Понятие эквивалент по 44-ФЗ в 2022 году

16.12.2021

С 1 января 2022 года количество способов закупок сократится. Изменятся формы и сроки самих процедур. Разберём алгоритмы их проведения.

Электронный аукцион

Чтобы провести электронный аукцион, заказчику в Единой информационной системе (ЕИС) нужно разместить извещение с обязательными приложениями. Участники могут подавать заявки в течение семи дней с момента размещения извещения.

Если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) превышает 300 миллионов рублей (2 миллиарда рублей при закупке строительных работ), с момента размещения извещения до конца срока подачи заявок должно пройти не менее 15 дней.

Заявка не делится на части, не предусмотрена процедура рассмотрения первых частей заявок и допуска к участию в аукционе.

Приём ценовых предложений в электронном аукционе начинается через 2 часа после окончания срока подачи заявок, составляет 4 минуты с продлением на 4 минуты после подачи ценового предложения, а общее время приёма не превышает 5 часов.

После получения от электронной площадки протокола ценовых предложений заказчик (комиссия) в течение двух рабочих дней рассматривает заявки участников и размещает протоколы итогов на электронной площадке (рисунок 1).

Рисунок 1. Как провести электронный аукцион заказчику в 2022 году

Понятие эквивалент по 44-ФЗ в 2022 году

Электронный конкурс

Конкурс в электронной форме может быть «длинный» и «короткий», в зависимости от выбранных заказчиком критериев оценки заявок и объекта закупки. С 2022 года при проведении «длинного» конкурса заявка участника состоит из трех частей.

В ходе конкурса поставщики могут менять ценовые предложения путём «переторжки».

Комиссия заказчика оценивает три части заявки последовательно и выбирает лучшее предложение участника с учетом критериев и окончательного ценового предложения участника закупки.

Независимо от НМЦК заказчик должен рассмотреть первые части заявок в течение двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок.

Но есть исключения из правил. Они зависят от объекта закупки. В течение пяти рабочих дней с момента окончания срока подачи заявок рассматриваются заявки по НИОКР, работам по сохранению объектов культурного наследия, реставрации музейных коллекций и музейных предметов, созданию произведений литературы и искусства

Независимо от НМЦК заказчику нужно рассмотреть, оценить и сформировать протокол в течение двух рабочих дней со дня, следующим за днём поступления от оператора площадки вторых частей заявок.

После публикации протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок нужно рассмотреть ценовые предложения участников в виде третьей части заявки, направленной электронной площадкой. Срок рассмотрения — один рабочий день.

Затем не позднее двух рабочих дней после размещения итогового протокола закупки проект контракта нужно разместить в ЕИС и на электронной площадке (рисунок 2). «Короткий» конкурс предусматривает оценку заявок только по двум критериям.

В этом случае заявка состоит из второй и третьей частей, рассмотрение первых частей и переторжка не проводятся. «Короткий» конкурс заказчику провести проще, быстрее и эффективнее.

Рисунок 2. Как провести электронный конкурс заказчику в 2022 году

Понятие эквивалент по 44-ФЗ в 2022 году

Электронный запрос котировок

Запрос котировок в 2022 году проводится только в электронной форме. Обратите внимание, что таким способом теперь осуществляются и те закупки, которые ранее осуществлялись запросом предложений (ч. 10 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).

Электронным запросом котировок проводятся закупки с НМЦК до 3 млн руб., при этом в размере до 20% от СГОЗ или 100 млн руб. в отношении заказчика, СГОЗ которого в прошедшем году составил менее 500 млн руб.

Заказчик вправе проводить электронный запрос котировок независимо от НМЦК в отношении следующих объектов закупки:

  • лекарства для пациентов по решению врачебной комиссии;
  • услуг экспертов и адвокатов по защите прав и интересов страны;
  • товаров по жизнеобеспечению граждан по решению суда в сжатые сроки;
  • спортивного инвентаря и экипировки для олимпийцев и паралимпийцев;
  • товаров после одностороннего расторжения контракта;
  • изделий народных художественных промыслов;
  • жилых помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • товаров, если вы находитесь на территории иностранного государства.

Заявки рассматриваются и оцениваются в один этап. Через четыре рабочих дня после размещения извещения заканчивается срок приёма заявок. В течение одного часа с даты и времени срока подачи заявок заказчик получает доступ к поданным заявкам.

На подготовку итогового протокола отводится два рабочих дня после даты окончания подачи заявок. Разместить проект контрактов в ЕИС и на ЭТП нужно не позднее, чем через три часа после размещения протокола закупки (рисунок 3).

Контракт заключается через два рабочих дня после размещения итогового протокола закупки в ЕИС.

Рисунок 3. Как провести электронный запрос котировок в 2022 году

Понятие эквивалент по 44-ФЗ в 2022 году

Всё о новых электронных процедурах по закону № 44-ФЗ и других важных изменениях в регламентированных закупках в 2021-2022 годах за один день, в доступной форме расскажем на семинаре: «Изменения в регулировании закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ в 2021-22 годах».

Закон 360-ФЗ: чего ждать от 2022 года в госзакупках?

Понятие эквивалент по 44-ФЗ в 2022 году

Начиная с 2022 года в сфере госзакупок произойдёт ряд серьезных изменений. 360-ФЗ вносит новшества в действующий порядок проведения торгов и нацелен в первую очередь на упрощение и ускорение всех процессов. О том какие изменения нас ждут мы и поговорим в этой статье!

Изменения в 360-ФЗ

Понятие эквивалент по 44-ФЗ в 2022 году

Сразу же условимся. Нововведения вступят в силу только с начала грядущего года, а некоторые и того позже. Верно оценить то, или иное решение сейчас практически невозможно. Необходимо хоть немного времени после «релиза», чтобы дать оценку.

Поэтому мы лишь обозначим основные изменения и обозначим пару субъективных мнений.

Полный переход на ЭДО

Пожалуй самым важным изменением станет полный переход на электронный документооборот. Электронное актирование будет осуществляться через типовые формы, которые будут направляться заказчику в ЕИС.

Акт приёма товара, работы или услуги, всевозможные обжалования и прочие операции будут осуществляются исключительно в электронном формате. Проект контракта, пока что, будет прикрепляться в виде отдельного файла, однако в 2023 году также станет доступен к заполнению по специальной форме.

Даже подача жалобы будет осуществляться через единую информационную систему, а при её подаче станет обязательным указание ИКЗ.

Упрощение в документации

С начала следующего года, требования и инструкция по заполнению заявки станут частью извещения. Документация о закупке останется лишь в закрытых процедурах, по понятным причинам.

Открытые торги, в свою очередь, станут менее нагружены по части прилагаемых документов, что существенно облегчит знакомство с тендером и всей важной информацией. 

Кроме того, при заполнении формы заявки на участие, большая часть информации будет автоматически подтягиваться из ЕИС. Данное удобство появится с 01.04.2022 года.

Отдельно стоит отметить то, что теперь нет необходимости указывать характеристика товара при поставке. Новшество работает только в том случае, если заказчик указал товарный знак, а обозначить дополнительно потребуется лишь страну происхождения в соответствии с ОКСМ.

Универсальная предквалификация

Новый закон вводит универсальную предквалификацию для участия в тендерах на сумму свыше 20 млн рублей. 

Если НМЦК соответствует или выше обозначенной суммы, то к участию будут допускаться только те компании, которые за последние 3 года успешно исполнили контракт стоимостью не менее 20% от цены текущей закупки. При этом предмет исполненных обязательств роли не играет, а учитывается сам факт.

Нововведение позволит заказчикам обезопасить себя от недобросовестных поставщиков, ведь участниками окажутся только те компании, которые успели зарекомендовать себя с положительной стороны.

Меньше видов конкурентных торгов

Для упрощения проведения закупок, новый закон предполагает наличие лишь трех видов конкурентных торгов. Напоминаем, на сегодняшний день используется 11 видов.

По итогу, на момент 1 января 2022 года, поставщикам и заказчикам будут доступны следующие способы проведения конкурентных торгов:

  • запрос котировок в электронный форме;
  • аукцион (электронный, закрытый и электронный закрытый);
  • конкурс (электронный открытый, закрытый и электронный закрытый).

Изменения в аукционе

Помимо значительного «сокращения», сами процедуры также подвергнутся изменениям. В большей мере, они направлены на ускорение привычных процессов, чтобы процедуры проходили в более сжатые сроки.

Начнём, пожалуй, с самого популярного вида электронных торгов – аукциона.

Когда изменения вступят в силу, заявка станет цельной, а не разделенной на две части, а вносить коррективы в извещение заказчику можно будет вплоть до предпоследнего дня срока подачи заявок.

Кроме того, изменится и само проведение аукциона. Время на подачу ценового предложения сократится до 4 минут, а общее время аукциона станет ограниченным – не более 5 часов.

Изменения в конкурсе

На рассмотрение и оценку как первой, так и второй части, будет отведено лишь 2 рабочих дня. Даже на переторжку теперь будет отводиться меньше времени – 1 час вместо 3-х. При проведении последней, кстати, теперь будет нельзя указать сумму в 0 рублей.

Также будет добавлен новый критерий в первую часть – расходы.

В случае, если есть готовый проект или отсутствуют критерии расходов и качества, то обе части будут рассматриваться сразу, без переторжки. 

Изменения в запросе котировок

В запросе котировок появится обязательное требование к обеспечению. Ранее заказчики могли сами решать, нужно ли его устанавливать, однако теперь при НМЦК от 1 млн. рублей до 3 млн. рублей заказчик обязан просить обеспечение.

Также в запросе котировок теперь не допускается протокол разногласий. Вероятно, это сделано из-за сжатых сроков, в условиях которых не представляется возможным организовать общение поставщика и заказчика в необходимом виде.

В пользу вышеописанного предположения служит и следующее изменение – время рассмотрения и оценки теперь составляет всего 2 рабочих дня. Запрос котировок становится ещё более быстрой процедурой, в чём есть как минусы, так и плюсы. Но рассуждать об этом мы будем уже в следующем году.

Новые сроки на заключение контракта

Ускорение процессов коснулось и процедуры заключения контракта. 

На размещение проекта контракта теперь будет отведено 2 рабочих дня с момента публикации итогового протокола. В запросе котировок этот срок будет составлять всего 3 часа.

На подпись и размещение контракта, заказчику будет отводится 2 рабочих дня. В запросе котировок срок будет меньше – 1 день.

Победитель торгов, в свою очередь, должен будет успеть подписать контракт за 5 рабочих дней.

Читайте также:  Планируют прикрыть схему уклонения от регулирования закупок: неконкурентных процедур станет меньше?

Сокращение сроков оплаты по контрактам

360-ФЗ предполагает и новые правила по оплате исполненных контрактов. У заказчиков теперь будет заметно меньше времени на то, чтобы рассчитаться со своим поставщиком, а с 2023 года эти сроки станут еще короче.

Для малого бизнеса:

  • сейчас – 15 дней;
  • с 2022 года – 10 дней;
  • с 2023 года – 7 дней.

Общий порядок:

  • сейчас – 30 дней;
  • с 2022 года – 15 дней;
  • с 2023 года – 10 дней.

Обеспечение заявки или контракта

Затрагивая тему обеспечения, стоит готовиться к серьёзным изменениям!

Начнём с того, что при необходимости обеспечить заявку, средства на спецсчете будут блокироваться сразу после подачи. Позитивная сторона этого решения видна сразу! Больше не будет обидных потерь интересного тендера из-за промашки с балансом счёта. Если средств недостаточно – Вы сразу об этом узнаете, а не неприятно удивитесь в момент окончания срока подачи заявок.

Здесь же отметим ещё одно нововведение – при получении банковской гарантии будет добавляться лишь один дополнительный месяц к сроку, вместо нынешних двух.

И раз уж речь зашла о банковских гарантиях…

Появление независимых гарантий

С 2022 года получить гарантию на обеспечение заявки или контракта можно будет не только в банке. Независимые гарантии будут предоставлять государственная корпорация развития ВЭБ.РФ, а также региональные гарантийные организации в специальных закупках для малого бизнеса. 

Участники торгов, имеющие регистрацию в других странах – членах Евразийского экономического союза, в свою очередь, смогут получить гарантию от Евразийского банка развития.

Антидемпинговые меры

С наступлением 2022 года, в силу вступят и обновлённые меры по борьбе с демпингом. Применятся они будут в закупках с НМЦК от 15 млн. рублей и при снижении цены на 25% и более. 

К тому же, нижняя планка обеспечения исполнения обязательств будет зафиксирована на отметке в 10% от максимальной цены контракта.

Увеличение квоты для малого бизнеса

Со следующего года возрастет обязательная доля закупок у СМП. Сейчас эта доля составляет 15% от годового дохода, но с 2022 она зафиксирует на отметке в 25%.

Учитывать закупки, подходящие под квоту, будут как и раньше. Только те, что были проведены отдельно, с преимуществом для субъектов малого предпринимательства. Если представитель СМП выиграет в общей закупке, для всех, то данный контракт под квоту не попадает.

Совместные закупки

Проведение совместных закупок станет возможным для заказчиков из разных регионов. Долгожданное, особенно для небольших городов, изменение, вступит в силу с начала грядущего года. 

Такая возможность, потенциально, поможет многим заказчикам сэкономить на закупках, однако не исключено появление случаев неправомерного использования новоиспеченного дозволения.

Зачёт неустойки

360-ФЗ предполагает включение в контракты возможность зачёта неустойки на сумму самих обязательств. Скорее всего, такое изменение было заявлено для увеличения безопасности сторон, а также сокращения бюрократических процессов при нарушениях во время исполнения контракта.

Выводы

Понятие эквивалент по 44-ФЗ в 2022 году

Описанные изменения действительно должны заметно ускорить проведение торгов. Видны попытки упростить многие аспекты, что очень радует.

Как мы уже и говорили, поспешных выводов делать не будем. Лучше всего дождаться реальной практики участия в условиях 360-ФЗ.

Изменения в госзакупках с 2022 года: новые правила в законе № 44-ФЗ

В начале июля было принято несколько законопроектов, которые значительно изменят порядок закупок по закону № 44-ФЗ. Главное: закупки станут проще и быстрее. Уменьшатся сроки оплаты, упростится документооборот, изменятся процедуры закупок. Подготовили для вас краткий разбор основных изменений.

Сократятся сроки оплаты по всем контрактам

С 1 января 2022 года у заказчика будет меньше времени на оплату исполненного контракта. Сроки сократятся и для малого бизнеса, и для остальных поставщиков.

Кто может участвовать2021 годС 1 января 2022 годаС 1 января 2023 года
Только малый бизнес 15 дней 10 дней 7 дней
Все 30 дней 15 дней 10 дней

Увеличится количество закупок для малого бизнеса

Вырастет обязательная доля закупок у СМП и СОНКО — с 15 до 25% совокупного годового объема закупок.

Это хорошо для малого бизнеса, потому что в закупках для этих категорий участников есть льготы по предоставлению обеспечения и по срокам оплаты. Средний и крупный бизнес к таким закупкам не допускается, небольшие компании конкурируют между собой и получают шанс заработать на госконтрактах.

Способов закупки станет меньше

Сократится количество способов закупки. Сейчас действует 11 способов закупок — во всех свои правила для заказчиков и участников. С 2022 года останется три способа: конкурс, аукцион, запрос котировок в электронной форме.

Больше не будет двухэтапного конкурса, конкурсов с ограниченным участием и запроса предложений.

Это удобно для поставщиков: чем меньше способов закупки, тем проще разобраться и меньше шансов запутаться в правилах.

Понятие эквивалент по 44-ФЗ в 2022 году

Изменятся процедуры проведения закупок

Все конкурентные процедуры будут радикально перестроены — с нынешними у них только названия останутся общие.

Например, электронный аукцион станет проще и быстрее.

Что изменится в электронном аукционе2021 годС 1 января 2022 года
Заявка Из двух частей Единая заявка
Можно внести изменения в извещение Не позже, чем за 2 рабочих дня до окончания срока подачи заявок Не позже, чем за 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок
Время на подачу ценового предложения 10 минут 4 минуты
Общее время торга Не ограничено Не больше 5 часов

Требования к заполнению заявки на участие в электронном аукционе и в электронном запросе котировок будут одинаковыми, отличаться будет только срок и способ подачи ценового предложения.

Документы станут электронными

Часть документов нужно будет оформлять и подписывать в электронном виде. В ЕИС появятся специальные формы, чтобы заполнить и подписать:

  • акт приемки товара, работы или услуги;
  • односторонний отказ от исполнения контракта;
  • обжалование.

Проект контракта тоже нужно будет формировать прямо в ЕИС — тоже в специальной форме. Это нововведение появится 1 апреля 2023 года. Сейчас проект контракта можно посмотреть только в файле в формате .doc — заказчик прикрепляет проект к извещению.

Понятие эквивалент по 44-ФЗ в 2022 году Основная информация по закупке сейчас подгружается отдельными файлами. Скачивать каждый файл — долго и не очень удобно

Документация о закупке будет отменена

Часть документов вообще больше не понадобится. В открытых конкурентных электронных процедурах не будет документации. Требование к заявке и инструкция по ее заполнению станут частью извещения об осуществлении закупки.

В большинстве случаев извещение о закупке станет основным документом, в котором будет вся информация. Сейчас пока не так: в извещении содержится только общая информация, а важные детали нужно искать в закупочной документации, которую заказчик прикрепляет к извещению.

Документация о закупке потребуется лишь для закрытых конкурентных процедур — закрытого конкурса или закрытого аукциона.

Появится универсальная предквалификация

Универсальная предквалификация — это ограничение для участников закупок стоимостью свыше 20 млн рублей. В таких закупках смогут принять участие только поставщики с успешным опытом исполнения контракта стоимостью не менее 20% от начальной максимальной цены контракта.

Заказчик объявляет закупку с ценой 25 млн рублей. К участию в закупке примут заявки только тех поставщиков, которые за последние три года исполнили госконтракты на сумму от 5 млн рублей.

Эта мера удобна не столько для поставщиков, сколько для заказчиков, которые проводят закупки на крупные суммы. В таких закупках важно выбрать надежного поставщика, который не уклонится от подписания контракта и ответственно исполнит его.

Обеспечение заявки будет встречаться чаще

Изменения по обеспечению коснулись запроса котировок: заказчик будет обязан требовать обеспечение заявки на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 млн до 3 млн рублей. А обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн рублей.

Сейчас заказчики не обязаны требовать обеспечение заявки в запросе котировок, это только их право.

Появятся независимые гарантии

Сейчас участники закупки вместо денег могут предоставить для обеспечения контракта банковскую гарантию. Приобрести такую гарантию можно только в банке, у которого есть соответствующая лицензия.

В 2022 году участники закупки смогут приобретать независимые гарантии у государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ». А в закупках для малого бизнеса участники смогут получать гарантии у региональных гарантийных организаций.

Кроме того, участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогу предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.

Это далеко не все изменения в госзакупках, которые начнут вступать в силу с 1 января 2022 года. Но уже сейчас видно, насколько проще и понятнее станут закупки и для поставщиков, и для заказчиков.

Если мы не затронули нововведение, которое вам интересно, но непонятно, — пишите на  secrets@tinkoff.ru. Наши эксперты ответят на все вопросы.

Что значит «или эквивалент» в описании объекта закупки

Эквивалент товара — это предложение поставщика поставить продукцию с товарным знаком, который отличается от марки, установленной в документации. Такое уточнение часто встречается в описании объекта закупки.

В целях соблюдения принципа обеспечения конкуренции в 44 ФЗ понятие «эквивалент» выступает одним из ключевых. Заказчики не указывают в тендерной документации такие требования к продукции, которые могут сократить число участников (п. 1 ч. 1 ст. 33). Одним из таких требований выступает товарный знак.

Поэтому заказчики обязаны в описании закупаемой продукции указывать фразу «или эквивалент»; что это значит, раскрывается в п. 1 ч. 1 ст. 33 № 44-ФЗ. То есть это возможность использовать или поставить аналогичный по свойствам продукт других производителей.

В электронных аукционах торговые марки используют при приобретении продукции (пп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 66) либо если заключают контракт на работы (услуги), для выполнения которых она используется (пп. «а» п. 3 ч. 3 ст. 66).

Для максимального понятного описания продукции заказчики в документации указывают страну происхождения товара, а также, если нужно:

  1. Товарный знак или его словесное обозначение.
  2. Знак обслуживания.
  3. Фирменное наименование.
  4. Патенты.
  5. Полезные модели.
  6. Промышленные образцы.

Или эквивалент по 44 ФЗ означает, что для участника эти сведения ориентировочные. Он может согласиться с требованиями документации или предложить аналогичную продукцию.

Главное, чтобы ее конкретные показатели не выходили за рамки эквивалентных характеристик, которые указаны в техническом задании. Если задаетесь вопросом, а в чем разница аналога и эквивалента, то знайте, что это одно и то же, разницы нет.

Читайте также:  Как заполнить декларацию УСН 6% по нулевой ставке?

Главное, чтобы поставщик предложил продукцию, которая полностью соответствует требованиям технического задания.

Понятие эквивалент по 44-ФЗ в 2022 году

Когда можно прописывать товарный знак без указания «или эквивалент»

Из описанного правила есть два исключения, когда поставка аналогов невозможна (п. 1 ч. 1 ст. 33 № 44-ФЗ).

Во-первых, если приобретают запасные части и расходные материалы к технике, которая уже имеется у заказчика. Например, к принтеру Xerox, в соответствии с его технической документацией, могут подойти только оригинальные картриджи.

Во-вторых, если заключают контракт на поставку (использование) товаров, совместимых с оборудованием покупателя. Например, заказчику требовались лицензия и дистрибутив только программы Kaspersky, потому что продукты других производителей конфликтуют с корпоративной системой безопасности:

Понятие эквивалент по 44-ФЗ в 2022 году

Нужно ли указывать в закупках по 223-ФЗ

По общему правилу, нужно. Это указано в п. 3 ч. 6.1 ст. 3 223-ФЗ. В нем зафиксировано, что если заказчик использует в описании предмета закупки ссылку на товарный знак, то ему придется использовать слова «или эквивалент».

Из этого правила есть исключения, неэквивалент можно получить, если закупаете:

  • несовместимые товары и нужно обеспечить взаимодействие с теми, которые использует заказчик;
  • запчасти и расходные материалы к машинам и оборудованию, которые использует заказчик. Они должны быть закреплены в техдокументах на эти машины и оборудование;
  • товары, которые нужны для исполнения госконтракта;
  • продукцию с конкретными товарными знаками, знаками обслуживания, патентами, полезными моделями, промышленными образцами, местом происхождения товара, изготовителем товара, если это прописано условиями международных договоров РФ или условиями договоров юрлиц, которые указаны в ч. 2 ст. 1 223-ФЗ для исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными компаниями.

Что значит фраза «или эквивалент» в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ?

Очень часто заказчики предусматривают в закупочной документации возможность для участников поставить не конкретно указанный товар, а аналогичный ему или эквивалент. Закон о контрактной системе обязывает заказчика это делать.

Однако есть исключения, когда товар несовместимый или невзаимозаменяемый. Каких правил следует придерживаться в этом случае участникам, как правильно подготовить заявку, когда невозможно предложить эквивалент – разберемся в статье.

Товарный знак в 44-ФЗ

Понятие товарного знака напрямую связано с эквивалентностью товара в процедуре закупки. Однако 44-ФЗ не дает определения ТЗн. Его можно найти в ст.1477 ГК РФ.

Товарный знак – это исключительное право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на продукцию, которое индивидуализирует эту самую продукцию.

Если исходить из того, что закон о контрактной системе закупок основывается на гражданском законодательстве, то товарный знак в 44-ФЗ — это уникальное указание производителя или самого товара, которое идентифицирует предмет закупки. Как правило, он сопровождается фразой «или эквивалент», кроме некоторых случаев.

Что такое эквивалентность в 44-ФЗ?

Одна из целей 44-ФЗ – обеспечивать принцип конкуренции и не ограничивать потенциальных исполнителей в участии.

Понятие «эквивалент» помогает соблюдать эти принципы и является одним из важнейших условий при оформлении заявки.

Организаторы торгов не могут указывать такие требования к предмету закупки, которые бы сократили число участников (п.1 ч.1 ст.33). Одним из таких требований является товарный знак.

Поэтому заказчики обязаны в описании закупки указывать формулировку «или эквивалент». Что это значит, найдем в п.1 ч.1 ст.33 44-ФЗ.

Это возможность использовать или поставить товар, отличный от того, который указал заказчик, с теми же характеристиками (показателями), но от другого производителя.

Такая продукция называется аналогом или эквивалентом. Разницы между этими понятиями для 44-ФЗ нет.

В электронных аукционах торговые марки используют при закупке продукции, либо если заключают договор на работы (услуги), для выполнения которых она используется.

Для более точного описания продукции заказчики в документации указывают страну происхождения товара, а также при необходимости:

  1. Товарный знак или его словесное обозначение.
  2. Знак обслуживания.
  3. Фирменное наименование.
  4. Патенты.
  5. Полезные модели.
  6. Промышленные образцы.

Если участник видит фразу «или эквивалент», он должен оценивать ситуацию как возможный выбор:

1) согласиться и поставить конкретную продукцию, заявленную заказчиком; 2) предложить аналогичный товар. Главное, чтобы конкретные показатели товара совпадали с показателями, указанными в техническом задании.

Как правильно заполнить заявку, если есть «или эквивалент»?

Если в документации организатор указал формулировку «или эквивалент», то исполнителю необходимо придерживаться следующих правил, чтобы не допустить ошибок:

  • если хотите предложить конкретно ту продукцию, которую описывает заказчик, а не аналог, то не нужно дублировать все технические показатели конкретные характеристики. Достаточно будет дать согласие на поставку товара (п.1 ч.3 ст.66 44-ФЗ);
  • если желаете заменить товар на аналогичный, то заполнять все конкретные показатели нужно обязательно. В этом же случае можно указать и товарный знак, если обладаете такой информацией;
  • на этапе заполнения заявки нельзя заменять товар на аналогичный с лучшими показателями. Заказчик такую заявку не пропустит. Такой товар можно предложить заказчику на этапе подписания контракта, путем подготовки дополнительного соглашения к контракту.
  • Например, в закупке на поставку бензопилы заказчик указал: марка Stihl или эквивалент:
  • ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
  • Поставка бензопилы
  1. Общая информация об объекте закупки:

1.1. Объект закупки: поставка бензопилы

1.2. Место поставки: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический 56

1.3. Срок поставки в течении 10 календарных дней с момента заключения контракта.

1.4. Описание товара:

№ лота Наименование закупаемого товара описание объекта закупки Ед. изм. Кол-во
1. Бензопила STIHL MS – 180-16 или эквивалент Марка: STIHL MS – 180-16 или эквивалент Конструкция: ручная Мощность: не менее 1500 Вт / 2 л. с.

  1. Шаг цепи: 3/8
  2. Длина шины: не менее 35 см и не более 40 см
  3. Емкость топливного бака: не менее 0,25 л.
  4. Емкость масляного бака: не менее 0,145 л.
  5. Функции и возможности: тормоз цепи
  6. Ведомая звездочка: 6-зубчатая
  7. Макс. скорость цепи не менее  согласно ISO 11681: MS 180, MS 180 C:22,3 м/сMS 180 2-MIX:24,8 м/с
  8. Число оборотов на холостом ходу: не менее  согласно ISO 11681 +/- 50 об/мин 2800 об/мин
  9. Двигатель: одноцилиндровый двухтактный
  10. Гарантийный срок: не менее 12 месяцев
Шт 1

Следовательно, контракт можно заключить на поставку бензопилы другой марки, но не отступая от указанных характеристик.

Заявка по неэквивалентному товару

Существует два исключения из правила про аналоги, которые изложены в п.1 ч.1 ст.33 44-ФЗ:

  1. Когда закупаются запчасти и расходные материалы к товару, который уже использует заказчик. Например, к многофункциональному устройству HP, согласно руководству по эксплуатации, подходят только оригинальные картриджи НР и никакие другие.
  2. Когда заключаете контракт на поставку (использование) товаров, совместимых с продукцией покупателя. Например, заказчик приобретает лицензию и дистрибутив исключительно программы Kaspersky, т.к. другие программы конфликтуют с корпоративной системой безопасности.

Вот пример технического задания на поставку оригинального товарного знака:

№ п/п Наименование и технические характеристики Кол-во (шт)
1 Оригинальный  картридж  Canon  С-EXV 40 для КМА Canon IR 1133А. Цвет печати — черный. Ресурс (количество качественных отпечатков) не менее 6000 копий на офисной бумаге формата А4. 8
2 Оригинальный Картридж  Canon 728 для КМА Canon i-SENSYS MF4890dw. Цвет печати — черный. Ресурс (количество качественных отпечатков) не менее 2100 копий на офисной бумаге формата А4. 15

Нужно ли указывать «или эквивалент» во всей документации, где встречается товарный знак?

Формулировку «или эквивалент» в документации необходимо указывать везде, где встречается тот или иной товарный знак. Хотя контролирующие организации часто не обращают внимания на такие нарушения. Описание предмета торгов, в том числе указание фразы «или эквивалент», для заказчика очень важно.

Так как, с одной стороны, можно заработать штраф и понести административную ответственность за то, что не соблюдается закон о конкуренции.

И с другой стороны, можно получить много запросов на разъяснение, или (что еще страшнее!) — жалобы в ФАС от участников закупки на неправильно составленную документацию.

Участнику тоже следует самым внимательным образом подходить к изучению документации на предмет наличия фразы «или эквивалент». Это поможет правильно подготовить заявку и быть уверенным, что ее не отклонят.

Как регулируется эквивалент по 223-ФЗ?

В 223-ФЗ не указываются, какие отличия есть между аналогом и эквивалентом. В п.3 ч.6.1 ст.

3 223-ФЗ говорится, что если заказчик в описании объекта торгов указывает товарный знак, то он предусматривает возможность поставки эквивалентного товара, прописывая это условие в тексте документации.

Следовательно, эти понятия являются словами-синонимами в контексте закупок по федеральному закону № 223.

Из этого правила есть исключения. Заказчик не может прописать возможность поставить аналог, если приобретает:

  • товары, которые взаимодействуют с продукцией, которую использует заказчик, а другие с ней несовместимы;
  • запасные части и расходники к машинам и оборудованию, которые применяет заказчик. В этом случае организаторам торгов следует руководствоваться технической документацией и инструкциями по эксплуатации этих машин и оборудования;
  • товары, необходимые для выполнения условий госзакупки по 44-ФЗ;
  • продукцию с конкретными товарными марками, знаками обслуживания, патентами, полезными моделями, промышленными образцами, местом происхождения продукции, производителем, если это отражено в условиях международных договоров РФ или условиями договоров юрлиц, которые указаны в ч.2 ст.1 223-ФЗ для выполнения этими компаниями обязательств по совершенным сделкам с юрлицами, в т.ч. зарубежными предприятиями.
Читайте также:  В госзакупках станет больше участников-инвалидов

223-ФЗ также, как 44-ФЗ обязывает организаторов торгов прописывать фразу «или эквивалент». Заказчик посредством положения о закупке определяет порядок проведения тендера. При этом, в некоторых случаях, целесообразно устанавливать требование поставки товара с конкретным товарным знаком без возможности поставки аналогов.

ФАС России в большинстве случаев расценивает указание конкретного товарного знака как создание исполнителям преимущественных условий участия в закупке, что запрещено п.2 ч.1 ст.

17 135-ФЗ и как нарушение принципа равноправия и ограничения конкуренции (п.2 ч.1 ст.3 223-ФЗ).

 Однако, как видно из судебной практики, если заказчик обосновывает невозможность поставки эквивалентов, то суды становятся на его сторону.

Понятие эквивалент по 44-ФЗ в 2022 году

Вам также может понравиться

Оптимизационные изменения-2022

25.10.2021

В статье узнаете, как быстро разобраться с незаметными на первый взгляд оптимизационными изменениями контрактной системы, о которых пока мало говорят. К такому никто не был готов: неожиданно оптимизация убрала основной документ о закупке —документацию. А в предквалификацию вложила совершенно новый смысл.

Оптимизационный закон вступает в силу с января 2022 года, но все закупки на будущий год нужно спланировать уже сейчас с учетом новых правил. Когда чиновники комментируют эти правила, они чаще всего разъясняют, что станет меньше способов закупки, а сроки всех этапов закупки сократятся.

 На самом деле есть целый пласт изменений, разбросанных по всему закону, о которых пока мало кто говорит. Например, вместо документации придется подготовить новый состав закупочных документов. А единственного поставщика услуг нужно будет проверить на соответствие единым требованиям.

Дело в том, что при подготовке оптимизационный закон переписали несколько раз, и, вполне предсказуемо, в нем появилось то, чего изначально не планировали. Поэтому редакция выделила из текста закона неочевидные изменения, которые нужно принимать в расчет уже при планировании’22.

 Например, срочно придется пересобрать все закупочные файлы: разделить документацию по каждой закупке на отдельные части.

После каждого раздела статьи предлагаем определиться, как с новыми правилами работать на практике. 

Документацию превратили в извещение с приложениями

Вместо документации заказчики теперь будут готовить только извещение в структурированной форме в ЕИС с обязательными приложениями. Упоминание документации в оптимизационном законе осталось только в отношении закрытых закупок.

 Закупочных документов станет больше и электронных и бумажных. Ведь чтобы хранить документы по правилам, нужно будет распечатать из ЕИС извещение со всеми приложениями. И каждое приложение завизировать вручную или реквизитами КЭП.

Ответственность за корректный состав приложений теперь будет нести не тот, кто утвердит извещение, а тот, кто подписал его своей КЭП в ЕИС. То есть не руководитель заказчика, а контрактный управляющий. Это — повод внести изменения в приказы учреждения. Но в первую очередь нужно определиться с составом извещений: что теперь вы в них включите. 

Последствия

Переформируйте состав закупочных документов. Не откладывайте, уже с 1 января придется дробить документацию на самостоятельные файлы

ВНИМАНИЕ!

На 2022 год пересмотрите комплектацию документов о закупке. Нужно подготовить самостоятельные файлы каждого приложения к извещению.

Эти приложения следующие: описание объекта закупки, обоснование НМЦК, проект контракта, требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке, порядок рассмотрения и оценки заявок в конкурсе, доптребования к участникам закупок (ч. 2 ст. 42 Закона 44-ФЗ).

При размещении извещения в ЕИС отдельно будете добавлять каждый файл в свой раздел. На рисунке видите, как прикрепить отдельные документы в раздел «Прилагаемые файлы к извещению в ЕИС».

Предквалификация установили для участников закупок

Обязательная предквалификация для всех конкурентных закупок — совсем новое явление. Но речь уже не о рейтинге всех поставщиков, как изначально хотели сделать при оптимизации, а о предыдущем успешном опыте исполнения контрактов с НМЦК свыше 20 млн руб.

Допустят к закупкам только тех, кто подтвердит опыт исполнения контрактом с ценой не менее 20 процентов НМЦК за последние три года с погашенными пенями и штрафами.

Исключение — закупки, которые попадают под требования постановления № 99. С ними нужно поступать так: при закупке с НМЦК свыше 20 млн руб.

вы заходите в постановление № 99 и сверяете перечни этого постановления с наименованием объекта вашей закупки. Если в перечнях такого объекта закупки нет, устанавливаете в извещении обязательную предквалификацию. В задании 2 определите, нужна ли для закупки предквалификация, и если да, то какая.

Напомним, что выбрать нужно между двумя видами предквалификаций: новой обязательной и предквалификацией по постановлению № 99. Распределите закупки по трем столбцам: перетащите закупки в пунктирное поле вверху. После — раскройте комментарий эксперта.

Последствия

При подготовке закупки соотнесите предквалификацию и требования постановления № 99, чтобы прописать в извещении опыт участника

ВНИМАНИЕ!

Обязательная предквалификация связана в первую очередь с ценой. В задании это закупки на благоустройство улиц и поставка мягкого инвентаря свыше 20 млн руб.

Не надо предусматривать обязательную предквалификацию, если цена ниже 20 млн руб. и в перечне постановления № 99 такого нет. В задании это текущий ремонт помещений свыше 5 млн руб., поставка лекпрепаратов и медборудования.

Надо предусмотреть доптребования по закупкам из перечня по постановлению № 99: ремонт и содержание автомобильных дорог свыше 5 млн руб., охрана образовательных объектов, оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровления, услуги питания для медучреждений свыше 500 тыс. руб.

Число членов комиссии снизили до трех

С нового года членов закупочной комиссии должно быть не менее трех человек. Ранее нужно было не менее пяти. С одной стороны, для заказчика это положительное изменение, ведь можно задействовать меньше человек в закупочном процессе.

Но с другой стороны, возрастает риск ошибок из-за роста нагрузок и сокращения сроков закупочных этапов. Уже сейчас придется получать индивидуальную электронную подпись для каждого члена комиссии. Ведь с 2022 года комиссии разрешат проводить через видеоконференцсвязь (ч. 3, 8 ст.

39 Закона № 44-ФЗ). И еще по-другому составлять протоколы закупок.

В задании 3 видите пример фрагмента протокола, аналог которого применяли в этом году. Определите, что в нем нужно изменить, чтобы использовать в работе с нового года.

Последствия

Потребуется переназначить комиссию и выдать КЭП каждому, на это уйдет минимум три недели, а должно быть готово к 1 января

ВНИМАНИЕ! Когда с 2022 года будет достаточно трех человек в составе комиссии, для кворума хватит и двух человек. Кажется, этого достаточно, ведь каждый член комиссии обязан иметь персональную КЭП, чтобы подписывать протокол по итогам видеоконференцсвязи. Но это не совсем так. Учтите, что срок электронных процедур по оптимизационным правилам сильно сократился, работать комиссии придется быстрее и эффективнее, а объема по рассмотрению заявок и подведению итогов закупок не уменьшится. Но есть и положительный момент в сокращении членов комиссии. Теперь нести ответственность за принятие комисионных решений будет меньше людей, а значит в меньшем объеме получать штрафы на учреждение заказчика. Однако в случае невыверенного решения, а также отсутствия должной квалификации членов комиссии по отбору заявок участников, штрафы на трех членов комиссии могут возрасти в геометрической прогрессии.

В Законе № 44-ФЗ раньше не было прописано никаких сроков хранения закупочных документов. Обычно использовали Закон об архивном деле и стандартные требования делопроизводства в каждом учреждении заказчика. С нового года документы по закупкам обязали хранить не менее 6 лет (ч. 15 ст. 4 Закона № 44-ФЗ).

Это обозначает, что все документы, связанные с закупками в печатной форме, вы обязаны хранить и предъявлять контролерам при проверках. А контролеры смогут их запросить. Если данные из ЕИС будут противоречить данным на бумажном носителе, приоритет будет в пользу информации в ЕИС (ч. 12 ст. 4 Закона № 44-ФЗ).

То есть все приложенные файлы к извещению должны полностью совпадать со структурированной информацией в ЕИС. Проверьте себя в задании 4. Нажмите на карточки с названиями документов, которые вы будете хранить в течение 6 лет. Выберите десять из них и нажмите кнопку проверить.

При правильном выборе карточки поменяют цвет на зеленый, при неверном станут красными. После раскройте комментарий эксперта с дополнением к ответу.

Последствия

До 1 января нужно включить в приказ закупочного подразделения обязательный срок хранения документов о закупках

ВНИМАНИЕ!

В задание включили основные документы для хранения, но перечень не исчерпывающий. Сейчас на бумаге нужно хранить как минимум: конкурсную документацию, ее разъяснения и изменения, заявки, аудиозапись вскрытия конвертов, протоколы (ч. 15 ст. 53 Закона № 44-ФЗ). А еще документацию о закрытом аукционе, заявки, поданные на участие в закрытой процедуре, протоколы (ч. 13 ст. 90 Закона № 44-ФЗ). Также нужно обеспечить сохранность планов-графиков, документов, составленных в ходе проведения конкурса, аукциона, запроса предложений и котировок. Хранят журналы регистрации представителей участников закупок, прибывших на процедуру вскрытия конвертов с заявками. Контракты, заключенные по итогам закупок, нужно хранить пять лет с того момента, как их исполнили или расторгли.

С нового года все эти документы вы продолжаете хранить, но минимальный срок хранения составляет 6 лет.

Единые требования установили и к едпоставщику

В ходе конкурентных закупок комиссия проверяет участников на соответствие единым требованиям по статье 31 Закона № 44-ФЗ. Также необходимо удостовериться, есть ли участники в РНП.

Теперь единые требования распространили не только на конкурентные закупки, но и на закупки у едпоставщика по пунктам 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54, 59 части 1 статьи 93 (ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Чтобы едпоставщика на соответствие единым проверить требования, перед заключением контракта, использовать открытые источники.

 Например, находят сведения об участнике в РНП, провер, ЕРУЗ, проверяют подлинность сертификатов и лицензий. В задании 5 определите, в каком источнике есть информация по единым требованиям.

Перетащите карточки с сайтом из третьего столбца во второй. Так, чтобы в результате получилась верная таблица. После того, как разместите все карточки во втором столбце, нажмите кнопку проверить. Неверно соотнесенные элементы подсветятся красным. Чтобы прочитать дополнение эксперта, нажмите на комментарий к ответу.

Последствия

Потребуется каждый раз проверять всех единственных поставщиков на единые требования. Это займет дополнительные дни в каждой закупке

ВНИМАНИЕ!

Ранее контролеры относились лояльно к тому, как заказчики проверяют единые требования к участникам. Заказчикам помогали ресурсы электронных торговых площадок, и максимум, что делали члены комиссии заказчика, — это перепроверяли участников закупок в РНП.Теперь к данному процессу, особенно при заключении контрактов с единственными поставщиками надо будет отнестись серьезнее.

Помимо перечисленных в задании проверяйте участника закупки по следующим основаниям: на непроведение ликвидации и неприостановление деятельности (egrul.nalog.ru), отсутствие конфликта интересов (pb.nalog.ru), компания не является офшорной (nalog.gov.ru/rn77/related_activities/megdunarodnoe/spisok_ofshor).

Используйте при проверке соответствия участника единым требованиям все возможные открытые источники и специализированные сервисы, которые позволят сэкономить время при проверке. 

Если при проверке едпоставщика обнаружится, что он не соответствует единым требованиям, то контролеры посчитают заключенный контракт недействительным. Поэтому используйте все доступные ресурсы при проверке единых требований к участникам закупок в своей работе в 2022 году.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *