Планируют изменить правила работы с прогнозной ценой в гособоронзаказе в 2022 году

Изменения в учетной политике на 2022 год ожидаются абсолютно у всех хозсубъектов. Дело в том, что именно с 2022 года становятся обязательными к применению некоторые стандарты бухучета.

Какие стандарты вступают в силу? Какие коррективы учета следует указать в учетной политике фирмы? Можно ли избежать корректировки учетки и использования стандартов? Все нюансы обновления учетной политики с 2022 года разберем в нашем обзоре.

Учетная политика (УП) бывает для целей бухучета или для целей расчета налогов. Это два совершенно разных документа. В этой статье мы сосредоточим свое внимание на бухгалтерской УП, так как именно в этой учетной политике в 2022 году изменения ожидаются глобальные.

Про суть и назначение УП для БУ можно прочитать в законодательных нормативных актах:

Планируют изменить правила работы с прогнозной ценой в гособоронзаказе в 2022 году

ВАЖНО! Учетная политика — это совокупность способов ведения бухгалтерского учета на предприятии.

В УП следует прописывать те методы учета, для которых законодательство установило различные варианты на выбор, или же те, которые вообще не прописаны.

Те способы учета, которые применяются однозначным, установленным законом способом, в УП можно не прописывать.

УП утверждается один раз не позднее 90 дней с даты создания субъекта и применяется планомерно из года в год. Утверждать ее заново каждый год не надо.

Есть всего лишь несколько причин для внесения корректив в УП.

Рассмотрим на схеме, какие события вызывают изменения учетной политики предприятия.

Планируют изменить правила работы с прогнозной ценой в гособоронзаказе в 2022 году

Почему все меняют УП в 2022 году

Причина изменения учетной политики — ПБУ в новой редакции. Вернее, отмена некоторых ПБУ и введение в действие новых стандартов с 2022 года.

Что поменялось?

Планируют изменить правила работы с прогнозной ценой в гособоронзаказе в 2022 году

Подробнее о ФСБУ 6/2020 можно прочитать в статье.

Указанные ФСБУ носят обязательный порядок с 1 января 2022 года. Однако законодательство допускало их применение и раньше этого срока. Организации делали выбор о сроке начала применения ФСБУ самостоятельно.

  • Поэтому если учет по новым ФСБУ был начат раньше 2022 года, то и изменения в УП были внесены начиная с года применения новых стандартов.
  • Те, кто не сделал этого ранее, внесут изменения с 2022 года.
  • Нельзя не упомянуть еще один новый ФСБУ № 5/2019 «Запасы», обязательный к применению с 2021 года.
  • Изменения в учетную политику из-за ФСБУ 5/2019 организации вносили в 2020 году, меняя учет в 2021 году.
  • О переходе на ФСБУ 5/2019 мы писали в статье «Учитываем запасы по-новому: переход на ФСБУ 5/2019 с ПБУ 5/01».

Перечисленные стандарты обязательны к применению почти всеми коммерческими организациями с некоторыми оговорками и нюансами, поэтому мы пишем, что учетную политику меняют все. И если даже допустить, что основные средства, аренда и капитальные вложения могут быть не у всех, то под новый стандарт запасов меняем учетную политику мы все, так как запасы присутствуют у каждой фирмы.

Итак, основная причина изменения учетной политики с 2022 года — это изменение требований законодательства.

Какие изменения внести в учетную политику в связи с применением каждого нового ФСБУ

Далее рассмотрим, что есть нового в учетной политике на 2022 год в разрезе каждого введенного стандарта.

Запасы

В отношении условий применения этого стандарта в учетную политику вносят следующие пункты:

Планируют изменить правила работы с прогнозной ценой в гособоронзаказе в 2022 году

Основные средства

С 2022 года все организации должны применять новый ФСБУ 6/2020 «Основные средства».

Посмотрите, какие изменения в учетную политику из-за ФСБУ 6/2020 «Основные средства» придется внести:

Планируют изменить правила работы с прогнозной ценой в гособоронзаказе в 2022 году

В КонсультантПлюс есть подробный материал о внесении изменений в учетную политику в связи с новым ФСБУ 6/2020 «Основные средства». Если у вас нет доступа к системе, получите его бесплатно на пробной основе.

Аренда

Новый стандарт «Аренда» внес самые большие изменения в порядок учета. И если прочие новые стандарты заменили старые стандарты, то аналогов арендному ФСБУ не было. Здесь приближение изменений учетной политики к МСФО максимально.

Арендатор в своей УП отражает следующее:

Планируют изменить правила работы с прогнозной ценой в гособоронзаказе в 2022 году

Арендодатель отражает в УП:

Планируют изменить правила работы с прогнозной ценой в гособоронзаказе в 2022 году

Не уверены, что знаете, как перейти на учет аренды по-новому с 2022 года? Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и ознакомьтесь с пошаговым алгоритмом действий по началу применения ФСБУ 25/2018.

Капвложения

В учетной политике в отношении применения ФСБУ 26/2020 отражаем:

  • ретроспективный или перспективный порядок перехода на новый стандарт применяется организацией;
  • организации, имеющие право на ведение упрощенного бухучета, применяют стандарт полностью или также в упрощенном виде.

Подробнее о ФСБУ 26/2020 мы писали в статье.

Для внесения изменений в учетную политику необходимо составить приказ. Образец для изменений учетной политики из-за ФСБУ 5/2019, ФСБУ 6/2020 и прочих стандартов вы сможете скачать бесплатно, кликнув по картинке ниже:

Планируют изменить правила работы с прогнозной ценой в гособоронзаказе в 2022 году Приказ о внесении изменений в учетную политику Скачать

Помните, что с 2022 года применяется еще один новый ФСБУ 27/2021, о котором мы подробно писали в статье «Как работать по новому ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухучете».

Итоги

Корректировки в УП вносят только в определенных случаях. Например, при изменении законодательства. С 2022 года становятся обязательными к применению четыре новых ФСБУ. Этот факт организациям следует отразить в УП.

Распространенные вопросы

Какие положения изменить в разделе налогового учета учетной политики?

  1. Если вы планируете с 1 января 2022 года применять иной  режим налогообложения, этот пункт обязательно нужно прописать в учетной политике по налоговому учету. Напомним! Правительство планирует ввести новый налоговый режим для малого бизнеса.

    Подробнее о новом режиме читайте здесь.

  2. В связи с введением нового ФСБУ по учету аренды с 2022 года в налоговый кодекс также были внесены изменения.

    Согласно нововведениям при расчете налога на имущество нужно определить в учетной политике, как будут учитываться следующие нововведения в отношении арендных площадей:

  • на чьем балансе будет отражен актив, т.к. его с 2022 года можно будет отразить как на балансе арендатора, так и на балансе арендодателя;
  • по какой стоимости учитывать стоимость актива, т.к. его стоимость  может отличаться от исторической стоимости.

О других нововведениях в части налога на имущество читайте в статье «Налог на имущество: изменили сроки уплаты, частично отменили декларацию».

       3. Налоговые регистры — обязательное приложение к учетной политике предприятия. Если вы вносите в них изменения, этот момент обязательно нужно зафиксировать в учетной политике.

Налоговые регистры, как правило, разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно. Документ в обязательном порядке должен содержать следующие реквизиты (ст. 313 НК РФ):

  • наименование регистра;
  • период (дату) его составления;
  • измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление регистра.

Регистры, которые разработаны Минфином, можно дополнять. Подробнее о налоговых рестрах читайте  здесь.

Как внести изменения и дополнения в учетную политику?

Изменять принятый в учетной политике порядок учета отдельных операций и /или объектов можно:

  • по собственной инициативе. Такие изменения применяются с начала очередного налогового периода (года);
  • при изменении законодательства. Такие изменения применяются не ранее, чем с момента вступления в силу поправок в налоговом законодательстве.

Как правильно работать с гособоронзаказами

Марина Ерейская, бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», ноябрь 2019 г.

В последнее время на Линию консультаций все чаще поступают вопросы о государственных оборонных заказах (ГОЗ). Министерство обороны и их ведомства привлекают коммерческие организации для участия в своих проектах, поэтому бизнес все чаще сталкивается с термином «гособоронзаказ».

Что такое гособоронзаказ

Госзакупки, которые регулируются 44-ФЗ, и гособоронзаказ – это разные понятия. Не стоит приравнивать одно к другому.

Государственные закупки (госзакупки)— конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Государственный оборонный заказ (ГОЗ) – это заказы Правительства РФ на поставки товаров, выполнения работ и оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны страны.

Само понятие «гособоронзаказ» является очень обширным. К товарам и услугам по ГОЗ можно отнести не только оружие, танки и так далее, но и продукты питания для солдат. Все, что идет для нужд армии, можно признать ГОЗ.

Заказчиком ГОЗ может быть Министерство обороны РФ, а также госкорпорации, например, «Роскосмос» и «Росатом». Финансовое обеспечение гособоронзаказа осуществляется федеральным бюджетом. Формирование происходит на основе планов развития Вооруженных сил. Целевое использование выделяемых средств контролируется банковским сопровождением, государственным надзором и Министерством обороны.

К нормативным документам по ГОЗ можно отнести Гражданский кодекс, федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства РФ. Кроме этого, различные ведомственные приказы (Минобороны, МЧС, Минпромторга, Минэкономразвития, Минфина, Центробанка, Федерального казначейства, ФАС).

Но основным документом, регулирующим все отношения в рамках ГОЗ, является Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ (далее – № 275-ФЗ).

Закон № 275-ФЗ

В первую очередь закон определяет правовые основы регулирования отношений и контроля в сфере ГОЗ, регулирует формирование, размещение и исполнение контракта, отношения между участниками сделки, а также полномочия контролирующих органов.

Для начала важно понять, кто же может участвовать в гособоронзаказе.

В 275-ФЗ четко сказано, что головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу.

Также в законе применяется термин «исполнитель ГОЗ» – это участник кооперации, созданной головным исполнителем, для осуществления гособоронзаказа. Кооперация представляет собой взаимодействие лиц, участвующих в заказе в рамках сопровождаемых сделок.

  • Необходимо выделить основные обязанности для головных исполнителей и участников коопераций.
  • В соответствии с законом, головной исполнитель для начала должен определить состав исполнителей, обосновать участие каждого из них в ГОЗ, выбрать уполномоченный банк, предоставить возможность государственным заказчикам осуществлять контроль за исполнение госконтракта и обосновать формирование цен.
  • Конечно же, одним из главных пунктов является соответствие товара или же оказание услуги требованиям контракта.

При запросе заказчика исполнитель должен предоставить информацию о каждом контрагенте, которого привлекает для исполнения контракта. Срок предоставления данной информации ограничен пятью рабочими днями.

Ко всему прочему, предприятия обязаны предоставлять по требованию всю отчетность и информацию о затратах, а также каждый месяц сдавать в Министерство обороны регламентированный отчет по исполнению контракта. Также условием участия является ведение раздельного учета.

Банковское сопровождение ГОЗ

Выше было упомянуто, что головному исполнителю следует определиться с уполномоченным банком и соответственно открыть отдельный счет для исполнения госконтракта. Открытие счета является одним из основных условий для участия в гособоронзаказе.

К тому же, если у организации несколько контрактов, то для каждого из них открывается собственный счет. То же самое предстоит сделать субподрядчикам, которые привлекаются к исполнению.

Все счета в рамках контракта связаны одним идентификатором, по которому банк и ФАС отслеживают денежные транзакции, а затем отправляет информацию в систему контроля гособоронзаказа. Сделано это с целью отслеживания целесообразного использования денежных средств.

Целевые деньги должны быть направлены на конкретные затраты по ГОЗ, любое использование не по назначению является правонарушением.

Уполномоченный банк контролирует назначение платежа, разрешенные и запрещенные операции. В случае незаконных списаний банк может приостановить операции.

Если возникает ситуация, что на специальном счете нет денежных средств, а требуется срочная оплата, то в таких случаях заказчик может пополнить счет своими средствами, а в последующем их возместить.

Перечислить денежные средства со специального счета на обычный расчетный можно только после полного выполнения заказа.

Для этого вам потребуется предоставить в банк контракт, акт-приема-передачи товара, платежные поручения, которые подтверждают расход, и иные документы, а также сопроводительные письма, необходимые банку. После исполнения контракта счет закрывается.

Что такое раздельный учет и как его организовать

Сначала может показаться, что раздельный учет – это довольно просто и никаких трудностей с этим возникнуть не должно, но есть ряд существенных моментов, которые отличают учет по ГОЗ от бухгалтерского и налогового учета. Например, другой состав затрат, финансовый результат и т.д.

Правильное ведение раздельного учета в случае необходимости поможет подтвердить и обосновать целесообразность использования денежных средств и установки цен. Отсутствие такового или же выявление ошибок может грозить организации и ее руководителям санкциями, начиная с ответственностью по КоАП РФ и штрафами от 300 000 руб.

до 1 млн, и заканчивая уголовной ответственностью и лишением свободы на срок от пяти до десяти лет (ст. 201.1 УК РФ).

Предприятию необходимо подтвердить наличие раздельного учета по контрактам ГОЗ. При интеграции раздельного учета в бухгалтерский требуется закрепление правил и методов ведения учета.

Каким образом должен быть организован раздельный учет, законодательство не устанавливает.

Предприятие самостоятельно принимает решение и выбранный способ прописывает в своей учетной политике или иных положениях организации.

Первым шагом будет определение метода учета затрат, калькулирования себестоимости, оценка продукции, распределение расходов и т.д.

Далее стоит определить первичные учетные документы, убедиться, что во всех них проставлены обязательные реквизиты, например, для ГОЗ одним из таких является идентификатор государственного контракта.

Необходимо помнить о составлении плановой калькуляции и предполагаемой прибыли. И один из самых важных шагов, помогающих в раздельном учете, это выбор программного обеспечения для ведения учета по контрактам ГОЗ.

Отчетность по гособоронзаказу

Не стоит упускать и тот момент, что организации, в которых созданы военные представительства Минобороны РФ, обязаны предоставлять отчет об исполнении государственного оборонного заказа.

Ежемесячно, не позднее 10 числа календарного месяца, следующего за отчетным, предоставляют Отчет об исполнении государственного контракта (Постановление от 19.01.1998 г. № 47). Организации, не имеющие военных ведомств, предоставляют отчет по требованию Минобороны.

Правила заполнения отчета содержат следующие основные положения:

1. Отчет составляется по каждому контракту отдельно.

2. Отчетным является весь период с даты заключения контракта по дату составления формы.

3. Составление отчета ведется нарастающим итогом. Организация должна отразить все хозяйственные операции, любые движения денежных средств, взаиморасчеты, понесенные затраты и финансовый результат.

4. Отчет предоставляется вплоть до исполнения контракта.

5. Отражение стоимостных показателей производится в рублях и копейках, а процентные до десятых долей.

Как реализовано в программах «1С»

На данный момент только в двух конфигурациях реализовано ведение раздельного учета по гособоронзаказу: «1С:Комплексная автоматизация 8», ред. 2.4 и «1С:ERP Управление предприятием 2».

Если вы выбираете для ведения учета по ГОЗ «1С:Бухгалтерию 8», ПРОФ или КОРП, то будьте готовы, что автоматически отчеты по ГОЗ заполняться не будут.

Кроме этого, раздельный учет придется организовывать самостоятельно.

Для этого можно создать отдельные номенклатуры и склады под каждый контракт ГОЗ, здесь уже предприятие самостоятельно находит способы для того, чтобы отразить свой учет в программе.

Если же говорить о «1С:Комплексная автоматизация 8», ред. 2.4 и «1С:ERP Управление предприятием 2», то эти программы полностью отвечают всем параметрам для ведения раздельного учета. Для ведения раздельного учета в этих программах необходимо включить все функциональные опции в разделе «НСИ и администрирование» – «Настройка НСИ разделов»:

1. «Финансовый результат и контроллинг» – «Финансовый результат» – Финансовый результат по направлениям деятельности».

Направление деятельности – главный инструмент для ведения учета, который и обеспечивает ту самую сквозную аналитику, которая впоследствии помогает собрать отчетность по всему контракту.

2. «Казначейство» – установить флажок «Поддержка платежей в соответствии с 275-ФЗ».

3. «Финансовый результат и контроллинг» – выбрать «Учет товаров», так как применяется партионный учет.

Также в карточке учетной политики организации стоит определить метод оценки стоимости запасов по ФИФО.

Для применения сквозной аналитики и соответственно ведения раздельного учета по ГОЗ используется классификация направления деятельности по типу деятельности.

Для выбора доступно два типа: «Контракт ГОЗ» и «Иная (деятельность)». Выбирая значение «Контракт ГОЗ», появляется гиперссылка «Параметры контракта», в которой указываются планы по выполнению контракта.

Данные показатели попадут в отчет «Исполнение контрактов ГОЗ».

Планируют изменить правила работы с прогнозной ценой в гособоронзаказе в 2022 году

Форма отчета об Исполнение контракта ГОЗ

Разбор новостей в СМИ на основе комментариев ЦБ и банка

27 декабря РБК со ссылкой на источники на платежном рынке предупредил о каком-то новом отчете банков с данными о переводах с карты на карту. Вроде бы ЦБ будет запрашивать у банков информацию обо всех транзакциях от физлица физлицу.

Все это похоже на тотальный контроль за переводами: с передачей персональных данных, проверкой назначения платежа и суммы по каждому зачислению.

Получается, что Банк России установит слежку за всеми переводами, а потом, возможно, и налоговая доберется до каждого, кто подрабатывает без оформления бизнеса.

Инфоповод быстро растиражировали другие СМИ.

Но вот какова на самом деле ситуация с отчетами банков перед ЦБ. Это разбор с ми главных действующих лиц и опорой на действующие документы.

Ясно и просто обо всем, что касается ваших денег: от инвестирования до экологии Начать учиться

Контроль за переводами осуществляется в рамках закона № 115-ФЗ — о противодействии отмыванию денег и терроризму. По этому закону банки обязаны сами выявлять подозрительные операции и передавать в Росфинмониторинг сведения, если платеж попадает под обязательный контроль. Такая обязанность есть не только у банков, но даже у бухгалтеров, юристов и риелторов.

Обычно этот контроль проходит незаметно для клиентов — автоматически или вручную. Он был и три года назад, и год назад. Меняются только правила и инструкции.

В сентябре 2021 года ЦБ подготовил очередную методичку для банков: какие операции нужно считать подозрительными и что делать с такими переводами. Она применяется уже несколько месяцев, даже если вы про это не знали.

Эти рекомендации ориентированы на выявление расчетов незаконных онлайн-казино, форекс-дилеров, организаторов финансовых пирамид и криптовалютных обменников.

С учетом этого документа банки должны были настроить системы мониторинга так, чтобы выявлять незаконные переводы с карты на карту, с абонентского номера на карту, через подставных лиц и с помощью электронных кошельков.

Ничего кардинально не изменится. Банки и дальше будут следить за операциями с учетом требований закона, как делают это уже много лет.

Пресс-служба Банка России в ответ на запрос Тинькофф Журнала сообщила, что тотальный контроль за переводами физлиц не вводится. Новых отчетов с данными о каждом переводе от банков не требуют. Вот что на самом деле будет делать Банк России с переводами в 2022 году:

  1. Консультировать банки насчет выявления нелегальных онлайн-казино и финансовых пирамид.
  2. Собирать обезличенные данные по переводам в тех банках, где выявлен высокий риск нелегальных операций.
  3. Запрашивать у этих банков обезличенные реестры переводов физлиц с подозрительными признаками — но без персональных данных.

Если у клиента есть счет, на который приходят деньги от деятельности онлайн-казино или большие объемы зачислений в рамках финансовой пирамиды, при этом с такого же устройства интернет-банком для вывода денег пользуются еще по 10 картам, у этих людей могут быть проблемы. Но они могли быть и в 2020 году, и в 2021.

Репетитора, сантехника, домашнего кондитера или блогера эти меры не коснутся. Это не значит, что можно сколько угодно вести бизнес без уплаты налогов. Налоговый инспектор может хитростью обнаружить такую деятельность даже через «Инстаграм». И банк тут будет вообще ни при чем. У налоговиков достаточно своих методов и систем контроля.

О специальном всеобщем контроле — с отчетами о каждом платеже независимо от суммы, частоты и назначения — речи не идет. Обычные клиенты банков вообще ничего не заметят. Контроль и так есть, он проходит в рамках давно действующего закона, зачастую вообще без участия владельца счета.

ЦБ в любом случае не занимается проверкой уплаты налогов и не следит, за что вы получили 1000 Р: это подруга вернула долг, бабушка перевела подарок на день рождения или клиент заплатил за стрижку.

В налоговую банки сообщают только об открытии и закрытии счета. А дальше — работа налоговиков.

Если будут подозрения в неуплате налогов с предпринимательской деятельности, ФНС может инициировать проверку и запросить в банке информацию о движениях по счету.

Независимо от политики ЦБ, методичек и критериев подозрительных операций. Это тоже не происходит автоматически: для проверки нужны основания и разрешение начальства.

  • А нарушение еще нужно доказать: денежные подарки от физлиц и возврат долга налогами не облагаются.
  • ФНС хотела получить автоматический контроль за переводами еще в 2018 году, но пока в этом плане никаких движений нет.
  • Если получаете периодические денежные переводы, пользуетесь деньгами для текущих платежей и не занимаетесь обналом, ничего делать не нужно.

Фас рассказала об изменениях в тарифном регулировании электросетевого комплекса в 2022 году

Фас рассказала об изменениях в тарифном регулировании электросетевого комплекса в 2022 году

В частности, речь идет о новом порядке распределения перекрестного субсидирования

Особенности функционирования электросетевого комплекса в 2022 году, а также подходы к тарифному регулированию услуг по передаче электроэнергии и распределению перекрестного субсидирования (ПС) стали одной из ключевых тем Всероссийской тарифной конференции.

Начальник Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Дмитрий Васильев рассказал о системных решениях по справедливому распределению ПС в электросетевом комплексе. Так, в июле 2021 года был принят приказ ФАС России, утверждающий Методические указания по расчету величины и ставки ПС, учитываемых в тарифах на услуги по передаче электроэнергии для промышленных потребителей*.

Ожидается, что в 2022 году распределение ПС будет осуществляться исключительно в соответствии с указанными Методическими указаниями. А с 2025 года планируется установить запрет на утверждение отрицательной ставки ПС, который позволит сделать его рапределение полностью равномерным.

Помимо этого, по мнению службы, для сокращения ПС необходимо утвердить на уровне Правительства РФ стратегическую дорожную карту для каждого региона страны. При этом ФАС России считает, что при перераспределении объемов ПС важно не допустить необоснованного роста цен на электроэнергию для населения.

Также в ходе мероприятия обсуждалось внедрение эталонов при расчете тарифов на передачу электроэнергии.

В частности, в 2022 году антимонопольная служба планирует внести в Правительство РФ проект правительственного постановления о применении эталонов при формировании операционных расходов сетевых организаций при установлении тарифов на передачу электроэнергии. Ожидается, что его принятие позволит сократить разброс значений удельных расходов на содержание электросетей.

Также Дмитрий Васильев рассказал и о работе ведомства по синхронизации подходов к тарифному регулированию.

Так, антимонопольная служба разработала и планирует внести в Правительство РФ проект правительственного постановления о введении с 2022 года расчетной предпринимательской прибыли в области регулирования элекросетевого комплекса.

При этом спикер пояснил, что учет такой прибыли в необходимую валовую выручку сетевых организаций не может стать основанием для превышения предельных тарифов на услуги по передаче электроэнергии, утвержденных ФАС России.

  • Справочно:
  • *Приказ ФАС России от 30 июля № 763/21
  • [photo_1773]

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *