Перед проведением выездных проверок станет возможна блокировка имущества должников

Перед проведением выездных проверок станет возможна блокировка имущества должников

Превентивная заморозка имущества – новый инструмент в арсенале государства / Евгений Разумный / Ведомости

Минфин и Федеральная налоговая служба (ФНС) доработали законопроект о праве налоговиков оперативно запрещать бизнесу распоряжаться своим имуществом. Первая версия поправок вызвала негативную реакцию деловых объединений. Комиссия правительства по законопроектной деятельности рассмотрела новую редакцию 20 декабря. Копия документа есть у «Ведомостей».

Руководство налогового органа сможет заблокировать имущество компаний и индивидуальных предпринимателей (ИП) сразу после составления акта камеральной проверки и решения о проведении выездной, следует из документа. Правомерность проконтролируют сверху – решение обязательно должно быть согласовано с вышестоящим налоговым органом.

О планах расширить полномочия налоговой писали «Ведомости» в конце лета. За два года налогоплательщики, по которым проводились проверки, скрыли ликвидные активы на сумму около 170 млрд руб., сообщил ранее «Ведомостям» представитель ФНС.

Превентивная заморозка имущества – новый инструмент в арсенале государства. Сейчас налоговики вправе вводить обеспечительные меры лишь постфактум – в результате выездной проверки должника. За это время уклонисты успевают распродать все имущество, вывести капитал и обанкротиться, объяснял ранее источник «Ведомостей».

Законопроект подготовлен по поручению премьера Михаила Мишустина, указано в пояснительной записке. Новая версия согласована с ФНС, Минэкономразвития, Банком России и Росреестром, следует из материалов к нему. «Ведомости» направили запросы в эти ведомства и Минфин.

Минэкономразвития провело совещания с представителями предпринимательского сообщества – РСПП, Торгово-промышленной палатой (ТПП), «Деловой Россией» и «Опорой России», сообщил представитель министерства.

На совещаниях обсуждались предложения по возможной доработке и смягчению законопроекта. В результате сформированы предложения, с учетом котооых был доработан законопроект.

Доработанную версию Минэк согласовал без замечаний.

Закон вступит в силу через год после публикации.

В новой версии законопроекта из-под риска блокировок вывели крупнейших налогоплательщиков (платят от 2 млрд руб.

налогов), участников налогового мониторинга (добровольно открывают налоговой доступ к своим данным) и производителей вакцин от коронавируса.

Налоговая не сможет запретить бизнесу распоряжаться средствами на счетах, готовой продукцией, в том числе товарами для перепродажи, сырьем и материалами. Запрещено блокировать единственное жилье ИП, кроме квартир в ипотеку.

Сначала может быть заморожена только недвижимость. Если у компании ее нет или стоимость не покрывает недоимку, налоговая заблокирует транспорт, предметы дизайна помещений и в последнюю очередь – ценные бумаги. «Четкая последовательность» должна исключить препятствия для деятельности компаний, отмечается в пояснительной записке.

Выездными проверками охвачен в среднем всего один налогоплательщик из 1000, сообщала ФНС. В то же время каждая вторая проходит с участием МВД, отмечал глава ФНС Даниил Егоров. За девять месяцев 2021 г. количество выездных проверок организаций и ИП снизилось на 24% к аналогичному периоду доковидного 2019 года.

Нарушения выявлены в 96% случаев. Средняя сумма доначислений в целом по России – 44 млн руб., включая пени и штрафы. Одной из мер поддержки бизнеса в пандемию стал мораторий на выездные проверки с апреля 2020 г. Поэтому за 2020 г.

в России прошло в 1,5 раза меньше проверок, чем в предыдущем (5930 против 9077 в 2019 г.). Средняя сумма доначислений в целом по России – 37,7 млн руб., включая пени и штрафы. Налоговики все чаще убеждают предпринимателей добровольно заплатить налоги до начала проверки. Если в 2019 г.

компании сами уточняли налоговые обязательства в 38% случаев, то в первом полугодии 2021 г. – уже в 50%, сообщала ФНС.

Стоимость заблокированного имущества не должна превышать долг, выявленный камеральной проверкой, и разницу между средней налоговой нагрузкой по отрасли и налоговыми платежами предприятия.

ФНС будет раскрывать на сайте, каким компаниям назначены выездные проверки и на какое имущество наложены обеспечительные меры, указано в законопроекте. Публикации необходимы для защиты прав контрагентов должников, указано в пояснительной записке.

Прежняя версия законопроекта позволяла руководителям налоговых органов принимать решения на свое усмотрение – если они видят риск вывода активов. Новая редакция сужает возможности для субъективной оценки и вводит четкие критерии.

Обеспечительные меры не затронут компании с небольшими долгами в сравнении с уплаченными налогами: не более 10% налогов, внесенных за проверяемый период, или 3 млн руб.

; с отклонением от среднеотраслевой налоговой нагрузки не более 1/12 общей суммы налогов, которую компания заплатила за три предыдущих года; при отклонении от среднеотраслевой нагрузки менее 1/10 кадастровой стоимости недвижимости, не обремененной залогом на дату решения о выездной проверке.

Бизнес сможет попросить налоговую обременить другое имущество, если по каким-то причинам блокировка мешает его деятельности, указано в законопроекте. Если компания предоставит банковскую гарантию или поручительство третьего лица, налоговая снимет обеспечительные меры. Их также можно заменить на залог ценных бумаг или другого имущества.

Если налоговая затянет проверку и вынесет решение позже установленного законом срока, обеспечительные меры снимутся автоматически. Если налоговая проверка не выявит недоимку или стоимость заблокированного имущества окажется больше задолженности, налоговая должна отменить или частично снять обеспечительные меры.

Изменения позволят минимизировать риски для добросовестного бизнеса, считает представитель Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП): «Взаимодействие с ФНС России при подготовке законопроекта было очень конструктивным, замечания РСПП учтены».

Авторы инициативы учли целый ряд предложений бизнеса, впрочем, преимущественно крупнейшего, отмечает глава экспертного центра по налоговой и бюджетной политике «Деловой России» Кирилл Никитин: «Позиции бизнеса и авторов законопроекта немного сблизились, что уже неплохо».

Поправки вводят предложенные бизнесом критерии в виде показателей отклонения от среднеотраслевой налоговой нагрузки, но вот как она будет рассчитана, пока не ясно, проекта единой методики еще нет, указал Никитин: «Отклонение в 10% от среднеотраслевой нагрузки может быть абсолютно нормальным».

«Теоретически почти каждый может попасть под ограничения. Это создает дополнительную неопределенность в бизнесе в не самый удачный период делового цикла», – считают в «Деловой России».

Право вводить ограничения на операции с собственным имуществом в момент выездной проверки, которую налоговая назначает на основе внутренних методик расчета налоговой нагрузки, «по-прежнему представляется избыточным», отметил Никитин. По его мнению, статистика назначения мероприятий налогового контроля может радикально измениться.

Что касается банковских гарантий как альтернативы ограничениям, банки вряд ли будут «раздавать налево и направо» гарантии компаниям под ограничениями, считают в «Деловой России».

Вероятность применения обеспечительных мер к добросовестным предпринимателям мала, отмечает руководитель аналитической службы «Пепеляев групп» Вадим Зарипов: «Но нельзя сказать, что риск обеспечительных мер распространяется только на злостных уклонистов. Есть ли уклонение, подтвердит только выездная проверка».

Бизнес начнет чаще дробить функции владения и пользования имуществом, полагает Зарипов. Сейчас такое разделение применяется для защиты собственности. В дальнейшем налоговая может получить право блокировать имущество взаимозависимых компаний, у которых уклонисты арендуют активы, считает эксперт: «Скорее всего, при доработке поправок в Госдуме эту лазейку закроют.

Иначе мера будет неэффективна и лишь спровоцирует бизнес дробиться».

Автоматическая разморозка активов, в случае если налоговая затянет проверку, стимулирует инспекции укладываться в установленные законом сроки, полагает Зарипов.

Публикации о блокировке имущества компаний на сайте ФНС несут для них серьезные репутационные и экономические риски, -отмечает Зарипов.

Налоговики могут использовать угрозу назначения выездной проверки для давления на предпринимателей, подчеркивает он.

Контрагенты, зная о возможном неблагополучии партнера и риске неисполнения обязательств, могут прекратить отгрузку товаров или оплату, усилить его мониторинг и т. п.

Есть риск, что за год с момента публикации закона до вступления изменений в силу уклонисты могут успеть вывести активы, предупредил Зарипов: «Но впоследствии эта норма останется с нами надолго, если не навсегда».

Выездная проверка: как защитить активы компании

Перед проведением выездных проверок станет возможна блокировка имущества должников

Одна из любимых «пугалок» налоговиков в отношении бизнеса — угроза выездной налоговой проверкой. Алгоритм действий налоговиков примерно такой:

они запрашивают кучу документов, пояснений, указывая на «ненадежного» контрагента, а после требуют подать уточненную декларацию, чтобы убрать по этому контрагенту входящий НДС. Если компания не согласна с этим, то есть вероятность, что налоговики действительно придут с проверкой.

Насколько высок риск, что налоговики придут в компанию?

Всем ли нужно этого бояться? Слово «придут» тут скорее метафора, поскольку в подавляющем большинстве выездные налоговые проверки проводятся в здании инспекции, просто документов туда несут больше и объем правомочий у налоговиков шире.

Риски попасть под выездную проверку у малого бизнеса, конечно, малы. Налоговикам не составляет проблем понять, кто и сколько должен бюджету, у них программное обеспечение все цепочки контрагентов проследит и вероятные недоимки посчитает. Реально они придут только к тем, с кого есть что взять. На проверку всех налогоплательщиков у ФНС просто нет ресурсов.

Но, малый и средний бизнес тоже могут попасть под пристальное внимание. Дело в том, что в последнее время крайне популярна стала так называемая тематическая налоговая проверка. Нижний порог требований налоговиков там ниже, да и проходит она быстрее.

Если проверяемая компания оказывается «пустышкой», а налоговые долги и ущерб, нанесенный бюджету — ощутимы и реальны, то налоговики будут искать конечных выгодоприобретателей и контролирующих лиц, чтобы получить возмещение за их счет.

Читайте также:  КНД 1110018 (сведения о среднесписочной численности работников)

Растерялись во время выездной проверки? Консультанты WhiteRock защитят ваши интересы и помогут избежать рисков доначислений.

Оставьте заявку на сопровождение в конце статьи, закажите обратный звонок или напишите нам в Телеграм: @whiterock_pro.

Вообще, самый большой страх от выездной проверки — доначисление неуплаченных (по мнению налоговиков) налогов, снижение заявленных расходов (и увеличение базы по налогу на прибыль), а значит откуда то придется брать средства на выплаты в бюджет.

Налоговики совершенно точно приходят туда, где уже заранее известно, что можно взять не несколько тысяч, а миллионы рублей. Появляется угроза субсидиарки и изъятия активов. И субсидиарка сейчас очень популярная тема у ФНС.

Готовьтесь к такому повороту событий заранее.

Банкротство, как способ обойти проверку

Самый радикальный, но работающий способ предотвращения налоговой проверки — это банкротство организации. Банкротов налоговики как правило не проверяют, они им не интересны.

Однако в рамках неоднократно переписанного закона о банкротстве у ФНС существенно расширились полномочия по привлечению к субсидиарной ответственности.

На данный момент разработаны существенные поправки в закон о банкротстве, они направлены на сведение банкротства к двум вариантам: одной ликвидационной процедуре и одной реабилитационной (сейчас их несколько), скорее всего, по аналогии с уже обкатанным банкротством граждан. Проект сейчас в Госдуме.

Однако по взаимоотношениям с налоговиками там ничего не меняется.

В любом случае, чтобы начать банкротство компании, нужно либо четкое понимание, что компания не сможет исполнять свои обязательства (обоснованное, а не просто мнение собственника — подумал и решил), либо подтвержденный в суде долг, в сумме не менее 300 тысяч рублей (без процентов), либо такой же долг перед банком, там суд не нужен.

В первом случае, так называемом самобанкротстве, арбитражного управляющего выберет суд. Во втором — выбирает кредитор. Понятно что начинать процедуру необходимо через дружественного кредитора.

А для этого необходимо всегда иметь решение суда на подходящую сумму, которое при этом не исполняется более 3 месяцев.

В общем, возможность банкротства — это тщательно разработанная стратегия, и заниматься ей нужно заранее.

Подбор способа ликвидации, проведение процедур ликвидации и банкротства. Оставить заявку или заказать обратный звонок можно здесь. Практический опыт. Уникальность решений. Конфиденциальность.

А если уйти в тень?

Налоговая служба пытается вытащить и граждан и бизнес из той самой тени уже третий десяток лет. Но даже бизнес-омбудсмен по СМП Анастасия Татулова на ПМЭФ недавно заявила, что бизнес в тень потому и уходит, что к нему очень много требований предъявляют все подряд.

«Административное давление и несоразмерные штрафы вынуждают бизнес уходить в тень. Это прямо доказанный факт, потому что если ты серый, тебя никто не трогает. Черный ― тебя никто не видит. Как только ты платишь налоги, к тебе приходят все, кому не лень» — сказала она.

Но есть проблема. Представьте, что вы торгуете семечками. Продать вчерную один стакан — возможно, а как продать грузовик семечек или целый вагон? Как заключать договоры с контрагентами, с теми же перевозчиками? Кому продавать?

С вами на таких условиях не захотят работать, это риски. Никто не хочет штрафов, а то и уголовной ответственности. Кроме того, пересчет налогов, в случае, если вас поймают будут точно не в вашу пользу.

Например, ИП или организация на УСН «доходы» платят 6% от дохода, а вот налоговики насчитают налог физлицу по ставке 13% НДФЛ, а т.к.

это было незаконное предпринимательство и фактически нужно было регистрировать ИП или юрлицо, то еще НДС прибавят 20%. Практика такая есть.

Поэтому, в тень уйти — не вариант. Лучше поискать вариант обеления, легализации, а также оптимизации существующей системы бизнеса. Но делать это следует с участием специалистов и после предварительного анализа текущей ситуации.

Заказать экспресс-анализ бизнеса

Базовые принципы сохранения активов

Банкротство — это шахматная партия. Она длится долго, и подача заявления от «своего» кредитора — это уже середина, а то и начало эндшпиля. Но если таких кредиторов нет, или нет ресурсов на подготовку столь долгой и продуманной стратегии, какие могут быть варианты более бюджетно защитить имущество?

Самый простой вариант — если у компании имущество не свое, а в аренде — изъять его не смогут. Если оно при этом не является собственностью директора или учредителей (до них субсидиарка редко добирается, но и такое бывает) — не отберут и у них.

Даже производственные помещения, цеха, склады, не говоря уже об офисе, сейчас можно целиком арендовать. Вместе со всей мебелью, оборудованием, и даже расходными материалами. Автотранспорт тоже арендуют. И даже персонал (аутсорсинг, аутстаффинг). Хотя последних никто не изымает, конечно же.

С персоналом отдельная ремарка — есть сотрудники, которых никогда не нужно отпускать на допрос в налоговую в одиночку, пусть их сопровождает адвокат или юрист. Это секретари, уборщицы и курьеры. Потому что они знают в компании все обо всех.

Возможно звучит комично, но на практике вызывают в ФНС не только тех, кто непосредственно занимает руководящие должности — генерального, финансового, коммерческого директора, главбуха, руководителей направлений и проектов и т.д.

Повестку может получить и рядовой сотрудник, которого на допросе проще «прессовать».

Никакого имущества (кроме единственного жилья) не должно быть оформлено не только на директоре или учредителе, но и на их супругах и детях (случаи, когда ответственность переносили на детей и не только после наследования, тоже есть).

Когда нужно начинать сохранение имущества

Совершенно точно можно сказать, когда этого не нужно начинать. Во время проведения проверки или проведении процедуры банкротства метаться и переписывать имущество на родственников и друзей бессмысленно. Такие сделки попросту признают недействительными.

При банкротстве кредиторы закидают арбитражного управляющего требованиями оспорить каждую серьезную сделку должника.

В остальных случаях, если результат проверки будут неутешительными и окажется, что у компании серьезный долг перед бюджетом, то ФНС станет со своей стороны добиваться ареста счетов, имущества и т.п. действий.

чтобы компания не увильнула от выплат бюджету. И тоже будет пристально следить за действиями с имуществом.

Арбитражный управляющий изучит сделки за последние 10 лет. «Нехорошие» сделки попытается оспорить, а ГК РФ и Закон о банкротстве позволяют ему это сделать. Советуем ориентироваться на 10-летний срок, ходатайство о котором может удовлетворить суд.

Кстати говоря, для быстрого раздела имущества с целью его сохранения от кредиторов иногда используется брачный договор. Да, разделят быстро. И также быстро оспорят и вернут в конкурсную массу.

Начинать работу по сохранению активов нужно заранее, когда в компании все хорошо, и финансовое состояние стабильное.

Разработать меры защиты, при которых ни налоговая, ни кредиторы, ни рейдеры (о них тоже не забываем) не получат доступа к активам вы сможете при помощи экспертов в этой области и налоговых консультантов.

Оставьте заявку на обратный звонок — назначим встречу и обсудим решение проблемы.

Налоговой службе могут разрешить до окончания выездных проверок замораживать активы компаний и ИП

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, разрешающий налоговым органам оперативно, еще до окончания выездной налоговой проверки, налагать обеспечительные меры на имущество компаний и индивидуальных предпринимателей (ИП): акции, автомобили, предметы интерьера и недвижимость, которая не участвует в производственной деятельности. Соответствующий документ опубликован в электронной базе данных нижней палаты парламента.

Сейчас препятствовать выводу активов из компаний, где по результатам налоговой проверки обнаружилась недоимка, инспекции могут только после вынесения решения о доначислении налогов.

До этого момента они не могут использовать свой уже имеющийся арсенал по предотвращению вывода активов: это запрет на отчуждение и передачу в залог активов, начиная с недвижимости и транспорта, а также приостановка операций по счетам в банке, если «замороженного» имущества недостаточно для покрытия недоимки.

Ссылаясь на это обстоятельство, ФНС и Минфин РФ летом 2021 года подготовили поправки в Налоговый кодекс РФ, который позволяют им быстрее реагировать на вывод активов.

Внесенный в Госдуму законопроект разрешает руководителям инспекций и его заместителям по согласованию с главой вышестоящего налогового органа после составления акта камеральной проверки принять обеспечительные меры и запретить без согласия налоговиков отчуждать (передавать в залог) имущество организации и ИП.

«Совокупная стоимость имущества, в отношении которого могут быть приняты предварительные обеспечительные меры в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, не может превышать сумму налогов, сборов, страховых взносов, неуплата которых установлена в ходе проведения камеральной налоговой проверки», — говорится в законопроекте.

В случае выездной проверки обеспечительные меры могут приниматься еще быстрее — с момента ее назначения, но для этого потребуется согласование с руководством ФНС.

Запрет планируется накладывать последовательно в отношении следующих групп имущества: недвижимое имущество, в том числе не участвующее в производстве; транспортные средства, предметы дизайна служебных помещений; иное имущество, за исключением ценных бумаг и готовой продукции, в том числе товаров, предназначенных для перепродажи, сырья и материалов; ценные бумаги. Сначала накладывается запрет на отчуждение из первой группы и затем по нарастающей для полного покрытия возможных недоимок. При этом в законе приводится формулировка, которая привязывает стоимость имущества, на которое может быть наложен запрет, к отклонению от среднеотраслевой налоговой нагрузки. То есть обеспечительные ограничения могут вводиться только в отношении имущества, стоимость которого не больше размера «разрыва» между уплаченной суммой налогов и суммой налогов при средней по отрасли нагрузкой.

Новшества затронут организации и ИП, у которых налоговая нагрузка существенно меньше, чем у «соседей по отрасли».

«Совокупная стоимость имущества, в отношении которого могут быть приняты предварительные обеспечительные меры, не может превышать сумму, определяемую как положительная разница между совокупной суммой налогов, сборов, страховых взносов, рассчитанных исходя из среднеотраслевой налоговой нагрузки в соответствии с методикой, утвержденной правительством РФ, и совокупной суммой налогов, сборов, страховых взносов, уплаченных организацией, индивидуальным предпринимателем за период, проверяемый в рамках выездной налоговой проверки», — говорится в тексте законопроекта.

Читайте также:  Какие коды оквэд подобрать для медицинского туризма?

В проекте закона приводится ряд критериев, при соблюдении которых обеспечительные меры вводиться не будут.

Во-первых, если отклонение от среднеотраслевой нагрузки не будет превышать 10% от совокупной суммы налогов, сборов, страховых взносов либо 3 млн рублей.

Во-вторых, отклонение от среднеотраслевой нагрузки не превышает 1/12 совокупной суммы налогов, сборов, страховых взносов, уплаченных за три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки.

В-третьих, отклонение от среднеотраслевой нагрузки не более 1/10 кадастровой стоимости недвижимого имущества налогоплательщика, не обремененного залогом на дату вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки.

Из-под риска «заморозки» активов также выведены участники налогового мониторинга и крупнейшие налогоплательщики (сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ за три прошлых года составляет не менее 2 млрд рублей).

По просьбе проверяемых налоговый орган вправе заменить обеспечительные меры на банковскую гарантию, подтверждающую, что гарант обязуется уплатить сумму, соответствующую стоимости «замороженных» активов.

Также «заморозка» может быть заменена на поручительство третьего лица или залог ценных бумаг, торгующихся на бирже.

Проверяемый вправе предоставить в залог иное имущество либо заменить имущество, которое без согласия налогового органа нельзя продать или передать в залог.

Предварительные обеспечительные меры действуют в течение установленного пунктом срока проведения выездной налоговой проверки (до двух месяцев, возможно продление до шести месяцев), срока оформления результатов налоговой проверки (до двух месяцев) и срока вынесения решения (еще десять дней). Автоматически обеспечительные меры будут прекращаться, если налоговый орган затянет проверку или вынесет решение позже отведенного срока.

В случае принятия закон вступит в силу через год после его опубликования. При этом новые нормы будут применяться к правоотношениям, возникшим после его вступления в силу.

Почему после налоговой проверки счета компании могут заблокировать?

Налоговый орган вправе приостановить операции по счетам организации не только спустя месяц после выявления недоимки по налогам, когда вступит в силу решение о привлечении к ответственности из-за неуплаты доначисленных сумм, но и сразу после проверки

Рассмотрим ситуацию: в компании «А» провели выездную налоговую проверку. По ее результатам налоговый орган принял решение о привлечении организации к налоговой ответственности, доначислив налоги, пени и штрафы. Через месяц это решение вступит в законную силу.

Именно с этого момента налоговики получат право требовать от компании погашения задолженности по документу, который так и называется – «Требование об уплате налога» (исключение составляет ситуация, когда налогоплательщик успел в течение месяца после получения решения обжаловать его в вышестоящий налоговый орган – в этом случае оспариваемое решение налогового органа вступит в силу только со дня принятия решения по жалобе налогоплательщика).

На добровольное исполнение требования у компании «А» будет 8 рабочих дней с момента его получения или истечения 6 дней после отправки требования почтой налоговой инспекции (если только в нем не указан более продолжительный период времени для уплаты налога).

При этом если за предыдущие периоды компания уплатила излишнюю сумму по тому же налогу, она может быть зачтена в счет уплаты недоимок, пеней и штрафов по итогам проверки.

Допустим, что у компании «А» нет переплаты по налогам и она не уплатила обозначенную в требовании недоимку. Не позднее 2 месяцев после окончания срока, указанного в требовании, налоговый орган принимает решение о взыскании недоимки, пеней, штрафов и процентов за счет денежных средств компании.

Причем это взыскание будет принудительное и бесспорное. Недоимка по налогам может быть взыскана исключительно через суд, только если она связана с изменением юридической квалификации сделки, совершенной компанией, или была выявлена в ходе проверки налоговиками контролируемых сделок (подп. 3 п. 2 ст.

45 НК РФ).

В банк, в котором открыты счета организации, направляются поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств в бюджет РФ.

Копия решения о взыскании недоимки, пеней, штрафов и процентов за счет денежных средств компании вручается плательщику в течение 6 дней после его вынесения под расписку, направляется по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщика, а также передается по почте заказным письмом и считается полученным по истечении 6 дней со дня его отправки (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Поручение о перечислении налога исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем его получения. Деньги банк списывает с тех счетов и в тех суммах, которые указала инспекция (п. 5 ст. 46 НК РФ). При этом налоговая одновременно запрещает проводить операции, которые влекут уменьшение остатка денег на счете, т.е. «замораживает» его.

В случае если денежных средств окажется недостаточно для погашения задолженности, налоговый орган вправе будет принять решение о ее взыскании за счет иного имущества (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).

Блокировка счета действует с момента получения банком решения инспекции о приостановлении операций и до его отмены. Но возможно и другое развитие событий – блокировка расчетного счета, когда решение о привлечении к налоговой ответственности по итогам проверки не вступило в силу, т.е. до выставления требования об уплате налогов.

Все чаще встречается ситуация, когда налоговый орган одновременно с решением по итогам проверки принимает решение об обеспечительных мерах.

Что такое обеспечительные меры? Это запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа и приостановление операций по счетам в банке.

В чем особенность обеспечительных мер? Контролирующие органы считают, что необязательно ждать вступления в законную силу решения по итогам проверки (п. 14 Письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309@). То есть инспекция сразу после проверки и доначисления налогов может «заморозить» счет организации.

Включая такие меры в Налоговый кодекс, законодатель предполагал, что они должны приниматься, если у налогового органа есть достаточные основания полагать, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение решения. Однако, что понимается под достаточными основаниями для их принятия, далеко не всегда понятно даже судам.

Типичный пример спорной ситуации: инспекция после проверки и доначисления налогов сразу «заморозила» счет организации.

Обеспечительную меру проверяющие обосновали, в частности, тем, что у налогоплательщика нет недвижимости и транспортных средств, зато имеется кредиторская задолженность в крупном размере.

Однако суды посчитали, что инспекция не доказала необходимость блокировки расчетного счета и признали действия инспекции незаконными (постановление АС Поволжского округа от 19 февраля 2019 г. по делу № А12-17616/2018).

Приостановить операции по счетам в качестве обеспечительной меры налоговики могут, только если стоимость имущества компании за минусом денег меньше общей суммы доначислений, т.е. если эта стоимость не перекрывает недоимку, пени и штрафы.

Решение о принятии обеспечительных мер вступает в силу со дня его вынесения, должно быть передано налогоплательщику в течение 5 рабочих дней после даты его вынесения и действует до дня исполнения решения по итогам проверки или отмены решения о принятии обеспечительных мер (п. 10 ст. 101 НК РФ). Решение же об отмене блокировки расчетного счета принимается в день принятия решения об отмене обеспечительных мер.

Если на заблокированном счете сумма средств превышает ту, что указана в решении о блокировке, компания имеет право обратиться в налоговую инспекцию с заявлением об отмене приостановления операций по своим счетам в банке. Заявление составляется в свободной форме.

В нем следует указать номера банковских счетов, на которых хватает денежных средств для покрытия задолженности, и номера счетов, которые следует разблокировать. Налоговый орган в двухдневный срок должен принять решение об отмене блокировки по отдельным счетам.

Также налогоплательщик может попросить налоговый орган о замене обеспечительных мер поручительством другого лица, гарантией банка или залогом имущества (п. 11 ст. 101 НК РФ).

Итак, налоговый орган вправе приостановить операции по счетам компании как после вступления в законную силу решения о привлечении к налоговой ответственности согласно п. 1 ст. 76 НК РФ, так и сразу после проверки, применив подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ.

И помните: если налоговая инспекция заблокировала расчетный счет, открыть счет в другой банковской организации будет невозможно (п. 12 ст. 76 НК РФ).

Блокировка расчетного счета означает прекращение банком всех расходных операций (п. 1 ст. 76 НК РФ), но в пределах суммы, указанной в решении налоговой инспекции. При этом предусмотрены и исключения. «Заморозка» не распространяется на:

1. Платежи в бюджет. Даже после блокировки счета компания может направлять в банк платежные поручения на перечисление в бюджет налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, а банк обязан эти поручения исполнить.

2. Платежи, выплата которых по гражданскому законодательству предшествует исполнению обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов (п. 2 ст. 855 ГК РФ):

  • в первую очередь – по исполнительным документам, предусматривающим возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, а также взыскание алиментов;
  • во вторую очередь – по исполнительным документам для расчетов по выплате выходных пособий и зарплаты увольняющимся сотрудникам, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью очередь – по платежным документам для расчетов по зарплате работающим сотрудникам, по поручениям налоговых инспекций и внебюджетных фондов на взыскание задолженности по налогам, сборам и обязательным страховым взносам.
Читайте также:  Какие коды ОКВЭД нужны, чтобы работать в организации как ИП, а не по трудовому договору?

Таким образом, платежи первой, второй и третьей очереди, к которой относится взыскание налогов по требованию ИФНС, банк исполнит безоговорочно даже в случае приостановления операций по счету. Но еще раз подчеркнем: заблокирована будет только сумма, указанная в решении налогового органа, остальными деньгами на счете компания сможет свободно распоряжаться.

Основанием для разблокировки счета будет уплата организацией задолженности в бюджет или взыскание долга налоговым органом. В такой ситуации компании остается или выплатить сумму, указанную в решении налогового органа, или обжаловать это решение в суде и дожидаться его отмены.

Налоговики могут получить право оперативно блокировать имущество должников

ФНС может получить право блокировать имущество должников в оперативном порядке — до завершения налоговой проверки. Об этом «Ведомостям» рассказал федеральный чиновник и подтвердили источник, близкий к правительству, и представитель Минфина.

По словам чиновника, признаки возможного ухода от налогов «будут установлены по определенному риск-ориентированному подходу». «Сейчас с момента старта налоговой проверки «уклонисты» успевают распродать все имущество, вывести капитал и обанкротиться. Инициатива направлена на пресечение такой практики», — пояснил он.

Представитель Минфина отметил, что сейчас действительно прорабатывается вопрос предоставления права налоговой «фиксации имущества проверяемого в целях предотвращения возможности использования недобросовестными налогоплательщиками лазеек для уклонения от уплаты налогов». По его словам, налоговые проверки часто растягиваются на продолжительный срок и за это время должники успевают скрыть или вывести активы.

Лишние деньги: почему в России опять начали повышать налоги

Представитель ФНС согласился, что юридическая фиксация имущества — длительный процесс, добавив, что у налоговиков нет механизмов, препятствующих выводу или обременению активов. По его оценке, налогоплательщики, по которым проводились проверки, за два года сокрыли ликвидные активы не менее чем на 170 млрд рублей.

Сейчас налоговая может блокировать имущество только в результате проверки или если налогоплательщик не сдает отчетность. Обеспечительные меры могут быть в виде запрета на передачу имущества без согласия налоговой или приостановке операций по счетам.

Если ФНС получит право оперативно блокировать имущество, «бизнес по факту останется без инструментов и времени на защиту своих интересов, поскольку такие решения будут приниматься не на основании результатов всей проверки, а на основании предварительных выводов, которые могут быть ошибочными», — заявил «Ведомостям» президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин.

Замглавы Минфина Алексей Сазанов — Forbes: «НДФЛ для доходов от 5 млн рублей нужно хотя бы два-три года не трогать»

С ним согласился президент «Опоры России» Александр Калинин. «Налоговые органы вправе подозревать бизнес в недобросовестности, но предварительные обеспечительные меры во время, а не по итогам налоговой проверки фактически означают поражение налогоплательщика в правах. Для расследования мошенничества есть уголовный процесс», — отметил он.

В свою очередь, партнер консалтинговой компании «Номен» Иван Яголович отметил, что, если налоговая проверка проводится в установленные законом сроки, «недобросовестный налогоплательщик просто не успеет подготовить и осуществить вывод имущества».

«Плохо, на скорую руку прикрытые сделки будут легко оспорены в процедуре банкротства», — заверил он. Возможность же блокировать активы, по мнению эксперта, станет «беспрецедентной основой для коррупции». «Безнадзорное и бездоказательное ограничение права собственности на период налоговой проверки — это гарантированная гибель бизнеса.

Налоговый чиновник получит мощнейший инструмент давления на предпринимателя», — заявил Яголович.

Кто из миллиардеров хочет платить больше налогов

Кто из миллиардеров хочет платить больше налогов

Прикрыть лазейки: ФНС просит новых полномочий — Газета.Ru

Минфин и ФНС дорабатывают инструментарий для борьбы с уклонением от уплаты налогов. Налоговые органы могут получить право блокировать имущество должников в оперативном порядке – сейчас это возможно исключительно по результатам проверки. По оценкам независимого юриста, такие меры могут негативно повлиять на работу бизнеса. Сами предприниматели считают эту инициативу излишней.

Федеральная налоговая служба и министерство финансов РФ добиваются расширения прав при проверках. Признаки возможного ухода от налогов «будут установлены по определенному риск-ориентированному подходу», пишут в четверг, 29 июля, «Ведомости» со ссылкой на источники в правительстве.

«Сейчас с момента старта налоговой проверки «уклонисты» успевают распродать все имущество, вывести капитал и обанкротиться. Инициатива направлена на пресечение такой практики», — пояснил изданию федеральный чиновник.

В свою очередь, в Минфине указали, что ведомства «постоянно работают над улучшением налоговых проверок и ростом их результативности». В частности, прорабатывается вопрос предоставления права налоговым органам «фиксации имущества проверяемого в целях предотвращения возможности использования недобросовестными налогоплательщиками лазеек для уклонения от уплаты налогов».

Лазейки «уклонистов»

Налоговые проверки часто растягиваются на продолжительный срок – недобросовестные налогоплательщики за это время скрывают или выводят свои средства или имущество, отметили в ФНС. Для решения этой проблемы сейчас ведутся консультации между ведомствами.

Юридическая фиксация обязательств, сокрытых от государства в результате налоговых правонарушений, — длительный процесс, отметили в Федеральной налоговой службе. Срок зависит прежде всего от того, насколько добросовестно и оперативно налогоплательщик предоставляет документы, доказывающие его добросовестность.

В то же время отсутствуют «механизмы, препятствующие выводу либо обременению активов, за счет которых возможно исполнение сокрытой обязанности по уплате налогов», констатировал представитель ФНС.

Сколько активов скрыли

Налогоплательщики, по которым проводились проверки, сокрыли ликвидные активы не менее чем на 170 млрд рублей за два года, пишут «Ведомости».

Сейчас налоговики могут вводить обеспечительные меры на имущество должников только в результате проверки – после решения о привлечении к ответственности – или если налогоплательщик не сдает отчетность. Такие полномочия действуют с 2007 года. Обеспечительные меры бывают двух видов: запрет на передачу (в том числе в залог) имущества без согласия налогового органа и приостановка операций по счетам.

Решение принимает руководство налоговой инспекции, если достаточно оснований полагать, что иначе будет сложно или невозможно взыскать задолженность. При этом ограничения можно заменить на банковскую гарантию, залог ценных бумаг или поручительство третьего лица.

Позиция бизнеса

  • Налоговые органы могут получить инструмент давления на предпринимателей, считает президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин.
  • «Бизнес по факту останется без инструментов и времени на защиту своих интересов, поскольку такие решения будут приниматься не на основании результатов всей проверки, а на основании предварительных выводов, которые могут быть ошибочными», — предупредил Катырин.
  • У налоговых органов уже достаточно полномочий для взыскания задолженности, отметил, в свою очередь, президент «Опоры России» Александр Калинин.

«Налоговые органы вправе подозревать бизнес в недобросовестности, но предварительные обеспечительные меры во время, а не по итогам налоговой проверки фактически означают поражение налогоплательщика в правах. Для расследования мошенничества есть уголовный процесс», — указал он.

Отдельные прецеденты вывода активов бизнесом за время налоговой проверки не могут стать основанием для массового ужесточения правил игры, заявил руководитель экспертного центра «Деловой России» по налоговой и бюджетной политике Кирилл Никитин.

«Нужно смотреть детали, но на первый взгляд идея – явный перебор. Можно было бы сразу потребовать, чтобы налогоплательщики получали в госорганах разрешение на выбытие любого имущества по любым основаниям.

Скольких злоупотреблений тогда можно будет избежать!» – добавил он.

Мнение юриста

Такие меры могут негативно повлиять на работу бизнеса, поскольку не всегда подозрения налогового органа находят свое подтверждение, предупреждают специалисты.

«В случае принятия обеспечительных мер на стадии начала налоговой проверки без достаточных на то оснований работа организации может быть парализована, особенно если меры будут направлены на блокировку счетов компании.

Такие излишние предварительные меры налогового органа являются нарушением прав налогоплательщиков.

Налоговики в настоящее время и так имеют достаточно правовых инструментов для борьбы с уклонением от уплаты налогов», — подчеркнула независимый юрист Дарья Ахтырко.

По ее словам, довод ФНС о том, что налоговые проверки растягиваются по времени, лишь доказывает, что при проведении проверки в установленный законом срок недобросовестный налогоплательщик не успеет создать и воплотить в жизнь схему вывода активов. А в случае подозрения налогоплательщика в противоправных действиях по выводу активов ФНС всегда может передать информацию в правоохранительные органы, добавила она.

Настроения инвесторов

В России снизилась доля инвесторов, которые ожидают улучшения своего материального положения — с 61% до 57%, сообщают социологи. При этом сократилось и число тех, кто полагает, что ближайшие 12 месяцев будут неблагоприятными для экономики страны (36% респондентов).

По данным последних опросов, опасения инвесторов растут на фоне усиления административного фактора в бизнес-среде.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *