Как участвовать в тендерах на госзакупках в казахстане в 2022 году

UGC

Какие документы нужны для участия в тендере в Казахстане? Для этого придется собрать целый пакет бумаг и нотариальных подтверждений. Не все предприниматели решаются участвовать в тендере. В большинстве случаев проблема кроется в непонимании этапов проведения и сложностях сбора документации. Но дело стоит затраченных усилий, ведь победа на торгах способна принести компании огромную прибыль. Разберемся подробнее.

Как участвовать в тендерах на госзакупках в Казахстане в 2022 году Matritca.kz: UGC

Тендеры в Казахстане: какие документы нужны

Открытые тендеры в Казахстане интересуют многих предпринимателей, ведь это лучший способ реализовать продукцию в большом объеме и с максимальной прибылью. На сайте госзакупки РК могут найти подходящие тендеры как крупные, так и мелкие компании. Для этого важно подготовить пакет документов и продумать наиболее выгодные условия сотрудничества.

Как участвовать в тендерах на госзакупках в Казахстане в 2022 году tengrinews.kz: UGC

Чтобы участвовать в торгах, нужно приложить такие бумаги:

  • заявление на участие;
  • документ о полномочиях заявителя;
  • опись всех документов;
  • информацию о компании и товаре (название, идентификационный номер, свидетельство о госрегистрации);
  • выписку об отсутствии задолженностей перед государством, об открытых кредитах;
  • приказ о назначении на должность главных лиц компании, в том числе и бухгалтера;
  • документы о праве на имущество;
  • документы, подтверждающие возможность участия в тендере, соответствие требованиям комиссии;
  • поручение или гарантию об оплате обеспечения заявки;
  • доверенности на участие в тендере.

Тендеры Казахстана предусматривают отдельные документы, которые необходимы для подтверждения качества продукции. Бумаги отличаются в зависимости от разновидности отбора, например, строительного или транспортного.

Как участвовать в тендерах на госзакупках в Казахстане в 2022 году drs.gov.ua: UGC

Также компания должна суметь обеспечить заявку на тендеры, о чем указано в списке с документами. Стоимость доходит до 1% от суммы контракта. Если предприниматель не может изъять деньги из оборота, тогда используют банковскую гарантию.

Документацию можно предоставлять в виде копий с действующей печатью, все доверенности подтверждаются юристом.

Какие документы нужны для получения вида на жительство в Казахстане

Как участвовать в тендерах в Казахстане: правила подачи документов

Для начала определитесь с заказчиком. Лучше всего участвовать в открытом государственном тендере, который часто проводится на электронных площадках. Выбор подходящих кандидатов предложит сайт госзакупок РК. Такие тендеры Казахстан проводит для поиска крупных поставщиков, предлагает солидные суммы контракта.

Как участвовать в тендерах на госзакупках в Казахстане в 2022 году ucheba.ru: UGC

Каждый участник подает только одну заявку на одну закупку. Заявка в письменной форме запечатывается в конверт и отправляется по адресу, указанному в документации тендера. Дата не должна быть позднее указанной комиссией.

Также можно подать заявку вместе с документами онлайн, но для этого должна быть зарегистрирована электронная подпись.

Кроме сбора необходимых документов нужно:

  • Знать законы и процессы госзакупок.

В законе прописаны все этапы проведения торгов: сроки подачи заявок, размеры обеспечения, условия изменения заявки, а также определение победителя. Стоит ознакомиться со всеми пунктами.

  • Соответствовать указанным требованиям.

Они перечислены в законодательстве и зависят от разновидности торгов. Это может быть отсутствие задолженности, опыт работы.

  • Соответствовать качеству продукции.

Требования прописывают в документации конкурса. Внимательно изучите бумаги, чтобы все пункты сходились.

  • Иметь в наличии все документы.

Бумаги должны быть составлены в правильной форме и утверждены юристом при необходимости.

  • Финансово обеспечить заявку.

Это может быть гарантийный денежный взнос на счет заказчика либо банковская гарантия.

Во время подачи документов в качестве участника придерживайтесь всех правил конкурса. Это значит, что предъявитель не должен быть судим, иметь налоговую задолженность либо приходиться родственником заказчику.

Компания пройдет строгий отбор службой безопасности тендера. Не смогут участвовать офшорные и недобросовестные компании, а также ликвидированные предприятия или банкроты. Это легко проверить по документам о доходах.

Как участвовать в тендерах на госзакупках в Казахстане в 2022 году КазТАГ: UGC

Решили подать заявку на тендер? Казахстан предоставляет возможность для участия молодым предприятиям и компаниям-гигантам. Учитывайте, что к вам могут предъявить дополнительные требования. К примеру, наличие специального оборудования или профильного опыта работы.

Основательно подготовьтесь для участия в тендере, и смело подавайте документы на рассмотрение комиссии. Обращайтесь за помощью к специалистам, если это необходимо. Только так можно учесть все нюансы сделки.

Документы для визы в США: Казахстан

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/self-realization/1776763-kakie-dokumenty-nuzny-dla-ucastia-v-tendere-v-kazahstane/

Как новичкам участвовать в тендерах Казахстана?

Как участвовать в тендерах на госзакупках в Казахстане в 2022 году

С чего начать работу, и как избежать распространенных ошибок, на что обратить внимание — рассказываем в этой статье.

Определите свою сферу деятельности

Звучит немного странно, но это весьма актуально. Очень часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда компания открывается без четкой цели (занимается всем понемногу).

Это не плохо, но значительно усложняет работу на тендерной площадке, так как в результате такая компания сама не знает, какой тендер ищет, а просматривать все по порядку — сомнительное занятие.

Например, на портале государственных закупок в один момент может находиться более 50 000 тендеров, у многих из них от даты начала до даты окончания всего 5 дней. Вы просто не успеете найти нужный тендер (он завершится), а времени на такие поиски будет тратиться просто неприлично много.

Выберите основные направления деятельности, в которых вы будете максимально конкурентоспособны, учитывая, что победитель тендера определяется по минимальной цене.

Найдите “свою” площадку

В Казахстане существуют десятки тендерных площадок. На каждой из них свои правила, методы, законы, разные требования для участия и так далее. Разобраться во всех сразу просто невозможно.

Поэтому основная задача — подобрать одну площадку “для старта”, максимально подходящую для вас: заходим на тендерные площадки и ищем нужные тендеры через поиск, оцениваем их количество и, конечно же, объемы (суммы тендеров), находим “свою” площадку.

Законы и правила

Определились с площадкой? Замечательно. Приступаем к следующему этапу: изучение законов, правил и регламентов, которые действуют на этой площадке. Это очень важный момент. Чаще всего именно из-за незнания законов и правил, этапов и процедур проведения тендеров на этой площадке компании получают негативный опыт участия. 

Хорошо, если мы просто слышим: “У меня классная компания, мой товар высочайшего качества, мою заявку отклонили необоснованно” — наш мир, разумеется, не идеален, но в подавляющем большинстве случаев причиной оказывается просто неверно оформленная заявка.

Это не страшно: не получилось в одной закупке, получится в другой — опыт, опыт и еще раз опыт.

 Гораздо печальнее, когда из-за незнания правил компания попадает в реестр недобросовестных поставщиков: для нее блокируют возможность участия на долгий срок (обычно на 2 года). 

Совершив ошибку один раз и попав в реестр, очень сложно убедить себя попробовать снова, даже после выхода из списка недобросовестных поставщиков.

Участие в тендерах

Тендерную площадку выбрали, правила полистали — пора участвовать! 

Находим интересный тендер и подаем заявку… Нет! Это еще одна распространенная ошибка, с которой мы часто сталкиваемся. Поставщик прочитал название тендера, подал заявку, даже победил.

А потом выясняется, что заказчику дешевый товар из известных стран не нужен: в технической спецификации был четко указан определенный производитель товара, продукция которого в разы дороже цены, указанной поставщиком.

Внимательно изучите все документы, приложенные заказчиком к тендеру: техническую спецификацию, договор, приложения и так далее.

Обучение — панацея?

В обучении нет ничего плохого, знания лишними не бывают, но… Многие новички проходят короткие обучающие курсы по участию в тендерах, начинают участвовать самостоятельно и попадают в реестр недобросовестных поставщиков. 

Читайте также:  Нужно ли заверять форму Р14001 у нотариуса при замене бывшего директора на учредителя ООО?

Почему так происходит? 

Быстрое обучение не сможет дать вам опыт и знание законов. Да, вы поймете, на какие кнопки нажимать и как подавать заявки. Но при незнании законов легко можете навредить себе. 

Советуем на начальном этапе воспользоваться помощью специалистов — мы в TenderPlus помогаем новичкам освоиться: находим тендеры, регистрируем на площадках, загружаем тендерную документацию и подаем заявки за вас, а также консультируем если у вас возникают вопросы. 

Полезные материалы по теме: 

Новеллы закона по вопросам государственных закупок с 01.01.2022 года

  • 15 ноября 2021 года Главой государства подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных закупок, закупок недропользователей и субъектов естественных монополий, связи, автомобильного транспорта, обороны и финансирования науки».
  • Данный Закон, за исключением отдельных положений вводится в действие с 1 января 2022 года.
  • Основными новеллами Закона являются следующие поправки в Закон «О государственных закупках»:

СОКРАЩЕНИЕ ЗАКУПОК ИЗ ОДНОГО ИСТОЧНИКА 

  1. Первое, из 52 оснований закупок из одного источника исключаются 4 случая:
  2. 8) приобретение материальных ценностей государственного материального резерва, выпускаемых в порядке освежения;
  3. 19) приобретения услуг, связанных с гособразовательным заказом для физических лиц (в случае, если физическое лицо самостоятельно выбрало организацию образования);
  4. 37) приобретение услуг по доверительному управлению имуществом у лица, определенного законодательством РК;
  5. 42) приобретение товаров до 100 МРП, а также работ и услуг до 500 МРП.

Второе, предусматривается норма о приоритетном осуществлении заказчиком конкурентных способов закупок. Только в случае невозможности использования данного механизма (отсутствует доступ к интернету, невозможность доставки и т.д.) будет осуществляться закуп из одного источника.

При этом, предусматривается норма о персональной ответственности первого руководителя заказчика по закупкам из одного источника. 

Это позволит сократить закупки из одного источника.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКУПОК

Первое, в целях упрощения процедур вводится новый способ закупок в виде конкурса с использованием рамочных соглашений. 

Данный способ будет применяться едиными организаторами в рамках осуществления централизованных государственных закупок.

Справочно: на первом этапе будут отбираться потенциальные поставщики, соответствующие установленным требованиям, с которыми будет заключено рамочное соглашение.

На втором этапе заказчики будут направлять таким поставщикам заявки на приобретение товаров, работ, услуг. Договор будет заключаться с теми поставщиками, которые представили наилучшее предложение.

Второе, вводится новый способ закупок в виде конкурса с использованием расчета стоимости жизненного цикла приобретаемых товаров, работ, услуг.

В целях стимулирования приобретения качественных и инновационных товаров, работ и услуг предлагается выбирать поставщиков не на основе покупной цены, а на основе стоимости всего срока службы закупаемых товаров, работ и услуг (данная норма вводится в действие с 1 января 2023 года).

Третье, в рамках досудебного урегулирования споров предусматривается введение «согласительной комиссии», как постоянно действующего коллегиального органа.

Согласительная комиссия будет создаваться на базе заказчиков для рассмотрения обращений потенциальных поставщиков, уклонившихся от заключения договора и включенных в реестр недобросовестных участников госзакупок.

Четвертое, в целях исключения сговоров между участниками аукциона пересмотрена последовательность проведения аукциона. 

Теперь, на первом этапе аукцион будет проводиться среди участников имена которых будут скрыты. Это исключит факты сговоров между ними. 

На втором этапе будет рассматриваться заявка участника аукциона, цена которого является наименьшей. В случае соответствия его заявки требованиям закупки итоги аукциона формируются сразу, не вскрывая другие заявки участников аукциона. 

МИНИМИЗАЦИЯ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ

  • Первое, вводится новый способ закупок в виде конкурса с использованием рейтингово-бальной системы. 
  • Данный способ внедряется в целях исключения человеческого участия в процессе госзакупок. 
  • Посредством широкой интеграции электронной системы госзакупок веб-портал будет автоматически присваивать потенциальным поставщикам соответствующий рейтинг.
  • Это позволит перейти на автоматический выбор поставщика с комбинированием ценовых и качественных критериев.
  • Второе, в связи с исключением возможности осуществления закупок из одного источника товаров до 100 МРП и работ, услуг до 500 МРП, вводится новый способ закупок в виде Электронного магазина.
  • Данный способ будет использовать объективные и прозрачные критерии выбора поставщиков и позволитосуществлять закупки в онлайн режиме.
  • Справочно: внедрение Электронного магазина позволит: 
  • — исключить необходимость предоставления коммерческих предложений, так как цены фиксируются в любой момент в электронном магазине;
  • — существенно ускорить процесс выбора поставщика;
  • — снизить объемы одного источника, а также повысит экономию бюджетных средств за счет создания прозрачного высоко-конкурентного рынка для малозначительных товаров, работ и услуг;
  • — повысить скорость доставки (в том числе снизит процент возврата товара).
  • Источник: Веб-портал ГЗ РК

Изменения в Законе РК «О государственных закупках» с ноября 2021, с января 2022 г.г.

Об утверждении Правил осуществления государственных закупок

      Примечание РЦПИ!
      Порядок введения в действие настоящего приказа см. п.4

      В соответствии с подпунктом 1) статьи 16 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года «О государственных закупках» ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления государственных закупок.

      2. Признать утратившим силу приказ Министра финансов Республики Казахстан от 23 июня 2015 года № 378 «Об утверждении Правил проведения электронных государственных закупок» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов от 23 июля 2015 года под № 92255, опубликован 31 июля 2015 года в информационно-правовой системе «Әділет»).

      3. Департаменту законодательства государственных закупок Министерства финансов Республики Казахстан (Ахметов С.М.) в установленном законодательством порядке обеспечить:

  •       1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
  •       2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе «Әділет»;
  •       3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие с 1 января 2016 года и подлежит официальному опубликованию, за исключением параграфа 16 раздела 5, который вводится в действие с 1 апреля 2016 года, а также пунктов 424 и 426, которые вводятся в действие с 1 января 2017 года.

Утвержденыприказом Министра финансовРеспублики Казахстанот 11 декабря 2015 года № 648

Правила осуществления государственных закупок

      1.

Настоящие Правила осуществления государственных закупок (далее – Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года «О государственных закупках» (далее – Закон), законами Республики Казахстан от 7 января 2003 года «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», от 24 ноября 2015 года «Об информатизации» и определяют порядок осуществления государственных закупок.

      2. Правила не распространяются на государственные закупки с применением особого порядка осуществления государственных закупок.

1. Общие положения

  1.       3.

    В настоящих Правилах используются следующие понятия:

  2.       1) показатель финансовой устойчивости потенциального поставщика – совокупность показателей по доходам, уплаченным налогам и фонду оплаты труда потенциального поставщика, определяемая веб-порталом автоматически согласно данным информационных систем органов государственных доходов, применяемый в порядке, определенном пунктом 172 настоящих Правил;
  3.       2) участник веб-портала – заказчик, организатор государственных закупок, единый организатор, потенциальный поставщик, прошедшие регистрацию на веб-портале;
  4.       3) регистрация на веб-портале – допуск субъекта системы государственных закупок к участию в государственных закупках посредством веб-портала;
  5.       4) личный кабинет – автоматизированное рабочее место пользователя на веб-портале для осуществления процедур электронных государственных закупок, участия в государственных закупках, а также получения автоматических уведомлений и информации, размещенной на веб-портале;
  6.       5) казначейское сопровождение – контроль за целевым использованием средств, выделенных на реализацию бюджетных инвестиционных проектов, связанных со строительством, обеспечением полноты уплаты налогов всеми участниками проекта – генеральным подрядчиком и субподрядчиком на всех этапах проведения платежей через счета в органах казначейства по объектам строительства;
  7.       6) электронная копия документа – документ, полностью воспроизводящий вид и информацию (данные) подлинного документа в электронно-цифровой форме, удостоверенный электронной цифровой подписью заявителя или лица, обладающего полномочиями на удостоверение данного документа, либо уполномоченного работника центра обслуживания населения, на основании письменного согласия получателя государственной услуги, данного в момент его личного присутствия;
  8.       7) веб-портал государственных закупок (далее – веб-портал) – информационная система государственного органа, предоставляющая единую точку доступа к электронным услугам государственных закупок;
  9.       8) единый оператор в сфере государственных закупок (далее – единый оператор) – юридическое лицо, определенное уполномоченным органом в сфере государственных закупок, единственным собственником акций (долей участия в уставном капитале) которого является государство;
  10.       9) уполномоченный орган в сфере государственных закупок (далее – уполномоченный орган) – государственный орган, осуществляющий руководство в сфере государственных закупок;
  11.       10) электронный депозитарий в сфере государственных закупок (далее – электронный депозитарий) – электронная база данных, содержащая сведения и документы, подтверждающие наличие опыта работы потенциальных поставщиков, формируемая на веб-портале государственных закупок;
  12.       11) договор о государственных закупках (далее – договор) – гражданско-правовой договор, заключенный посредством веб-портала между заказчиком и поставщиком, удостоверенный электронными цифровыми подписями, за исключением случаев, предусмотренных Законом;
  13.       12) единый организатор государственных закупок – (далее – единый организатор) юридическое лицо, определенное Правительством Республики Казахстан, акиматом области, городов республиканского значения и столицы или акиматом района, города, района в городе, в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона, осуществляющее выполнение процедур организации и проведения централизованных государственных закупок;
  14.       13) организатор государственных закупок (далее – организатор) – должностное лицо либо структурное подразделение заказчика, или юридическое лицо, определенное ответственным за выполнение процедур организации и проведения государственных закупок в порядке, установленном настоящими Правилами;
  15.       14) электронный каталог товаров – информационная система, интегрированная с веб-порталом, в которой размещаются сведения о товарах, предлагаемых потенциальными поставщиками посредством интернет-магазинов;
  16.       15) показатель уплаченных налогов – процентное соотношение суммы уплаченных налогов к сумме доходов потенциального поставщика в течение трех лет, предшествующих предыдущему году согласно данным информационных систем органов государственных доходов, рассчитываемый в соответствии с частью второй подпункта 2) пункта 447 настоящих Правил;
  17.       16) уполномоченный представитель – пользователь участника веб-портала, которому соответствующим решением первого руководителя участника веб-портала делегированы права на выполнение всех действий на веб-портале, в том числе и заверение электронных копий документов;
  18.       17) форматно-логический контроль – комплекс программных ограничений, устанавливаемый на веб-портале, направленный на обеспечение соблюдения пользователями веб-портала законодательства Республики Казахстан о государственных закупках;
  19.       18) электронный кошелек – лицевой счет потенциального поставщика, размещаемый на банковском счете единого оператора в сфере государственных закупок, предназначенный для осуществления расчетных операций, связанных с обеспечением заявок на участие в конкурсе, аукционе и запросе ценовых предложений;
  20.       19) электронный документ – документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме и удостоверена посредством электронной цифровой подписи;
  21.       20) электронная цифровая подпись – набор электронных цифровых символов, созданный средствами электронной цифровой подписи и подтверждающий достоверность электронного документа, его принадлежность и неизменность содержания.

      Сноска. Пункт 3 — в редакции приказа Министра финансов РК от 05.05.2021 № 431 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      4. Иные понятия, используемые в настоящих Правилах, применяются в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

2. Планирование государственных закупок

      5. Решение об осуществлении государственных закупок принимается заказчиком на основании утвержденного либо уточненного годового плана государственных закупок (предварительного годового плана государственных закупок), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил.

      6. Годовой план государственных закупок разрабатывается и утверждается заказчиком на основании соответствующего бюджета (плана развития, индивидуального плана финансирования) по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам.

Что такое тендер и как в нём участвовать?

Государственные закупки всегда вызывали повышенный интерес у предпринимателей.

Каждый бизнесмен прекрасно понимает, что контракт, заключённый с госучреждением, – это гарантированная возможность реализовать товары и услуги своей компании в тех объёмах, которые заявлены заказчиком, а у госучреждений они обычно весьма солидные.

Впрочем, повышенный спрос, как известно, рождает не только предложение, но и коррупцию. Редакция Informburo.kz совместно с Министерством финансов и НПП «Атамекен» подготовила материал, в котором расскажет всё о госзакупках: как в них участвовать и что делать, если права участников нарушены.

Тендер (англ.

tender – предложение) – конкурентная форма отбора предложений на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговорённые сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.

Контракт заключается с победителем тендера – участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия. Тендеры проводятся как частными компаниями, так и государственными органами в виде госзакупок.

Основными субъектами рынка государственных услуг выступают заказчики, организаторы и поставщики.

  • Заказчики – государственные органы, государственные учреждения, а также государственные предприятия. Кроме того, в эту категорию входят юридические лица, 50 и более процентов акций которых принадлежат государству, а также аффилированные с ними юридические лица. Исключение – национальные холдинги, национальные компании и аффилированные с ними юридические лица.
  • Организатор государственных закупок – юридическое лицо либо структурное подразделение, действующее от его имени, осуществляющее организацию и проведение государственных закупок.
  • Поставщик – физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, юридическое лицо, временное объединение юридических лиц, выступающее в качестве контрагента заказчика в заключённом с ним договоре о государственных закупках.

Начиная с 2016 года, практически все госзакупки проводятся только в электронном формате на сайте «Государственные закупки РК». Существует 5 способов проведения госзакупок.

  1. Конкурс – наиболее распространённый способ проведения государственных закупок товаров, работ и услуг, основным критерием которого является возможность устанавливать требования к квалификации и качеству. Процедура конкурса состоит из нескольких этапов: публикации объявления о конкурсе, рассмотрения заявок, заключения договора о государственных закупках с победителем конкурса. Конкурсная процедура предусматривает предварительный отбор квалифицированных поставщиков перед проведением самого конкурса и, соответственно, потенциальные поставщики предоставляют аналогичный набор документов для каждого конкурса с целью подтверждения соответствия квалификационным требованиям и требованиям к соответствующей конкурсной документации.
  2. Аукцион – осуществляется на веб-портале государственных закупок в режиме реального времени и только среди потенциальных поставщиков, которые были признаны аукционной комиссией участниками, с учётом соответствия квалификационным требованиям. Победителем аукциона становится тот участник, который предложит свои товары по самой низкой цене. Аукцион проводится на один лот, при этом предметом аукциона является именно товар. В случае наличия нескольких мест поставок товара допускается указание в лоте нескольких мест поставок товара.
  3. Запрос ценовых предложений – могут применяться только в отношении так называемых однородных товаров, работ и услуг, и только если их годовой объём составляет 4000 МРП (1 МРП – 2 405 тенге). Решающим критерием для автоматического выбора победителя веб-порталом тоже является цена. Способ запроса ценовых предложений не применяется для закупки товаров, работ и услуг, предоставление которых требует получения разрешения или направления уведомления в соответствии.
  4. Закупки из одного источника – способ, который может осуществляться только в случае, если государственные закупки, проведённые, вышеперечисленными способами (конкурс, аукцион, запрос ценовых предложений) признаны несостоявшимися или если применяется один из 54 случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 39 Закона о государственных закупках, для возможности заключения прямого договора о государственных закупках. К примеру, приобретение так называемых финансовых услуг, приобретение ценных бумаг или акций юридического лица, приобретение товаров, работ, услуг в рамках так называемого инвестиционного проекта, финансируемого международной организацией, одной из стран-участниц которой является Казахстан. Если государственные закупки путём запроса ценовых предложений были объявлены недействительными из-за того, что было представлено только одно предложение, цена договора о государственных закупках, осуществляемых способом из одного источника, не должна превышать ценовое предложение единственного участника.
  5. Через товарные биржи – это когда осуществляются только закупки товаров, входящих в перечень, утверждённый государством: например, картофель, сахар и т.д.

Для того чтобы принять участие в государственных закупках, во-первых, необходимо получить электронно-цифровую подпись (ЭЦП) в Центре обслуживания населения, во-вторых, зарегистрироваться на портале.

После этого предприниматель, готовый предоставлять свои товары или услуги, на сайте может ознакомиться с объявлениями, которые оставляют госорганы.

Найти информацию о проводимых закупках можно в разделах: «Объявления», «Лоты», «Итоги», «Планы закупок», «Договоры», либо с помощью поисковой системы сайта найти свой вид товара или услуг, например, «строительные работы».

В объявлениях заказчики указывают требования, которые предъявляют к поставщикам: от материально технической базы до подтверждающих её документов. Кроме того, в объявлениях обязательно указывается точная дата и время проведения тендера, для того чтобы все потенциальные участники на равных условиях могли подготовиться к конкурентной борьбе за госсзакупку.

Наиболее актуальными проблемами в НПП «Атамекен» называют: необоснованные отклонения предпринимателей от участия в тендерах и «затачивание» заказчиками технической спецификации под определённых поставщиков. Причины – непрозрачность проведения закупок и отсутствие должного контроля их процесса.

Так называемое затачивание считается одним из наиболее распространённых коррупционных преступлений в сфере государственных закупок.

Речь идёт о том, что госорган в лице заказчика изначально договаривается с конкретным предпринимателем в лице поставщика о сотрудничестве, в итоге конкурс или аукцион оказываются всего лишь формальностью, так как требования прописываются до мелочей, предоставить которые можно, только если о них знать заранее.

Кроме того, имеются коррупционные риски в сфере строительства. Антидемпинговые меры позволяют отдельным поставщикам таких услуг в сфере строительства как проведение технического надзора снижать цены до необоснованно низких – вплоть до 0,1 тенге – и таким образом побеждать в конкурсе с минимальным ценовым предложением.

Между тем стоимость услуг технического надзора согласно действующим нормативам составляет до 2% от стоимости строительства. Таким образом, технический надзор не обращает внимание на размер поданной ценовой заявки, поскольку уже на стадии оказания услуг «возвращает упущенное» через заказчика и подрядчика путём сбора дани за каждую подпись, за каждый документ, каждый отчёт.

С 1 января 2018 года вступили в законную силу поправки в законодательство о государственных закупках, согласно которым в строительной сфере заказчики больше не вправе прописывать детальные требования для поставщиков. Для того чтобы подтвердить свою материально-тоническую базу и трудовую квалификацию, предпринимателям достаточно предоставить лицензию.

Каждый потенциальный поставщик на сайте госсзакупок может ознакомиться с заявками конкурентов и проверить их на соответствие требованиям заказчика.

Если, по его мнению, допущено нарушение, он может подать жалобу. Для удобства пользователей с 2018 года на портале внедрён специальный реестр.

Однако подать жалобу необходимо в течение 5 дней после завершения конкурса. Если срок истёк, обжаловать можно будет только в суде.

Госзакупки могут быть признаны несостоявшимися:

  • если не было подано ни одной заявки;
  • если подано менее двух заявок;
  • если к участию в конкурсе не допущен ни один потенциальный поставщик;
  • если к участию в конкурсе допущен один потенциальный поставщик.

При возникновении таких случаев заказчик может принять одно из решений: провести конкурс повторно, изменить конкурсную документацию или заменить способ госзакупки с «конкурса» на «из одного источника».

Потенциальный поставщик не вправе участвовать в проводимых государственных закупках, если:

  • близкие родственники, супруги или свойственники первых руководителей потенциального поставщика или уполномоченного представителя данного потенциального поставщика обладают правом принимать решение о выборе поставщика либо являются представителем заказчика или организатора государственных закупок в проводимых государственных закупках;
  • потенциальный поставщик или его работник оказывали заказчику либо организатору государственных закупок экспертные, консультационные или иные услуги по подготовке проводимых государственных закупок, участвовали в качестве проектировщика.
  • руководитель потенциального поставщика, претендующего на участие в государственных закупках, связан с управлением, учреждением, участием в уставном капитале юридических лиц, находящихся в реестре недобросовестных участников государственных закупок;
  • руководитель потенциального поставщика, претендующего на участие в государственных закупках, является физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, включённым в реестр недобросовестных участников государственных закупок;
  • потенциальный поставщик, являющийся физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, претендующий на участие в государственных закупках, является руководителем потенциального поставщика, который включен в реестр недобросовестных участников государственных закупок;
  • потенциальный поставщик состоит в реестре недобросовестных участников государственных закупок;
  • на имущество потенциального поставщика или привлекаемого им субподрядчика, балансовая стоимость которого превышает десять процентов от стоимости соответствующих основных средств, наложен арест;
  • потенциальный поставщик или привлекаемый им субподрядчик имеют неисполненные обязательства по исполнительным документам и включены уполномоченным органом, осуществляющим реализацию государственной политики и государственное регулирование деятельности в сфере обеспечения исполнения исполнительных документов, в Единый реестр должников;
  • деятельность потенциального поставщика или привлекаемого им субподрядчика приостановлена;
  • потенциальный поставщик или привлекаемый им субподрядчик, или их руководитель, учредители включены в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма.

Государственные закупки с применением так называемого особого порядка осуществляются в случаях, когда товары и услуги приобретаются для госучреждений, сведения о деятельности которых являются госсекретом или содержат служебную информацию. Речь идёт, в частности, об органах правопорядка и национальной безопасности.

Поставщиков товаров и услуг такие заказчики выбирают самостоятельно. Впрочем, у этих поставщиков обязательно должно быть разрешение на работу с такого рода госучреждениями, которое выдаётся КНБ.

На практике в поисках необходимых поставщиков заказчики нередко обращаются в Национальную палату предпринимателей «Атамекен» или к компаниям, с которыми ранее уже сотрудничали.

Иностранные компании могут участвовать государственных закупках в Казахстане только при условии, что у них есть представительство на территории нашей страны, которое платит налоги. Зарегистрированным представителям выдаётся электронно-цифровая подпись для подачи заявок на портале госзакупок.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *