Обзор изменений законодательства о гособоронзаказе с мая 2022 года

Обзор изменений законодательства о гособоронзаказе с мая 2022 года

В 2021 года вступил в силу ряд поправок, касающихся правил предоставления обеспечения контракта, контроля гособоронзаказа, составления документов исполнителей. Ниже краткий обзор пяти нововведений.

  1. С 11 мая 2021 года действуют изменения по Федеральному закону № 133-ФЗ от 30 апреля 2021 года. Поправками из 275-ФЗ исключены избыточные требования к документам, которые передаются, чтобы составить распоряжения о списании денег с отдельного счета, открытого для расчетов по ГОЗ. Идентификатор контракта в документах можно не указывать. Это закреплено в ч. 2.1 ст. 8.5 275-ФЗ в последней редакции.
  2. С 26 мая 2021 года вступил в силу Федеральный закон № 156-ФЗ от 26.05.2021. Он дополнил законодательство о ГОЗ положением, согласно которому правительство для обеспечения и стимулирования выполнения гособоронзаказа вправе в числе прочих мер устанавливать порядок организации сервисного обслуживания вооружения и военной техники.
  3. 30 июня 2021 года вступил в силу Федеральный закон № 132-ФЗ. Согласно поправкам, больше не требуется обеспечение контракта на создание, поставку, ремонт, модернизацию, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и спецтехники, в т. ч. космической техники и объектов космической инфраструктуры, для которых проводится не только банковское, но и казначейское сопровождение (ч. 2.1 ст. 6 Закона о ГОЗ в последней редакции).
  4. Скорректировано положения о контроле в сфере государственного оборонного заказа, добавлены новые нормы о полномочиях контролирующего органа. Теперь он в праве требовать от хозяйствующего субъекта прекратить действия (бездействия), в которых есть признаки правонарушения законодательства о ГОЗ.

    Требование выражается в специальном документе, содержащем:

    • поводы для составления требования;
    • признаки нарушения;
    • перечень действий для устранения нарушения.

    У исполнителя есть минимум 10 дней с момента получения требования на то, чтобы исправить нарушения. Точный срок исполнения будет указан в требовании. Исполнитель получит требования только в том случае, если не выполнит обязанность подписать контракт по ГОЗ согласно ч. 6.1 ст. 6 в последней редакции (ст. 15.9-1 № 275-ФЗ в новой редакции).

    До вступления в силу поправок к закону предписания выдавали только в случаях, установленных:

    • ст. 15.2 275-ФЗ от 29.12.2012 «О государственном оборонном заказе»;
    • 125-ФЗ от 24.07.1998 «Об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний»;
    • 30-ФЗ от 10.02.1999 «О финансировании судов России»;
    • 165-ФЗ от 16.07.1999 «Об основах обязательного соцстрахования»;
    • 86-ФЗ от 10.07.2002 «О Центральном банке» и пр.

    Изменения распространяются на нарушения, возникшие не ранее 1 января 2021 года.

  5. Единственных поставщиков по ГОЗ обязали согласовывать и обосновывать цены контрактов. Норма установлена Постановлением Правительства РФ от 23.08.2021 № 1388, внесшим изменения в положение о госрегулировании цен на продукцию, поставляемую в рамках ГОЗ.
    • Согласно документу, едпоставщику по ГОЗ следует направить заказчику документы, обосновывающие ценовое предложение по госконтракту.
    • Заказчик должен выдать заключение по ценовым предложениям с указанием согласованной цены едпоставщика, либо отказом с обоснованием причин несогласия с предложенной ценой.
    • Если поставщик сформировал предложение на основании затратного метода определения цены, то мотивированное обоснование заказчика о несогласии с предлагаемыми затратами должно включать обоснование сумм изменения затрат по каждой статье калькуляции цены единицы продукции.
    • Также согласно новым нормам заказчики и поставщики ГОЗ могут раз в год по предложению одной из сторон уточнять и перерегистрировать цену единицы продукции.
  6. Изменился порядок рассмотрения дел о нарушениях законодательства в сфере ГОЗ.

По новым правилам внутриведомственная правовая экспертиза в ФАС при возбуждении дел о нарушении законодательства в сфере гособоронзаказа осуществляется Управлением контроля и правового обеспечения гособоронзаказа.

Данное управление принимает решения о продлении сроков проведения внутриведомственных правовых экспертиз не более чем на пять рабочих дней. Ранее указанные функции выполняло Юридическое управление в сфере ГОЗ (Приказ Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2021 № 501/21).

Узнайте больше о правилах работы с ГОЗ в 2021-2022 годах, практике раздельного учета результатов ФХД, новых правилах казначейского сопровождения, ценообразовании и контрактной работе на семинаре в Учебном центре «Финконт».

Как изменится Трудовой кодекс с марта 2022 года: читайте обзор поправок

Федеральный закон от 02.07.21 № 311-ФЗ внес в Трудовой кодекс многочисленные изменения и дополнения, касающиеся охраны труда.

Так, у работодателей появятся новые обязанности — приостановить работу, если условия на рабочем месте признаны опасными; вести учет микротравм сотрудников и проч. Не обойдется и без новых возможностей.

Всем компаниям и ИП разрешат вести видеосъемку производственного процесса и показывать записи инспекторам по труду. Эти и другие новшества начнут действовать с марта 2022 года.

Сразу отметим, что большинство поправок являются скорее формальными, чем практическими. В частности, положения о несчастных случаях на производстве выделены в отдельную главу 36.1 ТК РФ. А правила, относящиеся к службе охраны труда, будут изложены в статье 223 ТК РФ (сейчас это ст. 217 ТК РФ).

Пройти обучение и получить удостоверение специалиста по охране труда Подать заявку

Но есть и новшества, которые требуют от работодателя совершения определенных действий. Пример — обязанность отстранить от работы сотрудников, которые отказываются использовать выданные им средства индивидуальной защиты (см. «У работодателей появилось новое основание для отстранения сотрудника от работы»).

В настоящей статье расскажем об этом и других изменениях, имеющих практическое применение. Все новшества вступят в силу 1 марта 2022 года.

Запрет на работу в опасных условиях

В Трудовом кодексе появится статья 214.1, которая называется «Запрет на работу в опасных условиях труда». В ней говорится следующее: если по результатам спецоценки условий труда (СОУТ) условия на рабочем месте признаны опасными, работодатель обязан приостановить деятельность на данном рабочем месте.

Что делать дальше?

  1. Незамедлительно сообщить работнику о том, что условия его труда признаны опасными (новая ст. 216.2 ТК РФ).
  2. Составить план мероприятий по устранению опасности.
  3. Направить копию плана в трудовую инспекцию по местонахождению организации или ИП.
  4. Провести указанные мероприятия.
  5. Провести внеплановую СОУТ, которая подтвердит устранение опасных условий.
  6. Возобновить деятельность на рабочем месте.
Читайте также:  Какой адрес указывать в квитанции на оплату госпошлины для открытия ИП?

Запрет, установленный статьей 214.1 ТК РФ, не применяется при устранении и предотвращении последствий чрезвычайных ситуаций. А также при определенных видах работ, перечень которых должно утвердить Правительство.

Отдельно оговорено, какие гарантии получат сотрудники, отстраненные от работы в связи с опасными условиями. Эти гарантии перечислены в части 3 новой редакции статьи 216.1 ТК РФ. К ним относятся: сохранение места работы и среднего заработка. Если работник даст согласие, его переведут на другое место с зарплатой не ниже среднего заработка по прежней работе.

Рассчитывать «сложную» зарплату при разных системах оплаты труда Попробовать бесплатно

После вступления в силу комментируемых поправок, в статье 209 ТК РФ появится новый термин — «опасность». Это потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности. В настоящее время разработан (но еще не утвержден) проект рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей.

Съемка производственного процесса

У организаций и ИП появятся дополнительные полномочия в области охраны труда. На основании новой статьи 214.2 ТК РФ все работодатели смогут:

  • проводить дистанционную аудио- и видеосъемку, а также иными способами фиксировать процесс производства. Записи можно хранить. Если сотрудник захочет знать, каким устройством его снимают, то согласно новой статье 216.2 ТК РФ работодатель обязан дать такую информацию;
  • вести электронный документооборот в области охраны труда;

Подготовить документы по охране труда в специальном сервисе Попробовать бесплатно

  • предоставлять региональным инспекциям труда доступ к наблюдениям за производственным процессом и к базам электронных документов в области охраны труда.

Добавим, что у работодателей и сейчас есть право на видеофиксацию производственного процесса. Но оно действует не везде, а только в отдельных отраслях. Для каждой такой отрасли издан приказ Минтруда об утверждении правил по охране труда. Например, для автотранспорта — приказ от 09.12.20 № 871н, для строительства — приказ от 11.12.20 № 883н и т.д.

Учет микротравм сотрудников

После вступления в силу комментируемых поправок статья 226 ТК РФ претерпит существенные изменения. Она станет называться «Микроповреждения (микротравмы)».

В ней появится следующее определение. Микроповреждения (они же микротравмы) — это ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, не повлекшие расстройства здоровья или временной нетрудоспособности.

Работодатель обязан учесть микротравмы, полученные работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности. Но не в любом случае, а только если человек сам сообщит о повреждении своему начальнику. Рекомендации по учету микротравм должен утвердить Минтруд. На сегодняшний день уже разработан проект таких рекомендаций.

Бесплатно составить кадровые документы по готовым шаблонам

Нормы выдачи средств индивидуальной защиты

Комментируемые поправки сохранят за работодателями обязанность обеспечивать персонал средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Их необходимо выдавать для защиты от вредных и опасных факторов производственной среды, от загрязнений и на работах, выполняемых в особых температурных условиях.

В новой редакции статьи 221 ТК РФ появится список изделий, которые относятся к СИЗ. В него входит спецодежда, специальная обувь, дерматологические средства защиты. Плюс к ним — СИЗ органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз, а также средства защиты от падения с высоты. Перечень является открытым. При необходимости в него включают и другие пункты.

Напомним, что сейчас действует множество отраслевых норм выдачи СИЗ. Работодатели вправе устанавливать свои нормы, если они не уменьшают объемы выдачи, предусмотренные отраслевыми документами (см. «Минтруд: работодатель не вправе выдавать работникам средства индивидуальной защиты в меньшем объеме, чем это установлено типовыми нормами»).

На основании комментируемых поправок Минтруд должен утвердить единые типовые нормы выдачи СИЗ и смывающих средств (новая редакция ст. 221 ТК РФ). Когда именно это произойдет, пока не известно.

Но даже после появления новых норм организациям и предпринимателям будет разрешено использовать те, что действуют сейчас. Правда, есть ограничение по времени. После 31 декабря 2024 года придется перейти на новые нормы (п.

 2 ст. 2 Закона № 311-ФЗ).

СеминарГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ: изменения в законодательстве в 2021-2022 гг., формирующие учетную политику предприятия и влияющие на порядок и возможности использования денежных средств, банковское или казначейское сопровождение, а также раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности при производстве оборонной продукции

  • Первый день семинара
  •  09:45 – 10:00  Регистрация участников
  •  10:00 – 11:30 
  • Система размещения и исполнения государственного оборонного заказа – состояние и направления развития в 2021-2022 г.:
  • Цели Гособоронзаказа – 2022. Взаимодействие 275-ФЗ и 44-ФЗ. Влияние Контрактной системы закупок (44-ФЗ) на регулирование производства и поставок оборонной продукции
  • Что нужно делать для организации эффективной системы управления исполнения контрактных обязательств в сфере ГОЗ

Опорная блок-схема: Точки опоры для создания надежной системы управления исполнения контрактов ГОЗ

Проблемы кооперации гособоронзаказа:

  • Заказчик – представитель интересов государства в закупках оборонной продукции

Авторский мониторинг: распределение зон административного влияния и зон ответственности между Заказчиком и Исполнителем в кооперации гособоронзаказа

  • Чем отличается исполнитель от поставщика? Почему не все участники производственной кооперации открывают спецсчета и отчего это зависит?
  1. Практические рекомендации по вопросам: Можно ли заставить контрагента открывать спецсчета? Какие особенности взаимодействия и документооборота необходимо учесть Заказчику для формирования своей производственной кооперации
  2. Учет действующей нормативно-правовой базы гособоронзаказа.
  3. Обзор и комментарии к последним НПА, регламентирующим порядок размещения и исполнения контрактов в сфере государственного оборонного заказа 2021-2022 гг.
  4. Краткий авторский анонс законодательных изменений к 275-ФЗ.
  5. Информационный обзор имеющихся на рынке компьютерных программ для автоматизации управленческих процессов в кооперации гособоронзаказа
  6.  11:30 – 11:45  кофе-брейк
  7.  11:45 – 13:15 
  8. Требования системы внешнего сопровождения денежных средств на основе результатов правоприменительной практики:
  • Действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, которые приводят или могут привести к необоснованному завышению цены продукции по государственному оборонному заказу, неисполнению либо ненадлежащему исполнению государственного контракта по государственному оборонному заказу. Грубое нарушение требование по исполнению госконтрактов ГОЗ
  • Понятие и особенности «нецелевого использования» финансовых средств. За какие злоупотребления должностными полномочиями может быть применено уголовное преследование должностного лица
Читайте также:  С 26 марта пени нужно считать по-новому

Кейс-стади: Пример действий Исполнителя контракта, которые повлияли на возникновение санкций со стороны контролирующих органов

  • Проблемы закупок в рамках кооперационных связей: тендерные конкурентные отборы и закупки у единственного поставщика, роль и задачи предварительных квалификационных отборов для решения программ локализации производств для импортозамещения;

Опорная схема организации предварительного квалификационного отбора поставщиков

Какая информация должна войти в современную редакцию Контракта ГОЗ.

  • Формула программно-целевого метода управления государственными оборонными заказами: как она работает в системе управления промышленного предприятия, производственной кооперации ГОЗ, корпорации. Влияние позаказного метода калькулирования затрат на формирование контрактных обязательств;
  • Как заложить в договорные обязательства условие о покрытии дефицита ликвидности (перекрестное финансирование) одного контракта ГОЗ ресурсами из другого контракта?
  • Какова беспроблемная текстовка стоимости контракта, на тот случай, если победителем тендерного отбора окажется контрагент на упрощенной системе налогообложения («безНДСник»)?

Изменения законодательства о гособоронзаказе, влияющие на сферу производства оборонной продукции:

    • при формировании плановой рентабельности (прибыли)
    • для определения случаев, когда цена на продукцию подлежит регистрации в ФАС России
    • о формированию схемы отлагательного условия оплаты по госконтрактам
  • Рамочные контракты, особенности применения рамочных соглашений в системе ГОЗ.

Практические рекомендации и акцентирование внимание слушателей на корректное формирование договорных обязательств для успешного выполнения производственных заданий, возмещения ранее понесенных расходов, снятия прибыли

Меры по снижению рисков привлечения к административной ответственности за несоблюдение требований целевого использования государственных средств при выполнении контрактов ГОЗ:

  • Одновременное управление критериями «срок-качество-цена»
  • Идентификация («окрашивание») денежных потоков и первичной информации с использованием ИГК.

Авторская методика: для чего руководству предприятий нужно анализировать содержательную часть идентификаторов госконтрактов

  • Организация и участие в реализации рыночных методов ценообразования на ЭП АСТ ГОЗ
  • Панельная дискуссия: Мнение ФАС о нецелевом использовании денежных средств гособоронзаказа
  •  13:15 – 13:45  ЛАНЧ
  •  13:45 – 15:15 
  • Риск-ориентированная система контроля: когда ждать проверку ФАС:
  • Система мониторинга платежей по гособоронзаказу – основа прозрачности взаимоотношений участников контрактных обязательств;
  1. Практические рекомендации и опорные блок-схемы: Критерии риск-ориентировок: как они влияют на систему контроля в сфере ГОЗ?
  2.  15:15 – 15:30  кофе-брейк
  3.  15:30 – 16:45 
  4. Базовые нормативно-правовые документы для организации работы по расчету прогнозных показателей (расчетно-калькуляционных материалов) и планированию поставок продукции оборонного назначения.
  5. Современная классификация видов цен контрактов для производства оборонной продукции.
  6. Особенности затратного или рыночного метода государственного регулирования цен.
  7. Опорная блок-схема: Как методы ценообразования и способы отбора Исполнителя влияют на расчет плановой рентабельности и маржинальность контракта ГОЗ?

Панельная дискуссия: Можно ли в сфере ГОЗ заработать больше, чем 20% от цены контракта? Не заберет ли Заказчик остаток неиспользованных на спецсчете средств обратно? Как своевременно и безболезненно Исполнителю забрать то, что он заработал?

  •  16:45 – 17:00  Круглый стол по вопросам 1-го дня
  • Второй день семинара
  •  10:00 – 11:30 
  • Формирование цен на продукцию ГОЗ с учетом введения единых правил ценообразования при формировании, размещении и выполнении гособоронзаказа.
  • Опорная блок-схема: Организация процесса производства оборонной продукции: от нормирования для планов производства до план-факта и итогового отчета
  • Роль и задачи военных представительств по согласованию договорных цен на продукцию оборонного назначения, поставляемую в рамках государственного оборонного заказа.
  • Калькулирование себестоимости продукции. Факторы, влияющие на себестоимость продукции:
  • Прямые и накладные расходы. Учет специальных затрат (оснастка, аренда и проч.). Состав затрат, включаемых в себестоимость
  1. В подарок участнику семинара: единая схема расчета рентабельности контракта ГОЗ на основе плановых величин собственных и привнесенных расходов
  2.  11:30 – 11:45  кофе-брейк
  3.  11:45 – 13:15 
  4. Исполнение контрактных обязательств.
Читайте также:  Нужен ли кассовый аппарат ИП без работников?

Почему в гособоронзаказе два вида сопровождения денежных средств: основные различия между банковским и казначейским сопровождением. Какие контракты подлежат казначейскому сопровождению в 2021 году и на период 2022-2023 годов?

Типы разрешенных банковских операций и оформление документов к ним:

  • Переводы между отдельными счетами. Можно ли применить «перекрестное» финансирование с нескольких отдельных счетов для исполнения гособоронконтрактов?
    • Операции по оплате товаров, услуг, работ, цена которых подлежит государственному регулированию;
  • Операции по уплате налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в ПФ, ФСС, ФОМС и иные обязательные платежи в бюджетную систему РФ. Ограничения по данному вопросу со стороны Центробанка.
  • Заработная плата: какие документы необходимо предоставить в Уполномоченный банк для выплаты денежных средств в оплату труда? Особенности оплаты труда самозанятых специалистов: практические рекомендации по расчетам
  • Особенности иных, не запрещенные режимом отдельного счета, операций:
  • конфликт интересов контролеров и исполнителей по идентификации и организации платежей накладных расходов.

Для участников семинара: Изменения 275-ФЗ, влияющие на банковское сопровождение денежных средств в части идентификации платежей и расчетов по накладным расходам

  • Злободневные вопросы операций по перечислению прибыли в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями:
  • Сколько предприятию можно заработать при исполнении контрактных обязательств в ГОЗ? Что будет, если фактическая прибыль в результате не соответствует плановой (расчетной)?
  • При каких условиях прибыль можно снимать частично, не дожидаясь закрытия всего контракта?
  • Можно ли снять прибыль из средств аванса Заказчика?

Для участников семинара: Рекомендации по увеличению рентабельности исполнения контрактов в сфере ГОЗ

  • Возмещение понесенных исполнителем расходов: какие особенности возмещения с отдельного счета ранее понесенных расходов для своевременного исполнения контрактных обязательств следует учесть для предупреждения «зависания» денежных средств?
  • Оплата импортных комплектующих, схема оплаты договорных обязательств через коммерческий или уполномоченный банк
  • Закрытие отдельного банковского счета. Схема закрытия госконтрактов и списание средств с отдельного банковского счета.

 13:15 – 13:45  ЛАНЧ

 13:45 – 15:15 

Казначейское сопровождение государственных оборонных контрактов в 2021 году, в том числе заключенных в 2020 г. и планируемых к заключению в 2021 году. Правовое регулирование.

  • Правила казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа в случаях, предусмотренных Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».
  • Режим казначейского лицевого счета: на какие цели разрешается перечисление средств на расчетные счета Исполнителей гособоронзаказа
  • Практические вопросы работы в рамках казначейского сопровождения средств, получаемым по контрактам ГОЗ.
  • Схема казначейского сопровождения государственных контрактов.
  • ИГК при казначейском сопровождении.
  • Малые контракты – деньги на расчетный счет предприятия.
  • Казначейское обеспечение операций неучастников бюджетного процесса.

Порядок санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при казначейском сопровождении целевых средств

Сведения о направлении расходования целевых средств.  Коды целевого расходования средств

  • Что проверяет Казначейство при санкционировании целевых расходов исполнителя, соисполнителя.

 15:15 – 15:30  кофе-брейк

 15:30 – 16:45 

Раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности в рамках ГОЗ как составная часть государственной системы контроля и мониторинга. Правда ли, что раздельный учет – это только «головная боль» для Исполнителей?

  • Как взаимодействуют кассовый метод и метод начислений затрат в системе государственного оборонного заказа? В чем значение раздельного учета затрат для исполнителей контрактов ГОЗ? Ответственность за неисполнение требований НПА по проведению раздельного учета результатов ФХД
  • В чем состоит постановка раздельного учета на предприятии. Особенности организации раздельного учета затрат в сфере ГОЗ.
  1. Кейс-стади: Разбор примера о нарушении организации учета затрат и административного воздействия на должностное лицо
  2. Периодическая и итоговая отчетность по исполнению обязательств в рамках кооперации сопровождаемых сделок: кто подает, в какие сроки, особенности заполнения отчетов
  3. Как работает контрольное правило и как применение этого правила дает возможность аргументированно разговаривать с заказчиком об оплате за поставленную продукцию
  4.  16:45 – 17:00  Круглый стол по вопросам 2-го дня

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *