Изменят правила расчета прибыли по гособоронзаказу

Что такое гособоронзаказ и самые важные аспекты при работе с ГОЗ мы раскроем в данной статье.

Закупки по ГОЗ по-прежнему вызывают множество вопросов даже у тех, кто давно работает по 44-ФЗ. Разбираемся, в чем особенности закупок по 275-ФЗ.

В статье мы собрали и систематизировали всю информацию по ГОЗ, которую должны знать поставщики.

Знаете ли вы, что для выполнения каждого госконтракта по оборонзаказу, следует открывать специальный счет, а потом закрывать его после исполнения обязательств? А то, что исполнитель не может заработать больше, чем это разрешено? То есть сумма прибыли по ГОЗ ограничена и регулируется законодательными нормативами. Эти и другие интересные моменты мы разберем в статье. Разберемся, какие изменения произошли в 275-ФЗ, и какие произойдут в ближайшем будущем.

Что такое гособоронзаказ?

Все этапы участия в закупках по государственному оборонному заказу (ГОЗ) регулируются положениями 275-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Этот закон вступил в силу 1 января 2013 года, т.е. раньше на год, чем 44-ФЗ.

В ст.4-6 275-ФЗ приводится порядок формирования, утверждения и размещения ГОЗ. А в Постановлении Правительства РФ № 1255 от 26 декабря 2013 г. даны подробные указания, как разработать ГОЗ и его основные показатели (на основании которых и формируется ГОЗ).

В рамках таких закупок Правительство РФ разыгрывает задания на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг  для нужд в целях обеспечения обороны страны, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами (п.1 ст.3 275-ФЗ).

Низкая конкуренция в сфере ГОЗ для некоторых поставщиков является определяющим фактором для участия. Другие же, наоборот, не желают погружаться в сложности изучения законодательства, а также опасаются пристального внимания со стороны контролирующих ведомств к своей организации.

Не нужно думать, что государство проводит процедуру для приобретения только вооружения и техники. Например, закупаться может еда для военнослужащих: картофель, крупы, тушенка и т.д.

Чтобы получить решение Вашей задачи, связанной с ГОЗ в рамках 275-ФЗ: напишите нам на сайте или просто позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78

Закупки по 275-ФЗ по алгоритму проведения и участия напоминают мероприятия по 44-ФЗ, но с некоторыми особенностями. Можно сказать, что нормы 275-ФЗ являются специальными по отношению к 44-ФЗ и преобладают над нормами Закона о госзакупках.

В качестве госзаказчиков выступают органы исполнительной власти — Минобороны, МВД, МЧС, ФСБ, ФСО, ФСИН и др. Также на благо гособоронзаказа трудятся  Роскосмос и Росатом. Эти структуры размещают заказы и нанимают исполнителей для их выполнения.

Госзаказчики сотрудничают с головными исполнителями, с которыми заключают контракт. К ним в большинстве случаев относятся бюджетные или казенные учреждения, унитарные предприятия, организации и общества, участником или учредителем которых является РФ (например, воинские части, судостроительные заводы, военные заводы и т.п.).

Головной исполнитель, со своей стороны, может передать исполнение обязательств исполнителю (субподрядчику второго порядка).

Исполнитель также может привлечь для реализации контракта другого исполнителя (субподрядчика третьего порядка).

Так формируется цепочка взаимоотношений между головным исполнителем и исполнителями второго и третьего порядка, которая называется кооперацией головного исполнителя.

Изменят правила расчета прибыли по гособоронзаказу

Правовая база

Приступая к работе в рамках гособоронзаказа, необходимо понять, в чём состоят особенности нормативного регулирования данной сферы. Основные положения определяет Закон № 44-ФЗ, а Закон № 275-ФЗ ─ это подзаконный нормативный акт, определяющий следующие отличия гособоронзаказа:

  • осуществление планирования закупок
  • установление начальной максимальной цены контракта, а также цен контрактов, заключаемых с единым поставщиком в рамках ГОЗ
  • особенности описания объектов закупок
  • порядок определения цены госконтракта на ТРУ
  • финансовое обеспечение исполнения контракта
  • регламентация требований для экспертов и экспертных организаций, которых привлекают к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги
  • вынесение решения об одностороннем отказе от исполнения госконтракта

Кроме данных законов, приняты ряд документов, определяющих особенности осуществления закупок по гособоронзаказу. Необходимо знать их основные положения и следить за внесением изменений в них.

Как участвовать в закупках ГОЗ по 275-ФЗ?

Информацию о проводимых закупках по ГОЗ можно найти на сайте Единой информационной системы (ЕИС) и в Автоматизированной системе торгов государственного оборонного заказа (АСТ ГОЗ).

Мероприятия по ГОЗ очень часто проводятся в закрытом формате. В этом случае сведения по ним не публикуются в ЕИС. Круг участников формируется по специальным приглашениям на участие. Доступ к документации предоставляется по запросу потенциальных исполнителей и размещается на АСТ ГОЗ.

Важный момент! В некоторых закупках по ГОЗ заказчики требуют предоставить в составе документации лицензию ФСБ России на работу с гостайной. Без нее вы не сможете осуществить никакие работы (будь это даже уборка помещений или замена окон).

Если процедура проводится открыто, и она опубликована в ЕИС, то для участия заявка подается обычным способом (например, при электронном аукционе или открытом конкурсе).

Для участия в процедуре, опубликованной в АСТ ГОЗ, сначала потребуется подключиться к этой площадке. На это у вас уйдет примерно 10 дней, после чего система предоставит необходимое программное обеспечение и аккредитует вас как пользователя.

Изменят правила расчета прибыли по гособоронзаказу

Особенности регистрации участников в ЕИС

Для закупок по ГОЗ (за исключением закрытых) нужна регистрация в ЕИС в соответствии с требованиями ст. 24.2 № 44-ФЗ и постановления Правительства РФ от 30.12.2018 № 1725.

Сотруднику, ответственному за работу в ЕИС, необходимо:

  1. Зарегистрировать руководителя фирмы на портале госуслуг.
  2. Создать на сайте госуслуг профиль своей организации.
  3. Сформировать профиль организации в ЕИС.
  4. Далее следует регистрация в ЕРУЗ и автоматическая аккредитация на 8-ми всероссийских ЭТП, аккредитованных для проведения госзакупок.

Если организацией пройдена процедура регистрации в ЕИС, то учётную запись можно применять и при участии в закупках по гособоронзаказу.

Регистрируясь в ЕИС, вы получаете возможность доступа к закупкам всех федеральных торговых площадок на период до трёх лет. Обратите внимание: процедуру регистрации на следующий срок надо начинать не раньше чем за 6 месяцев и не позже 3 месяцев до дня окончания регистрации.

При этом происходит автоматическое внесение организации в ЕРУЗ.

Особенности гособоронзаказа

В рамках гособоронзаказа государство может приобретать не только высокотехнологичную, военную и секретную продукцию. Такие процедуры проводятся также для приобретения канцелярских товаров, оргтехники и расходных материалов.

Требования к участникам предъявляются вполне обычные:

  • не иметь задолженности по налогам и сборам;
  • не относиться к оффшорным компаниям;
  • не находиться в реестре недобросовестных поставщиков.

Наряду с этим ГОЗ имеет некоторые отличия от привычных нам процедур по 44-ФЗ и 223-ФЗ:

  • финансовая прозрачность и открытость между заказчиком, банком, головным исполнителем и исполнителями второго и третьего порядка. Вся цепочка должна прослеживаться;
  • строгое обоснование цены контракта;
  • отчетность по первому требованию заказчика или контролирующих ведомств.

Остановимся подробнее на каждом из требований:

Финансовая прозрачность ГОЗ

У головного исполнителя и у каждого исполнителя второго и третьего порядка должны быть открыты счета в уполномоченном банке. Раньше необходимо было выбирать банк из перечня банков, опубликованного на сайте Центрального банка.

Но теперь эта информация скрыта, и уполномоченным банком в оборонно-промышленной сфере является ПАО Промсвязьбанк (п.4.3 ст.3 275-ФЗ). Открывать счет надлежит для каждого контракта.

Исполнителям четвертого уровня счет не требуется, об этом в законодательстве ничего не говорится.

  • Целью такого ужесточения мер является контроль за целевым расходованием выделенных средств. Деньги, полученные от госзаказчика, называются целевыми. Их нужно использовать только на выполнение конкретного гособоронзаказа, иное распоряжение деньгами будет считаться нарушением. После исполнения контрактных обязательств счет закрывается.

Открытость доходов и расходов ГОЗ

В рамках исполнения обязательств по ГОЗ всей цепочке исполнителей (включая и головного исполнителя) нужно будет предоставлять следующую информацию:

  • сумма дохода, заработанного на исполнении контракта;
  • сумма собственных затрат (без этой цифры затраты вам не возместят).

Важный момент! Запрещается устанавливать цену на ТРУ выше рыночной. Цену потребуется обосновать, если она превышает установленную стоимость более чем на 5%.

Отсутствие секретов перед ФАС, ФСБ и Казначейством.

Если контролирующие органы запросят любую документацию по контракту или сведения о каждом исполнителе (наименование, адрес, ИНН, КПП, контактную и иную информацию) у вас будет на это ровно 5 дней.

Также в закупках по ГОЗ действует национальный режим. Практически всегда запрещено предлагать иностранный товар. Постановление Правительства РФ № 9 от 14.01.2017 г.  устанавливает запрет на допуск товаров из иностранных государств, за исключением стран ЕАЭС. Исключение — если продукция не изготовлена на территории ЕАЭС.

Изменят правила расчета прибыли по гособоронзаказу

Особенности работы с отдельным счетом ГОЗ по 275-ФЗ

Мы уже отметили, что для каждого выполнения ГОЗ следует иметь отдельный счет, который открывается в Промсвязьбанке. Средства на нем можно тратить строго на конкретные цели, определенные условиями контракта. Только после исполнения обязательств становится возможным перевод денег со спецсчета по 275-ФЗ на обычный расчетный счет.

Если выполнение госконтракта подразумевает несколько этапов, то деньги можно получить после выполнения всей работы целиком, а не ее части.

Для того, чтобы перевести средства на свой счет, исполнителю нужно предоставить в банк следующие бумаги:

  • контракт с допсоглашениями;
  • акт приема-передачи товара или акт выполненных работ (оказанных услуг);
  • документы, подтверждающие, что исполнитель тратил собственные средства на исполнение контракта по ГОЗ;
  • иные документы, перечень которых устанавливает банк, открывший отдельный счет.

Списание суммы произойдет только в том случае, если в распоряжении указан идентификатор госконтракта. В п.2 ч.1 ст.8.

3 275-ФЗ приводится ряд случаев, когда разрешено выводить деньги с отдельного счета, помимо случая получения прибыли. Например, для уплаты налогов и сборов. А в ст.8.4 и 8.

6 утвержден перечень операций, которые запрещено проводить по спецсчету и основания для приостановления операций по спецсчету.

К обязанностям поставщика относится особенный учет и оформление документации по ГОЗ. Во всех бумагах (договорах, счетах-фактурах и др.) необходимо указывать идентификатор контракта. Он служит инструментом контроля всех финансовых действий. Кроме того, поставщику потребуется вести учет расходов раздельно с другими расходами.

Объясним на примере:

По контракту гособоронзаказа требуется поставить 30 метров проволоки. Но она продается в катушках по 100 метров. Исполнитель приобретает всю катушку, но на выполнение обязательства тратит только 30 метров.

Излишек остается у него, который используется для выполнения других контрактов.

Соответственно, учитывать эти расходы ему нужно раздельно, списать остаток материала на расходы по конкретному госконтракту исполнитель не может.

Читайте также:  Регистрация ООО в Санкт-Петербурге (СПБ)

Регулирование цен на государственном уровне по ГОЗ

Основным нормативным документом, регулирующим цены на продукцию по ГОЗ, является Постановление Правительства РФ № 1465 от 02.12.2017 г.

Методика государственного регулирования цен определена в ст.10 275-ФЗ. К ним относятся:

Договор по 223 ФЗ или 44 ФЗ в гособоронзаказе

Сотрудники отдела продаж часто считают, что если в договоре с заказчиком упоминается Федеральный закон 223 ФЗ или 44 ФЗ, то этот договор не имеет отношения к Федеральному закону от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». И в этом кроется ошибка.

Как сочетаются законы 223 ФЗ, 44 ФЗ и 275 ФЗ

Законы 223 ФЗ и 44 ФЗ регулируют процесс закупок, а закон 275 ФЗ устанавливает правовые основы отношений, связанных в первую очередь с выполнением государственного оборонного заказа (ГОЗ) и государственным контролем, определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги ГОЗ. Таким образом, Договор в гособоронзаказе попадает одновременно под действие двух законов 223 ФЗ (или 44 ФЗ) и 275 ФЗ.

В свою очередь, закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ отличаются перечнем заказчиков.

ФЗ № 44 ФЗ № 223. Постановлении от 11.12.2014 № 1352
государственные и муниципальные органы власти, казенные учреждения предприятия, в уставном капитале которых доля государства составляет более 50 %
орган, управляющий внебюджетным фондом государства юридические лица, имеющие инвестиционные проекты более чем на 500 млн руб. с поддержкой государства
Роскосмос, Росатом естественные монополии
бюджетные организации и унитарные предприятия, если расходуют на продукцию средства из бюджетов унитарные предприятия, бюджетные организации, закупающие продукцию за счет своих собственных средств, в качестве субподряда либо за счет грантов

Закон 44-ФЗ, строго регламентирует проведение закупок государственными и муниципальными заказчиками, внести изменения практически нельзя. Закон 223-ФЗ позволяет заказчикам самостоятельно разрабатывать правила проведения закупочных процедур. Но эти правила должны быть прописаны в Положении о закупке и в дальнейшем учтены при составлении договора.

Изменят правила расчета прибыли по гособоронзаказу

Какие признаки говорят о том, что договор выполняется в рамках гособоронзаказа. Во-первых, наличие Идентификатора государственного контракта (ИГК). Если ИГК состоит из 25 цифр и первые четыре цифры напоминают год начала и окончания контракта (например 2122), это скорее всего гособоронзаказ.

Из 25 цифр может состоять и ИГК договора, финансируемого за счет средств субъекта РФ или местного бюджета, или договора о капитальных вложениях. Договор с ИГК, состоящем из 20 цифр, тоже может быть в рамках ГОЗ, если был заключен ранее 2019 года (при казначейском сопровождении).

ИГК может быть указан в контракте следующими способами (одним или несколькими):

    — через символ «/» перед номером контракта; — непосредственно в тексте контракта путем указания номера ИГК; — указания реквизитов государственного контракта, контракта, содержащих ИГК, в целях выполнения которого заключен представленный контракт; — в разделе контракта «реквизиты».

Во-вторых, прямое указание на то, что договор выполняется в рамках ГОЗ. В-третьих, в реквизитах заказчика присутствует отдельный банковский счет (ОБС), 20-значный счет, содержащий первые 5 цифр – 40706. В-четвертых

Судостроители хотят получать больше прибыли от гособоронзаказа

Изменят правила расчета прибыли по гособоронзаказу

Петр Ковалев / ТАСС

Российские судостроители направили обращение к президенту Владимиру Путину с просьбой законодательно изменить схему расчета прибыли предприятий — головных исполнителей гособоронзаказа (ГОЗ). Они хотят, чтобы прибыль составляла не 5% от полной себестоимости продукции, как сейчас, а до 20%, и уходила не на обслуживание кредитов, а на развитие гражданской продукции и импортозамещение.

Обращение подготовила рабочая группа, состоящая из членов Ассоциации судостроителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АС), Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга и представителей оборонных НИИ.

В АС входят более 40 предприятий, включая «Адмиралтейские верфи», «Балтийский завод», «Северную верфь», ЦКБ «Рубин» и другие предприятия Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) в регионе, а также судостроительный завод «Пелла», Крыловский государственный научный центр и др.

Ранее Ассоциация обращалась с аналогичным письмом в Совет безопасности России, но ответа пока не получила.

О том, что теперь обращение направлено президенту, «Ведомостям» рассказали представители рабочей группы. «Руководители ведущих предприятий ОПК отмечают полное отсутствие собственных средств на развитие, диверсификацию и повышение конкурентоспособности своей продукции.

Реальных мер, кроме перечислений бюджетных средств на погашение части долгов наиболее закредитованным организациям ОПК с целью предотвращения их банкротства, пока не принято.

Если президент возьмет данный вопрос под личный контроль, то эта ключевая для устойчивого развития ОПК проблема получит реальный механизм решения», — говорит источник в рабочей группе.

Проблема, как ее видят корабелы, в следующем. С 2015 г.

расчет себестоимости продукции и прибыли от производства и поставок по ГОЗ осуществляется исходя из затрат головного исполнителя, который производит финальную сборку изделия (формула «20%+1%», подробнее см. справку).

По утверждению АС, применение такой схемы расчета для всей продукции сократило прибыльность предприятий ОПК от этой продукции в 3-5 раз — с 15-18% в 2015 г. до максимум 3-5% от полной себестоимости продукции на текущий момент.

Расчет прибыли от реализации продукции по ГОЗ с 2015 г.

производится исходя из затрат головного исполнителя и нормируется как 1% от затрат, понесенных им на покупку комплектующих, оборудования и услуг подрядчиков, плюс 20% от собственных затрат финального сборщика.

Поскольку считается, что у головного исполнителя не может быть собственных работ больше, чем на 20% от общей стоимости заказа, получается, что итоговая прибыль предприятий-«финалистов» в лучшем случае составляет 4,8-5% от общей себестоимости готового продукта.

Для выполнения ГОЗ судостроители берут в банках кредиты на пополнение оборотных средств и технологическое развитие. Ставка по таким кредитам в последние семь лет не опускалась ниже 10-12% годовых, сейчас она составляет 8,5%, пояснили «Ведомостям» в АС.

Судостроители говорят, что закредитованность предприятий мешает их развитию, поскольку прибыль полностью уходит на погашение процентов по кредитам, а долг растет. Действительно, задолженность российских предприятий ОПК выросла в 2020 г. до 3 трлн руб. с более 2 трлн руб. на середину 2019 г.

, оценивал курирующий промышленность вице-премьер Юрий Борисов в конце 2020 г.

В своем обращении корабелы Северо-Запада предлагают законодательно закрепить минимальный уровень прибыли в размере 10% от полной себестоимости продукции по ГОЗ, чтобы она могла гарантированно покрыть ставку по кредиту.

А если предприятие обязуется не менее 2/3 прибыли направить на приоритетные цели — технологическое развитие мощностей, производство гражданской продукции (диверсификация), импортозамещение, рост экспорта и обслуживание долгов, — уровень прибыли должен составлять 15-20% от полной себестоимости готовой продукции, говорит представитель рабочей группы.

Это будет мотивировать системообразующие предприятия судостроительной отрасли снижать расходы и ускорять развитие в интересах диверсификации, считают в ассоциации.

Чтобы реализовать эти предложения, рабочая группа предлагает для определения цены всех серийных образцов по ГОЗ с 2021 г. использовать не затратный метод, как сейчас, а сравнительный, как было до 2015 г.

В последнем случае стоимость изделия определяется на основании фиксированной цены аналогичного изделия, произведенного ранее на конкретном предприятии, но с учетом ежегодного коэффициента инфляции и изменения комплектации по требованию заказчика, объяснил «Ведомостям» эксперт АС, заместитель гендиректора завода «Пелла» Илья Вайсман.

«Сейчас система такая, что на каждое изделие, даже серийное, нужно предоставить расчетно-калькуляционный материал, как на НИОКР. Это отнимает массу времени. Но если есть серия, значит есть цена серийной единицы, так что же мешает на всю серию поставить эту цену?» — рассуждает Вайсман.

При фиксированной цене серийных изделий предприятия будут мотивированы экономить затраты и увеличивать прибыль по каждому ГОЗ, уверен он. При этом первый образец из серии, в случае наличия таковой, будет все равно оплачен по принципу понесенных затрат.

С 2015 г., когда стал применяться затратный метод, динамика просроченной задолженности в судостроении начала резко нарастать, рассказала «Ведомостям» член рабочей группы, профессор кафедры экономики и управления производственными комплексами СПбГЭУ Елена Ткаченко.

По ее словам, это привело к тому, что компании, которые оптимизировали свои бизнес-модели и добились высокой производительности труда, оказались в тяжелом финансовом положении.

«Они лишились законной доли прибыли, которую получали бы при использовании сравнимых цен, — за счет своей более высокой эффективности.

А низкоэффективные компании, наоборот, зафиксировали свои высокие издержки и заинтересованы в их сохранении, потому что в абсолютном выражении прибыль такого неэффективного производителя в 1,5-2 раза выше», — объяснила она. Формула «20%+1%» не мотивирует предприятия ОПК снижать затраты, соглашается Вайсман.

В северодвинском центре судоремонта «Звездочка» (ведущая судоремонтная верфь России, входит в ОСК) «Ведомостям» сообщили, что с переходом к схеме «20%+1%» плановая рентабельность госконтрактов предприятия упала почти в десять раз – до 1-2% и продолжает оставаться на этом уровне, что едва позволяет предприятию балансировать на грани прибыльности.

По словам пресс-службы верфи, из-за этого пришлось сократить, заморозить или вовсе отказаться от части мероприятий модернизации производства и инфраструктуры.

Для судоремонтных заводов, говорит собеседник «Ведомостей», проблема еще и в том, что доля затрат на работы соисполнителей может достигать 60-70% от общей стоимости заказа, что сокращает и без того незначительную итоговую рентабельность головного исполнителя.

Гендиректор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров пояснил «Ведомостям», что предприятия, работающие по госооборонзаказу в судостроении, характеризуются разным уровнем финансовой устойчивости.

«Например, «Севмаш» или судостроительная фирма «Алмаз» прибыльны и у них отрицательный показатель чистый долг, в то время как «Пелла», ПСЗ «Янтарь», Амурский и Хабаровский судостроительные заводы, напротив, имеют высокий уровень долговой нагрузки и продолжают нести убытки», — говорит он, отмечая, что на это влияют разные факторы. Так, «Дальневосточные верфи» становятся неконкурентоспособными из-за высоких затрат, а долги Балтийского завода растут из-за загрузки сложными проектами, сроки сдачи которых неоднократно переносились, в результате чего продукт дорожал. При этом риски убытков сейчас возрастают из-за повышения цен на металлы — предприятиям приходится брать новые кредиты.

Помимо отказа от схемы «20%+1%» судостроители также считают необходимым утвердить с участием уполномоченных банков, которые обслуживают ОПК (Промсвязьбанк, Новикомбанк, «Сбер», ВТБ, банк «Россия», Россельхозбанк и ряд других), планы реструктуризации кредитной задолженности всех системообразующих предприятий ОПК на период до 2025 г. Предложенные меры, по словам собеседников «Ведомостей», уже поддержали губернатор Ленинградской области и Минэкономразвития.

Читайте также:  10 правил выбора компании-аутсорсера бухгалтерских услуг

Как правильно посчитать доходы и расходы по гособоронзаказу

Базовая цена по гособоронзаказу — это фиксированная стоимость продукции, которую определили затратным методом. Все участники ГОЗ обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по каждому контракту.

Прибыль, или доходы по ГОЗ, — это финансовый результат по контракту. В ПП РФ №1465 от 02.12.

2017 определяется размер прибыли по 275 ФЗ для поставщиков в составе цены — не больше 1% от плановых привнесенных затрат и не больше 20%, но и не меньше 10% от собственных затрат организации на поставку (п. 54 ПП РФ №1465).

Для головного исполнителя показатели другие: если доля его собственных затрат в себестоимости продукции 20% и больше, то плановая рентабельность устанавливается на уровне не меньше 5%.

В контракте указываются не проценты плановой рентабельности, а рассчитанный размер прибыли по ГОЗ в абсолютных величинах. В ходе исполнения госконтракта это значение изменяться не может. Рентабельность отражается в бухучете по общему правилу. В 275-ФЗ прибыль оговаривается в ч. 3 ст. 8, там же описываются обязанности головного исполнителя.

Расходы — это издержки, которые несут участники гособоронзаказа. По правилам при расчете расходов по контракту необходимо учитывать расходы на такие позиции:

  • материалы;
  • оплата труда;
  • взносы на ОСС;
  • подготовка и освоение производства;
  • спецоснастка;
  • специальные затраты — это содержание испытательных подразделений и лабораторий, спецпомощь сторонних организаций, изготовление техдокументации, устранение конструктивных недостатков, добровольное страхование и др.;
  • общепроизводственные и общехозяйственные издержки;
  • командировки;
  • прочие прямые издержки.

Траты по ГОЗ учитываются как по каждому госконтракту, так и в разрезе калькуляционных статей затрат. Такой учет необходим для формирования полноты себестоимости продукции.

Каким методом считать цену по ГОЗ

Правительство РФ установило предельный уровень рентабельности при исчислении цен на продукцию ГОЗ (п. 3 ч. 1 ст. 12 275-ФЗ). Регламент расчета и нормирования прибыли закреплен в разделе 4 ПП РФ №1465. Кроме того, в постановлении №1465 описаны методы определения цены по гособоронзаказу (п. 9 ПП РФ №1465):

  • метод анализа рыночных индикаторов;
  • метод сравнимой цены;
  • затратный метод.

Если методы анализа рыночных индикаторов и сравнимой цены не применяются для определения цены на продукцию ГОЗ и базовая цена такой продукции не сформирована, то итоговая цена определяется затратным методом.

Если же базовую цену на продукцию сформировали, то цену на следующий год и плановый период определяют методом индексации базовой цены или индексации по статьям базовых затрат, используя базовые экономические показатели по ГОЗ (ПП РФ №1388 от 23.08.2021).

Что включается в издержки по ГОЗ

Прибыль по ГОЗ

Подборка наиболее важных документов по запросу Прибыль по ГОЗ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Прибыль по ГОЗ

Судебная практика: Прибыль по ГОЗ

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Определение Верховного Суда РФ от 18.03.2021 N 305-ЭС21-1500 по делу N А40-94307/2018Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о расторжении государственного контракта, взыскании неосновательного обогащения, неустойки и процентов за пользование коммерческим кредитом и встречного иска о взыскании убытков.

Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения судами, получили надлежащую правовую оценку и мотивированно отклонены. Существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, судами не допущено.

Между тем суды установили отсутствие надлежащих и бесспорных доказательств того, что все расходы, понесенные истцом по договорам на выполнение работ с ЗАО «ЦРИТ», ООО «СГК», ФГБУ «ИЗМИРАН» связаны с исполнением спорного контракта.

Отказывая в части взыскания упущенной выгоды, суды руководствовались пунктом 54 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.

2017 N 1465, и исходили из того, что размер возможной прибыли нормативно не установлен.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Прибыль по ГОЗ

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Статья: Особенности работы транспортных компаний при выполнении контрактов в целях ГОЗ(Ганичева А.П.)

(«Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право», 2021, N 2)

В свою очередь, и транспортные компании поняли необходимость адаптации к новым условиям работы, чтобы не потерять клиентов, сохранить портфель заказов, обороты и прибыли, поскольку рынок ГОЗ оказался одним из немногих рынков, которые не подверглись влиянию кризиса.

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Статья: Ответственность за преступления, совершаемые в сфере государственного оборонного заказа(Гребенщиков С.П., Яни П.С.)

(«Законность», 2018, NN 5, 6)

Таким образом, в случае, если соблюдены все названные условия, фактическая прибыль является законной (в том числе в части, превышающей плановую рентабельность) и переходит в собственность исполнителя. В этом случае исполнитель государственного оборонного заказа не подлежит привлечению к какой-либо ответственности, поскольку его действия являются правомерными.

Но в ситуации, когда фактическая прибыль исполнителя государственного оборонного заказа превысила плановую рентабельность и хотя бы одно из названных выше условий не соблюдено, действия исполнителя по извлечению прибыли, превышающей плановую рентабельность, правомерными признать нельзя, и, соответственно, требует решения вопрос о том, образуют ли они состав анализируемого преступления.

Нормативные акты: Прибыль по ГОЗ

Порядок ведения раздельного учета по гособоронзаказу

Раздельный учет по гособоронзаказу исполнитель обязан вести по каждому контракту. Какие нормативные документы регламентируют учетные нюансы гособоронзаказа и как организовать такой учет, узнайте из нашей статьи.

Организовать раздельный учет по гособоронзаказу (ГОЗ) в соответствии с законом «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ обязаны:

  • головные исполнители — заключившие с госзаказчиком контракты по ГОЗ юридические лица (подп. 18 п. 1 ст. 8);
  • исполнители — лица, входящие в кооперацию головного исполнителя и заключившие контракт с головным исполнителем или исполнителем (подп. 16 п. 2 ст. 8).

Закон № 275-ФЗ предписывает указанным лицам вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту.

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы ведете раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Как строится учет в бюджетных организациях, узнайте из размещенных на нашем сайте статей:

Чем вызвана необходимость раздельного учета по гособоронзаказам?

Исполнители ГОЗ в рамках исполнения госконтракта осуществляют:

  • поставку товаров;
  • выполнение работ;
  • оказание услуг.

От обычных поставок, работ и услуг они отличаются следующими признаками:

  • осуществляются для федеральных нужд;
  • производятся в целях обеспечения обороны и безопасности страны, а также сотрудничества с иностранными государствами в военно-технической области.

Особая значимость поставок и услуг, выполняемых в рамках ГОЗ, требует от исполнителей:

  • предусмотреть отдельные аналитические счета для учета расходов по каждому госконтракту;
  • при расчете себестоимости единицы продукции по ГОЗ ориентироваться на статьи калькуляции (приложение 1 к порядку определения состава затрат по ГОЗ, утв. приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200);
  • формировать список общепроизводственных и общехозяйственных затрат с учетом типовых номенклатур, приведенных в приложениях 5–6 к порядку, утв. приказом № 200);
  • учитывать иные расчетно-калькуляционные аспекты, предусмотренные условиями госконтрактов и нормативкой, применяемой в сфере ГОЗ.

Детализированный учет доходов и расходов позволит исполнителям ГОЗ:

  • отчитаться перед заказчиком;
  • обосновать расходование бюджетных средств.

Как организовать аналитический учет по гособоронзаказам?

Необходимость учета возникающих при выполнении ГОЗ затрат (в разрезе прямых и косвенных) побуждает исполнителя организовывать соответствующий аналитический учет по счетам бухучета:

Помочь разобраться с разграничением затрат поможет статья «Как разделить расходы по налогу на прибыль на прямые и косвенные?».

Для достижения подробной аналитики можно использовать субсчета первого и второго порядка к указанным синтетическим счетам:

  • аналитические счета первого порядка позволят персонифицировать затраты по каждому госконтракту (можно использовать для этих целей кодированный многозначный идентификатор контракта);
  • аналитические счета второго порядка разграничат расходы в рамках каждого госконтракта по видам (в соответствии с принятой для каждого ГОЗ номенклатурой: МПЗ, зарплата и др.).

К примеру, сформированный по указанному алгоритму субсчет к счету 20 может иметь вид: счет 20 субсчет «ГОЗ № 141618720010200000025000/МПЗ».

Как вести учет расходов по гособоронзаказу?

Ведение раздельного учета по гособоронзаказу может строиться по следующему алгоритму:

  • весь объем прямых затрат отражается по дебету сч. 20 «Основное производство» (в корреспонденции со сч. 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда и др.);
  • ежемесячно накопленные на сч. 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» по распределительным алгоритмам списываются в дебет сч. 20 (если такой способ учета управленческих расходов предусмотрен в учетной политике);
  • по каждому госконтракту распределяются косвенные расходы по формулам и пропорциям, установленным в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н).

Особое внимание исполнителям ГОЗ необходимо обратить на номенклатуру общехозяйственных и общепроизводственных затрат. В их число приказом № 200 отнесены расходы:

  • на амортизацию ОС и НМА, связанных с производством и управлением, а также их ремонт и содержание;
  • содержание аппарата управления и прочего общехозяйственного персонала;
  • исполнение внутризаводских процессов (перемещение грузов, испытания, вязанные с обеспечением техпроцесса);
  • рационализаторство и изобретательство;
  • охрану труда и содержание пожарной службы;
  • иные общепроизводственные и управленческие расходы (арендные платежи за имущество цехового и управленческого назначения и др.).

В указанных списках отсутствует часть привычных для коммерсантов расходов (например):

  • расходы на добровольное страхование (медицинское и пенсионное);
  • рекламные и представительские расходы;
  • расходы на сувенирную продукцию, проведение конференций и симпозиумов и др.

В каждом отдельном случае учета затрат по ГОЗ необходимо исходить из утвержденных смет и калькуляций, а возникающие обоснованные отклонения согласовывать с заказчиком.

Учет прямых и косвенных расходов по гособоронзаказу в «1С»

  • Программа «1С» позволяет автоматизировать учетные процессы, в том числе вести раздельный учет в рамках исполнения ГОЗ.
  • Чтобы автоматизировать раздельный учет по ГОЗ, необходимо настроить параметры программы в соответствии с принятыми в учетной политике методами и способами.
  • Для грамотной настройки «1С» необходимо:
  • расписать в учетной политике наименование прямых и косвенных расходов;
  • занести указанные перечни расходов в программу для автоматизации распределения расходов с 26-го на 20-й счет;
  • определить в учетной политике и задать в «1С» метод распределения затрат (пропорционально зарплате основных рабочих, объему выпущенной продукции, плановой себестоимости и др.);
  • осуществить иные настройки программы в соответствии с принятой учетной политикой.
Читайте также:  Включать ли в расчет СЧР самозанятых, ИП, работающих по ГПХ?

Настройки программы «1С» зависят от версии программы и не имеют универсального характера. Дополнения могут вноситься в существующие конфигурации программы — к примеру, на базе платформы «1С:Предприятие 8» специалистами фирмы «1С» разработано прикладное решение 1С:275ФЗ, обеспечивающее поддержку исполнения платежей в соответствии с требованиями закона о гособоронзаказе от 29.12.2012 № 275-ФЗ.

Настроить конкретную версию программы можно совместными усилиями специалистов 1С и работников бухгалтерской службы, ведущих учет и обладающих знаниями необходимых нормативных документов и учетной политики своей компании.

Итоги

Раздельный учет по гособоронзаказу позволяет отчитаться перед заказчиками и контролирующими службами, а также обосновать расходование бюджетных средств. Для этого необходимо организовать аналитический учет требуемой детализации, а также разработать и закрепить в учетной политике методику раздельного учета.

О ведении раздельного учета доходов и расходов читайте в статье «Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Определение прибыли контракте по гособоронзаказу. Как правильно посчитать доходы и расходы по гособоронзаказу

Предельная наценка ГОЗ. Перечень затрат, которые можно включить в расчет.

Вопрос:
Какая должна быть максимальная наценка на продукцию по гособоронзаказу? Есть ли критерий, что мы (продавец) не должны устанавливать цену с накруткой больше 20% по гособоронзаказу? Есть ли какая либо ответственность? Наша организация на ОСНО, мы являемся поставщиками по гособоронзаказу продукции, которую сами покупаем.

Ответ:
Да, есть.

Головной исполнитель, в том числе и единственный поставщик, когда формирует прогнозную цену гособоронзаказа, может заложить в цену прибыль не выше нормы. Нормы рентабельности (прибыли) он определяет в проценте от затрат. Прибыль исполнителя не может быть больше:

  • По уровню рентабельности есть два ограничения. Во-первых, прибыль исполнителя не может быть больше: – 1 процента от плановых затрат на оплату покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов) и работ (услуг) сторонних соисполнителей;
  • – 20 процентов от остальных плановых затрат.
  • А во-вторых, прибыль исполнителя не может быть меньше 5 процентов от плановых затрат, уменьшенных на стоимость покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов) и работ (услуг) сторонних соисполнителей.
  • Пример расчета нормы рентабельности гособоронзаказа

ООО «Альфа» планирует заключить гособоронзаказ на производство 100 комплектов специального оборудования для пусковых установок. Для этого организация приобрела комплектующие и заключила договор на разработку программного обеспечения.

В себестоимость заказа «Альфа» включила следующие расходы: – материалы – 500 000 руб.; – комплектующие – 10 000 000 руб.; – услуги сторонней организации по разработке ПО – 1 500 000 руб.; – зарплата производственного персонала – 2 600 000 руб.; – страховые взносы с зарплаты – 780 000 руб.

; – общепроизводственные затраты – 2 307 000 руб., в том числе амортизация производственного оборудования – 250 000 руб.; – общехозяйственные расходы – 3 076 000 руб., в том числе расходы на командировки по территории России – 40 500 руб.: – суточные – 3500 руб.; – проезд – 20 000 руб.

;

  1. – проживание – 17 000 руб.
  2. Общая сумма затрат – 20 763 000 руб.
  3. Прибыль по заказу «Альфа» запланировала в размере 8 процентов от общей суммы затрат, то есть 1 661 040 руб.
  4. Чтобы определить, соответствует ли такая норма прибыли нормативам, бухгалтер «Альфы» проверил ограничения, установленные абзацами и пункта 35 постановления Правительства РФ от 28 апреля 2015 № 407:

1. 1 процент от стоимости покупных комплектующих и услуг сторонних организаций – 115 000 руб. ((10 000 000 руб. + 1 500 000 руб.) х 1%);

В гособоронзаказе в обязательном порядке надлежит вести раздельный учет доходов и расходов по каждому госконтракту, контракту и договору.

Прибыль по ГОЗ (доходы) — это финансовый результат, который определяется и учитывается отдельно по каждому контракту и который не может превышать 1 % плановых привнесенных затрат и 20 % плановых собственных затрат предприятия на поставку продукции по гособоронзаказу (раздел 4 ПП РФ № 1465 от 02.12.2017). Рентабельность отражается в бухучете по общему правилу. В 275-ФЗ прибыль оговаривается в ч. 3 ст. 8, описывающей обязанности головного исполнителя.

Расходы — это издержки, которые несут участники гособоронзаказа. Траты по гособоронзаказу учитываются как по каждому госконтракту, так и в разрезе калькуляционных статей затрат. Такой учет необходим для формирования полноты себестоимости продукции.

Как рассчитать норму прибыли государственного оборонного заказа

Правительство РФ в качестве стимула для обеспечения исполнения гособоронзаказа устанавливает предельный уровень рентабельности при исчислении цен на продукцию ГОЗ (п. 3 ч. 1 ст. 12 275-ФЗ).

Регламент расчета и нормирования прибыли закреплен в разделе 4 ПП РФ № 1465 (Постановление Правительства 1465, комментарии и изменения с момента вступления в силу не добавлялись).

Если продукция по государственному оборонному заказу является изделиями собственного производства, то норма прибыли по ГОЗ рассчитывается по максимальной ставке 20 %, если товары перепродаются, то норма определяется как 1 % (п. 54 ПП 1465).

Предельный уровень прибыли рассчитывается по формуле «двадцать плюс один» (20 % + 1 %), где 1 % прибыли умножается на привнесенные издержки, в которые входят покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги других исполнителей, а 20 % прибыли — на собственные издержки. Величина плановой рентабельности, которая учитывается при расчете цены на продукцию, не может быть установлена в размере менее 5 % плановых собственных затрат исполнителя.

В контракте прописываются не проценты плановой рентабельности, а рассчитанный размер прибыли по ГОЗ в абсолютных величинах. В ходе исполнения госконтракта это значение изменяться не может.

Что включается в издержки по ГОЗ

Размер прибыли по ГОЗ в 2020

По 275 ФЗ прибыль рассчитывается еще на стадии планирования стоимости контракта. Для ее определения необходимо знать сумму доходов и расходов по каждому отдельно взятому госконтракту.

Доходом в рамках исполнения ГОЗ признается сумма контракта за вычетом налога на добавленную стоимость. Расходы — это затраты, понесенные в процессе исполнения гособоронзаказа.

Расходы должны быть обоснованными и непосредственно связанными с деятельностью организации по выполнению государственного оборонного заказа.

Федеральный закон 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» госисполнителям и исполнителям вменяет в обязанность ведение раздельного учета доходов и расходов по ГОЗ. Фактическая прибыль по ГОЗ определяется как разность между доходами и расходами.

Как участвовать в закупках по 275-ФЗ?

Информацию о проводимых закупках по ГОЗ можно найти на сайте Единой информационной системы (ЕИС) и в Автоматизированной системе торгов государственного оборонного заказа (АСТ ГОЗ).

Мероприятия по ГОЗ очень часто проводятся в закрытом формате. В этом случае сведения по ним не публикуются в ЕИС. Круг участников формируется по специальным приглашениям на участие. Доступ к документации предоставляется по запросу потенциальных исполнителей и размещается на АСТ ГОЗ.

Важный момент! В некоторых закупках по ГОЗ заказчики требуют предоставить в составе документации лицензию ФСБ России на работу с гостайной. Без нее вы не сможете осуществить никакие работы (будь это даже уборка помещений или замена окон).

Если процедура проводится открыто, и она опубликована в ЕИС, то для участия заявка подается обычным способом (например, при электронном аукционе или открытом конкурсе).

Для участия в процедуре, опубликованной в АСТ ГОЗ, сначала потребуется подключиться к этой площадке. На это у вас уйдет примерно 10 дней, после чего система предоставит необходимое программное обеспечение и аккредитует вас как пользователя.

  Куда и кому жаловаться для защиты прав потребителя

Как рассчитать норму прибыли ГОЗ

В пп. 3 п. 1 ст. 12 275-ФЗ говорится, что прибыль по гособоронзаказу нормируется сверху Правительством РФ. Норма прибыли по ГОЗ установлена Постановлением 1465 от 02.12.2017 в пункте 54. Ограничение плановой рентабельности при установлении цены на продукцию, поставляемую в рамках ГОЗ, не должна превышать:

  • 20% от суммы собственных затрат;
  • 1% от суммы, которую составляют привнесенные расходы.

Привнесенные затраты — это расходы на приобретение комплектующих и полуфабрикатов, спецоборудования для НЭР, а также услуги сторонних организаций. Именно такое определение дает Постановление Правительства 1465, комментарии к нему определяют собственные затраты как разницу между себестоимостью продукции и суммой привнесенных затрат.

Установлен не только максимальный порог рентабельности, но также и минимальный. Планируемая прибыль по контракту, заключенному в рамках исполнения ГОЗ не может быть менее 5% плановых собственных затрат исполнителя.

Что такое гособоронзаказ

Особенности закупок в сфере ГОЗ урегулированы Федеральным законом от 29.12.12 № 275-ФЗ.

Из пункта 1 статьи 3 данного закона следует, что государственный оборонный заказ — это задания Правительства РФ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд в целях обеспечения обороны страны, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Правительственные задания выполняются по цепочке:

Государственными заказчиками по ГОЗ выступают федеральные органы исполнительной власти — Минобороны, МВД, МЧС, ФСБ, ФСО, ФСИН и др. Кроме того в рамках гособороназаказа работают Роскосмос и Росатом. Эти структуры размещают заказы.

Головным исполнителем, как правило, являются бюджетные или казенные учреждения, унитарные предприятия, организации и общества, участником или учредителем которых является Российская Федерация (это могут быть воинские части, судостроительные заводы, военные заводы и т.п.). С головными исполнителями заключают контракты государственные заказчики.

Пройти подготовку на соответствие профстандарту «Бухгалтер» в организации госсектора

Исполнителем, участвующим в ГОЗ, является лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или другим исполнителем. Исполнителем может быть, как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель. По сути это субподрядчики, исполнители второго уровня.

Что включается в издержки по ГОЗ

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *