как раньше, больше не понадобится.
При этом решение о расторжении контракта будет окончательным: исполнитель не сможет исправить недочёты в течение 10 дней, как было раньше. Однако если предприниматель посчитает расторжение контракта незаконным, он сможет обратиться в суд или Федеральную антимонопольную службу.
- Способов закупок будет всего три: аукцион, конкурс и запрос котировок.
- Аукцион будет проходить быстрее: шаг участия в аукционе — 4 минуты, максимальная длительность аукциона — 5 часов.
- Доля закупок для малого бизнеса увеличится с 15% до 25% от годового объёма.
- Исполнители будут получать оплату по контрактам быстрее: малый бизнес и некоммерческие организации — в течение 10 рабочих дней после подписания закрывающих документов, остальные участники — в течение 15 рабочих дней.
- На смену банковской гарантии придёт независимая. Она будет действовать один месяц, а получить её можно будет в некредитных учреждениях.
- Документы, которые оформляют участники торгов на всём жизненном цикле закупки, перейдут в электронный формат и их нужно будет загружать в ЕИС.
- Для контрактов стоимостью от 1 до 3 млн рублей нужно будет обязательное обеспечение.
- Контракт дороже 20 млн рублей сможет выиграть только тот, кто уже выполнил контракт стоимостью не менее 20% от начальной максимальной цены нового контракта.
- Заказчик сможет в одностороннем порядке изменять существенные условия, даже если они не прописаны в контракте или документации к нему.
- Если заказчик расторгнет контракт в одностороннем порядке, решение придёт исполнителю автоматически в ЕИС в тот же день.
Почему малому бизнесу стоит попробовать поучаствовать в госзакупках и как это сделать?
Для небольших компаний госзакупки — это хороший инструмент для развития и выхода на новые рынки. Почему малому бизнесу стоит обратить внимание на такие тендеры и в чём ещё плюсы работы с госзаказчиками, рассказывает руководитель направления «Гарантийный бизнес» МТС Банка Алексей Селиванов.
https://www.youtube.com/watch?v=V0N5wHSOE3Q\u0026t=89s
Материальное обеспечение контракта — обязательное условие для участия в торгах, причём сумма может быть весьма внушительной. Чтобы не вынимать деньги из оборота, можно воспользоваться банковской гарантией.
???? Получить гарантию
???? Плюсы участия малого бизнеса в госзакупках
Можно выделить четыре главные причины, почему небольшим компаниям стоит обратить внимание на гостендеры:
???? Прогнозируемый доход и короткие сроки оплаты
По закону, заказчик рассчитывается с поставщиком в течение 30 рабочих дней после подписания акта приёмки. А это значит, что работая с госзакупками, вы получаете надёжных заказчиков, которые точно оплатят работу. Кроме того, вы экономите деньги, потому что для участия в аукционе не нужно тратиться на маркетинг, чтобы привлечь клиентов.
???? Выход на новые рынки и увеличение объёма продаж
Работа с госзаказом — это гарантированные и прогнозируемые продажи, которые можно получить без расходов на маркетинг и прочее продвижение. Кроме того, иногда удаётся найти свободные ниши, в которых нет или почти нет поставщиков — а это шанс выиграть торги и заключить контракт по выгодной цене. Результат — выход на новые рынки, расширение географии присутствия и рост продаж.
???? Возможность выйти на новый уровень
Победив в тендере, вы получаете постоянного клиента на длительный срок — это гарантирует занятость бизнеса на месяцы вперёд, обеспечивает положительную репутацию на рынке и позволяет принимать участие в более дорогих закупках и выигрывать их. Кроме того, успешное сотрудничество с крупным заказчиком обеспечит поставщику отличное портфолио, которое будет полезно и при заключении контрактов с коммерческими компаниями.
???? Рынок госзакупок продолжит расти.
Основных причин для этого две:
- Придерживаясь политики импортозамещения, государство устанавливает квоты на закупку иностранной продукции. Благодаря этому за прошлый год доля российских товаров в госзакупках выросла на 8% и составила 57%. Это значит, что у отечественных производителей теперь больше шансов реализовать свою продукцию через госконтракты.
- Продолжает увеличиваться доля малого бизнеса в госзакупках. Согласно последним поправкам к закону № 44-ФЗ, доля обязательных закупок госкомпаний у субъектов малого бизнеса и социальных некоммерческих организаций (НКО) увеличена с 20 до 25%. Таким образом, небольшим предприятиям станет легче выдерживать на торгах конкуренцию с компаниями-гигантами.
???????? Алексей Селиванов, руководитель направления «Гарантийный бизнес» МТС Банка:«В бюджете Москвы по результатам первого полугодия 2021 года доля закупок у МСП составила 44,8 %. В столице сосредоточено 15% общего объёма госзакупок страны и есть потенциал для наращивания доли предприятий малого бизнеса. Для предпринимателей из регионов это шанс выйти на столичный рынок.»
☝ Госзакупки: какие бывают и как проводятся
Госзакупки бывают двух видов, в зависимости от заказчика:
- государственные (регламентируются законом N 44-ФЗ) — их проводят государственные компании и бюджетные организации;
- для компаний с госучастием (регламентируются законом N 223-ФЗ) — их проводят предприятия и организации, в которых более 50% акций принадлежит государству.
Торги чаще всего проводят следующими способами:
- электронный аукцион;
- запрос котировок;
- закупка уникального товара у единственного поставщика;
- открытый конкурс.
Субъекты МСП могут принимать участие в любых торгах. Но для ИП проще всего стартовать с закупок по 44-ФЗ, проводимых через электронный аукцион.
За неисполнение обязательств по контракту ИП отвечает всем своим имуществом. Поэтому нужно рассчитывать свои силы и не браться за невыполнимые заказы.
✔ Как участвовать в госзакупках
Кроме малого бизнеса и ИП, в тендерах могут участвовать и самозанятые, но только на оказание услуг. Для некоторых видов бизнеса требуется лицензия, например, для организаций телевещания и частной охраны. Строительные компании должны состоять в саморегулируемой организации (СРО).
Принимать участие можно в любых тендерах. Их проводят на электронных площадках. Самые популярные — бесплатная «Ростендер» и платные «Контур.Закупки», Seldon, Torgbox.
Для участия необходимо:
- получить электронную подпись для регистрации в Единой информационной системе по закупкам;
- найти подходящую закупку и подготовить документацию по товару или услуги;
- подать заявку на участие и открыть специальный счёт, на котором должна быть сумма обеспечения заявки (залог), если сумма контракта больше 1 миллиона рублей;
- в случае выигрыша тендера в течение пяти дней подписать контракт с заказчиком и оплатить комиссию площадки.
Подробный гайд по старту работы с госзакупками вы найдёте ???? здесь.
???? Банковская гарантия в сфере госзакупок
Важно учитывать обязательное требование аукционов и конкурсов — материальное обеспечение контракта. Победитель должен перевести на счёт покупателя залог, гарантирующий его ответственность. Его размер составляет от 0,5 до 30% от суммы контракта или в размере аванса.
В качестве залога победитель может перевести и свои деньги. Но чтобы не отвлекать оборотные средства от бизнеса, лучше воспользоваться банковской гарантией. Услугу предоставляют банки, включённые в перечень Минфина.
Подать заявку можно в конкретный банк или сразу в несколько финансовых учреждений через брокера банковской гарантии и выбрать оптимальные условия.
Например, МТС Банк предоставляет экспресс-гарантию по всем типам госзакупок — одобряют за 15 минут и выдают в течение дня. Максимальная сумма — 30 миллионов рублей, срок — 36 месяцев. Всё оформляется онлайн, договор подписывается электронной подписью. Электронная копия гарантии размещается в реестре банковских гарантий, при необходимости можно получить бумажный экземпляр документа.
Получить экспресс-гарантию
ПАО «МТС-Банк»
Подписывайтесь на канал. Делимся полезными решениями для малого и среднего бизнеса, помогаем разобраться, рассказываем про тренды. ???? ПОДПИСАТЬСЯ
- Ещё статьи:
- ???? Площадки купи-продай в интернете для бизнеса
- ???? Что делать, чтобы выиграть государственный тендер
- ???? Зачем и как проверять контрагентов
Преимущества в закупках для субъектов МСП | Контур.Закупки
Для некоторых организаций в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ предусмотрены определённые особенности:
- организации малого и среднего бизнеса;
- организации инвалидов;
- социально-ориентированные некоммерческие организации;
- предприятия уголовно-исполнительной системы.
ФЗ «О контрактной системе» и «О закупках отдельными видами юридических лиц» устанавливают преимущества при закупке для разных категорий организаций. Это нужно учитывать.
По ст. 1 ФЗ » от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» МСП – это субъекты малого и среднего предпринимательства, в качестве которых могут выступать ИП, КФХ, хозяйственные общества, товарищества, партнёрства, производственные и потребительские кооперативы.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
По Закону № 44-ФЗ заказчики должны устанавливать «особые условия» представителям малого бизнеса, а Закон № 223-ФЗ предусматривает преимущества для представителей как малого, так и среднего бизнеса.
Преимущества участия в закупках для МСП:
- Закупки проводятся только для представителей малого и среднего бизнеса.
- Единая (общая) регистрация участника закупок (в ЕРУЗ).
- Особый размер обеспечения закупок.
- Вместо обеспечения исполнения контракта, можно предоставить сведения по наличию опыта.
- Сокращение сроков оплаты по договорам.
Рассмотрим подробнее преимущества, которые предоставляются субъектам малого и среднего бизнеса в закупках.
1. Закупки только для МСП
Доля закупок, проводимых для МСП, от общего совокупного годового объёма закупок заказчика устанавливается 44-ФЗ и 223-ФЗ. В 2022-ом она увеличится до 25 % у СМП и СОНКО (44-ФЗ) и МСП (223-ФЗ) (См. подробнее: «Доля закупок государственных компаний у субъектов малого«).
Также по новой редакции ПП РФ №1352 все заказчики, осуществляющие деятельность по 223-ФЗ, обязаны размещать закупки для участников из числа МСП.
Обратите внимание: до 2022-го эта обязанность предусмотрена не для всех заказчиков.
Процедуры закупок, проводимых для малого и среднего бизнеса, по 223-ФЗ имеют унифицированный характер. Они схожи закупками по 44-ФЗ (См. также: «Изменения в закупках по 44-ФЗ«).
В документах к закупке (в том числе в извещении) только для субъектов МСП должно быть соответствующее обозначение. Например, «Запрос котировок, проводимый для участников из числа МСП». (См. также: «Запрос котировок в электронной форме«).
В извещении и документации заказчик указывает, что закупка размещена для определённой категории поставщиков, а это фактически означает невозможность участия в такой процедуре представителей других организаций.
Сейчас участнику закупки в составе заявки по процедурам 44-ФЗ нужно декларировать свою принадлежность к МСП. С 2022-го будет проходить автоматическая проверка на соответствие участника данному требованию – для этого он должен числиться в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Единая регистрация в ЕИС
Любому поставщику для участия в закупках по требованиям Закона «О контрактной системе» необходимо зарегистрироваться на сайте единой информационной системы (ЕИС), после чего его внесут в единый реестр участников закупок (ЕРУЗ). Только тогда он сможет участвовать в закупках на восьми федеральных электронных площадках. Это означает, что после регистрации в ЕИС поставщик автоматически получит аккредитацию на федеральных электронных площадках.
Чтобы участвовать в закупках, по 223-ФЗ может потребоваться отдельная регистрация на площадке, на которой непосредственно проводится закупка. Однако МСП – исключение из этого правила.
Чтобы участвовать в такой закупке, поставщику достаточно пройти единую регистрацию в ЕИС (как и при регистрации для участия в закупках по 44-ФЗ).
Для МСП закупки проводятся только на федеральных электронных площадках.
Если по 223-ФЗ в закупках «для всех» допускается применение «индивидуальных» правил проведения закупок согласно положению о закупке конкретного заказчика, то закупки для МСП должны проводиться строго по общим правилам, изложенным в ст. 3.4 223-ФЗ.
3. Особый размер обеспечения закупок
При проведении закупок в общем случае заказчик может установить:
- обеспечение заявки;
- обеспечение исполнения контракта;
- обеспечения гарантийных обязательств.
По 44-ФЗ заказчик обязан установить в проводимых для СМП закупках преимущества для СОНКО:
- закупки для СМП и СОНКО проводятся с начальной максимальной ценой до 20 млн руб.;
- размер обеспечения заявки на участие в конкурсе либо аукционе определяется для СМП и СОНКО по «льготным условиям» и должен составлять от 0,5% до 1% НМЦК (ст. 44 Закона № 44-ФЗ);
- размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не от НМЦК (как в общем случае), а от цены, по которой заключается контракт (44-ФЗ).
4. Предоставление сведений по наличию опыта вместо обеспечения исполнения контракта
Ещё одно существенное преимущество для участников закупок, которые проводятся для СМП и СОНКО, по 44-ФЗ: победитель может не предоставлять обеспечение исполнения контракта (включая обеспечение гарантийных обязательств), если данное требование установлено в извещении закупки. Вместо денежных средств или банковской гарантии (с 2022-го – вместо независимой гарантии), участник вправе предоставить сведения о наличии у него необходимого опыта.
Порой для СМСП и СОНКО по 44-ФЗ данная возможность – определяющий фактор участия в закупках. Она распространяется и на закупки (конкурсы, аукционы), по которым применяют антидемпинговые меры (когда начальная максимальная цена контракта снижается на 25% и более).
Обязательные требования, которые предъявляются к опыту поставщика (подрядчика, исполнителя):
- Не менее 3 контрактов должно находиться в реестре контрактов единой информационной системы.
- Сумма цен данных контрактов должна быть не меньше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении закупки и документации по закупке.
- Правопреемство не учитывается.
- Не принимаются для подтверждения опыта контракты, по которым применялись штрафные санкции, пени.
- Контракты должны быть исполнены в течение 3-х лет до даты подачи заявки на участие в закупке. Допускается, к примеру, предоставить все контракты за 1 год.
- Сведения необходимо предоставить при подписании контракта.
- Требуемый статус контракта — «Исполнение завершено» без неустойки. Порой для подтверждения опыта допускается предоставить контракты со статусом «Исполнение прекращено», но тогда нужно учитывать объём исполненных обязательств (оплаченную заказчиком сумму), а не общую сумму заключения контракта.
- Требования о релевантности предмета контракта отсутствуют. Важно наличие у кандидата опыта участия в закупках в целом.
- Если поставщик предоставляет опыт, а не обеспечение исполнения контракта, гарантийные обязательства по контракту можно не предоставлять.
5. Сокращение сроков оплаты по договорам для СМСП
Срок оплаты по государственному контракту на данный момент составляет:
- 30 дней – для «обычных» закупок;
- до 15 рабочих дней – для контрактов с СМСП.
С 1 января 2022-го сроки оплаты по контрактам для СМСП сократятся и составят (до 31.12.2022 включительно) с даты подписания заказчиком документа о приёмке:
- не более 10 рабочих дней – при проведении закупок у СМСП и СОНКО;
- не более 15 рабочих дней – при проведении других закупок.
После 1 января 2023 г. предельные сроки составят:
- не более 7 рабочих дней – при проведении закупок у СМСП и СОНКО;
- не более 10 рабочих дней – при проведении других закупок.
Подробнее читайте в Особые сроки оплаты контрактов для госзаказчиков