Минфин изменил правила по штрафам и пеням

Отражение операций с суммами неустойки в учете государственных учреждений имеет свои особенности в зависимости от их типа и традиционно вызывает много вопросов у бухгалтеров.

Нет времени читать? Шпаргалка по содержанию статьи:

  • Чем отличаются понятия «неустойка», «штраф» и «пеня»
  • Какое законодательство регулирует выплату неустойки
  • 3 способа взыскания неустоек
  • Какими проводками начислять неустойки казенным, бюджетным и автономным учреждениям
  • Какие показатели отражаются в отчетных формах

Что такое неустойка

В соответствии с Гражданским кодексом РФ неустойка – это денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, за его просрочку (ст. 330). Причем соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства, в противном случае оно признается недействительным (ст. 331).

Неустойка бывает двух видов – это штраф или пеня. Штраф является фиксированным платежом и может либо оговариваться в твердой сумме, либо рассчитываться в процентах к той или иной сумме. Пеня – величина изменяемая, ее размер зависит от продолжительности периода нарушения. Определяется сумма пени в процентах от величины обязательства, исполнение которого она обеспечивает.

Правила расчета пеней также определены ГК РФ. Первый день просрочки – дата, следующая за днем исполнения обязательства в соответствии с договором. Последний день – дата, предшествующая дню фактического исполнения обязательства.

Пример.

По условиям договора срок исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком) определен так: «не позднее 20 июня 2016 г.». Фактически товар поставлен 20 июля 2016 г. Период просрочки длился с 21 июня по 19 июля и составил 29 дней.

Неустойка при закупке услуг

Кроме ГК РФ понятия неустойки, порядки ее расчета и взыскания при закупке услуг для государственных (муниципальных) нужд определены ст. 34 «Контракт» Федерального закона № 44-ФЗ (далее Закон). Согласно п.

4 закрепление ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, являются обязательным условием контракта. П.

6 содержит требования об уплате неустоек при просрочке исполнения обязательств и в иных случаи неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств.

Однако Закон предусматривает и ряд исключений, когда вышеуказанные требования могут не применяться (п. 15 ст. 34). В число исключений входят закупки у единственного источника, например, на сумму, не превышающую 100 000 руб., или товаров, работ или услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно Закону, в определенных случаях в порядке, предусмотренном Правительством РФ, возможно предоставление отсрочки уплаты начисленных сумм неустоек или их списание. Одним из критериев, необходимых для списания, является размер общей суммы неуплаченных неустоек. Он не должен превысить 5% цены контракта.

Способы взыскания неустоек

Минфин изменил правила по штрафам и пеням

В условиях контракта (договора) рекомендуется сразу прописать способ взыскании неустойки. Существует три способа:

Отдельно следует сказать о праве на распоряжения поступившими средствами, которое зависит от типа учреждения.

В п. 3 ст. 41 БК РФ неустойка поименована в составе неналоговых доходов бюджета от мер ответственности за нарушение условий гражданско-правовой сделки. Суммы, полученные казенным учреждением, соответственно подлежат зачислению в доход бюджета.

Бюджетное или автономное учреждения обладают правом расходования полученных сумм в соответствии с Планом ФХД, так как такие поступления являются их внереализационными доходами. Нужно только вовремя внести изменения в установленном порядке в План ФХД, увеличив общие суммы поступлений и выбытий и определив направления расходования.

Отражение операций в учете

Начисление предъявленных сумм неустойки (штрафов, пеней) оформляется проводкой

Д-т    (КДБ) Х. 209.40. (560) либо (КДБ) Х. 205.41. (560)

К-т    (КДБ) Х. 401.10. (140)

  • Где Х – источник финансового обеспечения в зависимости от типа учреждения (1 – казенное, 2 – бюджетное, автономное).
  • В программе применяется документ «Операция бухгалтерская (вручную)».
  • Корреспонденции по поступлению взысканной неустойки в соответствии с Инструкциями №162н, №174н и №183н в учете должны отражаться в зависимости от вида учреждения.

Корреспонденции в казенном учреждении

Минфин изменил правила по штрафам и пеням

При поступлении оплаты неустойки от поставщика корреспонденции в казенном учреждении будет следующая:

Корреспонденции в бюджетном (автономном) учреждении

Минфин изменил правила по штрафам и пеням

В счет оплаты по контракту

В рассматриваемом случае возникшее встречное требование (неустойка) предъявленное поставщику (подрядчику) зачитывается в счет оплаты обязательств учреждения по контракту.

Казенному учреждению при выборе данного способа расчета необходимо учитывать несколько факторов:

  • в контракт целесообразно включить условие о том, что исполнение обязательств по перечислению неустойки в доход бюджета возложено на государственного заказчика;
  • неустойку самостоятельно перечислить в доход бюджета (в платежном документе следует указать наименование контрагента, за которого перечисляется неустойка);
  • внести изменения в показатели бюджетного обязательства, учтенного органом ФК.

Следует отметить, что БК РФ не предусматривает исполнение бюджета по доходам путем зачета расходных обязательств (ст. 218 БК РФ). Минфин изменил правила по штрафам и пеням Минфин изменил правила по штрафам и пеням Рассмотрим отдельный случай, когда исполнение контракта осуществляется за счет средств субсидий, выделенных на иные цели (капитальные вложения) и находящихся на отдельном лицевом счете учреждения. Корреспонденции по прекращению встречного требования отражаются (на основании справки ф.0504833). Минфин изменил правила по штрафам и пеням Минфин изменил правила по штрафам и пеням Списание в бухгалтерском учете сумм неустойки со средств во временном распоряжении и отражение их как дохода:

Д-т    (г.КБК) 3. 304.01 (830)

Пени по налогам уменьшат. Какие долги и налоги прощает государство?

Минфин изменил правила по штрафам и пеням

Правительство РФ поддержало законопроект об ограничении размера пеней, начисляемых на налоговую задолженность,— они не должны превышать сумму самой недоимки.

Предполагается, что такая мера улучшит положение налогоплательщиков, поскольку исключит ситуации, когда она кратно превышает размер долга. Впрочем, как отмечают юристы, такие случаи встречаются не часто, поэтому нововведения для широкого круга налогоплательщиков будут не так актуальны.

Минфин изменил правила по штрафам и пеням

Как выкупить свой или чужой долг у банка вместо коллекторов?

Речь идет об одобренном правительством РФ законопроекте об установлении максимального размера пени на налоговую задолженность. Напомним, что сейчас при нарушении сроков уплаты налога, сбора или страховых взносов за каждый календарный день просрочки начисляется пеня.

Документ, разработанный Минфином по поручению президента, предполагает ограничение размера пени величиной самой недоимки, на которую она и начисляется. Согласно законопроекту, как пояснил премьер-министр Дмитрий Медведев, «начисление пеней будет останавливаться в тот день, когда их сумма достигнет размера налоговой задолженности».

Так, по словам премьера, такая мера обеспечит «более устойчивое» положение бизнеса и «создаст ситуацию, когда такого рода пеню можно взыскать — когда эта неустойка является исполнимой, а не превышает в десятки раз размер основного долга».

Кому простят часть долгов по налогам

Как известно с 1 января 2018 года российские власти решили простить часть долгов по налогам, а также штрафам и пеням граждан и индивидуальных предпринимателей. При этом для списания задолженности не придется даже писать заявлений — государство все сделает само.

В конце прошлого года депутаты приняли пакет поправок в Налоговый кодекс, согласно которым гражданам и индивидуальным предпринимателям будут списаны долги по налогам, а также штрафам и набежавшим пеням.

Соответствующий федеральный закон №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступил в силу 29 декабря 2017 года.

Какие долги могут списать физлицам

Минфин изменил правила по штрафам и пеням

Теперь долги не смогут списывать со счетов, куда поступают пособия и пенсии

Согласно этому документу «признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию» долги по транспортному, имущественному и земельному налогам, образовавшимся до 1 января 2015 года. Также будут списаны начисленные пени и штрафы по этим налогам.

Важно отметить, что для аннулирования образовавшейся задолженности налогоплательщик ничего предпринимать не должен — налоговые органы все сделают самостоятельно. Правда, этот процесс можно проконтролировать, обратившись в налоговую службу по месту жительства с запросом о наличии задолженности. Это же можно узнать через онлайн-сервис на сайте ФНС.

  • Отдельно стоит упомянуть, что списание этих долгов не подразумевает, что граждане, законопослушно уплатившие налоги, могут рассчитывать на возврат средств.
  • Помимо этого не подлежащими налогообложению признаны доходы граждан, «полученные налогоплательщиками с 1 января 2015 года до 1 декабря 2017 года, при получении которых не был удержан налог налоговым агентом».
  • Но при этом есть одна оговорка — эти доходы не должны быть получены в качестве вознаграждения за работу, дивидендов и процентов, нематериальной выгоды (например, процентов по кредиту со ставкой ниже установленной в Налоговом кодексе), подарков, а также выигрышей и призов.

Какие долги могут списать индивидуальным предпринимателям

Индивидуальным предпринимателям прощаются долги по налогам, накопившимся к 1 января 2015 года, а также пени и штрафы по ним. Исключение составляет налог на добычу полезных ископаемых, а также акцизы и налоги, возникающие при пересечении товарами государственной границы.

Помимо этого списываются долги по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды. В этом случае датой отсечения является 1 января 2017 года. Долги по пеням и штрафам также подлежат списанию.

Налоговая амнистия распространяется как на действующих индивидуальных предпринимателей, так и на прекративших свою деятельность. Под нее также подпадают адвокаты, нотариусы и другие граждане, на законных основаниях занимающиеся частной практикой.

Причем на завершивших адвокатскую, нотариальную деятельность и частную практику норма распространяется, как и на ИП.

Что же касается задолженности индивидуального предпринимателя, то она списывается соответствующим налоговым органом без участия налогоплательщика, как и в случае с физическими лицами.

Читайте также:  Какой срок занимает регистрация ИП в МФЦ?

В каких случаях вы обязаны заплатить налоги с доходов?

Минфин изменил правила по штрафам и пеням

Налоговая амнистия: какие долги и налоги простят россиянам в 2018 году?

Все мы привыкли, что подоходный налог (13%) удерживают и перечисляют за нас работодатели. Однако есть случаи, когда мы сами должны позаботиться об уплате налога со своих доходов.

  1. Многие не знают об этом и в итоге переходят в число должников налоговой службы, узнавая о том, что должны были заплатить налог, только в суде.
  2. В итоге придется платить не только сам налог, но и начисленные на него пени, а сверх того – и штраф за нарушение налоговой обязанности.
  3. Как избежать подобных неприятностей? Рассмотрим перечень самых распространенных случаев, когда гражданин должен сам заплатить налог со своих доходов:

Получение вознаграждений и т.п. доходов от физических лиц по гражданско-правовым договорам (аренды, займа, возмездного оказания услуг и т.п.)

К примеру, если вы дали кому-то в долг под проценты, то с процентов придется заплатить 13%, поскольку это – ваш доход.

Сдача квартиры или иной недвижимости в аренду также возлагает обязанность по уплате подоходного налога с полученных арендных платежей (за минусом понесенных расходов).

Какой налог придется платить с продажи своего имущества

Здесь нужно различать продажу недвижимого и движимого имущества. Если вы продали недвижимое имущество (жилое – квартиру, дом или долю в них, комнату, или нежилое – гараж, баню и т.п.), то обязанность по уплате налога возникает в зависимости от срока вашего владения этим имуществом до момента продажи.

  • Такой срок сейчас составляет 5 лет, но в качестве исключения его продолжительность принимается равной 3-м годам – в следующих случаях:
  • ● если недвижимость была подарена близким родственником или перешла от него по наследству,
  • ● если недвижимость была приватизирована,
  • ● если недвижимость перешла в собственность на основании договора ренты (пожизненного содержания с иждивением),
  • ● если недвижимость была куплена до 31 июля 2017 года (до вступления соответствующих изменений в Налоговый кодекс РФ).
  • Во всех остальных случаях при продаже недвижимого имущества в срок менее, чем 5 лет после его приобретения, продавец обязан уплатить налог с полученного дохода (который уменьшается на сумму налоговых вычетов).

Когда собственник продал свое движимое имущество (автомобиль, мопед, прицеп и т.п.), то с вырученной суммы также придется заплатить налог, если имущество находилось в его собственности менее 3-х лет.

Доход при этом снижается на налоговый вычет в размере 250 тысяч рублей, т.е. если выручка была больше, то с суммы превышения нужно уплатить подоходный налог.

  1. Другой вариант вычета – применить расходы, которые понес продавец на приобретение этого имущества (на них также снижается полученный от продажи доход).
  2. Какой налог полагается на получение имущества в дар или по наследству не от близкого родственника
  3. Освобождаются от уплаты подоходного налога только доходы, полученные в результате дарения или наследования от близких родственников.

Все остальные подарки (от поклонников, друзей и т.п.) облагаются налогом, так же, как и наследство от них же.

Как происходит взыскание с должника сумм штрафных санкций за нарушение своего права

По закону в случае нарушения должником срока выплаты определенных сумм или исполнения каких-то обязанностей гражданин может взыскать с него не только всю сумму долга, но и, сверх того, неустойку или штраф.

Очень часто, например, граждане взыскивают в судебном порядке со страховых компаний недоплаченное страховое возмещение (по ОСАГО или КАСКО), а также по закону о защите прав потребителей – компенсацию морального вреда, неустойку и штраф.

С выплаченных сумм неустойки и штрафа придется заплатить подоходный налог, т.к. это признается доходом.

Компенсация морального вреда, так же, как и возмещенные материальные убытки, налогом не облагаются, т.к. не носят характера дополнительного дохода.

Как получить государственную субсидию на уплату первоначального взноса по кредиту на покупку автомобиля

В рамках государственной программы льготного автокредитования гражданам, которые соответствовали определенным условиям, при покупке автомобиля в кредит с 1 июля 2017 года компенсировалась за счет федерального бюджета сумма первоначального взноса (10% от стоимости).

Минфин в прошлом году издал разъяснение, согласно которому такое льготное кредитование следует считать получением дохода в натуральном выражении, а следовательно, с суммы первоначального взноса по кредиту нужно уплатить подоходный налог

Если нарушены обязательства по договору поставки…

Мухин С.Р., эксперт журнала

Минфин изменил правила по штрафам и пеням

Контракт включает в себя обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных данным соглашением. В статье рассмотрен порядок начисления штрафных санкций за нарушение договорных обязательств, установленных контрактом, и их отражение в бухгалтерском учете.

В соответствии с п. 4 ст.

34 Закона № 44-ФЗ[1] в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. В статье рассмотрен порядок начисления штрафных санкций за нарушение договорных обязательств, установленных контрактом, и их отражение в бухгалтерском учете.

Обязательства по договору поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Если одна из сторон не выполняет условия договора, то к нарушителю применяются штрафные санкции.

Обратите внимание:

Штрафные санкции (штрафы и пени) за нарушение договорных обязательств, обусловленных контрактом, предусмотрены как для поставщика, так и для заказчика. Правила[2] их расчета установлены Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила № 1042).

Штрафные санкции для поставщика

В силу п. 2 Правил № 1042 размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент от цены контракта или (в случае, если контрактом предусмотрены этапы его исполнения) как процент от этапа исполнения контракта. Так, если цена не превышает 3 млн руб., размер штрафа составит 10% от цены (п. 3 Правил № 1042).

Для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, с которыми заключены контракты, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (п. 4 Правил № 1042):

  • до 3 млн руб. – 3%;
  • от 3 млн руб. до 10 млн руб. (включительно) – 2%;
  • от 10 млн руб. до 20 млн руб. (включительно) – 1%.

 В случае если обязательство, предусмотренное контрактом, не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы (до 3 млн руб. сумма составляет 1 000 руб., от 3 млн руб. до 5 млн руб. – 5 000 руб. и др.)  (п. 6 Правил № 1042).

За ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан провести самостоятельно без привлечения других лиц, штраф устанавливается в размере 5% стоимости указанных работ (п. 7 Правил № 1042).

В случае если контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, данный штраф устанавливается в размере 5% объема такого привлечения, предусмотренного контрактом (п. 8 Правил № 1042).

Рассмотрим пример расчета штрафных санкций.

Пример 1:

Учреждение здравоохранения заключило контракт на поставку медицинского оборудования на сумму 1 150 000 руб. Определим размер штрафа, если поставщик нарушит положения контракта.

Цена контракта не превышает 3 млн руб. Ввиду этого штрафные санкции рассчитываются как 10% от цены контракта. Таким образом, сумма штрафа равна 115 000 руб. (1 150 000 руб. x 10%).

Кроме штрафа, могут применяться санкции в виде пеней. В силу п.

10 Правил № 1042 пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Обратите внимание:

Новые правила расчета пеней и штрафов по государственным контрактам

С 9 сентября 2017 года правила, по которым начисляют штрафы и пени заказчики по 44-ФЗ, действуют согласно Постановлению Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042. Разберемся с новыми правилами и приведем отдельные примеры сложившейся к настоящему времени практики их применения

Условие об ответственности сторон является существенным и должно быть согласовано между сторонами контракта. Исключение составляют случаи, определенные ч. 15 ст. 34 для отдельных оснований закупок у единственного поставщика.

В качестве меры ответственности для сторон контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств предусматривается взыскание неустойки в 2 формах: штраф и пени.

Пени

  • Ответственность заказчиков и поставщиков в виде пени устанавливается за нарушение сроков исполнения контрактных обязательств в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы.
  • Пени рассчитывайте по следующей формуле:
  • Пени = Цена контракта х (1/300 х Размер ключевой ставки) х количество дней просрочки

Минфин РФ в письме от 13.04.

2016 № 02-04-06/21780 разъяснил, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки, включая выходные и праздничные дни, начиная со дня, следующего после дня истечения срока исполнения обязательства по контракту.

Начислять пени в размере, превышающем 1/300 ключевой ставки недопустимо (см. решение, предписание Омского УФАС от 16.10.2017 № 03.10.1/279-2017).

Читайте также:  Как открыть магазин продуктов с нуля в деревне?

В случае если поставщик выполнил обязательства не полностью, размер пени уменьшается на сумму, пропорциональную объему исполненных поставщиком обязательств.

При расчете количества дней просрочки следует исключить дни, потребовавшиеся заказчику для приемки (оформления ее результатов) поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, если иное не предусмотрено контрактом (Письмо Минфина России от 07.11.2017 № 24-03-08/73293).

Штраф устанавливается за нарушение иных контрактных обязательств, не связанных со сроками, напрмиер, за каждый факт неисполнения сторонами обязательств по контракту. Постановлением Правительства РФ № 1042 установлены фиксированные суммы штрафа. Рассмотрим их разновидности.

Штрафы для заказчика

За каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
  • 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
  • 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Расчитывать штраф следует от цены контракта, а не от начальной (максимальной) цены такого контракта (решение и предписание Кемеровского УФАС от 28.11.2017 по делу № 828/3-2017).

Обратите внимание, что независимо от того, заключен ли контракт на 30 000 рублей или на 300 000 рублей, или даже на 3 000 000 рублей размер штрафа будет 1 000 рублей.

Штрафы для поставщика

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 10% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
  • 5% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
  • 0,5% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
  • 0,4% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
  • 0,3% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
  • 0,25% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
  • 0,2% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
  • 0,1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Подробнее о курсах

Из этой линейки штрафов выбирайте соответствующий цене вашего контракта.

В ситуациях, когда заказчик прописывает все возможные штрафы, даже с пояснением, что исключит из условий все, кроме общих штрафов на поставщика, когда направит контракт победителю, такие действия заказчика признаются нарушением требований контрактного законодательства (решение Омского УФАС от 23.11.2017 № 03-10.1/298-2017).

Штрафы для поставщика — СМП или СОНО

Особые условия ответственности установлены для случаев заключения контракта с СМП/СОНО.

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом по результатам закупку у СМП/СОНО, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 3% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
  • 2% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
  • 1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).

Обратите внимание, что, если вы провели закупку на общих основаниях, а выиграл участник, являющийся СМП/СОНО, тем не менее контракт заключается на условиях объявленной закупки, без изменения условий о штрафах для СМП/СОНО.

Аналогична и ситуация, если объявленная закупка для СМП/СОНО не состоялась из-за признания только 1 заявки соответствующей требованиям и последующего заключения контакта по п. 25 ч. 1 ст.

93 у единственного поставщика, штрафы должны быть прописаны в соответствии с условиями несостоявшейся закупки по п.4 Постановления Правительства РФ № 1042 для субъектов СМП/СОНО (решение Ивановского УФАС от 23.

10 2017 № 07–15/2017–189).

Штрафы для поставщика, предложившего наиболее высокую цену за право заключить контракт

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки, предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 10% начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК) в случае, если НМЦК не превышает 3 млн. рублей;
  • 5% НМЦК в случае, если НМЦК составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 1% НМЦК в случае, если НМЦК составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).

Данные положения применяются только в случае проведения электронного аукциона с так называемым переходом через «0».

Соответственно, при проведении аукциона следует уже в проект контракта включать рассматриваемые условия, поскольку заказчик никогда заранее не знает, как сложится ситуация, будут ли участники закупок снижаться до «0».

Более того, в отсутствии соответствующих условий антимонопольные органы указывают заказчикам на нарушение требований контрактного законодательства (решение Челябинского УФАС от 30.10.2017 № 732-ж/2017).

Штрафы для поставщика за ненадлежащее исполнение обязательства, которое не имеет стоимостного выражения

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
  • 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
  • 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Штраф устанавливается от цены контракта. В контракте должны быть выделены соответствующие обязательства, не имеющие стоимостного выражения, нарушение которых будет являться основанием для применения установленных штрафов.

Это могут быть обязательства предоставить соответствующие товаросопроводительные документы, требования к доставке товара, требования о непревышении допустимого уровня брака и пр.

При отсутствии в контракте соответствующих мер ответственности за нарушение обязательств, не имеющих стоимостного выражения (при их наличии), заказчика могут оштрафовать за утверждение документации с нарушением требований контрактного законодательства (см. решение Челябинского УФАС от 20.10.2017 по делу № 713-ж/2017).

Постановлением Правительства РФ № 1042 установлены также специальные штрафы для участников закупки за невыполнение отдельных видов требований:

  • Штраф за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту устанавливается в размере 5% стоимости указанных работ.
  • Штраф для поставщика, взыскиваемый в случае если в соответствии с ч.6 ст. 30 контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП (СОНКО) — устанавливается в размере 5% объема такого привлечения, установленного контрактом.

При описании условий о применении мер ответственности для сторон по контракту, необходимо, помимо прочего, установить условие о том, что общая сумма неустойки не может превышать цену контракта. Отсутствие такого условия расценивается контрольными органами как нарушение требований законодательства о контрактной системе (решение Челябинского УФАС от 03.11.2017 по делу № 257-ВП/2017).

Рассмотренные выше меры ответственности для сторон по контракту требуют от заказчика тщательной проработки проекта контракта, анализа соответствующих условий привлечения к ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение контрактных обязательств.

Заказчику следует прописывать в контракте все особенности применения неустойки.

Указание простой отсылки на применение законной неустойки свидетельствует о ненадлежащем исполнении заказчиками своей обязанности по соблюдению требований контрактного законодательства (решение Омского УФАС от 15.11.2017 № 03–10.1/295–2017).

Бесплатные вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Участие в закупках. Изменения. Эксперты-практики в Школе электронных торгов

Посмотреть расписание

В завершении следует также отметить, что при заключении отдельных контрактов, имеющих специальное нормативное регулирование, заказчику следует руководствоваться соответствующими нормативными актами.

Так, например, при заключении договора энергоснабжения устанавливается неустойка, определенная абз. 8 ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Данная позиция изложена в том числе в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016. Аналогично, при заключении договора на оказание услуг по ОСАГО неустойка устанавливается в соответствии с п. 21 ст.12 Федерального закона от 25.04.

2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а не в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе и Постановление Правительства РФ № 1042.

Штрафы попали под передел

Минфин опубликовал разъяснения к новым правилам администрирования штрафов — с 1 января 2020 года они будут распределяться в бюджет, на уровне которого выявлено нарушение.

Предполагается, что это устранит дублирование учета штрафов на разных уровнях и повысит прозрачность администрирования.

Минфин допускает, что регионы потеряют часть поступлений, но обещает, что потери будут компенсированы поступлениями от акцизов на спирт и платы за негативное воздействие на окружающую среду. Часть регионов опасается, что компенсация будет неполной.

Заместитель главы Минфина Владимир Колычев направил письмо региональным финансовым ведомствам и главным администраторам доходов бюджета о том, как будут распределяться между уровнями бюджетной системы доходы от штрафов, неустоек и пеней с 1 января 2020 года.

Поясним, принятые в апреле этого года поправки в Бюджетный кодекс установили принцип зачисления таких доходов в бюджет того уровня, на котором нарушение выявлено. Исключение составят штрафы за нарушение ПДД — они по-прежнему полностью будут поступать в региональные бюджеты.

Штрафы, налагаемые мировыми судьями, будут распределяться между региональным и местным бюджетами в соотношении 50% на 50%. В местные бюджеты будут также зачислены все штрафы за административные правонарушения, выявленные муниципальными контролерами.

Пока в распределении поступлений от штрафов действует отраслевой принцип: направление средств зависит от вида нарушения законодательства (миграционного, лесного).

«На практике во многих случаях однозначной границы между отраслевыми видами законодательства нет, что приводит к тому, что штрафы за одни и те же административные правонарушения сейчас поступают в доходы бюджетов разных публично-правовых образований, учитываются в доходах бюджетов по разным кодам классификации»,— рассказали “Ъ” в Минфине. При этом более четверти штрафов попадают в категорию «прочих» (де-факто в «общий котел»). В ведомстве уверяют, что новый принцип распределения повысит прозрачность и качество администрирования штрафов.

Как сообщили “Ъ” в Минфине, в 2018 году общая сумма штрафов составила 216,4 млрд руб., в федеральный бюджет поступило 85,7 млрд руб., в консолидированные бюджеты субъектов РФ — 124,2 млрд руб.

Более половины обеспечили штрафы за нарушение ПДД — 69,6 млрд руб. В Минфине отмечают, что цели повысить доходы при изменении административной модели не ставится, хотя и не отрицают, что это может произойти (согласно проекту бюджета на 2020–2022 годы, общая сумма «федеральной доли» штрафов вырастет примерно на 7 млрд руб.— с 75,7 млрд руб. в этом году до 82,4 млрд руб. в следующем).

Читайте также:  Изменили концепцию развития системы «электронный бюджет»

Предполагается, что возможные потери регионов от перераспределения в пользу центра будут компенсированы передачей им «стабильных источников доходов» — платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) и акцизов на этиловый спирт.

Согласно БК, с 2020 года доля муниципалитетов в сборах НВОС вырастет с 55% до 60%, а акцизы на спирт и алкогольную продукцию будут полностью поступать в региональные бюджеты. Как следует из проекта федерального бюджета, в 2020 году это может дать консолидированным бюджетам регионов около 1,3 млрд руб., что заметно меньше потерь на штрафах.

Кроме того, как следует из данных Росприроднадзора, НВОС не самый стабильный источник доходов: поступления платы ежегодно снижаются — в 2018 году было собрано лишь 13 млрд руб. против 26,7 млрд руб. в 2015-м.

Таким образом, перераспределяя штрафы, Минфин оставляет регионам проблемные статьи доходов, получая взамен штрафы, которые успешно администрируются в уже отлаженной государственной информационной системе государственных и муниципальных платежей (ГИС ГМП).

В регионах по-разному оценивают эффект от перераспределения штрафов. В минфине Удмуртии ожидают, что потери бюджета в размере 35 млн руб. будут полностью компенсированы, в Краснодарском крае отмечают, что при выпадающих доходах в 500 млн руб. акцизы и НВОС возместят лишь 67 млн руб. В Саратовской области предполагают, что компенсировано будет до 13,5 млн руб. из 185 млн руб.

Диана Галиева

Требование об уплате пеней: срок выставления ограничен

Минфин России разъяснил налогоплательщикам, как определить срок для выставления налоговой инспекцией требования об уплате пеней.

Срок для требования по налогам

Сроки для направления требования об уплате налога и сбора устанавливает статья 70 Налогового кодекса РФ. Эти сроки зависят от того, на каком основании возникла налоговая задолженность, а также от ее размера:

  1. Если налоги, пени, штраф, проценты, предусмотренные главой 9 Налогового кодекса РФ, начислены по итогам налоговой проверки – требование выставляют в течение 20 рабочих дней с даты вступления в силу решения по результатам налоговой проверки, если иное не установлено Налоговым кодексом РФ (п. п. 2, 3 ст. 70 НК РФ);

  2. Если задолженность обнаружена вне рамок налоговой проверки, срок направления требования зависит от общей суммы, указанной в нем задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам, а также процентам (п. п. 1, 3 ст. 70 НК РФ):

  • 500 рублей и более — в течение трех месяцев со дня выявления недоимки;
  • менее 500 рублей — в течение одного года со дня выявления недоимки.

Срок для требования по пеням

Как такового отдельного срока для направления требования об уплате пеней в ситуации, когда сумма задолженности по налогам уже уплачена, Налоговый кодекс РФ не содержит. В нем лишь сказано, что правила, установленные статьей 70, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате и пеней (п. 3 ст. 70 НК РФ).

В связи с этим Пленум ВАС РФ в пункте 51 постановления от 30.07.2013 № 57 разъяснил: поскольку пени могут быть уплачены как одновременно с налогом, так и после уплаты налога, требование об уплате пеней на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется в следующие сроки:

  • не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки;
  • не позднее трех месяцев с момента уплаты последней части недоимки в случае погашения ее частями.

Указанные разъяснения Пленума ВАС РФ были даны без учета внесенных в пункт 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ изменений по продолжительности установленного срока.

  Соответственно, указанный Пленумом ВАС РФ порядок применим только к задолженности по пеням, размер которой составляет 500 рублей и более.

А в отношении задолженности по пеням менее 500 рублей у налоговых органов есть на выставление требования один год, который также начинает отсчитываться либо с момента уплаты всей суммы недоимки, либо с даты уплаты последней части недоимки в случае погашения ее частями.

Если срок нарушен

Последствия нарушения сроков направления требования об уплате налогов (пеней, штрафов, процентов) Налоговый кодекс РФ не определяет. На практике налоговые инспекции выставляют требование и после истечения установленного для этого срока.

  При этом они исходят из позиции, отраженной в постановлении Президиума ВАС РФ от 01.11.

2011 № 8330/11, согласно которой данное нарушение само по себе не влечет недействительности требования при условии, что на момент его выставления не утрачена возможность взыскания налоговой задолженности.

О дифференциации штрафных санкций за ненадлежащее исполнение контрактных обязательств при госзакупках

1 сентября 2017 06:00

Постановление от 30 августа 2017 года №1042. Установлен новый порядок определения размеров штрафов и пени, начисляемых в случае ненадлежащего исполнения контрактных обязательств. Предусматривается дифференцированный размер штрафа в зависимости от цены контракта.

Установлены особенности расчёта штрафа по контракту, заключённому по итогам закупки, в которой участвуют субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Цель принятых решений – расширить участие малых и средних предприятий в госзакупках, повысить уровень конкуренции в этой сфере.

Справка

Подготовлено Минфином в целях реализации поручения
Президента России по итогам VII
съезда Торгово-промышленной палаты 1 марта 2016 года (№Пр-532 от 25 марта 2016 года, абзац пятый
подпункта «б» пункта 1).

Постановлением
Правительства от 25 ноября 2013 года №1063 утверждены Правила определения размера штрафа,
начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком
(подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, и размера
пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком,
исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом. По этим правилам
размер штрафа устанавливается в контракте в виде фиксированной суммы. Она
рассчитывается как процент цены контракта.

В целях установления соразмерных штрафных санкций при
нарушении контрактных обязательств подписанным постановлением утверждены новые
правила определения размеров штрафов и пени, начисляемых в случае ненадлежащего
исполнения контрактных обязательств. Постановление Правительства от 25 ноября
2013 года №1063
признано утратившим силу.

Новой редакцией Правил предусматривается
дифференцированный размер штрафа в зависимости от цены контракта (цены этапа
исполнения контракта).

Установлены особенности расчёта штрафа по контракту, заключённому по итогам закупки,
участниками которой являются субъекты малого предпринимательства, социально
ориентированные некоммерческие организации.

Определён также порядок начисления штрафа за
неисполнение обязательства по привлечению к исполнению контракта
субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства,
социально ориентированных некоммерческих организаций.

  • При этом устанавливается, что общая сумма начисленной
    неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение
    контрактных обязательств не может превышать цену контракта.
  • Новая редакция Правил подготовлена с учётом сложившейся судебной
    практики.
  • Цель принятых решений – расширить участие малых и средних предприятий в
    закупках для государственных и муниципальных нужд, повысить уровень конкуренции
    в сфере госзакупок.

Суд отменил штраф и пени налогоплательщику, который следовал разъяснениям Минфина

Суд отменил штраф и пени налогоплательщику, который следовал разъяснениям Минфина

Организация освобождается от уплаты пеней и штрафов, если она руководствовалась письменными разъяснениями Минфина России. При этом не имеет значения, кому были адресованы письма — данной организации или иному налогоплательщику. К такому выводу пришел Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 17.04.19 № А32-1410/2018.

По итогам проверки инспекция доначислила организации налог на прибыль. По мнению контролеров, при формировании налоговой базы по налогу на прибыль за 2013 и 2014 годы налогоплательщик завысил расходную часть (в части процентов по контролируемой задолженности).

Налогоплательщик пояснил, что при списании затрат действовал в соответствии с письмами Минфина России от 03.09.08 № 03-08-05, от 12.03.09 № 03-03-06/1/128 и от 21.06.13 № 03-08-05/23521. Однако налоговики заявили, что эти письма были адресованы не проверяемой организации, а другим налогоплательщикам. Следовательно, данная организация не могла руководствоваться этими разъяснениями.

Определить вероятность выездной налоговой проверки и получить рекомендации по налоговой нагрузке

Решение суда

Суд не согласился с решением ИФНС, указав на следующее. К числу обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, Налоговый кодекс относит выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (подп. 3 п.

 1 ст. 111 НК РФ). При соблюдении этих же условий не начисляются пени на сумму недоимки (п. 8 ст. 75 НК РФ). В данном случае организация действовала в соответствии с письменными разъяснениями Минфина России, который на основании пункта 1 статьи 34.

2 НК РФ является органом, уполномоченным давать письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах. Поэтому начисление пеней и штрафа неправомерно. Ссылку налогового органа на то, что разъяснения Минфина были адресованы другим налогоплательщикам, а, следовательно, организация не могла ими руководствоваться, суд признал несостоятельной.

При этом арбитры учли, что письма, которым следовал налогоплательщик, были опубликованы в справочно-правовых системах и средствах массовой информации.

Аналогичная позиция выражена в постановлении АС Центрального округа от 06.06.17 № А09-9964/2016 (оставлено в силе определением Верховного суда РФ от 19.09.17 № 310-КГ17-12448), а также в постановлении АС Уральского округа от 14.06.18 № Ф09-2726/18 (см. «Суд: налогоплательщика нельзя оштрафовать, если он руководствовался письмами Минфина»).

Узнайте систему налогообложения контрагента и сумму уплаченных им налогов В закладки Поделиться 4 139

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *