Поставщикам придется готовить экономическое обоснование затрат: правила уже опубликованы

Поставщикам придется готовить экономическое обоснование затрат: правила уже опубликованы 06.09.2021
Бухгалтерский ДЗЕН
подписывайтесь на наш канал Поставщикам придется готовить экономическое обоснование затрат: правила уже опубликованы

Минфин подготовил правила экономического обоснования затрат для организаций и ИП, заключивших госконтракты. Проект соответствующего правительственного постановления опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.

Напомним, Федеральный закон от 01.07.2021 № 244-ФЗ внес в Бюджетный кодекс новые нормы. Они устанавливают, что Федеральное казначейство осуществляет расширенное казначейское сопровождение средств по государственным контрактам, договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий и пр.

В рамках расширенного сопровождения ФК будет проводить проверки соответствия фактических затрат данным раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по госконтракту. Данные нормы вступят в силу с 1 января 2022 года.

В связи с этим Минфин подготовил правила экономического обоснования затрат для организаций и ИП, участвующих в исполнении госконтрактов.

Правила определяют порядок экономического обоснования затрат юрлицами и ИП, которые получают из бюджета целевые средства на основании:

  • государственных контрактов о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) для обеспечения государственных нужд;
  • договоров (соглашений) о предоставлении субсидий юрлицам, договоров о предоставлении бюджетных инвестиций, договоров о предоставлении взносов из бюджетов в уставные капиталы юрлиц;
  • договоров, контрактов и соглашений о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, источником финансового обеспечения исполнения обязательств по которым являются бюджетные средства.

Согласно правилам, критериями экономической обоснованности затрат являются:

  • затраты осуществляются в процессе производства и реализации работ, услуг, являющихся предметом госконтракта, договора или соглашения;
  • затраты подтверждены первичными учетными документами;
  • товары, работы, услуги приобретены в целях исполнения госконтракта, договора или соглашения в необходимом объеме, надлежащего качества и по ценам не выше рыночных;
  • предельный уровень рентабельности (прибыли) и накладных расходов по госконтракту, договору или соглашению соответствует нормативным размерам (определенным правительством или самим госконтрактом).

Минфин рассчитывает ввести указанные правила с 1 января 2022 года.

Темы: перечисление субсидий, госконтракты, обоснованные расходы Подписаться на комментарии Написать комментарий

Как составить отчет об обосновании закупки у единственного поставщика

Когда заказчик проводит закупку у единственного поставщика, он обязан включить в контракт расчет цены и обоснование необходимости такой закупки. В статье рассмотрим, как правильно составить обоснование и какие могут быть причины

К договорам, заключенным с единственным поставщиком, заказчик обязан приложить отчет. Такое правило установлено частями 3 и 4 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ. Но есть исключения для следующих закупок:

  • работы, связанные с мобилизационной подготовкой;
  • услуги по ликвидации последствий техногенных аварий, стихийных бедствий в том случае, если возникает необходимость оказания экстренной врачебной помощи;
  • закупка объектов культурного наследия;
  • поставка товаров или услуг, которые могут предоставить исключительно организации, имеющие отношение к уголовно-исполнительной системе;
  • приобретение объектов литературы или искусств отдельных авторов;
  • поставка электронных или печатных изданий;
  • заключение контракта с компанией, которая предоставляет услуги по организации концертов или театральных спектаклей;
  • услуги по управлению многоквартирным домом;
  • ремонтные работы и услуги по содержанию нежилых помещений.

Полный перечень таких ситуаций содержится в статье 93 Федерального закона № 44-ФЗ. В остальных случаях нужно сформировать отчет, который становится неотъемлемой частью контракта.

Что включить в обоснование закупки у ЕП

Закон не устанавливает четких требований к форме и содержанию обоснования закупки у единственного поставщика (подробнее про закупку у ЕП читайте в статье). Однако в документе необходимо отразить:

  • цель закупки товара, работы, услуги;
  • описание объекта закупки;
  • цену контракта;
  • условия контракта и преимущества поставщика;
  • причины, по которым невозможно провести конкурентную закупку;
  • вывод о том, что нужно заключить контракт с конкретным единственным поставщиком.

К отчету можно приложить расчет, который подтвердит, что конкурентная закупка не сэкономит деньги заказчика.

Рекомендуем вебинар «Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации». Закупки малого объема, способы закупок у единственного поставщика с учетом изменений в законодательстве, отчеты и экспертиза по итогам исполнения контракта.

5 причин обоснования закупки у ЕП

Если заказчик проводит закупку у единственного поставщика, то нужно доказать, что эта мера была результативной и эффективной. В обосновании можно указать следующие варианты:

  1. Срочность закупки. Объясните, почему время на закупку ограниченно и проводить конкурентные торги нецелесообразно.
  2. Отсутствие конкуренции. Поставщик является монополистом либо обладает авторскими правами в данном регионе. Привлечь поставщиков из других регионов нет возможности из-за малого объема или сокращенных сроков закупки.
  3. Невыгодность. Такую причину приводят, когда поставщики не заинтересованы снижать цену. Например, бывает, когда поставщик — единственный в регионе, а перевозка из другого региона нерентабельна.
  4. Отсутствие заинтересованности. Можно указать в случае, если поставщикам не интересна закупка. Доказательством могут быть ответы поставщиков на запросы заказчика.
  5. Распродажа. Поставщик объявил распродажу по ценам ниже рыночных, такое предложение очень выгодно и действует ограниченное время.

Поставщикам придется готовить экономическое обоснование затрат: правила уже опубликованыОксана Шипунова, руководитель отдела обучения по направлению закупок в Корпоративной Академии Росатома: «Составьте, утвердите и разместите отчет в ЕИС после того, как включите закупку в план-график, но до того, как опубликуете извещение или подпишете контракт. Федеральный закон № 44-ФЗ не предусматривает срок, в течение которого заказчик должен опубликовать отчет. Однако в ч. 3 ст. 93 сказано, что для того, чтобы заключить контракт, заказчик обязан обосновать закупку в отчете. Кроме того, в Федеральном законе № 44-ФЗ не определено, какой день считать датой составления отчета. Поэтому даты составления отчета и публикации в ЕИС могут совпадать».

Образец отчета об обосновании закупки у единственного поставщика

Отчет №______

Обоснование закупки у единственного поставщика в соответствие с ч.3 ст.93 44-ФЗ

Наименование заказчика Место нахождения Почтовый адрес Адрес электронной почты Номер контактного телефона Ответственное должностное лицо заказчика Предмет контракта

Способ закупки

Цена контракта

1. Обоснование невозможности (или нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика)(ч.3 ст.93 44-ФЗ)

2. Обоснование цены(ч.3 ст.93 44-ФЗ)

3. Обоснование иных существенных условий контракта(ч.3 ст.93 44-ФЗ)

Компьютерная программа для поиска, расчета и обоснования начальных (максимальных) цен контрактов в соответствие с требованиями нормативных актов «Калькулятор НМЦК»
Закупка у единственного поставщика
17 340 (Семнадцать тысяч триста сорок рублей)
Результатом использования программы является реализация заказчиком требований статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» к порядку определения и обоснования начальных (максимальных) цен контрактов. Применение программного продукта обеспечивает выполнение Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567. Проведение расчета и обоснования начальных (максимальных) цен согласно пп.4) ст.11 Типового регламента контрактной службы, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631, с 01.01.2014 является обязанностью контрактной службы. Вывод: Выполнение требований законодательства и осуществление заказчиком уставной деятельности не может быть поставлено в зависимость от результатов закупочных процедур, проведение которых требует затрат времени, а итоги могут быть отрицательными. Заказчиком проведен анализ рынка с целью поиска идентичных или однородных товаров с аналогичными потребительскими свойствами. Поиск ценовой информации проведен в реестре контрактов официального сайта www.zakupki.gov.ru с использованием функции «Расширенный поиск» по поисковым словам «Программа для расчета начальных (максимальных) цен», «Расчет начальных (максимальных цен)». Результатов поисковой системой не найдено. Проведен также поиск продукции с аналогичными свойствами в сети «Интернет», в т.ч. в официальном реестре программ для ЭВМ www1.fips.ru/wps/wcm/connect/content_ru/ru/soft/ Федерального института промышленной собственности (ФИПС). Идентичные или однородные товары не найдены. Вывод: Выполнение требований законодательства и осуществление заказчиком уставной деятельности не может быть поставлено в зависимость от рыночной конъюктуры и отсутствия на рынке аналогичных продуктов.
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. (ч.2 ст.22 44-ФЗ). Идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. Данные получены на сайте поставщика http://www……. Вывод: Идентичные или однородные товары по результатам поиска (п.1) на рынке отсутствуют. На этом основании цена товара обоснована затратным методом на основании ч.10 ст.22 44-ФЗ по форме Приложения 4 к Приказу Минэкономразвития от 02.10.2014 № 567
Срок поставки программного продукта составляет 3 дня, поставка осуществляется с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что не ставит ввод продукта в эксплуатацию в зависимость от работы организаций-перевозчиков и почтовых операторов. Лицом, передающим заказчику права на продукт, является разработчик. Предоставляемая в соответствие с договором гарантия исключает возможность нарушения работы или утрату им правовой актуальности. Вывод: Иные существенные условия контракта отвечают интересам заказчика
  • «_____» ________________2017 г.
  • Руководитель контрактной службы/контрактный управляющий
  • ________________________________ /___________________/
  • Расчет цены контракта на приобретение программы Калькулятор НМЦК затратным методом
Читайте также:  Какой код ОКВЭД выбрать для продажи пончиков и тортов?
  Содержание работ (услуг)Трудоемкость, чел./мес.Стоимость единицы рабочего времени специалистов, руб./мес.Стоимость работ, руб.
Вид работ № 1: Анализ законодательства Российской Федерации в сфере закупок 5 41 000,00 205 000,00
Вид работ № 2: Программная реализация процедуры расчета и обоснования НМЦК 12 32 000,00 384 000,00
Вид работ № 3. Веб-визуализация  системы поиска на ОС 8 36 000,00 288 000,00
Вид работ № 4 Тестирование, контроль 5 38 000,00 190 000,00
Вид работ № 5 Техническая поддержка и обслуживание, в т.ч. обновления 15 27 000,00 405 000,00
Затраты на оплату труда работников, непосредственно занятых созданием программного продукта (ФОТ), руб. 1 472 000
Отчисления в ПФ и внебюджетные фонды, 27% от ФОТ 397 440
Материалы и программное обеспечение, руб. 567 200
Оборудование и спецтехника, руб. 428 360
Прочие прямые расходы, руб. 514 000
Накладные расходы (40%) 1 351 600
Себестоимость работ, руб. 4 730 600
Прибыль (5%), руб. 236 530
Общая стоимость, руб. 4 967 130
Общая стоимость, скорректированная с учетом среднегодового индекса потребительских цен (1,061), руб. 5 271 360
Расчетное количество экземпляров программы для внедрения заказчиками, шт. 304
Стоимость экземпляра программы с обслуживанием на 2014 год 17 340

Как разместить отчет в ЕИС

Чтобы разместить отчет об обосновании закупки в ЕИС, войдите в личный кабинет на сайте zakupki.gov.ru.

В пункте меню «Отчеты заказчика» выберите блок «Отчеты», тип отчета — «Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)». Заполните поля, которые предлагает система.

Подпишите отчет электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и опубликуйте. 

Управление государственными и муниципальными закупками (144, 120, 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Госконтракты отправят на переучет

Для повышения эффективности бюджетных расходов Федеральное казначейство предлагает пересмотреть подход к ценообразованию в госзаказе, внедрив в него механизм экономического обоснования конечной цены контракта.

Такой подход предполагает введение раздельного учета затрат поставщиков на сырье, оплату труда, налоги и сборы — появление так называемой эталонной расходной декларации.

Обещано, что новый инструмент сократит практику необоснованного завышения цен контрактов, минимизирует число налоговых нарушений и поспособствует обелению рынка труда.

“Ъ” ознакомился с предложениями Федерального казначейства (ФК) по регулированию ценообразования в госзакупках — проект концепции определения экономического обоснования цен госконтрактов в начале сентября был разослан ведомствам на согласование. Документ уже согласован с ответственным за регулирование госзакупок Минфином.

В казначействе надеются, что предусмотренные меры повысят эффективность бюджетных расходов. Потребность в новом механизме ценообразования авторы объясняют случаями необоснованного завышения цен госконтрактов.

Казначейское сопровождение контрактов (механизм контроля за целевым использованием бюджетных средств) и проверки госфинконтроля фиксируют резкий рост расходов подрядчиков при получении ими заказа, говорил ранее глава ФК Роман Артюхин.

В ряде случаев рост накладных расходов достигал 50%, а рентабельность по отдельным однолетним контрактам превышала 30%. В проекте концепции ФК также отмечены выявляемые случаи резкого роста зарплаты руководства компаний во время исполнения контракта.

Минимизировать подобные злоупотребления поставщиков в казначействе рассчитывают за счет требования по раскрытию данных о структуре цены контрактов.

Для этого предлагается ввести эталонную расходную декларацию — перечень укрупненных показателей в составе цены, отнесенных на себестоимость. При конкурентных закупках в декларацию должны войти данные об оплате труда, взносах в социальный фонд, налогах и сборах, затратах на закупки товаров и услуг у сторонних организаций.

При закупках у единственного поставщика декларация пополнится данными о прибыли, расходах на сырье и закупку основных средств, а также о накладных расходах. Для ряда отраслей (например, строительство, связь, НИОКР) документ разрешает применять и собственные показатели раскрытия цены при условии их достаточности.

Ключевым при этом является требование по раздельному учету результатов финансово-хозяйственной деятельности контрагентами.

Отметим, что требования о раздельном учете уже предусмотрены для всех исполнителей госзаказа и получателей субсидий, при этом структура цены контракта также может быть раскрыта по решению правительства. В казначействе рассчитывают эту практику масштабировать.

Получение данных о ценообразовании необходимо для постепенного перехода к регулированию предельного уровня доходности контрактов и соглашений о субсидиях. Кроме того, в ведомстве рассчитывают, что новый инструмент улучшит налоговую дисциплину и предотвратит нарушения (например, возврат НДС при закупках товаров с завышенной стоимостью за счет субсидий).

Кроме того, раскрытие данных позволит контролировать размер зарплат при исполнении госконтракта — на уровне не ниже среднего по отрасли.

Поставщикам концепция обещает выгоды от повышения качества менеджмента за счет автоматической сверки данных раздельного учета с данными эталонной расходной декларации.

Впрочем, ведомству еще предстоит разработать такую декларацию, определить правила обоснования затрат с учетом отраслевой специфики, подходы к нормированию затрат, а также интегрировать информсистемы с данными о зарплатах, классификаторах и ценах товаров. Отметим, что, например, в строительной отрасли переход к рыночному ценообразованию обсуждается уже шесть лет (см. “Ъ” от 29 июня).

Диана Галиева

Прямое и косвенное обоснование расходов: попробуй разберись

Уменьшать прибыль фирмы могут и те расходы, которых нет в Налоговом кодексе. Главное, чтобы затраты были документально подтверждены и экономически обоснованы, то есть связаны с получением дохода. Для подтверждения расходов можно использовать документы, как прямо подтверждающие расходы, так и косвенно. А что это за документы?

Какими документами подтверждать расходы

На тот или иной вид расходов фирмы должны быть документы, которые их подтверждают. Но не стоит искать в Налоговом кодексе перечни таких документов. На это указал и Минфин в письме от 14 августа 2020 г. № 03-03-06/3/71659.

В письме говорится о том, что затраты налогоплательщиков могут быть обоснованы любыми документами, напрямую или косвенно подтверждающими факт их осуществления.

Таким образом, как следует из письма, под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные такими документами:

  • оформленными в соответствии с законодательством РФ;
  • косвенно подтверждающими произведенные расходы.

Так что это за документы?

Документы, прямо подтверждающие расходы

Прямо подтвердят расходы документы, которые всем хорошо известны. Их необходимость, да и сами формы многих утверждены законодательно.

  • Если в затраты включена стоимость материалов — это накладные на оприходование, договор купли-продажи (если он был заключен в письменной форме), счета-фактуры.
  • Если в расходы включены те или иные услуги производственного характера — это договор и акт их сдачи-приемки.
  • Для документального подтверждения арендных расходов необходимы следующие документы:
  • заключенный договор аренды (субаренды);
  • документы, подтверждающие перечисление арендной платы;
  • акт приемки-передачи арендованного имущества.

А вот ежемесячное заключение актов оказанных услуг по договору аренды (субаренды) для подтверждения таких расходов в целях налога на прибыль не требуется (письмо Минфина России от 25 марта 2019 г. № 03-03-06/1/20067).

Кроме того, прямо подтверждающими расходы документами являются документы, оформленные в соответствии с законодательством РФ. И найти их можно в нормативных актах, регулирующих договорную базу и специфику той или иной отрасли. Например, законодательство в сфере строительства требует оформлять справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3.

Несмотря на то, что Закон № 402-ФЗ о бухучете разрешает разрабатывать и утверждать «свои» первичные учетные документы, формы первичных документов, которые введены уполномоченными органами на основании других федеральных законов, обязательны для применения и изменять их запрещено.

Более подробно рассмотрим экспедиторские документы и документы на перевозку груза.

Экспедиторские документы

Для подтверждения расходов по договору транспортной экспедиции нужны документы, подтверждающие фактическое оказание услуг.

Обратимся к Гражданскому кодексу, который регулирует порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции являются экспедиторские документы, которые нужно оформлять в установленном порядке в соответствии со следующими нормативными актами:

  • Законом от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»;
  • Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554;
  • приказом Минтранса России от 11 февраля 2008 г. № 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов».
Читайте также:  Как оформить ИП на двух человек?

К экспедиторским документам относятся:

  • поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
  • экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
  • складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

Бланки для этих документов можно найти в Приказе Минтранса РФ № 23.

Перевозка грузов

Факт заключения договора перевозки груза подтверждает транспортная накладная, составленная строго по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 (письмо Минфина от 28 августа 2018 г. № 03-03-06/1/61110). Товарная накладная по форме ТОРГ-12 для этого не подходит.

Она не свидетельствует о доставке товара, а только о его сдаче-приемке (письмо Минфина от 21 декабря 2017 г. № 03-03-06/1/85703).

Если в транспортной накладной нет итоговой стоимости перевозки, в дополнение к ней следует составить первичный документ, в котором она определена.

Таким документом может быть УПД (письмо ФНС от 10 августа 2018 г. № АС-4-15/15570@).

Если же транспортной накладной у вас нет, списать расходы на перевозку не выйдет.

Таким образом, только если необходимые документы будут в наличии и оформлены по всем правилам, расходы по соответствующему договору можно будет учесть в расходах при налогообложении прибыли.

Документы, косвенно подтверждающие расходы

К косвенно подтверждающим затраты расходам Минфин в письме от 14 августа 2020 г. № 03-03-06/3/71659 отнес:

  • таможенную декларацию;
  • приказ о командировке;
  • проездные документы;
  • отчет о выполненной работе в соответствии с договором.

Добавим, что экономическим обоснованием расходов на оплату труда в виде страховых платежей по договорам личного страхования сотрудников является то, что между компанией и работниками установлены трудовые отношения (см. письмо Минфина от 5 мая 2014 г. № 03-03-06/1/20922). Кассовым чеком можно подтвердить только факт совершения расхода.

И только в случае, если он содержит сведения о продавце и о покупателе (письмо Минфина от 27 сентября 2019 г. № 03-03-06/1/74455). Но для подтверждения экономической обоснованности расходов кассовый чек не годится. Для этого нужны другие документы.

Примеры того, какие документы косвенно подтверждают понесенные расходы, можно найти и в судебной практике.

Пример, приведенный ниже, иллюстрирует принцип, по которому можно подбирать доказательства расходов.

Чем можно подтвердить оказание услуг

Акт об оказании услуг подтверждает факт, стоимость, сроки выполнения работ (оказания услуг). Он необходим для подтверждения соответствия выполненных работ условиям договора.

  1. Самый простой способ подтвердить, что услуги по договору были фактически оказаны, — это двусторонний акт об оказании услуг.
  2. Чем еще, кроме такого акта, можно подтвердить факт оказания услуг?
  3. Рассмотренный судом спор касается охранных услуг.

    Доказать их оказание можно:

  • односторонним актом с доказательствами того, что его своевременно направили заказчику по юридическому адресу;
  • трудовыми договорами, в которых прописано место оказания услуг;
  • договором об оказании услуг, в котором есть пункт о том, что в случае непоступления от заказчика письменной претензии по акту указанные в нем услуги считаются оказанными в полном объеме;
  • графиками дежурств охранников на объекте.

Это все документы, косвенно подтверждающие то, что услуги по договору имели место в действительности (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 июня 2020 г. № Ф01-10160/2020 по делу № А43-22315/2019).

РАЗБОР ФСБУ 6/2020, 26/2020

Какие конкретные действия предпринять бухгалтеру, чтобы выполнить переход на новые ФСБУ правильно и своевременно? Какие проводки сделать в бухучете?

Только 31 января (понедельник) пошаговый разбор перехода на новые стандарты на трехчасовом вебинаре с Сергеем Верещагиным.

Записаться>>>

Дегустации: почему они не по вкусу бухгалтеру?

Многие организации торговли идут за поиском клиентов «в народ» и предлагают отведать новые продукты. От бухгалтера такая промо-акция требует определенных знаний в признании рекламных расходов вообще и тонкостях бухгалтерского учета и налогообложения при проведении дегустаций в частности. Вот об этом и пойдет речь.

Дегустация – рекламное мероприятие, во время которого посетители торгового зала магазина имеют возможность попробовать товар, являющийся объектом промо-акции. Ее цель – повысить интерес покупателей к данному товару. Поэтому дегустации, как правило, требуют не только расходов на сам товар, но и некоторых «декораций» и костюмов для персонала.

Где дегустировать будем?

Дегустация в торговом зале соответствует понятию рекламы как информации, распространяемой любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Кроме того, она адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»).

Однако бухгалтер должен быть бдительным: вдруг маркетологам придет идея провести «закрытое» мероприятие для избранных.

Помните, что не все розничные торговые точки имеют право проводить дегустации товаров посетителями. Согласно требованиям ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий» (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 5 июля 2001 г.

№ 259-ст), проведение дегустаций продуктов питания допустимо только предприятиями розничной торговли с площадью помещений для оказания услуг покупателям не менее 18 кв. м.

В частности, это могут быть гипер- и супермаркеты, гастрономы, специализированные продовольственные магазины.

В магазине товаров повседневного спроса или в магазине-складе, где продовольственные товары реализуются населению преимущественно оптом из транспортной тары (ящики, контейнеры и др.), проведение дегустаций недопустимо. Если дегустацию проведет «несоответствующий» магазин, то дотошный налоговый инспектор может исключить такие расходы из состава рекламных.

Дегустации в бухгалтерском учете

Начнем с того, что товары для дегустации товарами уже и не являются, поскольку товары – это часть материально-производственных запасов, предназначенная для продажи (п. 2 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утв. приказом Минфина России от 9 июня 2001 г.

№ 44н). Вот почему передача товаров для дегустации часто сопровождается их списанием со счета 41 «Товары» на счет 10 «Материалы».

Однако соответствующего требования нормативные документы не содержат, и не будет ошибкой списать отпущенные для дегустации ТМЦ непосредственно со счета 41.

Если же молочный магазин для дегустации масла приобретает хлеб, кондитерская для дегустации конфет покупает чай, салфетки, одноразовую посуду и прочее – все это по мере приобретения правильнее принимать к учету по счету 10 «Материалы».

На практике бухгалтеры торговых организаций часто ошибочно отражают дегустацию как реализацию товаров, то есть отражают в отчете о прибылях и убытках несуществующие доходы и расходы по реализации этих товаров «виртуальному» покупателю (Дебет 62 Кредит 90).

Причина в том, что, согласно статье 39 Налогового кодекса, безвозмездная передача признается для целей налогообложения реализацией. Это ведет к нарушению норм ПБУ 9/99 «Доходы организации» (утв. приказом Минфина России от 6 мая 1999 г.

№ 32н) и искажению отчета о прибылях и убытках на суммы несуществующих доходов и расходов (правда, окончательный финансовый результат от этого не страдает).

Правильнее отразить операцию всего одной записью:

Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит 10 «Материалы» (41 «Товары») — списаны использованные при дегустации ТМЦ.

Принципиальный процент

Расходы на дегустацию признаются в том периоде, когда они проводились, и являются нормируемыми рекламными расходами отчетного (налогового) периода. Признаются они в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации (п. 4 ст. 264 НК РФ).

Экономически оправданные расходы: понятие и критерии

  • автор ответа,
  • ВОПРОС
  • Исходя из требований статьи 221, 252 НК РФ основными критериями, которым должны соответствовать расходы предприятия, — это экономическая оправданность.

Что считать экономически оправданными расходами, а, что — экономически не оправданными? Есть ли такие критерии, где они зафиксированы?

ОТВЕТ

На сегодняшний момент понятие «экономическая оправданность и обоснованность» является оценочным.

Законодательно невозможно предусмотреть подробную детализацию всех расходов налогоплательщика, которые он может учесть в целях расчета налога на прибыль в зависимости от вида осуществляемой им экономической деятельности.

Как признал Конституционный Суд РФ, такая мера привела бы к ограничению прав налогоплательщика по самостоятельному определению возможного отнесения тех или иных затрат к расходам в целях налогообложения.

Критерии экономической обоснованности расходов позволяет выделить лишь анализ судебной практики.

ОБОСНОВАНИЕ

1. Расходы являются оправданными и экономически обоснованными, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом имеет значение лишь цель и направленность такой деятельности а не ее результат.

2. Экономическая оправданность расходов не может оцениваться исходя из их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.

3. Целесообразность, рациональность, эффективность финансово-хозяйственной деятельности вправе оценивать лишь налогоплательщик единолично, поскольку он осуществляет деятельность самостоятельно и на свой риск. Так, исходя из принципа свободы предпринимательской деятельности суды не призваны проверять экономическую целесообразность принимаемых налогоплательщиком решений в сфере бизнеса.

4. Все произведенные организацией расходы изначально предполагаются обоснованными. Доказать их необоснованность должны именно налоговые органы.

Необоснованные расходы — это затраты, которые не являются экономически оправданными.

Вот несколько причин, по которым налоговый орган может попытаться признать расходы необоснованными:

  • они не привели к получению доходов;
  • в результате этих расходов компания получила убыток;
  • размер расходов не соответствует финансовому положению организации;
  • расходы не связаны с основными видами деятельности компании;
  • куплено слишком дорогое имущество, например люксовый автомобиль, сделан дизайнерский ремонт в офисе.
  1. Экономическая оправданность понесенных расходов оценивается проверяющими инспекторами исходя из субъективных представлений о содержании и смысле хозяйственной деятельности предприятия.
  2. Учитывая изложенное, экономическая оправданность и обоснованность тех или иных расходов оценивается в каждом конкретном случае налогоплательщиком самостоятельно.
  3. Судебными органами давно выработан подход, согласно которому все произведенные налогоплательщиком расходы изначально предполагаются обоснованными, поскольку, осуществляя деятельность на свой страх и риск, только налогоплательщик вправе оценивать ее целесообразность, рациональность и эффективность
  4. В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
  5. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
  6. Экономическая оправданность расходов — частая причина споров с налоговыми органами, которые толкуют это понятие широко.
  7. Необоснованные расходы — это затраты, которые не являются экономически оправданными.
  8. Вот несколько причин, по которым налоговый орган может попытаться признать расходы необоснованными:
  • они не привели к получению доходов;
  • в результате этих расходов компания получила убыток;
  • размер расходов не соответствует финансовому положению организации;
  • расходы не связаны с основными видами деятельности компании;
  • куплено слишком дорогое имущество, например люксовый автомобиль, сделан дизайнерский ремонт в офисе.

Так, например, приобретение организацией с ежемесячными оборотами порядка 90 000 руб. автомобиля стоимостью 3 000 000 руб. наверняка вызовет вопросы у налоговых органов. Также не оставит равнодушными инспекторов ситуация, когда убыточная компания приобретает консультационные услуги, стоимость которых в десятки раз превышает сумму ее выручки.

В приведенных примерах налицо явное несоответствие понесенных расходов финансовому состоянию дел организации. Однако даже этот факт не означает, что ваши расходы автоматически можно признать экономически необоснованными. В первую очередь потому, что критерия «соответствие понесенных расходов финансовому положению налогоплательщика» в Налоговом кодексе РФ нет.

Зачастую экономическая оправданность понесенных расходов оценивается проверяющими инспекторами исходя из субъективных представлений о содержании и смысле хозяйственной деятельности предприятия: не принимаются во внимание стратегия его развития, сложившиеся отношения с контрагентами, рисковый характер предпринимательской деятельности и прочие факторы. Причем многочисленная судебная практика по этому вопросу не раз обращала внимание на то, что при оценке экономической оправданности нужно исходить из конкретных обстоятельств финансово-экономической деятельности организации.

Обоснованность расходов должна оцениваться с учетом намерений налогоплательщика получить экономический эффект, а не с точки зрения целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.

Фас в сми: качество услуг комбинатов школьного питания станет важнее дешевизны контрактов

За последние несколько лет сотрудники Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) выявили шесть сговоров на рынке соцпитания Петербурга. Из-за чего данная сфера считается самой картелизированной в экономике города.

В связи с этим Александр Жемякин, возглавляющий комитет по госзаказу Петербурга, предложил ряд нововведений, которые могут лишить некоторые частные комбинаты питания выгодных соглашений, полученных путем сильного занижения цен.

Жемякин считает, что необходимо доработать систему госзакупок. В частности, одно из ключевых изменений может коснуться критериев оценки пищевиков, участвующих в торгах на поставку питания в школы и детские сады.

По словам главы комитета, он вместе со своими коллегами проанализировал петербургские контракты с сильно заниженными ценами относительно стартовой (НМЦК). Внимание специалистов было уделено исключительно сфере социального питания.

Выяснилось, что избавиться от проблемы «мегадемпингеров» можно.

Для этого необходимо в постановлении правительства, устанавливающем критерии оценки заявок от поставщиков, поменять соотношение с 60:40 на 40:60, то есть увеличить вес неценовых критериев.

Также Жемякин обратил внимание на другую проблему. Согласно действующему законодательству, поставщику засчитывается только один контракт. Поэтому, если он выполнил сотню небольших соглашений на сумму в миллион рублей каждый, у него нет права бороться за более крупные тендеры.

Предложенные Жемякиным меры внесут большие изменения в работу поставщиков питания, злоупотребляющих демпингом и нарушающих антимонопольное законодательство в рамках создания конкурентной среды. В частности, трудности с получением новых соглашений могут возникнуть у «Артис-детское питание», так как пищевик не раз прибегал к демпингу ради победы на тендерах.

В начале текущего года вышеупомянутый комбинат заключил контракты на организацию питания во всех школах Колпинского района. Причем подписаны соглашения были не только с комитетом по госзаказку, но и с местной администрацией.

Согласно законодательству, в контрактах со стартовой ценой более 40 млн в роли заказчика выступает комитет, который и контролирует закупку. Если же речь идет о соглашении суммой от 3 до 40 млн, то поставщика выбирают чиновники из районной администрации.

В остальных случаях с представителями пищевика договаривается руководство школы.

В каждом из контрактов, заключенных «Артисом», была существенно снижена НМЦК. Например, в одном из двух тендеров для общеобразовательных учреждений Колпино начальная цена, составлявшая свыше 106 млн рублей, была снижена на 21%, а в другом — на 41%.

Но это еще не максимум. По данным СМИ, в нескольких контрактах, заключенных напрямую с администрацией Колпинского района, снижение цены и вовсе составило 60%.

Одержать победы на тендерах, не прибегая к такому серьезному демпингу, пищевик «Артис-детское питание» не сумел бы из-за низких баллов по неценовому критерию отбора.

Для сравнения, его конкурент «Торговый дом «Ленинградский» набрал в этой части конкурса 25 баллов, тогда как сам «Артис» всего лишь 16 баллов.

Однако более высокий балл по ценовому критерию помог поставщику одержать итоговую победу.

Как верно отметил Жемякин, на данный момент при распределении заявок приоритет отдается ценовому критерию — в процентном соотношении 60 на 40. В Колпино соотношение и вовсе составило 70 на 30. Об этом свидетельствует конкурсная документация.

Иными словами, получается, что пищевик, предложивший наиболее низкую цену, практически гарантирует себе победу на торгах. Внесение изменений в систему госзакупок изменит ситуацию, так как приоритет будет отдаваться неценовому критерию, включающему в себя деловую репутацию, опыт компании и прочее. В этом случае комбинат «Артис-детское питание» рискует и вовсе остаться без контрактов.

Вышеперечисленные нововведения помогут решить и другие проблемы. Так, детей перестанут кормить обедами себестоимостью 62 рубля за порцию при рекомендованной правительством цене в 173 рубля. Упор при организации питания будет сделан на качество, а не финансовую выгоду.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *