Изменили концепцию развития системы «электронный бюджет»

10 Июля 2015 10:07 10 Июл 2015 10:07 | government.ru |

Дмитрий Медведев подписал постановление Правительства, в соответствии с которым сроки создания и развития системы «Электронный бюджет» сдвигаются с 2015 г. на 2020 г. Фактические расходы государства на проект на данный момент составляют не меньше i2 млрд и продолжают расти. Через 5 лет общие затраты на систему должны составить i14,85 млрд.

«Электронный бюджет» — сроки создания сдвигаются

Дмитрий Медведев подписал постановление Правительства, которым утвердил положение о государственной интегрированной информационной системе (ГИИС) управления общественными финансами «Электронный бюджет».

Кроме того, документ вносит изменения в существующую с 2011 г. концепцию создания и развития ГИИС, в результате чего сроки осуществления работ по проекту сдвинулись с 2015 г. на 2020 г.

Ранее создать «Электронный бюджет» планировалось в два этапа — с 2011 по 2015 гг. Теперь речь идет о трех этапах — с 2011 по 2020 гг.

Положение об «Электронном бюджете»

Документ определяет назначение и задачи ГИИС, ее структуру, основные функции и участников, порядок обеспечения доступа к системе, правовой режим информации и программно-технических средств, правила взаимодействия с другими ИС, порядок ввода в эксплуатацию и использования.

На заседании Правительства 9 июля 2015 г. Медведев пояснил, что «Электронный бюджет» позволит перевести весь бюджетный процесс в электронную форму и повысит его прозрачность. «Вся открытая информация будет размещаться в единой базе, на едином портале бюджетной системы», — сообщил он.

Изменили концепцию развития системы «Электронный бюджет»Дмитрий Медведев отодвинул сроки создания «Электронного бюджета» с 2015 г. на 2020 г.

Премьер-министр считает, что данная система важна не только для профессионалов, экспертов и аналитиков финансовой сферы, но и для тех, кто просто интересуется экономикой. «Каждый сможет увидеть, какие программы и проекты финансируются за счет бюджета и внебюджетных фондов, оценить эффективность расходов», — отмечает он.

По словам Медведева в «Электронный бюджет», реализованный в виде интернет-сайта, свои данные будут вносить все участники работы с бюджетными ресурсами.

«Посетители смогут оставлять свои комментарии с помощью специальных сервисов портала, — добавляет глава Правительства.

— Надо обеспечить, конечно, стабильность работы электронного бюджета, чтобы его сервисы были полезными, чтобы они были понятными, комфортными».

Новые этапы развития «Электронного бюджета»

В новых реалиях создание и развитие ГИИС предлагается реализовать в три этапа.

Первый этап (2011–2014 гг.) включал проектирование системы, разработку подсистем бюджетного планирования, управления закупками и ведения реестров, технологических подсистем и единого портала, а также модернизацию уже имевшихся на тот момент тематических существовавших информационных баз.

Второй этап (2015–2017 гг.) включает разработку подсистем управления доходами, расходами, денежными средствами, долгом и финансовыми активами, учета и отчетности, финансового контроля и информационно-аналитического обеспечения ГИИС, а также развитие единого портала и подсистем, разработанных на первом этапе.

Третий этап (2018–2020 гг.) включит разработку подсистем управления нефинансовыми активами, кадровыми ресурсами, развитие единого портала и подсистем ГИИС, разработанных на первом и втором этапах.

Некоторые подробности постановления

Согласно документу, в состав «Электронного бюджета» должны входить подсистемы бюджетного планирования, а также управления расходами, доходами, денежными средствами, закупками, государственным долгом, финансовыми и нефинансовыми активами, кадрами. Кроме того в ГИИС должны быть вклчены подсистемы финансового контроля и ведения нормативной справочной информации.

Большая часть регулирующих функций в отношении «Электронного бюджета» Правительством возложена на Министерство финансов. Оно обеспечивает создание и развитие системы, в том числе разрабатывает и (или) принимает нормативные правовые акты, формирует требования к созданию и развитию ГИИС, контролирует их соблюдение.

Оно определит требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам ГИИС и установит единые форматы соответствующих электронных документов. При их обороте участники системы в общем случае станут использовать усиленные квалифицированные электронные подписи.

Минфин выступает одним из главных операторов ГИИС, устанавливая при этом функции и полномочия других операторов (наряду с некоторыми госорганами и местными администрациями). Также за министерством закреплены полномочия определять порядок формирования и ведения фонда алгоритмов и программ системы.

  • Хранение информации в ГИИС будет определяться законодательством об архивном деле и о гостайне.
  • Текст постановления Правительства завершает описание нормы, в соответствии с которой после ввода тех или иных подсистем «Электронного бюджета» в эксплуатацию, госорганам запрещается развивать и использовать собственные ИС с дублирующими функциями.
  • История проекта

Эксперты подвели итоги в области ИБ и сделали прогноз на 2022 г.: в тренде будет гибридная работа

ИТ в госсекторе Изменили концепцию развития системы «Электронный бюджет»

При старте проекта в 2011 г. ответственной за стратегию и координацию работы всех его участников стала Правительственная комиссия по ИТ. Оператором системы, непосредственно отвечающим за ее создание, тогда назначили Федеральное казначейство.

В начале 2012 г., являясь на тот момент президентом, Дмитрий Медведев подписал указ о национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 гг., в который, среди прочих мер, вошло и поручение для Правительства организовать внедрение единого портала бюджетной системы РФ.

Позднее президент России Владимир Путин вновь напомнил о необходимости внедрения ГИИС в бюджетном послании на 2013-2015 гг.

По данным CNews, куратором этого проекта в Казначействе является заместитель руководителя ведомства Владимир Смирнов.

Что нужно знать при выборе ВКС

Рынок видеоконференцсвязи 2021 Изменили концепцию развития системы «Электронный бюджет»

Бюджет «Электронного бюджета»

Создание системы финансируется в рамках масштабной госпрограммы «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», в ее нынешнем виде утвержденной Правительством 15 апреля 2014 г. Всего на «Электронный бюджет» предусмотрено выделить порядка i14,85 млрд.

Поверхностный анализ сайта госзакупок позволяет установить, что в 2012 г. Казначейство подвело итоги тендера на комплексное проектирование «Электронного бюджета». Контракт стоимостью i119,8 млн был заключен с компанией IBS, которая разработала системную архитектуру и техническое задание, а также спроектировала подсистемы и ИТ-инфраструктуру «Электронного бюджета».

Разработкой подсистем обеспечения интеграции, ведения реестров и формуляров, подсистемы обеспечения информационной безопасности и подсистемы обеспечения юридической значимости электронных документов ГИИС занялась компания «ОТР 2000». Сумма контракта составила i410,2 млн руб.

Тогда же в 2012 г. за i104,95 млн Минфин отдал компании «Линкс» контракт на проектирование и моделированию бизнес-процессов управления общественными финансами, определение реквизитного состава электронных формуляров в рамках создания ГИИС.

Другой контракт — на обследование и анализ внешних ИС для оценки возможности обеспечения информационного взаимодействия с «Электронным бюджетом» — достался IBS за i15 млн.

В 2013 г. Федеральное казначейство заплатило i575,25 млн компании «Компьютел», которая поставила ведомству оборудование, лицензии на ПО и выполнила работы по их установке и настройке для проведения опытной эксплуатации системы.

В 2014 г. Казначейство за i178 млн определило компанию «Ланит» подрядчиком при создании и сопровождении подсистем управления закупками и расходами.

Работы по созданию и актуализации нормативной справочной информации, используемой в ИС Федерального казначейства в рамках ГИИС за i79,5 млн взялась выполнить IBS.

Еще в одном тендере на размещение и обслуживание программно-аппаратного комплекса опытной эксплуатации тестовых зон ГИИС победила компания «Онланта», подписавшая контракт на i366,7 млн.

Правда в рамках этого же соглашения она должна была разместить и обслуживать АПК Информационно-аналитической системы мониторинга ключевых показателей и средств вычислительной техники Федерального казначейства.

Работами по созданию подсистемы учета и отчетности ГИИС за i94,5 млн занялась «ОТР 2000». Подсистемы бюджетного планирования за i58,5 млн взяло на себя НПО «Криста».

В 2015 г. за развитие подсистемы обеспечения интеграции, ведения реестров и формуляров и сопровождению подсистем ГИИС за i157 млн принялась «ОТР 2000». Доработкой сопровождением открытой части единого портала «Электронного бюджета» i48,2млн занялось НПО «Криста».

Сумма упомянутых контрактов (с 2012 г. по начало 2015 г.) составляет i2,208 млрд.

Примечательно, что в рамках вышеупомянутой госпрограммы только в 2013-2014 гг. общие запланированные затраты на ГИИС могли составить порядка i4 млрд. Однако обнаружить на сайте госзакупок другие тематические тендеры, имеющие очевидное отношение к проекту, редакции не удалось.

Также отметим, что 30 июня 2015 г. Казначейство объявило еще два конкурса в отношении ГИИС. Первый из них касается сопровождения и развития подсистемы обеспечения информационной безопасности и подсистемы обеспечения юридической значимости электронных документов. Начальная цена контракта выставлена на уровне i165,3 млн.

Второй призван определить подрядчика на развитие нормативной справочной информации, используемой в ИС Федерального казначейства в рамках ГИИС. Начальная цена контракта — i105 млн. Правда победителю за эти же деньги придется осуществить и некоторые другие работы.

Денис Воейков

Электронный бюджет — причины, плюсы и минусы, концепция и суть

Изменили концепцию развития системы «Электронный бюджет»

Содержание:

Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления государственными финансами «Электронный бюджет» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 1275-р. Система предназначена для обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности государственных органов, а также повышения качества управления финансами организаций сектора государственного управления.

Таким образом, с ее помощью планируется:

  • обнародовать планируемые и фактические результаты работы сектора в области управления государственными финансами;
  • Публиковать информацию об активах и обязательствах публично-правовых субъектов;
  • своевременно отражать в электронной форме все финансовые и экономические операции.

Через «персональный счет» любой пользователь сможет получить доступ к информационным ресурсам системы, независимо от его территориальной удаленности.

Предполагается, что доля юридически значимого электронного документооборота в финансово-хозяйственной деятельности федеральных организаций сектора государственного управления составит не менее 70%. А также благодаря новой системе время формирования всех видов финансовой и управленческой отчетности этих организаций сократится в 1,5 раза, а ее обработка — на 30%.

Причины новаторства концепции

Что касается организационной части — планируется разработать регламенты и форматы внутриведомственного и межведомственного взаимодействия. Не исключено, что электронный учет будет централизован в рамках публичного юридического лица (формирование единой бухгалтерской книги).

Кроме того, планируется создать единый портал бюджетной системы России. В частности, он будет содержать информацию о прогнозных и фактических поступлениях доходов бюджета, о финансовом состоянии государственных и юридических лиц, о расходах на реализацию государственных и муниципальных программ. Система должна быть полностью введена в действие к 2015 году.

Читайте также:  Есть какой-то шаблон, образец приказа при принятии на работу сотрудников. Как их нумеруют, просто приказ 1?

Прежде всего, отметим, что ее появление связано с программой Правительства РФ по повышению эффективности расходования бюджетных средств до 2012 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 1101-р).

Концепция определяет цели, задачи, основные направления и принципы создания и развития государственной информационной системы управления государственными финансами — «Электронный бюджет».

Так, планируется обнародовать плановые и фактические результаты деятельности государственного сектора в сфере управления государственными финансами, разместить информацию об активах и обязательствах государственных и юридических лиц и отразить в электронном виде все осуществляемые финансово-хозяйственные операции.

Обосновывая необходимость создания и развития системы «Электронный бюджет», авторы Концепции обратили внимание на то, что, несмотря на ряд реформ, охватывающих бюджеты всех уровней бюджетной системы, до сих пор:

  • Не во всех сферах управления государственными финансами используются современные и эффективные способы удаленного взаимодействия между участниками бюджетного процесса;
  • не решены вопросы устранения дублирования операций по многократному вводу и обработке данных;
  • не полностью автоматизированы процессы управления финансово-хозяйственной деятельностью учреждений;
  • не внедрены информационные технологии, обеспечивающие связь информации об исполнении бюджета с результатами деятельности организаций сектора государственного управления;
  • не создан механизм реализации принципа прозрачности бюджетных данных для широкого круга заинтересованных пользователей, закрепленного в Бюджетном кодексе Российской Федерации;
  • не раскрывается информация об активах и обязательствах государственных и юридических лиц и их финансовом состоянии.

К настоящему времени накоплен положительный опыт создания межведомственных информационных ресурсов, который необходимо учитывать при создании системы «электронного бюджета».

Примерами таких ресурсов являются официальный веб-сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а также единый портал государственных и муниципальных услуг.

Плюсы и минусы системы электронного бюджета в России

По мнению правительства и органов государственной власти, широкое внедрение такой системы повысит доверие населения к государству.

Также плюсом должна стать большая прозрачность, то есть через доступ к электронному сайту заинтересованные лица смогут увидеть подробную и доступную информацию о бюджете государственного органа. Таким образом, она становится открытой не только в результате деятельности, но и в процессе формирования решений.

  • Важным преимуществом является также повышение скорости обмена информацией между государственными органами, поскольку на практике этот процесс часто осложняется бюрократией, большим количеством бумажных документов и большим количеством рабочего времени.
  • Еще одним преимуществом является переход от локализации информационных баз данных и систем к формированию облачных технологий, то есть единой системы государственных финансов.
  • Кроме того, такая система, как электронный бюджет, поможет упростить и автоматизировать обработку документов, выполнение различных приказов, усилить контроль и, в некоторой степени, снизить уровень коррупции.
  • Основные недостатки выражаются в следующих аспектах:
  • низкий уровень технического оснащения;
  • отсутствие современного, специально защищенного программного обеспечения;
  • Интеграция единой системы электронного бюджета в каждом субъекте должна быть индивидуальной, так как каждая территория имеет свои особенности;
  • низкая готовность и заинтересованность российских разработчиков и органов власти в эффективном сотрудничестве в области электронного бюджетирования;
  • первоначальное увеличение затрат и нагрузки на бюджет территории.

Рекомендации по совершенствованию

  • Важно обеспечить обратную связь с населением и участие общественности в бюджетном процессе не только формально, но и реально;
  • обеспечить автоматизацию работы на максимальном уровне;
  • исключить дезинформацию;
  • исключить дублирование процедур;
  • межведомственное и межтерриториальное взаимодействие.

Концепция и суть электронного бюджета

Электронный бюджет — это такая информационная система, которая интегрирована в информационное пространство посредством Интернета, обеспечивает повышенную прозрачность и раскрывает финансово-хозяйственную деятельность государственных заказчиков, т.е. государственных органов (например, территориальных администраций, правительства субъекта или всей страны).

Переход на эту систему является актуальным требованием нашего времени и международным стандартом, поддерживаемым вступлением общества в информационную фазу.

Электронный бюджет — важная часть создания электронного правительства, то есть целостной, быстрой, эффективной, максимально открытой базы данных о деятельности органов государственной власти в области управления финансами.

Например, в Российской Федерации уже реализуется опыт формирования электронных бюджетов на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2015 г., определяющего структуру, основные функции, порядок доступа, правовой режим и правила формирования электронного бюджета.

Таким образом, в России этот процесс запущен на законодательном уровне с 2015 года.

На практике переход на электронный бюджет уже осуществлен достаточным количеством территориальных субъектов, а именно: Краснодарским краем, Московской областью, Костромской областью, Оренбургской областью, Пермским краем, Республикой Марий Эл. Однако переход осуществляется только на уровне субъектов Российской Федерации.

Каратаева Г.Е., Чернова С.В. (2021) Цифровая трансформация бюджетного процесса в России

Цитировать:Каратаева Г.Е., Чернова С.В. Цифровая трансформация бюджетного процесса в России // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – Том 11. – № 3. – С. 943-960. – doi: 10.18334/vinec.11.3.112336.

Аннотация:Пандемия коронавируса, охватившая весь мир в 2020 году, подтвердила тезис о том, что цифровизация – это магистральное направление развития экономики и управления. В России взят курс на цифровизацию экономики, осуществляется переход к цифровому бюджету, который выступает инструментом эффективного государственного управления.

На основе анализа цифровой трансформации бюджетного процесса в стране выявлены современные тенденции развития цифрового бюджета в РФ, а также требующие решения текущие проблемы цифровой трансформации бюджетного процесса, с которыми столкнулись субъекты РФ и муниципалитеты.

Полученные научные результаты могут послужить методической основой для дальнейших исследований и разработок в области цифровой трансформации бюджетного процесса в регионах и муниципальных образованиях.

Результаты исследования могут быть полезны не только представителям научного сообщества, но и органам власти регионального и муниципального уровней при разработке и корректировке документов среднесрочного и долгосрочного планирования.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровая трансформация бюджетного процесса, цифровой бюджет, механизм цифрового бюджетного процесса

JEL-классификация: H61, H69, O31, O33

Введение

Цифровая трансформация всех сфер общественного устройства на фоне эпидемиологических событий 2020 года уже постепенно перестает быть футуристической повесткой. Удаленная работа, электронная торговля и банкинг стали вполне обыденными явлениями в повседневной жизни людей.

Пандемия ускорила проникновению цифрового инструментария в решение задач не только частного, но и государственного сектора экономики и управления.

Следует отметить, что еще задолго до событий 2020 года многие государства объявили курс на цифровую трансформацию работы государственных органов.

Исследованию вопросов цифровой трансформации и цифровой экономики посвящены работы Д. Тапскотта, Л. Гохберга, А.С. Аброскина, Ю.К. Зайцева, Г.И. Идрисова, А. Голышко и других [1, с. 145; 2; 3, с. 28; 4; 5] [1] (Bukht, Khiks, 2018, р. 145; Abroskin, Zaytsev, Idrisov etal., 2019, р. 28).

  • Целью исследования является анализ первых итогов перехода к цифровому бюджету в России, поиск подхода к оценке эффективности трансформационных процессов на субфедеральном и муниципальном уровнях бюджетной системы, выявление ближайших и среднесрочных перспектив его развития.
  • Элементы научной новизны исследования представлены в виде ранжирования этапов развертывания цифрового бюджета в Российской Федерации, развития концептуальных положений цифрового бюджета и оценки эффективности цифровой трансформации бюджетного процесса на региональном и муниципальном уровнях.
  • Авторами выдвинута гипотеза о том, что учет обозначенных в работе ограничений цифровой трансформации бюджетного процесса при корректировке государственных и муниципальных программных документов в сфере цифровой экономики позволит снизить риски недостижения ключевых показателей эффективности на региональном и муниципальном уровнях.
  • Методологическую базу исследованиясоставили общенаучные методы анализа и синтеза, индукция, дедукция, сравнение, методы научной абстракции, группировка, обобщение, формализация, систематизация.

Термин «цифровая экономика» стал настолько популярен, что вошел в названия документов государственного стратегического планирования. Несмотря на это, в научно-экспертном сообществе так и не сформировалось общепринятого определения этого феномена.

Понятие цифровой экономики меняется на протяжении времени под влиянием специфики конкретного исторического периода и мировых тенденций в сфере цифровых технологий. Так, первое определение цифровой экономики было дано Доном Тапскоттом в 1996 году [1, с. 145] (Bukht, Khiks, 2018, р.

145). Он делал акцент на применении интернет-технологий, ставших своего рода технологическим направлением 90-х годов XX века.

Тогда сформировался первый «узкий» подход к понятию цифровой экономики, который сводился к представлению цифровой экономики как экономики, основанной на цифровых технологиях производства товаров, оказания услуг. Данный подход применяется также отечественными учеными. Л.

Гохберг утверждает, что цифровая экономика – это «совокупность видов деятельности по созданию, распространению и использованию цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг» [2].

Отметим, что существует второй, «расширенный» подход к понятию цифровой экономики, согласно которому цифровая экономика – это «экономическое устройство, в котором товары и услуги производятся с преобладающим использованием цифровых технологий, а данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства продукции и оказания услуг» [3, с. 28] (Abroskin, Zaytsev, Idrisov etal., 2019, р. 28). Данный подход был сформирован в XXI веке.

Читайте также:  Можно ли получить государственную субсидию на производство евровагонки?

Таким образом, мы наблюдаем трансформацию понятия цифровой экономики по мере возникновения и развития новых цифровых технологий. То есть понятие цифровой экономики – это атрибут времени, а не сущностная характеристика нового этапа развития экономических отношений.

По мере расширения применения цифровых технологий в процессе производства продукции, оказания услуг поставщиками, производителями готовой продукции, поставщиками сырья цифровая экономика превращается в просто «экономику».

Под цифровой экономикой мы понимаем экономику, в которой экономические отношения выстраиваются исключительно на применении цифровых технологий.

  1. К особенностям цифровой экономики относятся следующие:
  2. 1) основой цифровой экономики являются цифровые технологии, которые способствуют оптимизации структуры экономики;
  3. 2) ключевым фактором производства цифровой экономики являются информация и знания;
  4. 3) неотъемлемыми составляющими цифровой экономики являются современные информационные сети, устройства доступа, информационные системы и обеспечиваемый ими функционал (обработка и анализ большого объема данных, вычислений);
  5. 4) результатом производства является цифровой продукт или цифровая услуга;
  6. 5) в процессе осуществления деятельности происходит трансформация бизнес-моделей у хозяйствующих субъектов;

6) цифровая экономика состоит из нескольких уровней, связанных между собой практически бесконечным и постоянно растущим количеством узлов. Платформы существуют во взаимосвязи, позволяя достичь непосредственного пользователя через множество каналов, тем самым усложняя исключение конкретных игроков, т.е. конкурентов [4];

  • 7) в цифровой экономике преобладают безналичные формы расчетов, появляются новые формы платежей, альтернативные денежные средства.
  • К преимуществам цифровой экономики следует отнести:
  • — снижение транзакционных издержек для хозяйствующих субъектов;
  • — появление новых форм ведения бизнеса в связи с перемещением в медиасферу;
  • — отсутствие посредников, прямое и быстрое взаимодействие продавца и покупателя;
  • — быстрое перемещение товаров, оказание услуг через Интернет и другие.
  • Несмотря на явные преимущества цифровой экономики, стоит отметить ее существенные недостатки. К ним относятся:

— ограниченный круг выгодоприобретателей. Выгодоприобретателями являются производители полупроводников и цифровых систем управления на их основе. Российские компании владеют небольшим количеством собственных технологий производства полупроводников и цифровых систем управления, следовательно, не являются выгодоприобретателями цифровой экономики в полной степени;

  1. — уничтожение конкуренции на рынке цифровых технологий. Компании-локомотивы нацелены на поглощение или уничтожение конкурентов путем повторения функций продукта конкурента;
  2. — ухудшение способностей людей. Изобилие всевозможных удобных и привлекательных услуг отрицательно влияет на способность людей запоминать и анализировать большой объем данных, делать выводы, формулировать результаты проведенного анализа в письменном виде, читать и понимать объемные сложные тексты;
  3. — сокращение количества рабочих мест, повышение уровня безработицы, опустошение смежных секторов экономики;
  4. — уязвимость и недостаточная защита информации и прав в связи с применением постоянно возникающих прорывных цифровых технологий и увеличением количества кибератак.

Явные преимущества цифровой трансформации привлекательны для всех без исключения ее отраслей и сфер. В том числе и по этой причине цифровая экономика не ограничивается сектором высокотехнологичных компаний, для которых «цифра» – это и предмет, и средство, и продукты производства.

В гонке лидерства цифровая трансформация выступает общепризнанным допингом, который способен обеспечить победу, причем в известной степени вполне легитимно. Государственные аппараты не могут оставаться в стороне и активно включаются в эту борьбу.

В России в разные периоды предпринимался ряд попыток придать этому процессу ускорение в рамках административных реформ 2010, 2014, 2018 годов.

Они затрагивали многие звенья государственного управления, но в первую очередь декларировали повышение его эффективности и повышение эффективности бюджетных расходов. В программных документах был обозначен переход к цифровому бюджету.

Концептуальные положения цифрового бюджета. Следуя подходам к определению цифровой экономики, рассмотренным выше, цифровой бюджет можно представить как бюджет с новой организацией формирования, исполнения и контроля на основе цифровой платформы интеграции и взаимодействия всех участников на различных стадиях бюджетного процесса.

  • Под цифровой платформой понимается «совокупность цифровых данных, моделей и инструментов, информационно и технологически интегрированных в единую автоматизированную функциональную систему, предназначенную для эффективного управления целевой предметной областью с организацией взаимодействия заинтересованных субъектов» [5].
  • Цифровой бюджет характеризуется рядом особенностей:
  • 1) основной акцент делается на интеграции и взаимодействии участников бюджетного процесса;
  • 2) используется облачная и локальная инфраструктура;

3) структурированные и неструктурированные бюджетные данные оцифровываются, т.е. меняется контент в бюджетном процессе.

В РФ можно выделить 3 этапа перехода к цифровому бюджету (табл. 1).

Таблица 1

Этапы перехода к цифровому бюджету в Российской Федерации

Этапы, годы Основное содержание этапов
1-й этап: 2010–2011 годы

О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «электронный бюджет»

30 июня 2015 15:00

Постановление от 30 июня 2015 года №658. В рамках госпрограммы «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков».

Система «Электронный бюджет» предназначена для обеспечения прозрачности, открытости и подотчётности деятельности государственных органов и органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также для повышения качества их финансового менеджмента за счёт формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами.

Справка

  • Постановление от 30 июня 2015 года №658 в действующей редакции
  • Внесено Минфином
    России во исполнение решений Правительственной комиссии
    по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и
    условий ведения предпринимательской деятельности.
  • Подписанным
    постановлением утверждено положение о государственной интегрированной
    информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее,
    соответственно, – Положение, система «Электронный бюджет»).
  • Система «Электронный
    бюджет» создаётся в
    соответствии с государственной
    программой «Управление государственными финансами и регулирование финансовых
    рынков» (утверждена постановлением Правительства от 15 апреля 2014 года №320).
  • Положение
    определяет назначение и задачи системы «Электронный бюджет», её структуру,
    основные функции и участников, порядок обеспечения доступа к системе «Электронный
    бюджет», правовой режим информации и программно-технических средств, правила
    информационного взаимодействия с другими информационными системами, порядок
    ввода в эксплуатацию и использования.
  • Система «Электронный
    бюджет» предназначена для обеспечения прозрачности, открытости и подотчётности
    деятельности государственных органов и органов управления государственными
    внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, государственных и
    муниципальных учреждений, а также для повышения качества их финансового
    менеджмента за счёт формирования единого информационного пространства и
    применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления
    государственными и муниципальными (общественными) финансами.
  • Система «Электронный
    бюджет» направлена на решение задач:
  • повышение
    доступности информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии
    публично-правовых образований, государственных и муниципальных учреждений, об
    их активах и обязательствах;
  • создание
    инструментов для взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования,
    мониторинга достижения финансовых результатов реализации госпрограмм и программ,
    разрабатываемых и принимаемых органами местного самоуправления, непрограммных
    направлений деятельности, а также результатов, характеризующих объёмы и
    качество оказания государственных и муниципальных услуг и исполнения
    государственных и муниципальных функций;
  • обеспечение
    размещения в открытом доступе информации о плановых и фактических финансовых
    результатах деятельности в сфере управления общественными финансами государственных
    органов и органов местного самоуправления, органов управления государственными
    внебюджетными фондами, других участников бюджетного процесса, а также
    юридических лиц, получающих средства бюджетов бюджетной системы Российской
    Федерации, не являющихся участниками бюджетного процесса;
  • обеспечение
    интеграции процессов составления и исполнения бюджетов бюджетной системы,
    ведения бухгалтерского учёта, а также подготовки финансовой отчётности и другой
    аналитической информации публично-правовых образований, государственных и
    муниципальных учреждений;
  • усиление
    взаимосвязи бюджетного процесса и процедур планирования закупок товаров, работ
    и услуг для нужд публично-правовых образований, размещения заказов на их
    поставку и выполнения государственных (муниципальных) контрактов, заключаемых
    по итогам размещения заказов;
  • обеспечение
    взаимосвязи реестров расходных обязательств с закреплёнными в соответствии с российским
    законодательством полномочиями публично-правовых образований.

Также внесены
изменения в Концепцию создания и развития государственной интегрированной
информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (одобрена
распоряжением
Правительства от 20 июля 2011 года №1275-р).

Создание и
развитие системы «Электронный бюджет» предлагается реализовать в три этапа:

  • первый этап (2011–2014 годы) – проектирование
    системы «Электронный бюджет», разработка подсистем бюджетного планирования, управления
    закупками и ведения реестров, технологических подсистем системы «Электронный
    бюджет» и единого портала бюджетной системы Российской Федерации, а также
    модернизация имеющихся информационных баз;
  • второй этап (2015–2017 годы) – разработка
    подсистем управления доходами, расходами, денежными средствами, долгом и
    финансовыми активами, учёта и отчётности, финансового контроля и
    информационно-аналитического обеспечения системы «Электронный бюджет», а также
    развитие подсистем, разработанных на первом этапе, и единого портала бюджетной
    системы Российской Федерации;
  • третий этап (2018–2020 годы) – разработка
    подсистем управления нефинансовыми активами, кадровыми ресурсами, развитие
    подсистем системы «Электронный бюджет», разработанных на первом и втором этапах,
    и единого портала бюджетной системы Российской Федерации.

Электронный бюджет: новации централизации учета

Прежде всего обратим внимание на то, что своим появлением Концепция обязана программе Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 1101-р).

Читайте также:  Штатное расписание, образец на 2022 год, скачать бланк унифицированной формы Т-3

В рамках Концепции определены цели, задачи, основные направления и принципы создания и развития государственной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».

Так, с ее помощью планируется обнародовать плановые и фактические результаты работы госсектора в сфере управления общественными финансами, размещать информацию об активах и обязательствах публично-правовых образований, своевременно отражать в электронном виде все совершаемые финансово-хозяйственные операции.

Аргументируя необходимость создания и развития системы «Электронный бюджет», авторы Концепции, в частности, обратили внимание на то, что, несмотря на проведение ряда реформ, охвативших бюджеты всех уровней бюджетной системы, до настоящего времени: – не во всех сферах управления общественными финансами применяются современные и эффективные способы удаленного взаимодействия участников бюджетного процесса; – не решены вопросы исключения дублирования операций по многократному вводу и обработке данных; – не проведена полная автоматизация процессов управления финансово-хозяйственной деятельности учреждений; – не внедрены информационные технологии, обеспечивающие взаимосвязь информации об исполнении бюджета с результатами деятельности организаций сектора госуправления; – не создан механизм реализации закрепленного в Бюджетном кодексе РФ принципа прозрачности бюджетных данных для широкого круга заинтересованных пользователей; – не раскрыта информация об активах и обязательствах публично-правовых образований, их финансовом состоянии. К настоящему времени накоплен положительный опыт создания межведомственных информационных ресурсов, который необходимо учитывать при создании системы «Электронный бюджет».

В качестве примеров подобных ресурсов можно привести официальный сайт РФ в сети интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (www.zakupki.gov.ru), а также единый портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru).

 

Итак, в мировой практике имеются два подхода к созданию информационных систем управления финансами: 1) построение информационных систем по принципу максимально возможной унификации и интеграции функциональных областей управления (централизованный подход – Австрия, Австралия, Канада, США, Франция, Бразилия); 2) использование локальных систем (децентрализованный подход, характерен для Великобритании). Оценив все достоинства и недостатки обоих подходов, авторы Концепции пришли к выводу о том, что при создании и развитии системы «Электронный бюджет» целесообразно применить сочетание централизованного и децентрализованного подходов. Так будет обеспечена централизация информационных потоков, влияющих на полноту, достоверность и оперативность учета финансово-хозяйственной деятельности учреждений.

Мотивировав необходимость системы «Электронный бюджет», авторы Концепции сформулировали цели, задачи, принципы и результаты ее создания. Рассмотрим их подробнее.   В качестве основной цели создания и развития системы «Электронный бюджет» названо обеспечение прозрачности, открытости и подотчетности деятельности органов госвласти и местного самоуправления, а также повышение качества финансового менеджмента организаций сектора госуправления. Для достижения обозначенной цели система «Электронный бюджет» должна обеспечить решение целого ряда задач, в частности: – повышение доступности информации о финансовой деятельности и состоянии публично-правовых образований, об их активах и обязательствах; – обеспечение публикации в открытом доступе информации о плановых и фактических результатах деятельности организаций сектора госуправления в сфере управления общественными финансами; – обеспечение интеграции процессов составления и исполнения бюджетов, ведения бухгалтерского учета, а также подготовки финансовой и иной отчетности; – усиление взаимосвязи бюджетного процесса и процедур планирования закупок товаров, работ и услуг для нужд публично-правовых образований, размещения заказов на их поставку и выполнения госконтрактов, заключаемых по итогам размещения заказов.

Сформулированы и принципы, на которых должна базироваться система «Электронный бюджет».

В числе таковых возможно отметить, в частности: – исключение дублирования процедур сбора и обработки информации при соблюдении правил однократного ввода информации и обеспечение ее обработки в режиме реального времени; – обеспечение удобства работы пользователей путем постоянного улучшения характеристик и предоставления широкого набора интерфейсов; – обеспечение бесперебойности и надежности функционирования информационных систем с организацией многоуровневой защиты информации.

Во-первых, итогом создания и развития системы «Электронный бюджет» будет формирование единого информационного пространства и интеграции информационных потоков организаций сектора госуправления и публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами.

Во-вторых, Концепция призвана обеспечить открытость и доступность информации о прошлой, текущей и планируемой финансово-хозяйственной деятельности публично-правовых образований.

В третьих, результатом внедрения Концепции должно стать обеспечение подотчетности органов госвласти (местного самоуправления), создание инструментов для повышения их ответственности за выполнение их функций.

Помимо общих итогов, авторы Концепции определили целый ряд конкретных целевых показателей создания и развития системы «Электронный бюджет».

Для электронного взаимодействия пользователей необходимо обеспечить единое пространство доверия электронной подписи для юридически значимого документооборота с применением средств электронной подписи, в том числе выдаваемой Федеральным казначейством.

Внедрение электронного документооборота в финансово-хозяйственную деятельность учреждений создает возможность автоматизации и интеграции всех видов учета и отчетности по принципу обеспечения обработки информации, формируемой посредством единого ввода, в режиме реального времени.

В рамках создания системы «Электронный бюджет» предусматривается интеграция и (или) автоматизация: бюджетного планирования; управления доходами и расходами; управления долгом и финансовыми активами; управления денежными средствами; управления закупками; управления нефинансовыми активами; управления кадровыми ресурсами; бухгалтерского и управленческого учета; финансового контроля.

Еще один раздел концепции, наиболее технический по своей сути, содержит описание архитектуры системы «Электронный бюджет».

Данная система будет включать в себя следующие элементы: – централизованные подсистемы системы «Электронный бюджет», реализующие основные функции в сфере управления общественными финансами и используемые федеральными органами исполнительной власти, иными госорганами, органами управления государственными внебюджетными фондами, федеральными государственными учреждениями; – сервисные подсистемы системы «Электронный бюджет», обеспечивающие опциональное предоставление информационных сервисов органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям; – единый портал бюджетной системы РФ, создаваемый в целях обеспечения открытости и доступности для граждан и организаций информации о финансово-хозяйственной деятельности организаций сектора государственного управления и в целом публично-правовых образований. Основу системы «Электронный бюджет» составят централизованные подсистемы: – ведения реестров; – бюджетного планирования; – управления доходами; – управления долгом и финансовыми активами; – управления денежными средствами; – управления расходами; – управления закупками; – управления нефинансовыми активами; – управления кадровыми ресурсами; – учета и отчетности; – финансового контроля; – информационно-аналитического обеспечения. В рамках Концепции дается описание каждой из указанных выше подсистем. Например, подсистема управления закупками предназначена для ведения планов закупок, подготовки размещения извещений на проведение торгов. В рамках этой подсистемы будет обеспечена взаимосвязь плана закупок с бюджетными назначениями, информацией об актах выполненных работ, счетах (счетах-фактурах) и платежах, информационное взаимодействие с данными подсистем учета и отчетности, управления нефинансовыми активами, а также интеграция с официальным сайтом РФ в сети интернет для размещения информации о размещении заказов.

Заключительный, пятый раздел Концепции описывает механизмы, этапы и источники финансирования создания и развития системы. В частности, ее создание и развитие разработчики предлагают реализовать в два этапа. В рамках первого этапа (2011–2012 годы) осуществляются разработка и внедрение первой очереди системы «Электронный бюджет».

На втором этапе (2013–2015 годы) происходит развитие системы «Электронный бюджет».

До начала работ по формированию системы «Электронный бюджет» необходимо обеспечить разработку и утверждение соответствующих документов для организации управления и развития системы «Электронный бюджет», формирования структуры управления проектом, создание рабочих групп и регламентов их взаимодействия.

По мнению авторов Концепции, на первом этапе ее реализации необходимо принятие правовых актов, определяющих методологические принципы создания формуляров, реквизиты и перечень используемых реестров и классификаторов (реестр организаций сектора государственного управления, реестр расходных обязательств публично-правовых образований, бюджетная классификация, реестр типовых госконтрактов, классификаторы продукции и услуг, реестр должностей государственной службы и т. п.). Еще одним необходимым условием создания системы «Электронный бюджет» является переход на юридически значимый электронный документооборот. Приоритетная задача – перевод всех документов, используемых в процессе создания информации о деятельности организаций сектора госуправления и публично-правовых образований, в электронный вид через систему формуляров и идентификация (аутентификация) пользователей в информационных системах, а также обеспечение их интерактивного взаимодействия. Ключевые роли в создании системы «Электронный бюджет» авторы Концепции отводят Минфину России, Министерству связи и массовых коммуникаций РФ, а также Федеральному казначейству.

Важно запомнить

Рассмотренная Концепция не является нормативным правовым документом. Это программный документ, описывающий комплекс мер по созданию «Электронного бюджета». Однако он позволяет получить представление о том, каким образом будет организована новая система «Электронный бюджет» и какие возможности она откроет для бюджетных учреждений.Статья напечатана в журнале «Учет в бюджетных учреждениях» №10, октябрь 2011 г.

РАЗБОР ФСБУ 6/2020, 26/2020

Какие конкретные действия предпринять бухгалтеру, чтобы выполнить переход на новые ФСБУ правильно и своевременно? Какие проводки сделать в бухучете?

Только 31 января (понедельник) пошаговый разбор перехода на новые стандарты на трехчасовом вебинаре с Сергеем Верещагиным.

Записаться>>>

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *