Минпромторг разработал новые правила для госзакупок медицинских изделий

Минпромторг разработал новые правила для госзакупок медицинских изделий Минпромторг разработал новые правила для госзакупок медицинских изделий

все жалобы

Минпромторг предложил новые правила закупки медизделий Минпромторг разработал новые правила для госзакупок медицинских изделий

Цель – стопроцентное импортозамещение.

Министерство промышленности и торговли РФ разработало новые правила выбора исполнителей заказов на поставку одноразовых виниловых медицинских изделий — трубок и контейнеров для хранения и переливания крови, гигиенических устройств и трубок для искусственной вентиляции легких.

Новые условия предоставят российским производителям дополнительные шансы на получение госзаказа, отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

При этом на льготы смогут рассчитывать лишь компании, располагающие всеми необходимыми патентами и производящие продукцию в строгом соответствии с утвержденными ГОСТами, а также хорошо зарекомендовавшие себя на рынке: их годовой оборот должен быть не менее 700 млн руб.

В случае, если власти одобрят законопроект Минпромторга, его рассмотрят сотрудники Министерства здравоохранения РФ. Главная цель проекта — на 100% обеспечить все государственные медицинские учреждения страны расходными медизделиями из ПВХ российского производства.

http://torg94.ru/news/9380.html

назад

  • Сколько бы мы ни латали законы о госзакупках, толку никакого Николай Арефьев, 1-й зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, от фракции КПРФ, заявил, что необходимо ввести прямую ответственность чиновников за договора по госзакупкам.
  • «Корпорация МСП» займется инновациями АО «Корпорация МСП» планирует оказывать финансовую поддержку малым компаниям, занимающимся инновациями, заявил генеральный директор корпорации Александр Исаевич.
  • Минфином разработан проект постановления правительства, предлагающий новый порядок подготовки нормативных правовых актов, которые определяют те или иные организации единственным поставщиком при госзакупках лекарств. Минздраву при выборе единственного поставщика необходимо будет давать заключение о том, что он соответствует ряду критериев, а также о соответствии таких лекарств устанавливаемым кабмином критериям отбора, сообщает «Фармвестник».
  • Сегодня при участии представителей Минтранса России и Минстроя России состоялась онлайн-конференция «Электронное актирование в ЕИС в сфере закупок с 1 января 2022 года в строительной сфере и при осуществлении дорожной деятельности». Организатором мероприятия выступило Федеральное казначейство.
  • Заказчика увольняют из-за поставщика Коллектив Лукашевской школы в Ленинградской области попросил губернатора Александра Дрозденко и министерство просвещения восстановить на работе бывшего директора Максима Миронкова, уволенного после отказа принимать некачественный ремонт.
  • Минстрой готовит новые предложения по корректировке подорожавших госконтрактов в стройке
  • Сроки оплаты госзакупок уменьшат в Москве В столице сократят сроки оплаты по государственным контрактам в связи с поправками к закону о контрактной системе, сообщается на официальном сайте мэра Москвы.
  • Тюменские власти за 409 миллионов продают крупное предприятие АПК Департамент имущественных отношений Тюменской области выставил на торги одно из крупнейших сельхозпредприятий региона – АО «Агротехнический центр», занимающееся выращиванием зерновых и зернобобовых культур.
  • Подрядчика на ремонт входной группы здания правительства Татарстана ищут, по всей видимости, уже после завершения работ.

Минпромторг решил вдвое расширить перечень иностранных медицинских изделий, подпадающих под ограничения при госзакупках

Новую инициативу в народе уже окрестили «битвой правительства с иностранными презервативами» – контрацептивы зарубежного производства также входят в санкционный список. Как же теперь быть тем, кто за безопасный секс? А профилактика венерических заболеваний?

Масла в огонь подлил бывший главный санитарный врач России, а ныне помощник премьера Геннадий Онищенко, поддержавший идею правительства.

«Резинотехнические изделия (презервативы) никакого отношения к здоровью не имеют, это просто заставит быть более дисциплинированным, более строгим и разборчивым в выборе партнёров, а может, окажет какую-то услугу нашему обществу в плане решения демографических проблем», – заявил он.

Очередное экстравагантное изречение Онищенко вмиг разошлось по СМИ и соцсетям. Большинство пользователей Рунета отреагировали на его слова довольно жёстко, некоторые – в нецензурной форме.

Впрочем, запрет импортных презервативов (которые всё же разрешат покупать в частном порядке), похоже, стал только ширмой, призванной отвлечь внимание от возможных последствий, к которым приведёт отказ от закупок медицинской техники. Так, в «чёрный список» вошли инкубаторы для новорождённых, дефибрилляторы, рентгеновские аппараты, ультразвуковые сканеры и многое другое.

«Под запрет на госзакупки попадает и целый ряд товаров, без которых нашим неизлечимо больным гражданам, инвалидам и уж тем более умирающим пациентам станет ещё немножечко хуже, – утверждает основатель Фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер. – Все средства для лечения пролежней – российских аналогов у них нет.

Повязки и покрытия раневые, пропитанные или покрытые лекарственными средствами – это значит, что медики вернутся к зелёнке. Масса расходных материалов для пациентов с ранами, опухолями с распадом, пролежнями – они тоже в этом списке.

Будем ждать, когда белорусские умельцы наладят у себя производство, и будем получать нужные нам западные товары через Белоруссию, с соответствующими дополнительными расходами».

Компетентно

Минпромторг разработал новые правила для госзакупок медицинских изделий

Евгения Алексеева, директор фонда социального развития и охраны здоровья «ФОКУС-МЕДИА»:

– Я считаю, что это чисто политическая инициатива, которая сможет повредить здоровью граждан. Если не будет качественных презервативов, то будут делать больше абортов. Что касается закупок иностранных медицинских препаратов, то полагаю, что здесь должна быть какая-то выверенная политика. Нужно определить, от чего мы можем отказаться, а от чего нет.

Минпромторг разработал новые правила для госзакупок медицинских изделий

Александр Саверский, президент Лиги пациентов:

– Неужели наши научились делать всё, что включено в список Минпромторгом? Беспокойство о пациентах заставляет в этом сомневаться. Если бы отечественные медизделия были хорошего качества, не было бы необходимости в подобных постановлениях. Сейчас же создаётся впечатление, что мы неконкурентоспособны. Наверняка есть и некое лоббирование со стороны наших производителей.

Минпромторг разработал новые правила для госзакупок медицинских изделий

Алла Фролова, координатор движения «За достойную медицину»:

– Прежде всего это удар по людям. В любом случае мировые технологии сильнее наших. Раз мы закупали иностранные медицинские изделия, то наша продукция была явно не лучше. Даже если мы сейчас её научимся хорошо делать, то это завтра не произойдёт. Политические игры не должны отражаться на здоровье людей. Несмотря на большой шум по поводу презервативов, говорить надо не о них.

Об утверждении Методики расчета начальной (максимальной) цены контракта на поставку медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 102 от 04 октября 2017

(с изменениями на 10 марта 2020 года)

В соответствии с пунктом 2_3 постановления Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г.

N 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 6, ст.979; N 23, ст.3329; 2016, N 18, ст.2630; N 50, ст.7091; 2017, N 23, ст.3359; N 34, ст.5291)

приказываем:

1.

Утвердить прилагаемую Методику расчета начальной (максимальной) цены контракта на поставку медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 102.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации С.А.Краевого и заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации С.А.Цыба.

МинистрздравоохраненияРоссийской Федерации

В.И.Скворцова

     Министрпромышленности и торговлиРоссийской Федерации

Д.В.Мантуров

  • Зарегистрировано
  • в Министерстве юстиции
  • Российской Федерации
  • 26 октября 2017 года,
  • регистрационный N 48705

     Приложениек приказу Министерства здравоохраненияРоссийской Федерации и Министерствапромышленности и торговлиРоссийской Федерации

от 4 октября 2017 года N 759н/3450

(с изменениями на 10 марта 2020 года)

1.

Настоящая методика устанавливает правила расчета начальной (максимальной) цены контракта для целей осуществления закупок медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 102 (далее соответственно — медицинские изделия, перечень).

2. Начальная (максимальная) цена контракта для целей осуществления закупок медицинских изделий, включенных в перечень, рассчитывается заказчиком по формуле:

= ( х + х + х + … + х ),

Читайте также:  Как работодатель имеет право обеспечить вакцинацию сотрудников

где:

— начальная (максимальная) цена контракта (рубли);

… — начальная (максимальная) цена медицинского изделия (рубли);

… — количество закупаемых медицинских изделий (штуки).

  1. 3. Начальная (максимальная) цена медицинского изделия рассчитывается по формуле:
  2. = х И х Кл,
  3. где:
  4. — средневзвешенная цена в расчетном периоде медицинского изделия, включенного в перечень, рассчитываемая Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации и ежегодно представляемая до 1 ноября в Министерство здравоохранения Российской Федерации для размещения на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  5. ________________

Рассчитывается в соответствии с частью 20 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г.

N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст.1652; N 52, ст.

6961; 2014, N 23, ст.2925; N 48, ст.6637; 2015, N 10, ст.1418; N 29, ст.4342, 4346; 2016, N 26, ст.3890).

И — коэффициент, соответствующий уровню инфляции, установленному федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год;

При расчете средневзвешенной цены медицинских изделий, включенных в перечень (), для заключения контрактов на их поставку в 2017 году, расчетным периодом является 2015 год, при этом коэффициент И соответствует уровню инфляции, установленному Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». В последующие календарные годы расчетным периодом являются 12 месяцев, предшествующие месяцу, в котором осуществляется расчет средневзвешенной цены медицинских изделий.

________________

Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 52, ст.7464.

Кл — коэффициент локализации, рассчитываемый Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и ежегодно представляемый до 1 ноября в Министерство здравоохранения Российской Федерации для размещения на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

4.

При расчете коэффициента локализации Кл учитывается степень локализации производства медицинских изделий Др в соответствии с показателями локализации собственного производства медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2017 г. N 967 «Об особенностях осуществления закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 34, ст.5290; 2018, N 52, ст.8308):

(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 апреля 2020 года совместным приказом Минздрава России и Минпромторга России от 10 марта 2020 года N 154н/749. — См. предыдущую редакцию)

________________

Сноска исключена с 27 апреля 2020 года — совместный приказ Минздрава России и Минпромторга России от 10 марта 2020 года N 154н/749. — См. предыдущую редакцию.

Коэффициент локализации рассчитывается по формуле:

Минпромторг разработал новые правила для госзакупок медицинских изделий

где:

— показатель локализации собственного производства медицинских изделий, включенных в перечень;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 апреля 2020 года совместным приказом Минздрава России и Минпромторга России от 10 марта 2020 года N 154н/749. — См. предыдущую редакцию)

— валютный коэффициент, учитывающий изменение курса доллара США и рассчитываемый одновременно с расчетом коэффициента локализации Кл посредством деления курса доллара США, действующего на последний день месяца, предшествующего месяцу расчета коэффициента локализации Кл, на средний курс доллара США за расчетный период (с 1 ноября прошлого года по последний день месяца предшествующего месяцу расчета Кл) по формуле:

Минпромторг разработал новые правила для госзакупок медицинских изделий

Курс доллара США определяется с использованием установленного Банком России в соответствии со статьей 53 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст.2790) официального курса доллара США по отношению к рублю, действующего на дату определения курса.

Редакция документа с учетомизменений и дополнений подготовленаАО «Кодекс»

Власти помогли российским производителям лекарств — просто отстранили зарубежные аналоги от госзакупок Похожим образом в футболе когда-то очистили место для российских игроков. Это не заставило их играть лучше

Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

???? ???? ???? ???? ???? Нам нужна ваша помощь. Пожалуйста, поддержите «Медузу»

В середине ноября Минпромторг опубликовал проект постановления, согласно которому некоторые российские производители лекарств получат значимые льготы при госзакупках.

Суть предложенных правил заключается в том, что если компания выходит на торги с препаратом, производство которого полностью находится в  (от производства субстанции до упаковки), все остальные компании, не соответствующие этим требованиям, .

Это правило и в СМИ, и в сопроводительных документах к проекту постановления называют «второй лишний».

Пока министерство предлагает запустить пилотный проект с участием . Это препараты, которые в основном используются для лечения онкологических заболеваний:

  • бевацизумаб
  • иматиниб
  • ритуксимаб
  • трастузумаб

Также в списке есть разновидности инсулина, который используют при сахарном диабете:

  • инсулин гларгин
  • инсулин лизпро двухфазный

Правило планируют распространить и на два противотуберкулезных лекарства:

  • протионамид
  • тиоуреидоиминометилпиридиния перхлорат

И довольно большая группа препаратов, вошедших в пилотный проект, — это препараты, которые применяются в качестве антиретровирусной терапии, то есть при ВИЧ-инфекции:

  • абакавир
  • атазанавир
  • зидовудин
  • зидовудин+ламивудин
  • лопинавир+ритонавир
  • тенофовир
  • эфавиренз

Целью нововведения, как говорится в сопроводительных документах проекта постановления, является стимуляция производителей перенести производство препаратов в Россию.

Значит, местные пациенты будут меньше зависеть от зарубежных поставок, лекарства будут дешевле, а промышленность будет развиваться.

В Минпромторге подсчитали, что из 215 препаратов, входящих в список стратегически значимых, 79 производится на основе зарубежных , а у 31 вообще не производится в России готовая лекарственная форма.

Проект раскритиковал ряд некоммерческих организаций (НКО). До этого Министерство финансов негативно высказалось по поводу резкого введения правила «второй лишний» в области медизделий (это произошло в августе 2021 года). Федеральная антимонопольная служба раньше также выступала против схожего правила .

Новые правила: почему может возникнуть дефицит лекарств — Газета.Ru

Производители лекарств и общественники предупредили о возможном дефиците льготных лекарств в России, сообщили «Известия».

Это связано с правилом «второй лишний», которое предложил ввести Минпромторг.

Оно предполагает, что при госзакупках преимущество будут получать компании, у которых есть производство полного цикла на территории ЕАЭС. Опасения производителей, однако, разделяют не все эксперты.

Несколько крупных фармацевтических ассоциаций и объединений пациентов выступили против введения правила «второй лишний», которое предложил Минпромторг.

Оно предполагает, что при госзакупках стратегически значимых препаратов привилегии получат компании, у которых есть производство полного цикла с синтезом субстанции на территории ЕАЭС.

Свое обращение авторы направили премьер-министру Михаилу Мишустину 8 апреля, пишут «Известия».

Фармпроизводители считают, что из-за ограничения конкуренции может возникнуть дефицит лекарств в аптеках. В худшем случае некоторые игроки могут уйти с рынка.

«Страна рискует вообще остаться без определенных лекарств, если производитель полного цикла не сможет удовлетворить потребность в масштабе всей системы здравоохранения, что, собственно, уже и происходит, например, в случае с препаратами для лечения онкологических заболеваний», — сказала изданию исполнительный директор Национальной ассоциации производителей фармацевтической продукции и медицинских изделий АПФ Надежда Дараган.

По ее словам, инициатива Минпромторга «содержит серьезные риски дестабилизации фармрынка, отказа от конкурентной модели его развития, зависимости производителей готовых лекарств от негарантированного объема выпуска субстанций на внутреннем рынке».

Изменение правил госзакупок может навредить пациентам, считают во Всероссийском союзе пациентов (ВСП). Там отметили, что «отсев» препаратов сокращает возможности выбора.

«Действующее правило «третий лишний» уже отсеяло целый ряд лекарств. В случае появления нежелательных реакций на закупленный препарат пациентам приходится доказывать свое право на другой. В его закупке часто отказывают», — отметил сопредседатель ВСП Юрий Жулев.

Правило «третий лишний» ограничивает допуск на торги иностранных производителей.

При госзакупках заявки иностранных поставщиков лекарств отклоняются, если заявки подадут не менее двух производителей из стран, входящих в ЕАЭС.

В обращении к Михаилу Мишустину отмечается, что из-за этого механизма востребованные лекарства стали менее доступны. По этой причине летом 2020 года их пришлось дозакупать в ручном режиме.

  • В Минпромторге же заявили, что для лекарственного обеспечения граждан крайне важно создавать технологические и экономические преимущества для развития локального производства препаратов полного цикла, в том числе фармсубстанций.
  • При этом никаких запретов для осуществления деятельности иностранных производителей на территории России вводить не планируется, добавили в ведомстве.
  • «Локализация производства на территориях всех стран-членов ЕАЭС тех или иных лекарственных препаратов и отдельных их стадий — весьма капиталоемкий и трудозатратный процесс, это всегда взвешенное и проработанное решение компании-производителя», — отметили в Минпромторге.
Читайте также:  Как указать численность, если в ООО один учредитель и один сотрудник?

Там также напомнили, что в 2020 году правительство пересмотрело список стратегически значимых лекарственных средств (СЗЛС), которые должны производиться в России. За основу были взяты действующие стандарты лечения, также учитывалось мнение специалистов Минздрава, основные тренды развития отечественной отрасли.

Что говорят эксперты

Инициатива Минпромторга в целом имеет смысл — это создание преференций для производства лекарств на территории России, сказал гендиректор компании DSM Group Сергей Шуляк. Однако он считает, что полностью покрыть потребности за счет внутреннего рынка не удастся.

«На территории России производится не более 8% потребляемых компаниями субстанций, по подсчетам DSM Group. Одна из целей разрабатываемой сейчас стратегии «Фарма-2030» — развитие собственного производства субстанций, — сказал Шуляк.

В России при этом практически нет собственного фармсырья, поэтому правило «второй лишний» затронет небольшое количество лекарств, считает заместитель гендиректора по научной работе Центра имени Дмитрия Рогачева Алексей Масчан.

Директор по развитию RNC-pharma Николай Беспалов не согласен, что правило «второй лишний» может привести к кризисным ситуациям. Он считает, что нужно развивать собственное производство препаратов полного цикла.

«Компании полного цикла в России есть. В основном они производят биотехнологические препараты: моноклональные антитела, инсулины, вакцины. Сложно пока обстоят дела с химическим синтезом. Но уже в ближайшие годы мы можем обеспечить производство полного цикла большинства критически значимых для системы здравоохранения препаратов», — сказал Беспалов.

Новые правила закупки медтехники могут оставить россиян без высокотехнологичной медпомощи

В ближайшее время в российских больницах может исчезнуть импортная медтехника.

Правительство России ограничило госзакупки импортного медицинского оборудования. Чиновники говорят, что ограничения ввели для стимулирования импортозамещения. Однако специалисты считают, что совсем скоро, из-за нововведений, российские больницы и пациенты рискуют остаться без высокотехнологичной медицинской помощи.

Ранее больницы в России могли закупать импортное оборудование, когда в торгах участвовали как минимум две российские компании. Но с этого года правительство ввело новое правило: «второй лишний». Это значит, что теперь поставщиков импортных томографов, ИВЛ или аппаратов УЗИ не допустят к торгам, если в России есть хотя бы один производитель аналогичной техники.

Всего под действие новых ограничений попало более 30 видов медоборудования и изделий. Это аппараты МРТ, КТ, УЗИ, ИВЛ, оборудование для лучевой терапии и другая техника, сообщает «Русская служба BBC».

Новые правила закупок медоборудования также предусматривают, что заказчик обязан отклонить все заявки на участие в закупке, в которых предлагается импортная продукция, если подана хотя бы одна заявка с предложением поставить медоборудование из России или стран ЕАЭС.

Все отечественное медоборудование должно быть при этом включено в единый реестр радиоэлектронной продукции или евразийский реестр промышленных товаров государств.

Для участия в торгах с таким оборудованием нужна будет выписка из реестра.

Закупить импортные аппараты возможность осталась, но тогда такую закупку необходимо согласовать за месяц до торгов с министерством промышленности и торговли.

Еще до вступления в силу новых правил во время общественного обсуждения на них вылился шквал критики. Импортные производители говорили об ограничениях конкуренции, а врачи предупреждали о дефиците некоторых приборов в больницах. Да и пациенты говорили, что без заграничной техники ухудшится качество медицины.

При этом новыми правилами оказались недовольны и некоторые чиновники. Например, Минфин просил Минпромторг «пересмотреть нормы вступления в силу отдельных положений проекта постановления».

Как писал «Коммерсант», это необходимо, чтобы снизить риск срыва закупок и не допустить снижение планов по госзакупкам. Кроме того, новые правила могли привести к росту цен на оборудование.

В итоге правительство решило уже после вступления их немного откорректировать.

«Под угрозой срыва находится очень большое количество торгов», — рассказал «Би-би-си» эксперт по госзакупкам. Он отметил, что для многих заказчиков новые правила стали «настоящим сюрпризом».

Эксперты также отмечают, что в правилах не прописано до конца, что именно имеется в виду под «оборудованием российского производства». Это позволяет отечественным бизнесменам наладить на территории страны крупноузловую сборку, например, китайского оборудования, которое можно продавать под российскими брендами.

Как подчеркивает председатель правления Медицинского института им. Сергея Березина Аркадий Столпнер, вряд ли на торгах будет конкуренция двух отечественных производителей.

Он говорит, что локализация, в целом, неплохая идея, но ее можно достичь только при сильной конкуренции, а ее на рынке медтехники нет.

При этом в России медтехника собирается в основном из импортных элементов, и от санкций такая локализация не спасет, объясняет эксперт. А удешевить оборудование вряд ли удастся — опять же из-за отсутствия конкуренции.

РЕКЛАМА

«В России медицина привязана к плановой экономике, все государственные медучреждения имеют планы закупок на год, на пять лет, которые они теперь пытаются исполнять. У каждого медучреждения такой план есть, и определен бюджет», — полагает заместитель директора по развитию компании «МедэкСтарз» Дмитрий Коновалов.

Эксперт также предупреждает, что цены на оборудование могут повыситься просто из-за снижения конкуренции на рынке. По его словам, когда на торги выходили иностранные производители, то российские снижали цену на 20%.

Теперь же российские производители не имеют конкуренции и могут назначить цены, как у европейского или японского оборудования. При этом не всегда качество отечественной техники соответствует иностранным аналогам.

А больницам в таком случае придется брать, что есть.

В свою очередь повышение стоимости на медтехнику неминуемо повлечет за собой рост цен на услуги для пациентов. Могут подорожать МРТ и УЗИ-исследования, считает эксперт.

Представители российских производителей, напротив, не видят в новых правилах закупок медтехники ничего страшного. По их словам, импортозамещение позволит работать им в более плановом режиме и нарастить производство.

Однако и тут эксперты говорят, что российская промышленность вряд ли сможет осилить производство высокотехнологичных приборов, таких как МРТ.

Для этого нужен даже не завод, а целая отрасль промышленности, включающая микроэлектронику и разработку ПО.

Да и иностранные компании не производят оборудование полностью самостоятельно, разные его компоненты изготавливаются на разных предприятиях.

Кроме того, эксперты предупреждают, что нечистые на руку компании из стран ЕЭАС начнут ввозить импортную технику и поставлять ее под своими брендами. Таким образом действовали некоторые страны в продуктовом сегменте.

«Вариант локализации крупных западных производств в России, по примеру автоконцернов и производителей лекарственных средств, может стать решением этой проблемы, однако, как показывает практика, об активизации данного процесса пока говорить рано», — полагает аналитик Национального рейтингового агентства (НРА) Мария Сулима.

Сейчас остается вопрос, как все-таки закупать необходимую технику иностранных производителей. В больницах пока надеются, что Минпромторг разработает алгоритм закупки таких аппаратов. Но на сегодняшний день правительство еще не выдало не одного разрешения на закупку импортной медтехники.

Эксперты говорят, что проблемы в первую очередь коснутся, например, аппаратов для дистанционной лучевой терапии. В большинстве случаев ее проводят с помощью линейных ускорителей: они позволяют облучать очень точно, качественно, с низкой токсичностью.

В мире есть два производителя таких аппаратов, а в России их не хватает. Поэтому врачи используют устаревшую гамма-облучательную технику, в том числе российскую. Такая же проблема с шовным материалом, используемого в хирургии.

В РФ качественных аналогов такой продукции нет, однако закупить его больницам очень сложно.

Подводя итог, эксперты говорят, что российская программа импортозамещения не решила поставленные перед ней задачи. При этом искусственное ограничение конкуренции на рынке приведет к тому, что россияне рискуют остаться без высокотехнологичной помощи, а рынок импортного медоборудования в России почти исчезнет.

«Развитию практически любого рынка прежде всего способствует наличие конкуренции и отсутствие искусственных барьеров. Экономика как парашют — максимальная эффективность тогда, когда она открыта. Сегмент медоборудования не является исключением», — резюмирует глава АЕБ Тадзио Шиллинг.

«Второй лишний»: новые правила закупки медтехники могут оставить россиян без высокотехнологичной медпомощи

Ужесточение правил госзакупок в области медизделий вызывает обеспокоенность экспертного сообщества

Международное агентство по стратегическим коммуникациям PBN Hill+Knowlton Strategies поделилось результатами независимого исследования, посвященного изменениям в системе государственных закупок медицинских изделий (МИ) в России. Результаты исследования были представлены на круглом столе, проходившем 9 декабря в онлайн-формате на платформе PBN H+K.

Читайте также:  Как заполнить декларацию УСН 6% по нулевой ставке?

В рамках круглого стола консультанты PBN H+K заявили о том, что в целом эксперты согласны с необходимостью развития отечественной отрасли медизделий, однако ужесточение правил госзакупок вызывает у них обеспокоенность с точки зрения возможных эффектов для системы здравоохранения. Основные опасения респондентов связаны с возможным влиянием изменений на качество медицинской помощи, потенциальными рисками срывов закупочных процедур и повышением закупочных цен.

«Практически все согласны, что политика импортозамещения медизделий в целом оправдана и направлена на важнейшую задачу укрепления национальной безопасности страны. Это особенно важно в условиях пандемии Covid-19, которая вызвала беспрецедентную ситуацию на рынке и риски дефицита МИ.

Однако наше исследование показало и то, что выбранный пакет мер вызывает обеспокоенность у экспертов в части возможности исполнения требований и эффектов для системы здравоохранения» – рассказал на круглом столе Георгий Халилулин, один из авторов исследования и директор по связям с органами государственной̆ власти и неправительственными организациями PBN H+K.

На мероприятии также была дана предыстория принятия законодательных мер: установления минимальных квот на закупку отечественных МИ, введения правила «второй лишний» в отношении ряда медизделий и внедрения балльной системы оценки локализации производства, – целью которых является ускорение локализации производства иностранных производителей на российском рынке и стимулирование спроса на отечественные медизделия и технику. В рамках круглого стола выступили и представители экспертного сообщества.

«Международные производители достаточно активно интересуются вопросами локализации, в том числе рассматривают возможности сотрудничества с российскими коллегами по вопросам производства МИ в России.

Тем не менее, меры, разработанные сегодня (механизм подтверждения статуса произведенной в России продукции, квотирование госзакупок иностранных МИ, правило «второй лишний» при госзакупках медтехники и др рестриктивные меры) не оказывают позитивного влияния на ситуацию развития внутреннего рынка медицинских изделий в стране, его инвестиционной привлекательности.

Необходим баланс между интересами развития локального производства медтехники и задачами системы здравоохранения в отношении здоровья граждан нашей страны, – сообщил Сергей Ванин, Исполнительный директор Aссоциации международных производителей медицинских изделий.

В целях разработки взвешенных решений в области организации закупок медицинских изделий и развития отечественной медицинской промышленности в целом, мы полагаем, что необходим диалог с представителями всех заинтересованных участников рынка, включая госорганы, медицинское сообщество, пациентские организации и производителей».

Большинство опрошенных опасаются образования дополнительных барьеров для развития системы здравоохранения в целом.

Эксперты отмечают, что сектор МИ динамичен в плане внедрения инновационных решений, однако, по их мнению, текущая политика ужесточения правил госзакупок может создать барьеры для внедрения новейших решений, позволяющих оказывать более качественную медицинскую помощь и диагностику.

В качестве наиболее уязвимых к утвержденным нововведениям сфер эксперты назвали области онкологии, сердечно-сосудистой хирургии и нейрохирургии, которые требуют высокотехнологичного оборудования и расходных материалов.

«Основные опасения пациентского сообщества связаны с тем, что ограничение конкуренции может негативно сказаться на оснащенности больниц, и, соответственно, на качестве и сроках оказания медицинской помощи, – поделился своим мнением Ян Власов, сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов и руководитель Совета общественных организаций по защите прав пациентов в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения. – Учитывая, что под ограничения попали многие медизделия, необходимые для лечения онкологических, сердечно-сосудистых и неврологических заболеваний, мы опасаемся сокращения объемов оказания медпомощи по этим ключевым направлениям, что может привести к непредсказуемым результатам».

Катализатором принятия данных мер послужила пандемия Covid-19: глобальные производственные мощности оказались недостаточными для возросшего спроса в период пандемии, что подтолкнуло государственные органы власти к поиску решения для обеспечения национальной безопасности в области здравоохранения в будущем. Однако иностранные и отечественные представители индустрии отмечают крайне ограниченные сроки исполнения требований, указывая на то, что для проведения локализации, передачи прав на интеллектуальную собственность и регистрации МИ требуется больший период времени.

«Безусловно, меры по защите и поддержке российских производителей в здравоохранении необходимы: только так мы можем защитить себя от рисков дефицита, подобных тем, с которыми мы столкнулись в период пандемии, и обеспечить себя необходимым оборудованием» – отметил Валентин Синицын, Профессор, д.м.н., Президент Российского Общества Рентгенологов и Радиологов. – «Это прекрасно понимают все эксперты, и медицинское сообщество в том числе. Тем не менее, мы хотели бы большего вовлечения профессионального медицинского сообщества в проработку подобных мер с Минпромторгом в качестве экспертов. Когда речь идет о медицине и здоровье граждан, необходимо быть очень внимательными в вопросах выбора оборудования, чтобы не нанести вред пациентам и не оставить их без высокотехнологичных методов диагностики».

Эксперты считают, что для того, чтобы повысить эффективность этого процесса, необходимо отталкиваться не от запретительных мер с ужесточением правил госзакупок, а продумать более качественную стратегию, считают эксперты. В ходе исследования были отмечены следующие направления, способные оказать положительные эффекты как для отечественного рынка МИ, так и для системы здравоохранения:

  • Более глубокий межведомственный диалог при разработке мер по регулированию.
  • Более значительная роль Минздрава России при проработке решений.
  • Внедрение стимулирующих мер, направленных на поддержку локализации, а не принуждение к ней.
  • Создание условий, стимулирующих российские предприятия инвестировать в разработку новых технологий.
  • Создание разумных источников получения инвестиций и госгарантий по реализации разработанной и изготовленной продукции.
  • Упрощение механизма допуска инновационных технологий на рынок.
  • Постепенное и поэтапное внедрение четких и прозрачных мер по локализации для оптимального поиска компонентной базы, валидации местных производственных мощностей и обмена технологиями.
  • Участие профессиональных медицинских организаций в качестве экспертов при разработке мер совершенствования системы.

Минфин раскритиковал новые правила Минпромторга о «втором лишнем» при закупках медизделий

Несмотря на попытки Минпромторга смягчить подзаконными актами постановление Правительства № 1432 от 28 августа 2021 года, которое устанавливает более жесткие правила импортозамещения, другие ведомства считают, что новый порядок, который называют «второй лишний», срывает им утвержденные закупочные процедуры. Об этом сообщил «Коммерсантъ».

В письме отмечается, что новое правило «второй лишний» создает барьеры для участников рынка при том, что контрактная система наоборот направлена на создание равных условий.

«Ъ» ознакомилось с письмом Минфина в Минпромторг от 10 сентября, в котором критикуются поправки к постановлению № 1432.

Документ резко ужесточает госзакупки: заказчик должен отклонить заявки с иностранной продукцией при наличии хотя бы одной заявки с оборудованием из России или стран Евразийского экономического союза (ЕЭС).

Под новые требования подпали томографы, рентген-аппараты, эндоскопические комплексы, электрокардиографы и прочая техника, более 30 позиций. 7 сентября Минпромторг опубликовал для общественного обсуждения постановление с корректировками нормы «второй лишний», смягчающее условия закупки медицинской техники.

Но правило в отношении остальной техники вступило в силу в день опубликования и у ведомств потенциально срываются закупочные процедуры, пишет Минфин.

  • В письме отмечается, что новое правило «второй лишний» создает барьеры для участников рынка при том, что контрактная система наоборот, направлена на создание равных условий.
  • Минфин просит «пересмотреть нормы вступления в силу отдельных положений проекта постановления», чтоб минимизмровать риск срыва закупок, в том числе социально значимых товаров, а также недопустить неисполнения плановых показателей по госзакупкам.
  • Источники «Ъ» рассказали, что вступление в силу правила «второй лишний» в день опубликования вызвало серьезное недовольство как среди участников рынка, так и среди глав ведомств.
  • Но исполнительный директор Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники Иван Покровский уверен, что на закупки госструктур, которые намерены использовать иностранные решения, правило «второй лишний» никак не повлияет.

«Заказчики пойдут известным обходным путем, через обоснование невозможности закупок российской электроники. Выбор оборудования определяется не при закупках, а при проектировании, соответственно и регулирование следовало бы направлять на этап проектирования систем», — заметил он.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *