Поставщики смогут чаще жаловаться в ФАС

В случае обнаружения нарушений законодательства или несоблюдения указанных в документации правил, связанных с проведением тендера, любой участник торгов имеет право подать жалобу.

Для этого нужно сначала обратиться в ФАС, а потом в Арбитражный суд (под обращением подразумевают подачу жалобы в Федеральную антимонопольную службу).

 Если же вы не укладываетесь в сроки, можете написать сразу в Арбитражный суд.

Федеральная антимонопольная служба — это ведомство, которое занимается задачами по контролю соблюдения законодательства в отношении конкуренции на различных видах рынка.

Поставщики смогут чаще жаловаться в ФАС

Порядок подачи жалобы в ФАС

Если вы решили подать жалобу в ФАС по 44 ФЗ или 223 ФЗ самостоятельно (без помощи профессионалов), то для достижения положительных результатов, вам можно придерживаться следующей последовательности действий:

  1. Предварительный этап. Для того чтобы определить, есть ли повод для подачи жалобы, вам будет полезно изучить Федеральные законы и статьи Гражданского кодекса России, относящиеся к сфере проведения торгов. Однако, некомпетентному человеку будет довольно проблематично разобраться в этом. Осознавая данный факт, участники торгов всё чаще предпочитают обращаться к специалистам в данной области.
  2. Подготовка. На официальном сайте ФАС вы можете найти и заполнить шаблон обращения. В ней должны быть изложены:— суть претензии, подтверждённой соответствующими документами. Если таковых нет, вы можете указать, у кого их можно получить;— информация о тендере, в ходе которого вы заметили нарушения;— информация о вашей организации (анонимные жалобы рассматриваться не будут);— максимально полная информация о заказчике.Жалоба обязательно должна быть подписана руководителем вашей компании.
  3. Подача. В течение 7-10 дней обращение в письменном виде передается в ФАС. Копия отправляется также в компанию, в чьих действиях было, на ваш взгляд, найдено нарушение.
  4. Проверка. Как только обращение поступает в ФАС, оно регистрируется и публикуется на её ресурсах. С этого момента в течение 5 рабочих дней ФАС рассматривает ваше заявление.
  5. Итоги. После рассмотрения жалобы ФАС может посчитать её необоснованной, а также удовлетворить частично. Конечно же, самый желаемый результат – полное удовлетворение. В этом случае производится расследование процедуры проведения закупки, и может быть принято решение о признании результатов тендера недействительными с возбуждением дела о нарушении антимонопольного законодательства. Кроме того, вам стоит быть готовым к тому, что заказчик, в свою очередь, может подать иск на ФАС.

Сложности, которые могут возникнуть при подаче жалобы в ФАС

Итак, подача жалобы в ФАС на заказчика — дело непростое.

Чтобы достичь положительных результатов, вам стоит обратить внимание на сложности, которые чаще всего возникают при этом:

  1. Проблемы, проявляющиеся в неумении определить и чётко выразить суть претензии (в результате пробелов в знаниях законодательства);

  2. Пропуск или неверное указание необходимой информации;

  3. Некорректное указание информации о вашей компании, а также о заказчике;

  4. Неверное указание адреса для передачи;

  5. Сложности при подготовке документации, необходимой для доказательства факта нарушения;

  6. Неверное установление территориальной и функциональной подведомственности органа, в который следует обращаться;

  7. Несоблюдение сроков подачи.

Таким образом, процесс подачи жалобы в ФАС в электронном виде достаточно сложный. Если вы решите заниматься этим самостоятельно, вам будет необходимо изучить большой объём информации и, возможно, придётся обойти немало подводных камней.

Также есть второй вариант — обратиться к профессионалам, которые приобрели в этой области достаточно большой опыт. Обычно этот вариант выбирают люди, которые ощущают нехватку свободного времени и не желают рисковать. А какой путь больше подойдёт для вашей компании, решать только вам.

© ООО МКК «РусТендер» 

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника — tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Фас в сми: фас ответила на распространенные жалобы поставщиков

Поставщики часто жалуются на проблемы, с которыми сталкиваются в закупках. Начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС России Артем Лобов рассказывает, как поставщики могут их избежать и куда обращаться в наиболее запущенных случаях.

Проблема 1: Слишком сложные правила.

Большинству поставщиков трудно принять участие в закупке и правильно оформить документы, т.к. действует много разных правил. Сферу закупок в России регулирует сразу несколько законов: ГК РФ, 44-ФЗ, 223-ФЗ, 275-ФЗ, которые часто меняются.

Действует множество постановлений правительства, которые регулируют разные нюансы – закупки у МСП, преференции для российских товаров и т.д. В эти документы часто вносят изменения, принимают новые, поэтому небольшим компаниям, которые не могут содержать штат юристов, сложно отследить все актуальные правила.

Плюс заказчики по 223-ФЗ регулируют свои закупки самостоятельно, у каждого есть положение со своим сводом правил.

Ответ ФАС:

— Указанное обстоятельство не является препятствием к участию в закупках, поскольку наличие нормативно-правовых актов или документов в той или иной сфере свидетельствуют об эффективном законодательном регулировании.

К тому же все перечисленные нормы являются гарантиями соблюдения прав и законных интересов, в том числе самих поставщиков.

Следует понимать, что многие изменения в документы вносятся с главными целями – обеспечить гласность и прозрачность закупочных процедур, а также развить и обеспечить конкуренцию.

Действительно, согласно 223-ФЗ заказчик вправе установить требования исключительно к участникам закупки. Но и к ним применяются множество нормативно-правовых актов, которые устанавливают такие принципы, как равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки.

В большинстве своем все постановления правительства не мешают поставщикам участвовать в закупках, а в большинстве случаев – упрощают закупочный процесс. Причем вовсе необязательно иметь штат юристов для отслеживания законодательных изменений – закупочное законодательство идет в ногу со временем и отвечает на новые технологические вызовы.

В перспективе, систему закупок ждет максимальная унификация и автоматизация.

Проблема 2: Заказчики работают только со «своими».

Многие заказчики работают только со «своими» поставщиками и не хотят работать с новичками. По словам поставщиков, доходит до того, что участвовать в закупках госкомпаний бессмысленно, т. к.

результат известен заранее. Заказчики «затачивают» документацию под конкретного поставщика, который и выигрывает закупку.

Как правило, это постоянный поставщик заказчика, с которым он привык работать и не рассматривает других.

Ответ ФАС:

— В России действует Закон о защите конкуренции, который направлен на расширение конкуренции, возможности участия в закупках неограниченного круга лиц.

Закон в полной мере позволяет «новым игрокам», которые соответствуют установленным в закупочной документации требованиям, выйти на соответствующие закупки.

В противном случае, участники, чьи права и законные интересы нарушены действиями или бездействием заказчика, имеют право на их обжалование в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Проблема 3: Заказчики ограничивают число участников закупок.

Даже более открытые заказчики сознательно ограничивают число участников закупок, если речь идет о крупных контрактах. Зачастую в документации устанавливаются избыточные требования к условиям и срокам поставки, в результате соответствовать им может лишь ограниченное число лиц, а то и вовсе лишь один участник.

Ответ ФАС:

— Если у поставщика есть факты, свидетельствующие о нарушение 223-ФЗ, то он вправе обратиться в ФАС с жалобой, опять же, согласно статье 18.1 Закона о защите конкуренции. Комиссия ФАС оперативно решает такие споры.

К примеру, в начале 2019 года поступила жалоба от компании ООО «Северная энергетическая компания» на ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 183/ОАЭ-ДКСС/19 на право заключения договора на поставку инженерного и технологического оборудования для объектов капитального строительства ОАО «РЖД». Начальная цена контракта составляла около 140 млн руб.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссия ФАС выявила, что заказчик предъявил к участникам закупки излишние требования, которые ограничивают конкуренцию и противоречат положениям 223-ФЗ.

В частности, ОАО «РЖД» требовало у участников закупки наличие опыта по предмету закупки, а также требование о том, что участник закупки должен являться производителем либо обладать правом поставки оборудования по предмету закупки.

Читайте также:  Выход участника из ООО, пошаговая инструкция

Установление излишних и неправомерных требований в документации, а также ограничение допуска участников к закупке противоречат положениям 223-ФЗ, в частности не соответствуют принципу равноправия участников закупки.

  • Проблема 4: Заказчики задерживают оплату.
  • На рынке много неблагонадежных заказчиков, которые задерживают оплаты выполненных работ или вообще не могут заплатить после поставки товара/выполнения услуг.
  • Ответ ФАС:

— Контроль исполнения договора не входит в компетенцию ФАС России. Споры, возникающие в рамках исполнения обязательств по договору, носят гражданско-правовой характер и могут быть разрешены в судебном порядке.

При этом для защиты субъектов малого и среднего предпринимательства по постановлению Правительства № 1352 «Об особенностях участия субъектов МСП» у заказчика есть обязанность – установить в закупочной документации положение о предельном 30-дневном сроке оплаты исполненных обязательств по договору в рамках 223-ФЗ.

Постановление, кстати, устанавливает субъектам МСП особый статус для участия в закупках. К примеру, там прописан исчерпывающий перечень документов, которые заказчики вправе потребовать от участника закупки, чтобы подтвердить статус субъекта МСП.

Проблема 5: поставщика никто не защищает.

Поставщика в закупках никто не защищает. Часто он остается один на один с неблагонадежным заказчиком. теряет время и деньги.

Ответ ФАС:

— Определенно это утверждение миф. Для защиты своих прав и законных интересов участники закупок вправе обратиться в ФАС России с жалобой на действия или бездействие субъектов контроля 223-ФЗ в соответствии с требованиями, установленными статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, а также в судебном порядке в соответствии с требованиями арбитражно-процессуального законодательства.

Как жаловаться в ФАС в закупках по 223-ФЗ

Статья актуальна на 19 апреля 2019

ФАС рассматривает жалобы поставщиков по 223-ФЗ в соответствии с законодательством о госзакупках, однако в этом процессе есть свои нюансы, о которых мы расскажем в статье.

На кого можно жаловаться

Тут никаких отличий от 44-ФЗ нет. В ч. 10 ст. 3 223-ФЗ сказано, что участник закупки может жаловаться на:

  • заказчика,
  • закупочную комиссию,
  • ЭТП.

Жалобу отправляйте в территориальный ФАС по месту нахождения заказчика или его филиала. Центральное управление ФАС рассматривает только жалобы на закупки дороже 1 млрд руб.

Кто может жаловаться

По 223-ФЗ жаловаться до окончания срока подачи заявок могут все желающие. После того, как окончен срок подачи заявок, жаловаться могут только участники закупки.

В некоторых регионах судьи считают, что обжаловать содержание документов закупки в ФАС могут только те поставщики, которые подавали заявки. Остальные организации или физлица могут обжаловать только те нарушения, которые связаны с размещением информации о закупке и порядком подачи заявок.

Считаем, что это не очень логично, так как ошибки или нарушения в документах мешают корректно подать заявку. Рекомендуем в первую очередь подавать запрос на разъяснения, а если ответ заказчика не прояснит ситуацию, то жаловаться в ФАС, упомянув в документе, что ответ заказчика не удовлетворил вас.

Нюансы

  • Действия/ бездействие, на которые вы жаловались, должны нарушать именно ваши права или интересы.
  • Если закупка состояла из лотов, то участник может обжаловать нарушения только по тому лоту, в котором участвовал.

На что можно жаловаться

В отличие от 44-ФЗ список причин для жалоб по 223-ФЗ ограничен. Жаловаться можно, если заказчик проводит закупку с нарушением 223-ФЗ или своего положения о закупке:

  • Не разместил в ЕИС положение о закупке, правки в него, информацию о закупке, о договорах или опубликовал документы с нарушением сроков.
  • Провел закупку, не включенную в план-график.
  • Предъявил к участникам закупки требования, которые не предусмотрел в положении.
  • Не разместил отчет об объеме закупок у малого и среднего предпринимательства.

Обязательного шаблона жалобы нет, в документе просто указывают:

  • Информацию о заявителе и заказчике (название, контакты),
  • Номер извещения о закупке,
  • Собственно суть жалобы,
  • Список приложений, если они есть.

Нюансы

  • Проверьте, попадает ли ваша жалоба под основания, установленные законом. Иначе ФАС просто вернет ее без рассмотрения.
  • ФАС рассмотрит только те нарушения, которые были описаны в жалобе (ч.13 ст. 3 223-ФЗ). Даже если сотрудник заметит еще какое-то нарушение за рамками вашей жалобы, он не может провести по нему проверку. Перечисляйте в жалобе все нарушения, которые заметили.
  • Нарушения антимонопольного законодательства в соответствии с главой 9 135-ФЗ «О защите конкуренции» не являются основанием для подачи жалобы в рамках торгов по 223-ФЗ.

В какие сроки рассмотрят жалобу

Подать жалобу нужно в течение 10 дней после публикации итогового протокола. До рассмотрения жалобы закупку приостанавливают и заказчик не сможет заключить контракт.

Как и в 44-ФЗ, жалобы поставщиков по 223-ФЗ ФАС рассматривает достаточно быстро. В январе 2019 года ФАС опубликовала разъяснение в Письме № ИА/4073/19 от 23.01.

2019 о том, в какие сроки ведомство обязано рассмотреть жалобу:

  • За 3 рабочих дня ФАС принимает решение: возвращать жалобу или рассматривать.
  • За 7 рабочих дней рассматривает жалобу по существу (ч. 14 ст. 18.1 135-ФЗ).

Если жалобу перенаправляют в другой территориальный орган ФАС, сроки для рассмотрения не приостанавливают, то есть считают их с даты, когда жалоба поступила в первое отделение, которое решило переадресовать обращение.

Но вот жалобы на нарушения антимонопольного законодательства (подозрение на сговор заказчика и поставщика, например) рассматривают в течение 1 месяца (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).

Что поможет отстоять свои права?

Перед тем, как жаловаться на действия заказчика или комиссии, рекомендуем в первую очередь внимательно прочитать документы закупки и положение о закупках заказчика. Возможно, заказчик действует по правилам, которые сам и установил. 223-ФЗ многое разрешает.

Посмотрите примеры

Также хорошо бы почитать, в чью пользу решает ваш региональный ФАС ситуацию, на которую вы хотите пожаловаться. Все решения сейчас аккумулируют на этом сайте: https://br.fas.gov.ru/. Ищите по региону, ключевым словам и номеру закона.

Пример полезен вам в двух случаях:

  • Если решение выносят в пользу поставщика, используйте текст жалобы как шаблон.
  • Если в пользу заказчика, не тратьте время на подачу жалобы.

Четко обосновывайте свою позицию

Шансы на то, что жалобу признают обоснованной, возрастают, если жалоба будет:

  • краткой и четкой,
  • со ссылками на нормативно-правовые акты, но без длинных цитат из закона.

К жалобе нужно приложить документы, которые помогут подтвердить ее обоснованность. На практике часто прилагают положение о закупке заказчика, скриншоты с ЭТП или ЕИС, ответы заказчика на разъяснения.

Используйте «Независимый регистратор» в электронных закупках

В жалобах на ЭТП и на противоконкурентные действия поможет специальная программа, которая фиксирует все действия пользователя на влсьми федеральных электронных площадках. Она бесплатная, называется «Независимый регистратор», ее можно скачать из ЕИС (зайдите в раздел «Информация для пользователей», найдите вкладку «Независимый регистратор»). С ее помощью можно:

  • Доказать, что на площадке были технические проблемы, которые не позволили вам сделать ценовое предложение, подписать контракт и т.д.
  • Вывести на чистую воду недобросовестных конкурентов. Например, если зафиксировать, как одни и те же две компании снижают цену, чтобы дать выиграть третьему участнику (таран).

Штрафы, которые ждут заказчиков за нарушения, описаны в статье 7.32.3 КоАП, например:

За извещение не по правилам и за требования, которых нет в положении о закупках, — от 5 до 10 тыс. рублей на юрлицо.За неразмещение в ЕИС обязательной информации о закупке — от 100 до 300 тыс. руб. на юрлицо.

Источник: kontur.ru

Как малому бизнесу случайно не стать монополистом

Даже если у вас мелкий бизнес или вы председатель ТСЖ, есть риск, что вы нарушите антимонопольное законодательство и вас признают монополистом.

Андрей Бушин

не вступает в сговоры

Профиль автора

Монополисты контролируют рынок и поэтому считаются врагами честной конкуренции. Это не обязательно транснациональные корпорации с многомиллиардной прибылью, нефтяные компании или ИТ-гиганты — скорее наоборот.

До 2016 года Федеральная антимонопольная служба — ФАС — признавала монополистами и штрафовала в основном малый и средний бизнес: их доля составляла около 65%. Стать монополистом мог даже предприниматель из деревни — просто из-за того, что поставляет электроэнергию по собственным энергосетям.

Сейчас ситуация немного изменилась, но под антимонопольное законодательство по-прежнему подпадают любые организации — неважно, какого размера и назначения. В том числе мелкий бизнес и вообще некоммерческие общества.

Например, к штрафу от ФАС могут привести неконкурентные соглашения или картельный сговор между предпринимателями, даже если их бизнес совсем небольшой. Так, ФАС посчитала, что два предпринимателя создали картель: они предлагали попрыгать на батутах за одинаковую цену — 50 Р.

Читайте также:  Можно ли выставлять штендеры на тротуар возле исторического здания, где мы арендуем помещение?

В итоге каждого предпринимателя ведомство оштрафовало на 20 000 Р, но суд штраф отменил.

Чтобы понять, как работает антимонопольное законодательство, чем занимается ФАС, за что штрафует и за чем следит, сперва нужно разобраться в терминах.

Конкуренция — это соперничество между предпринимателями, которые предлагают одинаковые или схожие товары и услуги на одном рынке, например на рынке парикмахерских услуг.

В ходе конкуренции предприниматели могут улучшать качество своих товаров и услуг, рекламировать их, привлекать потребителей ассортиментом и ценой.

Потребители могут выбирать лучшие для себя предложения — так выявляется спрос на товары и услуги и их рыночная цена.

Не всегда предприниматели соперничают честно. Некоторые, например, вводят потребителей в заблуждение рекламой. Другие вступают в сговоры. А некоторые, используя свое превосходство на рынке, устанавливают только выгодные им цены и так убирают соперников с рынка. Все это нарушает антимонопольное законодательство.

Такое объявление одна крупная торговая сеть дала на своем сайте. Оно не соответствовало действительности и вводило потребителей в заблуждение. Источник: ppt-online.org

Монополисты — это компании, которые предлагают уникальный товар, не имеющий альтернатив для потребителя, или занимают доминирующее положение на рынке, то есть его основную часть.

Благодаря своему положению монополисты могут контролировать рынок, например устанавливать цены без оглядки на спрос. Конкурентов, способных им помешать, нет.

Из-за компаний-монополистов потребители могут переплачивать за некачественный товар просто из-за того, что другого такого нет. Конкуренты монополистов могут моментально банкротиться, например из-за демпинга: монополист может продавать товар по ценам ниже рыночных, а новая компания в таких условиях не выживет.

Сама по себе монополия не абсолютное зло. Быть монополистом не преступление, запрещается лишь злоупотреблять своим доминирующим положением. Например, РЖД принадлежат практически все железные дороги в России, компания контролирует рынок железнодорожных перевозок и входит в реестр естественных монополий.

Естественные монополии занимают доминирующее положение на рынке из-за технологических особенностей производства.

Обычно это компании, которые управляют сложной инфраструктурой, например водоснабжением, электроснабжением, железными дорогами. Повторное создание таких инфраструктур экономически неоправданно или невозможно технически.

А конкуренты будут скорее мешать естественным монополиям удовлетворять спрос на том же рынке и, наоборот, повышать цены.

Когда РЖД включила постельное белье в стоимость пассажирского билета на поезда дальнего следования, ФАС посчитала это навязыванием услуг пассажирам. Дело дошло до Высшего арбитражного суда, который в итоге признал действия перевозчика законными.

Неконкурентные соглашения — это договоренности между участниками рынка, которые могут привести к ограничению конкуренции. Например, участники отказываются от соперничества друг с другом на каких-то условиях или создают другим конкурентам дополнительные барьеры для входа на рынок.

Картельный сговор — это один из видов неконкурентных соглашений: когда участники одного рынка договариваются о ценах покупки или продажи товаров или услуг, а также об объеме предложения на рынке. С помощью таких соглашений участники картельного сговора могут влиять на цены.

Картельный сговор сам по себе вне закона: из-за картелей могут пострадать потребители и конкуренты, которые не участвуют в сговоре. К примеру, картель может сперва занизить цены на свои товары, чтобы выгнать с рынка неугодных конкурентов, а затем эти цены повысить и заставить потребителей переплачивать.

Не все экономисты согласны, что с картелями нужно бороться, ведь все они носят временный характер. Кроме того, даже противники картелей признают некоторые из них, например ОПЕК, где крупнейшие экспортеры договариваются об объеме нефти на рынке и так влияют на уровень цен. То есть цены на нефть во многом устанавливают не потребители и не конкуренция, а производители.

Честную конкуренцию в России охраняет ФАС. Ведомство выявляет монополистов и пресекает их злоупотребления: выдает предписания, штрафует, а в некоторых случаях даже передает дела в следственный комитет.

Российская ФАС лидирует среди всех антимонопольных регуляторов мира и по количеству возбужденных дел, и по списку полномочий. Дело в том, что ФАС преследует даже малый бизнес и ТСЖ. Расскажу как.

Российское ведомство — мировой рекордсмен по расследованиям. Источник: интервью главы ФАС Игоря Артемьева для портала «Право-ру»

За то, что ФАС признавала монополистами представителей малого и среднего бизнеса, ведомство критиковали ученые, представители бизнеса и юристы.

Они писали аналитические статьи на эту тему и высмеивали действия ФАС.

В 2014 году вышла брошюра «От батутов до попкорна: 100 псевдомонополистов современной России», где собраны 100 неожиданных случаев из практики ФАС. Часть из них я использую в этой статье в качестве примеров.

То есть если выручка вашего бизнеса меньше 400 млн рублей в год, монополистом вас не признают. Но до сих пор случается, что микропредприятия ущемляют интересы многомиллиардных компаний — тогда ФАС может посчитать, что даже крупные корпорации страдают от монополистического произвола мелкого бизнеса.

Доля компании на рынке рассчитывается чаще всего из объема продаж или поставок. Например, если больше 50% всех продаж на рынке осуществляет одна компания, ее могут признать монополистом.

Иногда стать монополистом можно, даже если занимать меньше половины рынка: когда положение компании не меняется или ее доля на рынке все равно больше долей конкурентов. Например, если на рынке действуют три игрока, у двух из них по 26% рынка, а у третьего — 48%.

Границы рынков. Чтобы посчитать долю компаний на рынке и выявить монополистов, нужно понять, где этот рынок начинается и заканчивается, — определить его границы. Именно способ определять границы рынков отличает ФАС от зарубежных антимонопольных служб: ФАС может посчитать отдельным рынком лифт или даже компьютерную программу.

Вот еще пример.

ФАС до сих пор определяет границы рынка по-своему, но небольшие компании признать монополистами из-за этого уже не получится.

В зоне риска только небольшие естественные монополии и компании, чья прибыль больше 400 миллионов в год.

Поэтому крупному бизнесу и, например, владельцам небольших участков железных дорог, как из примера выше, нужно быть внимательными: собственность может оказаться целым рынком, а собственник — монополистом.

Покажу на примерах, какие действия монополистов ФАС считает незаконными.

Демпинговые дела монополистов остаются очень сложными для ФАС: трудно отделить их от обычных скидочных войн компаний и при этом доказать доминирующее положение фирмы. Так, ведомство не раз пыталось выявить монопольно низкие цены у туроператоров, даже создавало специальные рабочие группы по туризму, но пока тщетно. Поэтому демпинг чаще обнаруживают в картелях — об этом расскажу дальше.

Сегодня за такую прибыль предпринимателя не признают монополистом из-за иммунитетов. Но для крупных фирм риски сохраняются.

Так, в 2017 году ФАС завела дело о монопольно высоких ценах в отношении «Бургер-кинга», «Му-му» и «Шоколадницы». Ведомство выяснило, что эти компании установили и поддерживали монопольно высокие цены в аэропортах Подмосковья. Антимонопольщики сравнили цены на еду в этих заведениях на территории аэропортов и в других точках и пришли к выводу, что в аэропортах цены значительно выше.

Еще в ходе внутриведомственного разбирательства «Бургер-кинг» и «Му-му»  снизили цены. А в отношении «Шоколадницы» дело было прекращено, поскольку кафе работало себе в убыток и в меню были представлены блюда из разных категорий, а цены в аэропортах и вне их были сопоставимы.

Как не стать монополистом. Если выручка вашей компании меньше 400 миллионов рублей, беспокоиться не о чем: на вас распространяется иммунитет на признание монополистом.

Но если выручка больше, следите за тем, чтобы не занимать больше 50% рынка, на котором предлагаете товары или услуги.

Как вести бизнес по законуИ зарабатывать больше на своем деле. Подпишитесь на ежемесячную рассылку для предпринимателей и получайте важные статьи и новости о бизнесе

Вступить в картели может любой бизнес — независимо от размеров. Антимонопольный иммунитет для малого и среднего бизнеса не коснулся картельных сговоров.

После того как ФАС запретили возбуждать дела о злоупотреблении доминирующим положением против малого и среднего бизнеса, количество дел по картельным сговорам стало резко расти. В 2017 году их число увеличилось на 8%, в 2018 — на 13%, а в 2019 — еще на 20%: ФАС возбудила 926 дел. По оценкам экспертов, около 80% из этих дел касались малого бизнеса.

Доля дел ФАС России по соглашениям, 2015 год. Источник: Deloitte

Доля дел ФАС России по соглашениям, 2015 год. Источник: Deloitte

Иногда компании из одной отрасли объединяются в ассоциации для совместного лоббирования своих интересов. Так поступили три швейные фабрики в Челябинской области.

Также картелями не считаются договоры франшизы и любые договоры об использовании результатов интеллектуальной деятельности. Например, если вы продадите кому-нибудь свое ноу-хау, картелем это не назовут.

Например, директор фабрики из примера выше, который подписал протокол вступления в ассоциацию, мог заплатить 50 000 Р штрафа. А если бы в результате такого сговора удалось получить 30 млн рублей, директор мог сесть в тюрьму на 6 лет.

Как не вступить в картельный сговор. Риск стать правонарушителем есть у любой компании и предпринимателя, если они действуют на одном товарном рынке. Иммунитет касается только неконкурентных соглашений между компаниями на несмежных рынках с оборотом менее 400 миллионов в год.

Поэтому, чтобы не вступить в картельный сговор, не договаривайтесь о ценах и разделе рынка с конкурентами и не координируйте между собой объем товаров и услуг.

Примерно 86% картельных сговоров ФАС выявляет на государственных закупках. Для участия в них необходимо зарегистрироваться на электронных площадках, купить ЭЦП, открыть спецсчет и т. д.

Читайте также:  Как оформить восстановление по суду участника в ООО?

Как не вступить в картель на госзакупках. Чтобы не попасть на штраф, никогда не участвуйте в торгах совместно: это незаконно.

В России с вертикальными соглашениями нужно быть предельно аккуратным.

Если расходы на товары или услуги либо выручка от их реализации превышают 75% совокупной выручки правонарушителя от реализации всех товаров и услуг, штраф составит от 0,2 до 2% всей выручки правонарушителя, но не менее 50 тысяч рублей.

Как не нарушить закон вертикальным соглашением. Не заключайте вертикальные соглашения, которые устанавливают цену перепродажи товара, если только это не максимальная цена для потребителя. Не запрещайте перепродавать товар своим конкурентам.

Если ваша доля на рынке меньше 20% или вы заключаете договор франшизы, опасаться нечего.

Товарищества собственников жилья — это не бизнес, поэтому иммунитет их не коснулся. На ТСЖ в полной мере продолжает распространяться антимонопольное законодательство.

По мнению Global Competition Review, ФАС России в 2019 году вошла в десятку лучших антимонопольных регуляторов. Один из критериев эффективности — количество инициированных дел. Источник: книга Алексея Ульянова «Антимонопольное регулирование в России»
По мнению Global Competition Review, ФАС России в 2019 году вошла в десятку лучших антимонопольных регуляторов. Один из критериев эффективности — количество инициированных дел. Источник: книга Алексея Ульянова «Антимонопольное регулирование в России»

Когда ФАС может признать ТСЖ монополистом. ТСЖ всегда будет монополистом в пределах своей же собственности. Но еще раз напомню, что статус монополиста не нарушает закон: запрещено злоупотреблять своим доминирующим положением.

Как ТСЖ не нарушить антимонопольное законодательство. Следует внимательно относиться к договорам и внутреннему делопроизводству. Все решения ТСЖ нужно оформлять правильно, проводить настоящие собрания и составлять протоколы. Это поможет избежать проблем в будущем: суд не сможет признать решения недействительными.

  • Если вы не согласны с решением или предписанием территориального антимонопольного органа, можете подать жалобу в апелляционную коллегию ФАС или обратиться в суд.
  • При этом подача жалобы не приостанавливает исполнение предписаний — монополисту придется устранить нарушения в срок, несмотря на жалобу.
  • Если компания или предприниматель пропустит срок обжалования, остается только обращаться в суд.

Часто суды встают на сторону монополистов из-за ошибок антимонопольных органов в анализе состояния конкуренции. Но без профильного юриста защитить себя в судах против ФАС очень тяжело: здесь нужен скрупулезный разбор каждого случая в отдельности.

Кроме того, нужно быть готовым, что придется пройти не одну судебную инстанцию. С каждой инстанцией шансы на выигрыш увеличиваются, немало дел доходят до Верховного суда. Главное правило здесь — не сдаваться и методично отстаивать свои интересы.

Источник: бюллетень антимонопольной статистики

Источник: бюллетень антимонопольной статистики

  1. Если у вас крупный бизнес, слушайте своих юристов — они должны хорошо разбираться в антимонопольном законодательстве.
  2. Если бизнес небольшой, остерегайтесь заключать какие-либо соглашения со своими конкурентами. В России отказ от соперничества вне закона.
  3. Не заключайте вертикальные соглашения, если ваша доля на рынке больше 20%, а это не соглашение о франшизе.
  4. Не договаривайтесь о ценах с конкурентами.
  5. Не договаривайтесь с конкурентами об объеме товаров и услуг на рынке.
  6. Избегайте случайного установления одинаковой с конкурентами цены на схожие товары или услуги.
  7. Не участвуйте в торгах совместно с конкурентами.
  8. Если вы председатель ТСЖ, внимательно относитесь к договорам и внутренней документации товарищества.
  9. Оформляйте все решения ТСЖ письменно.
  10. Если ФАС привлекает вас к ответственности и вы с ней не согласны, найдите профильного юриста и отстаивайте свои интересы.

Иск или жалоба: Когда обращаться в ФАС, а когда в суд

Арбитражный и антимонопольный органы имеют разные полномочия. 

В закупочных процедурах по 223-ФЗ споры далеко не редкость. Хотя на рынке хватает и недобросовестных поставщиков, к заказчикам тоже бывают серьезные претензии. Эксперты Т94 рассказали, в каких случаях можно пожаловаться в антимонопольный орган, а в каких участникам закупок поможет только суд.

В самом 223-ФЗ прописан перечень случаев, когда следует обращаться в Федеральную антимонопольную службу РФ. Закрытый перечень оснований существует только для административного обжалования. А вот право участника закупки обратиться в суд с жалобой на действия или бездействие заказчика подобными условиями не ограничено.

«Федеральная антимонопольная служба – орган, защищающий права участников закупок. Обратиться с вопросом и жалобой имеет право любое физическое или юридическое лицо, являющееся участником закупки.

В 223-ФЗ закреплен широкий перечень оснований для обращения с жалобой.

Одновременно можно подать и иск в суд, законом это не запрещено», — отмечает Сергей Фахретдинов, руководитель комитета «Деловая Россия» по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний.

Некоторые суды пока допускают обжалование не перечисленных в законе нарушений в антимонопольный орган. Впрочем, по мнению экспертов, всем участникам рынка закупок все-таки следует знать куда и в каких ситуациях было бы правильнее обратиться.

Дмитрий Казанцев, начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center, рассказал Т94: «В 223-ФЗ указано, что обращения в ФАС не отменяет право участника закупки обращаться по аналогичному вопросу и в суд. При этом есть ситуации, которые можно разрешить исключительно в разных органах.

Во-первых, это вопросы, которые делит стадия заключения договора на «до» и «после». А именно, если договор уже заключен, то со всеми обращениями следует идти только в суд, ФАС уже ничем помочь не сможет.

А если договор еще не был заключен, то участники закупки могут смело обращаться в ФАС. Второй водораздел связан с финансовыми требованиями к заказчику. Если таковые есть, то с обращениями идут в суд, так как деньги поставщику может помочь вернуть только эта инстанция.

И последнее, если вопросы касаются информационного обеспечения закупки, то обращаться следует в ФАС». 

При этом есть одна пограничная ситуация — порядок выбора победителя, замечает Дмитрий Казанцев. К примеру, ситуации, когда порядок не определен либо нарушен, или у поставщика возникли другие вопросы по допуску победителя.

До специального постановления Верховного суда с такими задачами обычно шли в ФАС, поскольку они касаются ситуаций, происходящих до заключения договора.

Сейчас, если следовать закону и логике постановления, то с такими вопросами нужно идти в суд.

«Как показывает практика, Федеральная антимонопольная служба, обладая всеми необходимыми компетенциями для рассмотрения жалоб поставщиков, рассматривает эти обращения быстрее суда», — говорит в комментарии Т94 Антон Емельянов, генеральный директор «Единой электронной торговой площадки». По его словам, необходимо учитывать тот факт, что ФАС по закону не обладает полномочиями по расторжению контрактов. То есть, если торговая процедура уже завершена и контракт с другим поставщиком уже заключен – пересмотреть результат торгов может только суд.

Ярослав Вахитов, руководитель проекта МЭЛТОР (Мастер электронных торгов), добавил, что в ФАС следует обратиться на этапе проведения процедуры закупки и заключения договора, а в суд на этапе исполнения или расторжения договора.

Например, обращение в ФАС на содержание конкурсной документации заказчика ограничивающей конкуренцию, другими словами — сговор.

А в суд — по исполнению договора: неподписание актов выполненных работ, услуг или поставок продукции, затягивание оплаты и т.п.

Сергей Фахретдинов отмечает, что для удобства, порядка и систематизации работы со всеми обращениями и жалобами необходимо, чтобы ФАС разработала методические рекомендации для бизнеса, участвующего в закупках по 223-ФЗ, содержащие порядок и основания подачи обращений как регулятору, так и в суд.

«В марте 2016 г. Президиум Верховного суда РФ утвердил Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, в целях обеспечения единообразного подхода к разрешению судами дел, связанных с применением Закона о защите конкуренции и КоАП РФ в области антимонопольного законодательства.

В обзоре разъяснено, что предупреждение антимонопольного органа может быть оспорено в арбитражном суде. Кроме того, решение и (или) предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит обжалованию только в арбитражном суде», — разъяснил Сергей Фахретдинов.

Он также добавил, что создание единообразного подхода и по остальным вопросам позволит упростить работу на долгий срок.

Таким образом, участник закупки, зная свои права, формально вправе обратиться с жалобой в любой орган. Однако, без методических рекомендаций контролирующих органов часть времени может быть потрачена впустую.

Ангелина Жукова.

Источник: http://torg94.ru

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *