Настоящий договор экспедиции разработан в Конструкторе договоров и бланков, к которому вы можете получить доступ в своем личном кабинете.
Общая инструкция по работе с Конструктором договоров и бланков
1. Договор транспортной экспедиции заключают, когда при перевозке груза требуется его сопровождение, хранение и охрана, оформление перевозочных и таможенных документов, контроль за погрузкой-выгрузкой и другие дополнительные услуги. Услуга транспортной экспедиции — это не услуга самой перевозки, оказывать ее может как специальный экспедитор, так и перевозчик.
Укажите правовой статус сторон договора. Если экспедицию груза осуществляет штатный работник, то с ним заключают соответствующий трудовой договор. Клиентом экспедитора может быть грузоотправитель или грузополучатель. Клиент не обязательно должен быть собственником груза, поэтому такую услугу может заказывать и лицо, действующее в качестве агента или комиссионера.
Выбирать вид транспорта и маршрут перевозки может и клиент, и экспедитор. Выберите соответствующие пункты опросного листа.
Учитывая, что экспедиторские услуги осуществляются в процессе перевозки груза, в договоре экспедиции указывают данные перевозчика. Согласуйте обязанности сторон по перевозке, погрузке и выгрузке груза.
Если экспедитор будет оказывать клиенту дополнительные услуги, то выберите нужный пункт. Их описание будет приводиться в самом тексте договора.
Согласуйте, будет ли экспедитор вправе организовать перевозку груза так, чтобы он был доставлен до пункта назначения досрочно.
Следующее условие касается права экспедитора удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения расходов, понесенных им в интересах клиента. Такое право экспедитора дано ему статьей 3 закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».
Если такое условие будет согласовано сторонами, то за возникшую порчу груза в ситуации его удержания экспедитором, ответственность несет клиент. Исходя из этого, рискованно прописывать такое условие договора экспедиции, если груз относится к категории скоропортящихся или требующих особых условий хранения.
По правилу статьи 805 ГК РФ экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Если клиент не согласен с этим, то запрет на это нужно установить прямо.
В большинстве случаев груз на время перевозки страхуется. Укажите, кто будет его страховать и от чьего имени.
Согласно Правилам транспортно-экспедиционной деятельности (постановление Правительства от 8 сентября 2006 г. N 554) для оказания экспедиционных услуг клиент выдает экспедитору поручение. Поручение должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, о количестве грузовых мест. В нем же может указываться срок перевозки груза и его ценность.
Сторонам нужно согласовать порядок выплаты вознаграждения экспедитору – в соответствии с договором или прейскурантом услуг экспедитора. Оплата услуг может производиться по факту, по предоплате или по графику платежей.
При указании способа расчетов по договору обращайте внимание на то, что если обе стороны договора экспедиции являются субъектами предпринимательской деятельности (организация или ИП), то на них распространяется лимит расчета наличными в рамках одного договора – 100 тысяч рублей.
Согласуйте обычные условия для договоров: ответственность сторон, основания расторжения, порядок споров.
2. Далее по тексту договора экспедиции внесите данные клиента и экспедитора, поля с шрифтом синего цвета кликабельны и доступны для редактирования.
- Кроме текста самого договора экспедиции вам доступны другие документы: перечень тарифов на услуги экспедитора, смета расходов, график платежей, дополнительные соглашения, протоколы разногласий и их согласования.
Договор транспортной экспедиции: важное для экспедитора + шаблон
???? Предпринимателям, которые организуют перевозку грузов: как заключить с клиентом договор транспортной экспедиции для удобной работы.
Когда нужен договор транспортной экспедиции
Если транспортная компания просто перевозит груз на своей машине из одного места в другое, с клиентом заключают договор перевозки. Как его оформить, мы рассказывали в другой статье.
Зачастую клиент обращается не к грузоперевозчику напрямую, а к посреднику — экспедиторской компании.
Экспедиторы организуют перевозку груза: выбирают выгодный маршрут, находят перевозчиков с подходящими условиями для груза, оформляют таможенные документы. Клиент полагается на опыт экспедиторов и поэтому экономит своё время: теперь ему нужно только просматривать регулярные отчёты о местоположении грузов.
Часто экспедиционная услуга — это продумывание целой цепочки перевозок грузовым, РЖД, морским и воздушным транспортом. А еще экспедиторы могут брать на себя хранение груза на складе между перевозками.
Экспедиторы могут перевозить грузы и на своей машине. Тогда они отвечают за потерю и порчу груза клиента. Если клиент сдал груз нанятому перевозчику, экспедитор не отвечает.
Заполняем шаблон договора транспортной экспедиции
Договор транспортной экспедиции заключают письменно — ст. 802 ГК РФ. Стороны в нём — экспедитор и клиент — физлицо, ИП или компания, заказавшая и оплатившая грузоперевозку.
Рассказываем, что экспедитор может поменять в договоре под себя, и о какой ответственности стоит помнить.
Шаблон договора транспортной экспедиции
Предмет: что экспедитор делает для клиента
Экспедитор обязан организовать перевозку груза. Клиент — оплатить услуги экспедитора, включая саму грузоперевозку. Что делает экспедитор, перечисляют в предмете договора.
- Пример:
- Экспедитор обязуется за вознаграждение от своего имени и за счёт Клиента организовать выполнение определенного настоящим договором комплекса транспортно-экспедиторских услуг по перевозке, хранению и доставке грузов Клиента.
- Что ещё экспедитор берет на себя, перечисляют в виде допуслуг.
Для перевозки груза экспедитор заключает договоры с третьими лицами — ИП с газелью, курьерской службой, РЖД, складом. Но перед клиентом за качество их услуг будет отвечать экспедитор — ст. 805 ГК РФ.
По умолчанию экспедитор сам выбирает перевозчиков, вид транспорта и маршрут. Но в договоре можно написать, что все это выбирает клиент — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.
Экспедитор страхует груз, если такая обязанность есть в договоре.
Поручение экспедитору: что и куда везут
Пункт отправки и назначения, вид транспорта и характеристики груза можно вписать в текст договора.
Если с клиентом работают постоянно, каждую перевозку удобно оформлять отдельным документом. Например, поручением экспедитору из Приказа Минтранса от 11.02.2008 № 23. Но заявка свободной формы тоже подойдёт.
Шаблон поручения экспедитору
Клиент обязан письменно сообщить экспедитору о свойствах груза: портящийся, хрупкий, негабаритный. Свойства груза вписывают в поручение экспедитору. В зависимости от свойств экспедитор подбирает транспорт, склад и упаковку.
Если по грузу нужны уточнения, экспедитор задает клиенту вопросы. До уточнения экспедитор ставит услугу на стоп. А клиент обязан возместить экспедитору простой. Правила — из ст. 804 ГК РФ и п. 18 Правил транспортно-экспедиционной деятельности.
Если экспедитор заключил договоры перевозки от имени клиента по доверенности, оригиналы договоров передают клиенту — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.
Клиент может отменить перевозку, даже если груз уже в пути. Но только письменно, звонки по телефону не считаются. Если до отмены экспедитор уже заплатил перевозчикам, клиент компенсирует эти расходы — п. 10 Правил транспортно-экспедиционной деятельности.
Экспедиторская расписка: что приняли на перевозку от клиента
Экспедитор выдаёт клиенту экспедиторскую расписку — в подтверждение приёма груза. Для расписки есть форма из Приказа Минтранса от 11.02.2008 № 23.
Шаблон экспедиторской расписки
Принципиально: если экспедитор взял груз по расписке или любому другому документу, считается, что он отвечает за утрату и порчу груза, пока не доставит его грузополучателю. Переложить ответственность на перевозчика не получится.
Если экспедитор взял на себя только подбор перевозчиков, то клиент должен сдать груз перевозчику. Приёмку груза оформляет перевозчик по транспортной накладной, и отвечает за груз тоже он.
Если в пути груз передают на склад, клиенту выдают складскую расписку.
Шаблон складской расписки
Изменение экспедиции
Иногда по ходу перевозки надо поменять транспорт, маршрут или пункт доставки.
Все изменения экспедитор обязан согласовать с клиентом — но только если время терпит. Если клиент молчит больше суток, экспедитор вносит изменения в экспедицию без его согласия — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.
Порядок согласования изменений записывают в договор.
Пример:
Экспедитор обязан запросить у Клиента согласие об отступлениях от его указаний. Если в течение суток Клиент не даст ответ на запрос, Экспедитор вправе отступить от указаний без такого согласия.
Экспедитор вправе отступать от указаний Клиента, если это необходимо в интересах Клиента и Экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить согласие Клиента.
Срок погрузки и доставки
- В договор записывают срок погрузки и доставки груза в конечный пункт.
- Пример:
- Экспедитор обязан организовать доставку груза грузополучателю и оказать все остальные услуги по настоящему договору в течение пяти дней с момента приёмки груза от грузоотправителя.
За срыв срока экспедитор возмещает клиенту убытки. Часто убытки клиента — это неустойки и штрафы, которые он заплатил своим клиентам.
Исключение — если экспедитор докажет, что срок сдвинулся по вине отправителя, получателя или из-за стихийных бедствий и карантинов — ст. 9 Закона № 87-ФЗ.
Если перевозку заказало физлицо для переезда или доставки товаров, экспедитор платит неустойку в размере 3 % от суммы своего вознаграждения. Но не больше 80 %. Неустойку начисляют сверх убытков.
Удержание груза за долг по оплате
Рекомендуем вписать в договор право экспедитора не отдавать груз получателю до полной оплаты услуг. По умолчанию такого права у экспедитора нет, но добавить его можно — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.
Пример:
Экспедитор вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах Клиента расходов. В этом случае Клиент оплачивает расходы, связанные с удержанием. За порчу груза вследствие удержания ответственность несет Клиент.
Оплата услуг экспедитора
Клиент обязан оплатить услуги экспедитора + все траты на перевозчиков, растаможивание и склад — ст. 5 Закона № 87-ФЗ.
Сроки оплаты и суммы записывают в договор.
Ответственность за повреждение и утрату груза
- Экспедитор отвечает за груз клиента, если:
- — вёз груз на своем транспорте;
- — лично принял его у отправителя и выдал документ, а потом сам передал перевозчику;
— поручился перед клиентом за груз — так пояснил Верховный Суд РФ в п. 25 Постановления Пленума № 26.
Экспедитор не отвечает за груз, если по договору он обязан только найти перевозчика, расплатиться и подготовить документы на перевозку. В этом случае ответственность переходит на перевозчика.
Экспедитор отвечает за порчу, недостачу и утерю груза, если не докажет, что груз унесло ураганом или клиент плохо запаковал его.
Экспедитор возмещает клиенту потери исходя из объявленной ценности груза. А если такой нет в договоре, то по стоимости из документов на груз. Например, по цене из накладной на покупку товара. Плюс экспедитор возмещает упущенную выгоду.
В договор можно вписать, что кроме реального ущерба экспедитор возвращает клиенту плату за свои услуги.
Груз считается потерянным, если его не нашли за 30 дней после срока предполагаемой доставки — ст. 7 Закона № 87-ФЗ.
С экспедитора снимается ответственность, если получатель не сообщил письменно о повреждении или утрате груза по время приемки — ст. 8 Закона № 87-ФЗ.
Смягчить или отменить ответственность экспедитора за груз в договоре нельзя — ст. 11 Закона № 87-ФЗ.
Ответственность клиента
- Клиент обязан:
- — компенсировать убытки экспедитора, если не сказал о свойствах груза, например, в грузовик потекла краска, которую перегрели;
- — заплатить штраф за отказ возместить расходы экспедитора на перевозчиков и оформление провозных документов в размере 10 % от этих расходов;
— заплатить неустойку за просрочку оплаты в размере 1 % от долга — ст. 10 Закона № 87-ФЗ.
Обмен претензиями и суд
Если возник спор, клиент до суда обязан отправить экспедитору письменную претензию. На претензию у клиента есть шесть месяцев со дня предполагаемой доставки.
Исключение — когда клиент физлицо и заказал перевозку для личных нужд. Он идёт сразу в суд без досудебной претензии.
К претензии об утрате, недостаче и повреждении груза клиент обязан приложить подлинники или заверенные копии документов на количество и стоимость груза. Это накладные, договоры, акты, платежки.
Экспедитор обязан ответить на претензию за 30 дней с момента ее получения.
У клиента есть год с момента нарушения экспедитором своей обязанности, чтобы подать на него в суд.
Досрочное расторжение договора
Стороны могут отказаться от договора транспортной экспедиции в любой момент, предупредив другую сторону в разумный срок — ст. 806 ГК РФ.
Сторона, которая выходит из договора, обязана возместить другой стороне убытки + штраф 10 % от вознаграждения.
Обычно убытки клиента — это переплата другой экспедиционной компании, которую пришлось нанять, если груз не успели довезти — ст. 6 Закона № 87-ФЗ.
Отменить в договоре штраф за отказ от договора нельзя.
Статья актуальна на 19.02.2021
Транспортная экспедиция: документальное оформление, бухучет и налогообложение
В настоящее время достаточно распространена деятельность, связанная с оказанием транспортно-экспедиционных услуг.
Как показывает практика, при заключении договоров, связанных с перевозкой грузов, оформлении заказов на транспортировку возникает много нарушений и неточностей.
Из этой статьи вы узнаете о том, какими документами оформляются эти операции, как избежать ошибок при отражении операций в бухгалтерском учете и при налогообложении.
Правовые основы
Транспортно-экспедиционная деятельность регулируется главой 41 ГК РФ, а также Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон № 87-ФЗ).
Услуги, оказываемые транспортным экспедитором, можно разделить на основные (связанные с перевозкой груза) и дополнительные, которые могут содержаться в договоре, а могут и отсутствовать в нем.
К числу основных услуг относятся: заключение по заданию клиента договоров об организации перевозок соответствующим видом транспорта или в смешанном сообщении; оформление заказов и заявок на подачу транспортных средств под погрузку; оплата провозных платежей; заключение договоров перевозки, договоров фрахтования, обеспечение отправки и получения груза и т.п.
В качестве дополнительных услуг экспедитор может взять на себя получение требующихся для экспорта и импорта документов, растаможку грузов, а также может осуществлять проверку количества и состояния груза, его погрузку и выгрузку, хранение груза, его получение в пункте назначения, маркировку и затаривание груза, проверку состояния упаковки, складирование, а также совершение других операций с грузом (п. 1 ст. 801 ГК РФ) .
Клиент может предоставить экспедитору право заключать договоры как от собственного имени, так и от имени клиента. Последний должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (п. 2 ст. 802 ГК РФ).
Клиент обязан предоставить экспедитору полную, точную и достоверную информацию об особенностях груза, об условиях его перевозки, иные сведения, а также документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного и других видов государственного контроля (ст. 804 ГК РФ, ст. 5 Закона № 87-ФЗ).
В свою очередь экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента дополнительные данные. Лучше предоставлять информацию в письменном виде (п. 2 ст. 804 ГК РФ).
Клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента (п. 2 ст. 5 Закона № 87-ФЗ).
Документальное оформление
Документация, подтверждающая исполнение договора транспортной экспедиции, зависит от вида оказываемых услуг.
В соответствии с п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554, экспедиторскими документами являются:
- поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
- экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
- складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).
Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.
В зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг, в том числе при перевозках груза в международном сообщении, сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, не указанных в п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности.
Нелишним также будет оформить такой документ, как отчет экспедитора. В нем экспедитор может указать: суммы, перечисленные в счет заключенного по поручению клиента договора перевозки; документы, подтверждающие перевозку до пункта назначения; сумму своего вознаграждения.
К отчету должны быть приложены первичные перевозочные документы или их копии.
Если экспедитор оказывает услуги по перевозке лично, то он обязан передать клиенту перевозочные документы (товарно-транспортные накладные, авианакладные, коносаменты и др.), подтверждающие оказание этих услуг. Стороны подписывают акт сдачи-приемки.
Для подтверждения выполнения других видов услуг (погрузки, затаривания, маркировки и т.п.) стороны подписывают акт об оказании возмездных услуг с указанием конкретных видов услуг и их стоимости.
Унифицированные формы отчета экспедитора и акта сдачи-приемки оказанных услуг не установлены. Поэтому стороны вправе самостоятельно определять форму и содержание этих документов.
В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 29-ФЗ «О бухгалтерском учете» документы, унифицированная форма которых не предусмотрена, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование и дату составления документа;
- наименование организации, от имени которой составлен документ;
- содержание хозяйственной операции;
- измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);
- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления
- личные подписи и их расшифровки.
Таким образом, для принятия к бухгалтерскому и налоговому учету акт должен содержать все обязательные реквизиты.
Целесообразно описывать содержание хозяйственной операции более подробно, а не ограничиваться словами «работы выполнены в полном объеме» и т.п. Кроме того, в документах, подтверждающих факт оказания транспортно-экспедиционных услуг, необходимо сделать ссылку на договор и заявку.
В пакет документов для организации перевозки собственным автомобильным транспортом экспедитора входят:
- договор на транспортно-экспедиционное обслуживание;
- акт выполненных работ;
- отрывной талон путевого листа автомобиля;
- третий экземпляр товарно-транспортной накладной (форма № 1-Т) (далее – ТТН);
- счет-фактура экспедитора.
- Эти документы должны содержать сведения о маршруте и расстоянии перевозки, наименовании и количестве груза, марке и модели автотранспортного средства.
- Если для перевозки автотранспортом будут привлекаться перевозчики, то помимо договора на транспортно-экспедиционное обслуживание, отчета экспедитора и счета-фактуры экспедитора в пакет документов включаются: копия договора, заключенного экспедитором с перевозчиком; копия ТТН; копия счета-фактуры перевозчика.
- Для организации железнодорожной перевозки необходимы:
- копия договора, заключенного экспедитором с ОАО «Российские железные дороги»;
- копия железнодорожной накладной;
- копия счета-фактуры ОАО «РЖД»;
- копии железнодорожных квитанций разных сборов.
Бухгалтерский учет перевозок
Договор транспортной экспедиции
Договор транспортной экспедиции является отдельной разновидностью гражданского договора, хоть и имеет элементы посреднического договора и договора перевозки.
Отдельного внимания при заключении договора требует проверка сопутствующей документации и необходимость оформления доверенности на экспедитора.
Для того, чтобы заключить договор транспортной экспедиции в Москве, обращайтесь к специалистам нашего портала. По доступной цене они оперативно помогут подготовить документ.
Договор транспортной экспедиции: содержание
При заполнении бланка договора следует проверить согласование таких пунктов как:
- Предмет. Предметом договора может быть не только перевозка грузов или организация таких перевозок. Клиент может заключить договор, по которому дополнительно поручит составление документации для перевозки, проверку состояния и количества груза, оформление таможенных документов и т.д.;
ВАЖНО: не стоит путать договор транспортной экспедиции с договором перевозки или с договором поручения.
Согласно договору перевозки груза перевозчик доставляет груз в пункт назначения и обязуется передать его уполномоченному получателю, а отправитель оплачивает перевозку. В этом и состоит отличие договора транспортной экспедиции от договора перевозки груза.
По договору транспортной экспедиции же одна сторона за определенную цену и за счет клиента выполняет или организует выполнение заданных задач по перевозке грузов.
- Стороны (клиент и экспедитор);
- Условия перевозки (особенности груза, срок и маршрут перевозки);
- Размер вознаграждения. Такой договор носит исключительно возмездный характер.
ВНИМАНИЕ: чтобы избежать проблем в случае расторжения договора, подробно прописывайте сумму, порядок и срок внесения платежей.
Особенности договора транспортной экспедиции
Среди отличительных черт договора стоит отметить:
- Необходимость передачи экспедитору полной информации о грузе (о его свойствах, особенностях транспортировки и хранения и т.д.);
- Возможность привлечь третьих лиц к выполнению договорного обязательства. Согласно ст. 805 ГК РФ, если договор не содержит запрета, экспедитор может нанять кого-либо, а не исполнять обязательство лично;
- Наличие дополнительной сопутствующей документации. А именно экспедиторской расписки (Фактическая передача груза оформляется именно этим документом), поручения экспедитору (конкретизирует условия перевозки), складская расписка (выдается, если товар нужно оставить на хранение). Типовые бланки этих документов составлены законодателем.
СОВЕТ: перед тем как ставить подпись на расписке, проверьте количество и состояние груза.
Договор транспортной экспедиции: порядок подписания
Важным моментом при составлении договора является наличие доверенности. В соответствии со ст.
802 ГК РФ клиент обязан выдать доверенность в тех случаях, когда без нее экспедитор не сможет в полной мере выполнить условия договора, например, оформить таможенную документацию на груз. В соответствии со ст.
801 ГК РФ обязательным условием оформления договора выступает письменная форма. Законом не предусмотрена необходимость заверения договора у нотариуса.
Заключение договора транспортной экспедиции и экспедиторские документы
Глава 41 ГК РФ и ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» не содержат каких-либо специальных правил заключения договора транспортной экспедиции. Заключение договора транспортной экспедиции подчиняется общим правилам главы 28 ГК РФ. Согласно п. 1 ст.
802 ГК РФ договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме, что соответствует общему правилу п. 1 ст. 161 ГК РФ (сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме).
При этом, как верно отмечено в комментарии к Гражданскому кодексу РФ: «Несоблюдение письменной формы договора транспортной экспедиции не лишает стороны договора права приводить письменные и другие доказательства (кроме свидетельских показаний) о заключении договора (ст. 162 ГК РФ).
Такими доказательствами может быть, в частности, фактическое исполнение договора экспедитором полностью или частично».
Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ договор транспортной экспедиции считается заключенным, если между сторонами в письменной форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Применительно к договору транспортной экспедиции законодателем не определен перечень его существенных условий.
Поэтому мы рассматриваем существенные условиях данного договора как совокупность транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором клиенту, а также как условия, в отношении которых экспедитором или клиентом сделано заявление о необходимости достичь соглашения.
Как следует из главы 41 ГК РФ, договор транспортной экспедиции может заключаться путем подписания соглашения между экспедитором и клиентом. Данное соглашение составляется в свободной форме. Стороны должны в нем определить транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые экспедитором клиенту, и с этого момента договор будет считаться заключенным.
Помимо соглашения в свободной форме, договор транспортной экспедиции может быть заключен путем составления экспедиторских документов. Так, согласно ст.
2 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» заключение договора транспортной экспедиции подтверждается транспортно-экспедиционными документами. К таким документам в соответствии с п.
5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности относятся: поручение экспедитору, экспедиторская расписка и складская расписка. Оформление экспедиторских документов может рассматриваться как заключение договора транспортной экспедиции по «аналогии со ст.
785 ГК РФ, устанавливающей, что договор перевозки груза заключен, если отправителю груза выдана накладная», за исключением случаев, когда экспедиторские документы составляются к уже заключенному договору транспортной экспедиции.
Рассмотрим особенности заключения исследуемого договора с использованием поручения экспедитору. Клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору, оформленное согласно Порядку оформления и формы экспедиторских документов , утвержденному Министерством транспорта РФ. Поручение экспедитору представляется клиентом в письменном виде.
Подачу клиентом экспедитору поручения можно рассматривать как оферту. Экспедитор рассматривает поручение экспедитору и направляет его обратно клиенту с отметкой о согласовании либо с отказом в согласовании. Отметка о согласовании в поручении экспедитора является акцептом сделанной клиентом оферты.
В случае если в оферте содержатся все существенные условия договора, при получении акцепта клиентом договор будет считаться заключенным.
На практике распространены случаи, когда транспортно-экспедиционная организация определяет виды услуг, расценки и другие условия обслуживания клиентов в своих стандартных формах, называемых правилами компании.
В этом случае условия договора определены одной стороной — экспедитором, и подача клиентом поручения экспедитору считается присоединением к договору транспортной экспедиции на условиях, определенных в правилах компании. В данном случае поручение экспедитору не должно содержать условий, противоречащих правилам компании.
Необходимым и достаточным будет наличие выраженного в поручении экспедитора волеизъявления клиента о присоединении к договору транспортной экспедиции на условиях, закрепленных в правилах компании. Соответственно, после получения клиентом согласия экспедитора на осуществление поручения экспедитора договор будет считаться заключенным.
В случае если экспедиционная компания использует свои стандартные правила, договор транспортной экспедиции будет считаться договором присоединения согласно ст. 428 ГК РФ. Клиент, подавая поручение экспедитору, присоединяется к договору транспортной экспедиции на условиях экспедитора.
Помимо заключения договора посредством поручения экспедитору, договор может быть заключен с использованием двух других экспедиторских документов: экспедиторской и складской расписки. Это возможно в случае передачи клиентом груза экспедитору и выдачи последним в подтверждение передачи груза экспедиторской расписки.
Аналогичная ситуация складывается и при сдаче груза клиентом на склад экспедитора, в этом случае экспедитор выдает клиенту складскую расписку. В двух последних случаях договор заключается не путем конклюдентных действий клиента, а путем подписания клиентом составленной экспедитором экспедиторской или складской расписки.
Тем самым клиент выражает свое согласие на присоединение к договору транспортной экспедиции.
Исходя из вышеизложенного, возникает вопрос о возможности рассматривать поручение экспедитору, экспедиторскую расписку и складскую расписку как основание заключения договора транспортно-экспедиционной деятельности.
На наш взгляд, это возможно только при установлении транспортно-экспедиционной компанией стандартных правил компании, регулирующих отношения экспедитора и клиента.
При этом договор, заключаемый с использованием экспедиторских документов, будет договором присоединения.
К сожалению, общие правила, закрепленные в нормативно-правовых актах, недостаточно полно регулируют рассматриваемые общественные отношения.
Министерство транспорта Российской Федерации издало Приказ от 11 февраля 2008 г. N 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов», в котором подробно описываются Порядок оформления и формы экспедиторских документов.
Согласно указанному Приказу заполнение бланка «Поручение экспедитору» возлагается на клиента, при этом данный документ должен содержать достоверные и полные данные о грузе.
Бланк «Поручение экспедитору» печатается на стандартных листах бумаги формата А4 шрифтом N 14, наименование бланка располагается по центру верхней части листа, напечатанное прописными буквами полужирным шрифтом N 16.
Заполнение бланка «Поручение экспедитору» осуществляется с использованием компьютерной техники, а также шариковой ручкой (синим или черным цветом), подчистки и помарки не допускаются. Требования, предъявляемые к другим экспедиторским документам — экспедиторской и складской расписке, аналогичны.
Если обратиться к приложениям к рассматриваемому Приказу (приложение N 1 — «Поручение экспедитору»; приложение N 2 — «Экспедиторская расписка»; приложение N 3 — «Складская расписка»), мы увидим, что отсутствуют услуги, которые должен оказывать экспедитор. А ведь именно совокупность транспортно-экспедиционных услуг является предметом договора транспортной экспедиции.
Также в экспедиторских документах не предусмотрено указание стоимости оказываемых экспедитором услуг, что создает неудобства в практической деятельности, так как в случае отсутствия стандартных правил компании стоимость услуг придется закреплять отдельными дополнительными соглашениями сторон.
Представляется, что в этом случае экспедиторские документы не нужны, так как их содержание может быть закреплено в этих же дополнительных соглашениях. На сегодняшний день в транспортно-экспедиционных отношениях таким соглашением, заменяющим экспедиторские документы, является заявка.
Во всех экспедиторских документах также нет графы для подтверждения согласия второй стороны, эти документы предусматривают только подпись стороны, составившей документ. Подтверждение согласия второй стороны в виде проставления подписи в документе не согласуется с утвержденной формой экспедиторских документов, а согласно п.
3 указанного Приказа подобный порядок является обязательным. Помимо вышесказанного, экспедиторскими документами не предусмотрено информирование экспедитора о классе опасности груза и, как следствие, об особенностях его перевозки. На наш взгляд, информация о классе опасности груза должна обязательно присутствовать в экспедиторских документах.
Тем не менее вместо необходимой информации экспедиторские документы содержат множество второстепенных вопросов, например вес нетто, страна происхождения груза, товарный код и т.д. Также непонятно, что имеет в виду Министерство транспорта РФ под термином «товарный код»: код товара согласно классификатору ТН ВЭД России или ОК 005-93 и др.
По этим классификаторам один и тот же товар будет иметь различные коды. При этом в Приказе «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов» уделено внимание многим, на наш взгляд, техническим вопросам (цвет шариковой ручки и т.п.), которые не имеют правового значения.
- Обратимся к международной практике регулирования отношений в рассматриваемой сфере. Так, в международном сообществе на практике применяются следующие экспедиторские документы ФИАТА:
- — FIATA FCR — Forwarder's Certificate of Receipt — «Экспедиторская расписка»;
- — FIATA FWR — Forwarder's Warehouse Receipt — «Экспедиторская складская расписка»;
- — FIATA FCT — Forwarder's Certificate of Transport — «Экспедиторский сертификат перевозки груза»;
- — FIATA FBL — Negotiable FIATA Multimodal Transport Bill of Lading — «Оборотный мультимодальный транспортный коносамент»;
- — FIATA FWB — Non-Negotiable FIATA Multimodal Transport Waybill — «Необоротная мультимодальная транспортная накладная»;
- — FIATA FFI — FIATA Forwarding Instructions — «Поручение экспедитору»;
- — FIATA SDT — Shipper's Declaration for the Transport of Dangerous Goods — «Декларация грузоотправителя о перевозке опасных грузов»;
- — FIATA SIC — Shippers Intermodal Weight Certificate — «Интермодальное весовое свидетельство отправителя».
Экспедиторская расписка (Forwarder's Certificate of Receipt — FIATA FCR) не является товарораспорядительной (ценной) бумагой. Юридический смысл документа заключается в подтверждении экспедитором принятия под свою ответственность груза с безотзывным обязательством отправить груз получателю или хранить груз в распоряжении этого получателя.
С передачей груза экспедитору отправитель теряет контроль над грузом, контроль переходит к экспедитору. Данный документ имеет широкое применение в торговой практике. Так, покупатель может, например, оплатить товар в обмен на FCR, поскольку уверен, что товар находится вне контроля продавца.
Существует только один способ отмены или изменения выданных экспедитору инструкций — это возвращение экспедитору оригинала выданного FCR. В основном применяется при поставках товаров на условиях «франко-завод» при организации сборных отправок.
Например, экспедиторская расписка служит свидетельством выполнения экспортером своих обязательств и является основанием для получения денег за товар по аккредитиву.
Экспедиторская складская расписка (Forwarder's Warehouse Receipt — FIATA FWR) выступает в качестве унифицированного складского документа, подтверждающего принятие экспедитором груза на хранение. FWR не относится к числу документов, именуемых «складское свидетельство», в смысле п. 3 ст. 912 ГК РФ.
На практике экспедиторская складская расписка может служить доказательством исполнения контракта купли-продажи продавцом, а также может служить залоговым документом, например, на получение банковского кредита.
Экспедиторский сертификат перевозки груза (Forwarder's Certificate of Transport — FCT) является товарораспорядительной ценной бумагой.
Выдавая данный сертификат, экспедитор берет на себя обязательство доставить груз получателю привлеченным перевозчиком и на условиях этого перевозчика. На лицевой стороне FCT указано, что груз выдается не иначе как против предъявления FCT, должным образом индоссированного.
Служит доказательством исполнения экспортером обязательств по поставке товаров и документом для получения денег за товар по аккредитиву и на инкассо.
Оборотный мультимодальный транспортный коносамент (Negotiable FIATA Multimodal Transport Bill of Lading — FBL) является транспортным документом экспедитора, выступающего в качестве договорного перевозчика или оператора смешанной перевозки. Применяется при прямых и смешанных перевозках. Относится к числу товарораспорядительных (ценных) бумаг аналогично морскому коносаменту.
Выдав этот коносамент, экспедитор берет на себя обязательство доставить груз до получателя. При этом он возлагает на себя ответственность за любую третью сторону, привлеченную им к осуществлению этой перевозки. Эта ответственность имеет ограничения, установленные правилами коносамента.
Оборотный мультимодальный транспортный коносамент получил признание у банковского сообщества. Внешнее подтверждение этого признания выражается в том, что на лицевой стороне коносамента стоит логотип международной торговой палаты.
Для доставки груза в место назначения экспедитор использует услуги фактического перевозчика груза. Перед владельцем коносамента экспедитор остается договорным перевозчиком на всем пути движения груза от места его получения до места его выдачи.
Если фактический перевозчик повредит или утратит груз, то ответственность перед владельцем коносамента несет экспедитор.
Необоротная мультимодальная транспортная накладная (Non-Negotiable FIATA Multimodal Transport Waybill — FWB) является дополнением к коносаменту ФИАТА.
Она обладает всеми свойствами и преимуществами коносамента, но не является товарораспорядительной (ценной) бумагой. На практике при получении товара нет необходимости предъявлять накладную. Применяется при поставках товаров в кредит, с отсрочкой платежей и т.п.
Необоротная мультимодальная транспортная накладная служит доказательством заключения договора перевозки груза.
Поручение экспедитору (FIATA Forwarding Instruction — FFI) представляет собой выдачу экспедитору задания на транспортно-экспедиционные услуги. Заполняется клиентом и отправляется экспедитору. На практике используется как оферта, а ее акцепт экспедитором заключает договор транспортной экспедиции. Риск неполного и неправильного его заполнения несет клиент.
FFI содержит пункты, содержание которых не может быть обеспечено другими транспортными документами. Например, условия продажи товара, описание условий страхования (в том числе транспортного страхования), условия документарного аккредитива, страна происхождения товара, инструкции по обработке опасных грузов.
Каждый элемент лицевой стороны FFI имеет словесное описание и свой номер.
Декларация грузоотправителя о перевозке опасных грузов (Shipper's Declaration for the Transport of Dangerous Goods — FIATA SDT) применяется при организации перевозок опасных грузов автомобильным, морским транспортом и железнодорожным транспортом. Она должна быть заполнена и подписана отправителем с указанием класса опасности, правил обращения с грузом и условий его перевозки и представлена экспедитору.
Интермодальное весовое свидетельство отправителя (Shippers Intermodal Weight Certificate — FIATA SIC) заполняется грузоотправителем и передается экспедитору для указания точного веса груза в транспортных документах.
Экспедитор может выдавать перевозчику весовое свидетельство в тех случаях, когда он организует сборные отправки и выступает в качестве грузоотправителя.
При этом весовое свидетельство экспедитор заполняет на основе весовых свидетельств, полученных им от отправителей мелких партий грузов.
Как было показано выше, FIATA предлагает хорошо проработанный механизм организации транспортно-экспедиционного процесса.
Он не только существенно упрощает взаимоотношения клиента и экспедитора, но также несет в себе определенные удобства для различных участников гражданского оборота, например продавцов и покупателей и т.д.
К тому же экспедиторские документы FIATA широко используются во всем мире не только экспедиторами и клиентами, но также и другими участниками гражданского оборота.
К сожалению, этого же нельзя сказать об установленных в РФ правилах, касающихся экспедиторских документов. Вследствие различных противоречий и недоработок экспедиторские документы не используются в транспортно-экспедиционных отношениях.
Если обратиться к судебной практике, то во всех исследованных нами делах в качестве экспедиторского документа использовалась только заявка.
Безусловно, законодательством предусмотрено право сторон урегулировать соответствующие вопросы в договоре, что участники гражданского оборота и делают, практически не используя в своей деятельности три установленных законом экспедиторских документа.
На наш взгляд, следует отойти от существующего закрепления экспедиторских документов и включить в законодательство РФ принятые во всем мире экспедиторские документы FIATA.