Наименование страны происхождения товара по 44-фз в 2022 году

Наименование страны происхождения товара по 44-ФЗ в 2022 году

Страна происхождения (СП) определяется Таможенным кодексом Таможенного союза. Это место производства или обработки (переработки) товаров  в соответствии с критериями, обозначенным соответствующими законами ТС.

Документ, подтверждающий страну происхождения

Эксперты торгово-промышленной палаты опираются на критерии определения страны происхождения товаров в СНГ (Соглашение Правительств государств – участников стран СНГ от 20.11.2009), а также руководствуются Едиными правилами определения страны происхождения товаров.

Заказчик при приемке товара должен следовать сертификату соответствия. Сертификат соответствия должен оформляться и для переработанного или собранного товара.

Согласно статье 61 ТК ТС при приемке заказчику нужно опираться на сертификат соответствия. Только сертификат, выданный соответствующими органами, подлинно свидетельствует о СП. Чтобы участвовать в государственных закупках с требованиями к стране происхождения, нужно оформить сертификат соответствия как для переработанного, так и собранного товара.

Для некоторых видов радиоэлектронной продукции существует порядок выдачи сертификатов о стране происхождения по форме СТ-1. Сертификат подтверждает сведения о стране происхождения товаров, предлагаемых к поставке. С соответствующим заявлением необходимо обращаться в ТПП. Региональное отделение ТПП производит экспертизу страны происхождения и выдает подтверждающий сертификат.

Последствия несоответствия данных в счете-фактуре и сертификате

  • Поставщик несет ответственность, если между счетом-фактурой и сертификатом соответствия фиксируются различия.
  • Если неточности выявлены на этапе подачи заявок, заявка будет признана несоответствующей требованиям, поскольку документы и информация не предоставлены.
  • При обнаружении несоответствий на этапе заключения контракта будет принят принцип «минус 15%» к назначенной цене.

Если расхождение фиксируется на этапе исполнения контракта, заказчик имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта по причине отсутствия достоверной информации.

Возможно рассмотрение вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Если в счете-фактуре СП указана неверно, возможен отказ в вычете НДС. Это можно оспорить — шансы на победу высоки.

Если в счете-фактуре не указаны или указаны неверно название страны или её код, или обнаружится ошибка в номере таможенной декларации, эти неточности считаются незначительной ошибкой, поэтому препятствий для вычета НДС не будет.

Особенности установления приоритета для товаров российского производства

Закон № 223-ФЗ определяет приоритет для товаров российского производства. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 определены особенности преимуществ для российских товаров. Побеждает предложение с наиболее выгодной ценой.

  Предложение о поставке товара российского производства по стоимостным критериям оценивается, по предложенной в указанной в заявке цене договора с вычетом 15%.

При этом договор заключается по цене, указанной участником в заявке на участие в закупке.

Если победитель аукциона представляет заявку с предложением поставки товаров иностранного производства договор с ним заключается по цене на 15% меньше указанной им в заявке.

Если цена договора снижается победителем аукциона до нуля, то договор будет заключен по цене, увеличенной на 15 % от предложенной им цены договора. Применение этих механизмов зависит от того, какой способ торгов указывается в положении о закупках.

Замена СП уместна тогда, когда в качестве замены поставляются товары российского производства, но их качественные, функциональные и технические характеристики полностью соответствуют указанным в договоре. Однако условие о поставке абсолютно идентичных товаров российского производства не предъявляется.

Допускается производство из комплектующих или материалов, произведенных иностранным предприятием. При выполнении основного условия достаточной обработки или переработки (т.е.

будет изменен классификационный код товара Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности как минимум на уровне первых четырех символов) СП может являться Россия.

Другие условия являются исключением из основного правила.

Условия достаточной обработки:

  1. Изменение в классификационном коде товаров первых четырех знаков.
  2. Выполнение в достаточной мере условий, производственных операций или технологических обработок, чтобы страной происхождения считать место, где эти операции осуществлялись.
  3. Изменение стоимости. Процентная доля стоимости материалов или составляющих или добавленная стоимость достигает фиксированной доли в конечной цене.

Как действовать, если товар не соответствует заявленному качеству

При поставке товара проверке подлежат количество, срок годности (при наличии), наличие сертификатов, инструкций. Но качественные характеристики проверяет только привлеченный внешний эксперт. Т.е. замечания, например, по поводу неровного корпуса не принимаются, поскольку это относится к качественным характеристикам.

Если заказчика не устраивает качество, и он намерен отказаться от приемки товара, за ним остается право собрать экспертную комиссию своими силами, но только если контракт заключался по результатам конкурентной закупки или с единственным поставщиком, или товары проходили обязательную экспертизу. В иных случаях необходимо нанимать эксперта.

Из судебной практики: поставщик имеет право настаивать на продолжении исполнения контракта, если в одном или нескольких единицах были выявлены различия с заявленными характеристиками. Если заказчик отказывается от контракта, спор решается в суде.

Порядок контроля достоверности сведений о происхождении товара

Страна происхождения указывается в заявке. Проверяется она только по сертификату соответствия. При исполнении контракта на поставку товаров, занесенных в Перечень к Приказу №126н, страна происхождения может меняться только на страну из ЕАЭС.

Участник размещения заказа имеет право направить заказчику письменный запрос о предоставлении разъяснений по сопутствующей документации. Однако Закон № 44-ФЗ не предъявляет единые требования к предоставлению ответа — лишь то, что ответ на запрос должен быть размещен в единой информационной системе с указанием предмета запроса без указания лица, направившего запрос.

Для допуска при закупке товаров из перечная к Приказу № 126н предъявляются общие требования. Страна происхождения обозначается в заявке заказчиком. Если во время исполнения контракта будут выявлены разночтения, это послужит отказом в одностороннем порядке (со стороны заказчика) от исполнения контракта.

  1. Если поставщик предоставляет сертификат соответствия и счет-фактуру, в котором Россия заявлена страной происхождения, заказчик обязан получить сопроводительную документацию с указанием заграничного производитель.
  2. Если производится сборка приобретенного или переработка набора комплектующих, то в процессе комплектации указывается страна происхождения Россия (согласно требованиям бухгалтерского учета), но также должны быть предоставлены сертификаты соответствия на комплектующие с указанием завода-производителя другого государства.
  3. Заявки не допускаются:
  1. Если по Закону № 44-ФЗ признается несостоявшимся аукцион, конкурс, запрос предложений или котировок.
  2. Когда все окончательные заявки предлагают поставку товаров только из ЕАЭС.
  3. Когда окончательные заявки предлагают поставку одного товара не из ЕАЭС.

Госзакупки, Инвесторы Распечатать Связаться с адвокатом

Рекомендуем почитать

  • Наименование страны происхождения товара по 44-ФЗ в 2022 году

  • Наименование страны происхождения товара по 44-ФЗ в 2022 году

  • Наименование страны происхождения товара по 44-ФЗ в 2022 году

Страна регистрации производителя товара по Закону 44-ФЗ: что это такое?

Проблемы политических и экономических взаимосвязей между государствами неминуемо затрагивают и госзакупки.  Для поддержки отечественных поставщиков и стран ЕАЭС действует национальный режим, выражающий в запретах, ограничениях и условиях допуска.

Особенность его состоит в том, что он допускает не зависеть от иностранных поставок и развивать российскую экономику. Одним из основных критериев, при рассмотрении заявок, является страна происхождения товарами.

Из этого следует, что получить контракт сможет только тот, кто выпускает, предлагает и закупает отечественную продукцию и товары стран ЕАЭС.

Под страной регистрации производителя товара подразумевается, где он был произведен или подвергнут переработке в соответствии с установленными настоящими Правилами.

 Без происхождения продукции в официальном документе, участвующие в торгах могут быть не допущены до них либо быть наказанными за отсутствие о ней сведений выпуска. Поэтому, чтобы избежать штрафных санкций, необходимо знать все тонкости национального режима.

Наименование страны происхождения товара по 44-ФЗ в 2022 году

Особенности Закона 44-ФЗ

В соответствии с Законом 44-ФЗ с 1.01.2020 года были введены новые условия национального режима. Участники конкурентного процесса закупок обязаны показывать происхождение продукции, обозначив страну и производителя товара.

  Первая часть заявки на участие в государственных закупках должна содержать объективную информацию о товаре, причем вне зависимости от установленных статей 44-ФЗ ограничений и условий допуска иностранной продукции.

Таким образом, нововведения были введены с условием, чтобы указывать происхождение товара.

На основании новых условий, при оформлении документов на участие в госзакупках, заказчик вправе затребовать необходимые сведения о товаре, который обязан указать в какой стране он был выпущен.

Если данных об этом не существует, то это будет основанием для отклонения заявления участника закупки.

Кроме того, эти условия затрагивают оказание услуг и выполнение работ, посредством которых он транспортируется.

Наименование страны происхождения товара по 44-ФЗ в 2022 году

Список товаров, не попадающих под условия

Однако есть определенный перечень товаров, который не попадает под нацрежим. В списке находится 125 товарных позиций, запрещенных для приобретения госзаказчиками. Рейтинг перечня остается не измененным – нормативно установленная система не затрагивает:

  • продукции машиностроения и для нужд обороны;
  • легкой промышленности;
  • ПО и хранения данных и т.д.

Наименование страны происхождения товара по 44-ФЗ в 2022 году

Правительство РФ вправе самостоятельно принимать решения, ограничивать или запрещать допуск продукции иностранного производства, работ и услуг. Национальный режим является отраслевым, регулирующий специальным Законом № 44-ФЗ.ш

Правила определения страны происхождения товаров для госзакупок

Если предметом закупки является товар, то участник закупки, проводимой посредством открытого конкурса либо электронного аукциона, обязуется для каждого предмета, предлагаемого к поставке, указать наименование страны происхождения товара (по 44-ФЗ) (СПТ).

Однако в самом 44-ФЗ нет определения данного понятия, поэтому необходимо использовать формулировку, данную в Таможенном кодексе Таможенного союза (глава 7, статья 58). Согласно документу, это страна (группа государств либо таможенные союзы), в которой было произведено или достаточно обработано определенное изделие.

При проведении электронного аукциона участнику необходимо указать СПТ в первой части заявки. Также заказчик может установить требование: приложить ко второй части заявки соответствующие сертификаты или другие документы, подтверждающие СПТ. То же самое касается открытого конкурса, но в этом случае все документы предоставляются в составе первой части заявки на участие.

Правила определения

Необходимо понимать и различать следующие категории товара:

  1. Место нахождения его производителя.
  2. Наименование места его происхождения.
  3. Наименование страны торгового знака.

Покажем разницу на примере.

Владелец товарного знака iPhone — корпорация Apple, которая зарегистрирована в штате Калифорния, а ее дочерние компании раскиданы по всему миру (например, для Европы — в Ирландии). При этом собирается iPhone в КНР, в провинции Гуанчжоу.

Таким образом, для европейского рынка это будут:

  1. США, штат Калифорния.
  2. КНР, провинция Гуанчжоу.
  3. Ирландия.

Также есть понятие «локализация» — это когда «каркас» (например, автомобиля), который собирается в одном государстве (например, БМВ присылает из Польши в Калугу комлектующие в частичной сборке, а полная сборка происходит в Санкт-Петербурге или Москве), а финальная сборка происходит в другом. В этом случае ситуация следующая:

  1. Республика Польша.
  2. Российская Федерация.
  3. ФРГ.

Что указать в заявке

Для того чтобы правильно указать СПТ, следует обратиться к Постановлению № 529-ст. от 14.12.2001 «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора стран мира». В ОКСМ указан цифровой код страны происхождения товара, ее полное и краткое наименование.

Необходимо указывать именно те наименования, которые содержит классификатор страны происхождения товара. То есть нужно указывать полное наименование СПТ: не РФ или США, а Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки. Конкретные города указывать не требуется.

Если продукция произведена в нескольких государствах, то все государства необходимо указать в заявке.

Можно увидетькод страны происхождения товара в ГТД — грузовой таможенной декларации.

Подтверждение СПТ или акт экспертизы ТПП

Одного указания СТП бывает недостаточно, и заказчик может запросить подтверждение СПТ. Одним из ключевых документов здесь выступает сертификат СТ-1.

Выдачей таких сертификатов занимается Торгово-промышленная палата РФ (ТПП) на основе годового акта экспертизы.

Акт экспертизы (полное наименование: акт экспертизы о соответствии производимой промышленной продукции требованиям, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в РФ) также является подтверждением СПТ.

О том, как получить акт экспертизы, можно подробно узнать на сайте ТПП.

Образец сертификата СТ-1

Наименование страны происхождения товара по 44-ФЗ в 2022 году

Образец акта экспертизы

Наименование страны происхождения товара по 44-ФЗ в 2022 году

О необходимости указывать в заявках на участие в закупке наименование страны происхождения товара. разъясняет аппарат прокуратуры области

Разъясняет прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики прокуратуры области А.В. Крохалев.

С 1 января 2020 года вступили в силу новые редакции п. 2 ч. 2 ст. 51, пп. «а» п. З ч. 4 ст. 54.4, пп. «а» п. 2 ч. З ст. 66, п. 8 ч. 3 ст. 73, п. 3 ч. 6 ст. 83, п. 3 ч. 6 ст. 83.1, п. 2 ч. 2 ст. 88 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

  • Рассматриваемые нормы возлагают на участника закупки обязанность указывать страну происхождения товара в заявках на участие в:
  • -открытом конкурсе;
  • -открытом конкурсе в электронной форме;
  • -электронном аукционе;
  • -запросе котировок;
  • -запросе предложений;
  • -запросе предложений в электронной форме; — закрытом аукционе.

Следует отметить, что изменения в ч. 9 ст. 82.3 Федерального закона от 05.04.

2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», устанавливающую требования к информации и документам, которые должны быть представлены в составе заявки на участие в запросе котировок в электронной форме, с января 2020 года не вносились,

Однако, с июля 2020 года вступит в силу новая редакция ст. 82.1 рассматриваемого Закона, также устанавливающая требование об обязательном указании в заявке на участие в запросе котировок в электронной форме страны происхождения.

Страна происхождения товара указывается в заявках участников независимо от установления заказчиком в извещении или документации о закупке соответствующих условий, запретов и ограничений допуска товаров в соответствии со ст.

14 Федерального закона от 05.04.

2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», содержащей положения о применении национального режима при осуществлении закупок.

Таким образом, отсутствие в заявке участника информации о стране происхождения товара является основанием для отказа в допуске, либо отстранения от участия в закупке, а также отклонения такой заявки.

При этом за признание заявки на участие в конкурсе или аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, должностные лица заказчика могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Вернуться назад

Указания страны происхождения товара (СПТ) в первой части тендерной заявки (44-ФЗ и 223-ФЗ)

ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаров

К стране происхождения товара (далее cпт) относят страну, в которой товар был целиком произведен либо переработан в степени достаточной для соответствия критериям, установленным ее законодательством

Требование об указании СПТ в первых частях заявок установлено в законодательном порядке. Что касается тендеров, проводимых в соответствии с законом 44-ФЗ, то с 01.01.2020 г. предоставление информации об СПТ является обязательным вне зависимости от наличия или отсутствия запретов и приоритетов. Закон 223-ФЗ не требует указания СПТ.

Участники делают это сами, если не хотят лишится преференций, предусмотренных ПП-925 (применяется ко всем тендерам, вне зависимости от того, в соответствии с каким из вышеуказанных законов они проводятся), а также приказом Минфина №126н. Как же ориентироваться участникам в случае, если избранный ими тендер проводится в соответствии с законом 223-ФЗ, а преференции в документации не предусмотрены?

А очень просто. По Положению о закупке и по тендерной документации заказчика. Если и в Положении о Закупке, и в тендерной документации такое требование есть, участникам необходимо указывать СПТ. Если же в одном из вышеуказанных документов оно есть, а в другом нет, её также целесообразно указывать.

Ведь непредсказуемый заказчик может отклонить заявку. В наиболее коварных случаях требование об указании СПТ указывается в Положении о Закупках, но не указывается в тендерной документации. Заказчик невольно или умышленно предлагает участникам тест на внимательность. И не все его выдерживают успешно.

Правда потом, при жалобе в ФАС, дело обычно заканчивается «cносом» процедуры?

Пример 1

В запросе котировок на поставку бронзовых прутков (223-ФЗ) участник не указал СПТ. Заказчик заявку отклонил. Последовала жалоба в ФАС. Заказчик объяснил отклонение тем, что в Положении о Закупках такое требование есть.

Участник возразил, что этого требования нет в документации, которая не может противоречить Положению о Закупках.

Комиссия ФАС, признав жалобу обоснованной, обязала заказчика привести документацию в соответствие Положению о Закупках и повторить размещение процедуры.

Пример 2

В аукционе на поставку холодильников (44-ФЗ) участник не указал СПТ, в только товарный знак. Заказчик заявку отклонил. ФАС, куда обратился с жалобой участник, сочла жалобу необоснованной, поскольку товарный знак и СПТ – понятия не тождественные. Ведь холодильники могут выпускаться в разных странах под одним и тем же товарным знаком.

А где именно указывать СПТ? В самой рекомендованной форме 2? В карточке заявки на странице ЭТП? Или и там, и там? В частности, закон 44-ФЗ не дает на этот вопрос однозначного ответа. В нем указано: «в первой части заявки». По логике вещей СПТ вполне достаточно указать на странице заявки ЭТП.

Другое дело, если товарных позиций много, а страны происхождения – разные. На странице заявки ЭТП можно указать как одну, так и несколько стран происхождения, да только заказчику будет непонятно из какой именно страны происходит тот или иной товар.

Он может отклонить заявку за неконкретность данных об СПТ. Чтобы не давать заказчику повода для отклонения заявки, автор советует указывать страну происхождения товара и в рекомендованной форме 2, и на странице ЭТП. Сам он всегда поступает именно так.

Рассмотрим теперь повнимательнее последствия неправильного указания СПТ.

Так, если за неуказание СПТ, участнику грозит лишь отклонение заявки по первой части и ничего больше, то в случае с неправильным ее указанием, последствия могут быть гораздо худшими.

И еще полбеды если участник укажет что страной происхождения товара является одно государство (кроме России и стран ЕАЭС), а на самом деле его выпускает другое.

В законодательстве в явном виде замена зарубежной страны происхождения на зарубежную не запрещена, но и не разрешена. Тут будет действовать общее правило: товар, произведенный в стране «А» победителю тендера придется менять на товар, произведенный в стране «Б» с улучшенными характеристиками. Участник при этом понесет определенные убытки, но избежит РНП.

А если участник по ошибке укажет, что товар произведен в России. А когда выиграет тендер и приступит к закупке товара выяснится, что в России он не производится. Тогда у него выбор невеселый.

Хорошо еще если заказчику достоверно известно, что товар в России не производится и он отклонит заявку (ни одни участник в здравом уме не станет в такой ситуации обжаловать отклонение).

А если заказчик не обратит на эту ошибку внимания, а допущенный участник, перепутавший страны происхождения, выиграет тендер? Рассмотрим несколько вариантов.

Участник обнаружил ошибку до заключения контракта. Он может не заключать контракт, а написать самому на себя жалобу в ФАС.

Хорошо, если комиссия ФАС отнесется снисходительно и заставит заказчика провести повторное рассмотрение заявок и отклонить проблемную.

Но скорее всего ФАС перейдёт к репрессиям против участника, заподозрив его в неудавшейся попытке мошенничества или неготовности к участию в торгах (отсутствии квалифицированного специалиста в организации участника). И он вполне может угодить в РНП.

Участник-победитель сделает вил, что ничего не произошло и заключит контракт с заказчиком. Теперь ему надо поставить товар в сопроводительной документации на который указана страна происхождения. В нашем случае это Россия (или страна ЕАЭС).

А товар (туалетное мыло), произведен, например, в Италии. И все надписи на упаковке сделаны на английском языке. И в сертификате (если он требуется в законодательном порядке) тоже указано, что товар произведен не членом ЕАЭС.

Придется победителю тендера идти на подлог.

Закупить товар в той стране, где он произведен, обратиться в мастерскую, где будет разработаны макеты упаковки. Товар придется переупаковать в российскую упаковку, после чего заварить ее заводским способом. А также подготовить комплект липовых сопроводительных документов.

Все это чревато не только материальными расходами (особенно если партия товара достаточно большая), но и серьезной ответственностью.

Поэтому автор призывает участников быть крайне внимательными и не путать страны происхождения, поскольку такие ошибки, даже допущенные неумышленно, ФАС, а также надзорные органы (прокуратура) всегда могут расценить как мошенничество.

Особенно если заказчиком были установлены преференции, например, прописан в Извещении Приказ Минфина 126н, а участнику победа досталась именно благодаря тому, что все участники указали зарубежные страны происхождения товара, где он действительно производится, а победитель (ошибившись случайно либо умышленно) указал, что товар произведен в России (или иной стране ЕАЭС). Тут участник едва ли сможет доказать, что он случайно перепутал страны происхождения. Хороших вариантов нет при подобных ошибках, есть плохие и очень плохие.

В документации на проведение тендеров, проводимых в соответствии с законом 223-ФЗ может быть приведено требование об указании не только СПТ, но и его производителя. Если в Положении о Закупке заказчика такое требование тоже имеется, автор рекомендует производителей указывать. Ведь закон 223-ФЗ не ограничивает фантазию заказчиков. Если нет, его можно смело игнорировать.

А что делать, если товар произведен территориальным образованием, являющимся частью (особым районом) страны? Автор рекомендует указывать в качестве СПТ суверенные страны, а не их отдельные экономические районы или непризнанные страны, которых нет в международном классификаторе стран.

Пример 3

В аукционной заявке на поставку бензопил (44-ФЗ) участник указал в качестве СПТ Тайвань. Заказчик отклонил заявку. Участник подал жалобу. Комиссия ФАС подтвердила правоту заказчика: Тайвань – непризнанное государство (особый район Китая), поэтому не может являться СПТ.

Ни в коем случае не следует указывать в качестве СПТ страны, против которых Россия ввела ответные санкции (США, Канада, страны ЕС, Украина).

Такую заявку заказчик обязан будет отклонить (если закупаемый им товар попадает в санкционный перечень).

А если он не обратит внимания, что ввоз товаров из данной страны воспрещен и участник победит, то потом ему придется обращаться к поставщикам другой страны. И поставить товар с улучшенными характеристиками, невзирая на снижение прибыли.

Пример 4.

В аукционной заявке на поставку льна (44-ФЗ) участник указал в качестве СПТ Украину. Заказчик отклонил заявку, указав в протоколе, что импорт льна из Украины в Россию воспрещен. Участник не стал оспаривать отклонение, поняв, что делать это бесполезно,

Напоследок рассмотрим еще ситуацию, когда части товара, например, автомобиля, изготавливаются в одной стране, а собирается он в другой. В случае совместного производства товара двумя или несколькими странами вполне уместно указать их в качестве стран происхождения.

Это не будет ошибкой и не помешает победителю тендера успешно поставить товар и закрыть контракт. Если конечно, в тендерной документации не прописаны запреты и ограничения. Автор имеет в виду, в частности, коды эффективности, предусмотренные ПП-719.

Но их рассмотрение выходит за рамки данной статьи.

Итак, участники, будьте внимательны. Прежде чем принять решение об участии в том или ином тендере, уточняйте у продавца не только актуальную цену, наличие и срок поставки товара, но и страну (страны) его происхождения.

Страна происхождения товара по 44-ФЗ: порядок ее декларирования

Из этой статьи вы узнаете:

  • Зачем указывать страну происхождения товара по 44-ФЗ
  • Документы, подтверждающие страну происхождения товара согласно 44-ФЗ
  • Как составить декларацию страны происхождения товара
  • Ограничения страны происхождения товаров
  • Изменения в правилах указания страны происхождения товара по 44-ФЗ с 2020 года

Участники электронных аукционов и открытых конкурсов должны знать о требовании заказчиком обозначения страны происхождения товара. 44-ФЗ в этом отношении непреклонен: данная информация является обязательной, при ее отсутствии заявка просто не будет рассматриваться.

Однако данный факт не снимает некоторых вопросов, в частности, о том, почему эти данные так необходимы, как правильно указывать информацию, какие подтверждающие документы нужны. Попробуем разобраться.

Зачем указывать страну происхождения товара по 44-ФЗ

44-ФЗ устанавливает, что исполнитель в первой части заявки должен обозначить место изготовления предлагаемого им продукта.

Наименование страны происхождения товара по 44-ФЗ состоит из названия одного либо нескольких государств, на территории которых расположено производство.

Организатор торгов обязан прописать в документации правило, по которому претенденты должны сообщать такую информацию.

Понятие «страна происхождения товара по 44-ФЗ» нередко путают с отличающимися от него по смыслу терминами, такими как:

  • Наименование происхождения продукции. Оно говорит о конкретном месте, непосредственно связанном в сознании потребителя с уникальными предметами. Ярким примером здесь является оренбургский платок.
  • Местонахождение производителя. Данное понятие также не соответствует стране производства. Как показывает практика, компания не пройдет отбор для участия в торгах, когда в документах страна заменена на изготовителя. В качестве причины организатор укажет несоблюдение правил тендера.
  • Страна торгового знака. Государство, в котором зарегистрирован торговый знак, часто не идентично месту самого производства. Не секрет, что нередко можно встретить продукцию под зарегистрированным в Америке брендом «Apple», изготовленную в Китае.

В ст. 33 ФЗ-44 зафиксированы нормы составления документов. В описании объекта торгов запрещены ссылки на товарные знаки, названия места производства, компании-изготовителя.

Достаточно часто участники торгов не могут понять, для чего прописывать страну, в которой продукт был изготовлен.

В тексте закона дается пояснение: дело в том, что для всех торгов, организуемых государственными, муниципальными органами, действует национальный режим.

То есть существуют разновидности товаров, изготовленных на территории нашей страны, Белоруссии, Казахстана, для которых предусмотрены преференции. Об этом подробно расскажем ниже.

Страна обозначается в первой части заявки, а во второй (по требованию организатора тендера) прикрепляют документы, которые могут подтвердить этот факт.

Отметим, что чаще всего заказчику достаточно увидеть констатацию самого факта. Редко по условиям торгов необходимо приложить документ в соответствии с видом продукции. Закон позволяет организатору торгов требовать:

  • декларацию о стране происхождения – для нее не существует четких правил заполнения;
  • акт экспертизы ТПП (срок действия этого документа – 1 год);
  • сертификат СТ-1 (когда речь идет о медикаментах), выданный на основании указанного выше акта/заявления поставщика – он может быть разовым либо рассчитанным на три месяца или год;
  • копию специального инвестиционного контракта – допустим, юридическое лицо вкладывает более 3 миллиардов рублей в производство на территории РФ, тогда данная продукция закупается без проведения торгов.

При организации торгов по некоторым видам продукции прописываются документы, позволяющие подтвердить страну происхождения товара по 44-ФЗ.

При поставке изделий медицинского назначения, если для них существуют ограничения допуска, необходимо предоставить сертификат СТ-1.

Для поставки продуктов нужна декларации о стране происхождения, об изготовителе. Для последнего документа не установлена жесткая форма подачи.

При работе с изделиями легкой промышленности стоит позаботиться о наличии декларации страны происхождения товара, материалов, полуфабрикатов, использованных в процессе его изготовления.

Когда предметом торгов считается ПО, указывается название программного продукта, прикрепляется декларация о стране производства – она подается в любой форме.

В некоторых случаях организатору не нужен сертификат СТ-1, тогда страна происхождения товара декларируется по 44-ФЗ. Иными словами, производитель и продавец составляют документ в любой удобной для них форме и сообщают в нем, где была изготовлена продукция.

Для экспортируемого товара осуществляют экспертную оценку – она позволяет установить государство, где продукт был изготовлен. Предметы отечественного производства для использования в пределах страны проходят сертификацию Торгово-промышленной палаты, данный процесс тоже сопровождается экспертизой.

Очень важно понимать, как определяется страна происхождения товара по 44-ФЗ, и правильно внести данную информацию в заявку. Существует ряд ошибок, допускаемых исполнителями в большинстве случаев.

Чаще всего в тексте документа есть аббревиатуры, недопустимые по классификатору стран происхождения товара по 44-ФЗ. К наиболее распространенным относятся РФ, КНР, США. Несмотря на то, что они часто используются в обычной жизни, классификатор требует прописывать названия стран полностью: Российская Федерация, Китайская Народная Республика, пр.

Также участники тендера указывают город либо регион, но при этом забывают написать страну. Допустим, «Пермский край», хотя, с точки зрения ФЗ-44, грамотной будет считаться формулировка «Российская Федерация».

Многие исполнители пишут в тексте заявки наиболее привычное название страны, то есть «Белоруссия», а не «Беларусь». Также нельзя использовать следующие фразы: «продукция российского производства», «изготовлено в России». По ним понятна страна изготовления товара, но с юридической точки зрения грамотной является формулировка «Российская Федерация».

Как составить декларацию страны происхождения товара

Данная декларация необходима, когда организатор торгов установил запрет на товары, произведенные иностранным государством или их группой. Стоит пояснить, что национальный режим ввели на законодательном уровне, чтобы обеспечить преимущество для производителей из стран-членов ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия).

Подготовка декларации не составляет труда. Обычно ее оформляют на фирменном бланке исполнителя, для ИП есть поблажка – они могут использовать обычный.

Декларация включает в себя такие обязательные блоки:

  1. Шапка или название документа: «Декларация о стране происхождения предлагаемых к поставке товаров».

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *